Четкость речи — четкость мысли: как улучшить свою речь
Если окружающие и так понимают,
что вы говорите, нужно ли лишний раз задумываться о том, как вы говорите? Особенно, если вы никак не связаны с профессиональным общением или публичными выступлениями? Ксения Чернова, тренер по технике речи, уверена, что да: по ее мнению, красивое звучание и четкая речь такая же базовая необходимость, как, например, опрятный внешний вид. Поговорили с Ксенией и узнали, зачем и каким образом можно самостоятельно развивать свои речевые навыки.Ксения Чернова
Тренер по технике речи, актриса, телеведущая, автор книги «Говори как бог»
Обычно у людей редко возникают вопросы «Зачем красиво одеваться?» или «Зачем ходить с помытой головой и ровными зубами?» (мы, конечно, говорим об определенной категории людей, которым не все равно как они выглядят и какое впечатление производят). Та же самая история и с голосом.
Голос — это часть нашей личности, часть нашей характеристики, по которой люди считывают информацию о том, какие мы. Если мы прекрасны визуально, но открываем рот и начинаем скрипеть, мямлить, невнятно жевать слова, говорить тихо, неуверенно, с дефектами — у окружающих буквально рушится мир. Они не понимают, у них возникает как бы когнитивный диссонанс между тем, что они видят, и тем, что они слышат. И если мы хотим создавать правильное впечатление профессионального, уверенного в себе человека, который знает, чего он хочет, речью мы должны владеть не хуже минимально обученного телеведущего. И это не сложно.
Голос — это очень гибкая и поддающаяся структура, которая может меняться точно так же, как может меняться наше тело
Но если в случае с телом это долгий процесс, минимум 3–6 месяцев, то натренировать голос можно достаточно быстро. Более того, увидеть какие-то первые, но значительные изменения, можно, скажем, за 16 часов занятий (это два дня полноценного обучения и тренировки), а остальное — уже вопрос регулярности.
Получив такой голос, который нравится ему самому, человек начинает чувствовать себя совсем иначе — чувствовать себя настоящего, более уверенного, имеющего контроль над ситуацией. Голос — это тренировка. Тренировка дыхания, звучания, артикуляционного аппарата. А еще — регулярный осознанный контроль в процессе разговора: важно хотя бы думать о том, как я дышу, куда я звучу, не потерял ли я свой резонатор, на котором мне удобно разговаривать, открывается ли у меня рот, хорошо ли у меня работает язык…
Все эти моменты — вопрос дисциплины, как и в любом деле, которое мы хотим делать хорошо. Как и любая привычка, как и любая перестройка в теле, сознании, организме, тренировка голоса и речи — все требует времени. Для кого-то это две недели, для кого-то — месяц, а кому-то хватит и семи дней. Прогнозировать, когда именно тренировка речи войдет в жизнь как постоянное умение, невозможно, но если быть достаточно систематичным, это обязательно случится и вряд ли займет больше месяца. Моя задача в процессе тренингов — сделать так, чтобы люди получали удовольствие от того, как они разговаривают и как звучат. Правильное звучание обычно идет от хорошо размятого и расслабленного тела, это результат правильной настройки работы мышц, когда тело не устает от говорения, а получает удовольствие от того, что звучит полно.
Что такое техника речи? По большому счету — это сумма правильного дыхания, звучания в правильные места, правильного открывания рта и работы артикуляционного аппарата и, самое главное, наполнение всей этой формы содержанием — своим естеством, искренностью, эмоциями и энергетикой. Именно это — то, на что реагируют люди, ведь главное, это когда мы, помимо того, что обладаем красивым звуком голоса, еще и умеем передавать им все, что у нас есть.
Что вы можете сделать самостоятельно, чтобы улучшить свою речь
Качественная тренировка речи — это процесс, который нужно проходить под контролем со стороны специалиста. Тем не менее, есть базовые, начальные шаги, которые каждый может проделать самостоятельно, чтобы увидеть какие-то первые изменения и, может быть, задуматься о том, чтобы впоследствии обратиться к профессиональному тренингу.
Дыхание и разминка
База хорошей речи — это правильное дыхание, так что понаблюдайте, как вы дышите, в следующий раз, как только проснетесь. Обычно, когда человек расслаблен, когда он еще не вскочил с кровати и не побежал делать дела, у него работают те мышцы, которые нам и нужны. Так вот, постарайтесь их ощутить — какие мышцы у вас работают, когда вы лежите в расслабленном состоянии? Нет ли у вас каких-то зажимов в спине? Чем вы дышите? Я лично еще не встречала людей, которые в расслабленном лежачем положении дышали бы чем-то другим, кроме как животом — то есть так, как и нужно дышать. Когда мы дышим расслаблено, стонем, кашляем, смеемся, у нас работают природные механизмы — все это мы делаем именно мышцами живота.
Многие люди, которые преподают речь, пытаются поставить своим ученикам вокальное дыхание, чего делать не нужно, потому что речевое и вокальное — разные вещи. Да, у них один и тот же принцип, но есть несколько нюансов, которые важны для звуковоспроизведения. Вокальный голос отличается от голоса речевого хотя бы тем, что он более обработанный. Если бы мы все разговаривали вокальным голосом, мы бы звучали как карикатурная оперная певица. Чтобы нам было в удовольствие разговаривать, чтобы голос как бы сам лился из нашего организма, нужно учитывать техники дыхания животом.
Прямо с утра, лежа в постели, посмотрев, как дышит ваш живот, когда вы расслаблены, сделайте вдох и выдох на «фууу» со слегка сомкнутыми губами. Обратите внимание, чтобы в этот момент ваша грудь не двигалась. После нескольких «фууу» делаем вдох и выдох на «с», как бы выдавливая из себя воздух мышцами живота, все остальные мышцы должны быть расслаблены. Представьте, что внизу живота у вас как бы находится резервуар с воздухом (воздух, который мы выдыхаем — это и есть наш потенциальный звук), и вот весь этот воздух из резервуара вы и выдыхаете под давлением в передние зубы. Не в макушку, не куда-то там в затылок, а именно в передние зубы и на звук «с». И так 6–8 раз, после чего нужно встать и попытаться сделать это же упражнение, но уже стоя.
После того, как вы поняли, что дышите правильно и у вас нет никаких препятствий между животом и передними зубам, пробуем по той же траектории, ничего не меняя в мышцах, выдохнуть на звук «м», чтобы задребезжали зубы, верхняя губа, крылья носа. Это называется резонатор — всего их четыре, но так как мы самостоятельно тренируем только базовые вещи, этим упражнением мы разминаем основной. Следующий шаг — совместить мычание с разминкой шейного и плечевого отдела тела, то есть, когда вы дышите на «м», делайте несколько мягких кругов головой в одну сторону, затем в другую, вверх-вниз и вправо-влево. Потом переключаемся на плечи: звучим в резонатор и делаем круговые движения в одну сторону на одном выдохе, добираем воздух — и в другую сторону на следующем вдохе. Почему мы разминаем плечи и шею? Потому что если в них есть какие-то зажимы, это тоже мешает качественно говорить. Например, если плечи приподняты, голос не звучит ровно, а как бы придавлено.
Артикуляция
После того, как мы размяли тело, шею и плечи, тренируем простую фразу: «Мам, мам, меду нам», по-прежнему говоря как бы от живота. Этой фразой мы учимся соединять правильный согласный звук с гласными — это нужно научиться делать так, чтобы между «м» и «а» не было разрывов, — и дальше, наконец, переходим к разминке артикуляционного аппарата, делаем артикуляционную гимнастику, разминаем губы, язык и челюсть.
Вот несколько самых простых упражнений для разминки губ (вы легко можете посмотреть их наглядное выполнение в интернете):
— Вытягиваем губы «хоботком» и крутим ими из стороны в сторону. Важно крутить именно губами и не работать челюстью — она сомкнута и не помогает губам, работают только мышцы лица! Сделали так 8 раз из стороны в сторону и сбросили напряжение, как делают лошади, эдаким «пфррр» из живота в губы, чтобы затрепетали губы.
— Дальше делаем то же самое, но теперь двигаем губами вверх-вниз, тоже 8 раз и также сбрасываем напряжение.
— Теперь включаем язык и круговыми движениями с внутренней стороны нашего рта разминаем мышцы щек и губ, разминается и сам язык. Это тяжелое упражнение, мышцы от него устают, но это прекрасная усталость. Так надо сделать 5 раз в одну сторону и 5 раз в другую, давя языком на щеки и губы. Сбрасываем напряжение.
— После того, как мы размяли язык и губы, разминаем челюсть. Сперва просто пальцами разминаем челюстные суставы около ушей, потом открываем рот, чтобы пальцы падали в эти околоушные впадины, потом можно подвигать челюстью из стороны в сторону.
— Есть и еще одно секретное упражнение — берем маркер, помаду, тушь, карандаш, в общем, что-то продолговатое, и вставляем его в рот поперек, зажав зубами, проверив, не напряжены ли мышцы лица — они должны быть расслаблены. В этом состоянии начинаем говорить, например, следующую чистоговорку: «В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа четыре черненьких чумазеньких чертенка чертили черными чернилами чертеж». Ваша задача — сделать так, чтобы слова звучали максимально четко даже в этом неудобном положении. Так у вас прекрасно разомнется челюсть, губы и язык, и когда вы вытащите маркер изо рта, вы сразу почувствуете, как говорить и звучать стало намного легче.
Вообще, в случае с гимнастикой артикуляционного аппарата неправильных упражнений быть не может — выполняйте любые, которые вы найдете. Единственный момент: следите за тем, чтобы когда вы начнете пользоваться своим размятым речевым аппаратом, ваши губы не активничали и не «плясали» по всему лицу, это выглядит некрасиво, артикуляция не должна раздражать вашего слушателя. Посмотрите внимательно на то, как говорят качественные телеведущие: у них нет излишней артикуляции, зато у них хорошо открывается челюсть на ударных гласных звуках. Нет ни одного, наверное, ведущего, который разговаривает с закрытым ртом и сомкнутой челюстью, а вот в обычной жизни таких людей — масса.
Дикция
Дикцию можно качественно проработать всего за 3–5 дней занятий, если уделять артикуляционным упражнениям и чистоговоркам хотя бы 2 минуты своего времени ежедневно. Чистоговорки — это специальные словосочетания и фразы, то же, что и скороговорки, но мы их используем не для того, чтобы говорить быстро, а для того, чтобы говорить чисто.
Пример чистоговорки: «Стоит поп на копне, колпак на попе, копна под попом, а поп под колпаком». Довольно часто, когда люди произносят ее в первый раз, они «проглатывают» половину звуков. Произнесите эту чистоговорку, четко и внятно проговаривая окончания (можете записывать себя на диктофон, чтобы слушать со стороны). Далее обратите внимание, как вы произносите ударные гласные. Они должны быть чуть длиннее по звучанию и более наполнены звуком, чем остальные звуки. Ударные гласные — это ядро слова, они отвечают за его объем и красоту.
И еще один момент, который необходимо отметить — плавность речи: постарайтесь каждую фразу говорить как одно слово, как единую конструкцию. Слова должны перетекать одно в другое, говорить нужно в перспективу, а не ставить точки после каждого слова.
Тренировка речи не относится к категории процессов, которыми обязательно нужно заниматься в детстве. Если в детстве говорить правильно не научили, это не значит, что на хорошей речи нужно ставить крест, потому что у человека есть возможность работать с голосом в любом возрасте.
Как научиться говорить уверенно c кем угодно
Умение выступать перед аудиторией и делать это уверенно необходимо только известным спикерам, собирающим большие залы. Или нет? На самом деле данный навык важен и в повседневном общении. Он помогает улучшить отношения с окружающими и не только. Как обрести уверенность в речи и в себе?
То, что вы говорите, безусловно, важно. Вместе с тем важно и то, как вы говорите. Манера речи, ее тон, темп и ритм, а также ваша поза и жесты сообщают собеседникам массу информации. Уверенная речь творит чудеса: она помогает ее обладателю прежде всего поверить в себя, а кроме того, наладить качественные отношения с другими людьми, достичь поставленных целей и даже воплотить в реальность смелые мечты.
Научиться говорить уверенно — можно, это такой же навык, как и любой другой. О стратегиях и приемах, помогающих развить уверенность в обыденной речи и во время публичных выступлений, рассказывает специалист по персоналу Джордж Зиогас (George J. Ziogas).
Статья будет полезна тем, кто мечтает избавиться от страха публичных выступлений, добиться внимания аудитории и презентовать себя, а также свои проекты без тени сомнения.
Чтобы научиться говорить уверенно, не стоит пренебрегать общими советами: нужно часто практиковаться и все время анализировать ошибки, делая выводы.
Говорите медленно
Речь часто выдает волнение говорящего. Один из ярких индикаторов — слишком быстрая речь. Она не просто сообщает окружающим, что вы волнуетесь, а дает им понять, что вы не в силах себя контролировать.
В повседневной жизни отслеживайте скорость, с которой говорите, и корректируйте ее при необходимости. Так вы научитесь замечать, что начинаете тараторить, и контролировать это. Выступая перед большой аудиторией, старайтесь сохранить привычный для вас в спокойной обстановке темп речи. Это позволит слушателям расслабиться и создаст у них ощущение, что вы хотите наладить с ними контакт, а также почувствовать вашу уверенность. Кроме того, медленная речь даст вам больше времени на обдумывание следующих фраз.
Вступайте после паузы
Один из верных способов задеть собеседника или как минимум навести его на неприятные мысли в процессе общения — начинать говорить сразу после того, как он закончил очередную фразу.
Это создает впечатление, что вы с нетерпением ждали своей очереди вступить и вряд ли вообще слушали другого человека.Общаясь с людьми, выдерживайте паузу в одну-две секунды, после того как говоривший завершил высказывание, прежде чем ответить. Отсутствие спешки демонстрирует вашу уверенность и придает вашим репликам больше авторитета. Кроме того, данный пример заразителен: не торопитесь — и другие поведут себя так же.
Избегайте слов-паразитов
В нашу речь то и дело проникают слова, призванные заполнить пустоты. Периодически проскакивают разные «а», «да», «значит», «в общем» и т. д. Сами мы редко их замечаем. А вот собеседники замечают почти всегда и делают вывод, что вы не уверены в себе.
Надежный способ отловить у себя слова-паразиты — сделать аудиозапись во время общения с кем-то или публичного выступления. Если вы обнаружите, что невольно заполняете пустоты в речи такими словами, посчитайте, как часто это происходит, прослушав запись.
Избавьтесь от расхожих фраз
В современной речи много вездесущих, но пустых по смыслу фраз, например: «извините», «я хочу сказать, что», «это мое мнение» и т. д. Большинство из них, помимо всего прочего, демонстрируют ваши сомнения. Используя такие фразы, вы словно извиняетесь за сказанное. И почему после этого люди должны продолжать вас слушать? Подобные высказывания обычно прорываются, когда вы нервничаете из-за реакции других людей на то, что сообщаете. Поэтому говорите, избегая подобных «извинений». Тогда вам не придется уточнять, что это ваше мнение. Которое, к слову, будет звучать весомо и авторитетно.
Добавьте речи авторитетности
Важную роль в трансляции уверенности слушателям играет интонация. Когда вы говорите, она не должна повышаться в конце предложения, если того не требует фраза. Когда ваш голос то и дело взлетает наверх, вы теряете авторитет, потому что звучите так, словно сомневаетесь в сказанном. Старайтесь делать прямо противоположное — слегка понижать интонацию в конце каждого предложения. Это добавит вашей речи уверенности.
Отрегулируйте громкость
Говорить громко, чтобы продемонстрировать уверенность, — распространенная ошибка. В действительности речь на повышенных тонах лишь заставляет слушателей сделать вывод, что вы их не уважаете. Кроме того, речь, походящая на крик, неприятна. Быть услышанным во время выступления, особенно перед большой аудиторией, помогают ритмическая организация речи и правильная высота интонации. Насколько хорошо вы управляете голосом, поможет понять анализ аудиозаписей ваших выступлений. Каждый раз делайте выводы и продолжайте практиковаться.
Делайте перерывы
Человека, говорящего монотонно, на одном дыхании, слушать утомительно и долго не получается. Чтобы друзья или большая аудитория не засыпали во время вашего выступления, а слушали вас с интересом, намеренно делайте перерывы в предложениях. Берите паузу примерно в середине коротких фраз и отделяйте паузами каждую треть более длинных предложений. Это привлечет внимание аудитории и нелишний раз подчеркнет вашу уверенность.
Используйте тишину
Умение находиться какое-то время в тишине, не заполняя ее ненужной болтовней или словами-паразитами, — признак подлинно уверенного спикера. Тренируйтесь использовать тишину в повседневном общении. Это поможет вам спокойно изложить свою точку зрения, а собеседнику даст возможность ее обдумать. То же произойдет и во время выступления перед большой аудиторией.
Стойте прямо
Помимо улыбки, на вашу речь влияет поза. Для уверенной речи необходима хорошая осанка. Когда вы стоите прямо, то можете дышать глубже, что позволяет вам контролировать тело и наблюдать за ритмом речи. Кроме того, с помощью положения тела легко обрести уверенность, даже когда ее нет.
Примите позу супергероя. Для этого встаньте прямо, держите голову высоко, ноги расставьте на ширину бедер и равномерно распределите вес. Поднимите грудь, отведите плечи назад и расслабьте их. Избегайте раскачиваний, расхаживаний или постукиваний — все это отвлекает слушателей от того, что вы говорите. Не забывайте тренироваться принимать позу супергероя, глядя в зеркало.
Жестикулируйте
Использование по ходу выступления различных жестов транслирует аудитории вашу энергию, уверенность и тепло. При этом движения руками должны быть целесообразны и связаны с тем, что вы говорите, а не отвлекать аудиторию или показывать, как вы нервничаете. Используйте жестикуляцию, чтобы дополнить сообщение. Потренируйтесь перед зеркалом, если хотите быть уверенными в том, что ваши движения окажутся уместными во время выступления.
Улыбайтесь
Заметив перед собой хмурые или пустые лица, улыбнитесь. Вы удивитесь, но слушатели быстро начнут улыбаться в ответ. Так вы не только поднимите им и себе настроение, но и продемонстрируете уверенность в том, что говорите, и покажетесь более спокойным и дружелюбным. Улыбка также повышает качество вашего голоса и помогает управлять интонацией и ритмом речи. Попробуйте улыбаться, говоря что-то перед зеркалом, и вы ощутите прилив уверенности.
Работайте с дыханием
Размеренная, полная достоинства речь требует спокойного глубокого дыхания. Не пытайтесь сказать все, что намереваетесь, на одном выдохе, чтобы потом судорожно вздохнуть. Тренируйтесь вдыхать так, чтобы все ваши легкие заполнялись воздухом, а нижние ребра расходились. Это сделает вдохи и выдохи длиннее. Попрактикуйтесь говорить в соответствии с комфортным для вас дыханием и посмотрите, как это повлияет на параметры вашей речи.
Расслабьте тело
Нервное напряжение в большей степени влияет на мышцы челюсти, шеи, гортани и плеч. Между тем именно эти мышцы отвечают за тон вашего голоса. Расслабить их просто необходимо, если вы хотите звучать уверенно. Начните с глубокого дыхания. На выдохе слегка откройте рот, расслабьте челюсть и выпустите воздух так, словно охаете. Покачайте руками из стороны в сторону, вытяните шею и подвигайте челюстью, чтобы убрать зажимы в этих частях тела. Почувствовав напряжение в данных мышцах во время выступления, сосредоточьтесь на том, чтобы их расслабить.
Пейте воду
Собираясь выступать перед большой группой или участвовать в продолжительной дискуссии, сделайте все, чтобы предотвратить обезвоживание. Голосовые связки чутко реагируют на недостаток жидкости в организме, что заметно сказывается на их работе. Не забывайте регулярно пить чистую воду в течение дня и всегда держите ее под рукой, когда выступаете. Это позволит усилить голос и чувствовать себя уверенно.
Демонстрируйте благодарность
Выражайте признательность слушателям за их вклад в ваше выступление: за то, что они пришли, поделились идеями и мнениями. Это отличный способ начать выступление, а в ходе него поддерживать контакт с аудиторией и позволить ей разделить вашу уверенность.
Устанавливайте зрительный контакт
Избавляться от чрезмерных переживаний во время выступления иногда советуют, глядя в конец зала. На деле же взгляд говорящего «поверх голов» резко снижает внимание аудитории к нему. Эффективно работает другой прием.
Выступая перед большой группой людей, поочередно налаживайте зрительный контакт с отдельными слушателями. Фиксируйте взгляд на каждом не меньше шести секунд, после чего переводите глаза на того, кто находится в другой части помещения. Не возвращайте взгляд к людям, на которых уже смотрели. Такой прием создает у слушателей ощущение, что вы говорите именно для них. При этом многие, встречаясь глазами со спикером, начинают улыбаться или еще каким-нибудь способом позитивно реагируют на говорящего. Это позволяет последнему чувствовать себя уверенно.
Фокусируйтесь на происходящем
Выступающему легко выпасть из текущего момента, особенно если он поглощен мыслями о том, что собирается сказать дальше. Вы можете забыть расслабиться, правильно дышать или удерживать неспешный темп речи. Сосредоточиться на происходящем — единственный способ присутствовать здесь и сейчас и говорить уверенно. Слушайте свой голос и фокусируйте внимание на каждом слове.
Практикуйтесь
Практика творит чудеса. Невозможно научиться чему-либо с первой попытки, без тренировок, проб и ошибок. Поэтому практикуйтесь выступать при любой возможности, оттачивая в процессе полезные навыки. Чтобы контролировать прогресс, делайте аудиозаписи выступлений. Не забывайте работать с микрофоном или произносить свою речь, стоя на возвышении, если вам приходится говорить в таких условиях. В противном случае непривычные ощущения могут выбивать вас из колеи во время выступлений.
Выводы
Умение говорить уверенно крайне полезно и может пригодиться тем, кто хочет улучшить отношения с окружающими, сделать карьеру и поделиться с другими людьми знаниями и идеями. Освоить данный навык можно так же, как и любой другой. А отточить — только в процессе тренировок.
Обрести уверенность в речи позволяют определенные приемы, которые необходимо уметь использовать. Так, следует говорить медленно, вступать в диалог, выдержав небольшую паузу, избегать слов-паразитов и расхожих пустых «фраз-извинений», контролировать интонацию и громкость речи, использовать тишину и намеренно разбивать фразы с помощью пауз.
Также важно понимать, что на качество речи большое влияние оказывает физическое состояние и ощущения говорящего. Поэтому для успешного выступления необходимо следить за своими телесными реакциями. Во время него следует принять правильную позу, использовать уместные жесты и улыбаться, дышать глубоко и размеренно, расслабить тело, особенно мышцы челюсти, гортани, шеи и плеч, при необходимости пить чистую воду.
Одна из непременных составляющих уверенного выступления — взаимодействие с аудиторией. Чтобы его поддерживать, необходимо благодарить слушателей за их участие в мероприятии, поочередно налаживать с отдельными участниками зрительный контакт, фокусироваться на происходящем здесь и сейчас.
Текст: Татьяна Турбал, Иллюстрации: Константин Амелин,
Фото: Photo by Miguel Henriques on Unsplash,
Источник: https://medium.com/@georgejziogas/how-to-speak-with-confidence-to-absolutely-anyone-17aff65c37ef
Затрудненная речь (дизартрия) | нидирект
Дизартрия означает трудности с речью. Это может быть вызвано повреждением головного мозга или изменениями головного мозга, возникающими при некоторых состояниях, влияющих на нервную систему, или связанных со старением. Это может повлиять на людей всех возрастов. Если дизартрия возникла внезапно, позвоните по номеру 999, это может быть вызвано инсультом.
Симптомы дизартрии
У человека с дизартрией может быть:
- невнятная, гнусавая или хриплая речь
- напряженный и хриплый голос
- чрезмерно громкая или тихая речь
- проблемы с речью в регулярном ритме, с частыми запинками
- «булькающая» или монотонная речь что может привести к постоянному слюнотечению
- быть в состоянии произносить только короткие фразы, отдельные слова или вообще не иметь внятной речи
Дизартрия напрямую не связана с интеллектом или пониманием, но человек с этим заболеванием также может иметь проблемы с этими области. Проблемы с речью также могут затронуть:
- социальное взаимодействие
- трудоустройство
- образование
Если у вас или вашего ребенка дизартрия, вам может быть полезно обратиться к логопеду (SLT). Спросите своего врача общей практики о ближайшей к вам клинике речевой и языковой терапии.
Сопутствующие состояния
Существует ряд состояний, которые могут быть связаны с дизартрией, в том числе:
- дисфагия — затрудненное глотание (экспрессивная дисфазия)
- диспраксия и атаксия – проблемы с физической координацией, которые иногда могут влиять на движения, необходимые для речи
Причины дизартрии
Мышцы, используемые для речи, контролируются мозгом и нервной системой. Дизартрия может развиться, если какой-либо из них каким-либо образом поврежден.
Дизартрия может быть:
- связанной с развитием — когда она возникает в результате поражения головного мозга до или во время рождения, например, при церебральном параличе
- приобретенный — когда он возникает в результате изменений головного мозга в более позднем возрасте, таких как повреждение, вызванное инсультом, травмой головы или опухолью головного мозга, или прогрессирующее состояние, такое как болезнь Паркинсона или заболевание двигательных нейронов
Дизартрия у детей обычно развития, в то время как дизартрия у взрослых часто бывает приобретенной, хотя оба типа могут поражать людей любого возраста.
Улучшится ли дизартрия с помощью речевой и языковой терапии, зависит от причины и степени повреждения или дисфункции головного мозга. Некоторые причины остаются стабильными, в то время как другие могут со временем усугубляться.
SLT может провести оценку, чтобы определить степень проблемы с речью. Они могут попросить вас или вашего ребенка:
- издавать разные звуки
- говорить на знакомую тему
- считать числа или называть дни недели
- читать отрывок вслух
Терапевт также может захотеть изучить движение мышц рта и голосового аппарата (гортани) и, возможно, пожелает сделать запись.
Лечение дизартрии
Если у кого-то из ваших знакомых внезапно разовьется дизартрия, вам необходимо немедленно позвонить по номеру 999. Это может быть что-то очень серьезное, например, инсульт.
СЛТ может помочь в лечении дизартрии. Они попытаются улучшить вашу или вашего ребенка способность говорить. Они помогут вам найти различные способы общения и помогут вам или вашей семье адаптироваться к вашей конкретной ситуации.
Они могут порекомендовать:
стратегии улучшения речи, такие как замедление речи
упражнения для улучшения громкости или четкости речи
вспомогательные устройства, такие как простая доска с алфавитом, усилитель или компьютеризированная система вывода голоса
Некоторые SLT могут проводить специализированную оценку средств коммуникации, включая системы вывода.
Нет никакой гарантии, что терапия может улучшить речь у всех, кто страдает дизартрией.
Советы по общению
Следующие советы могут помочь вам более эффективно общаться, если у вас дизартрия или если вы общаетесь с кем-то с этим заболеванием.
Для людей с дизартрией
Если у вас дизартрия, вам могут помочь:
- сделать вдох перед тем, как начать говорить при необходимости
- оставьте свободное место между каждым словом
- убедитесь, что вы находитесь в одной комнате с собеседником и смотрите ему в лицо
- привлеките внимание слушателя, прежде чем начать говорить
- говорите короткими предложениями и избегайте длинных разговоров, если чувствуете усталость
- уменьшите фоновый шум — например, выключите телевизор или радио
- повторите, если необходимо
Для семьи, друзей и опекунов
Если вы говорите для человека с дизартрией могут оказаться полезными следующие советы:
- уменьшить отвлекающие факторы и фоновый шум во время разговора
- смотреть на человека, когда он говорит
- после разговора, дайте им достаточно времени, чтобы ответить – если они чувствуют, что их торопят или заставляют говорить, они могут начать беспокоиться, что может повлиять на их способность общаться. может вызвать разочарование
- , если вы не понимаете, что они пытаются сообщить, не притворяйтесь, что понимаете, так как это может показаться снисходительным – всегда лучше быть честным
- , если необходимо, обратитесь за разъяснениями, задавая вопросы да/нет или перефразируя – например, скажите: «Вы спрашивали меня, ходил ли я за покупками?»
Еще полезные ссылки
- Как пользоваться услугами здравоохранения
Помогите улучшить эту страницу — отправьте отзыв
Для использования этой формы у вас должен быть включен JavaScript.
Что ты хочешь делать?сообщить о проблеме
оставить отзыв
задать вопрос
Сообщить о проблемеКакую проблему вы нашли на этой странице? (Отметьте все подходящие варианты)
Ссылка, кнопка или видео не работают
Орфографическая ошибка
Информация отсутствует, устарела или неверна
Я не могу найти то, что ищу
Другая проблема
сообщения
Расскажите нам подробнее о проблеме с веб-сайтом nidirect.
Введите свой отзыв
О чем ваш вопрос?Выберите тему для своего вопроса: — Выберите -РыбалкаПреимуществаСвидетельства о рожденииСиний значокВакансииКомпенсация в связи с дорожной проблемойДетское содержаниеСвидетельства о гражданском партнерствеКоронавирус (COVID-19))Свидетельство о прививке от COVIDПроверки судимостей (AccessNI)Свидетельства о смертиПособие на содержание образованияПрава на трудоустройствоHigh Street Spend Local SchemeСвидетельства о бракеАвтотранспортные средствапрямой счетПаспортаУведомления о штрафных санкцияхПенсииPRONI — исторические записиЦены или оценка имуществаПроблемы с дорогами и улицамиSmartpassМой вопрос о чем-то другом
Что делать дальше
Разборчивость речи: что является нормальным и когда следует обращаться за помощью
Для детей совершенно нормально делать некоторые ошибки, когда они учатся произносить новые звуки, и у каждого звука есть свой возрастной диапазон, в котором мы ожидаем, что дети освоят его. Это. Хотя все дети учатся в своем собственном темпе, все же полезно следить за их прогрессом по мере того, как они достигают вех, связанных с речью. Обеспечивая детям достаточное понимание речи в нужном возрасте, мы готовим их к получению максимальной отдачи от раннего обучения и уверенности в общении.
В этой статье мы рассмотрим основные этапы развития ясности речи, которых идеально должны достичь дети в определенном возрасте, а также шаги, которые нужно предпринять, когда детям нужна дополнительная поддержка. Но прежде чем мы начнем, полезно кратко рассмотреть различные виды речевых расстройств.
Типы нарушений речиПроблемы с четкостью речи у детей могут возникать по разным причинам, будь то просто часть учебного процесса или вызванные более серьезной проблемой, такой как потеря слуха. Какой бы ни была основная причина, мы можем классифицировать проблемы с речью как задержки или расстройства.
задержка речи — это когда ошибки продолжаются после соответствующего возраста и не обязательно являются поводом для беспокойства. Однако, если эти ошибки не исправляются к шести годам, требуется терапия. Маленькие дети часто делают речевые ошибки, такие как замена звука «р» на «ш» или «й» на «ф». Это имеет смысл исследовать только в том случае, если эти ошибки не показывают никаких признаков улучшения по мере взросления ребенка или когда ребенок испытывает разочарование, потому что их невозможно понять.
A Нарушение речи вызывает больше беспокойства, так как это означает, что ребенок либо имеет физические трудности с произношением звука (звуков), либо заменяет или удаляет звук (звуки) способом, который отличается от нормального процесса развития. Речевые расстройства вряд ли исправятся со временем. Могут быть несоответствия в том, что делает ребенок с изменением звука речи. Речь ребенка может быть трудной для понимания и вызывать сильное разочарование.
Когда следует беспокоитьсяВоспитатели или люди, знакомые с ребенком, лучше других заметят первые признаки нарушения речи. Другими словами, стоит подумать о дополнительной поддержке, если воспитателям очень трудно понять ребенка, если кажется, что он или она изо всех сил пытается издавать звуки или осознает, что другие люди не могут понять его или ее слова. Ниже приведен ряд упрощенных показателей ясности речи, которые, хотя и являются приблизительными, послужат отправной точкой для оценки прогресса вашего ребенка:
- К 18 месяцам 25% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К 24 месяцам (двум годам) от 50 до 75% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К 36 месяцам (трем годам) от 75 до 100% речи должно быть понятно знакомым людям.
- К четырем годам ребенка обычно должны понимать, в том числе и незнакомые ему люди.
Помните, что воспроизведение звуков речи способствует развитию выразительного языка, что, в свою очередь, является основой грамотности. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу того, как ваш ребенок произносит звуки речи, обратитесь к логопеду, который может дать вам совет и рекомендации, подходящие для вашей ситуации.
Как вы можете помочь улучшить разборчивость речиЕсли вас беспокоит разборчивость речи вашего ребенка, вы можете потратить некоторое время, помогая ему или ей. Как опекун, вы лучший человек, чтобы побудить вашего ребенка выучить новые звуки! Ниже приведены некоторые идеи, с которых можно начать.
Для младенцев:
- Поощряйте ребенка произносить гласные и согласно-гласные звуки, такие как «ма», «да» и «ба».
- Подкрепляйте попытки, поддерживая зрительный контакт, отвечая речью и имитируя вокализацию, используя различные модели и акценты. Например, повышайте высоту голоса, чтобы задать вопрос.
- Подражайте смеху и мимике вашего ребенка.
- Научите ребенка подражать вашим действиям, в том числе хлопать в ладоши, бросаться поцелуями и играть в пальчиковые игры, такие как «лепи пирожное», «ку-ку» и «маленький-паучок».
Для малышей:
- Говорите ясно и просто, чтобы ребенок мог копировать.
- Повторяйте то, что говорит ваш ребенок, чтобы показать, что вы его понимаете. Стройте и расширяйте сказанное; «Хотите сок? У меня есть сок. У меня есть яблочный сок. Давай выпьем яблочный сок».
- Признавайте, поощряйте и хвалите все попытки заговорить. Покажите, что вы понимаете слово или фразу, выполнив просьбу, если это уместно.
- Хвалите четкость речи, а не ошибки. Например: «Это был отличный ясный разговор. Мне нравится, когда ты говоришь медленно, чтобы я могла тебя понять.
- Постарайтесь ответить немедленно или как можно скорее, если вы разговариваете с кем-то еще. Не позволяйте ребенку повторять одно и то же снова и снова только для того, чтобы его проигнорировали — если его будут игнорировать слишком много раз, дети могут бросить попытки.
- Если вы не можете понять своего ребенка, попробуйте взять на себя часть ответственности, сказав что-то вроде: «Ой, извините, мои уши сегодня плохо работают, не могли бы вы повторить это еще раз» или «Я сегодня плохо слышу, тебе придется мне помочь». Попросите только два повторения максимум для каждой данной попытки речи.