03.05.2024

Факторы формирующие личность: Что влияет на формирование личности человека. Факторы, влияющие на формирование и развитие личности

«Личность». Основные факторы, влияющие на формирование личности.

  1. Понятие личность обозначает совокупность индивидуальных

социально-психологических качеств, характеризующих человека и определяющих систему его отношений к окружающему миру.

Личность — системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включенности в общественные отношения. К таким свойствам и качествам относятся речь, сознание, социальные функции (родителей, учителей, управленцев), позиции личности (отношение к материальным и духовным ценностям, к обществу, к людям, к себе, к обязанностям и степени их осознания), нравственный облик личности, ее социальные установки.

Следует различать понятия «личность» и «индивидуальность». Понятие индивидуальность включает в себя то общее и единичное, чем отличается один человек от другого, одна личность от другой, и что придает им своеобразную красоту и неповторимость. Под индивидуальностью понимают главенствующую особенность личности, проявляющуюся в чертах темперамента, характера (например, уравновешенно-волевой и целеустремленный человек), специфике восприятия, интеллекте, потребностях и способностях.

Индивидуальность характеризует непохожесть и отличие одной личности от другой, что придает ей своеобразную  красоту и неповторимость, и обусловливает специфический стиль ее деятельности и поведения.

Развитие личности — это качественное изменение психической деятельности, в переходах от ее низших ступеней к высшим, в возникновении новых черт памяти, восприятия, представлений, воображения, мышления, воли, характера и т. д.

Формирование личности — это становление целостной личности в результате возникновения, развития и интеграции отдельных личностных качеств.

  1. Процесс формирования личности.

Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному направлению.

 Формирование личности – процесс, который не заканчивается на определенном этапе человеческой жизни, а длится постоянно. Термин «личность» довольно многогранное понятие и поэтому не существует двух одинаковых трактовок этого термина. Несмотря на то, что личность в основном формируется в ходе общения с другими людьми, факторы, влияющие на формирование  личности, оказываются в процессе ее становления.

 Существует два кардинально разных профессиональных взгляда на явление человеческой личности. С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль. Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: формироваться личность человека начинает уже в раннем детстве и продолжается всю жизнь.

Какие факторы оказывают влияние на личность человека?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. На становление личности оказывают влияние внутренние (биологические) и внешние (соци­альные) факторы.

Внутренние (биологические) факторы

Из биологических факторов основное влияние оказывают генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

 Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

 Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

 По наследству от родителей к детям передаются:

1) анатомо-физиологическая структура

Отражает видовые признаки индивида, как представителя человеческого рода (задатки речи, прямохождения, мышления, трудовой деятельности).

 2) физические данные

Внешние расовые признаки, особенности телосложения, конституции, черты лица, цвет волос, глаз, кожи.

 3) физиологические особенности

Обмен веществ, артериальное давление и группа крови, резус-фактор, стадии созревания организма.

 4) особенности нервной системы

Строение коры головного мозга и его периферических аппаратов (зрительного, слухового, обонятельного и др.), своеобразие нервных процессов, обусловливающее характер и определенный тип высшей нервной деятельности.

 5) аномалии в развитии организма

Дальтонизм (частичная цветовая слепота), «заячья губа», «волчья пасть».

 6) предрасположенность к некоторым заболеваниям наследственного характера

Гемофилия (болезни крови), сахарный диабет, шизофрения, эндокринные paccтройства (карликовости и др.).

 7) врожденные особенности человека

Факторы формирования личности: генетика

 Задатки — это анатомо-физиологические особенности организма, яв­ляющиеся предпосылками развития способностей. Задатки обеспечивают предрасположенность к той или иной дея­тельности.

 1)     общечеловеческие (строение мозга, центральной не­рвной системы, рецепторов)

 2)     индивидуальные (типологические свойства нервной системы, от которых зависит скорость образования времен­ных связей, их прочность, сила сосредоточенного внима­ния, умственная работоспособность; особенности строения анализаторов, отдельных областей коры головного мозга, органов и др. )

 3)     специальные (музыкальные, художественные, математи­ческие, лингвистические, спортивные и другие наклоннос­ти)

Внешние (соци­альные) факторы

На развитие человека влияет не только наследственность, но и среда.

 Среда — эта реальная дей­ствительность, в условиях которой происходит развитие человека (географиче­ская, национальная, школьная, семейная; социальная среда — обще­ственный строй, система производственных отношений» материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов и пр.)

 Всеми учеными признается влияние сре­ды на формирование человека. Не совпадают лишь их оцен­ки степени такого влияния на формирование личности. Это связано с тем, что абстрактной среды не существует. Есть конкретный общественный строй, конкретное ближнее и дальнее окружение человека, конкретные условия жизни. Понятно, что более высокий уровень развития достигается в той среде, где созданы благоприятные условия.

Общение является важным фактором, влияющим на развитие человека.

 Общение — это одна из универсальных форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отно­шений. Личность формируется только в общении, взаимодей­ствии с другими людьми. Вне человеческого общества ду­ховное, социальное, психическое развитие происходить не может.

Кроме перечисленных выше важным фактором, оказы­вающим влияние на формирование личности, является воспитание.

Воспитание — это процесс целенаправленной и сознательно контролируемой социализации (семейное, религиозное, школьное воспитание), выступающее своеобразным механизмом управления процессами социализации.

На развитие личностных качеств большое влияние ока­зывает коллективная деятельность.

Деятельность – форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на изменение и преобразование окружающего мира и самого себя. В формировании личности велика роль самовоспитания.

Самовоспитание — воспитание себя, работа над своей личностью. Оно начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного, желательного мотива своих действий. Субъективная постановка цели поведения порождает сознательное напряжение воли, определение плана деятельности. Осуществление этой цели обеспечивает развитие личности.

Факторы, влияющие на формирование личности

Региональная учебно-научная конференция учащихся

 «ИНИЦИАТИВА МОЛОДЫХ»

Факторы, влияющие на формирование личности

Выполнила:

Власенко Марина Олеговна,

                                                                                        обучающаяся 11 класса

член ШНОУ «Мысль»

МКОУ СОШ с. Бобровка

Руководитель:

Волкова Татьяна Павловна,

учитель истории и обществознания

г. Саратов

2012г                                                      

Содержание

Введение…………………………………………………………………

1. Факторы, влияющие на формирование личности…………………..

2. Социальные факторы, воздействующие на личность………………

    2.1 Роль семьи в формировании личности………………………….

    2.2 Влияние коллектива на формирование личности………………

Вывод…………………………………………………………………….

Список использованной литературы…………………………………..

Приложение………………………………………………………………          

3

4

5

5

8

10

12

13

Введение

Предметом моего исследования является изучение факторов, которые влияют на развитие личности в юношеском возрасте. Важность этого вопроса я вижу в том, что именно на данном этапе, когда формируется мировоззрение, происходит нравственное самоопределение. Под влиянием мировоззрения происходит выбор дальнейшего пути, профессиональное самоопределение. Проблема смысла жизни очень значима для нас,  подростков, и смысложизненные ориентации возникают не на пустом месте, а подготавливаются всем ходом предыдущего личностного развития. Можно сказать, что это период формирования личностного фундамента.

      Личность и процесс ее формирования – это феномен, который редко истолковывается одинаково разными исследователями по данному  направлению.

С одной точки зрения формирование и развитие личности обуславливается ее врожденными качествами и способностями, а социальное окружение при этом мало влияет на данный процесс. С другой точки зрения личность формируется и развивается в ходе социального опыта, а внутренние черты и способности личности при этом играют небольшую роль.

Но, несмотря на различие взглядов, все психологические теории личности сходятся в одном: личность утверждается и процесс ее становления протекает всю жизнь.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биологических, социальных элементов. Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез, процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма. Социальное “измерение” личности обусловливается влиянием культуры и структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он участвует.

Так какие же факторы влияют на формирование личности?

1. Факторы, влияющие на формирование личности

Личность – социальный облик человека как субъекта общественных отношений и действий, отражающих совокупность социальных ролей, которые он играет в обществе. Известно, что каждый человек может выступать сразу во многих ролях. В процессе исполнения всех этих ролей у него формируются соответствующие черты характера, манеры поведения, формы реакции, представления, убеждения, интересы, склонности и т.д., которые в совокупности и образуют то, что называем личностью. 

Слово “личность” употребляется только по отношению к человеку, и притом начиная лишь с некоторого этапа его развития. Мы не говорим “личность новорожденного”. Человек становится личностью, а не рождается ею. Мы всерьез не говорим о личности даже двухлетнего ребенка, хотя он многое приобрел из социального окружения. Личность не только существует, но и впервые рождается именно как “узелок”, завязывающийся в сети взаимных отношений факторов ее формирования.

Здесь я и подошла к главному вопросу своей работы. Так какие же факторы оказывают на нас влияние? А главное, кто является непосредственным  участником этого воздействия?

Существует множество аспектов, изменяющих личность. Ученые уже много времени занимаются их изучением и приходят к выводу, что в формировании личности задействована вся окружающая среда, вплоть до климата и географического положения. Но наиболее значимыми факторами являются биологические и социальные. На них и сосредоточу основное внимание.

Под биологическими факторами понимается передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенных в его генетическую программу. Данные генетики дают возможность утверждать, что свойства организма зашифрованы в своеобразном генетическом коде, хранящем и передающем эту информацию о свойствах организма.
Наследственная программа развития человека обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также развитие систем, помогающих организму человека приспосабливаться к изменению условий его существования.

Значительный интерес представляет вопрос о наследовании задатков и способностей к определенному виду, а вернее, к области деятельности, что указывает, прежде всего на то, что в воспитании необходимо учитывать естественную природу человека, выявляя его задатки и способности, определяя характер и направленность заложенных в нем жизненных сил, особенности влечений, склонностей и интересов. Следует отметить, что задатки характеризуют лишь самые общие области деятельности. Они не ориентированы на какой-то определенный вид труда или творчества, которые всегда конкретно исторически обусловлены и связаны с определенными видами производства, искусства, науки, определяются уровнем их развития.

Рассматривая вопрос о генетическом наследовании, я занялась изучением работы  Э.Эриксона, его теории  о формировании личности. Меня заинтересовало это учение своим нетрадиционным подходом к трактовке генетики как нечто предопределенного, социально присущего каждому человеку. 

Э.Эриксон подходил к рассмотрению вопроса о формировании личности с точки зрения эмпирического принципа, он подчеркивает, что существует генетическая предопределенность стадий развития.

Он выделял восемь жизненных психологических кризисов, которые неизбежно наступают у каждого человека.

1.Кризис доверия – недоверия (на первом году жизни).

2.Автономия и противоположность сомнениям и стыду (около 2-3 лет).

3.Проявление инициативности в противовес чувству вины (от 3 до 6 лет)

4.Трудолюбие в противовес комплексу неполноценности (7-12 лет).

5.Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (12-18 лет).

6.Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7.Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению» в себя (между 30 и 60 годами).

8. Поздняя зрелость. Осмысление всей жизни, мудрость в противовес смерти и отчаянию (от 65 лет).

Формирование личности Эриксон понимает как смену этапов, каждый из которых дает качественное преобразование личности.

И все же преобладающими факторами развития и формирования личности, с точки зрения Эриксона, являются социальные факторы.

Я рассматриваю более подробно влияние социальных факторов, одним из которых является влияние социального окружения.

Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения осуществляется через процесс социализации.

Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения,  массовые средства распространения информации. 

Социализация может быть первичной, то есть протекающей в первичных группах, и вторичной, то есть протекающей в организациях и социальных институтах. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

2. Социальные факторы, воздействующие на личность

Вопросы моих анкет (см. приложение) были направлены на выявление взаимоотношений в семье, школе и коллективе, так как главное в воспитании и дальнейшем формировании личности маленького человека – достижение душевного единения, связи родителей с ребенком. Также известно, что ребенок, находясь во взаимодействии с той или иной средой, непременно подстраивается под нее и становится ее частью. При этом чем больше времени человек проводит во взаимодействии с этой средой, тем большее влияние она оказывает на него. Рассмотрим влияние этих сред на развитие и формирование личности.

2.1 Роль семьи в формировании личности

На формирование личности человека большое влияние имеет воспитательное воздействие. Огромная роль здесь отведена семейному воспитанию. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Именно неправильная воспитательная позиция родителей может нарушить процесс формирования личностных качеств ребенка. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько это может сделать семья. Например, известно, что по статистике в тех семьях, где курят взрослые, в 79-86% случаев начинают курить и дети.

Кроме того, собственная самооценка ребенка во многом зависит от благоприятной атмосферы, в которой он находится и, в первую очередь – в семье. Положительная самооценка способностей благоприятствует более гармоничному развитию задатков и создает прочную основу для нормальной социализации в будущем. Низкая самооценка служит тормозом в формировании личности и принижения в будущем своей роли в обществе. Чтобы этого не произошло, родители должны уделять достаточно внимания своему чаду, учить объективной оценке действительности и закладывать в ребенка общепринятые нормы. Так, по данным моего исследования, в семьях, где уделяется недостаточное внимание ребенку, в 25% случаев он не хочет быть похожим в будущем на своих родителей. Тем не менее для 80% мнение родителей более значимо и 95% гордятся своими мамой и папой.

Но часто в возрасте 14 – 16 лет многие страдают из-за более низкого, чем у других сверстников, общественного положения своих родителей или их невысокого материального достатка, невозможности дорого и со вкусом одеваться, чтобы чувствовать себя свободнее и увереннее. Закладываются предрассудки и комплексы. Принижение роли семьи может привести к большим потерям, в основном нравственного порядка, которые впоследствии могут обернуться крупными издержками в трудовой и общественно-политической жизни. Как говорит следующая цитата: «Родители воспитывают, а дети воспитываются  той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обыденны, что она действует незаметно, укрепляет или отравляет дух человеческий, как воздух, которым мы живы». [1]

2.3 Влияние коллектива на формирование личности

Включение человека в общество осуществляется через различные социальные общности: социальные группы, социальные институты, социальные организации системы принятых в обществе норм и ценностей,   т. е. через культуру. В силу этого человек оказывается включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него особое воздействие. Человек становится, таким образом, не только элементом социальной системы, но и сам он представляет систему, имеющую сложнейшую структуру.

         Школа является вторым по значимости после семьи социальным

институтом, участвующим в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и не редко противоречивые требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения.  Результаты моего опроса показали, что 50% ребят на вопрос: «Кто на тебя оказывает большее влияние?» затрудняются ответить.

Влияние коллектива на формирование личности я рассматриваю на примере взаимодействия в учебной группе (классе), потому как именно годы, проведенные в школе – это во многом определяющий период в жизни каждого человека. Идет интенсивное усвоение норм и правил общества, в котором находится человек. От того, насколько гармоничным будет этот период, зависит полнота получения необходимой для жизни взрослого человека информации, широта и глубина охвата проблем, с которыми придется сталкиваться в будущем, выработка правильных реакций на них; выявление и развитие природных задатков и способностей, выбор оптимального направления профессиональной деятельности. Для анализа и характеристики этого периода я задала ребятам вопрос: «С кем бы вам больше хотелось поехать отдохнуть?» , 80% опрошенных ответили, что у них отличный класс, много друзей и они не прочь поехать  куда-нибудь с одноклассниками, но 20%  ни за что бы так не поступили. Это свидетельствует о наличии конфликтной атмосферы в среде сверстников-подростков.

                                                        Вывод

В ходе теоретического анализа литературы и результатам анкетирования по теме данной работы я поняла, что личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды в которой она находится. Результаты опроса представлю в виде графиков. По характеру кривых видно, что на первом этапе (8 – 9 класс) в процессе формирования личности роль семьи и коллектива оказывается примерно одинаковой. К концу периода роль семьи в формировании личности снижается на фоне роста влияния коллектива. Я связываю это с началом периода определения областей своего преимущественного интереса, формируются основы мировоззрения, складываются свои взгляды на жизнь и на свое место в жизни.

Рис. 1.

Полагаю, что дальнейшее резкое увеличение влияния коллектива, наблюдаемое у старших школьников, связанно с возникающими первыми серьезными чувствами и отношениями впервые в жизни становятся наиболее значимыми такие этические ценности как взаимопомощь, любовь и дружба, забота о душевном и физическом комфорте, поиск гармонии в отношениях, стремление к взаимопониманию, поиску общности интересов.

Говоря о сравнении формирования личности мальчиков и девочек, хочу отметить, что в период развития соответствующий обучению в 8 – 9 классах протекает примерно одинаково. Период пребывания в старших классах школы, отмеченный резким увеличением влияния коллектива, наиболее характерен для девочек. Я не связываю данный процесс с особым влиянием социальной среды, на мой взгляд, это в большей степени связанно с физиологическими различиями.

Вышеизложенные факторы, оказывающие влияние на процесс формирования личности – только лишь часть огромной системы, воздействующей на личность. Для полной оценки всех факторов влияющих на становление личности необходимо много усилий и знаний в данной области. Мы, сегодняшние дети – это взрослые 21 века. Семья, школа общество должны помочь нам сформировать гражданскую позицию и первый опыт для активной гражданской деятельности в будущем.

Список использованной литературы

1.  Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М. : Педагогика, 1986.-381с.

2. Дубровина И.В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту –   М.: Педагогика, 1983.-831.

3.  Каменская У.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций: Издательство ФЕНИКС, 2008.-251с.

4.  Лупоядова Л.Ю. Школа и родители. Издательство «Учитель» Волгоград, 2006.-207с.  

5.  Эриксон. Э. Идентичность. Юность и кризис – М.: Флинта,2006.-352с.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета

«Друзья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли у тебя друзей?

а) много      б) мало     в) друзей мало, но много хороших знакомых

  1. Дорожишь ли ты общением  с ними?

а) дорожу    б) не дорожу     в) дорожу, но не со всеми

  1. Большое влияние оказывают на тебя друзья?

а) большое      б) среднее    в) небольшое

  1. Всегда ли тебе приятно проводить время в компании друзей?

а) всегда       б) не всегда    в) никогда

  1. Ты можешь совершить правонарушение с друзьями «за компанию»?

а) могу    б) не могу     в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь поделиться  с друзьями тайной?

а) всегда     б) не всегда     в) никогда

  1. Всегда ли можешь обратиться к друзьям за помощью?

а) всегда могу      б) могу, но не всегда     в) никогда

  1. Способен ли ты отказаться от  личных убеждений, если они не совпадают с мнением друзей?

а) способен      б) не способен      в) способен от некоторых

Анкета

« Семья, как фактор формирования личности»

  1. Много ли времени ты проводишь с семьей?

      а) много         б) мало          в) достаточно

  1. Достаточно ли внимания, на твой взгляд, уделяют  тебе родители?

а) да              б) нет              в) затрудняюсь ответить

  1. Гордишься ли ты своими родителями?

а) горжусь       б) горжусь только папой (мамой)       в) нет, не горжусь

  1. Обладают ли родители в твоих глазах авторитетом?

      а) обладают     б) не обладают      в) обладает только папа (мама)

  1. Хочешь ли ты в будущем быть похожим на своего отца или мать?

а) хочу       б) не хочу        в) затрудняюсь ответить

  1. Всегда ли ты можешь обратиться за помощью к родителям?

 

      а) всегда могу   б) могу, но не всегда       в) не могу

  1. Часто ли ты пренебрегаешь мнением родителей?

а) часто      б) не часто       в) никогда

ОПРОС.

  1. Как ты проводишь свободное время?

а) дома с родителями             б) в школе на секциях и кружках                                       в) на улице с друзьями

  1. Что (кто) на тебя оказывает большее влияние?

а) родители        б) школа (педагоги)           в) друзья

  1. Если у тебя проблема,  к кому ты обратишься за помощью в первую очередь?

а) к родителям      б) к друзьям        в) к учителю    

  1. Кто обладает в твоих глазах большим авторитетом?

а) родители      б) педагоги      в) друзья

  1. С кем ты поделишься своей тайной?

а) с родителями       б) с друзьями       в) с учителем

  1. С кем тебе больше хотелось бы поехать отдохнуть?

а) с родителями       б) с классом и кл. рук.      в) с друзьями

  1. Чье мнение для тебя более ценно и значимо?

      а) родителей       б) педагогов        в) друзей


[1] Л. Ю. Лупоядова. Школа и родители. Волгоград. «Учитель», 2006. С. 87.

Объяснение

основных детерминант личности! [PPT & PDF]

Что определяет вашу личность? Является ли ваша личность унаследованной от вашей семьи или что-то, что развивалось на протяжении многих лет, когда вы столкнулись со многими психологическими изменениями и событиями, которые изменили вас? Психологи говорят, что наша личность в основном является результатом четырех основных детерминант, т. е. физического (биологического/наследственного), социального (сообщество, в котором вы выросли, и ваша роль в сообществе), психологического (ваше поведение, эмоции и внутренние модели мышления). ) и Интеллектуальный (ваши ценности и убеждения). Эти детерминанты личности также включают в себя различные культурные, ситуационные и экологические факторы, с которыми вы можете столкнуться в жизни. Давайте дальше разбираться в значении личности, ее типах, детерминантах, характеристиках, характере, восприятии и многом другом!

Связанное чтение: Введение в мотивационные теории

Этот блог включает в себя:
  1. Каковы основные детерминанты личности?
  2. Физические детерминанты личности
  3. Psychological Determinants of Personality
  4. Cultural Determinants of Personality  
  5. Family Factors
  6. Social Determinants of Personality
  7. Situational Factors
  8. Intellectual Determinants of Personality
  9. The Meaning of Personality
  10. Types of Personality
  11. Personality Characteristics
  12. Factors Влияние на восприятие
  13. Детерминанты личности PPT
  14. Детерминанты личности: как помогают психометрические тесты?
  15. Детерминанты личности
  16. Часто задаваемые вопросы

Каковы основные детерминанты личности?

Существует четыре основных детерминанта личности:

  • Биологические/физические детерминанты : Наследственные и физические особенности
  • Социальные детерминанты
    : Социологические аспекты, связанные с сообществом и его/ее ролью в сообществе
  • Психологические детерминанты : Поведение, эмоции, чувства, модели мышления и комплексы индивидуума
  • Интеллектуальные детерминанты : ценности, юмор, мораль и т. д.

Другие детерминанты личности включают культурные, ситуационные факторы, факторы окружающей среды и т. д.

Физические детерминанты личности

Биологические черты являются главным параметром, отражающим различные факторы личности. Будучи существенной детерминантой личности, он также включает в себя большинство других факторов, которые выявляют различные представления о человеке. Вот некоторые важные составляющие физических детерминант личности: 

  • Наследственный:  Особенности, которые можно определить с момента зачатия, обычно относят к наследственным. Пол, физическое телосложение, темперамент, мышечная масса, черты лица, рост и т. д. — это характеристики, которые человек обычно наследует от родителей. Таким образом, с помощью наследственного подхода становится очевидным, что гены, расположенные в хромосомах, являются окончательным объяснением личности.
  • Физические характеристики: Внешний вид также является одним из неотъемлемых детерминант личности. То, как человек выглядит физически, на самом деле играет важную роль в том, как его воспринимают другие. Невысокий ли человек, высокий, стройный, толстый, черный или белый, очевидно, будет производить впечатление на других, и это повлияет на самооценку человека. Физические характеристики включают, помимо прочего, рост, оттенок кожи, вес, цвет волос и красоту.

Выписка: Лучшие книги по психологии

Психологические детерминанты личности

Рассматривая личность как особый стиль, присущий каждому человеку, психологический подход относится к числу основных детерминант личности. Этот специфический стиль, свойственный каждому человеку, на самом деле определяется аккумулятивными характеристиками психических тенденций, эмоций, чувств, мыслительных паттернов и комплексов. Кроме того, он также изучает психические конфликты, желания, стремления, чувства подавления, сублимации и эмоционального благополучия человека.

Разделы психологии

Курсы психологии

Культурные детерминанты личности

Так же, как мы рождаемся с биологическими детерминантами, культурными детерминантами. Ритуалы и нормы в семье, ранняя обусловленность, то, как нас воспитывают, социальная группа, в которой мы общаемся, — вот факторы, оказывающие влияние на формирование нашей личности. Каждая культура обучает своих членов и ожидает от них того, что они будут вести себя и дышать так, как это приемлемо для общества. Следовательно, такие факторы, как агрессия, независимость, сотрудничество и конкуренция, являются основными культурными факторами, влияющими на детерминацию личности. Таким образом, вполне очевидно отфильтровывать людей, воспитанных в западной части мира, от граждан нашей страны, поскольку культуры, на которых мы воспитаны, являются полюсами друг от друга.

Прочтите по теме: Карьера в общественной психологии

Семейные факторы

Наиболее важным из различных детерминант личности является семейный. Домашняя обстановка в сочетании с непосредственным влиянием родителей является основным фактором, влияющим на черты, формирующие нашу личность. Решающее влияние оказывает семья, особенно в раннем и наивном возрасте. Например, ребенок, выросший в жестокой семье, будет совершенно другим, эмоционально и социально робким и холодным по сравнению с ребенком, выросшим в теплой, приспосабливающейся и здоровой среде.

Давайте поймем важность родителей и семьи как решающих детерминант личности с помощью теории американо-австралийского психолога Уолтера Мишеля:

  • Идентификацию можно провести, наблюдая сходство поведения, чувств и отношений между детьми. и их родители.
  • Идентификацию можно рассматривать как желание и стремление ребенка быть похожим на своих родителей.
  • Его можно рассматривать как метод, с помощью которого ребенок фактически перенимает черты личности своих родителей.

Хотите бесплатную консультацию по вопросам карьеры? Нажмите Вот !

Социальные детерминанты анализируют личность в соответствии со статусом человека в своей социальной группе или сообществе и рассматривают представление человека о своей роли в группе. Ключевым фактором, который учитывает этот подход, является то, что другие воспринимают нас как играющих большую роль в формировании нашей личности.

Эпоха ознаменовалась широким распространением средств коммуникации, особенно через социальные сети. Инфлюенсеры в социальных сетях обладают авторитетной властью влиять на массы по всему миру. Следовательно, личность любого человека в значительной степени определяется социальной жизнью, которую он ведет и частью которой является. Благодаря общению, виртуальному или реальному, человек сталкивается с множеством других людей, которые так или иначе оставляют след в нашей личности. Процесс начинается, как только мы вступаем в реальный мир из детского сада, мы переходим к сверстникам и друзьям, среди прочих. Наша социальная жизнь является одним из важнейших факторов, определяющих личность, и поэтому нам всегда советуют мудро выбирать круг общения.

Преимущества социальных сетей

Объем социологии. . Вам не составит труда понять тот факт, что мы, люди, по-разному реагируем на различные ситуации. Хотя говорить о том, что ситуационные факторы наиболее правильно определяют личность человека, было бы не правильно, но это, безусловно, отражает то, как устроено поведение человека и как он реагирует в той или иной ситуации. Черты, проявляемые через ситуационные факторы, обычно сильно различаются, поскольку разные люди демонстрируют разные ситуационные черты личности.

Например: Вы можете вести себя перед начальником в офисе иначе, чем в клубе с друзьями.

Согласно Милгрэму , «Ситуация оказывает на человека сильное давление. Он осуществляет ограничения и может обеспечить толчок. В определенных обстоятельствах не столько человек человек, сколько ситуация, в которой он находится, определяет его действия».

Интеллектуальные детерминанты личности

Интеллект — еще один важный фактор, который может сыграть важную роль в развитии нашей личности. Наш интеллект может влиять на различные аспекты и области нашего поведения, которые, в свою очередь, могут определять нашу личность. Вот интеллектуальные детерминанты личности:

  • Юмор : Юмор является одним из неотъемлемых интеллектуальных детерминант личности, поскольку он помогает нам получить реалистичный взгляд на вещи, способствует социальному принятию, а также, по иронии судьбы, выдвигает более легкий взгляд на жизнь. .
  • Мораль : Наш интеллект и мировоззрение играют решающую роль в развитии нашей морали и в том, как мы воспринимаем определенные вещи как нравственные или аморальные. Таким образом, мораль является еще одним фактором, определяющим наш интеллект и, следовательно, личность в целом.
  • Ценности : Человек узнает о ценностях из своего воспитания, а также из общества, в котором он вырос. Эти ценности и убеждения также формируют наше интеллектуальное поведение и, таким образом, являются важной детерминантой нашей личности.

Значение личности

Видео предоставлено: Практическая психология, Youtube

Происходит от латинского слова «персона », которое можно перевести как «маска». Личность может быть просто определена как индивидуальный опыт, ценности, привычки и черты, которые в совокупности определяют его или ее поведенческие паттерны. Психологи и социальные теоретики обнаружили, что есть два основных подхода или детерминанты, которые можно использовать для изучения личности, то есть психологический и социологический. Кроме того, можно дополнительно использовать биологический подход, но поскольку он централизованно оценивает биофизические характеристики человека, он является адекватным подходом для целостного изучения личности. Несмотря на то, что существуют разные определения личности, большинство из них сосредоточено на образе характера и поведении, которые могут помочь предсказать и объяснить поведение человека. Он варьируется от генетических объяснений черт личности до роли окружающей среды и опыта в формировании личности человека.

Типы личности

Существуют различные типы личности согласно нескольким теориям. Самая популярная теория типов личности принадлежит грекам, согласно которой существует четыре типа темперамента. Таким образом, выделяют четыре типа личности:

  • Сангвиник : Очень разговорчивый, общительный, экстравертный и полный энтузиазма
  • Флегматик : Тихий, спокойный и сдержанный
  • Меланхолики : Глубокие мыслители и аналитические умы
  • Холерик : Более экстравертный и амбициозный

Помимо этой теории, существует 16 современных типов личности, а именно:

Предоставлено: Адиома

Характеристики личности

Нет ни установленных типов личности, ни определенного набора характеристик личности. Некоторые из нас склонны отражать сходные черты даже после того, как не связаны кровным родством, в то время как, с другой стороны, члены одной семьи имеют разные личности. Понимание уникальности личности, упомянутые ниже, являются некоторыми из общих характеристик личности-9.0007

  • Самоэффективность
  • Место контроля
  • Самоуважение 
  • Риск
  • Положительный/отрицательный эффект
  • Самоконтроль
  • Индивидуальность типа A и типа B

Факторы, влияющие на восприятие

Восприятие просто относится к процессу, посредством которого человек интерпретирует и организует ощущения, чтобы осмыслить осмысленное понимание мира. Есть много факторов, которые могут сознательно или бессознательно влиять на восприятие.

Вот основные факторы, влияющие на восприятие:

  • Характеристики воспринимающего : Убеждения, Ожидания, Потребности и Мотивы, Я-концепция, Прошлый опыт, Текущее психологическое состояние, Ситуация, Культурное воспитание
  • Характеристики воспринимаемого Внешность, манеры общения, черты характера, возраст, пол, другие формы поведения
  • Характеристики ситуации : Контекст, в котором мы воспринимаем определенные объекты или людей.

Детерминанты личности PPT

Детерминанты личности из Debajyoti Biswas

Предоставлено: Debajyoti Biswas, SlideShare

Детерминанты личности: как помогают психометрические тесты?

Возможно, вы слышали о психометрическом анализе, используемом для отбора кандидатов на профиль работы или о сеансах консультирования по вопросам карьеры для картирования интересов и навыков учащегося. Психометрический тест включает в себя стандартный и научный анализ для оценки умственных способностей человека, а также его поведения. Он оценивает достоинства и способности человека, а также изучает его личностные качества.

Особенно в профориентации психометрический тест играет важную роль, помогая консультантам оценить интересы и области навыков студента и найти для него подходящие карьерные пути. Включая базовую структуру вопросов с несколькими вариантами ответов, в этом тесте нет ни прохода, ни провала. Они разработаны с учетом детерминант личности и обеспечивают равные возможности во всех аспектах. Таким образом, чтобы глубже понять, какими чертами и навыками вы обладаете и с какой профессией они связаны, психометрическая оценка является неотъемлемой частью, помогающей вам решить вашу путаницу в карьере, будь то выбор из потоки после 10-го , поиск подходящей академической программы, выбор идеальной карьеры или путь к развитию личности .

Детерминанты личности

Детерминанты личности Скачать

Часто задаваемые вопросы

Каковы основные детерминанты личности?

Есть 4 основных детерминанта личности, которые включают физическое окружение, наследственность, опыт и культуру.

Что такое личность и детерминанты личности?

Личность – это совокупность качеств, склонностей, ценностей и характеристик.

Что такое поведенческие детерминанты?

Поведенческие детерминанты обычно определяются способностями образа жизни, культурой, атрибуцией, восприятием и отношением.

Таким образом, мы надеемся, что теперь вы познакомились с различными детерминантами личности и с тем, как вы можете исследовать свои собственные с помощью психометрических оценок. В Leverage Edu , наши эксперты могут указать вам правильный карьерный путь с помощью тщательно разработанного 70-минутного психометрического теста, который оценивает ваше поведение, интересы и выбор в сочетании с индивидуальной консультацией по вопросам карьеры с нашими экспертами-бихевиористами. Не ждите, запишитесь на бесплатную 30-минутную консультацию прямо сейчас!

Факторы, формирующие нашу личность

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Исследования личности возникли в результате фундаментальной идеи о том, что люди разные. Существуют различия в том, как люди ходят, разговаривают, едят, пьют, одеваются и т. д., что позволяет лучше понять личность. Человека, изучающего личность, называют персонологом. Персонологи изучают эти аспекты личности и пытаются объяснить причины этих различий.

Есть три источника, которые предоставляют информацию для изучения личности, а именно;

  1. Биологические (генетические и экологические)
  2. Социальная сфера (социальные силы, формирующие мотивы, черты характера, поведение и отношения
  3. Клиническое обследование

Определение личности

«Личность слишком сложна, чтобы ее можно было связать концептуальной смирительной рубашкой».

— (Гордон Олпорт, Становление, 1955, стр. VII)

Общепринятого определения личности среди психологов не существует. Однако определения личности имеют двойственность. Они либо пытаются объяснить различия между отдельными людьми, либо пытаются объяснить качества, общие для всего человечества.

Слово «личность» происходит от латинского слова «persona», что означает «маска». Это можно понимать как изучение масок, которые носят люди. Личность также включает в себя внутренние части психологического опыта, которые мы коллективно называем нашим «я».

Известное определение дано Карлом Густавом Юнгом. По Юнгу, «личность — это высшее воплощение врожденной индивидуальности живого существа. Это акт высокого мужества, брошенный в лицо жизни, абсолютное утверждение всего, что составляет личность, наиболее успешное приспособление к универсальным условиям существования в сочетании с максимально возможной свободой самоопределения».

Более простое определение, данное неврологом Полом Роу, является более общепринятым. Согласно Роу, личность — это «предрасположенность человека мыслить определенными моделями мышления и, следовательно, участвовать в определенных моделях поведения».

Факторы, формирующие личность

Личность – это совокупность психических характеристик, которые делают человека уникальным по сравнению с другими. Есть также мысли, а также эмоции, которые человек испытывает, что заставляет его вести себя так, как он делает. На очень поверхностном уровне личность проявляется через характер или эмоциональный тон. Однако личность также отражается в ценностях, убеждениях и ожиданиях человека.

Большинство факторов, формирующих чью-то личность, являются результатом его/ее наследственности и среды, в которой он/она находился. Результаты исследований показывают, что наследственность в значительной степени отвечает за основные черты, такие как эмоциональный тон, тогда как ценности, убеждения и ожидания являются результатом опыта и социализации, которые человек имел в детстве.

Интересно отметить, что обмены, которые человек имеет с социальной средой в детстве, могут привести к тому, что некоторые наследственные факторы внесут свой вклад в его / ее личность. Например, человек не может быть хорошим певцом, потому что он не унаследовал хороший голос. В детстве, если ему постоянно говорят, что он плохой певец, он, скорее всего, будет уклоняться от любой формы культурной деятельности. Даже став взрослым, он будет иметь внутри это чувство, которое будет мешать ему заниматься многими любимыми делами просто из-за страха быть отвергнутым. Все это формирует и то, как он воспринимает себя. Точно так же неприятные замечания о цвете кожи человека также могут иметь аналогичный эффект.

Получите помощь в написании эссе

Если вам нужна помощь в написании эссе, наша профессиональная служба написания эссе всегда готова помочь!

Служба написания эссе

Одним из основных факторов окружающей среды, влияющих на личность, является то, как дети воспитываются в разных обществах. В США детей воспитывают сильными и независимыми. Родители относятся к детям почти как к равным. Они имеют право высказывать свое мнение. Их поощряют работать неполный рабочий день и зарабатывать деньги. Все это делается для того, чтобы сделать их ответственными личностями. Однако в Индии дети воспитываются в более защищенной среде. Родители заботятся обо всех потребностях своих детей, пока они не достигнут совершеннолетия. Их заставляют чувствовать ответственность только после того, как они станут взрослыми.

Несмотря на эти различия, есть и некоторые сходства. Во всех обществах мальчики и девочки социализируются по-разному. Мальчикам дается больше свободы, чем девочкам. У мальчиков есть свобода экспериментировать и выполнять физически сложные задачи, тогда как девочек учат выполнять домашнюю работу и готовят к воспитанию детей.

Уникальные ситуации или события также могут способствовать формированию личности. Жестокий родитель, крупная авария, свидетель убийства и т. д. могут оставить шрамы, которые нелегко стереть. Это может сделать людей боязливыми и менее доверчивыми.

Теории личности

Теории очень важны при изучении личности по нескольким причинам.

  • Они помогают нам систематизировать то, что уже известно или подозревается о наборе данных.
  • Они выполняют эвристическую функцию, т. е. подсказывают, систематизируя важные факты, какое исследование необходимо провести, чтобы восполнить недостающую информацию.
  • Они обеспечивают официальное изложение центральных принципов своего предмета.
  • Теории определяют важные аспекты явления.

Ниже приведены некоторые важные теории личности.

Trait Theory

Согласно Диагностическому и статистическому руководству Американской психиатрической ассоциации, черты личности представляют собой «устойчивые модели восприятия, отношения и мышления об окружающей среде и самом себе, которые проявляются в широком диапазоне социальных и личных контекстов». ». Черты – это устойчивые, устойчивые атрибуты или характеристики человека.

Гордон Олпорт был пионером в области теории черт. По его словам, существуют разные виды черт, которые он также называл диспозициями. Центральные черты являются строительными блоками личности. Это самые основные черты. Вторичные черты — это те, которые не очень очевидны и более периферийны. Кардинальные черты – это те, которые определяют жизнь человека. Это те, по которым человека узнают.

Другой важной частью теорий черт является пятифакторная модель, также известная как « Большая пятерка ». Согласно этой литературе, личность имеет пять важных аспектов.

Открытость опыту – склонность к творчеству, независимости и интересу к разнообразию в сравнении с практичностью, конформизмом и интересом к рутине.

Добросовестность – склонность к организованности, осторожности и дисциплине против неорганизованности, небрежности и импульсивности.

Экстраверсия – склонность быть общительным, веселым и ласковым против уединенности, мрачности и сдержанности.

Доброжелательность – склонность быть мягкосердечным, доверчивым и услужливым против безжалостного, подозрительного и несговорчивого.

Нейротизм – склонность к спокойствию, безопасности и самодовольству против беспокойства, неуверенности и жалости к себе.

Некоторые из основных критических замечаний по поводу теорий черт заключаются в том, что они носят чисто описательный характер и почти не дают каких-либо объяснений причин, лежащих в основе личности, и что анализ часто бывает очень поверхностным. Они часто не учитывают влияние конкретных ситуаций на поведение человека.

Теории типов

Теории типов делят людей на отдельные категории. Основное различие между чертой и типом заключается в том, что черты бывают разной степени или уровня, тогда как типы абсолютны. Возьмем, к примеру, экстраверсию. Теория черт предполагает, что интроверсия и экстраверсия являются частью непрерывного измерения, а люди находятся посередине. Теория типов делит людей на интровертов и экстравертов, а не на промежуточных.

Важной литературой в области теории типов является индикатор типа Майерс-Бриггс (MBTI), разработанный Кэтрин Кук Бриггс и Изабель Бриггс Майерс. Это психометрический вопросник, предназначенный для измерения психологических предпочтений людей и того, как они воспринимают мир и принимают решения. Он основан на теории типа психологии, разработанной Карлом Юнгом. MBTI использует структуру с четырьмя шкалами для выявления и классификации поведенческих предпочтений человека. Каждая из этих шкал представляет собой две противоположные структуры. Они есть:

« Экстраверсия или интроверсия » — показывает ориентацию поведения человека, будь то внешнее или внутреннее.

« Ощущение или интуиция » — показывает, как человек собирает информацию.

« Мышление или чувство » — показывает, как человек принимает решение.

« Суждение или восприятие » — показывает, предпочитает ли человек принимать решения или оставить варианты открытыми.

Другой важной литературой по теории типов является «Теория личности типа А и типа В». Он был разработан Мейером Фридманом и его соратниками. Он определил модели поведения типа А и типа Б. «Тип А» — очень нетерпеливые, амбициозные, высококонкурентные, контролирующие, агрессивные люди. Им трудно расслабиться. Их часто называют «стрессовыми наркоманами». Поведение типа А является основным фактором коронарного риска. «Тип Б» — расслабленные, непринужденные и спокойные люди. У них нет чувства срочности. Люди типа А часто смотрят на них с презрением. Те, кого нельзя четко классифицировать, относятся к категории типа AB.

Психоаналитические теории

Психоаналитическая теория является детищем Зигмунда Фрейда. Он ввел термин «психодинамика» на основе термина «термодинамика», используемого в физике. Он предположил, что психическая энергия может быть преобразована в поведение точно так же, как тепло превращается в механическую энергию. Теория Фрейда придает центральное значение динамическим, бессознательным психологическим конфликтам. Термин психоанализ используется для обозначения многих аспектов его работы и исследований, включая фрейдистскую терапию и исследовательскую методологию, которую он использовал для разработки своих теорий. Фрейд в значительной степени полагался на свои наблюдения и тематические исследования своих пациентов, когда формировал свою теорию развития личности.

Согласно теории личности Фрейда, разум состоит из двух основных частей: сознательного разума и бессознательного разума. Сознательный разум включает в себя все, что осознает человек. Когда человек думает и говорит рационально, работает его сознание. Память человека также является его частью, которая не совсем является сознанием, но может быть немедленно извлечена и доведена до сознания. Бессознательный ум — это совокупность чувств, мыслей, побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания. Большая часть содержимого бессознательного неприемлема или неприятна, например, чувство боли, тревоги или конфликта. Согласно Фрейду, бессознательное продолжает влиять на наше поведение и опыт, даже если мы не осознаем этих глубинных влияний.

Теория Фрейда также говорит о том, что человеческая личность состоит из трех важных компонентов. Это ид, эго и супер-эго. Эти три элемента взаимодействуют, создавая сложное человеческое поведение.

Идентификатор — единственный компонент, который присутствует у человека с момента рождения. Это относится ко всему примитивному и инстинктивному поведению. Им движет принцип удовольствия, который стремится к немедленному удовлетворению потребностей, желаний и желаний. Эго действует на основе принципа реальности, пытаясь удовлетворить желания Ид реалистичными и социально приемлемыми способами. Супер-эго прививает моральные стандарты и идеалы эго. Он заставляет требования Ид выполняться не только реалистично, но и морально.

Поскольку эти силы конкурируют друг с другом, между Ид, Эго и Супер-Эго могут возникать конфликты. Способность эго функционировать должным образом, несмотря на конфликты, называется силой эго. Человек с хорошей силой эго способен хорошо справляться с этими конфликтами, тогда как человек со слишком сильной или слишком слабой силой эго может стать жестким или беспокойным. Нахождение правильного баланса между этими элементами является ключом к здоровой личности.

Заключение

Теории личности применяются в организациях по всему миру. Выбирая кандидата на работу, компании ищут людей с подходящей личностью, которая соответствует их требованиям. На самом деле, знание теорий личности также поможет нам лучше понимать людей. Такой человек сможет понять, почему тот или иной индивид ведет себя так, а не иначе. Это предотвращает ненужные трения между людьми. Что еще более важно, это помогает человеку понять себя. Это поможет ему разобраться или смириться с конфликтами, которые беспокоят его разум.

 

Поделись этим: Фейсбук Логотип Facebook Твиттер Логотип Твиттера Реддит Логотип Reddit LinkedIn Логотип LinkedIn WhatsApp Логотип WhatsApp

Процитировать эту работу

Чтобы экспортировать ссылку на эту статью, выберите стиль ссылки ниже:

  • АПА
  • ГНД
  • МЛА-7
  • Гарвард
  • Ванкувер
  • Википедия
  • ОСКОЛА

UKEssays. (ноябрь 2018 г.). Факторы, формирующие нашу личность. Получено с https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-factors-that-shape-our-personality-psychology-essay.php?vref=1 Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Факторы, формирующие нашу личность». ukessays.com. 11 2018. UKEssays. 04 2023 . Ссылка скопирована в буфер обмена.

«Факторы, формирующие нашу личность». UKEssays. ukessays.com, ноябрь 2018 г. Интернет. 10 апреля 2023 г. . Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Ноябрь 2018 г. Факторы, формирующие нашу личность. [В сети]. Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-factors-that-shape-our-personality-psychology-essay.php?vref=1 [Проверено 10 апреля 2023 г.]. Ссылка скопирована в буфер обмена.

UKEssays. Факторы, формирующие нашу личность [Интернет]. Ноябрь 2018 г. [По состоянию на 10 апреля 2023 г.]; Доступно по адресу: https://us.ukessays.com/essays/psychology/the-factors-that-shape-our-personality-psychology-essay.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *