Императивное и манипулятивное общение
Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 11:17, доклад
Описание работы
Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).
Скачать полностью (613.18 Кб) Сколько стоит заказать работу?
Работа содержит 1 файл
Пахомова Е.В.
Императивное и
манипулятивное
общение
Деятельность
- Результатом деятельности является обычно создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка мысли, идеи, высказывания).
Общение
- Итогом
общения становится взаимное влияние
людей друг на друга.
Между общением и деятельностью, как видами
человеческой
активности, существуют различия.
Два
основных вида
социальных контактов
- В реальной жизнедеятельности человека общение и деятельность как специфические формы социальной активности выступают в единстве, но в определённой ситуации могут быть реализованы и независимо друг от друга.
- Содержание категории общения многообразно: это не только вид человеческой деятельности, но и условие, и результат этой же деятельности; обмен информацией, социальным опытом, чувствами, настроениями.
- Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.
- Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.
- В социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения:
- Императив
- Манипуляцию
- Диалог.
межличностное
и массовое
общение
- — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям.
- В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.
Императивное общение
- Императивное общение отличается тем, что один из партнёров по общению стремится подчинить себе другого, хочет контролировать его поведение и мысли, принуждает к определённым действиям.
- К такому
типу общения не редко прибегают строгие
родители, стремясь ограничить во всём
своих детей. Они говорят, когда надо встать
с постели когда лечь спать, что нужно
есть и нельзя пить, что надеть и как разговаривать
с их знакомыми и т.д.
- При этом партнёр по общению рассматривается как машина, которой надо управлять, как бездушный объект воздействия; он выступает пассивной, «страдательной» стороной.
- Особенность авторитарного воздействия
заключается в том, что конечная цель общения
– принуждение партнёра к чему-либо –
не скрывается. Вам прямо и откровенно
говорят, что вы должны обязательно сделать.
Например: «Немедленно убери за собой!».
В качестве средств императивного общения
используются приказы, указания, предписания,
требования, угрозы и пр.
- Однако в некоторых профессиях этот тип общения используется достаточно эффективно. Сюда можно отнести:
- отношения в армии, где всё определено воинским уставом;
- отношения между начальником и подчинённым;
- все виды работ в экстремальных условиях, при чрезвычайных обстоятельствах, когда нет времени на обсуждения и промедление может привести к непоправимым потерям.
Но можно выделить и те сферы человеческих отношений, где применение императива неуместно.
- Это отношение между друзьями, супругами,
детско-родительские
контакты, а также вся система
педагогических отношений.
- — это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений.
- Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.
Манипуляция
- Манипулятивное общение сходно с императивным.
- Цель его – оказать воздействие на партнёра по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над повидение и мыслями другого человека.
- Чаще всего манипуляции встречаются в сфере бизнеса и деловых отношений.
- Широко
распространён манипулятивный стиль общения
также в области рекламы и пропаганды.
- Мы сами того не зная, нередко прибегаем к подобным отношениям. Самый простой вариант добиться своего – задобрить партнёра по общению. Если вы, перед тем как попросить своего приятеля о чём-то, сделаете ему небольшой подарок или скажите комплимент, то он будет более расположен пойти вам навстречу.
-
Следует отметить, что использование средств манипулятивного воздействия во всех сферах взаимоотношений может принести определённый вред. Сильнее всего разрушаются от манипуляции отношения, построенные на любви, дружбе и взаимной привязанности.
При манипулятивном типе общения мы не видим в партнёре целостную уникальную личность. Он становится для нас носителем определённых, «нужных» нам свойств и качеств. Скажем, мы дружим с Петей только потому, что его все боятся, и его можно использовать для устрашения окружающих.
- Нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип общения с другими, в итоге сам становится его жертвой. Общаясь с самим собой, он начинает оценивать себя как одну из шахматных фигур на доске, руководстваваться ложными мотивами и целями, теряя стержень собственной жизни.
- Как отмечают психологи, манипулятора характеризуют лживость и примитивность чувств, апатия к жизни, состояние скуки, черезмерный самоконтроль, цинизм, недоверие к себе и другим.
- Профессии
педагога и психолога можно отнести к
наиболее подверженным манипулятивным
отклонениям. Например, в ходе обучения
учитель всегда использует элементы манипуляции
(сделать урок интереснее, озадачить учащихся,
привлечь их внимание и т.д.). Это часто
приводит к появлению у педагогов необычайно
живучей потребности объяснять, учить,
доказывать, проявляющейся даже тогда,
когда этого не требуется.
- Иперативную и манипулятивную форму общения можно охарактеризовать как монологическое общение.
- Человек, рассматривающий другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его.
- Как говорил по этому поводу А.А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих «двойников».
- Под манипулятивными техниками понимаются всевозможные отвлекающие обманные приемы и способы воздействия (например, техника «запускания» слуха), которые побуждают собеседника к действиям и высказываниям, наносящим ущерб его интересам и которых он бы не совершил, если бы не был введен в заблуждение другой стороной.
- Обычно, когда рассматриваются манипулятивные техники, главный акцент делается на так называемый «элемент надувательства», используемый вами по отношению к оппоненту.
- Рассмотрим
некоторые техники:
Использование манипулятивных
техник в деловом общении
- Провоцирование ваших защитных реакции оппонент стремится вызвать у вас своеобразное чувство вины в связи с позицией, которую вы занимаете в беседе. Партнер может допытываться, выражать сомнение, как бы предполагая, что ваша позиция не совсем разумна или неконструктивна.
- Провоцирование вашего замешательства и дезориентации. Основной замысел такой техники — опрокинуть, расстроить, нарушить ваши планы, вывести вас из равновесия, побудить к действиям и высказываниям, которые могут нанести ущерб вашим интересам.
- Формирование впечатления, что партнер настроен на сотрудничество. Ваш оппонент тем или иным образом демонстрирует вам высокий уровень понимания ваших проблем, текущих потребностей, однако одновременно выражает сожаление, что не может помочь или оказать вам услугу;
- Игра на вашем чувстве безысходности. Основная цель подобных техник — подвести человека к тому, чтобы он сам поверил в «единственный» выход из создавшейся трудной ситуации, когда трудности множатся, материальные проблемы возрастают.
- Игра на чувстве жадности. Основной замысел этой техники — убедить оппонента воспользоваться открывшейся необыкновенной возможностью, чтобы отважиться принять рискованное предложение, сулящее огромные выгоды в будущем.
- Намеренное «затягивание» времени обсуждения. Общий замысел подобных техник — поддержать у вас состояние уверенности, что соглашение может быть достигнуто в любой момент.
- Провоцирование вашего интереса к партнеру. Содержание этих техник — произвести такое впечатление на оппонента в ходе беседы, чтобы он сам захотел развивать отношения с другой стороной.
Спасибо за внимание!
Информация о работе Императивное и манипулятивное общение
Виды и формы общения | Обществоведение
Каждый из нас живёт среди людей и от них приобретает много ценного, учится трудиться и содержательно строить досуг. Есть разные виды общения. Каждый из них имеет свои особенности и правила.
Межличностное | Массовое |
Неформальное | Ролевое |
Личное | Деловое |
Прямое | Опосредованное |
Доверительное | Конфликтное |
Межличностное общение предполагает непосредственные контакты людей в малых группах. Множественные непосредственные контакты незнакомых людей (например, в толпе), а также общение посредством радио, телевидения, газет, журналов, электронных средств массовой информации называют массовым общением.
Выделяют также неформальное общение (например, общение с друзьями) и ролевое общение (ученик — учитель, покупатель — продавец, сын — отец и т. д.), в ходе которого человек выступает как носитель определённой роли и действует так, как предписывает ему его роль.
Общение может быть также личным и деловым. В личном общении осуществляется обмен неофициальной информацией. Здесь проявляется эмоциональное отношение людей друг к другу. Деловое общение характеризуется выполнением совместных обязанностей. Например, ученики под руководством учителя вместе работают на уроке.
Прямым общением называют контакты между людьми в транспорте, на улицах, в магазинах и т. д. Число таких контактов постоянно увеличивается по мере развития общественных связей. Однако в наше время прямое общение часто заменяется опосредованным, осуществляемым с помощью телефона, аудио- и видеотехники, интернета.
О доверительном и конфликтном общении будет сказано в следующих статьях.
Выделяют также различные формы общения:
- Монологическое;
- Диалогическое;
- Императивное;
- Манипулятивное.
Императивное общение (от лат. imperativus — повелительный) — авторитарная, директивная форма воздействия на человека. При этом ставится цель контролировать его поведение, принудить к определённым действиям или решениям. Императивное общение основано на беспрекословном подчинении, на категорических указаниях, которые выполняются беспрекословно. Оправданно оно, например, в уставных отношениях между военнослужащими или при работе в чрезвычайных обстоятельствах. В императивном общении используются приказы, предписания, указания, требования и даже угрозы. Однако директивная форма неприемлема в отношениях между друзьями, между мужем и женой, между учителем и учеником.
При манипулятивном общении (от лат. manipulus — горсть) влияние на человека с целью достижения своих намерений осуществляется скрытно. Оно нередко используется в области рекламы и пропаганды, иногда встречается и в повседневной жизни. Вспомните, как школьники ссылаются на хорошие отметки, обращаясь к родителям с различными просьбами. Манипулятора часто характеризуют лживость, примитивность чувств, цинизм и недоверие к другим, вследствие чего возникает угроза для близких, доверительных отношений.
Императивная и манипулятивная формы общения по сути дела являются разновидностями монологического общения. Человек, рассматривающий другого лишь как объект воздействия для достижения собственных целей, не видит в нём истинного собеседника. Мнение другого человека его не интересует, ибо он стремится навязать свою позицию.
Значительно больше возможностей для установления взаимопонимания и взаимного обогащения личностей содержит диалогическое общение, которое является равноправным, гуманистическим, доверительным.
Основные правила диалогического общения:
- восприятие партнёра по общению как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
- доверие и уважение к намерениям партнёра;
- учёт в общении чувств, желаний, физического состояния других людей;
- обсуждение общих проблем;
- обращение к собеседнику от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, выражение своих истинных чувств и желаний.
К тридцати годам круг знакомых у каждого человека расширяется в среднем до нескольких сотен, а порой и тысяч. Мы становимся частицей огромного «океана» общения. То, что происходит в нашей жизни, влияет на других людей, а то, что происходит в их жизни, влияет на нас.
Читать далее
← Общение и его функции | Средства общения → |
3 императива общения
Перейти к основному содержанию
Л. Б. Адамс⎮Катализатор уверенного общенияЛ. Б. Адамс⎮Катализатор уверенного общения
Я провожу звездные тренинги по межличностным навыкам и общению, которые делают команды более продуктивными и прибыльными | Удостоенный наград спикер TEDx, ведущий и автор…
Опубликовано 6 января 2015 г.
+ Подписаться
Джордж Бернард Шоу однажды сказал: «Проблема общения заключается в иллюзии того, что оно имело место». Никогда еще эти слова не были так правдивы, как в наш цифровой век. Мы создали миллион различных способов отправки сообщений и все же теряем возможность общаться друг с другом.
Общение, как и искусство, не может происходить в вакууме. Должен быть поставщик информации и человек или люди, которые получают эту информацию. Вы можете подумать, учитывая предыдущее утверждение, что есть два требования к общению, но нет. .. их 9.0015 три императива для установления связи.
Первый и, пожалуй, самый очевидный императив — это необходимость сообщения. Кто-нибудь, где-либо, когда-либо хотел просеять любую форму общения, чтобы раскрыть суть сообщения? Конечно, нет! Мы, люди, скроллеры и плавники — мы хотим добраться до сути. Без конкретной потребности весь разговор не начинается. Мы должны убедиться, что наше сообщение является кратким, очищенным и ценным.
Второй и третий императивы относятся к получателю сообщения. Человек, с которым мы общаемся, должен быть желающим и способным получать информацию. Вы когда-нибудь пробовали давать или получать указания на иностранном языке? Вы можете хотеть понять, но не можете. Или вы сделаете вид, что слышите слова, которые кто-то говорит, но мы так заняты планированием того, что собираемся сказать дальше, что не слышим слов. Это относится и к эмоциональному содержанию наших сообщений. Во времена потрясений вы можете получить прекрасный совет, но не сможете прислушаться к нему, потому что не в состоянии усвоить его в данный момент. Спросите любого родителя с 10-летним ребенком.
Не создавайте иллюзий общения. Создайте отличное общение, следуя трем императивам:
1. Создайте необходимое, ценное и краткое сообщение.
2. Расположитесь так, чтобы получить необходимую информацию.
3 . Активно и открыто получать информацию.
Л. Б. Адамс — основатель и главный специалист по коммуникациям компании «Практическая драматургия». Ее компания работает с предприятиями и бизнес-профессионалами, чтобы развивать отличные разговоры, используя творческий студийный подход.
Вот почему «Новый год, новый ты!» неправильное мышление
12 января 2018 г.
2017: Адский год
7 декабря 2017 г.
Борьба между инновациями и «Я всегда поступал так» продолжается.
10 августа 2017 г.
Давайте возьмем мягкие навыки из темноты
20 июля 2017 г.
5 лайфхаков для коммуникативного роста, которые актеры знают, а вы нет
14 июля 2017 г.
Быть выдающимся бизнесом означает, что вы не для всех.
22 июня 2017 г.
Кофе и фаст-фуд создают связь
15 июня 2017 г.
Пришло время переписать сценарий
9 июня 2017 г.
Инфраструктура: 11 истин о социальных навыках
18 мая 2017 г.
3 способа повысить смелость вашей презентации
11 мая 2017 г.
Самый быстрый словарь в мире | Vocabulary.com
ПЕРЕЙТИ К СОДЕРЖАНИЮ
императив, требующий внимания или действия
взаимосвязь взаимная связь; связь друг с другом
сообщение деятельности по передаче информации
улучшение действие по улучшению чего-либо
устное общение (язык) общение из уст в уста
3″>слуховая коммуникация связь, основанная на слухе
коммуникация Деятельность по передаче информации
запечатление процесса обучения в раннем периоде жизни, в результате которого устанавливаются специфические для вида модели поведения
общение устное (язык) общение устное
речевое общение (язык) общение устное
импликация чего-то, что предполагается
соединительная артерия любая из трех артерий головного мозга, образующих круг Уиллиса
общаться между собой передавать мысли или чувства