Все женщины — ведьмы?
Подобное утверждение мужчины, как правило, произносят либо в шутку, либо, наоборот, с желанием обидеть представительниц слабого пола. Но при этом мало кто верит, что в современном мире рядом с нами живут и работают колдуньи-ведуньи.
«ПОДРУЖКА» ТУГАРИНА И ДОБРЫНИ
Колдовство — врожденный дар, который ведьмы могут передавать по наследству своим потомкам или же, за неимением последних, специально выбранным в результате долгих поисков молодым и способным преемницам. Ну а те, подписывая соглашение с нечистой силой, взамен отдавали свою душу.
Само название «ведьмы» произошло от слова «ведать». Исключительность этих женщин (реже — мужчин, прозываемых ведьмаками) состояла в том, что они обладали тайными знаниями о природных силах, о лечебных и ядовитых свойствах различных растений, владели магией гипноза и знали множество заговоров…
И в старину, и в наши дни особы, общающиеся с нечистой силой, делятся на так называемых добрых и злых ведьм.
Злые проделки ведьмы, или же женщины, решившейся продать свою душу чертям, в понимании жителей Ярославской губернии сводились к следующему:
«От коровушек молочко отдаивала,
Промеж межи полоску прожиновала,
От хлебушка спорынью отымывала».
В русской и украинской глубинке крестьяне до сих пор сохранили уверенность, что их коровы выдаиваются не падкими на чужое соседками или просто голодными детьми, а именно ведьмами.
О представительницах сего злобного рода «чародейниц» (а также «отравшиц», «зельниц» и «кореньщиц») мы можем узнать из древней былины о русском богатыре Добрыне Никитиче. Маринка (или Марина Игнатьевна, от лат. ignis «огонь», т.е. «огненная») — женщина не только вольного поведения, принимающая у себя Змея Тугарина, но и «зельщица», изготовляющая приворотные зелья.
В былине излагается полный список ее черных дел: мол, срезала следы с земли и сжигала их с целью нанесения вреда; употребляла колдовские чары и, в частности, обращала людей в животных и сама умела оборачиваться сорокой; завлекла и Змея Тугарина, и Добрынюшку к себе в дом, находящийся в дурном месте, — Маринкином переулке, в Татарской слободе (ныне район города Киева под названием Татарка).ПОЛЕТЫ НА ПОМЕЛЕ
Народные представления о ведьмах в разных регионах существенно различаются. В южных районах России и на Украине колдуньи, как правило, хороши собой, любвеобильны и веселы (именно они изредка творят добро). В малорусских степях среди ведьм часто встречаются молодые вдовы и притом, по выражению классика, такие, что «не жаль отдать души за взгляд красотки чернобровой».
А вот воображению жителей северной лесной половины России ведунья представляется в пугающем образе Бабы-яги — дамы весьма преклонного возраста (лет эдак под 800) с обязательно растрепанными седыми волосами, обрамляющими покрытое язвами и искаженное угрожающей гримасой лицо. Нрав имеет злобный и мстительный. Зубов у нее мало, а те, которые чудом сохранились, выпирают вперед. Нос у такой «бабульки» — сизый, что неудивительно; ведь, судя по сказкам, она своими костлявыми руками «вечно кудель прядет» и заодно «глазами в поле гусей пасет, а носом в печи поварует»! Живет русская ведьма, понятно, в избушке на курьих ножках.
Подобной «красавице» и колдовать-то не нужно — при одном ее виде люди умирают от страха…
А вот еще находим в литературе черту, выделяющую настоящую колдунью среди порядочных представительниц слабого пола: «Ведьма отличается от прочих женщин тем, что имеет маленький хвост. По ночам она летает на помеле (по другим вариантам — на кочерге, в ступе) по воздуху на шабаш, в гости к нечистой силе». Отправляются они на темные дела из своих жилищ непременно через печные трубы.
Как все чародеи, ведьмы могут оборачиваться в неодушевленные предметы и в разных животных, чаще всего в сорок, свиней, собак и желтых кошек. Практически не встречается народных поверий о превращении ведьм в зайцев, однако в русском фольклоре заяц тоже считается животным «нечистым» и нередко упоминается в определенной взаимосвязи с колдовством и ведьмами.
КАК УБЕРЕЧЬСЯ ОТ КОЛДУНЬИ?
«Ночь на Ивана Купалу считается самою опасною для нападения ведьм: домохозяева принимают все меры, чтобы оградить от них свой скот; они кладут в окнах изб крапиву как противодействующий предмет чародейству ведьм, вешают на дверях хлевов убитую сороку или прилепляют сретенские восковые свечи. Ведьмы производят колдовство через заговоры и наговаривание разных трав, которые они собирают преимущественно в ночь на Ивана Купалу. Травы эти (папоротник, белоголовник, шалфей, плакун, дурман, адамова голова, иван-да-иарья, чертополох, подорожник, полынь и пр.) в руках обыкновенных людей не имеют такой силы, как в руках ведьм; те, приготовляя из них мази и натирая ими свое тело, могут принимать по желанию виды различных животных, например, свиньи.
1 февраля, в день святого Афанасия-ломоноса, у ведьм бывает праздник; а потому люди суеверные принимают все меры предосторожности против наводимых ими злых чар.
Говорят, чтобы напугать ведьму и обезвредить ее колдовство, нужно в той избе, где она находится, в крест оконной рамы, в косяк дверей, служащий перекладиной, или же в грядку под столом воткнуть нож, после чего колдунья будет покорна воле хозяина, как овечка.
Точно так же и англичане считали заостренный металлический предмет (например, булавку или нож) наиболее радикальным средством борьбы с ведьмами; английские извозчики «обводили лезвием своего карманного ножа вокруг железных ободов», проезжая «мимо дома, где, по их мнению, жила ведьма». В России ножом очерчивали себя кругом те смельчаки, которые ходили добыть цветок папоротника в ночь на Ивана Купалу. Круг, как в английской, так и в русской традиции, считается универсальной защитой от нечистой силы. Обычай крестить ножом хлеб был повсеместно распространен среди русских и украинцев.
Существовало представление о том, что порча, наведенная ведьмой, неотделима от нее самой. Поэтому в деревнях повсеместно существовала практика сжигать любые подозрительные предметы (пучки ниток, узлы, заломы и т.д.), которые потенциально могли быть орудиями колдуньи. Как горит «порченая» вещь, так же будет корчиться в нестерпимых муках и ведьма. В ряде мест в качестве оберега от порчи используют свечи, которые соответственно ассоциируются с огнем.
Помимо огня и железа (в том числе и подковы), в деревнях в качестве оберега от ведьм большой популярностью пользовался веник: «Если хочешь узнать, правда ли, что там такая-то ведьма, вот придет она к тебе, а ты незаметно веник раз — и переверни, поставь метелкой кверху, и она не сможет из дома выйти, будет и так, и эдак крутиться, но не сможет уйти.
И нож так-то воткнешь в стол незаметно — тоже не сможет уйти».Ну и, конечно, главное оружие против всякой нечисти — крест и молитва. И сегодня в селах и деревнях накануне праздника Крещения повсеместно мелом или углем рисуют кресты над окнами и дверьми, а в изголовье колыбели с целью защиты ребенка от нечистой силы «вырезают или намазывают смолой крест».
Обиженные крестьяне утешали себя возможностью поймать злодейку на месте преступления и изуродовать, отрезавши ей ухо, нос или сломавши ногу. (После того в деревне обыкновенно обнаруживалась баба с подвязанной щекой или прихрамывающая на ту или другую ногу.)
Поскольку обычно ведьма, бегущая от праведного гнева людского, пыталась оборачиваться в разных животных, существовал свой особый способ наказания пойманного «оборотня»:
«Одну такую свинью били, чем ни попадя, но кочерги и ухваты отскакивали от нее, как мячик, пока не запели петухи. В случаях других превращений, побои также считаются полезною мерою, только советуют бить тележной осью и не иначе, как повторяя при каждом ударе слово «раз» (сказать «два», значит, себя сгубить, так как ведьма того человека изломает)».
Однако «со смертью ведьмы не прекращаются ее злобные дела против ненавистного ей рода людского. Как и колдуны, они встают из гробов и ходят по земле; избавиться от них можно только одним — вколотить в могилу и в самый труп осиновый кол… Против колдунов и ведьм употребляли траву чернобыльник; крапиву и плакун-траву».
Это все цветочки… У инквизиции, как мы знаем, были свои, очень жестокие и кровавые, методы распознавания и уничтожения женщин, служащих нечистой силе (или бездоказательно обвиненных в колдовстве, которого не совершали). Существует даже статистика, по которой видно, что в «темные времена» на кострах и в ужасных тюремных подвалах было уничтожено женщин больше, чем погибло людей в ходе двух мировых войн и в результате гитлеровского геноцида. Получается, что в Средневековье каждая вторая женщина рождалась ведьмой! И не суть важно — являлась она блондинкой, брюнеткой или рыжей (хотя рыжих казнили без разбора: считалось, что адово пламя коснулось их еще в утробе матери, поэтому ее вина была очевидной).
«БАБКИ-ЕЖКИ» В ДЖИНСАХ
Сегодня ведьмочки преспокойно проживают с нами по соседству и ничем особым внешне от нас не отличаются.
Зачастую — это юная, сексуально привлекательная особа лет 20-24, умный взгляд (угадывается причастность к высшему образованию), некие богемные нотки и признаки обеспеченного происхождения. Ее одежда соответствует моде и стоит весьма дорого, в наряде своем она предпочитает черный цвет, но и обычными голубыми джинсами не брезгует…
В 7 из 10 случаев современная ведьма — брюнетка с короткой стрижкой; как вариант — шатенка. Цвет глаз также является индикатором. Верный знак — зеленые глаза; далее (по убыванию): черные, серые, карие. Голубоглазую колдунью вы вряд ли встретите…
Психологический, эмоциональный портрет современной юной «бабки-ежки» примерно такой: какие угодно заскоки и завихрения, но ничего искреннего! Она обожает разыгрывать для себя и окружающих нескончаемый интеллектуальный фарс, ради успеха которого не щадит даже саму себя. На первый взгляд — это капризное, глубоко эгоистичное и самовлюбленное существо; но если взглянуть поглубже, вы увидите, что ведьмочка любит не столько себя, сколько свой эффектный образ в глазах окружающих.
Из ее рюкзачка вполне может вывалиться Кант или Ницше. Ради любопытства задайте вопрос по теме… и ведьма не упустит случая покрасоваться! Правдивых слов от нее не ждите, перед вами просто разыграют хороший спектакль…
Но самое интересное, что большинство подобных леди даже не догадываются о том, кем они являются.
Те же, кто не только догадывается, но и живо интересуется знаниями по черной магии, различными заговорами и колдовскими ритуалами, без боязни быть уличенными в общении с нечистой силой, часто «сбиваются» в подобие колдовских орденов. Хоть и устраивают такие ведьмы и ведьмаки шабаши, но, по большей части, подобные сборища напоминают развлечения. Однако зло в их делах присутствует всегда, поэтому ничего хорошего от людей, выбравших для себя «темную сторону», ждать не приходится!
В противовес таким новоявленным «кодлам» сейчас существуют тайные инквизиторские ордена. Да, да, не удивляйтесь! Казалось бы, времена святой инквизиции давно канули в Лету, но последователи у нее имеются. И хоть методы и цели таких орденов несколько изменились, противники у них остались прежними!
Магия. Практическое руководство для современной Ведьмы
Артикул: p5459233
Купили 405 раз
О товаре
Джульетта Диас, ведьма в третьем поколении, расскажет вам, как почувствовать Магию, таящуюся внутри вас, и пробудить свое истинное, бесстрашное и неудержимое «я» — внутреннюю Ведьму.
Этак книга расскажет вам, как:
• познакомиться и подружиться со своей внутренней Ведьмой,
• настроиться на фазы луны и времена года,
• укрепить свою энергетику и развить интуицию,
• общаться с предками и получать наставления и поддержку от них,
• привлекать в свою жизнь позитивные события и отношения и защититься от негатива…
и много другое!
Джульетта Диас — потомственная ведьма, родившаяся на Кубе. Владелица «Аптеки ноябрьского мудреца» и онлайн-школы ведьм-целительниц «Гербарий ноябрьского мудреца». Джульетта — целительница, провидица, специалист по травам, дипломированный фитотерапевт. Известность ей принесли врожденный дар целительства и способность общаться с растениями, деревьями и духами природы.
Аннотация
В этой книге Джульетта Диас, ведьма в третьем поколении, расскажет, как научиться чувствовать Магию, дремлющую внутри вас. Готовы ли вы пробудить ее и открыть миру свою внутреннюю Ведьму?
Эта книга наполнена волшебством, вдохновением и любовью — к себе и миру. Она станет вашим лучшим другом и путеводителем в безумно увлекательном путешествии к познанию и принятию себя. В ней Джульетта делится различными техниками и ритуалами, которые станут основой для вашей личной магической практики. Вы узнаете, как управлять своей энергией, чтить времена года и работать с фазами луны, защищать себя и своих близких и обращаться за поддержкой к предкам — и многое другое!
Постепенно, шаг за шагом, вы будете становиться сильнее, увереннее, счастливее и мудрее — чтобы исполнить истинное Предназначение современной Ведьмы: ответить на призыв Матери-Земли и помочь ей в трудные времена.
- Привлечение удачи
Характеристики
- Автор:
- Джульетта Диас
- Серия:
- Викка. Сила природной магии
- Раздел:
- Магия и колдовство
- Издательство:
- Эксмо
- Возрастное ограничение:
- 16+
- Год издания:
- 2022
- Количество страниц:
- 224
- Переплет:
- Твердый (7БЦ)
- Бумага:
- Классик
- Формат:
- 153×202 мм
- Вес:
- 0.33 кг
Дарим до 50 бонусов за отзыв
Анастасия Савенкова
Отзыв о покупке
на book24.ru
Книга очень классная, прочла ее за два дня! Будет полезна тем, кто только знакомится с миром магии и тем, кто уже в этой области знаток. Узнала много нового для себя. Оформление книги очень классное, ее очень приятно рассматривать. Единственно для некоторых «рецептов» сложно найти Ингридиенты)
Ольга Лобастеева
Отзыв о покупке
на book24.ru
Книгу заказывала для себя в ноябре,но добралась до неё только сейчас. Очень красивое золотистое оформление . Книга небольшая , в твёрдом переплёте, с плотными страницами. Шрифт хороший ,читается легко, на одном дыхании. Автор рассказывает про магию, ведьм. Что это такое, как открыть в себе ведьму . Есть ритуалы, создание алтаря , ритуал для возвращения магических сил и много чего другого. Книга подойдёт начинающим ведьмочкам. Я совершенно не жалею что приобрела эту книгу.
Марина Дьяконова
Немного смешная, но при этом очень нужная книга для каждой женщины, которая хочет разбудить свои возможности и силу. Очень классно и понятно написана, трудностей при чтении и восприятии текста вообще не возникает. Поэтому могу вам искренне рекомендовать ее к прочтению. Очень понравилось все написанное, применять в жизни, кстати, эти знания вполне реально можно. Советую обратить внимание.
Анастасия Скученкова
Давно поглядывала на эту книгу и не смогла удержаться. Одно оформление чего стоит, а я очень падка на обложку, хоть это и плохо. Что касается содержания, то здесь достаточно теории для новичков и некоторых дополнительных материалов для уже практикующих. Единственное, в чем я соглашусь с остальными, так это проблема с некоторыми ингредиентами, но это всегда можно доработать и найти замену. Очень рекомендую для новичков!
Таня Кришталь
Отзыв о покупке
на book24.ru
Я очень давно хочу опробовать ведьминские способности, попробовать погадать, что то приготовить, начать что то чувствовать и тд. Очень тщательно и аккуратно к этому подхожу, скупила почти все книги такого рода. Если вы тоже заинтересованы в практике магии, советую!
Дети и колдовство в современном мире — Изучение детства
Введение
В некоторых странах мира широко распространена вера в колдовство. Колдовство (или колдовство) относится к вере в то, что некоторые люди, как правило, взрослые, способны причинять вред другим с помощью мистических техник. Кроме того, она дает объяснение не только несчастьям, болезням и смерти, но и накоплению богатства и власти. Обвинения по-прежнему являются наиболее заметными проявлениями этой веры и составляют часть общего движения против ведьм, которое наблюдается в семьях, церквях, а иногда даже в государственных учреждениях. Письма начала 20-го века, относящиеся к Латинской Америке и Африке, свидетельствуют о том, что дети были связаны с духами или предками, иногда называемыми «божественными детьми» или «детьми-предками», и их боялись и им поклонялись как таковые, поэтому реже определяли как « дети-ведьмы». Тем не менее, эти более традиционные верования следует отличать от более современных обвинений в адрес детей, которые, по мнению антропологов, следует анализировать как новый феномен, связанный с изменениями, которые в настоящее время претерпевают африканские города. В странах Африки к югу от Сахары колдовство до недавнего времени было связано с пожилыми людьми, особенно с женщинами. В настоящее время в некоторых странах дети стали центральной фигурой колдовства «нового стиля». Это явление наблюдается в городских районах Демократической Республики Конго, Камеруна, Анголы, Центральноафриканской Республики, Конго-Браззавиля, Нигерии, Либерии и Сьерра-Леоне с XIX века.90-е. В причинении вреда мистическим путем обвиняют детей-сирот, детей-инвалидов или больных, а также лиц, проявляющих необычное поведение. Таким образом, их стигматизируют, дискриминируют, бросают, подвергают жестокому обращению, пытают и даже убивают. Антропологи единодушны в признании сложности экономических, политических и социальных факторов, которые способствуют этим обвинениям. В последние годы насилие, связанное с обвинениями детей, стало проблемой для различных заинтересованных сторон и защитников прав человека и детей.
Общий обзор
Лишь немногие из многочисленных социологических и антропологических исследований колдовства, написанных с начала 20-го века, упоминают детей. Как указывает Evans-Pritchard 1976, их обычно определяли как менее вредные, потому что их колдовство было слишком слабым, чтобы действовать. Антропологические исследования детей, обвиненных в колдовстве, были и остаются ограниченными. Большинство антропологических текстов на эту тему были опубликованы после 2000 г. и в основном в африканском контексте. De Boeck 2000 представляет самые ранние выводы автора о недавней и растущей проблеме детей, обвиняемых в колдовстве в результате многочисленных кризисов в Демократической Республике Конго. Лафонтен 2009предлагает обзор обвинений детей с помощью антропологической литературы и объяснений, подчеркивая проблему детей, обвиняемых в колдовстве в африканской диаспоре в Лондоне, а также участие пятидесятнических церквей. Вполне возможно, что подобные представления и интерпретации обвинений детей в колдовстве существуют и в других частях мира, но, к сожалению, о них не сообщается. В Латинской Америке, например, Santos-Granero 2004 утверждает, что нынешние обвинения детей в Перу представляют собой ответ на некоторые современные изменения. Более того, в последние годы были опубликованы отчеты различных НПО и ООН (см. «Перспектива прав человека»), в которых исследуется феномен «детей-ведьм». Антропологическое исследование Cimpric 2010 (ЮНИСЕФ) предлагает обзор не только недавних обвинений в адрес детей в странах Африки к югу от Сахары, но и случаев «плохо рожденных» детей, близнецов и альбиносов. В нем представлены современные верования в колдовство, причины обвинений детей и последствия для детей, обвиняемых в колдовстве. Тем не менее, эти современные обвинения в адрес детей следует отличать, по крайней мере, в некоторой степени, от обвинений в адрес «божественных детей» или «детей-предков», подобных тем, которые представлены в Zempleni and Rabain 19. 65 или более поздний Bonnet 1994 о случаях в Западной Африке, или новорожденных, которые «плохо родились», наблюдаемые в Sargent 1988 среди Бариба в Бенине. Эти представления основаны на более древних практиках, связанных либо с их связью с духами или предками, либо с обстоятельствами рождения или врожденными уродствами, включая близнецов.
Боннет, Дорис. «L’éternel retour ou le destin singulier de l’enfant». L’Homme 131 (1994): 93–110.
Антропологический анализ различных интерпретаций, связанных с «ребенком-предком», «божественным ребенком», «возрожденным ребенком» или «детским духом» среди населения Западной Африки. Статья не переведена на английский язык.
Симприк, Александра. Дети, обвиняемые в колдовстве: антропологическое исследование современных практик в Африке. Дакар, Сенегал: Детский фонд Организации Объединенных Наций, 2010.
Это исследование предлагает краткое и общее обсуждение современных верований в колдовство и явления детей, обвиняемых в колдовстве в странах Африки к югу от Сахары. Представлены некоторые примеры из Центральноафриканской Республики.
Де Бек, Филип. «Le deuxième monde» и «enfants sorciers» в Демократической Республике Конго». Politique Africaine 80 (2000): 32–57.
Одна из самых цитируемых статей о текущих обвинениях в колдовстве против детей в Демократической Республике Конго, рассказывающая о важности «второго/невидимого мира». Доступно только на французском языке.
Эванс-Притчард, Э. Э. Колдовство, оракулы и магия среди азанде . Oxford: Clarendon, 1976.
Первоначально опубликованная в 1932 году монография Эванс-Притчард о колдовстве азанде остается одной из самых влиятельных и также подвергающихся критике работ о феномене колдовства в Африке. Проводя различие между колдовством и колдовством, он утверждает, что система верований азанде полностью логична и последовательна.
Лафонтен, Жан. «Дети-ведьмы в Лондоне: традиции и изменения в религиозной практике и убеждениях». В Дети дьявола: от одержимости духами до колдовства: новые обвинения, затрагивающие детей . Под редакцией Жана Лафонтена, 117–128. Farnham, UK: Ashgate, 2009.
Лафонтен представляет через антропологические тексты явление детей, обвиняемых в колдовстве, подчеркивая транснационализм верований в колдовство и тех, которые связаны с детьми, число которых постоянно увеличивается в африканской диаспоре в Лондоне.
Сантос-Гранеро, Фернандо. «Внутренний враг: детское колдовство, революция и зло модернизации в Восточном Перу». В Во тьме и тайне: Антропология штурмового колдовства и колдовства в Амазонии . Под редакцией Нила Л. Уайтхеда и Робина Райта, стр. 272–305. Дарем, Северная Каролина: Duke University Press, 2004.
Сантос-Гранеро исследует социально-антропологический аспект детей-колдунов, анализируя три прошлых и три настоящих случая детей, обвиняемых в колдовстве. Он утверждает, что недавние обвинения являются формой социального контроля, возникающей в ответ на современные изменения в контексте кризиса.
Сарджент, Кэролайн Ф. «Рожденные умереть: колдовство и детоубийство в культуре бариба». Этнология 27.1 (1988): 79–95.
DOI: 10.2307/3773562
Сарджент представляет оценку идеологии в отношении веры в младенцев, обвиняемых в колдовстве, и практики детоубийства по отношению к детям-ведьмам среди сельских и городских бариба из Бенина. Доступен онлайн для покупки или по подписке.
Земплени, Андраш и Жаклин Рабен. «L’enfant nit ku bon: Un tableau психопатологическая традиционная chez les Wolof et Lebou du Sénégal». Африканская психопатология 1.3 (1965): 329–441.
Земплени и Рабен предлагают размышления о различных представлениях так называемого nit ku bon ребенка, взятого либо как дух предка (ребенок-предок), либо как реинкарнированный предок. Только на французском языке.
наверх
Пользователи без подписки не могут видеть весь контент на эта страница. Пожалуйста, подпишитесь или войдите.
Как подписаться
Oxford Bibliographies Online доступен по подписке и с бессрочным доступом к учреждениям. Чтобы получить дополнительную информацию или связаться с торговым представителем Oxford, нажмите здесь.
Кавернозные мальформации. Симптомы и причины
Обзор
Церебральная кавернозная мальформация
Церебральная кавернозная мальформация
может привести к широкому спектру неврологических симптомов.Церебральные кавернозные мальформации (СКМ) представляют собой группы плотно расположенных аномальных мелких кровеносных сосудов с тонкими стенками. Они могут находиться в головном или спинном мозге. Сосуды содержат медленно движущуюся кровь, которая обычно со сгустками. CCM , которые выглядят как небольшая ягода тутового дерева, могут вызвать проблемы в головном или спинном мозге из-за утечки крови у некоторых людей.
Размер скоплений может варьироваться от менее четверти дюйма (0,6 сантиметра) до 3–4 дюймов (7,6–10,2 сантиметра). СКК могут протекать в семьях, но чаще всего они возникают сами по себе.
СКК являются одним из нескольких типов сосудистых мальформаций головного мозга, которые содержат аномальные кровеносные сосуды. Другие типы сосудистых мальформаций включают:
- Артериовенозные мальформации (АВМ)
- Дуральные артериовенозные свищи
- Венозная аномалия развития (ВВА)
- Капиллярные телеангиэктазии.
Как правило, оба DVA и CCM .
CCM могут привести к утечке крови и кровоизлиянию в головной или спинной мозг (кровоизлияние). Кровоизлияния в мозг могут вызывать множество признаков и симптомов, например судороги.
В зависимости от расположения кавернозной мальформации в нервной системе человека СКК также могут вызывать симптомы, подобные инсульту. Кровоизлияние в спинной мозг может вызывать затруднения при движении или чувствительности в ногах, а иногда и в руках, а также симптомы со стороны кишечника и мочевого пузыря.
Продукты и услуги
- Книга: Книга семейного здоровья клиники Мэйо, 5-е издание
- Информационный бюллетень: Письмо о здоровье клиники Мэйо — цифровое издание
Симптомы
CCM могут существовать без явных симптомов. Приступы могут возникать при наличии CCM на внешней поверхности головного мозга.
При обнаружении CCM в стволе головного мозга, базальных ганглиях и спинном мозге может наблюдаться широкий спектр признаков и симптомов. Например, кровотечение в спинном мозге может вызвать симптомы со стороны кишечника и мочевого пузыря или проблемы с движением или чувствительностью в ногах или руках.
Как правило, признаки и симптомы CCM могут включать:
- Судороги
- Сильные головные боли
- Слабость в руках или ногах
- Онемение
- Трудно говорить
- Проблемы с памятью и вниманием
- Проблемы с равновесием и ходьбой
- Изменения зрения, например двоение в глазах
Неврологические проблемы могут прогрессировать с течением времени из-за повторяющихся кровотечений. Повторное кровотечение может произойти вскоре после первоначального кровотечения или намного позже. В других случаях повторного кровотечения может и не быть.
Когда обратиться к врачу
Немедленно обратитесь за медицинской помощью, если у вас появились какие-либо симптомы судорог или признаки и симптомы, указывающие на CCM или кровоизлияние в мозг.
Записаться на прием в клинику Мэйо
Причины кавернозной мальформации
Большинство СКК известны как «спорадические формы». Они возникают как единое образование без видимой причины и без семейного анамнеза. Спорадическая форма часто имеет ассоциированную венозную аномалию развития (DVA), которая представляет собой вены неправильной формы, напоминающие ведьмины метлы.
Однако примерно у 20% больных имеется генетическая (наследственная) форма заболевания (синдром семейной кавернозной мальформации). Во многих случаях у таких людей можно выявить членов семьи с аналогичными заболеваниями, чаще всего с множественными пороками развития. Диагноз наследственной формы может быть подтвержден генетическим тестированием. Генетическое тестирование часто рекомендуется людям, у которых есть:
- МРТ признаки множественных CCM без DVA
- Семейная история СКК
Облучение головного или спинного мозга также может привести к CCM через 2–20 лет после. Другие редкие синдромы могут быть связаны с CCM .
Факторы риска
В то время как большинство СКК возникают без ясной причины, наследственная форма заболевания может вызывать множественные кавернозные мальформации как первоначально, так и со временем.
На сегодняшний день исследования выявили три генетических варианта, ответственных за наследственные кавернозные мальформации, с которыми связаны почти все семейные случаи кавернозных мальформаций.
Семейный CCM наследуются посредством мутации в одном из следующих генов:
- KRIT1, также называемый CCM1
- СКК2
- PDCD10, также называемый CCM3
Не совсем понятно, почему эти мутации приводят к CCM . Считается, что эти гены работают вместе, чтобы общаться между клетками и уменьшать утечку из кровеносных сосудов.