Были — небылицы стр. 51
Можешь ли ты по названию догадаться, о чём пойдёт речь в этом разделе?
Судя по названию, мне кажется, что в разделе будет идти речь о выдуманных историях, которых на самом деле не было и не будет.
Как по-другому можно озаглавить этот раздел?
«Выдумки», «Придуманные истории», «Вымыслы».
Составь список книг, которые можно поместить на выставку «Были-небылицы».
М. Горький «Случай с Евсейкой».
В.Медведев «Грунькины были и небылицы».
Книга А. Сазонова «Емелины небылицы».
стихотворения «Небылицы» Виктора Полянских.
Э. Успенский «А может, а может…».
Какое из представленных на выставке произведений ты читал?
Я прочитал много произведений из книги А.Сазонова «Емелины небылицы».
А также мне очень понравился сборник «Грунькины были и небылицы» В.Медведева.
В нём я прочёл следующие рассказы: «Сказочный совет», «Самый ленивый мальчик на свете», «Как Грунька в космос летала», «Обыкновенный великан».
Что ты знаешь об авторе этого произведения? Найди информацию в учебнике, энциклопедии или интернете. Запиши.
Валерий Медведев – известный советский писатель.
Родился он в городе Ишим 16 марта 1923 года.
Писатель с детства увлекался творчеством, увлекался литературой, ходил в кружок рисования и лепки, а также занимался хореографией.
В школе мальчик начал писать самостоятельно стихи и рассказы.
Летом 1937 года Валерий стал сиротой, его отца и мать расстреляли как врагов народа и он со своими братьями попал в детский дом.
Из детского дома его забрал Владимир Медведев, актёр Челябинского театра.
В новой семье мальчик получил новую фамилию и стал Валерием Медведевым.
В юношеском возрасте Валерий сначала занялся работой в театре, а после съёмками в кино «Парень из нашего города» и «Она защищала Родину».
После Валерий Медведев обратился к литературе и стал известным писателем для детей и юношества.
Самое известное произведение писателя: «Баранкин, будь человеком!».
Всего Валерий Медведев издал около 30 книг, они были переведены на 27 языков мира, в каждой книге писателя вера в то, что человек способен на многое, если верить в свои силы!
Известный писатель умер в возрасте 74 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в городе Москва.
Напиши отзыв на понравившееся произведение.
Мне понравилось произведение В. Медведева «Самый ленивый мальчик на свете».
Это очень забавный рассказ.
Герой произведения — ленивый мальчик, которых ещё свет не видал.
Он стал настолько ленивым, что ему даже ходить было невмоготу.
Шагал он только, когда ветер его подталкивал.
А потом и вовсе перестал выходить на улицу.
Об этом узнала Грунька и вылечила его.
Её метод лечения не может не вызывать смех.
Теперь мальчик делает работу, а после принимает «волшебную» горошину, не понимая, что она самая обыкновенная и никак не действует.
Зато теперь он не ленится.
Я восхищаюсь юмором автора и благодарен ему за столь занимательный рассказ.
М. Горький. Случай с Евсейкой
Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно. Запиши их.
Когда Евсейка задремал, то во сне увидел подводное царство.
Там он познакомился с множеством самых различных морских жителей.
У них даже было чувство юмора, они и рака успели подразнить, и Евсейку обсудить.
Чтоб читатель смог наглядно представить обитателей морского дна, Горький использует сравнения.
К примеру, актинии похожи на спелые вишни.
Морские лилии писатель сравнивает с мухами, а зелёных рыб – с бабочками.
Голотурия напоминает поросёнка, а сепия точь-в-точь как носовой платок.
…Рыбьи глаза были скучными как алгебра.
Большая рыба говорит голосом похожим на звуки кларнета и улыбается так, словно её уже зажарили и положили на стол на блюде…
Описывая солнце, которое пробивается сквозь воду, автор сравнивает его с медным подносом.
Евсейка, когда спал, не мог пошевелиться.
Это состояние Горький сопоставляет с ногами, накрытыми тяжёлым одеялом.
Что ты думаешь о Евсейке? Какой он?
Предполагаю, что Евсейка был достаточно мужественным и игривым мальчиком.
Ведь, когда он попал на морское дно (как ему казалось), то не испугался, а с интересом осматривал его обитателей.
Мальчику ещё присуща хитрость.
Он её использует, когда боится, что собеседнику не понравится правда.
Ещё он умный и находчивый, смог быстро найти решение, чтоб выйти из сложившейся ситуации на морском дне.
Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?
Как мне показалось, Горький относится к Евсейке с любовью и каким-то трепетом.
Хоть автор и немного рассказал о мальчике, но этого было достаточно, чтоб понять, что он хороший и очень любит родителей.
Придумай продолжение сказки, используя слова: никто не поверил, придётся возвращаться, бурлит, сейчас съест, со злостью.
Продолжение сказки о Евсейке для 3 класса.
Евсейка стремглав побежал домой, чтоб рассказать историю, что с ним причудилась.
Прибежав к дому, он уже с порога начал громко рассказывать о своём приключении.
Его наполняли эмоции, он размахивал руками и детально рассказывал о жителях морского дна.
Закончив рассказ, мальчик посмотрел на родителей и понял: «Никто мне не поверил».
Евсейка прилёг отдохнуть, а его мысли наполняла история на морском дне.
Он так хотел разделить с кем-то свои впечатления, так хотел, чтоб ему поверили.
И вдруг пришла идея: «Придётся возвращаться!».
Ничуть не сомневаясь, Евсейка схватил рюкзак и побежал к берегу.
И как только мальчик собрался прыгать, море забурлило, закипело, зашипело.
С него вынырнула огромная рыба и хотела цапнуть Евсейку.
Он успел отпрыгнуть и подумал: «Какая страшная.
Смотрит со злостью.
Если пригну, так она же сразу меня съест и даже не почувствует».
Евсейка решил не рисковать и вернулся домой.
Он подумал, что лучше приключения оставить втайне.
Это будет его маленький секрет.
Приходилось ли тебе бывать на рыбалке? Не приключилось ли там с тобой какой-нибудь забавной или невероятной истории? Расскажи её так, чтобы слушателям было интересно. Может быть, тебе поможет маленькое слово вдруг.
Забавная или невероятная история на рыбалке для 3 класса.
Я каждое лето езжу в деревню к бабушке с дедушкой.
Моё любимое занятие – ходить с дедушкой на рыбалку.
Накануне, вечером мы копаем червей, а рано утром берём удочки и отправляемся к речке.
Как-то со мной случилась чудная история.
Я почувствовал, что клюёт рыба и хотел уже сматывать леску.
Но она натянулась, как струна и я понял, что улов очень больших размеров.
На рыбалке кричать нельзя, и я жестом хотел показать дедушке, что нужна помощь.
Только я поднял руку, чтоб его позвать, как вдруг меня потянуло к самой речке.
Я упал, а когда очнулся, то не поверил своим глазам.
Это было самое настоящее дно реки.
Такой красоты я никогда не видел.
Оказывается, в речке обитали даже морские жители.
Вдруг мне кто-то постучал по плечу, я обернулся и увидел огромнейших размеров краба.
Он предложил мне присесть и угостил червями.
Я присел, но от «лакомства» отказался.
Морские звёзды летали надо мной, как светлячки.
Ракушки заводили хоровод и громко хохотали.
Морские коньки играли в футбол против малька.
Это было так забавно.
Вместо мяча, у них — жемчужина.
И всё там настолько сказочно и невероятно, что захватывало дух.
Вдруг я услышал голос дедушки.
Он звал меня, но я не мог оторваться от прекрасного вида.
Тут я почувствовал всплеск воды в моё лицо, а когда открыл глаза надо мной стоял дедушка.
Оказывается, я не мог удержать удочку одной рукой и когда рыба потащила меня к воде, я зацепился об камень, упал и потерял сознание.
Вот такая вот история. Зато было весело!
К. Паустовский Растрёпанный воробей.
Что произошло в театре? Попробуй пересказать эпизод о появлении воробья с хрустальным букетиком.
Запиши план. Определи, это будет пересказ подробный, выборочный или краткий.Театральное представление «Золушка» подходило к своему завершению.
Мама главной героини играла в нём роль «Золушки».
В самый напряжённый момент на сцену залетел маленький воробушек, звали его Пашка.
В клювике у него был стеклянный букет – подарок папы Машеньки главной героине.
Пашка отобрал его у воровки-вороны, которая стащила букет со стола в доме Маши.
Золушка-Машина мама, увидев воробушка с букетиком, протянула руки, поймала подарок и расплакалась от счастья.
А воробушек уселся на люстру, чтоб поправить перья, которые взъерошились в борьбе с вороной.
План пересказа эпизода о появлении воробья с хрустальным букетиком:
1. Премьера спектакля «Золушка» близиться к завершению.
2. Залетает воробушек Пашка со стеклянным букетом.
3. Подарок оказывается у Золушки в руках.
4. Счастье Золушки.
5. Воробушек на люстре приводит себя в порядок.
Это выборочный пересказ, так как рассказывается не обо всём произведении, а лишь о выборочной ситуации.
Какими мыслями автор хотел поделиться с читателями? Запиши диалог с другом.
Автор хотел поделиться мнением, что в мире существует настоящая дружба, преданность, храбрость, добродушие.
Такие качества и бескорыстное желание помочь всегда очень ценятся.
Пример диалога с другом о том какими мыслями автор рассказа «Растрёпанный воробей» думал поделиться с читателями.
— Тебе понравилась сказка «Растрёпанный воробей»?
— Да, я считаю её не только очень интересной, но и поучительной.
— Согласен с тобой. Какие качества главного героя тебе понравились?
— Я восхищен храбростью воробья Паши, он рисковал жизнью, чтоб Машина мама была счастлива, а соответственно и Маша. А тебе, что понравилось?
— Мне понравилось то, как Паустовский описал настоящую дружбу.
Ведь друзья всегда готовы прийти на помощь и поддержать в трудную минуту.
В рассказе «Растрёпанный воробей» животные изображены как люди.
Ворона наделена скупым, сварливым характером. Проследи, как описывается воробей Пашка.Автор наделяет Пашку чертами, что присущи хорошему человеку.
«Она стукнула Пашку клювом по голове. Пашка упал и завёл глаза: прикинулся мёртвым.»
— данная цитата указывает на сообразительность воробья.
Цитата:
«Соображал, чем бы Машку отблагодарить»
— говорит о присущем Пашке чувству благодарности.
«Пашка, назло старой вороне, начал ловко утаскивать из ларька ворованные вещи и приносить их обратно к Маше».
— эти слова автора отображают преданность Пашки.
«Было сразу видно, что он выскочил из жестокой драки».
— цитата указывает на то, что Пашке пришлось пережить нелёгкий бой, но он победил, ведь был настоящим другом.
Найди в тексте слова (олицетворения), в которых предметы одушевляются. Например: не спали только Маша, отопление и зима.
«Спал весь дом, и сад…», «Зима всё сыпала и сыпала с неба снег», «Торопливый звон посыпался по комнате, закатился под книжный шкаф и затих».
«Мама вынула стеклянный букет и тихо сказала ему несколько слов».
«А теперь в городе одни машины. Они овсом не кормятся, не жуют его с хрупом, как добродушные лошади, а пьют какую-то ядовитую воду с едким запахом.»
«Струны на скрипках и виолончелях тихонько вздрогнули. Было очень хорошо, что музыка всё время только то и делала, что печалилась и радовалась за маму, как будто все эти скрипки, гобои, флейты и тромбоны были живыми добрыми существами».
«Музыка запела о счастье».
А.Куприн Слон
В произведении Куприна описываются реальные или вымышленные, фантастические события? Обоснуй своё мнение. Найди подтверждение в тексте.
Я уверен, что происходящие события в рассказе «Слон» не могут быть реальными, скорее всего, они вымышлены автором.
Думаю, что хозяин цирка или зоопарка никогда не отпустит слона домой к маленькой девочке, а тем более завести его на второй этаж дома.
К тому же двери при этом не были повреждены.
А держать слона в доме является опасной затеей.
Из-за своих больших размеров животное легко может покалечить жителей дома и квартиры.
Подумай, какие ещё вопросы по содержанию произведения можно было бы задать. Запиши их.
Вопросы, которые можно задать по рассказу Куприна «Слон»
1) Использовал ли Куприн, при написании произведения «Слон», свои цирковые знания?
2) Поведение слона в доме правда присуще этому животному, или это тоже выдумка?
3) Какие основные качества присущи героям произведения?
4) Каким образом слон помог больному ребёнку реабилитироваться?
Автор разбил текст своего произведения на шесть частей. Попробуй и ты выделить эти части, а затем озаглавь каждую часть.
Часть 1 – Болезнь маленькой девочки.
Часть 2 – Прекрасная игрушка.
Часть 3 – Представление в зверинце.
Часть 4 – Слон отправляется к Наде.
Часть 5 – Девочка и большое животное
Часть 6 – Выздоровление Нади.
Чем отличаются прочитанные тобой сказки от произведений устного народного творчества? Какая из сказок пришлась тебе по душе? Почему? Объясни.
Докажи своё мнение. Расскажи её маме или своим друзьям.Каждая из прочитанных мной сказок имеет одного автора, имя которого известно.
В случае с народными сказками – авторов и их количество никто не знает.
Герои этих литературных сказок выдуманы авторами и не повторяются в других произведения.
Поэты и писатели литературных сказок имеют авторское право, в отличие от авторов народных творений.
Мне очень понравилась сказка «Случай с Евсейкой».
Произведение Михаила Горького помогло заглянуть в волшебный мир морского дна.
Эта сказка хорошо влияет на развитие моей фантазии, ведь читая произведение, я представлял каждого обитателя моря.
К тому же в сказке присутствует юмор, что приходится мне по душе.
На столь необычном примере писатель учит нас находить выход с любой ситуации, быть храбрыми и находчивыми.
Рассмотри рисунки на с. 44 учебника (часть 2). Кто из героев тебе знаком? Составь и запиши о нём рассказ. Сделай иллюстрацию.
На иллюстрациях изображены герои с различных мультфильмов.
Многие из них я смотрел, даже не один раз.
На первой картинке изображены слон, удав, мартышка и попугай.
Это герои мультфильма по мотивам сказки Г. Остера «Бабушка удава».
Чуть ниже изображён весёлый Чебурашка.
Это один из главных героев писателя Эдуарда Успенского.
Потом изображены герои из мультфильма по мотивам «Приключения Незнайки» Н.Носова: Незнайка, Пилюлькин и Знайка.
Далее изображена Федора в слезах и её летающие кухонные предметы, мебель (ведро), утюг.
Это героиня К.Чуковского из произведения «Федорино горе».
Рассказ о герое с рисунка на стр. 44 учебника 2 части.
Я хочу рассказать о Федоре.
Ведь этот персонаж меня возмутил своей неряшливостью и ленью.
Будучи женщиной, Федора вовсе не следила за чистотой в доме.
Из-за этого её посуда и мебель убежали от неё.
Федора поняла, что без них жить не получится, отыскала их и начала, рыдая, просить вернутся.
Она просила прощения и обещала, что будет заботиться о своём доме, мебели, посуде.
Все домашние приспособления радовались раскаянию хозяйки и вернулись домой.
После этого Федора начала ценить их, тщательно протирать и мыть.
Героиня превратилась в настоящую хозяйку.
Рисунок-иллюстрация к сказке-стихотворению «Федорино горе»
На своей иллюстрации вы можете изобразить:
Вариант 1) Неаккуратно одетую и непричёсанную Федору.
Вокруг неё беспорядок: раковина забита посудой, стулья разбросаны, посуда на полках лежит неровно, где-то лежат осколки разбитой тарелки и т. п.
Вариант 2) Чистая, причёсанная Федора сидит за столом с чашкой в руках.
На столе стоит красивый самовар, пирог и блюдечко для чашки.
Везде порядок, вся посуда красиво сложена, раковина пуста.
На самоваре и на лице Федоры изобрази улыбку.
Подсказки:
- Читательский дневник «Случай с Евсейкой»
- Читательский дневник «Растрепанный воробей»
- Читательский дневник «Слон»
- Читательский дневник «Федорино горе»
Биографии авторов:
- Биография Константина Паустовского для презентации
- Краткая биография Максима Горького для презентации
- Краткая биография Александра Куприна для презентации
________
Проект «Небылицы в лицах, небывальщины»
ГБОУ СОШ №3 г. о.Октябрьск
Проект
2 «Б» класс
Руководитель: О.А. Ваньшина
2014 год
Введение 3
1 Этап. Теоретический.
Исторические и культурные корни появления небылиц в России
1.1. История возникновения небылиц 4
1.2. Известные авторы небылиц 5
2. Применение небылиц на уроке и во внеурочное время 8
2.1. Чему учат небылицы? 8
2.2. Дидактические игры по развитию речи на основе небылиц 10
Выводы 13
Список литературы 13
Приложения 15
3 Этап. Практический.
Введение
Знакомясь на уроке с устным народным творчеством, нас заинтересовали необычные, смешные стихи. Мы решили узнать, как называются стихи, в которых рассказывается, о том чего не бывает?
Чтобы найти ответ на наш вопрос мы обратились к словарю С.И. Ожегова и Т.Ф. Ефремова , заглянули в словарь В.И.Даля. Они пишут, что небылицы — это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле, используется в народном творчестве. Корней Чуковский, который писал, что небылицы – представляют собой первую интеллектуальную детскую игру, которая содействует гармоничному развитию детей. Ребенок начинает играть не только с помощью подручных средств (кубиков, пазлов, картинок), но и мыслями. Изменение предмета или выбранного объекта и его функций, а также наделение предмета новыми, неприсущими ему признаками являются первыми упражнениями на формирование логического мышления.
Мы решили проверить предположение и поставили цель: узнать, что же такое небылицы, их историю создания.
Задачи:
Узнать об истории возникновения небылиц.
Познакомиться с русским народным творчеством и известными современными авторами небылиц.
Выяснить чему учат небылицы?
Определить возможно ли применение небылиц на уроке и внеурочной деятельности.
Объект исследования – небылицы
Предмет исследования – исторические и культурные корни появления небылиц в России.
Гипотеза: Какую роль играют небылицы в развитии детей?
Глава 1. Исторические и культурные корни появления небылиц в России
1.1. История возникновения небылиц
На Руси веками существовала школа устного поэтического творчества для детей от 4 до 12 лет, где каждый проявлял себя с большой охотой и увлечением.
Одна из разновидностей прибауток – небылицы. (Наследие рассказчиков-балагуров, фольклорного театра Петрушек). Они представляют собой песенки-стихи, в которых произвольно изменены связи и отношения, характерные для реальной действительности. Ребёнок, понимающий истинное соотношение явлений, учится признавать перевёртышную условность как способ создания художественной действительности. Поэтика народных прибауток оказала существенное влияние на развитие профессиональной поэзии для детей.
Основателями этого веселого жанра на Руси были, конечно же, скоморохи – удачливые на всякое смешное слово и песню сказители, которые играли по городам и деревням, праздникам и ярмаркам на свирелях и гудках, таких специальных трехструнных древнерусских скрипках, поэтому небылицы в народе прозывали также и «погудками».
Ехала деревня
Мимо мужика,
А из-под собаки
Лают ворота:
«Караул, деревня,
Мужики горят!
Бабы сарафаном
Заливать хотят!»
Здорово! И юный выдумщик, выдавший такую погудку посреди детской игры, награждался от других слушателей похвалой: «Нескладушки – неладушки, прямо Пете по макушке!» Интерес ребят к таким перевертышам не случаен – виной тому эффект неожиданности, благодаря которому весь прежде знакомый мир с бабами, избами, колодцами, кошками, курами и собачками вокруг переворачивался с ног на голову, и начиналась вдруг такая интересная «карусель», на которой каждый уважающий себя проказник захочет прокатиться:
Гром гремит по улице.
Едет поп на курице!
Тимошка на кошке по кривой дорожке!
Сел задом наперед и поехал в огород!
НЕБЫЛИЦА – Вымысел. В народном творчестве: шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает (напр.: «гром по лесу прокатился: комар с дерева свалился» или «ехала деревня мимо мужика, вдруг из подворотни лают ворота». Небылицы в лицах — то же, что россказни.
Небылицы – это такие рассказики, которые помогают развеять тоску, грусть, поднимают настроение, в них много юмора.
Нескладухи — различные стихотворные произведения, в которых специально нарушается рифмовка.
Оба эти жанра рассматриваются вместе, потому что почти всегда, чтобы было смешнее, нескладное и нелепое соединяются в одном и том же произведении.
Особую разновидность прибауток составляют перевертыши. Перевертышами называются песенки, в которых отношения и связи между предметами и явлениями оказываются перевернутыми. В перевертышах проявляются способности детей к восприятию смешного, выдумки, стремление удивить, развеселить и позабавить. Подобный прием народной сатиры широко используется в сказках- небылицах, а также в смеховых образцах древнерусской литературы.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик
С бабой на плечах…
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом…
1.2. Известные авторы небылиц
С детских лет мы знакомимся с прибаутками, песенками, небылицами, созданными русским народом, а также наши родители нам читали много небылиц созданных лучшими представителями мировой литературы. Произведения К. Чуковского, С.Маршака, Б. Заходера, Ю. Мориц, А Л. Кэрролла, Д. Хармса, Усачева и других известных детских писателей, которые помогают развить у детей фантазию и юмор, сформировать такие нравственные качества, как доброта, искренность, отзывчивость.
Стихи про человека рассеянного с улицы Бассейной сочинил замечательный поэт Самуил Маршак (1887-1964). Эти стихи были написаны им еще до Великой Отечественной войны, когда Маршак жил в Ленинграде (тогда так назывался город Санкт-Петербург), неподалеку от действительно существовавшей улицы Бассейной. Так что все или почти все в этом стихотворении, правда. Разве вы не встречали таких рассеянных людей (особенно учеников)? Маршак, конечно, немного все преувеличил, но как талантливо!
В 20-е годы сказки были объявлены зловредными, затемняющими мозги детей. Педагоги Харьковской педагогической школы издали даже «научный труд» — сборник статей «Мы против сказки». Особенно много оскорбительного было высказано в адрес перевертышей — жанра детской поэзии, возрожденного К. И. Чуковским.
Эти «теоретики» сознательно не замечали, что в устном народном творчестве постоянно встречаются такие небылицы, в которых курочка может «бычка родить», деревня «ехать мимо мужика» и т. д. Тщательно изучив этот жанр устного народного творчества, К. И. Чуковский на его основе создал свои перевертыши. Его сказка «Путаница» полностью состоит из перевертышей:
Свинки замяукали:
Мяу, мяу! Кошечки захрюкали:
Хрю, хрю, хрю!
Уточки заквакали: Ква, ква, ква!
Писатель показывает детям, что правильно в поведении животных:
Замяукали котята: «Надоело нам мяукать!..» А за ними и утята: «Не желаем больше крякать!..» В основе сказки лежит борьба со злом: лисички взяли спички и подожгли море. Естественно, и здесь перевертыш остается перевертышем: крокодил тушит море «пирогами и блинами», «два курчонка поливают из бочонка» и т. д. Неожиданна и развязка: никому не удалось потушить море, лишь маленькой бабочке оказалось это под силу:
Крылышками помахала,
Стало море потухать
И потухло.
И опять все стало на свои места: «кошки замурлыкали», «лошади заржали», «мухи зажужжали» и т. д. А зверюшки «засмеялись и запели, ушками захлопали, ножками затопали»
Добиваясь простоты, доходчивости, писатели не дают готовых выводов в небылицах на темы морали. Они верят в прозорливость и ясность суждений детей, в тонкость их чувств, их интуицию.
Борис Заходер известен не только благодаря блестящим переводам зарубежных сказок, но и благодаря собственным детским стихам: «На задней парте», «Никто и другие», «Кто на кого похож», «Моя Вообразилия» и многим другим.
«Вообразилия», придуманная Заходером, — удивительная страна, где никогда не бывает скучно:
Там царствует фантазия
Во всем своем всесилии;
Там все мечты сбываются,
А наши огорчения
Сейчас же превращаются
В сплошные приключения!
У Заходера прекрасное чувство юмора: ему не придумать животное на букву Ю, поэтому он сочиняет:
Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!
«Я его придумал сам!» — звучит так, будто это говорит ребёнок, а не взрослый. Да, Заходер разговаривал с юными читателями на их языке.
2. Применение небылиц на уроках и во внеурочной деятельности
2.1. Чему учат небылицы?
Разделение предмета и его функций, а также наделение предмета новыми, несвойственными для него признаками – все это первые логические упражнения. В детском возрасте дети сами придумывают небылицы и перевертыши: «Дядя Маня», «Дам кусок молока и кувшин пирога» и пр. «Польза подобных стихов и сказок очевидна: всякое отступление от нормы сильнее укрепляет ребенка в норме, и он еще выше оценивает свою твердую ориентацию в мире. Он делает как бы экзамен своим умственным силам и неизменно этот экзамен выдерживает, что значительно поднимает в нем уважение к себе, уверенность в своем интеллекте, столь необходимую ему, чтобы не растеряться в этом хаотическом мире» — писал о пользе небылицы Чуковский.
Для взрослого детские небылицы являются своего рода нелепицами, словесными абракадабрами, а для самого ребенка — смешными историями про то, чего не бывает на самом деле. Однако от этого становится еще интереснее. Необходимо отметить, что детские небылицы существуют в народе с незапамятных времен, а ведь фольклор сохраняет самое лучшее, постепенно отсеивая все бесполезное. Когда ребенок начинает постепенно открывать для себя закономерности окружающего мира, новые соображения, он начинает играть подобными понятиями, потому что только посредством игры можно понять маленькому человечку структуру мироздания.
Вкладывая в известное новейший смысл, перевертывая все кверху тормашками, дети учатся лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, что существенно, учатся понимать юмор.
2.2. Дидактические игры на основе небылиц
Дети любят не только слушать, но сами сочинять небылицы, перевертыши и нелепицы. В них заключена необычайно притягательная сила. «Эти произведения построены на опрокидывании норм, на навязывании предметам несвойственных им функций и признаков, что и увлекает детей как интересная забава», — отмечал К. И. Чуковский.
Основная задача уроков русского языка, литературного чтения – развитие речи учащихся. Во внеурочное время и на уроках с целью развития интереса, учебной мотивации учитель часто применяет метод использования дидактических игр. Они развивают творческие способности ребенка, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививают в ребенке «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям. Мы познакомились с такими играми, в которых за основу взята небылица.
Используя дидактические игры, можно научиться придумывать небылицы.
1. «Так бывает или нет».
Предлагаются простейшие ситуации, а мы отвечаем, бывает так или нет. Обязательным условием в данном случае является чередование реальных и нереальных ситуаций. Например, «волк бродит по лесу», «волк на дереве сидит», «в кастрюле варится суп», «чашка жарится на сковороде», «лодка по небу плывет», «кораблик плывет по волнам», «девочка рисует домик», «домик рисует мальчика».
Вместо предложений можно использовать специальные сюжетные картинки, которые готовятся заранее. Например, картинка, на которой изображены свинья на насесте, корова на заборе, кошка в норке, мышка ловит кошку, петух в конуре, собака прогуливает утят и т. п. Рассмотрев которую, нужно ответить, так бывает или нет и почему.
2. «Ошибки».
Простейшая возможность придумывать небылицы — это строить их на ошибках. Сначала такие истории будут больше двигательными, чем словесными. Например, надеть ботинки на руки, есть суп вилкой, баюкать машинку и т. п. Затем из ошибочных движений возникают интереснейшие истории с множеством «ошибочных персонажей», разновидностью которых служат объекты, носящие необычные, смешные имена. Например, «Синьора Поварешка», «Город Кастрюлька» и пр. В таких случаях уже само имя подсказывает сюжет истории-небылицы: «Синьора Поварешка жила в городе под названием Кастрюлька».
3. «Странные рассказы».
Звучат короткие рассказы: «Летом, когда ярко светило солнце, ребята вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках»; «Наступила весна. Все птицы улетели на север. Грустно стало детям. Решили они смастерить скворечники. Готовые домики для птиц дети развесили на веревке, и в них поселились котята. Детям стало снова весело»; «У Вити сегодня день рождения. Он принес в школу угощения для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье. Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?» В качестве образца могут служить и поэтические произведения («Путаница» К. Чуковского, «Вот какой рассеянный» С. Маршака и многие другие). После прослушивания произведения анализируются с точки зрения достоверности фактов и придумывают собственные небылицы или перевертыши.
4. «Вопросы и ответы».
Эта игра знакома каждому человеку с детства. Она развивает не только воображение, мышление и речь, но и формирует здоровое чувство юмора.
На листе бумаги пишется вопрос одним человеком и начинается «круговое творчество»: ответ – другим. Закручивая бумагу, пряча ответ, передавали одному из товарищей, а сами получали точно такой же лист с ответом одного из друзей, на котором помещали ответ на следующий вопрос… и так несколько раз. В итоге получался смешной рассказ-небылица.
5. «Снежный ком».
Правила игры таковы: водящий наугад называет два слова, например «сейф» и «апельсин». Один из участников игры придумывает и описывает ассоциацию, возникшую на эти слова. Например, «из открытого сейфа выкатывается огромный апельсин». Следующий игрок называет свое слово, например «яйцо». Третий участник игры связывает второе слово с третьим также при помощи возникшей ассоциации, скажем: «под кожурой апельсина оказалось яйцо», и задает следующее слово и т. д. Так обычно и возникают предложения, отражающие поочередно реальные и нереальные события, ситуации, действия.
По окончании игры можно предложить играющим нарисовать то, что запомнилось им больше всего или рассмешило их.
6. «Любопытный».
Играющие образуют круг. Водящий — «любопытный» — называет букву, с которой должны начинаться ответы. Затем он обращается к какому-либо игроку и задает короткие вопросы, типа «Кто?», «Куда?», «Когда?», «Зачем?» и т. п. Задача играющих — отвечать не задерживаясь. Например, объявлена буква «Ш». Ответы могут быть следующими: шапка, шла, шумным днем, шашлык кушать. Победителем оказывается участник, оставшийся последним в игре.
7. Использование различных приемов для составления небылиц.
Нелепицы, перевертыши и небылицы могут быть построены на основе использования следующих приемов:
1. Малому приписываются качества большого и наоборот. («Комарище, упавший с дубища». Муха, утопление которой описано, как мировая катастрофа.)
2. Холодному приписываются качества горячего и наоборот. (Человек обжегся холодной похлебкой. Знойным летом дети скользят на коньках по воде.)
3. Съедобность несъедобных вещей и наоборот. («Пил-ел лапти, глотал башмаки». «Взял и стукнул колбасой».)
4. Перевертыши одежды. («Лыко мужиком подпоясано». «Мужик подвязал тулуп топорищем».)
5. Перевертыши явлений и законов природы. (Море горит; в поле корабль бежит; в лесу рыба растет; в море земляника поспела.)
6. Перепутывание эпитетов. («Он на пегой на телеге, на дубовой лошади». Конь скачет верхом на ездоке.)
7. Изменение точки отсчета. («Ехала деревня мимо мужика». «Деревня в поля убегает».)
8. Перевертыши телесных недостатков. (Слепые видят, немые кричат, глухие подслушивают, безногие бегают. )
9. Перевертыши действующих лиц. (Ворота лают из-под собаки. Мужик собакой бьет палку.)
Выводы:
Изучив материал, собранный нами о небылицах, мы сделали следующие выводы:
1.Небылицы — это шуточный рассказ о том, чего не может быть, не бывает на самом деле и используется в народном творчестве.
2. Основателями этого жанра на Руси были, скоморохи, – которые выступали на праздниках и ярмарках, играли на свирелях и гудках и смешили людей.
3. Небылицы учат детей лучше управлять и пользоваться понятиями, формируют свободу мышления, фантазию и, понимать юмор, способствуют развитию логического мышления.
4. Дидактические игры, в которых используются небылицы, развивают творческие способности детей, воспитывают волю, внимание, настойчивость в достижении поставленной цели, прививает им «вкус» к поиску, к самостоятельным открытиям.
Список литературы:
1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Мир книги, 2004.
2. Даниил Хармс. Стихи. Изд.: Эксмо, 2009 г.
3. Корней Чуковский. Любимые сказки. Изд.: Оникс, 2010 г.
4. Мориц Юнна Изд.: Время, 2010 г.
5. О. Платонов. Святая Русь: энциклопедический словарь, 2001 г. С.
6. Маршак. Веселые стихи и сказки Изд.: АСТ, Астрель, 2009 г.
7. Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азъ, 1995.
Интернет-ресурсы:
.
http://schools.keldysh.ru/labmro
Русские народные небылицы
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.
Едет повар на тарелке,
Две кастрюли впереди,
А лоханка позади.
Кричит ему кухарка:
«где моя лоханка?»
Услыхали чугуны,
Загудели как жуки.
Услыхали ложки,
Запрыгали как блошки.
Кочерга пошла плясать,
А ухват ей подпевать.
*** ***
Ехала деревня
Мимо мужика.
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Я схватил дубинку,
Разрубил топор
И по нашей кошке
Пробежал забор.
***
Машенька из дому уходила,
На воробушке по улице катила…
А Ерема на утяти
Поехал пахати…
***
— Бабушка Ульяна, где была?
— Гуляла.
— Какое чудо видала?
— Курочку-рябушку
С петушком на дрожках.
***
Долгоногий журавель
На мельницу ездил,
Диковинку видел:
Коза муку мелет,
Козел засыпает,
А маленьки козленочки
Муку выгребают,
А барашки круты рожки
В дудочку играют,
А сороки-белобоки
Пошли танцевати,
А вороны стережены
Пошли примечати.
Сова из-за угла смотрит,
Ногами топчет,
Головой вертит
*** ***
У нашего Луня, У милого друга,
Сорок кадушек Солёных лягушек,
Сорок амбаров Сухих тараканов,
Пятьдесят Поросят —
Только ножки висят.
Небылицы известных авторов
Л. Кэрролл
Шалтай-Болтай сидел на стене.
Шалтай-Болтай свалился во сне,
Вся королевская конница, вся королевская рать
Не может Шалтая,
Не может Болтая,
Шалтая-Болтая,
Болтая-Шалтая,
Шалтая-Болтая собрать!
Даниил Хармс
ВРУН
— Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Вы знаете?
Ну, конечно, знаете!
Ясно, что вы знаете!
Несомненно,
Несомненно,
Несомненно знаете!
— Нет! Нет! Нет! Нет!
Мы не знаем ничего,
Не слыхали ничего,
Не слыхали, не видали
И не знаем
Ничего!
— А вы знаете, что У?
А вы знаете, что ПА?
А вы знаете, что ПЫ?
Что у папы моего
Было сорок сыновей?
Было сорок здоровенных —
И не двадцать,
И не тридцать,-
Ровно сорок сыновей!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Еще двадцать,
Еще тридцать,
Ну еще туда-сюда,
А уж сорок,
Ровно сорок,-
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что СО?
А вы знаете, что БА?
А вы знаете, что КИ?
Что собаки-пустолайки
Научилися летать?
Научились точно птицы,-
Не как звери,
Не как рыбы,-
Точно ястребы летать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, как звери,
Ну, как рыбы,
Ну еще туда-сюда,
А как ястребы,
Как птицы,-
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что НА?
А вы знаете, что НЕ?
А вы знаете, что БЕ?
Что на небе
Вместо солнца
Скоро будет колесо?
Скоро будет золотое —
Не тарелка,
Не лепешка,-
А большое колесо!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, тарелка,
Ну, лепешка,
Ну еще туда-сюда,
А уж если колесо —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ПОД?
А вы знаете, что МО?
А вы знаете, что РЕМ?
Что под морем-океаном
Часовой стоит с ружьем?
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, с дубинкой,
Ну, с метелкой,
Ну еще туда-сюда,
А с заряженным ружьем —
Это просто ерунда!
— А вы знаете, что ДО?
А вы знаете, что НО?
А вы знаете, что СА?
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не достать,
Что до носа
Ни руками,
Ни ногами
Не доехать,
Не допрыгать,
Что до носа
Не достать!
— Ну! Ну! Ну! Ну!
Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!
Ну, доехать,
Ну, допрыгать,
Ну еще туда-сюда,
А достать его руками —
Это
Просто
Ерунда!
Чуковский Корней
Чудо-дерево
Как у нашего Мирона
На носу сидит ворона.
А на дереве ерши
Строят гнёзда из лапши.
Сел баран на пароход
И поехал в огород.
В огороде-то на грядке
Вырастают шоколадки.
А у наших у ворот
Чудо-дерево растёт.
Чудо, чудо, чудо, чудо
Расчудесное!
Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмаки
Словно яблоки!
Мама по саду пойдёт,
Мама с дерева сорвёт
Туфельки, сапожки,
Новые калошки.
Папа по саду пойдёт,
Папа с дерева сорвёт
Маше — гамаши,
Зинке — ботинки,
Нинке — чулки,
А для Мурочки такие
Крохотные голубые
Вязаные башмачки
И с помпончиками!
Вот какое дерево,
Чудесное дерево!
Эй вы, ребятки,
Голые пятки,
Рваные сапожки,
Драные калошки,
Кому нужны сапоги,
К чудо-дереву беги!
Лапти созрели,
Валенки поспели.
Что же вы зеваете,
Их не обрываете?
Рвите их, убогие,
Рвите, босоногие,
Не придётся вам опять
По морозу щеголять
Дырками-заплатками,
Голенькими пятками!
Борис Заходер
Встречали звери Новый Год
Встречали звери Новый год.
Водили звери хоровод.
Вокруг зеленой елки.
Плясал и Крот,
И Бегемот,
И даже — злые Волки!
Пустился в пляс и Дикобраз —
Колючие иголки,
И все — дрожать,
И все — визжать,
И все — бежать от елки!
Гляди-ка: Уж —
Хоть сам хорош! —
И тот дрожит от страха!..
-Зато меня уж не проймешь! —
Сказала Че-ре-па-ха!
-Мы спляшем
Шагом
Черепашьим,
Но всех,
Пожалуй,
Перепляшем!
Ю. Мориц
С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!
Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
«Я-горчица, я-лимон!
Я закрылся на ремонт!»
Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!
По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
18
40 лучших книг для 2-го класса в серии
Вашим читателям понравятся эти фантастические главы из серии для 2-го класса, которые заставят их пристраститься к чтению. Вы захотите, чтобы эти книги были в ваших классных библиотеках, а также в ваших домашних библиотеках.
По мере того, как учащиеся 2-го класса приобретают уверенность и навыки чтения, каждая прочитанная ими книга помогает улучшить беглость речи, любовь к чтению и стратегии понимания. (За исключением случаев разницы в обучении.) Итак, мы хотим, чтобы эти второклассники читали как можно больше!! Чем больше дети читают самостоятельно, тем большего прогресса они добьются в чтении.
Это подводит меня к этим хорошим книгам серии книг для второклассников, которые понравятся вашим детям.
(Чтобы просмотреть все мои обзоры книг для второклассников, посетите эту страницу, чтобы найти больше идей для книг для 2-го класса.) Scouts Out in the Wild Майка Лоури (графический роман)
Начинающим читателям понравится этот захватывающий и веселый приключенческий графический роман о дружбе с невероятным искусством от автора и иллюстратора Майка Лоури! У трех друзей-жуков есть суперсекретная штаб-квартира, где они могут зарабатывать значки жуков. Друзья начинают со своего первого значка – собирают пищу, но затем они высматривают лягушку!! А лягушки съедают жуков! Эти разведчики насекомых находят отличное решение — они используют паутину гамака, чтобы поймать лягушку. Хм… какой значок можно за это заработать?
Король птиц by Elise Gravel
Арло — самопровозглашенный король птиц. Он дружит с милой желтой птичкой по имени Пип и делится с ней своими многочисленными талантами. По мере того, как друзья отправляются в множество приключений, таких как посещение большого города и охота за блестящими вещами, узнайте факты о воронах, таких как большие мозги и подсчет до 6 предметов.
Дневник ледяной принцессы: Снежное место как дома Кристина Сунторнват
FANTASY
Эта очаровательная новая серия книг для второклассников посвящена магии, дружбе, мифам и многообразию. Укротители ветра — волшебные существа, управляющие ветром и погодой. К сожалению, силы принцессы Лины ослабевают, особенно когда она расстраивается. К счастью, ее мудрый (и громкий) дедушка помогает Лине раскрыть ее истинные таланты. Веселые розовые названия глав, а также розово-серые иллюстрации придают этой книге ощущение принцессы.
Птица и Белка на льду Джеймса Бёркса
ЮМОР / ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАНА
В этой серии забавных книг для второклассников самоуверенный и невнимательный персонаж Птицы идеально сочетается с логичной и пугливой Белкой. В этой первой книге дуэт терпит крушение в мире пингвинов, где Птица считается «Избранным», призванным спасти пингвинов от Великого кита.
Зои и Сассафрас Драконы и зефир #1 Asia Citro, иллюстрации Марион Линдсей
НАУКА / ФЭНТЕЗИ
Детям нравятся эти занимательные и хорошо написанные истории с крутым сочетанием науки и магии, разнообразными главными героями и фантастическими иллюстрациями. Зои, как и ее мама, может видеть волшебных существ, и ей поручено заботиться о любых раненых существах, которым может понадобиться помощь. В этой истории она использует свои научные навыки (включая исследования и научный метод), чтобы выяснить, как ухаживать за больным дракончиком.
Дори Фантасмагория Эбби Хэнлон
РЕАЛИСТИКА/ЮМОР
Дори — один из моих любимых книжных персонажей, потому что у нее САМОЕ ЛУЧШЕЕ воображение! У нее есть три воображаемых друга: друг-монстр, фея-крестная и злобный враг. Эта веселая книга, и вам понравятся детские иллюстрации — — это любимая серия книг для второклассников. Посмотреть все книги Дори можно здесь.
Волшебный дом на дереве Мэри Поуп Осборн
ИСТОРИЧЕСКАЯ ТАЙНА
Это серии книг, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО ПРОЧИТАЮТ второклассники! Книги сочетают в себе тайну, историю, магию и приключения братьев и сестер Джека и Энни, путешествующих во времени, чтобы разгадывать тайны. Я настоятельно рекомендую эту серию, и, если у вас есть шанс, эти главы для первоклассников ВЕЛИКОЛЕПНЫ в аудиокниге, рассказанной самой Мэри Поуп Осборн. Бокс-сет 1.
Знакомьтесь, Ясмин! Саадия Фаруки, иллюстрация Хатема Али
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
Это история девушки по имени Ясмин, которая интересуется многими вещами, такими как исследования, строительство и мода. Четыре коротких рассказа с яркими полноцветными иллюстрациями показывают, что Ясмин умеет творчески решать проблемы даже в трудных ситуациях. Ее пакистанско-американская культура пронизывает всю историю, например, продукты, которые семья Ясмин ест, такие как наан, или то, как она называет своего отца Баба. Отличные книги для 2 класса.
Good Dog Кэма Хиггинса, иллюстрации Ариэля Лэнди
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ / ПОЛЕЗНАЯ
Какое милое начало иллюстрированной книги, написанной с точки зрения собаки Бо! Восторженный и полный личности, Бо обожает свою любящую семью и свою жизнь на ферме. Но он беспокоится, когда его жетон пропадает. Он обыскивает ферму с помощью всех сельскохозяйственных животных, и его друзья-пауки помогают ему найти ее. Вашим читателям понравится эта новая серия с милой собачкой-рассказчиком! Получите первые 4 книги в 1!
София Мартинес My Vida Loca by Jacquline Jules
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
My Vida Loca — это первая глава из серии о приключениях бойкой девушки по имени София — от ее пения (которое раздражает всех) abuela ) к кулинарной неудаче arroz con leche , которую ее семья помогает ей исправить. Мне нравится ярко-розовый текст, который указывает на испанские слова (может быть, 1 или 2 на странице). Иллюстрации забавные, передают эмоции и действие совершенный .
Настоящие голуби борются с преступностью Бен Вуд
ЮМОР/ТАЙНА
В первой из трех глупых историй Сизый голубь борется с преступностью и помогает другим дедушкам решить проблему исчезающих хлебных крошек. Веселые переодевания, очаровательные иллюстрации, причудливые персонажи и забавные загадки — это занимательная возня, которая наверняка увлечет даже самых несговорчивых юных читателей.
Восстание земного дракона (повелители драконов) Трейси Уэст, иллюстрация Грэма Хауэллса драконы реальны!) Он должен тренироваться с другими детьми, чтобы овладеть своим драконом, земным драконом. Это веселая серия книг, которая заинтересует практически любого ребенка, так как в ней достаточно конфликтов, приключений и волнений.
The Toad: The Disgusting Critters Series от Elise Gravel
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Захватывающий визуальный ряд с интересным, точным текстом, информативным, а иногда и веселым. Я фанат этой серии книг для детей! (Также читайте: Червь , Муха, и Крыса ) в маскировке собаки «Супер Пёс». Но их злобный враг-ученый, малышка в подгузнике по имени Принцесса, не остановится ни перед чем, чтобы вернуть сбежавших кошек. .. и завоевать весь мир. Наполненный приключениями, дружбой и юмором!
Миа Мэйхем — супергерой! Кара Уэст, иллюстрации Лизы Эрнандес
ФЭНТЕЗИ
Когда Миа принимается в программу обучения супергероев, она узнает, что она СУПЕР. Она даже узнает, что ее родители тоже. После школы на своем новом обучении супергероев у нее был катастрофический первый день, и она узнает, что для того, чтобы стать супергероем, нужно потрудиться. Черно-белые иллюстрации, крупный шрифт и захватывающая история делают эту серию выигрышной для растущих читателей.
Пончик Накорми Белок автор Мика Сонг
ЮМОР / ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАНА
Норма и Белли — друзья белки, которые очень-очень хотят пончик. Смогут ли они работать вместе, прокрасться в грузовик с едой и устроить самую большую вечеринку с пончиками? Минимум текста, много глупостей и прекрасный неожиданный финал!
Садик и звезда пустыни Симана Нуурали, иллюстрации Анджана Саркара разнообразия, потому что мусульманская семья Садика родом из Сомали. История также о том, как после экскурсии в планетарий Садик и его друзья открывают космический клуб и вместе работают над сбором денег на самодельный телескоп. Подрастающим читателям понравится дружба, командная работа, темы STEM и разнообразие, которые можно найти в этой первой книге из серии Садик издательства Capstone Publishing’s Picture Window Books.
Кошка-ниндзя Мэтью Коди, иллюстрация Иегуди Меркадо
ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАНА / СУПЕРГЕРОЙ
Днём Клод — питомец Леона, а ночью — Кот-ниндзя, защитник Метро-Сити! Его заклятый враг — злой хомяк сестры Леона, Мастер Хомяк. Узнайте историю происхождения Кота-ниндзя, а затем следуйте за его опасными, захватывающими и юмористическими приключениями!
Плохие парни #1 by Aaron Blabey
ЮМОР
Мистер Вульф приглашает других «плохих парней» на встречу в надежде, что они присоединятся к нему и станут хорошими. Ваши дети найдут множество рисунков и минимальное количество текста, что делает эту серию любимым выбором для второклассников, которым нравится ироничный и смешной юмор.
«Могучий робот» Рики Рикотты Дэва Пилки, иллюстрации Дэна Сантата
SCI-FI
Приготовьтесь к увлекательному научно-фантастическому сериалу для юных читателей. С потрясающими иллюстрациями. Нечасто увидишь книгу в цвете — обожаю это! Прочитав эту книгу, дети пожалеют, что у них нет собственного гигантского друга-робота, который поможет им победить зло во вселенной.
Ниндзя Кид: От Ботаника к Ниндзя от Anh Do
ЮМОР
Нельсон — занудный и симпатичный главный герой, который просыпается в свой 10-й день рождения с прекрасным зрением и… движениями ниндзя! Его мама и бабушка объясняют, что, как и его пропавший папа-рыбак до него, Нельсон — последний ниндзя в мире, и ему суждено спасти мир. Насыщенный действием и юмором плюс привлекательные иллюстрации и замечательные персонажи.
Минди Ким и вкусный бизнес с морскими водорослями Автор Лайла Ли, иллюстрации Дунг Хо
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
Минди и ее отец недавно переехали во Флориду после смерти ее мамы. Когда другие дети в школе высмеивают ее закуски из морских водорослей за обедом, Минди и ее новая подруга Салли начинают бизнес по производству закусок, чтобы сэкономить деньги на щенка. Все идет не так, как планировалось, но это большой опыт, который показывает, что Минди может быть собой и гордиться своей корейско-американской культурой.
Легендарные конюшни Уилла Огонёк Джонатана Осье, иллюстрации Ольги Демидовой
ФЭНТЕЗИ / ВОЛШЕБНЫЕ СУЩЕСТВА
Огги, единственный человек, живет на острове мифических существ, но он одинок. Когда волшебным образом появляется новый киоск, Огги входит и встречает огонька, за которым охотятся безжалостные магические браконьеры. Это прекрасное начало новой серии книг для второклассников, которые любят мифических существ.
Волшебное зеркало (Однажды в сказке) Анны Станишевски, иллюстрации Маки Паминтуана
ФЭНТЕЗИ
Читатели, которые любят фэнтези, приключения и тайны, полюбят эту серию книг для второклассников о двух хороших друзьях, которые спасают Зачарованное Королевство от вечного лета… Когда Кара узнает, что ледяная принцесса в беде, она и ее лучший друг Зед отправляется в ледяной дворец, чтобы помочь починить волшебное зеркало. Они также хотят помочь ссорящимся сестрам поладить и поделить между собой свою любимую домашнюю обезьянку. Смогут ли друзья решить обе проблемы?
Клуб подводных тайн Задача на игровой площадке Кортни Карбоне, иллюстрации Мелани Деммер решение проблем, слушание и совместная работа . Вайолет и ее лучший друг, вечно голодный нарвал по имени Уолли, должны выяснить, кто саботирует детскую площадку. Полезный материал содержит информацию и фотографии о крабах-декораторах, нарвалах и инженерах-строителях.
Creature Campers The Secret Shadow Lake Джо МакГи, Беа Тормо
ФЭНТЕЗИ
Очень высокий снежный человек по имени Норм отправляется в летний лагерь, но ненавидит быть другим. Он встречает человеческого ребенка по имени Оливер, который думает, что Норм его съест. Связанные темы ощущения себя аутсайдером и новых друзей, а также немного сухого юмора делают эту забавную, читаемую историю.
Mac Undercover (Kid Spy #1) Мак Барнетт, иллюстрации Майка Лоури
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Это забавное приключение о ребенке, которого королева Англии использует для разгадки важной тайны … Вам придется сдерживать недоверие, по крайней мере, я так и сделал, но это очень мило и нравится многим младшим читателям. История включает в себя множество иллюстраций и великолепных словарных слов, объясненных и повторенных, которые идеально подходят для истории, такой как цареубийство.
Тетрадь судьбы Троя Каммингса
ФЭНТЕЗИ
Думаю, вашим второклассникам понравится эта увлекательная, немного жутковатая серия книг. Александр обнаруживает, что его новый город НАПОЛНЕН МОНСТРАМИ ! И он прямо в центре всего, особенно после того, как находит старую тетрадь с рисунками и фактами о монстрах. Бокс-сет здесь.
Зита-космонавт Бена Хатке НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИЙ/ГРАФИЧЕСКИЙ РОМАНА
Один из наших любимых графических романов, Зита-космонавт, настоящий друг, который не только спасает свою лучшую подругу от похитителей, но и спасает вся галактика! Бокс-сет ЗДЕСЬ.
Детективы о щенках от Феликса Гампоу
Кто-то продолжает воровать все обеды в начальной школе Поустон, и эта группа собак, разгадывающих тайны, должна провести расследование! Присоединяйтесь к Райдер и ее друзьям, чтобы раз и навсегда раскрыть это дело в столовой.
Загадки от А до Я Роб Рой
ЗАГАДКА
Эта захватывающая книга серии загадок заставит ваших второклассников читать часами, днями и месяцами. Мои дети читали их все по нескольку раз, поэтому мы очень рекомендуем эту серию, особенно для второго класса. Бокс-сет здесь.
Повелитель драконов Джоша Лейси с иллюстрациями Гарри Парсонса нет направлений!! Дракон какает им в обувь, ест их домашнего кролика и причиняет всевозможные разрушения, о которых Эдвард пишет в письмах своему нигде не найденному дяде. Наконец, Эдвард получает известие от своего дяди, который предлагает накормить дракона шоколадом. Мама Эдварда сойдет с ума? Шоколад подойдет?
The Critter Club by Callie Barkley
ТАЙНА
Девочки из Critter Club любят животных и хотят помочь им, чем могут. В этой серии вы найдете множество милых историй для любителей животных.
Джессика Финч в фильме «Свинья беда» (Джуди Муди и друзья) Меган Макдональд, иллюстрированный Эрвином Мадридом Джессика не хочет ничего, кроме свиньи в качестве домашнего питомца. На ее день рождения. Когда с ее лучшей подругой Джуди Муди случается недоразумение, она получает ценный урок о том, как не делать предположений и не обзывать людей. Это один из моих лучших вариантов для начальной серии книг для второклассников!
Вонючка: Невероятно уменьшающийся ребенок Меган Макдональд, иллюстрация Питера Х. Рейнольдса
РЕАЛИСТИЧЕСКАЯ
Вонючка — брат Джуди Муди. У него богатое воображение, которое он использует, чтобы вообразить, что у него есть сверхспособности, помогающие ему справляться с повседневной жизнью. Т он пишет смешно и интересно, приправленный невероятными иллюстрациями Питера Х. Рейнольдса. Дети любят эту юмористическую серию книг для второклассников. Бокс-сет ЗДЕСЬ.
Мерси Уотсон спешит на помощь Кейт ДиКамилло
ЮМОР
Мерси — свинья, которая живет с мистером и миссис Уотсон. Они кормят ее тостами с маслом и катают на своем кабриолете. Однажды ночью Мерси пугается и решает переспать с мистером и миссис Ватсон. Вы представляете, что будет дальше? Веселый и причудливый, этот забавный сериал наполнен множеством удивительных приключений. Бокс-сет ЗДЕСЬ.
Волшебные феи радуги Дейзи Медоуз
ФЭНТЕЗИ
Это очень предсказуемо, но так много детей ОБОЖАЮТ эти книги – они одни из самых популярных книг в нашей библиотеке. Это примерно две человеческие девочки, которым доверяют помочь волшебным феям найти что-то, что украли гоблины Джека Фроста.
Cat Kid Comic Club Дэва Пилки
ЮМОР
Идеально подходит для обучения детей написанию собственных историй! Кэт Кид проводит урок для головастиков по созданию ваших комиксов… что не идет хорошо, пока головастики не обрадуются неудаче и не начнут писать и рисовать. Если вам нравится много глупостей (в том числе юмора о горшках) с отличными идеями о писательстве, творчестве и настойчивости, прочитайте эту книгу следующей.
Жасмин Тогути Королева моти Дебби Мичико Флоренс, иллюстрация Элиазбет Вукович
РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ
Жасмин завидует тому, что старшие дети в ее семье выполняют важную работу в день изготовления моти; она хочет делать то, что делают старшие мальчики и мужчины, толкать рис моти. Ее добрый отец находит способ, чтобы Жасмин присоединилась к ней. И хотя это не сработало так, как она хотела, ее семья гордится ею и решает, что можно нарушать некоторые правила, например, кто должен колоть рис.
Вздор и друзья поднимаются! Грег Пиццоли
ЮМОР
От написания музыкальной темы до ночевки и глубокомысленных размышлений , эта книга рассказов, которые легко читать, рассказывает о персонажах, которых невозможно не полюбить в том числе поросенке Балони, шмеле Биззе, Арахисе. лошадь и кролик Краббит. Кроме того, прочитайте инструкции по рисованию персонажей с эмоциями сзади.
Амелия Беделия означает бизнес Германа Пэриша, иллюстрации Линн Эврил
ПРИКЛЮЧЕНИЕ
Мне очень нравятся эти обновленные книги глав Амелии, написанные сыном первого автора. В этой истории Амелия пытается заработать на новый велосипед. Эта серия книг для 2-х классов (второклассников) идеально подойдет читателям, которым нравится тупой юмор и игра слов.
От идеи до Диснея Как воображение создало волшебный мир Лоуи Банди Сикол, иллюстрации К. С. Дженнингса
НЕФИКСАЦИЯ
Я читал много других биографий Уолта Диснея, но эта выделяется своим написанием, актуальной информацией и привлекательностью. В нем рассказывается о бизнесе, который продолжался даже после смерти Уолта и его брата, включая слияние с Pixar и успешным, но противоречивым генеральным директором Майклом Эйснером. Очаровательный!
Кто победит? Кит против гигантского кальмара Джерри Паллотта, иллюстрировано Робом Болстером
Документальная литература
Учителя говорят мне, что их ученики, особенно мальчики, не могут насытиться «Кто победит?». книги, даже если они немного выше уровня класса и их сложнее читать. В этой конкретной книге два океанских хищника сталкиваются друг с другом. Сначала вы узнаете факты о кашалотах, затем узнаете о гигантском кальмаре. Наконец, прочитайте, что происходит, когда эти два существа сталкиваются друг с другом. Можете ли вы предсказать, кто победит? Ознакомьтесь со всеми увлекательными информационными книгами из серии «Кто выиграет».
ОШИБКИ! Планета животных Книги с удивительными фактами о животных Джеймса Бакли-младшего
ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Полноцветная книга с фотографиями, иллюстрациями и удобным для детей дизайном. Размер текста сам по себе идеально подходит для начального чтения, он немного больше, чем типичные научно-популярные книги такого размера, с приличным пустым пространством между строками и вокруг них. Книги «Удивительные факты о животных» — это великолепная, очень рекомендуемая серия книг с научными главами для второклассников.
Также читайте:
Книги из научной литературы для 7-летних
Книги, такие как Джуни Б. Джонс
Лучшие книги для 7-летних
ВЫСОКОЕ СТАРИТЕЛЬНЫЕ ГЛАВЫ для мальчиков и девочек .
Лучшие книги для чтения вслух для второго класса
Серия книг для 3-х классов (8-летних)
Списки книг по возрасту
Лучшие книги для детей в коробках 0003
50 лучших книг для второго класса для летнего чтения
Этот пост может содержать партнерские ссылки.
Мелисса Тейлор
Хотите список лучших книг для второго класса для летнего чтения? Да, пришло время для летних списков чтения и программ летнего чтения. И если вы ищете хорошие книги с главами для детей, которые переходят во второй класс или даже заканчивают второй класс, эти книги для второго класса заставят ваших юных читателей читать в течение всего лета, развивая и практикуя их навыки чтения с помощью отличных книг.
Как вы знаете, чем больше читает ребенок во 2-м классе, тем больше словарный запас он выучит и тем лучше улучшит свои навыки понимания. Это способствует общему улучшению навыков чтения. (За исключением ситуации с разницей в обучении.)
Итак, независимо от того, участвуете ли вы в программе летнего чтения или просто читаете самостоятельно, в этом списке вы найдете отличные книги для 2-го класса, которые можно прочитать за лето. От смешного до фэнтези, есть хороший учебник для 2-го класса (или пять) на любой интерес.
Краткая заметка обо мне: я бывший учитель и инструктор по обучению грамоте, родитель двоих детей, писатель и обозреватель книг. Каждый год я прочитываю более 1000 книг, в том числе все книги из этого списка, чтобы предоставить вашим читателям лучшие и тщательно подобранные списки книг.
Эти книги обычно подходят для детей 7 или 8 лет , которые поступают во второй класс
Но как узнать, подходит ли книга вашему юному читателю? Пройдите тест 5 пальцев. Если на одной странице ваш ребенок пропустил более пяти слов, сохраните книгу на потом. Если они пропустят ноль слов, это простая книга. Отсутствие от одного до пяти слов обычно означает, что книга будет хорошим выбором для чтения; выбор, который сможет понять второклассник.
Если вам особенно нужны книги для продвинутого уровня для 2-го класса, посетите мой список литературы для летнего чтения для 3-го класса .
Если вам нужны более простые книги для 2-го класса, посетите мой список литературы для летнего чтения для 1-го класса .
Помните, что детям полезно читать книги, которые ТОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫЕ, но есть преимущества как в чтении простых, так и в чтении сложных книг.
Загрузите БЕСПЛАТНЫЙ комплект для летнего чтения, чтобы ваши дети могли ставить цели и отслеживать прочитанное. (Может быть, даже сделать закладку оригами для книги, которую вы читаете!)
ПОКУПАЙТЕ ЭТОТ СПИСОК
Книги для 2-го класса для летнего чтения
Если ваши второклассники любят ГРАФИЧЕСКИЕ РОМАНЫ, попробуйте эти книги для 2-го класса:
- Bug Scouts Out in the Wild 9 Mike 602
- Совенок: Путь домой Энди Рантон
- Cat Kid Comic Club Дэва Пилки
- Птица и белка на льду Джеймс Беркс
- Кошка-ниндзя Мэтью Коди
- Король птиц от Элизы Гравель
- Пончик Покорми белок Мика Сонг
- Мими и милашка-катастрофа Шоны Дж. Грант
Если ваш второклассник любит
ВЕСЕЛЫЕ книг, ему понравятся:- The Dragonsitter Джоша Лейси
- Stick Dog Тома Уотсона
- Страшная белка в двух словах Мелани Уотт
- Настоящие голуби борются с преступностью Бен Вуд
- Кролик и Медведь: Плохие привычки кролика
- Настоящий дадаизм Матушка Гусыня Сокровищница полнейшей чепухи Джона Шешки, иллюстрации Джулии Ротман
Если вашему ребенку во втором классе нравится
ВОЛШЕБНЫЕ И МИФИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА , ему понравится:Второклассники любят читать главы с магией или мифическими существами! Попробуйте одну из этих хороших книг для 2-го класса:
- Драконы и зефир: Зои и Сассафрас от Asia Citro
- Дневник ледяной принцессы: Снежное место как дома от Кристины Сунторнват
- Восстание земного дракона Трейси Уэст
- Love Puppies: Best Friends Furever от JaNay Brown Wood
- Легендарные конюшни Willa the Wisp от Jonathan Auxier
- Dragons of Ember City: Happy Spark Day Шейн Ричардсон и Сара Марино
Если вашему второкласснику нравятся
ПРИКЛЮЧЕНИЯ , ему понравятся:- Дом на волшебном дереве Мэри Поуп Осборн
- Галактика Зак от Рэя О’Райана
- Записная книжка судьбы Троя Каммингса
- Могучий робот Рикки Рикотты от Дэва Пилки
- Ivy Lost and Found by Cynthia Lord
- Миа Мэйхем — супергерой ! от Кара Уэст
- Пчела, блоха и компостный каперс от Анны Хамфри
Если вашему второкласснику нравится
ТАЙНЫ , ему понравятся:- Дом на волшебном дереве Графический роман Динозавры перед наступлением темноты Мэри Поуп Осборн
- Супердетективы Саймон и Честер Кейл Аткинсон
- Загадки от А до Я Рона Роя
- Тайное шпионское общество Дело о пропавшем гепарде Вероника Манг
- Mac Undercover (Kid Spy #1) от Mac Barnett
- Crime Biters: Моя собака лучше, чем ваша собака Томми Гринвальд
Если ваш второклассник любит
РЕАЛИСТИЧНЫХ историй, попробуйте:- Good Dog Кэма Хиггинса
- Слишком маленькая Тола от Atinuke
- Дори Фантасмагория
Эбби Хэнлон - Приключения Эммета и Джеза в Фостерленде от Ханны Шоу
- Удивительная жизнь Азалии Лейн Никки Шеннон Смит
- Планета Омар от Заниба Миана
Если ваш второклассник любит документальную литературу, прочтите:
- Вперед! Морские черепахи Джилл Эсбаум
- Фокс исследует ночь Мартин Дженкинс
- Кровь! Не просто вампирский напиток Стейси Маканулти
- Что они делают со всеми этими какашками? Джейн Курц
- Растения дают отпор Лиза Дж. Амштутц
- Крыса от Элизы Гравель
- Все о растениях: Ада Твист, ученый The Why Files , Андреа Бити и доктор Теэнн Гриффит
- Планеты от Элизабет Карни
Другие идеи для чтения и письма для 2-го класса:
Бесплатные печатные материалы для летнего обучения
Учебники для детей
ТАКЖЕ ЧИТАЙТЕ:
Летнее чтение Бинго
Летнее чтение печатных заданий для детей
Серия хороших книг для детей 2-го класса
Мелисса Тейлор
Мелисса Тейлор, Массачусетс, создательница Imagination Soup. Она мать, учитель, писатель и писатель-фрилансер. Она пишет Imagination Soup и работает фрилансером для публикаций в Интернете и в печати, в том числе Brightly для Penguin Random House, USA Today Health, Colorado Parent и Parenting.