25.11.2024

Душевный и духовный различия: Чем отличается духовное от душевного ?Дышу Православием

Содержание

Чем отличается духовное от душевного ?Дышу Православием

Одна из ошибок в духовной жизни, которую мы постоянно наблюдаем, это незнание различий между душевной и духовной деятельностью человека или неумение различать эти две самостоятельные области его деятельности. Образом существования всех ересей и церковных расколов является, по сути, погружение в душевную жизнь и при этом – имитация духовных состояний.

Каждое лжеучение есть бунт души (вернее, душевных страстей, и прежде всего гордости и похоти)  против духа, души, которая, призывая себе в союзники фантазию и соединяясь с демоническими силами, создает как бы сказочный замок посредством своей изобретательной эвристики и эмоций. В этом замке, созданном его собственным воображением, человек живет до самой смерти.

Сама по себе душевная жизнь является вполне законной стороной земного бытия человека. Даже больше того: без нее человек не мог бы существовать. Но здесь необходимо соблюдение строгой иерархии: если тело – служанка души, то душа должна быть служанкой духа. Если эта субординация нарушена, то дух замыкается в себе, он как бы добровольно отрекается от принадлежащего ему по праву и уступает свое место захватившему его. Раб, неожиданно получивший власть, не может жить по прежним законам. Поэтому начинается переоценка прежних ценностей. Как во время революции уничтожаются аристократическое сословие, интеллектуальные силы страны, и место их заступают популисты и лжецы, так после победы души над духом человек теряет такие способности духа, как созерцание, прозрение, внутренний логос сердца духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в космосе, так и в его собственной душе. Ум смыкает свое око, обращенное к вечности, и душа остается слепой. Здесь начинается новый процесс: веросочинительство и вероизобретательство.

Религия – это союз Бесконечного с конечным, Вечного – с созданным во времени, Творца – с Его творением, Бога – с человеком. Ереси хотят извратить порядок: превратить ее в союз человека – с Богом, то есть не принять условия, данные в Откровении, а поставить Богу свои условия. Поэтому лжеучение есть отказ от Божественного Откровения и замена его неким плодом изобретательности страстного ума. Всякое лжеучение – подмена Божественного Откровения позднейшими подделками, и как Откровение сохраняется Священным Преданием, так подмена традиций – реформаторством.

Религия – это союз. Но союз динамичный, предполагающий сближение и единение. Единение возможно только через уподобление, поэтому религия является путем уподобления человеческой души Божеству и борьбой с тем, что ведет душу к инобытию, к потере образа Божия, что на славянском языке верно называется безобразием.

После завоевания душой области духа ответственность за «духовную жизнь» берут на себя две худшие страсти: гордость и похоть. Гордость никак не может уподобить человека Божеству, но с успехом уподобляет его демону. Похоть не может любить Бога и потому имитирует религиозное чувство – страстными порывами, вдохновением. В некоторых сектах эта тонкая космофилия оканчивается ниспадением в эротику.

Православному христианину умение отличать духовное от душевного необходимо. Душевное – это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово «душевный» не имеет однозначного, отрицательного характера, это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

Сама вера есть процесс исцеления. Поле души на земле – это человеческое общение, семья, общность интересов и эмоциональных привязанностей. Это поле взаимной поддержки и взаимозависимости, поле неровное и колеблющееся, поле, на котором могут проявляться как благородные чувства, так и низменные страсти души, поле высокого напряжения, которое иногда захватывает, как бы поглощает человека, вследствие чего отступает и перестает действовать его дух, замыкаясь сам в себе.

Поле духа – это вечность. Это как бы выход из земного притяжения. Это обращенность ума к Божеству, это пробуждение логоса сердца через молитву.

Особенно часто смешиваются понятия – духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное – образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы любимый ею принадлежал Богу. Она не ищет своего , потому что ее достояние – Бог, а в Боге она имеет все. Она не может никого потерять, ибо она и не требует взаимности. За любовь к человеку душе отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не эмпирического, страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью. Видя величие человека как образа Божия, а не болезненный комочек нервов и плоти, она до самого конца надеется на его спасение, памятуя о временности и текучести этой жизни, где все поглощается смертью. Она не гневается и не раздражается; будучи чистой и простой, она верит тому, кого любит, хотя бы эта вера и была обманута тысячу раз Если ей больно, то не за себя, а за другого. Эта любовь – дар Духа Святаго, и в то же время она естественна для человеческого духа, ибо человек рожден для нее. В духовной любви больше мудрости, чем во всех книгах, написанных философами. В ней больше красоты, чем во всех произведениях искусства, спрятанных за дверями музеев. Эта любовь есть истинная жизнь человека.

Душевная любовь – это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тлен, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней – беспрерывное волнение и тревога: волнение – как бы приобрести, тревога – как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез.

Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия – плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес – история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь.

Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Когда человек боится или ненавидит кого-либо, то это верный признак того, что в нем оскудела духовная жизнь и он погряз в топком болоте душевности.

Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце.

Господь сказал: мир Мой даю вам Этот мир – благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой – постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух – благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу : миру – ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу – то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Все религиозные заблуждения – это подмена реальности, воспринимаемой духом, который не мечтает, не анализирует, а видит, душевными чувствами, силой воображения или грезами логизирующего ума и рациональной моралистикой.

Почти все душевные чувства имеют свои духовные аналоги, которые теперь, когда после грехопадения чувства подверглись деградации, прослеживаются с трудом. Противоположностью любви является ненависть. У этого темного чувства, которое делает человека потенциальным убийцей, «репетирующим» убийство врагов в своих мыслях, чувства, которое мы так часто испытываем, есть свой духовный аналог. Это – концентрация, сосредоточение духа в молитве, когда он не принимает посторонних помыслов и впечатлений, ненавидит их бесстрастной ненавистью. Это – сила, с которой дух отражает приражение к душе демонических сил. Ненависть есть способность духа ненавидеть то, что чуждо ему по природе, что препятствует его единственной цели – богообщению. Духовная ненависть – это постоянное анафематствование демона и греха. Чем сильнее духовная любовь, тем сильнее человек ненавидит все, что может погасить или уменьшить ее. Чем более дух стремится к Богу, тем более ненавидит человек все, что служит препятствием на пути к Нему. Духовная ненависть проявляется как аскетическое делание – бдение и трезвение ума над сердцем, которое отбрасывает и отражает, как врага, все, что проникает в световое поле молитвы.

Господь говорит не только о любви, но и о ненависти к близким. Это бесстрастная, мы бы сказали, святая ненависть, которая не дает духу порабощаться земной, плотской привязанностью, поставляет человека выше душевной любви. В этой ненависти – постоянный подвиг аскетов, отрекшихся от мира ради Единого Бога. Святая ненависть не разрушает семейной и дружеской любви, но ставит ее под контроль духа, дает ей свое место в иерархии ценностей, освобождает человека от рабства привязанностям, от безвольного подчинения эмоциям и страстям. Духовный человек более, нежели душевный, внимателен к своим друзьям, более ответствен в своей работе, более остро чувствует долг перед своей семьей и в то же время свободен от насилия этих внутренних уз, которые так часто обезволивают человека и заставляют его совершать грехи и преступления ради тех, кого он любит слепой, душевной любовью.

Человек имеет цель за пределами этого мира, идеал, который всегда находится впереди него, как бы приоткрывается ему из вечности. Поэтому он видит мир не как единственную и самодовлеющую ценность, а как картину, изображенную на фоне вечности, и саму земную жизнь – как путь к вечности.

Святые отцы считали неведение и незнание ложным направлением душевной деятельности, рождающимся от нежелания знать то, что противоречит человеческим страстям, и прежде всего гордости и похоти. Это – бегство в неведение и забвение, словно в какую-то темную нору, где копошатся, как змеи, наши страсти. Нередко человек бежит от знания к ненужному для него многознанию, чтобы не оставить ни места, ни времени для познания главного. Когда с таким человеком говорят о Боге, об ответственности за свои поступки, он, опираясь на мнимое многознание, стремится защититься от этого знания и порой становится похожим на ежа, который от прикосновения сворачивается и превращается в клубок игл.

Но, как ни странно на первый взгляд, это незнание также имеет духовный аналог. Дух – око души, устремленное к Богу. Для духа высшее знание и мудрость – это созерцание. Оно состоит из внимания (устремления духа к Божеству), пребывания (удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности) и восприятия невидимого света Божества, которое также можно назвать приближением к Богу и преображением человека. Созерцание связано с волевым желанием не знать того, что ниже богопознания, ограничением душевного многознания и сведением его лишь к необходимому. Здесь духовное знание противостоит душевному любопытству.

Подвиг исихастов основан на этом волевом неприятии и сведении внешних впечатлений к минимуму, чтобы освободить силы духа для боговедения. Один из философов-мистиков назвал свою книгу: «Мудрость незнания» .

Святые отцы учат, что основа всех грехов – себялюбие. Но и здесь мы можем найти духовный аналог. Обычно себялюбие отождествляет человека с его телом и стремится к удовлетворению его страстей и инстинктов. Оно проявляется в вожделении богатства и власти, в стремлении к комфорту, иногда в чрезмерной, ненормальной заботе о своем здоровье, напоминающей заботу фараонов о мумифицировании своих тел в надежде обеспечить себе земное бессмертие, и в подобном тому.

Однако есть правильное себялюбие: это отождествление человека прежде всего не с телом, а с духом и попечение о состоянии духа, этой искры вечности. Дух находит себя и раскрывает свои силы в богообщении, поэтому правильная любовь к себе не противоречит любви к Богу, а обретает себя в ней. Обычно себялюбие держит человека в состоянии непрекращающегося конфликта с окружающими его людьми. Этот конфликт может принимать разные формы: от открытых ссор до скрытых противоречий, когда тлеющий костер наполняет атмосферу дымом. Себялюбие, основанное на страстях, обуславливает столкновение со страстями и притязаниями других людей, порождает ложь, насилие и превращает жизнь людей в борьбу друг с другом. Духовная любовь свободна от разделения на свое и чужое; где она, там нет ни захвата чужого, ни потери своего. Достояние этой любви – Бог, Который един и неразделим. Тот, кто приобрел благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит небесный мир в царящее на земле смятение. Поэтому любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света,– их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе – то, что временно.

о. Рафаил Карелин

Духовное и душевное (выдержка из книги арх.Рафаила Карелина — Духовное воспитание человека — православная социальная сеть «Елицы»

Духовное и душевное

Одна из ошибок в духовной жизни, которую мы постоянно наблюдаем, это незнание различий между душевной и духовной деятельностью человека или неумение различать эти две самостоятельные области его деятельности. Образом существования всех ересей и церковных расколов является, по сути, погружение в душевную жизнь и при этом – имитация духовных состояний.

Каждое лжеучение есть бунт души (вернее, душевных страстей, и прежде всего гордости и похоти) против духа, души, которая, призывая себе в союзники фантазию и соединяясь с демоническими силами, создает как бы сказочный замок посредством своей изобретательной эвристики [1] и эмоций. В этом замке, созданном его собственным воображением, человек живет до самой смерти.

Сама по себе душевная жизнь является вполне законной стороной земного бытия человека. Даже больше того: без нее человек не мог бы существовать. Но здесь необходимо соблюдение строгой иерархии: если тело – служанка души, то душа должна быть служанкой духа. Если эта субординация нарушена, то дух замыкается в себе, он как бы добровольно отрекается от принадлежащего ему по праву и уступает свое место захватившему его. Раб, неожиданно получивший власть, не может жить по прежним законам. Поэтому начинается переоценка прежних ценностей. Как во время революции уничтожаются аристократическое сословие, интеллектуальные силы страны, и место их заступают популисты и лжецы, так после победы души над духом человек теряет такие способности духа, как созерцание, прозрение, внутренний логос сердца [2], духовные интуиции и способность различать темные и светлые силы, действующие как в космосе, так и в его собственной душе. Ум смыкает свое око, обращенное к вечности, и душа остается слепой. Здесь начинается новый процесс: веросочинительство и вероизобретательство…

После завоевания душой области духа ответственность за «духовную жизнь» берут на себя две худшие страсти: гордость и похоть. Гордость никак не может уподобить человека Божеству, но с успехом уподобляет его демону. Похоть не может любить Бога и потому имитирует религиозное чувство – страстными порывами, вдохновением. В некоторых сектах эта тонкая космофилия [3] оканчивается ниспадением в эротику.

Православному христианину умение отличать духовное от душевного необходимо. Душевное – это органически нам принадлежащее, но душа после грехопадения поражена недугом, и ее силы и чувства приобрели болезненный характер страстности; поэтому дух должен властвовать над душой, оживлять ее своими импульсами, укрощать страсти, возрождать то доброе в ней, что осталось не поврежденным грехом. Поэтому слово «душевный» не имеет однозначного, отрицательного характера, это силы и способности, данные человеку для жизни на земле. Душа, находясь в состоянии недуга, как бы колеблется между жизнью и смертью. Но, не подчиняя себя духу, она отказывается от возможности возрождения и того, что мы называем вечной жизнью.

Сама вера есть процесс исцеления. Поле души на земле – это человеческое общение, семья, общность интересов и эмоциональных привязанностей. Это поле взаимной поддержки и взаимозависимости, поле неровное и колеблющееся, поле, на котором могут проявляться как благородные чувства, так и низменные страсти души, поле высокого напряжения, которое иногда захватывает, как бы поглощает человека, вследствие чего отступает и перестает действовать его дух, замыкаясь сам в себе.

Поле духа – это вечность. Это как бы выход из земного притяжения. Это обращенность ума к Божеству, это пробуждение логоса сердца через молитву.

Особенно часто смешиваются понятия – духовной и душевной любви. Духовная любовь видит в человеке вечное – образ и подобие Божие, чем более всего и дорожит в нем. Самая большая радость заключается для нее в том, чтобы любимый ею принадлежал Богу. Она не ищет своего [4], потому что ее достояние – Бог, а в Боге она имеет все. Она не может никого потерять, ибо она и не требует взаимности. За любовь к человеку душе отвечает Своей любовью Бог, или скажем по-другому: она мистически любит Христа через благодать, живущую в человеке, как в Его образе, а не эмпирического, страстного, изменяющегося человека, которого псалмопевец назвал ложью [5]. Видя величие человека как образа Божия, а не болезненный комочек нервов и плоти, она до самого конца надеется на его спасение, памятуя о временности и текучести этой жизни, где все поглощается смертью. Она не гневается и не раздражается; будучи чистой и простой, она верит тому, кого любит, хотя бы эта вера и была обманута тысячу раз [6]. Если ей больно, то не за себя, а за другого. Эта любовь – дар Духа Святаго, и в то же время она естественна для человеческого духа, ибо человек рожден для нее. В духовной любви больше мудрости, чем во всех книгах, написанных философами. В ней больше красоты, чем во всех произведениях искусства, спрятанных за дверями музеев. Эта любовь есть истинная жизнь человека.

Душевная любовь – это зависимость от того, кого любишь, в ней нет свободы. Это любовь к плоти, а так как плоть тленна, подлежит тлению и все в ней тлен, то душевная любовь заменяет реальность фантазией, она видит то, что хочет видеть, а не то, что есть на самом деле. В ней – беспрерывное волнение и тревога: волнение – как бы приобрести, тревога – как бы не потерять; разочарование, когда человек очнется от собственных грез.

Душевная любовь не имеет опоры в самом человеке, это фейерверк чувств, который, засверкав внезапно, так же внезапно может погаснуть. Как часто душевная любовь сменяется равнодушием и отчужденностью, как часто переходит в ненависть! Душевная любовь не исчерпывается плотским влечением: есть, например, дружеская любовь. Но как непрочна эта любовь! Как часто она не выносит и малейшего испытания и разбивается, точно хрустальный бокал от легкого удара. Как часто преуспевший друг встречает своего прежнего товарища и смотрит на него совершенно иными глазами, словно деньги или власть сделали его сердце каменным, и товарищ чувствует, что между ними возникла дистанция, которую не измеришь и тысячей верст. Практически вся поэзия – плач о неразделенной или потерянной любви. В основе почти всех театральных пьес – история разбитой любви, приводящей к страданию, отчаянию или мести.

Христианин должен возвыситься над душевной любовью. Он не должен находиться, как узник, в ее власти. Только борьба со страстями может открыть путь к духовной любви, только духовная любовь если не освятит, то просветлит душевную любовь.

Дух ищет лишь Бога. Поэтому на земле он довольствуется немногим. Духовная любовь дает человеку счастье как внутреннее состояние. Он может быть счастлив малым. Душа, «отключенная» от духа, находится в постоянном искании, она ищет многого, но не удовлетворяется ничем. Поэтому ее колеблют, как волны поверхность моря, два чувства: страх и гнев. Когда человек боится или ненавидит кого-либо, то это верный признак того, что в нем оскудела духовная жизнь и он погряз в топком болоте душевности.

Особенно большие искушения для духовной жизни заключают в себе власть и богатство. Человек, надеясь на них, перестает уповать на Бога и вместе с упованием теряет веру и любовь. И открывается прямой путь к порабощению человека его же собственными страстями. Страсть ненасытна: будучи удовлетворена, она восстает затем с новой силой. Поэтому чаще всего богатство и власть губят тех, кто добился их. Поэтому трудно найти любовь среди богатых и обладающих властью. Чем выше человек поднимается в гору, тем ему труднее дышать. Но здесь главное препятствие к любви не власть и богатство сами по себе, а привязанность к ним, надежда на них, их воплощение в то чудовище, которым поглощается человеческое сердце.

Господь сказал: мир Мой даю вам [7]. Этот мир – благодать Духа Святаго. Воспринять ее может только человеческий дух, чтобы затем осенить миром душу, в которой – постоянное беспокойство, смена эмоций, противостояние мыслей. Самая суть аскетики заключается в умении подчинить душу духу, а дух – благодати. Христианину необходимо уметь разграничивать область душевного и область духовного, чтобы воздавать кесарево кесарю, а Божие Богу [8]: миру – ту дань, которую он должен платить ему посредством жизни своей души, Богу – то, что он должен Ему отдать через устремление духа к вечности и Вечному, через то единственное, чем может человек оправдать свое имя и призвание.

Все религиозные заблуждения – это подмена реальности, воспринимаемой духом, который не мечтает, не анализирует, а видит, душевными чувствами, силой воображения или грезами логизирующего ума и рациональной моралистикой.

Почти все душевные чувства имеют свои духовные аналоги, которые теперь, когда после грехопадения чувства подверглись деградации, прослеживаются с трудом. Противоположностью любви является ненависть. У этого темного чувства, которое делает человека потенциальным убийцей, «репетирующим» убийство врагов в своих мыслях, чувства, которое мы так часто испытываем, есть свой духовный аналог. Это – концентрация, сосредоточение духа в молитве, когда он не принимает посторонних помыслов и впечатлений, ненавидит их бесстрастной ненавистью. Это – сила, с которой дух отражает приражение к душе демонических сил. Ненависть есть способность духа ненавидеть то, что чуждо ему по природе, что препятствует его единственной цели – богообщению. Духовная ненависть – это постоянное анафематствование демона и греха. Чем сильнее духовная любовь, тем сильнее человек ненавидит все, что может погасить или уменьшить ее. Чем более дух стремится к Богу, тем более ненавидит человек все, что служит препятствием на пути к Нему. Духовная ненависть проявляется как аскетическое делание – бдение и трезвение ума над сердцем, которое отбрасывает и отражает, как врага, все, что проникает в световое поле молитвы.

Господь говорит не только о любви, но и о ненависти к близким [9]. Это бесстрастная, мы бы сказали, святая ненависть, которая не дает духу порабощаться земной, плотской привязанностью, поставляет человека выше душевной любви. В этой ненависти – постоянный подвиг аскетов, отрекшихся от мира ради Единого Бога. Святая ненависть не разрушает семейной и дружеской любви, но ставит ее под контроль духа, дает ей свое место в иерархии ценностей, освобождает человека от рабства привязанностям, от безвольного подчинения эмоциям и страстям. Духовный человек более, нежели душевный, внимателен к своим друзьям, более ответствен в своей работе, более остро чувствует долг перед своей семьей и в то же время свободен от насилия этих внутренних уз, которые так часто обезволивают человека и заставляют его совершать грехи и преступления ради тех, кого он любит слепой, душевной любовью.

Человек имеет цель за пределами этого мира, идеал, который всегда находится впереди него, как бы приоткрывается ему из вечности. Поэтому он видит мир не как единственную и самодовлеющую ценность, а как картину, изображенную на фоне вечности, и саму земную жизнь – как путь к вечности.

Святые отцы считали неведение и незнание ложным направлением душевной деятельности, рождающимся от нежелания знать то, что противоречит человеческим страстям, и прежде всего гордости и похоти. Это – бегство в неведение и забвение, словно в какую-то темную нору, где копошатся, как змеи, наши страсти. Нередко человек бежит от знания к ненужному для него многознанию, чтобы не оставить ни места, ни времени для познания главного. Когда с таким человеком говорят о Боге, об ответственности за свои поступки, он, опираясь на мнимое многознание, стремится защититься от этого знания и порой становится похожим на ежа, который от прикосновения сворачивается и превращается в клубок игл.

Но, как ни странно на первый взгляд, это незнание также имеет духовный аналог. Дух – око души, устремленное к Богу. Для духа высшее знание и мудрость – это созерцание. Оно состоит из внимания (устремления духа к Божеству), пребывания (удержания духа в этом состоянии, то есть в молитвенной сосредоточенности) и восприятия невидимого света Божества, которое также можно назвать приближением к Богу и преображением человека. Созерцание связано с волевым желанием не знать того, что ниже богопознания, ограничением душевного многознания и сведением его лишь к необходимому. Здесь духовное знание противостоит душевному любопытству.

Подвиг исихастов основан на этом волевом неприятии и сведении внешних впечатлений к минимуму, чтобы освободить силы духа для боговедения. Один из философов-мистиков назвал свою книгу: «Мудрость незнания» .

Святые отцы учат, что основа всех грехов – себялюбие. Но и здесь мы можем найти духовный аналог. Обычно себялюбие отождествляет человека с его телом и стремится к удовлетворению его страстей и инстинктов. Оно проявляется в вожделении богатства и власти, в стремлении к комфорту, иногда в чрезмерной, ненормальной заботе о своем здоровье, напоминающей заботу фараонов о мумифицировании своих тел в надежде обеспечить себе земное бессмертие, и в подобном тому.

Однако есть правильное себялюбие: это отождествление человека прежде всего не с телом, а с духом и попечение о состоянии духа, этой искры вечности. Дух находит себя и раскрывает свои силы в богообщении, поэтому правильная любовь к себе не противоречит любви к Богу, а обретает себя в ней. Обычно себялюбие держит человека в состоянии непрекращающегося конфликта с окружающими его людьми. Этот конфликт может принимать разные формы: от открытых ссор до скрытых противоречий, когда тлеющий костер наполняет атмосферу дымом. Себялюбие, основанное на страстях, обуславливает столкновение со страстями и притязаниями других людей, порождает ложь, насилие и превращает жизнь людей в борьбу друг с другом. Духовная любовь свободна от разделения на свое и чужое; где она, там нет ни захвата чужого, ни потери своего. Достояние этой любви – Бог, Который един и неразделим. Тот, кто приобрел благодать, одним только своим существованием помогает другим, одним уже своим присутствием вносит небесный мир в царящее на земле смятение. Поэтому любящий себя, свою душу часто становится соперником и противником для других, а любящий свой дух, ставший проводником, как бы лучом Божественного света,– их благодетелем. Духу принадлежит то, что вечно, душе – то, что временно.

1 Эвристика (от греч.отыскиваю, открываю) – специальные методы, используемые в процессе открытия нового, так называемые эвристические методы.– Ред.
2.Здесь под внутренним (сокровенным) логосом отец Рафаил имеет в виду способность к непосредственному, интуитивному познанию, общую для всех людей.– Ред.
3.В данном случае, скорее всего, подразумевается миролюбие, то есть любовь к миру и мирскому.– Ред.
4.См.: 1 Кор. 13, 8.– Ред.
5.См.: Пс. 115, 2.– Ред.
6.См.: 1 Кор. 13, 5, 7.– Ред.
7.Ин. 14, 27.– Ред.
8.Мф. 22, 21.– Ред.
9.См.: Лк. 14, 26.– Ред.

Переписка духовная и душевная. В чем разница?

– Константин Ренжин, координатор группы переписки
Добровольческого движения Даниловцы

К нам в группу переписки с заключенными приходят разные волонтеры. У каждого свои мотивы заняться этим непростым делом. Одним важно поделиться душевным теплом, другим – исполнить заповедь о христианском милосердии. Общий мотив – это, конечно, нести добро и свет туда, где его не хватает. У волонтеров может быть разное мировоззрение. Православные верят в Христа, в исцеляющую силу Святого Духа. Невоцерковленные тоже верят. Например, в силу добра, в некий закон вселенной, в судьбу, в науку… Православные полагаются прежде всего на Бога, а простые люди – на себя. Отсюда и разный подход к переписке с заключенными. Душевность и духовность. Какая связь? Говорят, что душа вечна. На самом деле, без Духа она мертва. О некоторых людях говорят, что они бездуховные. На самом деле, имеют ввиду больше недостаток воспитания и культуры, то есть, говорят о свойствах души, о характере и личности, нежели о Духе. Душа – это человеческое, Дух – от Бога. Свойствами души занимается наука психология, Духом – богословие. Всякая душа связана с Духом, даже если человек говорит, что не верит в Бога. У кого-то ясная связь, у кого-то с помехами. Но может быть и полный разрыв. Например, у психопатов.

Волонтеры не психологи и не богословы. Никто не может сказать о себе, что достаточно опытен, чтобы уверенно писать на духовные темы, ибо все мы только ученики у Его ног. Так чем же волонтеры могут помочь заключенным? Нет ли здесь опасности для них самих? Душевная переписка – это когда волонтер говорит о себе. Делится своими личными переживаниями, пытается разобраться в проблемах, используя багаж знаний и опыта. По идее, в процессе общения волонтер вместе с подопечным должны учиться и развиваться. Духовная переписка – это когда волонтер говорит о Боге, – это миссионерское служение, цель которой – спасти заблудшие души. Для такого волонтера группа переписки – часть Церкви Христовой, с ее многовековым опытом.

Однако, богословские рассуждения без душевности, равно как и душевность без духовности, мало чем помогут. Никто не запрещает волонтеру в общении применять оба подхода. Важно не слишком увлекаться обсуждением бытовых и личных проблем, и не забывать о главном. Важно не только говорить, но и слушать собеседника. Слушать, чтобы понять. Есть опасность, когда неопытному волонтеру попадается нечестный собеседник, а таковых в зоне немало. Неизвестно куда могут завести просто душевные (простодушные) разговоры с людьми искушенными. Даже если волонтер изучает психологию по умным книгам, на зоне психологии учит сама жизнь, и учит не всегда хорошему. Чтобы не стать жертвой манипуляций, не нужно сразу раскрывать перед собеседником душу, сообщать о своих проблемах, показывать свое одиночество, рассказывать о слабостях. Манипуляция – это не обязательно какие-то материальные просьбы. Некоторым важно захватить власть над другим, поиздеваться или соблазнить – внушить чувство привязанности. Есть и любители пофилософствовать, поморочить другому голову. Некоторые просто так развлекаются. А кто-то надеется найти человека, чтобы по освобождении сесть ему на шею. Подобная публика отсеивается, когда видит, что волонтер настроен говорить только о главном – о Христе, о спасении души.

Христианин не полагается только на свои силы в борьбе со злом – никакая психология не исправит другого человека, если тот сам не захочет исправиться. Не стоит строить иллюзии, что только одно доброе отношение к другому как-то его перевоспитает и облагородит. Да, такое преображение возможно, но только с Божьей помощью. Что невозможно человеку – возможно Богу. Задача волонтера-христианина помочь подопечному на пути к Богу. Задача волонтера не христианина – найти себя и свой путь к Богу, через общение с людьми верующими, пусть даже и заключенными.

Уже скоро мы будем поздравлять друг друга со словами – Христос Воскресе! А что значит Воскресение для каждого из нас? Что значит “смертию смерть поправ”? Подумаем над этим, и предложим своим подопечным также осмыслить значение этого великого события.

Чтобы даниловцы продолжали душеполезную переписку с заключенными, нужна ваша помощь! 
ПОЖЕРТВУЙТЕ!

определение, сравнение и разница, разделение души и духа

Дух, душа и тело — составляющие человека, и часто христиане путают душевность и духовность.

Христианин, занимающийся благотворительностью и улыбающийся всем подряд, может быть душевным, но при этом он пойдет в ад, если его сущность не наполнена Божьим дыханием. Душа и дух имеют различную природу и отличия, в то же время они едины.

Что в православии означает душа

Душа — это дыхание, дуновение Бога. Творец сотворил Адама и вдохнул в него душу. (Бытие 2:7) Создатель создал бестелесную сущность, Он ее и забирает, значит, она обладает бессмертностью.

Душевная составляющая наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии

А вот где эта сущность очутится после отделения от тела, зависит от человека. Пророк Иезекииль писал, что умирают согрешающие души.(Иез. 18:2)

Без души человек не имеет ни разума, ни чувств. Душевная составляющая лишена формы, она наполняет человеческое тело, в которое ее вдохнул Бог при зачатии.

Происхождение души

Душа создается Творцом, она не перевоплощается и не переселяется из тела в тело. Она появляется сразу после оплодотворения и после смерти телесной оболочки ждет Страшного суда.

Долгое время считалось, что бестелесное духовное создание невесомо, однако, в 1906 году профессором Дунканом Макдугаллом путем взвешивания человека в момент смерти было доказано, что вес души равняется 21 грамму.

Душа после смерти телесной оболочки ожидает Суда Божьего

Основные составляющие души

От состояния души зависит ум, воля и чувствования человека. Очень важно понять, какие душевные силы относятся к разумным и неразумным.

Высшими силами контролируются разумные составляющие, к ним относятся:

  • ум;
  • чувство;
  • воля.

Неразумные силы наполняют тело жизненными потоками, благодаря которым бьется сердце, преобразуется тело и рождается возможность производить потомство. Наш разум не контролирует неразумную субстанцию, все происходит само собой. Сердце бьется, кровеносная система работает, человек растет, взрослеет, стареет. Все это не зависит от человеческого разума.

Душевный подарок Создателя состоит в том, что Он наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора, управление совестью и наполняет дарами веры.

Важно! Сознание и совесть — основные составляющие души христианина, которые отличают его от животного.

Душевная составляющая человеческого тела в отличие от животных обладает разумной силой, которая характеризуется способностью говорить, мыслить и познавать. Разумная сила господствует над всеми остальными составляющими, ей дана возможность отличать добро от зла; выбирать, показывать силу желаний, кого любить или ненавидеть и управлять раздражительной силой.

Бог наполняет нас чувствами, эмоциями, желаниями, сознанием, дает нам свободу выбора

Эмоции людей производит и контролирует раздражительная сила. Святой Василий Великий назвал эту душевную составляющую нервом, поставляющим энергию, которая порой выливается в страсти:

  • гнев;
  • ярость;
  • ревность к добру и злу.
Важно! Святые отцы подчеркивают, что настоящее предназначение раздражительной силы — гневаться на сатану.

Желательная или деятельная сила рождает волю, способную выбирать между добром и злом.

Три силы присущи одной жизни, одному телу и ими, по словам Каллиста и Игнатия Ксанфопулы, можно управлять. Любовь обуздывает раздражительную силу, бесстрастия погасит эмоции, а разумную силу окрыляет молитва.

Только в подчинении духовному познанию и созерцании Всевышнего все три душевные составляющие находятся в единстве. Душа невидима, она живет независимо от состояния тела. Душевное состояние людей уравнивает всех перед Богом, который смотрит не на тело, а на Свое подобие, которое не зависит от пола, возраста, цвета кожи и места жительства.

По словам святого Феофана Затворника, именно душевная сущность является источником всех человеческих проявлений, она является личностью, обладающей разумом и свободой выбора, ее нельзя познать органами тела.

Как влияет на человека дух

Душа является храмом Бога Живого, в котором живет Дух Святой. Ни одному Ангелу Создатель не предоставил такой чести называться Божьим храмом.

При крещении в человеке поселяется дух Божий, который в течение жизни может быть вытеснен другими силами. Это возможно только при условии, что человек сам откроет двери нечисти, загрязнив свой храм.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей

Несмотря на то, что Господь наполняет человека душевной составляющей, она самостоятельно выбирает духовное наполнение. В этом свобода выбора. Творец не создает роботов, Он ваяет Себе подобных.

Духовная составляющая является высшей стороной жизни людей, ей дана сила увлекать человека от видимых вещей к невидимому познанию благодати Божьей, отделять вечное от временного.

Дух является той составляющей человека, которая отделается нас от животных. Созданные Богом твари не имеют духовного наполнения.

Духовное неотделимо от душевного, оно является высшей стороной, сущностью. В человеке нет таких чувств, которыми можно познать духовное наполнение. Святые отцы подчеркивают, что дух и есть ум человеческий, от него происходит разумное начало.

Важно! Дух человека нельзя увидеть или постичь, но духовного человека, наполненного Божественной сущностью, видно сразу по его эмоциям, делам и любви к окружающему миру.

Человеческий дух наполняется совершенством только при соединении с Божьим Святым Духом.

В письме святителя Феофана Затворника мы находим, что духовная наполняющая — сила, которую Творец вдохнул в человеческую душевную составляющую, как завершающий этап создания образа Своего.

В соединении с душой дух поднял ее на божественную высоту над нечеловеческим созданьем. Благодаря духовному наполнению душевный человек становится одухотворенным.

Так как духовная сила пришла от Бога, она знает Творца и ищет Его присутствия в жизни.

Проявляющиеся составляющие духа

Кому человек поклоняется, служит, тот и является его богом. Христиане, независимо от степени развития, знают, что всем в жизни руководит Создатель.

Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога

Он Судья и Спаситель, наказывающий и милующий, символом христианской веры есть Троица, Бог Отец, Сын и Дух Святой. Страх Божий является основной составляющей духовного наполнения.

Любите власть, деньги, веселые гулянки, делаете все в гневе, по собственной воле и желанию, значит, Бога не боитесь, душа при этом управляется сатанинскими силами.

Направляющей духовной силой является совесть, которая заставляет человека бояться Господа, во всем Ему угождать и выполнять Его наставления. Совесть руководит душевными качествами христиан, направляя их к познанию святости, благодати и правды. Только благодаря совести верующие могут определить, что угодно или противно Господу.

Божий закон исполнить могут только те, в ком жива совесть. Духовное наполнение ведет христиан к жажде Бога, когда никакое творение рук человеческих не может дать той благодати, какую человек приобретает при общении со Всевышним в постах, молитвах и исполнении Закона.

О духовной жизни:

Основные отличия души и духа

В человеке, живущем в падшем обществе и любящем Создателя, постоянно будет идти борьба между душевным и духовным, ибо их единство нарушено человеческой греховностью.

Душевная составляющая Божьего творения делает его выше животных, а духовная — выше ангелов. Ибо кому из ангелов когда-либо Господь сказал, что они Его дети? Апостол Павел пишет, что человеческие тела — храмы Бога Живого, Святого Духа, и за это мы должны славить Творца, нашей заслуги при этом нет никакой. (1 Кор. 6:19-20).

Голубь – символ Души

Душевные и духовные силы следует рассматривать в единстве разнообразий, о чем писал святой Григорий Богослов. Святитель подчеркивал, что в христианине есть человеческое и небесное, видимое и невидимое, плоть и духовность. Человек, по словам Григория Богослова, является маленькой вселенной внутри большого космоса.

Прекрасны высказывания святого Григория Паламы о том, что тело, победившее желания плоти, не становится якорем для души, тянущим ее в ад. Оно парит в душевном и духовном единстве вверх, превращаясь в Божью духовную силу.

Любое сотворенное Богом живое существо имеет душу, духовное наполнение только у человека. Окружающий мир может воздействовать на душевные составляющие, духовными силами руководит Господь.

Душа появляется при зачатии, духовная сила человеку дается при покаянии и принятии Иисуса своим Спасителем, Целителем, Творцом и Создателем. Душевная субстанция расстается с телом при смерти, при исчезновении Божьего духовного начала человек впадает во все тяжкие грехи.

Важно! Только духовный христианин может назвать Иисуса Христа своим Господином, познавать при чтении Божье слово, душевный — только чувствует его.

Духовный человек — образ Бога

В телесной оболочке никогда нельзя увидеть Господа. Творцу абсолютно все равно беден ты или богат, худой или толстый, с руками или без ног, красив с человеческой точки зрения или безобразен.

Образ Бога живет в невидимой душевной оболочке, управляет которой духовная сила. Божья душа обладает бессмертием, разумом, свободной волей и чистой, бескорыстной любовью.

Душевное состояние, переходящее в бессмертие, управляется не христианами, а только Господом.

Как свободен Творец, настолько Он дал свободу Своему творению. Премудрый Создатель наделил человека разумом, способным вникать в невидимые глубины, познавая природу Господа. Бесконечна благость Создателя к Его творению, которое Он никогда не оставляет. Духовный человек стремится к единению с Творцом.

В Новом Завете неоднократно встречается фраза о духовно живых людях, то есть тех, кто принял в свою жизнь Иисуса, как Спасителя.

Атеисты или верующие в других богов названы духовно мертвыми созданиями.

Важно! Всевышний, создавая человека, предусмотрел иерархию. Тело корится душе, а та подвластна духу.

Первоначально так и было. Адам слышал Божий голос духовным сознанием, и спешил исполнить все пожелания Творца при помощи тела. Духовный человек подобен Адаму до грехопадения, он научился с помощью Господа творить Богоугодные дела, различать добро и зло, созидая в себе образ Творца.

«Диалог о Православии» о душе и духе

В чем разница души и духа

У меня есть уже статьи о душе, и, конечно, в них касаюсь этой темы. Однако, когда мне задают вопрос, в чем разница души и духа, я понимаю, что следует об этом написать отдельно. Да, и поскольку эта тема является одной из моих любимых, с удовольствием, и простыми словами объясню все от А до Я.

Я разделю эту тему на две части. В первой, кратко опишу, в чем разница души и духа в общепринятом понимании. Также в Православии и Исламе. Затем самое интересное, а именно, точно дам определение души и духа, ведь путаница в этом вопросе определенно есть.

Присаживаетесь удобнее. Начнем.

Содержание:

  • Отличие души и духа в Православии и Исламе
  • Что такое душа и наша совесть
  • Что такое дух и каковы аспекты духа
  • В чем отличие духовности от душевности
  • Что освобождает от страха смерти

В чем разница души и духа в Православии и Исламе

В Православии душа, это совокупность ума, чувств и воли. Душу породил Господь. Душа появляется при зачатии. Дух в Православии, это высшая духовная энергия, которая нисходит на человека, ведущего духовный образ жизни.

Движущей силой человека является совесть. Именно совесть ведет к праведному образу жизни, благодати, что в конечном счете, в совокупности с духовным знанием, одухотворяет его.

Душа делает человека выше животного, а дух выше ангелов. В то же время, в Христианских источниках говориться, что любое живое существо имеет душу от Бога, а дух, как душевное наполнение есть только у человека.

В Исламе доктрина души и духа немного иная. Ислам сравнивает наше тело с клеткой, а дух с птицей. Какое бы не было крепкое и здоровое тело, человек внутренне не красив, если не наделен духом. Ведь дух в Исламе, это закон самого Аллаха. Дух, освобожденный после смерти тела, обретает свободу, как птица. Эта птица может иметь множество благих качеств и умений.

v-chem-raznica-nashej-dushi-i-duxa-polnaya-informaciyaВ Исламе, дух, это как птиц в клетке.

Касаемо души, в Исламе описывается 4 их вида. Первая, как растительная. Вторая — животная. Третья — как свое я. Четвертая, как высшее духовное я.

Все религии сходны тем, что душа, дух и Бог вечны.

Что такое душа и дух в общепринятом понимании

Здесь все проще. В общепринятом, мирском варианте душу мы также принимаем за совокупность ума, рассудка, совести, сознания. А дух, как силу духа, то есть — внутреннюю силу человека, силу воли.

То есть мы принимаем дух, как особую силу человека, не обязательно духовную. Когда говорим, «духу не хватило», то подразумеваем, что не хватило решимости, внутренней силы.

Что такое душа

Итак, у нас есть ум и разум, личные качества, как, воля. Также совесть, сердце (в плане своих ощущений, когда ум и разум отстраняются от принятия решений). Все это можно объединить в одно слово — сознание.

Сознаю, значит живу. Размышляю, значит осознаю.

Мы пользуемся в своем сознании умом и разумом. Обратите внимание, мы этим пользуемся. Близко к тому, как пользуемся компьютером. Часто мы упоминаем, «мой разум мне говорит», или «ума не приложу».  Кто, это мы пользуемся? Это наше я. Сознающий я.

Мы настолько слились с «машиной» нашего тела, что даже свое тело принимаем за себя, хотя сознание нашего «я» и наше тело — не одно и тоже. Мы, это не наши руки, ноги, волосы. Они часть нашего тела. Тело — это временная наша часть. Подобно тому, как, частью нас может быть наша одежда пока мы не сняли.

Приходит время, мы освобождаемся от нашего тела, но наше я остается неизменным. Как мы себя осознавали, так будем осознавать после смерти нашего тела, пользуясь теми же умом и нашим разумом.

Наш ум и разум, это тонкая наша оболочка, наш рабочий инструмент в этом материальном мире. Чем выше наш духовный уровень развития, тем лучше мы понимаем разницу между своим я и тем, что нам диктует наш ум, и разум.

v-chem-raznica-nashej-dushi-i-duxa-polnaya-informaciyaВечная борьба нашего ума и сердца

Более подробно об отличии ума и разума, можно почитать в моих статьях «Ум и разум, в чем отличие» и «Что такое ментальное тело»

Что касается наших личных качеств, в том числе и воли, то это наработанные качества нашей личности. На каком уровне мы остановились в своем развитии, с такого уровня сознания мы начнем свою следующую жизнь.

Поэтому, мы все разные.

Резюме по главе

Душа, это и есть наше я. Как мы себя осознаем, когда находимся в счастливом состоянии. Душа, то есть мы — вечны. Тело временно.

Понимание и осознание этой информации — бесценно. Если все будут понимать, что мы не просто это тело, мир будет совершенно другим.

Совесть, это голос нашего чистого я. Чем выше совесть, тем, мы ближе к пониманию своего я. Также голос совести может исходить из другого источника, об этом в следующей главе.

Что такое дух или святой дух

Выше, мы разобрали, что такое дух в общепринятом понятии. Теперь разберем понятие духа в духовном плане.

Есть два аспекта проявления духа, и все они идут от Бога.

В первом виде, дух — это как всеобъемлющая, духовная, обезличенная энергия Бога, которой пронизана вся духовная часть мироздания. Наш, материальный мир, является незначительной частью всего мироздания Бога. Здесь эта энергия отсутствует. На то он и материальный мир.

Во втором его виде, дух — это личностный аспект Бога. В своей духовной, но невидимой нам форме, он находится в сердце каждого живого существа. Все, что живое, имеет душу. Где душа, там и Сверх-душа (экспансия, воплощение Бога в этом мире)

v-chem-raznica-nashej-dushi-i-duxa-polnaya-informaciyaВ своей особой форме, Бог есть в сердце каждого, рядом с душой

Кстати, так Он знает все наши мысли, желания, поступки. А как иначе? Не с неба же за нами наблюдает.=)).

Эта та же доктрина, по иному выражена в Христианстве. Где есть Отец, Сын и Святой дух. В данном случае, Отец — Господь. Сын — Иисус Христос. Святой дух — обезличенная, божественная энергия Бога, или Его проявление, как Сверх-души.

Возвращаясь к совести, это как раз голос Бога, через Его воплощение Сверх-души. А точнее, это наш внутренний разговор с участием Бога в нашем сердце.

А теперь «изюминка» и полное прояснение этого вопроса.

В чем разница души и духа, и единство

Разницу мы увидели. Теперь, в чем наше единство.

В части своих возможностей, мы никогда не сравнимся с Богом. Но, в части качественной составляющей, мы имеем ту же самую природу. Духовную, вечную природу.

Повторюсь, что душа, то есть мы — бессмертны.

Бог также бессмертен, поскольку душа и Бог не имеют материального начала. Материи свойственно разрушаться под воздействием времени.

В духовном мире, нет такого понятия, как время.

Нам это трудно понять, поскольку наш ум и разум обусловлены, ограничены материей, временем и пространством. Только в чистом, духовном сознании, возможно это осознать полностью.

Мы можем понять свое единство с Богом, на примере костра. Он является гигантским пламенем. Все мы — маленькие искорки. Искра, это уже не огонь в своем объеме.

Но в качественном смысле, искра — имеет ту же природу огня.

Искры, как независимые части огня и, одновременно — сам огонь. Это называется принципом единовременного единства и различия. И конечно, это никак не противоречит доктрине, что мы все являемся детьми Бога. Что все мы имеем духовное начало. Именно так и есть.

Душевность и духовность, в чем разница

Душевность, это совокупность положительных, добрых качеств человека, которые в своем сочетании притягивают нас к человеку владеющим таким набором качеств. Как правило, составляющими такого набора является: искренность, дружелюбие, глубина переживаний и сопереживаний, добродушие, простота.

Как мы говорили в начале статьи, каждый из нас личность. Каждый есть индивидуальная душа. Но не каждый здесь и сейчас — душевный человек в плане вышеописанного набора качеств.

Душевный человек не обязательно религиозный или духовно просвещенный человек. В некотором варианте, душевный человек — это душа компании.

Духовность, это ведение чистого, благочестивого образа жизни в соответствие со своей чистой совестью, высокой культурой, и религиозными постулатами. Такой человек обогащен духовными знаниями.

Душа и дух, в чем отличие. Заключение.

Еще раз хочется повторить, что те знания, которые Вы получаете, являются самыми важными в жизни, потому, что они прямо про Вас. Рано или поздно, нам всем придется умирать, а точнее, оставлять свое тело.

Настоящие знания освобождают от страха, в первую очередь от страха смерти. Глубокие знания дают нам нечто большее — свободу от страданий и радость жизни.

В жизни появляется смысл. Если душа вечна, то никогда не возникнет вопроса бессмыслицы нашей жизни.  Точнее бессмысленно будет тратить жизнь только ради материальных благ. Они важны, но это не самоцель. Перед смертью мы на все посмотрим с другой стороны.

Материальные блага нужны для того, что бы человек меньше думал о хлебе насущном. Такую свободу следует направить на благие цели и на самоосознание.

И лучше к этому подойти осознанно, чем в неведении и страхе.

Источник страха, есть не понимание своего вечного я

Фундаментальным знанием является: кто мы, кто такой Бог и каковы наши взаимоотношения с ним. Ну, а знание вопроса, в чем разница души и духа, это основа основ. Надеюсь эта статья была Вам полезна. Пишите в комментариях, вступайте в мою группу Вк, будьте свободны и счастливы!

 

Душа и дух – в чем разница?

Достаточно часто можно столкнуться с тем, что люди считают душу и дух одним и тем же. На самом деле, душа и тело – это совсем разные понятия, тонкую грань между которыми нужно отличать. Если душа – это часть самого человека, то дух является частичкой, связывающей нас с Богом, ведь именно его Господь вдохнул в человека, в момент его создания. Порой бывает очень сложно различить тонкую грань между понятиями души и духа.

Что такое человеческая душа – основные понятия

Верующий человек перед иконойФото: Pravoslavie.ru

Если говорить детально именно о человеческой душе, то стоит понимать, что она имеет явные отличия от духа, о которых нужно знать:

  • душу можно рассматривать в качестве неповторимой личности каждого отдельного человека;
  • душа – это именно та часть человека, которая отвечает за мышление, мировоззрение, а также другие подобные и не менее важные процессы;
  • душа является неотъемлемой частью человеческой личности, она имеет не менее важное значение, чем тело, поскольку напрямую взаимосвязана с ним;
  • человеческая душа – это бессмертная часть каждого из нас, имеющая свои определенные потребности, как и тело.

Если человек сможет сделать так, чтобы его тело и душа были гармоничным дополнением друг друга, тогда он сможет жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Что такое дух и чем он отличается от души?

Солнечный свет в храмеФото: Pokrovkop.cerkov.ru

Если говорить о таком понятии, как дух, то стоит сказать, что между ним и душой есть существенные различия:

  • дух является именно той невидимой частичкой или ниточкой, связывающей каждого человека с Творцом;
  • дух – это частичка, одновременно животворящая нас и связывающая с Богом;
  • проявлениями духа можно считать человеческую совесть, сильную тягу к молитвам, а также беспрерывное стремление к святости;
  • при создании человека, наш Творец вдохнул в него Свой Дух, что и стало заключительным актом творения, то есть, частичкой Бога в нас.

Рассмотрев понятие духа и души можно сказать о том, что душой можно считать именно человеческую личность, а вот духом является частичка Бога в каждом из нас. Именно эта частичка Бога пробуждает в человеке совесть, заставляет его вспоминать о вечной жизни, стремиться к единению с Богом.

Протоиерей Андрей Ткачев говорит: «То, что движет телом, это душа, а то, что движет душой, это дух. Дух – это высшее свойство души человеческой. И не всякая душа человека духовна.»

Наверное, если бы при творении человека Бог не вдохнул в него Свой Дух, то и стремления к небу у нас бы не было. Дух – это то, что объединяет человеческую бессмертную душу с Богом и позволяет поддерживать с Ним тесную связь.

Различая эти понятия и понимая эту грань, мы должны понимать и то, что должны удовлетворять не только потребности души и тела, но и обращать особое внимание на стремление духа, ведь только так можно обрети гармонию еще на земле, поддерживая баланс между всеми своими потребностями. Разделяя понятия души и духа, человек сможет понять, кем он является на самом деле и, что ему нужно для счастливой жизни.

Солнечный свет в храме Загрузка…

Одержимость демонами, Психические заболевания, Депрессия: Чем они отличаются?

Дорогой отец Джон, В чем разница между одержимостью демонами и психическим заболеванием или депрессией, как вы обсуждаете в блоке 122 из «Лучшая часть »?

Нет однозначного ответа. Вот несколько основных принципов:

Не все психологические трудности можно отнести к категории психических заболеваний. Некоторые из них связаны с изменчивыми моделями поведения или основными проблемами человеческой зрелости.Их можно исправить с помощью здорового образа жизни, чувства общности, человеческого и духовного образования, открытия миссии в жизни и других плодотворных занятий. Например, иногда легкая, но стойкая депрессия или проблемы с управлением гневом на самом деле коренятся в моделях греха, которые нарушили внутреннее равновесие человека.

Однако следует также сказать, что психическое заболевание — это реальность. Психическое заболевание идет глубже; это дисфункция или расстройство, коренящееся в структуре личности.Психическое заболевание в этих случаях не всегда вызвано прямой демонической деятельностью. Часто (возможно, в большинстве случаев) это вызвано травматическими физическими или психологическими переживаниями, генетическим / физиологическим дисбалансом или комбинацией любых из этих факторов. В этих случаях иногда лекарства могут помочь человеку вести почти нормальный образ жизни. В других случаях хорошее психологическое консультирование или лечение («хорошее» означает в гармонии с христианским пониманием человеческой личности) может помочь человеку вести почти нормальную жизнь.Однако в некоторых случаях болезнь настолько глубока, что даже лекарства и правильное лечение могут только помочь сдержать проблему, но не могут полностью решить ее. Это крест на всю жизнь для человека и его семьи. Тем не менее, во всех случаях, от легких до крайних, следует развивать здоровую духовную жизнь (молитвы, таинства, католическое общение). Обнаружить любовь Бога и научиться жить в ее свете — единственный путь к полному исцелению для всех нас.

demon possession Мы также должны повторить, что демоническая деятельность реальна — Церковь ясно учит этому, и это очевидно из Евангелий.Дьявол обычно действует, возбуждая искушения в области семи смертных грехов (жадность, похоть, гнев, леность, гордость, зависть, обжорство). Иногда дьявол и его приятели действуют более сверхъестественным образом. Это может быть «одержимость», когда демон будет беспокоить человека извне, вызывая хроническую физическую, физиологическую или психологическую боль. Это также можно сделать через «одержимость», с помощью которой демон временно контролирует физические и телесные способности человека изнутри (но не его душу).Почему Бог допускает эти демонические проявления, остается загадкой. В любом из этих случаев (одержимость или одержимость) дьявол должен нанести вред, нарушив человеческую природу, нормальные функции человеческой личности. Вот почему психическое заболевание (естественное нарушение человеческой природы) часто имеет характеристики, которые также проявляются в случае демонической активности (сверхъестественное нарушение человеческой природы).

Итак, возникает вопрос, как я могу определить, имеет ли место демоническая активность в случае, если кто-то страдает некоторыми симптомами психического заболевания? Обычно (но не всегда) в прошлом человека есть что-то, что может дать ключ к разгадке — они или члены их семьи (родители, братья и сестры …) играли с оккультизмом (язычество, нью-эйдж, викканство и т. такая практика возвращается во многих частях современного светского общества).Или они странно реагируют на святые вещи — такие как благословенные розарии, другие благословенные предметы, святая вода, священники, месса, другие таинства и сакраменталии и т. Д … лечите это эффективно. Если в этом отношении есть желтые огни, неплохо было бы пригласить человека к епархиальному экзорцисту (он есть в каждой епархии или должен). Экзорцист поговорит с человеком, задаст несколько вопросов о происхождении и характеристиках проблемы и даст предварительные рекомендации.У экзорцистов почти всегда есть надежные психологи, с которыми они работают, чтобы помочь распознать запутанные ситуации. Если есть основания подозревать, что человек одержим или одержим, и если человек хочет, может быть организован экзорцизм. Это звучит драматично, но на самом деле это нормальная практика для Церкви — со времен Христа.

Можно было бы провести больше различий и можно было бы сказать гораздо больше, но, возможно, эти идеи помогут прояснить некоторые проблемы для вас. Если вы любите читать, есть отличная книга на эту тему под названием «Экзорцист рассказывает свою историю» отца Габриэля Аморта, который на протяжении десятилетий был главным экзорцистом в Риме.Он приводит примеры и помогает объяснить многие запутанные вопросы.

Ваш во Христе Отец Иоанн Бартунек, LC, SThD

Искусство для этой публикации об одержимости демонами, психических заболеваниях, депрессии: частичное восстановление Искушение святого Николая Толентино , тосканская школа, начало 16 века, жизнь автора PD-США плюс 100 лет или меньше, Wikimedia Commons.

.

Избегание духовной борьбы и экзистенциальных вопросов связано с ухудшением психического здоровья — ScienceDaily

Страх столкнуться с напряжением и конфликтами, вызванными экзистенциальными проблемами — «большими вопросами» жизни — связан с ухудшением психического здоровья, в том числе более высоким. уровни депрессии, беспокойства и трудности с регулированием эмоций, согласно новому исследованию Университета Кейс Вестерн Резерв.

«Религиозная и духовная борьба — конфликты с Богом или религиозными людьми, сложные вопросы о вере, морали и смысле жизни — это часто табуированные темы, и соблазн оттолкнуть их очень велик», — сказала Джули Экслайн. профессор психологических наук в Case Western Reserve и соавтор исследования.

«Когда люди избегают этой борьбы, тревога и депрессия становятся более интенсивными, чем если бы они столкнулись с этой борьбой лицом к лицу».

Люди, которые более полно принимают эту борьбу с фундаментальными убеждениями и ценностями, сообщают о лучшем психическом здоровье, чем те, кто этого не делает, добавил Exline.

Исследование, основанное на опросе 307 взрослых о недавнем жизненном опыте, было опубликовано в журнале Journal of Contextual Behavioral Science .

Среди результатов исследования:

Нежелание принять духовную борьбу может способствовать серьезным социальным недугам, приводя к упущенной возможности общаться с людьми разного вероисповедания и разного происхождения и воспринимать их как угрозу.

«Это избегание может привести к отторжению целых групп людей на основании их религиозных различий или предполагаемого несоответствия, например, их сексуальности или гендерной идентичности и религиозным учениям», — сказал Экслайн.

Поставщики психиатрических услуг могут счесть полезным помочь клиентам, у которых духовные трудности, преодолеть свои трудности более проактивным образом.

«Люди кажутся более эмоционально здоровыми, если способны принимать тревожные мысли», — сказал Экслайн.«Кажется, помогает объективный взгляд на духовные сомнения. Вы можете справиться с ними, а можете и не справиться, но, по крайней мере, вы можете терпеть их».

Само по себе уклонение не проблема; скорее, поведение может стать проблематичным, когда побег становится вредным или противоречит личным целям и устанавливает жесткую модель восприятия мира и реакции на него.

«Регулярное духовное избегание может затруднить выявление, работу или испытание качеств, которые придают жизни смысл», — сказала она.

Использование эмоциональной и когнитивной энергии для отталкивания мыслей не остановит их от дальнейшего вторжения.

«Постоянное повторение этих мыслей может создать напряжение для эмоционального здоровья, особенно если человек считает такие вопросы морально неприемлемыми и опасными», — сказал Экслайн.

История Источник:

Материалы предоставлены Case Western Reserve University . Примечание. Содержимое можно редактировать по стилю и длине.

.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *