понятие, основные правила и особенности. Общение с людьми :: BusinessMan.ru
Популярное
Ежедневно нам приходится общаться с огромным количеством людей. Это может быть и милая дружеская беседа, и серьезный деловой разговор. Независимо от ситуации хочется получать удовольствие и какой-то результат от коммуникаций. Это возможно лишь в том случае, если происходит конструктивное общение.
Что это такое?
Конструктивное общение — это способность донести до собеседника свои мысли объективно, без каких-либо оценочных суждений, с уважением к чужой точке зрения. Проще говоря, это умение говорить, слушать, а главное — слышать своего оппонента. При этом важно управлять своими эмоциями, не проявляя бурной реакции на сказанное собеседником.
Если вы чувствуете напряженность в общении с окружающими и практически ежедневно попадаете в конфликтные ситуации, значит, вам нужно внимательнее относиться к такой категории, как культура общения. Приготовьтесь к тому, что вам придется пересмотреть ряд нравственно-этических ценностей, а также приобрести некоторые полезные навыки.
Что мешает конструктивному общению?
Конструктивное общение — это не так сложно, как может показаться. Тем не менее, сами того не замечая, люди могут создавать препятствия для содержательного диалога. Ключевые негативные факторы в общении можно описать следующим образом:
- Оценочное суждение о ситуации или личности. Вы никогда не можете быть до конца уверены в том, что собеседник полностью разделяет ваши взгляды. Именно поэтому важно говорить фактами, не приводя аргументы за или против.
- Слова, обозначающие долженствование. Говоря человеку «ты должен…», вы заранее настраиваете его против себя. Никому не нравится подчиняться. Говорите с человеком так, чтобы он сам захотел исполнить ваше пожелание.
- Назойливые вопросы. Если человек не хочет раскрывать вам какую-то информацию, не стоит устраивать ему допрос. Это не приведет к успеху, зато может стать причиной серьезного конфликта.
- Диагностика мотивов поведения. Не пытайтесь убедить человека в том, что он поступает определенным образом по каким-то конкретным причинам. «Ты боишься», «ты ревнуешь» и прочие фразы, даже если они правдивы, могут обидеть собеседника и вызвать в нем приступ агрессии.
- Отрицание проблемы. Даже если вам ситуация кажется пустяковой, для вашего собеседника она может иметь определяющее значение. Имейте уважение к чужим переживаниям.
- Переход на другую тему. Даже если вам жутко неинтересно то, о чем говорит собеседник, не стоит менять вектор беседы. Это нетактично и обидно.
- Соревновательный момент. Нередко, слушая о чьих-то успехах и достижениях, люди пытаются переплюнуть собеседника, демонстрируя свое превосходство. Это характеризует человека не лучшим образом.
- Приказной тон. «Сделай», «принеси», «скажи» и другие слова в побудительном наклонении настраивают собеседника против вас и накаляют обстановку. Все, чего вы хотите добиться от оппонента, должно иметь форму просьбы.
Что еще препятствует конструктивному общению?
Общение с людьми не всегда бывает конструктивным. Препятствием на пути к продуктивному диалогу могут стать такие факторы:
- Обсуждение прошлого. Даже если проблема была актуальна не ранее чем вчера, к ней уже не стоит возвращаться. Произошедшие события невозможно изменить, но они нередко становятся причиной конфликтов. Обратиться к прошлому можно лишь в том случае, если имеющийся опыт поможет в решении нынешних проблем.
- Неправильный выбор собеседника. Порой человек начинает обсуждать проблемный вопрос с тем, кто никоим образом не может поспособствовать его решению. Бессилие собеседника в данном вопросе может быть воспринято агрессивно, а потому конфликт на данной почве неизбежен.
- Попытка изменить окружающих. Если у вас есть конкретная проблема, то вы должны сосредоточиться на ее устранении, а не на попытках перестроить своего собеседника.
Барьеры в общении
Почему не всегда складывается конструктивное общение? Психология объясняет это существованием барьеров, среди которых стоит особенно выделить:
- Барьер избегания — уклонение от контактов по причине того, что собеседник может оказать негативное воздействие. Это чувство может быть основано как на личной неприязни, так и на объективных факторах.
- Барьер авторитета связан с тем, что к некоторым людям есть безоговорочное доверие в силу их социального статуса или личных особенностей. Все остальные лишены такой благосклонности.
- Фонетический барьер — это банальное невосприятие речи собеседника. Это может быть связано со скоростью говорения, громкостью, дефектами речи или тембром голоса.
- Семантический барьер связан с лексиконом, который говорящий использует в своем монологе. Даже если человек повествует о серьезной проблеме, использование сленговых терминов или жаргонных выражений может отвернуть слушателя.
- Барьер стыда и вины возникает из-за неуверенности в себе. Человек стесняется выражать свои мысли, из-за чего с ним просто невозможно выстроить конструктивный диалог.
Как снять эмоциональное напряжение во время разговора?
Конструктивное общение подразумевает холодный разум, а чрезмерная эмоциональность будет неуместной. Это приводит к потере контроля над ситуацией и серьезным конфликтам. Чтобы снять напряжение, можно воспользоваться такими приемами:
- Не выстраивайте защиту и не используйте тактику нападения. Если вы понимаете, что вас несправедливо обвиняют, не обрушивайтесь с ответной критикой на оппонента, ведь это демонстрация низкого уровня культуры. Защищаться и оправдываться также не стоит, ведь это проявление слабости. Наиболее разумное решение — спокойно и обстоятельно пояснить свою точку зрения.
- Определите источник негативных эмоций и попробуйте его устранить. Вполне возможно, что агрессия направлена не конкретно на вас, а связана с какими-то внешними раздражителями. Постарайтесь их разгадать и успокоить своего оппонента.
- Продемонстрируйте открытость и готовность понять своего собеседника. Даже если человек агрессивен и рассержен, вы должны продемонстрировать свое умение слушать. Позволив оппоненту выговориться, вы можете рассчитывать на дальнейшее общение в более ровных и спокойных тонах.
Основные условия конструктивного общения
Жизнедеятельность человека неразрывно связана с коммуникациями. С их помощью мы передаем и получаем важную информацию, решаем вопросы разной степени важности и сложности. Чтобы извлекать из взаимодействия с людьми только пользу и положительные эмоции, необходима культура общения. Она подразумевает следующее:
- Своего собеседника нужно воспринимать как равного. Независимо от того, чей социальный статус выше, за кем правильная точка зрения, нужно держаться уважительно и достойно.
- Нужно уважать право другого человека на собственную точку зрения. Даже если вы считаете ее в корне неправильной, вы не имеете права принуждать собеседника переходить на свою сторону.
- Нельзя недооценивать важность личности и действий собеседника. То, что он делает, — это его жизненный опыт и моральные ценности. Эти категории требуют уважения.
Техника конструктивного общения: 8 правил
Казалось бы, что может быть проще общения? С раннего детства мы воспринимаем и воспроизводим речь. Тем не менее, чтобы общение с людьми было приятным и полезным, нужно руководствоваться такими правилами:
- Говорите на языке оппонента. Если это простой человек со средним уровнем образования, не стоит пускать ему пыль в глаза сложными терминами и мудреными выражениями. И наоборот. Если собеседник на голову выше вас, нужно стремиться выглядеть достойно и не теряться на его фоне.
- Всячески подчеркивайте свое уважение к собеседнику. Это должно проявляться не только в словах, но даже в жестах и выражении лица.
- Ищите точки соприкосновения с оппонентом. Если вы обнаружите, что у вас есть что-то общее (жизненные обстоятельства, черты характера и прочее), вам будет намного легче выстраивать диалог.
- Интересуйтесь проблемами собеседника. Если он хочет с вами чем-то поделиться, непременно выслушайте.
- Дайте оппоненту выговориться. Даже если вы в корне не согласны с его точкой зрения, он должен иметь возможность сказать все, что думает по этому поводу. Тогда и у вас появится право приводить развернутые аргументы.
- Используйте правило «вербализации эмоций». Проговаривайте то, что вы чувствуете. Это снимет напряжение и позволит установить доверие.
- Говорите конкретно. Если у вас есть варианты выхода из ситуации, непременно представьте их. В противном случае не стоит продолжать диалог, ведь он заведет вас в тупик.
- Не воспринимайте собеседника негативно. Если он что-то делает и говорит не так, не приписывайте это его личностным качествам. Считайте это ошибочным поведением, вызванным стечением обстоятельств.
Техники слушания
Особенности конструктивного общения настолько многочисленны, что на овладение ими требуется некоторое время и в дальнейшем регулярная практика. Интересно, что вам придется научиться не только доносить, но и воспринимать информацию. В связи с этим выделяют такие техники слушания:
- Активное (рефлексивное) слушание подразумевает постоянное отражение информации. Чтобы показать собеседнику, насколько вы внимательно относитесь к его словам, нужно постоянно задавать какие-то уточняющие вопросы. Это продемонстрирует ваше уважение к оппоненту, а также позволит вам удерживать внимание, не теряя нить разговора.
- Пассивное (нерефлексивное) слушание подразумевает полное сосредоточение на информации. При этом вы не прерываете собеседника, не вмешиваетесь в его монолог. Чтобы продемонстрировать оппоненту свое внимание, периодически кивайте головой в знак того, что вы его слушаете и понимаете.
- Эмпатическое слушание подразумевает сопереживание собеседнику. Вы должны не просто понимать его эмоциональное состояние, но также разделять его и всячески демонстрировать это.
Техника эмпатического слушания
Если вы хотите выстраивать конструктивное межличностное общение, рекомендуется овладеть техникой эмпатического слушания. Она подразумевает соблюдение таких правил:
- Настройтесь на слушание. Это значит, что на момент диалога вы должны забыть о собственных проблемах, окружающих вас событиях, душевных переживаниях. Очистите свой эмоциональный фон, чтобы понять и принять ощущения собеседника.
- Реагируя на слова партнера, передайте в своем монологе все, что вам удалось почувствовать. Чем точнее вы уловите эмоцию собеседника, тем теснее и доверительнее будут ваши взаимоотношения.
- После ответа непременно соблюдайте паузу. Это время отведено собеседнику для того, чтобы обдумать ваши слова, собраться с мыслями и продолжить диалог. Не воспринимайте это как «неловкое молчание» и не пытайтесь заполнить этот временной промежуток какими-то своими соображениями или высказываниями.
- Эмпатическое слушание — это понимание и принятие эмоционального состояния собеседника. Но ни в коем случае не пытайтесь объяснить природу и причины его переживаний.
Как обучить ребенка конструктивному общению
Общение с ребенком — это прежде всего воспитательный процесс. Безусловно, в детском саду или школе ребенка научат правильно и грамотно говорить, четко выражать свои мысли. Тем не менее этого недостаточно. Умение слушать и уважать собеседника должны привить именно родители. Этот процесс включает в себя несколько существенных составляющих:
- Обратите внимание на свою собственную речь. Ребенку свойственно повторять за окружающими. Именно поэтому у него перед глазами постоянно должен быть пример конструктивного общения.
- Выстраивайте свое общение с ребенком так, как делали бы это со взрослым собеседником. Конечно, не стоит оперировать сложными категориями, но и сюсюкать тоже запрещено. В ходе общения с родителями ребенок должен научиться строить аргументы, отстаивать свою точку зрения, чтобы потом успешно применять эти навыки в обществе.
- Позволяйте ребенку брать инициативу в свои руки. Даже если он говорит глупости, дайте ему высказаться, после чего вежливо и обстоятельно объясните, в чем он неправ. Не отнимайте у него возможность спорить и отстаивать свою точку зрения.
Правила конструктивного общения с детьми
По мере того как вчерашние малыши начинают взрослеть, они начинают бунтовать, а потому с ними становится все сложнее найти общий язык. Конструктивное общение детей и взрослых должно базироваться на следующих основных правилах:
- Четко установите границы дозволенного. Об этом нужно постоянно напоминать. Несмотря на то что это можно рассматривать как принуждение и авторитаризм, дети не должны иметь возможности обсуждать эти правила. В противном случае они начнут манипулировать взрослыми, устанавливая собственные порядки.
- Ищите причину ненадлежащего поведения не в характере ребенка, а в ваших взаимоотношениях. Как правило, непослушание, бунт и прочие негативные проявления возникают тогда, когда взаимопонимание со взрослыми дало трещину. Восстановите доверие и только после этого решайте основную проблему.
- Установленные вами границы не должны противоречить интересам и возрастным потребностям ребенка. По мере взросления правила нужно менять, иначе реакция будет очень резкой.
- Хвалите ребенка за малейшие достижения и успехи. Это будет вселять ему веру в себя и даст стимул к новым свершениям.
- Правила общения с ребенком должны быть строго согласованы между всеми людьми, которые принимают участие в воспитательном процессе. В противном случае детям будет трудно их усвоить и привыкнуть к ним.
- Наказание должно вытекать непосредственно из провинности. Также оно должно быть соразмерно проступку. В противном случае у ребенка будут формироваться мстительные намерения по отношению к родителям.
Заключение
Современному человеку просто необходимо знать и применять на практике основы конструктивного общения. Это значительно облегчит взаимоотношения с друзьями, родственниками, коллегами, начальством и просто посторонними людьми. Если вы постоянно попадаете в конфликтные ситуации, стоит задуматься над тем, обладаете ли вы навыками конструктивного общения. Возможно, переосмыслив значение коммуникаций в своей жизни, вы будете иначе строить диалог с окружающим миром.
- 0
- Бизнес статьи
Поделиться:
Читайте также
- Как со Сбербанка перевести на «Яндекс» деньги: условия, комиссия
- Учетная политика ИП на УСН «Доходы». Книга учета доходов и расходов (КУДиР) для ИП на УСН
- Концедент — это… Полномочия концедента
- Эмбоссированная карта: описание, преимущества. Отличие эмбоссированной карты от неэмбоссированной
- Как положить на социальную карту учащегося деньги: все способы
- Что такое коммерция: особенности электронной и обычной деятельности
- ОКОФ бензиновых электростанций: коды, классификация и назначение
основные условия, правила и приемы
Главная » Психология общения
Опубликовано: Рубрика: Психология общения
Содержание
- Понятие конструктивного общения
- Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
- Что может помешать построению конструктивного диалога
- Какие существуют барьеры в общении
- Какие есть условия для построения правильного общения
- Основы и правила конструктивного диалога
- Уважение к оппоненту
- Интерес
- Умение слушать
- Не проявлять негатива
- Конструктивная критика
- Понятный лексикон
- Общие темы
- Отсутствие лжи
- Способы создать правильный диалог
- Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Каждому человеку, живущему в социуме, приходится постоянно контактировать и общаться с другими людьми. Не важно к какому типу это относить: приятельскому общению или деловой встрече. И всегда хочется, чтоб это общение было удобным, не приносило дискомфорт. Как добиться конструктивного общения при контакте с людьми?
Понятие конструктивного общения
Если обратиться к терминологии, то понятием “конструктивного общения” называют умение донести до человека какую-то мысль без скандалов и упрёков. То есть, когда человек может просто объяснить и донести свою точку зрения до собеседника. При это не приводится “пустых фактов” в виде оценочных суждений, а к точке зрения собеседника относятся с пониманием и уважением. За определённое мировоззрение не пытаются принизить или оскорбить, его воспринимают, как чёткую позицию отдельного индивида.
Если же индивид чувствует постоянное напряжение и нарастание конфликта в момент разговора, то следует более внимательно относиться к такому собеседнику. Очевидно, что речь идёт об общении с токсичным человеком, который не понимает и не может создать действительно конструктивной диалог.
Для каких целей стоит обучаться ведению конструктивного диалога
Этому навыку нужно учиться не только для того, чтобы создать комфортное общение с собеседником, но и приобрести новый навыки. Как правило, с людьми, которые обладают таким навыком больше ценят в обществе. Они не имеют проблем с коммуникабельностью, легко сходятся с людьми и способны легко заводить новые знакомства.
Как правило, именно такие люди имеют больше возможностей в сфере устройства на работу, они легко сходятся с людьми и могут адаптироваться в любом коллективе.
Справка! Некоторые компании перед принятием на работу проводят тест на способность построения конструктивного диалога.
Считается, что это обязательный навык для руководящих должностей. Сотрудники, умеющие объяснить своё подчинённым суть работы и мотивировать к действию высоко ценятся внутри коллектива.
Читайте также: Социальный конфликт — что это, причины, виды и пути разрешения
Что может помешать построению конструктивного диалога
Разумеется, есть то, что мешает человеку в построении конструктивного диалога с собеседником. К этим пунктам относятся:
- оценочные суждения, касательно конкретной ситуации или личности. Человек не может быть на 100% уверен, давая оценку какой-то ситуации, ведь собеседник может не разделять взгляды;
- слова “должен” и “обязан”. Нельзя насильно принудить человека к выполнению каких-либо действий. Это является элементом токсичности;
- лишние вопросы. Назойливые вопросы максимально мешают построению конструктивного диалога;
- диагностика поведения. Нельзя с точностью утверждать о мотивах собеседника в форме “ты боишься/не знаешь” и так далее;
- отрицание наличия проблемы. Даже если индивиду кажется, что ситуация никчёмная и пустяковая, то его собеседник может быть другого мнения;
- ссылаться на стороннюю тему. Даже если диалог кажется скучным, а тема не интересной, не стоит задевать чувства человека и менять направление беседы;
- соревнования. Часто случается такое, что люди ставят себя в пример, причём для того, чтобы показать своё превосходство;
- приказ. Ни один человек не любит принуждения и приказную форму. Именно это доставляет основной дискомфорт во время общения с другим человеком.
Это основные аспекты, которые мешают человеку построить качественный и конструктивный диалог с другим человеком. Как правило, неумение общаться свойственно токсичным людям, которые буквально давят своим общением на других людей.
Какие существуют барьеры в общении
Иногда то, что диалог не складывается, имеет несколько причин.
Психологи выделяют следующие, как основные:
- избежание. Человек может отказываться от контакта или какого-либо общения просто из-за того, что не хочет быть жертвой не конструктивного диалога с постоянными осуждениями и давлением;
- авторитет. К неготовым людям есть какой-то отдельный вид доверия, они автоматически завоёвывают авторитет в компании. Такими качествами обладают далеко не все люди;
- фонетика. Иногда проблематично воспринимать общение с человеком из-за неправильности произношения, быстрого говорения и так далее. Лучше всего разделять лексикон на группы людей. С привычной компанией можно общаться так, как привыкли все, но на работе или учёбе стоит выбирать более деловой стиль общения при контакте с людьми;
- сематика. Это относится к лексикону и жаргону, который использует человек во время общения. Далеко не всем понятен молодёжный сленг или тюремный жаргон. Это может оттолкнуть и понизить уровень восприятия;
- стыд и вина. Часто человек стыдится и винит себя из-за недостаточно высокой самооценки и неспособности отстоять свою позицию перед другими людьми.
Читайте также: Как люди манипулируют другими в процессе общения – приемы и техники
Данные аспекты мешают построению правильного общения. Чаще всего неуверенность в себе и неготовность к диалогу чувствуется собеседником, поэтому к таким людям относятся несерьёзно.
Какие есть условия для построения правильного общения
Что нужно сделать для того, чтобы составить правильный и конструктивный диалог, не обеспечивая дискомфорт себе и собеседнику:
- восприятия собеседника, как равного себе. Даже если индивид больше понимает в той или иной сфере, не нужно постоянно напоминать об этом;
- уважать чужую точку зрения;
- нельзя недооценивать собеседника.
При соблюдении данных правил можно заметить не только личностный рост, но и комфорт во время диалога с другим индивидом.
Основы и правила конструктивного диалога
В чём заключаются основные правила, которые помогут человеку.
Уважение к оппоненту
Нужно всегда давать высказать собственную позицию и точку зрения. Только это поможет выстроить правильные отношения с собеседником. Он такой же индивид и имеет право на свою позицию. Даже если его мнение кажется глупым, не стоит оскорблять оппонента и настаивать я собственной правоте, принижая собеседника.
Интерес
Проявлять интерес к позиции собеседника и предмету обсуждения. Даже если индивида не интересует позиция второй стороны, то не стоит менять вектор беседы и игнорировать все правила приличия.
Умение слушать
Никогда нельзя перебивать оппонента. Это очень важное правило, которое помогает не только в конструктивном общении, но и в споре с человеком.
Не проявлять негатива
Даже при резком несогласии с точкой зрения нельзя унижать человека, его мнение и позицию. Это бестактно и глупо.
Конструктивная критика
Нельзя просто сказать “потому что” и выдать это за аргумент. Нужно чётко обозначить позицию, объяснить почему индивид не согласен с позицией собеседника. Чётко обозначить своё мнение и объяснить, почему оно не совпадает с мнением собеседника.
Читайте также: Ревность и психология человека, признаки и причины ревности
Понятный лексикон
Также очень важно быть “на одной волне” с человеком. Даже если речь идёт о сфере, в которой человек разбирается, лучше избегать профессиональной терминологии.
Общие темы
Нужно найти «точки соприкосновения» и определиться, с чем в определённой ситуации вы согласны, а с чем нет. Так сказать, рассмотрев две стороны медали показать свою точку зрения, но при этом не доказывать её правильность оппоненту, который видит ситуацию, с другой стороны.
Отсутствие лжи
Выдуманные аргументы – хуже молчания. Нельзя просто взять и придумать аргумент просто для того, чтобы доказать свою правоту. Так свойственно поступать детям, взрослые люди должны принимать факт того, что у них недостаточно аргументов для отстаивания своей позиции. В конце концов, если аргументов нет, никто не заставит отказаться от своей позиции.
Способы создать правильный диалог
При помощи каких способов и приёмов можно создать конструктивный диалог:
- Быть на одной волне с собеседником.
- Подчёркивать своё уважение к оппоненту.
- Найти точки соприкосновения.
- Проявлять интерес к проблемам.
- Выслушать человека.
- Показывайте эмоции жестами и прикосновениями.
- Говорить чётко и конкретно.
Применение этих правил поможет построить правильный и чёткий диалог.
Обучение ребёнка азам конструктивного общения
Как привить правила общения ребенку?
- указывать малышу на его речь и грамотность выражений;
- разговаривать с ребёнком как со взрослым;
- разрешать малышу перехватывать ход диалога.
Важно! Также не стоит повышать голос и вести конструктивный диалог с окружающими, дети имеют особенность перенимать модель поведения родителей.
Если научиться правильно выстаивать диалог и общаться с человеком, то можно забыть о проблемах с коллективом и постоянных ссорах. Такие люди не имеют проблем ни в личной жизни, нив общении с друзьями и коллегами.
Карина
Instagram: inside_763 Опытный психолог ответит на ваши вопросы.
Задать вопрос
Если вы хотите быть чуть счастливее, задавайте вопросы или делитесь своими наблюдениями
Как вам статья?
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Навыки конструктивного общения на рабочем месте
Если вы будете использовать изложенные здесь принципы навыков конструктивного общения, ваша работа, социальная и домашняя жизнь станут более эффективными, приятными и гладкими.
Конфликт и конфронтация являются естественной частью жизни, как личной, так и профессиональной. Как говорят некоторые, «Discussio mater veritas est», переводится как «мысль процветает в конфликте», большинство разногласий, как правило, содержат в себе крупицу истины с потенциалом для оптимизации и улучшения. При конструктивном подходе разногласия могут в конечном итоге принести пользу.
Независимо от вашего положения и окружения правила конструктивного общения остаются неизменными. Их использование поможет вам избежать ненужных личных конфликтов и найти способы превратить разногласия в улучшение или рост. Это особенно легко, если вы непредубеждены и готовы принять чужую точку зрения, не боясь поступиться своей самооценкой.
Для тестировщика эти навыки особенно важны. Согласно основам тестирования программного обеспечения: сертификация ISTQB, ‘…если у нас также не будет хороших навыков межличностного общения и общения, вежливости, понимания других и хорошего отношения к нашим коллегам, коллегам, клиентам, менеджерам и остальной части команды, мы потерпим неудачу как тестировщики, потому что никто не будет слушать нас. »
Принципы конструктивного общения
Конструктивное общение связано с построением хороших отношений и взаимопонимания между сторонами. Применяя следующие принципы, вы также можете предотвратить недопонимание и разрешить потенциальные конфликты на ранней стадии.
Обсуждайте проблему, а не человека
Вместо того, чтобы сказать «Вы были недостаточно внимательны, чтобы обнаружить ошибку», и спровоцировать коллегу на ответ оборонительным тоном, вы можете констатировать: «Есть ошибка, которая не было обнаружено на этапе тестирования».
Сосредоточиться на будущем, а не на прошлом
Сосредоточиться на прошлом неконструктивно, так как мы не можем изменить то, что уже произошло. Более того, расспросы людей о прошлом заставляют их защищаться и искать оправдания. Вернемся к приведенному выше примеру. Мы могли бы найти десятки причин, реальных или надуманных, почему случился кейс, но это не помогло бы нам изменить сложившуюся ситуацию — баг уже пропущен. Конструктивным вопросом будет: «Что мы можем сделать, чтобы избежать подобных случаев в будущем?»
Будьте конкретны
Когда у вас заканчивается терпение, легко обобщить, используя такие фразы, как: «Ты всегда на их стороне», или «Он вообще не заботится о качестве», Будьте конкретны и говорите о конкретном случае. Если, с другой стороны, вы находитесь на принимающей стороне, не начинайте спорить. Сначала постарайтесь найти корень проблемы, а затем направьте разговор в конструктивную плоскость. Вам нужны факты, которые вы можете получить, задавая такие вопросы, как: ‘Что случилось?’ и если вы получите общий ответ, попросите разъяснить, что они означают.
Оперируйте фактами, а не мнениями
Этот пункт очень похож на предыдущий. Чтобы быть конструктивными, нам нужно использовать факты. Факт – это утверждение, по отношению к которому вопрос: «Как это проявляется/выражается?» звучит неприменимо. Например, «Тестирование этой фичи запороли». — это не факт, потому что мы не знаем, как это проявлялось. «В текущем спринте тестирование этой возможности не завершено» — это факт, потому что вопрос «Как проявляется?» в отношении нее не имеет смысла.
Используйте сообщения «я»
Чувствуете тонкую разницу между: «Вы меня недооцениваете» и «Я чувствую себя недооцененным» ? Используя «я»-сообщения, мы не обвиняем и не делаем предположений об отношении или чувствах нашего собеседника. Мы говорим о себе, оставляя дверь открытой для человека, который поможет нам решить проблему. Психологи рекомендуют использовать следующий способ построения «я»-сообщений:
- Укажите, что вы думаете о поведении человека и его последствиях
- Приведите конкретные и осязаемые примеры последствий такого поведения для вас
- Сообщите о том, какое поведение вы бы предпочли в будущем
Например: ‘Я чувствую себя дезориентированным, когда не получаю регулярных отзывов о своей работе, потому что, возможно, я не в состоянии внести необходимые коррективы, чтобы приспособиться к изменяющимся условиям, и, следовательно, работать не самым эффективным образом. способ. Я хотел бы обсуждать свой прогресс и получать отзывы от моего менеджера/руководителя группы не реже одного раза в неделю».
Слушайте активно
Как сказал американский писатель и комментатор Дж. П. МакЭвой: «Когда вы говорите, вы только повторяете то, что уже знаете, но если вы слушаете, вы можете чему-то научиться» . Активное слушание — это техника, которая изначально использовалась в психологии и психиатрии, но теперь также успешно применяется в разрешении конфликтов, продажах, менеджменте, адвокатуре и многих других областях. Это помогает наладить контакт и избежать недопонимания. Активное слушание включает в себя следующие техники:
- Рефлексия (повторение, повторение) – Перефразирование или повторение слов говорящего помогает продемонстрировать понимание и избежать непонимания. Это также позволяет говорящему услышать собственные мысли и сосредоточиться на своих идеях и чувствах.
- Пауза — Оставить человеку немного места, чтобы добавить что-то, что иначе не было бы добавлено, может привести к неожиданным результатам, особенно при работе с эмоциями и чувствами.
- Пояснение — То, что не выяснено, обычно становится догадками. А когда людям приходится гадать, они склонны предполагать худшее. Уместные вопросы демонстрируют ваш интерес, помогают убедиться, что вы не упустите ни одной детали, и предотвратят догадки.
- Обобщение – Обобщение слов оппонента своими словами слушателя помогает быть на одной волне и дает возможность при необходимости что-то исправить или добавить.
Общая цель
Применение перечисленных выше принципов и техник требует определенной степени самосознания и сосредоточенности на решении проблемы, а не на борьбе с противником. Если вы начнете разговор, когда вы злы или подавлены и чувствуете сильные негативные эмоции, это не поможет вам найти решение. В этом случае сделайте паузу и вернитесь к разговору позже. Есть и другие способы управления гневом. В любом случае, настойчивость и называние эмоций своими именами может существенно снизить эмоциональный заряд. Например, вы можете сказать: «Я злюсь» или «Кажется, вы расстроены» , признавая эмоции обеих сторон. Подобно конфликтам, энергию гнева можно использовать конструктивно, чтобы изменить текущее положение вещей.
Однако, если возникают конфликты с повышенной эмоциональной вовлеченностью, может потребоваться участие посредника.
Заключение
Избегание конфликтов определенно не лучшая стратегия в большинстве случаев, но конструктивное урегулирование разногласий может принести пользу всем сторонам и системе, в которой находится предмет разногласий. Принципы конструктивного общения стоит освоить каждому. Поначалу это может быть непросто, но если вы продолжите практиковать их, вы обнаружите, что они привносят новое качество в вашу жизнь и работу.
Сила конструктивного общения на рабочем месте
Конструктивное общение не всегда легко. Даже когда у нас самые лучшие намерения, мы не всегда можем выразить их в позитивном ключе, который вдохновит и вовлечет другого человека. Нам всем нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, чтобы наши отношения были приятными и плодотворными. Когда мы честны с собой, в моменты молчания мы осознаем, что жизнь без позитивных отношений пуста, холодна и бесплодна.
Конструктивно общаться не всегда легко. Даже когда у нас самые лучшие намерения, мы не всегда можем выразить их в позитивном ключе, который вдохновит и вовлечет другого человека. Нам всем нужно оттачивать свои коммуникативные навыки, чтобы наши отношения были приятными и плодотворными. Когда мы честны с собой, в моменты молчания мы осознаем, что жизнь без позитивных отношений пуста, холодна и бесплодна.
Одной из самых важных сфер нашей жизни является наша работа. Мы тратим большую часть дня на общение, творчество и сотрудничество с коллегами. Наше взаимодействие с ними может иметь огромное значение для нашей продуктивности, творчества и ежедневного удовольствия.
Инвестиции в позитивные отношения приносят наибольшую эмоциональную и практическую отдачу.
Одним из наиболее важных элементов в построении позитивных отношений является общение. Большинству из нас трудно найти свой голос, иногда это происходит потому, что мы слишком напуганы, чтобы говорить от всего сердца, иногда мы не знаем, чего хочет сердце, а иногда мы застреваем в своей гордыне и защищаемся.
Позитивное общение — самый питательный и жизнеутверждающий обмен. Это духовная валюта, которая заставляет мир вращаться. Я хотел бы предложить следующие десять заповедей, которые помогут вам лучше общаться, независимо от того, имеем ли мы дело с коллегами по работе, родителями, друзьями или товарищами:
1. Познай себя. Узнайте, что вы чувствуете, что вам нужно и во что вы верите, чтобы вы могли общаться.
2. Подтвердить создание соединений. Возьмите на себя ответственность за успех ваших коммуникаций. Будьте причиной, инициатором и дающим.
3. Избегайте реактивности. Столкнувшись с сильными эмоциями и интенсивными реакциями, найдите минутку, чтобы разобраться в себе. Очистите свой разум и постарайтесь создать конструктивный способ общения.
4. Развивайте эмпатическое слушание. Распространите это на себя и других. Эмпатия помогает понять и принять. Это усиливает трансформацию и изменение.
5. Будьте ясны. Будьте искренними и выразительными, используйте четыре «магических I». (Думаю, чувствую, нуждаюсь, хочу). Когда вы общаетесь с другим человеком, придерживайтесь выражения своих чувств, а не указывайте пальцем. Избегайте обвинять, бросать, осуждать или указывать другим, что делать.
6. Выражайте признательность. Делайте все возможное, чтобы утвердить своих партнеров. Используйте навыки слушания и отражения, чтобы показать уважение и внимание, в то же время вы все еще можете поддерживать свои убеждения. Одно не имеет ничего общего с другим.
7. Будьте надежным. Говори, что думаешь, и думай, что говоришь. Честность культивирует взаимное доверие.
8. Научитесь вести переговоры. Создавайте беспроигрышные ситуации. Это лучше для всех участников.
9. Используйте свой юмор и игривость. Внесите удовольствие в общение.
10. Отпустите потребность быть правым, контролировать ситуацию или быть на высоте. Обладание властью не означает, что мы должны быть контролирующими или праведными. Межличностная связь и обмен пониманием приносят гораздо больше удовлетворения и дают лучшие результаты.
Общение — это искусство. Продолжайте экспериментировать и проходите через испытания и невзгоды. Вы придете, чтобы насладиться этим. Разве это не цель – быть счастливым, открытым и выразительным?
Номи Бачар — эксперт по самоисцелению и самоактуализации. Она посвящена искусству и ремеслу человеческого роста и трансформации. Номи консультирует, обучает коучингу, читает лекции и фасилитирует в течение 26 лет. Она создатель Врат Силы; Метод самоисцеления и самоактуализации.