25.11.2024

Михаил архангел 21 ноября: Что можно и что нельзя делать 21 ноября в Михайлов день

что можно и нельзя делать 21 ноября, народные приметы и традиции праздника – Учительская газета

21 ноября в православном календаре – Собор Архистратига Михаила. В это время вместе с Архистратигом Михаилом чествуют Архангелов. В народном календаре – Михайлов день. В старину начинались михайловские гуляния, которые длились до Рождественского поста. Он начинается 28 ноября.

Фото: Никита Чудин. UG.RU

21 ноября христиане отмечают Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил. Празднование установили в IV веке на Поместном Лаодикийском Соборе, который состоялся за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Архангел Михаил – главный архангел, который является одним из самых почитаемых в православии. Христиане величают Архангела Михаила, стоящего во главе святого воинства Ангелов и Архангелов, Архистратигом.

В это время воздают почести прочим Небесным Силам бесплотным. Прежде всего, Архангелам: Гавриилу (сила Божия), Рафаилу (врачевание Божие), Уриилу (свет Божий), Селафиилу (молитвенник Божий), Иегудиилу (славящий Бога), Варахиилу (Благословение Божие) и Иеремиилу (возвышение к Богу).

Согласно Евангелию, они укрепляют в людях святую веру в Иисуса Христа.

Архангел Михаил

Архангел Михаил в переводе с древнееврейского языка означает «кто, как Бог». Как правило, словосочетание предполагает вопросительную интонацию: «кто, как Бог?». Архангел Михаил. Архистратигом его назвали потому, что он взял на себя миссию возглавить небесное воинство, восставшее на отошедших от Бога ангелов под предводительством Денницы (Люцифера). Иисус Христос сотворил из Денницы совершенство, но тот не сумел справиться с гордыней. Он восстал против Всевышнего, за что был низвергнут с Небес. В православии Архистратига Михаила почитают наравне с Ильей-пророком, считая святых защитниками от земных стихий и темных сил.

Народный календарь: Михайлов день

Михайлов день, который на Руси отмечали 8 ноября (по старому стилю), считался порой оттепели. Отсюда и название – Михайловские оттепели. Как правило, в это время на улице становилось теплее, дороги превращались в непроходимые болота.

Поэтому праздник имел еще одно знаковое название – Михайловские грязи.

Когда дороги превращались в месиво, люди говорили: «Если Михайло путь порушил, не жди его до зимнего Николы». Если день был морозным, и ничто не нарушало планы, связанные с передвижением, наши предки вспоминали другую поговорку: «Михайло мосты мостит».

В старину в эту пору в городах и деревнях начинались михайловские гуляния. В крупных населенных пунктах открывались праздничные ярмарки со всевозможными развлечениями. В деревнях Михайлов день отмечали скромнее, но радости от этого было не меньше.

Наши предки старались совместить празднование Михайлы со свадьбами – это считалось хорошим знаком. Такие союзы были крепкими и надежными.

Михайлов день: народные традиции

Утром 8 ноября христиане посещали церковь. В молитвах, обращенных к Архистратигу Михаилу, они просили помощи от тайных и явных врагов. Михаил, которого считают не только предводителем воинства, но также защитником добра и света, исцеляет от тяжелых душевных и телесных болезней, наставляет на путь праведный. Архангелу Михаилу молятся, прося защиты от войн, несправедливости, стихийных бедствий.

К Архистратигу Михаилу и сейчас обращаются верующие, ожидающие решения суда. Христиане знают, что небесный защитник наделен особой миссией. На Страшном суде Архистратиг Михаил решает, куда отправить человеческие души – в ад или в рай.

Фото: pixabay.com

Поскольку Михайлов день означал окончание работ, связанных со сбором урожая и подготовкой к следующему сезону, в старину хозяева подводили итоги, рассчитываясь с работниками за их труд. В этот день их полагалось приветить, вкусно накормить, напоить. Хозяйки готовили разные блюда, демонстрируя умения, доставшиеся по наследству от бабушек и матерей.

Поскольку ограничений на употребление мяса в Михайлов день нет, женщины подавали жаркое, курятину, баранину, холодец из говядины и свинины. В центре стола всегда были пироги из свежей муки, символизирующие достаток в доме, и мед нового урожая. Гостей ублажали домашним пивом, которое варили мужчины. Напиток полагалось выпить до последней капли, на этот счет есть даже поговорка: «Не мудрено, что пиво сварено. Мудрено, что не выпито».

Михайлов день: что нельзя делать 21 ноября

Михайлов день, посвященный Архистратигу Михаилу, считается порой размышлений о хрупкости и чистоте окружающей действительности. Наши предки знали, что каждый христианин должен стремиться приблизиться к ангельской чистоте – в этом тоже заключается смысл праздника.

В храмах в это время священники облачаются в серебристо-белые одежды. В Михайлов день категорически запрещается:

  • Ссориться, выяснять отношения с родственниками и соседями, чтобы не быть наказанным болезнями.
  • Завидовать, вынашивать планы мести. Наказанием станут неприятности, связанные с финансовым крахом. Наши предки считали, что спастись от нехороших мыслей можно с помощью молитвы.
  • Брать в руки острые предметы. Раны полученные в Михайлов день, будут долго заживать. На Михайлу даже хлеб не полагалось резать – его ломали на куски.
  • Жаловаться на свою судьбу. Считается, что этим можно утроить свои неприятности.
  • Девушкам, мечтающим о замужестве, плести косу. После этого о мечтах встретить суженого можно на время забыть.
  • Мыть голову. Считалось, что в Михайлов день это может лишить человека совершать разумные поступки, трезво рассуждать и думать.
  • Рассказывать хорошие сны, приснившиеся на Михайлу. После этого они не сбудутся.

В Михайлов день старались не заниматься тяжелым физическим трудом. В старину в это советовали больше отдыхать, чтобы набраться сил перед Рождественским (или Филипповым) постом, который начнется через неделю и потребует самоотдачи.

Фото: pixabay.com

Михайлов день: народные приметы и традиции

Наши предки знали: Михайлов день определяет погоду на предстоящую зиму и следующую весну. Если в это время на деревьях лежит иней, это означает, что впереди, совсем рядом, снега и метели. Если утром земля окажется покрытой туманом, скоро наступит оттепель.

Если в Михайлов день идет снег, Пасха будет такой же снежной. Если снег будет мокрым, весна зальет дождями.

В Михайлов день было принято задабривать дворового. Так называли «родственника» домового, который следил за домашними животными. Зимой это было особенно важно. Чтобы дворовой не обижался, хозяева оставляли в хлеву посуду с едой, говоря при этом добрые слова в адрес дворового. Было принято благодарить его за помощь.

21 ноября именины отмечают Марфа, Рафаил, Михаил, Гавриил. Люди, нареченные при рождении этими именами, отличаются повышенным чувством справедливости. Они не бросят в беде, отдадут последнее, чтобы спасти нуждающихся от беды и нужды.

Ранее сетевое издание «Учительская газета» рассказало о традициях праздника, который называется «Ерема – сиди дома». А также о том, что нужно сделать в Осенние Кузьминки, чтобы не остаться без денег. Специальная рубрика UG.RU «Народный календарь» посвящена старинным русским традициям, обычаям, праздникам.

Новости от партнёров

События 8 ноября / 21 ноября в истории России — СПб ГБУ Мостотрест

Михайлов день.

Народное название праздника Собора Архистратига Михаила. День Михаила Архангела считался в народе как первый шаг к настоящей зиме. Этот праздник в большей части России бывал «с мостом» (т.е. с покрытыми льдом реками).

Леднев Александр. Замёрзшая река

«С Михайлова дня зима стоит, земля мерзнет!» — говорили крестьяне. «Со дня Михаила-архангела зима кует морозы». Михаил-Архангел считался в народе не менее грозным для всякой «нечисти-нежити», чем Илья-пророк.

Илья-пророк.Андрей Шишкин

По народному представлению, сам Бог Саваоф положил ему быть грозой для темных сил бесплотных.

Бог Саваоф Виктор Васнецов 1885-1896

Когда Господь воспылал гневом на Сатанаила и его присных, из ангелов превратившихся в «аггелов», Он повелел Михаилу-Архангелу свергнуть их с небес в преисподняя земли, что и было исполнено в точности.

«Архангел Михаил», Рафаэль Санти, около 1503—1505

Заонежское северное предание повествует, что «сверзил Михайла-Архангел с небеси сатанино воинство, и попало оно на землю в разные места, и пошли с той поры на земле водяные, лешие и домовые». Охранитель праведников на земле от сатанинского наваждения является в народном представлении и проводником их душ в селения райские.

Архангел Михаил и его деяния Коппо ди Марковальдо, 1250—1260

В последние дни существования бренного мира, на Страшном Суде Божием, после того, как «потопие» омоет «матушку сыру землю» от его грехов, «сойдет Михаил-Архангел батюшко, вострубит в трубоньку золоту, и пойдут гласы по всей земли, разбудят мертвых и вызовут их из гробов»…

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил беcплотных.

Собор архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных
(новгородская икона, конец XV века)

В этот день Господь дал право Архангелу Михаилу спасать грешников. Ангелы и Архангелы просят Архистратига Михаила спасти души грешников. Тогда Архистратиг становится на краю преисподней, опускает туда левое крыло и взмахивает им. На крыло его насаждаются, словно какие насекомые, жалкие и грязные души. С силой подняв крыло вместе с ними, он стряхивает эти души на место, идеже сам стоит, а Ангелы подхватывают их с великой радостью и обмывают. Они становятся чистыми, светлыми и славят со всеми Бога.

Архистратиг Михаил

Ангелы опять просят Архистратига Михаила спасти еще души грешников. Тогда он спускает в преисподнюю правое крыло, на которое опять лезут, теснятся грязные души. И эти души тоже становятся чистыми и славят с Ангелами Бога. В третий раз Ангелы и Архангелы просят Чиноначальника Вышних Сил о спасении человеческих душ.

Лука Джордано Полет

И в третий раз Архангел Михаил извлекает из бездны новые души. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до I Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Икона: I Вселенский собор

Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.

Страшный Суд. В.М.Васнецов. Западная стена Владимирского собора в Киеве. 1885

Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый»,

и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Второе пришествие Иисуса Христа. Откровение Иоанна Богослова.

1470 г. В Новгород 8-го ноября прибыл

Художник Владимир Федорович Стожаров. Новгород

из Киева или, по выражению некоторых летописей, из Литвы (т.к. Киев состоял тогда в Литовском государстве) брат киевского кн. Симеона Михаил Олелькович, присланный польским королем Казимиром IV по просьбе самих новгородцев.

Казимир IV. Воображаемый портрет работы Яна Матейко, 1890–1892

С кн. Михаилом прибыла из Литвы весьма многочисленная свита, в которой находился и некто жидовин Схария, сделавшийся известным князю еще в Киеве.

Князь Михаил Олелькович (ок. 1425—1481) 

Этот «жидовин, — скажем словами современника, оставившего нам и краткую историю, и подробное опровержение ереси жидовствующих, — был научен всякому изобретению злодейства, чародейству и чернокнижию, звездозаконию и астрологии.

Сначала он прельстил в Новгороде попа Дионисия и обратил его к жидовству. Дионисий привел к нему попа с Михайловской улицы Алексия, который также сделался отступником от истинной веры Христовой.

Андрей Рябушкин: Михайловская улица в Новгороде. 1899

Потом пришли из Литвы (Киева) иные жиды — Иосиф Шмойло-Скарявей и Моисей Хануш.

Собор Св.Софии. Киев. Рисунок Абрагама ван Вестерфельда 1651 г.

Алексий и Дионисий до того возревновали о жидовской вере, что с ними всегда пили и ели и от них учились жидовству, и не только сами учились, но научили жидовству своих жен и детей. Хотели даже обрезаться в жидовскую веру, но жиды им не велели, говоря: если узнают вас христиане и вздумают освидетельствовать, то будете обличены, а держите жидовство тайно, явно же христианство. Алексию переменили имя, назвали его Авраамом, а жену его назвали Саррою».

Ересь жидовствующих

Таково начало ереси жидовствующих: жид Схария совратил в жидовство двух новгородских священников, два другие жида вместе с ними совратили и самые их семейства!

1493 г. В Копенгагенском замке прошла церемония заключения первого русско-датского договора, получившего название «копенгагенский трактат».

Иван III Васильевич. Гравюра из «Космографии» А. Теве, 1575 год

В присутствии полномочных русских послов от Царя Иоанна III король Ханс скрепил печатью и поцеловал крест на договоре, как того требовали русские.

Иоганн, иначе Ханс король Дании

Не только сам факт заключения, но содержание договора надо отнести к успехам русской и датской дипломатии, по условиям которого Дания брала обязательства оказать России военную поддержку против Великого княжества Литовского в обмен на помощь против Швеции, к которой у России были претензии на Восточную Финляндию.

1711 г. Родился М.В. Ломоносов.

Портрет М.В. Ломоносова. Копия Л.С. Миропольского с работы Г.К. фон Преннера

1720 г. Долгоруков Яков Федорович.

Князь, боярин, сенатор. Старший сын окольничего кн. Ф.Ф. Долгорукова.

Шарль Лебрен. Портрет Я. Ф. Долгорукова, написанный в 1687 году в Париже.

Изучал математику, богословие, латинский язык. Во время московского восстания 1682 г. выступил сторонником Петра I, в связи с чем был назначен комнатным стольником Царя.

Мятеж стрельцов в 1682. Стрельцы выволакивают из дворца Ивана Нарышкина. Пока Пётр I утешает мать, царевна Софья наблюдает с удовлетворением. Картина А. И. Корзухина, 1882

Одним из первых стал на сторону Петра I в борьбе с царевной Софьей и прибыл в Троице-Сергиеву лавру.

Алексеев Ф.Я. Троице-Сергиева Лавра 1800г

Участвовал в Азовских походах 1695-1696 гг., за что пожалован в ближние бояре (1696 г.). После взятия Азова служил на Белгородской засечной черте и охранял южные границы от крымских набегов.

Взятие Азова. В центре, на конях, Царь Пётр I и воевода Алексей Шеин (гравюра А. Шхонебека)

В начале Северной войны ведал всеми запасами армии. Попал в плен к шведам под Нарвой (1701 г.). В 1711 г., во время переезда в Готтенбург, захватил шхуну и вместе с другими соотечественниками бежал в Ревель. С 1717 г. являлся президентом Ревизион-коллегии. По отзывам современников, был строгим и неподкупным контролером.

1739 г. Долгоруков Иван Алексеевич.

Государственный деятель. Казнен.

Иван Алексеевич Долгоруков. Неизвестный художник

1739 г. Долгоруков Василий Лукич.

Князь, государственный деятель. Казнен вместе с И.В. Долговоруковым.

Долгоруков Василий Лукич. Неизвестный художник

1797 г. Единый Орденский праздник в Российской Империи.

Этот праздник установлен Императором Павлом I для кавалеров всех Российских орденов.

Портрет Павла I в костюме гроссмейстера Мальтийского ордена работы В.Л. Боровиковского, 1800

Государь объединил все существующие в России Орденские корпорации в единый Российский кавалерский орден, или Кавалерское общество Российской Империи.

1833 г. В высочайшем указе Императора Николая Павловича об учреждении Университета Св. Владимира сказано: «Киев – колыбель святой веры наших предков и вместе с сим первый свидетель их гражданской самобытности».

Императорский университет Святого Владимира

1905 г. Создание Союза Русского Народа.

В день праздника Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был создан Главный Совет Союза Русского Народа — черносотенной организации, насчитывавшей сотни тысяч членов.

Демонстрация черносотенцев в Одессе вскоре после объявления «Манифеста 17 октября», 1905

Это был народный ответ на так называемую «первую русскую революцию», которую тогда удалось подавить.

1921 г. В Сремских Карловцах открылся I Всезарубежный Церковный Собор.

Участники первого Всезарубежного русского Церковного Собора в Сремских Карловцах

1985 г. Святитель Филарет (Вознесенский).

Третий первоиерарх Русской Православной Церкви за границей (с 1964 г.). Родился в 1903 г. В его правление Зарубежная Церковь совершила важные прославления русских святых, в том числе Новомучеников Российских во главе с Царской Семьей.

Митр. Филарет (Вознесенский)

Свт. Филарет был одним из первых, кто открыто выступил против экуменизма и в защиту истинного Православия. Мощи его обретены нетленными. Причислен к лику святых.

Икона. Святитель Филарет Вознесенский

 

Сегодня празднуется Архангел Михаил и Все Бесплотные Силы

21 (8) ноября отмечается праздник Архангела Михаила и Иных Небесных Бесплотных Сил. Вот часть чтения синаксария для них с веб-сайта ПЦА.

Собор Главы Небесных Сонмов, Архангела Михаила и других Небесных Бесплотных Сил: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила был установлен в начале четвертого века на Лаодикийском Соборе , собравшийся за несколько лет до Первого Вселенского Собора. 35-й канон Лаодикийского собора осудил и объявил как еретическое поклонение ангелам как богам и правителям мира, но подтвердил их надлежащее почитание.

Праздничный день установлен в ноябре, на девятом месяце после марта (с которого в древности начинался год), так как существует Девять Рангов Ангелов. Восьмой день месяца избран для Собора всех Бесплотных Сил Неба, ибо День Страшного Страшного Суда именуется святыми Отцами Восьмым Днем. После окончания этого века (характеризуемого его семью днями Творения) наступит День Восьмой, и тогда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Ангельские чины делятся на три Иерархии: высшую, среднюю и низшую.

В Высшую Иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Срединная Ангельская Иерархия состоит из трех Чинов: Господств, Сил и Властей. Низшая Иерархия включает в себя три чина: Начала, Архангелов и Ангелов.

Все Чины Небесных Сил называются ангельскими, хотя каждый имеет свое имя и положение в силу своего служения. Господь открывает Свою волю высшим чинам ангелов, а они, в свою очередь, сообщают другим.

Над всеми Девятью чинами Господь поставил Главнокомандующим Святого Архистратига Михаила (его имя на иврите означает «подобный Богу»), верного служителя Божия. Он низверг с неба надменно-гордого Люцифера и других падших духов, когда они восстали против Бога. Михаил созвал чины ангелов и воскликнул: «Пойдем! Станем прямо перед Творцом нашим и не помышляем о том, что Богу неугодно!»

Мы призываем Святого Михаила для защиты от вторжения врагов и от междоусобных войн, а также для поражения противников на поле боя. Он побеждает всех духовных врагов.

Священное Писание и Предание дают нам имена Архангелов:

Гавриил: сила (сила) Божия, глашатай и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16, Лк. 1:26). Он возвещает тайны Божии.

Рафаил: исцеление Божие, врачеватель болезней человеческих (Товит 3:16, 12:15).

Уриил: огонь или свет Божий, просветитель (3 Ездры 5:20). Мы молимся, чтобы он просветил тех, у кого омраченный разум.

Селафиил: молитва Божия, побуждающая к молитве (3 Ездры 5:16). Он молится Богу о человечестве.

Иегудиил: прославление Бога, поощрение усилий во славу Господа и ходатайство о вознаграждении за усилия.

Варахиил: раздатчик Божьих благословений на добрые дела, умоляет Бога о милости к людям.

Иеремиил: вознесение к Богу (3 Ездры 4:36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с характером их служения:

Михаил попирает дьявола ногами, а в левой руке держит зеленую финиковую ветку, а в правой руке копье с белым знаменем на который очерчен червленым крестом, а иногда и огненным мечом.

Гавриил с райской ветвью, подаренной им Пресвятой Деве, или с сияющим фонарем в правой руке и с зеркалом из яшмы в левой.

Рафаил держит сосуд с целебными лекарствами в левой руке, а правой рукой ведет Тобиаса, несущего рыбу для исцеления (Товит 5-8).

Уриэль в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, а в опущенной левой руке «огненное пламя».

Селафиил в молитвенной позе, смотрит вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил держит в правой руке золотую корону, в левой плетку из трех красных (или черных) ремешков.

Барахиэль изображен с белой розой на груди.

Джеремиэль держит в руке весы. У каждого человека есть ангел-хранитель, и каждый народ также получает своего ангела-хранителя от Бога (Дан. 10:13). Когда церковь освящается, она также получает ангела-хранителя (Палладий, Диал. Гл. 10).

21 ноября — Собор Архангела Михаила и прочих Бесплотных Сил

Собор Главы Небесных Сонмов, Архангела Михаила и других небесных Бесплотных Сил: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила был установлен в начале четвертого века на Лаодикийском Соборе , собравшийся за несколько лет до Первого Вселенского Собора. 35-й канон Лаодикийского собора осудил и объявил как еретическое поклонение ангелам как богам и правителям мира, но подтвердил их надлежащее почитание.

Праздник установлен в ноябре, девятом месяце после марта (с которого в древности начинался год), поскольку Ангельских Рангов Девять. Восьмой день месяца избран для Собора всех Бесплотных Сил небесных, ибо День Великого Страшного Суда именуется святыми Отцами Восьмым Днем. После окончания этого века (характеризуемого его семью днями Творения) наступит Восьмой День, и тогда «приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (9).0056 Матфея 25:31

).

Ангельские чины делятся на три Иерархии: высшую, среднюю и низшую.
В Высшую Иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Шестикрылый Серафим (что значит пламенный , огненный ) ближе всех стоят к Пресвятой Троице. Они пылают любовью к Богу и зажигают такую ​​любовь в других.

Многоокий Херувим ( излияние мудрости , просветление ) предстать перед Господом после Серафимов. Они сияют светом богопознания и познания тайн Божиих. Через них изливается мудрость, и умы людей просвещаются, чтобы они могли познать Бога и созерцать славу Его.

Престолы  стоят после Херувимов, таинственно и непостижимо несущих Бога по благодати, данной им за их служение. Они служители Божьей справедливости, наделяющие трибуналы, царей и т. д. способностью выносить праведный суд.

Срединная Ангельская Иерархия состоит из трех Рангов: Доминионов, Сил и Властей:

Доминионы властвуют над подчиненными им ангелами. Они наставляют земные власти, установленные Богом, править мудро и хорошо управлять своими землями. Доминионы учат нас подавлять греховные порывы, подчинять плоть духу, владеть своей волей и побеждать искушения.

Полномочия  исполняют волю Божию без колебаний. Они творят великие чудеса и даруют благодать чудотворения и прозорливости святым, угодным Богу. Силы помогают людям в выполнении послушаний. Они также поощряют их к терпению и придают им духовную силу и стойкость.

Власти  имеют власть над дьяволом. Они защищают людей от бесовских искушений и не дают демонам вредить людям так, как они того пожелают. Также они поддерживают подвижников и оберегают их, помогая людям в борьбе со злыми помыслами.

Низшая Иерархия включает в себя три чина: Начала, Архангелы и Ангелы:

Начала начальствуют над низшими ангелами, наставляя их в исполнении Божьих заповедей. Они наблюдают за миром и защищают земли, нации и народы. Начала учат людей оказывать должное почтение тем, кто находится у власти, в соответствии с их положением. Они учат власть имущих использовать свое положение не для личной славы и выгоды, а для прославления Бога и распространения информации о Нем на благо подчиненных.

Архангелы — вестники великих и чудесных вестей. Они открывают пророчества и тайны веры. Они просвещают людей к познанию и пониманию воли Божией, распространяют среди людей веру в Бога, просвещая умы их светом Святого Евангелия.

Ангелы  находятся в низшем чине небесной иерархии и наиболее близки к людям. Они открывают малые тайны Бога и Его намерения, направляя людей к добродетельной и святой жизни. Они поддерживают тех, кто остается стойким, и поднимают павших. Они никогда не бросают нас и всегда готовы помочь нам, если мы того пожелаем.

Все Чины Небесных Сил называются ангельскими, хотя каждый имеет свое имя и положение в силу своего служения. Господь открывает Свою волю высшим чинам ангелов, а они, в свою очередь, сообщают другим.

Над всеми Девятью чинами Господь поставил Главнокомандующим Святого Архистратига Михаила (его имя на иврите означает «, подобный Богу »), верного раба Божия, Главнокомандующим. Он низверг с неба надменно-гордого Люцифера и других падших духов, когда они восстали против Бога. Михаил созвал чины ангелов и воскликнул: «Пойдем! Встанем прямо перед нашим Творцом и не вздумаем делать того, что Богу неугодно!»

Согласно Церковному Преданию и в церковных службах Архангелу Михаилу он участвовал во многих других ветхозаветных событиях.

Во время исхода израильтян из Египта через него проявилась сила Господа, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архангел Михаил защищал Израиль во всех его бедах.

По воле Божией Главнокомандующий Михаил перевез пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы накормить Даниила во рву со львами ( Даниил 14:33-37 ).

Архангел Михаил спорил с диаволом о теле святого пророка Моисея ( Иуд. 1:9 ).

Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда чудесным образом спас юношу, брошенного разбойниками в море с камнем на шее на берегу Афона. Эта история встречается в Афонском Патерике и в Житии преподобного Неофита Дохиарийского.

Архангел Михаил издревле славился своими чудесами на Руси. В Волоколамском патерике есть рассказ святителя Пафнутия Боровского с рассказом татарских мытарей о чудесном спасении Новгорода Великого: Безбожный агаринский царь Батый пожрал и поджег землю русскую и пришел к Новгороду, и Бог и Пресвятая Богородица защитили его явлением Архангела Михаила, запретившего ему входить в нее. Пришел Батый в город Литовский и подошел к Киеву и увидел каменную церковь, над дверями которой великий Архангел Михаил написал и сказал князю предназначенную ему судьбу: «Сим запретим тебе въезд в Великий Новгород».

Ходатайство за грады русские Пресвятой Царицей Небесной всегда заключалось в явлениях Ее с небесными воинствами под предводительством Архангела Михаила. Благодарная Русь превозносила в церковных песнопениях Пречистую Богородицу и Архангела Михаила. Многие монастыри, соборы, придворные и купеческие церкви посвящены главнокомандующему Михаилу.

В старом Киеве во время принятия христианства был построен Архангельский собор, а также назван в его честь монастырь. Архангельские соборы находятся в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, на Великом Устюге (начало XIII в.), собор в Свияжске. На Руси не было города, где бы не было церкви или часовни, посвященной архистратигу Михаилу.

Мы призываем Святого Михаила для защиты от вторжения врагов и гражданской войны, а также для поражения противников на поле боя. Он побеждает всех духовных врагов.

Что касается других Архангелов, Священное Писание и Предание дают нам имена Архангелов:
Гавриил: сила ( сила ) Бога, вестник и служитель Божественного всемогущества ( Даниил 8:16, Луки 1:26 ). Он возвещает тайны Божии.

Рафаил: исцеление Божие, врачеватель недугов человеческих ( Товит 3:16, 12:15 ).

Уриил: огонь или свет Бога, просветитель ( 3 Ездры 5:20 ). Мы молимся, чтобы он просветил тех, у кого омраченный разум.

Селафиил: молитва Божия, побуждающая к молитве ( 3 Ездры 5:16 ). Он молится Богу о человечестве.

Иегудиил: прославление Бога, поощрение усилий во славу Господа и ходатайство о вознаграждении за усилия.

Варахиил: раздатчик Божьих благословений на добрые дела, умоляет Бога о милости к людям.

Иеремиил: вознесение к Богу ( 3 Ездры 4:36 ).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с характером их служения: Михаил попирает диавола ногами, а в левой руке держит зеленую финиковую ветку, а в правой руке копье с белым знаменем, на котором очерчивал алый крест, а иногда и огненный меч.

Гавриил с райской ветвью, подаренной им Пресвятой Деве, или с сияющим фонарем в правой руке и с зеркалом из яшмы в левой.

Рафаил держит в левой руке сосуд с целебными лекарствами, а правой рукой ведет Тобиаса, несущего рыбу для лечения ( Тобит 5-8 ).

Уриэль в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, а в опущенной левой руке «огненное пламя».

Селафиил в молитвенной позе, смотрит вниз, руки сложены на груди.

Иегудиил держит в правой руке золотую корону, в левой плетку из трех красных (или черных) ремешков.

Барахиэль изображен с белой розой на груди.

Джеремиэль держит в руке весы.

У каждого человека есть ангел-хранитель, и каждый народ также получает своего ангела-хранителя от Бога ( Даниил 10:13 ). Когда церковь освящается, она также получает ангела-хранителя ( Палладий, Dial. Ch. 10 ).

Тропарь
Военачальники небесных воинств,
недостойные умоляем вас,
молитвами твоими обними нас под крыльями невещественной славы твоей,
и верно сохрани нас, припадающих и взывающих к тебе,
«Избавь нас от всякого зла, ибо Ты — вожди сил вышних!»

Кондак
Полководцы воинств Божиих и служители божественной славы,
князья бестелесные ангельские и наставники человечества,
прося добра нам, и великой милости,
верховные военачальники Бесплотных Хосты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *