18.02.2025

Молитва от усталости: Молитвы на всякую немощь — Молитвослов

Молитвы на всякую немощь — Молитвослов


  • Молит­ва 1‑я
  • Молит­ва 2‑я, прп. Симео­на Ново­го Богослова
  • Пса­лом 29
  • Пса­лом 69

 

Молитва 1‑я1

Аудио:

00:10

Влады́ко! Я в рука́х Твои́х, поми́луй меня́ по во́ле Твое́й, и, е́сли мне поле́зно, исце­ли́ меня́ вско́ре.

Аудио:

00:15

Не попу­сти́ на меня́, Влады́ко Го́споди, искуше́ние и́ли скорбь, и́ли боле́знь свы́ше си́лы мое́й, но изба́вь от них и́ли да́руй мне кре́пость пере­не­сти́ их с благодаре́нием.

Псалом 29

Аудио:

1:13

 

Воз­не­су́ Тя, Го́споди, я́ко подъя́л мя́ еси́, и не возвесели́л еси́ враго́в мои́х о мне́. Го́споди Бо́же мо́й, воззва́х к Тебе́, и изцели́л мя́ еси́. Го́споди, возве́л еси́ от а́да ду́шу мою́, Спа́сл мя́ еси́ от низходя́щих в ро́в. По́йте Го́сподеви, преподо́бнии Его́, и испове́дайте па́мять святы́ни Его́: я́ко гне́в в я́рости Его́, и живо́т в во́ли Его́: ве́чер водвори́тся пла́чь, и зау́тра ра́дость. А́з же ре́х во оби́лии мое́м: не подви́жуся во ве́к. Го́споди, во́лею Твое́ю пода́ждь добро́те мое́й си́лу: отврати́л же еси́ лице́ Твое́, и бы́х смуще́н. К Тебе́, Го́споди, воз­зо­ву́, и к Бо́гу мое­му́ помолю́ся. Ка́я по́льза в кро́ви мое́й, вне­гда́ сходи́ти ми́ во истле́ние? еда́ испове́стся Тебе́ пе́рсть? или́ возвести́т и́стину Твою́? Слы́ша Госпо́дь и поми́лова мя́: Госпо́дь бы́сть помо́щник мо́й. Обрати́л еси́ пла́чь мо́й в ра́дость мне́, растерза́л еси́ вре́тище мое́ и препоя́сал мя́ еси́ весе́лием, я́ко да воспое́т Тебе́ сла́ва моя́, и не умилю́ся. Го́споди Бо́же мо́й, во ве́к испове́мся Тебе́.

Пере­вод: Пре­воз­не­су Тебя, Гос­по­ди, что Ты под­нял меня и не дал моим вра­гам вос­тор­же­ство­вать надо мною. Гос­по­ди, Боже мой! я воз­звал к Тебе, и Ты исце­лил меня. Гос­по­ди! Ты вывел из ада душу мою и ожи­вил меня, что­бы я не сошел в моги­лу. Пой­те Гос­по­ду, свя­тые Его, славь­те память свя­ты­ни Его, ибо на мгно­ве­ние гнев Его, на всю жизнь бла­го­во­ле­ние Его: вече­ром водво­ря­ет­ся плач, а на утро радость. И я гово­рил в бла­го­ден­ствии моем: «не поко­леб­люсь вовек». По бла­го­во­ле­нию Тво­е­му, Гос­по­ди, Ты укре­пил гору мою; но Ты сокрыл лице Твое, и я сму­тил­ся. Тогда к Тебе, Гос­по­ди, взы­вал я, и Гос­по­да [мое­го] умо­лял: «что поль­зы в кро­ви моей, когда я сой­ду в моги­лу? будет ли прах сла­вить Тебя? будет ли воз­ве­щать исти­ну Твою? услышь, Гос­по­ди, и поми­луй меня; Гос­по­ди! будь мне помощ­ни­ком». И Ты обра­тил сето­ва­ние мое в лико­ва­ние, снял с меня вре­ти­ще и пре­по­я­сал меня весе­ли­ем, да сла­вит Тебя душа моя и да не умол­ка­ет. Гос­по­ди, Боже мой! буду сла­вить Тебя веч­но.2

Псалом 69

Аудио:

mp3″/>0:41

 

Бо́же, в по́мощь мою́ вон­ми́: Го́споди, помо­щи́ ми потщи́ся. Да постыдя́тся и посра́мятся и́щущии ду́шу мою́, да возвратя́тся вспя́ть и постыдя́тся хотя́щии ми́ зла́я: да возратя́тся а́бие стыдя́щеся глаго́лющии ми́: бла́гоже, бла́гоже. Да возра́дуются и возвеселя́тся о Тебе́ вси́ и́щущии Тебе́, Бо́же: и да глаго́лют вы́ну, да возвели́чится Госпо́дь, лю́бящии спасе́ние Твое́. А́з же ни́щ е́смь и убо́г, Бо́же, помо­зи́ ми: помо́щник мо́й и изба́витель мо́й еси́ Ты́, Го́споди, не закосни́.

Поспе­ши, Боже, изба­вить меня, поспе­ши, Гос­по­ди, на помощь мне. Да посты­дят­ся и посра­мят­ся ищу­щие души моей! Да будут обра­ще­ны назад и пре­да­ны посме­я­нию жела­ю­щие мне зла! Да будут обра­ще­ны назад за поно­ше­ние меня гово­ря­щие [мне]: «хоро­шо! хоро­шо!» Да воз­ра­ду­ют­ся и воз­ве­се­лят­ся о Тебе все, ищу­щие Тебя, и любя­щие спа­се­ние Твое да гово­рят непре­стан­но: «велик Бог!» Я же беден и нищ; Боже, поспе­ши ко мне! Ты помощь моя и Изба­ви­тель мой; Гос­по­ди! не замед­ли.

2


1 Архи­манд­рит Иоанн (Кре­стьян­кин). Келей­ная книжица.

2 Сино­даль­ный перевод.


См. так­же: Болезнь, Син­дром хро­ни­че­ской усталости

  • 89 тыс. 0

Протоиерей Виталий Ворона

Усталость, переутомление, невероятный летний зной отнимают силы у всех. К вечеру большинство из нас похожи на выжатые лимоны. Если не удаётся выспаться, такое состояние настигает и утром. Как во всём этом находить силы для молитвы? Что делать, если их нет? Стоит ли ради дисциплины вычитывать правило — или лучше его сократить? Помог разобраться протоиерей Виталий Ворона, настоятель храма иконы Почаевской иконы Божией Матери г. Краматорска.

 

Разбираемся в проблеме

Вопрос вполне конкретный, и ответы на него есть конкретные. Если нет сил на молитву, то можно сократить правило, в этом нет ничего предосудительного. Нет сил стоять — молитесь сидя. В целом все рекомендации касаются таких моментов, но я размышлял о другом: насколько эти рекомендации помогают?

Да, они помогут помолиться, но не всегда решают главную проблему. Дело в том, что далеко не каждый верующий человек может ответить на вопрос: его состояние — это действительно усталость или духовная лень? А может, бесовское искушение? Как это определить? В такие моменты я предлагаю подумать не о размере вашего молитвенного правила, не о том, зажигать ли свечу и какой молитвослов взять — это несущественные вопросы. Я предлагаю подумать о Боге. Молитва — это ведь разговор с Ним!

Давайте вспомним, как мы себя ведём с людьми: прежде чем кому-то позвонить или обратиться с просьбой, мы подсознательно представляем себе этого человека, и в голове у нас складывается примерный сценарий разговора с ним. То же касается и разговора с Богом. Наша первая задача — осознать, что Он реально присутствует в нашей жизни. Если речь идёт о вечернем правиле — а скорее всего это так, потому что чаще из-за усталости пропускают именно его, — нужно вспомнить, каким был прошедший день. Как Бог явил Себя в нём? Если день был благополучным, удачным — задать себе вопрос: благодарен ли я Богу за то, что случилось сегодня? Если же были какие-то неудачи, ошибки, мы где-то оступились или в чём-то согрешили, то стоит попросить у Бога прощения — и сосредоточиться на этом чувстве.

Если после этого не появились силы, чтобы зажечь лампадку и открыть молитвослов, то, скорее всего, вы просто устали. В этом случае молитесь так, как разговариваете с родным отцом или мамой: благодарите, если есть желание благодарить, поделитесь тем, что на сердце. Возможно, потом вам захочется прочесть ту или иную молитву, после чего уже надо бороться за внимание. Самое главное — найти тот импульс, после которого начинается ваш диалог. Отсутствие этого импульса — самое главное препятствие в молитве.

Нас отталкивает сосредоточенность на правиле. Бесы этим пользуются. Когда же мы вспоминаем о Боге, всё меняется. На самом деле у нас обычно достаточно сил на молитву. Вот представьте: после тяжёлого дня вы пришли домой, легли спать, но вдруг выясняется, что у близких что-то случилось, им нужна помощь — куда девается ваша усталость? Каждый постарается сделать всё, чтобы помочь. Мы чувствуем присутствие в жизни близких людей и не можем не общаться с ними, не отзываться на их призыв. Точно так же должно быть и с Богом. Дело не в правиле или количестве прочитанных молитв. Человек молится не только тогда, когда читает молитвы по молитвослову. Он молится, когда говорит всего только «Господи, помилуй». Прекрасно, если при этом он делает добрые дела, помогает ближним.

 

Заставлять себя молиться и проявлять насилие над собой — где грань?

Насилие над собой — это опасно. Мы всегда должны придерживаться правила золотой середины. Любая крайность в духовной жизни — это плохо и вредно. Понятно, что Царство Божие трудом берётся, и мы должны себя понуждать к молитве, посту, добрым делам. Однако это понуждение должно быть посильно и возможно для нас. Чемодан надо брать по плечу.

Если случаются ситуации, когда человек чуть ли не истязает себя правилом или дополнительными молитвами, если он не дочитал правило из молитвослова и корит себя вплоть до отчаяния — это бесовские искушения. Мы каемся в своей немощи, каемся в ленивых и лукавых помыслах, но ни в коем случае не должны сосредоточиваться именно на правиле. Вычитать его — не наша главная цель, это второй или даже третий план. Если мы будем думать только о нём, то перестанем думать о смысле молитв.

 

Как выработать свою меру молитвы?

В этом хорошо поможет опытный священник. Дело в том, что сам человек может не видеть проблем, из-за которых ему сложно молиться. Усталость это или лень — не всякий поймёт. Священник же для того и поставлен Богом на своё место, чтобы молиться о пастве и помогать ей духовно жить, а не духовно умирать.

Полное отсутствие молитвы — это духовная смерть. Вспоминать о Боге и Его присутствии в каждом дне вашей жизни очень полезно, это помогает начать молитву. Вот почему я и призываю анализировать свой день. Это мгновение, а не какой-то сложный анализ. Наш мозг сразу же показывает, что делать в конце прожитого дня: каяться или благодарить. А может, и то, и другое. От этого импульса рождается желание молитвы, которое помогает не только начать правило, но и закончить его. Если же действительно нет физических сил, вы засыпаете и ничего не можете с собой сделать — ограничьтесь самой простой молитвой: «Господи, помилуй!» — и не будет вам осуждения.

 

Мучить себя молитвой не полезно

Многие верующие люди очень ответственные, не могут себе позволить слабости и вычитывают положенные молитвы во что бы то ни было. На мой взгляд, автоматическое вычитывание не лучше сокращения ежедневного правила, потому что это может привести к глубокому падению. Любая крайность в духовной жизни — это плохо. Можно ежедневно ставить галочки о том, что правило вычитано — и считать себя хорошим и правильным, погрязая в гордыне и прелести. Можно ввиду усталости начать молиться своими словами — и через время забыть о том, что такое молитва словами святых отцов.

Нужно искать золотую середину. Правило есть, оно — образец для всех нас, но не константа, которую нельзя изменить. Наша задача — не прочитать всё от А до Я, а помолиться, то есть пообщаться с Богом. Об этом очень важно постоянно помнить. В этой связи хочу сказать и о правиле ко Святому Причастию. Как часто люди, не вычитавшие его от начала до конца, не идут причащаться Святых Христовых Таин! Но ведь правило дано нам, чтобы мы достигли покаянного чувства, чтобы поняли, что для спасения нам нужен Господь, а не правило. Без Христа мы сами себя не спасём.

Вот это покаянное чувство и должно быть показателем подготовки к Таинству. Конечно, готовы мы или нет — должен решать духовник. Ведь, как я уже говорил, сами себя мы зачастую не видим. Потому перед получением благословения на причастие стоит сказать о том, что правило не исполнено до конца. Самостоятельно принимать решение, причащаться или нет, нельзя. И тут уж придётся положиться на священника и проявить смирение. Иногда бывает полезно и пропустить причастие, если нерадивость оправдана не усталостью.

Конечно, молиться надо, бороться с ленью надо, но мучить себя молитвой не полезно. Нужно иметь страх Божий. Не в смысле «если я не прочитаю правило, меня поразит молния с небес», а в смысле «Господь меня ждал, а я не пришел. Звонил, а я просто не взял трубку». А ведь завтра, может статься, придётся позвонить Ему.

Подготовила Екатерина Щербакова