23.09.2024

Эффектом даннинга крюгера: Что такое эффект Даннинга-Крюгера? — Личный опыт на vc.ru

Содержание

Что такое эффект Даннинга-Крюгера? — Личный опыт на vc.ru

Всем привет! Сегодня я бы хотел рассказать вам про эффект Даннинга-Крюгера.

47 288 просмотров

Невежество чаще порождает уверенность, чем знание.

Чарльз Дарвин

В апреле 1995 года МакАртур Уилер полил своё лицо лимонным соком и ограбил два банка в Питтсбурге. Он аргументировал это тем, что лимонный сок делает его лицо невидимым для камер, точно так же, как лимонный сок используется в качестве невидимых чернил. Он даже утверждал, что успешно протестировал эту идею с помощью своей собственной камеры Polaroid перед ограблениями. Конечно, это была полная глупость, и он очень быстро был пойман полицией. «Но я носил сок», — сказал он, сбившись с толку, когда в его доме появились офицеры.

Изначально Уилера посчитали обычным сумасшедшим преступником. Его даже включили во Всемирный альманах 1996 года за то, что он был одним из самых тупых преступников. Но Дэвид Даннинг, профессор психологии в Корнелле, и Джастин Крюгер, один из его аспирантов, поняли, что это был прекрасный пример распространенного ныне явления, известного как эффект Даннинга-Крюгера.

Что такое эффект Даннинга-Крюгера?

Проще говоря — это склонность людей неправильно оценивать свои способности. Люди с менее чем средними способностями склонны переоценивать свои истинные способности, в то время как люди с более высокими, чем средние способности, склонны не осознавать, насколько они лучше. То есть, некоторые люди слишком глупы, чтобы понять, насколько они глупы, в то время как умные люди полагают, что большинство из них могут делать все, что в их силах.

В своем исследовании 1999 года, озаглавленной «Неумелые и неосведомленные»: Как трудности в распознавании собственной некомпетентности приводят к завышенным самооценкам» Даннинг и Крюгер утверждали, что «неправильная оценка некомпетентных появляется из-за ошибки о себе, в то время как неправильная оценка высококвалифицированных проистекает из ошибки других».

Их первый эксперимент разделил участников на четыре группы, чтобы сравнить их самооценки со способностью понимать логику, юмор и грамматику. На основе полученных результатов они привели график ниже, который, верен для различных групп и разных субъектов.

В нижнем левом углу компетентность человека равна нулю, так же как и уверенность в себе. Однако по мере того, как человек немного учится этому предмету, уверенность существенно возрастает. По мере того, как человек продолжает усваивать основы, его уверенность достигает максимума, так как он считает себя одним из немногих, кто понимает тему. Эту вершину часто называют горой Глупости. Проблема, однако, заключается в том, что чем больше человек узнает о предмете, тем больше он способен увидеть, насколько он сложен на самом деле. Как видно на графике, уверенность резко падает. Ситуацию, когда квалификация возрастает, а уверенность падает называют Долиной Отчаяния. К счастью, уверенность начинает расти, и человек поднимается по склону Просвещения по мере того, как овладевает предметом.

Самый громкий обычно находится на горе глупости.

К сожалению, те, кто говорит громче всех, часто обладают наибольшей уверенностью и наименьшей компетенцией. Например, «мудрецы» с обеих сторон политического спектра часами говорят на темы, в которых они мало понимают. Обычно они бесконечно говорят о науке, экономике, внешней политике, медицине и т.д. Каковы шансы, что они являются экспертами во всех этих областях, не говоря уже хотя бы об одной из них? Тогда откуда у них такая уверенность? Да, они страдают от эффекта Даннинг-Крюгера. Точно так же политики любят представлять себя экспертами, когда они знают очень мало. Это также часто встречается в социальных сетях, где люди делятся своими идеями, как будто они эксперты. На самом деле, многие из них читали только одну или две статьи, видели видео другого пользователя или просматривали комментарии. Они обмениваются явно бессмысленными идеями, иногда распространяя потенциально опасную, некорректную информацию. С другой стороны, чем более образованный, тем тише.

Те, кто в Долине Отчаяния, чувствуют себя мошенниками. По какой-то причине, несмотря на многочисленные свидетельства об обратном, некоторые из тех, кто находится на пути к овладению предметом, чувствуют, что на самом деле они не настолько образованны. Это распространено среди аспирантов, так как они испытывают высокий уровень депрессии, даже если они знают гораздо больше о выбранной области, чем население в целом.

Общество и антинаучное движение.

Возможно, самой большой угрозой для общества является растущее антинаучное движение, которое подпитывается эффектом Даннинга-Крюгера. Те, кто находится на горе Глупости, имеют наибольшее влияние, часто поддерживают кандидатов в антинаучные организации, намеренно или непреднамеренно распространяют ложную информацию. Из-за этого доверие общественности к науке тревожно низкое.

По данным исследовательского центра Pew: «По состоянию на 2019 год, лишь 35% американцев доверяют ученым и считают что они действуют в интересах общества».

В статье, опубликованной в PLoS Biology, Питер Хортец утверждает, что за последнее десятилетие многие области науки, такие как изменение климата, загрязнение воздуха, эволюция и иммунология подверглись нападению. Даже вся область геологии стала мишенью, так как это противоречит убеждению некоторых в том, что Земле всего несколько тысяч лет, а не 4,5 миллиарда лет.

И как может функционировать общество, если столько людей выступают против фундаментальной науки? Наука делает общество возможным. Наука дает нам электричество, чистую воду, медицину и т.д. Нападение на науку сродни попытке разрушить современный мир.

Хортез считает, что борьба с такого рода движениями, в частности с противовакцинацией, требует лучшего диалога с общественностью. Он сказал: «Слишком часто бакалавры и магистры, а также студенты младших и средних курсов быстро понимают, что деятельность СМИ или участие общественности представляют собой нежелательные, отвлекающие факторы». Его решение заключается в том, чтобы готовить ученых к взаимодействию с СМИ и поощрять или даже требовать от них взаимодействия с общественностью.

Это может помочь обратить вспять эффект Даннинга-Крюгера в том смысле, что он поднимет уровень тех, кто живет в Долине Отчаяния, до уровня тех, кто живет на горе Глупости. Если это произойдёт, то, возможно, люди смогут лучше понять науку, тем самым помогая обществу оставаться вместе и продолжать двигаться вперёд.

Если вам нравится такой контент или вы просто хотите следить за мной, то вот мой телеграм блог.

Эффект Даннинга-Крюгера — не то, чем кажется или Почему деление на умных и глупых — само по себе глупость / Хабр

Эффект Даннинга-Крюгера — когнитивное искажение, при котором люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы, принимают неудачные решения и при этом неспособны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации. Это довольно свежее понятие — сам феномен в такой форме был описан современными психологами Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером только в 1999 году, которое уже набрало большую популярность в кругах образованных людей.

Рассказ Василия Шукшина «Срезал» — художественная иллюстрация эффекта Даннинга-Крюгера в действии

Ирония популярности эффекта Даннинга-Крюгера, описывающего когнитивное искажение (bias) в том, что его упоминание само по себе выражает куда более старое когнитивное искажение — склонность людей, обладающих выраженной компетентностью в какой-либо области, к интеллектуальной сегрегации — делению людей на две категории: умных и глупых (себя, разумеется, относя к первой). Основанием для распределения других по корзинкам дураков и умников они считают собственную компетентность — и активно прибегают к упоминанию «эффекта Даннинга-Крюгера», чтобы записать кого-то в невежи, не замечая, что сами при этом, используя его таким образом, демонстрируют эффект Даннинга-Крюгера в действии.

Чего не знают даже сами Даннинг и Крюгер — что их эффект вовсе не эффект, характеризующий каких-то отдельных людей (aka глупцов), а общий принцип определения границ человеческой компетентности. Иными словами, суждения каждого человека без исключения подвержены эффекту Даннинга-Крюгера в той или иной мере в тех областях, где они не могут объективно оценить пределы своей компетентности. Даже у самых образованных людей большая часть сторон их жизни находится за пределами круга их экспертизы. И тяжелее всего подвержены эффекту Даннинга-Крюгера люди, которые считают, что этот эффект их не касается, и используют его для выделения себя в отдельную от «дураков» интеллектуальную касту.

Даннинг и Крюгер недооценили важность своего открытия. Слово эффект подразумевает некое действие или реакцию. То, что описывает «эффект Даннинга-Крюгера» — это объёмный принцип разграничения пределов познания. А уже в рамках этого принципа возникают разные эффекты.

«Эффект» означает, что это изолированное явление, встречающееся у тех или иных людей в отношении тех или иных сфер знания и опыта. Тогда как Даннинг и Крюгер описали универсальный принцип определения пределов компетентности во всех сферах знания и опыта, с которыми человек осознанно взаимодействует. В нынешней трактовке, этим эффектом называется само по себе заблуждение человека об уровне собственной компетентности. Это — не эффект, это тоже констатация положения.

На самом деле, деление людей на умных и дураков само по себе — одно из самых старых и недооцениваемых когнитивных искажений, коварство которого заключается в том, что оно играет на руку тем, у кого есть ресурсы и уровень образования для подобных мыслительных упражнений. Эта статья о том, почему «дураков» на самом деле не существует — точнее, почему все люди дураки в той или иной степени, и люди, которые считают себя умнее других — сами себя оставляют в дураках, потому что не видят собственного предрассудка, демонстрируя эффект Даннинга-Крюгера в представлении о пределах собственной компетентности:

  • Зона осознанной компетентности — зона работы. «Умный».
  • Зона ложной компетентности — зона невежества. «Тупой».
  • Зона осознанной некомпетентности — зона делегирования.

Там, где человек осознанно компетентен — ты можешь выполнять работу. Где осознанно некомпетентен — делегируешь, нанимаешь специалиста. Или учишься. Осознавая некомпетеность и имея желание её поправить — возникает мотивация к учёбе

Зона не осознаваемой некомпетентности.

То, что они называют Unskilled and Unaware of it — то есть, неосознаваемая некомпетентность — гораздо коварнее. Unskilled and Unaware of it — это любая область, о которой человек не знает и, как следствие, не может не иметь ни скиллов в ней, ни знать об этом.
То, что они подразумевают под ней, на самом деле — зона, в которой человек считает себя компетентным, не подозревая об обратном. Это зона ложной компетентности.

Тупость. Зона ложной компетентности

Человек некомпетентен, но не знает о своём невежестве, поэтому у него нет повода учиться.И уверен в своей компетентности — поэтому у него и мотивации учиться. Это тупик, поэтому зона неосознаваемой некомпетентности — это зона тупости.

То есть, порядок другой: не 1) компетентность в центре круга навыков, затем 2) область осознанной некомпетентности, а затем, на периферии — 3) неосознанной некомпетентности, а:

  1. зона компетентности;
  2. зона ложной компетентности;
  3. зона осознаваемой некомпетентности.

По сути, всё, в чём человек, как им кажется, «разбирается» — делится на две области — в которой они действительно разбираются, и в которой они на самом деле не разбираются, но считают, что разбираются как раз в силу своего незнания.

То есть, зона ложной компетентности aka зона тупости, на самом деле, вовсе не на периферии области знаний и опыта, а гораздо ближе к центру, являясь частью зоны предполагаемой компетентности человека.

При этом человек не знает о своей тупости и не знает границ своей тупости — иначе это была бы уже зона осознанной некомпетентности.

И в этом коварство тупости: она находится не где-то на периферии человеческого опыта и знания, а прямо у них «под носом», где они не испытывают никаких сомнений и уверенно себя чувствуют, при этом оставаясь совершенно невидимой и незаметной. Это значит, что процент зоны ложной компетентности может быть совершенно любым от 0 до 100, в каких-то случаях занимая почти всю зону предполагаемой компетентности или даже полностью её целиком: то есть, человек могут полностью не разбираться в вопросе, в котором, как они считают, они разбираются полностью.

Иными словами, человек не просто туп — он туп внезапно, и в тех областях, где, как они считают, они разбираются.

Проще говоря, всё или значительная часть того, что человек знает и умеет, может оказаться заблуждением, масштабы которого человек не узнает, пока не узнает, что заблуждался.

Более того, этот принцип может распространяться на огромное количество людей или даже всё человечество, как нередко бывало в истории с масштабными научными или идеологическими заблуждениями. Целое просвещённое человечество, уверенное в своей просвещённости, просто не подозревало о своём заблуждении.

Более того, этот принцип действует прямо сейчас на всё человечество в областях знания, считаемых людьми освоенными и изученными. Любая из них может оказаться зоной ложной компетентности, которую люди не смогут даже предположить (иначе это была бы уже зона осознаваемой некомпетентности), узнав о том, какая часть существующих сегодня представлений о мире является ошибочной, только когда откроют верные.

До 99% человеческих представлений о любой области, и по определению зоны ложной компетентности люди об этом не знают и не узнают, пока не узнают.

Этим принципом описываются границы компетентности человека в любой из областей знания и сфер взаимодействия с другими людьми. Всё, чем человек интересуется или с чем осознанно взаимодействует, описывается категориями границ компетентности.

Эффект Даннинга-Крюгера — это пограничный эффект, возникающий при столкновении представлений человека о собственной компетентности с объективными границами знания в конкретной области.

  1. Эффектом Даннинга-Крюгера можно называть, допустим, поведение человека, навязывающего свои заблуждения как модель действия для других (сжигать вышки 5G, не прививаться или, наоборот, прививаться от коронавируса).
  2. Либо эффектом Даннинга-Крюгера можно называть защитную реакцию (агрессивную или уклончивую) на указание ограничений по сравнению с собственными представлениями человека о своей компетентности.

Учитывая, что первый вариант поведения хорошо известен, многим знаком и имеет массу устойчивых определений — «агрессивное невежество», например, то имеет смысл закрепить применение понятия «эффект Даннинга-Крюгера» за защитной реакцией человека на указание видимых со стороны заблуждений, которые он относит к зоне своей компетентности. Либо уклончивой, либо агрессивной: то есть, когда указание на видимую со стороны область ложной компетентности человека либо игнорируется, пропускается мимо ушей, либо оспаривается и защищается.

Нетупых людей не бывает. Зона тупости — это область знания или опыта, осведомлённость о которой человек принимает за компетентность как раз в силу своей некомпетентности. Если предположить, что каждый человек осознанно взаимодействует с десятками или сотнями сферами знания и опыта, то в каждой из них у него будут зоны компетентности, зоны неосознаваемой некомпетентности и зоны осознаваемой некомпетентности. При этом коварство зоны ложной компетентности, зоны невежества aka тупости — в её неосознаваемости.

Зона невежества относится к сфере опыта и знания человека, которую человек считает зоной своей компетентности, в которой он «разбирается».

Однако на самом деле зона предполагаемой компетентности делится на две части: зону компетентности и зону ложной компетентности — то есть, зону невежества, которую человек относит к зоне компетентности в силу заблуждения, обусловленного его некомпетентностью. То есть, сама суть зоны невежества в том, что человек не знает, что она является зоной его невежества — иначе она перешла бы в зону осознанной некомпетентности.

Вот это боль, приоткрыть на которую я хочу людям глаза. Что люди по отдельности и человечество в целом тупы, страшно тупы и даже не подозревают, насколько тупы в масштабах до 100% ошибаются в областях, в которых уверены в абсолютной, подтверждённой и доказанной своей научной правоте — как я в экономике. На моей стороне ведь были не только логические доводы, но и научные концепции, книги, статьи, учёные.

В отношении собственных заблуждений каждый человек уязвим двукратно:

Потому что их не замечает и будет уверен в своей правоте, пока не узнает, что ошибался.
Потому что эффект Даннинга-Крюгера, защитная реакция ложной компетентности, препятствует пониманию своих ошибок, даже если они очевидны другим людям вокруг.

Абсолютно естественно будет предположить, что зона ложной компетентности в общем объёме знаний и опыта каждого человека не менее 50%. То есть, более чем в половине всего, что, в среднем, знает или умеет человек, он заблуждается.

При том, что зона осознанной компетентности относительно общего масштаба знаний и опыта, включая осознанную некомпетентность, должна ограничиваться единицами процентов в лучшем случае.

В результате, это приводит к когнитивному искажению, когда каждый человек, обладая относительно узкой областью осознанной компетентности, замечает заблуждения на её счёт всех остальных людей, при этом не подозревая об огромных масштабах своей ложной компетентности, игнорируя или отражая все попытки окружающих указать хотя бы на некоторые их заблуждения.

В результате, люди, знающие о существовании эффекта Даннинга-Крюгера, применяя его в своей области осознанной компетентности, формируют представление о некой доле тупости окружающих людей, не замечая, защищённые эффектом Даннинга-Крюгера, масштаба собственных собственной тупости, общий масштаб которой в зонах ложной компетенции человека может на порядки превышать чужую тупость, которую он может обнаружить в зоне своей осознанной компетентности.

Например, если человек является экспертом в экономике, и это 5% от его общего запаса знаний и опыта, при этом объём его собственных заблуждений в других областях составляет 55% от его знаний и опыта, то, зная об эффекте Даннинга-Крюгера этот человек будет замечать в окружающих их ложную компетентность в его сфере компетенций, не замечая, игнорируя или парируя указания на свои заблуждения. Допустим, 25% людей в окружении этого экономиста будут иметь заблуждения по его профессиональной области. Но при этом те же 25% будут видеть уже заблуждения этого экономиста. Он точно заметит чужие заблуждения, с высокой степени не заметит свои, не признает или не поверит на указанные ему свои, и останется при впечатлении, что каждый четвёртый человек вокруг не разбирается в экономике, обманутые эффектом Даннинга-Крюгера, при собственной непогрешимости.

Иными словами, в реальности, степень заблуждений, ложной компетентности каждого человека превышает степень его осознанной компетентности. Условно говоря, каждый человек из всего, что думает, что знает, заблуждается в 70% и прав в 30%. Процент может отличаться от человека к человеку, как и области экспертизы, но, в целом, у каждого человека общая доля тупости будет перевешивать долю его компетентности. То есть, каждый человек в чём-то компетентен, в чём-то туп, причём, в сумме, туп больше, чем компетентен. Иными словами:

  1. нетупых людей не бывает,
  2. области и степень компетентности разных людей могут отличаться, но в общей сложности сумма заблуждений каждого человека будет выше половины их предполагаемой сферы компетентности.

Каждый человек больше туп, чем не туп.

Каждый человек компетентен гораздо в меньшем количестве областей, чем сам считает, будучи в большей части вопрос туп и не осознавая свою тупость. Однако, в силу когнитивного искажения, он будет замечать чужие заблуждения в своей области экспертизы, не замечая, игнорируя или отбиваясь в силу эффекта Даннинга-Крюгера от указаний на куда больший объём собственных заблуждений. В результате у каждого человека, знающего об эффекте Даннинга-Крюгера будет складываться ложное впечатление о 100% собственной компетентности во всех вопросах, в которых, как он считает, он разбирается, на фоне которого он будет постоянно замечать чужую ложную компетентность в узкой сфере его осознанной компетентности. В результате это ведёт у людей, пользующихся понятием эффекта Даннинга-Крюгера в нынешнем виде, ложной картины мира, в которой есть:

Умные люди — они и эксперты в их же сферах знания, которые на 100% правы в своих представлениях (потому что, в силу эффекта Даннинга-Крюгера, не замечают, что, минимум 50% из них ошибочны),
Глупые люди, ошибки которых они видят, но эти люди сами не замечают и отказываются признавать.

Таким образом, в массовом сознании эффект Даннинга-Крюгера стал инструментом интеллектуального классового расслоения — люди, видящие в силу собственной узкой компетентности заблуждения и упрямство других, но не замечая, в силу такого же упрямства, свои, формируют ложное представление о двух типах людей — таких, как они сами, которые умеют признавать свои ошибки, просто в данный момент ни в чём не заблуждаются, и второй категории, которые точно ошибаются, но свои ошибки признать не в состоянии. Иными словами, знание об эффекте Даннинга-Крюгера в глазах многих людей формирует разделение на «умных» (обучаемых, признававших свои ошибки в прошлом, но не имеющих никаких заблуждений, включая себя) и «тупых» (необучаемых, заблуждающихся сейчас, но отказывающихся или неспособных это признать).

При этом это разделение является абсолютно ложным, основанным на том же эффекте Даннинга-Крюгера, не позволяющем человеку, видящему чужие заблуждения и упрямство, замечать и признавать свои.

Людей нельзя разделить на умных и глупых по одному критерию, любая попытка будет заблуждением, основанном на эффекте Даннинга-Крюгера. Иными словами, популярное представление «есть люди умнее, а есть глупее, и я вижу, кто глупее, потому что я среди умных и знаю про эффект Даннинга-Крюгера» — само по себе когнитивное искажение, как раз эффектом Даннинга-Крюгера и обеспеченное.

Эффект Даннинга-Крюгера — Лаборатория принятия решений

Эффект Даннинга-Крюгера Эффект возникает, когда недостаток знаний и навыков в определенной области заставляет человека переоценивать собственную компетентность. Напротив, этот эффект также заставляет тех, кто преуспевает в данной области, думать, что задача проста для всех, и также недооценивать свои относительные способности.

Где происходит это смещение

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, которая не оптимизирована для принятия обоснованных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Представьте, что вы и ваши друзья решили попробовать что-то новое — вы все по отдельности начинаете учить испанский язык. В течение нескольких дней можно сказать 10-15 предложений. Вы немного разочарованы и считаете, что уже должны быть в состоянии сказать больше. Для вас язык довольно прост, но хорошее владение им заставляет вас думать, что он прост для всех, и поэтому вы должны были сделать больше.

Ваш друг, напротив, выучил всего несколько слов. Он поражен своим прогрессом. У него еще нет знаний и навыков, чтобы понять, что он на самом деле неправильно произносит эти слова и образует с ними грамматически неправильные предложения. Он меньше всех научился в группе, но недостаток знаний мешает ему понять собственные ошибки. Более того, отсутствие у него доступа к сравнению заставляет его переоценивать свои относительные способности. Его неведение о том, как далеко продвинулись другие, такие как вы, заставляет его думать, что он преуспевает, тогда как на самом деле он учится со скоростью ниже средней.

Debias Ваша организация

Большинство из нас работают и живут в среде, не оптимизированной для принятия надежных решений. Мы работаем с организациями всех видов, чтобы выявлять источники когнитивных искажений и разрабатывать индивидуальные решения.

Узнайте о нашей работе

Родственные предубеждения

  • Якорное искажение
  • Эффект подношения
  • Предубеждение размера категории
  • Когнитивный диссонанс
  • 3 Предубеждение 8
  • 0Оптимизм0037 Ошибка планирования

Индивидуальные эффекты

В результате эффекта Даннинга-Крюгера вы можете не знать, в чем вы хороши, потому что вы предполагаете, что то, что легко дается вам, также легко дается всем остальным. Таким образом, вы лишаетесь возможности определить свои особенности и таланты.

Более того, когда вы преуспеваете в том, что бросает вам вызов, вы можете случайно стать жертвой убеждения, что именно в этом и заключаются ваши таланты. В действительности, вы можете быть просто исполнителем ниже среднего, наконец приблизившись к среднему уровню.

Как видите, это несоответствие может привести к тому, что вы сделаете неправильный выбор в отношении возможностей или карьеры, которую вы преследуете. Возможно, вы обращались к сверстникам и спрашивали: «В чем я хорош?» Это неплохой выбор. Понимание эффекта Даннинга-Крюгера может помочь вам понять, когда доверять своим способностям, а когда искать совета у других, которые могут смотреть на вас более объективно, чем вы сами.

Этот эффект также может вызывать у вас разочарование, когда ваши признанные «таланты» не признаются другими. Возможно, вы ожидаете предстоящего повышения по службе, и оно достается тому, кто удивлен, что его даже рассматривают. Не исключено, что ваша средняя производительность заставила вас думать, что у вас особенно хорошо получается, в то время как ее опыт заставил ее думать, что она посредственная.

Думая, что вы в чем-то лучше, чем есть на самом деле, вы можете упустить возможность учиться у других, которые на самом деле более опытны или более осведомлены. Кроме того, если вы думаете, что вы в чем-то посредственны, хотя на самом деле у вас отличные навыки, это может привести к тому, что вы упустите возможность учить и распространять знания среди других.

Системные эффекты

Поэтому нам как обществу не хватает обучения у лучших из лучших, потому что их уверенность держит их за закрытыми дверями. В центре внимания слишком часто могут быть люди с способностями ниже среднего.

К сожалению, самые невежественные — входящие в 25% худших навыков — также больше всего переоценивают себя. В контексте нашей демократии это означает, что наши самые неосведомленные граждане также являются нашими самыми уверенными. Мало того, что эти невежественные люди крайне сопротивляются обучению — поскольку они считают, что знают больше всего, — они также виновны в том, что делятся большим количеством информации (читай: дезинформацией).

По своей сути эффект Даннинга-Крюгера основан именно на этом: не на недостатке информации, а на изобилии дезинформации. Мы знаем, когда ничего не знаем, но именно неверная информация заставляет нас думать, что мы знаем все, и рассеянно нажимаем «поделиться».

На национальном или глобальном уровне этот эффект имеет опасные последствия, которые мы уже видели в действии. В сущности, если вы политик, вы можете извлечь выгоду из более необразованной аудитории. Люди, которые меньше разбираются в политических и мировых проблемах, с большей вероятностью поверят тому, что вы говорите, считают себя хорошо информированными, пойдут голосовать и поделятся своими взглядами с другими. Те, кто находится в верхней или средней части рейтинга — в некоторой степени осведомлены о политических вопросах — с большей вероятностью будут отстраняться от политических дискуссий и избегать голосования, потому что не считают себя достойными участниками. В то время как эксперты — наиболее информированные из всех — знают, что у них есть сильная база знаний, но они избегают просвещения общественности просто потому, что не осознают редкость своего опыта.

Болезнь самосознания нашего общества заставляет невежественных и дезинформированных людей с уверенностью претендовать на микрофон, в то время как эксперты и хорошо информированные люди находятся за кулисами, закатывая занавески. Это явление распространяет дезинформацию и неосведомленные взгляды в наших социальных мирах, заставляя нас упускать реальные возможности обучения, которые мы могли бы получить друг от друга.

Если слишком много плохо информированных людей думают, что они лучшие, наше общество останется с большим количеством растущей рыбы в крошечном, уменьшающемся пруду.

Почему это происходит

Эффект Даннинга-Крюгера немного похож на Уловку 22. Люди, мало знающие предмет, не обладают знаниями или навыками, чтобы обнаружить собственные ошибки или пробелы в знаниях. Из-за этих слепых зон они не видят, где ошибаются, и поэтому считают, что у них все хорошо.

Наоборот, люди, которые находятся на вершине своей игры в определенной предметной области, не имеют возможности замечать свою специализацию, потому что их работа настолько естественна для них, что они не осознают, что для них это не так. каждый. Легкость, с которой они овладевают этими навыками или областями знаний, не позволяет им понять, что эта работа более сложна для других. Вместо того чтобы недооценивать себя, они переоценивают способности других людей, соответствующие их собственным.

«Невежество чаще порождает уверенность, чем знание».

— Чарльз Дарвин

Хотя было обнаружено, что эффект проявляется в таких разных областях и предметах, как эмоциональный интеллект, логическое мышление, финансовые знания, политическая информированность, шахматы, вождение и даже медицинские знания, его точность как предвзятость человеческого мозга. Исследование 2016 года, цитируемое в этой статье, предполагает, что, поскольку данные, сгенерированные компьютером, также подвержены эффекту Даннинга-Крюгера, это вычислительный феномен и, следовательно, не может считаться предвзятостью человеческого разума.

Почему это важно

Эффект Даннинга-Крюгера важен, потому что он заставляет нас осознать наши собственные слепые зоны и дает нам возможность скорректировать наше самовосприятие. Поскольку это наиболее незаметно для тех, кто сталкивался с этим, необходимо сделать шаг назад, чтобы понять, что ваша собственная самооценка в значительной степени предвзята и, вероятно, неверна. Если вы делаете выбор, основываясь на своих личных знаниях и навыках, вы, вероятно, не ознакомились с достаточно авторитетной информацией. Кроме того, если вы верите кому-то на слово в том, в чем они хороши, ваша информация искажена. Не позволяйте кому-либо убедить вас, что он заслуживает вашего бизнеса или повышения от вас только потому, что он думает, что преуспевает — он может быть крайне невежественным и сильно переоценивать свои собственные результаты.

Эффект Даннинга-Крюгера может заставить нас слушать уверенных в себе людей, а не авторитетных. Это оказывает неизмеримое влияние на наше общество, поскольку мы принимаем информацию и советы от тех, кто будет говорить первым и громче всех, раньше тех, чьи слова будут иметь наибольшую ценность.

Кроме того, знание об эффекте Даннинга-Крюгера может ослабить вашу зависть к тем, у кого, кажется, «все в порядке». Думать, что вы знаете все, — верный признак того, что вы знаете мало.

«Я недостаточно молод, чтобы все знать».

— Оскар Уайльд

Как этого избежать

Когда дело доходит до эффекта Даннинга-Крюгера, сравнение себя с другими может быть не самым худшим, что вы можете сделать просто не говорите своему терапевту, что мы сказал так.

Вы можете избежать игнорирования собственного исполнения, слушая и получая представление о выступлениях других. Если бы ваш друг, знавший всего несколько испанских слов, спросил, как проходят ваши уроки, ваш ответ мог бы подсказать ему, что он не так уж хорош в этом языке. Более того, его плохое произношение может показать вам, что у вас действительно есть неизвестные способности к языкам.

Простое знание эффекта Даннинга-Крюгера также может помочь вам смягчить его последствия. Помните, что мысль о том, что вы плохи в чем-то, скорее всего, поставит вас в середину колоды, потому что это означает, что у вас достаточно проницательности, чтобы распознать собственную некомпетентность. Но помните: новые уровни, новые черти.

Также помните, что если вы считаете себя исключительным в чем-то, вам, вероятно, придется многому научиться.

Наконец, вы можете избежать эффекта Даннинга-Крюгера, если будете открыты для обратной связи, что, конечно, легче сказать, чем сделать. Низкоэффективные сотрудники постоянно плохо воспринимают критику и хронически не заинтересованы в самосовершенствовании. Вместо того, чтобы отмахиваться от отзывов и конструктивной критики, приписывайте критику недостатку знаний и осознанно используйте ее, чтобы двигаться вперед.

«Споря с дураком, сначала убедитесь, что другой человек не делает то же самое».

Старая поговорка

Как все начиналось

Впервые эффект Даннинга-Крюгера был обнаружен и описан в 1999 году исследователями Дэвидом Даннингом и Джастином Крюгером из Корнельского университета.

Исследователи заметили, насколько люди переоценивают свои способности в повседневной жизни подумайте о парне в классе, который постоянно поднимает руку, чтобы поделиться своими бесполезными идеями и ввел термин «двойное бремя». Двойное бремя использовалось для описания того, что эти люди страдают от двух вещей: невежества и неведения о собственном невежестве. Исследователи проверили случайных участников на тесты юмора, грамматики и логического мышления. Они обнаружили, что люди, попавшие в 25% худших результатов любого из этих тестов, склонны предсказывать, что окажутся на вершине рейтинга. Когда они набрали 12-й процентиль, они оценили себя как 62-й процентиль.

С другой стороны, люди из 25% лучших прогнозировали, что их оценки будут немного ниже, чем они были на самом деле.

Даннинг и Крюгер провели аналогичное исследование среди студентов Корнелла, сдавших выпускные экзамены. Они просили студентов предсказать свои собственные результаты тестов, а затем уточняли, когда они получали свои настоящие результаты. Их результаты подтвердились.

Анализ этих результатов связывал расхождения в самооценке с метакогнитивными навыками (способностью думать о своем собственном мышлении). По сути, улучшение навыков участников по юмору, грамматике и логическому мышлению помог им осознать ограничения собственных способностей и лучше предсказать свои результаты в последующих испытаниях.

Пример 1. Персонал корпорации

В ходе одного исследования 42% сотрудников высокотехнологичной компании по разработке программного обеспечения оценили свою эффективность как 5% лучших.

Конечно, это математически невозможно. Однако это важно, потому что показывает возможности обучения и роста, которые могут пройти мимо в корпоративном мире. Если 42% ваших сотрудников считают, что 95% сотрудников компании работают на уровне ниже их самих, а это означает, что 42% сотрудников не собираются пользоваться возможностью учиться у тех, кто на самом деле входит в 5% лучших. Они могут думать, что знают лучше всех, и поэтому упускают шансы расти и развивать свои навыки.

Если настоящие 5% лучших не осознают, насколько уникальны их таланты, они могут упустить такие возможности лидерства, как профессиональное развитие, стипендии для преподавателей или даже повседневное руководство новичками. Самоосознание результатов работы сотрудников может иметь большое влияние на рост и развитие компании.

Пример 2. На дороге

Исследования показали, что около 80% людей оценивают себя как «водителей выше среднего». Эта статистика, опять же, математически невозможна.

Преувеличенное чувство способностей при вождении может привести к тому, что водители будут принимать опрометчивые решения и попадать в аварии. Настоящие новички со стажем вождения менее 6 месяцев в восемь раз чаще попадают в аварию. Это происходит не только потому, что они плохо подготовлены как водители, но и потому, что они слишком самоуверенны. Думая, что у них больше контроля над рулем, чем на самом деле, они делают безрассудные движения на дороге, что приводит к тревожному количеству аварий и увеличению страховых ставок. Если учитывать только отсутствие навыков, количество этих аварий может значительно уменьшиться.

Резюме

Что это такое

Эффект Даннинга-Крюгера — это феномен, при котором наименее компетентные в определенной предметной области люди больше всего переоценивают свои навыки. Это также заставляет тех, кто наиболее компетентен в предметной области, меньше думать о своих талантах.

Почему это происходит

Это явление возникает из-за того, что тем, кому не хватает знаний и умений в чем-либо, не хватает понимания, необходимого им для понимания того, что они могли бы добиться большего. Недостаточное знание чего-либо приводит к тому, что они упускают из виду свои собственные ошибки и теряют возможность совершенствоваться.

Более того, для тех, кто наверху, эффект возникает потому, что что-то дается им настолько легко, что они не осознают, что это бросает вызов другим, и поэтому преуменьшают степень, в которой они выделяются.

Пример 1. Персонал

В компании, занимающейся разработкой программного обеспечения, 42% сотрудников предсказывали, что они войдут в 5% лучших. Отсутствие самосознания во многих корпорациях может иметь огромные последствия для компаний, когда сотрудники упускают возможности обучения и обучения, которые они могут взять друг у друга.

Пример 2. Вождение автомобиля

Опыт работы водителем менее шести месяцев повышает вероятность попадания в аварию в восемь раз. Очевидная причина этого в том, что у вас мало практики. Дополнительная причина заключается в том, что ваше собственное невежество делает вас самоуверенным, заставляя вас принимать опрометчивые решения и делать быстрые повороты.

Как этого избежать

Избегайте эффекта Даннинга-Крюгера, предполагая, что считать себя экспертом, вероятно, означает, что вы только начинаете. Однако не злорадствуйте в своем невежестве ищите обратную связь от других, которые могут помочь вам стать лучше, а не застревать в своем завышенном самовосприятии. Кроме того, получите представление о способностях других, чтобы получить более реалистичные данные о том, где вы находитесь, и соответствующим образом скорректируйте свое восприятие. И если люди говорят вам, что вы эксперт, слушайте.

Связанные статьи TDL

Подобно эффекту Даннинга-Крюгера, эффект сложного-легкого заставляет нас переоценивать, насколько хорошо мы справимся с трудными задачами, и недооценивать, насколько хорошо мы справимся с легкими задачами.

Из-за склонности к оптимизму мы склонны переоценивать вероятность хороших событий и недооценивать вероятность плохих.

Эффект Даннинга-Крюгера | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Эффект Даннинга-Крюгера — это когнитивное искажение, при котором люди ошибочно переоценивают свои знания или способности в определенной области. Обычно это происходит из-за того, что отсутствие самосознания мешает им точно оценить свои навыки.

Содержимое
  • Понимание эффекта Даннинга-Крюгера
  • Кто затронут
  • Как этого избежать

Понимание эффекта Даннинга-Крюгера

Концепция эффекта Даннинга-Крюгера основана на статье 1999 года психологов Корнельского университета Дэвида Даннинга и Джастина Крюгера. Пара проверила участников на их логику, грамматику и чувство юмора и обнаружила, что те, кто выступал в нижнем квартиле, оценили свои навыки намного выше среднего. Например, те, кто находится в 12-м процентиле, оценили свой опыт в среднем на уровне 62-го процентиля.

Исследователи связывают эту тенденцию с проблемой метапознания — способности анализировать собственные мысли или действия. «Люди с ограниченными знаниями в какой-то области несут двойное бремя: они не только приходят к ошибочным выводам и совершают прискорбные ошибки, но и их некомпетентность лишает их возможности это осознать», — писали они.

Что вызывает эффект Даннинга-Крюгера?

Уверенность так высоко ценится, что многие люди скорее притворятся умными или опытными, чем рискуют выглядеть неадекватными и потерять лицо. Эффект Даннинга-Крюгера может затронуть даже умных людей, поскольку наличие интеллекта — это не то же самое, что обучение и развитие определенного навыка. Многие люди ошибочно полагают, что их опыт и навыки в одной конкретной области можно перенести в другую.

Почему люди не признают свою некомпетентность?

Многие люди считают себя выше среднего по интеллекту, юмору и разнообразным навыкам. Они не могут точно судить о своей компетентности, потому что им не хватает метапознания, или способности сделать шаг назад и объективно исследовать себя. На самом деле, те, кто наименее опытен, чаще всего переоценивают свои способности.

В чем двойное проклятие эффекта Даннинга-Крюгера?

Эффект Даннинга-Крюгера приводит к так называемому «двойному проклятию»: люди не только плохо работают, но и недостаточно самосознательны, чтобы точно судить о себе, и поэтому вряд ли будут учиться и расти.

Что противоположно эффекту Даннинга-Крюгера?

Если эффект Даннинга-Крюгера проявляется в чрезмерной уверенности в своих знаниях или действиях, его полярной противоположностью является синдром самозванца  или ощущение, что человек не заслуживает успеха. Люди с синдромом самозванца страдают от неуверенности в себе и постоянно чувствуют себя мошенниками, которые будут разоблачены в любую секунду.

На кого влияет эффект Даннинга-Крюгера

Эффект Даннинга-Крюгера был обнаружен в самых разных областях: от логического мышления до эмоционального интеллекта, финансовых знаний и безопасности огнестрельного оружия. И эффект проявляется не только среди некомпетентных людей; у большинства людей есть слабые места, в которых может закрепиться предубеждение. Это также относится к людям с, казалось бы, солидной базой знаний: было обнаружено, что люди, оценивающие навыки до 80-го процентиля, в некоторой степени переоценивают свои способности.

Эта тенденция может возникнуть из-за того, что получение небольшого количества знаний в области, о которой раньше ничего не знали, может заставить людей почувствовать себя виртуальными экспертами. Только после продолжения изучения темы они осознают, насколько она обширна и сколько им еще предстоит освоить.

Почему люди думают, что знают больше, чем на самом деле?

Один из видов самоуверенности, называемый сверхточностью , возникает, когда кто-то преувеличенно уверен в правильности своих ответов. Эти люди могут показаться очень компетентными и убедительными из-за их очевидной уверенности. Ими часто движет стремление к статусу и власти и необходимость казаться умнее окружающих.

Почему люди переоценивают свои возможности?

Переоценка , еще один вид самоуверенности, относится к несоответствию между чьими-то навыками и их восприятием этих навыков. Люди, которые переоценивают себя, часто принимают желаемое за действительное с пагубными последствиями. Если кто-то переоценивает свои возможности, он может пойти на опасный риск и выйти за пределы своих возможностей, подобно спортсмену, доводящему себя до травмы.

Почему некоторые люди считают, что они лучше других?

Каждый раз, когда кто-то считает, что он более квалифицирован или осведомлен, чем другие, он занимается вытеснением . Эта форма самоуверенности может привести человека к ненужному риску (например, к небезопасному вождению), потому что он считает, что обладает лучшими навыками. Перемещение чаще всего происходит у людей с низкими способностями, которым не хватает компетентности, чтобы точно оценить уровень своих навыков; это связано с эгоцентрической перспективой и нарциссизмом.

Как избежать эффекта Даннинга-Крюгера

Чтобы не стать жертвой эффекта Даннинга-Крюгера, люди могут честно и регулярно подвергать сомнению свою базу знаний и выводы, которые они делают, а не слепо принимать их. Как предполагает Дэвид Даннинг, люди могут быть сами себе адвокатами дьявола, ставя перед собой задачу выяснить, в чем они могут быть неправы.

Люди также могут избежать ловушки, обратившись к другим, чей опыт может помочь скрыть их собственные слепые пятна, например, обратившись к коллеге или другу за советом или конструктивной критикой. Продолжение изучения конкретного предмета также позволит более четко сфокусировать свои способности.

Есть ли у меня эффект Даннинга-Крюгера?

Спросите себя: слышали ли вы когда-нибудь в своей жизни подобную критику от разных людей и игнорировали или не принимали ее во внимание? Возможно, вы сталкивались с эффектом Даннинга-Крюгера. Взгляните на те сферы своей жизни, в которых вы чувствуете себя на 100 процентов уверенно. Признайте возможность того, что вы не всегда можете быть правы, и вам может потребоваться больше знаний или практики.

Как устранить эффект Даннинга-Крюгера?

Спрашивайте, что вы знаете, и обращайте внимание на тех, кто придерживается другой точки зрения. Получите отзывы от людей, которым вы можете доверять и которые, как вы знаете, являются высококвалифицированными в интересующей вас области. Будьте открыты для конструктивной критики и не поддавайтесь желанию занять оборонительную позицию. Не притворяйтесь, что знаете то, чего не знаете. Сделайте своим приоритетом продолжать учиться и расти.

Умные люди недооценивают себя?

Да. Как это ни парадоксально, для многих людей чем больше знаний в предметной области они приобретают, тем меньше у них уверенности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *