Гений, любовник, проклятый. Пять картин Амедео Модильяни
В Париже Модильяни звали Моди, что созвучно слову «проклятый» во французском. Его всю жизнь терзали сомнения, противоречия, всеобщее непонимание, проблемы со здоровьем. Картины практически не получили признания при жизни художника, великим его назвали уже после смерти.
У Модильяни было удивительно счастливое детство. Он родился 12 июля 1884 года, был самым младшим ребенком и всеобщим любимцем. Мать художника вспоминала, что сын ее вызывал умиление, потому что был прехорошеньким. Так, он вырос красивым, эгоистичным, воспитанным и безумно талантливым, непонятым художником, которому было сложно найти общий язык с внешним миром.
Модильяни получил превосходное воспитание и образование. И в этом действительно стоял особняком от остальных художников парижской богемы — по словам художника и искусствоведа Александра Таирова, остальные художники, по большому счету, не были столь погружены в литературу, философию, науки, поэтому, когда Амедео приехал в Монпарнас, все внимание было приковано к нему. Он мог легко наизусть цитировать Данте, Ницше, а «Так говорил Заратустра» была для него чуть ли не главной книгой.
Ницше предлагает преодолеть человека в себе, став сверхчеловеком. Заратустра говорит о том, что достигнув максимума, ты идешь к гибели, когда достигаешь крайности, подходишь к пределу, за которым уже ничего нет. Модильяни тоже в каком-то смысле достиг этого предела, а потом ушел из жизни, как это часто случается с гениями, совсем молодым — одержимость искусством и талант не дали ему прожить долго, «спалив» в 36 лет.
«Тосканская дорога» (1899)
Амедео Модильяни/Городской музей Джованни Фаттори/museofattori.livorno.it
Отношения с женщинами всегда вызывали нездоровый интерес у исследователей: кто-то говорит о сотнях, кто-то о тысячах любовниц Модильяни, хотя никаких точных данных нет. Выводы о его постоянных похождениях довольно сомнительны — он был увлечен своим делом до безумия, он не тратил себя на женщин. Вспоминается цитата Микеланджело, который говорил: «Если ночь проведешь с женщиной, то утром ты недодашь мрамору». Тем не менее у художника было несколько главных женщин, например Анна Ахматова, об отношениях с которой до недавнего времени ничего не было известно.
«Анна Ахматова» (1911)
Амедео Модильяни/Wikimedia Commons
Между Амедео Модильяни и Винсентом Ван Гогом часто проводят параллели, особенно в плане внутренних переживаний и непонимания обществом. Однако на этом сравнения, кажется, следует закончить. В конце концов, голландец был несколько отталкивающим для публики, в то время как женщины сворачивали головы, когда Модильяни проходил мимо них. Кроме того, Амедео не любил писать пейзажи, отдавая предпочтения портретам.
«Невеста и жених» (1915–1916)
Амедео Модильяни/Нью-Йоркский музей современного искусства/Wikimedia Commons
Долгое время Модильяни провел во Флоренции. Там он изучал работы мастеров эпохи Возрождения — Боттичелли, Вазари, Микеланджело, Леонардо и других. Хотя художник и работал в направлении экспрессионизма, черты Ренессанса проникали в его работы. Сам Амедео обижался, когда ему об этом говорили.
«Алиса» (1918)
Амедео Модильяни/Государственный музей искусств в Дании/Wikimedia Commons
На заре своей жизни Модильяни наконец встретил свою главную любовь. Однако возлюбленные не узаконили отношения из-за болезни художника. Впрочем, долго прожить друг без друга они тоже не смогли.
«Портрет Жанны Эбютерн в белой шляпе» (1918)
Амедео Модильяни/Wikimedia Commons
Кадрия Садыкова
Теги:
Ахматова, Анна Андреевна
биография в портретах Анненкова, Петрова-Водкина, Осмёркина и других.
Публикации раздела Музеи
Анну Ахматову рисовали Амедео Модильяни и Кузьма Петров-Водкин, Иосиф Бродский и Алексей Баталов. Искусствовед Эрих Голлербах говорил: «В портретах Ахматовой больше правды о ней, чем в книгах десяти критиков».
Фигура «Ночи» (портрет Модильяни)
1911 год. Начинающая поэтесса Анна Ахматова вместе с мужем Николаем Гумилевым поехала в Париж. Там в популярном у богемной публики кафе «Ротонда» она познакомилась с молодым итальянским художником Амедео Модильяни. «Вы во мне как наважденье», — писал Ахматовой художник после ее отъезда и создавал портреты поэтессы — по памяти. Она потом вспоминала: «Все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило, не преобразило эти два существования, это должен был быть светлый, легкий предрассветный час».
Позже почти все рисунки Модильяни сгорели в пожаре в ее царскосельском доме во время революции. Уцелел лишь один, самый дорогой, с которым она уже никогда не расстанется, — тот, где Ахматова изображена в виде аллегорической фигуры «Ночи».
«Образ Ахматовой перекликается с фигурой одного из известнейших архитектурно-скульптурных сооружений XVI столетия. Я имею в виду аллегорическую фигуру «Ночи» на крышке саркофага Джулиано Медичи, этот едва ли не самый значительный и таинственный из женских образов Микеланджело.
К «Ночи» восходит и композиционное построение рисунка Модильяни».
«Такая, какой ее знали друзья — поэты» (портрет Альтмана)
1914 год. Вышел второй сборник Ахматовой — «Четки», который принес ей признание. На портрете Натана Альтмана она предстала гордой, но уязвимой. Практически в одно время с Альтманом Ахматову написала Ольга Делла-Вос-Кардовская.
В своих воспоминаниях дочь художницы Екатерина сравнивала эти две работы: «Но как ни нравится мне с художественной стороны ахматовский портрет работы моей матери, и все же считаю, что Ахматова такая, какой ее знали ее друзья — поэты, поклонники тех лет, Ахматова «четко» передана не на этом портрете, а на портрете работы Альтмана».
Об авангардном портрете и самом Натане Альтмане поэтесса писала в стихотворении «Покинув рощи родины священной»:
Как в зеркало, глядела я тревожно
На серый холст, и с каждою неделей
Все горше и страннее было сходство
Мое с моим изображеньем новым.
Теперь не знаю, где художник милый,
С которым я из голубой мансарды
Через окно на крышу выходила
И по карнизу шла над смертной бездной,
Чтоб видеть снег, Неву и облака, —
Но чувствую, что Музы наши дружны
Беспечной и пленительною дружбой,
Как девушки, не знавшие любви.
«Печальная красавица» (портрет Анненкова)
1921 год. Ахматова жила в Петрограде, она была замужем за Владимиром Шилейко (они поженились в 1918 году сразу после развода Ахматовой и Гумилева). Друзья поэтессы, Борис Анреп и Ольга Глебова-Судейкина, эмигрировали — она осталась в Советской России, тяжело переживая наступившие перемены и расставание с близкими людьми.
Здесь, в Петрограде, в доме на Кирочной улице, ее и нарисовал Юрий Анненков, который всеми силами старался отвлечь Ахматову от тягостных мыслей: «Печальная красавица, казавшаяся скромной отшельницей, наряженной в модное платье светской прелестницы! Ахматова позировала мне с примерной терпеливостью, положив левую руку на грудь. Во время сеанса мы говорили, вероятнее всего, о чем-нибудь весьма невинном, обывательском, о каком-нибудь ни-о-чем».
«Духовный портрет» (портрет Петрова-Водкина)
1922 год. Прошедший год был одним из самых трагичных в жизни Ахматовой: ее первый муж Николай Гумилев был расстрелян, ее учитель Александр Блок умер. В это время выходят два сборника стихов Ахматовой — «Подорожник» и «Anno Domini MCMXXI», в которые вошли стихотворения, посвященные обоим поэтам.
В тот же год она рассталась со своим вторым мужем. Их брак был не самым счастливым, Ахматова писала: «Мне муж палач, а дом его тюрьма». В этот тяжелый период жизни поэтессы ее написал Кузьма Петров-Водкин. Писательница Мариэтта Шагинян назвала эту работу иконой, духовным портретом. А вот сама поэтесса отзывалась о нем так: «Не похож — он робкий».
«Черный ангел» (портрет Тырсы)
1928 год. К этому времени Ахматову совсем перестали печатать: «После моих вечеров в Москве (весна 1924-го) состоялось постановление о прекращении моей литературной деятельности. Меня перестали печатать в журналах и альманахах, приглашать на литературные вечера. Я встретила на Невском М. Шагинян. Она сказала: «Вот вы какая важная особа: о вас было постановление ЦК — не арестовывать, но и не печатать».
В это время художник Николай Тырса создает три портрета Ахматовой, используя необычные материалы — смесь акварели с копотью от керосиновой лампы. Осип Мандельштам был впечатлен работами художника:
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу —
Есть на тебе печать Господня.
В белом платье в белой ночи (портрет Осмёркина)
1939 год. В этот период Анна Ахматова писала совсем мало, больше переводила, занималась исследованием творчества Пушкина. Ее сын Лев Гумилев был в лагерях, а друг Осип Мандельштам скончался в пересыльном лагере.
Поэтесса продолжала получать предложения написать ее портрет. Она часто говорила, что «эта тема в живописи и графике уже исчерпана», однако согласилась позировать бывшему участнику группы «Бубновый валет» Александру Осмёркину. 21 июня 1939 года художник писал: «Каждый день бываю у Анны Андреевны, которую пишу в белом платье на фоне шереметьевских лип в белую ночь. Начинаю сеанс в 11 и до 2-х, чтобы успеть к мостам». Специально для портрета поэтесса заказала белое платье, правда, сшить его не успели — позировала в прокатном. В эти дни она написала свои знаменитые строки:
И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова.
Справлюсь с этим как-нибудь.
У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.
А не то… Горячий шелест лета
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.
Представительница «пустой безыдейной поэзии» (портрет Сарьяна)
1946 год. В этом году вышло постановление ЦК «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Их работу признали «совершенно неудовлетворительной» из-за «безыдейных, идеологически вредных произведений» Михаила Зощенко и Анны Ахматовой.
«Ахматова является типичной представительницей чуждой нашему народу пустой безыдейной поэзии. Ее стихотворения, пропитанные духом пессимизма и упадочничества, выражающие вкусы старой салонной поэзии, застывшей на позициях буржуазно-аристократического эстетства и декадентства, «искусстве для искусства», не желающей идти в ногу со своим народом, наносят вред делу воспитания нашей молодежи и не могут быть терпимы в советской литературе».
В результате «Ленинград» закрыли, в «Звезде» сменился главный редактор и редколлегия. Через месяц «для разъяснения постановления» в Ленинграде выступил с докладом член политбюро Андрей Жданов: «До убожества ограничен диапазон ее поэзии — поэзии взбесившейся барыньки, мечущейся между будуаром и моленной. Основное у нее — это любовно-эротические мотивы, переплетенные с мотивами грусти, тоски, смерти, мистики, обреченности. Не то монахиня, не то блудница, а вернее, блудница и монахиня, у которой блуд смешан с молитвой».
После разгромного доклада Анна Ахматова осталась совершенно одна: некоторые знакомые перестали с ней общаться, а тех, кто хотел поддерживать отношения, она избегала сама, чтобы не навредить им. Художник Мартирос Сарьян не побоялся пригласить опальную поэтессу позировать для портрета в его московскую мастерскую. К сожалению, работа осталась незавершенной: Ахматова заболела и не пришла на пятый, заключительный сеанс. Художник не успел дописать руки поэтессы. Он даже думал отрезать эту часть картины, но коллеги уговорили его оставить всё как есть.
«Русская царица» (портрет Лянглебена)
1964 год. Ахматову снова начали печатать, восстановили в Союзе советских писателей. В Италии поэтесса получила литературную премию «Этна-Таормина». Ее сына реабилитировали — он был освобожден в 1956 году.
В этот год Моисей Лянглебен написал один из последних портретов Ахматовой (уже в 1966-м ее не станет). Он писал ее с натуры пять раз, на четырех выполненных тогда портретах Ахматова оставила свои автографы — знак того, что работы ей понравились.
Это портреты уже совсем другой Ахматовой, такой, какой вспоминал ее художник и писатель Юзеф Чапский: «Анна Андреевна в большом кресле, внушительная, спокойная, полная, чуть глуховатая. Невольно вспоминаются идеализированные портреты русских цариц XVIII века».
Теги:
ПортретыПубликации раздела Музеи
Радикальные женщины, вдохновившие Модильяни
Радикальные женщины, вдохновившие Модильяни | ДругоеИскусство и фотографияВ картинках
Портрет молодой женщины, 1918 г. Предоставлено Художественной галереей Йельского университета и галереей Тейт МодернПоскольку в Тейт Модерн открывается новая выставка, посвященная ужасному ребенку модернизма, мы рассмотрим трех его в высшей степени талантливых женщин-муз
TextLiam Hess
Как парадигматическому замученному художнику, 9 лет0013 О биографии Амедео Модильяни теперь ходят легенды. Алкоголик, наркоман и безудержный бабник, его ранняя смерть от туберкулёза в 35 лет положила конец бурной жизни, которая странным образом расходится с элегантностью и безмятежностью его скульптурных портретов и обнаженных тел. enfant Horror парижских модернистов остался в значительной степени непризнанным при его жизни, и он устроил только одну выставку, но теперь его работы достигают умопомрачительных цен на аукционах.
Все это мифологизирование затрудняет раскрытие некоторых важных истин: среди них центральная роль, которую его возлюбленные сыграли в формировании его творчества. Даже с перечнем жестокостей, причиненных им, они продолжали продвигать его вперед творчески. Накануне новой ретроспективы в галерее Тейт Модерн , которая также направлена на устранение этого дисбаланса, мы оглядываемся назад на трех талантливых женщин, которые жили под высокой тенью Модильяни.
Женщина в платье с глубоким вырезом, лежащая на кровати (Ахматова) Предоставлено Ричардом Натансоном и Тейт Модерн бровь. Высокая и темноволосая, с изящным орлиным носом, Анна Ахматова, приехав в Париж в 1910 году, произвела фурор в интеллигентном обществе; и никто не был поражен больше, чем 24-летний Модильяни. Пока ее муж, магнат-торговец, обедал с друзьями, Ахматова и Модильяни гуляли в парке, во время которых он поощрял ее проявлять зарождающийся интерес к поэзии. Но прежде чем он узнал об этом, Ахматова была увезена обратно в Санкт-Петербург, а Модильяни остался с разбитым сердцем. Постоянный поток писем дает нам замечательное представление об этих пламенных отношениях — когда Ахматова вернулась в следующем году, он часами рисовал ее в египетских галереях Лувра. Через несколько месяцев она снова была вынуждена уехать, на этот раз навсегда, что спровоцировало падение Модильяни в зависимость от наркотиков и депрессии.
Сама Ахматова жила ненамного лучше. Как откровенный критик Сталина, ее первый муж был позже казнен за свои монархические взгляды, их сын был заключен в тюрьму, а второй муж отправлен в ГУЛАГ. Она сталкивалась с постоянными преследованиями при советском режиме, и ее теперь высоко ценимые поэтические произведения начали привлекать внимание критиков только в конце жизни, когда в последние годы перед ее смертью она была дважды номинирована на Нобелевскую премию.
Мадам Помпадур, 1915 г. Предоставлено Чикагским институтом искусств и галереей Тейт МодернБеатрис Гастингс
При встрече с Модильяни в кафе La Rotonde на Монпарнасе Беатрис Гастингс записала в своем дневнике: «Я села напротив него. Гашиш и бренди. Совсем не впечатлил. Не знал, кто он. Он выглядел уродливым, свирепым, жадным». Не самое многообещающее первое впечатление, но это была встреча, которая изменила их жизнь. Сейчас, когда Модильяни исполнилось 30 лет, его карьера застопорилась. Склонный к недельным запоям и пристрастиям к наркотикам, его неспособность продавать свои работы загнала его в творческий тупик. Гастингса, старше Модильяни на пять лет, привлекала его богемная харизма, а его — ее независимость и умопомрачительная интеллигентность.
Вундеркинд Гастингс родилась в Хакни, но эмигрировала в Южную Африку со своей семьей в детстве. Ее отправили обратно в Великобританию для обучения в школе-интернате из-за ее непостоянного темперамента, и она там процветала, став блестящей пианисткой, певицей, наездницей и поэтессой. Позже она также была известна как убежденная социалистка и стойкий защитник избирательных прав женщин и доступа к противозачаточным средствам. Столкновение этих целеустремленных персонажей привело к бурным спорам и взрывоопасным отношениям, которые угасли после того, как Гастингс наконец нашла другого, более стабильного любовника в серии романтических связей (с обоими полами), которые она предприняла во время с Модильяни. Разочарованная публичной недооценкой ее огромных талантов, она в конце концов покончила жизнь самоубийством.
На протяжении многих десятилетий ее помнили в основном как музу Модильяни, но откровенная биография Стивена Грея 2004 года Беатрис Гастингс: Литература Жизнь , проливает свет на ее необыкновенную жизнь и письма. Давно назревшая критическая переоценка, будем надеяться, что новая выставка вызовет новый интерес к уникальному интеллекту Гастингса.
Жанна Эбютерн «Сидящая», 1918 г. Предоставлено Merzbacher Kunststiftung и Tate ModernЖанна Эбютерн
К 1917 году Модильяни был в глубочайшей зависимости. Даже если историки искусства утверждают, что это было результатом обострения его туберкулеза — своего рода самолечение паллиативной помощи — его поведение больше не было непредсказуемым, а преднамеренно деструктивным. Войдите в юную, застенчивую и красивую студентку-искусствовед из строгой римско-католической семьи, Жанну Эбуртен, которую соблазнило скабрезное обаяние Модильяни. Съехав вместе, Эбуртен стала центральным героем поздней карьеры Модильяни и ближе всего он когда-либо подходил к обычным отношениям. Вместе у них родилась дочь, также названная Жанной, и во время войны они бежали в Ниццу и Кань-сюр-Мер, где был зачат их второй ребенок. Талантливый художник скромных, медитативных портретов, она продолжала спокойно работать, пока Модильяни впадал в манию.

Модильяни проходит с 23 ноября 2017 года по апрель 2018 года в Тейт Модерн, Лондон.
Искусство и фотографияВ картинахЖивописьВыставки Тейт
Подпишитесь на еженедельный информационный бюллетень AnOther
Я хочу получать информационный бюллетень AnOther
Анна Ахматова, 1911 плакаты и эстампы Амедео Модильяни
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Амедео Модильяни
Плакат изобразительного искусства
Другие продукты…
- Потрясающее качество печати жикле
- Бумага для художественной печати плотностью 280 г/м²
- Гарантия цвета более 100 лет
Художественный плакат / XS: 35,5 x 28 см / нет Плакат изобразительного искусства / S: 40 x 30 см / нет Художественный плакат / M: 50 x 40 см / нет Плакат изобразительного искусства / L: 70 x 50 см / нет Художественный плакат / XL: 80 x 60 см / нет Художественный плакат / XXL: 100 x 70 см / нет Художественный плакат / XXXL: 120 x 100 см / нет
£14,95Специальное предложение
Был . Вы экономите £-14,95 (ошибка ликвидности: разделить на 0%).
- Плакат изобразительного искусства
- Картинка в рамке
- Холст
- Открытка
- Поздравительная открытка
Закрыть
Информация о размерах
Общий размер | х см (х дюйм) |
Произведение искусства | х см (х дюйм) |
Бордюр (крепление) | см
верх/низ
(в) см лево право (в) |
Глубина | 3,8 см (1,5) |
Лицевая часть рамы | 2см (0,79 дюйма) |
Глубина | 2,3 см (0,9 дюйма) |
Модель 5 футов 4 дюйма (1,62 м)
Наши принты
Мы используем бумагу для изобразительного искусства плотностью 280 г/м² и фирменные чернила премиум-класса для создания идеальных репродукций.
Наш опыт и использование высококачественных материалов означают, что наши цвета печати прошли независимую проверку на соответствие сроку службы от 100 до 200 лет .
Узнайте больше о наших репродукциях.
Произведено в Великобритании
Вся продукция создается на нашей печатной фабрике в Суррее в Великобритании, и мы являемся надежным партнером многих известных и уважаемых художественных галерей и музеев.
Мы гордимся тем, что произвели более 1 миллиона отпечатков для сотен тысяч клиентов.
Доставка и возврат
Мы печатаем все на заказ, поэтому сроки доставки могут варьироваться, но
все отпечатки без рамы отправляются в течение 2-4 дней курьером или заказной почтой.
все фотографии в рамке отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказной почтой.
все холсты отправляются в течение 5-7 дней курьером или заказным письмом.
все открытки отправляются в течение 1-3 дней.
Доставка в Великобританию осуществляется 5 фунтов стерлингов за отпечаток любого размера без рамы, 10 фунтов стерлингов за печать в одной рамке, 10 фунтов стерлингов за одно полотно (5 фунтов стерлингов за рулонные полотна), 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, 1 фунт стерлингов за одну карту, до 4 фунтов стерлингов за набор из 16 карт, или бесплатно, если вы потратите 60 фунтов стерлингов.
Мы с радостью заменим ваш заказ, если все не на 100% идеально.
Товарные изображения Анны Ахматовой, 1911 год
Подробнее о товаре Анна Ахматова, 1911 г.
Амедео Модильяни
Анна Ахматова, 1911.