30.04.2024

Первые слова во сколько месяцев: Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

Содержание

Во сколько дети начинают говорить и как им помочь

6 ноября 2019 Ликбез Советы

Если ребёнку уже 15 месяцев, а первое слово так и не прозвучало, это тревожный сигнал.

Когда дети начинают говорить

Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Всё дело в том, что детская речь возникает гораздо раньше, чем звучит осознанное «мама» или «дай».

Первая форма общения — это плач. Родители знают, что он различается в зависимости от того, что хочет донести ребёнок. Например, пронзительный вопль, скорее всего, означает, что младенцу требуется пища, а кряхтящее хныканье — что пора сменить подгузник.

Звуки, похожие на настоящие слова, появляются в возрасте 4–6 месяцев. К этому времени совершенствуется речевой аппарат и ребёнок начинает экспериментировать, открывая и закрывая рот, вдыхая и выдыхая, двигая языком, меняя форму губ. Так появляется младенческий лепет: «а-ба-ба», «агу» или даже «мама».

Но относиться серьёзно к таким первым словам не стоит: это случайность. Ребёнок ещё не связывает своё «мама», «баба» или «дай» с конкретными людьми или действиями.

Если человек уверяет, что его ребёнок заговорил в 7–9 месяцев, он либо заблуждается, либо выдаёт желаемое за действительное.

Первое осмысленное слово появляется в возрасте между 11 и 12 месяцам. И далее процесс идёт лавинообразно. Уже к году ребёнок обычно знает и произносит не одно, а от 2 до 20 слов: «мама», «папа», «баба», «дай» и порой исковерканные, но тем не менее понятные «ту-ту» (поезд), «бух» (падать) или «ам» (есть).

Собственно, год можно считать той самой границей, после которой возникает уверенная речь. Конечно, дети разные: кто-то начинает болтать в 11 месяцев, а кто-то помалкивает до года с хвостиком (лепет не в счёт). Но есть важная временная точка. Если ребёнок не произносит ни одного осознанного слова к 15 месяцам, необходимо обязательно проконсультироваться с педиатром. Возможно, ему придётся пройти дополнительные обследования, например проверить слух или посетить невропатолога.

Как понять, что у ребёнка проблемы с речью

Мама — самый главный эксперт по собственному малышу. Поэтому, если ей кажется, что у ребёнка есть сложности с произношением звуков или реакцией на услышанное, этого уже достаточно для разговора с врачом.

Но помимо «кажется» существуют объективные признаки речевых проблем. Они различаются в зависимости от возраста.

  • 3–4 месяца: ребёнок не лепечет, не экспериментирует со звуками.
  • 5–6 месяцев: не реагирует на неожиданные звуки, не поворачивает голову на зов, не смеётся.
  • 8–9 месяцев: не отзывается на собственное имя, лепет редкий и однообразный.
  • 12 месяцев: не произносит ни одного слова, даже «мама», «дай» или «на».
  • 13–18 месяцев: не показывает простые предметы на картинке или вокруг (например, не понимает вопроса «Где мячик?»), не имеет в лексиконе хотя бы шесть слов к возрасту 18 месяцев и не усваивает новые.

Ещё один тревожный симптом — потеря приобретённых языковых навыков. Например, если к 18 месяцам ребёнок употребляет «нормативные» шесть слов, но вы точно знаете, что всего пару месяцев назад их было больше 20, сообщите педиатру о таком регрессе.

Как помочь ребёнку заговорить

Лучший способ — создать все условия для общения. Вот три наиболее важные вещи, которые должен делать каждый родитель.

1. Разговаривайте

Не надо болтать без перерыва. Просто говорите с ребёнком, когда проводите время вместе.

  • Называйте вещи, которые держите в руках или протягиваете малышу: «Это мячик. А это машинка».
  • Описывайте, что вы делаете: «Сейчас мы надеваем штаны. А теперь — курточку. И отправляемся гулять!»
  • Поясняйте, что происходит вокруг: «У-у-у, какая громкая машина поехала!», «Кар! Это ворона каркает», «А вот у мамы звонит телефон».
  • Задавайте вопросы: «Слышишь, как нас папа зовёт? Побежали к нему!», «Твой зайчик, наверное, устал? Он хочет в кроватку?»
  • Пойте колыбельные.

2. Читайте вслух

Чтение показывает ребёнку, что существует много разных слов, учит составлять предложения, демонстрирует, как развивается действие. Это побуждает его к рассказу собственных историй, например о том, как играют друг с другом куклы, зачем спряталась машинка или почему ему не хочется есть ваш суп.

3. Слушайте

Будьте благодарны за рассказы: проявляйте заинтересованность, слушайте внимательно, смотрите в глаза. Сделайте так, чтобы ребёнок захотел говорить с вами о происходящем вокруг. Это станет для него стимулом использовать больше слов и складывать их в более сложные предложения.

Читайте также 👧🤱👦

  • Как научить ребёнка говорить
  • Как правильно вводить прикорм ребёнку
  • Почему ребёнок плачет и что с этим делать

В каком возрасте ребенок должен заговорить?

Рецензент Кравцова Елена Михайловна

129009 просмотров

23 ноября 2021

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы сохранять статьи и продукты в избранное

Речь — один из важных навыков ребёнка, и её формирование начинается задолго до того, как малыш самостоятельно заговорит. Младенец воспринимает речь родителей и окружающих его взрослых, подражает ей и впоследствии опирается на приобретённый опыт. Когда ребёнок должен начать говорить и как ему помочь?

Нормы развития речи у детей

Развитие речи происходит постепенно. Каждый ребёнок индивидуален, поэтому может как опережать возрастные нормы, так и немного отставать. Считается, что девочки начинают говорить раньше, чем мальчики, и родители мальчиков не всегда понимают, нужно ли беспокоиться или можно просто подождать. Причина в физиологических особенностях: созревание некоторых структур головного мозга девочек происходит быстрее. Из-за этого они лучше пополняют словарный запас в раннем возрасте. Но не только количество слов, но и другие признаки имеют значение для оценки речевого развития ребёнка. Они универсальны и для мальчиков, и для девочек.

Скорость и качество развития речи у детей индивидуальны, а нормативные границы условны. Понять, что с малышом всё в порядке, поможет педиатр.

Для предварительной оценки развития речи можно ориентироваться на нормы, описанные советским психологом Львом Семёновичем Выготским [1].

До года

В первые месяцы жизни малыш слушает родителей и окружающих его взрослых. Он различает голоса людей, которые с ним разговаривают, поворачивает голову в сторону звука. Сначала ребёнок овладевает гласными звуками, затем к трём-четырём месяцам появляются согласные звуки, и малыш начинает гулить.

В возрасте 6–12 месяцев ребёнок активнее имитирует звуки взрослой речи. Появляется лепет — малыш произносит одинаковые слоги, например «ма-ма-ма», «па-па-па», «дя-дя-дя». Примерно в десять месяцев дети привыкают отзываться на своё имя. К году жизни у ребёнка появляются первые короткие осмысленные слова («на», «дай», «мама»). Словарный запас составляет от 3 до 20 слов. Кроме того, малыш этого возраста правильно реагирует на просьбы что-то показать или дать (выполняет или отрицательно качает головой).

От одного года до двух лет

В год малыш повторяет слова, которые часто слышит, в речи появляются прилагательные. Ребёнок использует звуки и жесты для привлечения внимания, пропускает или заменяет сложные сочетания звуков, адаптируя речь под себя, например: «плохой — пахой». Малыш больше двигается, начинает перемещаться самостоятельно и накапливает знания об окружающем мире. Словарный запас активно пополняется: до полутора лет ребёнок использует 30-40 слов, ближе к двум годам – 300-400. У девочек к полутора годам, у мальчиков к двум годам начинает формироваться фразовая речь. Она возникает и в первую очередь используется для вопросов и выражения простых потребностей («Дай пить»).

От двух до трёх лет

В этом возрасте активно развивается способность говорить предложениями из 2–3 слов. Ребёнок начинает использовать местоимения, и предлоги. Его речь становится более понятна взрослым, он может выполнять их просьбы, состоящие из двух частей, например: «Возьми свою игрушку и дай мне».

Словарный запас пополняется по 100 слов в месяц. В два-два с половиной года малыш задаёт вопросы: «Почему?», «Куда?» и т.п.

Три года

В три года ребёнок активно общается со взрослыми и сверстниками с помощью простых предложений. Он может объяснить свои желания словами. Малыш начинает употреблять союзы и использует почти все основные части речи, используя в том числе обобщённые названия («звери», «вещи» и т.п.). При этом ребёнок может всё ещё нечётко произносить звуки. Малышу нравится слушать знакомые сказки и стихи. Он хорошо запоминает текст и воспроизводит его. Словарный запас пополняется каждый день [2]

.

Как помочь ребёнку заговорить

Когда дети начинают говорить первые слова, им самим это очень нравится. Основной способ помочь ребёнку заговорить — общаться с ним как можно чаще. В младенчестве малыш понимает речь на эмоциональном уровне, поэтому говорить с ним нужно выразительно. Все действия, связанные с ним – купание, массаж, кормление и т. п. – сопровождать эмоционально окрашенными словами. Называть малыша по имени, проговаривать названия вещей, говорить о том, что делает сам ребёнок и как хорошо у него это получается, а также подхватывать и повторять все звуки, которые он произносит.

По мере взросления лучше использовать короткие и понятные предложения, чтобы ребёнок мог наблюдать за движением губ и применял знания в своей речи. Нужно поддерживать разговор с малышом, задавать ему вопросы и стараться вести продолжительную беседу.

Читать книги и петь песни. Можно читать ребёнку книгу и показывать персонажей на картинках. Они привлекут его внимание, а слуховое восприятие поможет запоминать новые слова. Совместное разучивание новых песенок и коротких стишков развивает речевой аппарат, а также укрепляет связь с малышом.

Развивать мелкую моторику. Мелкая моторика — это выполнение мелких движений кистями, пальцами рук и ног, например: перебирать крупу, играть с бусинками и пуговицами. Центры головного мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом друг с другом, поэтому при стимуляции моторики быстрее происходит развитие речи.

Развивать словарный запас. Можно показывать и называть ребёнку окружающие предметы: до́ма, в парке, в гостях. Значение предметов стоит объяснять простым языком. Так ребёнок расширит знания об окружающем мире, выучит новые слова и будет быстрее учиться говорить.

Отказаться от языка жестов и коверканья слов. Взрослым лучше отказаться от коверканья слов, потому что ребёнок учится разговаривать на основании той речи, которую слышит вокруг. Если малыш заменяет слова на жесты, можно сделать вид, что они непонятны. Это будет стимулировать его к произношению. Не следует доводить ребёнка до плача или истерики. Действовать стоит мягко — задавать наводящие вопросы, проговаривать слова друг за другом.

Игры на развитие артикуляционного аппарата

Музыкальные игры помогают ребёнку развивать речевое дыхание и дают возможность вырабатывать протяжное произнесение гласных звуков и чёткое произношение согласных звуков. Могут помочь следующие занятия:

  • песенки с повторением слогов, например: «Пи-пи-пи-пи-питание! А уж потом — воспи-пи-питание»;
  • игрушки, которые воспроизводят звуки животных — их стоит повторять вместе;
  • музыкальные инструменты в игре: нужно просить ребёнка сказать название инструмента и повторить звуки, которые он издаёт.

Пальчиковые игры – это изображение каких-либо стишков или историй при помощи пальцев. Такие занятия помогают быстрее задействовать речевой центр. В пальчиковых играх используются различные движения руками – поднимание и опускание ладошек, хлопание в ладоши, а также загибание и разгибание пальчиков. Знакомые всем с детства «Ладушки, ладушки» и «Гуси летели» отлично подойдут для таких упражнений. Больше примеров пальчиковых игр в статье.

Артикуляционная гимнастика направлена на развитие подвижности речевых органов. В неё включаются упражнения для языка, щёк, губ и мимические упражнения.

Подойдут следующие занятия:

  • Гримасы: стоя вместе перед зеркалом, широко улыбаться, показывать язык, надувать щёки.
  • Несложные игры на дыхание: сдуть обёртку от конфетки с ладошки, выдувать мыльные пузыри, дуть на одуванчик.
  • Игры с языком: прятать и показывать язык, делать круговые движения языком как стрелка часов, пытаться достать языком до кончика носа.

Когда стоит обратиться к врачу

Развитие речи у каждого ребёнка происходит индивидуально, и неважно, во сколько лет или во сколько месяцев заговорили мама или папа. Для того чтобы своевременно обнаружить отставание, нужно регулярно проходить плановые осмотры у педиатра.

Если во время очередного приёма врач выявит признаки речевого расстройства, следует обратиться к неврологу и к логопеду. Специалисты составят план коррекции. Важно, чтобы родители активно участвовали в процессе лечения и оказывали поддержку ребёнку — от этого будет зависеть эффект занятий.

Рекомендации родителям

Список источников

1. Выготский Л. С., Психология развития ребёнка, М: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. — 512 с. (Серия «Библиотека всемирной психологии»)

2. Этапы развития речи ребёнка и повод для обращения к специалисту, ФГБУ «СЗОНКЦ им. Л. Г. Соколова» ФМБА России


Рецензент Кравцова Елена Михайловна

Психолог, детский и подростковый

Все статьи эксперта

Первые слова, обучающая деятельность и многое другое

Автор Ребекка Баффам Тейлор

В этой статье

  • Когда вы услышите первые слова ребенка?
  • Можно ли научить младенцев говорить?
  • Если вас беспокоит задержка речи

Прежде чем дети научатся говорить на реальном языке — скажем, на английском или испанском, — они бормочут и воркуют, играя со звуками. Это детский лепет, а детский лепет звучит одинаково во всем мире.

Но когда вы услышите первые слова вашего малыша? Критические вехи в обучении ребенка говорить происходят в первые три года жизни, когда его мозг быстро развивается. В это время развитие речи вашего ребенка зависит от ваши навыки детского лепета, а также навыки вашего ребенка.

Когда вы услышите первые слова ребенка?

Первый «детский лепет» невербальный и происходит вскоре после рождения. Ваш ребенок гримасничает, плачет и корчится, чтобы выразить целый ряд эмоций и физических потребностей, от страха и голода до разочарования и сенсорной перегрузки. Хорошие родители учатся слушать и интерпретировать различные крики своего ребенка.

Время, когда ваш ребенок произнесет эти волшебные первые слова, сильно зависит от конкретного ребенка. Но если ваш ребенок пропускает какие-либо из следующих этапов развития речи, поговорите со своим педиатром или семейным врачом о своих проблемах.

Вехи детского лепета

  • Детский лепет в возрасте 3 месяцев. В возрасте 3 месяцев ваш ребенок слушает ваш голос, наблюдает за вашим лицом, когда вы говорите, и поворачивается к другим голосам, звукам и музыке, которые можно услышать в доме. Многие младенцы предпочитают женский голос мужскому. Многие также предпочитают голоса и музыку, которые они слышали, когда были еще в утробе матери. К концу трехмесячного возраста младенцы начинают «ворковать» — счастливые, нежные, повторяющиеся, напевные звуки.
  • Детский лепет в 6 месяцев. В 6 месяцев ваш малыш начинает лепетать разные звуки. Например, ваш малыш может сказать «ба-ба» или «да-да». К концу шестого или седьмого месяца дети реагируют на свои имена, узнают свой родной язык и используют свой тон голоса, чтобы сказать вам, что они счастливы или расстроены. Некоторые нетерпеливые родители интерпретируют череду лепетов «да-да» как первые слова своего ребенка — «папа!» Но лепет в этом возрасте обычно все еще состоит из случайных слогов без реального значения или понимания.
  • Детский лепет в 9 месяцев. Через 9 месяцев дети могут понимать несколько основных слов, таких как «нет» и «пока-пока». Они также могут начать использовать более широкий диапазон согласных звуков и тонов голоса.
  • Детский лепет в 12-18 месяцев. Большинство детей к концу 12 месяцев произносят несколько простых слов, таких как «мама» и «папа», и теперь знают, что они говорят. Они отвечают — или, по крайней мере, понимают, если не подчиняются, — ваши короткие одношаговые просьбы, такие как «Пожалуйста, отложите это».
  • Детский лепет в 18 месяцев. Младенцы в этом возрасте говорят несколько простых слов и могут указывать на людей, предметы и части тела, которые вы им называете. Они повторяют слова или звуки, которые они слышат от вас, например, последнее слово в предложении. Но они часто пропускают окончания или начала слов. Например, они могут сказать «галка» вместо «собака» или «не-е-е-е-е-е» вместо «лапша».
  • Детский лепет в 2 года. К 2 годам младенцы связывают несколько слов короткими фразами из двух-четырех слов, например, «мама, пока-пока» или «мое молоко». Они узнают, что слова означают больше, чем такие предметы, как «чашка», — они также означают абстрактные идеи, такие как «моя».
  • Детский лепет в 3 года . К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 3 года, его словарный запас быстро расширяется, а «воображаемые» игры подстегивают понимание символического и абстрактного языка, такого как «сейчас», чувств, таких как «грустно», и пространственных понятий, таких как «внутри».

Можете ли вы научить детей говорить?

Младенцы понимают, что вы говорите, задолго до того, как они начинают ясно говорить. Многие младенцы, которые учатся говорить, сначала используют только одно или два слова, даже когда понимают 25 и более слов.

Вы можете помочь своему ребенку научиться говорить, если вы:

  • Часы. Ваш ребенок может протянуть обе руки, чтобы сказать, что хочет, чтобы его взяли на руки, дать вам игрушку, чтобы сказать, что хочет поиграть, или столкнуть еду с тарелки, чтобы сказать, что с него достаточно. Улыбайтесь, смотрите в глаза и поощряйте эти ранние невербальные попытки детского лепета.
  • Слушай. Обратите внимание на воркование и бормотание вашего ребенка, и воркуйте и лепетайте те же самые звуки прямо вашему ребенку. Младенцы пытаются имитировать звуки, которые издают их родители, и изменять высоту и тон, чтобы соответствовать языку, слышимому вокруг них. Так что наберитесь терпения и дайте ребенку достаточно времени, чтобы «поговорить» с вами.
  • Хвала. Улыбайтесь и аплодируйте даже самым маленьким или самым запутанным попыткам детского лепета. Младенцы учатся силе речи по реакции взрослых вокруг них.
  • Подражание. Младенцы любят слушать голоса своих родителей. А когда родители разговаривают с ними, это помогает развитию речи. Чем больше вы говорите с ними их «детский лепет», используя короткие, простые, но правильные слова, такие как «собака», когда ваш ребенок говорит «галка», тем больше малыши будут пытаться говорить.
  • Уточнить. Если ваш ребенок показывает на стол и шумит, не давайте ему просто еще лапши. Вместо этого укажите на лапшу и скажите: «Хотите еще лапши? Эта лапша хорошо сочетается с сыром, не так ли?»
  • Рассказ. Говорите о том, что вы делаете, когда моете, одеваете, кормите и переодеваете своего ребенка — «Давай сейчас наденем эти голубые носки» или «Я разделываю твою курицу для тебя» — так, чтобы ваш ребенок соединил ваши речь к этим объектам и переживаниям.
  • Держись. Даже если вы не понимаете, что говорит ваш ребенок, продолжайте пытаться. Мягко повторите то, что, по вашему мнению, было сказано, и спросите, правильно ли это. Продолжайте предлагать свое любящее внимание, чтобы ваш ребенок чувствовал себя вознагражденным за попытку поговорить.
  • Пусть ваш ребенок лидирует. Во время игры следите за вниманием и интересами вашего ребенка, чтобы показать, что общение — это двусторонняя игра, в которой нужно говорить и слушать, вести и следовать.
  • Играть. Поощряйте детей играть, притворяться и представлять вслух, чтобы развивать вербальные навыки, когда они станут малышами.
  • Читать вслух. Читатели на всю жизнь исходят от маленьких детей, которые получают массу удовольствия и расслабляющего опыта от чтения вслух.

Если вы обеспокоены задержкой речи

Следите за любыми признаками серьезной задержки речи у вашего ребенка и поговорите со своим врачом, если почувствуете наличие проблемы. Задержка речи может произойти по ряду причин, но чем раньше будет диагностирована проблема речи у младенцев, тем больше времени у вас будет, чтобы исправить ее и помочь вашему ребенку полностью раскрыть свой потенциал до школьного возраста. После консультации с педиатром, вот что можно сделать, чтобы помочь с задержкой речи:

  • Пройдите проверку слуха. У троих из 1000 новорожденных наблюдается потеря слуха, что может привести к задержке речевого развития. В большинстве штатов требуется проверка слуха в больнице сразу после рождения. Отведите ребенка на полное обследование слуха к 3 месяцам, если он не проходит начальную проверку слуха.
  • Обратитесь к логопеду. SLP может диагностировать и лечить определенные нарушения речи, языка или голоса, которые вызывают задержку речи. Лечение может включать предоставление родителям советов и игр, чтобы улучшить речевые проблемы у младенцев и улучшить языковые навыки ребенка.
  • Рассмотреть возможность скрининга развития. До 17% детей в США имеют нарушения развития или поведения, такие как расстройства аутистического спектра или когнитивные нарушения. Спросите врача вашего ребенка о скрининге на эти проблемы развития, которые могут вызвать задержку речи.

Какой первый шаг для того, чтобы дети научились говорить? Поощряйте первые слова вашего ребенка своим частым воркованием, лепетом, разговорами и пением. Продолжайте отвечать позитивно и проявлять заботу. Когда дело доходит до детского лепета, это лучший строительный блок.

Когда младенцы произносят свое первое слово?

© 2018 – 2022 Гвен Дьюар, доктор философии, все права защищены

Младенцы издают много коммуникативных звуков, но воркование, бульканье и плач не являются настоящей речью. Когда младенцы говорят свои первые слова? Большинство младенцев к концу первого года жизни могут произнести по крайней мере одно или два слова, но сроки могут значительно варьироваться от человека к человеку.

Например, эксперименты показывают, что младенцы понимают определенные слова — например, названия повседневных предметов — уже в 6 месяцев. А между 5 и 10 месяцами большинство детей начинают лепетать так, как будто это речь.

Могут ли некоторые из этих младенцев использовать звуки речи для общения, соединяя простые слоги (например, «ба-ба») для выражения конкретного значения (например, «бутылка»)? Может быть. Согласно опросу более 1500 семей в Соединенных Штатах, более 50% родителей считают, что их дети произносят свои первые слова к 10 месяцам после родов (Schneider et al, 2015).

С другой стороны, тот же опрос показал, что около 25% младенцев еще не разговаривали к своему первому дню рождения. Есть ли у этих детей риск возникновения проблем? Не обязательно. Но если ваш ребенок медлительный, рекомендуется убедиться, что у него есть много возможностей для языковой практики и общения с педиатром.

Вот подробная информация о том, когда дети начинают говорить, и на что обращать внимание, если вас беспокоят задержки в развитии.

Появление «канонического лепета» — когда младенцы тренируются произносить такие слоги, как « ма ма ма »

С самого рождения младенцы издают разнообразные вокализации. Но только спустя несколько месяцев младенцы начинают повторять звуки, которые мы признаем настоящими речевыми слогами — слоги, включающие как согласные, так и гласные, например «9». 0137 ма-ма-ма » или « ба-ба-ба » (Оллер и др., 2001; Оллер и др., 1998).

Когда младенцы быстро смешивают согласные и гласные, как это делают взрослые, это называется «каноническим лепетом» (Oller et al 1999). Возраст начала варьируется от человека к человеку, и разные исследования сообщают о несколько разных тенденциях (Molemans et al 2012). В некоторых исследованиях несколько детей начали канонический лепет до 5 месяцев, а более половины — вскоре после 7 месяцев (van der Stelt and Koopmans-can Beinum 19).86; Фаган 2009). В другом исследовании большинство младенцев начинали канонический лепет только после 8 месяцев (Nathani et al, 2006).

В целом исследователи ожидают, что большинство нормально развивающихся младенцев начнут канонически лепетать где-то между 5-6 и 10 месяцами (Lang et al 2019; Morgan and Wren 2019). Но независимо от того, когда это началось, канонический лепет — важный шаг вперед: младенцы тренируются в произношении слогов, которые станут строительными блоками настоящих слов.

Где грань между лепетом и первым настоящим словом ребенка?

Это сложно. Когда дети учатся говорить, их произношение далеко от совершенства. Они изо всех сил стараются приблизиться к звукам, которые слышат, и результаты могут звучать как бормотание, даже если они намерены использовать свои звуки как настоящие слова. Например, что, если ваш ребенок постоянно говорит « ба-ба », когда ему дают бутылочку? Может быть, она сознательно и намеренно пытается сказать «бутылка». Если да, то это слово, хотя и неправильно произносимое.

Итак, вопрос «когда дети произносят свои первые слова?» зависит не только от звуков, которые они издают, но и от того, поняли ли младенцы , что эти звуки должны означать. Как рано дети взламывают код?

Доказательства того, что даже 6-месячные младенцы могут понимать определенные слова

Исследователи разработали умный способ проверки понимания слов у младенцев.

Сначала младенцы сидят на коленях у матери лицом к электронному экрану. Затем малышам предъявляют серию изображений — изображений предметов повседневного обихода. У матерей завязаны глаза, поэтому они не могут знать, что именно видят их дети. Но матери носят наушники, чтобы получать инструкции от экспериментаторов о том, что делать расскажите своим детям.

При каждом испытании несколько элементов одновременно появляются в разных местах на экране. И матерей просят сказать что-нибудь — повторить фразу или вопрос, который выделяет один предмет по имени.

Например, если на экране отображаются два предмета — рот слева и яблоко справа — матери можно сказать: «Ты видишь рот?»

Как реагируют младенцы?

Исследователи, тестирующие англоязычные семьи, постоянно обнаруживают, что дети в возрасте 6 месяцев склонны больше смотреть на предметы, о которых говорят их матери. Похоже, они понимают многие слова, в том числе имена своих родителей (например, «мама» и «папа»), а также слова, относящиеся к частям тела и еде (Тинькофф и Ющик 19). 99; Тинькофф и Ющик, 2012 г.; Бергельсон и Суингли, 2012 г.; Бергельсон и Суингли, 2015 г.; Бергельсон и Аслин, 2017 г.; Бергельсон и Суингли, 2018 г.).

Результаты могут различаться в зависимости от контекста. Когда младенцы слушают другие, незнакомые голоса, они не всегда демонстрируют одинаковые признаки понимания слов (Steil et al 2021). Также возможно, что некоторые языки труднее расшифровывать детям, чем другие. В одном эксперименте дети, изучающие норвежский язык, не демонстрировали предпочтительного взгляда, пока им не исполнилось 8–9 месяцев, возможно, потому, что норвежский язык является более фонологически сложным, чем английский (Kartushina and Mayor 2019).).

Более того, как и следовало ожидать, многое зависит от того, какие слова вы тестируете. Младенцы с большей вероятностью узнают значение слов, которые их родители использовали в разговоре с ними каждый день. И некоторые ситуации могут быть особенно благоприятными для обучения.

Например, во время еды воспитатели обычно общаются со своими детьми лицом к лицу и могут повторять определенные ключевые слова (например, названия посуды и продуктов питания) в нужный момент — когда дети смотрят на предметы, по имени (Клеркин и Смит, 2019 г. ). Это облегчает детям понимание того, что родители пытаются сообщить.

Итак, если ваш ребенок, кажется, понимает, что означает слово «бутылочка», и говорит что-то вроде «ба-ба», чтобы попросить бутылочку, вполне разумно думать, что он использует слово. Сообщения о раннем использовании слов не распространены, но они существуют. Например, в исследовании, отслеживающем 46 младенцев с течением времени, их англоязычные родители сообщили, что 6 человек произносят слово в возрасте 7 месяцев (Moore et al 2019).).

И даже если ваш малыш не окажется ранним говоруном? Стоит быть открытым к идее, что ваш ребенок готов производить язык. Это потому, что языковые навыки растут , когда взрослые вовлекают младенцев в разговор. (Франк и др., 2021; Ферьян Рамирес и др., 2020; Ферьян Рамирес и др., 2019; Ньюман и др., 2016; Шнейдман и Голдин-Мидоу, 2012). Если мы примем точку зрения, согласно которой наши дети могут использовать слова в более раннем возрасте, это побудит нас предоставить нашим детям богатый интерактивный язык, необходимый им для развития большего словарного запаса.

Но что, если ваш ребенок еще не говорит? Когда следует волноваться?

Исследователи подчеркивают, что для младенцев нормально немного различаться по времени их речевых вех. Как отмечалось выше, недавнее исследование показывает, что примерно 25% младенцев не произносят свои первые слова к 12-месячному возрасту. Но есть рекомендации по выявлению детей, которые развиваются медленнее, чем обычно.

Позднее начало канонического лепета

У нормально развивающихся детей канонический лепет появляется к 10 месяцам. Младенцы, которые не проявляют признаков канонического лепета к концу этого периода, могут подвергаться риску будущих языковых проблем (Lang et al, 2019; Lomander et al, 2017). Так что, если вы не слышите эти слоги к 9 месяцам, это то, за чем вам нужно следить. Поговорите со своим педиатром о своих проблемах и воспользуйтесь возможностью помочь вашему ребенку учиться. Это включает вовлечение вашего ребенка в разговор (как упоминалось выше). Это также включает в себя поощрение попыток вашего ребенка лепетать, имитируя звуки, похожие на речь вашего ребенка (Goldstein and Schwade, 2008).

Отсутствие зрительного контакта и / или трудности с социальным взаимодействием

Задержка речи иногда является ранним признаком того, что у ребенка разовьется расстройство аутистического спектра (РАС), поэтому следует следить за другими потенциальными признаками . Новорожденные дети, у которых позже разовьется аутизм, часто проявляют нормальный интерес к установлению зрительного контакта с теми, кто за ними ухаживает. Но между 2 и 6 месяцами после родов эти младенцы начинают меньше обращать внимание на глаза (Jones and Klin, 2014; Schultz et al, 2018) и проявляют меньший интерес к социальным взаимодействиям (Shen and Piven, 2017).

Нет слов к 13 месяцам

Во всем мире младенцы, как правило, произносят свои первые слова к 11–13 месяцам, и исследования показывают, что у большинства детей к 14 месяцам наблюдается значительное улучшение способности понимать речь (Bergelson and Swingley). 2012). Поэтому, если вашему ребенку скоро исполнится 14 месяцев, а он еще не произнес ни слова, рекомендуется проконсультироваться с педиатром.

Своевременное вмешательство может вернуть детей в нужное русло

Если у ребенка отстает речевое развитие, это не всегда означает, что что-то не так. Но если есть основная проблема, лучше определить ее на ранней стадии разработки.  Современные логопеды разработали вмешательства для детей с задержкой речи (Law et al 2003), и чем раньше дети начинают, тем быстрее дети могут добиться прогресса.

Способы поддержки развития речи

Младенцам нужна наша помощь в изучении языка. Подобно взрослым, которые учатся говорить на иностранном языке, младенцам полезно участвовать в разговоре. Они также выигрывают, когда мы обращаем внимание на их любопытство и используем вызывающие воспоминания жесты, когда разговариваем с ними. Узнайте больше об этих тактиках и других научно обоснованных способах помочь вашему ребенку учиться в моей статье «Как поддержать развитие речи у младенцев».

Дополнительная информация

Для получения более подробной информации о возможностях личного общения при обучении детей понимать и произносить слова, см. эту статью.


Ссылки: Когда дети говорят свои первые слова?

Бергельсон Э. и Суингли Д. 2018. Понимание слов младенцами в условиях незнакомого говорящего или измененного произношения. Детский Дев. 89(5):1567-1576.

Бергельсон Э. и Суингли Д. 2015. Раннее понимание слов у младенцев: повторение и расширение. Lang Learn Dev. 11(4):369-380.

Bergelson E and Swingley D. 2012. В возрасте 6–9 месяцев младенцы знают значения многих нарицательных существительных. Proc Natl Acad Sci U S A. 109(9):3253-8

Бергельсон Э. и Аслин Р.Н. 2017. Природа и происхождение лексики в 6-м возрасте. Proc Natl Acad Sci USA. 114(49):12916-12921.

Брэдшоу Дж., Маккракен С., Пиледжи М., Бран Н., Делеханти А., Дэй Т., Федерико А., Клайман С., Солнье С., Клин А., Уэтерби А. 2021. Раннее развитие социальной коммуникации у младенцев с расстройством аутистического спектра. Детский Дев. 92(6):2224-2234.

Клеркин Э.М. и Смит Л.Б. 2019. Ежедневная статистика предметов и их названий: как начинается изучение слов. Cogsci. 2019: 240-246.

Фаган Мк. 2009. Средняя длина высказывания до слов и грамматики: лонгитюдные тенденции и последствия младенческой вокализации для развития. Джей Чайлд Ланг. 36(3):495-527.

Ferjan Ramirez N, Lytle SR, Kuhl PK. 2020. Коучинг родителей увеличивает количество оборотов в разговоре и способствует развитию речи младенцев. Proc Natl Acad Sci U S A. 117(7):3484-3491.

Ферьян Рамирес Н., Литле С.Р., Фиш М., Куль П.К. 2019. Коучинг родителей в возрасте 6 и 10 месяцев улучшает языковые результаты в возрасте 14 месяцев: рандомизированное контролируемое исследование. Dev Sci. 22(3):e12762.

Франк М.С., Брагинский М., Юровский Д., Марчман В.А. 2021. Изменчивость и последовательность в раннем изучении языка: проект Wordbank. Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Гарсия Д., Родрикес Г.М., Хилл Р.М. , Лоренцо Н.Е., Багнер Д.М. 2019. Речевые навыки младенцев и навыки воспитания детей: рандомизированное контролируемое исследование. Поведение тер. 50(3):544-557.

Гольдштейн М.Х. и Шваде Дж.А. 2008. Социальная обратная связь к лепету младенцев способствует быстрому фонологическому обучению. Психологические науки. 19(5):515-23.

Jones W и Klin A. 2014. Внимание к глазам присутствует, но снижается у 2–6-месячных младенцев, у которых впоследствии диагностирован аутизм. Природа. 504 (7480): 427–431.

Картушина Н. и Майор Дж. 2019. Знание слов норвежскими младенцами в возрасте от шести до девяти месяцев? Не без дополнительных частотных сигналов. Р. Соц. Открытая наука. 6:180711.

Ланг С., Бартл-Покорный К.Д., Покорный Ф.Б., Гарридо Д., Мани Н., Фокс-Бойер А.В., Чжан Д., Марщик П.Б. 2019. Канонический лепет: маркер раннего выявления поздно выявленных нарушений развития? Curr Dev Disord Rep. 6(3):111-118.

Law J, Garrett Z, Nye C. 2003. Речевые и языковые терапевтические вмешательства для детей с первичной речевой и языковой задержкой или расстройством. Кокрановская система базы данных, ред. 2003(3):CD004110.

Ломандер А., Холм К., Эрикссон С. и Либерман М. 2017. Метод наблюдения показывает, что отсутствие канонического лепета может указывать на будущие проблемы с речью и языком. Акта Педиатр. 106(6):935-943.

Молеманс И., ван ден Берг Р., ван Северен Л., Гиллис С. 2012. Как надежно измерить начало лепета? Джей Чайлд Ланг. 2012 июнь; 39 (3): 523-52.

Мур С., Дейли С., Гаррисон Х., Аматуни А. и Бергельсон Э. 2019. Укажи, пройди, поговори: связи между тремя ранними вехами на основе наблюдения и отчета родителей. Дев Психология. 55(8):1579-1593.

Морган Л. и Рен Ю. 2018. Систематический обзор литературы о ранних вокализациях и моделях лепета у детей младшего возраста. Коммуникационные расстройства Ежеквартально 4(1).

Натани С., Эртмер Д.Дж., Старк Р.Е. 2006. Оценка развития голоса у младенцев и детей ясельного возраста. Клин Лингвист Phon. 20(5):351-69.

Ньюман Р.С., Роу М.Л. и Бернстайн Ратнер Н. 2016. Ввод и усвоение в 7 месяцев позволяет прогнозировать словарный запас малыша: роль ориентированной на ребенка речи и навыков обработки речи младенцев в языковом развитии. J Child Lang.; 43(5):1158-73

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Е. и Бейсингер Д. 2001. Интуитивное определение родителями голосовых звуков младенцев. Наука о развитии. 4:49–60.

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Е., Нил А.Р., Шварц Х.К. 1999. Предвестники речи в младенчестве: предсказание речевых и языковых расстройств. J Коммунальное расстройство. 32(4):223-45.

Оллер Д.К., Эйлерс Р.Э., Нил А.Р. и Кобо-Льюис А.Б. 1998. Поздний канонический лепет: возможный ранний маркер аномального развития. Ам Джей Мент Ретард. 103(3):249-63.

Schick J, Fryns C, Wegdell F, Laporte M, Zuberbühler K, van Schaik CP, Townsend SW и Stoll S. 2022. Функция и эволюция направленного на ребенка общения. PLoS Biol.;20(5):e3001630.

Шнейдман Л.А. и Голдин-Медоу С. 2012. Ввод и усвоение языка в деревне майя: насколько важна направленная речь? 15(5):659-73.

Сырник С. и Мейнц К. 2017. Прощай, мамочка. Понимание слов у 9-месячных детей. Бр Дж Дев Психол. 35(2):202-217.

Тинкофф Р. и Ющик П.В. 2012. Шестимесячные дети понимают слова, относящиеся к частям тела. Младенчество. 17(4):432–444.

Тинкофф Р. и Ющик П.В. 1999. Некоторые начальные этапы понимания слов у шестимесячных детей. Психологическая наука. 10(2):172–175.

Шнайдер Р.М., Юровский Д. и Франк М.С. 2015. Крупномасштабные исследования изменчивости детских первых слов. В DC ​​Noelle, DC, R. Dale, A.S. Warlaumont, T. Matlock, CD Jennigs и PP Maglio (редакторы): Материалы 37-й ежегодной конференции Cognitive Science Society, 2210–2115.

Shen MD и Piven J. 2017. Развитие мозга и поведения при аутизме от рождения до младенчества. Диалоги Clin Neurosci. 19(4):325-333.

Шульц С., Клин А., Джонс В. 2018. Неонатальные переходы в социальном поведении и их последствия для аутизма. Тенденции Cogn Sci. 22(5):452-469.

Steil JN, Friedrich CK и Schild U.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *