28.11.2024

Марк аврелий философские взгляды: Философские взгляды м.Аврелия

Философские взгляды м.Аврелия

Марк Аврелий был стоиком. Следовательно, для понимания его философии необходимо иметь некоторое представление о стоическом учении. Стоицизм был одной из ведущих философских школ эллинистического и римского периодов. Хотя его предтечами были ранние философы — особенно Гераклит и Сократ, — как отдельное философское течение он сформировался около 300 г. до н.э., когда в Афины прибыл с Кипра Зенон (ок.336 — 264 гг . до н.э. ) и начал учить в Стое, или крытой рыночной площади.

Зенон и его преемники развили целостную философскую систему, включившую в себя эпистемологию, метафизику, логику, этику, политическую философию религии. Сердцевиной этой системы был метафизический материализм, который, не будучи столь интеллектуально изощрен, как атомизм Демокрита, все же позволил стоикам описывать вселенную как чисто природную целостность, функционирующую сообразно закону, и тем самым найти онтологическую нишу для Бога. Хотя с логической точки зрения такое сочетание было не слишком жизнеспособно, оно предоставило стоикам структуру, вокруг которой строилась вся стоическая философия.

Стоицизм пришел в Рим вскоре после того, как в середине второго века до н.э. римское оружие покорило Грецию. В период ранней империи он играл ведущую роль в умственной жизни Рима. Двумя важнейшими римскими стоиками стали император Марк Аврелий ( 121 — 180 гг. н.э. ) и раб Эпиктет ( ок. 50 — ок. 125 гг. н.э. )

Стоики не смотря на целый ряд своих созвучных христианству идей, оставались язычниками, например Марк Аврелий, хотя и “по долгу службы”, все-таки и организовал гонение на христиан. Но это родство не следует и игнорировать. И может быть, самое глубокое родство между стоицизмом и христианством следует искать не в совпадении отдельных мыслей и высказываний, а в том самоуглублении личности, на котором история стоицизма закончилась и история христианства началась.

Переворот, совершенный стоиками в философии, можно назвать, если воспользоваться современным термином, “экзистенциальным”: чем безразличнее становится становился стоический мудрец к окружающему его миру ( в том числе и к социальному), тем сильнее он проникал в сокровенные глубины собственного Я, обнаруживая в своей личности целую вселенную ранее совершенно ему неведомую и недоступную. В “Размышлениях Марка Аврелия достигнута, по-видимому, предельная глубина самосознания и восповедальности, доступные античному человеку. Без этого открытия “внутреннего мира” человека (“внутреннего человека”, по терминологии Нового Завета), совершенного стоиками, едва ли была бы возможна победа христианства. Поэтому римский стоицизм можно назвать, в определенном смысле, рассматривать как “подготовительную школу” христианства, а самих стоиков — как ”искателей Бога”.

Чтобы понять стоицизм Марка во всей его целостности, необходимо отправляться от его метафизики. Здесь он в целом ортодоксален: вселенная — этоматериальный организм, состоящий из четырех основных элементов. Все случающееся причинно обусловлено, поэтому в мире нет места случайности.

Другим способом выразить ту же мысль, на котором делает акцент Марк, является утверждение, что вселенная управляется законом и порядок вещей есть манифестация разума. Из этого, по мысли Марка, следует, что существующий правящий вселенной разумный законодатель, или Бог. Однако, в отличии от иудее — христианской традиции, Марк понимает Бога не как трансцендентное существо, вступающее в личные взаимоотношения с человечеством. Бог, согласно Марку, — это скорее имманентный разум, определяющий ход всемирной истории. Поскольку вселенная целиком и полностью разумна, постольку, заключает Марк, она является также и благой. Таким образом, полагать, будто нечто, случающееся в естественном порядке вещей, есть зло, значит совершать фундаментальную ошибку. Следовательно, стержнем учения Марка является некая разновидность космического оптимизма.

Главные идеи Марка Аврелия:

1. Вселенная управляется разумом, который есть Бог.

2. В разумно устроенной вселенной все, что случается, является не только необходимым, но и благим.

3. Человеческое счастье заключается в том, чтобы жить в согласии с природой и разумом.

4. Хотя действия индивида причинно обусловлены, он достигает свободы, действуя разумно.

5. Дурные поступки других не причиняют нам вреда; скорее нам вредят наши мнения об этих поступках.

6. Все разумные существа подчиняются закону природы и тем самым являются гражданами всемирного государства.

7. Разумный индивидуум не должен бояться смерти, так как она естественное событие жизни.

“Размышления” не назовешь обычным философским трактатом. Скорее это сочетание интеллектуальной автбиографии и серии овещеваний, обращенных автором к самому себе и указывающих, как должно действовать не только в повседневных делах, но и в жизни в целом. И, действительно, заглавие, которое дал Марк своему сочинению, — Не “Размышления”, но греческая фраза, которую можно перевести как “мысли, обращенные к самому себе“. Так как “Размышления” обращались к самому автору и, по — видимому, не предназначались к обнародованию, им не достает завершенности правильного философского трактата. Мысли зачастую фрагментальны, грешат самоповторами, а весь том сочинения — чрезвычайно личный.

В итоге порой трудно понять, что хочет сказать автор, или проследить за линией аргументации, приводящей его к тому или иному выводу. Тем не менее “Размышления” содержат философское учение, которое является Аврелиевским изводом стоицизма.

“Размышления” Марка разделяются на книги и главы — но их порядок чисто внешний. Некоторым единством обладает лишь первая книга, где Марк Аврелий вспоминает своих родных, наставников и близких людей и объясняет, чем он им обязан заканчивая перечислением всего того, чем он обязан богам. Мы имеем своеобразный дневник — не внешних событий, а мыслей и настроений, более важных в глазах автора, чем внешние события. Можно сказать, что “Размышления” представляют полную противоположность другой книге, которая также писалась среди военных тревог — Комментариям о галльской войне Юлия Цезаря. Здесь заботливо устранено всякое проникновение в глубь душевных переживаний, весь интерес также исключительно поглощен объективным миром, как у Марка Аврелия миром субъективным.

Марк Аврелий обращался лишь к самому себе — он хотел закрепить переживания, которые могли служить моральной поддержкой и побуждением. Никогда не думал он этими строками влиять на других или исправлять их. Отсюда глубокая искренность, которая интуитивно воспринимается всяким читателем “Размышлений” и которой так не достает многим автобиографиям и исповедям, отсюда и непринужденность формы: Марк Аврелий не искал ее, как не ищут, делая отметки на полях книги. Нет риторических забот, но выражение всегда точно и ясно передает не только мысль, но и окружающий ее душевный фон.

Прежде всего прочность моральных истин не связана для него с тем или другим представлением о мире. У него нет определенной космологии — хотя бы той, которую выработал стоицизм. Он склоняется к этой последней в ее общих чертах, но достоверность ее нигде не стоит для него вровень с достоверностью нравственных начал, к которым обращается человек. Дело не только в том, что интерес Марка Аврелия  сосредоточен на этих последних, как это вообще мы наблюдаем в позднейшем стоицизме, и не только в его сомнениях относительно возможности постигнуть физическую истину; для него , если даже правы не стоики, а эпикурейцы, и, если миром управляет единый закон, а самый случай, если все сводится к игре атомов, побуждения человека к добру этим не устраняются и привязанность к миру не усиливается.

Эта мысль повторяется чрезвычайно часто.

Поэтому, когда в “Размышлениях” мы читаем, что человеческому телу свойственны элементы, огненные, воздушные, водяные и земляные, автор пользуется лишь распространенной гипотезой, не возводя ее на степень категорической истины.

Это отсутствие догматизма освобождает от сектанского духа, от преувеличенною прославления одной философской школы за счет дру­гих. Когда Марк Аврелий находит родственные ему мысли у Эпикура, ои не боится их брать, не боится и признать в представителе гедонисти­ческой философии мудрого учителя жизни.

Догматизм религиозный присущ “Размышлениям” не в большей мере, чем догматизм философский. Ни один не может притязать на исключительное право раскрытия людям божественной тайны. Одно представлялось Марку Аврелию несомненным: наличность в мире божества; атеизм противоразумен. Но что представляют эти боги, являются ли они лишь аспектами созидающего разума о котором учили стоики и на который часто ссылается Марк Аврелий? Несомненно, мы найдем у него тенденцию к монотеизму. Если мир един, то един наполняющий его бог, един и общин закон, едина и истина. Учение о посредниках между божеством и человеком, та демонология, которая так принялась на почве религиозно философского синкретизма, остается ему чуждой. Общение человека с божеством осуществляется прежде всего самопознанием, а затем и молитвой. По-видимому , для Марка Аврелия первое можег заменять второе: молитвы есть ее лишь словесное выражение внутреннего чувства, и как таковое она должна быть проста и свободна наподобие приводимой им молитвы афинян о дожде.

Место человека в мире изображается в “Размышлениях” в двух как бы противоположных аспектах. С одной стороны, постоянно возвращаются напоминания о всей эфемерности человеческой жизни. Земля есть лишь точка в бесконечном пространстве, Европа и Азия лишь уголки мира, человек — ничтожный миг времени. Огромное большинство исчезает из памяти окружающих; лишь некоторые превращались в мифы, но и эти мифы обречены на забвение. Нет более суетной заботы, чем забота о посмертной славе.

Реален лишь настоящий миг — но что он значит перед лицом бесконечности в прошлом и бесконечности в будущем? И все-таки человеческий дух есть высшее , что мы находим в мире ; по образцу его мы представляем душу целого. Человек не есть его поступки ; вся его ценность лежит в его душе. И опять — таки Марк Аврелий и здесь остается чуждым какому-либо антропологическому догматизму ; нельзя признать за последний указание , что человеку присущи три элемента : телесный , жизненный и разумный или что душе присуща сферическая форма. Господствующий мотив Марка Аврелия и здесь чисто этический. Человек есть частица мира; его поведение входит в общий план судьбы или промысла. Самое чувство гнева должно падать, когда мы вспомним, что порочный не мог действовать вопреки своей природе. Но это не значит, чтобы у человека была отнята всякая свобода и с него снята всякая ответственность. Марк Аврелий подошел к великой философской проблеме необходимости и свободы, разрешить которую в пределах стоического детерминизма; он, естественно, не был в состоянии. Его понимание этики осталось слишком интеллектуалистическим. Грех — в основе заблуждение и незнание. И в глазах Марка Аврелия, не по своему выбору, но всегда вопреки себе человеческая душа лишается истины — равным образом справедливости и, благополучия, кротости. Как всегда в интеллектуалистической этике, проблема зла лишается своей трагической безвыходности, и нет необходимости в иску­плении, которое превышало бы человеческие силы. С другой стороны, фатализм Марка Аврелия совершенно свободен от той беспощадности в оценке заблуждающихся и погрешающих, которая так часто вырабаты­вается на почве религиозной веры в предопределение — хотя бы в кальвинизме.

Многие, но не все, этические выводы Марка прямо вытекают из его метафизики и теологии. Возможно, важнейший из них — призыв, то и дело повторяющийся на страницах “Размышлений”: поддерживать гармонию индивидуальной воли с природой. Здесь мы сталкиваемся со знаменитой стоической доктриной “мироприятия”. Данное учение работает на двух уровнях. Первый относится к событиям повседневной жизни. Когда некто обращается с тобой плохо, советует Марк, следует принять дурное обхождение, так как оно не может нам повредить, если мы сами этого не позволим. Это воззрение весьма близко, но не тождественно христианскому увещеванию подставить “другую щеку“. Иисус сказал о своих палачах: “Прости им, ибо они не знают, что творят“ , и его утверждение отчасти мог разделить и Марк. Как и Иисус, он верил, что люди, вовлеченные в злодеяния, поступают так по неведению; как и Иисус, он заявлял, что их поступок не следует объяснять некой порочностью их натуры. Скорее они поступают так, а не иначе, полагая, что действуют правильным образом, а значит, погрешат только в суждении. Но, в отличии от Иисуса, Марк не выставлял на передний план важность прощения. Куда больше его занимала внутренняя реакция жертвы злодеяния, и он не уставал подчеркивать, что никакой вред не может быть нам причинен вопреки нашей воле. Что бы ни случилось с твоим имуществом и даже с твоим телом, твое внутреннее и истинное “я” остается невредимым до тех пор, пока оно отказывается признать, что ему причинен ущерб.

Второй аспект доктрины “мироприятия” рассматривает жизнь и место индивидуума в мире. Из “Размышлений” явствует со всей очевидностью, что Марк без восторга относился к совему высокому положению римского императора. Он почти наверняка предпочел бы провести свою жизнь наставником или ученым. Но судьба поставила его императором, как она поставила Эпиктета рабом. Следовательно, его долг — принять свое положение в жизни и исполнять возложенную на него задачу в меру своих способностей.

Понятие судьбы представяло для стоической философии проблему. Если, как признавал Марк, Вселенная управляется разумом и в силу этого всему случающемуся определенно случаться именно так, а не иначе, то остается ли место для свободы человека? Марк разрешает эту проблему, проводя тонкое различие. Если понимать под свободой выбор между равно открытыми альтернативами, то такой свободы, конечно же, не существует. Но у свободы есть и другое значение: принимать все происходящее как часть благого миропорядка и отвечать на события разумом, а не эмоциями. Индивидуум, живущий таким образом,настаивает Марк, является подлинно свободной личностью. Такой человек не только свободен, но еще и правден. Так как разумность вселенной является основанием его благости, все происходящее во вселенной должно только укреплять эту благость. Следовательно, разумная личность, принимая события, не только отвечает на внешнее благо, но и вносит личный вклад в ценность мирового целого.

3 главных правила жизни — The Idealist

Автор: Дариус Форо

Как человеку жить лучше? Над данной мыслью наш вид размышляет веками. Из этого простого вопроса родилось много философий и религий.

Но ни одна философия не может лучше объяснить идеи практической жизни, чем стоицизм.

Император-философ Марк Аврелий, некогда самый могущественный человек на земле, также был практиком стоицизма. Марк написал сборник мыслей, идей и правил для жизни в том, что позже стало известно как Размышления.

Он описал вещи в этой книге для личного использования. В книге «Внутренняя цитадель» Пьера Хадо, в которой анализируются Размышления, отмечено, что у Марка было 3 правила жизни, которые встречаются в его работах.

Хадо определяет три правила жизни Марка Аврелия как следующие понятия: (1) суждение (2) желание (3) побуждение к действию.

Когда я читал «Внутреннюю цитадель», мне было трудно понять, что Хадо имел в виду под этими тремя понятиями. Он не говорит нам, что делать с этой информацией, лишь утверждает, что в работе Марка Аврелия доминировали именно они.

Когда я говорю о «правилах жизни», то думаю о директивах. В духе «делай это» и «не делай это». Я постоянно использую данные типы правил в своей жизни. Воспринимаю правила как ярлыки, которые упрощают жизнь.

Этим я не хочу принизить работу Хадо. На самом деле, я думаю, что его анализ философии — лучший из тех, что я когда-либо читал. Его выводы о стоицизме и философии очень точны. И если вы хотите изучать стоицизм, я рекомендую эту работу. Но это непростое чтение — даже для начитанных людей.

Вот почему решил «перевести» 3 правила жизни Марка Аврелия, обнаруженные Пьером Хадо, на простой английский. Вот они (для каждого правила я упоминаю цитату Марка Аврелия, которая объясняет идею):

Правило 1: стремитесь к чистому суждению о событиях

«Устрани убеждение, устранится и жалоба на вред. Устрани жалобу на вред, устранится и самый вред». (Книга IV, 7)

Нам нужно поместить эту цитату в контекст. Марк понимал, что мы создаём суждения обо всем. Но вместо того, чтобы создавать чистое суждение, генерируем ценностное высказывание. Добавляем личный в него личный взгляд. В приведенном выше примере Аврелий рассуждает о случае, когда с человеком случается что-то плохое. Тогда вы можете сказать: «Это случилось со мной. И это меня ранило».

Последнее предложение является частью оценочного суждения. Поэтому, если вы отбрасываете эту конечную часть, то не позволяете плохой вещи влиять на вас. Событие просто произошло. Конец.

Допустим, вы потеряли работу. Что самое плохое в этом? Фактическое событие потери вашей работы? Или ваше опасение никогда не найти новую? Конечно, последняя часть — беспокойство.

Когда вы выносите такое суждение и придаете смысл событиям, то не создаёте чистого суждения. Поэтому старайтесь смотреть на все, что происходит с вами, максимально объективно.

Ваш партнер изменял вам? Вы заболели? Потеряли деньги? Люди смеялись над вами? Произошло предательство?

Сами по себе события не повредят вам, только с вашего позволения. Следовательно, стремитесь к чистым суждениям о них.

Что-то случилось? Ну и хорошо. Сделайте что возможно и двигайтесь дальше.

Правило 2: желайте только того, что находится под вашим контролем

«Люби только то, что случается с тобой и предопределено тебе. Ибо что могло бы более соответствовать тебе?»  (Книга VII, 57).

В своих Размышлениях Марк постоянно повторяет про себя, что большинство вещей в жизни находятся вне его контроля. Он понял, что жизнь непредсказуема. За 2000 лет ничего не изменилось.

Дерьмо случается вокруг нас все время. Вместо того, чтобы обижаться или желать другой жизни; надо работать с тем, что у вас есть. Мы все знаем этот совет.

«Если жизнь дает тебе лимоны, делай лимонад» — так звучит одна банальная истина. Марк делает еще один шаг вперед. Вместо того, чтобы просто использовать лучшее из того, что происходит с вами, ЛЮБИТЕ это.

Он знал, что большинство вещей, которые мы желаем, находятся вне нашего контроля. Посмотрите на то, что вы хотите. Больше денег? Популярности в социальных медиа? Лучшей работы? Новой машины?

Или, может быть, вечной любви? Верных друзей?

Он не желал ничего из вышеперечисленного. Аврелий хотел лишь того, что находится под его контролем или что с ним случилось. Он верил во что-то большее, чем он. Большинство вещей в жизни исходят не от тебя, мой друг. И Марк понял это, как никто другой. Желайте только того, что находится под вашим контролем.

Правило 3: действуйте согласно общему благу

Во-первых, без случайности и с соотнесением. Второе, чтобы это не возводилось к чему-либо другому кроме общественного назначения». (Книга XII, 20)

Удалите импульсы из вашей жизни. Делайте свои действия целенаправленными и никогда не тратьте свою энергию на глупости. Только на цель.

Это то, о чём говорит Марк в приведенной выше цитате. Для многих это звучит как слишком большой контроль. Может быть и так. Если люди хотят тратить свое время на этой земле попусту, это их дело. Марку не было до них никакого дела. Как и вам.

Мы здесь по одной причине: сделать мир и нашу жизнь лучше. И именно поэтому так много людей привлекают сочинения Марка Аврелия и других стоиков. Они хотели сделать мир лучше.

Я не могу думать о более благородной цели, чем эта. Мы должны сохранить эту философию. И вы можете сделать это, применив эти 3 правила жизни на практике.

Оригинал: Dariusforoux

Марк Аврелий — Биография, медитации и смерть

Автор: History.com Editors

Обновлено: | Оригинал:

Fine Art Images/Heritage Images/Getty Images

Марк Аврелий, известный своими философскими интересами, был одним из самых уважаемых императоров в римской истории. Он родился в богатой и политически известной семье. В детстве Марк Аврелий был прилежным учеником, изучая латынь и греческий язык. Но его самым большим интеллектуальным интересом был стоицизм, философия, которая делала упор на судьбу, разум и самоограничение. Беседы, написанные бывшим рабом и философом-стоиком Эпиктетом, оказали большое влияние на Марка Аврелия.

Молодость

Его серьезный и трудолюбивый характер заметил даже император Адриан. После того, как его предыдущий выбор в качестве преемника умер, Адриан усыновил Тита Аврелия Антонина (который будет известен как император Пий Антоний), чтобы сменить его на посту императора. Адриан также организовал, чтобы Антонин усыновил Марка Аврелия и сына его более раннего преемника. Примерно в 17 лет Марк Аврелий стал сыном Антонина. Он работал вместе со своим приемным отцом, изучая способы управления государством и общественными делами.

Вступление в политику

В 140 г. Марк Аврелий стал консулом или главой сената – этот пост он занимал еще два раза в своей жизни. С годами он получил больше обязанностей и официальных полномочий, превратившись в сильный источник поддержки и совета для Антонина. Марк Аврелий также продолжил свои философские занятия и проявил интерес к праву.

Наряду с бурно развивающейся карьерой Марк Аврелий, похоже, жил довольной личной жизнью. Он женился на Фаустине, дочери императора, в 145 году. У них было много детей, хотя некоторые прожили недолго. Наиболее известны их дочь Лусилла и сын Коммод.

Становление императором

После смерти приемного отца в 161 году Марк Аврелий пришел к власти и был тогда официально известен как Марк Аврелий Антонин Август. В то время как некоторые источники указывают, что Антонин выбрал его своим единственным преемником, Марк Аврелий настаивал на том, чтобы его приемный брат был его соправителем. Его братом был Луций Аврелий Верус Август (обычно называемый Верусом). В отличие от мирного и благополучного правления Антонина, совместное правление двух братьев было отмечено войнами и болезнями. В 160-х годах они сражались с Парфянской империей за контроль над землями на Востоке. Верус руководил военными действиями, пока Марк Аврелий оставался в Риме. Большая часть их успеха в этом конфликте была приписана генералам, работавшим под командованием Вера, особенно Авидию Кассию. Позже он был назначен губернатором Сирии. Вернувшиеся солдаты принесли с собой в Рим какую-то болезнь, которая сохранялась годами и уничтожила часть населения. Когда Парфянская война закончилась, двум правителям пришлось столкнуться с еще одним военным конфликтом с германскими племенами в конце 160-х годов. Германские племена перешли реку Дунай и напали на римский город. Собрав необходимые средства и войска, Марк Аврелий и Верус отправились сражаться с захватчиками. Вер умер в 169 г.поэтому Марк Аврелий продвигался вперед в одиночку, пытаясь отогнать немцев.

Проблемы с его властью

В 175 году он столкнулся с еще одним испытанием, на этот раз из-за своего положения. Услышав слух о смертельной болезни Марка Аврелия, Авидий Кассий присвоил себе титул императора. Это вынудило Марка Аврелия отправиться на Восток, чтобы восстановить контроль. Но ему не пришлось сражаться с Кассием, так как он был убит собственными солдатами. Вместо этого Марк Аврелий со своей женой совершил поездку по восточным провинциям, восстановив свою власть. К сожалению, Фаустина умерла во время этой поездки.

В очередной раз сражаясь с германскими племенами, Марк Аврелий в 177 году сделал своего сына Коммода своим соправителем. Вместе они сражались с северными врагами империи. Марк Аврелий даже надеялся расширить границы империи за счет этого конфликта, но Марку Аврелию не хватило жизни, чтобы осуществить это видение. Марк Аврелий умер 17 марта 180 г. Его сын Коммод стал императором и вскоре положил конец северным военным усилиям. Однако Марка Аврелия больше всего помнят не за войны, которые он вел, а за его созерцательный характер и его правление, движимое разумом. Сборник его мыслей был опубликован в работе под названием «Размышления». Основанная на его стоических убеждениях, работа наполнена его заметками о жизни.

Биография предоставлена ​​BIO.com

Получите доступ к сотням часов исторических видеороликов без рекламы с HISTORY Vault. Начните бесплатную пробную версию сегодня.

Марк Аврелий — Лаборатория решений

Король философов

Введение

На их плечах 90 013

На протяжении тысячелетий великие мыслители и ученые работали над тем, чтобы понять особенности человеческого разума. . Сегодня мы имеем честь применять их идеи на практике, помогая организациям уменьшать предвзятость и добиваться лучших результатов.

Узнайте, как

Император по профессии и философ по образу жизни, Марк Аврелий был влиятельной фигурой в Риме второго века. 1 Аврелий искал ответы на метафизические и этические вопросы, такие как: как мы можем достичь счастья?; как я могу быть хорошим человеком?; какова моя цель? 2

Мы смогли получить представление о его размышлениях на эти темы благодаря его единственному, но невероятно известному опубликованному тексту, Медитации . Поскольку « Meditations » состоит из скомпилированных заметок и личных размышлений, текст дает читателям прямое представление о блестящем уме древнеримского философа. Цитаты и отрывки из книги Meditations раскрывают его стоическую философию и могут помочь нам на пути к счастью и внутреннему миру.

Иногда его называют «самым цитируемым философом» из-за его красноречивого стиля письма, вызывающего яркие образы, и остроты, которые остаются в памяти людей. Философия Аврелия продолжает находить отклик у нас и сегодня. 1

Для счастливой жизни нужно совсем немного; это все внутри вас, в вашем образе мышления.


— Аврелий, в своей опубликованной работе Медитации. 3

На их плечах

На протяжении тысячелетий великие мыслители и ученые работали над тем, чтобы понять особенности человеческого разума. Сегодня мы имеем честь применять их идеи на практике, помогая организациям уменьшать предвзятость и добиваться лучших результатов.

Узнайте, как это сделать

Стоицизм

Стоицизм — древнее философское движение, возникшее в эллинистический период (323–31 гг. до н. э.). 4 Стоицизм предполагает, что философия — это образ добродетельной жизни, а не просто академическая дисциплина, и что философия — это единственное занятие, которое действительно имеет значение в великой схеме вещей. Мелочи, занимающие повседневную жизнь людей, не имеют отношения к нашему счастью. Согласно стоицизму, богатство, репутация или наслаждение на самом деле не способствуют счастливой жизни; точно так же болезнь, нищета или боль не умаляют нашей счастливой жизни. 1 Только то, что делает нас добродетельными, делает нас счастливыми, а порок — вор нашего счастья.

Стоическая философия, незнакомая сегодня, все же была популярна во времена Аврелия. Аврелий признавал, что прожить жизнь философа нелегко, так как это требует большой самоотдачи, но считал, что это достойное занятие. Как и многие философы-стоики, Аврелий придерживался бинарного взгляда на добро и зло, то есть он был очень черным и белым. Добродетельным было все, что делало человека справедливым, сдержанным, смелым и свободным, а плохим было то, что делало его противоположным. 1 Обладать этими добродетельными качествами позволяет людям их стремление к философии как с практической, так и с философской точки зрения, что позволяет им жить в согласии с природой. Это потому, что занятия философией помогли людям понять «истинную» природу вещей — типичным примером является философское исследование того, что такое душа.

Поскольку такие вещи, как боль и удовольствие, не влияют на наше счастье, Аврелий предположил, что людям необходимо переосмыслить свои мысли о том, что такое «хорошо» или «плохо». Если это не способствует общему счастью, это ни хорошо, ни плохо. Он пишет в Медитации , « если тебя огорчает что-то внешнее, то боль не из-за самой вещи, а из-за твоей оценки ее; и это вы имеете право отозвать в любой момент t. 3

Аврелий считал, что люди должны перестать сосредотачиваться на этих вещах и вместо этого исследовать, способствуют ли их действия их собственной добродетели. Действие добродетельно, когда оно совершается из-за понимания, и здесь на помощь приходит философия как образ жизни. 1 Философия дает человеку стабильное когнитивное состояние, которое позволяет ему видеть, что справедливо и добродетельно, и действовать соответственно. Философия позволяет человеку быть рациональным, что для стоицизма означает жить в согласии с природой.

Счастье как состояние души

Одна из причин, по которой стоический совет Аврелия направлен на изменение мышления, заключается в том, что, хотя мы не всегда можем контролировать то, что с нами происходит, мы можем контролировать то, что мы чувствуем по этому поводу и как мы на это реагируем. Как он пишет в Медитации, «y вы имеете власть над своим разумом — не внешними событиями. Осознайте это, и вы обретете силу ». 3 Далее он уточняет, что « счастье в вашей жизни зависит от качества ваших мыслей ».

Идея о том, что счастье — это образ мышления, а не что-то, что достигается за счет богатства, удовольствия или материальных вещей, поддерживается гедонистической беговой дорожкой. Гедонистическая беговая дорожка предполагает, что наш уровень счастья, как правило, остается на относительно нейтральном уровне, потому что мы быстро адаптируемся к событиям, которые делают нас счастливыми, или вещам, которые нас огорчают. Гедонистическая беговая дорожка предполагает, что то, что, как мы думаем, могло бы сделать нас счастливыми (например, покупка новой машины), сделает нас счастливее только на мимолетный момент, и точно так же то, что, как мы думаем, может нас огорчить, например, плохая оценка, только сделает нас счастливыми. мы расстроены в течение короткого промежутка времени.

Аврелий сказал бы, что наше счастье имеет тенденцию быть безразличным к этим вещам, поскольку только добродетель может действительно способствовать длительному счастью. Быть хорошим человеком находится под нашим контролем, поэтому мы должны сосредоточиться на этом стремлении. Мы должны обратиться внутрь, к нашим душам или к нашей «внутренней цитадели», как он назвал это в Медитациях . Жизнь в этом пространстве даст кому-то чувство мира и свободы, поскольку они поймут, что у них есть свобода формировать свою жизнь, контролируя свои мысли. 2

Жизнь обречена бросать вызовы на вашем пути, но от того, как вы будете реагировать на эти вызовы, зависит, станете ли вы счастливым человеком. Аврелий предположил, что препятствия на самом деле дают нам прекрасную возможность практиковать нашу добродетель, поскольку они испытывают наше терпение и дают нам возможность реагировать положительно. 5 Он писал: « то, что стоит на пути, становится путем. 2 Именно обращение внутрь себя и недопущение того, чтобы эти невзгоды добрались до вас, позволяет человеку быть стойким. То, как другие люди ведут себя или относятся к вам, находится вне вашего контроля, но если вы в мире с собой, эти люди не должны негативно на вас влиять.

Аврелий также предложил сосредоточиться на тех добродетелях, которые у нас уже есть; мы можем не воплощать в себе все положительные качества, но нам не следует слишком критиковать себя за то, чего у нас нет. Мы должны сосредоточиться на добродетелях, которые у нас есть, и стараться практиковать их. 6

Сосредоточение внимания на том, что у нас есть, — еще одна практика, в отношении которой Аврелий был непреклонен. Он писал в «Медитациях »: « когда вы просыпаетесь утром, подумайте о том, какая это привилегия — быть живым, думать, наслаждаться, любить ». 3 Вместо того, чтобы беспокоиться о том, что может пойти не так, или о вещах, которых у нас нет, мы должны быть в настоящем моменте и наслаждаться тем, что может предложить жизнь. Он предположил, что если бы мы все делали так, как будто это последнее, что мы будем делать в своей жизни, нам было бы легче не позволять эмоциям омрачать нашу рациональность. 6

Историческая справка

Марк Аврелий (полностью Цезарь Марк Аврелий Антонин Август) родился 26 апреля 121 г. н.э. в Риме. 7 Его семья была очень престижной: его дед был консулом и префектом Рима, его тетя была замужем за человеком, который должен был стать следующим императором, а его бабушка должна была унаследовать состояние от своей богатой семьи. 7 Аврелий был хорошо подготовлен к жизни как влиятельный и могущественный человек, хотя его путь к становлению императором основывался больше на удаче, чем на чем-либо другом.

В возрасте 15 лет, в 136 году нашей эры, Аврелий обручился с Цейонией Фабией, дочерью Коммода, только что провозглашенной преемницей императора. Однако через пару лет Коммод умер, и помолвка была расторгнута. Нынешнему императору Рима Адриану пришлось назначить другого преемника, и на этот раз он выбрал мужа тети Аврелия, Тита, при условии, что он усыновил сына Марка и Коммода, Антония. Затем эти двое сменили Коммода и стали совместными императорами. 7

Хотя Аврелий знал, что станет императором в 17 лет, ему пришлось долго ждать, пока Тит передаст бразды правления. В это время Аврелий заинтересовался стоической философией благодаря своему учителю Фронто, который был главным литературным деятелем общества своего времени. Аврелий поддерживал близкую дружбу со своим учителем Фронто на протяжении всей своей жизни, и письма между ними — единственные сохранившиеся любовные письма (неизвестно, были ли они любовными письмами в романтическом смысле) древности. 8

Аврелий был особенно увлечен Эпиктетом, греческим философом-стоиком, после того, как его друг порекомендовал его работу. 1 Сочинения Эпиктета побудили Аврелия посвятить всю жизнь философским изысканиям. Одновременно он был учеником Тита и изучал деловую и государственную сторону вещей, чтобы подготовить его к тому, чтобы стать императором. 7 Хотя Аврелий не благодарит его напрямую в Meditations , вполне вероятно, что на Аврелия также повлиял Сенека, выдающийся философ-стоик.

Он женился на своей двоюродной сестре в 145 году нашей эры (это была обычная практика в Древнем Риме), Аннии Галерии Фаустиной. Он получил обязанности консула вместе со своим приемным братом. В 161 году Коммод умер, сделав Аврелия и Автониса соправителями. Это был первый раз, когда в Риме были соправители, хотя он был прерван, когда Антоний умер восемь лет спустя. 6 Правление Аврелия было отмечено военными конфликтами, так как Рим пережил нападения Германии, восстания в Италии и Египте, а также чуму, охватившую Италию и унесшую множество жизней. 1 Несмотря на все эти трудности, стремление Аврелиуса к стоицизму позволило ему не допустить, чтобы эти ужасные события повлияли на его внутренний покой. На самом деле считается, что многие из заметок, которые позже были опубликованы в «Размышлениях », были написаны, когда Аврелий организовывал военные походы. 1

Несмотря на весь хаос и трудности, с которыми Аврелий столкнулся во время своего пребывания на посту императора, он считается последним из «пяти хороших императоров». Пока правили пять хороших императоров, Рим обладал абсолютной властью и руководствовался добродетелью. Пять хороших императоров стали императорами из-за назначенной преемственности, а не по праву рождения, что могло подтолкнуть их к желанию проявить себя как добродетельные лидеры. 6 Преемник Аврелия не последовал его примеру; когда он умер в 180 г., один из его сыновей, Коммод, стал императором. Правление Коммода знаменует собой конец золотой эры Рима, поскольку, хотя он поддерживал определенный уровень мира в Риме, его собственное поведение не соответствовало тем же добродетельным принципам, которых придерживался его отец. 7

Взгляд самого цитируемого философа

Для Аврелия, философа-стоика, « совершенство характера заключается в следующем: жить каждый день так, как если бы он был последним, без безумия, без апатии, без притворства ». Он призывает нас « помнить, что для счастливой жизни нужно очень немногое ». 3

Аврелий всегда заявлял, что люди должны заниматься только тем, что они могут контролировать. Эта философия означает, что поведение других людей не должно заставлять вас отклоняться от вашего добродетельного пути. Он писал: « когда вы проснетесь утром, скажите себе: люди, с которыми я сегодня буду иметь дело, будут назойливыми, неблагодарными, высокомерными, нечестными, ревнивыми и угрюмыми. Они такие, потому что не могут отличить добро от зла. Но я видел красоту добра и безобразие зла и признал, что виновный имеет природу, родственную моей, не той же крови и рождения, но того же ума и обладая долей божественного. И поэтому никто из них не может причинить мне боль. Никто не может уличить меня в безобразии. » 3

Он считал, что критика людей в ваш адрес больше говорит о том, какой они человек, чем о том, какой вы человек. В Meditations он утверждает: « когда другой обвиняет вас или ненавидит вас, или люди высказывают подобную критику, загляните в их души, проникните внутрь и посмотрите, что они за люди. Вы поймете, что нет нужды беспокоиться о том, что у них может быть какое-то особое мнение о вас. 3

Аврелий также считал, что люди должны сосредоточиться на настоящем. Он советует: « не веди себя так, как будто ты собираешься прожить десять тысяч лет. Смерть висит над тобой. Пока ты жив, пока это в твоей власти, будь добр. «Будущее находится вне нашего контроля, поэтому мы не должны о нем беспокоиться. Как он заявляет: « никогда не нужно волноваться или беспокоить свою душу вещами, которые вы не можете контролировать. Эти вещи не просят быть судимыми вами. Оставь их в покое. » 3

Сосредоточение внимания на настоящем также позволяет вам сосредоточиться на том, что у вас есть. Он писал: « не предавайся мечтам о том, чего у тебя нет, но подсчитай главное из благ, которыми ты обладаешь, а затем с благодарностью вспомни, как бы ты жаждал их, если бы они не были твоими ». 3

В конце концов, он призвал людей просто быть хорошими. Он написал в Meditations : « поступай правильно. Остальное не имеет значения. Холодный или теплый. Усталый или хорошо отдохнувший. Презираемый или почитаемый. Умираю… или занят другими делами… Загляни внутрь себя. Не позволяйте истинной природе чего бы то ни было ускользнуть от вас… когда обстоятельства неизбежно потрясут вас, немедленно вернитесь к себе и не теряйте ритм больше, чем вы можете помочь. Вы лучше поймете гармонию, если будете продолжать возвращаться к ней. 3

Где мы можем узнать больше?

Медитации — единственная известная опубликованная работа Аврелия. Разделенный на двенадцать частей, текст включает личные записи и каракули Аврелия. Физическую копию можно приобрести здесь или прослушать аудиокнигу.

Вы также можете послушать эпизод подкаста «История философии» об Аврелии под названием «Король-философ: Марк Аврелий». Ведущие подкаста исследуют жизнь Аврелия, а также его стоическую философию. В другом подкасте, посвященном обсуждению всех вопросов стоицизма, The Daily Stoic, также есть эпизод, который вращается вокруг Аврелия. Наконец, ведущий подкаста BBC Мелвин Брэгг рассказывает гостям о жизни и философии Аврелия в этом подкасте.

Об Аврелии также написано несколько книг. Марк Аврелий: Путеводитель для недоумевающих Уильяма Стивенса представляет собой введение в Аврелий, подходящее для тех, кто плохо разбирается в философии. Поняв основы, вы можете обратиться к книге Пьера Адо «Внутренняя цитадель: размышления Марка Аврелия », которая раскрывает более глубокие скрытые смыслы «Размышлений » Аврелия. Если вас больше интересует, кем был мужчина Аврелий, вы можете ознакомиться с биографией Энтони Бирли.

Ссылки

  1. Камтекар Р. (29 ноября 2010 г.). Марк Аврелий . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/marcus-aurelius/#LifWor
  2. Марк Аврелий: Долги и уроки . (2019, 9 ноября). улица Фарнам. https://fs.blog/2014/08/marcus-aurelius-debts-and-lessons/
  3. Цитаты Марка Аврелия . (н.д.). Goodreads. Получено 26 апреля 2021 г. с https://www.goodreads.com/author/quotes/17212.Marcus_Aurelius 9.0292
  4. Бальцли, Д. (2018, 10 апреля). Стоицизм . Стэнфордская энциклопедия философии. https://plato.stanford.edu/entries/stoicism/#Phil
  5. Gregoire, C. (2014, 29 марта). Марк Аврелий и ключ к счастью . DailyGood: новости, которые вдохновляют. https://www.dailygood.org/story/680/marcus-aurelius-and-the-key-to-happiness/
  6. Холидей Р. и Хансельман С. (31 августа 2020 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *