Достоинство
Что такое достоинство
Достоинство – морально-нравственная категория, означающая уважение и самоуважение человеческой личности. Достоинство неотъемлемое свойство человека как высшей ценности, принадлежащее ему независимо от того, как он сам и окружающие люди воспринимают и оценивают его личность. Достоинство одно из нематериальных благ, принадлежащих человеку от рождения, оно неотчуждаемо и непередаваемо.
Большой юридический словарь
Достоинство – категория этики, характеризующая ценность индивида как нравственной личности.
Словарь «Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура»
- Достоинство – умение уважать не только других людей, но и себя.
- Достоинство – это чувство собственной значимости, не нуждающееся в каких—либо доказательствах.
- Достоинство – это умение оставаться «на высоте» при любых, даже самых неблагоприятных, обстоятельствах.
Преимущества достоинства
- Достоинство даёт уважение – к себе.
- Достоинство даёт уверенность – в собственных душевных силах и волевых качествах.
- Достоинство даёт свободу – от критики и злоязычия обывателей.
- Достоинство обеспечивает выбор – чем выше ценит себя человек, тем больше у него потенциальных возможностей для приложения сил и талантов.
Проявления достоинства в повседневной жизни
- Готовность поступиться собственными интересами во благо окружающих – проявление достоинства человека.
- Выполнение долга. Выполнение долга – перед Родиной, перед родителями, перед детьми, воинского долга; долга в самом общем понимании – признак достойного человека.
- Судебная система. «Иск о защите чести и достоинства» — эта формулировка в последние годы пользуется всё большей популярностью. Защищать своё гражданское достоинство способен лишь тот, кто осознаёт своё достоинство.
- Состязания. В спорте человеку зачастую приходится преодолевать препятствия, превозмогать физический дискомфорт.
Выдержать все испытания, не теряя лица, способен человек, обладающий чувством собственного достоинства.
- Экстремальные ситуации. Человек, спасающий людей при пожаре, взрыве, в любой другой экстремальной ситуации, проявляет себя, как человек достойный.
- Благотворительность. Достойный человек не упустит возможности тихо, не выпячивая собственное «Я», помочь тем, кто действительно нуждается в помощи.
Как развить в себе достоинство
- Достоинство – это совокупность моральных качеств, достойных уважения как со стороны обладателя ими, так и со стороны окружающих. Чувство собственного достоинства есть долг человека перед собой и должно присутствовать у каждого человека с рождения. Если же человек не ощущает собственного достоинства, то развить его можно лишь одним способом – поступая в каждой ситуации так, как поступал бы достойный человек.
- Выполнение долга – не только в широком смысле, но и в смысле взятых на себя в конкретной ситуации обязательств – позволит оценить человека, как имеющего достоинство.
- Занятия спортом. Борьба (как физическая, так и душевная) с тяжелым спортивным снарядом или с тяжелыми нагрузками формирует у человека уважение к себе. Уважение к себе есть проявление чувства собственного достоинства.
- Получение знаний. С приобретением всё новых познаний у человек появляется всё более надежная платформа для развития чувства собственного достоинства.
- Бытовые отношения. Не поощряя и не допуская уничижительного обращения с собой со стороны окружающих человек обретает чувство собственного достоинства.
- Полемика. Тренируясь в полемике, человек приобретает уверенность в себе и, следовательно, чувство собственного достоинства.
Золотая середина
Самоуничижение | полное отсутствие чувства собственного достоинства
Достоинство
Самолюбование, нарциссизм | избыток любви и уважения к себе
Крылатые выражения о достоинстве
- Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинство.
- — Василий Ключевский —
- Спесь губит достоинство.
- — Лакская пословица —
- Достойный муж всегда старается быть беспристрастным, не придавать ценности трудно добываемым вещам и не слушать бесплодного учения.
- — Лао Цзы —
- Свет свечи не падает на её основание; достоинство человека незаметно для его близких.
- — Казахская пословица —
- Достоинство каждого человека зависит от того, как он показывает себя в своих поступках.
- — Адольф фон Книгге —
Что почитать?
- В. М. Хвостов / Этика человеческого достоинства. Критика пессимизма и оптимизма
- Книга известного философа и социолога Хвостова. Она посвящена достоинству в метафизическом понимании этого слова — как «высшему Я», определяющему предназначение человека.
- Юрий Рогозин / Книга об умении жить среди людей, или Как выиграть спор, сохранив собственное достоинство
- Ценность этой книги не в том, что она призывает нас ценить, беречь и защищать свое достоинство, а в том, что она учит это делать, не принося боль людям, с которыми мы взаимодействуем.
Работайте пусть немного, но каждый день, чтобы добродетели стали «привычками сердца».
Не стремитесь к абсолютному совершенству.
Никогда не сдавайтесь — помните: даже у великих случаются неудачи.
Доверяйте своей интуиции.
Избегайте крайностей. Стремитесь к золотой середине между недостатком и избытком добродетели.
Получайте удовольствие; работайте над выбранной программой с юмором и оптимизмом.
Лорд Артур был исполнен достоинства,
И, послав за трофеями воинство,
За столом круглым ждал
И всегда принимал
Он купюры любого достоинства.
There is no dignity quite so impressive, and no one independence quite so important, as living within your means. Calvin Coolidge
Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека — Декларации — Декларации, конвенции, соглашения и другие правовые материалы
Принята 11 ноября 1997 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры
Генеральная конференция,
напоминая, что в преамбуле Устава ЮНЕСКО провозглашаются «демократические принципы уважения достоинства человеческой личности, равноправия и взаимного уважения людей», а также отказ от любой «доктрины неравенства людей и рас»; что в ней подчеркивается, что «для поддержания человеческого достоинства необходимо широкое распространение культуры и образования среди всех людей на основе справедливости, свободы и мира; поэтому на все народы возлагается в этом отношении священная обязанность, которую следует выполнять в духе взаимного сотрудничества»; что в ней провозглашается, что этот мир «должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества», и указывается, что Организация стремится достичь «путем сотрудничества народов всего мира в области образования, науки и культуры международного мира и всеобщего благосостояния человечества, для чего и была учреждена Организация Объединенных Наций, как провозглашает ее Устав»,
торжественно напоминая о своей приверженности всеобщим принципам прав человека, которые провозглашаются, в частности, во Всеобщей декларации прав человека, принятой 10 декабря 1948 г. , и в двух международных пактах Организации Объединенных Наций об экономических, социальных и культурных правах и о гражданских и политических правах, принятых 16 декабря 1966 г., в Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, принятой 9 декабря 1948 г., в Международной конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм расовой дискриминации, принятой 21 декабря 1965 г., в Декларации Организации Объединенных Наций о правах умственно отсталых лиц, принятой 20 декабря 1971 г., в Декларации Организации Объединенных Наций о правах инвалидов, принятой 9 декабря 1975 г., в Конвенции Организации Объединенных Наций о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой 18 декабря 1979 г., в Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятой 29 ноября 1985 г., в Конвенции Организации Объединенных Наций о правах ребенка, принятой 20 ноября 1989 г., в Правилах Организации Объединенных Наций в отношении обеспечения равенства возможностей для инвалидов, принятых 20 декабря 1993 г.
, в Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, принятой 16 декабря 1971 г., в Конвенции ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования, принятой 14 декабря 1960 г., в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО, принятой 4 ноября 1966 г., в Рекомендации ЮНЕСКО о статусе научно-исследовательских работников, принятой 20 ноября 1974 г., в Декларации ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках, принятой 27 ноября 1978 г., в Конвенции МОТ (№ 111) о дискриминации в области труда и занятий, принятой 25 июня 1958 г., и в Конвенции МОТ (№ 169) о коренных и племенных народах в независимых странах, принятой 27 июня 1989 г.,
принимая во внимание, без ущерба для их положений, международные акты, которые могут быть связаны с прикладным использованием генетики в области интеллектуальной собственности, в частности Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений, принятую 9 сентября 1886 г. , и Всемирную конвенцию ЮНЕСКО об авторском праве, принятую 6 сентября 1952 г., впоследствии пересмотренные в Париже 24 июля 1971 г., Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности, принятую 20 марта 1883 г. и впоследствии пересмотренную в Стокгольме 14 июля 1967 г., Будапештский договор ВОИС о международном признании депонирования микроорганизмов в целях процедуры выдачи патентов, заключенный 28 апреля 1977 г., и Соглашение об аспектах прав интеллектуальной собственности, которые касаются торговли (АДПИК), содержащееся в приложении к Соглашению о создании Всемирной торговой организации, которое вступило в силу 1 января 1995 г.,
принимая также во внимание Конвенцию Организации Объединенных Наций о биологическом разнообразии, принятую 5 июня 1992 г., и подчеркивая в этой связи, что признание генетического разнообразия человечества не должно давать повод для какого-либо толкования социального или политического характера, которое могло бы поставить под сомнение «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их», провозглашаемых в преамбуле Всеобщей декларации прав человека,
напоминая о резолюциях 22 C/13. 1, 23 C/13.1, 24 C/13.1, 25 C/5.2 и 7.3, 27 C/5.15 и 28 C/0.12, 2.1 и 2.2, которые возлагают на ЮНЕСКО обязанность поощрять и развивать анализ этических проблем и принимать соответствующие меры в связи с последствиями научно-технического прогресса в областях биологии и генетики в рамках соблюдения прав человека и основных свобод,
признавая, что научные исследования по геному человека и практическое применение их результатов открывают безграничные перспективы для улучшения здоровья отдельных людей и всего человечества, подчеркивая вместе с тем, что такие исследования должны основываться на всестороннем уважении достоинства, свобод и прав человека, а также на запрещении любой формы дискриминации по признаку генетических характеристик,
провозглашает следующие принципы и принимает настоящую Декларацию.
А. Человеческое достоинство и геном человека
Статья 1
Геном человека лежит в основе изначальной общности всех представителей человеческого рода, а также признания их неотъемлемого достоинства и разнообразия. Геном человека знаменует собой достояние человечества.
Статья 2
а) Каждый человек имеет право на уважение его достоинства и его прав, вне зависимости от его генетических характеристик.
b) Такое достоинство непреложно означает, что личность человека не может сводиться к его генетическим характеристикам, и требует уважения его уникальности и неповторимости.
Статья 3
Геном человека в силу его эволюционного характера подвержен мутациям. Он содержит в себе возможности, которые проявляются различным образом в зависимости от природной и социальной среды каждого человека, в частности состояния здоровья, условий жизни, питания и образования.
Статья 4
Геном человека в его естественном состоянии не должен служить источником извлечения доходов.
В. Права соответствующих лиц
Статья 5
a) Исследования, лечение или диагностика, связанные с геномом какого-либо человека, могут проводиться лишь после тщательной предварительной оценки связанных с ними потенциальных опасностей и преимуществ и с учетом всех других предписаний, установленных национальным законодательством.
b) Во всех случаях следует заручаться предварительным, свободным и ясно выраженным согласием заинтересованного лица. Если оно не в состоянии его выразить, то согласие или разрешение должны быть получены в соответствии с законом, исходя из высших интересов этого лица.
c) Должно соблюдаться право каждого человека решать быть или не быть информированным о результатах генетического анализа и его последствиях.
d) В случае исследований их документальные результаты следует представлять на предварительную оценку согласно соответствующим национальным и международным нормам или руководящим принципам.
e) Если какое-либо лицо не в состоянии выразить в соответствии с законом своего согласия, исследования, касающиеся его генома, могут быть проведены лишь при условии, что они непосредственным образом скажутся на улучшении его здоровья и что будут получены разрешения и соблюдены меры защиты, предусматриваемые законом.
Исследования, не позволяющие ожидать какого-либо непосредственного улучшения здоровья, могут проводиться лишь в порядке исключения, с максимальной осторожностью, таким образом, чтобы заинтересованное лицо подвергалось лишь минимальному риску и испытывало минимальную нагрузку, при условии, что эти исследования проводятся в интересах здоровья других лиц, принадлежащих к той же возрастной группе или обладающих такими же генетическими признаками, с соблюдением требований, предусматриваемых законом, а также с обеспечением совместимости этих исследований с защитой прав данного лица.
Статья 6
По признаку генетических характеристик никто не может подвергаться дискриминации, цели или результаты которой представляют собой посягательство на права человека, основные свободы и человеческое достоинство.
Статья 7
Конфиденциальность генетических данных, которые касаются человека, чья личность может быть установлена, и которые хранятся или подвергаются обработке в научных или любых других целях, должна охраняться в соответствии с законом.
Статья 8
Каждый человек в соответствии с международными правом и национальным законодательством имеет право на справедливую компенсацию того или иного ущерба, причиненного в результате непосредственного и детерминирующего воздействия на его геном.
Статья 9
В целях защиты прав человека и основных свобод ограничения, касающиеся принципов согласия и конфиденциальности, могут вводиться лишь в соответствии с законом по крайне серьезным причинам и в рамках международного публичного права и международного права в области прав человека.
С. Исследования, касающиеся генома человека
Статья 10
Никакие исследования, касающиеся генома человека, равно как и никакие прикладные исследования в этой области, особенно в сферах биологии, генетики и медицины, не должны превалировать над уважением прав человека, основных свобод и человеческого достоинства отдельных людей или, в соответствующих случаях, групп людей.
Статья 11
Не допускается практика, противоречащая человеческому достоинству, такая, как практика клонирования в целях воспроизводства человеческой особи. Государствам и компетентным международным организациям предлагается сотрудничать с целью выявления такой практики и принятия на национальном и международном уровнях необходимых мер в соответствии с принципами, изложенными в настоящей Декларации.
Статья 12
a) Следует обеспечивать всеобщий доступ к достижениям науки в области биологии, генетики и медицины, касающимся генома человека, при должном уважении достоинства и прав каждого человека.
b) Свобода проведения научных исследований, которая необходима для развития знаний, является составной частью свободы мысли. Цель прикладного использования результатов научных исследований, касающихся генома человека, особенно в области биологии, генетики и медицины, заключается в уменьшении страданий людей и в улучшении состояния здоровья каждого человека и всего человечества.
D. Условия осуществления научной деятельности
Статья 13
Ответственность, являющаяся неотъемлемой частью деятельности научных работников — в том числе требовательность, осторожность, интеллектуальная честность и непредвзятость — как при проведении научных исследований, так и при представлении и использовании их результатов, должна быть предметом особого внимания, когда речь идет об исследованиях, касающихся генома человека, с учетом их этических и социальных последствий. Лица, принимающие в государственном и частном секторах политические решения в области науки, также несут особую ответственность в этом отношении.
Статья 14
Государствам следует принимать соответствующие меры, способствующие созданию интеллектуальных и материальных условий, благоприятствующих свободе проведения научных исследований, касающихся генома человека, и учитывать при этом этические, правовые, социальные и экономические последствия таких исследований в свете принципов, изложенных в настоящей Декларации.
Статья 15
Государствам следует принимать соответствующие меры, обеспечивающие рамки для беспрепятственного осуществления научных исследований, касающихся генома человека, с должным учетом изложенных в настоящей Декларации принципов, чтобы гарантировать соблюдение прав человека и основных свобод и уважение человеческого достоинства, а также охрану здоровья людей. Такие меры должны быть направлены на то, чтобы результаты этих исследований использовались только в мирных целях.
Статья 16
Государствам следует признать важное значение содействия на различных соответствующих уровнях созданию независимых, многодисциплинарных и плюралистических комитетов по этике для оценки этических, правовых и социальных вопросов, которые возникают в связи с проведением научных исследований, касающихся генома человека, и использованием результатов таких исследований.
Е. Солидарность и международное сотрудничество
Статья 17
Государствам следует практиковать и развивать солидарность с отдельными людьми, семьями и группами населения, которые особенно уязвимы в отношении заболеваний или недостатков генетического характера либо страдают ими. Государствам следует, в частности, содействовать проведению научных исследований, направленных на выявление, предотвращение и лечение генетических заболеваний или заболеваний, вызванных воздействием генетических факторов, в особенности редких заболеваний, а также заболеваний эндемического характера, от которых страдает значительная часть населения мира.
Статья 18
Государствам следует, должным и надлежащим образом учитывая изложенные в настоящей Декларации принципы, прилагать все усилия к дальнейшему распространению в международном масштабе научных знаний о геноме человека, разнообразии человеческого рода и генетических исследованиях, а также укреплять международное научное и культурное сотрудничество в этой области, в особенности между промышленно развитыми и развивающимися странами.
Статья 19
а) В рамках международного сотрудничества с развивающимися странами государствам следует поощрять меры, которые позволяют:
i) осуществлять оценку опасностей и преимуществ, связанных с проведением научных исследований, касающихся генома человека, и предотвращать злоупотребления;
ii) расширять и укреплять потенциал развивающихся стран в области проведения научных исследований по биологии и генетике человека с учетом конкретных проблем этих стран;
iii) развивающимся странам пользоваться достижениями научного и технического прогресса, дабы применение таких достижений в интересах их экономического и социального прогресса осуществлялось ради всеобщего блага;
iv) поощрять свободный обмен научными знаниями и информацией в областях биологии, генетики и медицины.
b) Соответствующим международным организациям следует оказывать поддержку и содействие инициативам, предпринимаемым государствами в вышеозначенных целях.
F. Содействие изложенным в Декларации принципам
Статья 20
Государствам следует принимать соответствующие меры с целью содействия изложенным в настоящей Декларации принципам на основе образования и использования соответствующих средств, в том числе на основе осуществления научных исследований и подготовки в многодисциплинарных областях, а также на основе оказания содействия образованию в области биоэтики на всех уровнях, в особенности предназначенному для лиц, ответственных за разработку политики в области науки.
Статья 21
Государствам следует принимать соответствующие меры, направленные на развитие других форм научных исследований, подготовки кадров и распространения информации, содействующих углублению осознания обществом и всеми его членами своей ответственности перед лицом основополагающих проблем, связанных с необходимостью защитить достоинство человека, которые могут возникать в свете проведения научных исследований в биологии, генетике и медицине, а также прикладного использования их результатов. Им также следует содействовать открытому обсуждению в международном масштабе этой тематики, обеспечивая свободное выражение различных мнений социально-культурного, религиозного или философского характера.
G. Осуществление Декларации
Статья 22
Государствам следует активно содействовать изложенным в настоящей Декларации принципам, а также способствовать их осуществлению всеми возможными средствами.
Статья 23
Государствам следует принимать соответствующие меры для содействия посредством образования, подготовки и распространения информации соблюдению вышеизложенных принципов и способствовать их признанию и действенному применению. Государствам следует также способствовать обменам между независимыми комитетами по этике и их объединению в сети по мере их создания для развития всестороннего сотрудничества между ними.
Статья 24
Международному комитету ЮНЕСКО по биоэтике следует способствовать распространению принципов, изложенных в настоящей Декларации, и дальнейшему изучению вопросов, возникающих в связи с их претворением в жизнь и развитием соответствующих технологий. Ему следует организовывать необходимые консультации с заинтересованными сторонами, такими, как уязвимые группы населения. Комитету, в соответствии с уставными процедурами ЮНЕСКО, следует готовить рекомендации для Генеральной конференции и высказывать мнение о ходе претворения в жизнь положений Декларации, особенно в том, что касается практики, которая может оказаться несовместимой с человеческим достоинством, например, случаев воздействия на потомство.
Статья 25
Никакие положения настоящей Декларации не могут быть истолкованы таким образом, чтобы служить какому-либо государству, группе людей или отдельному человеку в качестве предлога для осуществления ими каких-либо действий или любых акций, несовместимых с правами человека и основными свободами, включая принципы, изложенные в настоящей Декларации.
Что такое достоинство? — Объяснитель этики Центра этики
Когда мы говорим, что кто-то или что-то имеет достоинство, мы имеем в виду, что они имеют ценность, выходящую за рамки их полезности и способностей.

Концепция достоинства стала заметной в творчестве Иммануила Канта. Он утверждал, что объекты могут быть ценными двумя разными способами. У них может быть цена или достоинство. Если что-то имеет цену, то оно ценно только потому, что полезно для нас. Напротив, достойные вещи ценятся сами по себе. Их нельзя использовать в качестве инструментов для достижения наших собственных целей. Вместо этого мы должны проявлять к ним уважение. Для Канта достоинство было тем, что делало что-то человеком.
Достоинство на протяжении веков
Представления о происхождении достоинства различаются в разных философских и религиозных системах. Христиане верят, что у людей есть достоинство, потому что они созданы по образу Божьему. Это называется imago dei . Кант считал, что люди обладают достоинством, потому что они рациональны. Другие считают, что достоинство — это способ признания нашей общей человечности. Некоторые говорят, что это социальная конструкция, которую мы создали, потому что она полезна. Каким бы ни было его происхождение, сегодня эта концепция стала влиятельной в политическом и этическом дискурсе.
Вопрос прав человека
Достоинство часто рассматривается как центральное понятие прав человека. В преамбуле Всеобщей декларации прав человека признается «неотъемлемое достоинство» «всех членов человеческой семьи». Признавая достоинство, Декларация признает этические ограничения того, как мы можем обращаться с другими людьми.
Кант уловил эти этические ограничения в своей идее уважения к личности. При каждом взаимодействии с другим человеком мы должны относиться к ним как к самоцелям, а не как к инструментам для достижения наших собственных целей. Мы не уважаем людей, когда обращаемся с ними как с инструментами для собственного удобства или не уделяем должного внимания их нуждам и желаниям.
Когда дело доходит до практических дел, не всегда ясно, что от нас требуют «достоинство и уважение к людям». Например, в дебатах об оказанной помощи при смерти (также называемых эвтаназией или эвтаназией) обе стороны используют достоинство, чтобы отстаивать противоположные выводы.
Сторонники считают, что лучший способ уважать достоинство — это избавлять людей от ненужных или невыносимых страданий, в то время как противники считают, что достоинство требует, чтобы мы никогда не убивали кого-то намеренно. Они утверждают, что достоинство означает, что ценность человека не уменьшается из-за боли или страдания, и мы этически обязаны напоминать пациенту об этом, даже если пациент не согласен.
Кто устанавливает правила?
Также ведутся споры о том, кто именно достоин достоинства. Должен ли он быть эксклюзивным для людей или распространяться на животных? И все ли животные обладают внутренней ценностью и достоинством или только определенные виды? Если у животных есть достоинство, мы должны относиться к ним с таким же уважением, как и к другим людям.
Признание данного Богом достоинства каждого человека
Пересмотр писаний Павла
Ибо Им было сотворено все на небе и на земле, видимое и невидимое, все Им и для Него создано. Он прежде всего, и в Нем все держится вместе. (Колоссянам 1:16-17)
Католическое социальное учение утверждает, что когда пренебрегают человеческим достоинством, упускается что-то существенное. Каждый человек обладает Богом данным достоинством.
Но разве это пустое заявление католической церкви о человеческой жизни? Нет, это вера с далеко идущими последствиями. Это убеждение, которое становится видимым через наши действия. Это влияет на то, как мы живем и действуем; оно формирует то, как мы относимся к другим людям, другим культурным группам и другим нациям.
В этой главе нашего руководства по обсуждению рассматривается принцип человеческого достоинства в католическом социальном учении. Общая цель руководства для обсуждения состоит в том, чтобы привлечь внимание к проблеме пыток и помочь приходским небольшим группам, классам, семьям и отдельным лицам в изучении того, как католическое социальное учение применимо к этой важной проблеме.
Почему же тогда мы начинаем с пристального изучения того, что Церковь говорит о человеческом достоинстве? Потому что основной позицией католической церкви против пыток и/или жестокого обращения с заключенными является вера в то, что такие практики нарушают данное Богом достоинство человека. На самом деле некоторые говорят, что пытки унижают человеческое достоинство не только того, кого пытают, но и тех, кто применяет пытки.
Итак, давайте поговорим о человеческом достоинстве. Говоря об этом, давайте, в частности, спросим, почему этот принцип католического социального учения так важен в наше время. Что на самом деле меняет вера в человеческое достоинство?
Возможно, следующий вопрос даст некоторое начальное направление для нашего разговора. Вкратце поразмыслите над этим сейчас, когда мы приступим к делу.
Насколько изменился бы наш мир, если бы всегда и везде признавалось и чтилось Богом данное достоинство каждого человека?
Когда вы думаете о католическом социальном учении, что первое приходит на ум?
Может быть, вы думаете о каком-то конкретном служении бедным.
Может быть, вы думаете о защите прав человека, например, права на жизнь, на питание, на работу; право людей участвовать в жизни общества и быть услышанными.
Возможно, вам в первую очередь приходит на ум то, как эксплуатируются и унижаются жизни детей, или беженцев, или стариков, или больных, или рабочих.
Или на ум приходит необходимость противодействовать дискриминации различных расовых и этнических групп и воздавать должное человеческому равенству?
Что бы ни пришло вам на ум в первую очередь, когда вы думаете о католическом социальном учении или стремлении к социальной справедливости, оно почти наверняка каким-то образом отражает веру в человеческое достоинство. Ибо эта вера — что каждый обладает данным Богом достоинством — мотивирует деятельность, которую католические епархии, приходы, школы, семьи, отдельные лица и группы предпринимают для служения другим и выполнения задач католического социального учения.
Для людей, участвующих в Евхаристии, вполне естественно заботиться о человеческом достоинстве каждого, предположил Папа Бенедикт XVI в апостольском наставлении о Евхаристии ( Sacramentum Caritatis ), которое он выпустил в марте 2007 года. Именно из-за тайны мы празднуем [в Евхаристии], мы должны осуждать ситуации, противоречащие человеческому достоинству, поскольку Христос пролил Свою кровь за всех, — писал папа.
Катехизис католической церкви говорит, что социальная справедливость может быть достигнута только при уважении трансцендентного достоинства человека (№ 1929). В этом контексте катехизис цитирует предложение из одной из социальных энциклик Папы Иоанна Павла II, «О социальных проблемах» (Sollicitudo Rei Socialis), , выпущенной в 1988 году . Защита и поощрение человеческого достоинства доверены нам Творцом, сказал Папа (SRS 47).
Катехизис тут же добавляет, что уважение к человеческой личности влечет за собой уважение прав, вытекающих из его достоинства как существа (№ 1930).
Вы заметили в предыдущих двух абзацах, как Катехизис Католической Церкви при обсуждении человеческого достоинства и прав человека использовал термин по отношению к ? В нем говорилось о уважении человек к превосходному достоинству и о уважении прав человека. Насколько значим термин по отношению к в католическом социальном учении? Что на самом деле означает слово по отношению к ?
В католическом социальном учении простого признания человеческого достоинства самого по себе недостаточно. Скорее, это признание несет последствия. Это ведет к уважению; уважать человеческую жизнь и права человека; в нем подчеркивается необходимость разного рода действий в защиту прав человека и жизни человека.
Катехизис дает некоторое представление о значении термина уважение , когда он делает следующее заявление: Уважение к человеческой личности происходит через уважение к принципу, согласно которому каждый должен смотреть на своего ближнего (без всякого исключения) как другое «я», имея в виду, прежде всего, свою жизнь и средства, необходимые для ее достойной жизни (№ 1931).
Пока мы продолжаем обсуждение человеческого достоинства, поразмышляйте над термином по отношению к и его значением. Несомненно, вы часто слышите в Церкви о уважение к жизни . Когда вы слышите об этом, разве не ясно, что по отношению к не является абстракцией? Разве не ясно, что призыв уважать всю жизнь — это призыв изменить образ мышления и образ действий?
Что значит уважать другого человека или группу людей? Другими словами, как вы определяете термин «уважение»?
Обязанность уважать достоинство каждого человеческого существа, в природе которого отражен образ Творца, означает, вследствие этого, что личностью нельзя распоряжаться по своему желанию. Те, кто обладает большей политической, технической или экономической властью, не могут использовать эту власть для нарушения прав менее удачливых. Мир основан на уважении прав всех. Никто не может быть по природе выше своих собратьев, так как все люди одинаково благородны в своем природном достоинстве. (Папа Иоанн XXIII в своей энциклике «Мир на Земле» [Pacem in Terris], № 89) Корни прав человека должны быть найдены в достоинстве, которое принадлежит каждому человеку. Ярким примером [внутренне злых действий] является преднамеренное лишение невинных человеческих жизней, как, например, аборт и эвтаназия. Прямые угрозы святости и достоинству человеческой жизни, такие как клонирование человека и деструктивные исследования человеческих эмбрионов, также являются злом по своей сути. . Этим всегда нужно противостоять. Другие прямые посягательства на невинную человеческую жизнь и нарушения человеческого достоинства, такие как геноцид, пытки, расизм и нападения на мирных жителей во время актов террора или войны, никогда не могут быть оправданы. |
В этой главе предполагается, что данное Богом человеческое достоинство должно быть признано нами в каждом человеке. Каковы последствия этого заявления? Сделайте паузу на мгновение, чтобы все обдумать. Кого охватывают слова каждый человек? Кто-нибудь остался в стороне? Трудно ли нам признать человеческое достоинство некоторых людей? Есть ли тяжелые случаи для нас? А как насчет людей, которые недобры к нам лично? А как насчет людей, которые причиняют вред обществу или склонны к насилию? А как насчет людей, которых считают врагами нашего народа? А как насчет узников усилий наших стран по борьбе с терроризмом? |
Если вы будете искать хотя бы одну довольно простую и ясную причину, по которой католическое социальное учение считает достоинство основной характеристикой каждой человеческой личности, вы ее не найдете. Вместо этого вы найдете две причины, довольно простые и понятные:
Первая причина: Бог — наш Творец; мы созданы по образу Божьему. Отражение Бога находится во всех, кого он создал. Об этом говорил Папа Иоанн Павел II в своей энциклике «Евангелие жизни» (Evangelium Vitae) . Он писал: «Человеку дано высокое достоинство, основанное на тесной связи, соединяющей его с его Творцом: в человеке сияет отражение самого Бога (EV 34).
Вторая причина: В воплощении Иисус Христос становится единым целым с членами человеческой семьи. Все человеческие личности затронуты реальностью Воплощения и искупительными действиями Христа. Христос пришел для всех. В Евангелие жизни , Папа Иоанн Павел II объяснил это. Он сказал, что самоприношение Иисуса на Кресте становится источником новой жизни для всех людей (№ 33). И, сказал папа, у Иисуса уникальные отношения с каждым человеком, что позволяет нам видеть в каждом человеческом лице лик Христа (№ 81).
Католические епископы Соединенных Штатов сделали те же два замечания относительно источника нашего человеческого достоинства в своем заявлении 2003 года Ибо я был голоден, и вы дали мне пищу . Они писали: «Сотворенный Богом и искупленный Христом, каждый человек обладает фундаментальным достоинством, которое исходит от Бога, а не от каких-либо человеческих качеств или достижений.
А вот что сказал по этому поводу Второй Ватиканский Собор в своей Пастырской конституции о Церкви в современном мире (Gaudium et Spes) : «Поскольку все люди обладают разумной душой и созданы по подобию Божию, так как они имеют ту же природу и происхождение, были искуплены Христом и пользуются одним и тем же божественным призванием и судьбой, основное равенство всех должно получать все большее признание (№ 29).).
Вас удивляет или сбивает с толку то, что Папа Иоанн Павел II говорил о том, что в каждом человеческом лице можно найти лик Христа?
Куда может привести это убеждение в данном Богом человеческом достоинстве каждого человека? Это может привести к созданию того, что Папа Иоанн Павел II назвал культурой жизни. Согласно видению Папы Иоанна Павла, строители культуры жизни представляют собой мощную созидательную силу для великого блага общества и мира, в котором они живут.
Папа Иоанн Павел подробно обсуждал культуру жизни в Евангелии жизни . Существует настоятельная необходимость в общей мобилизации совести и объединенных этических усилиях для активизации великой кампании в поддержку жизни. Все вместе мы должны построить новую культуру жизни, — писал он (№ 95).
Когда в Евангелие жизни развернулись очертания культуры жизни, папа сказал, что пришло время вновь открыть способность благоговеть и чтить каждого человека (№ 83). Многие, многие люди нашли место в обширном обсуждении папами культуры жизни и того, что подразумевает уважение к жизни: нерожденный ребенок, новорожденный ребенок, больные, бедные и нуждающиеся, неизлечимо больные люди, престарелые и скорбящие. маргинализированные в обществе, несовершеннолетние, больные СПИДом и даже враги.
Люди Церкви — это люди жизни и для жизни, и именно так мы представляем себя всем, — сказал Папа Иоанн Павел II (№ 78). Он добавил: «Нас ведет и поддерживает закон любви» (№ 79).
В позднем папском видении культуры жизни даже враг перестает быть врагом для человека, который обязан его любить и делать ему добро; высота такой любви, сказал папа, состоит в том, чтобы молиться за своего врага (№ 41).
Невозможно в этом коротком месте подытожить все, что Папа Иоанн Павел сказал о культуре жизни в своей важной энциклике. Однако в нашем контексте следует отметить следующие утверждения:
Глубочайшим элементом Божьей заповеди о защите человеческой жизни является требование проявлять благоговение и любовь к каждому человеку и жизни каждого человека (№ 41).
Все общество должно уважать, защищать и поощрять достоинство каждого человека в каждый момент и при любых условиях жизни этого человека (№ 81).
Папа Иоанн Павел II много раз обсуждал культуру жизни после публикации Евангелия жизни . Для него призыв к построению культуры жизни был требовательным призывом взять на себя ответственность за наш мир и обогатить его. Только взгляните на то, что он сказал в марте 2001 года, выступая перед Папской академией жизни:
Лучший способ преодолеть и победить опасную культуру смерти — дать прочные основы и четкое содержание культуре жизни, которая будет решительно противостоять ей. Хотя это правильно и необходимо, недостаточно просто разоблачить и осудить смертельные последствия культуры смерти. Скорее, внутренняя ткань современной культуры должна постоянно регенерироваться, причем культура должна пониматься как сознательная ментальность, как убеждения и действия, как поддерживающие ее социальные структуры.
Папа Бенедикт XVI также подтвердил необходимость уважения жизни и достоинства человеческой личности, когда он выступил на площади Святого Петра 5 февраля 2006 года: Крайне важно воспитывать правильное отношение к другому: культура жизни на самом деле основано на внимании к другим без каких-либо форм исключения или дискриминации. Каждая человеческая жизнь как таковая заслуживает и требует, чтобы ее всегда защищали и поощряли.
Католическое социальное учение утверждает, что все люди обладают Богом данным достоинством. Это убеждение предъявляет к нам требования: призывает к действию, призывает уважать каждого человека.
Можно сразу ощутить личное одобрение этого учения и обеспокоенность его самыми далеко идущими требованиями, особенно требованием признать человеческое достоинство в тех случаях, которые могут показаться нам трудными.
Итак, это учение куда-то ведет: оно ведет к уважению к себе и ко всем другим и к действиям во имя справедливости. Это ведет к узнаванию лица Иисуса в других.
Это учение также может побудить нас пересмотреть широко распространенные способы обращения с людьми в нашем обществе, чтобы оценить, отражают ли некоторые способы обращения с людьми уважение к человеческому достоинству или же они фактически представляют собой злоупотребление человеческим достоинством.
Само общество часто разделяется, когда дело доходит до суждения о том, является ли действие злоупотреблением человеческим достоинством. Таким образом, дебаты по конкретным вопросам разыгрываются на страницах наших ежедневных газет и по телевидению. Например, с 1973 года ведутся острые дебаты по поводу абортов, в которых Церковь призывает уважать человеческую жизнь с момента зачатия. Продолжаются споры о расизме: когда он действует в школьной системе, а когда нет, или как он влияет на выбор при голосовании. В настоящее время в обществе продолжаются дебаты по поводу абортов и исследований человеческих эмбриональных стволовых клеток, которые Церковь расценивает как неспособность признать человечность и достоинство нерожденного ребенка.
И, конечно же, ведутся споры о пытках: допустимы ли определенные методы, обычно считающиеся пытками, с юридической или моральной точки зрения при обращении и допросе заключенных, обвиняемых в террористических актах.
Пытки — это тема новостей наших дней, тема, которую католическое социальное учение побуждает нас исследовать. Вопрос о пытках будет подробно рассмотрен в следующей главе этого руководства для обсуждения. Однако на этом мы могли бы завершить дискуссию о человеческом достоинстве, поставив следующие вопросы:
Что находится под угрозой, если уважение не характеризует отношения между людьми, культурными и религиозными группами или нациями?
Можно ли мириться с пытками и в то же время подтверждать данное Богом человеческое достоинство каждому человеку? Почему или почему нет?
Святая Мария, Богородица,
Ты дала миру его истинный свет,
Иисус, Сын Твой, Сын Божий.