даже если совершили ошибку или не можете уладить конфликт с коллегой?
Из-за чрезмерного зацикливания на рабочих вопросах наступает эмоциональное истощение. Приходит состояние хронической усталости, да и близким уделяется намного меньше внимания. Как избежать негативного влияния работы и научиться не переживать из-за неё? Просмотрим основные пункты, на которые следует обратить внимание.
Отношения в коллективе – как их улучшить?
Если взаимоотношения с коллегами и начальством хорошие, то эмоциональный фон для трудовой деятельности благотворный, да и производительность повышается.
Психологи выработали ряд полезных правил и рекомендаций, которые помогут наладить и улучшить отношения в коллективе за достаточно короткий срок.
- Избегайте личных, дружеских отношений с коллегами. Именно из-за них случается множество проблем, которые приводят к сильным переживаниям. Помните, что на работе нужно заниматься трудовой деятельностью и точка.
- Еще сильнее избегайте служебных романов. Даже если вы влюбились в коллегу по работе, лучше не строить никаких планов и постараться свести чувства на нет.
- Другой источник проблем в коллективе — это сплетни и интриги. Не участвуйте в обсуждении сослуживцев у них за спиной. Отзывайтесь о людях всегда в положительной или нейтральной манере.
- Будьте готовы к критике. Важно понимать, что если коллега или начальник вас критикует, это еще не значит, что вас не уважают. Быть может, вам действительно стоит задуматься над словами других людей, чтобы не допускать новых ошибок.
- Какими бы ни были сотрудники в вашей компании, нужно относиться к ним без неприязни. Идеальных людей не бывает. Постарайтесь простить коллегам небольшие недостатки.
- Устанавливайте хорошие отношения с руководством. Например, женщины могут иногда угощать начальника домашней выпечкой. Мужчины — преподнести отличный подарок на день рождения начальника.
Начинаем с себя
Это полезно делать и в обычной жизни, а на рабочем месте тем более. Если вы видите, что в вашей деятельности есть существенные недостатки, то следует проработать эту тему.
СОВЕТ! Если есть эмоциональное напряжение, то спросите себя: «Что лично я сделал, чтобы устранить негатив»?
- Желательно поговорить с коллегами и узнать, что вы можете сделать полезного, чтобы атмосфера и производительность на работе повысились. Выбирайте доброжелательный тон и ненавязчивую манеру беседы.
- Подумайте, чем вы можете помочь коллегам, чтобы производительность и общие показатели в коллективе выросли.
- Демонстрируйте позитивный настрой. Тогда и остальные сотрудники начнут подстраиваться, стараться быть терпимей и добрее.
Приведенные советы помогут вам перестать переживать из-за работы.
Как не реагировать на негатив?
Как бы мы ни старались, переделать других людей невозможно. Да и стоит ли? Вокруг всегда найдутся коллеги, которые вечно жалуются, критикуют, ворчат и просто всем недовольны.
Если вы столкнулись с сильным негативом на работе, идущим от коллег, вот некоторые полезные советы.
- Не нужно воспринимать дурные слова на свой счет. Пока вам прямо не скажут, что проблема в вас, считайте обратно. Это сэкономит кучу нервов.
- Избегайте споров. Они лишь уменьшают наши силы и тратят драгоценное время. А положительного результата обычно нет.
- Постарайтесь понять, почему ваш коллега так негативно настроен? Может быть, у него проблемы в семье, сильно болит голова или порвались любимые туфли? Если так, то будьте снисходительны. Вы вскоре заметите, что на ваш снисходительный тон коллега умерит свой пыл.
- Если в коллективе есть ярый пессимист, поощряйте его за любые позитивные слова. Пессимизм — это привычка, которую можно победить, заменив новой привычкой быть на позитиве.
- Когда вы понимаете, что негатива слишком много и защита от него бесполезна, подумайте о поиске нового места работы.
Стресс из-за большого объема труда
Люди самых разных профессий нередко эмоционально страдают от невыполненной вовремя работы, нехватки сил и внутренних ресурсов для достижения предполагаемого успеха и продвижения по карьерной лестнице. Что же делать, как научиться не переживать за работу?
Перестаем отвлекаться на мелочи
- Наведите порядок на рабочем месте и в кабинете в целом. Уберите все лишние предметы, и разложите папки, другие рабочие инструменты по местам.
- Максимально четко организуйте рабочее пространство, чтобы можно было быстро найти необходимые документы или другие предметы для выполнения поставленных рабочих задач.
Уходим от суматохи
Психологи советуют выделять 10-15 минут в день на работе (можно после обеда) или в перерыве между выполнением заданий. В это время постарайтесь найти уединенное место, не общайтесь с людьми, посидите в тишине, и приведите в порядок мысли.
КСТАТИ! Категорически не рекомендуется использовать данное время для телефонных разговоров, бесед с коллегами, чтения писем в электронной почте или доделывания проектов.
Сверхурочно – всего 1 день в неделю!
Не следует ежедневно оставаться на рабочем месте после окончания трудового дня и подтягивать все хвосты. Достаточно выделить для этого один день и отработать его по максимуму.
- Во-первых, в другие дни вы будете приходить с работы вовремя и полноценно отдыхать, успеете выполнить домашние обязанности, пообщаться с детьми.
- Во-вторых, вы будете четко знать, что существует всего один день, который у вас загружен. Легче будет распланировать всю неделю и отложить именно на этот день все задачи, требующие дополнительного времени.
ВАЖНО! Чтобы успеть всё сделать, нужно перестроить сознание. Сделать упор на организованность и планирование времени, умение распределить все задачи и проекты по степени их важности.
Нелишним будет при чрезмерной загруженности попросить о помощи коллег, администратора. Но при условии, что вы и сами поможете, когда к вам обратятся.
Если совершили ошибку
Такая ситуация хотя бы раз случалась у каждого человека на работе: перепутали адресата и неправильно отослали документы, допустили неточность в расчетах, не доделали в срок важный проект, ошиблись при подсчете кассы.
В голове одна только мысль: «Накосячил, теперь переживаю…» Как же поступать, чтобы не жить в стрессе и не бояться, что с треском уволят?
Признаться
Не следует сидеть в укромном углу в шоковом состоянии и ждать, когда начальство появится на горизонте. Имейте смелость подойти к руководству и признаться в промахе, даже если он достаточно серьезный.
- Чем раньше признаетесь, тем раньше можно будет исправить последствия.
- Начальство хоть и поругает, но галочку поставит и будет уважать за смелость.
- После «разбора полетов» сделайте позитивный вывод: вы получили бесценный опыт, и повторно ошибку уже
Пять способов меньше переживать из-за увольнения с работы
В текущем году проблема сокращений и увольнений стала особенно острой из-за коронавируса, и как легче пережить расставание с прежней работой, рассказали психологи.
В этом году очень актуальной темой стала потеря работы, временная или постоянная. Из-за этого многим приходится переживать, потому что состояние неопределенности всегда неприятно. Когда мы сами принимаем такое решение, мы чувствуем себя более уверенно. А вот если по каким-то причинам произошло сокращение, то это обычно переживается очень тяжело.
Психологи дали собственные советы, как отнестись к этому легче. Во-первых, стоит использовать любые техники снижения тревоги. Это, например, физические упражнения. Подойдет обычная ходьба, приседания, прыжки, отжимания. Отлично помогают различные дыхательные практики, от обычных глубоких вдохов и выдохов до упражнений из йоги. Занимайтесь приятными делами, такими как рисование, готовка, медитация, танцы, плавание. Ощущайте поддержку своих родных и близких, она в этот период очень важна.
Попробуйте разобраться в том, какие в сложившейся ситуации есть преимущества. Они в любом случае есть, наверняка вы хотя бы временно вырвались из рутины и можете посвятить время самому себе. Поиск новой работы — это всегда новые шансы, которые помогут вам реализовать свои мечты.
Осознайте, что именно дала вам ваша предыдущая работа. Это был и опыт, и деньги. Не стесняйтесь благодарить себя за все усилия, которые вы к этому приложили. Никогда не стоит обесценивать свой труд в своих же собственных глазах.
Активно используйте приемы визуализации. Представляйте, о чем вы мечтаете и куда именно хотите двигаться дальше. Поставьте перед собой реальную цель и начинайте к ней двигаться. Подумайте, кто в достижении этой цели действительно сможет вам помочь. Составьте план действий.
Ну и, конечно, не мешает сходить к психологу. Дело в том, что смена и потеря работы — это действительно важные изменения в жизни, и такое состояние может потребовать помощи специалиста.
5 лайфхаков, как перестать беспокоиться и всё успевать
1. Установи границы
Прежде чем читать дальше, пообещай, что ты это сделаешь. А теперь подумай, как выстроить общение с коллегами, начальством, подчиненными так, чтобы получать от этого только положительные эмоции. Порой работа стоит только потому, что вместо ее выполнения приходится вести бесконечные вежливые беседы со всеми подряд. Другой случай: на тебя навешивают слишком много обязательств, из-за которых ты весь день работаешь, не разгибаясь, пока коллеги с теми же функциями общаются и бесконечно пьют чай.
2. Отключайся от работы
Рабочие письма и даже сообщения порой приходят круглосуточно. Чтобы этого избежать (и если твоя работа не подразумевает постоянного спасения жизней), удали с телефона почтовый клиент для рабочей почты. Наведи порядок в чатах и группах с коллегами, чтобы по ночам ничего не обсуждалось. Если по каким-то причинам это невозможно, отключай телефон и отдыхай, а то и забывай его дома.
3. Начинай с нелюбимого
Рабочие задачи делятся на нормальные и те, которые не хочется делать. Брось себе вызов и начинай день с того, что тебе нравится меньше, например с унылого отчета. Тогда ты приблизишься к выполнению рабочих планов (впереди ждут приятные дела!) и станешь реже испытывать стресс: этот отчет перестанет сниться по ночам.
4. Выбери главное
Если тебя завалили работой и этого пока не избежать, выбери из длинного списка три главные задачи и займись ими с утра. Тогда уже к обеду ты будешь чувствовать удовлетворение, а на следующее утро к тебе не прибежит разъяренное начальство с претензиями.
5. Делай заранее
Этот совет подойдет тем, кто переживает из-за дедлайна, но привык делать всё впритык. Попробуй заняться этим раньше! Ты почувствуешь, как стресс отступает, и получишь еще одну возможность изучить презентацию, отчет или договор до того, как они уйдут наверх.
Советы психологов как справиться с нервозностью на работе
Любая работа иногда становится причиной стресса. Даже если ваших коллег можно назвать идеальными, начальник вызывает восхищение, а условия заставляют пищать от восторга – все это не гарантирует отсутствия напряженных моментов. Нельзя обезопасить себя от плохого настроения руководства, почти сорванных сроков подачи отчетов или внезапного конфликта с коллегой, которого раньше считал чуть ли не лучшим другом.
Все это может стать причиной формирования депрессии, однако не стоит мчаться на биржу труда в поисках более «спокойной» вакансии. Лучше постарайтесь изменить свое отношение к стрессу на работе.
Что провоцирует переживания?
Многие люди хотя бы раз сталкивались с ситуациями, когда одна мысль о грядущем рабочем дне приводила в упадническое настроение. Послужить этому способно множество мелких причин, которые попадают в следующие категории:
- Переживания о качестве выполненной работы. Человек может волноваться из-за того, что не ощущает уверенности в своей компетенции как сотрудника. Он может накручивать себя из опасения, что начальник найдет недочет или ошибку в его работе.
- Взаимоотношения с коллегами. Возможно, отношения с сослуживцами претерпевают изменения и уже не кажутся приемлемыми. Шепотки за спиной, повышенная конкуренция, страх оказаться не оцененным по заслугам – все это ведет к формированию стресса.
- Наличие раздражающих факторов. Посторонние шумы, мельтешение других людей и прочие отвлекающие факторы особо заметны, если нет настроения или присутствует некая нервозность. Постоянно переключаясь на внешние раздражители, человек начинает отвлекаться от работы, что также заставляет его волноваться и тревожиться.
- Прочие причины. Плохое самочувствие, недосып, даже банальное плохое настроение можно считать второстепенными причинами, способными повысить общую нервозность.
Как быть, если работа стала в тягость
Если вы заметили, что работа перестала доставлять удовольствие, а все больше напоминает тягостную повинность, не отчаивайтесь. Нестандартные ситуации на рабочем месте случаются в любом коллективе, главное – научиться правильно реагировать на них.
Большую роль в умении держать себя в руках играют темперамент и, так называемый, запас прочности. Нередко можно встретить человека, которого ничто не может вывести из равновесия. Но если с собственным темпераментом сделать вы ничего не можете, то повысить запас прочности вам вполне под силу.
Для того, чтобы научиться держать свои эмоции в узде, очень важно не закрываться полностью, а периодически давать волю своим чувствам. Никто не говорит, что следует сорваться прямо на рабочем месте, нет. Стоит позволить себе в нерабочее время найти выход бушующей раздражительности. На крайний случай, ударьте несколько раз подушку.
После того, как излишки эмоций вас покинут, проанализируйте ситуацию, которая вывела вас из себя и постарайтесь отнестись к ней иначе. Такие упражнения помогут вам всегда иметь под рукой наиболее выгодный поведенческий сценарий.
Борьба с повышенной эмоциональностью
Бывают моменты, когда все идет буквально наперекосяк. Вы понимаете, что все ваши попытки сдержать эмоции обречены на провал, и вы уже морально приготовились к громкому скандалу. Для того, чтобы подобные ситуации не смогли застать вас врасплох и требуется учиться контролю над эмоциями. В этом вам могут помочь следующие советы:
- Дыхательная гимнастика. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание на несколько секунд, а затем выдохните. Это поможет насытить уставший мозг кислородом, а у вас будет отличная возможность успокоиться и обдумать свои следующие действия.
- Самомассаж. Порой напряжение возникает из-за усталости, поэтому специалисты советуют раз в пару часов делать кратковременный перерыв на самомассаж. В течение пары минут помассируйте мочки ушей, а потом перейдите к ушной раковине. Уделите также внимание области шеи и точкам, располагающимся у основания черепа, в частности.
- Перерыв. Вы понимаете, что до срыва осталось совсем чуть-чуть? Постарайтесь дистанцироваться от источника раздражения. Отличным способом взять себя в руки может быть прогулка на свежем воздухе, но если такой возможности нет, то можно просто немного пройтись по коридору.
Важно
Помните, что важную роль в способности избегать повышенной нервозности на работе играет собственный комфорт. Если ваша работа подразумевает постоянное сидение за компьютером, то не лишним будет иметь под столом удобные тапочки и маленькую подушечку под спину.
Укрепление нервной системы
Для того, чтобы нервы оставались крепкими и психическое состояние отличалось здоровьем, необходимо беречь себя и в этом вам поможет соблюдение следующих правил:
- Полноценное питание. Полный рабочий день не означает, что питаться вы должны только утром и вечером, будучи дома. Если у вас нет возможности посещать в обеденное время заведения общепита, то возьмите привычку брать с собой на работу контейнер с обедом. Также уделите внимание витаминам группы В, аскорбиновой кислоте и таким микроэлементам, как магний, кальций, железо, йод и фосфор.
- Медитация помогает наладить контакт со своим внутренним «я», снять скопившееся раздражение и успокоиться. Не отказывайтесь провести полчаса-час в удобной позе за прослушиванием расслабляющих мелодий.
- Ежедневные прогулки – необходимая часть вашей повседневной жизни. Даже если вы работаете на дому, нельзя замуровывать себя в четырех стенах, отговариваясь повышенной занятостью и необходимостью «доделать вот тот последний отчет».
- Умейте говорить «нет». Перестаньте угождать окружающим! Если вам кажется, что ваша отзывчивость и доброта – верный путь стать бесценным сотрудником, то вы наивный глупец. В офисе. Честно говоря, как на войне – каждый сам за себя. Помните об этом, а иначе сверхурочные станут для вас обыденным делом.
Важно
В вашей жизни обязательно должны присутствовать физические нагрузки, хотя бы три раза в неделю. Занятия спортом не только помогают держать фигуру в тонусе, но и помогают разрядить нервную обстановку.
Как прекратить нервничать на работе
Хотите перестать нервничать и психовать, сидя в своем уютном уголке в офисе? В этом вам помогут советы квалифицированных психологов:
Ошибки бывают у всех. Даже самые умные и опытные сотрудники не застрахованы от промахов и ошибок. Не стоит рвать на себе волосы, если в вашей презентации закралась опечатка, примите это как данность и впредь постарайтесь быть внимательнее.
- Планирование. Возьмите привычку планировать свой рабочий день. Записывайте все задачи, которые перед вами поставил начальник. Это поможет быть всегда собранным и не переживать о том, что вы что-то упустили или забыли о чем-то важном.
- Главное – результат. Будьте направлены на итоговый результат. Если вы успешно справились с поставленной задачей, то похвалите себя. Но если конечный результат далек от желаемого, то отнеситесь к этому, как к ценному опыту, который обязательно поможет вам в будущем больше не совершать подобных ошибок.
- Продукты, борющиеся со стрессом. Введите в свой рацион питания продукты, которые помогут вам в борьбе со стрессом: шоколад, бананы, бобовые, морская рыба.
- Отношения с коллегам
полезные советы, как не психовать
Как перестать нервничать на работе, научиться адаптировать любые нагрузки, авралы, орущего начальника и многое другое, можно узнать из этой статьи.
Вроде рабочий день закончился, а все мучительные мысли, словно вороны, продолжают вить в голове гнездо из несказанных слов, колких замечаний директора, насмешек коллег или каких-то невыполненных заданий, которые «надо было сделать вчера». Остановить этот поток практически невозможно, а перестать волноваться не получается. Такое состояние приносим домой и часто срываемся на самых дорогих людях.
Как перестать беспокоиться, если каждый день на работе, как хождение по минному полю, — не знаешь, где взорвется в этот раз?
Если человек находится в таком состоянии длительное время, это негативно сказывается не только на эмоциональном фоне, но на здоровье. Становится понятно — надо что-то решать, иначе находиться на работе будет просто невыносимо.
Как перестать нервничать на работе — простые и бесполезные советы
Самый простой способ, который подсказывают все вокруг, — поменять работу, чтобы не мучиться и не переживать постоянно. Словно смена работы — панацея от всех тревог и страхов.
Казалось бы, самое «простое решение» по факту оказывается и самым бесполезным. Нет никакой гарантии — а что если и на новом месте мы не перестанем нервничать и чувствовать себя словно перед экзаменом?
Чтобы совсем не «сломаться» от груза переживаний, часто обращаемся к психологии в надежде получить ответы на волнующие вопросы. Как из рога изобилия сыплются разнообразные советы из интернета, от знакомых, друзей, родных. Психологи рекомендуют успокоиться, укрепить нервную систему витаминами, попытаться найти в работе все положительные моменты и научиться наслаждаться ими, а не акцентировать внимание на негативе. Можно также выполнить пару дыхательных упражнений, постараться унять суету и ни о чем не думать.
Может, у кого-то это и получается. Чаще нет, и мы продолжаем психовать по малейшему поводу на работе, переживать и метаться в поисках выхода из создавшейся ситуации.
Что заставляет волноваться и нервничать на работе
Мы все по-разному реагируем на одно и то же событие и переживаем его по-разному. Кто-то стойко держится. Говорят, что у него железные нервы. А кто-то постоянно окутан тревогой, нервничает на работе даже по пустякам.
Тренинг Юрия Бурлана «Системно-векторная психология» подтверждает, что причина тревог кроется в психических свойствах человека, и подробно показывает, как это устроено.
Как, например, реагируют люди с анальным вектором? От природы их психика создана для кропотливой, скрупулезной работы. Поэтому они стремятся разобраться во всем до мельчайших деталей, досконально, доводя начатое дело до конца. Благодаря этим качествам из них получаются превосходные врачи, мастера, учителя, аналитики. Это люди, обладающие отличной памятью, где может уместиться все, начиная от деталей взятия Бастилии и заканчивая сильнейшей обидой. Причем все будет подробно зафиксировано: кто, когда и как обидел.
Обладатель анального вектора прекрасно проявляет свои качества в спокойных условиях жизни, без спешки и лишней суеты, когда никто не давит и не подгоняет на работе. Но в условиях и темпах современной жизни это почти недостижимо.
Для такого человека важно, чтобы было все разложено по полочкам, как в голове, так и на столе. Когда кто-то из коллег постоянно небрежно относится к документам или дергает по любому поводу, этот факт заставляет переживать. Если ничего не меняется, постепенно такое состояние становится постоянным, изматывая человека, лишая его радости на работе и нивелируя профессиональные качества. Поэтому, когда приходит время сдачи отчетов или проверки, именно такие люди будут нервничать сильнее остальных, переживать, впадать в ступор и не знать, как выбраться из такого состояния, стать спокойным. Таким образом снижается не только работоспособность, но и ухудшается самочувствие в целом.
Каждый рабочий момент словно катастрофа
Порой кажется, что человек нервничает по пустякам, раздувает из простого рабочего момента целую проблему и пытается в страхе судорожно ее решить. Юрий Бурлан отмечает, что так происходит, если человек, помимо анального, обладает еще и зрительным вектором.
В зрительном векторе заложена от природы огромная эмоциональная амплитуда, способность эмоционально реагировать абсолютно на все, что происходит вокруг. Люди именно со зрительным вектором часто переоценивают значимость того или иного события на работе, «раздувая из мухи слона». В такие моменты им кажется, что это катастрофа, что они не справятся с навалившимся объемом работы, что начальник по каким-то причинам ненавидит именно их, что этот «ужас» никогда не закончится. Богатое воображение рисует бесконечные картины увольнения с работы.
Но способность так эмоционировать и переживать дана человеку не для того, чтобы он впадал в эмоциональные крайности на работе. Не для того, чтобы он плакал, если в отчете не сходятся цифры. А для того, чтобы создавать эмоциональные связи между людьми, чтобы чувствовать состояния других, быть чутким и нести в общество эмпатию и способность сопереживать.
Взглянуть на ситуацию другими глазами
Люди, обладающие свойствами анального и зрительного вектора, могут и должны не нервничать на работе, а выполнять ее согласно заданным от природы свойствам — профессионально и четко. Они обладают всеми необходимыми для этого качествами.
Конечно, важно понять — свое ли место занимаем в социуме? Но очень часто дело даже не в специфике работы, а в нас самих, в способности взаимодействовать с коллегами. В понимании того, как реагировать на разнообразные ситуации с наименьшими потерями для собственной психики.
Разобраться, как перестать нервничать, привести организм и психику в такое состояние, в котором подобные негативные чувства не будут возникать, можно с помощью тренинга Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Раскрывая свои настоящие желания, мы понимаем свои природные свойства и способы их реализации, постепенно учимся понимать и других людей через особенности их психики. Меняется восприятие, и мы начинаем чувствовать себя более комфортно в коллективе, повышается стрессоустойчивость, а значит, для больших переживаний на работе не остается повода.
Многие уже смогли не только перестать нервничать на работе, но и улучшить отношения с коллегами, выйти на новые высоты в своей профессиональной карьере.
«… ушла напряженность в общении с коллегой. Одним из ее векторов оказался обонятельный, и, понимая роль и важность такого человека в коллективе, я начала смотреть на нее другими глазами. Прорыв был и в отношениях с клиентами. Я стала видеть, что именно стоит за истериками некоторых клиентов, с которыми важно было выстраивать дальнейшие отношения. Это помогло не зацикливаться на своей обиде, а вызвало желание понять этого человека и найти к нему подход. Это чувство — не зацикливаться на себе, а понять другого — тоже стало мощнейшим прорывом в отношении с людьми…»Катерина А., Одесса, Украина
«…До тренинга у меня было жуткое раздражение — меня раздражало все на работе, меня раздражало все. У меня была большая зависть на работе к людям, которых я считала успешнее, чем я, и меня это сильно раздражало. Я считала, что они тупее меня, меньше знают и могут, чем я, а получают больше, чем я. И эта несправедливость меня доканывала. Меня такое положение вещей истощало, и я не могла нормально работать.
После тренинга прошло все раздражение и на работе, и дома. Я увидела для себя много других возможностей, и у меня прошла злость и зависть. Я теперь спокойно работаю. Даже не спокойно, а меня просто прет от работы. У меня появилось столько желания и сил работать, что я выполняю месячный план за полмесяца, и даже быстрее. Я теперь ни минуты не могу сидеть на работе без дела, мне надо делать и делать. И это еще не все — мне мало одной работы, мне захотелось найти еще дополнительную работу…»Алина Ш., инженер-технолог, Омск
Менять работу или нет, решать вам. Но попробовать понять себя и окружающих, увидеть истинные причины всех событий, происходящих в жизни, просто необходимо. Регистрируетесь на бесплатный онлайн-тренинг Юрия Бурлана и начинайте жить более осознанной и радостной жизнью.
Автор Наталья Жалнина
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Просмотров: 6 576
Поделитесь этим с другими:
Как пережить увольнение? Советы психологов | Здоровая жизнь | Здоровье
a[style] {position:fixed !important;} ]]]]]]]]]]>]]]]]]]]>]]]]]]>]]]]>]]>aif.ru
Федеральный АиФaif.ru
Федеральный АиФ- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
- Адыгея
- Архангельск
- Барнаул
- Беларусь
- Белгород
- Брянск
- Бурятия
- Владивосток
- Владимир
- Волгоград
- Вологда
- Воронеж
- Дагестан
- Иваново
- Иркутск
- Казань
- Казахстан
- Калининград
- Калуга
- Камчатка
- Карелия
- Киров
- Кострома
- Коми
- Краснодар
- Красноярск
- Крым
- Кузбасс
- Кыргызстан
- Мурманск
- Нижний Новгород
- Новосибирск
- Омск
- Оренбург
- Пенза
- Пермь
- Псков
- Ростов-на-Дону
- Рязань
- Самара
- Саратов
- Смоленск
- Ставрополь
- Тверь
- Томск
- Тула
- Тюмень
- Удмуртия
- Украина
- Ульяновск
- Урал
- Уфа
- Хабаровск
- Чебоксары
- Челябинск
- Черноземье
- Чита
- Югра
- Якутия
- Ямал
- Ярославль
- Спецпроекты
- 75 лет атомной промышленности
- 75 лет Победы
- Битва за жизнь
- Союз нерушимый
- Дневники памяти
- Лица Победы
- Накануне
- Герои страны
- Герои нашего времени
- Asus. Тонкость и легкость
- Рак легкого — не приговор
- Красота без шрамов
- Клиника «Медицина»
- Как справиться с грибком ногтей
- Деньги: переводить мгновенно и бесплатно
- Инновационный ультрабук ASUS
- Как быстро найти работу?
- Память в металле
- Здоровый образ жизни – это…
- Московская промышленность — фронту
- Почта в кармане
- Путешествие в будущее
- GoStudy. Образование в Чехии
- Безопасные сделки с недвижимостью
- Перепись населения. Слушай, узнавай!
- Новогодний миллиард в Русском лото
- Рыба: до прилавка кратчайшим путем
- «Кванториада» — 2019
- Югра: нацпроекты по заказу
- Выбор банковских продуктов
- Работа мечты
- МГУ — флагман образования
- 100 фактов о Казахстане
- Ремонт подъездов в Москве
- Panasonic: теплицы будущего
- Рейтинг лучших банковских продуктов
- Лечим кашель
- Югра удивляет
- Возвращение иваси
- Детская книга войны
- Как читать Пикассо
- Жизнь Исаака Левитана в картинах
- Учиться в интернете
- Пробная перепись населения–2018
- «Летящей» похо
Как не поддаваться стрессу – даже в трудные времена
Содержание:
Стрессовых ситуаций за последние месяцы было предостаточно – мы переживали из-за здоровья, работы, детей, ограничений… Почему одни страдали сильнее, а у других в жизни как будто мало что изменилось? От чего вообще зависит наша реакция на стресс – и под силу ли человеку ее изменить?
Давайте зададим себе вопрос: в результате чего у человека возникают отрицательные психические (эмоциональные) состояния? Из-за чего мы боимся, злимся, тревожимся, раздражаемся, чувствуем вину и стыд, гневаемся, испытываем муки совести или любые другие негативные эмоции? Какова причина всех этих состояний, которые в быту часто называют одним словом — стресс?
Да, есть стресс физиологический (биологический) и психологический. Приведу простой пример. Биологический стресс — это физиологическое напряжение, которое испытает человек, если поливать его холодной водой в жаркий день. Что произойдет? Голова втянется в плечи, лицо сморщится, по телу пойдет дрожь, случится сосудистый спазм. Эти физиологические реакции проявятся у подавляющего числа людей в данной ситуации.
А вот психологически люди по-разному отнесутся к тому, что с ними произойдет. Скорее всего, большинство будет недовольно этим событием, начнет жаловаться, возмущаться: «Ой-ой! Прекратите немедленно, мне плохо!». А кто-то отреагирует радостно: «Эге-гей! Давай еще! Ура!». Очевидно, что первые могут дойти до эмоциональной перегрузки, стресса, а вторые — нет. Хотя физиологическая реакция у них будет одинаковая.
Нас, конечно же, интересует психологическое напряжение, а не биологическое. Поэтому в дальнейшем под словом «стресс» будем иметь в виду исключительно эмоциональное напряжение высокой интенсивности.
Самые стрессовые события жизни, таблица
Существует достаточно много определений стресса, но мы возьмем наиболее понятное широкому кругу читателей. Итак, стресс (от англ. stress — нагрузка, напряжение; состояние повышенного напряжения) — это состояние чрезмерно сильного и продолжительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения1.
Какова же причина стресса (эмоционального напряжения) с точки зрения современной научной психологической мысли? Из-за чего люди испытывают стресс? По мнению многих исследователей (к счастью, далеко не всех, а почему к счастью — читайте дальше), причина стресса — это так называемые стрессогенные факторы, или стрессоры, то есть события и ситуации.
Создано огромное количество классификаций стрессогенных факторов, по которым даже дается оценка интенсивности стрессогенности. Приведу только одну из них. Эту шкалу создали психиатры Томас Холмс и Ричард Рэй на основе опроса более 400 мужчин и женщин разного возраста, с различным образованием, семейным положением и из разных культур. Им предлагалось оценить уровень стресса при наступлении каждого из этих событий.
Жизненное событие | Интенсивность стресса |
Смерть партнера по браку | 100 |
Развод | 75 |
Разлука с партнером по браку | 65 |
Тюремное заключение | 63 |
Смерть близкого члена семьи | 63 |
Травма или болезнь | 53 |
Вступление в брак | 50 |
Увольнение с работы | 47 |
Воссоединение с партнером по браку | 45 |
Выход на пенсию | 45 |
Проблемы со здоровьем у члена семьи | 44 |
Беременность | 40 |
Сексуальные проблемы | 39 |
Появление нового члена семьи | 39 |
Приспособление к изменениям на работе | 39 |
Изменение финансового статуса | 38 |
Смерть близкого друга | 37 |
Переход на другую работу | 36 |
Прекращение права выкупа заложенного имущества | 30 |
Смена круга обязанностей на работе | 29 |
Уход сына или дочери из дома | 29 |
Трудности с домочадцами | 29 |
Выдающееся личное достижение | 28 |
Жена пошла работать или бросила работу | 26 |
Поступление в школу или ее окончание | 26 |
Изменение условий жизни | 25 |
Пересмотр личных привычек | 24 |
Трудности с начальником | 23 |
Смена места жительства | 20 |
Переход в другую школу | 20 |
Смена развлечения | 19 |
Изменения в религиозной жизни | 19 |
Изменения в общественной жизни | 18 |
Изменение распорядка сна | 16 |
Изменения привычек в еде | 15 |
Отпуск, каникулы | 13 |
Рождество | 12 |
Небольшие нарушения закона | 11 |
Почему люди по-разному переживают стресс
Можно привести немало других шкал и классификаций, только с одним большим и жирным «но». Подход, на основе которого проводилось это исследование, в корне неверен. На самом деле исследователи и ученые, которые говорят, что стресс (эмоциональное напряжение) является следствием событий и ситуаций, не правы! Поясню свою мысль.
Давайте возьмем любую ситуацию, даже самую стрессовую: смерть человека. И выясним, что, оказывается, на земле существуют люди, которые радуются смерти горячо любимых родственников. Эти люди воспитаны в других культурных и философско-религиозных традициях. Например, точно известно, что буддисты относятся к смерти иначе, чем европейцы. Речь не об эмоциональном состоянии человека, а об интенсивности проявления этого переживания.
Еще раз. Это важно. Мы разбираем не разные, а одинаковые ситуации. Например, мы не рассматриваем смерть богатого родственника, оставившего наследство, и смерть бедного родственника, оставившего лишь долги. И выясняется, что в абсолютно одинаковой ситуации люди могут иметь очень разные эмоциональные реакции:
- одни люди будут предаваться горю всю свою жизнь. Это лишит их сил и возможностей для созидания чего-то ценного. Именно такие люди, потеряв близкого человека, спиваются или уходят из жизни;
- другие будут горевать, но это не лишит их самой жизни. Через какое-то время они оправятся от горя и пойдут дальше;
- третьи будут искренне улыбаться, бить в барабаны и танцевать вокруг костров, радуясь, что их близкий человек наконец-то покинул этот мир и теперь находится в том месте, где ему несравненно лучше.
Можем взять ситуацию, менее травмирующую человека, воспитанного в нашей культуре, например, автомобильную пробку. И тоже увидим разную психологическую реакцию. Для одного человека затор будет сильным стрессогенным фактором, а для другого вовсе нет, хотя на работу они опаздывают оба и начальники у них злые. Один приедет вымотанным и опустошенным, а второй вполне себе в ресурсном состоянии.
Можно и дальше приводить примеры, когда в очень похожих жизненных ситуациях люди испытывают разные по интенсивности, а иногда и по знаку психические состояния. А значит, и стресс одинаково будут переживать далеко не все.
Причина стресса — внутри человека
Из этого можно сделать вывод, что причиной стресса является не ситуация или событие, а что-то, что скрыто внутри человека! И с нашими выводами согласны многие ученые.
Например, американские специалисты Дж. С. Эверли и Роберт Розенфельд издали в 1985 году книгу «Стресс: природа и лечение». Основная ее мысль заключается в том, что далеко не все события и явления (внешние или внутренние) становятся стрессорами, то есть выполняют стрессогенную функцию. Если раздражитель не интерпретируется конкретным человеком как угроза или нечто, несущее негативное последствие, то стрессовая реакция у него вообще не возникает! Таким образом, большинство стрессовых реакций, испытываемых людьми, на самом деле, по мнению Эверли и Розенфельда, создаются ими самими! Я специально выделил слово интерпретируется, для которого в русском языке есть хороший синоним толкуется.
Задолго до Эверли и Розенфельда, в 1966 году американский психиатр Ричард Лазарус издает книгу Psychological Stress and Coping Process, в которой транслируется мнение, что факт появления психологического стресса и его интенсивность зависят от личностных особенностей конкретного индивида. Этот подход получил название когнитивной теории стресса Лазаруса. Очень яркая и помогающая теория, которая почему-то почти не используется психотерапевтами…
А раз мы теперь знаем, что люди испытывают различные по интенсивности и знаку состояния при одинаковых событиях и ситуациях, то важно найти ответ на вопрос, в чем разница между этими людьми. Ответив на этот вопрос, мы сможем попробовать изменить внутри себя то, что является истинной причиной стресса, автоматически получив в результате этого ресурс, который раньше расходовался на негативные состояния.
Почему люди по-разному реагируют на одну и ту же стрессовую ситуацию?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю ввести очередную модель, согласно которой жизнь человека — это путешествие, а сам человек — путешественник.
Этот путешественник — каждый из нас. Мы идем по жизни, выбирая цель и двигаясь к ней. До цели могут быть сотни или тысячи километров, но мы все равно пытаемся пройти наш путь, преодолев все препятствия, и получить то, чего хотим.
Скажите, а откуда, собственно, человек-путешественник знает, что где-то есть то, чего он может достигнуть?
Предположим, человек хочет поехать в Бразилию на карнавал, а сам при этом живет в забытом всеми городишке. Никто из его знакомых никогда в Бразилии не был. Сам он тоже там не бывал. Как он узнает о существовании Бразилии? Ответ достаточно простой: он посмотрел карнавал по телевизору, прочитал книгу про эту страну или увидел ее на карте.
Итак, о возможных целях нам рассказывает социум, мы получаем от общества определенные знания о мире. От родителей, школьных учителей, друзей, режиссеров, писателей, блогеров и так далее. И эти знания о мире в рамках той модели, о которой мы говорим, будут называться словом карта.
То есть человек — это путешественник, исследующий реальный мир. Но в голове у него есть карта, где этот мир изображен. Карта — это представления о том мире, в котором каждый из нас передвигается и живет, или, если хотите, мировоззрение (воззрение на мир), данное нам обществом, которое нас окружает.
Далеко не вся информация на карте нанесена нами самими. Большая ее часть лично нами не проверена. Но зачастую мы верим в нее как в нерушимый догмат, потому что привыкли так думать. Потому что нам в детстве что-то рассказали люди, которым мы доверяли на 100 процентов, — наши эмоциональные авторитеты (мамы и папы и другие близкие).
Так вот, на картах мы отмечаем наши цели и прокладываем маршруты. А путешествуем (живем) мы в реальном мире. И теперь, внимание, мы исследуем вопрос: что такого разного есть на картах, что люди, попав в одинаковую жизненную ситуацию, реагируют на нее по-разному?
В чем истинные причины негативных эмоций
Давайте представим себе следующую картину: путешественник поставил цель попасть в город, который находится за лесом и горами, за равниной и рекой. Он смотрит в карту и видит, что через реку построен мост, а за ним на том берегу реки находится город.
Хорошо, думает он, маршрут проложен. И вот он посвящает силы и время тому, чтобы добраться до того места, где, как говорит его карта, находится мост. И вот наконец выходит к реке. Но никакого моста он не видит. Может быть, когда-то раньше он был, но сейчас его точно нет. И переправиться через реку каким-либо другим способом невозможно.
Как вы считаете, какое эмоциональное состояние у нашего путешественника? Что он почувствует? Скорее всего, отрицательные эмоции. Согласны? Разочарование, обиду, недовольство, гнев. Путешественник испытает именно те психические состояния, причину которых мы ищем!
И если мы зададим ему прямой вопрос: «Из-за чего вы сейчас переживаете, товарищ? Что является причиной ваших гнева и разочарования?» — что мы услышим в ответ? Конечно же, что-то вроде: «Я разочарован и обижен, потому что моста нет!».
Видите? Человек (путешественник) назначил причиной своего негативного эмоционального состояния внешние обстоятельства (отсутствие моста). Однако мы с вами уже знаем, что само событие или ситуация не могут являться причиной переживания, ибо в одинаковых ситуациях люди с разным мировоззрением (картой) испытывают разные (даже по знаку, не говоря уже об интенсивности) переживания.
Так какова же истинная причина переживания в условиях отсутствия моста? Она содержится в карте человека. Путник испытывает негативную эмоцию не из-за того, что моста нет, а вследствие того, что этот мост был нарисован на его карте, понимаете? Если бы на карте моста не было, то он бы оказался готов к тому, что его не будет. И отсутствие моста не вызвало бы у него переживаний!
Итак, вот ответ на вопрос, который мы с вами так долго искали. Люди переживают не из-за обстоятельств, событий и ситуаций. Они нервничают в связи с тем, что эти обстоятельства и события не отражены на их картах. То есть их карты не соответствуют реальности.
А раз так, то мы можем работать с картами, чтобы испытывать меньше переживаний, а значит и меньше стрессов в жизни. Оказывается, количество негативных эмоций зависит от нас самих.
1 Немов Р. С. Психология. Кн. 1. — М.: Просвещение, 1994.
Беспокойство о переводе с английского на русский язык.
Они беспокоятся о вас.
Я беспокоюсь о своей работе.
Я беспокоюсь о моих оценках.
Не беспокойтесь о .
Я беспокоюсь о моей дочери.
Я волнуюсь о своей дочери. / Меня беспокоит моя дочь. ☰
Я беспокоюсь о детях сегодня.
Вам не о чем беспокоиться о .
Трудно не не волноваться за ее.
Трудно о ней не беспокоиться. ☰
Вам не стоит беспокоиться о своем весе.
О своём весе вам волноваться не стоит. ☰
Не беспокойтесь о . Он выжил.
Не волнуйся за него. Он выстоит. ☰
Я бы не беспокоился о на вашем месте.
Я бы на вашем месте об этом не беспокоился. ☰
Жизнь слишком коротка, чтобы беспокоиться о прошлом.
Жизнь слишком коротка, чтобы беспокоиться о прошлом. ☰
Успокойтесь, не о чем беспокоиться о .
Успокойся, волноваться не о чем. ☰
Не беспокойся о , мужик — все хорошо.
Не волнуйся, мужик, — все нормально. ☰
Просто расслабьтесь, не о чем беспокоиться о .
Расслабься, тут не о чем беспокоиться. ☰
Не беспокойтесь о ее — она крутая печенька.
Не беспокойтесь за нее — она крепкий орешек. ☰
Это всего лишь осмотр — не волнует .
Это просто проверка, беспокоиться не о чем. ☰
Не волнуйся за меня, я могу встряхнуться где угодно.
Не беспокойтесь обо мне, мне всё равно, где спать. ☰
Не беспокойтесь о том, что позвонит нам по телефону , мы часто опаздываем.
Звони нам в любое время — мы обычно поздно ложимся спать.☰
Не беспокойся о дорогом вине — я угощаю
Не беспокойся, что вино дорогое … я угощаю. ☰
Живи сегодняшним днем, а пусть завтра позаботится о самом .
Живите сегодняшним днем, а завтра пусть будет то, что будет. ☰
Могу честно сказать, что я никогда не беспокоился о его сейчас.
Могу сказать откровенно, что он меня теперь совсем не волнует. ☰
Ну вот. не о чем беспокоиться по поводу .
Ну, вот видите. Тут не о чем беспокоиться. ☰
Не беспокойтесь о Нине , она всегда падает на ноги.
Насчёт Нины не беспокойся: она всегда как-то выкручивается из передряг. ☰
Вам действительно не нужно беспокоиться о своем весе.
Вам нет совершенно никакой необходимости беспокоиться о своем весе. ☰
Не беспокойтесь о меня, я усну на эти стулья.
Не беспокойся, я устроюсь на этих стульях. ☰
Не беспокойтесь о мне — у вас свои проблемы.
Обо мне не беспокойтесь: у вас своих забот хватает. ☰
Не беспокойтесь о том, что их рассортирует — я сделаю это позже.
Не стоит беспокоиться об их сортировке: я это потом сделаю. ☰
Не волнуйся о кровати для меня, я могу опереться на пол.
Не волнуйся насчёт кровати для меня, я преспокойно посплю на полу.☰
Мне повезло, что мне никогда не приходилось беспокоиться о деньгах.
Мне повезло в том, что мне никогда не приходилось беспокоиться о деньгах. ☰
.Тест по английскому языку 18+ (средний уровень и выше)
Выберите один правильный ответ из четырех.
1. Сегодня в классе нет учеников.
2. Простите? Можно купить зеленые яблоки?
3. Мои братья живут в США
4. Когда идет дождь, мы внутри.
5. Что делать, если отключилось электричество?
6.Если бросить камень в воду, он.
7. С кем вы разговариваете, когда у вас есть проблема?
8. Если она перезарядит аккумулятор, она не сможет пользоваться телефоном.
9. Вы бы полетели в космос, если бы была возможность?
10. Кто моет посуду в вашем доме?
11. Как дела? Я тебя давно не видел?
12.Я не ел мяса. Я стал вегетарианцем.
13. Я ее с тех пор как уехала в Германию.
14. Мы, французский, мистер Дюбуа, учитель французского языка.
15. Забег Пола Лукаса за 92,8 секунды.
16. Как у вас была эта лодка?
17. Я приду к вам после написания эссе.
18.Пол Маккартни из Ливерпуля, не так ли?
19. Учитель сказал мне, что я беспокоюсь о результатах экзамена.
20. Учитель сказал мне.
21. Он офицер в армии.
22. Соединенное Королевство состоит из четырех стран; Шотландия, Северная Ирландия, Уэльс и Англия.
23. Посмотрите на эту девушку в ее Феррари.Она будет очень богатой!
24. Не забудьте взять с собой зонт. Дождь!
25. Тот Брэд Питт — не в этом городке!
26. Ему пришлось выйти из автобуса, потому что он не мог заплатить
27. Я бы хотел еще раз, пожалуйста.
28. Обсудили проблему по дороге в офис.
29.Школа, в которую я ходил, была 10 миль.
30. Красивое платье, но слишком дорогое. Я не могу.
31. Они его забирают.
32. Не думаю, что мы встречались раньше. Вы меня путаете с
33. Она ведь уже видела этот фильм?
34. Смотри, вот официант! счет.
35. Я ему не верю, извините, он предлагает.
36. Сколько времени вам нужно на работу каждый день?
37. До потолка не дотянуться.
38. У нас есть секретарь, но еще никого не назначили.
39. Играл очень плохо. Я был сам с собой.
40.Он лучший игрок, чем я, поэтому я не ожидал от него.
Показать результат .Упражнения на употребление Present Perfect и Present Perfect Continuous с ответами
Упражнения
на употребление Present Perfect и Present Perfect Continuous.
Упражнение 1. Выберите правильную форму времени.
1. Нина изучает / изучает английский язык 2 года.
2. Птицы уже прилетели / полетели на юг.
3. Они знают / знают его много лет.
4. Майк забыл / забывает выучить стихотворение.
5. Дети смотрели / смотрели мультфильмы 2 часа.
6. Поезд только что пришел / идет.
7. У нас не было / не было отпуска 5 лет.
8. Она преподает / преподает в этой школе уже двадцать лет.
9. Давид рисует / рисует в своей мастерской с 10 часов.
10. Мэри и Сэм собирают марки уже 3 года.
11. Их родители были друзьями с детства.
12. Дэйв учился / учился 2 года.
Упражнение 2 . Составляйте предложения, используя Present Perfect или Present Perfect Continuous.
1. Бабушка / вяжем / в гостиной / с утра.
2. Елена / путешествие / по Европе / на 3 недели.
3. Она / посетила / уже / 3 страны.
Упражнение 3. Поставь глагол в скобках в Present Perfect или Present
Perfect Continuous.
1. Я (не видеть) его целую вечность.
2. Он (делать) свои уроки после обеда.
3. Я (чтобы не слышать) о нем давно.
4. Я (водить машину) с 17 лет.
5. Джек (провалить) экзамен по вождению три раза, потому что не знает, как парковаться.
6. Я думаю, он (сделал) много улучшений.
7. Алиса (не сдаёт / не сдаёт) экзамен по вождению, потому что плохо знает правила.
8. Она (беспокоится) об этом два месяца.
9. Она (изучает) руководство водителя часами каждый день.
10. Она (не сдавала) еще один тест.
11. У меня болит голова с тех пор, как я встал.
12. Он мой друг, я (знаю) его давно.
13. У Ивана болит живот. Он (есть) нездоровую пищу весь день.
14. Я (никогда не слышал) эту песню раньше.
Упражнение 4. Задавайте вопросы, используя Present Perfect или Present Perfect Continuous.
1. На вокзале меня ждет друг. (Как долго…?)
2. Он переводит книги. (Сколько…?)
3. Мама лепит кремовый торт. (Как долго…?)
4. Билл в настоящее время путешествует по Европе. (Сколько стран…?)
5. Мои родители украшают елку. (Как долго…?)
6. Они женаты. (Как долго…?)
Упражнение 5. Переведите на английский, используя Present Perfect или Present Perfect Continuous.
1. Моя жена рисует уже 5 лет, но ещё не продала ни одной картины.
2. Я рад, что мы закончили эту работу.
3. Мои руки грязные. Я работала в саду.
4. Ник съел все конфеты.
5. Вы когда-нибудь играли в шахматы?
Упражнение 6. Исправьте ошибки, если они есть.
1. Часами обсуждают проблему, но пока не решили.
2. Кто-то играет в теннис с 2 часов дня.
3. Дождь все еще идет? Нет, это прекратилось.
4. Джон дважды выигрывал чемпионат.
5. Мальчики рыбачили 3 часа.
6. Сколько книг вы написали?
7. Майк пригласил много друзей на свой день рождения.
8. Он с детства ненавидел апельсины.
9. Вывели собаку на прогулку.
10. Ирэн уехала в аэропорт.
Ответы к упражнениям
Упражнение 1.
1. учился
2. уже летал
3. знал
4. забыл
5. смотрел
6. только что пришел
7. не было
8. учил
9. рисовал
10. собирал
11. был
12. был
упражнение 2.
Бабушка с утра вяжет в гостиной .
Елена путешествует по Европе уже 3 недели.
Она уже посетила 3 страны.
Упражнение 3.
1. не видел
2. делал
3. не слышал
4. ехал
5. не удалось
6. сделал
7. не сдал
8. волновал
9. учился
10. не сдал
11.имел
12. знал
13. ел
14. никогда не слышал
Упражнение 4.
1. Как долго он ждал?
2. Сколько книг он перевел?
3. Как долго она готовила?
4. Сколько стран он посетил?
5. Давно ли украшают елку)
6. Сколько лет в браке?
Упражнение 5.
1. Моя жена рисует 5 лет, но не продала ни одной картины.
2. Рад, что мы закончили эту работу.
3. Мои руки грязные. Я работаю в саду.
4. Ник съел все сладости.
5. Вы когда-нибудь играли в шахматы?
Упражнение 6.
1. Они обсуждали проблему часами, но еще не решили.
2. Верно
3. Дождь все еще идет? Нет,
4. Джон выигрывал чемпионат дважды.
5. Мальчики ловят рыбу 3 часа.
6. Верно
7. Верно
8. Он ненавидел апельсины с детства.
9. Вывели собаку на прогулку.
10. Правильно
.