24.11.2024

Конфликт между учителем и учеником: как учителю вести себя с учеником — Я Учитель

как учителю вести себя с учеником — Я Учитель

Все мы люди, и дети тоже. Конфликты – неизбежность, но в педагогическом процессе это возможность для развития ученика. Бывает, что в взаимоотношениях учителя и ученика возникают проблемы. Конфликт, возникающий между учителем и учеником, называется педагогическим конфликтом. Эта статья из серии о работе с конфликтами расскажет о том как реагировать на проблемы между учителем и учеником, и как действовать учителю, чтобы разрешить конфликт.

Почему возникают конфликты

Школа – место, где ребенок или подросток сталкивается со множеством требований и правил, а также и проблем. Ученику может быть непривычно, скажем, выполнять требования в определенный срок, долго сидеть на одном месте, запоминать много новой информации. Работа учителя состоит как раз в том, чтобы научить ученика жить в этой новой для него реальности. И эта работа не может идти всегда ровно и гладко.

Часто конфликтные взаимоотношения учителя и ученика – это индикатор педагогической проблемы. Например, учитель недостаточно объясняет задачи, но не осознает этого и раздражается из-за плохих результатов. Или, например, учитель ругается без очевидного повода. Или объясняет слишком сложно, не учитывая уровень учащихся. Или вольно обходится с правилами, «под настроение» наказывает и прощает, заводит любимчиков. Или наказывает, не делая скидку на эмоции младшего школьника. Или не знает как и о чем говорить с подростками так, чтобы выстраивать гармоничные взаимоотношения учителя и ученика.

Особенно часто конфликты возникают у авторитарных учителей, которые смотрят на ученика сверху вниз, не знают, как говорить, чтобы подросток слушал, не готовы смотреть на ситуацию его глазами, принимать в расчет его внутренний мир, пытаются управлять поведением ученика механически, с помощью «кнута» и «пряника». То же можно сказать и про учителей, которые выстраивают отношения с детьми стихийно, без системного подхода. Такой подход может действительно стать проблемой для ученика. 

Педагогический конфликт, проблема учителя и ученика чаще возникает в средней и старшей школе, когда дети входят в подростковый период. Один из популярных сценариев – школьник постоянно пытается спровоцировать учителя и срывает уроки. Учитель в ответ выгоняет его из класса, ставит двойки, проводит беседы с родителями. Проблема учителя и ученика в итоге мешает всем. Причин для такого поведения ученика может быть много: желание самоутвердиться перед одноклассниками, непонимание предмета, уверенность в том, что знания никогда не пригодятся в жизни. Разобраться помогут несколько простых шагов.

Как снять напряжение и агрессию

Излучайте спокойствие и уверенность. Помните, что конфликтом управляете вы – в том числе тем, как на него реагировать. Авторитет учителя проявляется в том, что именно он задает правила игры. Доброжелательный, уверенный тон голоса, спокойная речь – всего этого бывает достаточно для того, чтобы ученик успокоился сам. Когда учитель ругается, ученику трудно идти с ним на контакт. В случае с провоцирующим и срывающим уроки подростком, учителю нужно показать, что провокации на него не действуют.

Покажите ученику, что вы его слышите. Ребенку и подростку важно признание его эмоций. Иногда этого бывает достаточно для того, чтобы погасить агрессию, решить проблему с учеником и вернуть взаимоотношения учителя и ученика в спокойное русло. Для этого хорошо подойдут техника называния эмоций и «эхотехника». Для ее применения нужно прислушиваться, какие слова чаще всего говорит ученик, и таким образом понять, о чем говорить с подростком. Это значит, что именно эти слова важны для него, и о них нужно поговорить. Используйте фразы: «я вижу, что ты расстроен», «я думаю, тебе это не нравится», «ты говоришь…», «давай я скажу, как я тебя понял, а ты скажешь – верно или нет». Если подросток срывает уроки, послушайте, что конкретно он говорит в этот момент. Скорей всего, это сводится к одной или нескольким темам, которые его беспокоят. Различные проблемы учеников в школе  встречаются часто и требуют от учителя индивидуального подхода к каждому.

Направляйте эмоции ученика. Эмоции младшего школьника переменчивы. Со стороны кажется, что он не хочет никого слушать. Но попробуйте переключить его внимание, предложить альтернативу. Учителю нужно найти варианты тем, о чем поговорить с подростком. «Я вижу, сейчас тебе очень хочется… А как насчет…» Тем самым вы даете ребенку самому решить, что ему важнее. Учитель может предложить школьнику, который с ним спорит и его провоцирует, в качестве альтернативы поучаствовать в публичной дискуссии на тему урока, подготовив взвешенные аргументы. Это переведет проблему учителя и ученика в конструктивное русло. 

Помните о том, что главное для педагога – не доказать свою правоту конкретному ученику и не изменить поведение ученика здесь и сейчас. Главное – сохранить доверие и добрые взаимоотношения учителя и ученика, и показать пример взрослого подхода к сложным ситуациям. Из-за чего бы ни возникла проблема учителя и ученика, помните, что вы – ролевая модель. С вас так или иначе будут брать пример.

Чего стоит избегать

Делать поспешные выводы. Ребенок или подросток может не понять вас, у него могут быть проблемы дома. Может, он устал. Или его задели ваши слова в прошлом. Из-за таких вещей проблемы учеников в школе обостряются. Учителю стоит обращать внимание на проблемы учеников и их возможные решения.

Отвечать агрессией на агрессию. Ребенок в начальной школе и средней школе не вполне умеет владеть собой, а значит – нести ответственность за свои реакции. А жесткая реакция учителя или моменты, когда учитель ругается, могут травмировать его психику и усугубить проблему учителя и ученика.

Оценивать личность ученика. Важно, чтобы ребенок или подросток понимал: с ним все в порядке. Вы не настроены против него, но есть требования, которые нужно соблюдать. Это важно, чтобы проблема ученика не стала серьезнее.

Стыдить. «Все на тебя смотрят», «сорвал урок, доволен?», «ведешь себя как маленький» – все это не решает проблему ученика в школе, а только показывает ученику, что его чувства неправильны и неважны и обостряет взаимоотношения учителя и ученика.

Угрожать. «Считаю до трех», «придется поговорить с твоими родителями», «еще одно слово, и мое терпение лопнет» – эти реакции неконструктивны, потому что воздвигают стену между вами и учеником и разрушают взаимоотношения учителя и ученика. Они сообщают ему, что вы настроены против него. Такое подход не поможет решить проблемы ученика в школе.

Брать в «заложники» класс. «Если не прекратишь – оставлю всех после уроков» – такая манипуляция опасна тем, что может спровоцировать травлю внутри коллектива и стать причиной недовольства других детей. Это ведет к нарушению учебного союза между детьми и учителем и сводит на нет хорошие взаимоотношения учителя и ученика.

Освойте технику обратной связи

Часто проблемы во взаимоотношениях учителя и ученика возникают из-за того, что нарушен контакт. Кнут и пряник, похвала и наказание – два классических инструмента для обратной связи. Но ими тоже нужно уметь пользоваться, не травмируя ученика, решая проблемы ученика в школе спокойно и конструктивно, давая ему возможность поработать над собой и порадоваться за свои успехи.

Подробнее о том, как эффективно решать конфликты между учителем и учеником, несколькими учениками, учителем и родителем, а также о том, как предотвратить травлю и научиться ненасильственному общению — в курсе «Конфликты и травля в школьной среде» программы «Я Учитель». Он бесплатный. После его прохождения вы получите не только полезные знания, но и удостоверение о повышении квалификации. 

Также вы можете прочитать другие статьи из серии, посвященной работе с конфликтами: «Буллинг в школе» и «Как научить детей разрешать конфликты в школе конструктивно». 

Эксперты рассказали, как разрешить конфликт между учителем и учеником

Николай Оберемченко/ «Комсомольская правда»

«У меня трое детей, они учатся в 5, 8 и 9-м классах сильной школы. И вот уже на протяжении девяти лет я сталкиваюсь с ситуацией, когда учителя ставят оценки не по открытым и прозрачным критериям, а так, как им заблагорассудится, исходя из личных предпочтений, — признается Юлия. — В подавляющем большинстве ситуация решается не в пользу ребенка».

По словам мамы, нередки случаи, когда средний балл в 4,57 одни педагоги округляют до «4», а другие — до «5». Вот такая сложная математика. И это при том, что критерии оценки для промежуточной аттестации утверждаются на уровне локального нормативного акта конкретной школы. Все учителя должны ему следовать. Однако, если прочитать этот документ, волосы встают дыбом не только у родителей.

«В нем прописаны некие общие правила выставления оценок. Освоил меньше 50 процентов материала? Тебе «двойка». От 50 до 80 процентов — «тройка». От 80 до 99 процентов — «четверка». И только выполнивший абсолютно все задания на 100 процентов может рассчитывать на «пять», — продолжает Юлия. — Такие правила могут полностью убить всю мотивацию к учебе».

По словам мамы, в школьном документе не указано, какой средний балл нужен для получения четвертной «пятерки» или «четверки». Как он округляется. Отсюда — простор для манипулирования и непрозрачности. За разъяснениями мама обратилась к администрации школы. Но вместо конструктива — получила конфликт.

«На днях старшая дочь защищала проект по английскому языку (при том, что по локальному акту школы, проект дети защищают в 10-11 классах). Написала текст на 12 страниц, подготовила 15-минутное выступление. Итог — «двойка», которая отразится на аттестате. Средний балл по английскому все эти годы у нее держался на уровне 4,5. Дочь в слезах. Объективных критериев оценки школа не предоставила, — продолжает Юлия. — Если твой учитель — завуч, о какой объективности комиссии может идти речь? Если я пойду в суд, получится слово учителя против слова ученика. У кого больше прав и возможностей? У педагога со стажем, который прекрасно знает, как манипулировать образовательными нормами, или у подростка?»

Освоил от 80 до 99 процентов материала? Тебе — «четверка». Только 100 процентов правильных ответов оцениваются на «пять»

У редакции тоже возникли вопросы. Скажем, такие. Можно ли отправить школьный проект ребенка на независимую экспертизу и добиться независимой оценки? Отражает ли стандартная 5-балльная система современные требования к результатам обучения детей? За комментариями «РГ» обратилась к экспертам и чиновникам.

Департамент образования предоставил «РГ» ответ директора школы, в которой произошел конфликт. Цитируем: «Мы готовы идти навстречу, помочь девочке в работе, ведь для нас главное — качество образования. Сейчас коллектив школы работает над актуализацией локальных нормативных актов. Для того чтобы повысить объективность итоговой отметки, а также повысить качество изучения материала, мы планируем ввести средневзвешенную систему оценки знаний, умений и навыков учащихся. То есть при определении итоговой отметки за четверть или полугодие мы будем руководствоваться не средним арифметическим, а «весом» каждой оценки, которая выражает показатели различной деятельности учащихся. Таким образом, мы хотели повысить объективность итоговой отметки, усилив ее зависимость от результатов работы на протяжении всего учебного года, мотивировать учащихся».

Чем закончится эта история? «РГ» будет внимательно следить. Все войны рано или поздно заканчиваются миром. Все школьные конфликты (за редким исключением, если ребенок не переходит в другую школу) нормальным продолжением учебы. Здравый смысл и житейская мудрость нужны и педагогу, и родителю, чтобы разрешать подобные конфликты в классе, а не в инстанциях…

Комментарии

Анна Вавилова, кандидат юридических наук, ведущий эксперт института образования ВШЭ:

— Отправить проект ребенка на независимую экспертизу всегда можно: вопрос лишь в том, что это даст? Допустим, будет экспертиза, и проект высоко оценят — хорошо для самооценки ребенка, но не более. Это не будет иметь юридического значения. На мой взгляд, лучший суд — это тот, который не состоялся. В первую очередь можно обратиться с вопросами и предложениями к директору, тот обязан отреагировать. Во-вторых, можно написать обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, вынести вопрос на рассмотрение педсовета, родительского комитета. Можно оспорить неправомерную, по мнению родителя, аттестацию (не предусмотренную программой), оспорить несправедливую, по его мнению, оценку. По действующему законодательству, система оценивания в школе фиксируется ее локальными нормативными актами. Специальных требований к этому документу нет, только общие — справедливость, беспристрастность. Проще говоря, школа самостоятельно выбирает, как правильнее оценивать. И школа же будет решать, какая система оценивания ребенка мотивирует, а какая — нет. При этом учитывается мнение родительских советов.В документе конкретной школы, где произошел описанный конфликт, есть действительно пространство для совершенствования: нечетко описанные моменты (нет принципов округления либо иных вариантов бесспорно определить, какая будет четвертная оценка), не описаны процедуры апелляции при несогласии с выставленной оценкой, процедуры информирования законных представителей. Это не делает документ незаконным. Но для своего же удобства и прозрачности школе целесообразно эти моменты регулировать. Если в локальном нормативном акте школы индивидуальный проект действительно не указан, как форма аттестации в 9-м классе, то можно оспорить в суде сам факт проведения этой процедуры. Однако здесь нужно внимательно изучать все документы, все юридические тонкости.

Евгений Ябмург, заслуженный учитель России:

— В суд, конечно, родители могут пойти. Но есть более эффективный способ решения проблемы. Первый этап: я собираю независимый консилиум внутри школы, который выносит свой вердикт. Если родитель не согласен, в столице есть центры независимой оценки качества образования, где ребенка протестируют и проверят уровень его подготовки. И дадут объективный результат: что школьник знает, а что — нет. На этом, как правило, история заканчивается. Хотя в моей практике до этих центров и тем более до судов из-за оценок еще никто не доходил. Поймите, раньше учитель был единственным источником информации и знаний. А сегодня есть интернет, есть разные курсы и образовательные стартапы. Все можно проверить в два клика, и родители могут поставить слова учителя под сомнение. Это примета времени. И не стоит так уж об этом сокрушаться. В конце концов, учитель должен держать себя в тонусе и не отставать от жизни. Педагог не должен думать, что он всегда прав. Но крайности здесь недопустимы. Оспаривать абсолютно каждую оценку — раньше такое и в голову бы никому не пришло.

Марианна Шевченко, директор по развитию Национальной родительской ассоциации:

— 5-балльная система оценок устарела совершенно. «Единицы» учителя почти не ставят, «двоек» — особенно четвертных и годовых — многие тоже стараются избегать. И все пространство для маневра — «три», «четыре», «пять». Эта система настолько ограничена, настолько закостенела, что практически не дает современного представления о реальных знаниях ребенка. Зато оставляет большой простор для манипуляций. Оценивать индивидуальный проект по 5-балльной шкале — точно не стоит. Проекты у детей совершенно разные: ребята проявляют творческие, исследовательские способности, раскрываются с разных сторон и учатся вести презентации. А «тройки» и «пятерки» «причесывают» эти проекты под один стандарт. Раньше в некоторых школах проводились эксперименты по введению 10-балльной и 12-балльной системы. Я сама училась в такой школе. И мы с одноклассниками четко знали, что 8 — это не 9, но и не 7. У педагогов была возможность внутри этой системы «подвигаться», у нас была определенная свобода.

SCIRP Открытый доступ

Издательство научных исследований

Журналы от A до Z

Журналы по темам

  • Биомедицинские и биологические науки.
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение.
  • Информатика. и общ.
  • Науки о Земле и окружающей среде.
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные науки. и гуманитарные науки

Журналы по тематике  

  • Биомедицина и науки о жизни
  • Бизнес и экономика
  • Химия и материаловедение
  • Информатика и связь
  • Науки о Земле и окружающей среде
  • Машиностроение
  • Медицина и здравоохранение
  • Физика и математика
  • Социальные и гуманитарные науки

Публикация у нас

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Публикуйте у нас  

  • Представление статьи
  • Информация для авторов
  • Ресурсы для экспертной оценки
  • Открытые специальные выпуски
  • Заявление об открытом доступе
  • Часто задаваемые вопросы

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat
Недавно опубликованные статьи
Недавно опубликованные статьи

Подпишитесь на SCIRP

Свяжитесь с нами

клиент@scirp. org
+86 18163351462 (WhatsApp)
1655362766
Публикация бумаги WeChat

Бесплатные информационные бюллетени SCIRP

Copyright © 2006-2022 Scientific Research Publishing Inc. Все права защищены.

Вершина

Советы по разрешению конфликтов между учителем и учеником

Каковы причины конфликтов между учителем и учеником?

Трудно перечислить все возможные причины конфликтных ситуаций в классе. Может быть, кто-то не обращает внимания, потому что над ним издевались по дороге в класс. Учащийся, который регулярно отвечает сарказмом, может испытывать стресс по поводу возвращения в токсичную семью. Разрешение конфликтов может быть сложным для учителей, когда дело касается их учеников.

Вовлеченность учащихся может стать серьезным источником конфликтов

Вовлеченность учащихся во время урока является одним из основных источников конфликта между учителем и учеником. Учащиеся, которые заметно невнимательны или отвлекают других, могут стать причиной конфликта в классе, а также невероятно разочаровывать многих учителей.

Сбои в работе учащихся в классе

Возможно, самая распространенная форма конфликта между учителем и учениками, нарушения в классе ставят под угрозу обучение хорошо ведущих себя учащихся. Когда у вас есть всего час на выполнение плана урока, быстрое и эффективное разрешение конфликтов имеет решающее значение.

Хотя вы не можете предотвратить каждый эмоциональный всплеск, есть стратегии, которые вы можете использовать, чтобы справиться с ними. Однако, прежде чем мы перейдем к этому, важно знать, почему происходят сбои.

  • Учащийся почувствовал себя «атакованным» в предыдущей конфронтации
  • Учащийся скучно
  • Учащийся не чувствует эмоциональной вовлеченности
  • Межличностные конфликты со сверстниками
  • Беспокойство по поводу пребывания в классе
9000 , но важно знать, что срыв редко носит личный характер, даже если так кажется.

Оспаривание авторитета учителя

Для некоторых детей единственной авторитетной фигурой является родитель. Для других ни одна авторитетная фигура не достойна их немедленного уважения. Оспаривание учащимися авторитета учителя является одним из самых проблемных нарушений в классе. Когда ваша роль учителя подвергается сомнению, это может иметь эффект домино для других учеников.

Различие идеалов между учителем и учеником

Конфликт может возникнуть, когда идеал учителя противоречит глубоко укоренившейся вере ученика. Например, вы можете поставить плохую оценку за статью, которая не соответствует вашим требованиям. Ученик, написавший это, может раскритиковать вас и заявить, что «вы не знаете, что делаете».

В этом случае повышать оценку для разрешения спора — неправильный поступок. Вы должны стоять за свои идеалы. Вот почему вы должны стремиться понять точку зрения этого ученика, чтобы проявить сочувствие и прийти к пониманию.

Как учителя могут разрешать конфликты со своими учениками?

Важнейшей частью подготовки учителей является подготовка и оснащение педагогов лучшими стратегиями разрешения конфликтов. К счастью, есть стратегии, которые успешные учителя используют для эффективной работы со студентами.

Выбор места и времени разрешения конфликта

Вы должны избегать «вызова» непослушных учеников — это может вызвать обиду. Вместо этого будьте суровы, но не грубы. Попробуйте сказать что-то вроде: «Сейчас я преподаю. Подожди, пока мы закончим урок, и тогда я поговорю с тобой.

Более сложные вопросы могут потребовать внеклассного времени. Если ученик не успокаивается после того, как вы попробовали несколько стратегий, вам нужно будет найти время после урока, чтобы разобраться с его поведением.

Важно слушать ученика

Эмпатия — лучший эмоциональный инструмент учителя. Слушание — лучший способ помочь учащимся почувствовать себя понятыми.

Многим учителям трудно распознать стресс своих учеников. Часто педагоги обременены своими проблемами, что затрудняет понимание точки зрения ученика. Тем не менее умение слушать учащихся является неотъемлемой частью педагогического образования и профессионального развития. Скорее всего, вы обнаружите, что умение слушать строит отличные отношения между учениками. Такие позитивные взаимодействия, несомненно, повысят вашу удовлетворенность работой.

Избегайте разрешения конфликтов во время занятий

Несмотря на то, что вы можете справиться с помехами во время занятий, вы не можете полностью устранить основную причину конфликта в это время.

Чтобы не допустить конфликта, вам нужно обращаться к проблемным ученикам один на один. Хотя держать в заложниках студентов, которые хотят уйти, после окончания урока — не лучший вариант, вы можете рассмотреть возможность начала урока на пару минут позже, чтобы дать себе возможность поговорить перед уроком.

Управляйте своим тоном голоса как учитель

Тон — это важная часть взаимодействия людей друг с другом. Это особенно верно между учениками и учителями. Эмоциональные студенты, в частности, больше всего понимают не то, что вы говорите, а то, как вы это говорите.

Говорите тихо, но уверенно, чтобы получить наилучшие результаты. Если ваш тон отражает горечь и негодование, ученики ответят тем же. Например, фразу «Успокойся» можно произнести по-разному. Хотя слова могут остаться прежними, спокойный и сердитый тон будут иметь совершенно разные результаты в вашем классе.

Используйте эмпатию и понимайте потребности учащегося

Немного эмпатии очень помогает учащимся. Вам не нужна специальная подготовка, чтобы уметь слушать. Студент может иметь дело с тревогами или личной проблемой.

Есть много более глубоких причин, по которым ученики капризничают. Даже если это что-то, что не оправдывает поведение, постарайтесь понять ситуацию с точки зрения этого ученика. Задайте несколько добрых и вдумчивых вопросов, чтобы получить четкое представление о том, что происходит. Вы не только получите данные, необходимые для того, чтобы понять, как вести себя со студентом, но и укрепите доверие. Студенты, которые чувствуют сопереживание, как правило, лучше ведут себя в классе.

Обсудите с учащимся дальнейшие действия

Урегулирование конфликта с учащимся — это непрерывный процесс. Вы же не хотите, чтобы ученики чувствовали, что вы собираетесь отказаться от их потребностей после разговора с ними. Если вы это сделаете, они, скорее всего, продолжат мешать вашему классу.

Во-первых, убедитесь, что вы и ваш ученик понимаете друг друга. Как только вы это сделаете, установите четкие ожидания относительно того, как вы ожидаете, что ученик будет вести себя. Кроме того, подробно объясните учащемуся, что вы будете делать по-другому в будущем.

Неотъемлемой частью разрешения конфликтов является компромисс. Возможно, вам придется дать немного, и это нормально. Студенты хорошо реагируют, когда чувствуют, что они не единственные, кто отказывается от чего-то.

Однако вы не должны жертвовать своими границами, чтобы успокоить непослушного ученика. Вместо этого вы должны вознаграждать студента за его участие в урегулировании конфликта. Вы можете оказать им дополнительную помощь в самых сложных темах или просто поговорить.

Создание школьной среды, управляемой сообществом

Школьная среда, управляемая сообществом, имеет первостепенное значение для разрешения конфликтов между учителями и учениками.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *