20.09.2024

Как воспитывают детей в китае: Особенности китайского воспитания: как сделать из ребенка «сверхчеловека»

Содержание

Особенности китайского воспитания: как сделать из ребенка «сверхчеловека»

По европейским меркам, китайское воспитание – это абсолютно негуманный метод. Но суть в том, что это часть культуры, которая формировалась в Поднебесной веками. Мы решили изучить феномен китайского воспитания подробнее, чтобы понять, как именно он работает (и к каким результатам приводит).

Главная цель для ребенка – стать упорно трудиться и стать лучшим

В Китае родители вне зависимости от доходов семьи стараются по максимуму вкладываться в ребенка. Причина тому – жесточайшая конкуренция: середнячком быть в Китае нельзя, иначе ты ничего не добьешься в стране с огромным населением. Чтобы получить работу, хоть топ-менеджера, хоть рядового сотрудника, нужно выдержать огромнейший конкурс – претендентов на место очень много. Ребенку с детства вбивают в голову, что в любом деле, которым он занимается, он должен добиться максимума. Нужно пахать, трудиться, иначе будешь неудачником и ничего не достигнешь. Ребенок – это своеобразный проект, который должен оправдать вложенные в него силы. Его, конечно, любят, но ни о каком баловстве речи не идет.  

Вне зависимости от возраста ребенка его день расписан по часам. Занятия, дополнительные занятия, кружки, секции, творческие студии и так далее. Свободного времени у китайских детей просто нет, только на сон и еду.

Контроль со стороны родителей и физические наказания

Родители строго следят за успеваемостью детей. Нередко мама или папа до университета тщательно проверяют домашние задания у детей. Китайцы не могут позволить себе безалаберного отношения к контролю над учебным процессом. «Учиться и пусть себе учится, потом как-нибудь в университет устроим», или «школа – это его зона ответственности, мы ребенку доверяем» – такое отношение в Поднебесной не приветствуется. Родители несут ответственность за детей, и поэтому они строго контролируют все сферы их жизни, отсюда возникают и жесткие методы воспитания вплоть до физических наказаний. Порка за любую провинность – общепринятая традиция. Здесь никто не интересуется психологическим состоянием ребенка, жалобы на усталость при, действительно, огромной нагрузке уже с детсадовского возраста, будут расценены, как лень и нежелание трудиться.

Учителя «тянут» всех

Что касается школы, то для учителя очень важным показателем ученика является его старательность. В китайских школах отсутствует понятие «любимчик преподавателя», потому что отношение ко всем равное, нейтральное. И успеваемость у всех примерно одинаковая, потому что каждый ученик трудится на пределе, и всеми силами преподавателей его дотягивают до нужного уровня. Для Поднебесной нетипична ситуация, как в наших школах, когда в классе есть определенная «звезда», «вундеркинд», «гордость школы». Там выпускники выходят с одинаковым высоким уровнем знаний. Все педагоги отличаются суперответственностью, они нацелены на результат, их главная задача, вне зависимости от возраста учеников, научить их тому, что заложено в программе во что бы то ни стало. Обычно в России делят учителей на «педагогов от Бога», которые любого научат, и всех остальных, которые занимаются с теми, кто «тянет лямку», а двоечникам и в ПТУ место найдется. Для китайской же системы образования нет разделения на двоечников и отличников, каждый школьник получает максимум возможного и в итоге упорным трудом добивается определенного результата, не отставая от остальных.   

Главные черты, которые воспитывают у китайских детей, – это феноменальное трудолюбие, усидчивость и неспешность (темп и скорость выполнения поставленной задачи здесь неважна, главное добиться результата). В любом ребенке умудряются находить его потенциал, сильную сторону и именно это развивать, что бы это ни было. Именно поэтому по разным направлениям  и на разных социальных уровнях все специалисты делают свою работу на высоком уровне.

Воля старшего – закон

Отношение детей к родителям и всем взрослым в принципе в Китае крайне уважительное вне зависимости от возраста. Старшее поколение – непреклонный авторитет и для маленького ребенка, и для подростка, и для студента. Со взрослыми не спорят, не прекословят, их слова не подвергаются сомнениям или обсуждениям. Дети должны слушаться и повиноваться. В китайской семье воля старшего – закон.

Для русского человека не существует слова «нет», если мы его слышим, то понимаем, что можно найти какую-то лазейку и что-то придумать. И наши дети тоже растут с осознанием, что главное уметь договориться и найти общий язык. В Китае подобное не «прокатывает». Там очень жесткие правила, «договорить» и «подмазаться» здесь не получится, какой бы сферы это ни касалось. Нарушение правил карается наказанием и никак иначе. Китайская система жесткая и абсолютно негибкая.

Эксперт:

врач-психотерапевт, психиатр.  

Фото: Getty Images

Воспитания детей в Китае — основные принципы, правила и традиции китайских родителей, наказания и строгая дисциплина в воспитании китайских детей


СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ
:

Вековые традиции воспитания и обучения

Китайские родители

Дошкольное образование в Китае

Система воспитания в школе

Участие государства

Основные принципы воспитания детей в Китае

Строгость, с которой китайцы подходят к воспитанию ребёнка, поражает. Родители изнуряют детей физической подготовкой и учебной нагрузкой. Однако такой подход приносит свои плоды: китайские малыши трудолюбивы, усидчивы и послушны. Расскажем о традициях воспитания детей в Китае. 

Вековые традиции воспитания и обучения

Фото: workandtravelgroup.com

Тысячелетняя система воспитания в Китае базируется на культе семьи. Китайские семьи отличаются:

  • Отсутствием личных интересов перед лицом общего семейного блага. 
  • Почитанием старших поколений. 
  • Уважением к мудрости старшего в семье. 

Традиции воспитания сформировались под влиянием конфуцианства, основополагающего учения китайского общества. Конфуций, живший в пятом веке до нашей эры, был первым профессиональным воспитателем в Китае. Он объединил профессиональное образование с семейным воспитанием, чтобы сформировать систему развития способностей ребёнка.

Основные черты воспитанного человека, согласно учению Конфуция:

  • человеколюбие и служение общему благу;
  • верность семейным традициям;
  • искренность;
  • справедливость.

Китайские родители

В Китае высокая конкуренция среди работников, поэтому родители с детства прививают трудолюбие. В семье детей не балуют, уже с трёх лет китайский малыш способен сидеть за партой и внимательно слушать учителя. Родители наказывают ребёнка за недостойное поведение и словесно, и физически. Суровым наказанием является прописывание сложнейших китайских иероглифов. Некоторые родители до сих пор используют физические наказания, как единственно возможную систему воспитания. 

Государственная политика, запрещающая иметь в семье больше одного ребёнка, привела к тому, что в китайском обществе сложилась жёсткая конкуренция. Воспитание воспринимается семейным проектом. Все родительские силы уходят на то, чтобы вырастить достойного продолжателя рода. Мальчика, как будущего добытчика, воспитывают в строгости. Родители следят за его успеваемостью, проверяют домашние задания и запрещают проявлять слабость. К девочкам относятся мягче, больше хвалят и делают комплименты. Чтобы в будущем она ценила себя и выбрала достойного спутника, а не доверилась первому мужчине. 

ЭТО ИНТЕРЕСНО! Отношение китайцев к детским эмоциям сильно отличается от западного подхода. Например, ребёнка принято хвалить за улыбку и смех. На детские капризы китайские родители не обращают внимания, ждут, когда чадо успокоится и сможет объяснить своё недовольство словами.

Дошкольное образование в Китае Фото: afamilycdn.com

Декретный отпуск в Китае продолжается всего несколько месяцев, поэтому родители часто обращаются за помощью к старшему поколению. Некоторые семьи уезжают из провинции в большой город на заработки, а ребёнка оставляют у бабушки на домашнем обучении. Дошкольное образование основано на развитии художественного вкуса: с ребёнком занимаются музыкой и рисованием, читают ему стихотворения известных китайских поэтов и поют национальные песни. К трём годам почти все дети хорошо говорят и знают самые популярные иероглифы. После трёх лет ребёнок начинает посещать садик, но при этом продолжает домашнее обучение. К четырём годам для детей составляется полноценное расписание занятий на всю неделю. 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Чтобы попасть в бесплатный государственный сад, ребёнок должен уметь самостоятельно одеваться, ходить в туалет и аккуратно есть палочками. 

Китайские воспитатели обучают детей письму, чтению, музыке и рисованию. Кроме этого в детских садах есть спортивные секции и трудовое обучение.

Советуем прочитать новую публикацию о современных и традиционных методиках воспитании в Японии.

Наш автор подготовила актуальную информацию о пенсии в Китае и отвечает на вопрос: Есть ли в Китае пенсия по старости в 2022 году

Увлекательный материал с яркими фото об истории китайских фонариков !

Система воспитания в школе

В китайской школе очень высокие требования к ученикам. Обязательная нагрузка по предметам несравнимо больше, чем в России. Отличия китайской системы воспитания в школе:

  • За двенадцать пропущенных без уважительной причины занятий ученика отчисляют без права восстановления.
  • После окончания начальной и средней школы дети сдают выпускные экзамены, чтобы перейти на следующий этап обучения.
  • На каникулах не принято отдыхать, ученики обязаны сдать после каникул большие домашние задания по всем предметам.
  • Оценивают знания школьников практически ежедневно: учителя проводят тесты и контрольные срезы.
  • В каждом классе вывешен рейтинг учеников, основанный на стобалльной системе оценивания. Школьник может лишиться баллов не только за плохие оценки, но и за непослушание.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В китайских школах дети проводят весь день, чтобы родители могли полноценно работать. Школьники возвращаются домой примерно к девяти часам вечера.

Участие государства

Воспитание детей — вопрос государственного уровня в Китае. Правительство постоянно совершенствует и расширяет систему поддержки семей. В Поднебесной работают ясли, которые принимают детей с трёхмесячного возраста. С двух лет ребёнок может посещать образовательные курсы каллиграфии и математики. Все для того, чтобы вырастить из ребёнка общественно полезного и трудолюбивого гражданина.

Основные принципы воспитания детей в Китае

Фото: publico.es
  • строгая дисциплина в семье и в учебных заведениях;
  • беспрекословное доверие и уважение к старшим;
  • конкуренция между учениками;
  • развитие физической формы и выносливости;
  • трудолюбие с самого раннего возраста.

Если Вы интересуетесь восточной культурой, то предлагаем прочесть

статью о правилах настоящей чайной церемонии, узнать особенности японской национальной кухни

Традиционное китайское воспитание: что говорят исследования элитные университеты страны», — отмечают Юн Чжао и Вэй Цю.

Дети получают более высокие баллы по SAT по математике и непропорционально представлены среди ученых США, присуждающих национальные заслуги (Zhao and Qiu, 2009).

Почему это так? Вопреки распространенному мнению, это не потому, что китайцы обладают врожденным преимуществом в IQ. Когда Джеймс Флинн проанализировал прошлые исследования достижений и IQ, он обнаружил, что китайские достижения лучше объясняются факторами окружающей среды (Flynn 19).91). Так в чем же секрет?

Профессор права Йельского университета Эми Чуа говорит, что речь идет о воспитании детей. Китайские матери воспитывают более успешных, академически успешных детей, потому что они более требовательны и строги, чем западные матери. Прав ли Чуа?

Есть некоторые доказательства в ее пользу. Мы знаем, например, что родители, которые устанавливают высокие стандарты, как правило, имеют детей, которые более успешны в школе. Также ясно, что китайские родители, как правило, тратят больше времени на то, чтобы подтолкнуть своих детей к учебе, практике и достижениям.

Но дьявол кроется в деталях, и многие критики хотят знать о конкретных методах воспитания, которые Чуа описывает в спорной статье для Wall Street Journal и в своей автобиографической книге Боевой гимн Матери-тигрице.

Как я отмечаю ниже, эти методы, которые включают в себя угрозу наказания и сильный психологический контроль, звучат как авторитарное воспитание, подход к воспитанию детей, который обычно , а не  связан с лучшими академическими и эмоциональными результатами ребенка.

Наилучшие результаты для детей обычно связаны с другим стилем — авторитетным воспитанием. Это верно для многих жителей Запада, а также для многих китайцев. Когда китайские дети воспитываются авторитетными родителями, они справляются так же или даже лучше, чем китайские дети из авторитарных семей.

Кроме того, исследования связывают тактику «воспитания тигра» Чуа со смешанными результатами. В некоторых случаях дети на самом деле имеют более низкие академические достижения (Ким и др. , 2013 г.). В других случаях воспитание тигра предсказывает более высокие достижения, но худшее благополучие: дети подвергаются более высокому риску в течение 9 лет.0017   эмоциональных проблем (Ким и др., 2015; Ли и Хейн, 2019).

Экспериментальные исследования показывают, что дети выигрывают, когда родители отказываются от тактики психологического контроля и вместо этого практикуют позитивное воспитание. Когда китайские родители делают этот переход, их дети испытывают меньше академических проблем (Guo et al 2016).

Чем же тогда можно объяснить достижения Китая? Десятилетия исследований показывают, что у китайских детей есть два больших преимущества, которые имеют мало общего с авторитаризмом:

  • Родители делают акцент на усилиях, а не на врожденных способностях
  • Сверстники детей поддерживают друг друга, когда они усердно работают в школе

Усилия и вера в то, что усилия окупаются, являются ключевым компонентом китайского успеха. Сама Чуа отмечает это в Wall Street Journal. Она не позволяет своим детям поверить, что они не могут добиться успеха.

Итак, вот обзор противоречивых утверждений Чуа и исследование китайского воспитания детей.

Автопортрет китайской мамы

Эми Чуа — дочь китайских иммигрантов в США. Ее родители, по ее словам, были «чрезвычайно строгими, но очень любящими». Так же она старалась воспитывать своих детей.

Что это значит? Чуа приводит несколько конкретных примеров.

Например, Чуа говорит, что никогда не позволяла своим детям устраивать свидания, смотреть телевизор, участвовать в школьных спектаклях или выбирать собственные внеклассные занятия. Детям также не разрешается «получать любую оценку ниже пятерки» или «не быть учеником № 1 по всем предметам, кроме гимнастики и драмы».

Когда ее 7-летняя дочь не смогла освоить новую пьесу на фортепиано, Чуа безжалостно подгонял ее. «Я пригрозил ей ни обедом, ни ужином, ни подарками на Рождество или Хануку, — пишет Чуа, — ни днями рождения в течение двух, трех, четырех лет. Когда она все еще продолжала играть неправильно, я сказал ей, что она намеренно доводит себя до безумия, потому что втайне боится, что не сможет этого сделать. Я сказал ей, чтобы она перестала быть ленивой, трусливой, потворствующей своим желаниям и жалкой».

Чуа заставила свою дочь работать по ночам, не давая ей даже перерыва, чтобы сходить в туалет. «Дом превратился в зону боевых действий, и я потерял голос, крича, но все равно, казалось, был только отрицательный прогресс, и даже я начал сомневаться».

Затем, наконец, девушка совершила прорыв. Она освоила произведение и захотела играть его снова и снова. И эмоциональная борьба прекратилась. Той ночью девочка заползла в постель матери, и они «прижались и обнялись, подкалывая друг друга. “

Многих эта история тревожит. Подход Чуа кажется суровым и бесполезным.

Но Чуа добился результатов. И, отмечает Чуа, суть вот в чем:

В отличие от многих западных родителей, которые отступили бы, убежденные, что ребенок просто не готов или не способен освоить новую фортепианную пьесу, Чуа верила, что ее ребенок сможет это сделать. Но она не собиралась разучивать пьесу без напряженных усилий, а этого усилия не произойдет, если ребенка не подтолкнуть.

Что помогает детям? Позволить себе выбирать или подтолкнуть к достижениям, которые окупятся позже в жизни? Более снисходительный подход может показаться более заботливым. Но, как утверждает Чуа, ее стиль воспитания свидетельствует о заботе о благополучии своих детей в долгосрочной перспективе.

«Китайцы считают, что лучший способ защитить своих детей — это подготовить их к будущему, дать им увидеть, на что они способны, и вооружить их навыками, рабочими привычками и внутренней уверенностью, которую никто никогда не сможет отнять. ».

Это не означает, что китайское воспитание на лучше.  Как рассказывает Чуа в своей книге, одна из ее дочерей взбунтовалась, и Чуа пришлось пересмотреть свои взгляды. Она говорит Джеффу Янгу: «…Теперь я осознаю ограничения этой модели — что она не включает достаточный выбор, что она не учитывает индивидуальные особенности детей…»

Но Чуа придерживается своей основной предпосылки. . Если вы хотите знать, почему китайские дети добиваются успеха, то это из-за методов воспитания, описанных выше.

Что говорят исследования о традиционном китайском воспитании детей?

Заявления Чуа вызвали переполох. Действительно ли тактика воспитания, которую она описывает, эффективна? И если эта тактика сработает, сработает ли она за счет детей? Вот что говорят исследования.

1. Некоторые исследователи называют традиционное китайское воспитание детей «авторитарным».

Авторитарное воспитание – это стиль воспитания детей, в котором особое внимание уделяется высоким стандартам и склонности контролировать детей посредством стыда, лишения любви или других наказаний. Это отличается от авторитетного воспитания, которое также подчеркивает высокие стандарты, но сопровождается высоким уровнем родительской теплоты и стремлением рассуждать с детьми.

2. По сравнению с авторитарным воспитанием авторитарное воспитание связано с более низким уровнем самоконтроля, более эмоциональными проблемами и более низкой успеваемостью.

Эти ссылки были задокументированы для западных детей, выросших в Северной Америке. Они также были зарегистрированы у китайских детей, живущих в Пекине и на Тайване. Но есть некоторые исключения. Исследования гонконгских китайцев (Leung et al 1998) и китайских иммигрантов в Северной Америке (Chao 2001) связывают авторитарное воспитание с успеваемостью в высшей школе.

3. Такие исследователи, как Рут Чао, утверждают, что авторитарный ярлык не совсем соответствует строгому, контролирующему стилю воспитания многих традиционных китайцев.

«Авторитарный» подразумевает, что родители довольно холодны и далеки. Но строгие китайские родители наслаждаются чувством близости со своими детьми. И дети могут интерпретировать принудительную тактику своих родителей как доказательство того, что их любят. Вот почему, по словам Чао, некоторые исследования не смогли показать связь между плохими результатами и авторитарным воспитанием среди китайских иммигрантов. В отличие от детей в западных авторитарных семьях — детей, которые чувствуют себя отчужденными от своих родителей, — китайско-американские дети чувствуют себя связанными (Чао 19). 94; Чао 2001).

4. Традиционное китайское воспитание имеет одно явное преимущество перед современным западным воспитанием: китайские родители, как и многие другие азиатские родители, чаще делают упор на усилия, чем на врожденный талант.

Эксперименты показывают, что люди узнают больше, если верят, что усилия, а не врожденный интеллект, являются ключом к достижениям. А другие исследования показывают, что жители Запада более склонны считать, что ребенок терпит неудачу, потому что ему не хватает врожденных способностей (Стивенсон и Ли 19).90).

5. Китайско-американские дети, как правило, имеют группы сверстников, которые поддерживают достижения.

Исследования подростков в Соединенных Штатах показывают, что некоторые дети платят «штраф ботанику» за усердную учебу. Когда эти дети хорошо учатся в школе, их отвергают сверстники. Американцы китайского происхождения реже сталкиваются с этим выбором между успехом в учебе и успехом в обществе. Лоуренс Стейнберг и его коллеги (1992) задаются вопросом, защищает ли давление сверстников, направленное на достижение достижений, китайских детей от некоторых негативных последствий авторитарного воспитания.

А как же творчество? Навыки независимого мышления?

Я не нашел исследований на эту тему. Но некоторые педагоги в Китае выражают обеспокоенность тем, что традиционное китайское воспитание не способствует творчеству или дивергентному мышлению (Tobin et al, 1991; Zhao, 2007). И кажется разумным предположить, что у детей не разовьются навыки, которых они не практикуют.

Как отмечают Юн Чжао и Вэй Цю, это миф, что китайские (и другие азиатско-американские) студенты хороши во всем. Как и у всех, у них есть свои сильные и слабые стороны. И они формируются тренировками.

Так что никакой магии здесь нет. Только вознаграждение за тяжелую работу.

Обоснован ли спор? Это конечно понятно.

Люди хотят знать, может ли иногда авторитарное воспитание быть полезным. Я склонен сказать, что нет. Но в любом случае ясно, что в традиционном китайском воспитании и китайской культуре есть хорошие стороны, которые не имеют ничего общего с авторитаризмом. И это уроки, которые могут принести пользу всем нам.


Чао Р. 2001. Расширение исследования последствий стиля воспитания для американцев китайского происхождения и американцев европейского происхождения. Развитие ребенка 72: 1832-1843.

Чао Р. 1994. Вне родительского контроля; авторитарный стиль воспитания: понимание китайского воспитания через культурное понятие обучения. Развитие ребенка 45: 1111-1119.

Else-Quest NM, Минео С. и Хиггинс А. 2013. Отношение к математике и естественным наукам и достижения на стыке пола и этнической принадлежности. Психология женщин ежеквартально. В прессе.

Флинн Дж. Р. 1991. Американцы азиатского происхождения: достижение за пределами IQ. Лоуренс Эрлбаум.

Гуо М., Моравска А., Сандерс М.Р. 2016. Рандомизированное контролируемое исследование группы Triple P с китайскими родителями в материковом Китае. Модификация поведения. 40(6):825-851.

Kim SY, Wang Y, Chen Q, Shen Y, Hou Y. 2015. Профили аккультурации родителей и детей как предикторы академических траекторий китайских американских подростков. J Молодежь Подросток. 44(6):1263-74

Ким С.Ю., Ван Ю., Ороско-Лапрей Д., Шен Ю. и Муртуза М. 2013. Существует ли «воспитание тигра»? Профили родителей американцев китайского происхождения и результаты развития подростков. Азиатский Am J Psychol. 1;4(1):7-18.

Люн П.В.Л. и Квон К.С.Ф. 1998. Стили воспитания, мотивационные ориентации и самооценка академической компетентности: посредническая модель. Merrill-Palmer Quarterly. 44 (1): 1–19.

Ли Н и Хайн С. 2019. Воспитание детей, самостоятельность в обучении и развитие в подростковом возрасте в Китае. Новый режиссёр Child Adolesc Dev. (163):67-80

Стейнберг Л., Ламборн С.Д., Дорнбуш С.М. и Дарлинг Н. 1992. Влияние методов воспитания на достижения подростков: авторитетное воспитание, участие школы и поощрение к успеху. Детский Дев. 63(5):1266-81.

Стивенсон Х.В. и Ли С.Ю. 1990. Контексты достижений: исследование американских, китайских и японских детей. Monogr Soc Res Child Dev. 55(1-2):1-123.

Чжао Ю. 2007. Китай и весь ребенок. Образовательное лидерство 64 (8): 70-73.

Чжао И и Цю В. 2009. Насколько хороши азиаты? Опровержение четырех мифов об академических достижениях американцев азиатского происхождения. Фи Дельта Каппан 90 (5): 338-344.

Последнее изменение содержимого 2/2019

изображение матери и дочери от istock / danielvfung

ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В КИТАЕ | Факты и подробности

ТРАДИЦИОННЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ДЕТЕЙ И ОБЫЧАИ ВОСПИТАНИЯ В КИТАЕ


Картина династии Сун 100 детей Хотя китайские семьи по-прежнему отличаются уважением к родителям и значительной степенью сыновнего подчинения, родители несут серьезные обязательства по отношению к своим детям также. Дети обязаны поддерживать родителей в старости, а родители обязаны предоставить своим детям как можно более благоприятное место в мире. В прошлом это означало оставить им собственность и обеспечить наилучшее возможное образование или обучение. Основным фактором, определяющим статус и благополучие ребенка в сельской местности, остается его или ее семья, что является одной из причин серьезного беспокойства по поводу брачного выбора сыновей и дочерей и большей степени участия родителей в принятии этих решений.

Горожане меньше заботятся о том, за кого их дети женятся, но больше заботятся об их образовании и возможной карьере. Городские родители могут ожидать, что оставят своим детям очень мало имущества, но они делают все возможное, чтобы подготовить их к надежной и желательной работе в государственном секторе. Сложность заключается в том, что количество таких вакансий ограничено, конкуренция высока, а критерии приема радикально менялись несколько раз с начала 19 века.50-е годы. [Источник: Библиотека Конгресса]

Сян-мин гун писал в «Международной энциклопедии брака и семьи»: «Китайцы были нежными и ласковыми по отношению к маленьким детям. Дисциплина была сведена к минимуму. Например, рассказывая истории, маленькие дети учились слушаться своих родителей и старших братьев и сестер и, что более важно, посвящать себя сыновней заботе. В возрасте трех-четырех лет начались некоторые ограничения, как и сегрегация по половому признаку. Мальчики находились под непосредственным присмотром своих отцов.

Девочек привлекали к женским обязанностям. Образование для девочек считалось ненужным и даже вредным. [Источник: Сян-мин гун, «Международная энциклопедия брака и семьи», Gale Group Inc., 2003 г.]

Согласно «Энциклопедии мировых культур»: «О социализации в более ранние периоды китайской истории известно немного, но в традиционных сельских общинах в девятнадцатом и двадцатом веках люди имели много детей; они нежно относились к маленьким детям, хотя и не уделяли им огромного внимания из-за альтернативных обязательств. Матери были главными опекунами, тогда как старшие сестры, бабушки, отцы, дедушки и другие родственники часто играли второстепенную роль. Люди обычно баловали мальчиков больше, чем девочек, поскольку мальчики были связующим звеном с будущим семьи, а также потенциальными источниками безопасности в старости. Там, где ресурсов было мало, девочками могли пренебречь или даже убить при рождении, если они не могли быть легко усыновлены более богатой семьей. [Источник: Стеван Харрелл, «Энциклопедия мировых культур, том 6: Россия — Евразия / Китай» под редакцией Пола Фридриха.

и Норма Даймонд, 19 лет94 |~|]

«Когда детям исполнялось примерно 7 лет, отношение к ним несколько ужесточалось, так как снисходительность и забота уступали место дисциплине, что означало обучение сельскому хозяйству или другим практическим навыкам и общепринятой морали для большинства мальчиков. , обучение бытовым навыкам и скромности для большинства девочек и изучение классических конфуцианских текстов для мальчиков из элитных семей или стремящихся принадлежать к ученой элите. С этого возраста нарастала напряженность между отцом и сыном. |~|

Похоже, что традиционное предпочтение мальчиков снижается. Женщина из Шэньчжэня рассказала блогу The New Yorker: «У меня есть старший брат». В нашем случае родители посчитали еще более удачливой, что я девочка, потому что сын и дочь вместе формируют характер «хороший». Другой читатель сказал, что отношение китайцев к сочетанию мальчиков и девочек с одержимостью французов «le choix du roi». «Предпочтение старшей девочке заключается в том, что традиционно старшая сестра воспринимается как более полезный член семьи, который может помочь ухаживать за младшим братом и выполнять семейные обязанности», — пишет он.

[Источник: Эван Оснос, The New Yorker, 24 ноября 2010 г.]

См. отдельные статьи: ДЕТИ В КИТАЕ factanddetails.com ; МЛАДЕНЦЫ ​​В КИТАЕ factanddetails.com; СУРРОГАТНЫЕ РОЖДЕНИЯ, ЗАМОРОЖЕННЫЕ ЯЙЦА И ЛЕЧЕНИЕ IN VITRO СРЕДИ КИТАЙЦЕВ factanddetails.com ; МАЛЕНЬКИЕ ИМПЕРАТОРЫ И ДЕТИ СРЕДНЕГО КЛАССА В КИТАЕ factanddetails.com; ДЕТИ В КИТАЕ XIX ВЕКА factanddetails.com; КИТАЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Factsanddetails.com/China ; КИТАЙСКИЕ ШКОЛЫ Factsanddetails.com/China ; ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ В КИТАЕ Factsanddetails.com/China ; ОСТАВШИЕСЯ ДЕТИ КИТАЯ factanddetails.com;

Хорошие веб-сайты и источники: Busy Kids chinadaily.com. ; Драгоценные дети Часть PBS pbs.org Молодые люди ; Новостной блог Шейлы /sheylawu.blogspot.com; Торговля людьми Торговля людьми и современное рабство в Китае gvnet.com Международная организация труда ilo.org/public

Детская таможня в Китае


Сельские дети в 1930-х годах Дети часто спят со своими родителями в детстве, и «время наедине» не является чем-то, на чем делается акцент. Кристофер Панца, профессор философии и эксперт по конфуцианству в Университете Друри, сказал China Daily: «Важно, чтобы родители делали все возможное, чтобы не только заботиться о ребенке, но и развивать очень тесные родственные связи. С этого раннего возраста следует настраивать методы, чтобы добиться наилучших результатов в развитии у ребенка очень тесного взаимозависимого раба с родителями». Китайские дети настолько уверены в себе, что негативные замечания часто мало что значат.

«Кайданку» — штанишки для малышей с прорезью на сидении, позволяющей ребенку справлять нужду, не снимая краски. Иногда иностранцы шокированы, увидев их, но многие китайцы защищают их как удобные и полезные, к тому же они облегчают приучение к горшку. Секс-шопы продают взрослую версию кайданку, которая «прозрачна, зелена и очаровательна» и «удобна для вас и вашего партнера».

Китайцы уделяют большое внимание кормлению ребенка. Панса сказал: «Здесь основное внимание уделяется не обучению ребенка самостоятельному питанию, а скорее разработке ритуала приема пищи, который культивирует тесные связи между матерью (или отцом) и ребенком».

Избалованные дети часто могут угоститься печеньем, закусками и лапшой быстрого приготовления, когда захотят.

Китайские родители традиционно неохотно хвалят своих детей из скромности и страха, что гордыня привлечет неудачу. Если западный человек говорит китайскому ребенку, что он красив и умен, его мать нередко отвечает, что ребенок уродлив и глуп, даже если это не так.

Детей учат, что успех — это самое главное. Писатель Чжоу Чанъё сказал New York Times: «В Америке приоритетом является сделать ваших детей счастливыми, а обычный успех — второстепенным. Эта идея неприемлема в Китае. Если твой ребенок не самый лучший, то его считают посредственным… Нелегко человеку быть посредственным в таком обществе».

См. Образование

Воспитание детей в Китае

В старые времена с детьми обращались хорошо, но не баловали, потому что у членов семьи часто были другие обязанности и обязательства. Матери были основными жертвователями, но помогали отцы, бабушки и дедушки и старшие сестры. Когда детям исполнилось 6 или 7 лет, дисциплина была усилена, и мальчики начали изучать конфуцианские тексты и учиться сельскому хозяйству или некоторым навыкам, в то время как девочек учили скромности и домашним делам. В наши дни дети гораздо более избалованы (см. Маленькие императоры ниже), и больше внимания, чем когда-либо, уделяется образованию (см. Образование).

Китайские родители, по мнению некоторых, склонны нянчиться со своими детьми больше, чем западные родители, которые, скорее всего, заставят своих детей решать проблемы самостоятельно. В наши дни многие китайские родители из городского среднего класса сопротивляются этой тенденции и отправляют своих детей в детский сад, держа бабушек и дедушек на расстоянии вытянутой руки и приучая своих детей к независимости. семьи имеют бабушек и дедушек, чтобы заботиться о детях. Они слишком любят малыша и не дают ему прожить жизнь самому, поэтому он может быть немного избалованным и пассивным. Нам нужен активный, независимый мальчик».

Традиционно обожают младенцев и маленьких детей. Китайские младенцы, как правило, кажутся счастливыми и хорошо себя ведут, и редко можно увидеть их плачущими. В Шанхае маленьких детей водят в «детские дворцы», такие как тот, что рядом с парком Цзинъань, где дети играют в видеоигры, делают бумажные самолетики, поют патриотические песни и раскрашивают в книжках-раскрасках. Когда дети становятся старше, их социализация становится более строгой. У китайцев традиционно мало угрызений совести по поводу избиения своих детей. Родители часто отправляют своих детей к бабушкам и дедушкам, пока они растут.

Элеонора Стэнфорд написала в «Странах и их культурах»: «С самого раннего возраста на детей возлагаются обязанности как в семье, так и в обществе. В деревне это означает работу на ферме; в городе это работа по дому или даже подметание улицы. Школьники несут ответственность за поддержание чистоты и порядка в классе. При коммунизме, когда женщин поощряли устраиваться на работу вне дома, стали преобладать детские учреждения. Бабушки и дедушки также играют значительную роль в воспитании детей, особенно когда мать работает вне дома. [Источник: Элеонора Стэнфорд, «Страны и их культуры», Gale Group Inc., 2001 г.]

Занятые китайские младенцы и дети

Лео Льюис написал в «Таймс»: «Каждый день Зуминг получает серию индивидуальных обучающих занятий по широкому спектру дисциплин, расширяющих мозг. Родители мальчика, бабушка с дедушкой и няня прошли обучение, чтобы усилить свои способности в качестве его вспомогательных учителей. Около одного миллиона юаней (150 000 долларов США) уже было инвестировано в образование Цуминга, и следующие пять лет интенсивного обучения были тщательно спланированы. Он из Гуанчжоу, ему почти 12 месяцев. Если бы Зуминг когда-нибудь задумался о том, что приготовили ему следующие несколько лет, он мог бы обратиться за советом к расписанию своей старшей сестры Майвен — насыщенному расписанию, включающему обычный день в детском саду, за которым следуют дополнительные занятия по математике, английскому языку, китайскому языку, игре на фортепиано и ремесла.

[Источник: Лео Льюис, The Times, 26 января 2013 г. +++]

«Только 90 минут в каждых 24 часа не тратится на сон, еду или какое-либо обучение. Выходные дни она проводит в музеях и на выставках. Достигнув головокружительного пятилетнего возраста, Майвен собирается пройти частную образовательную аттестацию, которая, среди прочего, проинформирует ее родителей о том, какая профессия может ей в конечном итоге подойти. «Я думаю, что мы определенно будем давить на моего сына сильнее, чем на пятилетнего», — говорит Аманда Чжэн, очень успешный предприниматель в швейной промышленности и мать Цзуминга и Майвен. «В конце концов, у мальчика будет больше ответственности. Мы можем позволить ему иметь только 60 минут свободного времени каждый день». Цифровой пропуск $1 на первые 28 дней. +++

«Сочетание богатства и стремления сделало некоторых китайских родителей легкой добычей мошенников». В августе 2012 года «родителям в Шанхае предложили курс стоимостью 15 000 долларов, чтобы дать детям сверхспособности, такие как запоминание целой страницы текста за секунду и знание ответов на экзаменационный лист, прикоснувшись к нему. Было зачислено более 200 человек, прежде чем родители поняли, что их обманули. Чжэн не сомневается, что ее деньги потрачены не зря: «Хотят ли мои дети стать предпринимателем или аранжировщиком цветов, они должны быть лучшей версией этого. Счастье важнее всего, но оно приходит позже. важно, чтобы они отлично играли на пианино». +++

Социальные и экономические факторы, лежащие в основе навязчивого обучения китайских детей

Лео Льюис написал в The Times: «В настоящее время Аманда Чжэн, мать, упомянутая выше, «в основном вкладывает деньги и усилия, чтобы ее дети были конкурентоспособными в домашнем хозяйстве. контекст. «Но когда они станут старше, они будут конкурировать с детьми по всему миру», — говорит она, добавляя, что западные родители должны быть обеспокоены целеустремленностью своих китайских коллег. «Для меня и для многих китайских родителей мы думаем в терминах 20-30 лет до их рождения — смотрим на то, каким может быть мир, и готовим наших детей с качествами, которые им понадобятся», — говорит она. Она считает, что британское образование предлагает, вероятно, лучшую «защиту от будущего» для китайского ребенка. [Источник: Лео Льюис, The Times, 26 января 2013 г. +++]

«Откуда берется стимул для этого образовательного давления? Чжэн без колебаний подтверждает, что именно она, а не ее муж, руководит процессом. На первый взгляд, было бы легко списать Чжэн и ее тепличную тактику со счетов как еще одного одержимого образованием азиатского матриарха — неумолимого, слегка пугающего образца китайского родительства, представленного миру в бестселлере Эми Чуа «Боевой гимн тигра». Мама. Но отвергать то, что она делает со своими детьми, как прихоть сверхбогатых или жестокое навязывание одержимости, значило бы упускать более фундаментальную информацию о том, что происходит в Китае. +++

«Чжэн, безусловно, богата, а образовательный опыт ее детей все еще редок. Но ее выбор — всего лишь более экстремальный симптом нации, переживающей сейсмические социальные изменения в масштабах, которые означают, что нигде в мире нет сопоставимого опыта. Новые деньги Китая двигаются так же нервно и невежественно, как и где-либо еще, и, что неудивительно, восприимчивы к идее, что больше (и более дорогая версия) чего-либо лучше. +++

«Среди растущего среднего класса Китая — слоя общества с населением, равным по численности американскому, которое может удвоиться к концу десятилетия — образование для их детей является подавляющим инвестиционным приоритетом. Предположительно, они являются крупными потребителями, которых ждала китайская и мировая экономика, но, безусловно, их самым сильным импульсом было тратить деньги на все, что отличает их отпрысков от других 20 миллионов китайских детей того же возраста. +++

«Уже репутация некоторых хороших школ в Китае создает пузырь на рынке родительских амбиций и огромных скрытых расходов. Школы, связанные с хорошими университетами, имеют неофициальные прейскуранты «спонсорских взносов», которые могут помочь будущим родителям устроить своих детей. Система очень напоминает взяточничество. Некоторые школы просто называют цену порядка 100 000 долларов, говорят родители; другие будут просить пожертвования средств, таких как вся система кондиционирования воздуха. +++

«На все это беспокойство накладывается растущее убеждение в их рядах, что жесткая китайская система образования не воспитывает и не подчеркивает те качества, которые в конечном итоге будут ценными. «Родители так же обеспокоены, как и раньше, но за последние два года мышление сильно изменилось», — говорит Чжэн. «Раньше идея заключалась в том, что ответ должен быть очень строгим. Теперь все больше китайских родителей пробудились к различным теориям, меньшему выбору и типу образования, которое может адаптироваться и реагировать на особенности каждого ребенка». +++

«Именно из этого коктейля из амбиций и сомнений возникли программы, подобные тем, которые вынашивают Зуминг и Майвен. В своем искреннем поиске лучшего для своих детей таких родителей, как Чжэн, особенно привлекает идея о том, что в развитых странах развился более научный подход к образованию самых маленьких. Lions, китайская компания, которая продает схемы, также старается ассоциировать себя со старыми местами обучения в Британии». +++

Давление на китайских детей

Лео Льюис написал в The Times: «Давление на детей, говорят родители по всей стране, находится где-то между интенсивным и патологическим. Подавляющее большинство студентов — всего лишь дети, вынужденные строгими законами Китая о контроле над рождаемостью нести бремя семейных мечтаний и стремлений в одиночку. К этому добавляется огромный размер населения Китая и конкуренция, созданная абсолютным расчетом амбиций. Экономика растет, но еще не создает достаточно хороших рабочих мест, которые китайцы хотят для своих детей. Их единственная рациональная реакция — подтолкнуть их сильнее. [Источник: Лео Льюис, The Times, 20 декабря 2013 г.]

«К этому добавляется опасение, что Китаю может пройти много десятилетий от создания надежной системы социального обеспечения: пока они не убедятся в обратном, родители видят в образованных детях свою долгосрочную гарантию здоровья, пенсии и комфорта. В системе, основанной на зубрежке, тестирование проводится постоянно, а результаты сразу очевидны. Места в хороших университетах всегда были ограничены, но пополнение рядов среднего класса более чем 100 миллионами человек за последнее десятилетие сделало борьбу за эти места еще более ожесточенной. Последствия уже видны. По мнению экспертов в области психического здоровья, китайские дети бьют своих подростков без необходимых механизмов преодоления. Одни считают молодежь слишком хрупкой, другие считают, что у них нет шансов противостоять безжалостному давлению Китая, требующему подчиняться и добиваться успеха.

«Реальность школьной системы Китая часто искажается международными сравнениями. Учащиеся из материкового Китая кажутся превосходно высокими в рейтингах по математике и грамотности. Другие фигуры представляют менее радостное повествование. Недавнее академическое исследование, проведенное британскими учеными, подсчитало, что треть китайских детей страдают психологическими проблемами из-за стресса в классе и давления со стороны родителей. По мере того, как национальная политика контроля над рождаемостью Китая «один ребенок» достигает 34-го года, поколение единственных детей выходит на неизведанную территорию. Их часто приторно лелеют, но они обременены большими ожиданиями, чем все, что было раньше.

«Китай достиг точки, признают чиновники министерства образования в Пекине, когда одной фразы упрека от учителя может быть достаточно, чтобы погрузить 12-летнего подростка, такого как Сяоцзунцзы, в самые темные ямы отчаяния. В текстовом сообщении, отправленном матери мальчика учителем, который отругал его, было недоумение, смешанное с извинениями. «Я хотел прийти к вам, но я не знаю, как смотреть вам в глаза или что я должен сказать.

«Все, что я скажу, будет бледным и бессильным. Вчера мальчик был таким живым передо мной, а сегодня мы в двух разных мирах. Боже, почему ты позволил этому мальчику умереть таким молодым?» — гласило текстовое сообщение.

Китайские дети склонны к суициду из-за давления в школе

Лео Льюис написал в «Таймс»: «Его мать еще не вернулась, поэтому 12-летний мальчик вошел в небольшую квартиру на первом этаже, которую они делили в западной части Пекина. Запрограммированный на стремление и добросовестность по своей природе, Сяозунцзы обычно устраивался на двухчасовую домашнюю работу перед ужином. Вместо этого он спокойно поднялся на лифте на шестнадцатый этаж, поднялся по заплесневелой бетонной лестнице на крышу и бросился вниз. Спустя две недели после его смерти кровь Сяоцзунцзы — прозвище, которое источает родительскую любовь и означает «маленький рисовый клецок», — остается на земле, где он упал. Дюжина маленьких мешочков с гравием безуспешно пытается покрыть его. Жители поклялись хранить молчание. Те, кто разговаривают, делают это нервно и на расстоянии от здания. [Источник: Лео Льюис, The Times, 20 декабря 2013 г.]

«Как будто здесь произошло что-то ужасно постыдное. Позорно, но не обязательно шокирующе. Как показало на этой неделе международное сравнение успеваемости учащихся, Китай может генерировать такой уровень грамотности и оценки по математике, которые восхищают и смущают британских министров образования, но китайские дети и родители знают, что за все это приходится платить страшной ценой. Самоубийство мальчика, по словам его матери и родственников, было результатом китайской системы образования — сверхконкурентной, перенаселенной среды, ориентированной на дисциплину и лишенной всякой настоящей человечности.

«Кажется, даже учителя-ветераны не могут понять, что происходит с детьми Китая. Через несколько дней после падения Сяоцзунцзы 23 октября 10-летний мальчик за тысячи миль в Чэнду совершил аналогичный прыжок из дома, в котором жил. ДжунДжун был пойман за разговором в классе. Он также покончил с собой после выговора от учителя.

После смерти Сяоцзунцзы, когда остальная часть семьи устроила шумную акцию протеста возле школы, Ли отступила к кровати своего сына и зарылась в его одеяла. Вокруг нее были десятки дипломов и наград, которые он завоевал. Мальчик был в пятерке лучших учеников своего года. Каждый день он заканчивал домашнее задание, как только возвращался из школы. Ему разрешали немного поиграть на компьютере после обеда, но он всегда ложился в постель к 20:30.

«Когда они шли домой из школы за день до его смерти, — говорит Ли, — ее сын поклялся, что поступит в хороший университет. «Поверь мне, мама, — сказал он ей, — если у меня будет сын в будущем, он будет вторым поколением этой семьи, которая будет богата». В день своего самоубийства Сяозунцзы бездельничал. с двумя его друзьями — бегают с одним из них на плечах. Мальчик упал и сломал ногу. Прежде чем раненого мальчика доставили в больницу, матери Сяоцзунцзы позвонили и попросили прийти в школу. Через окно кабинета его учителя она увидела, как ее сын плачет: молча. Позже она сказала, что он выглядел отчаявшимся и обиженным. Учитель отругал его и заставил стоять более трех часов. «Его отпустили домой только после того, как он написал страницу самокритики.

«Сан Чжицинь, директор Центра образования и исследований в области психического здоровья Нанкинского университета и эксперт по студенческой депрессии, говорит, что большинство крайних психологических проблем в средних школах были вызваны неожиданными упреками со стороны учителей. Она утверждает, что дети настолько на взводе, что небольшие недоразумения могут подвергнуть их испытанию до предела: «Если способность учащихся справляться с разочарованием низка и они не могут найти выход, им легко впасть в крайность». «Никто точно не узнает, что привело Сяоцзунцзы к самоубийству. «В узком переулке, ведущем к зданию, где он жил и умер, другая жительница предлагает свою версию. «Мать мальчика каждый день провожала его в школу и провожала домой. Она так заботилась о нем. Такие дети не готовы к тому, чтобы их критиковали», — тихо говорит она.

См. отдельную статью ПРОБЛЕМЫ С КИТАЙСКОЙ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ factanddetails.com

Источники изображений: 1) Плакаты, Landsberger Плакаты http://www.iisg.nl/~landsberger/ ; 2) Малыш, Взросление, Beifan.com; 3) 100 детей рисуют, Вашингтонский университет; 4) Сельские дети, архивы Баклина 5) Усыновление, веб-сайт семьи Скафиидо; 6) Ребенок на продажу, Агнес Смедли

Источники текста: New York Times, Washington Post, Los Angeles Times, Times of London, National Geographic, The New Yorker, Time, Newsweek, Reuters, AP, Lonely Planet Guides, Compton’s Encyclopedia и различные книги и другие публикации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *