Итоговое сочинение по литературе в 11 классе. Рассуждения по тематическому направлению «верность» и «измена»
1. РАССУЖДЕНИЯ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА
2. «Верность и измена» – пожалуй, наиболее актуальное направление из пяти, и смотреть на эти явления нужно с нескольких сторон:
«Верность и измена» –пожалуй, наиболее актуальное направление из пяти, и смотреть на эти явления нужно
с нескольких сторон: философской, психологической, этической.
1. Верность/ измена в широком смысле.
2. Верность/ измена в любовной сфере.
3. Верность (измена) Родине, государственному
долгу
4. Верность /измена по отношении к другу,
товарищу, человеку, который доверился.
5. Верность/измена по отношению к самому себе,
своим моральным принципам, своему
призванию, целям, слову, религиозным
убеждениям.
6. Верность животных своим хозяевам.
3. Синонимы:
преданность, постоянство, выдержка,неизменность, твердость, непоколебимость,
рачение, рачительность, честность,
точность, исправность, добросовестность,
аккуратность, правильность,
безошибочность, справедливость,
достоверность; любовь,; несомненность,
непогрешимость, правоверность,
приверженность, бесспорность, очевидность,
доподлинность, самоочевидность,
надежность, неискаженность.

4. Синонимы:
предательство, вероломство, неверность;блуд, штрейкбрехерство, супружеская
неверность, нож в спину, прелюбодейство,
прелюбодеяние, отступничество, адюльтер.
5. Цитаты для итогового сочинения по направлению «Верность и измена».
6. 1. Верность/измена.
Доверие — признак мужества, а верность — свидетельство силы. (Мария Эбнер Эшенбах)Измену простить можно, а обиду нельзя. (А. Ахматова)
Как можно иметь дело с человеком, которому нельзя доверять? Если в повозке нет оси, как
можно на ней ездить? (Конфуций)
Кто в верности не клялся никогда, тот никогда её и не нарушит. (Август Платен)
Счастье нуждается в верности, несчастье же может обойтись без неё. (Сенека)
Только один раз мы теряем жизнь и доверие. (Публилий Сир)
Постоянство — основа добродетели. (О. Бальзак)
Хранить верность — это достоинство, познать верность — это честь. (Мария ЭбнерЭшенбах)
Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели.

Благородное сердце не может быть неверным. (О. Бальзак)
Мельчайшую неверность в отношении нас мы судим куда суровее, чем самую коварную
измену в отношении других. (Ф. Ларошфуко)
В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это
единственная валюта, которая никогда не обесценится. (Высоцкий В. С.)
Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
Читатели могут изменять писателю сколько угодно, писатель же должен быть верен
читателю всегда. (У. Х. Оден)
7. 2. Верность/ измена в любовной сфере.
В требовании верности — жадность собственника. Многое мы охотно бросили бы, если быне боязнь, что кто-нибудь другой это подберёт (О. Уайльд)
Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
Если жена тебе изменила, то радуйся, что она изменила тебе, а не отечеству. (А.П. Чехов)
Люди часто изменяют ради честолюбия, но потом уже никогда не изменят честолюбию
ради любви.

Постоянство — это всегдашняя мечта любви. (Вовенарг)
Любят тех, кто собирается предавать, но ненавидят уже предавших. (Дм. Аркадий)
Чтобы сохранить любовь, надо не изменять, но изменяться.? (К. Мелихан)
Нельзя надеяться на женскую верность; счастлив, кто смотрит на это равнодушно. (А.С.
Пушкин)
Когда любишь, не хочешь пить другой воды, кроме той, которую находишь в любимом
источнике. Верность в таком случае — вещь естественная. В браке без любви менее чем
через два месяца вода источника становится горькой. (Стендаль)
8. 3. Верность/измена Родине, государственному долгу.
Для измены родине нужна чрезвычайная низость души. (Н.Г. Чернышевский)Существует только одно преступление, которое не искупается, — это измена
своему государству.Родину нельзя изменить, ее можно только предать. Человек,
истинно любящий Родину, всегда знает ей цену… Чтобы высказать свое мнение,
не обязательно быть известным человеком… (Е.В.Гущина)
Невежество, эгоизм и предательство – вот три непримиримых врага патриотизма.

(Гарегин Нужде)
Нет выше идеи, как пожертвовать собственной жизнью, отстаивая своих братьев
и свое отечество. (Ф.М. Достоевский)
Нельзя быть героем, сражаясь против отчизны. (Гюго В.)
Разве от себя убежать возможно, родину бросив? (Гораций)
Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!», Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».(С.А. Есенин)
Долг каждого – любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей
верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
9. 4. Верность /измена по отношению к другу, товарищу и т.д.
Будь верен тому, кто верен тебе. (Плат)И в дружбе, и в любви рано или поздно наступает срок сведения
счётов. (Д.Б. Шоу)
Измена друга гораздо болезненнее, чем измена любимой, потому
что от него этого меньше ожидаешь. (Этьен Рей)
Измена другу — преступленье Без оправданья, без прощенья.
(Лопе де Вега)
Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще
может быть дано человеку. (Э. Тельман)
Наполовину друг — предатель вполовину.

Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока
светит солнце. (К. Досси)
Преданный тебе — это друг; преданный тобой — враг. (А. Наданян)
10. 5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным
Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этимверность другим людям. (Шекспир)
Глуп тот человек, который никогда не меняет своего мнения. (У. Черчилль)
Кто верен только себе, неверен всегда с другими. (Л. Сухоруков)
Кто никогда не меняет взглядов, больше любит себя, чем истину. (Ж. Жубер)
Кто предает себя же самого, не любит в этом мире никого. (Шекспир)
Будь верен себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим
верность другим людям. (Шекспир)
Если ты утаил правду, скрыл её, если ты не поднялся с места и не выступил на собрании,
если выступил, не сказав всей правды, — ты изменил правде. (Дж.

Но грустно думать, что напрасно Была нам молодость дана, Что изменяли ей всечасно, Что
обманула нас она. (А.С. Пушкин)
Изменять или не изменять – полностью ваше дело. Главное, не изменять себе, не
растрачиваться на то, что на самом деле не нужно, и уметь хранить то, что действительно
ценно. (О. Рой)
Слово «верность» принесло много вреда. Люди приучились быть «верными» тысяче
несправедливостей и беззаконий. Между тем им следовало быть верным только себе, и
тогда они восстали бы против обмана. (М. Твен)
Предатели предают прежде всего себя самих. (Плутарх)
11. 6. Верность животных своим хозяевам.
Белый Клык не любил Серого Бобра — и все же хранил верность ему наперекор его воле, его
гневу. Он ничего не мог с собой поделать. Таким он был создан. Верность была достоянием
породы Белого Клыка, верность отличала его от всех других животных, верность привела
волка и дикую собаку к человеку и позволила им стать его товарищами.

Верность — это то качество, которое утратили люди, но сохранили собаки. (А.П. Чехов)
Ни одна собака в мире не считает обыкновенную преданность чем-то необычным. Но люди
придумали превозносить это чувство собаки как подвиг только потому, что не все они и не так
уж часто обладают преданностью другу и верностью долгу настолько, чтобы это было корнем
жизни, естественной основой самого существа, когда благородство души — само собой
разумеющееся состояние. (Г. Троепольский)
Немало уже написано о собачьей верности, но никто, кажется ещё не сказал, что верность это счастье. Кто служит тому, кого любит, тот уже получает свою награду. (Л. Ашкенази)
Кто испытал привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды объяснять, какой
горячей благодарностью платит она за это. В бескорыстной и самоотверженной любви зверя
есть нечто, покоряющее сердце всякого, кому не раз довелось изведать вероломную дружбу
и обманчивую преданность, свойственные Человеку.

12. Примерные темы:
1. Можно ли научиться верности или это врожденноечувство?
2. Может ли являться верность критерием любви?
3. Измена — это есть предательство по отношению к самому
себе?
4. Что может толкнуть человека на измену?
5. Как измена может повлиять на отношения людей?
6. Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
7. Предательство и измена: возможно ли прощение?
8. Верность своему слову: насколько это важно?
13. Вступление
1. Быть верным – это трудный выбор. И когда человек его делает сознательно, а недумает, что у него получится, то он полностью отдается тому, чему хранит эту верность.
2. Верность слову, честь, ответственность – это те качества, без которых человека нельзя
назвать порядочным. Учиться держать слово нужно с раннего детства. Необходимо
следить за тем, что мы говорим, стараться не говорить пустых слов «на ветер».
3. Измена – это тяжелое и сильное психологически и эмоционально чувства.

воспринимать именно услышанное слово, которое вызывает тяжелые и
неконтролируемые эмоции в душе. Трудно даже ставить перед собой такой вопрос:
«Смогла бы я стерпеть и перенести предательство близкого человека?»
4. Измена является одним из самых позорных явлений в жизни человека. Конечно,
определение ее как самого позорного является не совсем обоснованным, ведь среди
людей могут быть разные мнения на этот счет…
14. Список литературы для подготовки к итоговому сочинению. «Верность и измена».
А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»,«Станционный смотритель», «Моцарт и Сальери»
Л.Н. Толстой «Война и Мир», «Анна Каренина»
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье
сердце»
М.А. Шолохов «Судьба человека», «Тихий Дон»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И.А. Бунин «Темные аллеи»
15. Направление «Верность и измена». Примерные темы:
• Что значит быть верным?• К чему приводят измены? Как, по- вашему, связаны понятия
верность и любовь?
• Как, по-вашему, связаны верность и дружба?
• Чем опасна измена?
• Подтвердите или опровергните высказывание У.

тот человек, который никогда не меняет своего мнения».
• Можно ли простить предательство?
• В чем причины измен и предательств?
• Как вы понимаете слово «верность»?
• Когда возникает выбор между верностью и предательством?
• Важно ли быть верным слову?
• Что толкает человека на измену?
• Согласны ли вы с утверждением: «Изменник и трус – одного поля
ягода»
• Какими качествами должен обладать настоящий друг?
• Как вы понимаете высказывание Плутарха: «Предатели предают
прежде всего себя самих»?
• Как влияет предательство на отношения?
• «Разве от себя убежать возможно, родину бросив?» Гораций
• Какое предательство самое страшное?
• Согласны ли вы с утверждением : «Доверие — признак
мужества, а верность — свидетельство силы»?.
• Согласны ли вы с утверждением «Кто в верности не клялся
никогда, тот никогда её и не нарушит»?. (Август Платен)
• Можно ли иметь дело с человеком, которому нельзя доверять?
• Может ли быть неверным благородное сердце?
• Подтвердите или опровергните слова Ф.

любовь помогает переносить все тяготы»?
• Как вы понимаете слова: «Чтобы сохранить любовь, надо не
изменять, но изменяться»? ?(К. Мелихан)
• Согласны ли вы с утверждением Н. Чернышевского: «Для измены
Родине нужна чрезвычайная низость души»?
• Можно ли быть героем, сражаясь против Родины?
• Можно ли назвать собаку самым верным другом?
• Почему измена друга гораздо болезненнее, чем измена
любимой?
• Согласны ли вы с изречением Лопе де Вега «Измена другу —
преступленье без оправданья, без прощенья»?
• Можно ли утверждать, что верность друга – «самое драгоценное,
что вообще может быть дано человеку»? (Э. Тельман)
• Как Вы понимаете высказывание В. Гюго: «Наполовину друг —
предатель вполовину»?
• Как Вы понимаете смысл высказывания: «Неверный друг
подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце».
• Нужно ли быть верным самому себе? Справедливо ли
утверждение Л. Сухорукова: «Кто верен только себе,
неверен всегда с другими»?
• Согласны ли Вы с высказыванием: «Кто никогда не меняет
взглядов, больше любит себя, чем истину»? (Жозеф
Жубер)
• Как Вы думаете, почему предатели предают прежде всего
самих себя? Как Вы понимаете высказывание: «Быть
подлинным значит быть верным самому себе»? (Ошо)
• Согласны ли Вы с высказыванием А.

собаки»?
• Согласны ли Вы с народной мудростью: «Верный друг
лучше сотни слуг»?
• Справедливо ли утверждение: «Кто испытал
привязанность к верной и умной собаке, тому нет нужды
объяснять, какой горячей благодарностью платит она за
это»?
• Может ли верность принести человеку разочарование?
Сочинения по направлению «Верность и измена». Аргументы из литературы по направлению «Верность и измена
«Судьба человека» (1956) — это печальная история о жизни Андрея Соколова . На долю этого простого мужчины выпало столько разных испытаний, что сам герой порой спрашивает себя: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила?» — но не может никак найти ответа на свой непростой вопрос.
Несмотря на все то, через что пришлось пройти Андрею Соколову, он сумел сохранить свое человеческое лицо, а на войне не только проявил отвагу и мужество, но и продемонстрировал огромную любовь и преданность своей Родине.
Узнав о том, что начались боевые действия, Андрей Соколов почти сразу же отправляется на фронт. Герою тяжело расставаться со своей любимой женой и детьми, но он едет сражаться за свою страну, а также и за свою семью, и еще за множество других подобных семей, чтобы подарить этим людям надежду на лучшую и счастливую жизнь в будущем. Поэтому для Андрея это уже становится делом чести.
Попав на фронт, солдат Соколов служит в должности шофера, но в скором времени его берут в плен немцы. Рассказывая об этом эпизоде своей жизни, герой объясняет, как нелегко ему было осознать, что он не по своей воле находится в плену. По словам мужчины, тому, «кто этого на своей шкуре не испытал», сложно сразу «въехать в душу» так, чтобы до него все это «по-человечески дошло».
Действительно, сложно словами передать весь ужас немецкого плена и описать те жестокие истязания, которым подвергали русских солдат немцы. Но Андрей Соколов смог достойно пройти через эти испытания, и, по его собственным словам, «не превратиться в скотину». А главное, его любовь к Родине не только не угасла за все это время, но и стала только сильнее.
Достаточно вспомнить, как храбро этот мужчина отказывается пить «за победу немецкого оружия» и с гордостью отвергает вражескую закуску, несмотря на то, что он еле стоит на ногах. Желание вернуться «к своим, на родину» настолько сильно в герое, что он два раза предпринимает попытки к бегству.
Первая из них оказывается неудачной, и Андрея Соколова немцы жестоко наказывают, натравив на него свору собак. Несмотря на это, герой все равно предпринимает вторую отчаянную попытку вырваться из рук врага, и на этот раз у него все получается.
Сбегая о немцев, солдат Соколов думает не только о себе, но и о том, какую пользу он может принести своей стране. Именно поэтому он прихватывает с собой немецкого майора, водителем которого он был в плену. Этот поступок также много говорит о том, насколько предан Андрей Соколов своей Родине.
За то, что герой привез в свою часть немца, который «стоит дороже двадцати «языков»», русский полковник хочет ходатайствовать о представлении Андрея к награде.
Единственным желанием полуживого солдата, едва выбравшегося из логова врага и ступившего на русскую землю, является то, чтобы его зачислили в стрелковую часть. Андрей Соколов стремится сделать все, что в его силах, чтобы помочь своей стране, и в этом проявляется истинный патриотизм этого человека и вся сила его любви к Родине.
В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис.
- В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
- «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
- В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
- Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств.
Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
- В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
- Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем.
Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
- В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта.
Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
- Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
- Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти. - В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Учитель литературы по пунктам разбирает одно из направлений итогового сочинения
Текст: Анна Чайникова, учитель русского языка и литературы школы № 171
Фото: Культура.РФ
Уже 6 декабря одиннадцатиклассники напишут итоговое сочинение, являющееся условием допуска к сдаче ЕГЭ. За 3 часа 55 минут им придется написать сочинение-рассуждение по одной из пяти тем, соответствующих тематическим направлениям, объявленным в сентябре 2017-го. Сегодня мы подробно разберем, как подготовиться к возможной теме по первому направлению — «Верность и измена».
Комментарий ФИПИ
В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте .
Словарная работа
«Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой:
ВЕРНОСТЬ — стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
Верность основана на любви, честности, стойкости, жертвенности, преданности.
ИЗМЕНА — нарушение верности кому-нибудь или чему-нибудь (предательство интересов Родины, переход на сторону врага.
Измена сопряжена с предательством, обманом, подлостью, вероломством.
Синонимы:
Верность: преданность, постоянство, надежность, неизменность, непоколебимость, стойкость, твердость.
Измена: предательство, неверность, непостоянство, обман, адюльтер.
Кому или чему можно остаться верным или изменить?
- Родине:
Родине, малой родине, родной земле;
воинскому долгу, присяге
- Любви:
любимому человеку; супругу/-ге
- Дружбе:
другу, товарищам, близким
- Убеждениям:
самому себе,
убеждениям, принципам,
своему слову
- Вере:
христианским заповедям
Верность и измена — противоположные проявления личности человека. Каждый в течение жизни оказывается перед нравственным выбором: сохранить верность чему-либо или изменить.
С понятием верность и измена тесно связаны честь и бесчестие.
Изменяя принципам, данным обещаниям, предавая кого-то, человек не только утрачивает уважение окружающих, но и теряет честь, навлекая на себя позор. Хранить верность своим идеалам, родине, любимому человеку надо вне зависимости от обстоятельств. Верность слову, честь, ответственность — качества, без которых человека нельзя назвать порядочным. Верность христианским заповедям становится важной категорией нравственной оценки человека. Предательство веры и нарушение Божьих заповедей — путь к гибели как нравственной, так и физической.
Измена — одно из самых низких, подлых и постыдных проявлений человеческой натуры. Это тяжелое и разрушительное чувство меняет человека, расчеловечивает. Пример этому можно найти в повести В. Распутина «Живи и помни».
Описанные в произведении события разворачиваются в глухой сибирской деревне зимой на 1945 год. Андрей Гуськов, прошедший всю войну, не прятавшийся за спины товарищей, а сражавшийся, «как все, — не лучше, не хуже», после ранения оказывается в госпитале. Чем ближе конец войны, тем сильнее он боится погибнуть, и отчаяннее тянет его в родную деревню: «Он боялся ехать на фронт, но больше этой боязни были обида и злость на все то, что возвращало его обратно на войну, не дав побывать дома». Ведомый страхом, обидой и злостью, Гуськов, выйдя из госпиталя, вместо того чтобы ехать на фронт, дезертирует.
Изменив родине, Гуськов понимает, что «судьба его свернула в тупик» и после этого жизнь его уже никогда не будет прежней, теперь он предатель, изменник родины. Потеряв почву под ногами, Гуськов, сам не зная зачем, совершает еще одно предательство — изменяет жене Настене со случайной знакомой. Распутин изображает крайнюю потерянность героя, опустошенного и утратившего уважение к себе: «Он как-то враз опостылел себе, возненавидел себя», что-то «скребло, надрывая душу», «это отношение к себе обложило его надолго».
Тайком Андрей Гуськов возвращается в родную деревню. Он боится показаться на глаза родителям и открывает свою страшную тайну только жене Настене, которая принимает его и, становясь соучастницей его лжи, помогает дезертиру и предателю. Совестливая Настена мучается виной мужа, корит себя за то, что обманывает свекра и свекровь, ворует из дома еду и припасы для мужа, тайком бегает к нему в лес. Она не имеет права предать Андрея, отказаться от него и готова разделить судьбу мужа: «Она любила его, жалея и жалела любя — эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. И ничего с собой Настена поделать не могла. Она осуждала Андрея, особенно сейчас, когда кончилась война и когда казалось, что и он бы остался жив-невредим, как все те, кто выжил, но, осуждая его временами до злости, до ненависти и отчаяния, она в отчаянии же и отступала: да ведь она жена ему. А раз так, надо или полностью отказываться от него… или идти вместе с ним до конца хоть на плаху».
Распутин показывает, как измена и предательство меняют человека, на примере Гуськова. За время житья в лесном зимовье он не только внешне изменился до неузнаваемости: зарос густой бородой, осунулся, но и внутренне потерял человеческий облик. Андрей научился выть по-волчьи, да так, что сам хозяин тайги отступал: «Когда становилось совсем тошно, он открывал дверь и, словно бы дурачась, забавляясь, пускал над тайгой жалобный и требовательный звериный вой. И прислушивался, как все замирает и стынет от него далеко вокруг». Герой издалека совсем по-звериному следит за коровой с теленком и потом крайне жестоко его убивает. Порой Гуськова обуревает «безудержное, лютое желание поджечь мельницу» или еще как-то навредить людям. Из всех чувств у него остался только страх за собственную жизнь, животный инстинкт самосохранения.
По мнению Распутина, измена и предательство губительны для человека.
Гуськов, дезертировавший, предавший родину и свой народ, превращается в зверя, полностью утрачивая человеческий облик. Однако из-за его предательства гибнет не только он сам, но и Настена: «Все чаще Настене представлялось, что ее с силой затягивает в какую-то узкую горловину и будет затягивать до тех пор, пока можно дышать, а затем, придавленную, задыхающуюся, полуживую, в последний момент куда-то вынесет. Вот заглянуть в эту новую жизнь ей не удавалось, для нее она была так же темна, так же сокрыта, как замогильный покой». У изменника нет будущего, утверждает автор, трусость и предательство не забываются и прощаются, с ними невозможно жить. Именно поэтому в финале повести гибнет Настена, становясь вечным укором своему мужу: живи и помни.
Афоризмы и высказывания известных людей:
- Без постоянства не может быть ни любви, ни дружбы, ни добродетели. (Д. Аддисон)
- В этом мире я ценю только верность. Без этого ты никто и у тебя нет никого. В жизни это единственная валюта, которая никогда не обесценится. (В. Высоцкий)
- Измена зарождается в сердце прежде, чем проявляет себя в действии. (Дж. Свифт)
- Предателей презирают даже те, кому они сослужили службу. (Публий Корнелий Тацит)
- Долг каждого — любить родину, быть неподкупным и смелым, хранить ей верность, даже ценою жизни. (Ж.-Ж. Руссо)
- Основа любви, первейшее её условие — вера, безусловная верность и преданность.
Истинная любовь не слепа, напротив, она, быть может, впервые раскрывает человеку глаза. Малейшая измена любимого человека, случись она рано или поздно, есть полная измена всему, с самого начала, она разрушает не только будущее, но и прошлое, ведь это значит, что каждый день жизни, полной доверия, был ложью и сердце было обмануто. Кто оказался неверен хоть однажды, тот никогда и не был верен. (Дэвид Скотт)
- Верная любовь помогает переносить все тяготы. (Ф. Шиллер)
- Неверный друг подобен тени, которая влачится за тобой, пока светит солнце. (К. Досси)
- Верность — заповедь дружбы, самое драгоценное, что вообще может быть дано человеку. (Э. Тельма)
- Будь верен сам себе, и тогда столь же верно, как ночь сменяет день, последует за этим верность другим людям. (У. Шекспир)
Над какими вопросами стоит задуматься?
- Можно ли научиться верности или это врожденное качество?
- Может ли верность являться критерием любви?
- Можно ли назвать измену предательством по отношению к самому себе?
- Что может толкнуть человека на измену?
- Как измена может повлиять на отношения людей?
- Допустимо ли сражаться на стороне своих врагов?
- Можно ли простить предательство?
- Насколько важна верность своему слову?
Пример итогового сочинения по направлению «Верность и измена»
Тема: Что значит быть верным?Верность — очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд.
Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова. «Верность — это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга». Как мы видим из определения, верность – это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека. Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни.
Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов. Так, персонаж повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является ярким примером гражданина, который верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую и спокойную жизнь врывается война, Соколов, не раздумывая, идет защищать свое Отечество и семью. На войне его дважды ранят, он проявляет себя как герой, спасая своего товарища. Позже Соколов попадает в плен, но даже там проявляет истинный патриотизм. Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны. Он сохраняет «русское достоинство и гордость», чем вызывает уважение у противников. Рассказчик описывает Андрея Соколова как «человека несгибаемой воли», который сможет преодолеть любые препятствия и воспитать приемного сына по своему подобию. Такие люди, по мнению рассказчика, способны на подвиги, если к этому «позовёт… Родина».
Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.
Проанализировав вышеуказанные произведения, я пришла к выводу: верность – одно из самых значимых свойств личности, которое часто остается незамеченным. Быть верным — значит любить людей и мир, в котором ты живешь, даже больше, чем самого себя.
Она была тяжёлым испытанием для страны, народа, каждого человека в отдельности. Именно в военные годы проявились главные черты личности. Испытания выявили сущность человека. Одни стойко всё выдержали, остались верны стране, народу. Другие, ради спасения своей жизни, изменяли всему тому, что было, казалось, так дорого, становились предателями, выживая за счёт жизни других. Об этом — рассказ М. Шолохова «Судьба человека». Автор показал, как на войне проверялся каждый. Главный герой Андрей Соколов проявил лучшие черты своего характера: смелость, стойкость, выносливость, преданность Родине, близким любимым. Даже немецкий плен со всеми его ужасами не сломил его. Не случайно даже немецкий офицер Мюллер удивился стойкости русского солдата(«Вот что, Соколов, ты — настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат…»)
Потеряв на войне семью, Андрей сохранил в душе любовь, которую отдал мальчику Ванюше, сделав его жизнь счастливой. Мы восхищается героем. Именно такие люди и спасли нашу страну от фашизма, все они — настоящие герои, верные своей Родине.
Однако были и изменники, те, кто предательством, жизнью других вымаливал у врагов возможность существовать. Вспомним сцену в плену, когда один из солдат готов был выдать командира, потому что не желал умирать. Жестокая смерть от рук своих ждала его, страшный, незавидный конец («…До того мне стало нехорошо после этого, и страшно захотелось руки помыть, будто я не человека, а какого-то гада ползучего душил… Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же худее чужого, предатель…»Это слова Соколова после убийства предателя)
Андрей Соколов- человек с большой буквы. Именно такие люди, верные Родине, и спасли страну, защитили её. Им мы благодарны за мирное небо, да и за своё рождение, за возможность жить на этой прекрасной земле.
Человек на войне — это тема произведений В.Быкова. Он не показывает больших сражений, атак, а пытается понять, почему именно так повёл себя герой в той или иной ситуации, почему один из героев повести «Сотников» стал героем, а другой — предателем. Что движет поведением людей в нечеловеческих условиях? Автор подводит к выводу, что основа мужества, героизма — это верность человека родине, народу. Именно она является той силой, которая помогает пережить трудности, страдания, боль, сохранить человеческое достоинство даже перед лицом смерти. Именно таков Сотников. Скромный, вроде бы неприметный боец, он шаг за шагом шёл к своему подвигу. Вызвался идти за продуктами для отряда, хотя мог и не идти, так как был болен. Сколько в нём внутренней силы, стойкости! Как достойно он принял смерть, не став предателем. (И тогда Сотников вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете. Утро уже будет принадлежать не им. Что ж, надо было собрать в себе последние силы, чтобы с достоинством встретить смерть).
Рыбак же, всю жизнь изворачивавшийся, и здесь, в плену, решил вести себя так же. Спастись, жить — ради этого он готов на всё. («Здесь все дело в корыстном расчете ради спасения своей шкуры, от которого всегда один шаг до предательства»). Но адская машина смерти уже закрутила его в своём механизме. Идти на сделку с фашистами не получилось. Совершив первое предательство, став полицаем, он совершает следующее, казня своего боевого товарища Сотникова («Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты, разделявшей людей на друзей и врагов»).
Человек на войне всегда делает выбор: быть с народом, переживать с ним все тяготы военных лет, оставаться верным Отечеству или изменить всему этому ради возможности жить. И от этого выбора зависит, кем он станет: героем, как Сотников, которого, как и миллионы других солдат, помнит страна, гордится ими, или предателем, как Рыбак.
Выводы
Человеку свойственно делать выбор в жизни. Особенно в годы, когда несчастье обрушивается на всю страну. Верность идеалам, на которых он воспитан, ценностям, внушённым им с раннего детства в семье, школе, патриотизм — всё это становится той силой, которая позволяет ему вместе с народом пережить испытания. Тех, кто изменил всему этому, кто остался за чертой порядочности, чести, отделил себя от народа предательством, в любом случае ждёт страшная участь- не жизнь, а прозябание, ненависть и презрение народа. Над этим заставляют задуматься читателей писатели, создающие произведения о войне, чтобы каждый сделал верные выводы, понял, что только верность — стране, народу, семье, близким, самому себе — это залог счастья. А измена — это позор, презрение людей, а значит, не жизнь, а существование в вечном страхе, во лжи.
Нет любви без верности
Нет любви без верности
Папа Франциск
Папа подтверждает необходимость тщательной подготовки к свадьбе является подлинным без верности и преданности». Папа Франциск подчеркнул это на общей аудиенции на площади Святого Петра в среду, 24 октября [2018 г.]. Продолжая серию катехиз по Декалогу, понтифик говорил о «Шестом Слове, которое касается сентиментального и сексуального измерения и гласит: «Не прелюбодействуй»». ниже приводится перевод катехизации Святого Отца, которую он прочитал на итальянском языке.
Дорогие братья и сестры, доброе утро!
Наша серия катехиз по Заповедям подводит нас сегодня к Шестому Слову, которое касается сентиментального и сексуального измерения и гласит: « Не прелюбодействуй ».
Непосредственный призыв к верности, и действительно, никакие человеческие отношения не будут подлинными без верности и преданности.
Нельзя любить только до тех пор, пока это «удобно»; любовь истинно проявляется за порогом собственной личной выгоды, когда отдаешь без остатка. Катехизис утверждает: «Любовь стремится быть окончательной; это не может быть договоренностью «до особого распоряжения»» (п. 1646). Верность является атрибутом свободных, зрелых и ответственных человеческих отношений. Друзья тоже проявляют себя как подлинные, потому что они остаются таковыми при любых обстоятельствах, иначе они не друзья. Христос являет подлинную любовь; Тот, Кто живет в безграничной любви Отца, есть в этой силе верный Друг, который приветствует нас, даже когда мы заблуждаемся, и Который всегда желает нам добра, даже когда мы его не заслуживаем.
Человеческие существа нуждаются в безусловной любви, и те, кто не получает этого принятия, несут в себе определенную неполноту, часто не подозревая об этом. Человеческое сердце стремится заполнить эту пустоту суррогатами, принимая компромиссы и бездарность, имеющие лишь смутный привкус любви. Риск состоит в том, чтобы назвать некоторые горькие и незрелые отношения «любовью», с иллюзией найти свет жизни в чем-то, что в лучшем случае является просто ее отражением.
Так может случиться, например, что кто-то переоценивает физическое влечение, которое само по себе является даром от Бога, но направлено на то, чтобы проложить путь к подлинным и верным отношениям с человеком. Как говорил Святой Иоанн Павел II, человек «призван к полной и зрелой спонтанности отношений», которая является «постепенным плодом различения импульсов в собственном сердце». Это то, что приобретается, потому что каждый человек должен «решительно и последовательно усвоить, что означает тело» (ср. 9).0009 Катехизация , 12 ноября 1980 г.).
Таким образом, призыв к супружеской жизни требует искреннего понимания качества отношений и периода помолвки для их подтверждения. Чтобы приблизиться к Таинству Брака, обрученная пара должна установить уверенность в том, что рука Божья находится в их узах, что Он предшествует им и сопровождает их и позволит им сказать: Милостью Христовой я обещаю быть верным вам. всегда . Они не могут обещать друг другу верности» в хорошие времена и в плохие, в болезни и в здравии », и любить и чтить друг друга во все дни своей жизни, исключительно на основании доброй воли или надежды на то, что это «получится». Им нужно заземлиться на твердой почве верной Божьей Любви. И потому перед принятием Таинства Венчания должна быть тщательная подготовка, я бы сказал оглашение, потому что с любовью на карту поставлена вся жизнь, а с любовью не шутят. Три-четыре встречи в приходской церкви нельзя определить как «подготовку к свадьбе»: нет, это не подготовка, это притворная подготовка. И ответственность ложится на тех, кто это делает: на приходского священника, на епископа, который это разрешает. Подготовка должна быть зрелой и требует времени.
Это не формальность: это Таинство. Но оно должно быть подготовлено с истинным оглашением.
Действительно, верность — это способ существования, стиль жизни. Работают с верностью, говорят искренне, остаются верны истине в своих мыслях, в своих действиях. Жизнь, сотканная из верности, выражается во всех измерениях и ведет к тому, чтобы мужчины и женщины были верными и надежными в любых обстоятельствах.
Однако для достижения такой красивой жизни нашей человеческой природы недостаточно. Божья верность должна войти в наше существо, чтобы заразить нас. Это Шестое Слово призывает нас обратить свой взор на Христа, чья верность может удалить из нас прелюбодейное сердце и дать нам верное сердце. В нем и только в нем есть любовь без оговорок и раздумий, абсолютная и безоговорочная отдача и упорство полного принятия.
От его смерти и воскресения рождается наша верность, от его безусловной любви рождается стойкость в отношениях. От общения с Ним, с Отцом и со Святым Духом происходит общение между нами и способность жить узами в верности.
L’Osservatore Romano
Еженедельный выпуск на английском языке
26 октября 2018 г., стр. 3
По вопросам подписки на англоязычное издание обращайтесь:
Наш воскресный гость: L’Osservatore Romano
† Archindy.org: The Criterion Online Edition
Брак в Божьем плане
На этой неделе, когда мы предлагаем вам наше ежегодное весеннее Дополнение о Браке, начинающееся на странице 9, невозможно делать вид, что брак является процветающим институтом в этой стране. Количество пар, живущих вместе без брака, уровень разводов и количество детей, рожденных вне брака, продолжают стремительно расти. Понятие «брак» между двумя людьми одного пола получает все более широкое признание.
К сожалению, кроме как сожалеть об этих фактах, мы мало что можем с ними поделать. Но что мы можем сделать, так это представить в Божьем плане позитивную картину брака, потому что мы убеждены, что он дает мужчинам и женщинам наилучшие шансы на счастье в жизни.
Церковь учит нас, что сам Бог является автором брака. В Бытии мы читаем, что в браке «оставляет человек отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей, и они становятся одной плотью» (Бытие 2:24). Иисус подтвердил это, сказав, что муж и жена «уже не двое, но одна плоть» (Мф. 19:6).
На простом английском языке это означает, что эти два человека представляют собой единый организм. Как писал К. С. Льюис в книге «Просто христианство »: «Изобретатель человеческой машины говорил нам, что две ее половинки, мужское и женское, созданы для того, чтобы соединяться вместе попарно, не просто на сексуальном уровне, а полностью соединяться друг с другом. ». Вот почему, как сказал Иисус: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучит» (Мф 19).:7).
Мы, католики, верим, что Иисус возвысил человеческий институт брака до достоинства одного из семи таинств. Своим присутствием на свадьбе в Кане Иисус подтвердил добро брака и провозгласил, что с этого момента брак будет действенным признаком Его присутствия. Через это таинство супруги укрепляются и посвящаются для выполнения обязанностей и достоинства брака.
Когда они вступают в брак, мужья и жены заключают брачный договор, партнерство между собой, которое по самой своей природе направлено на благо супругов, а также на продолжение рода и образование их детей. Как ни старайся, светское общество не может найти ничего другого, что лучше служило бы этим целям.
Вот почему Церковь настаивает на том, что брачный завет — между крещеными мужчиной и женщиной, свободно вступившими в брак и добровольно выразившими свое согласие, — не может быть расторгнут после того, как брак был заключен посредством полового акта. Согласие супругов давать и получать друг друга — это узы, запечатанные самим Богом, и их невозможно разорвать.
Излишне говорить, что наше современное общество не принимает Божий план брака. «Влюбленность» кажется единственной причиной для вступления в брак или сохранения брака, и это не оставляет места для брака как завета или постоянной связи. Странно то, что, как однажды заметил Г. К. Честертон, глубоко влюбленные пары имеют естественную склонность связывать себя обещаниями.
Как бы мы этого ни хотели, и как бы ни было прекрасно «быть влюбленным», это не может быть основой для прочного брака. Когда страсти угасают, брак должен быть чем-то большим. Опять же, цитируя К. С. Льюиса: «Кто мог бы жить в таком возбуждении даже пять лет? Что станет с вашей работой, вашим аппетитом, вашим сном, вашей дружбой?»
Но, продолжая цитировать Льюиса, перестать быть «влюбленным» не обязательно означает перестать любить. Второе чувство любви — это больше, чем просто чувство, как и «влюбленность». «Это глубокое единство, поддерживаемое волей и намеренно укрепляемое привычкой; подкрепляется [в христианских браках] благодатью, которую оба родителя просят и получают от Бога».
Само собой разумеется, что брак по Божьему замыслу требует верности обоих супругов. Это необходимо не только для сохранения завета, но и, как сказано в Катехизисе Католической Церкви , «самая глубокая причина находится в верности Бога Своему завету, верности Христа Своей Церкви.