Ответы на вопросы учебника по теме «Считалки и небылицы» для 2 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 22-23.УКМ «Школа России»
Считалки.
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
Считалки используются в играх, чтобы выбрать водящего. Поэтому обладают чётким ритмом.
2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?
Небылица — это выдумка, устное народное произведение в стихотворной форме в котором рассказывается о совершенно невозможных вещах. Это небыль, то чего не было.
Считалка тоже является устным народным творчеством, но предназначена для выбора кого-либо. Чаще всего считалки используют в играх.
Считалки читаются отчетливо, каждое слово выговаривается отдельно. При этом указывается на одного человека.
Небылицы.
1.Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Правильней всего будет заменить слово небылица словом выдумка.
Потому что фантазия не обязательно говорит о совершенно невозможных вещах, а сказка содержит элементы реальной жизни, какой-то урок.
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
Фантастичное в этой небылице следующее:
Гора на горе.
Ворон в сапогах и серёжках играет в трубу.
Звери слушают ворона и кушают пряники.
3. Что общего между считалкой и небылицей?
Эти жанры объединяет то, что написаны они стихами, короткие, придуманы народом. В них используются выдуманные сюжеты не из реальной жизни.
4. Что роднит небылицу со сказкой?
В небылице рассказывается о выдуманных вещах, о том, чего нет в реальном мире. В сказке тоже говорится о волшебстве, которого не существует. Животные в произведениях этих жанров ведут себя как люди.
5. Придумай свою небылицу.
Пример небылицы, сочинённой самостоятельно, для 2 класса
Опустился на трубу месяц с длинной бородой
И сказал сосне в саду: «Поиграй-ка ты со мной».
Но сосна достала корни и отправилась гулять.
Ей ужасно захотелось в синем море понырять.
Но махровым полотенцем море вытерлось до дна
И печально смотрит в яму ненырнувшая сосна.
Игра. Сочиняем небылицу. Загадки.Пословицы и поговорки
Продолжите составлять небылицы с другом.
Злой кабан сидел на ветке,
Пароход томился в клетке,
Соловей точил клыки,
Дикобраз давал гудки,
Кошка физику учила,
Маша хвостик свой ловила,
Буратино сшил себе штаны,
Портной все поел блины,
Ёж накрыт к обеду был,
Чиж усами шевелил,
Рак летал под облаками,
Стол гонялся за мышами,
Чайник прыгал во дворе,
Мальчик булькал на костре.
Продолжение небылицы
Дудка в шахматы играла,
Лента в классики скакала,
Громко девочка звучала,
Коса ленту заплетала.
Стр. 19
Прочитай загадки. Отгадай их. В загадках подчеркни слова, которые помогают догадаться, о чём или о ком идёт речь.
Медведь, заяц, кот.
Найди дома или в библиотеке сборник загадок. Выпиши несколько понравившихся тебе загадок.
Корзинка — невеличка лежит среди кустов,
Живёт в корзинке птичка и пять её птенцов.
Хорош у птички домик, в кустах на берегу,
А как зовётся домик, я вспомнить не могу.
(Гнездо)
Он хоть мал, да удал,
Только дождичка ждал,
Он сквозь землю прошёл,
Красную шапочку нашёл. (Гриб)
Кто по веткам прыг-прыг,
Кто по веткам скок-скок?
Не куница, не лисица
И совсем не серый волк, а кто? (Белка).
Организуйте с друзьями конкурс «Кто больше знает загадок».
Устное задание в группе, организуйте конкурс с друзьями.
Стр.20
Прочитай пословицы и поговорки. О чём они рассказывают, какая тема каждой из них? Можно ли сказать, что все эти пословицы и поговорки о временах года? Распредели их на группы по темам. Дополни свои группы пословицами и поговорками из учебника «Литературное чтение» (страницы 26-27). В каком другом источнике информации можно найти пословицы и поговорки?
О весне
Ласточка весну начинает, соловей кончает.
Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Кто спит весной, мёрзнет зимой.
Март с водою, апрель с травою, а май с цветами.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
Новый год — к весне поворот.
Где в апреле река, там в июле лужица.
О зиме
Зимой без шубы не стыдно, а холодно; а в шубе без хлеба — и тепло, да голодно.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Кто спит весной, мёрзнет зимой.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
Будет зима — будет и лето.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка лета.
Новый год — к весне поворот.
В ноябре зима с осенью борется.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Мороз невелик, да стоять не велит.
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Об осени
Придёт осень, за всё спросит.
Цыплят по осени считают.
От осени к лету поворота нету.
Весна красна цветами, а осень — снопами.
Ноябрь — сентябрю внук, октябрь сын, зиме родной брат.
Весна красна, да голодна; осень дождлива, да сыта.
Весна да осень — на дню погод восемь.
В ноябре зима с осенью борется.
О лете
Лето — припасиха, зима — прибериха.
Дважды в год лето не бывает.
Летом не припасёшь, зимой не принесёшь.
Что летом родится, то зимой пригодится.
Летом нагуляешься, зимой наголодаешься.
От осени к лету поворота нету.
Будет зима — будет и лето.
Где в апреле река, в июле лужица.
Декабрь — шапка зимы, июль — макушка — лета.
Стр. 21
Какая пословица или поговорка понравилась тебе больше всего? Объясни её смысл.
Понравилась поговорка «Весна да осень — на дню погод восемь». Это значит, что осенью и весной очень часто меняется погода, также её употребляют, когда кто-то резко меняет своё мнение, а затем возвращается к первому решению, постоянно колеблется с выбором.
Какая пословица тебе плохо понятна?
Плохо понятна пословица «Новый год — к весне поворот».
Стр. 22
Узнай сказки. Напиши названия русских народных сказок.
Сказки на рисунках: «Баба-Яга, костяная нога», «По щучьему велению», «Царевна-лягушка», «Сивка-бурка».
Стр. 23
Найди в домашней или школьной библиотеке сборник «Сказки русских писателей». Какие сказки ты читал? Запиши их названия и фамилии авторов. Есть ли среди них сказка В. Катаева «Цветик-Семицветик? Кто из героев говорит слова: «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…»?
Сборник «Сказки русских писателей»: А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке»; М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб»; В. Катаев «Цветик-семицветик». Слова «Лети, лети, лепесток, через запад на восток…» говорит героиня сказки Валентина Катаева девочка Женя, к которой попал волшебный цветок.
Обсудите с другом, чему очень важному учат народные сказки.
Преодолевать трудности, учиться выходить из затруднительных ситуаций, быть добрым, приходить на помощь товарищу, быть терпеливым, быть настойчивым, уважать старших, не обижать младших, любить свою Родину.
Составь небольшое сообщение на тему «Чему учат сказки».
Начни со слов: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
«Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!», говорится у А.С. Пушкина в «Сказке о золотом петушке». И это высказывание гениального поэта справедливо. Каждая сказка обязательно учит добру, говорит о справедливости, торжестве добра над злом, доказывает, что только терпение и труд помогают преодолеть препятствия. В сказках обязательно есть положительный герой, на которого можно равняться во всём, подражать ему. Герой совершает подвиги, спасает беззащитных и слабых от злых чар. Сказки содержат народную мудрость, которая вырабатывалась веками, вынашивалась в недрах памяти народной, а потому всегда является истиной, глубокой философской мыслью, которая не стареет со временем. Поэтому сказки остаются на все времена.
Ответы по литературному чтению 2 класс учебник Климанова (Школа России) 1 часть
- Тип: ГДЗ, Решебник.
- Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская, М. В. Бойкина.
- Год: 2021.
- Серия: Школа России.
- Издательство: Просвещение.
Подготовили готовое домашнее задание к упражнениям на 23 странице по предмету литературное чтение за 2 класс. Ответы на задания: 1, 2, 3, 4 и 5.
Учебник 1 часть — Страница 23.
Ответы 2021 года.
Ой, люля, та-ра-ра!
На горе стоит гора,
А на той горе лужок,
А на том лужку дубок,
А на том дубку сидит
Ворон в красных сапогах,
Во зелененьких серьгах.
Черный ворон на дубу
Там играет во трубу.
Труба точеная,
Позолоченная.
Утром он в трубу трубит,
К ночи сказки говорит.
Сбегаются зверьки
Ворона послушать,
Пряники покушать.
Номер 1.
Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Небылица – это история, которая в реальной жизни никогда не происходила. Это слово мы можем заменить словами «фантазия» и «выдумка».
Номер 2.
Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
На горе стоит гора. Ворон обут в красные сапоги, у него есть серёжки, а ещё он играет на трубе и рассказывает сказки.
Номер 3.
Что общего между считалкой и небылицей?
Небылица и считалка – это жанры устного народного творчества стихотворной формы. Это произведения небольшого объёма, сюжет носит фантастический характер, также присутствует ирония и юмор. Обычно герои – это вымышленные персонажи. Считалка и небылица являются разновидностью сказочного жанра.
Номер 4.
Что роднит небылицу со сказкой?
Небылица и сказка – это жанры устного народного творчества. В сказке и небылице выдуманный сюжет. Персонажи тоже вымышленные. Обычно это животные, которые наделены человеческими способностями. Небылица – это разновидность сказочного жанра. Именно это их и роднит.
Номер 5.
Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Проснулся я утром и диву даюсь:
Кукарекает кот и мяукает гусь.
А рядом собака коровой мычит,
И высоко в небе кролик летит.
Пошёл я вперёд и увидел картину:
Свинья оседлала козочку Зину.
Посмотрел по сторонам я несколько раз –
Прилетело бревно мне прямо в глаз.
Поделитесь с друзьями
👻 Вступайте в нашу группу вконтакте 👇Урок 76 НЕБЫЛИЦЫ И НЕЛЕПИЦЫ В СТИХАХ | Поурочные планы по литературному чтению 2 класс
Урок 76 НЕБЫЛИЦЫ И НЕЛЕПИЦЫ В СТИХАХ
26.07.2013 4613 0Цели: показать важность смеха; развивать у учащихся чувство юмора, фантазию, воображение.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение темы, целей.
– Сегодня мы приступаем к изучению новой темы «И в шутку и всерьез».
– Как вы думаете, какие по характеру, по настроению произведения помещены в этой теме?
– А зачем людям смех?
– Вы часто смеетесь?
– А знаете ли вы, что порой смех помогает очень серьезным людям для решения важных, сложных задач. Г. Кружков поделился с нами такой историей.
2. Работа над рассказом «Небылицы и нелепицы в стихах».
Учитель читает рассказ.
– Что нового узнали о смехе?
– Что вас удивило?
– Случалось ли с вами так, чтобы смех помог вам выйти из трудной ситуации?
Физкультминутка
III. Творческая работа учащихся.
Данная работа выполняется в группах (по 4–6 человек). Учащиеся придумывают смешную короткую историю, затем инсценируют ее.
Можно выбрать и другой вариант работы: учащиеся читают стихотворение «Путаница» Э. Успенского.
Путаница
Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
Ну а кактус в это время
Мыл старушку на окне.
Далее дети придумывают свой вариант путаницы.
IV. Итог урока.
Домашнее задание: выучить юмористическое стихотворение.
Игра. Сочиняем небылицу. Небылицы в лицах Небылицы про лес
Среди многочисленных жанров народного фольклора небылицы занимают особое место – они очень нравятся маленьким детям, ведь в таком возрасте просто поверить в сказку.
Истории сочиняются на основании вымышленных событий, но нередко имеют поучительный характер. Небылицы можно спутать с другими жанрами фольклора.
В отличие от сказочного рассказа, который отличается своей фантастичностью, красотой повествования, небылица – шутливая история, где детали не могут произойти в реальной жизни.
Данный жанр хорошо подходит для детей, дошкольников, а также для учеников 3 класса и младше.
Смешные рассказы изучаются в школе: для 2 класса они обязательно включены в школьную программу.
Чтобы наглядно понять, что такое небылица, вспомните мультфильмы, где происходят необъяснимые, но смешные ситуации.
Описание жанра выглядит так:
- Хороший пример русских народных небылиц – сказка Корнея Чуковского «Путаница», где все звери и птицы перестали произносить звуки, которые отведены природой: свиньи стали мяукать, а котята хрюкать.
- Часто подаются детям в детском саду в стихотворной форме, их также можно сочинить самому: учителя нередко дают такое домашнее задание детям.
- Данный жанр получил такое название из-за характерных приемов речи, используемых для написания текста: здесь присутствуют слова — перевертыши, речевые абракадабры.
- Являются ярким отступлением от правил, что нравится непоседливому малышу: они помогают развить интеллект, развить фантазию и свободное мышление.
В сравнении со сказкой небылица редко учит делать мудрые выводы, однако некоторые авторы все же делают концовку поучительной, чтобы читатель смог сделать умозаключения после освоения текста.
Главные отличия небылиц от путаниц
Основное определение, которое дает множество словарей, говорит о том, что небылица – это прибауточное повествование сказочной истории с невероятными происшествиями.
Одним из популярных видов такого жанра являются путаницы или перевертыши.
Чтобы различать два этих понятия, выделим их основные отличия:
- Небылица способна создать ирреальный мир бытия, показать настоящие события, которые были ранее в другом порядке.
Путаница же расскажет про упорядоченные события, однако перестроит их, изменит, будет с ними играть.
- Принцип, по которому строится путаница, основан на переворачивании и искажении действительности: в небылицах же не применяются столь радикальные приемы.
- Авторы склонны приписывать животным несуществующие черты: они могут издавать «неправильные» звуки или жить неестественным образом.
Например, в перевертыше четко будет видно, как медведь не впадает в спячку, а целую зиму охотится за зайцами.
- Небылицы часто пишутся в лицах, то же самое можно сказать про путаницы, но есть отличие.
Перевертыши основаны на игре детской фантазии и не всегда необходим персонаж, чтобы это продемонстрировать.
Небылица похожа на путаницу, однако является главенствующей в системе жанров фантазийного фольклора народного творчества.
Придумать такое произведение можно самостоятельно: подберите несколько синонимов к словам, означающим смешные действия, после чего распишите историю с использованием небывалых сюжетов.
Важно! Некоторые путаницы могут быть мрачными, они также полезны для развития фантазии и мышления ребенка.
Взрослые также могут сочинить оригинальные рассказы и несуществующие истории с описыванием комичных, неестественных сюжетов.
Виды небылиц
Данный жанр был основан на Руси скоморохами – они любили выдумывать смешные тексты песен, стихов, играли их на дудочках, ходя по деревне.
После этого жанр стал рассматриваться школой, а сегодня он также изучается в старшей группе детского сада.
Обратите внимание! Жанр представляет собой сразу несколько видов рассказов.
Чтобы лучше разбираться с данным фольклорным жанром, рекомендуем подробнее рассмотреть его виды и описание:
Вид | Описание |
Потешки | Не содержат четкого сюжета, а являются картинками из жизни героев. Персонажами выступают звери, птицы и люди. Часто повествование происходит по типу шуток и забавных высказываний |
Заклички и песни | С первого взгляда они похожи на потешки, однако имеют большой размер и могут быть положены на музыку. Например, композитор Шаинский написал отличную песню-небылицу к фильму «Зловредное воскресение» |
Перевертыши | Основаны на подмене понятий реальности, чем привлекают малышей. Перевертыши помогают поверить детской фантазии и развить творческое воображение |
Скороговорки | Предназначены для изучения сочетаний различных звуков, их сюжет часто переходит в фантастический и смешной |
Примеры коротких детских небылиц
Известные небылицы представлены в творчестве большого количества авторов.
Это Самуил Маршак, Чуковский, Горький с произведением «Случай с Евсейкой», Виталий Бианки, писавший лесные были и небылицы одновременно.
Также стоит выделить Афанасьева, написавшего «Емелины небылицы», к которому позднее были сделаны красивые рисунки. «Приключения барона Мюнхгаузена» также считаются частичной небылицей.
Полный список книг можно узнать у школьников 2-3 класса, ниже рассмотрены примеры коротких детских вариантов:
- Лошадь ела кашу, а мужик овес. Лошадь влезла в сани, а мужик увез.
- Стоит парень у ворот, широко раскрыв свой рот. И никто тут не поймет, где ворота, а где рот.
- Сидит заяц на березе, книжку изучает. Прилетел к нему олень, слушает, вздыхает.
- Между небом и землей поросенок мылся, так увлекся и хвостом к небу прицепился.
Перечисленные примеры небылиц являются малой частью огромного разнообразия народного творчества.
Литературное чтение в школе поможет ребенку всецело понять этот жанр, его можно использовать для сочинения шуточной стихотворной биографии.
Полезное видео
Небылицы
Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.
Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.
Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».
Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.
Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».
Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:
Позвольте, братцы, небылицу с пеги,
Небылицу, да небывальщину.
Старину спою, небывалую, да не слыханную.
Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.
Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».
Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.
Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).
В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.
Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.
М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.
Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:
Кошка на лукошке
Ширинку шьет,
Кот на полатях
Указывает:
Не так, кошка
Не так, плошка,
Не так черепец,
Наш Иван молодец.
Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».
Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».
Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».
Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».
По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.
В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:
Ульяна, Ульяна,
Садись-ка ты в сани,
Поедем-ка с нами
В нову деревню.
В новой деревне
Во старом селеньи
Много дива увидишь:
Курочка в сережках,
Козел в новых портках,
Коза в сарафане,
А бык в кожане,
Утка в юбке,
Селезень в жерельях,
Корова в рогоже —
Нет ее дороже!
У нашего Данилы
Разыгралася скотина,
И коровы и быки
Разинули кадыки,
Утки в дудки,
Тараканы в барабаны;
Коза в синем сарафане,
Во льняных штанах,
В шерстяных чулках,
Вол и пляшет,
Ногой машет,
Журавли пошли плясать,
Долги ноги выставлять,
Бух, бух, бух.
Семья коз выполняет крестьянскую работу:
Козел муку мелет,
Коза подсыпает,
А маленьки козляточки
В амбарах гуляют.
По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:
Таракан дрова рубил,
Комар по воду ходил,
В грязи ноги завязил.
Блоха поднимала —
Живот надорвала.
Вошка баню топила,
Гнидка щелок варила,
Вошка париться ходила,
Со угару-то упала,
На лохань ребром попала,
Слава богу околела,
Всему миру надоела.
Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий
Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:
Где это видано,
Где это слыхано,
Чтоб курочка бычка родила,
Поросенок яичко снес,
Безрукий-то клеть обокрал,
Нагому за пазуху наклал,
Безногий вприпрыжку побежал
Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:
Гнида щелок щелочила,
Вошка париться ходила,
Со угару-то упала,
На лохань ребром попала.
Слава богу околела,
Всему миру надоела.
Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».
Повествование в небылице ведется от первого или третьего
У нашего Данилы
Разыгралася скотина.
Жил я у матушки
В сосновой избушке.
Спал на подушке,
На перинушке.
Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:
А хозяин на печи обувается,
А медведь на дороге повивается,
А свинья под мостом овес толкет,
А лягушка на дворе песенки поет.
Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:
Козел муку сеет,
Коза подсевает,
А барашки крутоторожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Ножками топ-топ,
А совища из углища
Глазами-то хлоп-хлоп.
Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными
Скок-поскок,
Молодой дроздок.
Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:
Эх, сапоги у меня на вате,
А поддевка на скрипах.
Да я на пегой на телеге
На сосновой лошади.
Но может быть и целая песенка:
Лыко мужиком подпоясано.
Ехала деревня середь мужика,
Глядь из-под собаки лают ворота;
Ворота-то пестры, собака-то нова.
Мужик схватил собаку
И давай бить палку.
Собака амбар-то поджала
Да в хвост и убежала.
Изба пришла в мужика
Там квашня бабу месит.
Встречаются перевертыши в форме нарратива:
Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.
В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».
…Да не курица на ступы соягниласе,
Корова на лыжах прокатиласе,
Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.
Да гнездо свила да детей вывела.
Малых деточек да поросяточек.
Поросяточка всё по сучьям вися,
По сучьям вися и полететь хотя.
Обоухая свинья
На дубу гнездо свила,
Поросила поросят
Ровным счетом шестьдесят.
Распустила поросят
Все по маленьким сучкам.
Поросята визжат,
Полететь яны хоцяць.
О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».
Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».
Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.
Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.
Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Бабушка козлика очень любила.
Вздумалось козлику в лес погуляти,
Напали на козлика серые волки,
Остались от козлика рожки да ножки.
После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.
В начале бабушкин козел похваляется:
Семь волков убить
Бабе шубу сшить.
Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:
Ты не смерть ли моя,
Ты не съешь ли меня?
На это ему животные отвечают
Я не смерть твоя,
Я не съем тебя.
Уж я заинька,
Уж я беленькой.
Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:
Ах ты, бабушка,
Ты, Варварушка,
Отворяй-ко ворота,
Принимай-ко козла.
Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».
Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:
Взял бы я галку – косолапая она.
Взял бы я ворону – черномазая она.
Взял бы я ласточку – вертлявая она.
Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.
Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:
Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?
Умеешь ли пашеньку пахать?
В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:
Заводилася война
Среди белого дня.
Уж как начато палить,
Только дым пошел валить.
Как сказали на войну
Всему нашему селу,
Пораздумал белый гриб —
Всем грибам полковник,
Под дубочком сидючи,
На грибочки глядючи.
Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:
Мы богаты мужики,
Не повинны во полки
Опенки отвечают:
У нас ноги очень тонки
Нейдем мы на войну и т. д.
Соглашаются, наконец, грузди:
Мы – ребятушки дружны
Подавайте сабли, ружья,
Мы – заступники селу,
Мы идем на войну.
Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.
Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:
А телица – хвастувица,
Мой баран матер-пестер,
Козинька бела-руса,
Свинушка пестра-ряба,
Моя утка – попловутка,
Моя гуска – водоплюска и т. д.
Приведем пример звукоподражания:
Козынька – меке-кеке,
Барашек – бя-бя, бя-бя,
Свинушка – рюхи, рюхи,
Индюшка – шулды-булды,
Гусынька – га-га-гага и т. д.
Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».
Встречаются пародии на современные популярные песни:
У леса на опушке
Жила зима в избушке.
Она людей варила…
В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.
В детских книгах с небылицами творится нечто невообразимое: порезавшая лапу кошка «отчасти» идет по дороге, «отчасти» летит по воздуху; «греку» цапнул рак; в деревне ворота лают «из-под собаки», а некая палка выскакивает «с бабкою в руках»… Короткие истории с перевернутым смыслом забавляют и развивают детей. Примеры небылиц для детей , данные в статье, помогут взрослым лучше понять, что это такое и чем небылицы полезны для развития детей.
Короткие примеры детских небылиц
По дороге на Кавказ
Едет старый тарантас.
В тарантасе сидит кот,
У него болит живот.
Лошадь ела кашу,
А мужик — овёс,
Лошадь села в сани,
А мужик повёз.
Чепуха, чепуха,
Это просто враки,
Косят сено на печи
Топорами раки.
Стоит милый у ворот,
Широко разинута рот.
И никто не разберёт:
Где — ворота, а где — рот.
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Игры с небылицами
Используя примеры небылиц , приведенные выше, поиграйте с детьми:
- Кто из них с первого раза запомнит больше небылиц?
- Кто быстрее всех запомнит все напечатанные здесь небылицы?
- Кто, закрыв глаза, скажет наизусть эти небылицы в обратном порядке?
- Кто лучше всех перевернет небылицы «с головы на ноги» и объяснит, почему так в жизни не бывает и не может быть?
Чему небылицы учат детей?
Небылицы, детские считалки, дразнилки, скороговорки живут и не умирают, передаваясь от поколения к поколению, радуют сегодняшних малышей ничуть не меньше, чем наших малолетних прабабушек и прадедушек? Каждый народ имеет целый фонд детских небылиц.
Да потому, что они, эти небылицы, как воздух, необходимы детям.
«…У ребенка у самого есть стремление создать себе такой «перевернутый мир», чтобы тем вернее утвердиться в законах, управляющих миром реальным», — доказывает в книге «От двух до пяти» К. И. Чуковский.
«Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и его требование биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир прежде всего и легче всего в игре, игрой. Он играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка», — утверждал в своей статье А. М. Горький.
Дети с восторгом принимают и самые старые, и самые новые небылицы, считалки, дразнилки, поддевки, молчанки, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, долгоговорки, песни-бесконечки, пародии, частушки, горелки, тавтограммы и многое, многое другое…
Веселых минут вам. И маленьким, и большим!
Если ваш ребенок уже подрос, значит вы можете почитать ему веселые стишки небылицы. Эти потешные рифмованные строчки развеселят и взрослого, и ребенка. Дети с удовольствием слушают небылицы и всякие выдуманные истории. Читайте вместе с ребенком небылицы и веселитесь от души!
Такое чтение развивает у малышей чувство юмора, фантазию, помогает шире увидеть мир. Если ребенок еще не совсем понимает разницы между небылицами и потешками, то попробуйте ему объяснить, что небылица — это шуточный рассказик, нелепица, шутливая выдумка автора.
Небывалая сторонка
На сторонке той медведи
Грустно лапу не сосут.
Пчелы добрые соседи,
Им в подарок мед несут.
Волк живет там недалече,
Но его не слышен вой,
Он не трогает овечек,
Он питается травой.
Что там шапка-невидимка!
Здесь повсюду чудеса:
Подивись, как спят в обнимку
В норке зайчик и лиса.
Как же не мечтать об этом?
Все живут в согласье там?
Мыши ходят за советом
К добрым ласковым котам.
Шла лиса, мела хвостом
И трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом
Короб с пирогами.
Вдруг ворона прилетела
С волчьими зубами.
Пироги с малиной ела
Закусив грибами.
Ходят рыбы по тропинке
Плавниками машут,
Еж слона несет на спинке,
Куры землю пашут.
Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.
Волк за облаком летит,
Пляшут мыши в кружке.
А на дне реки сидит
Под зонтом лягушка.
Над веселой небылицей
Солнце синее резвится.
А в зеленых облаках
Слоник ездит на коньках.
(И. Гурина)
Перепутаница
Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.
Небылица перепутаница
Плыл по морю пароход,
Рыбы плавали в реке,
Кот мурлыкал на песке,
По тропинке пешеход
Шел с кошелкою в руке,
Шел, шел, шел…
Вдруг поднялся сильный ветер,
Перепутал всё на свете,
И на том же самом месте:
Плыл по морю пешеход,
Кот барахтался в реке,
Рыбы грелись на песке,
По тропинке пароход
Шёл с кошёлкою в руке.
Вот!
(Р. Фархади)
***
Однажды я видел, как в цирке слон
Прыгнул прямо с земли на балкон,
Потом он допрыгнул до самых небес
И до сих пор оттуда не слез.
***
,
По поднебесью сер медведь летит,
Он ушками, лапками помахивал,
Он чёрным хвостом да принаправливает.
Небывальщина, да неслыхальщина.
На горе корова белку лаяла,
Ноги расширя да глаза выпуча.
Небылица в лицах, небывальщина,
Небывальщина, да неслыхальщина.
На дубу свинья гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Малы деточки поросяточки
По сучкам сидят, по верхам глядят,
По верхам глядят, улететь хотят.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Таракан гулял, гулял за печью,
Вдруг да выгулял он на белый свет.
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Увидал таракан в лохани воду:
— А это ль, братцы, море синее? —
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
Увидал таракан — из чашки ложками хлебают:
— А не то ли, братцы, корабли бегут,
Корабли бегут, на них гребцы гребут?
Небылица в лицах, небывальщина
Небывальщина, да неслыхальщина.
***
Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота.
Выхватил телегу он из-под кнута
И давай дубасить ею ворота.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняет мужика кнутом.
***
Ехал, ехал по дорожке
Тимошка в лукошке,
Петька в сапожке,
Кузька на одной ножке,
Сенька в стакане,
А Ваня на таракане.
***
Рано утром, вечерком,
Поздно, на рассвете
Баба ехала пешком
В ситцевой карете.
***
Жил высокий гражданин
Маленького роста.
И ходить ему в окно
Было очень просто.
Раз в морозный летний день
Утречком под вечер
Изнывая от жары
Вдруг залез на печь он.
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землей арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
-Я горчица, я лимон!
Я закрылся на ремонт!
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нем лежит
Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
(Ю. Мориц)
***
Как у вас поживают?
— На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши — с усами,
Бегают в подполье за мышами.
Да ведь это кошки!
— Комара тебе в лукошке!
Наши кошки живут в гнезде
Летают везде.
Прилетели во двор,
Завели разговор: — «Кар, кар!»
Да ведь это вороны!
— Мухомор тебе вареный!
Наша — то ворона ушаста,
В огороды шастает часто.
Скок да скок, через мосток,
Белым пятнышком хвосток.
Да ведь это зайчонок!
— Огурцов тебе бочонок!
Hашего зайца все звери пугаются.
Прошлой зимою в лютый мороз
Серый зайчище барана унес.
Да ведь это волк!
— По лбу тебя щелк!
Hеужели не слыхал никогда ты,
Что волки у нас рогаты?
Волк трясет бородой,
Пообедал лебедой.
Да ведь это козлище!
— Щелчков тебе тыща!
Hаш козел под корягу ушел,
Хвостом шевелит,
Ставить сети не велит.
Да ведь это налим!
— Hет, не налим.
Мы про налима не так говорим.
Hалим Hикодим Гордится собою,
Hалим Hикодим носит шапку соболью
Hи перед кем ее не ломает
И шуток тоже не понимает.
(Сапгир Генрих)
***
В детстве увидел и помню поныне:
Кошка шила на швейной машине,
Вдруг взбунтовалась ее машина
И кошке лапу к шитью пришила.
(А. Сергеев)
***
Я видел озеро в огне,
Собаку в брюках на коне,
На доме шляпу вместо крыши,
Котов, которых ловят мыши.
Я видел утку и лису,
Что пироги пекли в лесу,
Как медвежонок туфли мерил
И как дурак всему поверил!
(С. Маршак)
***
Плыл троллейбус в океане,
В небе ехал теплоход.
Как по снегу, по сметане,
Лыжники пошли в поход.
На коньках верблюд катался,
Щука грелась на суку,
Слон на дерево забрался
И запел: — Ку-ка-ре-ку!
Сел медведь в свою ракету
И поехал на вокзал…
Я не сам придумал это.
Это Костя мне сказал.
Он на выдумку — мастак!
А может, и бывает так?
(Сергей Баруздин)
НЕБЫЛИЦЫ
У нас все просыпаются в 3 утра. Вороны плавают. Мышки бегают за кошками. А комары-то у нас как слоны.
Храмцов Сережа
Я побывал в стране чудес. Я там увидел ворона, который косил траву на лугу для кота.
Парфенов Илья
Жуйков Андрей
Шла лиса, мела хвостом и трясла рогами.
Вырос на пеньке пустом короб с пирогами.
Однажды я пошла в лес и встретила там ежика. С большими пребольшими ушами. Он сидел и песню пел: «Пусть бегут неуклюже…..» и ждал когда с яблони упадут спелые груши. Я поболтала с ним о делах и домой побежала.
Кривоногова Кристина
Вы послушайте ребята, расскажу я вам секрет.
У меня живет дракончик, ему целых 10 лет!
Мы с ним ходим на прогулку,
Мы с ним ходим на обед.
Любит он с вареньем булку
Заедать мешком конфет.
Жернакова Тамара
Однажды я по лесной тропинке шла и увидела как две лягушки прыгали до солнца, рыбы летают и песни поют.
Ашканова Эдда
Однажды я шел летом по лесу. Вдруг мимо меня пробежал заяц с шишкой в зубах. Он быстро забрался на дерево и спрятал ее в дупло. Хорошо, что коровы по деревьям не бегают. А иначе бы все деревья лежали бы на земле.
Чепасов Егор
Новый трюк! Смертельный номер!
Бегемот – на голове! Лев стоял на бегемоте!
Крокодил стоял на льве! Волк стоял на крокодиле!
И вдобавок на носу двухметрового удава…
Волк держал как колбасу…
Все кричали: Браво! Браво!
Вдруг — немыслимое дело! На удава муха села…
И удав, отпрянув вправо, поскользнулся на носу…
Волк качнулся – и удава
Проглотил как колбасу.
Рот открыв от удивленья,
Волка слопал крокодил.
Но и сам через мгновенье
Льву в желудок угодил.
Зашатался лев — и прямо
Рухнул в пасть гиппопотаму.
Харитонов Даня
Жил кот на крыше, полетел он с крыши.
Ничего не понял я, как крылья появились у кота…
И вот под облаками порхает и летает, птиц он догоняет.
Степаненко Надя
Однажды я шел по улице и увидел, как одна собака громко… замяукала, потом быстро залезла на высокое дерево, замахала крыльями и полетела.
Григорук Кирилл
На поляне жили звери, чай любили, песни пели. Строили себе дома, выжимали облака, а водой из облаков умывались по утрам, чтобы шерстка у зверей становилась красивей. А Потапыч на поляне развлекал друзей стихами. Конечно медом угощал, никого не забывал. Вобщем быт был там налажен: добывали сок из скважен. В реках водится кокос, ананас и абрикос. На поляне хорошо! Приглашаем вас еще!
Иванова Лиза
Проснувшись утром я увидела на столе записку. В записке прочитала: мы ушли в школу, подстреги ковер и подмети холодильник. Мама и папа. До конца еще не проснувшись, я пошла умываться. В ванной я увидела, что моя кошка чистит зубы. Я заняла очередь и решила приготовить завтрак. В холодильнике я нашла пару кирпичей, килограмм гвоздей, одну пачку песка и бутылку керосина. Это вдруг меня насторожило. Я посмотрела в окно. На улице ярко светила луна и весело прыгали подснежники. Вдруг позвонил чайник и мама сказала, что у них еще два урока и мне надо накормить кошку шампунем. Кошка с радостью съела кусок мыла и выпила миску шампуня. Я решила включить телевизор. Нажала на кнопку и почувствовала как меня тресёт младшая сестра: Вставай! С днем рождения! Сегодня 1 апреля!!!
Перевозкина Даша
Ежик пошел в школу и видит на дереве растут конфеты. Залез он на дерево, съел конфетку. И пошел дальше в школу… вдруг у него закружилась голова, и он стал разноцветным. Учительница догадалась, что ежик съел конфетку с дерева и заставила ежика учиться после уроков.
Гуляева Настя
Однажды я захотел покушать и поставил тарелку с едой и стакан с чаем на стол. И вдруг стол ожил, он начал бегать по всему дому. Хорошо, что у нас была бутылочка с жидкостью, которая могла превращать все, одушевленные предметы в неодушевленные и наоборот. Я начал догонять стол, догнав, полил на него из бутылочки прямо в цель и он превратился снова в обыкновенный стол. Наконец-то я стал есть и пить чай.
Воробьев Саша
У нас во дворе
Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают. В стороне два воробья куличики из песка строят. Эка невидаль!
Посмотрела я на все это и пошла с девчонками гулять.
Пехтерева Настя
ГДЗ по литературе 3 класс Климанова, Горецкий Решебник
Для помощи школьникам были созданы ГДЗ по литературе за 3 класс Климанова 1, 2 часть. Рабочая программа современных школ подразумевает большое количество знаний, которые сложно освоить даже самому продвинутом ученику. В пособии содержатся все упражнения и готовые правильные ответы, которые помогают лучше понять тему, самостоятельно разобраться с определенным вопросом, успешно написать к/р.
Дети часто боятся обратиться за консультацией к преподавателям или родителям, так как не хотят вызвать их злость или показаться недостаточно эрудированными в определенном вопросе. Решебник позволяет просмотреть все возможные варианты онлайн, быстро найти решение по номеру. Это лучший способ для самоконтроля и дисциплины.
Особенности ГДЗ по литературе для 3 класса Климановой (1, 2 часть)
Литературные произведения прочитать в полном объеме может не каждый. Это связано с большой нагрузкой по другим предметам. При таких темпах сложно сохранять достаточную продуктивность и производительность. Не все любят читать, а другие просто не успевают этого сделать – особенно те, кто посещает дополнительные секции.
В специальных пособиях есть различные проверочные и контрольные работы, тесты, которые предоставляют типовое решение задания по ФГОС. Такая методика самоконтроля показала значительное повышение эффективности обучения. Повысился уровень знания многих школьников, которые усердно работали над своими результатами. Это хороший помощник как для учеников, так и для их родителей. Преподаватели смогут создавать методические рекомендации, основываясь на правильных ответах.
Преимущества учебно-методического комплекса
Решебник – это книга для упрощения процесса обучения. Это полезный инструмент для каждого ребенка. В результате это поможет:
- лучше понять тему занятия;
- повысить успеваемость на уроках;
- проверить себя с различными тестами и контрольными работами;
- стать более уверенным в своих силах и достижениях;
- улучшить дисциплину и самоконтроль при выполнении различных видов активности.
ГДЗ по литературе для 3 класса (авторы: Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В.) разрабатываются опытными педагогами, которые опираются на ФГОС при составлении рабочей программы. Все упражнения объясняются понятным языком, чтобы каждый смог понять тему.
Урок второго класса Две версии басни
Сравните и сопоставьте
- «А теперь сравним две версии. Чем они похожи? Чем они отличаются?»
- «Классические басни, подобные этой, часто имеют мораль. — основная идея, преподающая нам урок ».
- Вы можете посмотреть видео, в котором я обсуждаю 2 версии со студентами.
Объясните студентам проект
- «Давайте объединим все идеи — резюме, мораль к басне и иллюстрацию.«
- «Вы сделаете небольшой плакат с моралью одной из историй и нарисуете изображение того места, где вы хотели бы жить».
- ‘«Когда я думаю о морали этого видео, я думаю, что это« будь доволен тем, что у тебя есть ». Есть ли другие идеи?» Возьмите идеи и запишите их на доске … Мои дети также вызвались добровольцами: «Дом — хорошее место для жизни», «Страна лучше, чем город» и «Приятно побывать, но хорошо вернуться домой».
- Я напишу мораль вверху страницы.и нарисуйте иллюстрацию, соответствующую морали.
- Вы можете посмотреть короткое видео, где я, учитель, обсуждаю свой проект. Я сравниваю свои мысли и свои иллюстрации с мыслями детей. «Ты ведь не водишь синюю машину?».
Студенты ставятся перед задачей
Строительные леса и специальное образование: Этот урок можно легко переместить вверх или вниз, в зависимости от способностей ученика.
Для студентов с академическими проблемами трудность чтения сводится к минимуму, потому что я читаю книгу студентам.Возможно, им придется поработать с партнером или использовать подсказки на грифельной доске за своим столом. Плакат должен быть проще, но просто посоветуйтесь с ними, чтобы узнать, могут ли они поддержать их мнение.
Я ожидал бы лучших идей для части пересказа от студентов с большими способностями. Вместо ответов из 1-2 слов предложите им пополнить словарный запас («он скучал по своей старой жизни» v «он хотел вернуться домой»). Я также хотел бы посмотреть, смогут ли они действительно поддержать свое мнение более убедительными доказательствами. Тем, кто выбирает город, возможно, они могли бы прокомментировать интересные «достопримечательности» или «захватывающие возможности».’
Басни Эзопа | Информационный бюллетень Smore
Что такое басня?
Басня — это рассказ, преподающий урок, часто с животными, которые ведут себя как люди.
Эзоп был греческим рабом, который мог рассказывать истории.Многие люди не думают, что он действительно существовал. Легенда гласит, что он был освобожден благодаря тому, насколько хорошо он рассказывал истории.
Мораль: маленькие друзья могут оказаться хорошими друзьями
Мораль: один плохой поворот заслуживает другого
Муравьи и кузнечик
Мораль: лучше подготовиться к дням по необходимости
Мораль: Будьте благодарны за то, что у вас есть
Лев и слон
Мораль: Если бы мы могли видеть наши страхи так, как их видят другие, мы бы поняли, что большинство наших страхов не имеют смысла!
Мораль: легко презирать то, чего вы не можете иметь.Нет ничего проще без тяжелой работы. Итак, усердно работайте и достигайте своих целей.
Заяц и Черепаха
Мораль: медленно и устойчиво побеждает в гонке
Raz-Kids
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- ]]]]]]]]>]]]]]]]>]]]]>]]>
- Книг прочитано:
- онлайн-читателей:
- О компании Raz-Kids
- Уровень М
- Басни Эзопа
- Первоапрельский день
- Искусство вокруг нас
- День плохих новостей Артура
- Могу ли я проголосовать?
- Собаки за работой
- Пожарные
- Лягушки и жабы
- Рассказ великанов
- Гибернация
- История велосипеда
- Сколько стоит триллион?
- Я маленький
- Ичиро Сузуки
- Невероятные места для проживания
- История Джека
- Кебу нужен дом
- Маркус теряет заплатки
- Могучие ледники
- Мать Тереза: Мать для многих
- Мой дядя — пожарный
- Новый способ говорить, A
- Другая книга мировых рекордов,
- Попугаи
- Акулы
- История джинсов,
- История статуи,
- История солнца
- Сахар, Сахар повсюду
- Три поросенка,
- Торнадо
- Вояджеры в космосе
- Дикие лошади
- Вы воняет!
- Эталонные проходы
- а.о.
- А
- Б
- С
- D
- E
- Ф
- G
- H
- Я
- Дж
- К
- л
- м
- N
- О
- -П
- квартал
- R
- S
- т
- U
- В
- Вт
- Х
- Я
- Z
- Z1
- Z2
Также доступно в
- Испанский
- Французский
Что такое басня для первого класса? — Цвета-Нью-Йорк.com
Что такое басня для первого класса?
Сказки и басни — это простые и знакомые истории, позволяющие учащимся определить темы и усвоенные уроки. Это список, который вы можете создать в качестве якорной диаграммы или поместить в их журналы чтения или журналы.
Что делает хорошую басню?
Басни характеризуются своими моральными уроками. Эти короткие сказки когда-то были переданы как фольклор, чтобы научить слушателей различать между добром и злом, дать советы по правильному поведению и манерам и предложить максимы, по которым следует жить.Басня включает в себя простой конфликт и разрешение, за которым следует изречение.
Что такое басня 2 класс?
Басни можно определить как короткие рассказы, призванные передать читателю моральное послание. Басни распространены в народных культурах по всему миру и веками использовались для передачи ценностей людей, особенно детям.
Что такое детская сказка?
Басня — это забавная история, но она может преподать урок или предложить мораль из нее. Басня начинается в середине истории, что означает переход к главному событию без подробного представления персонажей.Героями басни могут быть люди, животные, боги или кто-нибудь еще.
Как басни помогают вам лучше учиться?
Вместо обучения по учебникам. Сказки и басни рассказывают нам об обществе, классе, отношениях, эмоциях, ценностях, пороках и, конечно же, о добре и зле. Анимационные фильмы или ремейки живых выступлений по-прежнему привлекают многих людей на большой экран, и не зря.
Басни Эзопа хороши для детей?
Басни — это эффективный способ оценить понимание детьми намерений персонажа, поскольку положительные или отрицательные атрибуты персонажа не всегда соответствуют исходу этого персонажа.Во многих баснях Эзопа урок заключается не в том, что «плохой персонаж» наказывается, а «хороший персонаж» награждается.
Почему басни так популярны?
Басни очень популярны в детской литературе, поскольку в ней детям преподаются уроки, а их интересуют персонажи-животные. Басни были вестернизированы с помощью Эзопа. Неизвестно, был ли Эзоп реальным человеком, но его считают одним из отцов басен.
Почему мы используем басни?
Цель написания басен — передать моральный урок и послание.Басни также дают читателям возможность посмеяться над глупостями человеческих существ, и их можно использовать для целей сатиры и критики. Они очень помогают детям преподавать хорошие уроки на примерах.
Важны ли басни?
Классические басни не только увлекательны, но и играют важную роль в выделении и демонстрации черт характера. На протяжении веков басни играли решающую роль в передаче общей истории, укреплении культурных ценностей и привлечении внимания к важным традициям.
Какое прилагательное к басне?
прилагательное. прославленная в баснях: легендарная богиня леса. не имеющий реального существования; фиктивный: легендарный сундук с золотом.
Пять дней на то, чтобы научить писать басни
Читая и писая на этой неделе во 2-м классе, мы ВСЕ были о баснях! Они имеют большое значение, учитывая, что им посвящен целый Common Core Standard.
CCSS.ELA-Literacy.RL.2 Пересказывайте истории, в том числе басни и сказки из разных культур, и определяйте их центральное послание, урок или мораль.
Ну, вообще-то, я начал на прошлой неделе, когда за мной наблюдали. Мой урок требовал от студентов определить главное событие в истории, в котором персонаж усвоил важный урок. Я учил этому в небольших группах чтения, и детям это так понравилось, что это распространилось на эту неделю. Вот разбивка того, что мы делали каждый день.
Знакомство с баснями
День 1: Я не слишком много думал о будущем (я иногда так делаю), поэтому у меня не было никаких сборников басен… пока. Так что я пошел со своим планом Б и поискал басни на UnitedStreaming.com или Discovery Education — в зависимости от того, что вам больше нравится. Есть ли в вашей школе подписка? Не уверен, что бы я без него делал.
Discovery Ed. есть целая куча Эпизодов Волшебного Школьного автобуса, что составляет вроде , которые мы обычно делаем в большинство дней пятницы. Мои дети имеют склонность предполагать, что мы смотрим Magic School Bus каждый раз, когда я начинаю вводить веб-сайт в свой браузер. Но нет, сэр, сегодня это был не волшебный школьный автобус! Сегодня я собирался провести обучение — в стороне от мисс Фризл!
Вернуться к нашему басенному уроку.Мы говорили об элементах басни. Я использовал плакат из набора «Уроки грамотного написания басен».
Затем мы просмотрели 2 коротких видеоролика с баснями и определили элементы, в которых основное внимание уделяется уроку. И хотя истории вышли и рассказали нам урок, нам все равно нужно было интерпретировать их в детских терминах.
Затем мы взглянули на страницу планирования написания басен также из «Уроки грамотности». Мы выбрали несколько персонажей-животных и определили, какой из них будет «героем», а какой — «злодеем».Хотя мне нравится просто говорить «тот, кто делает правильный выбор, и тот, кто делает не очень хороший выбор», потому что я не большой поклонник сильных лейблов.
После того, как мы выбрали персонажей и обстановку, я отправил их работать в партнеры над баснями. Я решил позволить им разработать свой собственный урок или мораль, и на следующий день мы поделимся ими и попытаемся угадать, что это такое.
Определение урока
День 2: Честно говоря, этот день не был слишком волшебным, потому что мне нужно было пойти на собрание во время нашего блока чтения / письма.Так что дети просто дочитали свои басни и поделились ими с классом. Надеюсь, они пытались угадать мораль, но я понятия не имею, так как моего заместителя не было, когда я вернулся. (Не волнуйтесь, мой класс вел другой учитель 2-го класса.) Когда я вернулся в комнату, половина басен отсутствовала, а дети были повсюду, поэтому я как бы просто перестал их читать. #teachertruth
Fable Planning
День 3: В этот день мы вернулись в бой. Я даже ходил в библиотеку перед школой, чтобы выбрать какие-нибудь басни.Тем не менее, у меня репутация человека, который не просматривает книги, прежде чем прочитать их (я знаю, это ужасная привычка), и в одной из выбранных мной книг было нецензурное слово — ГАСП! Как слово, обозначающее осла. Я просто пропустил эти басни.
Мы каждый день обращались к нашей таблице привязок, чтобы определить элементы басни. Я прочитал несколько басен, и мы обсудили все части. Некоторые из них были повторениями тех, которые мы читали в группах для чтения, но они немного отличались, поэтому было интересно обсудить, в чем они такие же, а в чем нет.
Наконец, после того, как мы получили много идей от чтения басен, я отправил их планировать написать их СОБСТВЕННУЮ басню на этот раз. И я позволяю им выбирать своих персонажей из карт персонажей, которые, как вы уже догадались, находятся в наборе Fable Writing «Уроки грамотности» (мне за это не платят, мне просто очень понравился этот набор). Вот как они выглядели:
Выбор персонажей из карточек с картинками (в цвете !!) был намного более особенным, чем рисование их собственных картинок.Это мелочи!
Басни
День 4: Студенты писали свои басни, используя страницу планирования. Как бы я ни старался побудить их писать КРАТКИЕ рассказы, у меня все же было несколько, которые просили еще бумаги. Вы ненавидите отговаривать писать в этом возрасте, поэтому я просто отпустил это. Хотя мы каждый день говорили о том, что басни короткие. #ohwell
Несмотря на наш мини-урок о том, как в баснях обычно перечисляются только главные герои, моя дорогая ниже использовала это место для своего имени.# ohwellx2
Fable Wrap Up
День 5: Уф! Вот и мы на пятом дне. Я измотан, вспоминая прошедшую неделю, несмотря на то, что прошлой ночью спал 12 часов. Но это был мой любимый день. И не только потому, что была пятница. Я решил позволить своим детям использовать наши классные ноутбуки, чтобы слушать басни и записывать элементы басен с помощью этого графического органайзера, который предоставляется бесплатно в моем магазине TpT. (Интересный факт: это была моя первая бесплатная игра на TpT)Сначала мы использовали сайт Speakaboos.com. Я нашел его тем утром и быстро подписался на бесплатную 30-дневную пробную версию.Я был очень взволнован использованием этого веб-сайта, так как он выглядел подходящим для детей. Послушали басню и сперва вместе заполнили графический органайзер. Затем я с гордостью отправил их в партнеры, чтобы они доделали остальное самостоятельно, используя Speakaboos.com.
О, это было ТАК идеально. Сотрудничество и технологии. Я подумал про себя: «Почему я не могу быть замеченным ПРЯМО СЕЙЧАС ?!» Вдруг дети начали выкрикивать мое имя. У многих бешеный тон в голосе. «Веб-сайт не работает, госпожа.Шталь! »
Я мало что знал, существует ограничение на количество студентов, которые могут войти на Speakaboos.com. И мы быстро достигли этого предела в течение 5 минут. Я поднял руки вверх и сказал: «Забудьте об этом!»
Нет-нет, я этого не делал. Вместо этого я смоделировал то, что делает хороший решатель проблем. Со скоростью молнии я запрыгнул на свой компьютер и нашел несколько басен на YouTube.com. Но, конечно, я не хочу, чтобы мои дети видели рекламу и весь этот джаз на YouTube, поэтому мне пришлось поместить их в SafeShare.tv и добавьте их на наш веб-сайт, который мы используем, под названием Symbaloo.com (вы можете прочитать, как я его использую здесь).Кризисы отвлечены.
Мораль истории: посмотрите, прежде чем переходить к использованию нового веб-сайта.
Счастливого обучения!
сказочных сказок | Креативный педагог
Студенты узнают о начале, середине, конце и частях рассказа, когда они пересказывают или адаптируют басню.
Приложения: Pixie ® или Wixie ®
Задача
Басня — это рассказ, преподающий урок.Самые известные басни — от Эзопа, но из-за возраста этих историй язык в пересказе часто бывает трудным для понимания. Попросите учащихся прочитать некоторые басни Эзопа, а затем пересказать или адаптировать их, чтобы детям было легче их понять.
Занять
Прочтите Заяц и черепаха из Библиотеки Конгресса своим ученикам. Спросите своих учеников, слышали ли они эту историю раньше.
Расскажите ученикам, что мы называем рассказ, преподающий урок, басней.Спросите студентов, могут ли они назвать другие басни. Они могут быть знакомы с такими, как: Городская мышь и деревенская мышь, Лев и мышь или Ворона и кувшин. Многие басни рассказываются с использованием животных и в конце особенно подробно излагают мораль.
Мораль Заяц и Черепаха из Библиотеки Конгресса: «Гонка не всегда на высоте». Спросите своих учеников, знают ли они, как выразить эту мораль по-другому, например, «Медленно и неуклонно побеждает в гонке.”
Расскажите своим ученикам, что басни Эзопа были написаны греческим рабом более 2500 сотен лет назад! Версия истории из Библиотеки Конгресса была написана в 1919 году, почти сто лет назад.
Найдите другую версию истории в Интернете или посмотрите анимационную адаптацию «Велоцираптора и апатозавра» ниже. Урок или мораль одинаковы?
Обсудите, какая версия нравится учащимся и почему.Поговорите о том, как историю можно рассказать по-разному, оставив при этом то же или, по крайней мере, похожее сообщение.
Создать
Сообщите учащимся, что они будут читать разные басни Эзопа и создавать новые версии с помощью Wixie или Pixie, чтобы сделать урок рассказа более легким для понимания детьми сегодня. Созданная ими версия может быть простым пересказом или адаптацией рассказа.
Разделите студентов на небольшие группы и предложите им выбрать басню для пересказа.Вы можете предоставить им список или распределить басни по разным группам в зависимости от уровня чтения версий, которые у вас есть в школьной или классной библиотеке.
Команды должны начать процесс с чтения истории в группе. Попросите каждого участника заполнить органайзер «Начало, середина» и «Конец», чтобы разбить историю на части, чтобы ее было легче пересказывать. Затем попросите их обсудить со своей командой, как каждый из них разбивает историю.
Вы также можете использовать органайзер частей рассказа, чтобы помочь учащимся определить характер, сюжет и обстановку.Это особенно полезно, если команды работают над адаптацией истории, которая выходит за рамки простого пересказа.
Команды должны использовать данные своих организаторов, чтобы написать черновик своего пересказа. Команды могут работать вместе над редактированием своих версий или обмениваться отзывами с другой командой.
Прежде чем они начнут создавать свою историю в Wixie, команды должны отправить вам отредактированный черновик на рассмотрение. Поработайте со студентами, чтобы продолжить редактирование при необходимости.
Если ваш доступ к технологиям несколько ограничен, попросите каждую группу дополнительно спланировать свой проект с помощью распечатанной раскадровки, включающей как текст, так и изображения.Это поможет им быстрее двигаться вперед, когда у них будет доступ к инструментам для создания истории.
Когда они начинают создавать свою историю в Wixie, они могут использовать инструменты рисования и изображения из библиотеки, чтобы улучшить свой текст изображениями, чтобы облегчить их написание. Они должны записывать повествование на каждой странице, чтобы зрители могли услышать историю, а также прочитать ее.
Поделиться
Поскольку вы создавали в Wixie, электронные версии книги уже существуют в Интернете.Вы можете просто поделиться URL-адресом с версиями для учащихся или экспортировать истории в виде файлов PDF или ePub и поделиться ими по электронной почте или в библиотеке электронных книг вашего медиацентра.
Вы также можете распечатать истории по-разному. Если истории были структурированы так, чтобы включать заголовок, начало, середину и конец, распечатайте их с Wixie или Pixie в виде четырехстраничного буклета. Просто сложите папки и поделитесь полученными буклетами. Если вы экспортируете страницы как изображения, вы можете загружать страницы как изображения на такой сайт, как Shutterfly, и публиковать печатные книги, включающие все истории из вашего класса.
Оценка
Используйте все групповое задание по чтению Черепахи и Зайца, чтобы оценить понимание учащимися того, что делает рассказ басней. Вы можете оценить предыдущие знания, попросив студентов привести примеры других сказок и морали, которые они слышали.
Используйте отдельные работы учащихся в начале, середине и конце, чтобы оценить их способность определять ключевые детали и структурировать рассказ в уме для пересказа. Следите за обсуждениями в группе, чтобы выявить неправильные представления, и работайте с отдельными людьми и группами, которым требуется дополнительная поддержка, прежде чем они начнут писать свой пересказ и работать над компьютером для публикации.
ресурсов
Джерри Пинкни . Черепаха и заяц ISBN: 0316183563
Эзоп и Харрисон Вейр. Басни Эзопа: 240 рассказов для детей. ISBN: 1450502954
Библиотека Конгресса: Эзоп для детей
Стандарты
Common Core Standards for English Language Arts — Grade 2
CCSS.ELA-LITERACY.RL.2.2
Пересказывайте истории, в том числе басни и сказки из разных культур, и определяйте их центральное послание, урок или мораль.
CCSS.ELA-LITERACY.W.2.3
Напишите рассказы, в которых они рассказывают хорошо проработанное событие или короткую последовательность событий, включают детали для описания действий, мыслей и чувств, используют временные слова, чтобы обозначить порядок событий, и обеспечивают ощущение завершения.
CCSS.ELA-LITERACY.SL.2.5
Создавать аудиозаписи рассказов или стихов; добавляйте рисунки или другие визуальные эффекты к историям или рассказам о событиях, когда это необходимо, чтобы прояснить идеи, мысли и чувства.
ISTE NETS для студентов 2016:
6. Creative Communicator
Студенты четко общаются и творчески выражают свои мысли в различных целях, используя платформы, инструменты, стили, форматы и цифровые средства массовой информации, соответствующие их целям. Студенты:
а. выбрать подходящие платформы и инструменты для достижения желаемых целей их создания или коммуникации.
г. создавать оригинальные работы или ответственно перепрофилировать или преобразовывать цифровые ресурсы в новые творения.
г. публиковать или представлять контент, который настраивает сообщение и среду для их целевой аудитории.
Folktale vs. Fable
Знаете ли вы разницу?
Да. По крайней мере, до тех пор, пока я не начал преподавать его своим студентам и не перепутал термины. Последние пару недель мы читаем басни, но я называл их сказками. Я понял это примерно через два-три дня в неделю. Фу . . . Мне придется вернуться и переучить это, когда мы * действительно * будем делать часть по народным сказкам.
В моем исследовании при разработке моих плакатов по навыкам понимания прочитанного и стратегиям в прошлом году я встречал много случаев, когда эти два слова использовались как синонимы, или когда «сказка» была родительским словом, а басня была разновидностью сказки. Я проводил различие между ними в своих плакатах, но, конечно же, на самом деле не смотрел на них.
У вас когда-нибудь был один из тех случаев, когда вы преподавали свою программу чтения и понимали, что учащимся нужно больше знакомиться с типом текста или конкретным навыком? А потом вы решаете прочитать целую кучу текстов одного жанра? Типа в последнюю минуту? Ага, это была эта сказочная «единица».Мы читаем «Одно зерно риса», которое было в нашей программе чтения. Затем у меня возникла прекрасная идея прочитать различные басни, в том числе «Каменный суп» и «Пустой горшок», чтобы подчеркнуть урок или мораль в рассказе, который является торговой маркой басен. Мы также читали еще несколько. Но мне нужно больше басен и сказок, если у кого-то есть идеи!
Тем временем, преподавая басни, мы записывали урок или мораль рассказа на листе бумаги. В следующем году я, вероятно, сделаю лучшую таблицу, сохраняя заучивание названия, урока или морали в каждой истории.Я не осознавал, что моим ученикам нужен язык для обобщения урока или морали, пока я не закончил половину недели. Опять таки . . . вроде как учить в последнюю минуту.
Я нашел эти две диаграммы привязки на Pinterest. Они вроде как согласны с приведенной выше информацией.
BTW — Стандартные основные государственные стандарты делают различие, поэтому я делаю это:
- CCSS.ELA-Literacy.RL.2.2 Пересказывайте истории, включая басни и сказки из разных культур, и определяйте их центральную идею, урок, или моральный.
Какие басни и сказки вы всегда читаете со своим классом? Я хотел бы получить еще несколько идей!
.