1.3. Философское мировоззрение. Философия в схемах и комментариях
1.3. Философское мировоззрение. Философия в схемах и комментарияхВикиЧтение
Философия в схемах и комментариях
Ильин Виктор Владимирович
Содержание
1.3. Философское мировоззрение
В философском мировоззрении с древних времен видны размышления о мире, космосе, об отношении человека к миру, о возможностях познания, о смысле жизни и т. д. Термин «философия» в переводе с греческого означает «любовь к мудрости». Считается, что этот термин был введен в употребление Пифагором (ок. 580–500 до н. э.). Термин «софия» обычно переводится как «мудрость». Но у греков смысл «софии» шире: это и проявление ума, и любознательность, и целенаправленность. В древней Индии философские школы назывались «даршанами» (от дарш– видеть; даршана имела смысл «видение мудрости»). В древнем Китае также уделялось большое внимание мудрости, знаниям; они должны лежать в основе управления страной, приносит пользу людям.
Философское мировоззрение как любовь к мудрости складывается, когда человек хочет понять, что собой представляет мир, кто он сам, как жить, какими принципами руководствоваться в понимании окружающей действительности, в устройстве общества и своей жизни. Философское мировоззрение имеет некоторые общие черты с религиозным. Но если в рамках религии ее утверждения принимаются на основе веры, не подлежат никакой критике, то в философии, как правило, стараются в последовательно логической форме дать ответ на мировоззренческие вопросы, обосновать свои утверждения, апеллируя при этом не к чувствам человека, не к вере, а к его разуму.
Философское мировоззрение представляет собой синтез наиболее общих взглядов на природу, общество, человека. При этом философия не останавливается на достигнутом. Философия, как правило, исторически не понималась как совокупность раз и навсегда готовых знаний, а как стремление ко всей более глубокой истине.
Хотя мифологическое, религиозное и философское мировоззрение отличаются друг от друга, в умах отдельных людей они могут сочетаться самым причудливым образом. Практика показывает, что существуют своеобразные «пограничные зоны» между различными видами мировоззрений, где они могут вступать в контакт друг с другом. В частности, имеется тесная связь между некоторыми философскими концепциями и религией.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
1.

1.1. Мировоззрение У каждого человека имеется определенный объем знаний. С некоторым упрощением знание можно подразделить на два уровня.Первый – это обыденное (стихийно-эмпирическое) знание. Сюда входят трудовые навыки, бытовые традиции, элементарные взгляды на
Диалектика и мировоззрение
Диалектика и мировоззрение В дискуссиях о том, как следует разрабатывать и излагать теорию диалектики, вопрос о соотношении диалектики и мировоззрения всплывает регулярно, хотя, казалось бы, в классической марксистско-ленинской литературе он решен давно,
1. Мировоззрение
1. Мировоззрение В преддверии философииПриступая к изучению философии, многие уже имеют об этом предмете некоторое представление: могут с большим или меньшим успехом припомнить имена прославленных философов, а может быть, даже объяснить в первом приближении и что такое3.

3. Философское мировоззрение Философия — теоретически осмысленное мировоззрение. Слово «теоретически» употреблено здесь расширительно и подразумевает интеллектуальную (логическую, концептуальную) проработанность всего комплекса проблем мироосмысления. Такое
Мировоззрение как философское понятие
Мировоззрение как философское понятие Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,
5. Мировоззрение как философское понятие
5. Мировоззрение как философское понятие
Мировоззрение – это совокупность общих представлений о действиях, которые отражают и раскрывают практическое и теоретическое отношение человека к миру. В это понятие входят жизненные позиции человека, убеждения, идеалы (истина,
26. Мировоззрение дурака
26. Мировоззрение дурака Мир дураков черно-белый, стабильный, понятный. Людей они делят на «хороших» и «плохих». «Хороших» они любят больше, чем те заслуживают, «плохих» ненавидят сильнее, чем стоило бы.Есть образованные дураки, усвоившие, что правильным иногда бывает не
4. Мировоззрение
4. Мировоззрение Необходимо сказать, что трактат Марциана Капеллы производит некоторым образом разочаровывающее впечатление. Обычно Марциана Капеллу зачисляют в западный неоплатонизм конца античности. И так оно, вероятно, и есть, и с этого мы и начнем. Но уже заранее надо8. То же. Мировоззрение
8. То же. Мировоззрение
Переходя от внешнего изложения к анализу внутренней идеи данного трактата, мы прежде всего сталкиваемся, конечно, с мировоззрением Боэция. Оно выражено в трактате чрезвычайно ярко. Сводится оно к общей картине страдающей, безвыходно запутавшейся
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
2. ФИЛОСОФИЯ И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Всякая философия — это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.Философия составляет теоретическую основу мировоззрения:— философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это
V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ
V. КУЛЬТУРА И МИРОВОЗЗРЕНИЕ Великая задача духа — создание мировоззрения. В мировоззрении эпохи находят обоснование ее идеи, убеждения и дела. Лишь придя к культуротворческому мировоззрению, мы окажемся способными к идеям, убеждениям и делам, необходимым для расцвета
2. Философия и мировоззрение
2. Философия и мировоззрение
Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Философия составляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденных взглядов житейской
2.1. Религиозное мировоззрение
2.1. Религиозное мировоззрение Как уже известно, любая религиозная система, это прежде всего мировоззренческая система. То есть, духовная религиозность людей, представленная тем или иным культом, ритуалами, церковью, канонами и прочими атрибутами — прежде всего формирует
Мировоззрение как жизненный путь | Блог 4brain
Всемирно известная английская писательница Агата Кристи как-то заметила:
Странный этот мир, где двое смотрят на одно и то же, а видят полностью противоположное.
Агата Кристи
Поразителен тот факт, что все мы, такие разные, такие особенные и индивидуальные, можем уживаться в одном мире, жить хотя бы в частичном взаимопонимании. Но почему мы так отличаемся? На самом деле, огромную роль в нашей жизни играет мировоззрение. Как оно формируется? Что собой представляет? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить далее.
Понятие и структура мировоззрения
Термин «мировоззрение» принадлежит области философского учения. Фактически, вся философская наука направлена, главным образом, на изучение мировоззрения человека, исследования источников его формирования и факторов, влияющих на него. Первыми философами, посвящавшими свои труды мировоззрению, были Иммануил Кант (не отличавший его от понятия «миросозерцание») и Вильгельм Шеллинг. Последний как раз использовал данный термин в том понимании, в котором мы трактуем его сегодня.
Отталкиваясь от накопленного философского знания, определим мировоззрение как совокупность наиболее общих представлений человека о мире, о его месте в этом мире, о его возможностях и о способах воплощениях этих возможностей в действительность. Из определения видно, что человек по ходу жизни формирует определенную картину мироздания, рефлексирует относительно своего места в нем, пытается оценивать свои возможности, силы, а также барьеры, которые мешают ему при осуществлении его планов.
Мировоззрение является составной частью миропонимания, под которым понимается уже сложившаяся система идей и понимания окружающего мира и своего места в нем. Однако ему, мировоззрению, предшествуют еще кое-какие этапы восприятия мира. В целом схема формирования оценки мира выглядит следующим образом:
Мироощущение → Мировосприятие → Мировоззрение → Миропонимание
При этом под мироощущением понимается наиболее поверхностный уровень восприятия мира, первичное осознание комфорта или дискомфорта в жизни, отдельной её части. Под мировосприятием же – уровень рассудка и формирования элементарных связей между своей личностью и окружающим миром.
Необходимо также помнить, что мировоззрение создается благодаря условиям окружающей среды, внешним факторам, но вся поступающая информация о них преломляется под нашим эмоциональным фоном, под которым понимается совокупность наших характерных черт, темперамент, особенности нервной системы и т. д. Поэтому важно поддерживать эмоциональный баланс, чтобы адекватно воспринимать окружающую действительность.
Важной составляющей мировоззренческой системы человека являются также нормы и ценности, сопровождающие период нашей жизни. При этом понимаются нормы религиозные, законодательные, моральные и прочее. Этот компонент мировоззрения формируется за счет места, в котором мы родились, менталитета, воспитания, интересов, а также других факторов.
Виды и типы мировоззрения
Классическая классификация мировоззрения сводится к выделению двух видов мировоззрения: обыденного и научного.
Обыденное мировоззрение носит стихийный характер, то есть оно формируется бессознательно, путём обычного восприятия информации, составления простых практических выводов, оценки чужих мнений и суждений, ежедневной практики. Обыденное мировоззрение формируется непрерывно и дополняется информацией с её последующей оценкой ежемоментно.
Научное же мировоззрение предполагает работу мышления, подключение аналитического аппарата, построение суждений на основе доказанной информации. Здесь нам уже приходится сталкиваться с какими-то проблемными ситуациями, противоречиями и пытаться их понять.
Деление мировоззрения на виды с указанными названиями довольно условно, потому что, в принципе, человек, работающий в сфере науки, может в большей степени оперировать обыденным мировоззрением, то есть опираться на доводы практические, не поддаваясь анализу происходящих в его жизни событий. В то же время человек, имеющий прикладной характер занятости, к примеру, продавец-консультант, няня или художник, могут мыслить довольно насыщенно, прибегая к сравнению, сопоставлению, изучению, анализу, критике. Такой личности, как правило, не просто навязать свое мнение, заставить её думать не так, как она бы предпочла в данный момент.
В философии также выделяют три типа мировоззрения, сформировавшиеся в ходе истории:
- мифологическое;
- религиозное;
- философское.
Первый из указанных типов мышления основан на мифе как на попытке объяснить окружающие явления.
Людям всегда было свойственно «достраивать» те ситуации и обстоятельства, которые вызывали сомнения, «додумывать» то, что сложно объяснить. Форма мифологического эпизода – отличный способ сделать это при помощи элемента фантастики или сплетения, казалось бы, не связанных между собой идей. В общем виде, миф – это отражение жизненных кейсов с их приукрашиванием и конечным содержательным оформлением.
Религиозное мировоззрение возникло с образованием классового общества, когда появилась необходимость нахождения силы, способствующей сплочению общества, поиску компромисса между элементарными социальными группами. Не случайно глагол religare (лат. ) переводится как «воссоединять».
Религиозное мировоззрение отличалось от мифологического более прогрессивным характером в силу наделения человека большим объемом свободы, которая, казалось, была ограничена божественными силами. Однако человек был наделен свободой выбора, волей, что в серьезной мере позволяло ему возвыситься над внешними обстоятельствами. Можно сказать, что человеческий страх обрел немного иную форму.
Религиозное мировоззрение и сегодня оказывает влияние на психологию личности. Статистические прогнозы указывают на рост числа верующих, особенно мусульман, которые к 2050 году составят около 30% населения (на сегодня – только 23% населения Земли). Поэтому если вы считали, что религия в наше время отходит на второй план, не торопитесь с выводами.
И последний тип мировоззрения – философский. Наиболее развитая, прогрессивная форма мировоззрения, которая предполагает возможность использовать свой аналитический потенциал, мышление, формулировать свою точку зрения вне зависимости от мнения других людей. Философский тип мировоззрения не обязательно предполагает изучение каких-то философских материалов, специализированной литературы. Это всего лишь возможность относиться описанным образом к любому материалу.
Зная типы мировоззрения, мы теперь можем проследить, как исторически менялось сознание человека, и какие пережитки прошлого могут сохраняться в нашем сознании по сей день. К примеру, страх внешних обстоятельств, создание вымышленных образов, облегчающих реальные модели поведения, нежелание бороться и искать выход из ситуации с помощью реальных методов и возможностей – типичные черты, доставшиеся нам от мифологического мировоззрения.
Религия же, нужно осознавать, первоначально опиралась на воссоединение людей, их примирение и связь с окружающим, порой жестоким миром посредством Бога, как сверхъестественной силы, а также служила ограничительным инструментом при регулировании поведения людей в социуме.
Философское мировоззрение уже в чистом виде предполагает избавление от стереотипов, навязанных как историческими формами мировоззрения, так и современным обществом. Поэтому умение анализировать события вокруг, опираться на доводы рассудка – черты именно философского мировоззрения.
Чтобы процесс образования мировоззрения проходил более легко и интересно, мы предлагаем вам начать с познания самого себя. Наша онлайн-программа «Самопознание» за 4 недели поможет вам узнать, чего вы реально хотите в жизни, каковы ваши сильные стороны и точки для развития.
Современный мир во многом требует от нас четкости и уверенности, при этом не давая её во внешних обстоятельствах. Давайте посмотрим, почему следует иметь конкретное понимание и восприятие мира.
Почему важно иметь четкое мировоззрение?
Действительно ли важно говорить о мировоззрении, знать и понимать его структуру, типы и т.п.? Конечно. Мировоззрение – это словно интерфейс программы, через которую вы оцениваете элементы окружающей среды, их функциональные связи, и пытаетесь занять свое место среди этих элементов. Чем более красочней и приятней интерфейс, тем больше вам нравится программа.
Мировоззрение формирует набор ценностей, идеалов, жизненных принципов человека, а все это взятое вместе задает правила, по которым вы играете, оказывает влияние на цели и ориентиры, которыми вы руководствуетесь в своей ежедневной практике. Если вы считаете, что биология – это скучно, а музыка таит в себе множество тайн и загадок, которые вам интересно разгадать, то это определит, скорее, вашу специальность, круг вашего общения, в некоторой степени ваш внешний вид, лексикон, манеру общения и многое другое. То есть мировоззрение напрямую влияет на нашу жизнь.
Если у вас остались какие-либо вопросы, вы можете посмотреть короткое, но содержательное видео о том, что такое мировоззрение и какова его роль:
Заключение
Завершая тему мировоззрения, хотелось бы показать вам фрагмент картины Александра Манна «Одинокая дорога», где представлен путь одинокого старца на фоне красочной природы:
Этот старец идёт в глубокой задумчивости, при этом его дорога освещена довольно теплым светом, слева от него течет ручей, путь его, по всей видимости, далёк и также одинок. В некоторой степени эта картина отражает наш жизненный путь и показывает, что все мы в этом мире – странники, пытающиеся окончить свой путь на том месте, к которому шли, при этом дорога наша должна быть освещена знаниями и положительными эмоциями. А ручей символизирует время, которое, как шло, идет, так и будет идти вне зависимости от того, есть старец на дороге или нет. То, как он видит свой путь, то, как к нему относится, и то, почему он выбрал именно его, определено его мировоззрением, что лишний раз доказывает его важную роль в жизни. Поэтому стремитесь к правильному выбору во всем.
Желаем вам отличного настроения и мировоззрения!
Ключевые слова:1Когнитивистика, 1Самопознание
философское мировоззрение в предложении
Эти слова часто употребляются вместе. Можно перейти к определению философского
или определение мировоззрения.
Или посмотрите другие комбинации с Outlook.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Я знаю, что у него философское мировоззрение и что он знает старую пословицу, что все приходит к тем, кто ждет.
Из архива
Hansard
Пример из архива Hansard. Содержит парламентскую информацию под лицензией Open Parliament License v3.0
Он представлен в пяти цветах, каждый из которых связан с философским мировоззрением и типом земли, а также имеет нейтральную бесцветную форму.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Тем не менее, у каждого свой акцент, способ выражения и философский кругозор .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Писатель зависит от автобиографических элементов и имеет философское мировоззрение .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Сама игра достаточно тонка и сложна, чтобы тактика игрока отражала его собственное политическое и философское мировоззрение .
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Его философское мировоззрение было взглядом скептического натуралиста, и он заинтересовался астрономией, календарной наукой, магнетизмом и фэн-шуй.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Собственное философское мировоззрение Тейлора можно широко и справедливо охарактеризовать как герменевтическое.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Видеокартина вытекает из его философского мировоззрения и представляет собой отход от повествований о создании фильмов, которые были в центре его внимания более десяти лет.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
И все же его исключительная проза и интеллект его философских мировоззрение оказало большое влияние на многих выдающихся писателей и художников конца девятнадцатого и двадцатого веков.
From
Wikipedia
Этот пример взят из Википедии и может быть повторно использован под лицензией CC BY-SA.
Эти примеры взяты из корпусов и из источников в Интернете. Любые мнения в примерах не отражают мнение редакторов Кембриджского словаря, издательства Кембриджского университета или его лицензиаров.
Хотите узнать больше?
Проверьте свой словарный запас с помощью наших веселых викторин по картинкам
- {{randomImageQuizHook.copyright1}}
- {{randomImageQuizHook.
copyright2}}
Авторы изображений
Пройди тест сейчас
Слово дня
заставить чьи-то волосы встать дыбом
сильно напугать кого-то
Об этом
Блог
Приблизительно: речь идет о примерных цифрах и суммах
Подробнее
Новые Слова
духовная ванна
Другие новые слова
Связь между философским мировоззрением и благополучием
Если у вас жалкие взгляды на мир, то логично, что вы тоже будете чувствовать себя жалкими. Однако в этом понятии есть еще один нюанс — что ваше философское мировоззрение связано с вашим благополучием — чем просто признание того, что пессимизм приводит к плохим последствиям для психического здоровья. Например, помимо психического здоровья, какое философское воззрение более основано на реальности, пессимизм или оптимизм? Более того, какова причинно-следственная связь: плохое психическое здоровье приводит к пессимизму или пессимистические тенденции приводят к плохому психическому здоровью? И является ли причинно-следственная связь односторонней? Могут ли пессимизм и проблемы с психическим здоровьем, такие как депрессия, также не взаимодействовать как порочный круг с нисходящими последствиями?
Чтобы изучить эти вопросы, будет полезно привести несколько примеров философов, которые соответствуют всем требованиям как пессимисты или оптимисты.
Видят ли люди с депрессией мир более ясно? «Депрессивный реализм» – это гипотеза о том, что люди, страдающие депрессией, имеют лучшее представление о том, как обстоят дела, чем население в целом. Это понятие было разработано психологами Лорен Эллой и Лин Ивонн Абрамсон. Хотя депрессия связана с неадекватными убеждениями и поведением, Эллой и Ивонн утверждают , что негативные мысли, которые депрессивные люди имеют точную оценку мира.
Кроме того, они добавляют, что люди, не страдающие депрессией (большинство людей), предвзято оценивают мир. Это предубеждение известно как принцип Поллианны: склонность запоминать приятные события точнее, чем неприятные. По словам исследователей Матлина и Стэнга, мы смотрим на прошлое через розовые очки. Название этой предвзятости происходит от романа Pollyanna (1913) Элеоноры Х. Портер, в котором описывается девушка, которая играет в «радостную игру» — она пытается найти повод для радости в любой ситуации.
Итак, подтверждает ли существующая совокупность данных гипотезу депрессивного реализма? Что ж, метаанализ, проведенный по этому вопросу, подчеркивает, что в среднем по всем исследованиям наблюдается небольшой эффект депрессивного реализма. Кроме того, авторы отмечают, что используемая методика влияет на обнаружение эффекта депрессивного реализма. Действительно, это может помочь объяснить, почему существуют как доказательства, так и доказательства депрессивного реализма.
Самый известный философ-пессимист – немецкий философ Артур Шопенгауэр. Некоторые из его самых воодушевляющих эссе включают О страданиях мира и О суете существования. Трудно определить, страдал ли сам Шопенгауэр настоящей клинической депрессией или же он был просто сварливым и недовольным человеком. Его личная жизнь не указывает на другие распространенные симптомы депрессии, такие как социальная изоляция, постоянная усталость, недостаток энергии и мотивации или ангедония. Кроме того, неясно, был ли Шопенгауэр пессимистом от природы, или на его пессимизм (а также на его женоненавистнические взгляды) повлияла его личная жизнь, которая включала натянутые и разочаровывающие отношения с женщинами.
Возможно, некоторые люди просто от природы более склонны к негативу. В конце концов, генетика и воспитание оказывают сильное влияние. На самом деле, отец Шопенгауэра, по-видимому, покончил жизнь самоубийством, согласно Safranski (1990):
В жизни отца был какой-то темный и смутный источник страха, который позже заставил его броситься на смерть с чердака своего дома в Гамбурге.
.
Ученые считают, что до 40% людей с депрессией могут проследить ее генетическую связь. У Шопенгауэра могла быть некоторая скрытая уязвимость к депрессии — или пессимизму — и это могло проявиться или стать более выраженным и усугубляться стрессовыми жизненными событиями.
Чтобы почувствовать пессимизм Шопенгауэра, возьмите эти выдержки из О страданиях мира :
Если страдание не является прямой и непосредственной целью жизни, наше существование должно совершенно не достичь своей цели.
Каждое отдельное несчастье, когда оно приходит, кажется, без сомнения, чем-то исключительным; но несчастье вообще правило.
Опять же, вы можете смотреть на жизнь как на бесполезный эпизод, нарушающий благословенный покой небытия. И, во всяком случае, хотя дела у вас шли сносно, но чем дольше вы живете, тем яснее будете чувствовать, что в целом жизнь удалась.0182 разочарование, нет, обман .
И из О суете существования :
Человеческая жизнь должна быть какой-то ошибкой. Истинность этого будет достаточно очевидна, если мы только вспомним, что человек представляет собой смесь нужд и потребностей, которые трудно удовлетворить; и что даже когда они удовлетворены, все, что он получает, — это состояние безболезненности, когда ему ничего не остается, кроме предательства скуке. Это прямое доказательство того, что существование само по себе не имеет реальной ценности; ибо что такое скука, как не чувство пустоты жизни?
АнтинатализмСуета существования раскрывается во всей форме, которую принимает существование: в бесконечности времени и пространства, противопоставленной конечности индивидуума в том и другом; в мимолетном настоящем как единственной форме, в которой существует действительность; в случайности и относительности всех вещей; в постоянном становлении без бытия; в постоянном желании без удовлетворения; в постоянном разочаровании стремления, из которого состоит жизнь.
Для Шопенгауэра существование «напрасно и бесполезно». Эта точка зрения также привела его к выводу, что лучше никогда не рождаться. Эта философская позиция, называемая антинатализмом, утверждает, что людям аморально иметь детей, поскольку, по их мнению, рождение в целом является негативным результатом, влекущим за собой больше страданий, чем радости.
В О страданиях мира, Шопенгауэр говорит:
Если вы попытаетесь вообразить, насколько это возможно, сколько страданий, боли и страданий всякого рода освещает солнце на своем пути, вы согласитесь, что было бы гораздо лучше, если бы на земле так же мало, как и на луне, солнце могло вызывать явления жизни; и если бы здесь, как и там, поверхность была еще в кристаллическом состоянии.
Шопенгауэр твердо придерживается убеждения, что мир и род человеческий «есть нечто такое, чего лучше бы не было». Современный философ Дэвид Бенатар разделяет эту точку зрения в своей книге Лучше никогда не быть: вред появления на свет . Бенатар расширяет аргументы Шопенгауэра о боли и удовольствии в человеческом существовании. Он выдвигает определенные предпосылки, чтобы оправдать свою антинаталистическую позицию. Он утверждает, что хотя боль — это плохо (бесспорный момент), отсутствие боли — это хорошо, но отсутствие удовольствия — это не плохо, поэтому существовать всегда хуже, чем не существовать. Бенатар, конечно, признает, что удовольствие — это хорошо, но, по-видимому, придерживается мнения, выраженного Шопенгауэром, о том, что природа боли негативна в гораздо более интенсивном смысле, чем та позитивность, которую мы приписываем удовольствию. Кроме того, Шопенгауэр видит счастье только как отрицание чего-то положительно болезненного. Как он утверждает в О страданиях мира :
Отрицательно добро; другими словами, счастье и удовлетворение всегда подразумевают исполнение какого-то желания, завершение состояния боли.
Этим объясняется тот факт, что мы обычно находим удовольствие далеко не таким приятным, как мы ожидали, а боль гораздо более болезненной.
Философия и депрессияГоворят, что удовольствие в этом мире перевешивает боль; или, во всяком случае, между ними существует даже баланс. Если читатель желает вкратце убедиться, верно ли это утверждение, пусть он сравнит соответствующие чувства двух животных, одно из которых занято поеданием другого.
Филипп Майнландер, немецкий философ и менее известный мыслитель-пессимист, чем Шопенгауэр, также проливает свет на связь между философскими воззрениями и психическим здоровьем. Философ
Теодор Лессинг сказал, что центральная работа Мейнлендера Философия искупления является «возможно, самой радикальной системой пессимизма известной философской литературе». В этой работе Майнлендер, на которого большое влияние оказал Шопенгауэр, говорит, что жизнь абсолютно ничего не стоит и что «небытие лучше, чем бытие».
Что касается психического здоровья Майнлендера, то во время службы в армии он писал своей сестре Минне о том, что он « вымотался, вымотался » и «невыразимо устал». (Необъяснимая усталость является распространенным симптомом депрессии.) После того, как он завершил работу над книгой «Философия искупления» , у него случился психический срыв, а затем он покончил жизнь самоубийством в возрасте 34 лет. Трудно найти какие-либо английские переводы его работы, но испанская статья резюмирует его философию следующим образом:
У всей вселенной одна цель – достичь небытия. Он достигает этого за счет постоянного ослабления суммы своих сил. Сюда относится рост энтропии. Каждый индивидуум должен достичь истощения своих сил до того момента, когда его желание истребления может быть удовлетворено. Истинное освобождение человека заключается в самоубийстве.
Более 90% тех, кто умирает в результате самоубийства, имеют поддающееся диагностике психическое заболевание. Мейнлендер подчеркивает, как философское мировоззрение и благополучие могут быть тесно переплетены. Действительно, это поднимает интересный вопрос о том, насколько наше мировоззрение зависит от нашего психического здоровья, а насколько — от рассуждений, наблюдений, интуиции, мудрости и т. д. и т. п. Эта связь между философским пессимизмом и антинатализмом, а также психическим здоровьем также проясняется тем фактом, что такие люди, как Шопенгауэр, Бенатар и Майнландер, делают аналогичные заявления депрессивным. В то время как Шопенгауэр считал, что человеческое существование вообще является ошибкой, депрессивный человек может сказать, что их жизнь — ошибка. Неужели это такой большой скачок, чтобы перейти от мысли, что вы — ошибка, к мысли, что человечество в целом подобно какой-то космической ошибке?
Если философские понятия, такие как пессимизм, экзистенциальная тревога и кризис, обычно проявляются в депрессии, то нельзя ли сказать что-то о рассмотрении депрессии как философской проблемы, по крайней мере, в некоторой степени? Как пишет Том Руджеро:
Обе точки зрения, пессимистическая и экзистенциальная, не обязательно рассматривают депрессию как болезнь, существующую в голове человека. Пессимист и экзистенциалист мог бы на самом деле согласиться с тем, что мир сам по себе испорчен, что социальные нормы сами по себе патологически, что чувства отчаяния, беспокойства, утраты и бесцельности могут быть типичны для людей исключительно умных и наблюдательных.
Таким образом, с этой точки зрения человек, находящийся в «депрессии», может видеть то, чего не видят другие, иметь острое понимание своенравия современной культуры, иметь утонченное чувство добра и прекрасного. Таким образом, введение человеку наркотиков затуманило бы его зрение, снизило бы чувствительность его восприятия, убило бы склонность к поиску смысла.
Это противоречивое утверждение, особенно если оно отговаривает некоторых людей от фармацевтических вмешательств и форм психотерапии, основанных на изменении образа мышления. Однако Руджеро поднимает вопрос о том, что культурное восприятие психического заболевания может повлиять на то, как оно распознается и лечится. Ради баланса и хорошего самочувствия каждому человеку, возможно, следует использовать те методы (философские, духовные, фармацевтические, физические и психотерапевтические), которые наиболее актуальны и полезны для него. В отношении чего-то столь сложного, как психическое здоровье, было бы неразумно и даже опасно давать черно-белые обобщенные рекомендации.
В отличие от этой дискуссии о пессимизме, другие философы не рассматривают страдание, присущее человеческой природе, как нечто, вызывающее отчаяние. Первая Благородная Истина буддизма гласит, что жизнь характеризуется страданием и неудовлетворенностью. Тем не менее, жалкое мировоззрение, похоже, не лежит в основе буддийской философии, как это было у Шопенгауэра (на которого сам повлиял буддизм). Более того, западные духовные учителя, находящиеся под влиянием восточной философии, также признают трюизм первой Благородной Истины, но — из-за естественной оптимистической тенденции, принятия оптимистического мировоззрения или того и другого — представляют человеческие страдания в положительном свете.
Алан Уоттс, философ, который всегда излучал бодрость и радость в своих различных беседах, сказал о состоянии человека следующее:
Человек страдает только потому, что серьезно относится к тому, что боги создали для забавы.
Это настоящий секрет жизни — быть полностью вовлеченным в то, что вы делаете здесь и сейчас. И вместо того, чтобы называть это работой, поймите, что это игра.
Смысл жизни в том, чтобы просто быть живым. Это так ясно, так очевидно и так просто. И тем не менее, все мечутся в великой панике, как будто нужно достичь чего-то большего, чем они сами.
Всегда будут страдания. Но мы не должны страдать из-за страданий.
Мы живем в культуре, где нам втирают всеми мыслимыми способами, что смерть — это ужасно. И это чудовищная болезнь, от которой особенно страдает наша культура.
Если мы живем, мы живем; если мы умрем, мы умрем; если мы страдаем, мы страдаем; если мы в ужасе, мы в ужасе. В этом нет проблем.
Духовный учитель Рам Дасс писал и говорил о парадоксе страдания, что, хотя кажется очевидным, что страдание — это плохо, верно и то, что страдание — это благодать.