Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно
Необихевиоризм в психологии кратко. Что это такое: кратко и понятно
Рассмотрим основные понятия.
Бихевиоризм — это ответвление психологии, которое изучает набор реакций, формирующихся в результате воздействия внешних стимулов.
Ключевая особенность направления состоит в том, что оно полностью исключает вероятность существования сознания у человека в качестве самостоятельного явления.
При этом сознание отождествлялось с поведенческими реакциями, возникающими в ответ на различные стимулы.
Поскольку бихевиористы ставили «во главу угла» поведение , считая именно его предметом изучения психологии, они как бы перечеркивали явление сознания как такового.
А так как до появления революционной теории сознание отождествляли с психикой, то непризнание первого влекло за собой исключение факта наличия второго.
Бихевиорист — кто это? Это приверженец бихевиоризма, разделяющий и принимающий позицию бихевиоризма в качестве справедливой позиции по отношению к изучаемому предмету.
Бихевиористика — это интерпретированный бихевиоризм, видоизменившийся в результате дополнительных исследований и внесенных корректив.
Необихевиоризм — направление психологии, являющееся логическим продолжением или ответом классическому бихевиоризму, неспособному объяснить целостность поведения разумных организмов.
Так в классическом варианте поведение рассматривалось как множество цепочек состоящих из стимула и реакции, сформировавшихся благодаря подкреплению.
А нео-направление вводит еще одну переменную под названием «промежуточные факторы». Эта переменная влияет на процесс подкрепления помогая или препятствуя ему.
Критика необихевиоризма. Бихевиоризм
Бихевиоризм, определивший облик американской психологии в 20-м столетии, радикально преобразовал всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. (Отсюда и название — от англ, behavior — поведение.) Поскольку же тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и кончаются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Его стали называть «психологией без психики».
Истинный смысл событий, связанных с генезисом и стремительным развитием бихевиористского движения был иным и заключался не в аннигиляции психики, а в изменении понятия о ней. Во время появления бихевиоризма под психологией понималась наука о сознании. Как известно, превратить сознание в предмет детерминистского и экспериментального анализа она из-за ограниченности своих методологических средств не смогла. Ни структурализм, ни функционализм не создали науки о сознании. Их концепция сознания была сопряжена с субъективным методом, разочарование в котором нарастало повсеместно. В итоге все то, с чего психология, как это казалось многим, начинала свой путь в качестве самостоятельной науки, становилось призрачным: ее предмет (сознание), ее главная проблема (из чего построено сознание), ее метод (интроспекция), ее объяснительный принцип (психическая причинность как обусловленность одних явлений сознания другими). Ощущалась потребность в новом предмете, новых проблемах, методах, принципах. Особенно остро это ощущалось в Соединенных Штатах Америки, где в силу своеобразия исторического развития страны, господствовал утилитаристский подход к исследованию человека и его нервно-психических ресурсов. Об этом свидетельствовало уже функциональное направление, в центре интересов которого находилась проблема адаптивного действия, возможно более эффективного приспособления индивида к среде. Но функционализм, который исходил из воззрения древних на сознание как на особую, устремленную к цели сущность, был бессилен дать причинное объяснение регуляции человеческих поступков, построения новых форм поведения.
Необихевиоризм представители. Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен
Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл (1884–1952) впервые попытался подойти к изучению поведения человека с позиции логико-дедуктивных правил и принципов известных в математике. Основываясь на трудах Чарлза Дарвина и экспериментах И. П. Павлова, он предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (условного рефлекса). Результаты своих работ Кларк Халл изложил в предложенной им теории научения.
Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт. Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром. Анализ развития событий при этом учитывает имеющийся субъективный опыт и сложившееся восприятие человека в плане оценки вероятности.
Общепринятого мнения на этот счёт нет. Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает крайне важно наглядно показать опасные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).
Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.
При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых последователи бихевиоризма решали сложные практические задачи.
Необихевиоризм бандура. Необихевиоризм Бандуры.
Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988).Начав с методологии «стимул-реакция»,, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.Так появилось важное для теории Бандуры понятие косвенного подкрепления, основанного на наблюдении за поведением других людей и последствиями этого поведения. Иными словами, значительную роль в социальном научении играют когнитивные процессы, то, что думает человек о заданной ему схеме подкрепления, предвосхищая последствия конкретных действий. Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом.Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве. Легко вызывается и подражание агрессивному поведению, особенно у детей.В работах Бандуры впервые исследовались и механизмы самоподкрепления, связанные с оценкой собственной эффективности, умения решать сложные проблемы. Эти исследования показали, что человеческое поведение мотивируется и регулируется внутренними стандартами и чувством своей адекватности (или неадекватности) им. Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности,, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.Большое значение имеют работы Ф. Петермана, А. Бандуры и других ученых, посвященные коррекции отклоняющегося поведения. Были разработаны планы занятий, направленных на снижение агрессии у детей 8-12 лет, которые состояли из шести уроков по 45 минут каждый, проводимых индивидуально или группой. На индивидуальных занятиях обсуждаются альтернативы агрессивному поведению, используютсяНеобихевиоризм методы исследования. Научный метод и Необихевиоризм
Психология в 1920-е гг. представляла собой огромное многообразие направлений, и это было особенно явно в США, просто потому, что профессиональных психологов там было больше всего. Между психологией как естественной наукой — академической дисциплиной — и психологией как прикладной дисциплиной, стоявшей на службе обществу, была огромная дистанция — как и между экспериментаторами и тестологами. Были психологи, занимавшиеся популярными проблемами — например воспитанием детей, — и те, кто изучал процессы ощущения и восприятия, доступные лишь посвященным. Согласие по поводу базовых понятий или необходимости общей теории отсутствовало. Психологов, которые работали с оглядкой на физические науки, казавшиеся цельными, такая ситуация не могла удовлетворить.
Во второй половине 1920-х гг. появилось несколько откликов на сложившуюся ситуацию. Боринг, например, опубликовал большое исследование под названием «История экспериментальной психологии» (A History of Experimental Psychology, 1929), чтобы выстроить генеалогию экспериментальной психологии и показать, что именно она является полноправным претендентом на звание науки. На протяжении полувека эта книга оказывала решающее влияние на представления о психологии и ее развитии, чему способствовала и важная позиция, которую Боринг занимал в Гарвардском университете в период между 1922 и 1968 гг. и в Американской Психологической Ассоциации. Карл Мёрчисон (Carl Murchison, 1887–1961), декан факультета психологии в университете Кларка, Массачусетс, в 1925 и в 1930 гг. составил своеобразные сборники манифестов, в которых сопоставлялись позиции около дюжины разных школ теоретической психологии. В 1931 г. Вудворте из Колумбийского университета опубликовал труд «Современные школы психологии» (Contemporary Schools of Psychology), и преподавание курса «систем и теорий» в психологии заняло прочное место в учебной программе университетов. Эдна Хайбредер (Edna Heidbreder, 1890–1985), преподававшая в Колледже Уэллесли, опубликовала широко используемый учебник под говорящим названием «Семь психологий» (Seven Psychologies, 1933). Тем не менее психологи считали изучение истории и систем психологии слабой заменой единой теории.
Необихевиоризм скиннера. Необихевиоризм Б.Ф. Скиннера
Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями; он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера — это наука манипулирования поведением; ее цель — обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.
Вместо условных рефлексов павловской модели Скиннер говорит о модели «стимул — реакция». Иными словами, это означает, что безусловно-рефлекторное поведение приветствуется и вознаграждается, поскольку оно желательно для экспериментатора. (Скиннер считает, что похвала, вознаграждение являются более сильным и действенным стимулом, чем наказание.) В результате такое поведение закрепляется и становится привычным для объекта манипулирования. Например, Джонни не любит шпинат, но он все же ест его, а мать его за это вознаграждает (хвалит его, одаривает взглядом, дружеской улыбкой, куском любимого пирога и т.д.), т. е., по Скиннеру, применяет позитивные «стимулы». Если стимулы работают последовательно и планомерно, то дело доходит до того, что Джонни начинает с удовольствием есть шпинат. Скиннер и его единомышленники разработали и проверили целый набор операциональных приемов в сотнях экспериментов. Скиннер доказал, что путем правильного применения позитивных «стимулов» можно в невероятной степени менять поведение как животного, так и человека — и это даже вопреки тому, что некоторые слишком смело называют «врожденными склонностями».
Необихевиоризм — Студопедия
Необихевиоризм — психологическое направление, которое берет свое начало в бихевиоризме и основано на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты.
Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились „промежуточные переменные“. Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания. К необихевиоризму относятся концепции американских психологов Б. Скиннера, К. Халла, Э. Толмена.
Скиннер Беррес Фредерик — создатель концепции „оперантного бихевиоризма“. В качестве ключевого ввел понятие „оперантного обусловливания“, которое характеризуется тем, что в его рамках образование условных рефлексов происходит при подкреплении спонтанно возникающей у субъекта реакции. Выступал с критикой необихевиоризма за введение „промежуточных переменных“ между стимулом и реакцией, так как полагал достаточным образование связей между стимулами, реакциями и подкреплением.
Халл Кларк Леонард — автор „гипотетико–дедуктивной“ концепции поведения. Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. В качестве „промежуточных переменных“между элементами классического бихевиоризма предлагал рассматривать потребность, потенциал реакции, силу навыка, цель.
Толмен Эдвард Чейс — создатель „когнитивного“ направления необихевиоризма. Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж. Уотсона и основывался на идее целостного, или „молярного“, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива, направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте.
Гуманистическая психология
Критика бихевиоризма родоначальниками гуманистической психологии
Под влиянием европейских идей Олпорт пришел к необходимости рассматривать целостную личность, а не ее фрагменты. В университете его обучали в бихевиористских традициях, в духе схемы S-O-R, где О — это организм, опосредующий связь между стимулом S и реакцией R. На самом деле, говорит Олпорт, мы обнаруживаем маленькое S и маленькое R, но очень большое О.
Бихевиоризм, по А. Маслоу, вообще не дает возможности понять суть человека; за рамками психоаналитической антропологической картины остались «богоподобные качества» человека. А. Маслоу не предлагает духовной антропологической позиции, оставаясь в рамках психологии, «богоподобные качества» остаются скорее метафорой, демонстрирующей, однако, общую интенцию его теоретизирования и практики.
Главное возражение Маслоу бихевиоризму состояло в том, что исследование животных, вроде голубей или крыс, способно разъяснять только те грани человеческой жизнедеятельности, которые у нас с этими животными являются общими. И, следовательно, всё это не имеет никакого отношения к пониманию более высоких, истинно человеческих свойств, уникальных для жизни именно человека, отрицательных именно человеческих качеств. Он также критиковал неучитывание бихевиористами сознания и самонаблюдения и их исключительную сосредоточенность на изучении поведения.
В течение долгих лет К. Роджерс «воевал» с бихевиористской психологией и с психиатрами. В частности, он отстаивал право психологов легально заниматься психотерапией.
Критика фрейдизма родоначальниками гуманистического направления в психологии
В научных исследованиях поведения человека доминировал бихевиоризм, в то время как вся область внутреннего мира человека была вотчиной психоанализа. Однако были независимые от этих лагерей исследователи.
Олпорт, к примеру, в своих работах был эклектиком и систематизатором, используя идеи всех этих направлений.
В своей критике психоанализа Маслоу показывал, что Фрейд и его последователи делали свои заключения насчёт человеческой души, отталкиваясь, прежде всего, от исследований в области психопатологии, и не мог мириться с их биологическим редукционизмом и склонностью объяснять все психологические процессы на языке основных инстинктов. По сравнению с ними гуманистическая психология обращала своё внимание на людей здоровых, а также на людей, показывающих необычные способности в различных областях, на развитии человека.
Если по типу формирования концепция К. Роджерса аналогична концепции З. Фрейда, то по содержанию они во многих аспектах противоположны. К. Роджерс — создатель недирективной, или центрированной на клиенте психотерапии, при которой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с пациентом, видит в нем не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собственных проблем путем активизации творческого начала своего Я.
А. Маслоу
Абрахам Маслоу предложил целостный подход к анализу личности и ее высших сущностных проявлений – любви, творчества, духовных ценностей. В соответствии с положениями его теории, особенности личности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий.
А. Маслоу разработал «иерархию потребностей». Она состоит из следующих ступеней:
— физиологические потребности
— потребность в надежности
— социальные потребности
— потребность в уважении, осознании собственного достоинства
— потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, в самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.
Маслоу выявил следующие принципы мотивации человека:
— мотивы имеют иерархическую структуру;
— чем выше уровень мотива, тем менее жизненно необходимыми являются соответствующие потребности: тем дольше можно задержать их реализацию;
— высшие остаются сравнительно неинтересными. С момента выполнения низшие потребности перестают быть потребностями, то есть они теряют мотивирующую силу;
— с повышением потребностей повышается готовность к большей активности.
Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.
Маслоу отмечает, что нехватка благ, блокада базовых и физиологических потребностей в еде, отдыхе, безопасности приводит к тому, что эти потребности для обычного человека могут стать ведущими. Но если базовые, первичные потребности удовлетворены, то у человека могут проявляться высшие потребности, метамотивация.
Клиент-центрированная психотерапия
Клиент-центрированная психотерапия — метод психотерапии, предложенный Карлом Роджерсом. Карл Роджерс предположил, что человек способен сам изменить свою личность, тогда психотерапевт может быть менее директивным во взаимоотношениях с ним.
Главную роль в своем подходе Роджерс отводил взаимоотношениям между терапевтом и пациентом, как важнейшее условие эффективного лечения, в соответствии с которыми Карл Роджерс предложил шесть терапевтических условий:
1. Пациент и психотерапевт должны находиться в психологическом контакте.
2. Пациент находится в состоянии несоответствия, он уязвим и тревожен.
3. Психотерапевт гармоничен или интегрирован.
4. Психотерапевт испытывает позитивное внимание к клиенту.
5. Психотерапевт испытывает эмпатическое понимание внутренней системы координат клиента и стремится передать это клиенту.
6. Должна произойти передача клиенту эмпатийного понимания и безусловного позитивного внимания психотерапевта.
Подход Роджерса используется при консультировании и терапии в таких областях как образование, расовые отношения, семейные отношения, политика и менеджмент.
Ключевые понятия клиент-центрированной терапии:
— безусловное позитивное отношение — забота о человеке, не требующая никаких личных наград, не являющаяся собственнической.
— значение личности — включает локус силы принятия решений и контроля.
— межличностное понимание — практика эмпатического понимания, цель которого — понять опыт другого человека так, как он его сам переживает, соблюдение объективной корректности при этом не требуется.
— неконгруэнтность — нежелание или неспособность к точной коммуникации, неспособность к адекватному восприятию или и то, и другое.
— объективное понимание — понимание на социальном уровне, с помощью которого в условиях объективной реальности проверяются гипотезы, спекуляции и предположения.
— поле опыта — уникальная для каждого человека субъективная реальность, содержащая события его жизни и доступная пониманию.
— полноценно функционирующая личность — человек, полностью осознающий свое реальное «я».
— группы встреч или Инкаунтер-группы
— конгруэнтность — состояние гармонии между коммуникацией, опытом и пониманием.
— субъективное понимание — понимание того, ненавидит ли человек, любит, получает удовольствие или презирает другого человека, событие или собственный опыт.
— тенденция к самоактуализации — часть процесса, характерного для всех живых существ, котороая у человека она выражается в стремлении активизировать и использовать все способности организма.
— требование признания заслуг — тип поведения и аттитюдов, отрицающих какой-то аспект «я».
— эмпатическое понимание — способность точно воспринимать чувства других людей.
— «Я»-идеальное — оптимальная «я»-концепция человека.
Необихевиоризм и его основные идеи
Министрество образования и науки России
орловский государственный технический университет
аспирантура
РЕФЕРАТ
по дисциплине «Психология и педагогика высшей школы»
на тему «Необихевиоризм и его основные идеи»
Орел 2004
Содержание
Стр.
Ведение
Среди многочисленных направлений, теорий современной психологии в психологии образования важны идеи, сформулированные представителями необихевиоризма.
Необихевиоризм это – направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно которому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием о “промежуточных переменных” как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, необихевиоризм полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего “ненаблюдаемые” познавательные и мотивационные компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. необихевиоризм свидетельствовал о кризисе “классического” бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальтпсихологии и фрейдизма (Э. Ч. Толмен), а также павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Халл), Необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики [1].
Это направление выводит нас на понимание механизмов становления готовности к самообразованию на различных этапах развития личности обучающегося.
Необихевиоризм оказывается значимым на начальной стадии его становления, когда степень интериоризации невысока. Тут необходима ясность и понимание того, что делает преподаватель и что должен делать сам студент. При этом стабильность мотивации постоянно стимулируется как извне, объектами и субъектами педагогического процесса, так и изнутри — самой личностью.
Огромный объяснительный и психолого-методический материал дает необихевиоризм, вводящий в арсенал ранее отрицаемые бихевиористами понятия «познание», «потребность», «цель», для обучения правилам, нормам, приемам, технологиям познания предметной области, для создания и применения тестирующих программ, позволяющих студенту усвоить понятийный аппарат по изучаемой проблеме [3].
Целью данной работы является рассмотрение необихевиоризма и его основных идей. Для достижения поставленной цели необходимо решения ряда задач, а именно: рассмотрение развития данного психологического направления в разрезе его основных представителей. Что даст нам возможность вникнуть в основные идеи необихевиоризма и проследить их развитие.
1 Основные представители необихевиоризма.
1.1 Эдвард Чейс Толмен создатель «когнитивного» (или «молярного») необихевиоризма.
Еще в 1913 г. У. Хантер в экспериментах с отсроченными реакциями показал, что животное реагирует не только непосредственно на стимул: поведение предполагает переработку стимула в организме. Этим была поставлена новая проблема. Попытку преодолеть упрощенную трактовку поведения по схеме стимул – реакция засчет введения внутренних процессов, развертывающихся в организме под влиянием стимула и влияющих на реакцию, составили различные варианты необихевиоризма. В нем разрабатываются также новые модели обусловливания, а результаты исследований получают широкое распространение в различных областях социальной практики [4; 244].
В настоящее время к бихевиористам причисляется значительное число американских психологов, объединенных лишь признанием поведения предметом психологии. Само же поведение понимается ими по-разному. Так, ряд психологов-поведенцев (прежде всего Э. Ч. Толмен) особенно подчеркивают направленный, целевой характер поведения, роль намерения в нем [6; 68]
В литературе сделана была попытка расклассифицировать современных бихевиористов на три группы: строгих (типа Дж. Б. Уотсона), бихевиористов не строгих (Г. У. Олпорт и др.) и бихевиористов, признающих направленный характер поведения (типа Э. Ч. Толмена) [8]. Но в действительности их можно насчитать много больше. Образуется ряд различных оттенков и промежуточных позиций, почти смыкающихся с механистическими направления ми внутри эмпирической психологии. Наряду с этим на механической основе бихевиоризма нарастают идеологические телеологические тенденции. Крупнейшим представителем такого телеологического необихевиоризма является в настоящее время Э. Ч. Толмен (1886—1959)., сочетающий бихевиоризм с гештальтизмом, именно он заложил основы необихевиоризма [16]. В книге «Целевое поведение животных и человека» (1932) он показал, что экспериментальные наблюдения над поведением животных не соответствуют уотсоновскому молекулярному пониманию поведения по схеме стимул – реакция [4; 244].
Поведение, Толмен рассматривал как молярный феномен, т. е. целостный акт, который характеризуется собственными свойствами: направленностью на цель, понятливостью, пластичностью, селективностью, выражающейся в готовности выбирать средства, ведущие к цели более короткими путями. Данной проблеме посвящена статья Э.Толмена «Поведение как молярный феномен». В ней он так описывает поведение: «Поведение как таковое является молярным феноменом в противоположность молекулярному феномену, который составляют лежащие в его основе физиологические процессы. Описательные свойства поведения как молярного феномена таковы: оно направлено на целевой объект или исходит из него, осуществляется с помощью некоторых объектов и путей, выбираемых в качестве средств преимущественно перед другими, и образует специфическую картину обращения с этими выбранными в качестве средств объектами. Но это описание в терминах «направлено на» и «исходит от», «выбора пути» и «картина обращения с» подразумевает определенные непосредственные имманентные цели и познавательные аспекты в поведении. Эти два аспекта поведения являются, однако, объективно и функционально определяемыми сущностями. Они подразумевают факт понятливости, обучаемости как характерный для поведения. Ни в последнем анализе, ни вначале они не определяются интроспективно. Они равноочевидны как в актах поведения кошки и крысы, так и в более утонченных речевых реакциях человека. Такая целенаправленность и познавательные аспекты, такая обучаемость, очевидно, являются функцией организма как целого (Я должен отметить, что Коффка (The Growthof the Mind. 2d ed. rev. N. Y., 1928) н Мэд (А behavioristicaccount of the significantsymbol.- «J. Philos», 1922, v. 19, р. 157 — 163) предлагают термин «conduct» для обозначения того же самого, что мы обозначаем здесь как behavior qua behavior, т. е. как поведение как молярный феномен). Наконец, нужно отметить, что в дополнение к имманентным детерминантам имеются два других класса детерминант — соответственно способности и приспособительные акты. Они вмешиваются в уравнение между стимулом и первичными физиологическими состояниями, с одной стороны, и поведением – с другой» [12]
Введение в характеристику поведения понятий цели (намерения), поля отражает позицию Толмена по отношению к другим направлениям в психологии: он признавал совместимость бихевиоризма с гештальтпсихологией, глубинной психологией. Убежденный в сложности детерминации поведения Толмен различал три разновидности его детерминант: независимые переменные (первоначальные причины поведения) стимулы и исходное физиологическое состояние организма; способности, т. е. видовые свойства организма; вмешивающиеся внутренние переменные (intervening variables) – намерения (цели) и познавательные процессы. Выступив против субъективистского истолкования этих образований в духе старого ментализма, Толмен сделал именно вмешивающиеся переменные предметом собственных экспериментальных исследований.
Вот как он это описывал в своей статье «Когнитивные карты у крыс и человека»: «Эксперименты, о которых я сообщаю в докладе, особенно важны для укрепления теоретической позиции, которую я предлагаю. Эта позиция основывается на двух допущениях:
1) научение состоит не в образовании связей типа «стимул – реакция», а в образовании в нервной системе установок, которые действуют подобно когнитивным картам;
2) такие когнитивные карты можно охарактеризовать как варьирующие между узкими и более широкими.
Эксперименты распадаются на 5 главных типов: 1) латентное научение, 2) викарные (замещающие) пробы и ошибки или VTE (Vicarious triel and error), 3) эксперименты на поиски стимула, 4) эксперименты с гипотезами, 5) эксперименты на пространственную ориентацию» [11].
В экспериментах на латентное научение, викарные пробы и ошибки, гипотезы и др. было сформулирована понятие «когнитивной карты» (cognitive map).
Когнитивная карта – это структура, которая складывается в мозгу животного в результате переработки поступающих извне воздействий. Она включает сложную сигнификативную структуру соотношения между стимулами и целями (sign – gestalt) и определяет поведение животного в ситуации актуальной задачи. Совокупность таких карт позволяет адекватно ориентироваться в ситуации жизненных задач в целом, в том числе и для человека. Несмотря на все оговорки, связанные с попытками избежать ментализма, фактически в результате введения промежуточных переменных поведение реально получает психологическую характеристику. Выводы, полученные на животных, Толмен распространял на человека, разделяя тем самым биологизаторские позиции Уотсона [4; 245].
1.2 Кларк Леонард Халл: автор «гипотетико-дедуктивной» концепции поведения.
Крупный вклад в развитие необихевиоризма внес К. Халл (1884—1952). Его гипотетико-дедуктивная теория поведения складывалась под влиянием идей Павлова, Торндайка, Уотсона. Собственные экспериментальные исследования развернулись в области научения у животных. Как и теория Уотсона, теория Халла не учитывает фактора сознания, но в отличие от Уотсона, вместо схемы стимул – реакция Халл вводит формулу, предложенную еще в 1929 г. Вудвортсом, стимул – организм – реакция, где организм – это некоторые протекающие внутри него невидимые процессы. Их можно описать объективно, подобно стимулу и реакции: это результаты предшествующего научения (навык, по терминологии Халла), режима депривации, производным которого является драйв, инъекции лекарств и т. п [4; 245].
Поведение начинается стимулированием из внешнего миpa или из состояния потребности и заканчивается реакцией. «Эволюция органических процессов привела к появлению той формы нервной системы у высших организмов, которая под воздействием потребности и мускульной активности будет вызывать без предшествующего обучения те изменения в движениях, которые имели бы вероятность свести потребность на нет. Активность такого рода мы называем поведением» [15]. Применяя логический и математический анализ, Халл старался выявить связь между этими переменными, стимулами и поведением. Им были сформулированы законы поведения – теоретические постулаты, устанавливающие связи между основными переменными, определяющими поведение.
Основной детерминантой поведения Халл считал потребность. Потребность вызывает активность организма, его поведение. От силы потребности зависит сила реакции (потенциал реакции). Потребность определяет характер поведения, различного в ответ на разные потребности. Важнейшим условием образования новой связи, по Халлу, является смежность стимула, реакций и подкрепления, которое снижает потребность. Таким образом, Халл принимает закон эффекта Торндайка. Сила связи (потенциал реакции) зависит от количества подкреплений и есть функция его, а также она зависит от отсрочки подкрепления. Халл подчеркивает решающую роль подкрепления в образовании новых связей.
Халлу принадлежат тщательная теоретическая и экспериментальная разработка и математический расчет зависимости реакции от характера подкрепления (частичное, прерывистое, постоянное), от времени его предъявления. Эти факторы научения были дополнены принципами. Выступивший в опытах с лабиринтами факт неодинакового поведения животного на разных участках пути в процессе выработки навыка (скорость обхода тупиков в начале и в конце лабиринта неодинакова, и во втором случае она больше; число ошибок на участках вдали от цели больше, чем в конце лабиринта; скорость передвижения в лабиринте при его повторном прохождении больше в конце пути, чем в начале) получил название градиента цели. Описанные Халлом феномены свидетельствовали о целостной – молярной – природе поведения. В принципе градиента цели Халл видел сходство своей концепции с учением о силах поля К. Левина. Интеграции отдельных двигательных актов в целостный поведенческий акт способствуют антиципирующие реакции или антиципирующие ответы на раздражение – экспериментально обнаруженные феномены частичных ответов, способствующих нахождению действий, ведущих к цели. Так, наблюдалось, что в процессе тренировки животное все менее глубоко заходит в тупики или даже только замедляет движения около них, подобно тому, как в процессе выработки условного рефлекса наступает момент, когда до появления опасности животные осуществляют защитные, т. е. целесообразные, действия только на сигнал об опасности. Антиципирующие реакции Халл рассматривал как функциональные эквиваленты идей, целей, намерений [4; 247].
Опыт математического подхода к описанию поведения в системе Халла повлиял на последующую разработку математических теорий научения. Под непосредственным влиянием Халла вопросами научения начали заниматься Н. Е. Миллер, О. Г. Маурер. Они создали собственные концепции, оставаясь в рамках традиционной теории подкрепления, но использовали формальный подход Халла. К Спенс и его ученики А. Амсель, Ф. Логан продолжали развитие теоретических идей Халла.
С 1935 до 50-х в психологии доминировали теории научения, а Халл был главным авторитетом в этой области. Анализ индексов цитирования того времени триумфально доказывает это, но грандиозные надежды на создание всесторонней теории поведения все равно не оправдались. Современники и соперники Халла – Толмен и Скиннер – живее в памяти студентов, чем он. Но многое из того, что было им начато, продолжили и развили другие ученые. Теории влечения повлекли за собой эксперименты, которые превратились в психологическое исследование мотивации, где пионером был ученик Халла – Миллер. Теории мышления, базирующиеся на компьютерных моделях, победили теории «стимул–реакция» конца 50-х. Но здесь явно видна преемственность. Халл первым использовал механистические теории в психологии, и, даже пытаясь подражать Ньютону, утверждал, что машина может делать то же самое, что и человек, и что «машины будущего смогут выполнять работу эффективнее, чем кто-либо из людей». Математические теории научения 50-60-х частично основывались на теории Халла, а его «машины будущего» появились 60 лет спустя. Современный коннекционизм или теория параллельной обработки данных – наиболее заметные формы механистического теоретизирования, толчок которому когда-то дал Халл
1.3 Бархус Скиннер
Бурхус Скиннер (1904-1990) известный психолог в литературе о нем сложилось не однозначное мнение с одной стороны его называют ортодоксальным бихевиористом, основателем теории оперантного бихевиоризма с другой стороны его можно определить и как необихевиориста о чем можно судить по его произведениям.
Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией. Если у Павлова новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении (например, когда перед кормлением раздавался стук метронома и т. п.), то у Скиннера организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление [5].
Необихевиоризм опирается на тот же самый принцип, что и концепция Уотсона, а именно : психология не имеет права заниматься чувствами или влечениями или какими-либо другими субъективными состояниями [10]; он отклоняет любую попытку говорить о «природе» человека, либо конструировать модель личности, либо подвергать анализу различные страсти, мотивирующие человеческое поведение. Всякий анализ поведения с точки зрения намерений, целей и задач Скиннер квалифицирует как донаучный и как совершенно бесполезную трату времени. Психология должна заниматься изучением того, какие механизмы стимулируют человеческое поведение и как они могут быть использованы с целью достижения максимального результата. «Психология» Скиннера – это наука манипулирования поведением; ее цель – обнаружение механизмов «стимулирования», которые помогают обеспечивать необходимое «заказчику» поведение.
необихевиоризм — это… Что такое необихевиоризм?
- необихевиоризм
- — направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма, согласно к-рому предметом психологии являются объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, Н. дополнил его понятием о «промежуточных переменных» как факторах, служащих опосредствующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, Н. полагал, что содержание указанного понятия (обозначавшего «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные (см. мотивация) компоненты поведения) выявляется в лабораторных экспериментах по признакам, определяемым посредством операций исследователя. Н. свидетельствовал о кризисе «классического» бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией об окружающем мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гешталътпсихологии и фрейдизма. (Э. Ч. Толмен), а так же павловского учения о высшей нервной деятельности (К. Л. Холл ), Н. стремился преодолеть ограниченность исходной бихевиористской доктрины, сохранив, однако, ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- необихевиоризм
— направление в американской психологии, возникшее в 30-х гг. XX в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии — объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием переменных промежуточных как факторов, служащих опосредующим звеном между воздействием стимулов и ответными мышечными движениями. Следуя методологии операционализма, сторонники необихевиоризма считали, что содержание понятия переменных промежуточных, означавшее «ненаблюдаемые» познавательные и мотивационные компоненты поведения, можно выявить экспериментально по признакам, определяемым посредством операций исследователя.
Новый шаг в развитии бихевиоризма составили исследования особого типа реакций условных (наряду с «классическими» Павловскими), получивших название реакций инструментальных, или оперантных. Согласно теории, обусловливание классическое и инструментальное — универсальные механизмы научения, общие для животных и человека. При этом процесс научения представлялся как вполне автоматический: подкрепление приводит буквально к закреплению в системе нервной связей и успешных реакций независимо от воли, желания или иной активности субъекта. Отсюда делались далеко идущие выводы, что посредством стимулов и подкреплений можно «лепить» любое поведение, манипулировать индивидом; что поведение жестко детерминировано и он в какой-то мере — раб внешних обстоятельств и собственного прошлого опыта. Все эти выводы были в конечном счете следствием игнорирования сознания. Появление необихевиоризма свидетельствовало о кризисе классического бихевиоризма, неспособного объяснить целостность и целесообразность поведения, его регулируемость информацией о мире и зависимость от потребностей организма. Используя идеи гештальт-психологии и фрейдизма, а также Павловского учения о деятельности нервной высшей, необихевиоризм стремился преодолеть ограниченность исходной доктрины, сохранив ее основную установку на биологизацию человеческой психики.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- необихевиоризм
- Этимология.
Происходит от греч. neоs — новый и англ. behaviour — поведение.
Категория.Психологическое направление.
Специфика.Берет свое начало в бихевиоризме. Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения устанавливаемых связей используются определенные гипотетические конструкты — в схеме S — R появились «промежуточные переменные». Активно используются такие понятия, как образ, цель, потребность, интеллект, ожидание, успех — неуспех, которые являются феноменами поля сознания.
Виды.К необихевиоризму относятся:
• концепция Б.Скиннера,
• концепция К.Халла,
• концепция Э.Толмена.
Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.
- НЕОБИХЕВИОРИЗМ
-
Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.
- ненависть
- неопсихоанализ
Смотреть что такое «необихевиоризм» в других словарях:
необихевиоризм — необихевиоризм … Орфографический словарь-справочник
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Википедия
Необихевиоризм — (от греч. neоs новый и англ. behaviour поведение) психологическое направление. Берет свое начало в бихевиоризме . Основан на допущении, что в качестве предмета анализа могут быть не только наблюдаемые поведенческие акты. Для объяснения… … Психологический словарь
НЕОБИХЕВИОРИЗМ — совокупное обозначение ряда направлений амер. психологии. Возникновение Н. относится к 1930 м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиц. бихевиоризма невозможность описания поведения только… … Философская энциклопедия
НЕОБИХЕВИОРИЗМ — (от греч. neos новый и бихевиоризм) англ. neobehaviorism; нем. Neobehav iorismus. Ряд направлений в психологии и социологии, исходящих из принципов бихевиоризма, но пытающихся преодолеть его упрощенность и вводящих в схему стимул реакция… … Энциклопедия социологии
НЕОБИХЕВИОРИЗМ — (от греч. neos – новый + бихевиоризм). Совокупное обозначение ряда направлений американской психологии. Возник в 30 е гг. (Е. Халл, Э. Толмен), когда стала очевидной несостоятельность традиционного бихевиоризма – невозможность описания поведения… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Словарь-справочник по педагогической психологии
Необихевиоризм — направление в американской психологии, возникшее в 30 х гг. ХХ в. Восприняв главный постулат бихевиоризма о том, что предмет психологии объективно наблюдаемые реакции организма на стимулы внешней среды, необихевиоризм дополнил его понятием… … Словарь по педагогической психологии
Необихевиоризм — совокупное обозначение ряда направлений американской психологии. Возникновение Н. относится к 1930 м гг. (работы К. Халла и Э. Толмена), когда стала очевидной несостоятельность традиционного Бихевиоризма невозможность описания поведения… … Большая советская энциклопедия
необихевиоризм — необихевиор изм, а … Русский орфографический словарь
1. Необихевиоризм. История психологии: конспект лекций
1. Необихевиоризм
Анализ путей развития основных психологических школ выявляет общую для них тенденцию. Они изменялись в направлении обогащения своей категориальной основы теоретическими ориентациями других школ.
Формула бихевиоризма была четкой и однозначной: «стимул – реакция». Вопрос о тех процессах, которые происходят в организме, и его психическом устройстве между стимулом и реакцией снимался с повестки дня.
Связка «стимул – реакция» служит, согласно радикальному бихевиоризму, незыблемой опорой психологии как точной науки.
Между тем в кругу бихевиористов появились выдающиеся психологи, поставившие этот постулат под сомнение.
Первым из них был американец Эдвард Толмен (1886–1959), согласно которому формула поведения должна состоять не из двух, а из трех членов, и поэтому выглядеть следующим образом: стимул (независимая переменная) – промежуточные переменные – зависимая переменная (реакция).
Среднее звено (промежуточные переменные) – не что иное, как не доступные прямому наблюдению психические моменты: ожидания, установки, знания.
Следуя бихевиористской традиции, Толмен ставил опыты над крысами, ищущими выход из лабиринта.
Главный же вывод из этих опытов свелся к тому, что, опираясь на строго контролируемое экспериментатором и объективно им наблюдаемое поведение животных, можно достоверно установить, что этим поведением управляют не те стимулы, которые действуют на них в данный момент, а особые внутренние регуляторы. Поведение предваряют своего рода ожидания, гипотезы, познавательные (когнитивные) «карты».
Эти карты животное само строит. Они и ориентируют его в лабиринте. Положение о том, что психические образы служат регулятором действия, было обосновано гештальт-теорией. Учтя ее уроки, Толмен разработал собственную теорию, названную когнитивным бихевиоризмом.
Другой вариант необихевиоризма принадлежал Кларку Холлу (1884–1952) и его школе.
Он ввел в формулу «стимул – реакция» другое среднее звено, а именно потребность организма (пищевую, сексуальную, потребность во сне и др.).
В защиту ортодоксального бихевиоризма, отвергая любые внутренние факторы, выступил Бурхус Скиннер (1904–1990). Условный рефлекс он назвал оперантной реакцией.
По Павлову, новая реакция вырабатывалась в ответ на условный сигнал при его подкреплении. По Скиннеру, организм сначала производит движение, затем получает (или не получает) подкрепление.
Скиннер составлял множество различных «планов подкрепления».
Техника выработки «оперантных реакций» была применена последователями Скиннера при обучении детей, их воспитании, при лечении невротиков.
Во время Второй мировой войны Скиннер работал над проектом использования голубей для управления стрельбой по самолетам. Он надеялся, основываясь на теории оперантных реакций, создать программу «изготовления» людей для нового общества.
Работы Скиннера обогатили знание об общих правилах выработки навыков, о роли подкрепления, динамике перехода от одних форм поведения к другим и т. п. Но вопросами, касающимися научения у животных, интересы бихевиористов не ограничивались.
Открыть общие, выверенные точной объективной наукой законы построения любого поведения, в том числе у человека, – такова была сверхзадача всего бихевиористского движения. Надеясь придать психологии точность обобщений, не уступающую физике, бихевиористы полагали, что, опираясь на формулу «стимул – реакция», удастся вывести новую породу людей. Утопичность этого плана обнаруживается в концепциях типа скиннеровской. Даже применительно к животным Скиннер имел дело с «пустым организмом», от которого ничего не оставалось, кроме оперантных реакций. Ведь ни для деятельности нервной системы, ни для психических функций в скиннеровской модели места не было. Снималась с повестки дня и проблема развития. Она подменялась описанием того, как из одних навыков возникают другие. Огромные пласты высших проявлений жизни, открытых и изученных многими школами, выпадали из предметной области психологии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
Необихевиоризм. Фредерик Скиннер. Альберт Бандура
Развитие бихевиоризма имело своё продолжение. Необихевиоризм и его представители, такие как Фредерик Скиннер и Альберт Бандура, дополнили основную формулу «Стимул – Реакция» промежуточными элементами.
Беррес Фредерик Скиннер (1904–1990) – американский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Гарвардского университета. Автор теории оперантного обусловливания. Один из основоположников введения специальных машин для оценки ответов учащихся в процессе их обучения и тестирования. В 1990 году был занесён в почетный список учёных Американской ассоциации психологов за достижения и выдающийся вклад в развитие науки.
«Чаще всего нас интересует такое поведение, которое имеет определенное воздействие на окружающий мир. Оно возникает в результате столкновения человека с необходимостью решать задачи, выдвигаемые жизнью» (2).
Не придавая существенного значения внутренним переживаниям и процессам мышления, он делал упор на методику формирования условных рефлексов. Подходил к вопросам достижения необходимых навыков с позиции выработки нужных реакций путём их подкрепления либо, наоборот, ослабления.
Метод оперантного обусловливания заключается в том, что процесс формирования новых рефлексов происходит за счёт подкрепления у индивида новых нужных реакций, которые образуются у него как случайным образом, возникающие спонтанно, так и за счёт методичного воздействия на него со стороны внешней среды. Вместо термина условный рефлекс представители необихевиоризма употребляли термин обусловленный, а вместо безусловного – необусловленный.
Сам Скиннер сформулировал метод следующим образом: «Поведение живых существ полностью определяется последствиями, к которым оно приводит. В зависимости от того, будут ли эти последствия приятными, безразличными или неприятными, живой организм проявит тенденцию повторять данный поведенческий акт, не придавать ему никакого значения или же избегать его повторения в дальнейшем» (1).
Теория обусловливания вывела классические эксперименты Ивана Петровича Павлова на уровень социального общества. Оперантное закрепление, помимо условий, связанных с действием безусловных рефлексов в процессе образования новых связей, подразумевает активное использование различных социально-психологических приёмов.
Альберт Бандура – канадский психолог, представитель необихевиоризма, профессор Стэнфордского университета. Широко известен своими работами по детской и подростковой агрессии, особенно экспериментами с куклой Бобо.
В эксперименте с куклой Бобо обученный актер в присутствии детей в течение 10 минут издевался над Бобо (надувная игрушка высотой около метра). Он бил её руками и ногами, молотком, обзывал и бросал её. В одном из вариантов этого опыта находившийся при этом взрослый «воспитатель» прилюдно одобрял действия актёра. Впоследствии дети вели себя по отношению к Бобо агрессивно: обзывали её, толкали, били.
Дети принимали предложенную им модель действий со стороны авторитетных для них взрослых людей, подражали и воспроизводили её.
Альберт Бандура полагал, что не все формы поведения можно объяснить в терминах оперантного обусловливания. Новый образ действий может формироваться в результате наблюдения и подражания, заимствования от других членов социума. Свою концепцию он назвал теорией социального научения.
Представители необихевиоризма: К. Халл и Э. Толмен
Яркими представителями необихевиоризма являются также Кларк Л. Халл и Эдвард Ч. Толмен. Профессор Йельского университета Кларк Леонард Халл (1884–1952) впервые попытался подойти к изучению поведения человека с позиции логико-дедуктивных правил и принципов известных в математике. Основываясь на трудах Чарлза Дарвина и экспериментах И. П. Павлова, он предложил в качестве промежуточных элементов рассматривать потребности организма и силу навыка (условного рефлекса). Результаты своих работ Кларк Халл изложил в предложенной им теории научения.
Эдвард Чейс Толмен (1886–1959), преподаватель Калифорнийского университета в Беркли, в свою очередь, дополнил необихевиоризм концепцией когнитивных карт. Когнитивная карта – это образ (представление) субъекта, который сформировался у него в результате его взаимодействия с окружающим миром. Анализ развития событий при этом учитывает имеющийся субъективный опыт и сложившееся восприятие человека в плане оценки вероятности.
Во многих странах проведение опытов над людьми ограничено законодательно. Представителей необихевиоризма иногда не без основания критикуют за неэтичность некоторых опытов. Особое возмущение у некоторых представителей научного сообщества вызывает положение, при котором результаты экспериментов над подопытными животными переносятся на людей.
Общепринятого мнения на этот счёт нет. Иногда практическая целесообразность бывает более важна, чем теоретические рассуждения на эту тему. А в некоторых случаях бывает крайне важно наглядно показать опасные последствия определённой поведенческой модели (с последующим устранением полученных негативных результатов).
Как уже говорилось в предыдущей статье, методы поведенческой психотерапии наиболее эффективны для так называемого среднестатистического человека, малых и больших социальных групп.
При определённых обстоятельствах методы и приёмы теории оперантного подкрепления и социального научения являются, пожалуй, единственными, с помощью которых последователи бихевиоризма решали сложные практические задачи.
Литература:
1. Б. Ф. Скиннер. Оперантное поведение.
2. Бихевиоризм в психологии, энциклопедия для студентов.
Направления необихевиоризма — Студопедия
Необихевиоризм (Э. Толмен, К. Халл, Скиннер).
Философские предпосылки:
прагматизм Дьюи
позитивизм
Необихевиоризм развивается в 30-60 е гг. XX века. Основными положениями необихевиоризма являются: 1) предмет психологии – процесс научения, 2) большинство видов поведения подчиняется законам условных рефлексов; 3) психология должна принять принципы операционализма. Операционализм – это общий подход, целью которого является выработка научной терминологии для освобождения от проблем, которые не являются фактически наблюдаемыми и физически воспроизводимыми.
Уже в работах Э. Толмена и Б. Скиннера ставились вопросы о необходимости изучать социальное поведение и управлять им. Подход Эдварда Толмена называется целенаправленным бихевиоризмом, т.к Толмен любил говаривать, что «поведение пахнет целью» (цит. по книге Шульца), любое поведение всегда направлено на цель. Толмэн ввел понятие молярного поведения, критериями которого являются: направленность на цель, специфическая картина объектов (то есть когнитивные карты), селективность по отношению к средствам. Промежуточные переменные опосредуют поведение, поэтому оно имеет полидетерминированный характер. Среди переменных, которые детерминируют поведение независимые переменные (стимулы и исходное физиологическое состояние организма), внутренние переменные — система потребностей, система ценностных мотивов, бихевиоральное поле – ситуацию, в которой совершается деятельность, прежний опыт. Для обозначения ненаблюдаемых факторов, внутренних процессов, которые связывают стимульную ситуацию с наблюдаемой реакцией ввел понятие промежуточных переменных. Толмену принадлежит когнитивная теория научения: повторяющееся выполнение одного и того же задания усиливает создаваемые связи между факторами окружающей среды и ожиданиями организма. Это свидетельствует о том, что организм познает окружающий мир, в ходе многократного выполнения действия создаются гештальт – знаки. На основе гештальт знаков (признаков, ассоциирующихся с некоторой точкой выбора) создаются когнитивные карты – сети гештальт-знаков по всем точкам выбора в лабиринте. Таким образом, Толмен расширил представления Уотсона о том, что поведение является целостным актом, а также расширил круг независимых переменных, детерминирующих поведение, введением промежуточных переменных.
Кларк Халл (его теория называется теорией снижения потребностей) расширил схему поведения: ST — O — R (где О – состояние организма). Объективация промежуточных переменных возможна за счет связи с объективным раздражителем (например, о величине голода можно судить по количеству съеденной пищи и скорости ее поглощения). Ввел понятие «градиента цели» для обозначения феноменов ускорения продвижения к цели. Человеческое поведение рассматривал как автоматическое и свел его к языку физики. «Меня не раз поражало, что человеческий организм является самой удивительной машиной – и все же машиной». В книге «Принципы психологии» излагает математическое обоснование психологии. По Халу существует 4 полезных метода науки: простое наблюдение, систематическое контролируемое наблюдение, экспериментальная проверка гипотез, гипотетико-дедуктивный метод. Автором гипотетико-дедуктивного метода является К.Халл – это метод установления постулатов, на основании которого дедуктивным путем выводится заключение, которое затем подвергается экспериментальной проверке.
Потребности Халл рассматривал как отклонения организма от оптимальных биологических условий. Побуждение проявляет себя через стимулы, которые инициируют поведение. Сила побуждения может быть измерена через интенсивность реакции организма. Побуждение неспецифично, оно не направляет поведение, но дает ему энергию. Целенаправленность определяется стимулами окружающей среды. Халл выделил 2 вида побуждений: первичные (непосредственно связаны с выживанием) и вторичные (образуются в результате научения).
Теория научения Хала сосредоточена на принципе подкрепления, что является существенным для закона Торндайка. Закон Хала о первичном подкреплении – когда связь между стимулом и реакцией сопровождается снижением интенсивности потребности, то это приводит к увеличению вероятности того, что при последующем возникновении того же стимула будет возникать та же реакция. Вторичное подкрепление состоит в том, что любой стимул, который последовательно ассоциируется с подкрепляющей ситуацией, приобретает способность вызывать обусловленное сдерживание, таким образом, снижая интенсивность стимула и самостоятельно производя результирующее подкрепление.
Оперантный бихевиоризм Скиннера.
В отличие от респондентного поведения (стимул порождает реакцию) Скиннер вводит понятие оперантного поведения (поведение воздействует на среду, генерируя последствия). Оперантное поведение –это поведение, определенное данным следствием (например, голубь ходит по клетке и в отсутствии внешних воздействий вытягивает шею выше определенной отметки, на которую он обычно вытягивает шею. В этот момент он получает подкрепление. То есть спонтанная активность животного впоследствии подкрепляется, само поведение появляется без внешне наблюдаемых стимулов). Ключевым параметром научения является подкрепление. Различие оперантного обусловливания от классического: при классическом обусловливании подкрепление сочетается со стимулом, при оперантном – подкрепление зависит от реакции. В случае классического обусловливания реакция происходит по принципу «все или ничего», при оперантном — имеет континуальный характер.
Схемы подкрепления по Скиннеру: при каждой реакции, с фиксированным интервалом, с фиксированной частотой (когда подкрепление следует за выполнением определенного числа условных реакций).
Угасание поведения: скорость угасания возрастает, если подкрепление было непрерывным и резко прекратилось. Скорость угасания тем меньше, чем больше было подкреплений с перерывами. Самые высокие показатели реагирования были получены при схеме подкрепления с фиксированной частотой на людях, крысах и голубях. (например, сдельная оплата, когда з/п зависит от количества произведенной продукции). Скиннер разработал программу по модификации поведения посредством положительного подкрепления. Эта программа широко распространялась в психиатрических клиниках, фабриках и школах. Критика Скиннера связана со статьей «Что неправильно в западном образе жизни?», в которой он утверждает возможность улучшения образа жизни общества за счет переустройства общества на основе своей теории. Его обвинили за экстраполяцию опытных данных за пределы экспериментальных ситуаций. Также Скиннера критиковали за описание им процесса речи как процесса оперантного подкрепления(младенец изучает язык слово за слово), игнорирование грамматических правил и наследственных факторов.
Наиболее значительные труды в области социального научения принадлежат А. Бандуре (1925-1988).
В начале своей карьеры Бандура в основном сосредоточился на проблемах научения как следствия прямого опыта. Этот интерес привел к программе исследований, посвященной изучению механизмов обучения.
Начав с методологии «стимул-реакция», он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований он пришел к выводу, что людям далеко не всегда требуется для научения прямое подкрепление, они могут учиться и на чужом опыте. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут привести к слишком неприятным или даже фатальным последствиям.
Исходя из этого, Бандура уделял особое внимание исследованию подражания. Он обнаружил, что в качестве моделей для подражания выбирают людей своего пола и примерно того же возраста, которые с успехом решают проблемы, аналогичные тем. что встают перед самим субъектом. Большое распространение имеет подражание людям, занимающим высокое положение. При этом более доступным, т. е. более простым, образцам, а также тем, с которыми субъект непосредственно контактирует, подражают чаще.
Исследования показали, что дети, как правило, подражают сначала взрослым, а затем сверстникам, чье поведение привело к успеху, т.е. к достижению того, к чему стремится и данный ребенок. Бандура также обнаружил, что дети часто подражают даже тому поведению, которое у них на глазах и не привело к успеху, т. е. они усваивают новые модели поведения как бы «про запас».
Особую роль в формировании образцов поведения играют средства массовой информации, распространяющие символические модели в широком социальном пространстве.
Люди с высокой оценкой собственной эффективности легче контролируют свое поведение и действия окружающих, более успешны в карьере и общении. Люди с низкой оценкой личной эффективности, напротив, пассивны, не могут преодолевать препятствия и влиять на окружающих. Таким образом, Бандура приходит к выводу, что наиболее значимым механизмом персонального действия является ощущаемая человеком эффективность попыток контроля над разнообразными аспектами человеческого бытия.
Бандура также является автором психотерапевтического метода, получившего название «систематической десенсибилизации». При этом люди наблюдают за поведением «модели» в таких ситуациях, которые кажутся им опасными, вызывающими чувство напряжения, тревоги (например, в закрытом помещении, в присутствии змеи, злой собаки и т.д.). Успешная деятельность вызывает стремление к подражанию и постепенно снимает напряжение у клиента.
История психологии 3 — Карточки бихевиоризма и необихевиоризма
Нам не удалось определить язык звукового сопровождения на ваших карточках. Пожалуйста, выберите правильный язык ниже.
Фронт Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙорубааудио еще не доступно для этого языка
Назад Китайский, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalEnglishFrenchGermanItalianJapaneseJapanese, RomajiKoreanMath / SymbolsRussianSpanishAfrikaansAkanAkkadianAlbanianAmharicArabicArmenianAzerbaijaniBasqueBelarusianBengaliBihariBretonBulgarianBurmeseCatalanCebuanoChamorroChemistryCherokeeChinese, PinyinChinese, SimplifiedChinese, TraditionalChoctawCopticCorsicanCroatianCzechDanishDeneDhivehiDutchEnglishEsperantoEstonianFaroeseFilipinoFinnishFrenchFulaGaelicGalicianGeorgianGermanGreekGuaraniGujaratiHaidaHaitianHausaHawaiianHebrewHindiHungarianIcelandicIgboIndonesianInuktitutIrishItalianJapaneseJapanese, RomajiJavaneseKannadaKazakhKhmerKoreanKurdishKyrgyzLakotaLaoLatinLatvianLingalaLithuanianLuba-KasaiLuxembourgishMacedonianMalayMalayalamMalteseMaoriMarathiMarshalleseMath / SymbolsMongolianNepaliNorwegianOccitanOjibweOriyaOromoOther / UnknownPashtoPersianPolishPortuguesePunjabiPāliQuechuaRomanianRomanshRussianSanskritSerbianSindhiSinhaleseSlovakSlovenianSpanishSundaneseSwahiliSwedishTaga logТаджикскийТамильскийТатарскийТелугуТайскийТибетскийТигриньяTohono O’odhamТонгаТурецкийУйгурскийУкраинскийУрдуУзбекскийВьетнамский Валлийский Западно-фризскийИдишЙорубааудио еще не доступно для этого языка
.Бихевиоризм | психология | Британника
Бихевиоризм , очень влиятельная академическая школа психологии, которая доминировала в психологической теории в период между двумя мировыми войнами. Классический бихевиоризм, распространенный в первой трети 20 века, был связан исключительно с измеримыми и наблюдаемыми данными и исключал идеи, эмоции и рассмотрение внутреннего умственного опыта и деятельности в целом. В бихевиоризме организм рассматривается как «отвечающий» на условия (стимулы), устанавливаемые внешней средой и внутренними биологическими процессами.
Подробнее по этой теме
мотивация: Бихевиоризм
Вклад философских и физиологических источников породил несколько этапов эволюции теории мотивации с …
Ранее господствовавшая школа мысли, структурализм, понимала психологию как науку о сознании, опыте или разуме; хотя телесные действия не исключались, они считались значимыми в основном в их отношении к ментальным явлениям.Таким образом, характерным методом структурализма был самоанализ — наблюдение и отчет о работе собственного ума.
Ранние формулировки бихевиоризма были реакцией американского психолога Джона Б. Ватсона на интроспективную психологию. В книге Behaviorism (1924) Уотсон писал, что «бихевиоризм утверждает, что« сознание »не является ни определяемым, ни пригодным для использования понятием; что это просто другое слово для «души» более древних времен. Таким образом, в старой психологии преобладает тонкий вид религиозной философии.Уотсон считал, что бихевиоризм «попытался начать с чистого листа в психологии, порывая как с текущими теориями, так и с традиционными концепциями и терминологией» (из Психология с точки зрения бихевиориста , 3-е изд., 1929). От самоанализа следовало отказаться; Допустимыми должны были считаться только такие наблюдения, которые могли быть сделаны независимыми наблюдателями одного и того же объекта или события — точно так же, как в физике или химии. Таким образом, психология должна была стать «чисто объективной, экспериментальной отраслью естествознания.Какими бы абстрактными ни казались эти предложения, они оказали революционное влияние на современную психологию и социальные науки, а также на наше представление о себе.
Объективистские наклонности Уотсона были предвосхищены многими событиями в истории мысли, а его работы олицетворяли сильные тенденции, которые возникали в биологии и психологии с конца 19 века. Таким образом, желание Уотсона «похоронить субъективный предмет» получило широкую поддержку. В период с начала 1920-х до середины века у У. доминировали методы бихевиоризма.С. психологии и имел широкий международный резонанс. Хотя главные альтернативы бихевиоризму (например, гештальт-психология и психоанализ) отстаивали методы, основанные на экспериментальных данных, даже эти альтернативы соответствовали объективистскому подходу, подчеркивая необходимость объективной проверки основанных на опыте гипотез.
Получите эксклюзивный доступ к контенту нашего 1768 First Edition с подпиской. Подпишитесь сегодняПериод 1912–30 (примерно) можно назвать периодом классического бихевиоризма.В то время Ватсон был доминирующей фигурой, но вскоре начали работать и многие другие, вносящие свои собственные систематические изменения в развитие программы. Классический бихевиоризм был посвящен доказательству того, что явления, которые ранее считались требующими интроспективного изучения (например, мышление, образы, эмоции или чувства), могут быть поняты с точки зрения стимула и реакции. Классический бихевиоризм далее характеризовался строгим детерминизмом, основанным на убеждении, что каждая реакция вызывается определенным стимулом.
Производная форма классического бихевиоризма, известная как необихевиоризм, развивалась с 1930 до конца 1940-х годов. При таком подходе психологи попытались перевести общую методологию, предписанную Уотсоном, в детальную, экспериментально обоснованную теорию адаптивного поведения. В эту эпоху доминировали теоретики обучения Кларк Л. Халл и Б. Ф. Скиннер; Идея Скиннера была прямым потомком интеллектуального наследия Уотсона и стала доминирующей в этой области после середины 1950-х годов.Среди других важных бихевиористов были Кеннет В. Спенс, находившийся под влиянием Халла; Нил Миллер, утверждавший, что нейробиология — наиболее продуктивное направление психологических исследований; когнитивный теоретик Эдвард К. Толмен; и Эдвин Р. Гатри. Толмен и другие осуществили либерализацию строгой бихевиористской доктрины. Позиция по отношению к объективизму оставалась в основном той же, даже при признании существования промежуточных (т. Е. Ментальных) переменных, принятии словесных отчетов и разветвлении в такие области, как восприятие.
BF Skinner BF Skinner, 1971. AP / REX / Shutterstock.comЕстественным результатом бихевиористской теории стала поведенческая терапия, которая приобрела известность после Второй мировой войны и была направлена на изменение наблюдаемого поведения, а не на мысли и чувства пациента (как в психоанализе). При таком подходе считается, что эмоциональные проблемы возникают в результате неправильных приобретенных моделей поведения или неспособности научиться эффективным реакциям. Таким образом, цель поведенческой терапии, также известной как модификация поведения, заключается в изменении моделей поведения. См. Также кондиционирование.
.