23.11.2024

Небылицы и загадки: Каковы отличительные особенности сказки, небылицы, загадки?

Народное творчество — Докучные сказки. Загадки. Небылицы. Потешки читать онлайн

Докучные сказки. Загадки. Небылицы. Потешки

Докучные сказки

«Жил да был карась…»

Жил да был карась,
Вот и сказка началась.
Жили-были два налима,
Вот и сказки половина.
Жили-были три гуся,
Вот и сказка вся.

«Жила-была бабка…»

Жила-была бабка
У самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Себе мочало —
Эта сказка хороша —
Начинай сначала!

«У нашего Гришеньки…»

У нашего Гришеньки
Под окошком вишенки.
У Семёна в саду клёны,
У Алёны – дуб зелёный,
У Марины – куст малины,
У Арины – две рябины,
У Тараски – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Загадки

Не куст, а с листочками,
не рубашка, а сшита,
не человек, а рассказывает.

(Книга)

Кто говорит молча?

(Книга)

Чёрный Ивашка,
деревянная рубашка,
где носом ведёт,

там заметку кладёт.

(Карандаш)

Железный нос
в землю врос,
роет, копает,
землю разрыхляет.

(Лопата)

Кланяется, кланяется,
придёт домой – растянется.

(Топор)

Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.

(Ёж)

Пришла из лесу птичница
в рыжей шубе кур посчитать.

(Лиса)

Не ездок, а со шпорами,
не сторож, а всех будит.

(Петух)

Среди двора стоит копна:
спереди вилы, сзади метла.

(Корова)

Без окон, без дверей,
полна горница людей.

(Огурец)

Сто одёжек и все без застёжек.

(Капуста)

Не огонь, а жжётся.

(Крапива)

Сидит дед во сто шуб одет;
кто его раздевает, тот слёзы проливает.

(Лук)

Золотое решето чёрных домиков полно.

(Подсолнух)

Красная девица сидит в темнице,
а коса на улице.

(Морковь)

Крашеное коромысло через реку
повисло.

(Радуга)

Без рук, без ног, а ворота отворяет.

(Ветер)

Небылицы

«Небывальщины-небылицы…»

Небывальщины-небылицы
Лежат в бабушкиной светлице,
Завёрнуты в тряпицы
В медном ларце
На дубовом поставце,
Кого хочешь – позабавь,
А ларец на место поставь.

«У Иванова двора…»

У Иванова двора

Загорелася вода.
Всем селом пожар тушили,
А огонь не загасили.
Пришёл дедушка Фома,
Расседая борода.
Он народ погнал в овин,
Затушил пожар один.
Как Фома тушил пожар,
Он об этом не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!

Потешки

«Андрейка, детка, о чём плачешь?.

– Андрейка, детка, о чём плачешь?
– Об ворота ударился головой.
– Ну-ка, скажи, когда это случилось?
– Вчера вечером.
– Почему же ты плачешь сегодня?
– Так ведь вчера дома никого не было!

«Здравствуй, кум! Ты куда?..»

– Здравствуй, кум! Ты куда?
– Да по дрова поехал.
– Что везёшь?
– Сено.
– Какое сено, ведь это дрова?!
– А коли видишь, так что спрашиваешь?

Кошка и курочка

Кошка на окошке
Рубашку шьёт,
Курочка в сапожках
Избёнку метёт.

Мыши

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснётся Васька-кот,
Разобьёт весь хоровод.

Петушок

Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь?
Ване спать не даёшь?

«Сено для лошади?..»

– Сено для лошади?
– Да.
– Напоил лошадь?
– Напоил.
– Так иди запрягай!
– А где она?

«Ты пирог съел?.

– Ты пирог съел?
– Нет, не я!
– А ещё хочешь?
– Хочу.

«Что делаешь?..»

– Что делаешь?
– Ничего.
– А он что?
– Помогать пришёл.

Урок «Сказки. Загадки. Небылицы. Обобщение»

Конспект урока на тему: «Сказки. Загадки. Небылицы»


Гипермаркет знаний>>Литература 1 класс>> Литература: «Сказки. Загадки. Небылицы»

План-конспект урока к предмету «Литература 1 класс» на тему ««Сказки. Загадки. Небылицы»»

 

                                         СКАЗКИ, ЗАГАДКИ, НЕБЫЛИЦЫ

                                (обобщающий урок в форме путешествия)

Цели: познакомить учащихся с русской народной сказкой «Петух и собака»; помочь обучающимся повторить и обобщить знания по данному разделу; продолжить формирование умений анализировать и сравнивать произведения; совершенствовать навык чтения целыми словами, навык осознанного чтения; развивать речевые умения, наблюдательность, творческие способности, мышление, память, внимание обучающихся; воспитывать читательский интерес, любовь к народному творчеству.

Оборудование: выставка книг «Русские народные сказки»; схема-карта путешествия; карточки с ребусами; изображения Водяного, Бабы-Яги, Мухомора Мухоморовича, Феи Сказочницы; «волшебные» клубки ниток; карточки с фрагментами сказок; таблица с зашифрованной загадкой; мешочек с «волшебными» предметами из сказок; аудиозапись песен из мультфильма «Летучий корабль».

                                                   Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель читает стихотворение:

                         «Жили-были
                         Старик и старуха…»
                         Любишь ли ты сказки?
                         Так слушай, молчи.
                         Добрая сказка,
                         Теплая,
                         Только что из печи.
                         А что может быть
                         Правдивее хлеба?
                         Отрежешь ломоть –
                         И сразу тепло.


                         В сказках, как в жизни,
                         Земля и небо,
                         Солнце и тучи.
                         Добро и зло.
                         Добрую сказку
                         Помню с детства.
                         Хочу, чтобы сказку
                         Послушал и ты,
                         Чтобы подкралась
                         К самому сердцу
                         И заронила зерно доброты.
                            Овсей Дриз

– Какое настроение передает автор в этом стихотворении?
– Как он относится к сказкам?

II. Актуализация опорных знаний. Постановка цели урока.

– С какими произведениями из раздела «Сказки, загадки, небылицы» мы познакомились на уроках литературного чтения?
– Какие произведения этого раздела вам понравились больше? Почему?
– Сегодня мы проведем последний урок по этой теме. Наш урок будет волшебным, так как мы отправимся в сказочное путешествие.

Нас ждут герои сказок и необычные чудеса.

Если мы правильно прочитаем ребусы, то сможем отправиться в сказочное путешествие. Будьте внимательны.


– Молодцы, хорошо справились с этим заданием. А зачем придумывают загадки?
– Для чего придумывают песенки?
– Зачем сочиняют потешки и веселые стихи?
– Чем отличаются небылицы от потешек?
– Чему учат нас сказки?
– Что объединяет все эти произведения?
– А теперь послушайте начало русской народной сказки и вспомните ее название.

Учитель читает фрагмент сказки «Летучий корабль»:

– В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жил-был жадный и очень глупый царь. И росла у него дочь, прекрасней которой не было на свете.
Звали ее Забава. И стройна Забава и румяна, а волосы – до самых пят и золотом отливают. Только не было радости в жизни молодой царевны, потому что хотел царь-батюшка выдать ее замуж за жадного и коварного боярина Полкана. День и ночь сидела Забава взаперти у окошка и плакала горькими слезами.

Как вдруг свесилась над окошком чья-то чумазая и взлохмаченная голова. А это был Ваня-трубочист. Чистил он в царских теремах печные трубы. Полюбили они друг друга. Обещал Ваня построить летучий корабль и вызволить из неволи Забаву. Но знал Ваня, что нельзя летучий корабль построить простым топором и рубанком. Пошел он волшебный инструмент добывать…
– Как же называется эта сказка?
– Давайте, ребята, поможем Ване построить летучий корабль. Встаньте,  возьмите  в  руки  свои «волшебные» клубочки,  нагнитесь  и покатите…

Учитель берет в руки «волшебный» клубочек, бросает его вперед и идет  осторожно  по  ниточке.  Учащиеся  повторяют  движения за учителем.

– Клубочек покажет нам путь через дремучий лес в страну Сказок.

Учитель открывает на доске схему-карту путешествия.


 
– Рассмотрите  карту.  Какие  трудности  нам  необходимо  преодолеть?(Надо пройти дремучий лес, переправиться через лесное озеро, выполнить трудные задания хитрой Бабы-Яги и открыть ворота в сказочное государство, где живет Фея Сказочница. )

– Рассмотрите выставку книг, в которых собраны русские народные сказки. Какие сказки вы уже прочитали?

                         В мире много сказок
                         Грустных и смешных,
                         И прожить на свете
                         Нам нельзя без них.
                         В сказке может все случиться,
                         Наша сказка впереди,
                         Сказка в двери к нам стучится.
                         Скажем гостье: «Заходи!»

III. Работа по теме урока.

– В дремучем лесу нас встречает хозяин – Мухомор Мухоморович. Чтобы пройти через дремучий лес и не заблудиться в нем, он предлагает нам свою помощь. Но только в том случае, если мы правильно выполним его задания.

1. Речевая минутка.

– Прочитайте скороговорку быстро и четко:

Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.

– О каком животном говорится в этой скороговорке?
– В  каких  русских  народных  сказках  петух  является  действующим лицом?
– Сегодня мы познакомимся с другой сказкой о петухе.

2. Подготовка к чтению русской народной сказки «Петух и собака».

– Прочитайте название сказки.
– Кто автор этой сказки?
– Знакома ли она вам?
– Прочитайте ключевые слова, записанные на доске, сначала по слогам, а затем целыми словами:

                         Про-да-дим – продадим
                         Ис-пу-гал-ся – испугался
                        Рас-ска-зал – рассказал
                         За-но-че-ва-ли – заночевали
                        Раз-ли-ва-ет-ся – разливается
                         Раз-да-ет-ся – раздается
                         Рас-хва-ли-ва-ет – расхваливает
                         По-ла-ко-мить-ся – полакомиться
                         Об-ра-до-ва-лась – обрадовалась
                        Про-су-ну-ла – просунула

3. Словарная работа по тексту сказки.

– Объясните значение слов и выражений.

Занялась заря – рассвело.
Масленый праздник – весенний праздник Масленицы.
Припасла – заготовила про запас.
Счастье привалило – появилось неожиданно что-то хорошее.

– Составьте предложение со словом припасла.

4. Чтение русской народной сказки «Петух и собака» вслух по цепочке.

– О чем эта сказка?
– Понравилась вам она? Чем?
– Назовите героев сказки «Петух и собака».

5. Анализ текста и проверка понимания прочитанного.

– Почему петух покинул стариков?
– Кто помог ему уйти со двора в лес?
– Как петух навлек на себя опасность?
– Чем лиса хотела заманить к себе петушка?
– Почему петух испугался? К кому он обратился за помощью? Прочитайте строки произведения, в которых говорится об этом.
– Найдите в тексте и прочитайте, как лиса расхваливает петуха.
– Вот мы и прошли через дремучий лес и подошли к лесному озеру. Кто же здесь живет?

Учитель демонстрирует рисунок, на котором изображен Водяной из сказки «Летучий корабль».

                                               Физкультминутка

– Сидит Водяной в лесном озере один и грустит, потому что нет у него друзей. Давайте с ним споем песенку и станцуем.

Звучит запись песни «Я – Водяной» из мультфильма «Летучий корабль». Учащиеся выполняют движения за учителем.

– Ребята, вы не только развеселили Водяного, но и помогли Ване получить волшебные инструменты. Теперь-то наш герой сможет построить корабль, чтобы спасти Забаву.

IV. Закрепление и обобщение знаний по разделу учебника «Сказки, загадки, небылицы».

– Пока Ваня строит корабль, мы отправимся дальше.

Учитель берет «волшебный» клубочек, бросает его впереди себя и аккуратно идет по ниточке. Учащиеся встают и повторяют движения за учителем.

– Вот мы и пришли к лесной избушке. Кто же здесь живет?
Учитель демонстрирует изображение Бабы Яги.
– Баба Яга знает волшебные слова, которые превратят обычный корабль в летучий. Если мы сейчас верно выполним задание хитрой Бабы Яги, то узнаем эти волшебные слова. Вы готовы?

1. Работа с иллюстрациями учебника. 

Примерные вопросы:

– Рассмотрите иллюстрации к русской народной сказке. Как называется эта сказка?
– Назовите действующих лиц этой сказки.
– Перескажите сказку по картинкам.

2. Отработка навыка чтения. 

Чтение скороговорок.

– Прочитайте скороговорки быстро и четко.
– Обратите внимание на правописание слов скороговорки.
– Какие правила оформления предложения вы знаете?

3. Игра «Вспомни слово из сказки».

Учащиеся подбирают эпитеты из русских народных сказок, учитель записывает слова на доске.

                         ЛЕС … (дремучий).
                         ДУБ … (могучий).
                         МОРЕ … (синее).
                         СОЛНЦЕ … (красное).
                         ПОЛЕ … (широкое, чистое).
                         ТУЧА … (черная).
                         СОН … (крепкий).
                         МОЛОДЕЦ … (добрый).
                         ДЕВИЦА … (красная).

– Была ли указана в задании какая-то конкретная сказка? Почему же, называя то или иное слово, вы были единодушны?
– Какая особенность есть у сказок? По каким причинам вы отличаете ее от других произведений?
– Молодцы! Баба Яга очень обрадовалась, что вы выполнили все её задания быстро и правильно. И за это она нам назовет волшебные слова: «Земля, прощай! В добрый путь!»

                                            Физкультминутка

– Ребята, Баба Яга просит вас спеть с ней ее любимую песенку «Баба Яга» из мультфильма «Летучий корабль» и научить ее танцевать. Давайте ей поможем.

Звучит запись песни, учащиеся танцуют.

V. Викторина «Узнай сказку».

Учитель берет в руки «волшебный» клубок и бросает вперед, аккуратно идет по ниточке. Учащиеся повторяют движения за учителем.

– Вот мы и подошли к воротам сказочного государства. Дорогие ребята, чтобы попасть в страну «Сказки, загадки, небылицы», надо выполнить задания хозяйки этой страны – Феи Сказочницы.

1. Игра «Герои русских народных сказок».

– Прочитайте загадку, используя указанный код.

  МА 

   НЫЙ

    СЕ 

   ЗУБ

  ОСТ 

   ХВОСТ

    ЛЕНЬ

    КА

  ДЛИН

    РОСТ

    РАЯ 

    Е

  КИЙ

    ШУБ

    КИ

    РЫ

 

  1

  6

  8

  15

  12

  7

  2

  11

  5

  4

  9

  14

  3

  10

  16

  13


Учащиеся читают загадку:

                         Маленький рост, длинный хвост,
                         Серая шубка, острые зубки.

– О ком эта загадка? (О мышке.)
– Какие слова-признаки помогли отгадать загадку?
– Для чего придумывают загадки?
– В каких русских народных сказках мышка является действующим лицом? («Репка», «Курочка Ряба», «Теремок» и другие.)
– Прочитайте имена героев сказок.
– На какие особенности указывают вторые части имен?
– Какая вторая часть имени подходит к каждому животному?

2. Игра «Узнай сказку».

– Прочитайте отрывок из сказки, вспомните ее название.

Карточка 1.

                         Стоит в поле теремок, теремок,
                         Он не низок, не высок, не высок.
                         Уж как по полю лягушка бежит,
                         У дверей остановилась и кричит…

– Как называется эта сказка? («Теремок».)
– Кто рассказал эту сказку?

Карточка 2.

«Влез и этот – семеро стало, да так тесно, что того гляди, разорвется».

– Как называется сказка? («Рукавичка». )
– Чем похожи сказки «Теремок» и «Рукавичка»?

Карточка 3.

«Жили-были лиса да заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца – лубяная. Пришла весна, избушка у лисы растаяла. Вот и попросилась лиса к зайцу. Да сама его и выгнала из избушки».

– Как называется сказка? («Заюшкина избушка».)
– Почему в народных сказках заяц трусливый? (Это наблюдения за повадками зверька.)

Карточка 4.

«– Что ты там, лисонька, поделываешь?
– Отдыхаю, голубчик! Там наверху жарко, так я сюда забралась. Уж как здесь прохладно и хорошо! Водицы холодненькой – сколько хочешь.
– Хороша ли вода-то?
– Отличная! Чистая, прохладная! Прыгай сюда, коли хочешь; здесь обоим нам место будет».
– Как называется сказка? («Лиса и козел».)
– Чем  похожи  лисицы  из  сказок  «Заюшкина  избушка»  и  «Лиса  и козел»?
– Почему в русских народных сказках лиса показана хитрой?
– Какие еще сказки о лисице вы читали?

3. Игра «Предметы из сказок».

Учитель предлагает учащимся достать из волшебного мешочка по одному предмету и отгадать, из какой сказки предмет.

Бобовое зернышко – из сказки «Петушок и бобовое зернышко».
Рукавица – из сказки «Рукавичка».
Кувшин с узким горлышком – из сказки «Лиса и журавль».
Клубок – из сказки «Царевна-лягушка».

– Молодцы, ребята! Вы преодолели все трудности, помогли Ване построить летучий корабль и спасти Забаву. За свою работу Фея Сказочница дарит  вам  ключ  от ворот сказочного государства. А этот волшебный ключ – это ваши знания; он поможет вам в жизни открывать и узнавать новое и необычное.

VI. Итог урока.

– Как называется сказка, с которой вы познакомились на уроке?
– Прочитайте пословицы и выберите те, что подходят к сказке «Петух и собака»:

> У страха глаза велики.
> Не учись разрушать, а учись строить.
> Сила сломит все, а ум – силу.
> Трус своей тени боится.
> В тесноте да не в обиде.

– Чему учит нас сказка «Петух и собака»?

Учитель проводит игру «Доскажи словечко»:

                    На уроках мы, ребятки,
                    Отгадали все … (загадки).

                    Мы не щелкали орешки,
                    А читали на уроках
                    Интересные … (потешки).

                    Не спеши катать салазки.
                    А послушай лучше … (сказки).

– Какие произведения из раздела «Сказки. Загадки. Небылицы» вам больше всего запомнились, понравились?
– Прочитайте пословицу и объясните ее значение:

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.

– Чему учат сказки?
– А закончим наш урок строчками из стихотворения М. Пляцковского:

                      ЯРМАРКА ЧУДЕС

                    Со сказками все дружат –
                    И сказки дружат с каждым,
                    Они необходимы,
                    Как солнышка привет.
                    Кто любит слушать сказки,
                    Тому они расскажут
                    О том, что, может, было,
                    А может быть, и нет.

 

Tales of Mystery and Imagination Edgar Allan Poe 1951 Pocket

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

  • Нажмите, чтобы увеличить

Редкая находка

Цена: €64,30

Загрузка

Доступен только 1

Включая НДС (где применимо), плюс стоимость доставки

2295 продаж |

5 из 5 звезд

Внесен в список 6 декабря 2022 г.

6 избранных

Сообщить об этом элементе в Etsy

Выберите причину… С моим заказом возникла проблемаОн использует мою интеллектуальную собственность без разрешенияЯ не думаю, что это соответствует политике EtsyВыберите причину…

Первое, что вы должны сделать, это связаться с продавцом напрямую.

Если вы уже это сделали, ваш товар не прибыл или не соответствует описанию, вы можете сообщить об этом Etsy, открыв кейс.

Сообщить о проблеме с заказом

Мы очень серьезно относимся к вопросам интеллектуальной собственности, но многие из этих проблем могут быть решены непосредственно заинтересованными сторонами. Мы рекомендуем связаться с продавцом напрямую, чтобы уважительно поделиться своими проблемами.

Если вы хотите подать заявление о нарушении авторских прав, вам необходимо выполнить процедуру, описанную в нашей Политике в отношении авторских прав и интеллектуальной собственности.

Посмотрите, как мы определяем ручную работу, винтаж и расходные материалы

Посмотреть список запрещенных предметов и материалов

Ознакомьтесь с нашей политикой в ​​отношении контента для взрослых

Товар на продажу…

не ручной работы

не винтаж (20+ лет)

не ремесленные принадлежности

запрещены или используют запрещенные материалы

неправильно помечен как содержимое для взрослых

Пожалуйста, выберите причину

Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила. Расскажите нам больше о том, как этот элемент нарушает наши правила.

Сказки о загадке и воображении (сериал 1995)

Руководство по эпизодам
  • CAST & CREW
  • Отзывы пользователей

IMDBPRO

  • Серия
  • 1995199
  • 9008
51995 9008 9000 9000 9000

9

9

  • 99000 900099000 9000
  • 9

    9

  • 99000 9000
  • 99299000 9000 9000 9000 9000 2

    9

  • 9 2008 9000
  • 9929. 9000 9000
  • 90

    ВАША ОЦЕНКА

    DramaHorrorMystery

    Страшилки Эдгара Аллена По, инсценированные и представленные актером ужасов сэром Кристофером Ли. Страшилки Эдгара Аллена По, инсценированные и представленные актером ужасов сэром Кристофером Ли. представлен актером ужасов сэром Кристофером Ли.

    IMDb RATING

    6.2/10

    90

    YOUR RATING

    • Stars
      • Christopher Lee
      • Graham Armitage
      • Ian Paton
    • Stars
      • Christopher Lee
      • Graham Armitage
      • Ian Патон
  • Смотрите производство, кассовые сборы и информацию о компании
  • Смотрите больше на IMDbPro95

    Photos6

    Top cast

    Christopher Lee

    • Self — Host…

    Graham Armitage

    • Lord Chamberlain

    Ian Paton

    • Lord Gareth

    Bozidar Alic

    • Egaeus…

    Дженнифер Стейн

    • Астрид

    Лейла Энрикес

    • Леди Бланш

    Шелаг Холлидей

    • 9 Мать Астрид0008

    Clive Scott

    • The Green Man

    Susan George

    • Betty Wilson

    Freddie Jones

    • Fortunato

    Patrick Ryecart

    • Bernard Bouvet

    Moray Watson

    • Davencourt

    Джереми Кратчли

    • Родерик Ашер

    Дэнни Кио

    • Заключенный

    Тони Капрари

    • Edward

    Robert Whitehead

    Paul Slabolepszy

    • Mr. Valdemar

    Michael McCabe

    • Joseph Roberts
    • All cast & crew
    • Production, box office & more at IMDbPro

    More нравится

    1066

    Человек-головоломка

    Поцелуй меня в крупу

    Войди в ниндзя

    Диана и я

    Страх

    Вне сезона

    Новые спартанцы

    Fox Mystery Theatre

    Сказки о неожиданных

    Sonny and Jed

    Соломенные собаки

    Статьи

    .

    Список эпизодов, как указано на коробке DVD: 1-Падение дома Ашеров 2-Овальный портрет 3-Беренис 4-Черная кошка 5-Лигейя 6-Бочка Амонтильядо 7-Мистер. Вальдемар 8-Сердце-обличитель 9-Морелла 10-Яма и маятник 11-Маска красной смерти (части первая и вторая) +БОНУСНАЯ ПРОГРАММА биографический портрет Эдгара Аллана По

    Кристофер Ли делает только интро и финал кроме Маски красной смерти в котором он играет главную роль. Эта серия была сделана с небольшим бюджетом, что вы можете видеть совершенно ясно.

    Насколько я знаю, сериал довольно близок к истории, но он никогда не вызывает у зрителя страха, драмы или каких-либо эмоций. Для фанатов Кристофера Ли это здорово, но для E.A. Любители По… У меня есть сомнения.

    Полезно • 5

    0

    • DHRTEPES
    • 28 октября 2007 г.

    • Дата выпуска
      • 7 сентября 1995 года (Соединенное Королевство).
  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *