Модели поведения человека. Безролевое и ролевое поведение
Данная статья основана на результатах исследований академика УАН Олега Викторовича Мальцева
Представители классической науки довольно продолжительный период времени изучают поведение людей в обществе, в частности, они занимаются поиском причин возникновения их поведенческих реакций. Исходя из проведенных исследований О.В. Мальцева, следует вывод о том, что предметом исследований ученых является модель поведения человека (МП).
С точки зрения прикладной науки, МП состоит из роли, которая находится в системе координат, у роли существуют двигательно-лингвистические цепочки, которые она проходит и реализует в СК, и при этом она движется на определенный ориентир.
Актуальность данного исследования заключается в том, что человек в большинстве случаев не может объяснить себе природу своих поступков и действий в тех или иных ситуациях, то есть, не может их контролировать.
В современном мире в любой ситуации большое значение имеет то, каким образом ведет себя человек. И главной проблематикой для исследований в этой области является природа возникновения того или иного его поведения. Если мы говорим о совершении преступлений, психологических расстройствах, или психиатрических заболеваниях, то мы всегда имеем дело с отклонениями в модели поведения человека.
Существует два вида модели поведения: на основе эстафетной (автоматической) роли, и на основе внеэстафетной (созданной) роли. В свою очередь они делятся на:
- Неэффективные МП, ведущие человека к постоянным поражениям.
- Твердые выгодные МП. Все действия и поступки человека основаны на выгоде.
- Справедливые МП. Человек достигает результатов на базе справедливости.
- Эффективные МП ведут человека к результативности.
Откуда они возникают? Человек большую часть своей жизни проводит автоматически, соответственно, и ориентиры у него появляются точно так же. Если он не может ответить на вопрос, почему он выбрал тот или иной ориентир, значит, этот выбор произошел спонтанно, неосознанно. При этом, следует обратить внимание на то, что использует человек, чтобы достигнуть цели. Двигаясь к ориентиру, он совершает определенные действия и поступки, то есть, использует двигательно-лингвистические цепочки, которые являются следствием приобретенных им навыков.
Исходя из результатов научных исследований, которые изложены в одной из статей, вам уже известно о том, что
Таким образом, в большинстве случаев человек применяет модель поведения, которая не может быть эффективной, потому что в ее основе лежит неосознанный выбор ориентира, и скопированные у авторитетов двигательно-лингвистические цепочки. И при этом, человек использует одну из эстафетных ролей САЧТ. То есть, для того, чтобы принять решение в незнакомой ситуации, он использует опорный инцидент прошлого опыта – ищет похожий, чтобы как то сориентироваться и сделать правильный выбор. Но двух идентичных ситуаций в жизни не бывает, соответственно, никогда не существует подходящего инцидента, который бы приводил человека к результату. Именно поэтому он постоянно упирается в препятствия, и вынужден терпеть поражения.
Все это определяет фатальность программной судьбы человека, исследования которой привело к ряду научных открытий. На их основе ученым Олегом Викторовичем Мальцевым был сделан вывод о том, что судьба человека фатальна и предопределена, в случае если он не желает ее изменить. Неизбежность ее заключается в том, что человек циклически совершает действия, на базе своего прошлого опыта, которые порождают новые и новые неудачи в его жизни, то есть, повторяет одни и те же ошибки в жизни.
Для того, чтобы это изменить, необходимо научиться выбирать ориентиры, использовать правильные двигательно-лингвистические цепочки, и внеэстафетные роли, для формирования эффективной модели поведения, что управляемо позволяет сделать «Ролевое моделирование».
Следует обратить внимание на то, что:
модель поведения является ключом к результативности человека, который позволяет ему начать осознанное движение к успеху.
В ходе конструирования «Технологии триумфа» ученым О. В. Мальцевым были сопоставлены разновидности модели поведения, и сделан вывод о том, что в основе достижения триумфа лежит правильная модель поведения, без которой его реализация невозможна. Соответственно, если вы хотите что-то изменить в своей жизни, необходимо начать с исправления своей МП на эффективную, а значит перестать применять САЧТ не по назначению, иначе вы всегда будете находиться в автоматической роли, которая исключает достижение каких-либо управляемых результатов.
►► Читайте также ► Технология №9 «Технология достижения триумфа»
Автор статьи: Наталья Антонова Дата публикации: 16.11.2017 Просмотры:8439 Отзывы:0
§ 2. Модели поведения — Всё о человеческом общении
Человек есть не что иное, как ряд его поступков.
Г. Гегель
Как мы уже говорили, поведение – это зеркало, в котором каждый показывает себя.
И не только показывает.
Существует своего рода талант вглядываться в это зеркало, чутко улавливать по нему отношение окружающих.
В этом состоит один из секретов имиджирования.
Каждый осваивает те модели поведения, которые приносят успех. Чем объективнее представление о своем поведении, основанное на реакции людей, тем действеннее будет стратегия и тактика этого поведения.
В повседневной жизни мы воспринимаем поведение другого человека как целостный образ. Выражая свою позицию, мы делаем это одновременно разнообразными средствами Так, желая проявить симпатию к какому-либо человеку, мы, как правило, не только скажем ему о своих чувствах, но и передадим их в мягких интонациях голоса, в приветливом взгляде. Этот комплекс знаков образует модель или, как говорят психологи, паттерн поведения. Модель воспринимается как единое целое.
Например, авторитарное поведение включает в себя безапелляционность суждений, категоричный тон, характерную жестикуляцию. Увидев человека, ведущего себя таким образом, мы делаем для себя соответствующие выводы.
Целостность модели нарушается, когда входящие в ее состав элементы противоречат друг другу; например, печальная новость, о которой говорится с ироничной интонацией.
В жизни каждая модель поведения у разных людей воплощается по-разному. Большая часть моделей поведения в повседневной жизни не является объектом специального изучения, но среди множества моделей имеются такие, которые осмысляются людьми, становятся предметом специального изучения. Это этикетные модели (предписания) и стратегические модели.
Этикетные модели свойственны каждой профессии. Например, этические отношения, предъявляемые к врагу и дипломату, различаются между собой. Если мы основательно будем знать этические предписания, то возникает вопрос: как достичь этого образца, с помощью каких средств? Ответ на этот вопрос дает стратегическая модель.
Стратегические модели фактически представляют собой рекомендации, как себя вести для того, чтобы достичь той или иной цели. Мы изобретаем определенную стратегию поведения, обдумываем, какие слова сказать собеседнику, чтобы убедить его в своей правоте, как показать ему готовность к сотрудничеству, как завоевать его симпатию и т.д.
Необходимость изобретения поведенческих стратегий обусловлена проблемами, возникающими в процессе общения.
Эффективность процесса общения зависит от множества факторов, имеющих человеческую природу. К ним относятся психофизические характеристики человека, его мыслительные особенности, черты характера и установки. Одни факторы являются очевидными, и мы учитываем их автоматически, другие требуют специального рассмотрения. Гораздо сложнее выявить и учесть влияние внутренних позиций человека на его поведение с тем или иным партнером.
Рассмотрим один из важнейших моментов, который лежит в основе многих стратегий: отношение партнера по общению к самому себе. Это необходимо потому, что в уровне самооценки, в соотношении самооценки и оценки окружающих кроется немало трудностей. Например, если человек по жестам окружающих замечает, что их чувства не соответствуют его представлениям, он расстраивается.
Появляются шаблоны поведения для защиты своего собственного «я», так называемые защитные механизмы. В качестве защитного механизма может появиться нечувствительность к критическим замечаниям, перенос своих негативных чувств на других людей, рационализация собственных неразумных поступков. Эти реакции мешают взаимопониманию и взаимодействию. Чтобы не вызвать у партнера ощущения угрозы и не спровоцировать его на психологическую защиту, нужно помочь человеку осознать, как мы воспринимаем его поступки. И здесь огромную роль играет обратная связь.
Обратная связь – это информация, которую мы предоставляем другим и которая содержит нашу реакцию на их поведение.
Приведем несколько тезисов из книги польского психолога, в которой раскрываются условия эффективного механизма обратной связи*.
1. В своих замечаниях постарайтесь затронуть прежде сего особенности поведения партнера, а не его личности; старайтесь говорить о конкретных поступках партнера.
2. Говорите больше о своих наблюдениях, а не заключениях, к которым вы пришли. Возможно, что с вашей помощью партнер придет к более глубоким и правильным выводам. Но если все же вам захочется высказать свои соображения и выводы, то не создавайте иллюзии, что ваши выводы объективно отражают реальность.
3. Старайтесь высказаться скорее в описательном ключе, чем в форме оценок…
4. Описывая поведение другого человека, старайтесь не пользоваться категориями «ты всегда…», «ты никогда…».
5. Старайтесь сосредоточивать свое внимание на конкретных поступках вашего партнера в ситуациях, имевших место совсем недавно, а не на историях далекого прошлого.
6. Старайтесь давать как можно меньше советов, лучше высказывать свои соображения, как бы делясь мыслями и информацией с партнером.
7. Обеспечивая человеку обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для него, а не то, что может принести удовлетворение лично вам. При этом следует стараться не злоупотреблять в выражении чувств, не прибегать к эмоциональной разрядке, стараться не манипулировать другими. Обратную связь, как и любую форму помощи, следует скорее предлагать, чем насильно навязывать.
8. Старайтесь давать партнеру такую информацию и в таком количестве, чтобы он был в состоянии воспользоваться ею.
9. Внимательно следите за тем, чтобы момент обеспечения обратной связи был подходящим… Важно выбрать для этого удачное время, место и ситуацию. Нередко в ответ на обратную связь партнер реагирует глубокими эмоциональными переживаниями Поэтому нужно быть очень щепетильным и трезво оценивать возможности собеседника.
10. Помните, что давать и принимать обратные связи можно при наличии известной смелости, понимания и уважительного отношения к себе и другим.
Ваше мнение о партнере должно быть выражено так, чтобы не вызвать у него и у того, с кем он делится своими наблюдениями и оценками, чувств обиды, возмущения и протеста.
Это особенно важно, если мы имеем дело с человеком внутренне незрелым, чрезвычайно неуверенным в себе, тяжело переживающим любую критику. Следует иметь в виду, что не только тот, кто страдает «комплексами», требует осторожного, тактичного обращения. Каждый, даже вполне уверенный в себе человек, нуждается в подтверждении собственной значимости в глазах окружающих. Ничто так болезненно не переживается, как неуважение к личности и оскорбление чувства собственного достоинства.
Напротив, обратная связь, в которой фиксируются позитивные качества человека, обладает колоссальным положительным потенциалом.
Вот что писал в XVIII в. французский моралист Ф. Ларошфуко: «Красота, ум, доблесть под воздействием похвал
расцветают, совершенствуются и достигают такого блеска, которого никогда бы не достигли, если бы остались незамеченными «. *
Только сознавая заложенные в нем позитивные задатки, веря в возможность их развития, человек может уважать себя и стремиться к дальнейшему самосовершенствованию.
Выражение чувства симпатии, признание заслуг и достоинств человека вызывают у него, как правило, ответную симпатию, настрой продолжить общение, идти навстречу пожеланиям собеседника. В случае если мы действительно уважаем и ценим другого человека, выражение подобных чувств не только нравственно оправданно, но и желательно для обоих партнеров.
Когда психологическая поддержка осуществляется только для того, чтобы получить одностороннюю выгоду (она становится средством манипуляции сознанием и поведением другого человека), нравственная оценка, безусловно, будет негативной.
Большую популярность в нашей стране, как и в США, на родине автора, получили советы Д. Карнеги, сформулированные им в книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (М., 1989). Большая часть рекомендаций Д. Карнеги основывается на потребности человека в самоуважении, уважении со стороны собеседника, внимании к его потребностям.
Вот некоторые из советов: «Будьте искренне заинтересованы в других людях»; «Запомните, что имя человека является для него самым приятным словом «; «Сделайте так, чтобы собеседник почувствовал свою важность, значительность, и сделайте это искренне «; «Покажите, что вы уважаете точку зрения собеседника. Никогда не говорите ему, что он не прав»; «Дайте своему собеседнику почувствовать, что идея принадлежит ему «; «Обращая внимание на ошибки человека, не делайте это «в лоб»; «Прежде чем критиковать другого, говорите о собственных ошибках»; Давайте возможность человеку спасти-свое лицо»; «Хвалите человека за каждое его, пусть незначительное, достижение. При этом будьте искренни и щедры на похвалу» и т.д.
Конечный результат, для которого Д. Карнеги предлагает использовать свои рекомендации, сводится к тому, чтобы извлечь из общения максимум выгоды. В качестве наиболее сильных аргументов в пользу своих советов Д. Карнеги говорит о том, что с их помощью можно получить денежную прибыль, заключить выгодные контракты, сделать успешную карьеру.
Некоторые наши соотечественники не поняли основной идеи Д. Карнеги. считая, что его советы неприменимы, так как поощряют лицемерие и ханжество.
Это, конечно, неверно. Сама по себе данная модель не несет манипуляторской окраски. Она может быть использована и для партнерского взаимодействия, когда обе стороны получают позитивный эффект от общения. В основном все советы основаны на здравом смысле. Кроме того, яркая форма изложения, множество жизненных примеров, делают книгу Д. Карнеги привлекательной и полезной во многих отношениях.
Другая важная психологическая идея, которая лежит в основе стратегической модели – это идея о необходимости самоподачи, самопрезентации. Партнер по общению действует в соответствии со своими планами, исходя из своего определения ситуации. Чтобы общение протекало по желаемому плану, каждый из его участников общения должен «подать себя» в соответствии со своим замыслом.
Мы осуществляем самопрезентацию
сознательно или бессознательно, прямо или косвенно.Например, мы можем делать это прямо, называя при знакомстве с человеком свой статус, страну или город, откуда приехали, семейное положение.
Самопрезентация может осуществляться и косвенно, с помощью намеков и высказываний («когда я в последний раз был в Париже… «), костюма, подчеркнуто элегантного или небрежного, определенных манер и атрибутов.
Чрезвычайно важна самопрезентация в профессиональном общении*.
Не следует забывать, что при выборе модели поведения мы не столько зависим от самих себя, сколько от многих внешних обстоятельств. Это не освобождает нас от персональной ответственности за свое поведение.
Каковы критерии выбора модели поведения?
1. Нравственная безупречность. При всей нашей склонности к субъективному трактованию морали в обществе существуют общепринятые подходы к объяснению таких понятий, как честность, справедливость и совесть.
2. Соответствие закону и установленному в обществе порядку. Один из постулатов древнеримского права гласил: «Человек – вещь священная». Какое-либо посягательство на него было недопустимым. Поскольку же оно исходило от самих людей, им предписывалось строить свои взаимоотношения в строгом соответствии с духом и буквой закона.
3. Учет конкретной ситуации, в которой личность действует или оказалась по стечению обстоятельств
4. Цель, которую ставит перед собой личность.
5. Самокритичная оценка собственных возможностей использования конкретной модели поведения.
Любое копирование чужого стиля очень опасно. Так, человек с внешними недостатками не может подражать красивым киногероям, знаменитым людям – это будет выглядеть неестественно и нелепо.
6. Половая отнесенность личности. Рекомендуется проявлять те качества, которые ожидаются либо от женщин, либо от мужчин. Так, мужчины ценят в женщине не только внешнюю привлекательность, но и некоторый налет эротичности. Женщины, зная подобную запрограммированность мужской психики, не могут с этим не считаться. В свою очередь и мужчинам не следует забывать, что самыми привлекательными в них качествами женщины считают не только интеллектуальную незаурядность и духовное благородство, но и чисто мужскую силу и обаяние.
Женщины и мужчины имеют громадные возможности для нестандартного выбора моделей поведения, привнесения в общение своего природного шарма, но часто забывают об этом.
В более трудном положении обычно находятся женщины. Ведь многие мужчины неохотно принимают их лидерство, отнюдь не беспристрастно относятся к их профессиональным данным. Как правило, чтобы женщине добиться хотя бы половины того, чего достигают мужчины, ей необходимо знать и уметь в два раза больше. Вместе с тем следует предостеречь мужчин от завышенной самооценки.
По мнению специалистов по менеджменту, в США сегодня налицо критический дефицит мужчин-лидеров. Этот дефицит испытывают и другие страны. В наше время на роль лидеров успешно претендуют и женщины.
Умелое использование критериев выбора моделей поведения вместе с искусным вхождением в свои жизненные роли – одно из важнейших положений имиджелогии.
Например, в нашей жизни всегда имеются определенные устойчивые параметры поведения.Так, некоторые, встав утром,
начинают день с физической зарядки. В течение дня мы совершаем ряд одних и тех же действий. Таким образом, существует конкретный набор моделей поведения повседневного назначения. Это не исключает «вклинивания » в них каких-то других моделей поведения, обусловленных конкретной обстановкой.
Выбор модели поведения (от франц. modele – образец) не предполагает какой-либо бесчувственной стандартизации человеческих действий, т.е. отсутствия в них живого темперамента, своеобразия мышления, самобытности, привычек. Выбор модели поведения – это воспроизводство таких их вариантов, которые при повседневном общении помогают личности стать коммуникабельной, а потому и привлекательной.
При типологии моделей поведения можно выделить модели поведения в официальном общении и неофициальном (семейном, товарищеском, бытовом). Модели поведения могут быть активного (агрессивного) и пассивного (оборонительного) характера.
Деловая сфера – самая многообразная сфера общения. Ее характерной чертой является то, что в ней все субъекты общения выступают в официальных статусах, неотвратимо обусловливающих выбор их моделей поведения. В итоге ее участники ориентированы на достижение какого-либо делового эффекта.
В зарубежной практике не существует каких-либо сомнений в обязательном создании имиджа фирмы или делового человека.
Подобное отношение к нему «вмонтировано» в менталитет людей независимо от занимаемого ими места на служебной лестнице. Имидж выступает как составная часть культуры делового общения.
Если мы выбираем определенную модель поведения, определенный образец, важно помнить о составляющих элементах этой модели.
Игнорирование одних деталей либо излишний акцент на других не даст целостного видения, а соответственно, и адекватного восприятия. Образ человека складывается в процессе восприятия другими людьми его внешности (внешнего вида), манеры общения.
Эти составляющие, в свою очередь, включают в себя множество деталей, оттенков и нюансов, неповторимое сочетание которых и определяет общее впечатление о человеке и, в частности, его имидж.
Первое, что обращает на себя внимание при первой встрече – его внешность или, как иногда говорят, внешний вид: черты лица, особенности телосложения, осанка, походка, жестикуляция, мимика. Остановимся на этом более подробно.
*
Мелибруда Е. Я, ты, мы – М , 1986. 246
*
Ларошфуко Ф. Мемуары. Максимы. – Л., 1971. – С. 200. 248
*
Мы уже останавливались на самопрезентации в главе I. Подробно о целях и средствах самопрезентации см/ Гофман Э. Современная зарубежная социальная психология: Тесты.– М., 1984.–С. 189– 196;Шепель В.М. Имиджелогия, или Секреты личного обаяния.–М., 1994.
Что такое человеческое поведение? Теории, определения и типы
Человеческое поведение представляет собой по своей сути сложный предмет, который относится к способу и причинам, лежащим в основе действий людей. Конечно, существует бесчисленное множество теорий, связанных с человеческим поведением и различными типами поведения. Понимание человеческого поведения очень важно в обществе; эти знания проливают свет на закономерности, причины, по которым люди принимают те или иные решения, и многое другое. Конечно, чем больше человек понимает человеческое поведение, тем лучше он может позиционировать себя и понимать, как другие видят, интерпретируют и адаптируются к их различным условиям.
Теории человеческого поведения
Из теорий человеческого поведения одной из наиболее распространенных является теория обусловленности. Обусловливание происходит, когда кого-то приучают вести себя определенным образом. Существует два основных типа обусловленности, и на разных людей одна форма может оказывать большее влияние, чем другая. Конечно, принуждая людей вести себя определенным образом, можно вызвать этические или моральные дебаты, особенно когда кого-то принуждают действовать таким образом, который не отвечает их интересам. Затем другие утверждают, что все люди изначально запрограммированы вести себя тем или иным образом.
Классическое обусловливание
Терапия может помочь вам понять поведение себя и других В свою очередь, такой способ обусловливания часто побуждает людей вести себя так, чтобы приносить им радость и удовольствие. Например, если кто-то обнаружит, что он, как правило, преуспевает, когда следует своим инстинктам, а не правилам, он, скорее всего, будет нонконформистом и пойдет на риск. Классическое обусловливание не всегда должно возникать в результате действий или манипуляций конкретного человека. Иногда этот тип обусловленности происходит из-за общества или из-за окружающей среды, которой кто-то постоянно подвергается. Оперантное обусловливание Проще говоря, оперантное обусловливание контролирует поведение человека посредством положительного и отрицательного подкрепления. Человек, у которого постоянно возникают проблемы с законом, когда он нарушает определенные правила, обычно учится связывать нарушение правил с юридическими вопросами. Точно так же человек, который регулярно готовится к экзаменам и отлично их сдает, начинает ассоциировать учебу с положительными оценками. Когда дело доходит до человеческого поведения, люди склонны избегать того, что причиняет им боль, и тяготеют к удовольствию и личному удовлетворению. Это некоторые из способов воздействия условного рефлекса, как классического, так и оперантного, на поведение человека. Познание В области человеческого поведения познание является очень распространенной теорией, которая утверждает, что человеческое поведение определяется мыслями человека, внутренними суждениями, личными мотивами и т. д. Эта конкретная теория уделяет большое внимание внутренним состояниям людей. и утверждает, что то, что человек чувствует, думает или с чем борется, в конечном итоге повлияет на поведение, которое видит мир. Конечно, когнитивные теории, относящиеся к человеческому поведению, активно поддерживаются исследованиями психического здоровья, психологическими исследованиями и т. д. Многое из того, что сегодня существует в осязаемом внешнем мире, первоначально существовало в сознании человека. Типы человеческого поведения Многие теории человеческого поведения широко используются и принимаются в современном мире. Понимание этих теорий имеет значение, равно как и понимание типов человеческого поведения и факторов, которые им движут. Как уникальный вид, люди коллективно и индивидуально подпадают под разные или даже несколько категорий. Некоторые люди могут быть склонны к одному направлению, в то время как другими движет что-то совершенно другое. Тем не менее, следующая информация необходима, чтобы понять, какое человеческое поведение является истинным. На основе личности На поведение людей в значительной степени влияет их личность. Некоторые люди могут быть терпеливыми и покладистыми, в то время как другие нетерпеливы и вспыльчивы. В большинстве случаев вы не можете определить чью-то личность сразу. Обычно требуется время, чтобы узнать их, взаимодействовать с ними и по-настоящему почувствовать, с чем вы имеете дело. Некоторые личности более дружелюбны, чем другие, и существует ряд факторов, которые могут формировать или изменять чью-то личность. Культура, окружающая среда и сверстники могут влиять на личность человека и многое другое. На основе интересов Уровень интереса человека существенно влияет на поведение человека. Интерес может определить, ведет ли кто-либо поведение, не соответствующее тому, кем он является. Кроме того, интерес часто определяет, идет ли кто-то на риск или преследует цель. Чаще всего, когда кто-то интересуется человеком или предметом, они с большей вероятностью уделяют внимание, чем если бы они не были заинтересованы. Измерение интереса человека к чему-либо может быть отличным способом прогнозирования или теоретизирования предстоящего человеческого поведения. На основе отношения Подобно личности и интересу, индивидуальное отношение также сильно влияет на поведение человека. Отношения могут быть правильными или неправильными в зависимости от развития человека или внешнего влияния. Тем не менее нельзя отрицать, что отношение человека определяет выбор, который он делает, то, как он взаимодействует с другими, и вообще его человеческое поведение. Позитивное отношение может сделать кого-то более открытым и восприимчивым к определенному человеку или ситуации. Точно так же негативное отношение, как правило, заставляет людей избегать или отгораживаться от того, что им не нравится. На основе эмоций Эмоции имеют большое значение, когда они относятся к человеческому поведению. Так много действий и решений в жизни эмоционально заряжены, даже если люди не осознают этого на первый взгляд. Положительное эмоциональное состояние может заставить кого-то быть непредубежденным, более склонным к риску и иным образом вести себя определенным образом. Точно так же негативное эмоциональное состояние может привести к разрушению, изоляции или решению человека уйти в себя. Практически все манеры человеческого поведения можно проследить до тех или иных эмоций, даже если задействованы дополнительные факторы. Человеческое поведение и самоконтроль Более глубокое понимание человеческого поведения внесло положительный вклад в развитие общества на многих уровнях. Это неоспоримый факт, и все же, несмотря на определение, теории и типы человеческого поведения, самоконтроль все еще очень актуален. То, как вы ведете себя, всегда имеет значение, потому что, когда все сказано и сделано, вы несете ответственность за свои действия. Вести себя хорошо и контролировать себя очень легко, когда все идет хорошо, и ты не прижат спиной к стене. Однако поведение перед лицом стресса, беспокойства и проблем часто оказывается наиболее определяющим. Самообладание имеет значение, потому что от него зависит, сможете ли вы оставаться на земле даже перед лицом невзгод или трудных времен. Кому-то, кому не хватает самоконтроля, будет значительно труднее избежать неприятностей, чем тому, кто умеет управлять собой. Самообладание не означает, что вы никогда не будете злиться. Это не означает, что ваша личность, уровень интересов и отношение не будут иметь значения; однако, когда у вас есть самоконтроль, вы можете управлять этими факторами вместо того, чтобы позволять им управлять вами. Последствия, положительные или отрицательные, являются неизбежными факторами, когда речь идет о человеческом поведении. Выбор, который вы делаете, и то, как вы решите вести себя, определяет, получите ли вы желательные или нежелательные результаты. Самоконтроль — это то, что позволяет вам управлять своим поведением и избегать негативных последствий, которым вы не хотите подвергаться. Есть бесчисленное множество ситуаций, когда люди оглядывались назад и либо желали, чтобы они лучше контролировали себя, либо чувствовали благодарность за то, что они контролировали себя. Что делать, если вы боретесь со своим человеческим поведением? Терапия может помочь вам понять поведение себя и других необходимо решить. Даже когда кто-то чувствует себя расстроенным или плохо себя чувствует, все равно сохраняется определенная степень самоконтроля, которая позволяет ему управлять своим выбором и тем, как он взаимодействует с другими. Проблемы с личным человеческим поведением могут свидетельствовать о нерешенных проблемах или прошлой травме. Иногда люди оказываются на негативной нисходящей спирали, когда они не решают очень важные проблемы, которые могут повлиять на их жизнь. Неразрешенная травма может повлиять на чью-то личность, уровень интереса, отношение, эмоциональное состояние и многое другое. Не с чем возиться, и хуже всего то, что многие люди не осознают, когда происходят эти неблагоприятные воздействия. Все, что они могут видеть, — это симптомы проблемы, отсюда и неспособность управлять своим поведением. Если это то, что находит отклик у вас, то подписка на онлайн-терапию с BetterHelp действительно может изменить вашу жизнь к лучшему. Онлайн-терапия имеет множество преимуществ; прежде всего, вы сможете поговорить с терапевтом независимо от того, кто вы и где живете. Во-вторых, у вас будет система поддержки и профессиональное руководство, которое поможет разобраться в вашей ситуации. Наконец, работая с терапевтом, вы открываете себя не только для того, чтобы узнать больше о себе как личности, но и понять важные детали, влияющие на качество вашей жизни. Независимо от того, кто вы и через что вам предстоит пройти, вы заслуживаете наилучшего ухода и возможности сделать остаток своей жизни лучшим в своей жизни. Экономическая модель человеческого поведения, основанная на традиционной экономике, концептуально оспаривается ядром поведенческой экономики. Используя эту модель, мы также можем лучше понять разницу между поведенческой и традиционной экономикой. Экономическая модель человеческого поведения представляет собой представление действий людей. Концепция основана на традиционной экономике, где считается, что человеческое поведение проистекает из абсолютной рациональности. Поскольку эта модель признает эмоциональную и физическую автономию человека, базовые политические рекомендации, вытекающие из нее, не зависят от правительства. Идея состоит в том, чтобы предоставить людям максимальное количество доступных вариантов чего-либо и позволить им сделать свой собственный выбор без вмешательства государства. Поведенческая экономика объединяет психологические и экономические концепции для объяснения неожиданного человеческого поведения. Он закладывает основу для определения следующих понятий: Полученные знания можно применять для создания условий, побуждающих людей принимать более мудрые решения и действия и, следовательно, вести более качественную жизнь. Эта форма экономической теории родилась из модели рационального выбора традиционной экономики. Согласно классикам, рациональным считается тот, кто обладает следующими качествами и мотивами: И наоборот, в поведенческой экономике ни один из вышеперечисленных методов точно не говорит о человеческом поведении. Согласно поведенческой экономике, люди обычно обладают следующими чертами: Например, человек может действовать таким образом, который приносит мгновенное удовлетворение в ущерб долговременному счастью, например, ходить по магазинам или принимать наркотики. Согласно поведенческой экономике, общество оказывает огромное влияние на людей. Они часто не соответствуют своим самым глубинным предпочтениям. Многие специалисты указывали на несоответствие между традиционной экономикой и поведенческой экономикой, но никогда так ясно, как с пониманием экономической модели человеческого поведения. Экономическая модель человеческого поведения представляет действия и решения людей как результат трех определяющих человеческих качеств: Неограниченная рациональность – это мнение о том, что люди принимают рациональные решения в соответствии с доступной информацией и своими умственными способностями. Экономисты, верящие в людей как в «ограниченно рациональных», не рассматривают людей как «экономических суперменов» или homo economicus, живущих в погоне за счастьем при каждом выборе или решении, которое они принимают. Скорее, эти эксперты рассматривают людей как «удовлетворителей» или существ, которые принимают решения, основываясь на том, что делает их счастливыми, не рассматривая каждый аспект или возможность, которые могут возникнуть с такими решениями. Удовлетворители разные, их предпочтения и желания меняются с течением времени. Они не лучшие в принятии решений и часто непоследовательны и не знают о возможных последствиях своих действий. Они принимают решения не на основе просчитанных личных интересов, а исходя из других факторов, таких как давление сверстников, социальные нормы и т. д. В некоторых случаях они могут даже принимать решения, не задумываясь о возможных последствиях своего выбора. Удовлетворители почти никогда не имеют полной информации о выборе, который они собираются сделать, и изучение этой информации обычно не оправдывает затраченных времени и усилий. Удовлетворитель явно больше похож на человека, чем на человека экономического, но это также означает, что удовлетворитель более непредсказуем, учитывая множество аспектов и элементов в своих решениях. Поскольку на них влияют как окружающие их люди, так и их экономическое положение, предсказать их действия становится чрезвычайно сложно. В любом случае, эксперты выражают свое несогласие с идеей, что когнитивные способности человека безграничны. Один даже предложил «ограниченную рациональность» как более точное описание способности людей решать проблемы. Некоторые экономисты говорят, что исключение из экономической модели ограниченной рациональности равносильно вере в существование пресловутого бесплатного обеда. Поскольку люди фактически действуют в пределах времени и когнитивных ограничений, следует ожидать, что они будут решать проблемы только при применении основных методов когнитивной экономики. Тем не менее, традиционная модель игнорирует это. Несмотря на то, что люди знают, что для них лучше, им часто не хватает самодисциплины. Большинство из них в какой-то момент проявляли снисходительное поведение, ели, тратили или пили больше, чем следовало бы. Несмотря на то, что эти люди имеют дело с проблемами самоконтроля, они, по крайней мере, в определенной степени признают существование проблемы. Например, люди с избыточным весом записываются в абонемент в спортзал, а курильщики переходят на вейпинг, чтобы избежать употребления никотина. Наконец, экономическая модель человеческого поведения утверждает, что люди безгранично эгоистичны. Хотя альтруизм не совсем неуместен в экономической теории, эксперты продвигают более практическую веру в то, что людьми движет прежде всего личный интерес. Хорошим объяснением этого является феномен безбилетника, когда рынок терпит неудачу, когда государственные ресурсы переходят к неплательщикам или недоплачивающим потребителям. Проблема безбилетника возникает из-за того, что люди заботятся о благе общества только в том случае, если в первую очередь обслуживается их личная выгода. Тем не менее, мы постоянно видим, как люди совершают невероятно самоотверженные поступки посредством благотворительности или волонтерской работы. По сути, поведенческая экономика полностью изменяет экономическую модель человеческого поведения. Одним из важных применений его принципов является использование умственных уловок для принятия лучших решений. Понимание экономической модели человеческого поведения
Понимание экономической модели человеческого поведения
Что такое экономическая модель человеческого поведения?
Что такое поведенческая экономика?
Традиционная экономика: модель рационального выбора
Три компонента экономической модели человеческого поведения
1. Неограниченная рациональность
Кто такие сатисфайсеры?
Ограниченное решение задач
2. Неограниченная сила воли
3. Неограниченный эгоизм
Экономическая модель человеческого поведения и поведенческая экономика