25.04.2024

Классификация методологических принципов: Основные методологические принципы

Учебно-методическое пособие для магистров, бакалавров, студентов очного и заочного отделений, слушателей программ дополнительного образования педагогического университета


Скачать 0,84 Mb.

страница1/60
Дата06.10.2019
Размер0,84 Mb.
#78855
ТипУчебно-методическое пособие

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   60


Пензенский государственный педагогический университет

имени В.Г. Белинского

Груздова О.Г., Стенякова Н.Е.

ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ» В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Учебно-методическое пособие

для магистров, бакалавров, студентов очного и заочного отделений, слушателей программ дополнительного образования педагогического университета

Пенза, 2012

Печатается по решению редакционно-издательского

отдела Пензенского государственного педагогического

университета им. В.Г. Белинского

УДК: 378.14 (075)


Рецензенты:

– кафедра педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г.Белинского (зав. кафедрой – д.п.н., проф. В.В. Сохранов)

– кафедра педагогики и психологии профессионального обучения Пензенского института развития образования (зав.кафедрой – к.п.н., доц. И.Ф. Смирнова)

Каталог: files -> dep penzped.pnzgu.ru
dep penzped.pnzgu.ru -> Учебно-методическое пособие для магистров, бакалавров, студентов очного и заочного отделений, слушателей программ дополнительного образования педагогического университета
dep penzped.pnzgu.ru -> Феномен коммуникативной удачи и коммуникативной неудачи школьников среднего подросткового возраста

dep penzped.pnzgu.ru -> Учебное пособие для студентов высших педагогических заведений, обучающихся по специальности «Физическая культура»
dep penzped.pnzgu. ru -> Практикум по социальной психологии
dep penzped.pnzgu.ru -> Учебно-методическое пособие для семинарских занятий со студентами педагогических специальностей по разделу «теория обучения»
dep penzped.pnzgu.ru -> Психология развития: основы теории и практики
dep penzped.pnzgu.ru -> Профессиональное практико ориентированное сопровождение курса «Психология»
dep penzped.pnzgu.ru -> Учебно-методическое пособие для магистров, бакалавров, студентов очного и заочного отделений, слушателей программ дополнительного образования педагогического университета


Скачать 0,84 Mb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   60


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Методы научного исследования: классификация, характеристика

Применение грамотной исчерпывающей методологии позволит избежать отклонения или доработки текста. Научные методы — это комплекс средств, принципов, которые подобраны, чтобы построить дальнейшую теоретическую и практическую часть статьи.

Содержание:

  1. Понятие метода научного исследования
  2. Какие бывают теоретические методы научного исследования
  3. Какие методы исследования относятся к эмпирическим
  4. Классификация методов научного познания
  5. Примеры использования методов научного познания

Чтобы в совершенстве владеть современными методами научного исследования, нужно изучить множество источников, самостоятельно проанализировать всю информацию.

Публикации в авторитетных зарубежных журналах важны для подтверждения компетентности ее автора, научного признания, дальнейшей защиты на соискание степени, пополнения портфолио.

Современные методы научного исследования

На сегодня существуют несколько понятий метода научного исследования, однако они незначительно отличаются друг от друга. В переводе с греческого само слово означает «путь или прослеживание», термин на основе этого и рассматривается как способ познания, который помогает достижению поставленной цели при помощи определенной последовательности действий.

Основные теоретические методы научного исследования

  1. Индукция – движение мысли от частного к общему, зная отдельные факты можно прийти к закону, лежащему в их основе. Ее особенность – то, что полученные сведения, как правило, носят вероятностный характер, а не заведомо истинный.
  2. Дедукция прямо противоположна, частное вытекает из общего. Эта цепочка умозаключений, в отличие от предыдущей, логична, ее звенья приводят к неопровержимому выводу.
  3. Аксиоматический, специфика метода – в начале процесса задается набор базовых положений, они не требуют доказательств и принимаются за явные, по сути, являются аксиомой.
  4. Анализ, в основе – мысленное разложение предмета на части, которые его составляют.
  5. Синтез объединяет умозаключения, полученные в ходе предыдущего метода исследования, в единое целое.

Основные эмпирические методы научного исследования

  1. Наблюдение пользуется заслуженной популярностью. Для него характерно восприятие тех или иных явлений в целостности и динамике. Метод относится к практическим.
  2. Эксперимент носит комплексный характер, он часто используется в педагогике, психологии.
  3. Анкетирование удобно тем, что за сравнительно короткий промежуток времени помогает собрать солидное количество данных.
  4. Беседа, интервью. Опросные методы, которые относятся к практическим.

Классификация методов научного познания

Выбор эффективных методов научного познания необходим для успешного выполнения исследования. В зависимости от направления науки способы достижения цели могут различаться. Методы исследования подразделяются на несколько групп: наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение, абстрагирование.

Наблюдение

Данный процесс предполагает использование органов чувств для получения знаний. В большинстве случаев применяется в составе других методов.

Сравнение

В результате сравнения удается установить общие черты или различия с другим явлением или предметом. Сравниваться должны существенные признаки, которые помогут ответить на основные вопросы познавательной задачи. Выявление общего, присущего двум объектам, есть путь к познанию закономерностей.

Измерение

Процедура проводится с целью получения конкретной величины при помощи общепринятых единиц измерения. Данный метод познания дает точные цифры, которые позволяют получить сведения об изучаемом объекте. На эффективность измерений влияет используемое измерительное оборудование.

Эксперимент

Данный метод предполагает систематическое изучение объекта в определенных условиях. Эксперимент позволяет изучать явление в экстремальных или изолированных от окружающей среды условиях.

Ученый всегда может вмешаться в процесс, менять ход явления. Эксперимент проводится как с самим объектом, так и с его искусственно созданной моделью.

Абстрагирование

Суть данного метода состоит в отвлечении от неважных параметров, которыми наделен объект, фиксировании явлений, представляющих интерес для исследователя. В результате абстрагирования ученый получает информацию о некоторых особенностях объекта.

Применение методов научного исследования

В работе все они взаимосвязаны, органично дополняют друг друга, обязательно отвечают поставленным задачам. Использовать их следует с учетом специфики каждого, имеющихся плюсов и минусов.

Отдельное внимание можно обратить на сравнительно-исторический анализ, он позволяет выделить причинно-следственные связи, выстроить логическую цепочку. Собственные выводы можно строить на базе объективных сведений или полученных самостоятельно с помощью методов, которые являются научными, общепризнанными.

Знакомство с историей вопроса обогащает дополнительными фактами, может натолкнуть на рассмотрение проблемы с новой точки зрения.

У беседы и интервью основной недостаток – значительные временные затраты, даже если их проводить не индивидуально, а в группах. Важно четко определить цель, вытекающую из задачи исследования.

Рекомендуется предварительно набросать план вопросов, а в ходе деятельности его придерживаться, не отвлекаясь на ненужные детали. Следует заранее предусмотреть возможности фиксирования информации и создать комфортную эмоциональную, психологическую обстановку.

В анкетировании часто анонимность – основа достоверности. Нужно учитывать ряд требований:

  • использовать прямые и косвенные вопросы;
  • делать предварительную проверку их понимания на малом количестве респондентов, базируясь на этом, вносить коррективы;
  • обеспечить репрезентативность выборки как действенного средства получения сведений.

Отметим также, что за последние годы можно заметить рост популярности в гуманитарных науках квалиметрических или количественных методов, характерных ранее исключительно для естественнонаучных исследований. Однако основное требование – использовать комплекс методов, которые подобраны в соответствии с отличительными чертами, особенностями того или иного научного исследования.

Методические основы классификации видов экономической диагностики

Автор

Перечислены:

  • ТОЛПЕГИНА О.А.

Зарегистрирован:

    Реферат

    Цель исследования определяется необходимостью дальнейшего развития и совершенствования методологии экономической диагностики. Изучение теоретических вопросов и практическая реализация диагностических исследований и антикризисного управления показали, что методологическая основа экономической диагностики нуждается в доработке и обновлении, может расширить практические подходы к исследованиям. Исследования дополняют и углубляют комплекс научно-теоретических разработок в области методологии экономического обоснования диагностики. Автор представляет методологический подход к классификации видов диагностических исследований по различным признакам. Основной упор в разработанной классификации типов сделан на тщательное и полное обоснование каждого признака, положенного в основу классификации экономической диагностики, и описание направления диагностического исследования.

    Предлагаемое цитирование

  • О. А. Толпегина, 2017. « Методические основы классификации видов экономической диагностики «, Стратегические решения и управление рисками, Изд-во «Реальная экономика».
  • Обработчик: RePEc:abw:journl:y:2017:id:663
    DOI: 10.17747/2078-8886-2017-1-2-64-73

    как

    HTMLHTML с абстрактным простым текстомпростой текст с абстрактнымBibTeXRIS (EndNote, RefMan, ProCite)ReDIFJSON

    Скачать полный текст от издателя

    URL файла: https://www. jsdrm.ru/jour/article/viewFile/663/593
    Ограничение на скачивание: нет

    URL файла: https://libkey.io/10.17747/2078- 8886-2017-1-2-64-73?utm_source=ideas
    Ссылка LibKey : если доступ ограничен и если ваша библиотека использует эту услугу, LibKey перенаправит вас туда, где вы можете использовать свою библиотечную подписку для доступа к этому элементу
    —>

    Подробнее об этом товаре

    Статистика

    Доступ и статистика загрузки

    Исправления

    Все материалы на этом сайте предоставлены соответствующими издателями и авторами. Вы можете помочь исправить ошибки и упущения. При запросе исправления укажите дескриптор этого элемента: RePEc:abw:journl:y:2017:id:663 . См. общую информацию о том, как исправить материал в RePEc.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента, или для исправления его авторов, названия, реферата, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: . Общие контактные данные провайдера: https://www.jsdrm.ru/jour/about/journalSponsorship .

    Если вы создали этот элемент и еще не зарегистрированы в RePEc, мы рекомендуем вам сделать это здесь. Это позволяет связать ваш профиль с этим элементом. Это также позволяет вам принимать потенциальные ссылки на этот элемент, в отношении которых мы не уверены.

    У нас нет библиографических ссылок на этот элемент. Вы можете помочь добавить их, используя эту форму .

    Если вы знаете об отсутствующих элементах, ссылающихся на этот, вы можете помочь нам создать эти ссылки, добавив соответствующие ссылки таким же образом, как указано выше, для каждого ссылающегося элемента. Если вы являетесь зарегистрированным автором этого элемента, вы также можете проверить вкладку «Цитаты» в своем профиле RePEc Author Service, так как некоторые цитаты могут ожидать подтверждения.

    По техническим вопросам, касающимся этого элемента или для исправления его авторов, названия, аннотации, библиографической информации или информации для загрузки, обращайтесь: »ÑŒÐ½Ð°С Ñ ÐºÐ¾Ð½Ð¾Ð¼Ð¸ÐºÐ°Â» (адрес электронной почты доступен ниже). Общие контактные данные провайдера: https://www.jsdrm.ru/jour/about/journalSponsorship .

    Обратите внимание, что фильтрация исправлений может занять пару недель. различные услуги RePEc.

    Философия как методология

    Диалектический материализм (А. Спиркин)
    Предыдущий Глава 1. Философия как мировоззрение и методология Далее

    Общая концепция методики . Мир представляет нам картину бесконечного разнообразия свойств, связей и событий. Этот калейдоскоп из впечатления должны быть пронизаны организующим принципом, определенным методом, то есть определенным регулирующим приемы и средства практического и теоретического овладение реальностью. Практическая и теоретическая деятельность следуйте разным методам. Первые указывают пути делать вещи и соответствующие человеческие навыки, которые были исторически сформировавшейся и социально установившейся в орудия труда. Последние характеризуют режимы деятельность ума, приводящая к нахождению истины и правильное, рациональное решение проблем.

    Методология – это система принципов и общих способов организация и структурирование теоретической и практической деятельности, а также теорию этой системы. Генетически методы идут далеко в прошлое, когда наши далекие предки были приобретать, обобщать и передавать новым поколениям свои навыки и средства воздействия на природу, формы организация труда и общения. По мере возникновения философии методология стала особой целью познания и могла быть определяется как система общественно одобряемых правил и стандартов интеллектуальной и практической деятельности. Эти правила и стандарты должны быть приведены в соответствие с объективной логикой события, со свойствами и законами явлений. проблемы накопления и передачи опыта, называемые для определенной формализации принципов и заповедей, приемы и операции, связанные с самой деятельностью. Для Например, в Древнем Египте геометрия возникла в виде методологически значимые положения относительно измерения порядок раздела земли. Важную роль в этом играла подготовка к трудовым операциям, их последовательность и выбор наиболее эффективных способов выполнения вещи.

    С развитием производства, техники, искусства и элементы науки и культуры, методология становится целью теоретической мысли, специфической формой которой является Философское осмысление принципов организации и регуляции познавательной деятельности, ее условий, структура и содержание. Например, в произведении Гераклита «знание многих вещей» противопоставляется разуму, т. последнее является особенно надежным средством понимания диалектика вселенной — универсальный Логос — и быть отличается разнообразием «мнений» и легенды, приобретенные ненадежным путем. правила рассуждения, эффективного доказательства, роль языка как средства познания были предметом специального исследования в философии греческих софистов (Протагор и другие). Сократ, Платон и Аристотель занимают особое место при обсуждении проблем методологии. Сократ, для например, отдавал приоритет диалогическому характеру мышления как совместное достижение истины путем сопоставления различных понятия и понятия, их сопоставление, анализ, определение и так далее. Он считал его теория действий посредством индукция от расплывчатых понятий к четко определенным общим понятия как метод совершенствования искусства жизни, достижение добродетели; логические операции были подчинены этические цели. По Сократу, приобретение истинного знание должно служить действию с моральной целью. цель должна быть определена с помощью надлежащего организованная работа интеллекта. Этот принцип Сократа имел глубокое влияние на различные тенденции в развитии методологии, особенно на учение Платона, разработавшего диалектику понятий и категорий, целью которых было найти принцип в все. Чтобы достичь этого, наши мысли должны двигаться согласно объективной логике объектов под рассмотрение как воплощение бестелесных сущностей. мир этих сущностей, или идей, также рассматривался как царство красоты, добра, которого душа могла бы достичь через напряженное усилие.

    Предполагая, подобно Платону, что объектом истинного знания является всеобщее, Аристотель учил, что это всеобщее должно быть обнаруживается путем исследования отдельных, эмпирически данных вещи. Методология такого исследования изложена в Логика Аристотеля, которая подробно анализирует принципы определяя термин или конструируя высказывание, правила вывод и доказательство, роль индукции и дедукции в достижение истины и так далее. Эстетика Аристотеля излагает принципы творчества и анализа в художественных произведениях. Он также дает нам методологически важную разработку теория категорий как организующих форм познания и их диалектика.

    Однако до нового времени проблемы методологии не заняли самостоятельного места в системе знаний и возникли только в контексте логических и натурфилософских аргументы. Научный прогресс не ограничивается накопление знаний. Это также процесс развития новые средства поиска знаний. Быстрое развитие естественного наука требовала радикальных изменений в методологии. Эта потребность нашло отражение в новых принципах методологии и соответствующие философские идеи, как рационалистические, так и эмпирический, направленный против схоластики. Принципы механика ознаменовала прорыв в методологии. В соответствии с Галилея, научное знание, объединив индуктивное и дедуктивные методы, должны быть основаны на планомерном, точном умственном и практический эксперимент.

    У Декарта проблема методологии центральный. Методология необходима для установления того, на каком основании и какими методами можно получить новое знание. Декарт выработал правила рационалистического метода, первым правило, заключающееся в требовании, чтобы только те предложения, которые ясно и отчетливо понятные могут быть приняты за истинные. первыми принципами являются аксиоматические знания, т. е. идеи воспринимается интуитивно разумом, без всякого доказательства. От них немедленно воспринятые предложения новое знание выводится путем средства дедуктивного доказательства. Это предполагает разрушение сложные проблемы в более конкретные и понятные проблемы и строго логический переход от известного к неизвестный.

    Другое направление в методологии было представлено в это время Английский эмпиризм, стремившийся разработать способы мышления, поможет построить строго экспериментальную науку, руководимую доказательства научных истин, полученные посредством индукции.

    Ограниченность обоих направлений вскрыла немецкая классическая философия, которая произвела тщательный анализ условия познания, его формы и организация принципы. В отличие от механистической методологии, метафизически интерпретировала пути и средства познания, классическая немецкая философия разработала диалектическую методология в идеалистических формах.

    Кант произвел критический анализ структуры и типов познавательных способностей человека и определили конструктивные и регулирующие принципы познания и отношения между его формой и содержанием. В то время как первоначальный методологический принцип заключался в том, чтобы подвергнуть сомнению все в для получения прочных и бесспорно достоверных знаний и Юм сомневался в самом факте существования мир, для Канта критическое отношение к наличному знанию было методологическая основа преодоления догматизма и метафизические взгляды на мир. Его деятельность была направлена ​​против как догматизм, так и скептицизм, и стремился защитить принцип достоверности и общей значимости знание. Однако дуализм и априоризм мешали последовательным реализации этого принципа.

    В кантовском анализе процесса познания элементы диалектики. Они были разработаны на более высоком уровне Гегелем, чья философия приняла форму универсального метода познания и интеллектуальной деятельности в целом. категории и законы диалектики, выработанные Гегелем, дали система взглядов, позволившая исследовать взаимосвязь и противоречия между бытием и мышлением, диалектика развития человеческой культуры, от нового точки зрения, основанной на принципе историзма Прежде всего в Методология Гегеля есть принцип восхождения от абстрактно к конкретному, то есть от общего и ограниченные формы чувственности и рациональные суждения аналитические и в высшей степени осмысленные понятия, а оттуда к система понятий, раскрывающая объект в полной мере его существенные и в этом смысле конкретные характеристики.

    Достижения методологий предшествующих периодов были обобщаются и пересматриваются на последовательно материалистической основе в Марксистская философия, обогащенная последними достижениями науки и социальная практика. Диалектический метод был радикально исправлено. От бытия метода и анализа форм познания сами по себе, независимо от реальность и объективные законы ее развития, она стала метод наиболее полного и содержательного исследования эта разработка, инструмент не только теоретического познания, но и революционного преобразования реальность. В методологии марксизма стихийно диалектические методы мышления, которые стимулировали прогресс в естественных и общественных науках, приобрели свою теоретическую обоснование. Эта методика проясняет природу связь между теоретическим и эмпирическим знанием, а также также роль практики в организации обеих форм познание.

    Связь между теорией и метод. Принимая во внимание, что теория есть результат процесса познания, который воспроизводит определенный фрагмент бытия, методология есть способ получения и накопления таких знаний. Теория характеризует само знание, его структуру, содержание и степень, в которой он соответствует объекту; метод характеризует деятельность, связанную с приобретением знаний. Это характеризует условия получения истинного знания. В практике различие между теорией и методом может иногда быть функциональным: оформившись как теоретическое результат прошлого исследования, метод выступает в качестве отправной точки и условия для дальнейшего исследования. Таким образом, закон о сохранение материи и энергии как теоретический принцип выражающее основное условие существования мира является одновременно методологическим требованием исследование любого явления. Методологический принцип детерминистского объяснения мира является организующим принцип соответствующего физического, биологического и социального теории. После проверки социальной практикой эти теории, в свою очередь, могут выполнять методологическую функцию, то есть служить ориентиром в дальнейших исследованиях.

    Методология марксизма носит универсальный характер и может быть конкретизирована применительно к различным сферам человеческой деятельности в соответствии со своими условиями и целями. В то время как Концепция методологии когда-то в основном касалась познавательной деятельности (в результате чего методика наука была лучше развита), новый подход к методологии созданное марксизмом, позволило расширить его сферы применения и обеспечивают философское обоснование способов и средств организации всего спектр форм человеческой деятельности. Специфика этих формирует вызовы методов, соответствующих объектам, которые изучаются и трансформируются. В сфере искусства, например, такой метод является реалистическим методом, изображающим действительность с все его противоречия и перспективы.

    Об эффективности метода судят главным образом по его соответствие рассматриваемому объекту. Каким образом истинность теории отличается от истинности метода? Теория относится только к своему объекту и характеризуется степенью которому он действительно воспроизводит этот объект. Но метод может быть истинно — в смысле действенно — в одном познавательном ситуации, приводя при этом к ложным выводам в другой. методы физики применимы к физической реальности, включая те случаи, когда он входит в состав биологических объекты. При наличии разнообразия методов неизбежно возникает проблема выбора одного и оценки его как возможный путь решения конкретных теоретических и практических проблемы Это придает методологии аксиологический (ценностный) аспект и побуждает нас оценивать методы с точки зрения как правда и эффективность. Хотя методы могут отличаться по качеству все они имеют общий базис в интеграле диалектико-материалистическая методология.

    Иерархия методов. Важно разобраться в отношениях между Философская методология и сложная иерархия общих научно-специфические способы и приемы деятельности в материальном и интеллектуальном производстве организованы на различных уровнях. На философском уровне методология фактически функционирует не в виде жесткой система стандартов, «предписаний» и методов — таких интерпретация неизбежно привела бы к догматизму, но как общая система предположений и ориентиров человеческой деятельности, мировоззрение является наиболее существенным из них. диалектический и такой общей системой является исторический материализм. Мировоззрение обеспечивает предположение и основа методология. Философия не может, например, дать физике конкретные методы изучения квантовой механики. Но это касается общего подхода к открытию истины в физика. Речь идет не о «тактике» исследования процесс, но со стратегией в битве за правду.

    Сначала нужно овладеть универсальными философскими принципами и тогда детали различных уровней легче ассимилированы. Если мы будем действовать в обратном порядке, мы не может правильно овладеть либо тем, либо другим другой. Философские методы «работают» в науке не непосредственно, но опосредованно другими, более специфическими методами. Для например, принцип историзма как универсальный метод развитая философией, в биологии приняла форму теория эволюции — методологическая основа современной биологических дисциплин, а в астрономии этот же принцип породил целый ряд космогонических гипотез. В соцсетях исследовательский диалектический материализм в сочетании с историческим материализм выполняет функцию метода для всех общественные науки Методы, имеющие общенаучный характера, такие как сравнение, анализ и синтез, абстракция, идеализация, обобщение, восхождение от абстрактное к конкретному, моделирование, формализация, индукция и дедукция, также должны конкретизироваться в каждой отдельной науке.

    В науке методология часто решает судьбу исследования. проект. Различные подходы могут привести к противоположным выводам взяты из одного и того же фактического материала. Описание роль правильного метода в научном познании, философы сравнивали его с факелом, освещающим дорогу для путника во тьме. Даже хромой человек, который выбирает верная дорога придет впереди бесцельного странника. Это идет не говоря уже о том, что метод сам по себе не может гарантировать успеха в исследованиях. Не только хороший метод, но и умение его применять необходимы.

    Характерной чертой развития философской мысли в 20 веке является быстрый рост методологические исследования и увеличение их удельного веса в общей системе научных знаний. Это связано с превращение науки в непосредственную производительную силу, стремительное развитие науки как особой формы интеллектуальное производство и к дифференцированному и происходящие в ней интегративные процессы, что привело к конкретные изменения в классических дисциплинах и появление множества новых. Развитие и совершенствование методы являются важнейшим элементом всех научных прогресс. Современное общество сталкивается с глобальными проблемы, решение которых требует крупномасштабных программ, может осуществляться только при сотрудничестве многих наук, программы, призванные справиться с проблемами экология, демография, урбанизация, освоение космоса и т.д. на.

    Таким образом, возникает необходимость не только в объединении усилий специалистов в различных областях, но и объединить научные данных в ситуациях, когда в принципе нет полных или определенная информация об объекте в целом, как система. Углубление взаимосвязи наук приводит к результатам, моделям и методам некоторых наук все более широко используются другими, которые относительно менее развиты в методологическом отношении и более сложны в объект их изучения, например, применение физико-химические методы в биологии, психологии и лекарство. Отсюда возникает проблема методов междисциплинарные исследования и привели к эволюции методы, способные обеспечить эффективное взаимодействие и синтез методы различных наук и выявить исследования техники, логический аппарат и научный язык для объединение отдельных понятий и направлений и придание им общего научный статус. Можно привести, например, принципы кибернетики с ее категориями управления, информации, обратная связь и др.; системный анализ как дальнейшее творческое разработка принципов и категорий диалектики; или концепция ноосферы академика В. И. Вернадского, которая была разработана в идея планетарного энергоинформационного поля.

    Современная наука становится все более абстрактной и поддается более легко к математическим методам исследования. Особенно актуальными являются проблемы интерпретации результатов исследования, выполненные с широким использованием формализации методы. Это привело к специальной разработке методов интерпретация и моделирование.

    Существует несколько классификаций методологических знание. Одним из самых популярных является деление методологию на содержательную и формальную методологию. первая включает в себя такие проблемы, как структура научной знания в целом и научную теорию в частности, закономерности возникновения, функционирования и мутации научных теории, понятийный аппарат науки и ее отдельные дисциплин, определение объяснительных закономерностей принятая в науке структура и оперативный состав методов науки, условий и критериев научность

    Формальные аспекты методологии связаны с анализом язык науки, формальная структура научных объяснение, описание и анализ формальных и формализованных методы исследования, особенно методы построения научные теории и условия их логической истинности, типология систем знаний и т. д. Это было проработка этого комплекса проблем, поставивших вопрос логической структуры научного знания и развитие методологии науки как самостоятельной область знаний. Эта область охватывает все многообразие методологические и методические принципы и приемы, операции и формы построения научного знания, его высшим и окончательным уровнем является философская методология, чьи руководящие принципы организуют методологическую работу как на общенаучный уровень (включая логико-методологический аппарат, применимый ко многим дисциплин) и на специализированном научном уровне, где специальные методы исследования и производные конкретные методические системы разрабатываются и применяются. Метод конкретизирован методология. Методом конкретной науки это достигает исследовательского стола. Конкретные науки, которые специфичны по отношению к философии, могут, в свою очередь, быть методологическим по отношению к более узким областям их конкретной области знаний. Например, общая биология. Ботаника оружия, зоология и другие более узкие дисциплины с общие методы исследования. Опираясь на философию, генерал биология решает методологические проблемы, связанные со всеми кафедры биологических наук. Этот принцип должен быть встречается и в других науках.

    Современная система методов в науке такова. разнообразна, как и сама наука. Мы говорим, например, о экспериментальный метод, метод обработки эмпирических данных, способ построения научных теорий и их проверка, способ изложения научных результатов, т. е. классификация методов, основанная на классификации этапы исследовательской деятельности.

    По другой классификации методы делятся на философские, общенаучные и специальные научные методы. Еще одна классификация основана на различных методы качественного и количественного изучения действительности. Различие методов в зависимости от форм причинность — детерминистский и вероятностный методы — большое значение в современной науке. Например, в диалектика биологии рассматривается через призму общего научные методы (системный анализ, принципы саморегулирование и др.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *