28.04.2024

Эффекты в психологии список: Психологические эффекты

Содержание

Шесть психологи­ческих эффектов, которые заставляют вас перейти по ссылке – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Разработчики веб-интерфейсов сайтов, приложений и соцсетей постоянно конкурируют за внимание пользователей и манипулируют ими. Помогает им в этом знание последних открытий в области современной психологии. Прежде всего, понимание механизмов работы различных эффектов и особенностей восприятия информации. IQ.HSE собрал топ-шесть таких эффектов. Первый в подборке — недавно был обнаружен и описан исследователями Департамента психологии ВШЭ.

Эффект асимметрии внимания

Научно-учебная лаборатория когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов ВШЭ изучает юзабилити — удобство сайтов и приложений для пользователей. В недавнем исследовании ученые пришли к выводу о том, что слова, размещенные справа на экране, схватываются мозгом быстрее.

Это связано с асимметрией функций мозга: для левого и правого полушарий характерны разные стратегии обработки слова. Левое полушарие воспринимает слово справа на экране и обрабатывает его параллельно, одновременно схватывая все буквы. Правое полушарие производит более медленный, последовательный поиск букв и получает информацию от левой части экрана.

Можно предположить, что блоки, расположенные справа на сайте, быстрее схватываются пользователями. Учитывая это, разработчики могут размещать навигацию, уведомления и баннеры справа на экране.

При этом более быстрое схватывание информации может вызвать непроизвольную реакцию на нее: вы кликните по ссылке раньше, чем успеете обдумать это решение.

Прайминг-эффект

Предварительно предъявленная информация может повлиять на ваши последующие решения, даже если вы ее не заметили — это явление называется прайминг-эффектом.

Так, если на фоне веб-страницы изображены деньги, вы вероятнее предпочтете продукт, который выделяется по цене среди других продуктов, представленных в интернет-магазине. Разработчики создают лендинг с учетом прайминг-эффектов: элементы на сайте могут склонить вас к выгодному компании выбору, даже если вы не осознаете этого.

Слепота к изменениям

Слепоту к изменениям наглядно демонстрирует эксперимент с дверью, который провели Дэниел Левин и Дэниел Саймонс. Согласно его условиям, экспериментатор просил прохожих показать ему дорогу. Их разговор прерывался двумя помощниками, которые проносили дверь между собеседниками. Когда экспериментатор менялся с одним из помощников, половина испытуемых не замечала подмены.

Аналогично пользователь не замечает изменений на веб-страницах, если они не произошли в поле его внимания. При этом изменения в левой части экрана сложнее заметить. Мы можем легко пропустить сообщения об ошибке или уведомления, если они не появились в центре экрана и не сопровождались звуковым сигналом. Поэтому разработчики делают важные сообщения как можно заметнее, размещая их по центру на весь экран.

Когнитивная перегрузка

Люди способны сохранять до четырех целостных объектов в рабочей памяти (то же, что и оперативная память, которая задействована в момент совершения работы), пока мы решаем какую-либо задачу.

Если веб-страница содержит слишком много неструктурированной информации или предлагает слишком много опций, пользователю вряд ли захочется надолго задержаться на ней. И напротив: сайты с минималистичным дизайном, понятным расположением блоков и простой навигацией привлекают больше пользователей.

Этим можно объяснить моду на минимализм в веб-дизайне: плоские элементы, крупные шрифты и только значимая информация на странице.

Эффект превосходства изображения

Изображения запоминаются лучше текста и привлекают больше читателей. На новостные заголовки с изображением кликают чаще, чем на простые текстовые описания.

Понимание веб-дизайнерами эффекта превосходства изображения над словом приводит к тому, что все больше сайтов полагаются на привлекательное оформление для удержания пользователей на своем ресурсе.

Баннерная слепота

Явление баннерной слепоты известно психологам еще с 1990-х годов. Исследователи пришли к выводу, что пользователи реже замечают рекламные баннеры расположенные справа на экране — речь именно о рекламных вставках, но не об основном тексте на экране. И еще меньше обращают на них внимание, если содержание текста баннера не соответствует теме основного материала. 

Чтобы избежать этого эффекта, разработчики сайтов могут использовать больше визуальных стимулов, персональный таргетинг и соответствие содержания рекламы теме ключевого текста.

IQ

Автор текста:

Анастасия Лобанова

12 августа, 2019 г.

Медиа Топ маркетинг психология


10 психологических эффектов, изменяющих наше восприятие реальности

Психологи и социологи открыли немало необычных и порой даже странных психологических эффектов, изучая человеческое мышление и поведение. Природа некоторых из них до сих пор до конца не изучена. Но все они влияют на наше восприятие окружающего мира.

Более того, именно из-за существования подобных феноменов можно говорить, что каждый из нас живет в своей особой версии реальности.

1. Эффект Даннинга-Крюгера

Этот эффект проявляется в некорректном восприятии себя, своих знаний и умений людьми с низкой квалификацией. То есть новички в какой-либо сфере склонны считать себя всезнайками, в то время как профессионалы оценивают себя как недостаточно хороших специалистов.

Этот эффект был исследован в 1999 году. Два социальных психолога, Джастин Крюгер и Дэвид Даннинг заметили схожий феномен среди своих студентов. Его также называют иллюзией компетентности. А связан он с неправильной самооценкой.

Правда, о чем-то похожем говорил еще Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю». Также можно вспомнить, например, слова британского философа и математика Бертрана Рассела:

«Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности».

Собственно, на своих студентах ученые и провели эксперимент, который подтвердил их гипотезу.

Так, участники, хуже всего справившиеся с предложенными заданиями, оценивали свои ответы на высокие балы. А те, кто действительно продемонстрировал выдающиеся результаты, занижали уровень своих знаний.

Исследователи пришли к выводу, что некомпетентные люди не просто совершают ошибки. Они также не в состоянии обнаружить свои ошибки из-за банальной нехватки знаний. Получается некий замкнутый круг.

Похожие исследования были проведены в 2000-х годах. При этом часто эффект соотносят только с некомпетентными людьми. Однако он присущ всем людям без исключения.

Даже высококлассный специалист в одной сфере может быть полным профаном в другой. Тогда он с высокой вероятностью столкнется с эффектом Даннинга-Крюгера.

2. Эффект Зейгарник

Это явление связано с нашей памятью. Дело в том, что человек лучше запоминает действие, которое было прервано на середине. А вот если дело было окончено, оно, скорее всего, быстро сотрется из ума и памяти.

Например, писатель пишет новую главу книги, и в этот момент его прерывает телефонный звонок. Когда разговор будет окончен, человек тут же вспомнит, на каком моменте он остановился и что должно происходить дальше. А вот если друг позвонит ему уже после того, как написана последняя страница, то задумка и ее детали быстро забудутся.

Открыла эффект советский исследователь Блюма Зейгарник, поэтому он и носит ее фамилию. А более подробно этот эффект исследовал американский психолог Курт Левин. Он проводил эксперименты на студентах и школьниках.

Левин обнаружил, что при работе над заданием в уме формируется своеобразное напряжение. Если человека прервать на полпути — напряжение как бы повиснет, не получив окончательной разрядки. Поэтому после отвлечения мозгу легко вернуться к выполнению неоконченного задания. Так, в ходе эксперимента прерванные данные вспоминались на 90% лучше, чем завершенные.

На этом феномене, кстати, отлично зарабатывают маркетологи и рекламщики, создающие рекламные ролики и объявления. Наверняка ты видел подобные фразы, обрывающиеся на полпути и оставляющие ощущение недосказанности.

3. Эффект Тамагочи

В конце 1990-х мир захлестнули популярные японские игрушки «Тамагочи». Небольшое пластиковое «яйцо» позволяло завести виртуального питомца и ухаживать за ним. Таким образом дети должны были учиться ответственности и состраданию.

Последствия, правда, оказались совсем другими. Почти сразу психологи отметили сильную привязанность пользователей к неживому объекту. Так, в Японии даже фиксировались случаи самоубийств после смерти Тамагочи, которому не уделяли достаточно внимания.

Некоторые школы запрещали ученикам приносить игрушки, что приводило к еще большему стрессу. В итоге производители убрали возможность смерти питомца.

Эффект тамагочи может проявляться не только по отношению к цифровому любимцу, но и к компьютерной программе, приложению или, например, роботу. Он выражается в сильной эмоциональной зависимости от такого несуществующего друга. Несмотря на то, что явление названо в честь детской игрушки, ему подвержены люди разного возраста, в том числе пожилые.

Психологический феномен изучался много лет, но ученые не пришли к единому выводу о его вреде. Некоторые считают, что дружба с виртуальными животными — это повод для беспокойства. Такие люди перестают уделять время и внимание живому общению и окружающему миру. А позже они с некоторой вероятностью не смогут отграничить реальность и фантазию.

Другие исследователи, наоборот, относят Тамагочи и похожие на них приложения к безопасным увлечениям, считая их эффективной заменой живой кошке или собаке. Виртуальные питомцы даже используются как элемент терапии для умственно отсталых людей.

В любом случае эффект Тамагочи — интересное и необычное искажение нашего мышления, характерное для современного мира. В будущем, скорее всего, мы еще не раз услышим о нем.

4. Эффект доктора Фокса

Этот психологический эффект связан с тем, как мы воспринимаем выступающего в зависимости от подачи материала. Если лектор харизматичный и яркий, при этом уверенно использует умные слова и специфические термины, то слушатели дают ему высокую оценку. Они получают позитивные эмоции и благодаря этому считают, что научились чему-то новому. Даже если спикер городит полную чушь.

Подобное явление было подтверждено экспериментом, проведенным в 1970 году. Два американских психолога наняли профессионального актера, чтобы он изобразил «знаменитого доктора Фокса» и провел научную лекцию о теории игр.

Лжеученый красочно рассказывал о явлениях, в которых ничего не понимал. Он использовал двусмысленные обороты, активно жестикулировал и говорил очень эмоционально. При этом в его материалах было множество противоречий и пробелов.

А слушателями, к слову, были образованные люди: социологи, психиатры, профессора. Однако никто из присутствующих не усомнился в тезисах доктора Фокса. Под конец лекции зал рукоплескал. Аудитория была уверена, что получила ценные знания.

Исследователи пришли к выводу, что подача материала и личность выступающего имеет гораздо большее значение, чем содержание его лекции. То есть не важно, что ты говоришь, а важно, как ты это делаешь.

Последующие эксперименты подтвердили, что на оценку лектора влияет также его одежда, мимика, зрительный контакт и свобода владения материалом. Все эти приемы активно используют современные спикеры.

5. Синдром Китти Дженовезе

В 1964 году не менее десяти свидетелей видели или слышали нападение мужчины на Китти Дженовезе возле многоквартирного дома в Нью-Йорке. Однако никто из них не помог раненной девушке, и только один житель прикрикнул на преступника из окна.

Очевидцы также не спешили обратиться в полицию, полагая, что это сделает кто-то другой. В итоге Китти умерла по дороге в больницу.

Эта история активно освещалась в прессе и заинтересовала ученых-психологов. Джон Дарли и Биб Латане исследовали случай с Китти и в 1968 году в своей статье назвали такое когнитивное искажение эффектом свидетеля. Его также называют синдромом Китти Дженовезе — по имени жертвы.

Дальнейшие эксперименты подтвердили это явление. Испытуемые видели, как человеку становится плохо: актер изображал сердечный приступ. Если вокруг никого не было, то вмешивались 85% прохожих. Но если вокруг была хотя бы пара других людей, то всего 40% свидетелей предпринимали какие-либо действия.

При этом разнится и скорость, с которой очевидцы приходили на помощь. Одиночке понадобилось меньше минуты, а вот группе из 3 человек — 2 с лишним минуты.

Эффект свидетеля связан также с таким понятием, как диффузия ответственности. Дело в том, что в чрезвычайных ситуациях в группе людей никто не хочет брать на себя ответственность. Каждый полагает, что это сделает кто-то другой.

Кроме того, мы также склонны думать, что в толпе найдется тот, кто окажется более квалифицированным для подобных действий. Например, врач или спасатель.

Однако это не говорит о низких моральных качествах или безразличии очевидцев преступлений. Это иллюстрирует глубокое когнитивное искажение, которое до сих пор изучает социальная психология.

6. Эффект Розенталя

Если человек верит в правдивость какой-то информации, он на подсознательном уровне ведет себя так, чтобы эта информация подтвердилась. Это своего рода самосбывающееся пророчество, которое мы часто испытываем на себе, не задумываясь об этом. Такие убеждения определяют наши действия и поступки.

Американский психолог Роберт Розенталь, который исследовал этот феномен, назвал его эффектом Пигмалиона в честь древнегреческого мифа. Согласно ему, скульптор вырезал из слоновой кости настолько прекрасную статую, что влюбился в нее. Скорее всего, ученый отсылал к пьесе «Моя прекрасная леди», где профессор превращает обычную торговку в настоящую герцогиню. В этом герою помогла только безоговорочная вера в свои силы.

Розенталь поначалу исследовал этот эффект с точки зрения симпатии. Группу незнакомых людей разбивали на пары. Некоторым участникам сообщали, что партнер в паре симпатизирует им. Другим, наоборот, говорили, что тот испытывает неприязнь. Те, кто думал, что нравится своему партнеру, вел себя более приятно и мягко. Они чаще соглашались с чужой позицией и в целом создавали более дружелюбную атмосферу во время общения.

Еще более показателен эксперимент Розенталя со школьниками, который получил название «Дети Розенталя». В начале учебного года в одном классе он выделил группу детей с якобы выдающимися умственными способностями, о чем сообщил их учителям. Через несколько месяцев оказалось, что избранные действительно получали отличные оценки и похвальные отзывы. Хотя в реальности ничем не отличались от своих сверстников. Просто учителя поверили в их гениальность и вели себя соответствующим образом.

Также считается, что этот эффект действует как катализатор удачи или провала. Вообще он очень эффективен в применении. Это один из методов внушения и самовнушения, который действительно работает.

7. Эффект прожектора

Мы все преувеличиваем внимание других людей к своей персоне. Это явление получило название «эффект прожектора».

Наверняка тебе знакомо это неловкое чувство. Например, ты пролил кофе на брюки и тебе кажется, что все окружающие только и делают, что смотрят на злополучное пятно. Как будто тебя осветили ярким лучом прожектора, а сам ты стоишь на сцене.

В действительности мало кто заметит такую деталь. И даже если люди заметят, то не придадут ей важного значения. В том числе из-за того, что и сами подвержены этому эффекту.

Этот феномен открыт не так давно. Впервые он был описан американским ученым Томасом Гилвичем в 1999 году. В ходе исследований он провел специальный эксперимент. Участников в течение дня просили ходить в странной рубашке и отмечать, сколько людей заметили и отреагировали на это. В итоге оказалось, что озвученное подопытными число превышало реальное в два раза.

Специалисты сделали такой вывод: человек находится в центре внимания гораздо реже, чем он сам считает. Конечно, полностью избавиться от смущения в таких случаях сложно. И это нормально. Зато, зная об эффекте прожектора, будет проще осознать, насколько мы преувеличиваем значение маленьких деталей.

8. Эффект аудитории

Психологи обнаружили, что мы по-разному ведем себя в зависимости от наличия или отсутствия сторонних наблюдателей наших действий. Причем они могут как помогать, так и мешать. Кстати, человеку достаточно быть уверенным, что кто-то наблюдает за ним. То есть аудитория вполне может быть и выдуманной.

О таком эффекте часто говорят спортсмены. Как ни странно, публика помогает им показывать лучшие результаты и ставить рекорды.

Первое научное объяснение этого явления вывел Роберт Зайонц, поэтому эффект часто называют также его именем. Ученый предположил, что при наличии наблюдателей человек испытывает сильное нервное напряжение. Оно помогает решать простые задачи, но в то же время затрудняет выполнение сложных и незнакомых поручений.

Этот феномен до сих пор изучается. Специалисты считают, что он связан с процессом самопрезентации. Каждому из нас важно, как мы выглядим в глазах окружающих, и мы прикладываем усилия к тому, чтобы впечатление о нас было положительным.

При этом следует учитывать, что реакция каждого человека на аудиторию индивидуальная. Кто-то может стесняться вплоть до обморочных состояний, а кто-то ощущать прилив сил и энергии, когда на него смотрят. Чаще всего это вызывает разный уровень стресса, который может быть полезен, а может стать критическим.

Лучше всего эффект аудитории переносят эмоционально стабильные личности. В то время как люди с тревожным расстройством будут испытывать сильный дискомфорт.

9. Эффект помидора

В США помидоры не ели вплоть до 1820-х годов. Их считали ядовитыми, поскольку они относятся к семейству пасленовых. Вернулись томаты на стол американцев только после «опасного» эксперимента. В ходе него житель Нью-Джерси в присутствии публики съел целую корзину красных помидоров. Он не умер и даже не заболел, так что плоды были реабилитированы в глазах общественности.

И это отлично иллюстрирует феномен, который позже так и назвали — эффект помидора. То есть когда полезные вещи считаются вредными.

Эффект помидора был впервые описан доктором Джеймсом Гудвином в 1984 году. Он исследовал ситуации, когда врачи отвергали эффективные лекарства, расходившиеся с общепринятыми представлениями о течении болезни. Медики не озвучивали пациентам некоторые способы лечения, потому что исходили из постулата «Все знают, что они не работают». На самом деле эти методы могли быть вполне действенными.

Здесь можно привести пример экстракта ивовой коры. Долгое время он применялся в народной медицине как средство от простудных заболеваний. Но официальная наука признала его только в конце XIX века. К тому времени было обнаружено, что он содержит много салициловой кислоты. Из нее, например, делают аспирин. Так что кору тоже пришлось реабилитировать.

Эффект помидора может возникать не только из-за отсутствия знаний или сложившихся в обществе убеждений. Часто он появляется, когда полученные ранее доказательства попросту игнорируются.

10. Эффект слепого пятна

Это один из самых любопытных эффектов, связанный со всеми перечисленными ранее. Он выражается в том, что человек не может самостоятельно распознать у себя наличие тех или иных когнитивных искажений.

Мы можем довольно точно анализировать поведение окружающих, замечая их малейшие промахи, а вот свое бревно в глазу увидеть не способны. О таком явлении люди задумывались давно, но изучать его начали всего двадцать лет назад.

Так, в 2001 году психологи из Стэнфордского университета провели анкетирование студентов. Те должны были обозначить у себя любые из 8 приведенных в опросе ошибок мышления. Результаты показали, что каждый участник считал себя более объективным, чем среднестатистический американец.

Исследование, проведенное английскими и американскими учеными в 2015 году, показало, что эффекту слепого пятна подвержены в той или иной степени все люди. Причем не имеет значения ни уровень образования, ни профессия, ни социальный статус. Так, из 600 участников эксперимента только 1 отметил у себя склонность к когнитивным искажениям.

Однако чем больше у нас знаний об ошибках мышления, тем проще нам выявлять их у себя и избавляться от них. Понимать, как работают те или иные психологические эффекты — это первый шаг к осознанному и вдумчивому поведению.

Читай также:

  • Обман или заблуждение: 7 логических ошибок человека
  • Когнитивные искажения, которые мешают жить полной жизнью
  • Ошибка выжившего: как искажается наше восприятие, когда мы видим чужой успех

4.1 Феномены и теории. Методы исследования в психологии

Цели обучения

  1. Дайте определение терминам «феномен» и «теория» и четко разграничьте их.
  2. Объясните цели научных теорий.
  3. Объясните, почему для любого набора явлений обычно существует много правдоподобных теорий.

Явления

Феномен (множественное число, явления ) — это общий результат, достоверно наблюдаемый в систематических эмпирических исследованиях. По сути, это установленный ответ на исследовательский вопрос. Некоторые явления, с которыми мы столкнулись в этой книге, заключаются в том, что выразительное письмо улучшает здоровье, женщины говорят не больше, чем мужчины, а использование мобильного телефона ухудшает способность управлять автомобилем. Некоторые другие заключаются в том, что диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности) значительно увеличилось в распространенности в конце 20-го века, люди лучше справляются с простыми задачами, когда за ними наблюдают другие (и хуже с трудными задачами), и люди вспоминают предметы, которые им подносили. в начале и в конце списка лучше, чем элементы, представленные в середине.

Некоторые известные психологические явления

Явлениям часто дают имена их первооткрыватели или другие исследователи, и эти имена могут прижиться и стать широко известными. Следующий список представляет собой небольшую выборку известных явлений в психологии.

  • Слепое зрение. Люди с повреждением зрительной коры часто способны реагировать на визуальные стимулы, которые они не видят сознательно.
  • Эффект свидетеля. Чем больше людей присутствует в чрезвычайной ситуации, тем меньше шансов, что кто-то из них поможет.
  • Фундаментальная ошибка атрибуции. Люди склонны объяснять поведение других своими личными характеристиками, а не ситуацией, в которой они находятся.
  • Эффект Мак-Гурка. Когда звук основного звука речи комбинируется с видео человека, который двигает ртом для другого звука речи, люди часто воспринимают звук, который является промежуточным между ними. Для демонстрации см. http://www.faculty.ucr.edu/~rosenblu/VSMcGurk.html.
  • Эффект собственной гонки. Люди узнают лица представителей своей расы точнее, чем лица представителей других рас.
  • Эффект плацебо. Плацебо (фиктивные психологические или медицинские методы лечения) часто приводят к улучшению симптомов и улучшению функционирования людей.
  • Простой эффект воздействия. Чем чаще люди подвергались воздействию стимула, тем больше он им нравился, даже если стимул предъявлялся подсознательно.
  • Эффект последовательного положения. Стимулы, представленные ближе к началу и концу списка, запоминаются лучше, чем стимулы, представленные в середине. Для демонстрации см. http://cat.xula.edu/thinker/memory/working/serial.
  • Спонтанное выздоровление. Погашенная условная реакция часто возвращается без дальнейшего обучения по прошествии времени.

Хотя эмпирический результат может называться феноменом после того, как он наблюдался только один раз, этот термин, скорее всего, будет использоваться для результатов, которые были воспроизведены. Репликация означает повторное проведение исследования — либо точно так же, как оно было первоначально проведено, либо с изменениями, — чтобы убедиться, что оно дает те же результаты. Отдельные исследователи обычно повторяют свои собственные исследования перед их публикацией. Многие отчеты об эмпирических исследованиях включают первоначальное исследование, а затем одно или несколько последующих исследований, которые повторяют первоначальное исследование с небольшими изменениями. Особенно интересные результаты попадают в поле зрения других исследователей, которые проводят собственные повторения. Положительное влияние экспрессивного письма на здоровье и отрицательное влияние использования мобильного телефона на способность управлять автомобилем — примеры феноменов, многократно воспроизведенных разными исследователями.

Иногда повторение исследования дает результаты, отличающиеся от результатов первоначального исследования. Это может означать, что результаты первоначального исследования или результаты повторения были случайностью — они произошли случайно и не отражают того, что в целом верно. В любом случае дополнительные репликации, скорее всего, решат эту проблему. Неспособность получить те же результаты может также означать, что повторение каким-то важным образом отличалось от первоначального исследования. Например, ранние исследования показали, что люди выполняли различные задачи лучше и быстрее, когда за ними наблюдали другие, чем когда они были одни. Однако некоторые более поздние повторения показали, что люди работали хуже, когда за ними наблюдали другие. В конце концов исследователь Роберт Зайонц определил ключевое различие между двумя типами исследований. Казалось, что люди работают лучше, когда за ними наблюдают, выполняя практические задачи, но хуже, когда за ними наблюдают, выполняя относительно нетренированные задачи (Зайонц, 19 лет).65). Эти два феномена теперь стали называть социальным облегчением и социальным торможением.

Теории

Что такое теория?

Теория – это последовательное объяснение или интерпретация одного или нескольких явлений. Хотя теории могут принимать различные формы, у них есть одна общая черта: они выходят за рамки явлений, которые они объясняют, включая переменные, структуры, процессы, функции или организующие принципы, которые непосредственно не наблюдались. Рассмотрим, например, теорию Зайонца о социальной фасилитации и социальном торможении. Он предположил, что наблюдение за другими во время выполнения задачи создает общее состояние физиологического возбуждения, что увеличивает вероятность доминирующей (наиболее вероятной) реакции. Таким образом, для хорошо отработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к правильным ответам, но для относительно неотработанных задач наблюдение увеличивает тенденцию к неправильным ответам. Обратите внимание, что эта теория, которая стала называться теорией влечения, дает объяснение как социальной фасилитации, так и социального торможения, которое выходит за рамки самих явлений, включая такие понятия, как «возбуждение» и «доминантная реакция», наряду с такими процессами, как Влияние возбуждения на доминирующую реакцию.

Вне науки обращение к идее как к теории часто подразумевает, что она не проверена — возможно, не более чем дикая догадка. Однако в науке термин теория не имеет такого значения. Теория — это просто объяснение или интерпретация ряда явлений. Это может быть непроверенным, но оно также может быть всесторонне проверено, хорошо поддержано и принято научным сообществом как точное описание мира. Теория эволюции путем естественного отбора, например, является теорией, потому что она объясняет разнообразие жизни на Земле, а не потому, что она не проверена или не подтверждена научными исследованиями. Напротив, доказательства этой теории в подавляющем большинстве случаев положительны, и почти все ученые считают ее основные положения точными. Точно так же «микробная теория» болезней является теорией, потому что она объясняет происхождение различных болезней, а не потому, что есть сомнения в том, что многие болезни вызываются микроорганизмами, поражающими организм.

В дополнение к теории исследователи в области психологии используют несколько родственных терминов для обозначения своих объяснений и интерпретаций явлений. Перспектива — это широкий подход — более общий, чем теория, — к объяснению и интерпретации явлений. Например, исследователи, придерживающиеся биологической точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения генетики или структур и процессов нервной и эндокринной систем, в то время как исследователи, придерживающиеся поведенческой точки зрения, склонны объяснять явления с точки зрения подкрепления, наказания и других внешних событий. Модель — это точное объяснение или интерпретация конкретного явления, часто выражаемая в виде уравнений, компьютерных программ или биологических структур и процессов. Гипотеза может быть объяснением, которое опирается всего на несколько ключевых понятий, хотя этот термин чаще относится к предсказанию нового явления, основанному на теории (см. Раздел 4.3 «Использование теорий в психологических исследованиях»). Путаницу усугубляет тот факт, что исследователи часто используют эти термины как синонимы. Не будет ошибкой называть теорию влечения моделью влечения или даже гипотезой влечения. И биопсихосоциальная модель психологии здоровья — общая идея о том, что здоровье определяется взаимодействием биологических, психологических и социальных факторов — действительно больше похожа на точку зрения, как она определена здесь. Имейте в виду, однако, что наиболее важным остается различие между наблюдениями и интерпретациями.

Для чего нужны теории?

Конечно, научные теории предназначены для предоставления точных объяснений или интерпретаций явлений. Но должно быть что-то большее, чем это. Учтите, что теория может быть точной, но не очень полезной. Утверждение, что выразительное письмо помогает людям «справляться со своими эмоциями», может быть точным, но оно кажется слишком расплывчатым, чтобы иметь большую пользу. Учтите также, что теория может быть полезной, не будучи абсолютно точной. Рисунок 4.2 «Репрезентация многохранилищной модели памяти человека» — это представление классической многохранилищной модели человеческой памяти, которая до сих пор цитируется исследователями и обсуждается в учебниках, несмотря на то, что в настоящее время известно, что она неверна по ряду причин. (Идзава, 19 лет99). Эти два примера предполагают, что у теорий есть цели, отличные от простого предоставления точных объяснений или интерпретаций. Здесь мы рассмотрим три дополнительные цели теорий: организация известных явлений, предсказание результатов в новых ситуациях и создание новых исследований.

Рисунок 4.2 Представление модели памяти человека с несколькими хранилищами

В модели памяти человека с несколькими хранилищами информация из окружающей среды проходит через сенсорное хранилище на пути к краткосрочному хранилищу, где ее можно репетировать, и затем в долговременное хранилище, где его можно хранить и извлекать намного позже. Эта теория оказалась чрезвычайно успешной в организации старых явлений и предсказании новых.

Организация

Одной из важных целей научных теорий является организация явлений таким образом, чтобы помочь людям думать о них ясно и эффективно. Теория влечений социальной фасилитации и социального торможения, например, помогает упорядочить и осмыслить большое количество кажущихся противоречивыми результатов. Многоуровневая модель человеческой памяти эффективно обобщает многие важные явления: ограниченную емкость и короткое время сохранения информации, на которую обращают внимание, но не репетируют, важность репетиции информации для долговременного удержания, эффект последовательного положения и так далее. Или рассмотрим классическую теорию интеллекта, представленную на рис. 4.3 «Представление одной теории интеллекта». Согласно этой теории, интеллект состоит из общей умственной способности, g плюс небольшое количество более специфических способностей, на которые влияет g (Neisset et al., 1996). Хотя существуют и другие теории интеллекта, эта хорошо обобщает большое количество статистических взаимосвязей между тестами различных умственных способностей. Это включает в себя тот факт, что тесты всех основных умственных способностей, как правило, в некоторой степени положительно коррелируют, а также тот факт, что некоторые подмножества умственных способностей (например, понимание прочитанного и завершение аналогии) коррелируют более положительно, чем другие (например, понимание прочитанного и арифметика).

Рисунок 4.3 Представление одной теории интеллекта

В этой теории интеллекта общая умственная способность ( g ) влияет на каждую из трех более конкретных умственных способностей. Теории этого типа помогают организовать большое количество статистических зависимостей между тестами различных умственных способностей.

Таким образом, теории хороши или полезны в той мере, в какой они организуют больше явлений с большей ясностью и эффективностью. Ученые обычно следуют принципу экономии, согласно которому теория должна включать ровно столько понятий, сколько необходимо для объяснения или интерпретации интересующих явлений. Более простые и экономные теории организуют явления более эффективно, чем более сложные и менее экономные теории.

Предсказание

Вторая цель теорий — позволить исследователям и другим людям делать прогнозы о том, что произойдет в новых ситуациях. Например, тренер по гимнастике может задаться вопросом, будут ли результаты ученика лучше или хуже во время соревнований, чем при занятиях в одиночку. Даже если этот конкретный вопрос никогда не изучался эмпирически, теория влечений Зайонца предлагает ответ. Если учащийся обычно выступает без ошибок, он, скорее всего, будет лучше выступать во время соревнований. Если она обычно выступает с большим количеством ошибок, она, скорее всего, выступит хуже.

В клинической психологии решения о лечении часто принимаются на основе теорий. Рассмотрим, например, диссоциативное расстройство личности (ранее называвшееся множественным расстройством личности). Преобладающая научная теория диссоциативного расстройства личности состоит в том, что у людей развивается множественность личностей (также называемых альтерами), потому что они знакомы с этой идеей из популярных образов (например, из фильма « Сибилла ») и потому, что их к этому непреднамеренно побуждают врачи. (например, попросив «встретить» альтер). Эта теория подразумевает, что вместо того, чтобы поощрять пациентов к разыгрыванию множественных личностей, лечение должно заключаться в том, чтобы отговаривать их от этого (Lilienfeld & Lynn, 2003).

Генерация новых исследований

Третья цель теорий — генерировать новые исследования, поднимая новые вопросы. Рассмотрим, например, теорию о том, что люди совершают самоповреждающее поведение, такое как нанесение порезов, потому что это уменьшает негативные эмоции, такие как печаль, тревога и гнев. Эта теория сразу наводит на несколько новых и интересных вопросов. Существует ли на самом деле статистическая связь между порезом и количеством пережитых отрицательных эмоций? Это причинно? Если да, то что такого в резке, которая имеет такой эффект? Это боль, вид травмы или что-то еще? Влияет ли резка на все негативные эмоции одинаково?

Обратите внимание, что теория не обязательно должна быть точной, чтобы служить этой цели. Даже неточная теория может породить новые и интересные исследовательские вопросы. Конечно, если теория неточна, ответы на новые вопросы будут, как правило, несовместимы с теорией. Это заставит исследователей переоценить теорию и либо пересмотреть ее, либо отказаться от нее в пользу новой. Именно так научные теории со временем становятся более подробными и точными.

Множественные теории

В любой момент времени исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Одна из причин заключается в том, что поскольку человеческое поведение чрезвычайно сложно, на него всегда можно взглянуть с разных точек зрения. Например, биологическая теория сексуальной ориентации может сосредоточиться на роли половых гормонов в критические периоды развития мозга, в то время как социокультурная теория может сосредоточиться на культурных факторах, влияющих на то, как выражаются основные биологические тенденции. Вторая причина заключается в том, что — даже с одной и той же точки зрения — обычно существуют разные способы «выйти за пределы» интересующего явления. Например, в дополнение к теории влечения социальной фасилитации и социального торможения существует еще одна теория, которая объясняет их с точки зрения конструкции, называемой «опасение оценки» — беспокойство по поводу оценки аудиторией. Обе теории выходят за рамки интерпретируемых явлений, но они делают это, предлагая несколько разные лежащие в их основе процессы.

Различные теории одного и того же набора явлений могут дополнять друг друга — каждая из них представляет собой часть более крупной головоломки. Биологическая теория сексуальной ориентации и социокультурная теория сексуальной ориентации могут точно описать разные аспекты одного и того же сложного явления. Точно так же социальная помощь может быть результатом как общего физиологического возбуждения , так и опасения оценки. Но разные теории одних и тех же явлений также могут конкурировать в том смысле, что если одна верна, то другая, вероятно, нет. Например, альтернативная теория диссоциативного расстройства личности — посттравматическая теория — утверждает, что альтерации создаются пациентом бессознательно как средство справиться с сексуальным насилием или другим травмирующим опытом. Поскольку социокогнитивная и посттравматическая теории связывают диссоциативное расстройство личности с принципиально разными процессами, маловероятно, что обе они могут быть точными. См. примечание 4.10 «Откуда берутся множественные личности?» для получения дополнительной информации об этих конкурирующих теориях.

Тот факт, что существует несколько теорий для любого набора явлений, не означает, что любая теория так же хороша, как и любая другая, или что невозможно узнать, дает ли теория точное объяснение или интерпретацию. Напротив, ученые постоянно сравнивают теории с точки зрения их способности упорядочивать явления, предсказывать результаты в новых ситуациях и проводить исследования. Те, у которых дела обстоят плохо, считаются менее точными и отбрасываются, в то время как те, у которых дела идут хорошо, считаются более точными, сохраняются и сравниваются с более новыми — и, надеюсь, лучшими — теориями. Хотя ученые обычно не верят, что их теории когда-либо дают совершенно точные описания мира, они все же предполагают, что этот процесс порождает теории, которые все ближе и ближе подходят к этому идеалу.

Откуда берутся множественные личности?

В литературе по диссоциативному расстройству личности (ДРИ) представлены две конкурирующие теории. Социокогнитивная теория состоит в том, что ДРИ возникает, потому что пациенты знают о расстройстве, знают его характерные черты, и их терапевты поощряют их принимать несколько личностей. Посттравматическая теория состоит в том, что множественные личности развиваются как способ справиться с сексуальным насилием или какой-либо другой травмой. В настоящее время имеется несколько линий доказательств, которые поддерживают социокогнитивную модель над посттравматической моделью (Lilienfeld & Lynn, 2003).

  • Диагноз ДРИ значительно увеличился после выхода книги и фильма Сибил — о женщине с ДРИ — в 1970-х годах.
  • DID крайне редко встречается за пределами Северной Америки.
  • Очень небольшой процент терапевтов несет ответственность за диагностику подавляющего большинства случаев ДРИ.
  • Литература по лечению ДРИ включает множество практик, которые поощряют пациентов разыгрывать несколько личностей (например, иметь доску объявлений, на которой личности могут оставлять сообщения друг для друга).
  • Обычные люди могут легко воссоздать симптомы ДРИ с минимальными предположениями в симулированных клинических интервью.

Ключевые выводы

  • Ученые проводят различие между явлениями, являющимися их систематическими наблюдениями, и теориями, являющимися их объяснениями или интерпретациями явлений.
  • Помимо предоставления точных объяснений или интерпретаций, научные теории имеют три основные цели. Они организуют явления, позволяют людям предсказывать, что произойдет в новых ситуациях, и помогают проводить новые исследования.
  • Исследователи обычно рассматривают несколько теорий для любого набора явлений. Различные теории одного и того же набора явлений могут быть взаимодополняющими или конкурирующими.

Ссылки

Идзава, К. (ред.) (1999). О человеческой памяти: Эволюция, прогресс и размышления к 30-летию модели Аткинсона-Шиффрина . Махва, Нью-Джерси: Эрлбаум.

Лилиенфельд, С.О., и Линн, С.Дж. (2003). Диссоциативное расстройство личности: множественные личности, множественные противоречия. В С. О. Лилиенфельд, С. Дж. Линн и Дж. М. Лор (ред.), Наука и псевдонаука в клинической психологии (стр. 109–142). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Guilford Press.

Нейссер, У., Буду, Г., Бушар, Т.Дж., Бойкин, А.В., Броди, Н. , Сеси,… Урбина, С. (1996). Интеллект: известные и неизвестные. Американский психолог, 51 , 77–101.

Зайонц, Р. Б. (1965). Социальная фасилитация. Наука, 149 , 269–274.

Список психологических эффектов | Психология Вики

в: Защищенные шаблоны, списки психологии

Посмотреть исходный код

Оценка | Биопсихология | Сравнительный | Познавательный | Развивающие | Язык | Индивидуальные различия | Личность | Философия | Социальные |
Методы | Статистика | Клинический | Образовательные | промышленный | Профессиональные товары | Мировая психология |

Когнитивная психология: Внимание · Принятие решений · Обучение · Суждение · Объем памяти · Мотивация · Восприятие · Рассуждение · Думая  — Когнитивные процессы Познание — Контур Индекс


Список «эффектов», которые были замечены в области психологии.

  • Эффект аудитории
  • Эффект неоднозначности
  • Эффект Барнума
  • Эффект Безольда
  • Эффект дня рождения
  • Эффект бумеранга
  • Эффект бубы/кики
  • Эффект свидетеля
  • Эффект коктейля
  • Эффект контраста
  • Эффект Кулиджа
  • Эффект кросс-гонки
  • Эффект Даннинга-Крюгера
  • Эффект владения
  • Эффект ложного консенсуса
  • Веерный эффект
  • Эффект кадрирования
  • Эффект Флоренс Найтингейл
  • Эффект Флинна
  • Эффект фокусировки
  • Эффект генерации
  • Гугл эффект
  • Эффект ореола
  • Эффект Хоторна
  • Враждебный медиа-эффект
  • Гиперзвуковой эффект
  • Эффект Каппа
  • Эффект кинетической глубины
  • Эффект Кулешова
  • Эффект озера Вобегон
  • Эффект газонного дротика
  • Эффект уровней обработки
  • Эффект «меньше значит лучше»
  • Эффект Марты Митчелл
  • Эффект Мэтью (образование)
  • Эффект Макколлоу
  • Эффект МакГурка
  • Эффект простого воздействия
  • Микроволновый слуховой эффект
  • Эффект дезинформации
  • Эффект пропущенной буквы
  • Эффект модальности
  • Эффект Моцарта
  • Эффект имени и буквы
  • Негативное воздействие
  • Эффект новизны
  • Эффект адаптации количества
  • Эффект ожидания наблюдателя
  • Эффект самоуверенности
  • Эффект переоценки
  • Эффект Пельцмана
  • Эффект превосходства изображения
  • Эффект плацебо
  • Положительный эффект
  • Эффект Пратфолла
  • Эффект приоритета
  • Эффект первенства
  • Эффект псевдоуверенности
  • Эффект Пуркинье
  • Эффект Пигмалиона
  • Эффект Расёмона
  • Эффект недавности
  • Эффект рифмы как причины
  • Эффект Рингельмана
  • Эффект последовательного положения
  • Эффект Саймона
  • Эффект спящего
  • Эффект интервала
  • Эффект прожектора
  • Эффект Струпа
  • Эффект субаддитивности
  • Эффект ожидания субъекта
  • Эффект Тамагочи
  • Телескопический эффект
  • Тестовый эффект
  • Тетрис эффект
  • Эффект Тэтчер
  • Эффект чревовещания
  • Эффект Венеры
  • Эффект фон Ресторфа
  • Хорошо пройденный дорожный эффект
  • Эффект колеса телеги
  • Эффект превосходства слова
  • Эффект хуже среднего
  • Эффект Зейгарник
  • Список когнитивных искажений


.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *