29.09.2024

Картина жанна модильяни: Портрет Жанны Эбютерн, 1919 — Амедео Модильяни

История одного шедевра: портрет Жанны Эбютерн работы Модильяни – когда обнажается не тело, а душа, как бы банально это не звучало

Амедео Модильяни за три года, прожитые вместе с Жанной Эбютерн, написал более двадцати ее портретов. Его последняя любовь, разделившая с художником большие невзгоды и скромные успехи, посвятившая всю себя этой любви и трагически оборвавшая свою юную жизнь, была не особо избалована любимым.

Очевидцы говорят, что отношение Модильяни к Жанне отличалось от отношений с женщинами в целом (если коротко: они его обожали, он с ними не церемонился- например, одну из своих пассий Модильяни, рассказывают, однажды вышвырнул в окно). Но доставалось и Жанне: Модильяни регулярно бывал пьян, нередко – груб, и не сказать, чтобы верен. А Жанна? Жанна просто любила его. А он называл свои картины «признаниями в любви на холстах». Если рассматривать их так, то любовь Модильяни пережила их обоих.

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн в шляпке, 1917г

Главные музы Амедео Модильяни – Беатрис Хастингс и Жанна Эбютерн. С ними его связывали наиболее длительные отношения, их обеих он достаточно много писал. Беатрис на всех полотнах выглядит властной, волевой (такова она была и в жизни)В ее изображениях мы не найдем интимного настроения, нежности. Это была связь-война, связь-борьба, в которой каждый норовил ударить первым. В конце концов Беатрис просто сбежала от своего любовника.

Амедео Модильяни. Портрет Беатрис Хастингс, 1915г

Иное дело – портреты Жанны, любящей его безоговорочно, родившей ему дочь и покончившей жизнь самоубийством на следующий день после смерти Модильяни. Жанна в то время была на девятом месяце беременности…

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн, 1918г

На этом портрете лицо Жанны удлиненное – это особенность Модильяни, он часто прибегал к такому методу написания лиц.

Злопыхатели утверждали, что его фирменная удлиненность – результат того, каким предстают мир и окружающие, если смотреть на них через стакан с абсентом. Жанна славилась своими длинными волосами. С какой мягкостью, теплотой они написаны, кажется, кисть ласкала эти волосы, это нежное, смиренное и сияющее лицо. Лебединая шея, болезненная нервная тонкость черт – такова Жанна не его портретах. Модильяни часто оставлял у своих моделей «пустые», не прорисованные глаза без зрачков. Но здесь Жанна искоса смотрит на нас, в ее взгляде – нежность, тревога и огромная сила – кажется, что это сила принятия собственной судьбы. Она не пыталась ее избежать или изменить. Решив, что встретила свою любовь, она последовала за ней до конца. По законам человеческим ее жизни не позавидуешь. А по законам искусства ей суждено было стать бессмертной.

Жанна – единственная женщина, на которой Модильяни собирался жениться. Сохранилась странная расписка, составленная им в присутствии Леопольда Зборовски и Лунии Чеховской: «Сегодня 7 июля 1919 года я беру на себя обязательство жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн, как только придут документы».

Документы у него украли в Ницце вместе с бумажником, их восстановления Модильяни и ожидал. Этому обещанию не суждено было исполниться.

Среди изображений Жанны Эбютерн выделяется картина 1919 года «Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью» (Собрание Броди, Лос-Анжелес).

Амедео Модильяни. Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью, 1919г

Она написана незадолго до смерти художника и его модели. Жанна беременна вторым ребенком. Густые тона обстановки и одежды Жанны, сияющее, теплое тело, голубые глаза без зрачков и оттеняющая их светло-голубая блузка, округлившийся живот, беззащитность ее облика, изображенного плавными линиями, восхищение таинством беременности – Модильяни не баловал свою подругу нежными словами, всю нежность он выплескивал на холсты. Всем изображениям Жанны свойственны особая трогательность и уязвимость – такой она была в жизни, такой она осталась на его холстах.

Модильяни никогда не писал Жану обнаженной, хотя ее черты и пытаются найти во многих его ню. Он оставил более 20 ее портретов, это очень тихая, интимная лирика, это – разговор о любви, скорее похожий на шепот любви. По словам искусствоведа Михаила Германа, в изображениях Жанны «есть что-то избыточно личное (…) как будто нам дают читать интимное письмо или услышать слова, которые можно прошептать на ухо. Особая душевная распахнутость, черты, которые дозволено видеть лишь одному человеку в особые минуты». Это больше, чем ню, в портретах Жанны обнажается не тело, а душа, как бы банально это не звучало…

По материалам

artсhive.

АМЕДЕО И ЖАННА. ЛЮБОВЬ ДО ГРОБА

Жанна Эбютерн (Jeanne Hebuterne) 6 апреля 1898 — 26 января 1920
Французская художница, знаменитая модель и неофициальная жена художника Амедео Модильяни. Родилась в Париже в католической семье, ее отец работал в универмаге Бон Марше. Красивая девушка, она была введена в круг художников Монпарнаса своим братом Андре Эбютерном, который хотел стать художником. Жанна работала моделью у Цугухару Фудзиту. Однако желая сделать карьеру в области искусства и обладая незаурядным талантом, она поступила на учёбу в академию Коларосси.

Весной 1917 года Модильяни познакомился с 19-летней студенткой Жанной Эбютерн.
Одни говорят, что впервые они встретились на карнавале. Жанна Эбютерн была представлена Амедео Модильяни скульптором Ханной Орлофф, которая часто, как и многие другие представители искусства, использовала учеников Академии в качестве моделей.

Другие, что Амедео заметил ее в Академии Каларосси, где за 50 сантимов можно было получить обнаженную натуру и место за мольбертом. Маленькая шатенка с тяжелыми темно-золотыми косами поминутно стирала свой рисунок резинкой и начинала все заново.
Третьи утверждают, что художник увидел Жанну в кафе «Ротонда», на Монпарнасе, где собирались в прокуренной задней комнате художники, продавцы картин и поэты. Увидев ее, он сразу же стал набрасывать на листке бумаги ее портрет. Место их встречи не имеет значения. Важно то, что Модильяни наконец встретил ту, о которой когда-то говорил своему близкому другу скульптору Бранкузи, что «ждет одну-единственную женщину, которая станет его вечной настоящей любовью и которая часто приходит к нему во сне».

Ей было девятнадцать.

«Она была похожа на птицу, которую легко спугнуть. Женственная, с застенчивой улыбкой. Говорила очень тихо. Никогда ни глотка вина. Смотрела на всех как будто удивленно».
Жанна была маленького роста, с каштановыми волосами рыжего отлива и очень белой кожей. Из-за этого яркого контраста волос и цвета лица друзья прозвали ее «Кокосовый орех».
 Жила Жанна неподалеку от Пантеона, на улице Амьо, на шестом этаже большого дома в квартире 8-бис. Отец Жанны днем служил в парфюмерной фирме, а по вечерам жене и дочери читал вслух философские сочинения своего любимого Паскаля. Ее брат Андре уже был художником. Он выставлял свои пейзажи даже в «Осеннем салоне». Жанна тоже решила стать художницей. Родители не противились.

Амедео было тридцать три.
Худой, на бледных ввалившихся щеках временами горел болезненный румянец, зубы почернели. Это был уже не тот красавец, с которым Анна Ахматова гуляла по ночному Парижу, — «голова Антиноя с золотыми искрами». Он жил в мастерской Хаима Сутина, где ему приходилось поливать водой пол, чтобы спастись от клопов, блох, тараканов, вшей, и только потом ложиться спать.


Она переехала к нему, несмотря на решительное противодействие со стороны ее глубоко католических родителей. Описываемая швейцарским писателем Шарлем-Альбером Сингриа (1883—1954) как нежная, застенчивая, спокойная и деликатная, Жанна Эбютерн стала главной темой в живописи Модильяни.

Леон Инденбаум, приятель Модильяни вспоминал:
«Поздней ночью его можно было увидеть на скамье перед «Ротондой». Рядом сидела Жанна Эбютерн, молчаливая, хрупкая, любящая, настоящая Мадонна рядом со своим божеством…».

С Жанной они поселились в крохотной мастерской вблизи Люксембургского сада. Две голые пустые комнаты, выкрашенные оранжевой краской и охрой. Денег катастрофически не хватало. Зимним утром 1917 года Морис Вламинк увидел Модильяни, стоящего посреди мостовой у перекрестка бульваров Распай и Монпарнас. Амедео презрительно разглядывал проносящиеся мимо такси, словно генерал на больших маневрах. Ледяной ветер так и пронизывал. Заметив Мориса, он подошел к нему и сказал совершенно просто, как о чем-то не имеющем для него ни малейшего значения: «Я тебе продам свое пальто. Оно мне велико, а тебе будет в самый раз».

По ночам он жутко кашлял. Жанна все больше тревожилась. Нужно было лечение. Модильяни отказывался. Тогда его друг Зборовский, польский поэт и торговец картинами, сбросившись с родителями Жанны, которые к тому времени простили дочь, оплатил поездку в Ниццу.

Весной 1918 Модильяни и Жанна покидают Париж, находившийся под угрозой немецкой оккупации, и направляются на южное побережье Франции.
Теща поехала вместе с ними. Ужиться не удалось, и вскоре пришлось перебираться в дешевенькую гостиницу, где обитали одни ******.

Через какое-то время они переехали на виллу «Смеющаяся», принадлежащую художнику Остерлинду.

Днем Модильяни работал, а по вечерам сбегал в местный кабак.
Иногда Модильяни бывал ужасно груб с Жанной. Поэт Андре Сальмон так описывал один из многочисленных публичных скандалов Модильяни:

«Он тащил ее (Жанну) за руку. Схватив ее за волосы, с силой дергал их и вел себя как сумасшедший, как дикарь».

Хотя в последние годы он писал почти одну Жанну, он изобразил её на своих полотнах не менее 25 раз. Вытянутые пропорции. Обостренные ломкие черты. В позах — болезненная нервная тонкость. Про нее говорили, что она со своим бледным лицом с совершенными чертами и длинной шеей напоминала лебедя.

Искусствовед Михаил Герман заметил, что «есть что-то избыточно личное в портретах Жанны Эбютерн, как будто нам дают читать интимное письмо или услышать слова, которые можно прошептать на ухо. Особая душевная распахнутость, черты, которые дозволено видеть лишь одному человеку в особые минуты».

Двадцать девятого ноября 1918 года у Жанны родилась дочь. Ее тоже назвали Жанной (Джованной). Впервые за долгие месяцы Модильяни сказал, вернее, написал матери: «Очень счастлив». Мать Амедео -Евгения Гарсен тут же ответила сыну. Он снова написал: «Милая мама, бесконечно благодарен тебе за твое ласковое письмо. Малютка здорова, и я тоже. Я нисколько не удивлен, что такая мать, которой всегда была ты, почувствовала себя настоящей бабушкой, независимо от каких-либо «законных оформлений».

«Законные оформления» не были совершены: малютку зарегистрировали, как дочь Жанны Эбютерн от неизвестного отца, потому что они с Амедео не были венчаны.
Узнав о том, что она беременна вторым ребенком, Модильяни написал: «Сегодня, 7 июля 1919 года, я обязуюсь жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн…». Модильяни всем сердцем давал понять, что Жанна была единственной, кто смог подобрать к нему ключ.
Впрочем, вернувшись в Париж, он даже написал заявление об оформлении брака, но все уже пошло наперекосяк, и они так и не успели стать законными мужем и женой.
В Ницце Жанна нарисовала карандашом портрет Амедео.
«Она чутко уловила, — пишет Виталий Виленкин, — и его изменившийся облик, и что-то от его внутренней духовной сосредоточенности. Он сидит за круглым столом в накинутом на плечи пальто и в шляпе и читает какую-то книгу, плотно сжав вытянутые вперед губы. На столе трубка, пепельница, графин, стакан и большая керосиновая лампа с клетчатым абажуром. Рисунок кажется таким тонким и точным, что только обилие подробностей в одежде и аксессуарах мешает определенно говорить о влиянии того, кем он вдохновлен».

Лучшая картина Модильяни — портрет Жанны, написанный за год до смерти. Не привыкшая еще к своей беременности молодая женщина, пытающаяся встать, похожа и на итальянских мадонн раннего Возрождения, и на деву Марию на русских иконах.
Он уходил, а она оставалась дома. Одна. С маленьким ребенком. Без денег. Потерявшая всякие надежды на будущее: Модильяни в Ницце не стало лучше. Их обоих угнетало предчувствие катастрофы. Но еще держали холст и кисти. Он писал портреты Жанны один за другим. Сделал десятки ее рисунков.
Она тоже рисовала. В основном — Амедео и свои автопортреты.
В конце мая девятнадцатого года Модильяни возвращается в Париж, чтобы подыскать новое жилье. Жанна пока остается на Лазурном берегу.
Через три недели она шлет ему телеграмму: «Нет денег на дорогу. Пришли телеграфом сто семьдесят франков плюс тридцать для кормилицы. Приеду в субботу скорым».
Новую квартиру он так и не нашел. Поселились в старой мастерской, где жили до отъезда.
Маленькую Жанну взяла к себе Люния Чековска. Модильяни часто приходил туда. Иногда поздно ночью — пьяный. И тогда его не пускали в дом. Он не хотел никуда уходить. Так и сидел до утра на ступеньках.
В начале лета девочку отвезли в деревню. Жанна ездила к ней каждую неделю.

В августе в Лондоне выставили 12 полотен Модильяни. Несколько картин удалось продать. Появились первые восторженные рецензии. Но наступила зима. И вместе с ней пришло обострение туберкулеза. Он все время мерз. Ему никак не удавалось согреться. И все больше пил.
Выставленные в «Осеннем салоне» четыре холста остались непроданными. Критики молчали.
Однажды Модильяни отправился на Монмартр к Сюзанне Валадон, художнице, начинавшей с моделей, матери художника Мориса Утрилло, который первым познакомил Модильяни четырнадцать лет назад с Монмартром .
Придя к Сюзанне, Модильяни попросил выпить и вдруг, как рассказывают очевидцы, «запел что-то протяжное по-еврейски и заплакал. Вероятно, это был «Кадиш», заупокойная молитва — единственная, которую знали в неверующей семье Модильяни».

В этот период в документах и воспоминаниях друзей предстают как бы два Модильяни. Один — человек, понимающий, что серьезно болен. Он отказывается лечиться, ходит по забегаловкам и безнадежно пьет. И другой Модильяни — человек, живущий, как все безнадежно больные, упорной надеждой выздороветь и начать все сначала. Он как будто предчувствовал близкий конец, а судьба оказалась решительной и непреклонной.
В один прекрасный день Ортис де Сарате и Кислинг обнаружили Модильяни в постели в нетопленной ледяной мастерской. На постели рядом с ним сидела Жанна, на последнем месяце беременности, и писала его портрет.
22 января 1920 года Амедео положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных. В бреду он повторял только два слова: «Care Italia, care Italia» («Милая Италия, милая Италия»).
Хотя существует легенда, которая повествует о том, что перед смертью Модильяни «позвал жену последовать за ним и в смерти, «чтобы быть в раю вместе с любимой натурщицей и вкусить с ней вечное счастье».

Через два дня его не стало. Он умер без десяти девять вечера.
Жанна, чтобы не оставаться в мастерской, провела ночь в маленькой гостинице с Полеттой Журден.
На следующий день, придя в больницу, она долго всматривалась в лицо Амедео, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной.
Отец настоял, чтобы она поехала к ним, на улицу Амьо. В день похорон художника Жанна находилась на грани отчаяния, но не плакала, а только все время молчала. На следующее утро после похорон, в четыре часа утра, будучи на восьмом месяце беременности, Жанна выбросилась из окна шестого этажа.
Самоубийство Жанны Эбютерн стало трагическим постскриптумом к жизни Модильяни.
Модильяни похоронили 27 января в скромной могиле без памятника на еврейском участке кладбища Пэр-Лашез. На кладбище его провожали все художники Парижа, среди которых был Пикассо, а также толпы его безутешных натурщиц.
Жанну похоронили на следующий день — в парижском предместье Банье.
Вместе они оказались под одной плитой только через 10 лет. Родственники, обвинявшие в её гибели Модильяни, позволили перенести её останки на кладбище Пер-Лашез.
В глубине старого кладбища Пэр-Лашез на почти незаметном надгробии высечена надпись на итальянском:
«Амедео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920. Смерть настигла его на пороге славы».
И чуть ниже:
«Жанна Эбютерн. Родилась в Париже 6 апреля 1898. Умерла в Париже 25 января 1920. Верная спутница Амедео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».

Леопольд Зборовский писал брату Модильяни сразу после похорон: «Он ведь был дитя звезд, и реальная действительность для него не существовала».

Маленькая Жанна, дочь Модильяни (1918—1984), был взята на воспитание, а затем удочерена сестрой Амадео Модильяни, жившей во Флоренции. Она выросла, практически ничего не зная о своих родителях, и только став взрослой смогла узнать подробности их жизни. В 1958 году она написала биографию своего отца, которая была опубликована на английском языке в Соединенных Штатах под названием «Модильяни: Человек и Миф».

Потребовалось более тридцати лет, прежде чем ученые убедили наследников Эбютерн разрешить общественности доступ к художественному наследию Жанны Эбютерн.
В октябре 2000 года ее работы были представлены на посвященной творчеству Модильяни выставке в Венеции.
В 2003 году сотни итальянцев стояли под весенним дождем у Королевского дворца в Милане, ожидая, когда откроется выставка Модильяни и Эбютерн.
Впервые на одной выставке были собраны вместе работы Амедео и Жанны.
Искусствоведы утверждают, что его и ее полотна, появившиеся после их встречи, написаны как будто одной кистью. Так похожи они были друг на друга, так в унисон звучали их души.

Источник : http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post70454971/ (Дневник Парашутов)

Цитаты:
«Счастье это ангел с серьезным лицом.» (Модильяни)
«Человек — это мир, который иногда стоит любых миров…»(Модильяни)
«Жизнь — это дар немногих многим, тех, кто знает и умеет, тем, кто не знает и не умеет.» (Модильяни)
«Когда я пойму твою душу, я нарисую твои глаза…» (Модильяни)

  • Амедео Модильяни  
    • Блеск и нищета : Амадео Модильяни  
    • Анна Ахматова и Амедео Модильяни: Энергия гениальности 
Амедео Модильяни

Портрет Жанны Эбютерн, 1918, 29×46 см: Описание произведения Его последняя любовь, разделившая с художником большие невзгоды и скромные успехи, очень преданная этой любви и трагически закончившая его юную жизнь, не была особенно избалована любимицей.

Очевидцы рассказывают, что отношение Модильяни к Жанне отличалось от отношений с женщинами вообще (вкратце: его любили, он не церемонился — например, одну из своих пассий Модильяни, рассказывают, однажды, пнули в окно) . Но досталось и Жанне: Модильяни регулярно бывал пьян, часто грубил и говорил с правоверными. А Жанна? Жанна просто в восторге. А свои картины он называл «признаниями в любви на холсте». Если считать их таковыми, любовь Модильяни пережила их обоих.

Главная муза Амедео Модильяни – Беатрис Гастингс и Жанна Эбютерн. С ними у него были самые длительные отношения, о них обоих он писал довольно много. Беатриче на всех полотнах выглядит мощной, волевой (такой она была в жизни), В ее образах мы находим сокровенное настроение, нежность. Это была связь — война коммуникации — борьба, в которой каждый стремился нанести удар первым. В конце концов, она просто сбежала от возлюбленного. Другое дело – портреты Жанны, безоговорочно любившей его, родившей ему дочь и покончившей с собой на следующий день после смерти Модильяни. Джоан в то время была на девятом месяце беременности…

На этом портрете Жанна вытянутая – это особенность Модильяни, он часто прибегал к этому приему письма. Критики утверждали, что его фирменное удлинение является результатом того, как видят мир и окружающие, если смотреть на них через стакан с абсентом. Жанна славилась своими длинными волосами. Мягко, тепло они написаны, кажется, кисть приласкала волосы, это нежное, смиренное и сияющее лицо. Лебединая шея, болезненный нерв, коварство дьявола – вот Жанне не было его портретов. Модильяни часто оставлял на своих моделях «пустые» не нарисованные глаза без зрачков. Но вот Жанна смотрит на нас искоса, в ее глазах – нежность, тревога и огромная сила – кажется, что сила вершит свою судьбу. Она не пыталась избежать этого или изменить его. Решив, что он встретил свою любовь, она шла за ней до конца. По законам человека в ее жизни не позавидуешь. И по законам искусства ей суждено было стать бессмертной.

Жанна — единственная женщина, на которой Модильяни собирался жениться. Сохранилась странная записка, написанная им в присутствии Леопольда Зборовского и Луния Чехова: «Сегодня, 7 июля 1919 года, я беру на себя обязательство жениться на мадемуазель Жанне Эбютерн, как только прибудут документы». Документы он украл у Ниццы вместе с кошельком, реставрировать, Модильяни и ожидал. Этому обещанию не суждено было сбыться.

Среди образов Жанны Эбютерн выделяется картина 1919 года «Жанна Эбютерн, сидящая перед дверью» (Встреча Броуди, Лос-Анджелес). Она была написана незадолго до смерти художника и его модели. Жанна беременна вторым ребенком. Густой тон обстановки и одежды Жанны, лучезарное, теплое тело, голубые глаза без зрачков и прикрывающие их светло-голубой кофточкой, округлившийся живот, уязвимость ее образа, изображающая плавные линии, восхищение тайной беременности – Модильяни не испортить нежные слова своего друга, всю нежность, которую он выплеснул на полотно. Все образы Жанны отличаются особой пронзительностью и ранимостью – такой она была в жизни, такой она и осталась на его полотнах.

Модильяни никогда не писал обнаженную Жанну, хотя ее черты и пытались найти во многих его обнаженных телах. Он оставил более 20 ее портретов, это очень тихая, интимная лирика, это разговор о любви, больше похожий на шепот любви. По словам искусствоведа Михаила Германа, в образах Жанны «есть что-то чрезмерно личное (…) как будто нам дано прочитать интимное письмо или услышать слова, которые ты шепчешь мне на ушко. видеть только одного человека в особый момент». Это больше, чем обнаженная натура, на портретах Жанны обнажается не тело, а душа, как бы банально это не звучало. Оно связано с образами Лидии Делекторской Матисса, который вдруг на старости лет отбросил свою отстраненность, присущую его легендарной одалиске, и стал рисовать ее с волнением и трепетом, впервые влюбившись в студентку. Кстати, как Лидия была не в стиле Матисса, так и Жанна совсем не похожа на женщин, которых привлекал Модильяни.

Автор: Алена Грошева

Амедео Модильяни — Мои любимые художники — Часть 2

19 июня 2018 г. Категория: Искусство, Художник Теги: Модильяни

Модильяни — уникальный художник, единственный в своем роде, с узнаваемым с первого взгляда стилем. Считается одним из самых интересных художников ХХ века. Его работы сегодня стоят целое состояние. В 2015 году на аукционе Christie’s в Нью-Йорке его «Лежащая обнаженная» была продана более чем за 170 миллионов долларов Лю Ицянь, китайскому коллекционеру произведений искусства и миллиардеру.

 Амедео Модильяни Ню Кушэ - Лежащая обнаженная (1917-18) Christie's 

Что еще интереснее, в настоящее время на рынке насчитывается не менее 1000 подделок Модильяни, а первые подделки были созданы уже в начале 20-х годов ХХ века, а значит, сразу после смерти художника. Большинство из них были созданы в восьмидесятых годах прошлого века. Стало известно закрытие итальянской выставки работ Модильяни во Дворце Дожей в Генуе в июле прошлого года, которая была идентифицирована как набор подделок. Лишь немногие из картин оказались подлинными, и специалисты годами тщетно борются с подделками Модильяни.

Предполагается, что существует не менее 350 оригинальных итальянских картин, но на самом деле точное количество работ Модильяни оценить очень сложно не только из-за многочисленных фальсификаций, но и потому, что художник часто отдавал свои эскизы в обмен на еда или напитки в парижских барах …

Недооценка при жизни

При жизни его произведения не были оценены публикой, не были признаны и в глазах критиков. Работы Модильяни плохо продавались. Жизнь Амедео, а затем его невесты и музы Жанны была далека от идиллии. Они боролись с постоянными финансовыми проблемами. Первым, кто узнал о его таланте, был доктор Поль Александр. Он убедил Модильяни выставить свои работы в Салоне Независимости в 1919 г.07, где особого интереса не вызвали. Ему также удалось устроить Модильяни доступ в богатые круги, благодаря чему ему было поручено написать портрет баронессы Маргариты де Хассе де Виллер, известной как «Амазонка». который, к тому же, не был принят ею и был куплен Полем Александром. Работы Модильяни в этот период колебались между экспрессионизмом, фовизмом и подражанием Тулуз-Лутреку, чтобы со временем обрести уверенность в себе.

 Амедео Модильяни Ла-Амазоне (1909) modigliani-drawings.com 

Увлечение скульптурой

Встреча с румынским скульптором Константином Бранкусимом привела к периоду скульптуры в творчестве Модильяни, которая некоторое время доминировала в его творчестве. Модильяни был (наряду с Пикассо и Матиссом) одним из трех художников своего поколения, которым удалось достичь выдающегося уровня в трех дисциплинах изобразительного искусства: живописи, графике и скульптуре. К сожалению, его задокументированное скульптурное наследие составляет всего 27 работ.
Характерным для скульптур Модильяни было удлинение пропорций, миндалевидные глаза и маленькие губы. По словам Кеннета Уэйнса, специалиста по Модильяни, его работы сочетают в себе грубую силу каменных скульптур Микеланджело с запоминающимися таинственными выражениями африканских тотемных масок, вдохновленных художником
. В 1913 году он внезапно прекратил свою скульптурную деятельность. Возможно, физические усилия, необходимые для обработки камня, были не под силу туберкулезу художника, возможно, на это повлияли и финансы, во всяком случае, Модильяни в последние пять лет своей жизни посвятил живописи, перенеся начатый стиль в скульптуры.

Возвращение к живописи

Возможно, поэтому он снова начинает делать в основном портреты на заказ. Он знакомится с Максом Жакобом в 1914 году вместе с Полем Гийомом, коллекционером и арт-дилером, интересующимся его художественной деятельностью. В то время он уже злоупотреблял алкоголем и опиумом, что, конечно, не шло на пользу его слабому здоровью. В этот же период Амедео познакомился с польским поэтом Леопольдом Зборовским, который стал его верным другом, опекуном и с этого момента – единственным купцом.

Муза – Жанна Эбютерн

В апреле 1917 года жизненный прорыв Модильяни наступает, когда он встречает девятнадцатилетнюю ученицу Академии Коларосси (одна из первых художественных школ, открытых для женщин) – Жанну Эбютерн. Она была талантливой, многообещающей молодой художницей со своим собственным стилем, в котором можно увидеть вдохновение набизма и ар-деко. В ее поздних работах, конечно, можно увидеть влияние Модильяни, но она никогда не пыталась ему подражать. На самом деле эта многообещающая художница за свою любовь к Модильяни посвятила свое творческое развитие и карьеру – она никогда не устраивала собственную выставку, у нее не было купца, который продавал бы ее картины.
Она связалась с ним вопреки своей семье и здравому смыслу. Это была большая любовь и увлечение с обеих сторон — Джоанна была музой Модильяни — она увековечена как минимум на двадцати картинах.

 Картина и портрет Жанны Эбютерн 

В 1918 г. р. художник написал:

„Для работы мне нужно живое существо, я должен смотреть на него. Абстракция истощает и убивает, ведет в тупик».

Когда смотришь на образы Жанны, созданные Модильяни, трудно поверить, что ее жизнь с художником была такой бурной – в них видно много тепла и любви. Модильяни по-своему любил Жанну и их дочь, но это не меняло того факта, что он ни о ком не заботился, потому что не мог бросить пить. Жанну часто заставляли ходить по барам в поисках любимого. В какой-то момент артиста покинули все, кроме одной верной подруги – Жанны. Скорее всего, она страдала депрессией, что видно по ее работам, на одной из них в 1920 она представила собственное самоубийство.

 Жанна Эбютерн Самоубийство (1920) 

Портреты Модильяни, излучающие внутренний покой и полные очарования, так контрастируют с образом жизни, который он вел. Для его работ характерна тонкая темная линия, очерчивающая контуры силуэта и вытянутые формы на фоне спокойных цветных поверхностей. Головы на согнутых длинных шеях, глаза без зрачков и крошечные губы напоминали высеченные из камня головы Модильяни. В его портретах бесспорно представлена ​​многогранность Модильяни как художника – рисовальщика, живописца и скульптора.

Несчастливый конец

С 1914 года здоровье Амедео, подорванное туберкулезом, а также алкоголизмом и наркоманией, продолжало ухудшаться.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *