28.11.2024

Какие бывают виды памяти: Виды памяти. Их краткая характеристика

Содержание

какие бывают и их характеристика

  • Образная память
  • Зрительная память
  • Слуховая память
  • Двигательная память
  • Словесно-логическая память
  • Эмоциональная память Функции эмоциональной памяти
  • Долговременная, кратковременная и оперативная память
  • Непроизвольная память и произвольная память
      Особенности произвольной памяти
  • Человеческая память является, по сути, взаимосвязанным процессом, состоящим из трёх компонентов: ввод информации (запоминание), её удержание (сохранение) и, наконец, воспроизведение. Их взаимосвязь выражена в том, что от того, как организовано запоминание, зависит сохранение информации, а от него – и качество воспроизведения. Это обстоятельство следует учитывать решая для себя задачу как улучшить паять взрослому.
    По характеру психической активности различают образную, словесно-логическую, двигательную и эмоциональную память.

    Образная память

    Образная память – это хранилище звуков, запахов, зрительных представлений. Наглядно-образная память сохраняет материал в форме зрительных, слуховых и других образов. Поэтому выделяют несколько отдельных видов образной памяти, таких как слуховая (попробуйте вспомнить мурчание котёнка или потрескивание хвороста в костре), зрительная образная память (лицо близкого человека или любимая ваза – помните?), обонятельная (запах знакомого парфюма или просто свежесрезанной травы), тактильная (прикосновение тёплой руки или боль от укола), вкусовая (кислота ломтика лимона или сладость банана). Наглядно-образная память особенно важна в творческой деятельности.

    Наш мозг предпочитает воспринимать мир, обрабатывая информацию обоими полушариями: правое воспринимает образ, а левое подбирает для него слова. Развивая образную память, мы восполняем пробел, вызванный дефицитом образов: в современном мире много информации, но основной её массив не задействует в работу правое полушарие, возникает дисбаланс, в результате которого нам все труднее запоминать, удерживать внимание, концентрироваться. Развитие образной памяти помогает включить в работу правое полушарие, задействуя воображение. Воображая, мы легко запоминаем. Поняв материал, мы создаём образ, закрепляющий понимание, и получаем знание.

    Различают зрительную, слуховую, моторно-слуховую память, зрительно-моторно-слуховую память. Это виды так называемой сенсорной памяти, которая играет наиболее важную роль в обучении. Зная, какой тип памяти преобладает у ученика, можно дифференцированно подходить к процессу его обучения, достигая лучших результатов запоминания. Преподаватель должен позаботиться о том, чтобы в процессе усвоения материала принимало участие как можно больше органов чувств. В своё время на это обращал внимание известный педагог К.Д. Ушинский.



    Зрительная память

    Зрительная память связана с хранением и воспроизведением зрительных образов. Зрительная образная память предполагает использование зрительного анализатора для обработки информации. У многих людей зрительная образная память представляет основной тип запоминания.

    Особенно актуально развитие зрительной памяти для художников, но широко используем её мы все. Развивая воображение, мы также помогаем развитию зрительной памяти, ведь то, что мы представляем, нам легче запомнить и воспроизвести.

    Двигательная память

    Моторная память удерживает все, что связано с двигательной активностью. Руки и ноги словно сами «помнят», что им делать.

    Двигательная память помогает нам запоминать движения и затем воспроизводить их. Благодаря ей мы разучиваем танцы, работаем с инструментами, ездим на велосипеде и т. д.

    Развитие двигательной памяти способствует не только отточенность движений, меткости, ловкости. Без неё просто невозможно достичь успехов в любом деле, за какое бы мы ни взялись. Она лежит в основе навыков ходьбы, езды, письма, всех трудовых и практических навыков. Если бы мы не имели этой памяти, то вынуждены были бы учиться повторять то или иное действие. Чем более знакомы условия, тем точнее и вывереннее движения, тем лучше результат.

    Обычно преобладает какой-то один тип памяти, но встречаются и смешанные, комбинированные. Так, моторно-слуховая память и зрительно-моторно-слуховая память относятся к комбинированным видам памяти.

    Теории памяти

    Биохимическая теория памяти

    Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (порядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания.

    какие бывают и их характеристика

    Кто-то лучше запоминает, если услышит, а  кому-то нужно обязательно увидеть или потрогать.  Почему так происходит и существует ли срок хранения данных? Почему мы надолго запоминаем эмоции и вспоминаем по ассоциациям? На эти вопросы отвечает множество классификаций важного процесса. О том, какие виды памяти существуют и чем они характеризуются, читаем дальше.

    Память как способность воспринимать, хранить и воспроизводить информацию классифицируют по разным признакам.

    1. По времени хранения информации.

    В зависимости от того, сколько мы готовы хранить данные различают:

    • Мгновенный тип памяти – информация сохраняется только на время ее воспроизведение (доли секунды).
    • Кратковременный – материал сохраняется дольше, чем на мгновение, но временные рамки все же незначительны (речь о 30 секундах). Объем кратковременной памяти составляет до 10 единиц данных – слов, образов или объектов. Когда к нам поступает новая информация, требующая задействовать именно кратковременный тип, старая автоматически стирается.

    Кратковременный тип разделяется на иконическую и логическую память. Первая соответствует послеобразному запоминанию. Например, если закрыть глаза, потом открыть и снова закрыть, не задумываясь над своими действиями, мы на долю секунды запомним образ увиденного. Логическая тоже построена на послеобразном восприятии, но она сохраняет общее представление об объекте на протяжении двух-трех секунд после услышанного или увиденного.

    • Оперативному типу свойственно хранить информацию заранее установленный период. После истечения срока (от пары минут до нескольких дней) материал забывается.
    • Долговременная память направлена на долгосрочное хранение данных. Иногда, чтобы их вспомнить, нужны усилия, а также воля и мышление. Тип считается основным, так как благодаря ему мы помним, как звали первую учительницу и что такое деепричастие.
    • Генетическая память передает информацию по наследству, храня ее в генотипе. Это явление не изучено основательно, существует лишь ряд теорий, как это происходит и что несет в себе генетическая база данных.

    Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

    2. По содержанию и принципам восприятия.

    В зависимости от того, какой из органов считал и запомнил информацию, различают следующие виды памяти человека:

    • Зрительная памятьсамый развитый способ запоминания, который базируется на зрительном восприятии образов. Родной дом, лица дорогих людей, обложка дневника.
    • Слуховая – то, что мы запоминаем благодаря органам слуха – музыку, речь, остальные звуки. Важна для музыкантов, вокалистов, устных переводчиков. Так мы помним голос бабушки, шум прибоя и так далее.
    • Двигательная – основана на запоминании движений. Для ее развития должно пройти время. Чаще всего раскрыта у спортсменов и тех, кто выполняет повторяющиеся физические действия – массажистов, столяров и так далее.
    • Осязательная – связана с тактильными ощущениями, которые мы запоминаем, ощупывая предметы. Например, холод окна зимой, гладкость шелка, мягкие лапы котенка. Основываясь на зрительных воспоминаниях, осязательные создают целостный и точный образ объекта.
    • Обонятельной называется память, фиксирующая запахи. Обычно она присуща человеку с рождения, но для развития в полном объеме ее следует развивать. Важную роль играет для парфюмеров.
    • Словесно-логическая – базируется на наших мыслях, речи, их взаимосвязи. Если информация была обработана мышлением, она запоминается логически, в противном случае – механически. Этим типом активно пользуются преподаватели. Рассказывая новый урок, они вспоминают знания, усвоенные на предыдущем уроке.
    • Вкусовая память хорошо развита у дегустаторов и поваров высшего ранга. В ее основе – запоминание вкусов (сладкого, горького, соленого).
    • Эмоциональной памятью названо умение хранить ощущения, вызванные эмоциональными переживаниями. От мощности пережитых эмоций зависит прочность фиксирования данных. Хорошая память на эмоции встречается у поэтов, писателей, актеров, творческих личностей.

    Все эти виды относятся к образной памяти. Каждый из них имеет разные возможности.

    Исследования показали, что, только прослушав информацию, мы можем воспроизвести 10%. Если нам удалось увидеть объект, процент поднимается до 30. Комбинированное взаимодействие (рассказы и наглядности) позволяет цифре вырасти до 50%. Практическая работа, основанная на теоретическо-наглядном обучении, обеспечивает 90 процентный успех.

    3. Типы памяти в зависимости от участия воли.

    Произвольный тип памяти – мы осознаем то, что запоминаем. Требуется концентрация воли, мышления и некоторые усилия.

    Непроизвольный – неконтролируемый, свободный процесс усвоения и воспроизведения материала. Мы не прилагаем усилий, чтобы запомнить происходящее, но важные моменты остаются в «архиве» сами. Благодаря этому типу мы непроизвольно обучаемся новому, постоянно взаимодействуя с миром.

    Пройти тест: ребенок, взрослый, родитель

    4. По степени осознанности.

    В зависимости от степени осознанности информации, которую мы запоминаем, различают имплицитную и эксплицитную виды памяти.

    Имплицитная – это память на неосознанный материал, то есть процесс усвоения материала происходит скрытно, его нельзя наблюдать или контролировать.

    Чтобы этот процесс активизировался, должна возникнуть потребность решить важную задачу. В этом случае мы не сознаем степень владения собственными знаниями. Все происходит как бы само собой.

    К эксплицитной мы обращаемся сознательно, используя добытую ранее информацию, припоминая или узнавая ее.

    5. Исходя из научных целей.

    В зависимости от цели исследования различают несколько видов память человека.

    Эпизодическая память – фиксирование информации, полученной во время определённой ситуации в конкретных месте, время, обстоятельствах. Например, человек запомнил товарную точку, зафиксировав лица продавцов и расположение магазинов.

    Репродуктивная – запоминание последовательности действий. Так, сборщик мебели без схемы соберет сложную конструкцию.

    Ассоциативная – базируется на ассоциациях, то есть в функциональных связях между объектами. Например, человек проходя мимо рыбного магазина, вспоминает, что родственники попросили купить его корм для рыбок.

    Автобиографическая – характеризуется четким запоминанием на ситуации из собственной жизни. Схожа с эпизодической, но требует самоидентификации и глубокого самоанализа.

    6. По средствам запоминания.

    В зависимости от использованных для запоминания средств различают три вида памяти.

    Непосредственное – техническое запоминание событий, характеризуется примитивностью процесса.

    Опосредственное запоминание представляют собой фиксирование информации на этапе развития человека, требует усилий. Для воспоминаний нужны определенные раздражители: записи в блокноте, галочки на руках и так далее. Они стимулируют память и организовывают.

    Внутренняя непосредственная память представляет собой высший уровень, когда человек логический воспринимает информацию и осваивает ее главную роль для успешного процесса. Играют роль речь и мышление

    Еще существует так называемая феноменальная память. Ее уникальность состоит в возможности запомнить много сложной или бессвязной информации: даты, факты, имена, хронологию событий. Ею обладали Ф. Достоевский, В. Моцарт и другие выдающиеся личности.

    Все виды памяти так или иначе связаны. Каждый из них определенный период жизни может преобладать, а потом, наоборот, угасать. Идеально, когда для восприятия объектов задействованы несколько типов. Изучите, как работает каждый из них, чтобы лучше понять себя и свои природные возможности. А чтобы не запутаться и все запомнить, сохраните статью.

    Пройти тест на характер человека

    Узнайте больше о различных типах памяти здесь

    Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.

    В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить свою память.

    Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:

    • рабочая память
    • сенсорная память
    • кратковременная память
    • долговременная память

    Некоторые исследователи предполагают, что это не отдельные типы памяти, а скорее стадии памяти.

    С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.

    Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.

    Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.

    Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.

    Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.

    Некоторые примеры сенсорной памяти включают:

    • регистрацию звуков, с которыми человек сталкивается во время ходьбы
    • краткое признание чего-либо в поле зрения человека

    Сенсорная память помогает человеку собрать воедино ощущение мира на основе недавних образов, звуков и других сенсорных ощущений.

    Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.

    В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.

    Например, человек не вспомнит все определенные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причины их помнить.

    Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.

    Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.

    Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.

    Некоторые примеры кратковременной памяти включают:

    • запоминание строки из 5–7 слов и ее повторение
    • запоминание телефонного номера во время записи ручкой

    Рабочая память аналогична кратковременной памяти. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.

    Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:

    • решение сложной математической задачи, когда человек должен запомнить несколько чисел должны помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона

    В то время как исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.

    Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.

    Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.

    Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.

    Явная долговременная память

    Эксплицитные воспоминания — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.

    Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.

    Эпизодическая память

    Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.

    Семантическая память

    Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.

    Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.

    Имплицитная долговременная память

    Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.

    Некоторые типы этой памяти включают следующие.

    Процедурная память

    Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.

    Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.

    Прайминг

    Прайминг возникает, когда опыт влияет на поведение человека.

    Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.

    Классическое и оперантное приучение как первичных людей, так и животных к выполнению определенного поведения в ответ на определенный опыт.

    Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.

    При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, который человек может удерживать — обычно около семи элементов.

    Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.

    Мозг не компьютер, и воспоминания не занимают физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.

    Однако качество воспоминаний и их детали могут меняться со временем.

    Воспоминания могут быть ненадежными

    Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.

    Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.

    В ходе одного исследования, проведенного в 2015 году, исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.

    Может у кого-то есть фотографическая память?

    У некоторых людей необыкновенно хорошая память. Люди с гипертимезией, чрезвычайно редким заболеванием, могут помнить все или большинство автобиографических воспоминаний.

    Другие могут тренировать память, чтобы лучше запоминать информацию или вспоминать цепочки слов или чисел.

    Нет никаких научных доказательств так называемой фотографической памяти. Мозг не камера и не может идеально записывать информацию.

    Некоторые стратегии улучшения памяти включают:

    • Разработка мнемонических приемов для запоминания новой информации. Например, чтобы запомнить все имена в комнате, можно составить рифму или ассоциацию для каждого имени.
    • Решайте головоломки и сложные головоломки.
    • Развитие прочных ассоциаций памяти, помогающих запоминать вещи. Разговор о недавних воспоминаниях или ведение дневника могут помочь развить эти ассоциации.
    • Выполнение сердечно-сосудистых упражнений для укрепления здоровья мозга.

    Память представляет собой сложную систему, а не отдельный орган или процесс.

    Человек может улучшить свою память, приняв здоровый образ жизни и применяя стратегии, специально разработанные для улучшения памяти.

    Людям, беспокоящимся о своей памяти, следует обратиться к врачу, так как любые необъяснимые изменения могут сигнализировать о ряде заболеваний.

    Узнайте больше о различных типах памяти здесь

    Воспоминания бывают разных форм. Исследователи многое не понимают в человеческой памяти и в том, как она работает.

    В этой статье рассматриваются типы памяти и то, что человек может сделать, чтобы улучшить память.

    Существует множество теорий о типах памяти человеческого мозга. Большинство ученых считают, что существует по крайней мере четыре основных типа памяти:

    • рабочая память
    • сенсорная память
    • кратковременная память
    • долговременная память

    этапы памяти.

    С этой точки зрения память начинается с сенсорной памяти, переходит в кратковременную память, а затем может перейти в долговременную память.

    Память, которую человек использует только в течение короткого времени, например, слово, которое он использует в начале предложения, является частью рабочей памяти и никогда не может перемещаться в другую часть памяти.

    Некоторые исследователи мозга делят эти типы памяти на более конкретные категории.

    Сенсорная память хранит сенсорную информацию в течение очень коротких промежутков времени, обычно 1 секунду или меньше. В этом типе памяти начинается обработка воспоминаний и другой информации.

    Если человек обращает внимание на сенсорный ввод, то информация может перемещаться в кратковременную, а затем в долговременную память.

    Некоторые примеры сенсорной памяти включают:

    • регистрацию звуков, которые человек слышит во время прогулки
    • краткое осознание чего-либо в поле зрения человека образы, звуки и другие сенсорные ощущения.

      Когда конкретный сенсорный опыт становится актуальным, например запах чего-то на кухне, он может перемещаться в другие типы памяти.

      В противном случае сенсорные воспоминания очень кратковременны, и человек быстро их забывает.

      Например, человек не вспомнит все определенные звуки, которые он слышал за последние 30 секунд, 30 минут или 30 дней, если только у него нет причины их помнить.

      Кратковременная память позволяет человеку вспомнить ограниченную последовательность информации в течение короткого периода времени.

      Эти воспоминания исчезают быстро, примерно через 30 секунд.

      Кратковременная память — это не просто память, которая длится недолго. Вместо этого это тип недолговечного хранилища, в котором может храниться только несколько фрагментов информации.

      Некоторые примеры кратковременной памяти включают:

      • запоминание строки из 5-7 слов и ее повторение
      • запоминание телефонного номера во время записи ручкой терминальная память. Однако, в отличие от последней, рабочая память — это место, где человек манипулирует информацией.

        Это помогает им вспомнить детали их текущей задачи. Некоторые виды поведения, использующие рабочую память, включают:

        • решение сложной математической задачи, где человек должен запомнить несколько чисел
        • что-то выпекать, что требует от человека вспомнить ингредиенты, которые он уже добавил
        • участие в дебатах, во время которых человек должен помнить основные аргументы и доказательства, которые использует каждая сторона

        Хотя исследователи обычно разделяют рабочую и кратковременную память на две разные категории, исследования часто обнаруживают значительное совпадение между ними.

        Долговременная память хранит множество воспоминаний и переживаний.

        Большинство воспоминаний, которые помнят люди, особенно старше 30 секунд, являются частью долговременной памяти.

        Многие исследователи делят долговременную память на две подкатегории: неявную и явную.

        Эксплицитная долговременная память

        Эксплицитная память — это сознательные воспоминания о событиях, автобиографических фактах или вещах, которые человек узнает.

        Некоторые типы явной долговременной памяти включают следующее.

        Эпизодическая память

        Это воспоминания о событиях или автобиографических фактах. Примеры эпизодической памяти включают воспоминания о выборах, событиях из детства и личных фактах, например о том, что кто-то женат.

        Семантическая память

        Семантическая память – это общие знания о мире. Человек может вспомнить факт или событие, которые он не испытал, потому что узнал или изучил его.

        Например, знание того, как выглядит человеческое сердце, является примером семантической памяти. Однако это будет эпизодическое воспоминание, если человек вспомнит, как в школе вскрывал свиное сердце.

        Имплицитная долговременная память

        Имплицитная память — это воспоминания, влияющие на поведение человека. Однако люди сознательно о них не думают.

        Некоторые типы этой памяти включают следующие.

        Процедурная память

        Процедурная память помогает человеку выполнять привычные действия, такие как ходьба или вождение автомобиля.

        Сначала им, возможно, придется учиться делать эти вещи и запоминать определенные навыки, но со временем эти задачи автоматически становятся частью процедурной памяти.

        Прайминг

        Прайминг возникает, когда опыт влияет на поведение человека.

        Например, курильщик может захотеть выкурить сигарету после еды, или экспериментатор может научить человека нажимать кнопку в ответ на фотографию.

        Классическое и оперантное приучение людей или животных к определенным действиям в ответ на определенные переживания.

        Рабочая, сенсорная и кратковременная память имеют меньший объем. Это потому, что эти типы воспоминаний длятся только в течение короткого периода времени.

        При кратковременной памяти обычно существует определенный предел объема информации, который человек может удерживать — обычно около семи элементов.

        Некоторые люди могут увеличить объем кратковременной памяти с практикой.

        Мозг не компьютер, и воспоминания не занимают физического пространства. Теоретически не существует определенного ограничения емкости долговременной памяти.

        Однако качество воспоминаний и их детализация могут меняться со временем.

        Воспоминания могут быть ненадежными

        Мозг не записывает воспоминания идеально, поэтому воспоминания могут изменяться или исчезать со временем.

        Многочисленные исследования показывают, что воспоминания ненадежны, даже если человек помнит что-то очень четко.

        В ходе одного исследования, проведенного в 2015 году, исследователи смогли всего за несколько часов убедить невинных людей в том, что они совершали серьезные преступления, такие как нападение с применением оружия, в подростковом возрасте.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *