25.11.2024

Гельштат незавершенный: что это такое, как его определить и закрыть?

что это такое, как его определить и закрыть?

Если понаблюдать за собой, можно заметить, что энергия расходуется быстрее, чем ожидалось. Это как с телефоном – всю ночь простоял на зарядке, а батарейка к обеду разряжена. Дело в том, что наша психика беспрестанно беспокоится о незавершенных гештальтах – незаконченных событиях из прошлого. И пока мы их не завершим, внутренние батарейки будут разряжаться раньше срока.

В статье рассказываем о силе недоделанных дел, недосказанных слов, непрожитых эмоций, прерванных ссор, а также техникой для самостоятельного тестирования и проживания ситуаций по мере их поступления.

Что такое незавершенный гештальт?

Незавершенный гештальт — это понятие гештальтпсихологии, обозначающее прерванное, но животрепещущее событие, которое требует проработки и завершения в настоящем времени. Это похоже на зависшую компьютерную программу, которая бесполезно «крутится» где-то внутри, отбирает энергию, перегружает память. Программа работает даже во сне и прокручивает события, о которых человек не вспоминает годами. Сотни, тысячи незавершенных гештальтов сначала отбирают время и силы, потом провоцируют психосоматические болезни. Поэтому чтобы человек был здоров, доволен и счастлив, гештальт должен закрываться всегда.

Феномен незаконченного гештальта открыла основательница советской патопсихологии Б. В. Зейгарник. Сама она объясняла возникновение феномена свойством нашей психики доводить все до логического конца. То есть потребность завершить начатое буквально завладевает сознанием. В момент незапланированного прерывания появляется напряжение – ведь все приложенные усилия оказались напрасными. Так начатое дело «подвисает» в памяти, чтобы окончательно реализоваться в дальнейшем. Иногда оно ждет завершения, изнуряя человека на протяжении всей жизни.

Незаконченный гештальт всегда порождается прошлым (чаще травматическим) опытом:

  1. Когда нам сильно чего-то хотелось, но мы этого не получили.
  2. Когда мы прервали отношения в неоднозначной обстановке или на пике эмоций.
  3. Когда не довели до конца начатую работу, книгу, свидание, разговор.
  4. Когда успешно закончили дело, но не дали себе возможности насладиться результатом.
  5. Когда нарушили внутренний баланс между тем, «кто я есть» и тем, «кем я хочу быть».

Пройти тест на тип личности

Все эти незавершенные гештальты буквально приковывают нас к людям, местам, событиям прошлого. Они не дают нам двигаться вперед, вынуждая мысленно возвращаться в ситуацию, проигрывать похожие сценарии в уже изменившихся обстоятельствах. Так, измена и уход отца провоцирует женщину контролировать каждый шаг своего мужа. Неважно, что муж не дает повода для ревности – контроль и скандалы усиливаются. А все потому, что высказывать обиду нужно было отцу – человеку, с которым был открыт гештальт.

Как определить, что гештальт не закончен?

Отследить незавершенные процессы без опыта трудно. Особенно те, что касаются детского возраста. Психика так мастерски приглушает болезненные воспоминания, что взрослый человек совсем не придает им значения. Или вспоминает с некоторой иронией. Это, к примеру, тема «подарков под елку», обыгранная во многих фильмах: мальчик ожидает увидеть игрушечную железную дорогу, а получает набор носков или футболок. Взрослые мужчины вспоминают об этом с обидой, а гештальт остается открытым.

Чем опасна такая незаконченная ситуация?

  • Сначала появляется неосознанная тревожность, беспокойство.
  • Потом симптомы усиливаются бессонницей, скачками давления, мигренью, сниженной концентрацией.
  • Одновременно могут возникать проблемы в общении с родственниками, коллегами, друзьями.
  • Все это может вылиться в сбой защитных механизмов психики, депрессию, хронические болезни.

В случае с незавершенным гештальтом поговорка «время лечит» не работает. Поэтому ситуации лучше закрывать на первой стадии, чтобы не доводить до крайности. Но душевные травмы становятся настолько обыденными, что выявить их становится непросто. Со временем боль притупляется, интенсивность воспоминания уменьшается. Но подсознание регулярно напоминает о себе знакомыми сценариями:

  • Детское воспоминание каждый раз вызывает болезненное чувство тоски, неудовлетворенности, грусти, разочарования.
  • Вы расстраиваетесь, когда мысленно возвращаетесь к одной ситуации.
  • Вы видите повторяющиеся сны, которые смутно напоминают события из жизни.
  • Вы выбираете «неудачных» партнеров с похожей внешностью, манерами, поведением, достатком.
  • Ваши отношения развиваются и заканчиваются по одному печальному сценарию.
  • Вы срываетесь на супругах, детях в определенных ситуациях без видимой причины.
  • Вы испытываете необъяснимую антипатию к незнакомому или малознакомому человеку.
  • Вы с поразительной настойчивостью продолжаете наступать на одни и те же грабли, даже испытав боль или потерпев поражение.
  • Неприятные телесные ощущения (тошнота, мигрень, резь в глазах) резко появляются при общении с одним и тем же человеком, но также резко исчезают.

Как закрыть гештальт?

Классический способ завершить гештальт – воссоздать ситуацию, чтобы доиграть ее до конца.

Желательно в похожем помещении и с теми же героями. Но проблема в том, что большинство ситуаций из прошлого находятся вне зоны нашего контроля. Например, это умершие родственники или «бывшие», встречаться с которыми нет никакого желания. Поэтому освобождаться от груза прошлого лучше с психотерапевтом.

Но большинство «свежих» гештальтов можно закрыть своими силами. Расправляться с новыми незакрытыми ситуациями можно по мере их поступления с помощью проверенных методик:

  • Посвятить месяц решению мелких бытовых проблем: отремонтировать сантехнику, разобрать хлам на балконе, выбросить треснутые тарелки, вымыть окна.
  • Исполнить одну маленькую мечту: пойти учиться танцам, заняться флористикой, завести собаку, связать модный шарф.
  • Прояснить текущие отношения: объяснить свои поступки или извиниться перед теми, кого вы обидели; выяснить отношения с конфликтными коллегами; поговорить по душам с родителями, детьми.
  • Написать письмо тому, с кем не можете поговорить: описать конфликт со своей стороны; поделиться своими чувствами, не преуменьшая их; попытаться оценить чувства другой стороны.
  • Простить родителей: просто простить, чтобы не мучить себя и дорогих вам людей.
  • Научиться планировать: ставить выполнимые цели, составлять подробный план, формулировать конкретные желания.

Научиться выражать свои эмоции. Это, наверное, главное условие, ведь большинство проблем создают невыраженные переживания. Когда они игнорируются регулярно, то создают много внутренних блоков. Хотите выяснить отношения? Конфликтуйте. Чувствуете злость? Кричите, бейте грушу, поднимайте штангу. Единственный способ избавиться от эмоций – отпустить их.

Начать работу лучше с завершения самого простого события, который лежит на поверхности. Если закрыть каждый незавершенный гештальт тщательно и до конца, схема начнет работать автоматически. Замечать свои чувства, общаться, выражать желания, радоваться жизни, проживать ситуации здесь-и-сейчас будет намного проще.

Пройти тест на психику

что это такое простыми словами, как закрыть гештальт

: Время прочтения:

Разбираемся, что такое незавершенный или незакрытый гештальт и как от него избавиться, с психологом Юлией Носовой.

Что кроется за модным выражением «незавершенный гештальт» в психологии? Говоря научным языком, это сорванный цикл контакта. Говоря по-простому, незакрытый гештальт — это ситуация, не доведенная до логического окончания, неудовлетворенная потребность. Облом, если уж говорить совсем просто. Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт. Для кого-то это внезапно разорванные отношения. Для кого-то — детская обида, возникшая из-за отказа в покупке собаки, куклы, машинки.

Человеческий мозг всегда стремится закончить начатое, и, если ему это не удается, возникает тот самый незавершенный гештальт.

Не имеет значения, из-за какой потребности, материальной или эмоциональной, возникла эта ситуация. Гораздо важнее, как она отражается на качестве нашей жизни. Неудовлетворенная потребность — это билет на экспресс в сторону невроза. Хорошо, если это просто бытовая история, которую возможно подкорректировать. Купили, починили, нашли — проехали и живем дальше в стабильности и покое. Куда сложнее, если речь идет о гештальтах в отношениях. Обида, гнев, печаль, горе — вот слагаемые незавершенного гештальта, обязательно приправленные невысказанностью, непрожитостью.

В лучшем случае это приводит к хроническому дискомфорту, который отравляет нам существование. Иногда нам, иногда и всему ближайшему окружению. Представьте любителя приключений, которому не удалось отыскать клад в свою поездку на чудесный остров. Он настолько одержим кладом, что теперь денно и нощно о нем грезит. Если семье «повезет», каждый свой отпуск он будет уезжать на этот остров до конца дней или до нахождения клада (читай, закрытия гештальта). Если семья не столь удачлива, все ее члены будут ездить на злополучный остров. И хорошо, если у них будет возможность лежать на пляже, пока этот любитель приключений ищет заветный сундук.

Примеры незакрытых гештальтов в отношениях

Нереализованная в детстве мечта приведет к тому, что взрослый может пытаться реализовать ее с помощью своего ребенка, даже не спросив его мнения. Будет ли счастлив ребенок, который проживает жизнь за своего родителя?

Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим. Например, искать в партнере того самого родителя, которого так не хватило в детстве. Насколько счастливым будет такой брак?

Взрослый, которому было мало внимания и любви в детстве, будет усиленно добирать это от семьи, созданной уже им самим.

Партнер, которого внезапно оставили, будет постоянно проживать разрыв, пытаясь найти его причины. Так, мужчина может приняться менять партнерш одну за другой, доказывая бывшей, что он еще ого-го, чтобы она пожалела, что ушла от него. Женщина начнет окружать себя внешними атрибутами успешной жизни, показывая бывшему или разлучнице, что она устроилась еще лучше, счастлива еще больше. Все это говорит о том, что ситуация не прожита, не отпущена, а гештальт в отношениях не завершен до конца. Можно ли построить новые, эмоционально оставаясь в старых?

Как закрыть гештальт

Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит. Скорее, время тут только усугубляет, укрепляет эту самую рану, а иногда так засыпает песком, что докопаться до нее можно только посредством длительной терапии.

Незакрытый гештальт — это не та ситуация, в которой время лечит.

Как здесь можно помочь? Закрыть тот самый пресловутый гештальт. В абсолютном большинстве случаев будет эффективна работа с психологом. Кому-то удастся справиться со своей ситуацией и за один сеанс, а кому-то потребуется гораздо больше времени, ведь далеко не сразу удается выявить, что на самом деле стало причиной дискомфортного состояния.

Чем поможет психолог в этой ситуации?

  • Во-первых, под его руководством станет намного легче понять, что именно тревожит человека.
  • Во-вторых, он точно поможет правильно идентифицировать чувства, связанные с этой ситуацией.
  • В-третьих, использование специалистом различных методик позволит максимально экологично завершить этот гештальт и научиться распознавать похожие ситуации в будущем.

Автор статьи: Носова Юлия Андреевна

Незавершенное дело — Тронутый лошадью

по Melisa Pearce | 5 мая 2019 г. | Гештальт

Многие вещи в жизни могут привести к незавершенным делам, которые включают в себя жизненный опыт, который не был должным образом обработан, интегрирован или решен и поэтому является неполным. Часто эти переживания подавляются и остаются вне сознания человека. Тем не менее, когда переживается что-то похожее или напоминающее незавершенный опыт в прошлом, человек реагирует на это, а не отвечает на него.

Незаконченное дело из детства

Незаконченное дело иногда является пережитком проблемного детства. К шестилетнему ребенку приставал дядя, который ночью входит в ее комнату, злоупотребляет ее доверием и запугивает ее, заставляя молчать. Она проглатывает свой страх и испытывает потерю силы. Когда она станет взрослой, она может даже не вспомнить этот опыт, потому что подавила его, но у нее могут возникнуть трудности в интимных отношениях с мужчинами из-за незавершенного дела, связанного с ее домогательствами в детстве.

Но детские переживания, которые создают незаконченные дела, могут быть гораздо менее травмирующими. Например, ребенок, лучший друг которого уезжает, не успев попрощаться, может иметь незаконченные дела во взрослой жизни в результате этого опыта.

Незавершенное дело из опыта взрослых

Незавершенное дело также может быть результатом опыта взрослых. У человека, пережившего автомобильную аварию, которая сразу же стала фатальной для его жены и сына, не будет возможности попрощаться, выразить свою любовь или выразить сожаление. Это может стать причиной незавершенного дела для него. Точно так же в сегодняшнем корпоративном мире, где увольнения иногда происходят некрасиво, лояльный двадцатилетний сотрудник, уволенный из-за сокращения, может быть выведен из здания охраной. У него, вероятно, не было ни предупреждения, ни вежливой беседы, в которой работодатель выразил благодарность за его хорошую работу на протяжении многих лет. Ни работодатель, ни работник не имели возможности выразить свое отношение к ситуации. Этот опыт становится незавершенным делом, если он остается необработанным.

Незавершенное дело имеет долгосрочные последствия

Люди продолжают жить и ошибочно думают, что, поскольку они пережили травматический инцидент и жизнь продвинулась вперед, это не имеет значения. Но имеет значение . Незавершенные дела — обычное дело, и почти у каждого в душе есть их кусочки. Некоторые переживания более травматичны, чем другие, но все они имеют длительный эффект.

Эти длительные эффекты сохраняются в каждой клетке физического тела, и они могут быть результатом невыразимого крика, подавления слов или жестов или иного подавления какого-либо выражения. Это может вызвать болезнь, и это почти всегда заставляет подсознание выполнять свою работу через сны и другие «бессмысленные» пути, чтобы обработать событие и понять его.

В конце концов появляются триггеры, помогающие процессу освобождения. Почти как при включении насоса, когда человек напоминает кого-то, кто участвовал в первоначальном происшествии, физическое окружение похоже на то, что было в исходном опыте, или ситуация или динамика аналогичны, подсознание начинает сигнализировать об эмоциональном поле тела.

Клетки начинают извергать переживания с эмоциями, и человек часто оказывается в реактивном состоянии, которое часто понимают неправильно. Все это почти всегда находится за пределами их осознания, поскольку является причиной их столь сильного чувства к нынешней ситуации. Люди могут обвинить их в чрезмерной реакции, и реактивный человек недоумевает, почему это их так беспокоит.

Чем же может помочь гештальтист?

Когда клиент приходит на сеанс, он часто нервничает и, возможно, пережевывает то, что хочет обсудить на сеансе. Это может произойти во время их поездки на сеанс или продолжаться за несколько часов или даже дней до сеанса.

Когда начинается время вместе и устанавливается контакт, они садятся в сеанс и могут начать настраиваться и делиться. Часто они делают это с рассказом или описанием событий в своей текущей жизни. Это может быть связано с частью их жизни, которая в настоящее время находится в конфликте или чувствует себя неурегулированным. Это лежит в том, что мы называем передним планом. На переднем плане клиент может быть спровоцирован текущим человеком или ситуацией. Они оказываются в реактивном состоянии, и им, возможно, сказали, что они слишком остро реагируют.

Реактивные состояния — это состояния, в которых клиент чувствует, что не контролирует ситуацию. Их эмоции или даже слова и действия кажутся почти внетелесными. Это можно противопоставить нахождению в состоянии реагирования. Когда человек реагирует, он осознает свои мысли и эмоции и может делать выбор во время активной встречи. Это гораздо предпочтительнее для хорошего эмоционального здоровья.

Незавершенное дело возникает, когда человек не может выразить или контролировать ситуацию, которая является для него травмирующей или разрушительной. Это может быть связано с их юным возрастом, когда они невербальны или их детский способ самовыражения не слышен. Это может быть связано с отсутствием безопасности или доминированием в травмирующем событии. Это могло случиться, когда человек одолел в офисной стрельбе. Стыд часто является побочным продуктом этой динамики.

От реактивности к отзывчивости

Когда инциденты и события не разрешены, человек часто не может позволить воспоминанию уйти на задний план сознания. Это связано с тем, что базовые потребности, которые представляет инцидент, не были удовлетворены. Это незавершенное дело чаще всего находится вне поля зрения клиента, даже когда возникает ситуация, напоминающая этот неразрешенный опыт, и они реагируют. В гештальт-работе одна цель — обнаружить эти нерешенные места в жизни клиента, включая людей, связанных с незавершенным вопросом, и довести их до полноты.

Клиент может прийти на сеанс, рассказывая о ситуации или человеке, который вызывает у него реактивность. Это то, что гештальтисты называют передним планом или текущей историей. Необычная реактивность часто подпитывается незавершенными делами на заднем плане. Работа тренера заключается в том, чтобы найти и определить фон как место работы, необходимой клиенту. Это процесс соединения точек.

Как только предыстория раскрывается, коуч может создать эксперимент для работы с клиентом. Например, коуч может предложить клиенту представить ключевую фигуру в его незавершенном деле, а затем помочь ему разыграть ролевую игру или поработать с этим человеком на пустом стуле. Клиенту даются основные предложения или инструменты в работе, чтобы озвучивать и взаимодействовать в безопасной, поддерживаемой среде.

Выражение того, что они не были достаточно зрелыми или достаточно безопасными, чтобы выразить во время реального события, может освободить чувства и мысли на протяжении десятилетий, создавая ощущение завершенности и покоя. Когда часть работы цела и завершена, есть решение для клиента. Когда аналогичная ситуация, которая раньше была триггером, возникает снова, клиент больше не является триггерным или реакционным. Вместо этого они могут оставаться отзывчивыми и соответствовать реальности настоящего момента.

Гештальт-терапия: обзор и ключевые концепции

«Я делаю свое дело, а ты делаешь свое дело.
Я в этом мире не для того, чтобы оправдывать твои ожидания
И ты в этом мире не для того, чтобы оправдывать мои.
Ты — это ты, а я — это я,
И если случайно мы найдем друг друга, это прекрасно.
Если нет, то ничего не поделаешь.

(Фриц Перлз, 1969 г., в Глэддинге, 2000 г.)

Гештальт-терапия была разработана в 1940-х годах Фрицем и Лаурой Перлз, и в дальнейшем на нее повлияли такие люди, как Курт Левин и Курт Гольдштейн (Corsini & Wedding, 2000). Он был разработан как пересмотр психоанализа и фокусируется на эмпирическом и гуманистическом подходе, а не на анализе бессознательного, который был одним из основных терапевтических инструментов в то время, когда применялась гештальт-терапия.

Гештальт-терапия отвергает двойственность ума и тела, тела и души, мышления и чувства, чувства и действия. Согласно Перлзу, люди не состоят из отдельных компонентов, это разум, тело и душа, скорее, человеческие существа функционируют как единое целое. При этом человек определяет, кто он есть (самоощущение), выбирая реакцию на взаимодействие с окружающей средой (границы). Слово «гештальт» (немецкого происхождения) относится к «целому, конфигурации, интеграции, паттерну или форме» (Паттерсон, 19).86).

Форма гештальт-терапии, практикуемая сегодня, использует идеи, данные и вмешательства из множества источников, а также некоторые из оригинальных техник, известных как «методы гештальт-терапии». Отмечается, что гештальт-терапия имеет историю подхода, который создает или заимствует определенные техники, направленные на то, чтобы помочь клиенту сделать следующий шаг в своем личном росте и развитии.

Ключевые понятия

В основе гештальт-терапии лежат несколько ключевых понятий, многие из которых аналогичны личностно-центрированной и экзистенциальной терапии. Однако то, что действительно отличает гештальт-терапию от этих видов терапии, так это некоторые идеи, добавленные Перлзом и его коллегами, а также отличительные терапевтические техники, которые будут рассмотрены ниже (Seligman, 2006). Ниже приведены ключевые концепции гештальт-терапии:

Целостность и интеграция : Целостность относится ко всему человеку или к разуму и телу человека как к единому целому, а не как к отдельным частям (Seligman, 2006). Интеграция относится к тому, как эти части сочетаются друг с другом и как человек интегрируется в окружающую среду. Часто у людей, которые приходят на терапию, эти части не сочетаются друг с другом в их окружении, гештальт-терапия помогает клиентам интегрироваться как целостные личности и помогает восстановить баланс в их окружении.

Осведомленность : Осведомленность является одним из наиболее важных элементов гештальт-терапии, поскольку она рассматривается как «отличительный признак здорового человека и цель лечения» (Seligman, 2006). Когда люди «осознают», они способны саморегулироваться в своей среде.

Есть две основные причины отсутствия осведомленности:

  1. Озабоченность своим прошлым, фантазиями, недостатками и достоинствами, из-за которых человек не осознает всей картины.

  2. Низкая самооценка.

Существует три способа достижения осознанности с помощью терапии:

  1. Контакт с окружающей средой : Это через взгляд, слушание, прикосновение, разговор, движение, обоняние и вкус. Это позволяет человеку расти в своей среде, реагируя на окружающую среду и меняясь.

  2. Здесь и сейчас : Это человек, живущий и осознающий настоящий момент, а не беспокоящийся о прошлом или будущем.

  3. Ответственность : Это относится к тому, что человек берет на себя ответственность за свою собственную жизнь, а не обвиняет других.

Энергия и энергетические блоки : Гештальт-терапевты часто сосредотачиваются на том, где находится энергия в теле, как она используется и как она может вызывать блокировку (Corey, 2005). Заблокированная энергия — это форма сопротивления, например, напряжение в части тела, недостаточно глубокое дыхание или избегание зрительного контакта. Гештальт-терапия направлена ​​на поиск и устранение блокировок, которые могут мешать осознаванию.

Нарушения роста : Нарушения роста относятся к эмоциональным проблемам, которые вызываются людьми, которые недостаточно осведомлены и не полностью взаимодействуют с окружающей средой. При этом люди не могут успешно справляться с изменениями в своей жизни и вместо этого решают проблемы в оборонительной манере (Seligman, 2006).

Незавершенное дело : Незавершенное дело относится к людям, которые не доводят дело до конца в своей жизни, и часто связано с людьми с «нарушением роста» (Seligman, 2006). Люди с незавершенными делами часто обижаются на прошлое и из-за этого не могут сосредоточиться на здесь и сейчас. Одна из основных целей гештальт-терапии — помочь людям справиться с незавершенными делами и завершить их.

Общие представления о развитии личности

Гештальт-терапия считает, что людей нельзя рассматривать как отдельных от их окружения или межличностных отношений. Человек рассматривается как саморегулирующийся и способный мотивировать себя на решение проблем. Люди могут работать над ростом и развитием, насколько позволяет их среда.

Психологически здоровый человек — это тот, кто саморегулируется через изменения в жизни и развил чувство «целостности» между разумом и телом (Corsini & Wedding, (2000)).

Терапевтические техники и методы работы

Самая важная цель гештальт-терапии состоит в том, чтобы гештальт-терапевты не стремились изменить своих клиентов. Роль терапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам в развитии их собственного самосознания того, каковы они в настоящий момент. Таким образом, это позволит им исправить проблемы, влияющие на его или ее жизнь.

«Работа терапевта состоит в том, чтобы пригласить клиентов к активному партнерству, где они могут узнать о себе, приняв эмпирическую установку на жизнь, в которой они пробуют новое поведение и замечают, что происходит» (Perls, Hefferline and Goodman, 19).54, у Кори, 2005 г.).

Основное внимание в развитии осознания уделяется осознанию клиентами их собственной реальности. Для этого клиенты должны сначала взять на себя ответственность за выбор своих нынешних ситуаций. Язык играет большую роль в принятии ответственности. Клиент может попытаться использовать реакции избегания или проецировать индивидуальные черты на других людей или внешние причины, например: «Она меня так злит»; «Это его вина». Как реакция избегания, так и проекция черт пытаются переложить ответственность и ответственность на внешнюю причину.

Еще одна цель гештальт-терапии состоит в том, что терапевты должны работать над созданием отношений «Я-ты» с клиентами, в которых и терапевт, и клиент присутствуют здесь и сейчас, а не сосредотачиваются на прошлом или будущем (Seligman, 2006).

Кроме того, от терапевта требуется полное понимание опыта клиента. Это включает в себя рассмотрение вербальной и невербальной коммуникации клиента. На самом деле невербальное общение дает больше информации о реальной сущности человека.

Таким образом, важной функцией гештальт-терапевта является внимание к языку тела клиента, например, к позе, движениям, жестам, голосу и колебаниям, поскольку считается, что язык тела отражает то, через что проходит клиент в данный момент. тот момент времени.

Эксперименты : Гештальт-терапевты используют технику экспериментов или обучающий опыт со своими клиентами. Эксперименты предназначены для человека и принимают форму инсценировки, ролевой игры, домашнего задания или другой деятельности, которая способствует самосознанию человека (Seligman, 2006).

Примером этой техники может служить мужчина, который чувствует себя неуверенно в социальных ситуациях. У него через две недели запланировано рабочее мероприятие, поэтому терапевт дает ему эксперимент: начать разговор на мероприятии с кем-то, с кем он обычно не разговаривает. Время, проведенное в размышлениях о том, что он мог бы сказать, способствует самосознанию, а сам эксперимент придает ему больше уверенности в социальных ситуациях.

Использование языка : Гештальт-терапевты выбирают язык, который будет способствовать изменению клиента. Этого можно добиться следующими способами (Seligman, 2006):

  1. Акцент на утверждениях, а не на вопросах, чтобы подчеркнуть отношения сотрудничества между клиентом и терапевтом.

  2. Вопросы «Что» и «Как» (когда используются вопросы), чтобы удерживать клиента в настоящем и способствовать интеграции.

  3. «Я»-утверждения используются для того, чтобы поощрять клиентов владеть чувствами, а не возлагать вину на других.

  4. Используется настоящее время, поэтому акцент делается на настоящем, а не на прошлом.

  5. Поощрение ответственности клиентов за свои слова, эмоции, мысли и поведение, чтобы они узнавали и принимали то, что чувствуют.

Пустой стул : Техника пустого стула — это «метод облегчения ролевого диалога между пациентом и другими или между частями личности пациента. Он обычно используется в групповой ситуации» (Паттерсон, 1986). Два стула ставятся лицом друг к другу: один представляет пациента или одну сторону личности пациента, а другой представляет другого человека или противоположную часть личности. По мере того, как пациент меняет роли, он или она садится то на один, то на другой стул.

Терапевт может просто наблюдать за ходом диалога или давать указания пациенту, когда менять стулья, предлагать фразы для произнесения, привлекать внимание пациента к тому, что было сказано, или просить пациента повторять или преувеличивать слова или действия.

В процессе вызываются эмоции и конфликты, могут возникать и разрешаться тупиковые ситуации, могут развиваться осознание и интеграция полярностей – полярностей или расколов внутри пациента, между пациентом и другими людьми или между желаниями пациента и социальные нормы (Паттерсон, 1986).

Верх — аутсайдер : Обычно используемая гештальт-техника — это диалог между фаворитом и аутсайдером. Эта техника используется, когда терапевт замечает у клиента два противоположных мнения/отношения. Терапевт побуждает клиента различать эти две части и играть роль каждой из них в диалоге между ними (Patterson, 1986).

Тиранический «собака-лидер» требует, чтобы все было по-особому, в то время как «аутсайдер» играет роль непослушного ребенка. Индивид становится расколотым между двумя сторонами, борющимися за контроль.

Сны : Сны используются для интеграции клиента. В центре внимания сновидения клиента находится не бессознательное, а скорее проекции или аспекты сновидца (Seligman, 2006). Терапевт будет заставлять клиентов рассказывать о своих снах с точки зрения значения каждой роли во сне, и это позволяет клиентам брать на себя ответственность за сны и повышать осведомленность о своих мыслях и эмоциях.

Фантазия : Фантазия используется в гештальт-терапии для повышения самосознания клиентов своих мыслей и эмоций и для закрытия незавершенных дел (Seligman, 2006). Терапевты используют техники управляемого воображения (фантазии), чтобы побудить клиентов представить ситуации, например, что они сделали бы в определенной ситуации, или проецируя себя на разные роли.

Тело как средство коммуникации : Гештальт-терапия считает, что не только мысли и эмоции важны для создания ощущения «целостности» у клиента, но и физические ощущения также важны. Селигман (2006) определил три стратегии, помогающие сосредоточить внимание на физических ощущениях:

Идентификация : Гештальт-терапевты должны уметь распознавать физические признаки своих клиентов. Например, клиент может постукивать ногами по земле. Терапевт может сказать: «Стань своей ногой и дай ей голос?» Это создает осознание физических ощущений и эмоций клиента.

Локализация эмоций в теле : Гештальт-терапевты могут спросить клиентов, где они испытывают эмоции в своем теле. Например, клиент может сказать, что он нервничает из-за чего-то. Терапевт может спросить, откуда это берется в теле, и клиент может ответить, что это чувство похоже на порхание бабочек в животе. Это помогает клиенту лучше осознавать ощущения и свои эмоции.

Повторение и преувеличение : Если есть повторение, например, когда клиент постукивает ногой по земле, терапевт заставит его преувеличить движение и рассказать о возникающих чувствах. Это, в свою очередь, фокусируется на эмоциях и должно помочь высвободить заблокированное осознание.

Замешательство : Техника работы с замешательством клиента заключается в привлечении внимания к колебаниям клиента в разговоре о чем-то неприятном. Нерешительность может проявляться избеганием, игнорированием, вербализмом и фантазиями (Паттерсон, 19 лет).86). Привлекая внимание к колебаниям, это создает у клиента самосознание и позволяет ему проработать проблему.

Конфронтация : В гештальт-терапии конфронтация означает «бросить вызов клиенту или расстроить его». Клиент сталкивается с чувствительностью и эмпатией со стороны терапевта, чтобы столкнуться с важными для него проблемами. Это бесценный инструмент для того, чтобы привести клиентов к ясному осознанию их реальности, при правильном использовании. Однако конфронтация — это не метод, который можно использовать со всеми клиентами.

Области применения

Первоначально гештальт-терапия преимущественно использовалась для лечения людей, страдающих тревогой и/или депрессией и не проявляющих серьезных патологических симптомов. Хотя гештальт-терапия до сих пор используется для лечения тревоги и депрессии, она оказалась эффективной при лечении клиентов с расстройствами личности, такими как пограничное расстройство личности.

Гештальт-терапия также эффективна при консультировании групп, пар и семей (Corsini & Wedding, 2000).

Сильные стороны

  1. Имеются эмпирические исследования в поддержку гештальт-терапии и ее методов (Corsini & Wedding, 2000). В частности,

  2. Гештальт-терапия равна или превосходит другие методы лечения различных расстройств, гештальт-терапия оказывает благотворное влияние на расстройства личности, а эффекты терапии стабильны.

  3. Работает с прошлым, делая его актуальным для настоящего (Corey, 2005).

  4. Универсальный и гибкий подход к терапии. Он имеет много методов и может быть применен к различным терапевтическим проблемам.

Слабые стороны

  1. Чтобы гештальт-терапия была эффективной, терапевт должен иметь высокий уровень личностного развития (Corey, 2005).

  2. Эффективность конфронтационных и театральных техник гештальт-терапии ограничена и не была хорошо установлена.

  3. Считается, что это эгоцентричный подход, который касается только индивидуального развития.

  4. Потенциальная опасность для терапевтов злоупотреблять своей властью над клиентами (Corey, 2005).

  5. Не хватает сильной теоретической базы.

  6. Работает только здесь и сейчас.

  7. Не занимается диагностикой и тестированием.

Вывод

Гештальт-терапия направлена ​​на интеграцию «всего» человека и его или ее окружения. Эта терапия рассматривает здорового человека как человека, который осознает свою жизнь и живет здесь и сейчас, а не сосредотачивается на прошлом или будущем. Гештальт-терапия имеет ряд успешных техник, которые сегодня применимы в терапии и могут быть использованы для решения широкого спектра эмоциональных проблем.

Каталожные номера

  • Кори, К. (2005). Теория и практика консультирования и психотерапии. (7-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning.

  • Корсини, Р.Дж., и Веддинг, Д. (ред.). (2000). Современные психотерапии. (6-е изд.). Белмонт, Калифорния: Thomson Learning, Inc.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *