13.06.2024

Как вести себя с незнакомыми людьми детям: Правила поведения с незнакомыми людьми для детей

Содержание

Правила поведения с незнакомыми людьми для детей

Главная

\

Ольга Гаранина

\

Правила поведения с незнакомыми людьми для детей

\

Психология

Все статьи категории Психология

    {{text}}

    Детей дошкольного возраста могут пугать насекомые, темные помещения или даже домашние кошки, но в незнакомых людях опасность они видят крайне редко. Доверчивые и открытые, дети легко вступают в общение со взрослым человеком, особенно если он ведет себя вежливо и уверенно. Поэтому задача всех родителей — объяснить, как вести себя с незнакомыми людьми, детям, чтобы предотвратить ситуации, опасные для их физического и эмоционального состояния.

    Общие правила

    Увидеть самостоятельно гуляющих по городу детей дошкольного возраста можно нечасто — их обычно сопровождают родители, няни или педагоги. Но случаются ситуации, при которых ребенок может остаться один на улице или, например, в торговом центре. В такие моменты дети уязвимы и незащищены, поэтому могут стать объектом внимания недоброжелателей. Родители должны объяснить несколько базовых правил поведения на улице:

    • Не знакомиться со взрослыми;
    • Не сообщать личную информацию (адрес, телефон, имена родителей) незнакомцам;
    • Не выходить за пределы двора и не гулять в незнакомых местах без сопровождения близких.


    Непосредственно при встрече с незнакомцем ребенок должен помнить следующие правила:

    • Не разговаривать и не рассказывать о себе. Разговор с незнакомыми людьми поддерживать нельзя. Нужно просто сказать, что общаться с чужими не разрешают родители. Любые вопросы следует игнорировать, даже если они кажутся безобидными.
    • Не соглашаться на предложения. Чтобы заинтересовать ребенка, незнакомец может предложить прокатиться на машине, показать необычную игрушку или даже принять участие в конкурсе с щедрыми призами. Соглашаться на такие заманчивые предложения ни в коем случае нельзя — это ловушка.
    • Не принимать подарки. Если незнакомец хочет вручить конфетку, шоколадку или игрушку, нужно отказаться и пройти мимо. Бесплатным подаркам от чужих людей доверять нельзя.
    • Не верить незнакомцам. Человек может уверять ребенка, что он хороший друг его родителей, но верить этому нельзя. Особенно, если незнакомец предлагает подвезти или проводить ребенка домой. Верить можно только в одном случае — если родители заранее предупредили ребенка о том, что за ним приедет друг семьи. Также можно договориться с ребенком о кодовом слове, которое должен произнести при встрече друг родителей.
    • Не заходить в лифт или подъезд с незнакомыми. Нужно дождаться, пока они пройдут или уедут, а уже затем заходить в подъезд или лифт. Еще лучше позвонить домой и попросить кого-нибудь из членов семьи встретить у подъезда.
    • Отойти в людное место, привлечь внимание окружающих в случае опасности. Если чужой человек пытается схватить ребенка или угрожает ему, нужно закричать, чтобы привлечь внимание прохожих к происходящему.


    Встретить незнакомца дети могут не только на улице, но и дома. Если вы даже на 5 минут оставили 5−6-летнего ребенка одного дома, проинструктируйте его на случай неожиданных визитов. Открывать дверь сразу нельзя — сначала нужно посмотреть в глазок и спросить «кто там?». Незнакомых людей пускать в квартиру нельзя, даже если они представляются электриками, почтальонами или сантехниками.

    Безопасное общение

    Естественно, не каждая встреча с незнакомцем несет опасность для детей. Например, ребенок может потеряться в парке или супермаркете, и прохожие постараются ему помочь. В этом случае взрослые, как правило, обращаются к охраннику, полицейскому или на стойку информации. А ребенку нужно назвать свое полное имя, чтобы найти родителей.

    Неопасно общение с незнакомыми людьми, если ребенок гуляет с родителями. Мамы и папы более внимательны и не допустят некорректного обращения незнакомцев к детям. Ребенок может спокойно отвечать на общие вопросы, однако личными данными делиться не нужно.

    С незнакомцами дети часто сталкиваются в повседневной жизни — это продавцы в магазинах, врачи в поликлинике, коллеги или знакомые родителей. В этих случаях бояться ребенку, наоборот, следует познакомиться с новыми людьми, пообщаться с ними. Обычно дети стесняются, скромничают и прячутся за родителями. Поэтому мамы и папы должны объяснить правила поведения ребенка с незнакомыми людьми в подобных ситуациях:

    • соблюдай вежливость;
    • не бойся отвечать на вопросы;
    • не перебивай разговор взрослых;
    • будь дружелюбным и приветливым.


    Взрослея, ребенок будет лучше ориентироваться в общении с незнакомцами, станет внимательнее и научится различать потенциально опасные ситуации. А пока малыш еще слишком доверчив, маме и папе не следует оставлять его без присмотра.

    Как, по вашему мнению, можно обеспечить максимальную безопасность детям? И как научить ребенка не доверять подозрительным незнакомцам?

    Продукты от Растишки

    Другие статьи категории Психология

    «Делай раз, делай два!», или Пять полезных упражнений для школьников

    «Толстый очкарик!»: как поговорить с малышом о буллинге

    Кулинарный адвент: ждём праздника вкусно и с пользой

    Как провести зимние каникулы с пользой

    {{name}}

    Сайт использует cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам. Вам нужно принять это либо покинуть сайт.

    Правила поведения детей с незнакомыми людьми

    По данным МВД России, только за первый квартал 2019 года в розыске было 1390 детей, из которых почти треть – в возрасте до 14 лет. С несчастными случаями и преступными действиями в отношении детей связана лишь десятая часть исчезновений. Кажется, что это немного, но если вдуматься – за каждой ситуацией жизнь конкретного ребенка.

    В 2017 году на всю страну прогремела история «оренбургского педофила». Мужчина в трёх метрах от дома напал на 12-летнюю девочку, затолкал в багажник автомобиля и повез на окраину города. Только благодаря тому, что похищенная смогла по телефону сообщить маме о преступлении, ее нашли живой и невредимой. Когда преступника задержали, он сознался, что в 2011 году похитил и убил 11-летнего мальчика в другом городе. Ребенка несколько лет искали всем миром. До дома он не дошел каких-то сто метров. Тогда, оказавшись лицом к лицу с преступником, от страха маленький мальчик не смог закричать… В октябре 2018 года мертвым нашли пропавшего ребенка из Курской области. В день исчезновения он ехал в лифте с соседом, а тот позвал в гости. Доверчивый мальчик согласился. Мужчина оказался педофилом-убийцей.

    Защитить своего ребенка от подобной участи – естественное желание любого родителя, но дети часто не осознают угрозу, которая исходит от чужих людей. Как привить безоговорочный навык безопасного поведения с незнакомыми людьми, научить распознавать угрозу и не бояться звать на помощь, рассказывает практикующий детский и семейный психолог Мария Владимировна Шапошникова.


    Мария Шапошникова,
    детский и семейный психолог

    Почему дети верят незнакомцам?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Мария Владимировна, недавно отмечали Международный день пропавших детей. Есть данные, что 4% всех пропавших детей погибают в результате насилия, а каждого второго такого ребенка похищают. Как показывают расследования многих преступлений, нередко ребенок уходит с преступником сам. Почему дети так легко поддаются на уговоры незнакомцев, хотя мы как мантру повторяем, что чужие, особенно взрослые, могут быть опасны?

    — Действительно, мы предупреждаем детей, что нельзя уходить с посторонним, чужим человеком, нельзя разговаривать с незнакомцами, брать от них угощения и так далее, но одновременно с этим мы учим детей слушаться взрослых, быть добрыми и отзывчивыми. И наши отзывчивые, добрые, любопытные, смелые дети не всегда разделяют опасную ситуацию от неопасной. За примерами далеко ходить не надо: волонтеры поискового отряда «Лиза Алерт» на мероприятии, посвященном Дню пропавших детей, показали, как быстро и легко дети уходят с незнакомым человеком. Добровольцы «в гражданке» подходили к детям в оживленном парке отдыха и под разными предлогами старались их увести. И увели многих.

    — Это действительно пугает. Неужели наши дети совсем не чувствуют угрозу, не боятся?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Боятся, но не тех. Дети представляют образ опасного человека так: подозрительный тип бандитской наружности, злодейского вида. Этакий Бармалей, или еще какой-то отрицательный персонаж из современной массовой культуры. Мало кто из них осознает, что похищение детей совершают чаще всего самые обычные на вид люди: милые, приветливые, хорошо одетые. Обычные женщины, обычные мужчины. По данным экспериментальных исследований, большинство из детей уйдут спасать котенка с незнакомым взрослым, который на первый взгляд не кажется страшным, донесут чужой бабушке сумку до подъезда, возьмутся провожать заблудившегося мужчину до аптеки, поверят чужой тете, что она пришла с просьбой от мамы и так далее. Они не почувствуют подвох, или воспитание не позволит отказать в помощи. К тому же, дети элементарно не понимают, зачем кому-то их похищать.

    Это ещё один повод для родителей поговорить с детьми на тему безопасности.

    — А как объяснить ребенку, зачем кому-то его похищать?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Совсем маленькому ребенку не стоит рассказывать, кто такие маньяки и педофилы, достаточно сказать, что в мире вокруг есть злые люди, которые крадут детей и потом никто не может их найти. Перспектива навсегда расстаться с мамой, папой, бабушкой, любимой собакой и так далее напугают ребенка не меньше, чем ненужные в его возрасте подробности о преступлениях. С детьми постарше, возраста начальной школы, нужно уже говорить откровенно, но по-прежнему бережно. Нужно избавить ребенка от иллюзий, не запугивая.




    Основные правила поведения с незнакомыми людьми

    — Давайте сформулируем, как просто и понятно объяснить своему ребенку азы безопасного поведения с незнакомцами, и при этом не запугать, не вызвать тревожность по поводу того, что каждый человек на улице маньяк?

    Prostock-studio/Shutterstock. com

    — Если сформулировать кратко, то главное правило детский безопасности, которое должен знать каждый ребенок с малых лет: никогда, никуда и ни при каких обстоятельствах не ходить с чужими людьми. Это не трусость, и не хамство, это нормальное поведение, которое сможет уберечь ребенка от насилия или похищения. От природы дети беспечны и доверчивы, а внимание у них бывает рассеянным, поэтому чем чаще вы напоминаете ребёнку несложные правила безопасного поведения, тем лучше. Делайте это регулярно.

    — Многие дети все равно не воспринимают всерьез увещевания родителей. Это все для них как «теория», история про кого-то другого. Как достучаться до ребенка, помочь понять, что все эти разговоры – не просто страшилка?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Чтобы дети лучше усвоили правила безопасности, объясняйте все на примерах, понятных величинах. Во-первых, четко донесите мысль, что опасного человека не распознать по внешности. Объясните ребёнку, что похитители или плохие люди могут быть очень разными. Они не ходят в черных куртках и масках, не размахивают ножами. Это может быть и мужчина, и женщина, и пожилой человек. В последнее время часто злоумышленники действуют через детей. Незнакомый мальчик или девочка просит помощи и уводит с площадки ребенка. Он сообщник преступника. То же самое касается игровой в торговом центре, например.

    — Что ещё должен знать ребёнок о «плохих» взрослых?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Взрослый никогда не просит помощи у ребенка. Казалось бы, очевидная истина, но дети в силу отсутствия жизненного опыта просто не задумываются об этом. Проговорите это правило поведения на улице не один раз. Не бойтесь напугать ребенка и вызвать недоверие ко всем взрослым. Воспитанные адекватные взрослые люди не общаются с чужими, незнакомыми детьми, нормальный взрослый не будет обращаться с просьбой к детям, просить помощи, предлагать куда-либо пойти. Даже если где-то машина сбила собаку или страдает несчастный котёнок. Если нужна помощь, взрослый попросит её у других взрослых! Скажите ребёнку так: «Если незнакомый человек подходит к тебе или с разговором, или просьбой – это либо невоспитанный взрослый, либо этот незнакомец представляет опасность. Нужно быть осторожным и собранным. С такими людьми не надо быть вежливым. Не разговаривай с чужим человеком. Уходи».

    — Злоумышленники часто очень изобретательны, их арсенал уловок не ограничивается жалостливыми историями про котят в беде…

     

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Да, к сожалению, это так. Преступник легко может подойти к ребенку на площадке, например, и сказать: «Мама попала в больницу, срочно едем к ней!». Или встретить у школы: «Папа сегодня задерживается на работе, попросил забрать тебя!» Он даже может знать имя ребенка, фамилию вашей семьи. Поэтому третье правило безопасности на улице для ребенка: не верить незнакомцу, который делает вид, что знает тебя или твою семью. Строго-настрого запретите ребенку садиться в машину к незнакомому или малознакомому человеку, даже к соседу или человеку в полицейской форме.

    Правила поведения с незнакомыми людьми для дошкольников

    — Мы не можем 24 часа в сутки быть рядом с ребенком, да и гиперопека, как известно, ничего хорошего в итоге не приносит, но как только ребенок выходит из семьи в социум, возрастают риски. Как уберечь своего ребенка в этот период?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Во-первых, уточните для ребенка понятия знакомый и незнакомый человек. Многие опасные ситуации возникают потому, что дети нечетко представляют себе, что значит «незнакомый человек», особенно если тот назвал его по имени и представился сам. «Привет, Маша, я Анатолий Петрович». Все, получается, что уже знакомы? Нет.

    Предложите ребенку рассуждать так: «Незнакомый человек – тот, кого не знаешь ты или не знают твои родители». Даже если это ребенок младше, который знает, как зовут тебя и всех членов твоей семьи. Это чужой, незнакомый человек, с ним общаться нельзя, он может быть опасен, может быть сообщником преступника. Следующее определение: «Знакомый человек – тот, кого знаешь сам и знают родители». Дополнительно уточните, что к соседям и дальним родственникам ребенку по умолчанию нужно относиться как к незнакомым, чужим, и уходить с ними без вашего разрешения нельзя.

    Prostock-studio/Shutterstock. com

    Сформируйте у ребенка правило – незнакомый человек не должен тебя трогать, не должен с тобой говорить, если не позволили родители. Не позволяйте случайным людям в общественном транспорте или на детской площадке заигрывать с детьми, не усаживайте их на колени к чужим, тем более не давайте подержать на руках. Корректно объясните чужому взрослому так, чтобы ребенок слышал: вы не позволите касаться его и разговаривать с ним, потому что обучаете правилам безопасного поведения.

    — Скорее всего, родителя примут за сумасшедшего.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — А может в ответ еще и нахамят. Вероятно, расстроится и ребенок, если незнакомец показался ему симпатичным. Почему не поиграть? Объясните ребенку свое поведение так: «Ты этого человека не знаешь, я его не знаю, значит, он – незнакомый. С незнакомыми людьми можно общаться только с моего разрешения. Сейчас я не разрешаю». Повторяйте это каждый раз, когда кто-то чужой проявляет повышенное внимание к ребенку, и в итоге у него останется мысль о том, что вокруг много людей, общаться с которыми нельзя без разрешения родителей. Это то, чего мы добиваемся. Разумеется, бывает много ситуаций, когда мы сами при детях общаемся с незнакомыми людьми. Чтобы не вносить смуту, после каждого такого случая объясняйте детям, что родители могут разговаривать с незнакомцами, но и они ведут себя очень осторожно.

    — А если мы говорим про детский сад, секцию или любое другое место, куда сами приводим ребенка, то есть по умолчанию разрешаем общаться с людьми, которые там находятся?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — От этого не все взрослые попадают в разряд знакомых. Необходимо передавать детей лично воспитателю, тренеру секции или педагогу кружка. Нельзя без их ведома забирать ребенка – тогда он поймет, что конкретно эти люди за него ответственны, а не вообще все, кто находится в здании, например. Естественно, в образовательном учреждении, в спортшколе, кружке четко должны знать, кому они имеют право передавать ребенка. И еще момент: бывает, детям хочется приключений, или они ведутся на уговоры других ребят и сбегают из сада. Объясните своему ребенку две вещи: маленькие дети не должны ходить по городу без взрослых, и нужно уметь сказать «нет» каждому, кто пытается втянуть в опасную ситуацию. Второе правило, в принципе, на все времена.

    Правила поведения с незнакомыми людьми для школьников

    — Ситуация усложняется, когда ребенок идет в школу. У него появляется автономность: он самостоятельно ходит в школу и из школы, и родители уже не могут контролировать каждый его шаг и диалоги с незнакомцами.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Да, а еще у ребенка появляются первые друзья. Всегда записывайте адреса и телефоны всех друзей вашего ребенка, а также телефоны их родителей. Еще с детсадовского возраста у ребенка должен быть сформирован «круг доверия» из двух-трех близких родственников или друзей семьи, которых он хорошо знает лично. Этих людей нужно постоянно задействовать в окружении ребенка, чтобы он твердо уяснил, кто для него «знакомый человек». Предупредите, что именно эти люди могут его встретить после школы, или позвонить ему, если с родителями произойдет что-то непредвиденное.

    Необходимо внести номера людей из «круга доверия» вместе с номерами мамы и папы в телефон ребёнка или детские GPS-часы на случай экстренной ситуации, а также научить ребенка не отвечать на звонки с незнакомых номеров.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    Внушите ребенку, что никогда, ни при каких обстоятельствах не пришлёте за ним в школу, домой или во двор постороннего человека. Если на выходе из школы его встречает кто-то чужой, который, прикрываясь родителями или другими близкими, зовет с собой, научите ребенка отойти от незнакомого человека и позвонить вам или взрослым из «круга доверия». Лучше всего вернуться в школу и выяснять все при учителе, охраннике, других знакомых взрослых, чтобы они тоже были в курсе, кто за ребенком пришёл, и что случилось.

    — С какого возраста ребёнок может самостоятельно ходить в школу, как его лучше к этому подготовить?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Однозначного ответа на этот вопрос о возрасте нет, все зависит от уровня самостоятельности и осознанности ребенка, расстояния до школы и местности, через которую путь проходит. Чтобы подготовить ребенка, для начала пройдите вместе с ним весь маршрут до школы, обратите внимание на опасные и безопасные участки дороги, покажите, в какой магазин, торговый центр, аптеку или парикмахерскую он может побежать в случае опасности, чтобы попросить о помощи. Приучите ребенка не менять маршрут возвращения из школы домой, выбирать наиболее безопасную – хорошо освещенную и людную дорогу, даже если она длиннее, а не “срезать” через гаражи, и сообщать о своих планах на день. Дети не всегда серьезно к этому относятся, поэтому вам поможет установленное на мобильном телефоне ребенка приложение «Где мои дети». С его помощью вы сможете видеть, где находится ваш ребенок, и даже установить безопасную зону и систему смс-оповещения в том случае, если ребенок ее покидает. Только не давайте детям дорогие планшеты и смартфоны – увлекшийся разговором в сети ребенок теряет бдительность и не обращает внимания на опасность. К тому же, одинокий школьник с девайсом – легкая добыча для разного рода грабителей и хулиганов.

    — До определенного возраста мы встречаем детей из школы, но подростки, например, уже не хотят этого. Как быть?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Да, чем старше становятся дети, тем большей автономности они требуют, но они все равно остаются детьми. Гарантия обоюдного спокойствия и «страховочный трос» на случай непредвиденной угрозы – возможность ребёнка быть на связи с вами. Известны случаи, когда похищенные дети успевали сообщить родителям о беде, и это спасало их жизнь. Рекомендую обратить внимание на «умные» GPS-часы, позволяющие школьнику быстро и незаметно нажать кнопку «SOS» и передать родителю экстренный сигнал и свое местоположение. Обсудите с ребенком установку приложения-геолокатора на его телефон, объясните, почему вы это делаете. Расскажите и покажите, как оно может помочь в той или иной опасной ситуации. Важно донести до детей мысль, что речь не идет о тотальной слежке за ними, что вы уважаете их личное пространство, доверяете им, просто беспокоитесь. Дайте понять ребенку, что обеспечить его безопасность – ваш главный приоритет, а приложение «Где мои дети» вам с этим помогает. Обязательно спросите ребенка, что он думает по поводу такого приложения в его телефоне или часах. Выслушайте его аргументы, пусть он обозначит свою позицию, не сталкиваясь с вашим осуждением. Это в целом поспособствует выстраиванию более доверительных взаимоотношений между вами.

    Почему просто обучение правилам не работает?

    — На словах все просто и понятно. Вероятно, что ребенок ответит, мол, я все понял, хорошо, мам. На деле же в опасной ситуации даже взрослые не всегда поступают логично. Как помочь ребенку не растеряться в опасной ситуации?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Важно не просто рассказать о безопасном поведении, но и отработать ситуации на практике. Во время прогулки можно спросить ребенка, кто из прохожих кажется ему подозрительным, а кто хорошим, еще раз напомнить, что внешность обманчива. Если незнакомый человек подходит к ребенку с разговором или просьбой, научите его отвечать: «Я вас не знаю и не буду с вами разговаривать!». Прямо отрепетируйте вместе и объясните, что нормальный взрослый поймёт эту фразу и не будет обижаться, а вот похитители или неадекватные люди могут настаивать на дальнейшем общении, давить на совесть, жалость, могут ругаться.

    Как детям вести себя с незнакомыми людьми?

    Можно потренироваться так: взрослый, знакомый вам, подходит к ребенку. При верном раскладе дети идут к родителям и спрашивают разрешения поговорить с этим человеком, но что, если ребенок принял такое решение сам? В этом случае обсудите с ним, что сделано не так, почему нельзя так поступать. Еще раз акцентирую внимание на запрете садиться в машину не то что к незнакомцу, а даже к малознакомому человеку. Объясните, что если за ребенком медленно едет машина, ему нужно развернуться и побежать в противоположном направлении.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    Еще одно правило: не заходить с незнакомым в лифт. Потренируйтесь с ребенком до автоматизма произносить фразу «Я с вами не поеду, дождусь следующего лифта», и нормально относиться к пренебрежительной фразе «Что боишься что ли, не бойся, я добрый». Проговорите, что показаться трусом для незнакомого человека совершенно нормально, а поддаться на провокацию и зайти в лифт опасно. Если опасность настигла в подъезде, нужно кричать «Пожар!», а не «Помогите!», это важно.

    — Получается, что нужно вырабатывать у ребенка алгоритм действий на все опасные случаи жизни?

    — Совершенно верно. Для этого вместе моделируйте ситуации: «один дома», «телефонный звонок», «подходит на улице человек и спрашивает», «заходишь в подъезд», «кто-то идет позади», «предлагают угостить в кафе» и так далее, и так далее. Разыгрывайте диалоги. Разъясняйте ребенку последствия того или иного выбора, который он сделает во время ролевой игры.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    Постоянно напоминайте ребенку, что нормальный адекватный взрослый не будет прикасаться к чужим детям, брать за руку, а тем более тянуть силой! Тот, кто это делает – опасен! Если незнакомец настаивает на общении или преследует, научите ребенка громко кричать «Я вас не знаю, помогите!». Проговорите, что нельзя убегать от преследователей в подъезд, подвал, на чердак или безлюдный тихий двор. Нужно бежать туда, где как можно больше народа. Вы знаете места, где ваш ребенок может бывать. Заранее обсудите, какие из них считаются безопасным. Например, школа, магазин, спортивная секция, здание поликлиники.

    — Но все уловки преступников и похитителей не разобрать, какие-то даже в голову не придут порядочным людям.

    — Здесь ваши дети сами вам помогут. Часто на вопрос «Как ты думаешь, как можно обмануть ребенка, чтобы он пошел с посторонним?» они сами придумывают несколько десятков обманных маневров. Разберите их тоже. Только не запугивайте детей рассказами об ужасных последствиях нарушения правил безопасного поведения. Ребенок, попав в потенциально опасную ситуацию, может запаниковать, потому что запомнит не правила, а страхи. Лучше говорить детям о том, как все будет хорошо, если они будут действовать четко по алгоритму, который вы отработали.

    Prostock-studio/Shutterstock. com

    — Многие дети стесняются громко звать на помощь в случае угрозы или опасности. Как их убедить, что это их основная защита от похищения?

    — Действительно, послушные дети часто стесняются кричать, и задача родителей, для того чтобы предотвратить похищение, научить ребенка защищаться. Не плакать, а смело и громко кричать правильные слова: «Я с вами не знаком», «Я вас не знаю», и идти в безопасное место.

    Потренируйтесь кричать прямо на улице, чтобы ребенок чувствовал себя увереннее, можете кричать вместе. Убедите ребенка в том, что он может делать все что угодно, если кто-то из посторонних не отошёл после его слов «Я не разговариваю с незнакомыми». Резко падать на землю, пинаться, цепляться за любые предметы, разбрасывать вещи, громко кричать – всё можно, если речь идет о спасении от похитителей.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    Можете использовать наглядные пособия, карточки, например, от «Школы Лизы Алерт» – волонтеры не только проводят практические занятия по детской безопасности в садиках и начальных классах, но и в соцсетях публикуют специальные обучающие материалы «Безвредные советы» для детей и родителей. Темы самые разные, включая и защиту от опасных незнакомцев, и кибербезопасность.

    Бесплатные вебинары для родителей проводит и Центр «Стоп Угроза», например. В каждом городе можно найти подобные школы детской безопасности, даже если уроки там платные, то, во-первых, это вложение не менее полезно, чем очередная «развивашка», а во-вторых, цены там обычно весьма понятные. Какие-то рекомендации можно посмотреть у Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям, возможно, пригласить на открытый урок в садик или школу представителей полиции – хороши все средства.

    Как защитить ребенка от киднеппинга?

    — Страх, что украдут ребенка, наверное, преследует любого родителя. Страшные мысли лезут в голову почти сразу, если ребенок задерживается или не отвечает на звонки. Как обезопасить ребенка от похищения?

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Как ни парадоксально, начните с себя. Компания Mcafee, работающая в области кибербезопасности, провела исследование, согласно которому 71 процент родителей согласны, что фотографии их детей могут попасть к злоумышленникам и быть использованы в преступных целях. Уберите всю лишнюю информацию со своих страниц в соцсетях. Никаких фотографий с детьми на аватарке, контактов и ссылок на членов семьи, места работы, коллег. Соблюдайте кибербезопасность: не выкладывайте детские фото во время купания, на горшке, в истерике. Фото у детского сада или школы, особенно такие, на которых видно названия и номера учебных заведений, их адреса, вообще не должны появляться в соцсетях даже в закрытых аккаунтах. Не стоит упоминать полное имя, даты рождений, какую-то медицинскую информацию детей. В нашу эпоху блогеров это выглядит архаично, но пускай – безопасность важнее.

    — Мысль логичная. И ребёнка этому обучить.

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Да, и детей это тоже касается. Объясните им, что общаться и вести себя в социальной сети необходимо так же осторожно, как и в реальной жизни. Дети не осознают виртуальную опасность. По данным исследования Фонда Развития Интернета, еще в 2009-2010 годах интернет для московских школьников в рейтинге безопасных пространств находился между домом и школой. С развитием технологий, моды на блогерство, когда вся жизнь на показ онлайн, тенденция только усиливается. К 2018 году уже 56% детей постоянно сидят в интернете, выходя в сеть самостоятельно уже с 8-9 лет. Около 40% детей начинают встречаться с сетевыми знакомыми в офлайне без ведома родителей. Поэтому запретите детям оставлять в публичном доступе или отправлять незнакомцам контактную информацию (телефон, адрес), тайно встречаться с незнакомцами из интернета.

    Незнакомцы, которые могут помочь: обучаем детей общению с «хорошими» чужими

    — Как ребенку в опасной ситуации найти того, к кому можно обратиться за помощью прямо сейчас?

    — В случае опасности ребенку нужно быстро бежать в любое общественное место: магазин, аптеку, на остановку общественного транспорта, в любое первое попавшееся учреждение и обращаться за помощью к служащим. Скажите ему так: «Ты можешь выбрать полицейского или другого человека в форме, например, охранника, или человека на рабочем месте – продавца, администратора магазина, или женщину с коляской.

    Сначала присмотрись, а потом, соблюдая осторожность, обратись за помощью».

    Prostock-studio/Shutterstock.com

    — Но ведь мы уже научили ребенка, что и в форме «хороших» взрослых могут быть киднепперы, похитители. Как его окончательно не запутать и не запугать?

    — Немного расскажите детям о тех, кто может стать спасителем в опасной ситуации, как они должны действовать. Например, настоящий полицейский обязательно сам расспросит, что произошло, позвонит родителям или кому-то из «круга безопасности». В этом плане ему можно доверять больше других, поэтому можно назвать свои имя, фамилию и отчество, адрес проживания. С другими незнакомыми взрослыми по-прежнему надо соблюдать осторожность. Не лишним будет придумать кодовое слово, чтобы по телефону и вы, и ребёнок могли точно идентифицировать друг друга. Например, ваш сын по какой-то причине не может позвонить вам со своего телефона и просит помощи у кого-то. Не каждый взрослый даст в руки чужому ребенку телефон, вероятнее, он наберет номер с его слов. Ребенок, чтобы убедиться, что позвонил действительно маме, спрашивает этот пароль. Он поможет и в случае, если вдруг вам позвонят мошенники и детским голосом скажут в трубку: «Мама, это я! У меня беда (вариантов много), срочно перечисли денег туда-то».

    Объясняйте детям, что они тоже несут ответственность за свою безопасность, не пренебрегайте детскими опасениями, даже если они кажутся вам мнимыми, убедите, что вы всегда придете на помощь, что бы ни произошло, и тогда ваш ребенок в нужный момент найдет смелость громко закричать и убежать.

    Оцените, пожалуйста, статью

    Нам это очень важно!

    Средняя оценка: 3.9 / 5. Голосов: 8

    Оценок пока нет. Оцените первым!

    Получите чек-лист подготовки к школе на свою почту

    Письмо отправлено!
    Проверьте электронный ящик

    Чему учить детей о незнакомцах — Национальный совет по предупреждению преступности

    Информация о различиях между незнакомцами, которых дети должны остерегаться, и незнакомцами, которым дети могут доверять

    Каждый день дети видят незнакомцев в магазинах, в парке и в своем районе. Большинство из этих незнакомцев хорошие, нормальные люди, но некоторые могут таковыми не быть. Родители могут защитить своих детей от опасных незнакомцев, рассказывая им о незнакомцах и подозрительном поведении, а также принимая некоторые собственные меры предосторожности.

    Кто незнакомец?

    Незнакомец — это любой, кого ваша семья плохо знает. Дети часто думают, что «плохие незнакомцы» выглядят пугающе, как злодеи в мультфильмах. Это не только неверно, но и опасно для детей так думать. Симпатичные незнакомцы могут быть столь же опасны, как и не очень. Когда вы говорите со своими детьми о незнакомцах, объясните, что никто не может сказать, хорошие они или плохие, просто взглянув на них, и что они должны быть осторожны со всеми незнакомцами.

    Но не делай вид, что все незнакомцы плохие. Если детям нужна помощь — если они потерялись, им угрожает хулиган или преследует незнакомец, — во многих случаях самое безопасное для них — попросить незнакомца о помощи. Вы можете облегчить им задачу, показав, каким незнакомцам можно доверять.

    Кто такие безопасные незнакомцы?

    Безопасные незнакомцы — это люди, к которым дети могут обратиться за помощью, когда они в ней нуждаются. Полицейские и пожарные — два примера очень узнаваемых безопасных незнакомцев. Учителя, директора и библиотекари — взрослые, которым дети тоже могут доверять, и их легко узнать, когда они на работе. Но убедитесь, что вы подчеркнули, что, когда это возможно, дети должны обращаться в общественное место, чтобы попросить о помощи.

    Вы можете помочь своим детям узнавать безопасных незнакомцев, указывая на них, когда вы находитесь в своем городе. Также покажите своим детям места, куда они могут пойти, если им понадобится помощь, например, местные магазины и рестораны, а также дома друзей семьи в вашем районе.

    Распознавание опасных ситуаций и обращение с ними

    Возможно, самый важный способ, которым родители могут защитить своих детей, — это научить их быть осторожными в потенциально опасных ситуациях. намерения. Помогите детям распознать предупреждающие признаки подозрительного поведения, например, когда взрослый просит их не слушаться родителей или делать что-то без разрешения, просит их хранить тайну, просит детей о помощи или каким-либо образом заставляет их чувствовать себя некомфортно. Также скажите своим детям, что взрослый никогда не должен просить ребенка о помощи, а если кто-то просит их о помощи, научите их сразу же находить доверенного взрослого, чтобы рассказать, что произошло.

    Вы также должны поговорить со своими детьми о том, как им вести себя в опасных ситуациях. Один из способов — научить их «Нет, иди, кричи, говори». В опасной ситуации дети должны сказать «нет», убежать, закричать так громко, как только могут, и сразу же рассказать взрослому, которому доверяют, о том, что произошло. Убедитесь, что ваши дети знают, что можно сказать «нет» взрослому в опасной ситуации и кричать, чтобы обезопасить себя, даже если они находятся в помещении. Хорошо практиковать это в разных ситуациях, чтобы ваши дети чувствовали себя уверенно, зная, что делать. Вот несколько возможных сценариев:

    • Симпатичный незнакомец подходит к вашему ребенку в парке и просит помочь найти пропавшую собаку незнакомца.
    • Женщина, живущая по соседству с вами, но с которой ребенок никогда не разговаривал, приглашает вашего ребенка к себе домой перекусить.
    • Незнакомец спрашивает, не хочет ли ваш ребенок подвезти из школы домой.
    • Ваш ребенок думает, что за ним следят.
    • Взрослый, которого знает ваш ребенок, говорит или делает что-то, что заставляет его или ее чувствовать себя плохо или неудобно.
    • Пока ваш ребенок идет домой от дома друга, к нему подъезжает машина, и незнакомец спрашивает дорогу.
    Что еще могут сделать родители

    Помимо обучения детей тому, как распознавать и справляться с опасными ситуациями и незнакомцами, есть еще несколько вещей, которые родители могут сделать, чтобы помочь своим детям оставаться в безопасности и избегать опасных ситуаций.

    • Всегда знайте, где находятся ваши дети. Возьмите за правило, что ваши дети должны спрашивать разрешения или регистрироваться у вас, прежде чем куда-либо идти. Дайте своим детям номера вашего рабочего и мобильного телефона, чтобы они могли связаться с вами в любое время.
    • Укажите безопасные места. Покажите своим детям безопасные места для игр, безопасные дороги и тропы, а также безопасные места, куда можно пойти, если возникнут проблемы.
    • Научите детей доверять своим инстинктам. Объясните, что если они когда-либо почувствуют страх или дискомфорт, они должны уйти как можно быстрее и рассказать об этом взрослому. Скажите им, что иногда взрослые, которых они знают, могут заставить их чувствовать себя некомфортно, и они все равно должны уйти как можно быстрее и рассказать другому взрослому о том, что произошло. Убедите детей, что вы поможете им, когда они в этом будут нуждаться.
    • Научите своих детей быть настойчивыми. Убедитесь, что они знают, что можно отказывать взрослым и убегать от взрослых в опасных ситуациях.
    • Поощряйте детей играть с другими. Безопасность в цифрах!

    Прочтите советы для детей о том, как вести себя с незнакомцами и в опасных ситуациях.

    Как говорить с ребенком о взаимодействии с незнакомыми людьми

    Что ваш ребенок знает и должен знать

    То, что вы говорите своему ребенку о разговорах с незнакомцами, зависит от его возраста. Дошкольники, например, не знают, что такое незнакомец, и не могут сказать, кто в безопасности, а кто нет. Вы можете начать учить этих малышей основам безопасности, но они еще не готовы к разговорам о том, как вести себя с незнакомцами.

    К 4 годам многие дети уже слышали о незнакомцах и могут начать изучать правила безопасности. Тем не менее, они еще слишком молоды, чтобы оставаться без присмотра на публике, потому что у них нет здравого суждения или импульсивного контроля.

    Дети школьного возраста, вероятно, слышали, что некоторые незнакомцы могут быть опасны, но они все же могут предположить, что взрослый, который кажется милым, также в безопасности.

    Эти дети в возрасте от 5 до 8 лет также гораздо чаще, чем дошкольники, остаются без присмотра в общественных местах (по дороге в школу, на футбольной тренировке, катании на велосипеде с другом). Они также могут иметь доступ к Интернету или иногда оставаться дома одни на короткое время. Вот почему им нужно четкое руководство о том, как взаимодействовать с незнакомцами.

    «Если вас разлучат, вы хотите, чтобы у них были четкие и простые правила, которым они должны следовать, чтобы снизить риск», — говорит Шерил Крейзер, исполнительный директор Коалиции в защиту детей и автор книги «Безопасный ребенок» .

    Когда вы говорите о незнакомцах, имейте в виду, что, несмотря на сенсационное освещение в СМИ, похищения незнакомцами крайне редки. По данным Центра пропавших без вести и эксплуатируемых детей, только 115 детей в США ежегодно становятся жертвами похищения незнакомцами. А маленькие дети реже, чем подростки, становятся мишенью для незнакомцев.

    Как говорить с ребенком о незнакомцах

    Начните с элементарной безопасности тела.  Чтобы начать разговор о незнакомцах, обсудите общую безопасность с 2- и 3-летними детьми. Когда вы выходите, попросите их оставаться рядом. Кроме того, дети этого возраста еще не слишком молоды, чтобы выучить правильные термины для обозначения своих гениталий, и что большинству людей не разрешается прикасаться к ним там.

    Обсудите концепцию незнакомцев.  Дети обычно готовы к такому обсуждению в возрасте около 4 лет. Начните с вопроса: «Знаешь ли ты, что такое незнакомец?»

    Если ваш ребенок не уверен, скажите ему, что незнакомец — это тот, кого он не знает. Чтобы не пугать ребенка без необходимости, подчеркните, что незнакомец — это не обязательно хороший или плохой человек, а просто тот, кого он не знает.

    Реклама | страница продолжается ниже

    Поговорив со своим дошкольником о риске приближения к незнакомой собаке, одна мама из BabyCenter сказала: «Я провела параллель между тем, что незнакомец может быть хорошим или нет, точно так же, как собака, которую вы не знаете».

    Сэнди, мать 4-летнего и 9-летнего детей, использовала DVD Stranger Safety (часть серии Джона Уолша The Safe Side), который объясняет разницу между людьми, которых ребенок не знает вообще, тех, кого он знает мало, и тех, кто в безопасности. «Мы поговорили с детьми о том, кто их «безопасные» взрослые — мама, папа, бабушка и дедушка, тетя — и мы опросили их», — объясняет она.

    Укажите на взрослых, которым дети могут доверять.  Помимо дедушки и тети, приведите несколько примеров взрослых, к которым ребенок может обратиться за помощью – другого родителя, которому доверяют, учителя или школьного консультанта. Укажите авторитетные лица, например, охранников и сотрудников магазина, чтобы ваш ребенок мог определить незнакомцев, которые могли бы помочь.

    «Мы объяснили моему сыну, как опознать сотрудников магазина — по жилетке или по посту на кассе — если он потеряется», — говорит Сэнди, мать четырех- и девятилетнего ребенка.

    Перечислите, что можно и что нельзя делать. Определите правила обращения с незнакомцами. Крайзер предлагает дать старшему дошкольнику план игры, которому он должен следовать на случай разлуки: «Если ты потеряешь маму в продуктовом магазине, иди туда, где мы платим за вещи, и скажи им, что ты потерялся, назови свое имя и не говори ничего». двигайся с этого места, пока я не приду за тобой». Скажите старшему дошкольнику, что если к нему подходит незнакомец, он должен идти прямо к человеку, который о нем заботится.

    Ваш ребенок школьного возраста должен знать, что, хотя можно поздороваться с незнакомцем, когда вы находитесь рядом, он не обязан разговаривать с любым незнакомцем – и не должен, если вас нет рядом. «Для ребенка совершенно нормально говорить: «Я не должен разговаривать с незнакомцами», — говорит Джудит Коэн, медицинский директор Центра травматического стресса у детей и подростков при больнице общего профиля Аллегейни в Питтсбурге. Дайте понять, что он никогда не должен никуда идти с незнакомцем.

    Определите, что можно и чего нельзя делать в Интернете.  Поместите любой компьютер или телефон, который использует ваш ребенок, в общем месте, чтобы вы могли следить за тем, что он делает. Дети этого возраста не должны появляться в социальных сетях или на чатах. «У нас были случаи, когда дети младше 10 лет становились мишенью хищников в Интернете», — говорит Коэн.

    Скажите ребенку никогда не сообщать личную информацию, не отвечать на вопросы и не заполнять онлайн-формы. Обсудите онлайн-гражданственность и онлайн-безопасность с помощью таких веб-сайтов, как Common Sense Media.

    Установите правила пользования общественными туалетами.  К 6 годам большинство детей готовы пользоваться общественным туалетом самостоятельно. Но будьте бдительны: встаньте за дверь и скажите ребенку, чтобы он позвонил, если вы ему понадобитесь. Скажите ей отказаться от помощи любого, кто предлагает ее, сказав: «Нет, спасибо. Я сделаю это сам» или «Нет, спасибо. Моя мама может мне помочь».

    Подготовьте детей старшего возраста к тому, что они будут одни дома.  Научите его, что если кто-то подходит к двери, он не должен открывать ее, а должен сказать: «Мама сейчас не может подойти к двери». Если у посетителя есть пакет, он должен сказать человеку оставить его у двери или вернуться в другой раз.

    Если у вас есть стационарный телефон, решите, хотите ли вы, чтобы ваш ребенок отвечал на звонки. Вы можете не думать, что ваш 5-летний ребенок готов разговаривать с незнакомцами по телефону, но 8-летний ребенок может быть достаточно зрелым. Если вы планируете часто звонить домой, когда вас нет дома, используйте идентификатор вызывающего абонента, чтобы он знал, когда вы звоните.

    Ролевая игра, чтобы научить, а не напугать.  «Что, если?» вопросы — это возможность попрактиковаться — просто будьте позитивны и не пугайте своего ребенка. «Ролевые игры — это ключ к тому, чтобы научить детей справляться с трудными ситуациями», — говорит Крайзер.

    Разыграйте вместе с ребенком, что делать, если к нему подошли, когда он был один в парке. (Например, она могла бы подойти ближе к ближайшему родителю, который там с детьми.)

    Крайзер предлагает сказать ребенку: «Если ты один или с друзьями, и к тебе подошел незнакомый человек, прекратите то, что вы делаете, встаньте и держитесь на расстоянии вытянутой руки от этого человека». Продемонстрируйте, что именно это означает.

    Другой пример: если человек подъезжает на машине и спрашивает, как пройти к ближайшему продуктовому магазину, скажите ребенку сделать шаг назад и показать, где он находится. Но если человек выходит из машины, попросите ребенка сделать несколько шагов назад, развернуться и зайти в дом или в школу за взрослым.

    Избегайте пугающих заявлений.  Чтобы донести сообщение до сознания, у вас может возникнуть соблазн сделать предупреждение, например: «Незнакомец может забрать вас у меня!» или «Возможно, я больше никогда тебя не увижу!» Но это напугает вашего ребенка без необходимости. «Разговор должен быть не о том, чего вы боитесь, а о том, что вдохновляет вашего ребенка», — говорит Крейзер.

    Сохраняйте спокойствие и придерживайтесь основных правил, которые можно и нельзя делать. Если ваш ребенок спрашивает, почему он не может пойти с незнакомцем, скажите что-то вроде: «Потому что я хочу знать, где вы находитесь, и что вы знаете, как следовать правилам».

    Повтор.  Не нужно переусердствовать. Но подчеркивайте сообщение при подходящей возможности, например, на Хэллоуин, в отпуске или перед поездкой в ​​​​любое общественное место, где ваш ребенок может находиться среди незнакомцев.

    Ответы на распространенные вопросы о незнакомцах

    «Мама Исайи незнакомка?»  Родителям необходимо четко определить, кто входит в круг доверия семьи, особенно с дошкольниками. Вы можете считать родителей одного из друзей вашего ребенка в полной безопасности, но плохо знать других.

    Для дошкольников ответьте на вопрос в индивидуальном порядке: «Нет, мама Исайи — наша подруга» и «Да, почтальон — незнакомец».

    «Что, если незнакомец даст мне конфету?»  Дошкольник старшего возраста мог слышать слухи о том, чем занимаются незнакомцы. Научите ребенка твердо говорить «Нет, спасибо» и вернуть его к правилам: «Немедленно идите к тому, кто о вас заботится».

    «Что, если кто-то попытается меня украсть?»  Возможно, ваш ребенок слышал, что незнакомцы забирают детей. Убедите ребенка, что он в безопасности, и вернитесь к правилам: «Если кто-то приближается к вам, держитесь от него подальше, развернитесь и войдите в дом или школу, чтобы вызвать взрослого».

    Скажите своему ребенку, что в том маловероятном случае, если его коснется незнакомец, он должен закричать: «Помогите! Это не мой папа!»

    Что еще можно сделать

    Читайте о безопасности вместе.   Давайте поговорим о том, как заботиться о вас: обучающая книга о безопасности тела для детей младшего возраста рассказывает детям о частях тела и личной безопасности.

    Расскажите ребенку, где его дом.  Начните с того, что научите своего маленького ребенка его полному имени, затем вашему полному имени, затем вашему адресу и номеру телефона.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *