15.05.2024

Факторы влияющие на становление личности: Влияние на развитие личности. Факторы, влияющие на формирование личности

Факторы влияющие на формирование личности

      1. средовые факторы (семья, культурные факторы)

      2. генетические (опосредовано на определенном этапе)

      3. климатические условия и стиль питания

      4. факторы случайности (10)

Основой личностного познания, а значит и становления че­ловека как личности выступают психические процессы: ощу­щение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание, память, эмоции, чувства, воля. Иногда к этому пе­речню добавляется и речь.

Вся совокупность указанных психических процессов в ли­тературе часто делится на группы;

1. Познавательные (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение, внимание).

2. Мнемические (память).

3. Эмоционально-волевые (эмоции, чувства, воля) (5).

Какие же причины влияют на развитие личности, приводят к ее упадку и какие причины содействуют ее развитию? На развитие личности определенное влияние оказывает

окружающая ее природа (среда обитания). Здесь можно привести не подлежащий сомнению факт, что умеренный климат для развития личности является более благоприятным, нежели суровый климат севера и жаркий климат тропиков.

Вряд ли кто-нибудь станет оспаривать наряду с климатом важное значение иных метеорологических, а равно и географических условий. Великие пустыни, малопригодные для человеческого житья, и все те местности, где человеку приходится затрачивать много сил и энергии на борьбу с окружающей природой, не благоприятствуют развитию личности. Равным образом неблагоприятные почвенные и метеорологические условия, характеризующиеся эндемическим развитием тех или иных общих болезней, не могут не отражаться пагубно на развитии личности, ухудшая физическое здоровье организма.

Первым и основным условием правильного развития личности является природа организма, наследие его отцов или те антропологические особенности, которые составляют почву для развития личности.

Вряд ли кто может сомневаться в значении расы в указанном отношении. Наилучшим примером может служить тот факт, что из трех человеческих рас черная, несмотря на свою многочисленность, далеко не достигла той степени культурного развития, как две другие расы.

Другим примером влияния антропологических особенностей на развитие личности являются народы древней Эллады, достигшие удивительной культуры и не менее удивительного развития личности и затем погибшие вследствие особых исторических условий. Несмотря на то, что остались те же географические условия, какие были в Греции и в минувшие века, несмотря на то, что центр цивилизации до сих пор остается, как и ранее, на материке Европы, современные нам греки, вследствие приобретенных ими новых антропологических особенностей в период долгого рабства, по-видимому, не обещают сделаться великим народом, каким они несомненно были в древности.

Не меньшего внимания заслуживает другой фактор, влияющий на развитие личности. Это – фактор биологический, связанный с условиями зачатия и развития человеческого организма.

Во всяком случае, нельзя не принять во внимание тот факт, что только гармоническое развитие тела и духа обеспечивает правильное совершенствование личности. Если физическое развитие от природы слабо, если человек с раннего возраста подвергается физическим невзгодам и целому ряду общих инфекционных болезней, особенно с затяжным течением, если вместе с тем у него развиваются такие общие болезненные поражения, коренящиеся в недостаточном и неправильном питании организма, как анемия, золотуха, рахитизм и прочие, то уже полный расцвет личности будет в той или иной мере задержан.

На развитие личности оказывают существенное влияние неблагоприятные экономические условия, приводящие последовательно к физическому ослаблению организма, подрывающие в корне питание организма и нарушающие правильное развитие мозга, а следовательно, и личности.

Далее, важным фактором, приводящим к развитию личности, является общественная деятельность. Где нет общественной деятельности, там и нет полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на определенной ступени своего развития; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни и прочного развития государственности. Народы, у которых общественная деятельность отсутствует или слабо развита, подготавливают в своей среде менее развитых и более пассивных личностей по сравнению с другими народами, что в конце концов отражается на всех отраслях культуры.

К этому надо добавить, что естественным последствием отсутствия правильно организованной общественной деятельности в форме самоуправления является праздность и бездеятельность, которая находит в этом случае особенно благоприятные условия преимущественно в более обеспеченных классах общества. Между тем праздность, чем бы она не была обусловлена, приводит естественным образом к понижению умственной работоспособности, к невосполнимой утрате умственного материала за время бездеятельности, к недостаточному усовершенствованию нервно-психических механизмов, что доказывается между прочим также и психометрическими исследованиями. Также праздность приводит к нравственному и физическому вырождению, особенно если к ней присоединяются ее естественные спутники – алкоголизм, наркомания, развратные деяния и другие излишества. Постепенно происходит деградация личности.

Не меньшего внимания в смысле развития личности заслуживают воспитание и обучение.

Как для правильного развития тела необходимо правильное физическое питание, так для умственного развития, приводящего к развитию личности, необходимо питание духовное. Ясно, что для цельного развития личности правильное воспитание и обучение составляют существенную основу.

Особенно следует подчеркнуть то обстоятельство, что основы будущей личности формируются еще в дошкольном возрасте, и, следовательно, правильное и рациональное воспитание должно начинаться с первых дней жизни человека. Иначе могут произойти существенные изменения в характере личности, его мировоззрении (благодаря тем или иным условиям), что в будущем может негативно сказаться как на самом человеке, так и на окружающих его людях.

Также немаловажную роль в формировании личности играет правильное направление умственного развития. Так как невежество и недостаток образования ведет к недоразвитости личности.

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого человека.

Действительную основу личности составляет то особое строение целокупных деятельностей субъекта, которое возникает на определенном этапе развития его человеческих связей с миром.

Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и, соответственно, развития действий субъекта. Действия, все более обогащаясь, как бы перерастают тот круг деятельностей, которые они реализуют, и вступают в противоречие с породившими их мотивами. В результате происходит сдвиг мотивов на цели, изменение их иерархии и рождение новых мотивов – новых видов деятельности; прежние цели психологически дискредитируются, а отвечающие им действия или вовсе перестают существовать, или превращаются в безличные операции.

Конечно, формирование личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности которых зависят от конкретных условий и обстоятельств.

Личность как общественный индивид всегда выполняет определенную совокупность общественных функций. Каждая из этих функций осуществляется путем своеобразного общественного поведения, строится в виде известных процедур поведения и обусловливающих их мотиваций. Эти процедуры, мотивы и общественные функции личности в целом детерминированы нормами морали, права и другими явлениями общественного развития. Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, то есть социальных связей и взаимосвязей, которые образуют человека как общественное существо – личность, субъекта и объекта исторического процесса.

Из многочисленных, в том числе не до конца еще разрешенных, вопросов развития личности мы остановимся на одной, важной и с философской, и с конкретно-научной точки зрения проблеме, а именно проблеме движущей силы развития человека. В процессе развития слепые силы влечения организма превращаются в осознанные потребности, инстинктивное приспособление к природе и социальной среде становится все более сознательным и планомерным, включающим не только приспособление к действительности, но и преобразование ее.

Известно, что развитие есть постоянная борьба противоположенностей, находящихся в каждый данный момент в определенном временном единстве.

Поскольку человек отражает и выражает общественные отношения, он не самостоятелен в своем поведении и деятельности. Будучи объектом, человек в то же время является субъектом познания и практики. Степень самостоятельности, конечно, у разных людей разная. Она, прежде всего, зависит от истории их развития, от политико-экономических и общественно-педагогических условий, а также от уровня, который достиг человек в процессе развития. Самостоятельность – одна из важнейших предпосылок правильного формирования личности.

Общественные условия формируют личность как систему отношений. Они определяют как содержание личности, так и ее структуру и форму.

Содержание личности включает и предметное содержание опыта человека, и отношение его как субъекта к предметному содержанию, и связанную с этим систему ценностей, идеалов, убеждений, представляющих не только знание, но и побуждение к определенному действию.

Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.

Форму личности характеризуют особенности способа осуществления ею своего содержания, своих отношений. Решительность или нерешительность, смелость или трусость, постоянство или неустойчивость, твердость или податливость, цельность или непоследовательность, гармоничность или внутренняя противоречивость – все это внешние проявления, форма, соотношение различных компонентов содержания личности.

Становление человека как личности связано с относительно высоким уровнем нервно-психического развития, являющимся необходимым внутренним условием этого становления.

Развитие личности – это, прежде всего ее социальное развитие. Социальное развитие ведет за собой психическое развитие. Но это последнее оказывает сильнейшее влияние на социальное развитие психики, подготавливает и предвосхищает будущее общественное развитие личности, определяет его полноценность.

Личность – многоплановое, многоуровневое, многокачественное образование. Часть ее психической жизни протекает на неосознанном уровне, на уровне свободного течения ассоциаций, стихийно сложившихся побуждений, непроизвольных “движений души” и т.д.. Но по мере того как личность, развиваясь, овладевает все более совершенными способами преобразования окружающего мира, она все более выступает как субъект не только своего поведения, но и своего внутреннего мира, своей психической жизни. Основная характеристика субъекта – переживание человеком себя как суверенного источника активности, способного в определенных границах намеренно осуществлять изменения окружающего мира и самого себя.

Обычно становление личности относят к более поздним периодам жизни человека – юности, взрослости, иногда к дошкольному возрасту. Однако личность не просто обнаруживается на определенном этапе развития человека, а строится постепенно, поэтому необходимо искать ее истоки на самых ранних этапах онтогенеза.

Уже вскоре после рождения ребенка происходят события, имеющие важное значение для формирования его будущей личности: становление общения в ходе контактов с ближайшим окружением. Общение имеет прямое отношение к развитию личности детей потому, что даже в своей исходной непосредственно-эмоциональной форме оно приводит к установлению связей ребенка с окружающими людьми и оказывается первым компонентом того ансамбля общественных отношений, который и составляет сущность личности.

При выделении понятия “индивид” в психологии личности, прежде всего, отвечают на вопрос, в чем данный человек подобен всем другим людям, то есть указывают, что объединяет данного человека с человеческим видом. Понятие “индивид” не следует смешивать с противоположным по значению понятием “индивидуальность”, с помощью которого дается ответ на вопрос, чем данный человек отличается от всех других людей. “Индивид” обозначает нечто целостное, неделимое. Характеризуя “личность”, также имеют в виду “целостность”, но такую, которая рождается в обществе. Индивидом рождаются, а личностью становятся. (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)

В развитии личности выделяют три следующих момента: индивидные свойства человека как предпосылки развития личности, социально-исторический образ жизни как источник развития личности и совместная деятельность как основание осуществления жизни личности в системе общественных отношений. За каждым из этих моментов стоят различные и пока недостаточно соотнесенные между собой области изучения личности.

Формирование и развитие личности определено совокупностью условий социального существования в данную историческую эпоху. Личность – объект многих экономических, политических, правовых, моральных и других воздействий на человека общества в данный момент его исторического развития, следовательно, на данной стадии развития данной общественно-экономической формации, в определенной стране с ее национальным составом.

Развитие личности представляет процесс образования усложняющихся, обогащающихся, углубляющихся связей с действительностью, накопление в мозгу потенциала действий и переживаний. Развитие личности – это развитие психики, а значит, это развитие и усложнение психических процессов и накопление опыта – психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления:

  1. знаний

  2. навыков

  3. умений

  4. отношений

Факторы, влияющие на формирование личности

Региональная учебно-научная конференция учащихся

 «ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»

Факторы, влияющие на формирование личности

Выполнила:

Власенко Марина Олеговна,

                                                                                        обучающаяся 11 класса

член ШНОУ «Мысль»

МКОУ СОШ с. Бобровка

Руководитель:

Волкова Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

г. Саратов

2012г                                                      

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Факторы, влияющие на формирование личности…………………..

2. Социальные факторы, воздействующие на личность………………

    2.1 Роль семьи в формировании личности………………………….

    2.2 Влияние коллектива на формирование личности………………

Вывод…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………..

Приложение………………………………………………………………          

3

4

5

5

8

10

12

13

Введение

Предметом моего исследования является изучение факторов, которые влияют на развитие личности в юношеском возрасте. Важность этого вопроса я вижу в том, что именно на данном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения происходит выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение. Проблема смысла жизни очень значима для нас,  подростков, и смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а подготавливаются всем ходом предыдущего личностного развития. Можно сказать, что это период формирования личностного фундамента.

      Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному  направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

1. Факторы, влияющие на формирование личности

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. 

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.

Здесь я и подошла к главному вопросу своей работы. Так какие же факторы оказывают на нас влияние? А главное, кто является непосредственным  участником этого воздействия?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. На них и сосредоточу основное внимание.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Значительный интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности, что указывает, прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Рассматривая вопрос о генетическом наследовании, я занялась изучением работы  Э.Эриксона, его теории  о формировании личности. Меня заинтересовало это учение своим нетрадиционным подходом к трактовке генетики как нечто предопределенного, социально присущего каждому человеку. 

Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, он подчеркивает, что существует генетическая предопределенность стадий развития.

Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.

1.Кризис доверия – недоверия (на первом году жизни).

2.Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет).

3.Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет)

4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Поздняя зрелость. Осмысление всей жизни, мудрость в противовес смерти и отчаянию (от 65 лет).

Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.

И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы.

Я рассматриваю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения,  массовые средства распространения информации.  

Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

2. Социальные факторы, воздействующие на личность

Вопросы моих анкет (см. приложение) были направлены на выявление взаимоотношений в семье, школе и коллективе, так как главное в воспитании и дальнейшем формировании личности маленького человека – достижение душевного единения, связи родителей с ребенком. Также известно, что ребенок, находясь во взаимодействии с той или иной средой, непременно подстраивается под нее и становится ее частью. При этом чем больше времени человек проводит во взаимодействии с этой средой, тем большее влияние она оказывает на него. Рассмотрим влияние этих сред на развитие и формирование личности.

2.1 Роль семьи в формировании личности

На формирование личности человека большое влияние имеет воспитательное воздействие. Огромная роль здесь отведена семейному воспитанию. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети.

Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным моего исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.

Но часто в возрасте 14 – 16 лет многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются предрассудки и комплексы. Принижение роли семьи может привести к большим потерям, в основном нравственного порядка, которые впоследствии могут обернуться крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Как говорит следующая цитата: «Родители воспитывают, а дети воспитываются  той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы».[1]

2.3 Влияние коллектива на формирование личности

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации системы принятых в обществе норм и ценностей,   т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него особое воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

         Школа является вторым по значимости после семьи социальным

институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения. Результаты моего опроса показали, что 50% ребят на вопрос: «Кто на тебя оказывает большее влияние?» затрудняются ответить.

Влияние коллектива на формирование личности я рассматриваю на примере взаимодействия в учебной группе (классе), потому как именно годы, проведенные в школе – это во многом определяющий период в жизни каждого человека. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором находится человек. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем, выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности. Для анализа и характеристики этого периода я задала ребятам вопрос: «С кем бы вам больше хотелось поехать отдохнуть?» , 80% опрошенных ответили, что у них отличный класс, много друзей и они не прочь поехать  куда-нибудь с одноклассниками, но 20%  ни за что бы так не поступили. Это свидетельствует о наличии конфликтной атмосферы в среде сверстников-подростков.

                                                        Вывод

В ходе теоретического анализа литературы и результатам анкетирования по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она находится. Результаты опроса представлю в виде графиков. По характеру кривых видно, что на первом этапе (8 – 9 класс) в процессе формирования личности роль семьи и коллектива оказывается примерно одинаковой. К концу периода роль семьи в формировании личности снижается на фоне роста влияния коллектива. Я связываю это с началом периода определения областей своего преимущественного интереса, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни.

Рис. 1.

Полагаю, что дальнейшее резкое увеличение влияния коллектива, наблюдаемое у старших школьников, связанно с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов.

Говоря о сравнении формирования личности мальчиков и девочек, хочу отметить, что в период развития соответствующий обучению в 8 – 9 классах протекает примерно одинаково. Период пребывания в старших классах школы, отмеченный резким увеличением влияния коллектива, наиболее характерен для девочек. Я не связываю данный процесс с особым влиянием социальной среды, на мой взгляд, это в большей степени связанно с физиологическими различиями.

Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности – только лишь часть огромной системы, воздействующей на личность. Для полной оценки всех факторов влияющих на становление личности необходимо много усилий и знаний в данной области. Мы, сегодняшние дети – это взрослые 21 века. Семья, школа общество должны помочь нам сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Список использованной литературы

1.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.: Педагогика, 1986.-381с.

2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту –   М.: Педагогика, 1983.-831.

3.  Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.-251с.

4.  Лупоядова Л.Ю. Школа и родители. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006.-207с.  

5.  Эриксон. Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: Флинта,2006.-352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

«Друзья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли у тебя друзей?

а) много      б) мало     в) друзей мало, но много хороших знакомых

  1. Дорожишь ли ты общением  с ними?

а) дорожу    б) не дорожу     в) дорожу, но не со всеми

  1. Большое влияние оказывают на тебя друзья?

а) большое      б) среднее    в) небольшое

  1. Всегда ли тебе приятно проводить время в компании друзей?

а) всегда       б) не всегда    в) никогда

  1. Ты можешь совершить правонарушение с друзьями «за компанию»?

а) могу    б) не могу     в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь поделиться  с друзьями тайной?

а) всегда     б) не всегда     в) никогда

  1. Всегда ли можешь обратиться к друзьям за помощью?

а) всегда могу      б) могу, но не всегда     в) никогда

  1. Способен ли ты отказаться от  личных убеждений, если они не совпадают с мнением друзей?

а) способен      б) не способен      в) способен от некоторых

Анкета

« Семья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли времени ты проводишь с семьей?

      а) много         б) мало          в) достаточно

  1. Достаточно ли внимания, на твой взгляд, уделяют  тебе родители?

а) да              б) нет              в) затрудняюсь ответить

  1. Гордишься ли ты своими родителями?

а) горжусь       б) горжусь только папой (мамой)       в) нет, не горжусь

  1. Обладают ли родители в твоих глазах авторитетом?

      а) обладают     б) не обладают      в) обладает только папа (мама)

  1. Хочешь ли ты в будущем быть похожим на своего отца или мать?

а) хочу       б) не хочу        в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь обратиться за помощью к родителям?

 

      а) всегда могу   б) могу, но не всегда       в) не могу

  1. Часто ли ты пренебрегаешь мнением родителей?

а) часто      б) не часто       в) никогда

ОПРОС.

  1. Как ты проводишь свободное время?

а) дома с родителями             б) в школе на секциях и кружках                                       в) на улице с друзьями

  1. Что (кто) на тебя оказывает большее влияние?

а) родители        б) школа (педагоги)           в) друзья

  1. Если у тебя проблема,  к кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

а) к родителям      б) к друзьям        в) к учителю    

  1. Кто обладает в твоих глазах большим авторитетом?

а) родители      б) педагоги      в) друзья

  1. С кем ты поделишься своей тайной?

а) с родителями       б) с друзьями       в) с учителем

  1. С кем тебе больше хотелось бы поехать отдохнуть?

а) с родителями       б) с классом и кл. рук.      в) с друзьями

  1. Чье мнение для тебя более ценно и значимо?

      а) родителей       б) педагогов        в) друзей


[1] Л. Ю. Лупоядова. Школа и родители. Волгоград. «Учитель», 2006. С. 87.

Факторы, влияющие на личность

Содержание статьи

Факторы, влияющие на личность

Факторы, влияющие на личность

В области организационного поведения личность представляет собой совокупность реакций человека на различные ситуации, мысли, поступки и люди.

Наша личность отличает нас от других людей, и понимание чьей-то личности дает нам представление о том, как этот человек может действовать и чувствовать в различных ситуациях. Чтобы эффективно управлять организационным поведением, полезно понимать личности разных сотрудников.

Обладание этими знаниями также полезно для трудоустройства людей и организаций. Сильный характер – залог успеха. Это также ключевой фактор хорошего лидерства.

Человек с позитивным настроем может направлять свои мысли, контролировать свои эмоции и регулировать свое отношение. У каждого человека свой характер, и на его формирование влияет множество факторов. Мы называем их детерминантами личности или факторами личности.

Это следующие-

  1. Факторы окружающей среды

Среди факторов, влияющих на формирование нашей личности, можно назвать культуру, в которой мы выросли; наша ранняя обусловленность; нормы среди нашей семьи, друзей и социальных групп; и другие воздействия, которые мы испытываем.

Эти факторы окружающей среды играют существенную роль в формировании нашей личности.

Он устанавливает отношения, ценности, нормы и представления человека. В зависимости от культур и традиций у людей формируются разные представления о добре и зле.

Эти факторы окружающей среды также включают район, в котором живет человек, его школу, колледж, университет, место работы, друзей, родителей; каждый играет роль детерминанта своей личности.

  1. Физические факторы

Существует множество физических факторов, определяющих личность человека. К этим физическим факторам относится общее физическое строение человека: его рост, вес, цвет кожи, пол, красота, язык тела и т. д.

Одной из основных причин этого являются физические факторы. Большинство физических структур время от времени меняется, как и личность. Благодаря упражнениям, косметическим средствам, операциям и т. д. многие физические черты изменяются, и, следовательно, личность человека также развивается.

  1. Ситуационные факторы

Ситуационные факторы обычно можно наблюдать, когда человек ведет себя контрастно и проявляет разные черты и характеристики. Таким образом, ситуационные факторы оказывают существенное влияние на личность.

Они часто выявляют черты человека, которые обычно не замечаются. Личность человека, хотя в целом стабильная и последовательная, меняется в различных ситуациях.

Различные требования различных ситуаций вызывают различные аспекты личности. Поэтому мы не должны рассматривать модели личности изолированно (канон и Портер, 19 и далее). Этот аспект очень важен для поведения организации, поскольку менеджер контролирует ситуацию в организации.

  1. Наследственный

Наследственность относится к тем факторам, которые были определены при зачатии. Физическое строение, привлекательность лица, пол, темперамент, мышечный состав и рефлексы, уровень энергии и биологические ритмы — это характеристики, которые обычно считаются полностью или существенно подверженными влиянию родителей.

Наследственность предрасполагает к определенным психическим, физическим и эмоциональным состояниям. Исследованиями установлено, что эти психологические характеристики могут передаваться по наследству. Однако такое убедительное доказательство недоступно для людей.

  1. Семейные и социальные факторы

Наибольшее влияние на развитие личности оказывают семья и социальные группы. Родители и другие члены семьи оказывают сильное влияние на развитие личности ребенка. Родители имеют большее влияние на развитие личности по сравнению с другими членами семьи.

Помимо домашнего окружения человека и членов семьи, существуют и другие факторы, влияющие на социальные факторы, такие как друзья, соседи, родственники и т. д. Эти группы оказывают свое влияние в процессе социализации и идентификации.

  1. Процесс идентификации

Процесс идентификации происходит, когда человек пытается отождествить себя с каким-то человеком, с которым он чувствует себя идеальным в семье.

Первую идентификацию можно рассматривать как сходство поведения ребенка и модели.

Вторую идентификацию можно рассматривать как мотивы или желания ребенка быть похожим на модель.

В-третьих, это можно рассматривать как процесс, посредством которого ребенок фактически приобретает атрибуты модели:

  1. Культурные факторы

Культура является определяющим фактором принятия решений человеком. Она в целом определяет отношение к независимости, агрессии, соперничеству и сотрудничеству. Каждая культура ожидает и обучает своих членов вести себя так, как это приемлемо для группы

  1. Интеллект

Определенно существует определенная связь между интеллектом и личностью. Интеллект в основном наследственный. Очень умные люди могут лучше приспособиться в доме, школе и обществе, чем менее умные.

9. Психологические факторы

Психологические факторы играют большую роль в функционировании поведения человека и развитии его личности. Некоторыми психологическими факторами являются мотивы, приобретенные интересы, отношения, характер, интеллектуальные способности и т. д.

Однако помимо совместного влияния этих факторов относительный вклад каждого фактора в личность зависит от вовлеченного характера или личностного процесса и, возможно, от заинтересованное лицо.

Важные ссылки

  • Отношение к организационному поведению – функции, характеристики и свойства
  • Методы измерения отношения
  • Источники настроений | Разница между отношением и поведением
  • Барьеры и способы изменить отношение к организационному поведению
  • Классификация отношения к организационному поведению
  • Отношение к организационному поведению — определение, процесс формирования
  • Компоненты отношения и ABC-модель отношения
  • Процесс восприятия и его роль | Восприятие в О. Б.
  • Восприятие в ОБ — значение, определение, природа, важность и т. д.

Отказ от ответственности: wandofknowledge.com создан только в целях образования и получения знаний. По любым вопросам просьба об отказе от ответственности связаться с нами. Мы заверяем вас, что мы сделаем все возможное. Мы не поддерживаем пиратство. Если это каким-либо образом нарушает закон или возникает какая-либо проблема, напишите нам по адресу [email protected]

Факторы, влияющие на развитие личности

    1. Ресурсы
    2. Общие темы
    3. Статьи/обмен знаниями
    4. Общие

Дата публикации: 20 ноября 2015 г. | Обновлено: 20 ноября 2015 г. | Категория: Общие | Автор: Ния | Уровень участника: Золотой | Очки: 25 |


Личность — это характеристики или качества человека. Есть несколько факторов, влияющих на развитие личности. В этой статье я дал краткое описание личности и факторов, влияющих на развитие личности.

Введение

Личность — это характеристики или качества человека. Он включает в себя чувства и мысли человека. В отличие от других животных, люди уникальны по своей природе. У каждого человека есть свой характер, который отличает его от других. Основная личность человека может быть приобретена из его наследственных или генетических факторов, и на нее могут влиять многие внешние факторы, такие как семейное окружение, влияние средств массовой информации или социальных сетей, друзей и братьев и сестер.

Факторы, влияющие на личность

Существуют внутренние и внешние факторы, влияющие на развитие личности человека. К внутренним факторам могут относиться наследственность, влияние гормонов и физиологических функций организма. Наследственность играет важную роль в развитии личности. Уровень гормонов в организме также влияет на физическое и эмоциональное развитие человека. Нервная система (головной и спинной мозг) контролирует мысли и эмоции человека.

Внешние факторы, влияющие на развитие личности

Существует множество внешних факторов, влияющих на развитие личности. Это семейная среда, количество детей в семье, школьная атмосфера, учителя и группы сверстников, отношения с братьями и сестрами, средства массовой информации, социальные сети и культурная среда.

Семейное окружение

Для развития хорошей и сильной личности очень важно иметь здоровую и дружескую атмосферу в семье. Ребенок считает своего родителя образцом для подражания, не анализируя, правы они или нет. Родители должны помнить об этом и направлять своих детей в позитивном ключе. И отец, и мать должны сделать своего ребенка хорошим человеком. Чрезмерная дисциплина и чрезмерная защита отрицательно сказываются на наших детях. Чрезмерно дисциплинирующие или чрезмерно защищенные дети, как правило, всегда зависимы. Дома должна быть мирная и любящая обстановка, чтобы развить позитивную личность.

Школьная среда

В настоящее время школы создают бремя и стресс для учащихся своей тяжелой программой или учебным планом. Родители также соревнуются за поступление своих детей в известные школы, не понимая способностей своих детей. Школьная атмосфера играет жизненно важную роль в развитии личности, так как дети проводят большую часть своего времени в школах. Они заводят дружбу со школы, и друзья влияют на их поведение. Учителя также влияют на личность ученика, поскольку учитель — это человек, который может изменить или модифицировать поведение своих учеников. В школе должно быть предусмотрено время для игр и других групповых занятий, чтобы учащиеся могли действовать в группе. Школьная атмосфера должна помочь учащимся достичь хороших характеристик.

Положение ребенка в семье

Это важный фактор, влияющий на личность человека. Единственный ребенок в семье всегда зависит от других и не может самостоятельно принимать какие-либо решения. Им будет очень трудно смешаться в группе. Они склонны к эгоизму по своей природе. Все это происходит из-за чрезмерной защиты родителей. Мы можем избежать этих неблагоприятных последствий, если родители будут относиться к ним как к обычному ребенку. Старший ребенок в семье может быть более ответственным и умным, чем другие.

Средства массовой информации и социальные сети

Люди, стремящиеся подражать кинозвездам или другим известным личностям, знают об этом через средства массовой информации, такие как телевидение, фильмы и книги. Приятно подражать хорошим качествам человека, но многие из нас, в том числе дети, пытаются подражать и плохим персонажам. Социальные сети также влияют на поведение человека. Очень важно понимать преимущества и недостатки таких носителей.

Заключение

На личность могут влиять многие внутренние и внешние факторы. Внешние факторы очень важны для развития личности, но внесение изменений в эти факторы помогает нам получить хорошую или положительную личность.

Статьи по теме

Как развивать и совершенствовать свою личность?
В этой статье я собираюсь объяснить, как можно улучшить свою личность. Привлекать людей своей личностью и впечатлять их — это искусство, но главное — создать такую ​​личность. Если вы хотите, чтобы люди внимательно слушали то, что вы говорите, вам нужно много работать для такой обаятельной личности. Каждый может сделать свою личность привлекательной, следуя некоторым простым манерам и очаровывая людей, которые упомянуты ниже.

Как сделать свою личность привлекательной
Привлекательная личность необходима для успеха и счастья человека в его жизни. В этой статье я объяснил и подробно рассказал о некоторых способах сделать вашу личность привлекательной и удивительной.

Как наши манеры являются признаком нашей персоны?
Наше поведение — это признание нашей личности. Чем милее будут манеры, тем шире будет круг друзей. Достаточно самой первой встречи с кем-нибудь, чтобы многое о нем рассказать. Сладость нашего голоса привлекает всех. Как приобрести этот маньеризм — предмет обсуждения настоящей статьи.

Как тайна вашей личности скрыта в вашем лбу?
Лоб – зеркало человека. Размер и форма человека рассказывают историю его жизни. Бисерные линии на его лице раскрывают тайны его личности. По разным типам лба можно было узнать характеристику всех достоинств и пороков человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *