13.11.2024

Метод в психологии беседа: 1.2. Метод беседы

Содержание

Метод беседы — Блог Викиум

    • Илья Павлов

      Автор Викиум

В психологии существует большое количество методов, с помощью которых специалист помогает пациенту справиться с психологическими проблемами. Одним из таких методов является беседа. В этой статье вы узнаете, почему этот метод так называется, и какие виды беседы существуют.

Содержание:

  • 1 Метод беседы в психологии
  • 2 Требования к ведению беседы
  • 3 Виды бесед
  • 4 Плюсы и минусы метода беседы

Метод беседы в психологии

Посредством использования беседы в психологии специалист может выявить психологические особенности пациента. С помощью такого метода можно узнать важную информацию о прошлом и настоящем, понять, почему совершались те или иные поступки. Главной особенностью этого метода является умение правильно поставить вопрос, дав уверенность в том, что ответам можно полностью доверять.

Требования к ведению беседы

Подобное исследование не должно выглядеть как допрос, потому основной задачей специалиста является ведение непринужденного разговора. Для этого необходимо придерживаться определенных этапов и требований:

  • следует заранее продумать план и структуру беседы;
  • перед началом разговора специалист должен установить контакт с пациентом;
  • рекомендуется использовать вопросы, которые помогут найти ответ, но избегать подсказок;
  • вопросы должны быть неожиданными, при этом проводится изучение поведения человека;
  • вести записи следует исключительно после общения, чтобы у собеседника не возникало дурных мыслей.

Во время проведения опроса важно наблюдать за реакциями человека и его обмолвками.

Виды бесед

Подобный способ исследования может несколько отличаться по характеру и форме, поэтому существует клиническая беседа, а также интервью. Для второго вида беседы характерным является прямой контакт с пациентом. По форме интервью бывает:

  • свободное — не предполагающее детальных вопросов;
  • беседа, которую желают стандартизировать, предполагает четкий план с определенной стратегией и варианты возможных ответов;
  • частично стандартизированное проводится со стойкой стратегией, однако, тактика выбирается более свободная.

Отличием клинической беседы является то, что она помогает индивиду разобраться в самом себе и понять собственное поведение.

Плюсы и минусы метода беседы

Методика беседы имеет свои достоинства и недостатки. К плюсам можно отнести следующее:

  • когда проводится беседа, с ее помощью можно узнать много информации о человеке;
  • беседа дает хороший результат, так как с ее помощью легко отличить, где правда, а где ложь;
  • организоваться такой метод может за считанные минуты и не требует дополнительного оборудования;
  • целью беседы является большое количество правдивой информации, которую можно получить благодаря доброжелательности;
  • пациенту гарантируется конфиденциальность, так как подобный метод воздействия на психику проводится строго наедине со специалистом;
  • индивидуальная психологическая беседа помогает получить пациенту хорошую разрядку.

Тем не менее подобное исследование имеет недостатки:

  • организацией беседы должен заниматься высококвалифицированный специалист;
  • анализ психологического состояния с помощью беседы занимает очень много времени;
  • неумение выстроить вербальное общение со стороны специалиста может частично привести к неудовлетворительному результату, к примеру, превратив беседу в допрос.

В любом случае поддержание психологической беседы полностью лежит на плечах специалиста и зависит от его профессионализма. Относиться к данному методу можно  по-разному, однако, не стоит забывать, что он считается одним из самых результативных в области психологии.

Чтобы не допустить развития психологических проблем разного рода, следует вовремя избавляться от негатива. В этом поможет курс Викиум «Детоксикация мозга«.

Лабораторная работа №2 метод беседы


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

МЕТОД БЕСЕДЫ


Учебная задача: освоение способов организации и проведения беседы (на примере полустандартизованного интервью).

Этапы:


Изучение особенностей реализации метода беседы на основе анализа учебных текстов

Разработка плана полустандартизованной беседы на материале изучения самооценки взрослого человека (см. приложение).

Проведение и анализ пробной сессии (во время занятия в университете)

Проведение самостоятельного интервью, подготовка отчета.


Материалы для оценки учебных достижений:


  1. Эссе “Беседа как метод изучения человека: как реализовать возможности и избежать опасностей»

  2. Отчет о пробной сессии

  3. Отчет о проведении самостоятельного интервью

  4. Аудиозапись беседы.

Литература


  1. Метод беседы в психологии. Учебное пособие для студентов факультетов психологии высших учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология». Редактор-составитель А. М. Айламазьян. Москва «Смысл», 1999.

  2. Шванцара Й. Диагностика психического развития. Прага: Авиценум,1978.

Эссе «Беседа как метод изучения человека:


как реализовать возможности и избежать опасностей».
— в психологии — метод получения информации на основе вербальной коммуникации; относится к методам опроса. Широко применяется в психологии социальной, медицинской) детской и пр. Основной способ введения испытуемого в ситуации психологического экспериментирования — от строгой инструкции в эксперименте психофизическом до свободного общения в психотерапии. Один из распространенных методов исследования психологического. Предусматривает выявление интересующих исследователя связей на базе данных эмпирических, полученных в живом двустороннем общений с испытуемым. Как правило, служит вспомогательным методом, ибо при анализе хода беседы и ее результатов встает ряд трудно разрешимых проблем, касающихся откровенности испытуемого и его отношения к исследователю. Да и сам исследователь не свободен от субъективности: хотя беседа планируется заранее, в ходе общения практически невозможно абстрагироваться от личностного отношения к испытуемому.
Можно сказать, что использование беседы как основного метода возможно при соответственной квалификации психолога, предполагающей умение установить контакт с испытуемым, дать ему возможность максимально свободно выразиться — и вместе умение абстрагировать личные отношения от содержания беседы. Как самостоятельный метод, беседа использовалась в работе некоих ведущих психологов мира (-> беседа клиническая; беседа психоаналитическая). применяется на разных стадиях исследования и для первичной ориентировки, и для уточнения выводов, полученных иными метолами, особенно наблюдением. Умелое применение беседы может дать весьма ценные результаты. Как специфические виды беседы выделяются: 1) введение в эксперимент — привлечение к сотрудничеству; 2) беседа экспериментальная — в ходе коей проверяются рабочие гипотезы; 3) интервью.





ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ


1. Цель: выявление самооценки испытуемого по определенным критериям (счастье, здоровье, характер, ум).

2. Объект исследования: Б.В. женский, 21, не замужем

3. Предмет исследования: самооценка испытуемого

4. Ситуация исследования: беседа в домашней обстановке, без посторонних лиц.

5. Время исследования: 16.11.2014, время (с 19.00 по 20.00).

6. Форма регистрации результатов: протокол.

7. Тип беседы: частично стандартизированная.

8. Материал: модифицированная методика изучения самооценки Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

9. Протокол беседы:


Этапы беседы

Вопросы интервьюера

Реакции испытуемого

Примечания

вербальные

невербальные

1. Вопросы по шкале «здоровье»

Скажи ,какое у тебя на данный момент здоровье?

Сейчас здоровье у меня в норме ,чувствую себя хорошо. Только зимой часто болею.

Говорит спокойно, и не много улыбается.

Хотела бы ты, чтобы у тебя никогда не было проблем со здоровьем?

» Конечно хотела, но так не получится ни у одного человека. Да и идеального здоровья тоже не бывает ни у кого.

Какой по твоему мнению самый здоровый человек?

Наверное ,он правильно питается ,занимается спортом, у него нету вредных привычек.

А какой самый не здоровый человек? Твое мнение?

Он болезненно выглядит, болеет очень часто, курит, пьет.

Что нужно тебе, чтобы достичь лучшего состояния здоровья?

Я должна заниматься спортом, и следить за своим питанием.

2.Вопросы по шкале «счастье»

Как ты можешь описать свое состояние счастья?

Счастье для меня это-семья, чтобы они были здоровыми. Преданные Друзья и чтобы была в жизни любовь. все это у меня есть и я счастлива.

Широкая улыбка на лице и жесты руками.

Кто, с твоей точки зрения, самый счастливый человек и почему?

Для каждого человека счастье звучит по-разному. Для кого-то семья и друзья ,для кого-то карьера и деньги.

Задумчивое выражение лица.

Кто, с твоей точки зрения, самый несчастный и почему?

«Человек, у которого нету семьи и друзей, и ему не с кем поговорить.

Задумчивое выражение лица.

Чего тебе не хватает, чтобы быть совсем счастливой?

Я даже не знаю, на данный момент мне кажется, что мне всего хватает.

Задумчивое выражение лица.

Что нужно сделать .чтобы быть счастливым человеком?

Делать то, что мне подсказывает мое сердце. Не повторять за другими людьми и жить своей жизнью. Учиться чему-то новому.

Задумчивое выражение лица. Смотрит долго в одну точку.

3.Вопросы по шкале «ум»

В каком смысле ты понимаешь слово «ум»,когда оцениваешь себя?

Нужно хорошо обдумывать свои решения заранее.

Задумчивое выражение лица. Глаза отводит по сторонам.

Как ты себя оцениваешь по уму?

Я не считаю себя самым умным человеком, но и глупым тоже. Вообще мне трудно ответить на этот вопрос, я интересуюсь тем, что мне интересно.

Кого бы ты могла поставить по шкале по уму чуть выше себя? Приведи, если можно, описание такого человека.

Людей, которые прожили больше жизнь, чем я. У них большой жизненный опят и они через многое прошли в своей жизни.

Кто с твоей точки зрения самый глупый?

Человек, который ничем не интересуется, не читает книги, не смотрит новости не думает о своих поступках.

Кого бы ты могла поставить по шкале по уму чуть ниже себя? Приведи, если можно, описание такого человека.

Люди которые младше меня (в основном это дети, которые только начинают учиться)

Каким умом ты бы хотела обладать?

Все приходит со временем и не с разу, с опытом. Я только начинаю жить, и я думаю, что все у меня впереди.

Чего тебе не хватает, чтобы приблизиться к идеалу умного человека?

Я не люблю долго сидеть за уроками, хочу побыстрее пойти отдыхать, заниматься своими делами, которые мне интересны. Я очень много ленюсь.

4.Вопросы по шкале «характер»

Как ты считаешь, какой у тебя характер? Почему именно такой?

«Характер у меня сложный и вредный. Но уступать я тоже могу. Люблю когда все по-моему.

Какой характер в твоём взгляде самый сложный?

Это человек, который всем грубит, постоянно недовольный. И с ним очень сложно найти общий язык.

Каким характером ты бы хотела обладать?

Хотела бы, чтобы характер был чуть лучше хотя бы. Чтобы людям было со мной проще общаться, и понимали меня с полуслова.

10. Общее заключение о самооценке испытуемого:

Проведя беседу с испытуемой, я могу сделать вывод о том, что самооценка является средняя. Она отвечала на мои вопросы заинтересованно, четко и понятно, обдумывала каждый вопрос, и говорила правду, и объясняла почему так отвечала. Мне очень понравилась с ней общаться.

Каталог: doc -> groups
groups -> Использование знаково-символических средств в формировании ориентировки в пространстве у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии
groups -> Психологическое тестирование
groups -> 3 Глава Умственное развитие и его связь с учебной деятельностью
groups -> Занятие №5 Групповая сплоченность и совместимость
groups -> Целуйко В. М. Психологические основы педагогического общения 2007 ббк 88. 5 ц 34
groups -> Социальный интеллект. Тест Гилфорда
groups -> Проблемы компьютерной игровой наркомании
groups -> Самооценка методика измерения самооценки Дембо-Рубинштейна для подростков и юношей
groups -> Конформность (2 часа)
groups -> Т. П. Гаврилова. Психологическая наука и образование 1997, №1 (88-92)


Скачать 0.65 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Как вести светскую беседу, используя технику FORM

  1. Поведенческая психология

Не можете найти темы для разговора с друзьями? Трудно поддерживать разговор? Попробуйте легко запоминающуюся технику FORM.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У тебя стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Взгляд на общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какому юнгианскому архетипу соответствует ваша личность, с помощью этого архетипического теста.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

Вы зациклились?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс во время сдачи экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться на Мир Психолога

Техники общения для получения информации

4 минуты

Хотели бы вы научиться получать информацию, не запрашивая ее? Вот несколько приемов разговора, которые могут вам помочь.

Последнее обновление: 16 декабря 2019 г.

Мы можем использовать различные методы общения для получения информации от других. Эти методы получения информации варьируются от разговора до допроса. Мы также можем определить различные методы в зависимости от того, насколько они инвазивны.

На одном конце шкалы у нас разговор, который не обязательно должен быть агрессивным, а на другом — допрос, самый агрессивный.

Однако между этими двумя крайностями есть еще три метода: выявление, интервьюирование и подведение итогов.

Мы идем в сосредоточиться на выявлении, , который не очень агрессивен.

Но что такое выявление? Это процесс, который направлен на то, чтобы спровоцировать ответ или реакцию с помощью некоторых логических процессов. На самом деле можно сказать, что выявление — это форма манипуляции или убеждения.

Почему выявление работает?

Выявление работает, потому что оно сочетает в себе отношения с методами беседы . Другими словами, он использует доверие, которое люди оказывают другим, чтобы получить желаемую информацию с помощью методов разговора, даже не замечая этого.

Таким образом, первым шагом в использовании извлечения информации является установление доверительных отношений с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Как только вы закончите, пришло время начать разговорные техники.

По определению извлечение не происходит спонтанно. Чтобы использовать его, вам нужно следовать плану. Для начала вам нужно встретиться с человеком, от которого вы хотите получить информацию. Например, вам нужно сфотографировать их и узнать их работу, возраст, социально-экономическое положение, увлечения, привычки и круг общения. Некоторая другая соответствующая информация может быть мотивации человека и наиболее яркие черты его личности.

«Quid pro quo — я говорю тебе, ты говоришь мне. Впрочем, не об этом случае. О себе. Услуга за услугу. Да или нет, Клариса?

-Др. Ганнибал Лектер-

Для того, чтобы эффективно это делать, вы также должны знать некоторые аспекты психологии. В частности, как работает память. Первое и последнее, о чем мы говорим, это то, что мы помним лучше всего , а также информацию, которую нам удалось соотнести с тем, что мы уже знали.

Таким образом, очень важно попытаться получить информацию, которую вы хотите от другого человека, когда он вряд ли вспомнит, что говорил это. Таким образом, другой человек с гораздо большей вероятностью забудет, что он дал эту информацию. Точно так же есть еще одна очень важная техника — на самом деле самая важная, — которую мы должны использовать в любом разговоре. Это называется активным слушанием, часто забываемой способностью.

Техники беседы

Эти техники беседы обычно имеют довольно простую структуру. Вы начинаете с приветствия, затем слушаете, задаете вопросы, подводите итог разговора и, наконец, заканчиваете разговор. Используя эту простую структуру, мы должны реализовать некоторые приемы общения. Вот несколько примеров.

Провоцирование ответа

Эта техника состоит из высказываний, вызывающих реакцию. Вы должны поставить их на кон, чтобы они были вынуждены решать. Таким образом, они раскроют свои чувства или мнения. Например, представьте, что вы хотите узнать, как идут переговоры между двумя партиями:

«Отношения между двумя политическими партиями натянуты. Кажется, они далеки от достижения соглашения».

«Нет, как раз наоборот. Переговоры идут в правильном направлении; они близки к подписанию соглашения».

Услуга «Услуга за услугу»

Эта техника основана на потребности человека . Когда мы получаем что-то от другого человека, мы чувствуем себя обязанными дать ему что-то взамен. Следующий пример касается жалоб коллег:

«На работе я чувствую себя недооцененным. Думаю, это пройдет, но я этому не рад».

«Я понимаю, что вы имеете в виду. На днях начальник выбросил мою работу в мусорку прямо у меня на глазах».

Неверие

Этот метод используется для получения более конкретных сведений . Поставив что-то под сомнение, другой человек даст вам больше информации об этом, чтобы вы ему поверили. В этом примере показано, как получить более подробную информацию о проекте:

«Я собираюсь закончить классный проект».

«Я тебе не верю. Я все еще делаю вступление, и у меня еще много свободного времени».

«Вчера закончил писать выводы».

«Тогда вы не могли сделать очень многого».

«Я написал три разных раздела. Я начал с…»

Подхалимство

Этот метод на самом деле является дополнительным — вы можете добавить что-то к другим методам, чтобы сделать информацию более успешной. В следующем примере ученик льстит своему учителю, чтобы узнать, как выполнять упражнение:

«Учитель, вы всегда так хорошо объясняете. Проблема в том, что я с трудом понимаю упражнения. Не будете ли вы так добры, объясните мне их еще раз.

Если вы не заметили, во всех этих примерах информация была получена без единого вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *