Интеллект, его строение и уровень развития
Интеллект относится к наиболее сложным умственным способностям личности. В интерпретации его сущности мнения психологов расходятся.
Трудности возникают даже при самом определении интеллекта.
Вот некоторые из определений. Интеллект — это:
- способность к мышлению.
- вид адаптационного поведения, направленного на достижение цели.
- характеристика рациональных мыслительных функций человеческой психики.
- целостная характеристика познавательных процессов человека.
- способность человека адаптироваться к окружающей среде.
- понятие, предназначенное для объяснения причин различий между людьми в решении сложных проблем.
- глобальная способность человека действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами.
- относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В этой связи вносятся предложения вообще отказаться от этого понятия (Д.
Обобщенное определение может иметь такой вид: интеллект -это система психических процессов, позволяющих человеку использовать свои способности для оценки ситуации, принятия рациональных решений и организации соответствующего поведения в изменяющейся среде.
В проблеме интеллекта не установлена четкая граница между понятиями «интеллект», «ум» и «мышление», которые рассматривают разные, но взаимосвязанные стороны личности. Попытка соотнести эти понятия в рамках общей проблемы способностей человека приводит к следующей схеме.
Интеллект можно рассматривать как способность к мышлению. При этом интеллект не увязывают с нравственностью, эмпатично-стью, человеколюбием, профессией и даже с элитным образованием. Очевидно, именно это имел в виду А. Энштейн: «Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мышцы, но нет лица».
Мышление представляет собой процесс, через который интеллект проявляется, реализуется. Ум — обобщенная характеристика познавательных возможностей человека, процесса мышления. Ум — это целый комплекс качеств, так тесно связанных, что, взятые в отдельности, они проявляют себя по-иному. Когда человека называют умным, эта оценка относится одновременно ко многим его качествам.
Что касается структуры интеллекта, то в настоящее время из-за сложности и самого феномена, и несовершенства его формулировки трудно предложить полноценную его модель. Идет накопление информации по этому уникальному психическому ооразованию. А пока имеющиеся результаты в большей мере обусловлены спецификой научных позиций ученых. В понятие интеллекта включаются от нескольких до десятков факторов. Естественно, это затрудняет оценку интеллекта как целостного явления.
В структуре интеллекта различные исследователи выделяют несколько составляющих.
Общий интеллект (фактор G, от англ. general — общий) — совокупность психических свойств личности, которые предопределяют успех любой деятельности, адаптацию к окружающей среде и высокий темп пеработки информации. Общий интеллект обеспечивается общими способностями. Например, коммуникативные способности человека востребованы многими видами деятельности: управленческой, педагогической, артистической, дипломатической.
Специальный интеллект (фактор S, от англ. special — специальный) — совокупность психических свойств, которые необходимы для решения узких задач в том или ином виде деятельности. Этот вид интеллекта обеспечивается специальными способностями человека.
Имеются и другие подходи к пониманию структуры интеллекта человека. Так, Л. Терстоун выделил набор из 12 независимых способностей, определяющих интеллект, назвав их первичными умственными потенциями (способность восприятия, ассоциативная память, словесная гибкость И др.) «Кубическая» модель интеллекта Д. Гилфорда включает 120 составляющих, характеризующих содержание умственной деятельности (к какой форме приводится обрабатываемая информацию).
Таким образом, при всех различиях во взглядах на проблему общее состоит в многокомпонентности феномена «интеллект», его тесной связи с познавательными процессами, врожденными и социальными факторами.
Неопределенность содержания понятия «интеллект» не остановила исследований этого феномена, которые велись по различным аспектам жизнедеятельности человека. Вот результаты этих исследований.
Наследуемость. Такая связь имеется лини, по некоторым отдельным факторам интеллекта. Попытки увязать интеллект с генетическими факторами позволили лишь считать, ч то, чем больше генетическое сходство (сестер, братьев, близнецов), тем меньше различия по интеллекту. Выявлено также, что уровень развития интеллекта снижается из-за неправильного образа жизни матери в период беременности (курение, алкоголь, заболевание краснухой, злоупотребление лекарствами и др.). По приблизительны расчетам факторы наследственности в интеллекте составляют около 60%.
Возраст. Отмечено, что с возрастом при сохранении психического здоровья интеллект не утрачивается. Признаки интеллекта могут быть зафиксированы в возрасте трех лет. К 20 годам наблюдаются максимальные формы проявления знаний, умений, навыков и житейского опыта.
Семья. С возрастом влияние семьи на становление интеллекта снижается, в ранние же годы уровень развития интеллекта пропорционален интеллектуальному уровню семьи. При это определяющее влияние на интеллект показывает тот из родителей, который эмоционально ближе к ребенку (в большинстве случаев мать).
Активность личности. Установлено, что одаренные люди для решения задач привлекают большие объемы информации и осуществляют переработку ее с большой скоростью и точностью. Кроме того, чем выше интеллект, тем выше способность прогнозировать развитие событий, составляющих основу человеческой деятельности.
Адаптация. Казалось бы, коль термин «адаптация» включен в определение интеллекта, ТО вполне логично предположить его взаимосвязь со способностью к адекватному поведению в сложной среде. Однако это определение расплывчато и вряд ли может раскрыть истинную роль интеллекта в адаптационных процессах.
Обучаемость. Такая связь может частично характеризовать интеллектуальную личность. Действительно, школьные и вузовские оценки коррелируют (имеют статистически значимую, но не прчинно-следственную связь) с интеллектом, однако они отражают не характеристики процесса обучения, а конечный результат, добытый неизвестно как. Поэтому говорить об интеллекте как об обобщенной способности к обучению неправомерно. Обучаемость различны видам деятельности определяется и спецификой этой деятельности, и индивидуально-личностными характеристиками человека.
Деятельность. Психологи отмечают в этом вопросе пороговые отношения: как высокий уровень интеллекта,,так и низкий могут наносить ущерб результативности деятельности. Еще в древности китайский философ Лао-Цзы говорил: «Грубым умам управление дается проще». Чрезвычайно высокий интеллект может делать его обладателя непонятным окружающим людям, снизить его мотивацию к интенсивному совместному труду. Справедливо и обратное: каждая профессия требует определенного минимума интеллекта.
Пол. При разном среднем уровне развития интеллекта у мужчин и женщин больший разброс наблюдается у мужчин. Различаются и ведущие сферы приложения интеллекта между мужчинами и женщинами.
Культурно-социальная среда. Установлено, что эта связь существенна для развития интеллекта. Но такой вывод годится только для народов, культура которых не отличается по уровню от современной. Выявлено, например, что по математическим знаниям школьники средних классов Японии превосходят американских ровесников. Однако это явление обусловлено не генетикой и наследственностью, а разным приоритетом, который проявляется в культуре этих стран: трудолюбии, знании, образовании и семьи.
Абстрактное мышление. Интеллект отражает способность человека решать неформализованные задачи, у которых нет четких правил решения.
Нейропсихологические механизмы психики. В этом плане интеллект связывают с общим числом нервных ассоциативных связей и функциональной ассиметрией головного мозга. Накоплен материал о динамических характеристиках интеллектуальной деятельности, не зависящих от типа задания и вида деятельности. Вот некоторые результаты:
- вклад левого полушария в динамическую организацию интеллектуальной деятельности различен;
- намеренное (произвольное) ускорение интеллектуальной деятельности (и некоторые другие скоростные параметры) выше у людей с правосторонним типом асиметрии;
- «левосторонние» более устойчивы по отношению к сбивающему влиянию помех в процессе интеллектуальной деятельности.
К сожалению, многие из перечисленных выше результатов получены на основе различного понимания интеллекта, что придает им лишь ориентировочный характер.
Интеллект — разные понимания — Психологос
Интеллект [лат. intellectus — разумение, понимание, постижение] — относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. В ряде психологических концепций интеллект отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и др. В современной западной психологии наиболее распространенным является понимание интеллекта как биопсихической адаптации к наличным обстоятельствам жизни (В. Штерн, Ж. Пиаже и др.).
ИНТЕЛЛЕКТ [лат. — intellectus, гр. — noo] – это рассудок, разум, умственные способности: учиться из опыта, приспосабливаться к новым ситуациям, применять знание, чтобы управлять окружающей средой или мыслить абстрактно [Enc.Britannica, 2009]; способности к творчеству, фантазии, эвристическому мышлению (от анализа информации к ее синтезу), прогнозу.
Интеллект — система всех познавательных способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения. Общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей.
В настоящее время под интеллектом понимается способность к осуществлению процесса познания и к эффективному решению проблем, в частности при овладении новым кругом жизненных задач.
Данная способность обычно реализуется при помощи других способностей. Таких как: способность познавать, обучаться, мыслить логически, систематизировать информацию путем ее анализа, определять ее применимость (классифицировать), находить в ней связи, закономерности и отличия, ассоциировать ее с подобной и т. д.
Часто эту способность характеризуют по отношению к задачам, встречающимся в жизни человека. Например, по отношению к задаче выживания: выживание — основная задача человека, остальные для него — лишь вытекающие из основной, или к задачам в какой-либо области деятельности.
Согласно Линде Готтфредсон, интеллект — это весьма общая умственная способность, которая включает возможность делать заключения, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро обучаться и учится на основании опыта. Это не просто изучение книг, узкие академические знания или навыки проходить тесты. Напротив, по мнению учёного, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и соображать, что делать в той или иной ситуации.
В начале XX века Чарльз Спирман показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он успешен и в решении других, то есть, что все интеллектуальные способности статистически связаны. Спирман ввёл «фактор g» общего интеллекта, показывающий эффективность выполнения всех познавательных задач. На практике оказалось, что «фактор g» трудно измерить напрямую. Однако на его основе удалось сформулировать величины, которые измерить возможно и которые представляют собой приблизительные меры g. Одним из таких параметров является коэффициент интеллекта (IQ).
Православные отцы церкви термин νους — «ум» (греч.), близкий по значению к интеллекту, иногда заменяли словом «дух» — πνευμα.
Что такое интеллект? | Psychology Today
Источник: Pexels
[Статья изменена 29 июля 2020 г.]
Согласованного определения или модели интеллекта не существует. Согласно словарю английского языка Коллинза, интеллект — это «способность думать, рассуждать и понимать, а не делать что-то автоматически или инстинктивно». Согласно словарю Macmillan, это «способность понимать и думать о вещах, а также приобретать и использовать знания».
В поисках определения интеллекта можно начать с слабоумия. При болезни Альцгеймера, наиболее распространенной форме деменции, происходит нарушение множества высших корковых функций, включая память, мышление, ориентацию, понимание, счет, способность к обучению, язык и суждение. Я считаю важным, что люди с деменцией или серьезными трудностями в обучении очень плохо справляются с изменениями в окружающей среде, такими как переезд в дом престарелых или даже в соседнюю комнату. В совокупности это предполагает, что в самом широком смысле интеллект относится к функционированию ряда связанных способностей и способностей, которые позволяют нам адаптироваться и реагировать на давление окружающей среды. Поскольку это не выходит за рамки животных и даже растений, можно сказать, что они тоже обладают разумом.
Мы, жители Запада, склонны думать об интеллекте с точки зрения аналитических способностей. Но в сплоченном обществе охотников-собирателей интеллект может определяться в большей степени с точки зрения навыков поиска пищи, или навыков охоты, или социальных навыков и обязанностей. Даже в рамках одного общества наиболее ценные навыки со временем меняются.
На Западе акцент постепенно сместился с языковых навыков на более чисто аналитические навыки, и только в 1960 году, на памяти живых, Оксфордский и Кембриджский университеты отказались от латыни как требования для поступления.
В 1990 году Питер Саловей и Джон Майер опубликовали фундаментальную статью об эмоциональном интеллекте, и ЭИ быстро стал популярным. В том же году Тим Бернерс-Ли написал первый веб-браузер. Сегодня мы не можем далеко продвинуться, не обладая значительными навыками в области ИТ (конечно, по меркам 1990-х годов), а компьютерщики входят в число самых высокооплачиваемых специалистов.
Все это говорит о том, что то, что представляет собой интеллект, может значительно различаться в зависимости от наших ценностей и приоритетов.
Современное общество так высоко ценит аналитические способности, что некоторые из наших политических лидеров ссылаются на свой «высокий IQ», чтобы оправдать свои вопиющие действия. Этот западный акцент на разуме и интеллекте уходит своими корнями в Древнюю Грецию с Сократом, его учеником Платоном и учеником Платона Аристотелем.
Сократ считал, что «неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить». Обычно он учил диалектическим или сократическим методом, то есть задавая вопросы одному или нескольким людям о конкретном понятии, таком как мужество или справедливость, чтобы выявить противоречие в их первоначальных предположениях и спровоцировать переоценку понятия.
Для Платона разум мог вывести нас далеко за пределы здравого смысла и повседневного опыта в «гипер-небо» [греч. hyperouranos ] идеальных форм. Он, как известно, фантазировал о том, чтобы поставить во главе своей утопической республики гениократию королей-философов.
Наконец, Аристотель утверждал, что нашей отличительной функцией как человеческих существ является наша уникальная способность рассуждать, и поэтому наше высшее благо и счастье состоят в том, чтобы вести жизнь, основанную на рациональном созерцании. Перефразируя Аристотеля в Книге X из Никомахова этика , «Человек более всего есть разум, и жизнь разума — самая самодостаточная, самая приятная, самая счастливая, лучшая и самая божественная из всех». стало божественным свойством, найденным в человеке, потому что создано по образу Божьему. Если вы не согласились со своими SAT, теперь вы знаете, кого винить.
Как я утверждаю в своей книге Сверхразумность: мышление за пределами мышления , одержимость Запада аналитическим интеллектом имела и продолжает иметь ужасные политические, социальные и, прежде всего, моральные последствия.
Иммануил Кант наиболее примечательно установил связь между рассуждениями и моральным положением, утверждая (просто говоря), что в силу их способности рассуждать с людьми следует обращаться не как со средством для достижения цели, а всегда только как с целью -в себе. Отсюда становится слишком легко заключить, что чем лучше вы рассуждаете, тем больше вы достойны личности, ее прав и привилегий.
На протяжении веков женщины считались «эмоциональными», то есть иррациональными или менее рациональными, что оправдывало обращение с ними как с имуществом или, в лучшем случае, с гражданами второго сорта. То же самое можно было бы сказать и о небелых людях, над которыми править было не только правом, но и обязанностью белого человека.
Поэма Редьярда Киплинга. / Ждать в тяжелой упряжке/ На трепещущем народе и диком –/ Твои новопойманные, угрюмые народы,/ Полудьявол и полуребенок.
Хотя сегодня это звучит ужасно, в то время большинство соотечественников Киплинга одобрили бы это мнение.
Люди, считавшиеся менее рациональными, — женщины, небелые люди, низшие классы, немощные, «ненормальные» — были не просто лишены гражданских прав, но были подчинены, колонизированы, порабощены, убиты и стерилизованы при полной безнаказанности. Только в 2015 году Сенат США проголосовал за компенсацию живым жертвам спонсируемых государством программ стерилизации для, цитирую, «слабоумных».
Сегодня из всех людей именно белый человек (то есть белый мужчина) больше всего боится искусственного интеллекта, воображая, что он узурпирует его статус и привилегии.
Согласно одной недавней статье, I.Q. является лучшим показателем эффективности работы. Но это не совсем удивительно, учитывая, что «производительность» и I.Q. были определены в сходных и перекрывающихся терминах, и что оба они зависят, по крайней мере, в некоторой степени, от третьих факторов, таких как согласие, мотивация и уровень образования.
Гениальность, напротив, больше зависит от драйва, дальновидности, творчества и удачи или возможности, и примечательно, что порог I.Q. для гениальности — вероятно, около 125 — это не так уж и много.
Уильям Шокли и Луис Уолтер Альварес, получившие Нобелевскую премию по физике, были исключены из Термановского исследования одаренных из-за… их ничем не примечательного коэффициента умственного развития. баллы.
Для этой истории в более позднем возрасте Шокли разработал противоречивые взгляды на расу и евгенику, вызвав споры об использовании и применимости коэффициента интеллекта. тесты.
Статьи того же автора по теме: Проблема знания, Проблемы науки, Что такое истина?
Интерактивная психология образования: разведка
Интерактивная психология образования: разведкаИнтеллект
Образец цитирования: Huitt, W. (2002). Интеллект. Педагогическая психология
Интерактивный . Валдоста, Джорджия: Государственный университет Валдосты. Получено [дата], из
http://www.edpsycinteractive.org/topics/cognition/intell.html
Вернуться к: | Обзор когнитивной системы
| Курсы EdPsyc
|
I. Обзор
Э. Г. Боринг, известный психолог из Гарварда в 1920-х годах, определил интеллект как что угодно. тесты интеллекта измеряют . Векслер, один из самых влиятельных исследователей в область интеллекта определила его как глобальную способность человека действовать целенаправленно, мыслить рационально и эффективно справляться со своим окружением .
Заметить, что в этом есть конативный аспект определение. Многие современные учебники по психологии приняли бы рабочее определение интеллект как общая способность выполнять когнитивные задачи . Другие могут предпочесть более ориентированное на поведение определение, такое как способность учиться на собственном опыте или способность адаптироваться к окружающей среде . Штернберг объединил эти два точки зрения на следующее: Интеллект – это познавательная способность человека учиться на опыте, хорошо рассуждать, запоминать важную информацию и справляться с с требованиями повседневной жизни .
B. Подходы к обучению
1. Концепция (широкая или узкая)
2. Оперативный (вербальный и невербальный, способность к обучению и т. д.)
C. Влияние на развитие
1. Природа (биология) — функционирование нервной системы, пол, генетика
2.
Воспитание (окружающая среда) — образование родителей и социальный класс, сельская местность vs. городской/пригородный, этнический, образование/школьное образование; в Эффект Флинна
II. Альтернативные перспективы
А. Обзор
B. Психометрический (см. обзор Gardner, 1999)
1. Гальтон, Бине, Спирмен (начало 1900-х), Векслер, Гилфорд
2. Фокус на структуре
3. На основе предположения о нормальном распределении конструкции интеллекта (см. рисунок ниже)
С. Обучение
а. Торндайк, Уотсон
б. акцент на податливость (функция)
Д. Познавательный
1. Обработка информации (интересуется тем, как люди мысленно представляют и обрабатывают информация)
а. Копьеносец (1920-е)
б.
Модерн
(1) Ньюэлл, Шоу и Саймон (1958)
(2) Миллер, Галантер и Прибам (1960)
(3) Фюрерштейн (1978) — Инструментальное обогащение
2. Пиаже (описывается как процесс адаптации; акцент на развитии)
E. Теории систем
1. Триархическая теория Штернберга (Sternberg, 1994)
Штернберг считает, что интеллект состоит из трех отдельных, хотя и взаимосвязанные способности: аналитические, творческие и практические.
Способности интеллекта Аналитический пытаются решить знакомые проблемы, используя стратегии, которые манипулировать элементами проблемы или отношениями между элементами (например, сравнивая, анализируя) Креатив пытаются решить новые виды проблем, которые требуют от нас думать о проблеме и ее элементах по-новому (например, изобретая, проектируя) Практический попытаться решить проблемы, применяя наши знания к повседневные контексты (например, применение, использование)
Штернберг выдвигает гипотезу о том, что интеллект относится и проявляется в трех различные аспекты: (1) внутренний мир обработки информации, (2) опыт и прошлое обучение и (3) внешний мир адаптации, формирования и выбора реального мира среды.
Компоненты интеллекта описывает структуру когнитивных процессы, которые используются для адаптации, формирования или выбора реальной среды.
Компоненты разведки
(Внутренний мир)Метакомпоненты психических процессов высшего порядка, используемых при планировании, мониторинг и оценка выполнения задачи; это «исполнительные» функции определяют использование других компонентов Компоненты производительности психических процессов, используемых при выполнении задания; вероятно, лучше всего измеряется текущими тестами интеллекта Компоненты приобретения знаний психических процессов, используемых при обучении
Интеллект демонстрируется двумя взаимодополняющими способами: способность справляться с новизной или новыми аспектами своего окружения и как быстро человек делает новая автоматическая обработка информации.
![]()
Интеллект
Разведка и предварительные знания
(опыт и прошлые знания)Работа с новизной — это способность учиться и мыслить внутри новые концептуальные системы, которые затем могут быть применены к уже существующим знаниям Автоматизация информации Обработка сложные словесные, математические и другие задачи могут быть реально выполнены только потому, что многие операции, связанные с их производительность была автоматизирована
Интеллект — это не только способность приспосабливаться к окружающей среде; это также включает изменение этой среды или выбор новой.
![]()
Торговля С контекстами реального мира
(Внешний мир)Адаптация к Иногда человек проявляет свой интеллект, демонстрация способности адаптироваться к ситуации или контексту, в котором вы оказались. является основным аспектом интеллекта, который рассматривается психометристами, обучающимися теоретики и другие когнитивисты, такие как Пиаже Формование Иногда необходимо продемонстрировать свою интеллект, формируя или изменяя окружающую среду так, чтобы она лучше соответствовала потребностям человека. Выготский и теоретики динамических систем сосредотачиваются на этом аспекте интеллекта. Выбор Бывают случаи, когда необходимо продемонстрировать свой интеллект, выбирая альтернативную среду или контекст, в котором можно жить и работа. Не ко всем средам нужно приспосабливаться, а к некоторым даже не стоит пытаться приспосабливаться. изменять.
На мой взгляд, одна из важнейших частей работы Штернберга по интеллект — это его контрольный список адаптивного поведения. Потому что он рассматривает интеллект как набор навыков, каждое из действий в контрольном списке считается модифицируемым. Какой из этих над чем мы работали в этом классе? Над какими из них вы работали в других курсы на уровне колледжа? Над чем из них вы работаете на уроках, которые ведете?
Штернберга
Контрольный список адаптивного поведенияПрактические навыки решения проблем
- Причины логичны и понятны
- Выявляет связи между идеями
- Видит все аспекты проблемы
- Сохраняет непредубежденность и вдумчиво реагирует на идеи других
- Хорошо оценивает ситуацию
- Добирается до сути проблем
- Точно интерпретирует информацию
- Принимает правильные решения
- Обращается к первоисточникам за основной информацией
- Оптимально ставит задачи
- Является хорошим источником идей
- Воспринимает подразумеваемые предположения и выводы
- Находчиво решает проблемы
Вербальные способности
- Говорит четко и членораздельно, свободно устно
- Хорошо разговаривает
- Обладает знаниями в определенной области предмета
- Усердно учится
- Широко читает с высоким пониманием
- Записывает без проблем
- Отводит время для чтения
- Показывает хороший словарный запас
Социальная компетентность
- Принимает других такими, какие они есть
- Признает ошибки
- Проявляет интерес к миру в целом
- Приходит вовремя на встречи
- Имеет общественное сознание
- Думает, прежде чем говорить и делать
- Выносит справедливые суждения
- Хорошо оценивает актуальность информации для решения проблемы
- Чувствителен к нуждам и желаниям других людей
- Проявляет интерес к ближайшему окружению
Штернберг признает, что интеллект — это только одно из объяснений того, почему у одних получается, а у других нет.
Эти причины были организованы с точки зрения Системная модель человеческого поведения Хьюитта? Каковы некоторые преимущества этой договоренности с уважения к тому, чтобы помочь вам узнать и запомнить эти причины? Согласны ли вы с схема классификации? Как бы вы его изменили?
Штернберга Убеждения о
Почему умные люди терпят неудачуКогнитивно-ориентированный
Причины
- Рассеиваемость и отсутствие концентрации
- Слишком тонкое или слишком толстое намазывание
- Неспособность или нежелание видеть за деревьями лес
- Отсутствие баланса между критическим, аналитическим мышлением и творческим, синтетическим мышлением
- Использование неправильных способностей
Эмоциональные/социально-
Ориентированные причины
- Неверное возложение вины
- Страх неудачи
- Чрезмерная жалость к себе
- Чрезмерная зависимость
- Погрязнуть в личных трудностях
- Слишком мало или слишком много уверенности в себе
Волевой/Волевой-
Ориентированные причины
- Ошибка запуска
- Отсутствие мотивации
- Отсутствие настойчивости и настойчивости
- Неспособность выполнять задачи и выполнять их
- Отсутствие импульсного управления
- Неспособность воплотить мысль в действие
- Прокрастинация
- Отсутствие ориентации продукта
- Неспособность откладывать удовлетворение
2.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Определение: Интеллектуальная компетентность человека должна включать набор навыков решение проблем — предоставление человеку возможности решать настоящие проблемы или трудности, которые он или она сталкивается и, когда это уместно, для создания эффективного продукта — и должен также влечет за собой возможность обнаружения или создания проблем, тем самым закладывая основу для приобретение новых знаний. (Гарднер, 19 лет83, с. 62, курсив в оригинале)
Критерии установления различных интеллектов:
- Изоляция при повреждении головного мозга
- Наличие людей с исключительным талантом
- Особая история развития
- Эволюционная история
- Набор основных операций
- Экспериментальное свидетельство
- Кодирование в системе символов
Гарднера
Multiple Intelligences (Seven Original Plus 1 1/2 Extra) | ||
Символ Аналитик Интеллект | Лингвистическая | Основной элемент: возможность быстрого преобразования из
физическое представление стимулов (т.![]() |
Логико-математический | Основной элемент: способность обобщать конкретные переживает и формирует новые, более абстрактные понятия и правила; способность быстро рассуждать и хорошо; способность рассуждать количественно | |
Неканонический (обычно описывается) Интеллект | Музыкальный | Основные элементы: перевести письменные символы в высоту тона, ритм, тембр |
Пространственный | Основной элемент: способность визуализировать и мысленно вращать стимул или массив стимулов | |
Телесно-кинестетический | Основной элемент: контроль движений тела и
способность умело обращаться с предметами | |
Натуралист | Основной элемент: способность
различать различия в живых
окружающая среда | |
Личный Интеллект | Межличностный | Ключевой элемент: способность замечать и различать между другими людьми и, в частности, между их настроениями, темпераментами, мотивами, и намерения |
Внутриличностно | Основной элемент: способность различать и идентифицировать различные мысли и чувства и использовать их для понимания собственного поведения | |
Возможные дополнительные Интеллект | Экзистенциальный/надличностный | Основной элемент: поиск и связь с неизвестным |
Другой способ сгруппировать эти интеллекты:
- Манипуляции с символами — лингвистические, логико-математические, и мюзикл
- Связанные с личностью — межличностные, внутриличностные и Экзистенциальный
- Связанные с объектами — пространственные, телесно-кинестетические и Натуралист
Каталожные номера:
- Гарднер, Х.
(1983). Образ мышления: теория множественный интеллект . Нью-Йорк: базовый.
- Гарднер, Х. (1999, февраль). Кто владеет интеллект? The Atlantic Monthly . Получено: Август 2002 г., с http://www.theatlantic.com/issues/99feb/intel.htm.
- Смит, М. (2002) Говард Гарднер и множественный интеллект. энциклопедия неформального образования . Получено в феврале 2005 г. с http://www.infed.org/thinkers/gardner.htm.
- Штернберг, Р. (1994). В поисках человеческого разума (395-396). Новый Йорк: Харкорт Брейс.
| Интернет-ресурсы | Электронные файлы |
Вернуться к:
- Обзор когнитивной системы
- Курсы
- Домашняя страница
Все материалы на сайте
[http://www.edpsycinteractive.org], если не указано иное, являются собственностью
Уильям Г. Хьюитт. Законы об авторском праве и другие законы об интеллектуальной собственности защищают эти
материалы.