20.09.2024

Методика незаконченное предложение: Методика «Незаконченные предложения» для детей и подростков . Читайте на портале Ya-roditel.ru

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

МЕТОД НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ

В современной классификации проективных методов обследования личности метод незавершенных предложений (МНП) находится среди тех, которые основаны на дополнении (требуется завершить предложенный рассказ, предложения и т.п.). Существуют разнообразные варианты МНП, построенные на основе приема вербального завершения предложенной начальной части предложения. В основе всех этих методик лежит положение о том, что отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, т.е. он проецирует свои особенности на свои ответы.

МНП представляет собой развитие теста словесных ассоциаций, предложенного впервые Ф.Гальтоном и развитого впоследствие К.Юнгом, Э.Крепелином, В.Вундтом, А.Р.Лурия и др.

Впервые для изучения личности МНП был применен А.Пейном (1928), а затем А.Тендлером (1930). Наиболее известны методики завершения предложений, разработанные Дж.

Роттером (1950), Д.Саксом (1950), Б.Форером (1950), А.Ронде (1957).

МНП более информативен, чем тест словесных ассоциаций, потому что обследуемый может отвечать более чем одним словом. При этом возможны большая гибкость и разнообразие ответов.

Большая индивидуальная свобода и богатство ответов определяются также минимумом осознания со стороны испытуемого истинной цели исследования и традиционным для проективных методов принятием любого ответа без оценки как правильного или неправильного.

По оценкам зарубежных специалистов, валидность и надежность МНП достаточно высоки (Р.Ватсон, 1978).

Достоинства:

1) МНП достаточно прост по технике реализации;

  1. является гибким и легко приспосабливаемым для самых различных конкретных целей исследования. Поэтому существует множество методик завершения предложений. Одни предназначены для выявления мотивов и потребностей индивида, другие — чувств обследуемого, его отношения к семье, половой жизни, вышестоящим по работе и т.
    п., третьи — для обнаружения некоторых психологических механизмов, таких как чувство одиночества, способы ухода от действительности. Иными словами, каждая методика может быть приспособлена к частной ситуации, в которой она будет использоваться.         Благодаря этому имеются значительные возможности изучения с помощью МНП  как нормальных, так и клинических случаев;

3) заданность определенных тем позволяет затронуть важные аспекты личности и жизненного опыта испытуемого;

4) пригоден для индивидуального и группового использования.

Сфера применения: для исследований в школе, промышленности, клинике и др.

Общие характеристики МНП: исследование, в котором используется конкретный вариант МНП, может проводиться в устной или письменной формах. Это определяется видом вербального ответа испытуемого: он может быть устным или письменным. К устной форме проведения в основном прибегают, работая с детьми доподросткового возраста или взрослыми, которые не могут читать или писать (слепые, инвалиды).

В этом случае и начальная (стимульная) часть предложения также предъявляется устно. Устная форма проведения МНП возможна только в рамках индивидуального, а не группового обследования. Письменная форма проведения, напротив, применима как в индивидуальном, так и в групповом эксперименте. При этом начальные части предложений могут предъявляться: 1) устно и письменно — 2) на специальных бланках или 3) на отдельных карточках. При работе с группой традиционно используются 1) и 2) способы, в случае индивидуального исследования — любой из трех перечисленных.

Независимо от формы применения (письменной или устной) исследования, существенной характеристикой последнего являются временные показатели. В случае группового эксперимента для каждого испытуемого фиксируется время, в течение которого он справился с работой в целом. Это представляется возможным, поскольку все испытуемые приступают к работе одновременно, по команде экспериментатора.

При индивидуальном исследовании временные показатели существенно обогащаются за счет измерения латентного времени каждого ответа, т. е. промежутка времени между предъявлением экспериментатором начала предложения и ответом испытуемого. Измерение латентного времени каждого ответа возможно только при устном предъявлении начала предложения или письменном на отдельной карточке, а не при использовании бланка.

Использование различных вариантов МНП в возрастной психологии показывает, что скрытый (латентный) период ответа растет вместе с возрастом, причем выразительный “скачок” в его величине возникает между 10 и 12 годами. Это связано с развитием и применением контролирующих  механизмов  поведения  по мере  социализации ребенка, т.е. формированием у него представления о социально приемлемом поведении.

У взрослых латентный период ответов колеблется около некоторой средней величины,  имеющей индивидуальное значение для каждого испытуемого. Резкое увеличение латентного времени для отдельных ответов свидетельствует об их личностно-эмоциональной значимости. Заметное увеличение латентного времени к концу исследования является выражением повышенной утомляемости испытуемого.

Испытуемые: дети, взрослые, престарелые; испытуемые обоих полов; здоровые и больные.

Цель: выявление отношения испытуемого к жизненным обстоятельствам, самому себе, окружающим; получение общего представления о скрытых переживаниях, которые не удается выявить в свободной беседе.

Инструкция: “Прочитайте эти незаконченные предложения. Завершите их письменно первой пришедшей Вам в голову мыслью. Делайте это как можно быстрее. Если не можете закончить какое-нибудь предложение, оставьте его и займитесь им позже. Будьте правдивы. Это задание необходимо для тренировки вашей памяти и внимания.”

Таким образом, независимо от варианта МНП инструкция не раскрывает испытуемому истинную цель исследования. Мотивировкой становится изучение или тренировка памяти, внимания.

Порядок проведения МНП: при письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями.

При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка — ответ пишется прямо на бланке рядом или под соответствующим началом предложения. При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона. Второе предпочтительнее, т.к. позволяет наблюдать за всей ситуацией обследования в целом.

Материал для проведения МНП:  в отечественной психологии в  основном используются два варианта МНП.

Первый из них — сокращенный вариант Rayne — Ronde — состоит из 20 фраз, очень простых по содержанию.

 1. Моя специальность…

 2. Моя семья…

 3. Боюсь…

 4. Деньги…

 5. Моя мечта…

 6. Работа…

 7. Мои сны…

 8. Бороться…

 9. Больше всего люблю…

10. Дома…

11. Моя голова…

12. Дети…

13. Меня беспокоит…

14. Смерть…

15. Мой вид…

16. Друзья…

17. Если б я мог…

18. Мои планы…

19. Скрываю…

20. Когда мыслю…

Гораздо более широко распространенным является вариант Saks — Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской         психологии Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М.Бехтерева (1969, 1971). Первоначально он использовался в целях исследования личностных отношений больных неврозами и психозами. Данный вариант МНП состоит из 64 незавершенных предложений с более структурированным и детерминирующим реакцию началом. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения. Каждая из них соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.п. Первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе. Например, предложение, соответствующее сфере “отношение к будущему”, начинается: “Будущее кажется мне.

..”; соответствующее сфере “отношение к подчиненным” — “Если кто-нибудь работает под моим руководством…”; соответствующее сфере “отношение к матери” — “Моя мать…” 

Метод незаконченных предложений

 

 1. Думаю, что мой отец редко…

 2. Если все против меня, то…

 3. Я всегда хотел (-а)…

 4. Если бы я занимал (-а) руководящий пост…

 5. Будущее кажется мне…

 6. Мое начальство…

 7. Знаю, что глупо, но боюсь…

 8. Думаю, что настоящий друг…

 9. Когда я был (-а) ребенком…

10. Идеалом мужчины для меня является…

11. Когда я вижу женщину рядом с мужчиной…

12. По сравнению с большинством других семей моя семья…

13. Лучше всего мне работается с…

14. Моя мать…

15. Сделал (-а) бы все, чтобы забыть…

16. Идеалом женщины для меня является…

17. Если бы мой отец только захотел…

18. Думаю, что я достаточно способен (способна), чтобы. ..

19. Я мог (-ла) бы быть очень счастливым (-вой), если бы…

20. Если кто-нибудь работает под моим руководством…

21. Надеюсь на…

22. В школе мои учителя…

23. Большинство моих товарищей не знает, что я боюсь…

24. Не люблю людей, которые…

25. Когда-то я…

26. Считаю, что большинство юношей…

27. Супружеская жизнь кажется мне…

28. Моя семья обращается со мной как…

29. Люди, с которыми я работаю…

30. Моя мать и я…

31. Моей самой большой ошибкой было…

32. Считаю, что большинство девушек…

33. Я хотел (-а) бы, чтобы мой отец…

34. Моя наибольшая слабость заключается в том…

35. Моим скрытым стремлением в жизни…

36. Мои подчиненные…

37. Наступит тот день, когда…

38. Когда ко мне приближается мой начальник…

39. Хотелось бы мне перестать бояться…

40. Больше всего люблю людей, которые…

41. Если бы я снова стал (-а) молодым (-дой). ..

42. Считаю, что большинство мужчин…

43. Если бы у меня была нормальная половая жизнь…

44. Большинство известных мне семей…

45. Люблю работать с людьми, которые…

46. Считаю, что большинство матерей…

47. Когда я был (-а) моложе, то чувствовал (-а) себя виноватым (-той), если…

48. Считаю, что большинство женщин…

49. Думаю, что мой отец…

50. Когда мне начинает не везти, я…

51. Больше всего я хотел (-а) бы в жизни…

52. Когда я даю другим поручение…

53. Когда я буду старым (-рой)…

54. Люди, превосходство которых над собой я признаю…

55. Мои опасения не раз заставляли меня…

56. Когда меня нет, мои друзья…

57. Моим самым живым воспоминанием детства является…

58. Мне очень не нравится, когда мужчины…

59. Моя половая жизнь…

60. Когда я был (-а) ребенком, моя семья…

61. Люди, которые работают со мной…

62. Я люблю свою мать, но…

63. Самое худшее, что мне пришлось совершить, это…

64. Мне очень не нравится, когда женщины…

Ответы испытуемого отражают существующую у него систему отношений к семье, представителям своего и противоположного пола, сексуальной жизни, начальству, подчиненным, сотрудникам, друзьям, отцу, матери, переживаемым страхам и опасениям, имеющемуся чувству сознания вины, прошлому и будущему, жизненным целям и самому себе.

Ключ:

 1) отношение к отцу — 1, 17, 33, 49;

 2) отношение к себе — 2, 18, 34, 50;

 3) жизненные цели — 3, 19, 35, 51;

 4) отношение к подчиненным — 4, 20, 36, 52;

 5) отношение к будущему — 5, 21, 37, 53;

 6) отношение к начальству и учителям — 6, 22, 38, 54;

 7) страхи и опасения — 7, 23, 39, 55;

 8) отношение к друзьям и знакомым — 8, 24, 40, 56;

 9) отношение к прошлому — 9, 25, 41, 57;

10) отношение к мужчинам — 10, 26, 42, 58;

11) отношение к сексуальной жизни — 11, 27, 43, 59;

12) отношение к семье — 12, 28, 44, 60;

13) отношение к сотрудникам — 13, 29, 45, 61;

14) отношение к матери — 14, 30, 46, 62;

15) сознание вины — 15, 31, 47, 63;

16) отношение к женщинам — 16, 32, 48, 64.

Названные сферы отношений могут быть объединены в тематические группы:

1) тема представления о себе — страх,

                                                    сознание вины,

                                                    отношение к себе;

2) тема семейных отношений — отношение к отцу,

                                                     отношение к матери,

                                                     отношение к семье;

3) тема отношений со своим и

    противоположным полом —  отношение к мужчинам,

                                                    отношение к женщинам,

                                                    отношение к сексуальной жизни;

4) тема отношений с другими людьми — отношение к друзьям,

                                                                   отношение к сотрудникам,

                                                                   отношение к подчиненным,

                                                                   отношение к начальству;

5) тема временной перспективы личности — отношение к прошлому,

                                                                          отношение к будущему,

                                                                          жизненные цели.

Обработка данных: предполагает традиционно качественный и количественный анализ.

Качественный анализ весьма разнообразен и определяется тремя моментами: 1) содержанием личностной проблемы, исследуемой с помощью данного метода; 2) теоретическими представлениями, имеющимися у исследователя, его опытом; 3) конкретным вариантом используемых незаконченных предложений.

Информативным признаком выступают временные показатели, зафиксированные во время работы испытуемого.

При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:

*           нейтральное, оцениваемое как “0”;

*           положительное, оцениваемое как “+”;

*           отрицательное, оцениваемое как “-”.

Внутри двух последних возможны дополнительные градации. Так, по отношению к данному варианту МНП Saks — Sidney применяются такие оценки:

*           +2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное положительное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту;

*           +1 — положительное отношение;

*           0 — нейтральный по смыслу ответ — отношение не выражено или непонятен его эмоциональный знак;

*           -1 — отрицательное отношение;

*           -2 — максимальное, отчетливо выраженное, сильное отрицательное отношение к задаваемому в предложении объекту или субъекту.

Например, начало предложения следующее: “По сравнению с большинством других семей моя семья…” Варианты завершения:

1. “плохая”, “недружная”, “несчастливая”, “распалась” (-2).

2. “не очень хорошая”, “нервная”, “менее дружная” (-1).

3. “не хуже и не лучше”, “такая же” (0).

Начало предложения: “Будущее кажется мне…” Варианты завершения:

1. “очень мрачным”, “плохим”, “печальным”, “страшным” (-2).

2. “не очень светлым”, “туманным” (-1).

3. “неясным”, “неизвестным”, “как настоящее” (0).

При этом вербальные отказы (ответы типа “не знаю”, “не думал”) и поведенческие отказы (пропуск предложения, отсутствие его завершения) всегда оцениваются как -2.

Некоторые предложения в своей первой части содержат не только указание на объект, но и включают в себя положительную или отрицательную позицию по отношению к данному объекту. Например: “Мне очень не нравится,  когда мужчины…”,   “Больше всего люблю людей,  которые…”. Количественная оценка завершения подобного предложения определяется следующим обстоятельством — усиливает, увеличивает или снижает, уменьшает ответ испытуемого первоначально заданную позицию (особенно отрицательную). Например, в сфере “отношение к себе” начало предложения следующее: “Если все против меня, то…” Варианты завершения:

1. “это ужасно”, “мне очень плохо”, “ я умру” (-2).

2. “я огорчаюсь”, “мне грустно” (-1).

3. “то кто же за?”, “то я за” (0).

4. “я не расстраиваюсь”, “я не огорчаюсь”, “я плевал на это” (+1).

5. “я все равно стою на своем”, “отстаиваю свое” (+2).

Или: в сфере “отношение к мужчинам” начало предложения следующее: “Мне очень не нравится, когда мужчины…” Варианты завершения:

1. “негодяи”, “отвратительны” (-2).

2. “курят”, “не держат слова” (-1).

3. “обыкновенные” (0).

4. “слишком разговорчивые”, “болтливые” (+1).

5. “много смеются”, “шутят” (+2).

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от +8 до -8, может быть нулевой.

Всего таких показателей 16 — в соответствии с количеством сфер.

Количественная обработка данных может сопровождаться графическим выражением в виде профиля. При этом целесообразнее располагать сферы на горизонтальной оси не случайно, а по тематическим группам (см. выше). В этом случае можно сравнивать оценки внутри каждой темы и между отдельными темами. Так, например, высокие отрицательные оценки в сфере страхов и опасений сопровождаются, как правило, суженной временной перспективой, неуверенностью в будущем, отражающейся в низких положительных или высоких отрицательных оценках соответствующей сферы.

Представляется удобным совместить на одном графике вместе с индивидуальным профилем и кривую динамики среднего латентного времени для каждой сферы (подсчитывается как среднее арифметическое для соответствующих 4-х предложений). Известно, что эмоционально-значимые предложения даже при формальном положительном соответствии ответа началу предложения сопровождаются задержкой, существенным удлинением латентного периода.

+6

 +4

 +2
  0  

 

                        отношение           отношение          отношение         отношение       отношение

-2                к отцу              к  матери         к семье             к мужчинам      к женщинам

 

 -4

 -6

        

  Литература.

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. — Киев, 1989. — С. 50-51.

2. Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. — Л., 1983.

3. Основы возрастно-психологического консультирования / Под ред. А.Г.Лидерса. — М., 1991. — С. 31-40.

4. Психологические тесты / Сост. Э.Р.Ахмеджанов. — М., 1996. — С. 31-34.

Методика «Незаконченные предложения»

Методика «Незаконченные предложения»
Психодиагностика психолога в школе — Диагностика семейных взаимоотношений

(авторский вариант SaksSidney1 в модификации Заеко Т.А.)

Метод незавершенных предложений является проективным. В его основе лежит положение о том, что, отвечая на исходный неоднозначный и неопределенный стимул, индивид дает информацию, касающуюся его собственной личности, то есть он проецирует себя в свои ответы. Таким образом, метод позволяет выявлять как осознаваемые, так и неосознаваемые установки человека. Он является достаточно простым по технике реализации и, в то же время, гибким и легко приспособляемым для различных конкретных целей.

Наиболее известным является вариант Saks–Sidney, адаптированный в лаборатории медицинской психологами Ленинградского НИИ психоневрологии им. В.М. Бехтерева. Он состоит из 64 незавершенных предложений. Они разделяются на 16 групп по 4 предложения; каждая из этих групп соответствует определенной сфере отношений человека — к самому себе, к другим людям и т.д.
Предлагаемый нами вариант методики является модификацией варианта Saks–Sidney.
Цель методики: изучение системы личностных отношений супругов, их семейных установок.

Описание методики
Методика состоит из 64 предложений, которые могут быть разделены на 16 тематических групп (по 4 предложения в каждой): отношение к семье как таковой, отношение к собственной семье, положение личности в структуре семьи, отношение к партнеру, отношение к себе, отношение к детям (родительские установки), отношение к любви романтического типа, отношение к сексу, отношение к разводу, отношение к конфликтам, главенство и ответственность в семье, права и обязанности супругов, отношение к отдыху и досугу, отношение к родительской семье, отношение к матери, отношение к отцу.
В предлагаемый нами вариант методики из первоначального варианта Saks–Sidney вошли в неизменном виде следующие группы предложений:

  • отношение к матери;
  • отношение к отцу;
  • отношение к семье;
  • отношение к сексуальной жизни (предложения «Супружеская жизнь кажется мне…», «Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…»).

Как и в варианте Saks–Sidney в предлагаемой нами модификации методики первая, начальная часть предложения указывает сферу или объект отношения; завершая его, испытуемый выражает имеющееся у него отношение в своем ответе.
Процедура проведения методики
Методика может проводиться в устной и письменной формах. При проведении методики в письменной форме начальные части предложений могут предъявляться либо на специальных бланках, либо на отдельных карточках. При письменном варианте испытуемый получает лист бумаги и ручку или готовый бланк с незавершенными предложениями. При использовании карточного или устного варианта предъявления начала предложений испытуемый записывает на листе бумаги только завершающую часть предложения — свой ответ; при использовании бланка —ответ пишется прямо на бланке под соответствующим началом предложения.
При устном варианте исследования ответы испытуемого фиксируются либо письменно экспериментатором, либо с помощью магнитофона.
Тестирование (без обработки) занимает от 20 минут до нескольких часов (в зависимости от личности испытуемого).
Инструкция: «Перед вами список незаконченных предложений. Вам предлагается завершить каждое предложение одним или несколькими словами, вложив в него содержание характерное для вас. Выполняйте работу по возможности быстро. Завершайте начало предложения, не раздумывая, первым, что приходит в голову.
Прочитав каждое предложение, выставьте ему эмоционально-оценочный балл, используя следующую шкалу оценок:
«+2» — максимальное, отчетливо выраженное, сильно положительное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении;
«+1» — положительное отношение;
«0» — нейтральное отношение к тому, о чем идет речь, отсутствие выраженности каких-либо эмоций;
«-1» — отрицательное отношение;
«-2″ — максимальное, отчетливо выраженное, сильно отрицательное отношение к объекту или субъекту, о котором идет речь в предложении».

  1. Семья – это…
  2. Мой муж (жена)…
  3. Романтическая любовь – это…
  4. Когда я вижу женщину вместе с мужчиной…
  5. Я считаю, что главенство в семье должно принадлежать…
  6. В моей семье я…
  7. Я могу доверить своему мужу (жене)…
  8. Важнее всего в семейной жизни…
  9. Когда я был ребенком моя семья…
  10. Конфликт в семье – это…
  11. Как правило, мы с мужем (женой) отдыхаем…
  12. Я…
  13. Моя мать…
  14. В семье жена имеет право…
  15. Мы с мужем (женой)…
  16. Я люблю своего мужа (свою жену), но…
  17. Развод – это…
  18. Думаю, что мой отец редко…
  19. Мне не нравится в себе то, что я…
  20. Я бы хотела, чтобы мой ребенок…
  21. Я сержусь, когда мой муж (жена)…
  22. Любить – значит…
  23. Моя семья обращается со мной как с…
  24. Я считаю, что ответственность за семью…
  25. В обязанности жены входит…
  26. Супружеская жизнь кажется мне…
  27. В свободное время я люблю…
  28. Дети – это…
  29. Считаю, что большинство матерей…
  30. Будь я на месте своих родителей, я бы…
  31. В обязанности мужа входит…
  32. Если бы мой отец только захотел…
  33. Обычно развод происходит, когда…
  34. В семейной жизни романтическая любовь…
  35. Моей семьей руководит…
  36. Я хотел(а) бы…
  37. Я мог (могла) бы поругать своего ребенка за…
  38. Большинство известных мне семей…
  39. В моей семье меня устраивает…
  40. Я считаю, что добрачные половые отношения…
  41. Он (она) сердится, когда я…
  42. Я ценю своего мужа (свою жену) за то, что…
  43. В свободное время мой муж (моя жена) любит…
  44. В моей родительской семье главенство принадлежало…
  45. Своему мужу (своей жене) я бы не простила (простил)…
  46. Я люблю свою мать, но…
  47. Я бы хотел(а), чтобы моя семья обращалась со мной…
  48. Думаю, что мой отец…
  49. В семье муж имеет право на…
  50. По сравнению с большинством других семей, моя семья…
  51. В моей семье мне не нравится…
  52. Главный в семье должен…
  53. Чаще всего в моей семье разногласия возникают по поводу…
  54. С моей точки зрения, идеальный муж- это…
  55. Я мог(ла) бы похвалить своего ребенка за…
  56. С моей точки зрения идеальная жена – это…
  57. Сейчас я думаю, что моя родительская семья…
  58. Моя мать и я…
  59. Мне бы хотелось, чтобы в свободное время…
  60. Я хотел(а) бы, чтобы мой отец…
  61. Я думаю, что сексуальные отношения в нашей семье…
  62. Моя семья дает мне возможность…
  63. Когда семья распадается…
  64. Эмоциональные отношения в моей семье…

«Ключ»:

п/п

Группы предложений

№ утверждений

1.

Отношение к семье

1, 8, 38, 50

2.

Мы – семья (отношение к собственной семье)

 

7, 15, 39, 51

3.

Положение личности в структуре семьи

 

6, 23, 47, 62

4.

Отношение к партнеру

2, 16, 42, 54*

5.

Отношение к себе

12, 19, 36, 56*

6.

Отношение к детям

20, 28, 37, 55

7.

Отношение к любви романтического типа

 

3, 22, 34, 64

8.

Отношение к сексу

4, 26, 40, 61

9.

Отношение к разводу

17, 33, 45, 63

10.

Отношение к конфликтам

10, 21, 41, 53

11.

Главенство и ответственность в семье

5, 24, 35, 52

12.

Права и обязанности супругов

14, 25, 31, 49

13.

Отношение к отдыху, досугу

11, 27, 43, 59

14.

Отношение к родительской семье

9, 30, 44, 57

15.

Отношение к матери

13, 29, 46, 58

16.

Отношение к отцу

18, 32, 48, 60

Примечание: 54* и 56*- вариант распределения предложений по группам при выполнении задания супругой. При выполнении задания мужем, предложения 54* и 56* распределяются следующим образом: предложение 54* будет входить в 5-ую группу предложений (отношение к себе), а 56*-ое предложение будет входить в 4-ую группу предложений (отношение к партнеру).

Обработка и интерпретация данных
После того, как испытуемые выполнили задание, необходимо провести качественное изучение законченных предложений по тематическим группам с помощью контент-анализа и количественный анализ. Качественный анализ проводится отдельно по каждой тематической группе предложений. При количественном анализе оценивается, как правило, то отношение, которое выражено испытуемым в ответе к субъекту или объекту, названному в первой части предложения. Выделяют 3 типа отношения:
1. Нейтральное, оцениваемое как «0»;
2. Положительное, оцениваемоекак «+»;
3. Отрицательное, оцениваемое как «-«.
Внутри (2) и (3) возможны дополнительные градации (см. инструкцию). Например, начало предложения следующее:
«По сравнению с большинством других семей, моя семья…»
Варианты завершения:
1. «плохая», «недружная», «несчастливая», «распалась» — «-2»
2. «не очень хорошая», «нервная», «менее дружная» — «-1»
3. «не хуже и не лучше», «такая же» — «0».

Количественный показатель подсчитывается для каждой сферы отдельно в виде общей суммарной оценки каждого из 4-х входящих в нее предложений. Его величина располагается в пределах от «+8» до «-8», может быть нулевой. Всего таких показателей 16, в соответствии с количеством сфер.
В результате тестирования определяются сферы, в которых преобладают положительные установки (положительный опыт, положительное восприятие, положительные ожидания), и области, в которых преобладают установки близкие к отрицательным или отрицательные (отрицательный опыт, отрицательное восприятие, отрицательные ожидания).

Литература: Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ», 1998.

Апосиопезис: определение и примеры | LiteraryTerms.net

I. Что такое апосиопезис?

Апосиопезис (произносится как ап-ух-сахи-ух—пи-сис) – это намеренное оставление предложения незаконченным или обрезанным. Это вызвано неспособностью или нежеланием продолжать говорить. Это позволяет финалу быть заполненным воображением слушателя. Чтобы показать апосиопезис в предложении, можно использовать длинное тире (—) или многоточие (…).

Слово апосиопезис происходит от греческой фразы aposiōpaein , что означает «полностью замолчать».

 

II. Примеры апосиопеза

Пример 1

Тип апосиопеса: уважительный к аудитории

Этот тип апосиопеса не должен включать детали или мысли, которые могут быть оскорбительными или неприятными для читателей или слушателей. Например, обсуждая судебное дело перед присяжными, адвокат может сказать:

После подозреваемого… Ну, вы читали судебные документы. После совершения тяжкого преступления подозреваемый скрылся с места происшествия.

Пример 2

Тип апосиопеса: неожиданный

Этот тип апосиопеса не дает информации, которую аудитория хочет или ожидает получить. Это вызывает интерес аудитории к информации, которая позже будет раскрыта. Например, он часто используется в выпусках новостей:

В сегодняшнем выпуске новостей мы начнем узнавать, что происходит, когда два животных становятся неожиданными друзьями… Подробнее об этой истории в «Вечерних новостях» в 8.9.0008

Пример 3

Тип апосиопеса: эмоциональный

Подобно эмфатическому апосиопесу, эмоциональный апосиопес не завершает предложение из-за эмоционального взрыва. Этот тип апосиопезиса не завершает идею, чтобы показать, что она не поддается описанию. Представьте себе сердитого мужчину, который так зол, что даже не может придумать, что он хочет сделать, чтобы выразить свой гнев:

Я так зол, я мог бы — я мог—!

Пример 3

Тип апосиопеза: переход

Используемый в основном в речи, апосиопес перехода (или переход-апосиопес) используется для перехода от одного предмета к другому. Сняв вывод с одной мысли, оратор тут же вызывает интерес у слушателей к следующему разделу речи:

И, в заключение… Ну, хватит. Переходим к следующему пункту.

 

III. Важность апосиопезиса

Апосиопезис может использоваться для выражения безмолвия, вызванного сильными эмоциями или страстями, такими как ярость, разочарование или страх. Его также можно использовать, чтобы избежать разговора на определенные темы или привлечь внимание аудитории к новой теме.

 

IV. Примеры апосиопеза в литературе


Апосиопезис используется в литературе для создания драматических эффектов. Это может показать, что персонаж переполнен эмоциями. Или он может позволить читателю заполнить ужасы или угрозы собственным воображением. Когда персонажи делают паузу из-за сильных эмоций или поиска слов, они кажутся более реалистичными и правдоподобными.

Пример 1

Пример этого можно найти в шекспировском «Короле Лире ». Лир так расстроен, что не может придумать должное наказание для своих непослушных дочерей:

 Я отомщу вам обоим

Что весь мир — я буду делать такие вещи—

Что они собой представляют, я еще не знаю; но они должны быть

Ужасы земли!

Использование здесь апосиопезиса служит для того, чтобы показать, что Лир настолько зол, что не может ясно говорить или думать о конкретных угрозах.

Пример 2

Точно так же тётя Полли Марка Твена переполнена эмоциями, но не может закончить свою мысль: мебель, чтобы услышать:

«Ну, я лежу, если я свяжусь с тобой, я…»

Она не договорила, так как к этому времени уже нагибалась и колола веником под кроватью.

Апосиопезис имеет широкий спектр применения, но чаще всего встречается в литературе. Это способ показать, что персонаж переполнен эмоциями или страстью.

 

V. Примеры апосиопеза в поп-культуре

Апосиопезис часто можно встретить в поп-культуре в драматических, эмоциональных сценах.

Пример 1

Например, в фильме Альфреда Хичкока « Психо » Мэрион Крейн и Норман Бейтс обсуждают его отношения с матерью, которую Крейн считает оскорбительной. Крейн использует апосиопезис, чтобы сказать, что если бы у нее была такая мать, как у него, она была бы доведена до крайности:

Лучший друг мальчика — Психо (2/12) ОТЛИЧИЕ ИЗ ФИЛЬМА (1960) HD


Посмотрите это видео на YouTube …

Ее драматическая пауза позволяет ему продолжать говорить о своих разочарованиях и служит эмоциональной зарядке сцены.

Пример 2

В совсем другом примере мистер Дарси выражает свою любовь Элизабет в Pride & Prejudice . Переполненный эмоциями, он с трудом может говорить:

Заколдованные — Гордость и предубеждение (10/10) КЛИП из фильма (2005) HD


Посмотреть это видео на YouTube

Если бы, однако… ваши чувства изменились… я бы сказать тебе, ты околдовала меня телом и душой, и я люблю. .. я люблю… я люблю тебя.

Использование апосиопезиса в диалогах придает драматическим персонажам реальные эмоции и живость.

 

VI. Родственные термины

Паралепс


Подобно апосиопезису, паралепсис — это литературный термин , который указывает на что-то, как бы игнорируя это. В отличие от паралепса, апосиопезис оставляет пустое место там, где должно быть подчеркнутое утверждение. Paralepsis упоминает об этом, но как бы мимоходом. Это способ иронически подчеркнуть что-то.

При обсуждении неприятного человека может быть вежливо опустить некоторые моменты о нем или о ней.

Используя апосиопезис:

Он… Ну, он… Я не знаю, как его описать.

Если вместо этого вы хотите сосредоточиться на негативе, паралепс будет лучшим вариантом

Использование паралепса:

Я не хочу сосредотачиваться на его плохих манерах, или его несоблюдении надлежащей гигиены, или его гневе вопросы. Я бы предпочел сосредоточиться на его положительных чертах. Давайте поговорим о них.

Здесь апосиопезис служит для отвлечения внимания от негатива, тогда как паралепсис подчеркивает его. Хотя и апосиопес, и паралепсис используют игнорирование в качестве инструмента, они могут иметь противоположные или совершенно разные значения.

Анаколутон

Как и апосиопезис, анаколутон – это литературный термин , который включает прерывание мысли или паузу. В отличие от апосиопезиса, в анаколутоне есть пауза, за которой следует новая мысль, прерывающая предыдущую или логически не вытекающая из нее.

Апосиопезис :

Я так зол, что даже не знаю, что делать! Я мог бы… я мог бы!

Здесь апосиопезис является результатом сильного гнева. Писатель никогда не говорит, что именно угрожает говорящий.

Анаколутон:

Я так зол, что даже не знаю, что делать — я мог бы — Почему ты так со мной поступаешь?

Хотя это та же самая ситуация, здесь за прерыванием следует совершенно другое грамматическое предложение и предмет. Вместо того, чтобы продолжать говорить о том, что он может сделать в гневе, говорящий переходит к вопросу. В то время как апосиопезис приводит к паузе, анаколутон приводит к паузе, за которой следует новое направление мысли.

 

VII. В Заключении

Апосиопезис – это термин, в котором предложение намеренно оставлено незавершенным из-за использования длинного тире или многоточия. В реальной жизни апосиопезис может быть выражением сильных эмоций, от беспокойства и гнева до страсти и любви. В литературе и кино это позволяет писателям придавать своим персонажам реалистичную, правдоподобную речь. Имея широкий спектр применений, апосиопезис можно использовать как в повседневной речи, серьезном дискурсе, великой литературе, так и в поп-культуре.

Фрагменты предложений — Purdue OWL®

Предлагаемые ресурсы

Обзор руководства по стилю Руководство MLA Руководство APA Руководство Чикаго Упражнения OWL

Резюме:

Этот раздаточный материал содержит обзор и примеры фрагментов предложений.

Фрагменты — это неполные предложения. Обычно фрагменты — это части предложений, которые оторвались от главного предложения. Один из самых простых способов исправить их — удалить точку между фрагментом и главным предложением. Для нового комбинированного предложения могут потребоваться другие виды знаков препинания.

Ниже приведены несколько примеров с фрагментами, выделенными красным цветом. Пунктуация и/или слова, добавленные для исправления, выделены синим цветом . Обратите внимание, что фрагмент часто представляет собой зависимое предложение или длинную фразу, следующую за главным предложением.

  • Фрагмент : Purdue предлагает множество инженерных специальностей. Например, электротехника, химия и промышленное машиностроение.
    Возможная редакция : Purdue предлагает множество специальностей в области машиностроения , s , таких как электротехническое, химическое и промышленное проектирование.
  • Фрагмент : Тренер Дитц продемонстрировал такое поведение, уйдя с поля посреди игры. Покинув свою команду в тот момент, когда мы нуждались в ней.
    Возможная редакция : Тренер Дитц продемонстрировала такое поведение, уйдя с поля в середине игры , l ускользнув от своей команды в тот момент, когда она была нам нужна.
  • Фрагмент : Мне нужно найти нового соседа по комнате. Потому что тот, что у меня сейчас, не работает слишком хорошо.
    Возможна редакция : Мне нужно найти нового соседа по комнате b , потому что тот, что у меня сейчас, не слишком хорошо работает.
  • Фрагмент : Текущая городская политика в отношении жилья несовершенна в ее нынешнем виде. Именно поэтому мы считаем, что предложенные поправки должны быть приняты.
    Возможная редакция : Поскольку действующая городская политика в отношении жилья является неполной в ее нынешнем виде, мы считаем, что предлагаемые поправки следует принять.

Вы, наверное, заметили, что журналисты газет и журналов часто используют зависимое предложение как отдельное предложение, когда оно явно следует из предыдущего главного предложения, как в последнем примере выше. это обычный журналистская практика, часто используемая для акцента. Однако для академического письма и других более формальных письменных ситуаций вам следует избегать таких журналистских фрагментов предложений.

Некоторые фрагменты не являются явно частями предложений, которые не были присоединены к главному предложению; они написаны как главные предложения, но без подлежащего или главного глагола.

Нет главного глагола

  • Фрагмент : История с глубокими мыслями и эмоциями.
    Возможные модификации :
    • Прямой объект : Она рассказала историю с глубокими мыслями и эмоциями.
    • Appositive : «Желтые обои» Гилмана, история с глубокими мыслями и эмоциями, десятилетиями производила впечатление на критиков.
  • Фрагмент : Разбросанные повсюду игрушки.
    Возможные модификации :
    • Полный глагол : Игрушки всех видов были разбросаны повсюду.
    • Прямой объект : Они нашли разбросанные повсюду игрушки.
  • Фрагмент : Запись достижений, начиная с момента вашего первого приема на работу.
    Возможные модификации :
    • Прямой объект : Я заметил запись достижений, начиная с того момента, когда вы впервые были приняты на работу
    • Основной глагол : Запись достижений началась, когда вы впервые были приняты на работу.

Нет темы

  • Фрагмент : Конечным эффектом любой рекламы является продажа продукта.
    Возможные модификации :
    • Удалить предлог : Конечным результатом любой рекламы является продажа продукта.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *