что это означает и существует ли она в мире
Согласно определению из словаря Ефремовой, русофобия – это неприязненное отношение ко всему русскому, к самим русским как к чуждому и опасному для представителей иной нации народу1. В зависимости от интерпретации это может быть предвзятое, подозрительное, неприязненное, враждебное отношение к России и/или русским. По представлению российских националистов и некоторых других консерваторов, русофобия является значимым явлением в мировом и российском обществе (проводился даже «круглый стол», посвящённый «проблеме русофобии в мире»2).
Содержание статьи
- Существует ли русофобия?
- Русофобия и подмена понятий
- Социал-демократы и русофобия
- Номенклатура о русофобии
- Итог
- Источники
Существует ли русофобия?
То, что обычно подразумевают под термином «русофобия», распространено среди расистов, националистов и консерваторов других стран, однако в сознании этих групп не сильно выделяется из длинного ряда множества других фобий – юдофобии, ненависти к США, франкофобии, англофобии и так далее. Людей, которые ненавидят только русских, а ко всем другим нациям относятся как к равным себе, существует крайне ничтожное количество.
Таким образом получается следующее: в большинстве случаев то, что подразумевают под русофобией, представляет собой обычный расизм или ксенофобию. Однако консерваторы зачастую сами являются расистами, поэтому они подменяют понятие расизма термином «русофобия», чтобы бороться с расизмом в отношении только их самих, сохраняя возможность проявлять и культивировать расизм в отношении всех остальных.
Само употребление термина «русофобия» по отношению к обычному расизму, а не конкретно к неприязни исключительно к русским, является по сути манипуляцией сознанием и подменой понятий. Если человек относится предвзято и с неприязнью не только к русским, но и к представителям хотя бы одной другой национальности, он уже не русофоб, а расист.
Несмотря на то, что российские консерваторы пытаются убедить общество в том, что к русским во всём мире существует особенная ненависть, даже российское государство не является на сегодняшний день самым ненавидимым в мире. Так, если верить порталу The Top Tens, тройку самых ненавидимых стран мира в 2020 году составляют КНДР, США и Израиль3. Только после них идут Россия и Китай. Те страны, которые не ведут активной внешней политики или внутри которых не происходят систематические нарушения прав человека, обычно не являются ненавидимыми.
Страны, которые считают, что их туристов ненавидятОднако, разумеется, существует и русофобия в её действительном определении – когда человек относится с ненавистью только к русским и/или тому, что с ними связано. Правда, большую часть таких русофобов составляют либо российские же праволибералы, либо часть представителей не русских наций, проживающих в России или проживавших в СССР. Это, как правило, является следствием расистского мышления.
Русофобия и подмена понятий
Чаще всего консерваторы пытаются выдать за русофобию любую критику российской власти. Таковая связана с действиями российской номенклатуры, которая занимается присоединением Крыма, которая подавляет своих собственных граждан и их права. Многие люди в развитых странах ненавидят Владимира Путина, и российская пропаганда преподносит это как русофобию. Например, большинство из приведённых американским профессором Стивеном Коэном «русофобских» высказываний4 направлено не против всех русских, а против властных элит. Так, высказывание о том, что «путинская Россия – антизападная держава с другим, более зловещим видением глобальной политики», относится к внешней политике Кремля, а высказывание о том, что Москва – это «гангстерский рай», является указанием на внутреннюю политику Кремля, поддерживающую беззаконие внутри страны. Сергей Кара-Мурза также пытается подменить понятие: «русофобия – представление Российской империи как деспотической тирании, душительнице всякой мысли и свободы»
Поэт и журналист Лев Рубинштейн отмечал также, что «русофобия» — это ярлык, который навешивается националистическими организациями на всё, что невыгодно этим организациям, и используется, чтобы манипулировать своей аудиторией:
Как правило под «русофобией» понимаются любые формы несогласия с теми или иными высказываниями или действиями тех или иных граждан или организаций, каковые позиционируют себя как «русские»6.
В газете «Коммерсант» отмечали, что определёнными кругами в России «любое нелестное замечание воспринимается как антироссийский выпад, а любой критик – как отъявленный русофоб»7. В «Независимой газете» об этом тоже писали:
Русофобия – это не неприязнь к Путину или недоверие к российской внешней политике. Это агрессивно-защитное, стереотипное отношение к народу и его культурным практикам. Русофобским можно считать, например, такое высказывание: «Русские – грязные варвары, которые не моются, не умеют пользоваться вилкой, всё время пьют и только и думают о том, как погубить нашу развитую цивилизацию». Или вот: «Русские настолько одержимы идеей закабаления народов Европы, что всегда и во все времена будут выбирать своими лидерами агрессивных политиков». Что-то в этом духе… Настороженное отношение к российской политике, конечно, может быть вызвано русофобией, но само по себе оно о русофобии не свидетельствует. Хотя бы потому, что на постсоветском и посткоммунистическом пространстве Россия ведёт себя очень активно, а некоторые её действия чисто типологически могут восприниматься как агрессивные.
Термин «русофобия» в политических статьях – это апология себя, отказ от самокритики, нежелание рассмотреть собственные поступки с разных точек зрения8.
В то же время консерваторы зарубежных стран при обвинительных формулировках могут винить в проблемах, создаваемых российской номенклатурой, не её, а всех российских граждан в целом. Таким образом, они выполняют три функции – во-первых, разжигают межнациональную неприязнь (которая выгодна консерваторам), во-вторых, приучают своих граждан не видеть проблемы в элитах (которыми они сами хотят стать), а в-третьих, помогают таким же консерваторам в другой стране обманывать местное общество.
Чтобы эффективно бороться с российской властью, нужно подчёркивать, что именно она виновна в нарушениях прав человека в России, а не «русские». Если же говорить, что виноваты в этом русские, это переносит удар с номенклатуры на нацию, и помогает рождению мифов о распространённой русофобии. Таким образом, две самые распространённые причины русофобии – это политика правительства России и пропаганда националистов (как местных, так и зарубежных). Существование националистов и консерваторов – это причина номер один. Когда националистическая идеология будет сведена к минимуму, будут сведены к минимуму и все формы расизма. Поэтому борьба с расизмом и ксенофобией – это борьба с русофобией.Если же за русофобию принимать не слова, а практику, то именно русские консерваторы и националисты являются самыми настоящими лидерами по русофобии – именно во время пика власти консерваторов (начало ХХ века, диктатура Иосифа Сталина, «застой», конец 2010-х) в России был очень низкий уровень жизни, что зачастую приводило к большим политическим потрясениям.
Социал-демократы и русофобия
Для социал-демократов русофобия неприемлема, так как это является проявлением расистского мышления. То есть утверждения, которые наделяют граждан с русской национальностью некими особыми врождёнными свойствами, являются расистскими и социал-демократами употребляться по этой причине не должны. В то же время социал-демократы не могут одобрять политику царского правительства, политику коммунистов в сталинском и послесталинском СССР, а также политику российского правительства после распада СССР. Обильная критика этой политики социал-демократами может быть представлена консервативными силами русофобией, но русофобией это не является. Критика ценностей, насаждаемых элитами и потому преобладающих на территории России, также не является русофобией. Социал-демократы должны всегда подчёркивать, что консервативные российские правительства, а не российские народы являются реакционными.
Мир не может быть свободен, пока люди на шестой его части – народы моей родины – живут под диктатурой, под насилием величайшей полицейской власти, которую когда-либо знала история.
Поэтому неправда, что каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает! Эта формула верна только для тех стран, где существуют демократические, а не тоталитарные порядки.
Эта формула, чересчур часто употребляемая, натравливает западные страны не против советского режима, а против народов России, и этим самым с помощью кремлёвской пропаганды, делает из них противников Запада, а не друзей и союзников, в борьбе против всех форм диктатуры.
<…>
Понимание советской реальности Западом является положительным фактором, но часто комментарии о Советском Союзе, делаемые некоторыми западными политиками и прессой, принимают явно антирусскую форму, грубую и оскорбительную для народов России, и этим самым позволяют Кремлю возбуждать народы моей страны против внешнего мира.
Таким образом, руссоеды вооружают, а не ослабляют советскую диктатуру!9
Виктор Кравченко
Номенклатура о русофобии
Националистическая пропаганда порой пытается утверждать, что беды идут от русофобии (а, как мы уже выяснили, под этим она подразумевает в основном критику российской власти). Однако мы видим, что сегодня громадное количество депутатов – «борцы с русофобией», при этом лучше жить в стране не становится – только хуже, и перспектив у России всё меньше и меньше.
Если бы украинский политик резал торт в виде России на части, политики вроде Жириновского громко заявляли бы о русофобии. А когда такие вещи делают они — это, с их точки зрения, нормальноОдним из видных борцов с «русофобией» является Владимир Путин. Так, он жаловался, что в Украине «торгуют русофобией»10, что «пещерные русофобы» пытаются сократить пространство русского языка в мире11, что русофобия из некоторых стран «хлещет через край»12 и так далее.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков так и вовсе выдал себя, когда назвал критику Бараком Обамой Путина (тогда Обама выразил неудовольствие тем, что российский президент отправляет своих оппонентов в тюрьму) проявлением «махровой русофобии»13. Обвинения в адрес российских спецслужб он также называл «русофобией»14. Здесь очень ярко видны примеры попыток прикрыть номенклатуру всеми представителями русской национальности в целом.
Изображение взято с сайта газеты «Ведомости»Не отстают и другие номенклатурщики. Так, депутат Госдумы Алексей Журавлёв на резолюцию Конгресса США, перечислявшую нарушения российскими властями прав человека в России (то есть не русофобскую – напротив, тут конгрессмены заступились за русский народ) ответил следующим образом: «Американская коллекция антироссийских резолюций пополнилась очередной странной бумажкой. Когда-нибудь мы все эти артефакты соберём и выставим на всеобщее обозрение в Музее русофобии»15. Депутат Госдумы Алексей Пушков назвал «злобной тупостью русофобии» критику политики Кремля белорусской писательницей Светланой Алексиевич16. Секретарь Совбеза РФ Николай Патрушев заявлял, что «Западом взращивается неприкрытая русофобия»17.
youtube.com/embed/iFaVyAtT0xM?feature=oembed» allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Как отмечает «Медуза», «либо русофобия резко распространилась по миру, либо российские власти решили объяснять ей какие-то явления, которые раньше русофобией не считали»18.
Итог
Русофобия как явление сильно переоценено и раздуто консерваторами. За неё выдаются обычный расизм и критика российских властей. Последняя действительно является крайне распространённым явлением как в мире, так и в самой России, и это повод задуматься над компетентностью правительства. Скорее всего, когда вы слышите речи о русофобии, но «русофоб» также проявляет ненависть и к другим народам – вы имеете дело с манипуляцией, когда расизм выдаётся за русофобию. Если же вы слышите обвинения в русофобии, но сам объект обвинений негативно высказывается лишь о российской власти, то здесь за русофобию пытаются выдать критику российской номенклатуры. Для социал-демократов выход такой – не поддаваться на эти манипуляции, и самим не позволять себе русофобские высказывания, вместо этого концентрируя внимание всех окружающих на политике российского правительства.
Источники
- Т.Ф. Ефремова. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
- Эксперты рассказали о причинах русофобии на Западе // РИА Новости (ria.ru). 19 февраля 2020 года, 17:27. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20200219/1564976770.html (дата обращения: 26.11.2020).
- Most Hated Countries // The Top Tens (www.thetoptens.com). [Электронный ресурс]. URL: https://www.thetoptens.com/most-hated-countries/ (дата обращения: 26.11.2020).
- Коэн привел примеры русофобии в американских СМИ // РИА Новости (ria.ru). 07 апреля 2018 года, 12:10. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20180407/1518127408.html (дата обращения: 26.11.2020).
- С.Г. Кара-Мурза. Советская цивилизация / С.Г. Кара-Мурза. — 1200 с. — М.: Алгоритм, Эксмо, 2008. — с. 105.
- Лев Рубинштейн. РуСССкие на марше // WayBack Macine (web.archive.org). 03 ноября 2006 года, 10:50. [Электронный ресурс]. URL: https://web.archive.org/web/20080907044611/http://www.charter97.org/bel/news/2006/11/03/ru (дата обращения: 26.11.2020).
- Михаил Зыгарь. Цена вопроса // Коммерсантъ (www.kommersant.ru). 19 мая 2006 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/674580 (дата обращения: 26.11.2020).
- Станислав Минин. Русофобия как идеологическое оружие // Независимая газета (www.ng.ru). 18 декабря 2009 года, 00:00. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ng.ru/columnist/2009-12-18/100_rusophobia.html (дата обращения: 26.11.2020).
- Н.Н. Берберова. Последние и первые: [Роман]; Дело Кравченко: [Хроника процесса одного из первых сов. «невозвращенцев», Франция, 1949 г.] / Н. Н. Берберова. – 316 с. – М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2000
- Киев торгует русофобией и антироссийскими настроениями, заявил Путин // РИА Новости (ria. ru). 18 октября 2018 года, 17:27. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20181018/1530997169.html (дата обращения: 26.11.2020).
- Путин: «пещерные русофобы» и националисты объявили войну русскому языку // ТАСС (tass.ru). 5 ноября 2019 года, 16:00. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/7080708 (дата обращения: 26.11.2020).
- Встреча с руководителями международных информационных агентств // Президент России (www.kremlin.ru). 1 июня 2017 года, 13:30. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/54650 (дата обращения: 26.11.2020).
- В Кремле слова Обамы о Трампе и Путине назвали «махровой русофобией» // РБК (www.rbc.ru). 14 сентября 2016 года, 13:06. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/57d91e229a7947f0d63ac14b (дата обращения: 26.11.2020).
- Песков назвал «рецидивом оголтелой русофобии» обвинения россиян в кибератаках // Ведомости (www.vedomosti.ru). 20 октября 2020 года, 14:54. [Электронный ресурс]. URL: https://www. vedomosti.ru/politics/news/2020/10/20/843923-peskov-nazval-retsidivom-ogolteloi-rusofobii-obvineniya-rossiyan-v-kiberatakah (дата обращения: 26.11.2020).
- Алексей Журавлев: В США создали новый экспонат для будущего музея русофобии // Партия «Родина» (rodina.ru). 12 мая 2020 года. [Электронный ресурс]. URL: https://rodina.ru/novosti/Aleksej-ZHuravlev-V-SSHA-sozdali-novyj-ehksponat-dlya-budushhego-Muzeya-rusofobii (дата обращения: 26.11.2020).
- Твиттер Алексея Пушкова // Twitter (twitter.com). 6 декабря 2015 года,15:35. [Электронный ресурс]. URL: https://twitter.com/alexey_pushkov/status/673480984000598016 (дата обращения: 26.11.2020).
- Патрушев: Запад хочет разрушить единое гуманитарное пространство СНГ // РИА Новости (ria.ru). 11 ноября 2019 года, 18:12. [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20191111/1560820332.html (дата обращения: 26.11.2020).
- Дмитрий Карцев. Абсолютно исчерпывающий путеводитель «Медузы» по русофобии (в том числе махровой и оголтелой) // Meduza (meduza. io). 18 июля 2019 года, 09:00. [Электронный ресурс]. URL: https://meduza.io/feature/2019/07/18/absolyutno-ischerpyvayuschiy-putevoditel-meduzy-po-rusofobii-v-tom-chisle-mahrovoy-i-ogolteloy (дата обращения: 26.11.2020).
РУСОФОБИЯ В РОССИИ: ЕЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ И КРИТИКИ | |||||||||||||||||||||||||
На сегодняшний день в стране особенно остро встал вопрос о русофобии. В этой связи важно понять каждому человеку всю важность происходящей в России духовной борьбы за обладание умами и душами людей между патриотами, любящими свою страну и откровенными русофобами, её ненавидящими. Здесь же важно прояснить те механизмы и причины оболванивания людей, которые исходят от многочисленных СМИ, и нащупать методы контрпропаганды идей, которые бы можно было направить на позитивное и альтернативное нынешнему курсу развитие страны. Поиском такой попытки и служит эта статья. Вначале необходимо кратко осветить историю вопроса, чтобы читателю было бы понятна вся суть проблемы. В России феномен русофобии возник ещё с IX века, с момента борьбы за своё существование молодого государства, какой была тогда Киевская Русь, против хазарского каганата. Противодействием этих проявлений и духовной победой над иудейской Хазарией стало принятие Русью православия. Данная проблема существовала и в период борьбы как с немецкими рыцарями, так и с половецкими и монголо-татарскими ордами. Позднее, во времена Ивана Грозного и в период великой смуты, борьба шла между ливонцами и поляками, которые стремились навязать России католичество. Однако все попытки закабаления страны были разбиты благодаря способности русского народа в трудные моменты своей истории объединяться. Но, уже в XVIII веке, после реформ Петра I, происходит усилиленная европеизация России и в страну стали проникать европейские идеи, охватившие двор и знать. В итоге произошёл разрыв между народом и дворянством, который усиливался до войны 1812 года с Наполеоном, но так и не был преодолён вплоть до революции 1917 года. Кроме этого, сам народ к 1917 году постепенно утрачивал как веру в Россию, так и в православную церковь. А уже во время смуты начала века в народе, казалось бы уже окончательно произошёл отход от традиций и принятие идей коммунизма. Всё это время в России происходила внутренняя русофобия, которая сохранилась до сегодняшнего дня. Избавиться от многочисленных её проявлений возможно лишь вернувшись к традиционному укладу жизни и воссоздав православную империю, которая бы противостояла русофобии.
К подобным идеям склонялись многие единомышленники Тютчева, великие деятели русской мысли, какие были, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, И.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, Ф.М. Достоевский, Н.Я. Данилевский, В.И. Ламанский, Н.П. Гиляров-Платонов, Н.Н. Страхов, К.Н. Леонтьев. Известно, что долгое время Тютчев служил на дипламотическом поприще в Мюнхене, Генуе и Турине и вплотную мог наблюдать проявление русофобии как со стороны Запада, так и со стороны некоторых представителей русской знати и интеллигенции. Особенно она усилилась в канун и во время революций в Европе 1848-49 гг. Всё это им отображено в политических стихотворениях, статьях, в незавершённом трактате «Россия и Запад», а также в письмах. Тютчев на протяжении ряда лет исследовал причины подобного положения. Но в то же само время, он первоначально считал, что та враждебность Запада по отношению к России, во многом отрезвит наших людей, негативно и предвзято относящихся к своей стране. Он ещё надеялся на то, что это влияние заствит их вернуться к своим истокам и «углубиться в самих себя». Однако, по прошествии лет, оценивая состояние общества после реформ 60-х годов, Тютчев видит малоподвижность изменения в общественном сознании. Так, в 1867 году, в письме к родным, которое приводит В.В. Кожинов в своей книге «Судьба России: вчера, сегодня, завтра» (1997), поэт так оценивает русофобию самих русских: «Можно было бы дать анализ современного явления, приобретающий всё более патологический характер. Это русофобия некоторых русских людей — кстати весьма почитаемых». Если раньше, отмечает Тютчев, эти люди критиковали эпоху Николая I за бесправие и отсутствие свободы печати, то уже во время реформ Александра II, когда вроде бы в стране усиливаются и самоутверждаются свободы «нелюбовь этих господ только усиливаются». А вот никакие нарушении в области правосудия и нравственности на Западе «нисколько не уменьшили их пристрастия к ней». Если бы я не упомянул, что это написано Тютчевым, едва ли кто-нибудь усомнился, что это написано сегодня… Наиболее же яркие примеры русофобии со стороны Запада дал друг и единомышленник Тютчева — известный славист, публицист и общественный деятель славянофильского направления XIX века, В.И. Ламанский (1833 — 1916). В работе «Об историческом изучении греко-славянского мира» он отмечал проявление русофобии по отношению к славянским народам вообще и к России в частности. В этой связи мыслитель приводит высказывание немецких учёных о русских. В одном немецком журнале, вышедшем в Австрии в начале XIX века, так описывают характер русского: «Характер русского общий всем славянам — недоверчив, обманчив, лукав, без малейшей привязанности, без религии, в высшей степени тупой и грубый, предан пьянству и разврату». Именно в этом видит Ламанский негативно-презрительное отношение «цивилизованных» немцев к русским в данном случае и к славянам в частности. Учёный также поддержал Тютчева в противодействии русофобии идею империи, видя в этом позитивный смысл. Большой вклад в исследовании этого вопроса внёс и Н.Я. Данилевский. Он впервые ввёл в оборот понятие о культурно-исторических типах, которые существуют, развиваются и сменяют друг друга. Россию он считал молодым и развивающимся культурно-историческим типом, способным в будущем сменить германо-романский тип, который в данный момент начинает переживать стадию политического и культурного кризиса и время усиления цивилизационных процессов. И именно боязнь потерять всё своё могущество и является, с точки зрения Данилевского, причиной боязни и недоверчивого отношения Запада к России, т.е. проявления русофобии. В независимости и саморазвитии нового типа (центральной частью которого является Россия) от Запада, мыслитель видит защиту от проявления русофобии в России.
К.Н. Леонтьев в своей публицистических статьях и в работе «Византизм и славянство» продолжил критику этого явления, и вместе с Ф.И. Тютчевым, В.И. Ламанским и Н.Я. Данилевским поддержал идею будущей империи в противовес русофобии. Но с другой стороны, мыслитель расширил границы будущей империи, включив в её орбиту ряд мусульманских и буддийских народов. Против проявления русофобии выступил в своих политических статьях и И.С. Аксаков. В журналах славянофильского направления он также критиковал различные проявления русофобии как со стороны отдельных русских, так и со стороны Запада. В связи с этим он впервые высветил славянский, польский и еврейские вопросы, проясняя причину русофобии в прошлом веке и во многом выявил проблемы для будущих их разрешений. В ХХ веке русофобию критиковали В.В. Розанов, Л.А. Тихомиров, М.О. Меньшиков, В.В. Шульгин, Г.П. Федотов, С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, Л. П. Карсавин, И.А. Ильин, И.Л. Солоневич, участники евразийского движения (Н.Трубецкой, П.Савицкий, Г.Вернадский, Н.Алексеев), А.Ф. Лосев, а также Л.Н. Гумилёв, А.И. Солженицин, И.Р. Шафаревич, В.В. Кожинов, диакон А. Кураев, Ю. Воробьевский. Г.И. Федотов обратил внимание на влияние определённых еврейских кругов на интеллигенцию и революцию в России. С его точки зрения, еврейство стало, подобно русской интеллигенции петровской эпохи, максимально беспочвенным и необыкновенно активным под давлением тысячелетнего пресса. И оно сразу же занимает в революции своё руководящее место. Критиковал подобное явление и И.Л. Солоневич. В противовес русофобии он выдвигал идею о народной монархии, при этом критикуя многих как русских, так и западных писателей, историков и философов в непонимании и недооценки России. При этом он отмечал выносливость народа, совершающего, по его мнению, духовный и нравственный подвиг, развивая и обустраивая свою страну. Россию он относил к особой и разнообразной цивилизации, которая лишь может существовать в форме народной монархии, зачатки которой наблюдались в Древней Руси и были приостановлены реформами Петра I. Какова же причина ненависти к России? Основная причина как мне кажется является в том, что Россия, несмотря даже на все её нынешние трудности и беды, всё же является противодействием для США и Запада в утверждении мирового порядка и антихристианских сил. И поэтому Запад продолжает вести мощное давление против усиления России, которая в случае своего могущества может предотвратить мир от полной духовной и физической катастрофы. Однако, опасна не только внешнее проявление русофобии, но и внутреннее. Сегодня, по сравнению даже с тем, что существовало ранее, внутренние противники России усилились, укрепились и даже захватили власть в стране. Это подтверждает и такой известный специалист в области русофобии как академик И.Р. Шафаревич, более знакомый образованному читателю, как автор одноимённого труда «Русофобия», изданного вначале за границей в конце 70-х годов, а в конце 80-х и в России.
Шафаревич исследовал в этой работе русофобские круги как среди российских диссидентов (А.Янов, Г.Померанц, Б.Шрагин, А. Галич), так и западных (Р.Пайпс, Ф. Хайек) и пришел к выводу, что главную роль в разжигании русофобии играют именно особая часть из еврейского общества, но теперь уже под другим политическим знаменем. Теперь они подвергают резкой критике всё, что было создано прошлыми и нынешними поколениями и особенно сильно осуждают как достижения, так и недостатки сталинской эпохи. Т.о. главная задача этих кругов — произвести разрушение государственного устройства России изнутри (в том числе и разжигание межнациональной розни в бывшем СССР и в России и особенно против русскоязычного населения в автономных и союзных республиках). У авторов подобных статей вызывает раздражённое опасение, что наша страна будет опираться на свои исторические традиции. При этом для нашего будущего предлагается выбор только из двух возможностей: «демократия западного типа» и «тоталитаризм». Шафаревич считает, что в кризисный и переломный период жизни народа возникает такой же «малый народ», все жизненные установки противоположны мировоззрению остального народа. И будучи от него отрезанным, он смотрит на него лишь как на материал и на его обработку как на чисто техническую проблему, т.к. её решение не ограничено никакими нравственными принципами и нормами. В недавно вышедшей книге «Русский народ на переломе тысячелетий. Бег наперегонки со смертью», академик оценивает уже нынешнею ситуацию в стране. Как и тогда, так и сейчас, Шафаревич кроме русофобии со стороны самих русских видит и русофобию среди части еврейства, которое живёт в России и намеренно разрушает её изнутри. Это течение не является чисто национальным. В этом плане он повторяет Л.П. Карсавина, который в своей статье «Россия и евреи» говорил об ассимилированном еврействе, которому чужды не только традиционно живущие русские, но традиционалисты евреи. Этот тип не опасен в здоровой культуре, но если культура народа заболевает, то он проникает в самые её больные места и может в итоге подчинить себе народ, живущий на данной территории. К нему легко примыкают силы, оторванные от своего народа, враждебные любой национальной традиции и играющие колоссальную роль, особенно в средствах массовой информации по всему миру. Всякое же возражение, с точки зрения Шафаревича, «преподносилось как расовая ненависть по отношению к еврею как таковому». Далее он приводит высказывания этого круга лиц о России, которые можно озаглавить «Они о нас»: «Россией привнесено в мир больше зла, чем какой-нибудь другой страной», «Собственная национальная культура совершенно чужда русскому народу», «Византийские и татарские недоделки» и т.д. Если раньше книги, цитаты из которых приводил академик, печатались в самиздате, то теперь это у нас печатаются массовыми тиражами, вдалбиваются через телевидение. Однако это относится не только к евреям, но к той части русских, утративших свои национальные корни. Шафаревич приводит диалог Достоевского с одним западником. По какому-то поводу было сказано: народ этого не допустит. «Так устранить народ», — сказал западник спокойно и величаво. И в итоге, в начале ХХ века началось истребление народа, не хотевшего отказываться от своих традиций, которое продолжается до сих пор. Выходом из создавшегося положения академик видит в противопоставлении национально думающих интеллектуалов над русофобами всех мастей. Исходя из этого, именно им искать пути выхода из кризиса, отстоять право обсуждать любые свои проблемы, независимо от того, нравится это кому-то или нет. Во все времена истории России проблема русофобии существовала, но сегодняшняя ситуация в стране предполагает усиление и укрепление борьбы с подобным явлением, учитывающие географические, этнографические, исторические, культурные и духовные особенности развития страны. Сергей Лабанов Смотри также: Аналитика: О смысле русского неоконсерватизма Новый передел мира на пороге III тысячелетия: геополитический и историософский аспект Россия и мировой восточный вопрос «Россия и Европа» на пороге III тысячелетия Интервью: Интернет-журнал: Документы истории: |
Остерегайтесь возрождающейся русофобии | Русско-украинская война
«Владимир Путин обожает Федора Достоевского», — прочитал я недавно в статье. «Внимательное чтение текстов легендарного автора показывает, что это чувство могло быть взаимным».
Вскоре я также прочитал, что в Италии университет отменил курс литературы по Достоевскому из-за украинского кризиса. Если бы мир был оставлен на милость таких актов юношеского безумия, мы скорее потеряли бы моральные параметры нашего земного существования, чем экологические условия человеческого выживания. Какое отношение Достоевский имеет к Путину? С таким же успехом мы могли бы запретить Фолкнера, потому что мы выступаем против Ку-клукс-клана, или перестать читать Эмиля Золя, потому что нам не нравится Марин Ле Пен. Что за чистое мальчишеское детство?
Люди во всем мире, потрясенные варварством путинского вторжения в Украину (как и вторжения Буша в Афганистан и Ирак), должны быть очень осторожны, чтобы не попасть в эту ловушку. «Чума на оба ваших дома», — вместо этого мы должны сказать как Путину, так и его заклятому врагу, когда мы тянемся к своим копиям шедевров русской литературы, чтобы перечитать их в знак протеста, начиная, конечно же, с Достоевского.
Много лет назад я был членом жюри на кинофестивале в Санкт-Петербурге, Россия, и в связи с этим русский коллега любезно устроил мне экскурсию по району, в котором жил Достоевский, когда писал «Преступление и наказание» (1866), книгу, которую я впервые прочитал, когда был бедным студентом в Тегеране, мало чем отличающимся от главного героя романа, Родиона Раскольникова, за вычетом, конечно, убийства любого ростовщика иранского аналога Алены Ивановны.
Я шел по этому району, как паломник, пробираясь по нему каждый дюйм, украшенный воспоминаниями о вечном памятнике литературному гению человека, писателю, которого Ницше восхвалял как «единственного психолога, у которого мне есть чему поучиться», выдающаяся моральная фигура, о которой Фрейд написал свое культовое эссе «Достоевский и отцеубийство».
Очернение целой цивилизации
Извлеките Достоевского из наших моральных воспоминаний, и мы станем на один шаг ближе к дантовскому аду. Достоевский незаменим. Пожалуйста, оставьте его в покое.
Однако дело не только в Достоевском. Наблюдается тревожный, прямо-таки жалкий подъем и возрождение русофобии в Европе и Соединенных Штатах — почти сразу же после путинского вторжения в Украину. Вините Путина в Украине, как вы обвиняете Джорджа Буша-младшего в Афганистане и Ираке или где-либо еще на его карте «войны с террором».
Возьмите вместе Путина, Буша, Башара Асада, Биньямина Нетаньяху и целую банду головорезов, наденьте им поводок на шею, отправив их всех в Международный уголовный суд и предъявив им обвинения в военных преступлениях и преступлениях против человечество. Но эта юношеская демонизация целой культуры жалка.
Помню, как еще в январе 2020 года президент США Дональд Трамп пригрозил разбомбить 52 иранских объекта, в том числе многие из них считаются памятниками всемирного наследия. Варварский менталитет, который совсем недавно был нацелен на Иран и ислам, теперь повернулся к России.
Одно дело, когда европейские и американские СМИ сбрасывают тонкую оболочку журналистского нейтралитета и ведут себя крайне вульгарно в своем пристрастном освещении российского вторжения в Украину. Совсем другое дело, когда классическая европейская и американская русофобия поднимает свою уродливую голову и воссоединяется со своими фашистскими корнями, демонизируя русских с головокружительной скоростью и коварным упорством. Мы, мусульмане, все еще борющиеся с исламофобией в Европе и США, с прискорбием знакомы с механизмом того, как эта обновленная русофобия проявляет себя.
Мы осуждаем кровавое вторжение Путина в Украину и любим читать романы Достоевского, смотреть фильмы Андрея Тарковского и восхищаться философским талантом Михаила Бахтина. Повторяйте эти несколько фраз три раза в день и оставьте мир в покое.
Пропагандистская политика
Российское вторжение в Украину — это откровенный акт военной агрессии прямо из американской пьесы. При всей своей жестокости и вульгарности русские не сделали ничего такого, что США и их европейские и региональные союзники не делали на протяжении десятилетий и столетий — совсем недавно в Афганистане, Ираке и других местах — или того, что их клиентские арабские государства, такие как Саудовская Аравия и Соединенные Штаты Арабские Эмираты не сделали в Йемене. Так в чем же дело? Все в порядке, когда они делают это с черными и коричневыми людьми по всему миру. Миру придет конец, если кто-то сделает то же самое с белыми людьми с голубыми глазами и светлыми волосами.
Ничто из этого не оправдывает военный авантюризм Путина на Украине, но США и их европейские союзники — последние субъекты на планете Земля, обладающие моральным правом указывать пальцем на Россию. Президент Владимир Зеленский по праву добился высочайшего восхищения людей во всем мире за то, что остался на месте и возглавил свою страну в битве за выживание против Путина, но это тот же человек, который является убежденным сионистом, полностью стоящим за продолжающимся израильским воровством Палестины и убийствами. палестинцев. Почему эта неспособность увидеть более широкую глобальную картину?
Если бы мы были свободны от политической пропаганды обеих сторон и сосредоточились на человеческих издержках таких безрассудств, демонизация региональных и глобальных культур оказалась бы бессмысленной тарабарщиной. Лучшее в России — это лучшее в нашем человечестве. Худшее в России имеет сверхъестественное сходство с худшим, что мы видели в Европе и США. Мы не переставали читать Марка Твена, Тони Моррисона, Франца Кафку, Чарльза Диккенса или Джейн Остин, когда США и их европейские партнеры обрушили свое варварство на Афганистан и Ирак. Мы не перестанем читать Льва Толстого, Ивана Тургенева или Николая Гоголя теперь, когда Россия сделала то же самое на Украине.
Злокачественные (родовые) антироссийские настроения в Европе и, соответственно, в США восходят как минимум к наполеоновским войнам, когда Россия изображалась как варварская антитеза «Европы». В фиктивном документе, известном как «Завещание Петра Великого» (подделанном в начале XIX века и неоднократно возрождаемом каждый раз, когда идет война в Крыму), российскому императору приписывается стремление завоевать Европу и подчинить себе ее народ. Та же бредовая фобия впоследствии будет переработана для арабов и мусульман, «отвоевавших Европу».
Без сомнения, есть фанатичные русские националисты, которые хотят расширить территориальные владения своей бывшей империи. Но чем это отличается от гнусного Проекта Нового американского века неоконсерваторов-неандертальцев вроде Уильяма Кристола и Роберта Кагана, которые при Буше планировали завоевать всю планету под флагом США? Бредовые европейцы и их американские коллеги очень ограничены в своем конспирологическом воображении и не настолько умны в придумывании новых страшных фантазий, поэтому продолжайте перерабатывать старые. По их словам, арабы хотят завоевать Европу, мусульмане хотят завоевать Европу, турки, африканцы, русские, до абсурда, хотят завоевать Европу — при этом они как будто не замечают, что это они бомбят Азию и Африку. по желанию.
Голливуд за работой
Невозможно преувеличить, насколько доверчив весь спектр американцев в такие моменты, пьющий пресловутый Kool-Aid без малейшего сомнения или колебания, действуя как роботы, которым командуют в том или ином направлении. «Российские рестораны чувствуют влияние войны, — сообщает The New York Times, — большинство владельцев настроены против войны, и многие из них из Украины. Но количество клиентов все равно снижается». Что вам сделали Бефстроганов, Борщ или Пирожки? Они восхитительны. На самом деле, это намного лучше, чем ужасные гамбургеры, которыми Макдональдс, очевидно, решил прекратить кормить россиян в отместку за вторжение Путина в Украину.
Как и многие другие культуры по всему миру, американская культура не может понять себя, кроме как демонизируя созвездие других. Вымышленный белый собеседник стоит в эпицентре всех этих систематических актов отчуждения и неустанной демонизации других. Все, что нужно, это подсказка, чтобы привести механизм в действие.
На протяжении всей своей истории Голливуд становился главным барометром американской пропаганды, последовательно отмечая и нацеливая на предполагаемых врагов «американского образа жизни». От голливудских блокбастеров, таких как сериал «Рокки» и «Крепкий орешек», до шпионских триллеров сменяющих друг друга поколений — Голливуд преуспевает в демонизации русских.
«В Голливуде, — написал недавно Михаил Идов в Los Angeles Times, — стереотип «злого русского» не вернулся. Он никогда не уходил. Нина Хрущева, киновед из Нью-Йоркского университета, даже делает вполне правдоподобное заявление о том, что образ Путина на самом деле находится под влиянием голливудского портрета злых русских. В фильме «Уравнитель» (2014) главного русского злодея зовут Владимир Пушкин. Может быть, какое-то отношение к Александру Пушкину — величайшему русскому поэту-романтику и драматургу всех времен?
Каждый раз, когда Голливуд как главная пропагандистская машина США и Европы падает, мир должен идти вверх. Сегодня лучшее время, чтобы заново открыть для себя мэтров российского кино: Сергея Эйзенштейна, Дзигу Вертова, Андрея Тарковского, Сергея Параджанова и многих других мэтров, которые ждут вас. Заодно познакомьтесь с несколькими украинскими артистами. Начните с Тараса Шевченко, их славного Кобзаря, а затем откройте для себя многих других их поэтов, художников и фольклористов. Поскольку Россия — это не только Путин, Украина — это не только Владимир Зеленский.
Мнения, выраженные в этой статье, принадлежат автору и не обязательно отражают редакционную позицию Al Jazeera.
Оружие «русофобии»
Сергей Лавров повсюду видит «русофобию».
Утверждения о том, что Москва поставляет оружие талибам, являются « русофобскими ».
Обвинения во вмешательстве России в западные выборы являются « русофобскими «.
А заявления о том, что Кремль пытается подорвать Европейский Союз, как вы уже догадались, » Русофобия .
И не только Лавров.
Депутат Совета Федерации Алексей Пушков, бывший председатель комитета Госдумы РФ по иностранным делам, заявил, что «русофобия» стала официальной политикой Прибалтики
Российское государственное телевидение заявило, что обвинения в коррупции против бывшего главы ФИФА Зеппа Блаттера стали результатом американской «русофобии ».
А официальный представитель Кремля Дмитрий Песков обвинил Литву в «истерическая русофобия».
Этот список можно продолжать и продолжать, но суть вы поняли.
На самом деле, с 2013 по 2105 год упоминания о русофобии в российских СМИ увеличились втрое, согласно прошлогоднему опросу журналиста Фабриса Депре.
И вся эта «русофобия-мания» не может не наводить на мысль: откуда взялось это слово? Каковы его истоки? Когда он был впервые развернут? И с какими целями? И как оно развивалось?
И ответ на самом деле довольно интересный — и довольно показательный.
Придуманный поэтом-славянофилом XIX века, возрожденный и популяризированный диссидентом-националистом советской эпохи, этот термин с тех пор превратился в мощное оружие в риторическом арсенале нынешнего Кремля, используемое в основном для того, чтобы скрыть критику режима Владимира Путина путем очернения , стигматизируя и дискредитируя посланника.
Более тонко, это также используется, чтобы подчеркнуть чувство российской исключительности, предполагая, по сути, что Россия не только имеет самобытную культуру, но и подвергается постоянным атакам.
«Русофобия помогает Москве укреплять свой имидж «осажденной крепости» и «униженного»», — пишет Гиви Гигиташвили из Латвийского института международных отношений .
Действительно, в статье 2013 года российский историк Олег Неменский сравнил современную «русофобию» с антисемитизмом и утверждал, что это представляет собой «целостную идеологию».
Русофобия и империализм
Дедом термина русофобия был 19поэт-славянофил и дипломат Федор Тютчев, наиболее известный фразой «Россию нельзя понять одним умом».
Тютчев был не только поэтом и дипломатом, но и своего рода идеологом, пользовавшимся влиянием при дворах царей Николая I и Александра II.
Он был глубоко озабочен славянским единством и отстаиванием Российской империей традиционных христианских и монархических ценностей во время быстрых политических перемен в Европе.
Тютчев также тесно сотрудничал с Третьим отделом царской канцелярии, фактически тайной полицией того времени, лоббировал создание русской контрпропагандистской операции в Европе и был назначен председателем Иностранной цензурной комиссии в 1858 г.
Именно в письме к сестре в сентябре 1867 г. — письме, которое, что интересно, первоначально было написано по-французски, — Тютчев жаловался на «современное явление, которое становится все более патологическим, — русофобию некоторых русских кстати, очень уважаемые люди».
Тютчев придумал термин «русофобия» в то время, когда после революций 1848 года либералы и националисты бросали вызов имперским монархиям Европы и в воздухе витали политические перемены.
Это было также время, когда борьба Польши за независимость от Российской империи становилась все более напористой, что привело к тому, что Тютчев назвал поляков «иудами славян».
В статье 2015 года Александр Ширинянц и Анна Мырикова написали, что для Тютчева русофобия был тесно связан с «польским элементом» — поляками, настроенными на независимость, и русскими либералами, которые поддерживали их устремления.
Точно так же Иоланта Дарчевска и Петр Зоховски из варшавского Центра восточных исследований написали, что термин «был предназначен для поддержки имперского и цивилизационного дискурса России того времени», добавив, что «Тютчев провел четкую связь между Русофобия и «польский вопрос» и борьба польского народа против империи».
Русофобия и антисемитизм
Хотя Тютчев, возможно, был первым, кто придумал термин «русофобия», он не прижился в русском лексиконе. В советский период оно практически исчезло из публичного дискурса, хотя и появлялось в некоторых словарях сталинской эпохи.
Однако этот термин вновь появился в 1980-х годах и приобрел ярко выраженный антисемитский характер, когда известный математик и националист-диссидент Игорь Шафаревич опубликовал пространное самиздатское эссе под названием «Русофобия».
По существу полемизируя против прозападных диссидентов, Шафаревич обвинил еврейскую интеллигенцию в Советском Союзе в том, что они мотивированы ненавистью к России .
Опираясь на работу французского историка Огюстена Кошена, Шафаревич утверждал, что «маленький народ» часто может уничтожить «большой народ», в котором он живет, выделяя еврейское население Советского Союза.
В очерке, который впоследствии превратился в книгу , Шафаревич обрушился с нападками на «евреев, ведущих политику русофобии».
«Ненависть к одному народу, — писал он, — обычно связана с обостренным чувством своей принадлежности к другому. Не делает ли это вероятным, что наши авторы находятся под влиянием какой-то могущественной силы, коренящейся в их национальном чувства?»
Эссе и книга Шафаревича вызвали большие споры, в результате чего Национальная академия наук США потребовала его отставки с должности иностранного сотрудника.
Но это сделало Шафаревича, умершего в феврале, героем среди крайних русских националистов, которые самоутверждались, когда политика гласности и перестройки Михаила Горбачева утвердилась.
Также термин «русофобия» прочно вошел в современный русский лексикон, где и остался с тех пор.
Русофобия и путинизм
Итак, русофобия — это обвинение, выдвинутое против независимо настроенных поляков в конце 19 века и прозападных диссидентов в конце 20 века.
Но именно путинский режим, по сути, вооружил клевету на русофобию в начале 21 века.
Кремль использовал этот термин для того, чтобы заклеймить критику ситуации с правами человека в России, критиковать расследования по отмыванию денег в России и выступать против расширения НАТО и Европейского Союза.
Москва попыталась изобразить обоснованную критику действий российских правителей — вещей, которые многие разумные люди могут легко счесть нежелательными — как шовинистические нападки на всех россиян.
Но, как отмечают Иоланта Дарчевска и Петр Зоховски , применение Кремлем оружия русофобии иллюстрирует «соперничество двух культурно-цивилизационных моделей, а также конфликт между двумя системами ценностей, восточной и западной». Запад».
«Борьба с русофобией, — добавляют они, — оправдала этот схематический раздел мира и, заклеймив тех лиц и государства, которые считались «идеологически чуждыми», мобилизовала российское общество перед лицом этих якобы угроз».
Но тем самым, как утверждает московский журналист Джеймс Ковпак, путинский Кремль также непреднамеренно обнажил свой глубокий страх перед собственным народом — свою собственную русофобию.