20.09.2024

Когнитивный аспект это: Когнитивный аспект. Когнитивный аспект обучения. Когнитивный подход к анализу текста

с/к «Когнитивные аспекты деятельности человека»

ведет доц. Чижова Лариса Алексеевна

Задача курса

представить проблематику общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о структуре знаний человека, народа и
человечества в целом – о формировании знаний Человека о действительности, об обществе и о себе самом, что отражается в языковых формах.

Основные принципы изложения материала – идеи  различных направлений философии, психологии, социологии, нейропсихологии в связи с направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании с принципами, разрабатываемыми такими науками, как культурология,
этносемиотика, прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные аспекты языковой деятельности человека.

Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:

1. Когнитивная наука и языкознание

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности
человека и фиксация ее результатов в языковых структурах разного типа

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

4. Заключение

 Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса приводятся языковые факты различных языков, хотя в основном привлекается материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым студенту языковым материалом.

 Задачи слушателей курса.

При освоении содержания курсов его слушателям отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление и пополнение собственным фактическим материалом. Студенту предлагается использовать изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат снованием для предлагаемого курса. Термины, формирующие понятийно-терминологический аппарат, сверяются студентами самостоятельно по специальным
терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления о современных направлениях в когнитивной лингвистике.

Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.

Содержание курса

1. Когнитивная наука и языкознание

1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках – антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего» языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия структурализма в языкознании.

1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания, памяти человека, формирования, хранения и передачи
информации – новая постановка вопросов  в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии, семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в сфере
изучения гносеологической деятельности человека. 1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим
функциям. Семиотический, психологический, социологический и культурологический
аспекты. Знание как семиотический объект. Языковой знак и понятие, их
соотношение.

 2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности
человека и фиксация результатов в языковых структурах

2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и
референция как когнитивные механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.

Философские вопросы теории номинации и референции.
Соотношение слова, мысли и вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание –
их соотношение. Понятия когниции, когнитивной системы.

Л.С. Выготский — рассмотрение процессов порождения
высказываний («Мышление и речь» 1934).

Теория категоризации Дж. Брунера.

Теория категоризации Л. Талми: категоризация как
выявление набора иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством
которых естественный язык осуществляет концептуальное структурирование
представлений о действительности (категории когнитивного состояния,
конфигурационной структуры, динамики сил, распределения внимания и др. , каждая
из которых имеет свою сложную структуру).

Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.

Выделение «естественных семантических категорий» –
исследования Э. Рош (понятие прототипического элемента). Прототипы и
стереотипы.

Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой

2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной
деятельности человека. Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж.
Лакоффа и М. Джонсона.

 

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

3.1. Слово и его когнитивная сущность.

Исторический аспект рассмотрения слова как носителя
когниции.

Механизмы формирования лексического значения.

Системность в лексиконе как отражение когнитивных
связей. Тезаурусы – когнитивные аспекты. Универсальное и специфическое в
тезаурусах как отражение когнитивной деятельности человека.

Национальная специфика – когнитивный аспект
лингвокультурологии в лексике.

3. 2. Когнитивная грамматика

3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную
грамматику

Универсальная грамматика и понятие параметризации.

Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание
универсальной грамматики, построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение
глубинных и поверхностных структур)

Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.

“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.

3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических
категорий:

Формирование представления о «живом» / «неживом»,
«личном» / «неличном», «конкретным» / «абстрактным» и множество языковых
презентаций соотношения субъектно-объектных отношений.

Категории рода и числа – языковой и когнитивные
аспекты.

Пространственные и временные представления и их
языковое выражение.

 

4. Заключение. Опасна ли «когнитивная революция»?

                4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к
информации?

                4. 2. Насколько не совпадают культурный концепт и
элемент когнитивной системы?

                4.3. Можно ли свести к информативности языковое
значение?

 

Литература

Chomsky N . Language and
problems of knowledge. The Managua
Lectures. — N-Y., 1988.

Fodor J.A. – The language of
thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox (Essex,
England):
Harvester, 1976.

Gardiner A. The mind’s new
science: the history of cognitive revolution. N-Y., 1985.

Langacker R.W. Concept, image,
and symbol: The cognitive basis of grammar. – B.; N.Y.: Mouton de Gruyter,
1990.

Minsky M. A framework for
representing knowledge // D. Metzing ed. Frame conceptions and text
understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.

Rosh E. H. Human
categorization // Advances in cross-cultural psychology. — L., 1975.

Talmy L. How
language structures space // Spacial orientation: theory, research, and
application. Plenum press, 1983.

Talmy L.
Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.

Апресян Ю.Д. (ред.).
Языковая картина мира и системная лексикография. — М.: Языки славянских
культур, 2006.

Апресян Ю.Д. Интегральное описание языка и системная лексикография
// Избранные труды. Т. II. — М.: Языки русской культуры, 1995.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. —
М., Наука, 1974.

Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический
энциклопедический словарь. – М.: Сов. энциклопедия, 1990. С.411-412.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл:
Логико-семантические проблемы. – М.: Наука, 1976.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. — М., “ЯРК”, 1999.

Бенвенист Э. Общая лингвистика. — М., 1997.

Брунер Дж. Психология познания. — М.: Прогресс, 1977.

Когнитивные аспекты языковой деятельности человека

Программа курса

Введение

I . Назначение курса. Лекционный курс «Когнитивные аспекты языковой
деятельности человека
» предназначается для студентов филологического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Задача курса – представить проблематику
общего языкознания в соответствии с современными научными представлениями о
структуре знаний человека, народа и человечества в целом – знаний о
действительности, об обществе и о себе самом, что находит отражение в языковых
формах.

II . Основные принципы изложения материала – идеи различных направлений
философии, психологии, социологии, нейропсихологии и робототехники в связи с
направлениями современного, постструктурного, «внешнего» языкознания в сочетании
с принципами, методикой таких наук, как культурология, этносемиотика,
прагматика, когнитология, семантическая логика. В центре внимания – когнитивные
аспекты языковой деятельности человека.

III . Структура курса. Курс состоит из 4-х частей:

1. Когнитивная наука и языкознание

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и фиксация
результатов в языковых структурах

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

4. Опасна ли «когнитивной революции»?

IV . Иллюстративный материал. Для иллюстрации основных положений курса
приводятся языковые факты различных языков, причем привлекается в основном
материал русского языка. Примеры из языков, мало известных студентам, языков не
индоевропейских, даются лишь при невозможности ограничиться более знакомым
студенту языковым материалом.

VI . Задачи слушателей курса. При освоении содержания курсов его слушателям
отводится активная роль. От студента ожидается не пассивное заучивание и
пересказ тех или иных теоретических положений, но их самостоятельное осмысление
и пополнение собственным фактическим материалом. Студент должен уметь приложить
изученные им теоретические положения к материалу известных ему языков и
разобраться в расхождениях между точками зрения тех авторов, чьи работы служат
учебными пособиями к курсу. Термины, формирующие понятийно-терминологический
аппарат лекционного курса, должны сверяться студентами самостоятельно по
терминологическим и энциклопедическим словарям. В результате активного усвоения
предлагаемых заданий у учащихся должны сформироваться устойчивые представления
современных направлениях в когнитивной лингвистике.

VII . Научная сфера затронутых в курсе вопросов предполагает формулировку тем
курсовых и дипломных работ в сфере когнитивной лингвистики.

Содержание курса

1. Когнитивная наука и языкознание

1.1. 70 годы 20 века: смена научной парадигмы в гуманитарных науках –
антропологизация исследований. Предмет и задачи «постструктурного» «внешнего»
языкознания – внимание к «смежным» областям различных наук и выделение личности
человека как основного объекта научного описания. Пересмотр наследия
структурализма в языкознании. Место генеративной грамматики в становлении
когнитологии.

1.2. Соотношение мышления и языка, исследование мозга и механизмов понимания,
памяти человека, формирования, хранения и передачи информации – новая постановка
вопросов   в соответствии с развитием технологий (развитие систем искусственного
интеллекта, прикладной математики, робототехники), психологии, нейрофизиологии,
семиотики, философии. Место языкознания для постановки и решения новых задач в
гуманитарных науках.

1.3. Когнитивная функция языка в ее отношении к другим функциям.
Семиотический, психологический, социологический и культурологический аспекты.
Знание как семиотический объект. Понятие концепта как элемента когнитивной
системы.

2. Когнитивные сценарии познавательной деятельности человека и
фиксация результатов в языковых структурах

2.1. Интерпретация, понимание, категоризация и референция как когнитивные
механизмы. Понятия фрейма, скрипта, схемы, сценария.

Философские вопросы теории номинации и референции. Соотношение слова, мысли и
вещи. Логика, семиотика, когнитология, языкознание – их соотношение. Понятия
когниции, концепта, когнитивной системы.

Л.С. Выготский — рассмотрение процессов порождения высказываний («Мышление и
речь» 1934).

Теория категоризации Дж. Брунера.

Теория категоризации Л. Талми: категоризация как выявление набора
иерархически упорядоченных систем – категорий, посредством которых естественный
язык осуществляет концептуальное структурирование представлений о
действительности (категории когнитивного состояния, конфигурационной структуры,
динамики сил, распределения внимания и др., каждая из которых имеет свою сложную
структуру).

Исследования Ч. Филлмора – теория фреймов.

Выделение «естественных семантических категорий» – исследования Э. Рош
(понятие прототипического элемента). Прототипы и стереотипы.

Ключевые культурные концепты А. Вежбицкой

2.2. Когнитивная метафора, ее роль в познавательной деятельности человека.
Языковые выражения когнитивной метафоры. Исследования Дж. Лакоффа и М.
Джонсона.

3. Соотношение языковых и когнитивных структур

3.1. Слово и его когнитивная сущность.

Исторический аспект рассмотрения слова как когнитивного носителя.

Механизмы формирования лексического значения.

Системность в лексиконе как отражение когнитивных связей. Тезаурусы –
когнитивный аспекты. Универсальное и специфическое в тезаурусах как отражение
когнитивной деятельности человека.

Национальная специфика – когнитивный аспект лингвокультурологии в лексике.

3.2. Когнитивная грамматика

3.2.1. Различные точки зрения на когнитивную грамматику

Универсальная грамматика и понятие параметризации.

Н. Хомский и эволюция его взглядов (понимание универсальной грамматики,
построение порождающей грамматики, взгляды на соотношение глубинных и
поверхностных структур)

Когнитивная грамматика в понимании Р. Лангакера.

“Грамматика конструкций” Ч. Филлмора.

3.2.2. Рассмотрение конкретных грамматических категорий:

Формирование представления о «живом» / «неживом», «личном» / «неличном»,
«конкретным» / «абстрактным» и множество языковых презентаций соотношения
субъектно-объектных отношений.

Категории рода и числа – языковой и когнитивные аспекты.

Пространственные и временные представления и их языковое выражение.

Когнитивная интерпретация соотношения «тема — рема» в высказывании.

4. Опасна ли «когнитивной революции»?

          4.1. Все ли в человеке и в социуме сводится к информации?

          4.2. Насколько не совпадают культурный концепт и элемент
когнитивной системы?

          4.3. Можно ли свести к информативности языковое значение?

Заключение

  «…правомерно полагать, что когнитивной лингвистики не существует – уже
потому, что не существует некогнитивной лингвистики» — Касевич В. Б. О
когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория грамматики. Материалы
чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С.Д.Кацнельсона. – СПб: Наука,
1998.- с.14-21

Литература

Chomsky N . Language and problems of knowledge. The Managua Lectures. N-Y.,
1988.

Chomsky N.– Language and politics Éd. by C.P.Otero. – Montréal; N.Y.: Black
Rose Books, 1988.

Fillmore C.J. Frame semantics // LiM ed. Linguistics in the morning calm:
Selected papers from the SICOL-1981. – Seoul : Hanship, 1982. 111-137.

Fodor J.A. – The language of thought. – N.Y.: Crowell, 1975; Hassox ( Essex ,
England ): Harvester, 1976.

Gardiner A. The mind’s new science: the history of cognitive revolution.
N-Y., 1985.

Langacker R.W. – Concept, image, and symbol: The cognitive basis of grammar.
– B.; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1990.

Minsky M. A framework for representing knowledge // D. Metzing ed. Frame
conceptions and text understanding. – B.; N.Y.: Gruyter, 1980. 1-25.

Rosh E. H. Human categorization // Advances in cross-cultural psychology. —
L., 1975.

Talmy L. How language structures space // Spacial orientation: theory,
research, and application. Plenum press, 1983.

Talmy L. Rubber-sheet cognition in language /ĆLS 1977, v.13, 612-628.

Апресян Ю.Д. Лексическая семантика: Синонимические средства языка. М., Наука,
1974

Арутюнова Н.Д. 1991 Референция //Лингвистический энциклопедический словарь. –
М.: Сов. энциклопедия, 1990. С .411-412.

Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. – М.:
Наука, 1976.

Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М., “ЯРК”, 1999.

Брунер Дж. Психология познания. М.: Прогресс, 1977.

Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале
русской грамматики). М., “ЯРК”, 1997.

Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1996.

Величковский Б.М. Когнитивная наука: основы психологии познания. В 2 т. — М.
: Смысл : Издательский центр «Академия», 2006.

Выготский Л. С. Мышление и речь. // Избранные психологические исследования.
М., 1956.

Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике // Общее языкознание и теория
грамматики. – Спб.: 1998.

Кибрик А.Е. Лингвистическая реконструкция когнитивной структуры // 1-я
российская конференция по когнитивной науке. Казань: Изд-во КГУ, 2004. С.
ПО—111.

Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панкрац Ю.Г.Б Лузина Л.Г. Краткий словарь
когнитивных терминов. М., 1996.

Лакофф Дж. Джонсон М. Когнитивные аспекты языка. В кн.: Новое в зарубежной
лингвистике. – М.: 1988. — №23. – С. 34 -58.

Лакофф Дж. Когнитивное моделирование. / Язык и интеллект. М., 1995.

Лакофф Дж. Мышление в зеркале классификаторов. / Новое в зарубежной
лингвистике. Когнитивные аспекты языка. Вып. 23. М., 1988.

Лангаккер Р. У. Когнитивная грамматика. М., 1992.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.

Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во Моск. ун-та,
1969.

Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 23. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.

Павилёнис Р.И. Проблема смысла. М., 1983.

Поппер К. Объективное знание: Эволюционный подход. М.: УРСС, 2002.

Рахилина Е.В. Когнитивная семантика: персоналии, идеи, результаты //
Семиотика и информатика. М., 1998, вып. 36.

Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник МГУ, Сер. 9. Филология.
1999. — №1. – С. 30 – 48.

Филлмор Ч. Фреймы и семантика понимания. // Новое в зарубежной лингвистике.
Вып . 23. Когнитивные аспекты языка . М ., 1988.

Философский энциклопедический словарь . М ., 1983.

Проект MUSE — Когнитивный аспект эмоций

Вместо аннотации приведу краткую выдержку из содержания:

КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЭМОЦИЙ Традиционная психология рассматривает эмоциональные состояния как сознательные рефлексы, так сказать, движений чувственных влечений. Всякий раз, когда ценность, воплощенная в каком-либо частном, постигается мыслительной силой (vis cogitativa) и возникает соответствующее движение влечения, в сознании присутствует одна из душевных страстей (passiones animae), изменяющаяся в соответствии с объективным отношением между добро и человек. Возможно, было слишком мало подчеркнуто, что эта психология принимает во внимание не только субъективную сторону, но и всю ситуацию в целом, в которую вовлечен человек. В этом смысле томистская психология очень «современна». Только недавно психология открыла эту зависимость психических состояний и совокупных установок поведения от общей ситуации. В традиционной психологии схватывание движущегося агента, добра или зла, воплощенного в каком-либо объекте, достигается четвертым внутренним чувством, мыслительной силой (vis cogitativa).1 Познание добра или зла объекта. , событие или ситуация, предшествует движению аппетита и, следовательно, сознанию эмоционального состояния. Пока что старая концепция согласуется с некоторыми современными теориями.

Если, однако, эти теории рассматривают эмоции как простое отражение биологически релевантного набора обстоятельств или даже — как это делала знаменитая теория Джемса — Ланги — Серджи — рассматривают эмоции как осознание телесных изменений, вызванных биологическими силами, высвобождаемыми в их очередь по обстоятельствам окружающей среды, схоластическая традиция не согласна. Ментальный когнитивный фактор должен вступить в игру. Для влечений, а также их эмоциональных воздействий справедливо положение, что нельзя желать ничего, кроме того, что заранее известно. Замените «желаемый» на «искомый», и это утверждение применимо к аппетитам не в меньшей степени, чем к рациональной воле. 1 Р. Аллерс, «Vis Cogitativa и оценка», «Новая схоластика», XV (1941)’ с. 195. 589 590 РУДОЛЬФ АЛЛЕРС Существует большое расхождение во мнениях относительно природы и определения эмоций. В Виттенбергском симпозиуме о чувствах и эмоциях 1928 года приводится столько определений, сколько участников. И с тех пор ничего не изменилось.
Поэтому представляется целесообразным кратко резюмировать концепцию эмоций, лежащую в основе настоящего обсуждения. Эмоция — это психическое состояние особого характера, которым человек реагирует на осознание приятной или неприятной ситуации или любого другого аспекта ситуации, влекущего за собой хорошее или плохое. Это реакция всего индивидуума, ментального и телесного, а не только ума или сознания. Эмоция, таким образом, предполагает осознание ценностного аспекта ситуации. Это осознание может быть чисто чувственным пониманием, которое встречается также у животных и приписывается традиционной психологией vis aestimativa, одному из внутренних чувств. Такое чисто чувственное осознание может иметь место и у человека. Однако обычно ценностное сознание у человека имеет более высокий порядок, а именно интеллектуальное схватывание, основанное на чувственном осознании той или иной ценности, воплощенной в действительно наличной ситуации. Телесные изменения, связанные с эмоциями, становятся частично осознанными и окрашивают эмоциональное сознание.
Эмоцию можно описать как осознание изменения, «влияющего» на всю человеческую личность. Он относится к объектам как к причинам, а не в смысле познания или стремления. Вопреки некоторым современным представлениям, традиционная психология не приписывает эмоциям никакой когнитивной силы. И это не основа оценки. Ни «интерес», ни «удовольствие» не составляют осознания ценности или добра. Вещь представляет «интерес» потому, что она хороша или плоха; это не становится хорошим или плохим, потому что человек заинтересован. Философия ценностей, как ее понимает Р. Б. Перри, представляет собой такое же переворачивание истинного положения вещей, как теория Джемса является таким переворачиванием отношения между эмоциями и телесными изменениями. Профессор Перри остался верен духу своего учителя. Критику философии ценностей Перри см. в H. E. Cory, «Value, Beauty, and Professor Perry», THE THOMIST, IV (19).4~), 1. КОГНИТИВНЫЙ АСПЕКТ ЭМОЦИЙ 591 Единственное, что несомненно является правдой, это то, что получается близкое.
..

Когнитивные и поведенческие аспекты обучения – размышления о преподавании

обдумать и ответить на этот вопрос:

Каковы различия между бихевиористской и когнитивной перспективами обучения?

Прежде всего я хотел бы начать с поведенческих аспектов обучения. На прошлой неделе мы узнали в классе о конструктивизме. Этот взгляд на образование действительно фокусируется на точке зрения учащихся и на том, что учащиеся учатся на опыте, происходящем вокруг них. Этот знаменитый эксперимент, проведенный Бандурой на детях, показывает влияние взрослых на то, как дети смотрят на мир.

Это видео действительно демонстрирует идею о том, что вещи, происходящие вокруг человека, действительно влияют на то, как он учится и что делает. Это относится к поведенческим аспектам обучения, потому что, как мы видим из этого видео, люди формируют поведение на основе своего опыта и того, что происходит вокруг них.

Например, ребенок, у которого отец ушел из семьи в раннем возрасте, узнает, что это нормально в его жизни. Это случилось с моим отцом, когда ему было около 6 лет, и он сказал мне, что действительно не мог определить негативное влияние, которое этот травмирующий опыт оказал на него, пока он не стал намного старше. Это также поднимает проблему плохого поведения детей в школах. Если ребенок узнает, что в его доме разрешены кулачные бои, то как вы ожидаете, что он будет вести себя в школе? Все это приводит меня к выводу, что многие поведенческие аспекты обучения происходят в среде обитания человека.

Теперь, чтобы сравнить, я хотел бы поговорить о когнитивных аспектах обучения. Как мы говорили в нашем учебнике, педагоги пытаются взять информацию, которую они преподают ученикам, и перенести ее в свою «рабочую память». Рабочую память можно в основном определить как информацию, которую кто-то может легко использовать, когда придет время. Например, у подрядчика, который строит дом, в рабочей памяти есть мысли о том, как построить дом, иначе он не смог бы строить дома и, следовательно, остался бы без подрядной работы.

Способы, которыми мы видим, что педагоги пытаются донести материал, изученный в классе, до памяти учащихся, заключаются в том, чтобы они проводили «репетиции». Репетиция — это всего лишь метод попытки закрепить вновь выученную информацию в рабочей памяти. Примером репетиции может быть кто-то, использующий карточки для повторения материала про себя снова и снова, пока он, наконец, не запомнится ему. Основываясь на всем этом материале, я пришел к выводу, что когнитивные аспекты обучения гораздо больше сосредоточены на том, как использовать мозг для лучшего усвоения материала.

Как мы видим, существуют различия между когнитивными и поведенческими аспектами обучения. Поведенческая сторона фокусируется на среде, в которой находится учащийся, тогда как когнитивная сторона фокусируется на том, что происходит внутри мозга человека. Однако в обеих этих темах человек находится в центре внимания, и цель рассмотрения этих аспектов состоит в том, чтобы расшифровать, что заставляет людей учиться более эффективно, а что заставляет их учиться не так эффективно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *