Наглядно-образное мышление | это… Что такое Наглядно-образное мышление?
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние — совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними. Позволяет наиболее полно воссоздавать все многообразие различных фактических характеристик предмета. Важной особенностью этого вида мышления является установление непривычных сочетаний предметов и их свойств. В этом своем качестве наглядно-образное мышление неразличимо с воображением. Ошибка: Наглядно-образное мышление и воображение — разные процессы. Наглядно-образное имеет дело с реальным предметом, процессом. А воображение — это воссоздание нужного образа из образной памяти.
За нагля́дно-о́бразное мышле́ние отвечает правое полушарие мозга (см. статью «Межполушарная асимметрия»). Ошибка: За образное мышление отвечает не то или другое полушарие, а первая сигнальная система, которая располагается в обоих полушариях и работает по сигналу «образ». Учение Павлова о сигнальных системах.
Нагля́дно-о́бразное мышле́ние приводит к мгновенному получению результата.
Исключительно нагля́дно-о́бразным мышле́нием мыслят животные и дети до 5 лет. Позже, с приобретением навыков общения, человек постепенно переходит на абстрактную (словесную) форму мышления. Ошибка: У детей вторая сигнальная система, лобные доли, находится в процессе роста и развития. Окончательно лобные доли сформировываются лишь к 17—18 годам у девушек и к 19—20 у юношей. Поэтому, дети, преимущественно, мыслят по первому сигналу. Но развитое образное мышление является обязательной частью психики любого нормально организованного человеческого мозга. Без этого человек ущербен. Активно развитым образным мышлением, всеми его видами, обладают творческие люди. Это не обязательно связано с искусством. Для того, чтобы хирург сделал операцию, он должен сначала «пройти» её в своём воображении. А уже во время операции будет и наглядное и образное. Всё, ведь, перед глазами.
Скорость нагля́дно-о́бразной памяти = 60 ± 5 бит/сек (для сравнения скорость абстрактной памяти = 7 ± 2 бит/сек).[источник не указан 926 дней] (Именно поэтому, органичное обучение, с использованием обеих сигнальных систем, позволяет быстро и качественно усваивать любой материал. Это путь к мыслящему, творческому мозгу.)
Около 30 % учащихся с 4-го по 6-ой класс пользуются преимущественно образным мышлением для запоминания правил и решения задач, около 25 % — преимущественно последовательно-логическим, 45 % — используют оба полушария.[1]
Источники
- ↑ Силверман Л. Одарённость вверх-ногами: наглядно-образный ученик. — 2005. (англ.)
Литература
- Психология. Словарь / Под ред. А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского. — М., 1990.
Ссылки
- Упражнения для улучшения нагля́дно-о́бразного мышле́ния и образной памяти.
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. |
Наглядно-образное мышление
Определение 1Наглядно-образное мышление берет свое начало внутри наглядно-действенного и является следующей после него стадией развития мышления. Для такого мышления характерно представление содержания мыслительной задачи в наглядной форме, при этом ее решение проводится посредством оперирования в уме образами/представлениями предметов (либо же их изображениями) за счет их полного или частичного преобразования.
Отсюда следует, что успешность решения задач наглядного типа напрямую зависит от уровня сформированности зрительных образов, а также мыслительных операций.
Как формируется наглядно-образное мышление. Основные принципы решения задач
Для изучения наглядно-образного мышления с последующей оценкой его сформированности активно применяется методика прогрессивных матриц Дж. Равена. Также в процессе исследования, которое проводила В. А. Лонина, при сравнении слабовидящих школьников с их сверстниками, видящими хорошо, использовался метод исследования, который разработала Т. В. Розанова, основывающийся на матрицах Дж. Равена.
Доказано, что интенсивный период развития наглядно-образного мышления приходится на весь период младшего школьного возраста и продолжается также в среднем школьном возрасте. Но младший школьный возраст считается сензитивным периодом в развитии наглядно-образного мышления. Это является закономерностью, так как этот возраст имеет прямую связь с развитием зрительных функций, продолжающееся до 13 лет (по Л. А. Новиковой, Д. А. Фарберу и прочим).
Эти закономерности в развитии мышления у школьников как младшего, так и среднего школьного возраста находят подтверждение в более высоком темпе увеличения количества правильных решений, выполненных самостоятельно к концу младшего школьного возраста в сравнении с окончанием среднего школьного возраста, а также в сокращении количества требующейся помощи и времени, которое было затрачено для нахождения решения.
Пример 1Ученики 1 класса с нормальным зрением смогли самостоятельно найти верное решение в 72,6% заданий, ученики 4 класса — в 82,6%, ученики 7 класса — в 85,8%. Учащиеся со слабым зрением показали более низкие результаты: ученики 1 класса — 55,9%, 4 класса — 72,8% и 7 класса — 79,3%.
При сравнении этих показателей можно заметить, что у последней группы результаты ниже, чем у нормально видящих учеников. При этом более всего различаются ученики 1 класса — на 16,7%, в то время как семиклассники различаются всего лишь на 6,5%
Далеко не все задачи можно решить с одинаковой степенью успешности. Более легкими являются те задания, в которых присутствует простое тождество, несколько сложнее — где есть усложненное тождество, а также симметрия. При решении задач на аналогию школьники испытывают уже большие трудности. Но при этом к моменту перехода в старшие классы дети со слабым зрением справляются с ними вполне успешно.
Для процесса решения задач на наглядно-образное мышление необходим анализ, который заключается в распознавании отдельных элементов/частей фигуры или нескольких фигур, которые изображены на рисунке.
Одновременно с этим требуется производить соотнесение, сопоставление и синтез (то есть установление связей среди разных элементов слияния всех частей в одну фигуру/комплекс фигур).Замечание 1Анализ, используемый при решении таких задач, а также сравнение, дают возможность выделить существенные признаки, связи, пространственные отношения конкретных элементов и частей с одновременным абстрагированием общих существенных свойств/связей.
Нарушение единства между анализом и синтезом, неполный/бессистемный элементарный анализ, неверное абстрагирование, поверхностное сравнение, выделение несущественных признаков/связей — все это приводит к одностороннему проведению синтеза, а также к неверным обобщениям, в основном — к неверному решению задач.
Если решение проводится повторно (возможно также проведение и третьей попытки), то часть ошибок исчезает. Все дело в том, что при повторных попытках условия задачи дополняются полученной ранее информацией. Также в это время активизируются мыслительные процессы.
Также большую роль в успешном выполнении задания играет достаточная степень четкости и устойчивости сформированных опытным путем зрительно-пространственных представлений. При замедленности и неточности процесса восприятия у учащихся со слабым зрением формируются представления нечеткие, неустойчивые, неполные и малодифференцированные.
При исследовании взаимодействия внутренней речи и наглядного мышления в процессе решения матриц Дж. Равена, Соколовым А. Н. было отмечено, что малые усложнения структуры таких задач приводят к необходимости в словесных определениях/умозаключениях. При этом наглядное мышление трансформируется в наглядно-словесное. В процессе наглядного мышления (например, при зрительном поиске похожих фигур) большая часть сложившейся ситуации в восприятии имеет образную форму, однако в случае необходимости проведения более детального анализа запускается механизм второй сигнальной системы, при котором:
- осуществляется словесное фиксирование типичных признаков воспринимаемых фигур, с последующим переводом зрительной наглядности в систему знаков речи;
- проводятся необходимые для нахождения решения умозаключения (в описываемом случае, в первую очередь, это разделительные и направленные на поиск аналогий умозаключения), которые принимают форму логических энтимем — то есть они имеют пропуски исходных посылок, так как те представлены наглядно (подробнее: Соколов А.
Н. «Внутренняя речь и мышление». М., 1968).
При этом затруднения при решении одних и тех же задач испытывают школьники как с нормальным, так и со слабым зрением, однако показатели успешности решения этих задач у них различаются.
Основные типы ошибок в задачах на наглядно-образное мышление
Если в процессе решения задачи ее анализ был проведен недостаточно глубоко или же синтез был односторонним/частичным, то неизбежно появление ошибок. Это является следствием того, что школьники уделяют повышенное внимание только одному из признаков задачи, что и приводит их к неправильному решению.
Подобных ошибок существует большое разнообразие. Чаще всего встречаются следующие их виды:
- те, которые являются следствием недостаточного учета признаков, присутствующих на рисунке, а также их поверхностного сравнения;
- те, что являются следствием недостаточной оценки взаиморасположения различных компонентов или частей, из которых состоит фигура, в пространстве, а также того, как они относятся к общей структуре рисунка.
Все эти ошибки базируются на различных причинах, которые довольно сложно разграничить. Первый тип ошибок по большей части основывается на первоначальном зрительном анализе условий заданий — то есть зависит от выделения важных и не особо важных признаков/связей геометрической фигуры или композиции, которые воспринимаются на рисунке. Второй тип ошибок базируется на недостаточном владении операциями, направленными на восприятие пространственных отношений фигур/композиций, расположенных на плоскости листа.
Влияние плохого зрения на наглядно-образное мышление
Наглядное и понятийное мышление у детей с нарушениями зрения формируется и развивается согласно общим законам развития мышления для детского возраста. Так, в дошкольный период идет развитие наглядно-действенного мышления, в младший школьный период активно идет развитие наглядно-образного и конкретно-понятийного мышления, после чего происходит переход к абстрактно-понятийному мышлению, которое является высшей стадией развития.
Плохое зрение способствует относительно большей детской пассивности, которая проявляется в сфере реализации практической/познавательной деятельности в сравнении с детьми, имеющими нормальное зрение.
Все недостатки предметно-практической деятельности, которые проявляются у дошкольников, являются своеобразным формированием конкретно-понятийного мышления в процессе неполноценного развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Дети, имеющие зрительные дефекты, имеют большие потенциальные возможности в развитии наглядно-образного и словесно-понятийного мышления, которые имеют опору на наглядно-действенное мышление, а также с использованием различных методов абстрагирования/обобщения. Своеобразие развития наглядно-образного и понятийного мышления у таких детей проявляется более всего в младшем и среднем школьном периоде. Старшеклассники с проблемами зрения проявляют особенности развития образного мышления только при выполнении заданий достаточной сложности.
Замечание 3При сравнении ошибок первого и второго типа, которые были сделаны школьниками со слабым и обычным зрением, было отмечено, что дети без зрительных проблем совершали их в существенно меньшем количестве: первого типа в три раза меньше, второго — в четыре раза. При этом у хорошо видящих учеников первого класса ошибок выявлено гораздо меньше, чем у учеников 4 класса с проблемами зрения.
У детей со слабым зрением преобладают ошибки второго типа ( в сравнении со второй группой), что объясняется неполноценной четкостью, а также устойчивостью зрительно-пространственных представлений, которые формируются практически. Все это является следствием неточного зрительного восприятия на фоне плохого зрения.
Существенная часть ошибок обоих типов, которые были допущены младшеклассниками в процессе решения заданий на основе трех наборов матриц Равена, может быть исправлена лишь при однократной или двукратной стимуляции (например, «посмотри внимательно»). При этом учащиеся с нормальным зрением делают исправления быстрее и эффективнее, в то время как для детей с плохим зрением такая общая стимуляция часто не является достаточной. В большей части решение заданий становилось возможным после помощи экспериментатора, который объяснял условия задач.
Рассмотрение характера и причин ошибок, которые наблюдаются при выполнении заданий трех наборов, дало следующую картину: дети с проблемным зрением задействуют при решении наглядных задач на аналогию точно такие же процессы, что и ученики с нормальным зрением. Но при наличии неполноценного зрения у детей имеются серьезные затруднения при выполнении зрительного анализа/синтеза большей сложности.
Также стоит обратить внимание на то, что плоховидящие ученики существенно отличаются по успешности решения задач наглядного типа внутри различных возрастных групп. При рассмотрении представителей одной группы часть из них вполне успешно справляется с заданиями, другая часть отличается средней успешностью, у третьей она на низком уровне.
В течение школьного возраста наглядно-образное мышление у детей со слабым зрением претерпевает значительное развитие. У них отмечается несколько ускоренный рост в период между 7-8 и 10-11 годами по сравнению с обычными школьниками. Однако далее, между 10-11 и 13-14 годами, этот темп замедляется, число верных решений при этом увеличивается, но в незначительной мере. Поэтому изначальные различия между двумя указанными группами нивелируется.
При этом множеством авторов (как отечественных, так и зарубежных) было отмечено, что развитие мышления не находится в зависимости от серьезности нарушения зрения (например, так считают Земнова М. И., Литвак А. Г., Фром В. и многие другие). Мышление также может быть высоко развито у слепых и слепоглухих (Костючек Н. С., Солнцева Л. И. и другие).
В качестве источника мыслительной деятельности выступает восприятие действительности, осуществляемое при помощи зрения, слуха, осязания и прочих разновидностей чувствительности. Слово в познании действительности играет обобщающую роль и имеет важное компенсаторное значение, которое помогает школьникам, даже тем, кто имеет серьезные нарушения зрения, выходить на границы непосредственного чувственного опыта. Во время обучения и целенаправленной практики у детей с любым видом зрения меняется соотношение между словесно-логическим и чувственным. При этом роль, которую выполняли непосредственные чувственные формы познания, сужается ввиду развития мыслительных операций и логической интерпретации фактических данных. Помимо этого, не менее важное компенсаторное значение имеют процессы интериоризации.
Замечание 4Анализ решения задач, которое было выполнено школьниками, имеющими нарушения зрения, говорит о том, что усвоение содержания заданий, а также рассуждения/умозаключения у них не имеют отличий от школьников с нормальным зрением.
Большое значение для слабовидящих учеников имеет развитие дедуктивного мышления, опирающееся на индуктивные умозаключения, которые основываются на многообразии определенного наглядного опыта.
Для школьников важным компенсаторным значением обладает умение делать выводы, основанные на аналогии. В процессе формирования знаний, которые опосредствуют развитие понятий, существенное значение имеет речевое общение и применение коммуникативных технических средств. Речь, которая помогает усваивать знания, играет крайне важную роль в коррекции и компенсации проблемных зрительных функций.
Содержание понятий должно в полной мере раскрываться в наглядном материале, при условиях активной практической деятельности учеников. Чаще всего понятийные определения, которые дает учитель, должны сочетаться с демонстрацией определенного материала, в котором ученики должны выделять существенные признаки.
Решение задач от 1 дня / от 150 р. Курсовая работа от 5 дней / от 1800 р. Реферат от 1 дня / от 700 р.
Новый взгляд на визуальное мышление
Людям, которые не мыслят визуально, часто бывает трудно представить умственную жизнь тех, кто это делает. Под мышлением я подразумеваю сознательное планирование, решение проблем, воображение и воспоминания. Большинство психических процессов происходят подсознательно, но мое исследование сосредоточено на живом мыслительном опыте, который варьируется от одного человека к другому. В одном из первых исследований визуальных мысленных образов Фрэнсис Гальтон обнаружил участников, которые не испытывали зрительных мысленных образов сознательно. «У них была умственная отсталость, о которой они не подозревали, — писал он, — и вполне естественно предполагали, что те, кто утверждал, что они ею обладают, занимались романтикой» (Galton 1883, 85). Это был и мой опыт: люди часто предполагают, что другие думают так же, как и они, и относятся скептически, когда слышат о людях, вращающих образы, похожие на живые, или живущих в ментальных мирах без визуальных декораций.
За последние четыре десятилетия, особенно за последние два, ученые от физики до поэзии спорили о существовании и ценности визуального мышления. То, что психологам пришлось так много работать, чтобы доказать его существование, показывает, насколько глубоки культурные предубеждения против него. Будучи аспирантом факультета сравнительного литературоведения, меня учили, что мысль — это язык, и что люди, которые не согласны, неправильно истолковывают то, что происходит в их сознании. Я никогда не соглашался с этим, особенно когда начал обучать письму инженеров-первокурсников. С этого времени (конец 1980-е), поведенческие и визуальные исследования показали не только то, что визуальное мышление «реально», но и то, что оно охватывает широкий спектр навыков.
Такие работы, как « Думая в картинках» Темпл Грандин и « Мысленным взором » Томаса Г. Уэста, показали, насколько важно учителям развивать визуальное мышление и корректировать свои методы для учащихся, склонных к зрению. Новое исследование показывает, что нам нужно выйти за рамки классификации людей как «визуальных» или «вербальных» и рассмотреть множество различных психических процессов, в которые вовлечено визуальное мышление. В 19В 80-х годах психолог Вера Джон-Штайнер определила визуальное мышление как «представление знаний в виде структур в движении; … изучение взаимоотношений этих форм и структур; … поток изображений в виде картинок, диаграмм, объяснительных моделей, оркестровых картин огромных идей и простых жестов; … работа со схемами и структурами разума» (John-Steiner 1997, 109). Джон-Штайнер разработал это определение на основе десятков интервью с творческими людьми. Даже тогда она не доверяла категориям «визуальное» и «вербальное» и избегала относить творческих мыслителей ни к одной из них. Как и ее, мое нарративное исследование творческих профессионалов показывает, что креативность не может быть связана с визуальным или вербальным мышлением. Это часто возникает, когда они взаимодействуют.
За последние 10 лет когнитивный нейробиолог Мария Кожевникова и ее коллеги находили доказательства того, что люди, которые думают визуально, полагаются на две разные группы навыков. Те, кто склоняется к визуализации объектов , преуспевают в изображении сцен с богатой детализацией и различении оттенков цвета. Они часто обладают отличной зрительной памятью и целостно обрабатывают сцены. Те, кто склонен к пространственной визуализации , преуспевают в оценке расстояний, относительных размеров и скоростей и часто обрабатывают идеи с точки зрения схематических паттернов (Кожевников, Косслин и Шепард, 2005, 710). Эти два набора навыков соответствуют двум параллельным путям, с помощью которых зрительные системы человека обрабатывают информацию. брюшной поток анализирует визуальные детали и цвета и, по-видимому, ориентирован на идентификацию и узнавание. Спинной поток оценивает расстояния, направления, скорости и размеры и, кажется, готовит людей к действию (Kandel et al. 2013, 562-64). Интересно, что люди с хорошим вербальным мышлением часто набирают средние баллы в тестах на предметное и пространственное мышление. Только те, кто преуспевает в объектном или пространственном мышлении, плохо справляются с тестами, требующими других видов визуальных навыков, так что существует «компромисс» между объектной и пространственной визуализацией (Кожевников, Блаженкова и Беккер, 2010, 29).). Группа Кожевникова представила убедительные доказательства того, что не существует единого стиля визуального мышления.
Кожевников и ее коллеги также получили данные, свидетельствующие о том, что обученные ученые склонны к пространственной визуализации, а визуальные художники — к объектной визуализации (Блаженкова, Кожевников 2010, 23). Пока неясно, развивают ли эти профессии у людей пространственные и предметные способности соответственно, или люди, рожденные с этими задатками, тяготеют к профессиям, которые их требуют. Вероятно, верно и то, и другое, так что мышление развивается за счет склонности и практики в сложном цикле обратной связи.
Как скептик в отношении любых заявлений о человеческом мышлении — и бывший президент Общества литературы, науки и искусства — я призываю к осторожности при связывании любого вида работы с одним стилем мышления. Инновационная наука и искусство опираются на все виды мышления, которые может произвести человеческий мозг. Большая ценность работы Кожевнкова заключается в том, что она демонстрирует богатство навыков визуального мышления. Лучший способ сделать визуальное мышление реальным для тех, кто в нем сомневается, — открыть богатый ментальный мир тех, кто им пользуется.
Источник: Альберт Эйнштейн в 1947 году. Фотография Оррена Джека Тернера. Библиотека Конгресса.
Альберта Эйнштейна уже давно называют визуальным мыслителем, но немногие подробно рассматривали то, как он описал мышление:
«Что такое «мышление»? Когда при восприятии чувственных впечатлений возникают образы памяти , это еще не «мышление». И когда такие образы образуют ряды, каждый член которых вызывает другой, это тоже еще не «мышление». Когда же некий образ оказывается во многих таких последовательностях, то — именно благодаря такому возвращению — он становится организующим элементом для таких последовательностей, поскольку он связывает сами по себе последовательности, не связанные друг с другом. Я думаю, что переход от свободных ассоциаций или «сновидений» к мышлению характеризуется более или менее выдающейся ролью, которую играет «понятие»» (Эйнштейн 19).79, 7).
Описание Эйнштейна указывает на то, что визуальное мышление активно, а не пассивно. Те, кто не использует визуальные образы для изобретения вещей, могут вообразить, что визуальное мышление означает расслабление и наблюдение за проплывающими мимо изображениями. Нет ничего более далекого от правды. Визуальное мышление проявляется во многих формах, но в любом случае это тяжелая работа. Это может включать создание нового образа, который связывает другие, или манипулирование образом, который необходимо изменить. Во многих случаях ментальные образы перемещаются на . Творческие идеи возникают, когда изображения из разных контекстов «разговаривают» друг с другом.
Ученые, художники, писатели и дизайнеры, у которых я брал интервью, рассказали, насколько сильно может различаться визуальное мышление. Нейробиолог Хью Р. Уилсон видит «диаграммы в [своем] мозгу», когда слышит, что одна ганглиозная клетка сетчатки участвует в рецептивных полях многих клеток коры. Он не уверен, как можно понять, как работают рецептивные поля, не используя ментальные образы (интервью с автором 6-2-10). Клеточный биолог Барри Д. Шур сказал мне, что во время разговора «у меня в голове происходит небольшое слайд-шоу, [и] каждый слайд — это мысль». Шур определяет мысль как «наименьшую конструкцию, которая имеет какое-то значение», и если это не визуальный образ, то он не уверен, что это может быть (интервью с автором, 4-1-10). Подобно психологу Рудольфу Арнхейму, назвавшему зрительное восприятие «познавательной деятельностью», художница Мэри Дж. Велти не может отделить видение от мышления (Арнхейм 19).69, 5). Как только она видит предмет, она уже думает о том, как она его раскрасит. Она замечает, куда падают тени и как они влияют на цвета. Для Велти рисовать также означает представлять, как она может использовать визуальные подсказки, чтобы пробудить образы, связанные с другими чувствами. Когда она рисует расколотый апельсин, она хочет, чтобы зрители увидели «те самые маленькие блестки» и почувствовали запах апельсинов, которые они себе представляют (интервью с автором, 6-29-10). Для этих творческих людей визуальное мышление может означать использование ментальных диаграмм и моментальных снимков для понимания идей для себя и планирование визуальных способов представления их другим.
Еще в 1970-х годах категории когнитивного стиля «визуальный» и «вербальный» были установлены как противоположности. Как и лабораторные исследования Кожевникова, мое нарративное исследование показывает, что картина гораздо сложнее. Мало того, что «визуальное» и «вербальное» мышление объединяют разные навыки; они сосуществуют в каждом сознании, и при их взаимодействии возникают творческие импульсы. Склонность к зрению может означать способность описывать и анализировать изображения словами. Когда я спросил нейробиолога Эдварда Дж. Джонса, почему он считает себя визуально ориентированным, он ответил: «Я действительно очень хорошо могу выразить словами то, что вижу… Я не могу отделить видение от слов» (интервью с автор, 6-15-10). Темпл Грандин Мышление картинками мастерски использует язык, чтобы объяснить, как работает визуальное мышление. У Грандин и других слова вызывают каскады образов, поскольку ее визуальная и языковая системы взаимодействуют (Grandin 2006).
У поэтессы Наташи Третеуи такая сильная зрительная память, что когда она готовилась к школьным экзаменам, она визуально запоминала свои заметки и могла читать ответы со своих мысленно просматриваемых «страниц». «Эта картина не дает мне покоя», — говорит Третеви, размышляя о том, как она пишет стихи (интервью с автором, 15.02.10). Создание поэзии включает в себя выбор слов, которые передают видение, чтобы читатели могли создавать связанные образы. Для записи идей, которые можно было бы использовать в стихах, Третеуи ведет блокнот с изображениями, за исключением тех, что «картинки написаны словами» (интервью с автором, 15.02.10). Литературный критик Элейн Скарри поддерживает мнение Третеви о том, что многие люди читают стихи и рассказы, чтобы визуализировать. Хорошо написанная литература предлагает для разума «набор инструкций по композиции» подобно тому, как партитура подсказывает инструменталистам, как создавать музыку (Scarry 19).9, 244). Хью Р. Уилсон, который использует ментальные диаграммы для понимания взаимодействия нейронов, любит читать, но отказывается писать плохо. Откуда он знает, что это плохо? Потому что это «мешает [его] визуализации» (интервью с автором, 6-2-10).
Сравнивая результаты лабораторных исследований и исследований, основанных на опросах, мы можем работать над пониманием всех действий, связанных с визуальным мышлением. Чтобы узнать обо всем, на что способен человеческий мозг, нам нужно уважать и подвергать сомнению экспериментальные данные. Нам также необходимо выслушать мнение каждого человека о том, как работает его разум, и подходить к этим выводам с одинаковым сочетанием уважения и критической проверки.
Что такое образное мышление? И почему это полезно?
Автор: Лиэнн Армстронг
Визуальное мышление — оно же мышление картинками — стало возможным благодаря нашей способности подключаться к мощному центру обработки изображений мозга. Даже если вы не склонны к творчеству, визуальное мышление облегчает организацию ваших мыслей, формирование новых идей и запоминание важных деталей.
Хотя исследования показывают, что все мы генерируем визуальные образы, представляем ли мы концепцию или вербально думаем, широко распространено мнение, что две трети населения преимущественно видят слова и мысли в виде серии картинок.
Ты один из них?
Если нет, ничего страшного. Вербальное мышление не менее важно.
На самом деле, исследования показывают, что креативность вполне может быть результатом пересечения визуального и вербального мышления. И независимо от того, на что направлен ваш мыслительный процесс, наглядные пособия, такие как методы мозгового штурма и инструменты картирования разума, легко доступны, чтобы помочь вам обдумать свои идеи и поделиться ими.
Хотите узнать больше о том, как работает визуальное мышление?
Тогда давайте углубимся в эту увлекательную тему!
[Бесплатный веб-семинар] Использование визуальной панели для работы быстрее, лучше и на связи
Что такое визуальное мышление?
Несмотря на то, что наш мозг предрасположен к визуальному мышлению, до конца 1980-х считалось, что все мысли основаны на языке. С тех пор исследования поведения и образов подтвердили, что визуальное мышление не только реально, но и относительно широко распространено.
Учитывая его абстрактный характер, детализация до окончательного определения визуального мышления, понятного всем (особенно тем, кто мыслит вербально), может оказаться сложной задачей.
Однако для начала стоит признать, что мозг с визуальным мышлением умеет:
- Организовывать идеи графически
- Запоминание и воспроизведение информации в виде образов
- Оценка числовых физических атрибутов
Вы можете знать людей, например, которые читают книги или слушают музыку только для того, чтобы визуализировать, которые способны запоминать инструкции, визуализируя заметки на странице, или которые всегда с первого взгляда понимают, подходит ли этот новый стол. пролезет в дверь их офиса!
Чтобы достичь этого, люди, которые мыслят визуально, полагаются на две отдельные группы навыков: визуализация объектов (способность изображать сцены в мельчайших деталях и обрабатывать их целостно) и пространственная визуализация (способность оценивать расстояния, размеры, и скорости).
Хотя они не обязательно работают одинаково или в тандеме у всех, было высказано предположение, что визуальные мыслители включают различные аспекты объектной и пространственной визуализации для анализа визуальных деталей и подготовки к действию.
Визуальное мышление делает информацию более ясной
Независимо от того, к какому типу мышления вы склонны, ваш мозг настроен на быстрое понимание и запоминание визуальной информации. Таким образом, применение визуального мышления к повседневным событиям и отношениям может внести большую ясность в информацию — независимо от того, даете вы или получаете.
Инструменты и приемы визуального мышления помогут вам:
- Посмотрите или покажите, как данные и другая информация соединяются друг с другом, чтобы их можно было более эффективно группировать и сортировать.
- Лучше объясняйте или понимайте сложные концепции, чтобы можно было установить и исследовать связи между идеями.
- Обучайте или изучайте новые процедуры или информацию, связывая ее с образами, которые можно запомнить и применить более эффективно.
Использование таких инструментов, как инфографика, концептуальные карты, временные шкалы, диаграммы, рисунки и другие «изображения» для создания хорошо продуманных визуальных изображений, является гораздо более эффективным способом обмена опытом и знаниями, чем просто устная или текстовая информация.
Когда дело доходит до учебы и образования, например, методы визуального обучения улучшают все: от понимания прочитанного и навыков письма до долгосрочного запоминания и результатов тестов.
Тем временем на рабочем месте эксперты по бизнес-визуализации, такие как Дэн Роам (автор бестселлера «Обратная сторона салфетки: решение проблем и продажа идей с помощью изображений»), считают, что визуальная ясность — это то, что каждый может научиться выражать, если у него есть на это право. инструменты и техники.
Вам нужно написать рассказ, проинструктировать класс или спланировать рабочий проект? В одиночку или в составе команды вам будет значительно проще вводить, делиться и осмысливать новые знания, когда эта информация представлена визуально.
Отличие визуального мышления от других типов мышления
Люди, которые мыслят визуально, используют ментальные образы на сознательном уровне для планирования, решения проблем или просто воображения. Однако интересно то, что многие люди не осознают, что не все думают так, как они.
С учетом многих оттенков серого между ними существует два типа мыслителей: визуальное и вербальное. Чтобы лучше понять, как выглядит их мыслительный процесс, вот упрощенное представление о визуальном и вербальном мышлении.
Визуально мыслящие:
- Думать об информации, видя картинки в голове (что-то вроде просмотра фильма).
- Испытывайте абстрактные мысли, которые иногда нужно выразить словами, прежде чем они смогут полностью сформироваться.
- Часто требуется время, чтобы ответить на вопрос или найти правильное слово или фразу, чтобы выразить то, что они думают.
Вербальные мыслители:
- Думать об информации словами (что-то вроде разговора с самим собой).
- Испытайте внутреннее повествование или монолог, который разыгрывается в предложениях, которые они слышат в своей голове.
- Часто приходится отключать несколько словесных потоков, прежде чем они смогут полностью сосредоточить свое внимание на новой информации.
В то время как люди, обладающие хорошим вербальным мышлением, часто обладают лишь средними навыками визуализации объектов и пространства, описанными ранее, данные также свидетельствуют о том, что не существует единого стиля визуального мышления.
С когнитивной точки зрения «визуальное» и «вербальное» раньше занимали противоположные концы спектра мышления. Теперь понятно, что все не так просто.
Мало того, что навыки визуального и вербального мышления сосуществуют в уме каждого, некоторые из лучших творческих способностей достигаются, когда они взаимодействуют.
Итак, если вы хотите выявить в своей команде лучших с точки зрения бизнеса, начните с признания того, что на каждом рабочем месте есть разные типы мыслителей, а затем используйте проверенные инструменты и методы визуализации, чтобы упростить выявление и вовлечение каждого один из них.
Использование визуального мышления
Представление о том, что когда люди могут видеть то, что им нужно делать, они с гораздо большей вероятностью смогут это сделать (и сделать это хорошо), безусловно, звучит правдоподобно в свете богатства исследований, посвященных стилям обучения и мозгу.
Ключ к пользе визуального мышления, однако, заключается в признании того, что это активный процесс, а не пассивный.
Вместо того, чтобы просто наблюдать за проплывающими мимо изображениями, визуальное мышление включает в себя:
- Обдумывание абстрактных идей путем их графического представления
- Сознательно создайте новую картинку, чтобы помочь другим
- Манипулировать изображениями, чтобы лучше организовывать и отражать информацию, которую они предназначены для представления
Интеграция инструментов визуального мышления в качестве бизнес-профессионала может улучшить ваши презентации, способствовать более проницательным обсуждениям и повысить эффективность работы команды.