|
Виды адаптации животных в экосистемах
Виды адаптации животных
Все адаптаций делятся на:
- эволюционные,
- аккомодации.
Аккомодации — это обратимый процесс. Они завязываются при резком модифицировании обстановок среды. Например, при переселениях животные оказываются в новой для них обстановке, но понемногу привыкают к ней. К примеру, человек, переехавший из средней полосы куда-нибудь в тропики или на Крайний Север, кое-какое время чувствует дискомфорт, но со временем свыкается к новым обстановкам.
Эволюционные адаптации необратимы и возникшие трансформации генетически укрепляются. Сюда относятся все приспособления, на которые воздействует естественный отбор. Например, покровительственные окраски или быстрый бег.
Приспособления также распределяют на видовые и организменные. Организменная адаптация, в свою очередь, подразделяется на:
- физиологические,
- морфологические,
- этологические,
- биохимические.
Морфологическая адаптация проявляется в преимуществах строения, предостерегающей окраске, покровительственной окраске, мимикрии, приспособительном поведении, маскировке.
Преимущества строения – это наилучшие пропорции тела, местоположение и густота перьевого или волосяного покрова и т.п.
Пример 1
Хорошо всем знаком облик водных млекопитающих – дельфинов. Его движения точны и легки. Самостоятельная скорость передвижения в воде доходит до 40 километров в час. Плотность соленой воды в 800 раз больше плотности воздуха. Как дельфинам удается одолеть её? Помимо прочих особенностей строения идеальных приспособленностей дельфина к среде обитания и типу жизни содействует форма тела. Торпедовидные формы тела позволяют избежать образований завихрений потоков воды, обтекающих дельфина.
Адаптации к свету
Для животного солнечный свет не так необходим , как для зеленого растения, потому что все гетеротрофы обитают за счет энергии, скопленной растениями. Но тем не менее звери нуждаются в свете. Разнообразные виды животных нуждаются в свете установленного спектрального состава, длительности и интенсивности освещения. Различают виды:
Готовые работы на аналогичную тему
- тенелюбивые (фотофобы),
- светолюбивые (фотофилы),
- эврифотные, выдерживающие широкий диапазон освещенности,
- стенофотные, выдерживающие узкоограниченные обстановки освещенности.
Свет для животных — обязательное условие зрительной ориентации в пространстве, видения. Жизнь при сумрачном освещении повергает к гипертрофии глаз. Большие глаза, способные схватывать ничтожные части света, характерны для ведущих ночной тип жизни совам лемурам и т.п.
Замечание 1
Способность птиц к навигации обоснована многими экспериментами. Птицы, сидящие в клетках, в состоянии предмиграционного смятения всегда сориентируются в сторону зимовок, если они смогут держать под наблюдением положение Солнца или звезд.
Температурная адаптация
Способности к поддержанию сравнительного стабильности температуры тела, т. е. гомойотермия, стали важнейшими эволюционными приобретениями (ароморфозом). Этот ароморфоз разрешил теплокровным млекопитающим и птицам овладеть экологическими нишами, недоступными для пойкилотермных животных (пустыни, Заполярье, тропики).
У полярного млекопитающего приспособленность к условиям низкой температуры обладает крайним проявлением.\circ \ C.$
Формы адаптаций
☰
Живые организмы приспособлены к тем условиям окружающей среды, в которых длительное время обитали их предки. Приспособления к условиям среды по-другому называются адаптациями. Они возникают в процессе эволюции популяции, образуя новый подвид, вид, род и т. д. В популяции накапливаются разные генотипы, проявляющиеся в разных фенотипах. Те фенотипы, которые наиболее соответствуют условиям среды, получают больше шансов выжить и оставить потомство. Таким образом, вся популяция «насыщается» полезными для данной среды обитания адаптациями.
По своим формам (видам) адаптации бывают разными. Они могут затрагивать строение тела, поведение, внешний вид, биохимию клеток и др. Различают следующие формы адаптаций.
Адаптации строения тела (морфологические адаптации). Бывают значительными (на уровне отрядов, классов и т. д), так и мелкими (на уровне видов). Примерами первых являются возникновение шерсти у млекопитающих, способности к полету у птиц, легких у земноводных. Пример мелких адаптаций — разное строение клюва у близкородственных видов птиц, питающихся разными способами.
Физиологические адаптации. Это перестройка обмена веществ. Для каждого вида, приспособленного к своим условиям обитания, характерны свои особенности обмена веществ. Так некоторым виды много едят (например, птицы), т. к. их обмен веществ достаточно быстрый (птицам требуется много энергии для полета). Некоторые виды могут длительно не пить (верблюды). Морские животные могут пить морскую воду, в то время как пресноводные и наземные этого не могут.
Биохимические адаптации. Это особое строение белков, жиров, дающие организмам возможность обитать в тех или иных условиях. Например, при низких температурах. Или способность организмов вырабатывать яды, токсины, пахучие вещества для защиты.
Покровительственная окраска. Многие животные в процессе эволюции приобретают такую окраску тела, которая делает их менее заметными на фоне травы, деревьев, грунта, т. е. там, где они обитают. Одним это позволяет защититься от хищников, другим — незаметно подкрасться и напасть. Часто покровительственной окраской обладают детеныши млекопитающих и птенцы. В то время как взрослые особи могут уже не иметь покровительственной окраски.
Предостерегающая (угрожающая) окраска. Такая окраска яркая и хорошо запоминающаяся. Характерна для жалящих и ядовитых насекомых. Например, птицы не едят ос. Один раз попробовав, они на всю жизнь запоминают характерную окраску осы.
Мимикрия — внешнее сходство с ядовитыми или жалящими видами, опасными животными. Позволяет избежать поедания хищниками, которым «кажется» что перед ними опасный вид. Так мухи-журчалки похожи на пчел, некоторые неядовитые змеи на ядовитых, на крыльях бабочек могут быть узоры, похожие на глаза хищников.
Маскировка — схожесть формы тела организма с объектом неживой природы. Тут не только возникает покровительственная окраска, но и сам организм по своей форме напоминает объект неживой природы. Например, ветку, лист. Маскировка в основном характерна для насекомых.
Поведенческие адаптации. У каждого вида животных формируется особый тип поведения, позволяющий наилучшим образом адаптироваться к конкретным условиям обитания. Это и запасание корма, забота о потомстве, брачное поведение, спячки, затаивание перед нападением, миграции и т. д.
Часто разные адаптации взаимосвязаны. Например, покровительственная окраска может сочетаться с замиранием животного (с поведенческой адаптацией) в момент опасности. Также многие морфологические адаптации обусловлены физиологическими.
Понятие и виды адаптации персонала. Этапы процесса адаптации
Адаптация – это взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, социально-психологических, организационных, социально-экономических и бытовых условиях труда и отдыха .
Виды адаптации
Трудовая адаптация – многоаспектное явление, которое включает:
-
социальную адаптацию, т.е. получение информации о ценностях, нормах организации, ее формальных и неформальных группах, лидерах, знакомство и включение в систему деловых и личных взаимоотношений в коллективе. Информация соотносится с прошлым опытом работника, его ценностными ориентирами. Результатом принятия групповых норм является идентификация сотрудника с коллективом или с одной из формальных или неформальных групп;
-
организационную адаптацию, при которой происходит осознание служащим своей роли в общем производственном процессе. Это достигается при знакомстве с особенностями деятельности подразделения, его местом в общей организационной структуре, режимом работы, системой управления, а также с механизмом функционирования всей организации;
-
профессиональную адаптацию, которая характеризуется освоением определенного уровня профессиональных знаний, умений, навыков сотрудничества, формированием необходимых качеств и позитивного отношения к своему труду;
-
психофизиологическую адаптацию, т.е. приспособление к новым психическим и физическим нагрузкам, санитарно – гигиеническим факторам производства, ритму труда и т.д.
Выделяют два направления трудовой адаптации: первичную и вторичную.
• Первичную адаптацию проходят молодые сотрудники, впервые приступающие к профессиональной деятельности, не имеющие опыта работы.
• Вторичная адаптация – приспособление сотрудников с определенным опытом профессиональной деятельности, в силу различных обстоятельств меняющих место деятельности или должность.
В условиях функционирования рынка труда возрастает роль вторичной адаптации. При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание первичной адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций. Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной профессии, включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе, установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие, приведены на рис. 1 .
Рис. 1. Виды адаптации и факторы, на нее влияющие
Этапы адаптации
В процессе трудовой адаптации прослеживаются следующие стадии:
-
ознакомление, т.е. получение информации о новой ситуации, критериях оценки деятельности, нормах поведения;
-
приспособление, т.е. усвоение новым сотрудником основных ценностей организации при одновременном сохранении большинства собственных установок;
-
ассимиляция, т.е. полное приспособление работника к группе;
-
идентификация, т.е. отождествление целей служащего с целями организации.
Кроме того, выделяют четыре типа поведения человека при включении его в организацию:
-
Первый тип полностью принимает нормы поведения и ценности организации, старается, чтобы его действия не входили в противоречие с интересами организации. Результаты действий этого человека зависят в основном от его личных возможностей и способностей и от того, насколько верно определено содержание его роли.
-
Второй тип не приемлет ценностей организации, но ведет себя в соответствии с принятыми в организации нормами поведения. Является хорошим, но ненадежным работником, способным покинуть организацию или совершить действия, противоречащие ее интересам.
-
Третий тип приемлет ценности организации, но не принимает норм поведения. Возникают трудности во взаимоотношениях с коллегами и руководством. При либеральном отношении к некоторым формам поведения сотрудников со стороны руководства они находят свое место в организации и успешно трудятся.
-
Четвертый тип не принимает норм поведения и не разделяет ценностей организации и поэтому постоянно создает конфликтные ситуации. Такие люди чаще всего осложняют жизнь коллегам, могут нанести ущерб организации, но они не являются абсолютно неприемлемыми в ней.
Период адаптации зависит от многих факторов и может составлять срок от одного года до трех лет. В это время человек, делая выводы из последствий своего предыдущего опыта, сознательно корректирует и меняет свое поведение. Это находит отражение в том, что новый сотрудник, познавая свою функциональную роль, учится расставлять акценты в выполняемой им работе с позиции ее важности для организации.
Трудности при адаптации или ее нарушении принято называть дезадаптацией. К следствиям дезадаптации относятся деструктивные конфликты, безразличие к выполняемой работе, уход из подразделения или организации. Кроме того, может возникнуть адаптационный кризис из-за значительного несоответствия знаний и умений требованиям должности.
Результаты адаптации оцениваются по количественным и качественным показателям труда, по отношению работника к организации, которое проявляется в его ориентации на перемену или сохранение места работы, профессии, должности, повышение квалификации.
Адаптация персонала и ее виды, методы адаптации персонала
Онбординг и адаптация в организации — это процессы, с помощью которых новые сотрудники приобретают навыки, знания и стиль поведения, необходимые чтобы стать эффективными участниками команды.
СДО — это система дистанционного обучения, с помощью который вы можете упростить процесс адаптации.
Адаптация сотрудников в организации предназначена для акклиматизации лиц, которые только что были приняты на работу или переведены внутри компании на новые должности. Как правило, ими занимается учебный и/или кадровый отдел.
Некоторые компании видят двойную роль в своих методах адаптации персонала – подготовить новых сотрудников к быстрому повышению производительности труда, а также сформировать положительное первое впечатление о компании, в которую они только что вступили. Последняя функция особенно важна в конкурентных областях, где трудно привлечь и удержать лучшие таланты.
Технологии адаптации в разных организациях могут отличаться друг от друга. Более поверхностные программы дают фундаментальную информацию о конкретных требованиях к работе, корпоративной культуре и, возможно, конкурентной позиции компании на рынке.
Существуют разные виды адаптации персонала. Более комплексные системы адаптации могут включать в себя социальные и деловые мероприятия, направленные на вовлечение и связь новых сотрудников с конкретными целями предприятия. Они могут включать семинары, формальные занятия и неформальный коучинг. Но они не предназначены для совершенствования профессиональных навыков и знаний, которыми человек, как ожидается, уже обладает. Поэтому план адаптации нового сотрудника очень важен для повышения эффективности обучения. Существует множество платформ для онлайн обучения, они помогают автоматизировать процесс адаптации.
В чем состоит процесс адаптации новых работников?
Новые сотрудники могут быть уязвимыми, чувствовать себя «не в своей тарелке», что приводит к излишнему напряжению.
Однако вместо того, чтобы обеспечить благоприятную рабочую атмосферу и помочь адаптироваться в коллективе и новой должности, многие компании не проводят достаточную подготовку. В сочетании с высокими ожиданиями, они надеются, что новые сотрудники самостоятельно справятся с этими задачами и покажут максимальную производительность в короткие сроки.
Адаптация персонала в организации, которую иногда называют организационной социализацией — это процесс ознакомления сотрудников с ожиданиями, навыками, знаниями и культурой вашей компании.
Согласно статистике, 1 из 4 новых сотрудников покинет компанию в течение 180 дней.
Этот факт в совокупности с тем, насколько дорогим и трудоемким может быть найм и развитие персонала, делает детальную и продуманную адаптацию работника в организации более важной, чем когда-либо. Чтобы избежать потери новых сотрудников и сэкономить время и деньги, вам необходимо использовать эффективную автоматизированную платформу.
Рассмотрим пошаговое руководство, которое поможет вам добиться максимальной эффективности.
Определите, какой вид трудовой адаптации лучше подходит для вашей компании
Первым шагом к достижению эффективного внедрения является определение двух типов: неформального и формального. Выбор правильного подхода для вашей компании должен быть простым, даже если вы начинающий предприниматель.
Вместо того, чтобы оставлять своих новых сотрудников на произвол судьбы, организуйте формальный план адаптации персонала, используя систему дистанционного обучения.
По данным Общества по управлению человеческими ресурсами (SHRM) “Организации, которые используют формальные виды адаптации сотрудников, достигают большего успеха, чем те, которые этого не делают”.
Знайте, что нужно вашему новому сотруднику
Чтобы сформировать успешный адаптационный курс для новых сотрудников, вы должны сначала понять, что ожидают от вашей компании потенциальные работники.
Чтобы адаптация сотрудника на новом рабочем месте прошла успешно, главные принципы вашего плана должны включать четыре области, начиная с самых важных потребностей и заканчивая самыми простыми, а именно — самоэффективность, понимание своей роли, социальная интеграция и знание культуры компании.
Приступайте к работе на этапе рекрутинга
Чтобы добиться эффективного управления адаптацией персонала, начинайте еще на этапе приема на работу.
Менеджеры должны помнить, что адаптация новых сотрудников в организации – это не разовое мероприятие. Это процесс, который начинается до того, как сотрудник вошел в двери вашего офиса.
Планируйте заранее
Если вы хотите, чтобы прием на работу был эффективным, вы не можете сразу перейти с этапа рекрутинга на первый день работы нового сотрудника без подготовки.
Чтобы первый рабочий день прошел успешно, необходимо все тщательно спланировать. Если вы не потратите время на обдумывание необходимых шагов, вы можете упустить важные детали, которые испортят первое впечатление о вашей компании в глазах нового сотрудника, что может сыграть решающую роль. Поэтому используйте профессиональную адаптацию персонала.
Создайте лучший первый день для вашего сотрудника
Как было сказано выше, первый день сотрудника является ключевым. Вы должны дать ему план, обратную связь и ощущение его ценности.
Новичкам нравится осознавать, что они внесли реальный вклад в компанию в первый же день работы. Сообщите новым сотрудникам, над какими проектами работаете, покажите как они вписываются в общую схему компании. Это даст им чувство идентичности и принадлежности.
Сделайте первую неделю посвященной идентичности
После того, как ваши новые сотрудники почувствуют себя как дома в первый же день, сосредоточьтесь на том, как они могут открыть и развить свою индивидуальность на новой работе. Посвятите первую неделю тому, как им научиться использовать свои сильные стороны на благо компании. Это одна из целей адаптации новых сотрудников. Не забывайте проводить оценку эффективности обучения.
Четыре фазы трудовой адаптации персонала
Почему вы должны разделить опыт сотрудников на фазы?
Обучение и адаптация персонала включает в себя много различных взаимодействий и точек касания в вашем бизнесе. Когда вы начинаете визуализировать путь, который проходит сотрудник со дня вступления в компанию и до дня увольнения, вам легче понять, как развиваются его потребности.
Когда вы разбиваете путь сотрудников на четкие этапы, становится намного проще определить процессы, которые нуждаются в улучшении, и кто несет за них ответственность в вашей организации. В результате вы можете назначать определенные действия разным людям, что позволяет улучшить несколько аспектов работы сотрудников одновременно.
Детальное понимание пути сотрудника и способность согласовывать тех, кто отвечает за каждый из этапов создает большую подотчетность и позволяет принимать эффективные меры.
Итак, рассмотрим 4 этапа адаптации персонала.
Начало пути: 0-3 месяца в компании
Большинство сотрудников вначале не уверены в своем окружении. Они хотят найти свое место в организации, внести значимый вклад и выстроить отношения с коллегами.
Начиная с приветствия, которое человек получает в свой первый день, и заканчивая планом развития на первые несколько месяцев, адаптация сотрудника в компании — это основа опыта вашего персонала. Понимание этого на ранней стадии особенно важно, поскольку низкий уровень вовлеченности увеличивает риск истощения.
Первоначальная разработка: 3-24 месяцев
После нескольких месяцев работы в компании люди часто ищут способы улучшить свои навыки и убедиться, что они могут повлиять на результаты своей команды. Поэтому важно продолжать мероприятия по адаптации новых сотрудников.
Для сотрудников первоначальный рост — это овладение своей ролью путем развития определенных навыков, выстраивания отношений в бизнесе и понимания внутренних процессов, влияющих на выполнение своей работы. Большинство людей будут делать это с прицелом на будущие возможности, поэтому важно начать разговоры о росте и развитии. Когда вы поддерживаете сотрудников, которые хотят развиваться внутри компании, это становится инвестицией в следующее поколение лидеров и экспертов в области знаний.
Постоянное развитие и удержание: 24+ месяца
Сотрудники, проработавшие в вашей организации несколько лет, уже начали продвигаться по карьерной лестнице и стремятся делать это дальше. К этому моменту они накопили достаточно знаний и опыта, чтобы стать одними из самых ценных членов вашей команды. Они будут заинтересованы в понимании, какие возможности продвижения доступны, будь то переход в управление или другая роль.
Фаза развития и удержания имеет решающее значение. Отсутствие возможностей может привести к тому, что сотрудники покинут вашу компанию. Также стоит отметить, что не все в вашей организации захотят стать управляющими, поэтому важно создавать разные возможности для сотрудников, которые хотят изменить свою сферу деятельности.
Разделение: 0-3 месяца до выхода из организации
Независимо от того, насколько хороша ваша компания, всегда найдутся люди, которые решат двигаться дальше. Некоторые сотрудники уйдут, даже если у них был очень позитивный опыт работы в вашей организации, но также будут люди, которые уйдут из-за проблем с вовлеченностью.
Фаза разделения — это возможность узнать больше о причинах, по которым люди покидают вашу организацию. В частности, речь идет о выявлении прямых причин истощения и организационных изменениях, которые вам необходимо сделать, чтобы сократить текучесть кадров и сохранить таланты.
Не забудьте проводить оценку адаптации персонала на каждом этапе.
Итак, вы видим, насколько важно использовать адаптацию сотрудников на рабочем месте на протяжении всего пути. Это помогает избежать текучки кадров, воодушевить персонал на максимальную продуктивность и укрепить рабочие отношения в целом. Автоматизируйте программу адаптации и это поможет вам избежать ошибок на всех этапах взаимодействия с сотрудниками.
Как долго должна длиться адаптация?
Разработка успешного плана адаптации сотрудника требует времени, но сохранение ценных кадров стоит затраченных усилий. Некоторые компании считают что быстро меняющийся характер технологической индустрии затрудняет сокращение простоев новых сотрудников. По их мнению интенсивная конкуренция означает, что компании должны как можно быстрее и эффективнее адаптировать сотрудников через целеполагание и продуктивность. Более быстрое внедрение может дать конкурентное преимущество, но исследования показывают, что сотрудники выигрывают от более длительных и структурированных процессов. Знание того, сколько времени должно занять внедрение, поможет обеспечить новым сотрудникам благоприятный опыт и снизит затраты на текучесть кадров, создаст дружественную и продуктивную среду для сотрудников.
Организация процесса адаптации нацелена именно на быстрое введение новых сотрудников в курс дела, чтобы они могли начать вкладывать свои таланты в бизнес. А время особенно важно, когда сотрудник приглашен на должность, которую неожиданно покинул кто-то другой. Но как долго сотрудники должны проходить адаптацию??
В ответ на современные тенденции множится мнение о том, что процесс адаптации должен длиться гораздо дольше, чем это происходит в настоящее время. Управление обучением персонала очень тонкий процесс.
Учитывая, что девять из десяти компаний не достигают трехмесячной отметки, когда дело доходит до адаптации, продление программ внедрения сотрудников на целый год может показаться невыполнимой задачей. Однако, учитывая растущие данные о потенциальных преимуществах расширенного внедрения, все больше и больше HR-лидеров настаивают на этом решении.
Более длительные программы адаптации сотрудников позволяют компаниям разрабатывать структурированные процессы внедрения, которые в течение первого года могут увеличить удержание нового персонала на 25% по сравнению с более короткими процессами кадровой адаптации.
Более короткие системы адаптации сотрудника часто нагружают учеников потоком информации, большую часть которой в итоге трудно запомнить. И хотя вы можете добавить больше знаний в свой процесс обучения, продлив его до года, информация может быть распределена и структурирована на более мелкие кусочки, что действительно улучшает процесс обучения, облегчает адаптацию новичков и способствует их удержанию. Дистанционное обучение поможет значительно упростить этот процесс.
Непрерывное формальное обучение, которое позволяет сотруднику развивать новые навыки, приносит пользу организации в той же мере, что и профессиональное развитие сотрудника. Подробнее вы можете прочитать в этой статье LMS.
Все больше организаций включают в процесс обучения долгосрочные учебные модули. Это особенно актуально при обучении продажам. Продолжение обучения сотрудника на более высоком уровне может продемонстрировать вашу приверженность личному продвижению сотрудника в течение критического первого года, снижая неопределенность относительно карьерного роста в вашей компании.
Работодатели могут организовать совместное обучение.
Годичный процесс адаптации сотрудника должен включать не только установку ожиданий и четкое определение роли, но и руководство совместным или социальным обучением. Преимущества совместного обучения в процессе адаптации двоякие:
- 90% того, что сотрудники узнают на работе, происходит через личный и коллективный опыт взаимодействия с коллегами, в отличие от формального обучения. Намеренная интеграция совместного обучения в процесс адаптации гарантирует, что сотрудник получит более мощный опыт, впитывая глубокие знания от лучших умов всей организации.
- Совместное обучение персонала в процессе адаптации также позволяет новому сотруднику влиться в сеть внутри организации и сформировать более глубокие связи с другими сотрудниками. Новые сотрудники узнают, к кому обратиться за помощью, лучше понимают свою роль в подразделениях и компании в целом. Они естественным образом погружаются в корпоративную культуру.
Итак, теперь мы знаем, что эффективная адаптация — это длительный, но очень важный процесс, к которому нельзя относиться без должного внимания. Вам достаточно настроить автоматизированную платформу для обучения, которая будет работать за вас и поможет максимально продуктивно использовать рабочие ресурсы.
Как выглядит идеальный процесс адаптации новых сотрудников
Внедрение, в своей основе — это сбор и аудит новой информации о сотрудниках, но оно должно быть намного больше. Помимо сбора данных, onboarding — это шанс познакомить нового сотрудника с миссией, культурой и ценностями вашей компании. Этот шаг нельзя упускать из виду. На самом деле, помимо сбора базовой информации, целью № 1 при вступлении в должность должно быть включение нового сотрудника в те процессы, где компания заинтересована в работе с ним.
Тем не менее, многие компании чрезмерно усложняют процесс внедрения, тем самым создавая пробелы в знаниях для HR и упуская шанс заставить сотрудников чувствовать себя желанными гостями с самого первого дня. Плохо выполненная работа негативно влияет на вашего сотрудника и вашу организацию в целом.
Сам процесс должен быть автоматизированным, воспроизводимым, совместимым и масштабируемым. Чтобы достичь этого эффекта, вы должны быть вовлечены в него до того, как сотрудник придёт к вам в компанию. Предпочтительно делать это через рекрутинговую платформу, которая позволяет HR управлять процессом, не забывайте об автоматизированном тестировании. Эффективное управление адаптацией выходит за рамки создания хорошей атмосферы между сотрудниками. Оно должно быстро перевести новых сотрудников на предметное обучение и работу, ускоряя интеграцию в коллектив, чтобы они могли внести свой вклад. Используйте автоматизированную программу адаптации, если вы хотите получить максимальный результат.
Предлагаем вам записаться на демонстрацию уникальной в своем роде платформы SmartExpert, которая позволит автоматизировать все процессы, связанные с адаптацией молодых сотрудников и обучением персонала. Она включает в себя полный функционал и позволит вам не только сэкономить бесценное время, но и повысить продуктивность вашего персонала. Наш менеджер расскажет вам обо всех преимуществах и ответит на вопросы.
10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
10. Адаптации организмов к условиям обитания как результат действия естественного отбора
Вспомните!
На основании собственных наблюдений приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
В течение многих веков в естествознании господствовало представление о существовании в природе изначальной целесообразности. Сторонники креационизма считали, что Бог создавал каждый вид в абсолютном соответствии с конкретными условиями обитания. С развитием эволюционных идей общество признало существование изменчивости, но механизмы её возникновения ещё оставались неясными. Ж. Б. Ламарк считал, что развитие приспособлений – это ответная реакция организмов на действие факторов окружающей среды. И лишь с появлением эволюционной теории Ч. Дарвина адаптации организмов стали рассматривать как результат действия естественного отбора в определённых условиях внешней среды.
Все живые существа оптимально приспособлены к своим условиям обитания. Приспособленность повышает шансы организмов на выживание и оставление потомства, т. е. помогает таким особям выиграть борьбу за существование и передать свои гены следующим поколениям. Эволюционный процесс в любой популяции протекает в два этапа. Сначала возникает генетическое разнообразие, проявляющееся в фенотипических признаках. Затем в ходе естественного отбора сохраняются те признаки и свойства, которые обеспечивают особям конкретной популяции оптимальные приспособления к условиям обитания. Поскольку условия обитания организмов разнообразны, столь же разнообразны и адаптации к ним. Приспособления затрагивают внешние и внутренние признаки и свойства организмов, особенности размножения и поведения, т. е. существует множество различных форм приспособленности организмов к окружающей среде.
Морфологические адаптации. Эти адаптации связаны с особенностями строения тела. Причём, как и все остальные типы адаптаций, морфологические приспособления с точки зрения эволюционной значимости подразделяются на общие, которые затрагивают обычно крупные таксоны (отряды, классы, типы), и специальные, связанные с более узкими условиями существования (виды, группы видов). Например, возникновение крыла у птиц – это крупнейшее изменение, которое дало возможность живым организмам завоевать воздушное пространство. Впоследствии на его основе возникали вторичные и третичные адаптации, например особенности строения крыла, связанные с типом полёта. Сравните бреющий полёт буревестника и маневренный полёт колибри, позволяющий птице зависать в воздухе в одной точке и давать задний ход.
У Дарвина любимым примером приспособлений служил дятел. В «Происхождении видов путём естественного отбора» Дарвин писал: «Можно ли привести более разительный пример приспособления, чем дятел, лазящий по стволам деревьев и вылавливающий насекомых в трещинах коры?»
Классическим примером приспособлений служит строение ноги у разных видов птиц. Ярким примером адаптаций к разным типам питания является разнообразная форма птичьих клювов (см. рис. 9).
Плоская форма тела придонных рыб и торпедообразное тело акул, густой шерстный покров у северных млекопитающих, гибкое тело у норных животных – это примеры морфологических адаптаций у животных. Подобные формы адаптаций существуют и в растительном царстве. В высокогорных районах и в тундре большинство растений имеют стелющиеся и подушковидные формы, которые устойчивы к сильным ветрам, зимой легко укрываются снегом и не повреждаются в сильные морозы.
Покровительственная окраска. Такая окраска служит прекрасным способом защиты от врагов для многих видов животных. Благодаря ей животные становятся менее заметны.
Самки птиц, гнездящиеся на земле, практически сливаются с общим фоном местности. Так же незаметны яйца и птенцы у этих видов птиц, а, например, яйца аистов не имеют покровительственной окраски, потому что, как правило, недоступны для врагов (рис. 24).
Рис. 24. Покровительственная окраска позволяет птицам сливаться с ландшафтом: А – окраска малого вальдшнепа повторяет тона лесной почвы; Б – птенцы серебристой чайки в первые дни своей жизни
Рис. 25. Белая окраска животных Крайнего Севера: А – песец; Б – детёныш тюленя; В – полярный медведь
Покровительственную окраску имеют многие виды насекомых, например окраска крыльев ночных бабочек полностью сливается с той поверхностью, на которой они проводят дневные часы. Неразличимы в траве зелёные кузнечики, в пустыне – песочно-жёлтые ящерицы, на снегу – полярные песцы. Следует отметить, что в районах Крайнего Севера среди животных очень распространена белая окраска, делающая их незаметными на снежной поверхности (полярные медведи, совы, белая куропатка и многие другие) (рис. 25).
У некоторых животных существует характерная яркая окраска, образованная чередованием светлых и тёмных полос или пятен (тигры, леопарды, пятнистые олени, детёныши кабана). Такая окраска имитирует чередования света и тени в окружающей природе и делает животных менее заметными в густых зарослях (рис. 26).
Рис. 26. Гепарды. Пример покровительственной окраски
В зависимости от условий освещённости способны менять свою окраску хамелеоны, осьминоги и другие животные.
Предостерегающая окраска. У ряда животных вместо покровительственной окраски развивается предостерегающая, или угрожающая. Как правило, такая окраска свойственна жалящим или имеющим ядовитые железы насекомым. Птица, отведавшая ядовитую божью коровку или ярко-полосатого шмеля, вряд ли будет пытаться сделать это снова.
Маскировка. Хорошим средством защиты от врагов служит не только скрывающая окраска, но и маскировка – соответствие формы тела объектам живой и неживой природы. Сходство с предметами окружающей среды позволяет многим животным избегать нападения хищников. Практически неразличима в зарослях морских водорослей рыба-игла. Форма тела некоторых насекомых напоминает листья, кору, веточки или колючки растений (рис. 27).
Мимикрия. Многие безобидные животные в процессе эволюции приобрели сходство с ядовитыми видами. Это явление подражания беззащитного вида хорошо защищённым и имеющим предостерегающую окраску неродственным видам называют мимикрией (от греч. mimikos – подражательный). Непривлекательны для насекомоядных птиц пчёлы и их подражатели – мухи-журчалки (рис. 28). Многие неядовитые змеи очень похожи на ядовитых, а узор на крыльях некоторых бабочек напоминает глаза хищников.
Рис. 27. Маскировка в мире насекомых
Биохимические адаптации. Многие животные и растения способны образовывать различные вещества, которые служат им для защиты от врагов и для нападения на другие организмы. Пахучие вещества клопов, яды змей, пауков, скорпионов, токсины растений относятся к такого рода приспособлениям.
Биохимическими адаптациями также является появление особой структуры белков и липидов у организмов, обитающих при очень высоких или низких температурах. Подобные особенности позволяют этим организмам существовать в горячих источниках или, наоборот, в условиях вечной мерзлоты.
Рис. 28. Мухи-журчалки на цветах
Рис. 29. Бурундук в состоянии зимней спячки
Физиологические адаптации. Эти адаптации связаны с перестройкой обмена веществ. Без них невозможно поддержание гомеостаза в постоянно меняющихся условиях внешней среды.
Человек не может долго обходиться без пресной воды из-за особенностей своего солевого обмена, но птицы и рептилии, проводящие большую часть жизни в морских просторах и пьющие морскую воду, приобрели специальные железы, которые позволяют им быстро избавляться от избытка солей.
Многие пустынные животные перед наступлением засушливого сезона накапливают много жира: при его окислении образуется большое количество воды.
Поведенческие адаптации. Особый тип поведения в тех или иных условиях имеет очень большое значение для выживания в борьбе за существование. Затаивание или отпугивающее поведение при приближении врага, запасание корма на неблагоприятный период года, спячка животных и сезонные миграции, позволяющие пережить холодный или засушливый период, – это далеко не полный перечень разнообразных типов поведения, возникающих в ходе эволюции как приспособления к конкретным условиям существования (рис. 29).
Рис. 30. Брачный турнир самцов антилопы
Следует отметить, что многие виды адаптаций формируются параллельно. Например, защитное действие покровительственной или предупреждающей окраски значительно повышается при сочетании её с соответствующим поведением. Животные, имеющие покровительственную окраску, в минуту опасности замирают. Предостерегающая окраска, наоборот, сочетается с демонстративным поведением, отпугивающим хищника.
Особую важность имеют поведенческие адаптации, связанные с продолжением рода. Брачное поведение, выбор партнёра, образование семьи, забота о потомстве – эти типы поведения являются врождёнными и видоспецифичными, т. е. у каждого вида существует своя программа полового и детско-родительского поведения (рис. 30–32).
Относительный характер адаптаций. Все живые организмы оптимально приспособлены к условиям своего обитания, будь это пустыня или экваториальные леса, морские глубины или саванны. Каждый организм имеет множество адаптаций, которые образовывались в результате действия естественного отбора во вполне определённых условиях среды. При изменении этих условий адаптации могут потерять свою приспособительную ценность и даже принести вред их обладателю, т. е. адаптации имеют относительную целесообразность. Белая зимняя окраска зайцев становится опасной в периоды оттепелей или в малоснежные зимы (рис. 33). Если внешние условия изменятся очень резко, новые адаптации не успеют сформироваться, что приведёт к вымиранию больших групп организмов, как это случилось более 60 млн лет назад с динозаврами.
Рис. 31. Брачное поведение капских олушей
Рис. 32. Забота о потомстве у пингвинов
Рис. 33. Зимняя окраска зайца
Итак, в результате действия движущих сил эволюции у организмов возникают и совершенствуются адаптации к условиям окружающей среды. Закрепление в изолированных популяциях различных адаптаций может в итоге привести к образованию новых видов.
Вопросы для повторения и задания
1. Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
2. Почему одни животные имеют яркую, демаскирующую окраску, а другие, наоборот, – покровительственную?
3. В чём состоит сущность мимикрии?
4. Распространяется ли действие естественного отбора на поведение животных? Приведите примеры.
5. Каковы биологические механизмы возникновения приспособительной (скрывающей и предупреждающей) окраски у животных?
6. Являются ли физиологические адаптации факторами, определяющими уровень приспособленности организма в целом?
7. В чём сущность относительности любого приспособления к условиям обитания? Приведите примеры.
Подумайте! Выполните!
1. Почему не существует абсолютного приспособления к условиям обитания? Приведите примеры, доказывающие относительный характер любого приспособления.
2. Детёныши кабана обладают характерной полосатой окраской, которая с возрастом исчезает. Приведите аналогичные примеры изменения окраски у взрослых особей по сравнению с потомством. Можно ли считать эту закономерность общей для всего животного мира? Если нет, то для каких животных и почему она характерна?
3. Соберите информацию о животных с предостерегающей окраской, обитающих в вашем регионе. Объясните, почему знание этого материала важно для каждого. Сделайте информационный стенд об этих животных. Выступите с сообщением по этой теме перед школьниками младших классов.
Работа с компьютером
Обратитесь к электронному приложению. Изучите материал и выполните задания.
Повторите и вспомните!
Человек
Поведенческие адаптации – врождённое безусловно-рефлекторное поведение. Врождённые способности существуют у всех животных, в том числе и у человека. Новорождённый ребёнок умеет сосать, глотает и переваривает пищу, моргает и чихает, реагирует на свет, звук и боль. Это примеры безусловных рефлексов. Такие формы поведения возникли в процессе эволюции как результат приспособления к определённым, относительно постоянным условиям окружающей среды. Безусловные рефлексы передаются по наследству, поэтому все животные рождаются уже с готовым комплексом таких рефлексов.
Каждый безусловный рефлекс возникает на строго определённый раздражитель (подкрепление): одни – на пищу, другие – на боль, третьи – на появление новой информации и т. д. Рефлекторные дуги безусловных рефлексов постоянны и проходят через спинной мозг или ствол головного мозга.
Одной из наиболее полных классификаций безусловных рефлексов является классификация, предложенная академиком П. В. Симоновым. Учёный предложил разделить все безусловные рефлексы на три группы, отличающиеся по особенностям взаимодействия особей друг с другом и с окружающей средой. Витальные рефлексы (от лат. vita – жизнь) направлены на сохранение жизни индивида. Их невыполнение ведёт к гибели особи, а для реализации не требуется участия другой особи того же вида. В эту группу относят пищевые и питьевые рефлексы, гомеостатические рефлексы (поддержание постоянной температуры тела, оптимальной частоты дыхания, сердцебиения и т. п.), оборонительные, которые, в свою очередь, делят на пассивно-оборонительные (убегание, затаивание) и активно-оборонительные (нападение на угрожающий объект) и некоторые другие.
К зоосоциальным, или ролевым, рефлексам относят те варианты врождённого поведения, которые возникают при взаимодействии с другими особями своего вида. Это половые, детско-родительские, территориальные, иерархические рефлексы.
Третья группа – это рефлексы саморазвития. Они не связаны с адаптацией к конкретной ситуации, а как бы обращены в будущее. Среди них исследовательское, подражательное и игровое поведение.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРесСекреты адаптации персонала — цели, методы и виды
При поступлении на предприятие работник приспосабливается к новым экономическим, психологическим, бытовым условиям труда. Контролируемая адаптация персонала к принятым в коллективе социально-поведенческим нормам бывает первичной и вторичной. Первую проходят молодые специалисты без опыта работы. Вторую – недавно трудоустроенные со стажем.
Цели адаптации- Повышение эффективности нового сотрудника и снижение затрат на простой.
- Уменьшение психологической напряженности, вызванной попаданием в незнакомую обстановку.
- Повышение лояльности коллектива, положительный настрой на работу.
- Уменьшение уровня текучести персонала.
Выделяют три формы адаптации:
- Ознакомительный.
- Приспособление;
- Вссимиляционный.
Ознакомительный
Специалист знакомится с предприятием, микроклиматом в коллективе. Полученные знания сопоставляются с целями новичка, его ожиданиями от работы.
Руководству предприятия необходимо решить следующие задачи до окончания испытательного срока работника:
- Утверждение кандидатуры.
- Минимальные сроки по переходу к полноценному выполнению работы.
- Выявление потенциала.
- Определение обязанностей, составление плана адаптации.
Приспособление
Этот этап длится от 1 до 12 месяцев и зависит от нескольких факторов, к которым относят оказываемую непосредственным начальником, коллегами и менеджером по персоналу помощь. Происходит определение характера взаимодействия новичка с коллективом.
Ассимиляция
Ассимиляция заключается в окончательном привыкании к коллективу и предприятию. На этом этапе сотрудник должен освоить должностные обязанности. Предполагается самостоятельная установка целевых ориентиров.
Виды адаптации персонала- Социальная. Предполагает приспособление личности в социуме. Состоит из этапов внедрения в среду, изучения и принятия поведенческих норм, взаимодействия индивидуума с обществом.
- Производственная. Привыкание к новой среде.
- Психофизиологическая. Новые нагрузки, условия работы на предприятии.
- Экономическая. Приспособление к уровню зарплаты и порядку ее начисления.
Наряду с этими видами существует профессиональная и организационная. Первая предполагает дополнительные навыки, усвоение знаний и формирование качеств для конкретной должности. При организационной работник привыкает к принятым на предприятии системам управления. Вид необходим для адекватной самооценки нового сотрудника, его роли в производственных процессах.
Методы- Тренинги.
- Беседы с руководством и наставником.
- Курсы для обучения вышестоящего звена.
- Тактика поэтапного усложнения задач и поручений для новичков.
- Ролевые игры для сплочения коллектива.
- Подготовка к потенциальным кадровым перемещениям.
- Лист адаптации.
- Корпоративная брошюра.
Образец адаптационного листа
Документ составляется специалистами отдела кадров и может включать необходимые задачи (на период испытательного срока), мероприятия, раздел для отметок контроля их выполнения.
На тренингах для новичков недавно трудоустроенные могут познакомиться с существующими в организации порядками, узнать о деятельности предприятия, его истории. Занятия бывают аудиторными, электронными, смешанными.
Корпоративная брошюра может быть выдана при трудоустройстве в печатном или электронном виде или как карманный справочник.
Дни для новичков имеют своей целью укрепление взаимоотношений в коллективе, формирование сплоченной команды, что ведет к повышению производительности труда.
Три типа адаптации к окружающей среде | Образование
Древнегреческий философ Гераклит создал теорию о том, что вещи постоянно меняются, и ему приписывают поговорку «Единственная постоянная — это изменение». Такова ситуация в естественном мире, в котором обитают организмы. Организмам необходимо найти способы приспособиться к условиям, которые постепенно или внезапно отличаются от ранее существовавших. Если они этого не сделают, они умрут. Типы адаптации классифицируются с помощью наблюдаемых или измеримых средств, но генетические изменения лежат в основе всех адаптаций.
Адаптация
Организмы, от микробов до растений и животных, обитают в окружающей среде, которая может меняться, становясь более сухой, горячей, холодной, кислой, темной и солнечной — с почти бесконечным числом переменных. Организмы с генетическими преимуществами, такими как мутация, которая помогает им выжить в новых условиях, передают изменение потомкам, и оно становится преобладающим в популяции, что выражается в адаптации. Три основных типа адаптации, в зависимости от того, как выражаются генетические изменения, — это структурные, физиологические и поведенческие адаптации.У большинства организмов есть комбинации всех этих типов.
Структурный
Внешний вид организма формируется за счет структурных адаптаций. У пустынных лисиц большие уши для теплового излучения, а у песцов маленькие, чтобы сохранять тепло тела. У тюленей есть ласты для плавания в воде, а у енотов есть отдельные гибкие пальцы для манипуляций с едой. Белые полярные медведи переходят в ледяные поля, а пятнистые ягуары — в пятнистую тень джунглей. У деревьев может быть пробковая кора для защиты от лесных пожаров.Структурные изменения влияют на организмы на разных уровнях, от способа крепления колена до наличия крупных мускулов полета и острого зрения для хищных птиц.
Физиологический
Исходя из химии тела и метаболизма, физиологические адаптации обычно не проявляются извне. Они состоят из таких вещей, как более эффективные почки для пустынных животных, таких как крысы-кенгуру, соединения, предотвращающие свертывание крови в слюне комаров, или присутствие токсинов в листьях растений, отпугивающих травоядных.Лабораторные исследования, которые измеряют содержание крови, мочи и других жидкостей организма, отслеживают метаболические пути, или микроскопические исследования тканей организма часто необходимы для выявления физиологических адаптаций. Иногда обнаружить их сложно, если нет общего предка или близкородственного вида, с которым можно было бы сравнить результаты.
Поведенческие
Адаптации, влияющие на поведение организма, называются поведенческими адаптациями. Медведи впадают в спячку, чтобы спастись от холода; птицы и киты мигрируют в более теплый зимний климат.Животные пустыни активны ночью в жаркую летнюю погоду. Утром ящерицы ищут солнечное место, чтобы быстрее согреться до рабочих температур. Гнездящийся олень притворится, что ранен, чтобы увести хищника от своего детеныша. Поведенческие адаптации, связанные с процедурами спаривания, такими как у австралийских шалашников, могут быть удивительно сложными. Часто поведенческие адаптации требуют тщательных полевых и лабораторных исследований, чтобы полностью раскрыть их, и часто также связаны с физиологическими механизмами.Люди используют культурную адаптацию как подмножество поведенческой адаптации, когда люди, живущие в данной среде, изучают способы выращивания необходимых им продуктов питания и приспособления к конкретному климату.
Ссылки
Ресурсы
Биография писателя
Кэролайн Чани начала писать в 1973 году, специализируясь на темах, связанных с растениями, насекомыми и экологией юго-запада. Ее работы публиковались в газетах «Американский натуралист из Мидленда» и Greenwood Press. Чани имеет степень доктора философии по биологии Висконсинского университета в Мэдисоне.
Адаптация и выживание | Национальное географическое общество
У разных особей одного вида может различаться любое количество характеристик — некоторые могут быть крупнее, волосатее, лучше бороться с инфекциями или иметь меньшие уши. Эти характеристики во многом определяются их генами, которые передаются от родителей и впоследствии передаются их собственным потомкам. Некоторые из этих характеристик или черт обеспечивают конкурентные преимущества, такие как скорость, сила или привлекательность.Если эти черты особенно полезны, люди с этими чертами будут производить больше потомства, чем те, у кого их нет. По прошествии поколений количество особей с этой выгодной чертой или адаптацией будет увеличиваться, пока она не станет общим признаком вида.
Структурные и поведенческие адаптации
Адаптация может быть структурной, то есть это физическая часть организма. Адаптация также может быть поведенческой, влияя на то, как организм реагирует на окружающую среду.
Примером структурной адаптации является способ приспособления некоторых растений к жизни в сухих жарких пустынях. Растения, называемые суккулентами, адаптировались к этому климату, накапливая воду в своих коротких толстых стеблях и листьях.
Сезонная миграция — пример поведенческой адаптации. Серые киты ( Eschrichtius robustus ) мигрируют на тысячи километров каждый год во время плавания из холодного Северного Ледовитого океана летом в теплые воды у побережья Мексики на зиму. Телята серых китов рождаются в теплой южной воде, а затем группами, называемыми стадами, отправляются в богатые питательными веществами воды Арктики.
Адаптации, которые развиваются в ответ на одну проблему, иногда помогают или кооптируются для другой. Перья, вероятно, были первым приспособлением для осязания или регулирования температуры. Позже перья стали длиннее и жестче, что позволило им скользить, а затем и летать. Такие черты называются эксаптациями.
Некоторые черты, с другой стороны, теряют свою функцию, когда другие адаптации становятся более важными или когда меняется среда. Свидетельства этих черт остаются в рудиментарной форме — уменьшенными или лишенными функций.У китов и дельфинов есть рудиментарные кости ног, остатки приспособления (ног), по которому их предки ходили.
Среда обитания
Адаптации часто развиваются в ответ на изменение среды обитания организмов.
Знаменитым примером животного, приспосабливающегося к изменениям в окружающей среде, является английская моль ( Biston betularia ). До 19 — гг. Наиболее распространенный вид этой бабочки был кремового цвета с более темными пятнами. Немногочисленные пяденицы были серыми или черными.
По мере того, как промышленная революция изменила окружающую среду, изменился внешний вид пяденицы. Бабочки темного цвета, которые были редкостью, начали процветать в городской атмосфере. Их сажистый цвет смешивался с деревьями, испачканными промышленным загрязнением. Птицы тоже не могли видеть темных бабочек, поэтому они ели моли кремового цвета. Бабочки кремового цвета начали возвращаться после того, как в Соединенном Королевстве были приняты законы, ограничивающие загрязнение воздуха.
Видообразование
Иногда возникает адаптация или набор приспособлений, которые разделяют один вид на два.Этот процесс известен как видообразование.
Сумчатые в Океании являются примером адаптивной радиации, типа видообразования, при котором виды развиваются, чтобы заполнить множество пустых экологических ниш. Сумчатые, млекопитающие, которые после непродолжительной беременности вынашивают своих развивающихся детенышей в сумках, прибыли в Океанию до того, как суша отделилась от Азии. Плацентарные млекопитающие, животные, вынашивающие детенышей в утробе матери, стали доминировать на всех континентах, но не в Океании. Коалы ( Phascolarctos cinereus ), например, приспособились питаться эвкалиптовыми деревьями, произрастающими в Австралии.Вымерший тасманский тигр ( Thylacinus cynocephalus ) был плотоядным сумчатым животным и приспособился к нише, заполненной большими кошками, такими как тигры, на других континентах.
Цихлиды, обитающие во многих озерах Африки, демонстрируют другой тип видообразования — симпатрическое видообразование. Симпатрическое видообразование противоположно физической изоляции. Это происходит, когда виды живут в одной среде обитания. Адаптации позволили сотням разновидностей цихлид жить в озере Малави. У каждого вида цихлид своя уникальная специализированная диета: один тип цихлид может питаться только насекомыми, другой — только водорослями, третий — только другой рыбой.
Коадаптация
Организмы иногда адаптируются вместе с другими организмами и к ним. Это называется коадаптацией. Некоторые цветы производят нектар для колибри. Колибри, в свою очередь, приспособили длинные тонкие клювы для извлечения нектара из определенных цветов. Когда колибри идет кормиться, он нечаянно собирает пыльцу с пыльников цветов, которая откладывается на рыльцах следующих цветов, которые она посещает. В этих отношениях колибри получает пищу, а пыльца растений распространяется.Коадаптация полезна для обоих организмов.
Мимикрия — еще один вид коадаптации. В мимикрии один организм приспособился походить на другой. Безобидная королевская змея (иногда называемая молочной змеей) адаптировала цветовой рисунок, напоминающий смертоносную коралловую змею. Эта мимикрия удерживает хищников от королевской змеи.
Осьминог-мимик ( Thaumoctopus mimicus ) обладает как поведенческими, так и структурными адаптациями. Этот вид осьминогов может копировать внешний вид и движения других животных, таких как морские змеи, камбала, медузы и креветки.
Коадаптация также может ограничивать способность организма адаптироваться к новым изменениям в своей среде обитания. Это может привести к совместному исчезновению. В южной Англии большая синяя бабочка приспособилась поедать красных муравьев. Когда человеческое развитие сократило среду обитания красных муравьев, исчезновение красных муравьев привело к исчезновению большой голубой бабочки.
Адаптация | Национальное географическое общество
В эволюционной теории адаптация — это биологический механизм, с помощью которого организмы приспосабливаются к новой среде или к изменениям в своей текущей среде.Хотя ученые обсуждали адаптацию до 1800-х годов, только тогда Чарльз Дарвин и Альфред Рассел Уоллес разработали теорию естественного отбора.
Уоллес считал, что эволюция организмов каким-то образом связана с адаптацией организмов к изменяющимся условиям окружающей среды. Развивая теорию эволюции путем естественного отбора, Уоллес и Дарвин вышли за рамки простой адаптации, объяснив, как организмы адаптируются и развиваются. Идея естественного отбора заключается в том, что передаваемые по наследству черты позволяют организмам лучше адаптироваться к окружающей среде, чем другим организмам того же вида.Это способствует лучшему выживанию и воспроизводству по сравнению с другими представителями вида, что ведет к эволюции.
Организмы могут адаптироваться к окружающей среде по-разному. Они могут адаптироваться биологически, то есть изменять функции организма. Пример биологической адаптации можно увидеть в телах людей, живущих на больших высотах, таких как Тибет. Тибетцы процветают на высоте, где уровень кислорода до 40 процентов ниже, чем на уровне моря. Вдыхание такого разреженного воздуха может вызвать у большинства людей заболевание, но в организме тибетцев произошли изменения в химическом составе тела.Большинство людей могут выжить на большой высоте в течение короткого времени, потому что в их организме повышается уровень гемоглобина, белка, который переносит кислород в кровь. Однако постоянно высокий уровень гемоглобина опасен, поэтому повышенный уровень гемоглобина не является хорошим решением для выживания на большой высоте в долгосрочной перспективе. У тибетцев, похоже, развились генетические мутации, которые позволяют им использовать кислород гораздо эффективнее без необходимости в дополнительном гемоглобине.
Организмы также могут проявлять поведенческую адаптацию.Одним из примеров поведенческой адаптации является то, как императорские пингвины в Антарктиде собираются вместе, чтобы поделиться своим теплом посреди зимы.
Среди ученых, изучавших адаптацию до развития теории эволюции, был Жорж Луи Леклерк, граф де Бюффон. Он был французским математиком, который считал, что организмы со временем меняются, приспосабливаясь к окружающей среде своего географического местоположения. Другой французский мыслитель, Жан Батист Ламарк, предположил, что животные могут адаптироваться, передавать свои адаптации своему потомству и, следовательно, эволюционировать.В приведенном им примере говорится, что предки жирафов могли приспособиться к нехватке пищи на коротких деревьях, вытянув шеи, чтобы дотянуться до более высоких ветвей. По мнению Ламарка, потомство жирафа, вытянувшего шею, унаследует немного более длинную шею. Ламарк предположил, что поведение, приобретенное в течение жизни жирафа, повлияет на его потомство. Однако это была концепция естественного отбора Дарвина, согласно которой такие благоприятные черты, как длинная шея у жирафов, сохранились не из-за приобретенных навыков, а потому, что только жирафы, у которых была достаточно длинная шея, чтобы прокормить себя, выживали достаточно долго, чтобы воспроизводиться.Таким образом, естественный отбор обеспечивает более убедительный механизм адаптации и эволюции, чем теории Ламарка.
Microsoft Word — ADPTWEB.DOC
% PDF-1.6 % 1 0 объект > эндобдж 129 0 объект > поток 13.07.2005 13: 34: 11GNU Ghostscript 7.05application / pdf
Три типа адаптации к окружающей среде
Адаптация в природе приобретается в процессе эволюции и дает определенные преимущества, которые помогают одному виду передать свой генетический материал другому поколению. Обычно он принимает одну из трех форм: структурную, физиологическую или поведенческую.
Структурная адаптация
Структурная адаптация — это изменение, затрагивающее физический аспект организма. Физические изменения часто связаны с изменением физической среды организма. Например, экосистема, внезапно зарастающая лесом, может привести к тому, что у животных, живущих в ней, появятся присоски или лазающие когти, что даст явное преимущество перед видами, которые не изменились. Другие примеры структурных изменений включают развитие крыльев для полета, ласт для плавания или мощных ног для прыжков.
Поведенческая адаптация
Поведенческая адаптация — это изменение, влияющее на естественные действия организма. Этот тип адаптации может быть вызван изменением окружающей среды или действиями другого вида. Например, хищные животные могут начать охоту стаями, что даст им эволюционное преимущество перед одиночными охотниками. Помимо изменений в стратегии хищников, примеры поведенческой адаптации включают изменения в социальных моделях, методах общения, привычках питания и репродуктивной стратегии.
Физиологическая адаптация
Физиологическая адаптация похожа на структурную адаптацию в том смысле, что она связана с физическим изменением вида. Однако не всегда во внешнем виде организма видны физиологические адаптации. Этот тип адаптации может быть вызван либо изменением окружающей среды, либо поведением другого вида. Например, виды, живущие в воде, которая внезапно становится более кислой, могут адаптироваться, медленно изменяя химический состав своего собственного тела.Другие примеры физиологической адаптации включают развитие большего интеллекта и улучшение чувств.
Каждая характеристика не является адаптацией
Полное принятие теории эволюции и идеи адаптации может заставить вас начать рассматривать каждую характеристику организма как адаптацию. Однако многие атрибуты организмов не развивались как способ лучшей передачи генетического материала. Некоторые характеристики могут быть просто исторической случайностью. Другие характеристики могут быть побочным продуктом настоящей адаптации.Например, красный цвет крови является результатом химического процесса, происходящего в крови — цвет сам по себе не является адаптацией. Некоторые характеристики, такие как человеческий аппендикс, могут быть устаревшими адаптациями, которые все еще теряют свою полезность.
Введение в выживание через адаптации
Модуль 1:
Студенты знакомятся с адаптациями. Они будут наблюдать особенности и приспособления у двух видов. Студенты будут различать поведенческие, структурные и физиологические адаптации и изучать примеры.Используя карты видов, учащиеся узнают об окружающей среде, в которой выживают виды, и об их адаптациях, которые улучшают их выживание в их конкретной среде.
Сводка
Биология VCE (2016-2020)
Блок 1, Область исследования 2, Результат 2, Дизайн исследования биологии VCE
Ключевые знания
Выживание за счет адаптации и регулирования
- Структурные, физиологические и поведенческие адаптации, которые повышают выживаемость организма и позволяют жизни существуют в широком диапазоне сред
Продолжительность
1 час
Результаты обучения студентов
По завершении этого урока учащиеся должны уметь:
- Опишите, что такое адаптация, и приведите примеры из видов флоры и фауны
- Понимать, что адаптации увеличивают выживаемость организма
Справочная информация учителя
Студенты знакомятся с адаптациями в двух видеороликах: одно о мухоловках Венеры, а другое — о кровавых рогатых ящерицах.Студенты будут знакомы с некоторыми функциями, описанными и исследованными в этих видеороликах. На протяжении всего урока ученики будут сосредоточены на , как эти особенности повышают выживаемость организмов, что студенты, возможно, не задумывались раньше. Учитель должен будет распечатать карты видов, чтобы у каждой группы был набор. Учащиеся будут наблюдать и описывать некоторые особенности организмов, показанные на карточках видов, а учащиеся должны предположить, для чего, по их мнению, эти особенности используются.У студентов будет возможность в своих группах сопоставить виды и их адаптации и обсудить друг с другом, как и почему они повышают выживаемость конкретного организма.
Хотя в этой последовательности уроков не так много терминов или определений, связанных с темой адаптации, учащиеся получат большую пользу от понимания различных примеров видов и их приспособлений. Они будут использовать свои знания примеров, чтобы продемонстрировать свое понимание адаптации и описать, как она способствует выживанию вида.
Понимание учителя
Адаптация — это генетически контролируемая структурная, поведенческая или физиологическая особенность, которая увеличивает выживаемость организма в определенных условиях окружающей среды
(Kinnear & Martin 2015, p.194). Эти адаптации имеют разные цели у разных организмов, включая защиту, маскировку от хищников, избежание обнаружения хищников, захват добычи, избегание ядовитой пищи / добычи, минимизацию потерь воды, погружение в глубокую воду, уменьшение потерь тепла и выживание в суровых условиях, таких как десерты. или на ледяных полюсах земли.
Часто наблюдаемое заблуждение состоит в том, что некоторые студенты думают, что индивидуальный организм разовьет адаптацию в ответ на раздражитель окружающей среды, а не в результате мутации, которая произошла или унаследована. Учитель должен объяснить учащимся следующую информацию, чтобы учащиеся избегали таких неправильных представлений. Поскольку некоторые мутации передаются из поколения в поколение, это может позволить большему количеству особей одного вида унаследовать эту мутацию. Если мутация выгодна для вида, мутация становится частью вида и перерастает в адаптацию (National Geographic, 2017).Это пример эволюционного процесса, известного как естественный отбор, когда люди, обладающие чертами, лучше подходящими для их среды, с большей вероятностью выживут и передадут эти черты следующему поколению (Cotton 2016, с.210).
Адаптации — это структурные, поведенческие и физиологические «особенности, которые позволяют организмам выживать и воспроизводиться в различных средах». Они имеют генетическую основу и передаются из поколения в поколение »(Cotton 2016, p.210)
Структурная адаптация — это физическая особенность организма, которая увеличивает его выживаемость, например, наличие шипов или шипов для отпугивания хищников и наличие больших ушей для помощи в потере тепла.
Поведенческая адаптация — это способ, которым организм действует, чтобы увеличить свое выживание (National Geographic 2017), примером может быть миграция, демонстрирующая поведение, которое заставляет человека выглядеть больше, чем он должен предупреждать хищников, бороться за территорию , использование инструментов или «прижимание к груди для поддержания температуры тела» (Cotton 2016, p.221).
Физиологическая адаптация — это внутренний процесс организма, направленный на регулирование и поддержание гомеостаза для выживания организма в окружающей среде, в которой он существует, примеры включают регулирование температуры, высвобождение токсинов или ядов, высвобождение белков антифриза, чтобы избежать замерзания в холодных средах и выпуск нектара для привлечения добычи.
Знакомство с Мэтью Саймондсом, его историей, ролью, основными моментами и проблемами
Адаптации
Последовательность обучения
Обзор
Мероприятие 1.1 — Введение в адаптации: Вводное видео по адаптации: Жизнь-Венера ловушки для мух «Челюсти смерти» BBC One и Blood Squirting Lizard Worlds Weirdest Nat Geo WILD и инструкция для учителей по адаптации.
Задание 1.2 — Гипотеза адаптаций Исследование: Учащиеся выдвигают гипотезу, какие различные адаптации используются для использования карт видов.
Задание 1.3 — Соответствие адаптаций и видов: Учащиеся сопоставят карточки с адаптациями и организмами, учащиеся увидят, сколько адаптаций характерно для разных видов.Учащиеся проведут мозговой штурм и обсудят, живут ли эти организмы в аналогичной среде.
Деятельность
Задание 1.1 — Введение в адаптации (20 минут)
Это задание познакомит студентов с некоторыми особенностями организмов и преимуществами обладания такими особенностями или поведением. Это задание вовлекает учащихся в изучение темы, демонстрируя уникальные адаптации видов в дополнение к использованию видов, о которых учащиеся, возможно, не знали или не знали раньше.
Учитель Пояснение:
В течение следующих нескольких уроков мы будем заниматься некоторыми увлекательными научными знаниями, связанными с адаптациями. Мы даже будем проводить анализ необработанных данных, собранных в полевых условиях настоящими учеными. Итак, вы когда-нибудь замечали, что некоторые организмы, такие как егеря или осьминоги, трудно увидеть в их среде обитания? Это адаптация? Почему это адаптация? Как вы думаете, как они замаскировались?
Дайте студентам несколько минут, чтобы они записали несколько заметок.Когда ученики выполнят это, попросите учеников вкратце поделиться тем, что они написали, и обсудить с классом.
Будем смотреть два видео. Ваша задача — записать в записные книжки любые структуры, особенности или поведение в видеороликах, которые, по вашему мнению, полезны для выживания организма. Вы должны обращать внимание не только на описанные особенности или черты характера, но и на любые наблюдаемые вами черты, не упомянутые конкретно в видео.
(e.грамм. шипы на ящерице как средство отпугивания хищников.)
Видео 1 — Венерина Ловушка для мух
Учитель покажет ученикам видеоролик о ловушках для мух Венеры. Студенты будут хорошо знакомы с ловушками для мух Венеры; однако студенты могут быть не знакомы со структурной адаптацией и физиологической адаптацией, которой обладает ловушка для Венеры.
Ловушка для мух Венеры Ссылка на видео: https://www.youtube.com/watch?v=O7eQKSf0LmY
Некоторые примеры структурной, физиологической и поведенческой адаптации включают:
- Нектар по краю листа
- 6 сенсорных волосков на внутренней стороне листа
- Биологический таймер — электрический импульс для закрытия листьев
- Волосы на кончиках листьев, закрывающие насекомое
- Пищеварительные ферменты для поедания добычи
- Листья быстро закрываются, чтобы насекомое не могло сбежать
Видео 2 — Ящерица, брызгающая кровью
Затем Учитель покажет ученикам видео о рогатой ящерице.Студенты, вероятно, будут незнакомы с защитным механизмом, который ящерица-брызгающая кровью демонстрирует для защиты себя, что вызовет у студентов любопытство по поводу ее защитной адаптации.
Ссылка на видео кровавой ящерицы: https://www.youtube.com/watch?v=GgB4u6Mgy2M&list=PLPk5dek-yArc9EDCXBhEcX1qLdGBTsoZv
Некоторые примеры структурной, физиологической и поведенческой адаптации включают:
- Смешивается с окружающей средой или маскирует ее
- Жесткая кожа / чешуя на спине
- Колючая / рогатая кожа
- Кровь брызжет из глаз
- Репелленты K9
Учитель обсудит со студентами обнаруженные ими особенности, их можно записать на доске.Учитель спросит учащихся, почему эти особенности важны для выживания организма. Это задание побудит учащихся задуматься и рассмотреть различные особенности организмов, которые увеличивают его выживание, и вовлечь учащихся в интересную тему адаптации.
После обсуждения учитель объяснит, что такое адаптация (используя приведенные выше определения), а также определит поведенческую, структурную и физиологическую адаптацию. Студенты определят эти термины в своих книгах.
За последние пять минут этого упражнения учитель создаст три столбца на доске (как показано ниже), и в ходе обсуждения в классе учащиеся классифицируют перечисленные особенности на структурные, поведенческие и физиологические. Студенты будут писать эти столбцы в своих тетрадях.
Строительный | Физиологические | Поведенческие |
---|---|---|
Венерина мухоловка:
| Венерина ловушка для мух:
| Венерина мухоловка:
|
Кровавая ящерица:
| Кровавая ящерица:
| Кровавая ящерица:
|
Мероприятие 1.2 — Исследование гипотез и адаптаций (25 минут)
Материалы:
Цель этого задания состоит в том, чтобы учащиеся выдвинули гипотезы о том, какие адаптации, по их мнению, необходимы растениям или животным для выживания и преодоления трудностей. Они будут делать это с помощью карточек видов и членов своей группы, чтобы обсуждать и совместно использовать идеи друг с другом. Цель состоит в том, чтобы заставить учащихся задуматься об огромном количестве адаптаций, существующих у различных организмов, и о том, как адаптации существуют у всех видов (вместо того, чтобы их учитель сказал и направил их на конкретные адаптации).
Студенты разбиты на группы по 2-3 человека. Учитель раздает каждой группе набор «карточек видов» (см. Карточки выше). Учитель попросит учеников сгруппировать виды по регионам / местообитаниям, где, по их мнению, обитают эти организмы (например, засушливый климат, тропические леса, большая высота, арктика). Учитель объясняет ученикам, что они должны наблюдать за организмами на карточках, обсуждать тип среды, в которой они будут жить, и обсуждать, какие типы адаптации могут потребоваться каждому организму, чтобы выжить в этой среде, принимая во внимание проблемы, которые им необходимо преодолеть. .Учащиеся разложат на партах карточки своего вида. Студенты напишут на стикерах среду, в которой живет каждый организм, и наклеят стикер рядом с соответствующим организмом. Затем ученики будут обсуждать и выдвигать друг с другом гипотезы в своих группах, какие адаптации, по их мнению, необходимы организму для выживания, они будут записаны на стикерах, а затем приклеены к соответствующему организму.
Задание 1.3 — Соответствующие адаптации и виды (15 минут)
Материалы:
Учитель выдаст ученикам «адаптационные карты».Студенты должны будут сгруппировать карты адаптации по поведенческой адаптации, физиологической адаптации и структурной адаптации. После того, как все ученики завершат это, учитель проведет короткое обсуждение со всеми учениками, чтобы убедиться, что ученики правильно сгруппировали свои адаптации на физиологические, поведенческие и структурные.
Учитель проинструктирует учеников сопоставить свои «карты видов» с «картами адаптации». Карты адаптации будут иметь особые адаптации, которые будут соответствовать их «картам видов».«Могут существовать некоторые адаптации, применимые к более чем одному организму, учитель должен проинструктировать учеников сопоставить свои карты адаптации с картами наиболее подходящих видов. Учащиеся смогут увидеть, были ли их гипотезы адаптации верными и соответствовали ли они картам адаптации. Гипотезы учащихся могут быть верными, даже если этого не было в карте адаптации. Студенты могут использовать дополнительное задание, чтобы выяснить это.
Учитель попросит учеников сфотографировать свой макет карточек видов и приспособлений в качестве справочника в их тетрадке, или ученикам может быть предоставлен их собственный индивидуальный набор карточек видов и карточек приспособлений, которые можно вставить в их тетрадь.
Дополнительное действие
Ламинируйте один набор карточек видов и карточек приспособлений и приклейте магниты на оборотную сторону, чтобы в конце задания 3 ученики могли подойти к доске и сопоставить приспособления с соответствующими организмами. Учащиеся могут обсуждать и оспаривать адаптации и организмы, сопоставленные другими группами.
Что такое адаптация? — Определение, причины и типы адаптации
Теория адаптации
Теория адаптации также называется теорией выживания наиболее приспособленных, которая представляет собой способность организма адаптироваться к окружающей среде и приспосабливаться со временем.Ученый, который выдвинул свою теорию, — Чарльз Дарвин, проводивший эксперименты на Галапагосском острове в 1830-х годах. до Дарвина было много других ученых, таких как Эмпедокл, Аристотель, Уильям Пейли, Ламарк и Бюффон, которые принимали тот факт, что виды меняются со временем, но не понимали основную причину этого изменения или что адаптация была непрерывным процессом, который не имеет окончательная форма.
Теория адаптации предполагает, что с изменением среды обитания происходят еще три изменения: отслеживание среды обитания, генетическое изменение и исчезновение.
Отслеживание среды обитания: организмы, которые раньше жили в окружающей среде, ищут такую среду, в которой они жили раньше.
Вымирание: когда виды не могут адаптироваться к новой среде или покинуть ее и найти новую среду для жизни, в конечном итоге вымрут и вымрут.
Генетические изменения: Генетические изменения — это естественный отбор, позволяющий организму с небольшими мутациями лучше выживать в окружающей среде по сравнению с другими организмами в данной области.
Пример. Дарвин наблюдал за черепахами, живущими на двух островах. Черепахи на одном острове ели с низа, из-за чего у них были более короткие ноги и прямой панцирь. Когда эти черепахи мигрировали на другой остров, где пищевые ресурсы были на высоте, черепахи с более длинными ногами смогли есть, выжить и размножаться. Со временем их шеи также удлинились, а панцири стали круглыми, и эти приспособления передавались из поколения в поколение черепахам, живущим на этом острове.
Что вызывает адаптацию?
Адаптация могла произойти в результате мутации или естественного отбора. Мутация — это внезапное генетическое изменение, которое может быть случайным или случайным. Мутация возникает из-за любого изменения нуклеотидной последовательности ДНК и замены одной пары нуклеотидов. Определенные мутации вредны для человека, в то время как определенные мутации могут быть полезны для выживания организма в борьбе за существование.
Пример. Птица рождается с длинным клювом, что помогает ей захватывать пищу и, следовательно, лучше выжить.Таким образом, эта птица может лучше выжить и больше размножаться. Этот ген продолжает передаваться по наследству из поколения в поколение.
Естественный отбор — это процесс, при котором особи с преимуществом в выживании будут выжить в окружающей среде, а люди с менее благоприятными чертами умрут из-за давления окружающей среды. В области ресурсы фиксированы или ограничены. Между видами этой области существует конкуренция в борьбе за доступные ресурсы. В популяции некоторые особи обладают чертами, которые могут быть структурными или поведенческими, что позволяет им лучше выживать и размножаться.В борьбе за существование некоторые особи демонстрируют различные вариации, которые имеют репродуктивное преимущество и дают больше потомства, чем другие виды. Любая неблагоприятная вариация отбирается от их присутствия, создавая селективный недостаток для этого организма.
Пример. На острове Галапагос обитали разные виды зябликов, различия между которыми заключались в характеристиках клюва. Природа выбрала наиболее подходящий клюв из менее полезных.
Какие бывают типы адаптации?
Адаптации бывают разных типов:
1.структурные адаптации
Структурные адаптации — это изменения в структуре живого организма с целью лучшей адаптации к окружающей среде.
Пример. Как пустынные растения адаптировались к условиям пустыни, где очень мало воды и высокая температура. Растения, называемые суккулентами, адаптировались к условиям пустыни, накапливая воду внутри себя, чтобы компенсировать более низкую доступность воды.
2.Поведенческая адаптация
Поведенческая адаптация — это изменение поведения организма с целью лучшего выживания в окружающей среде.
Пример — миграция — птица мигрирует на юг зимой, так как там больше корма.
3. Физиологическая адаптация
Физиологическая адаптация — процесс организма, который помогает организму выжить / лучше размножаться в окружающей среде. Эти адаптации могут быть разными способами, которыми организм реагирует на стимулы из окружающей среды.
Пример. Животное, живущее в холодных регионах, будет иметь такие черты, как густой мех и короткие уши, чтобы уменьшить потерю тепла. Физиологическая адаптация здесь — это дрожь, чтобы генерировать больше тепла, когда становится холодно.
4. Коадаптация
Коадаптация, когда два или более видов симбиотически связаны друг с другом для их выживания и совместной адаптации, это называется коадаптацией.
Пример. У колибри длинные клювы, которые помогают птице улавливать нектар с определенных растений, при этом он опрыскивается пыльцевыми зернами.Таким образом, пыльцевые зерна распределяются, и колибри получают пищу.
Почему адаптация важна для видов?
Каждый организм имеет естественную среду обитания, которая является его домом. Здесь удовлетворяются основные потребности организма, такие как пища, кров, вода и другие потребности. Всем организмам необходимо адаптироваться к своей среде обитания, чтобы выжить. Адаптация — это изменение структуры или поведения организма, которое помогает ему лучше выжить в среде обитания.