25.11.2024

Далай лама сегодня: Далай-лама — последние и свежие новости сегодня и за 2021 год на iz.ru

Содержание

Далай-лама XIV: фото, биография, досье

Далай-лама XIV (Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской премии мира (1989). До 27 апреля 2011 года также возглавлял Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям. Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо. 

Место рождения. Образование. Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам Цомо (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля.

При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп «богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол младенца, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.

В 1909 Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда ему показали различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника.

Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (которого в Тибете называют за заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Далай-лама обучался с шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба («доктора буддийской философии»). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Восхождение на трон. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 года, караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному освобождению Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Председатель Тибетского правительства в изгнании. В марте 2011 года Далай-лама объявил о сложении с себя полномочий политического лидера Тибета в пользу демократически избранного правительства, подчеркнув при этом, что останется духовным лидером тибетцев.

Вскоре после этого были проведены всенародные выборы, по результатам которых премьер-министром Тибета стал 44-летний юрист Лобсанг Сангай (Lobsang Sangay). Для официальной передачи власти Далай-лама подписал поправки в конституцию Тибета. В измененном варианте конституции отмечается легитимность Центральной тибетской администрации (ЦТА), в частности, ее демократически избранных институтов, в качестве законного представителя тибетского народа. Ранее эти обязанности возлагались и на ЦТА, и на Далай-ламу. Самого Далай-ламу новая конституция определяет как «защитника и символа Тибета и тибетского народа».

Социальная позиция. Далай-лама напоминает, что буддизм считает аборты убийством, однако отмечает при этом, что могут быть исключения, если ребенок будет иметь серьезную умственную отсталость или его рождения создаст серьезную проблему для родителей, следовательно, нужно принимать или осуждать аборты в зависимости от конкретной ситуации.

В Тибете мясо является самым распространенным продуктом питания, поэтому так сложилось исторически, что тибетские монахи, включая Далай-ламу, употребляют мясо. В течение некоторого времени Далай-лама был вегетарианцем, но после заболевания язвой врачи посоветовали ему вернуть мясо в рацион. Поэтому было довольно большой неожиданностью, когда Далай-лама прилетел в США, и во время посещения Белого Дома ему предложили вегетарианское меню, на что он заявил: «Я буддийский монах, а не вегетарианец».

В 2001 году Далай-лама сказал одной девочке из школы в Сиэтле, что допустимо стрелять в кого-то, кто имеет оружие, если он пытается вас убить, но добавил при этом, что выстрел не должен привести к смертельному исходу.

В 2012 году Далай-лама в своем блоге в Facebook написал: «Я все больше убежден, что пора искать духовность и этику вне религии».

Награды. Нобелевская премия мира. В сентябре 1987 года Далай-лама предложил политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ.

Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которой он предлагает сделать сначала Тибет, до размеров земного шара». В программе предполагается, что Тибет как зона мира будет освобождён от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы.

За выдвижение плана, как его ещё называют, «срединного пути» Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской премии мира в октябре 1989 года. Нобелевский комитет отметил постоянное противодействие Далай-ламы применению насилия в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем».

В 2007 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Далай-лама XIV в киноискусстве. Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге «Семь лет в Тибете», переведённой на 53 языка мира.

В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

03.07.2020 г.

Второй человек после Далай-ламы исчез 25 лет назад. Китай говорит, что с ним все в порядке

  • Майкл Бристоу
  • Би-би-си

Автор фото, EPA

Мир располагает всего одной фотографией Гедуна Чокьи Ньимы — одного из самых знаменитых людей, числящихся пропавшими без вести.

На моментальном снимке, сделанном, когда ему было шесть лет, изображен розовощекий апатичный мальчик.

Сейчас ему должен быть 31 год. 25 лет назад, 17 мая 1995 года, ребенка и его семью увезли в неизвестном направлении китайские военные.

За три дня до этого Далай-лама объявил его одиннадцатым Панчен-ламой, второй по значению фигурой в тибетском буддизме.

С тех пор информации из независимых источников о его судьбе нет. Тибетские эмигранты воспользовались годовщиной, чтобы снова потребовать его освобождения.

«Похищение Китаем Панчен-ламы, лишение его религиозной идентичности и возможности служить в его монастыре являются грубым нарушением религиозной свободы и прав человека», — говорится в заявлении правительства в изгнании.

Госсекретарь США Майк Помпео по этому случаю призвал Пекин уважать право тибетцев исповедовать свою религию и прояснить местонахождение Панчен-ламы.

Пока лишь властям Китая известно, где он. И вряд ли они расскажут что-либо принципиально новое, раз не сделали этого за все эти годы.

Неизвестно даже, знает ли Гедун Чокья Ньима, что был провозглашен Панчен-ламой.

Рабочая группа ООН по принудительным исчезновениям пытается прояснить судьбу Панчен-ламы с 1995 года, но пока мало в этом преуспела.

За несколько недель до 25-й годовщины его исчезновения группа сделала для Би-би-си следующее заявление: «Правительство Китая отвечало на наши запросы несколько раз, но предоставленная информация выглядит недостаточной для выяснения обстоятельств дела, которое остается одним из наиболее важных».

В 2013 году рабочая группа обратилась к правительству КНР с просьбой разрешить ее представителям посетить страну. Спустя шесть лет она все еще ждет ответа, говорится в отчете группы за 2019 год.

Подпись к фото,

Китай решил провозгласить своего Панчен-ламу

Тибетские буддисты считают Панчен-ламу реинкарнацией будды Амитабхи. В религиозной иерархии выше него стоит только Далай-лама. Поиск и определение обоих духовных лидеров проводятся по сложным ритуалам и древним традициям.

Ключевую роль в объявлении следующего Панчен-ламы играет Далай-лама, а действующий Панчен-лама, в свою очередь, несет частичную ответственность за провозглашение нового Далай-ламы.

Далай-лама XIV в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и с тех пор живет в Индии. В июле ему исполнится 85 лет. Он является альтернативной властью для тех тибетцев, которые не признают китайского правления в высокогорном гималайском регионе.

Легко понять нежелание Пекина, чтобы Панчен-лама был к нему в оппозиции, приобрел авторитет и сделался препятствием для его политики в Тибете.

После исчезновения Гедуна Чокьи Ньимы Китай назначил своего Панчен-ламу — Гьялцена Норбу, которого Далай-лама и его последователи не признают.

Китайские власти неоднократно давали понять, что после кончины Далай-ламы намерены контролировать процесс поисков и объявления его преемника.

Тот, со своей стороны, не исключает, что в таких условиях новый Далай-лама может вообще не появиться. Вмешательство коммунистических правителей особенно неуместно, поскольку они являются атеистами, считает он.

Пекин меняет версии

Подпись к фото,

Монастырь Ташилунпо в Тибете является резиденцией Панчен-ламы

Сразу после исчезновения Панчен-ламы власти КНР заявили рабочей группе ООН, что «факт пропажи или похищения семьи ребенка-реинкарнации никогда не имел места» и является «фантазиями группы Далай-ламы».

Спустя год показания изменились: несколько «бесчестных душ» пытались незаконно вывезти ребенка за границу, и его родители попросили защиты, которая была предоставлена.

Несмотря на охрану, мальчик и его семья живут нормальной жизнью и не желают, чтобы их беспокоили. Эту версию в Пекине повторяли неоднократно.

Но иногда со стороны китайского правительства проскальзывали намеки, что не все так хорошо.

В 1998 году оно сообщило рабочей группе, что мать Панчен-ламы отбывает тюремный срок, не уточнив, за что и какой именно.

Порой поступали новости из альтернативных источников.

В 2000 году тогдашний министр иностранных дел Соединенного Королевства Робин Кук заявил, что китайские представители показали ему две фотографии мальчика, являвшегося, по их словам, исчезнувшим Панчен-ламой.

На одной ребенок играл в настольный теннис, на другой писал на классной доске иероглифы. Британцам показали снимки, но не дали их забрать.

В 2007 году, во время моей поездки в Тибет, местные власти заявили мне, что пропавший Панчен-лама хочет жить спокойно и не желает, чтобы его тревожили.

Два года назад китайцы сообщили ООН, что Гедун Чокья Ньима ведет обычную жизнь и имеет работу.

Последняя по времени информация поступила во вторник от пресс-секретаря МИД КНР Чжао Лицзяня. На очередном брифинге он сообщил, что Гедун Чокья Ньима получил высшее образование и работает по специальности.

Затем последовало ставшее традиционным заявление, что он и его близкие не хотят, чтобы нарушали их «текущую нормальную жизнь».

«Они забрали его и всю семью»

Профессор Джереми Саркин, в 2008-2014 годах входивший в рабочую группу ООН по принудительным исчезновениям, говорит, что действия Китая в отношении Панчен-ламы явно противоречат международным нормам касательно прав человека.

«Никакие слова китайской стороны не могут опровергнуть простую реальность: они забрали его и всю семью. Мы должны получить возможность убедиться, что с ним все в порядке», — говорит Саркин, в настоящее время работающий в лиссабонском университете Нова.

В китайском отрицании очевидного нет ничего экстраординарного, замечает он: «Никакое правительство не хочет признавать, что похищает людей».

Профессор признает, что в этой ситуации практически ничего нельзя сделать, поскольку возможности оказывать давление на Китай крайне невелики.

Автор фото, Getty Images

Специалист по тибетскому вопросу Роберт Барнетт указывает, что репрессивная политика по отношению к Тибету опирается на поддержку большинства граждан КНР.

«Китайскому правительству не удалось завоевать сердца тибетцев, но это неважно, если 1,4 млрд китайцев уверены, что оно действует правильно», — говорит Барнетт, эксперт лондонской Школы восточных и африканских исследований.

Но, по его мнению, китайские лидеры никогда не смогут расслабиться и наслаждаться своей властью над Тибетом.

«Это хрупкая конструкция. Они всегда будут жить в страхе, что в один прекрасный день вся система обрушится», — говорит он.

Может, оно и так. Но пока о надежности контроля Пекина над Тибетом свидетельствует то, что тибетское правительство в изгнании практически не имеет там источников, способных сообщить что-либо о Гедуне Чокье Ньиме.

Два года назад Далай-лама сказал, что располагает надежной информацией о том, что он жив. И это все.

Фактически, у нас нет ничего, кроме единственного фото шестилетнего мальчика, говорит лондонский представитель правительства в изгнании Сонам Церин Фрэзи.

Оно висит в тибетских монастырях и домах эмигрантов, служа предметом молитв и поклонения и давая надежду, что когда-нибудь мы увидим, какой человек вырос из него, говорит Фрэзи.

Далай-лама — поиск фильмов по ключевым словам — КиноПоиск

 
сортировать:
по алфавиту
по рейтингу КП
по рейтингу IMDb
по году

показывать: 102550

1—39 из 39

IMDb: 6. 10109

7.126 (233)

IMDb: 6.5053

IMDb: 7.50724

IMDb: 6.60158

6.719 (28 532)

IMDb: 5.6056 614

7.568 (200)

IMDb: 7.50733

IMDb: 6.3024

7.125 (986)

IMDb: 6.00839

6.457 (3 866)

IMDb: 6.4053 527

IMDb: 7.8014

7. 365 (3 640)

IMDb: 7.0026 305

IMDb: 6.50226

IMDb: 8.5012

IMDb: 7.5028

IMDb: 8.1034

IMDb: 8.109

7.763 (43 933)

IMDb: 7.10129 157

IMDb: 6.5046

6.005 (209)

IMDb: 6.403 707

4.995 (33 899)

IMDb: 4.5063 589

7. 827 (199)

IMDb: 7.60630

IMDb: 7.80199

IMDb: 8.3029

IMDb: 7.205

IMDb: 8.4020

IMDb: 6.4027

IMDb: 8.4021

IMDb: 8.4028

IMDb: 8. 408

IMDb: 7.10221

IMDb: 6.801 315

IMDb: 7.7031

IMDb: 6.70151

IMDb: 7.403 155

IMDb: 6.4012

показывать: 102550

1—39 из 39


Смотрите также:


Далай-лама — фото, биография, история духовного титула, последние новости, 2019 2021

Биография

Каждый народ еще с древности нуждался в сильном духовном наставнике. На Руси к таковым относились монастырские старцы, прославившиеся смиренной жизнью, силой веры, способной на проявление чудес, и приобретенной мудростью. Реальная история приводит пример, что Дмитрий Донской получил благословение на битву с татаро-монголами у православного святого Сергия Радонежского, а Федор Достоевский подробно описывает в своем бессмертном произведении Зосиму, любимого учителя Алексея Карамазова. Далай-лама же отвечает за моральные ценности и глубокую религиозность тибетских буддистов.

История духовного титула

История духовного титула восходит корнями к далекому 1578-му, когда Алтан-хан Амда, которого обратил в буддизм приглашенный ко двору гуру Сонама Гьяцо из тибетской школы Гелуг, создал само понятие далай-лама.

Гендун Друп, Далай-лама I

Военачальник и правитель преподнес почетному гостю два ценных подарка. Первый – золотую печать с проникновенной надписью. Второй – перевел на собственный монгольский язык его имя – так и родилось слово, которым именуются религиозные лидеры «крыши мира».

Вскоре так стали называть и двух других предшественников Сонама – первосвященников Гендуна Друпа и Гендуна Гьяцо, а он сам получил численное обозначение Третий (III) – как знак преемственности. Согласно учению после ухода из земного мира одного далай-ламы монахи отправляются на поиски его достойной замены, представленной в лице маленького мальчика. Ребенок (обязательно – старше 49 дней со дня смерти предшественника) являет собой физическое воплощение сознания умершего и реинкарнацию бодхисатвы.

Главная учебная комната Далай-ламы

Кандидата выбирают, основываясь на символических знаках, предсказаниях и пророчествах, обращаясь к оставленным указаниям, а также после успешной сдачи им предлагаемого теста. Обычно это узнавание вещей и общение с людьми из окружения усопшего. Если же преемников оказывается несколько, то все решает, как, впрочем, и почти везде, жеребьевка, неизменный атрибут которой – золотая ваза.

После этого будущего далай-ламу забирают во дворец Потала в столице Лхасу, где тот, находясь под опекой и защитой мудрых учителей, получает духовное и общее образование. А по достижении совершеннолетия, отказавшись от регента, он вступает в полные права. Известно также, что в полномочия религиозного лидера входило и управление страной, за исключением двух дат, с разницей ровно в десятилетие – 1949 и 1959 годы.

Основная резиденция Далай-ламы — дворец Потала в Лхасу, Тибет

Если же попытаться дать лаконичный и краткий ответ на животрепещущий вопрос «как стать далай-ламой?», то он будет звучать так: «Нужно правильно родиться».

Впрочем, осенью 2018-го глава тибетских буддистов заявил, что намерен изменить правило выбора преемника, действующее вот уже больше 600 лет: им необязательно должно быть дитя, а «уважаемый лама или богослов», и к борьбе за титул должен допускаться и юноша, которому исполнилось 20 лет. Годом раньше он же выдвигал версию, что на место его святейшества может вполне претендовать представительница женского пола.

Обладатели титула далай-ламы

К 2019-му история тибетского буддизма насчитывает 14 далай-лам. Отчет ведется, как уже сказано выше, с Третьего, а его предшественники стали называться таковыми уже после прекращения их земного существования. Конечно, каждый из духовных лидеров внес неоценимый вклад в развитие своего народа, но наиболее выдающимися из них считаются лишь некоторые.

Нгаванг Лобсанг Гьяцо, Далай-лама V

Далай-лама V, пожалуй, по праву открывает этот список, но следует упомянуть и Четвертого, который являлся единственным представителем монгольской династии. Нгаванг Лобсанг Гьяцо (Пятый), прозванный Великим, прославился своим миролюбием. Ему удалось объединить разрозненные политические силы Тибета в единое мощное государство, начать строительство Потала с участием истинных мастеров художественных дел, привести в относительный порядок религиозную литературу.

Ценность этой личности была столь велика, что факт смерти скрывался в течение 15 лет. На официальных встречах и приемах говорилось, что отсутствие связано с глубокой медитацией. Иногда его заменял в обязательном полумраке схожий с ним внешне «житель монастыря».

Далай-лама V и ойратский хан

После него «пост принял» молодой и наделенный поэтическим даром Цангьянг Гьяцо, который оказался далек от аскетизма и не воздерживался от насущных радостей. Ими были длинные роскошные волосы и модная шелковая одежда, стрельба из лука и, конечно, увеселительный образ жизни в компании вина и женщин.

В искусстве обращения с последними не скрывался особенный интимный факт – он в совершенстве овладел сексуальной техникой, чем, собственно, и гордился. Гордились им, в ответ, и все тибетцы. Впрочем, ему не удалось прожить долгую жизнь – ламу, едва достигнувшего 23-летнего рубежа, отравили враги у горного озера.

Индукция Далай-лама IX, в присутствии Амбан около 1808 года

Следующий его святейшество прославился тем, что в начале своего «правления» занимался только «возвышенными» делами, отринув политику (в конце жизни, впрочем, вернув себе власть), и был тем, кто первым допустил на собственную территорию представителей католичества. Копилку достижений дополняют также и 8 томов духовных сочинений.

С Далай-ламой Восьмым связана легенда, что в год его появления ячменные стебли, все как один, покрывались не единственным колосом, а сразу пятью, а на чрево матери указала небесная радуга. Девятый умер еще в детстве, в 9 лет, но те, кто успел познакомиться с ним, описывали необычайно привлекательную внешность ребенка и ее сильное, почти магнетическое воздействие на присутствующих.

Нгаванг Лобсанг Тхуптэн Гьямцхо, Далай-лама XIII

После него очередного наставника искали чуть менее 10 лет. Им стал ребенок из бедного семейства, который по мере взросления и вовсе не интересовался политическими делами. Два других гуру перешли в мир иной также относительно рано – оба так и не достигли 20-летия.

Число 13 оказалось счастливым и для Далай-ламы, носившего его, и для его народа. Очередная реинкарнация бодхисатвы активно участвовала как во внутренней, так и во внешней политике, придав родному государству современный вид. Например, начал взимать налоги и устраивать бой коррупции, плюс – уделять пристальное внимание уровню военной подготовки солдат.

Далай-лама сейчас

Далай-ламой XIV стал Лхамо Дхондруб, родившийся в 6-й июльский день 1935-го в бедной крестьянской семье в небольшой деревне, которая сейчас считается частью китайской провинции. Родители, как и все взрослые этого поселения, зарабатывали себе на пропитание фермерством – выращивали и возделывали зерновые культуры, а также картофель.

Далай-лама XIV в детстве

Делясь биографическими фактами касательно собственного детства, Лхамо с трепетом вспоминал родных: отца, которого дергал за усы, и мать – женщину с добрейшим сердцем. Она подарила любимому супругу 16 детей, из них, к сожалению, умерли больше половины. Старшая сестра занималась домом и в нужное время помогала роженицам. Двое из четырех братьев впоследствии также стали монахами.

«Я вспоминаю, как ребенком с мамой заходил в курятник, чтобы собрать яйца, и оставался там. Мне нравилось усесться в гнездо и кудахтать. Другим моим любимым занятием в детстве было складывать вещи в сумку, как будто я собираюсь в длительное путешествие, и приговаривать: “Я еду в Лхасу, я еду в Лхасу”», – ценные сведения о ранних увлечениях содержатся на странице одной из его книг «Свобода в изгнании».

Когда мальчику исполнилось 3 года, за ним, как говорится, пришли. Поисковый отряд, ведомый знаками на воде и следовавший по направлению повернутой головы умершего 13-го далай-ламы, нашел необходимое жилище. Цель визита, впрочем, участники «делегации» раскрыли не сразу, а попросились на ночлег, наблюдая за младшим ребенком в доме, который узнал их.

Далай-лама XIV в молодости

Через день привезли вещи предыдущего гуру, которые Дхондруб безошибочно угадал. В начале 1940-го его официально ввели в «должность» духовного лидера Тибета, затем он получил новое имя – Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьяцо (Гьямцхо).

В 15-летнем возрасте ему передали и светскую власть – в течение почти 10 лет далай-лама пытался урегулировать китайско-тибетский вопрос, окончившийся его изгнанием в Индию. С тех пор его резиденцией стал город Дхарамсала.

Далай-лама XIV и Генрих Харрер

Такой любопытный факт биографии, как знакомство и общение ламы в юности с Генрихом Харрером, часто используется китайскими пропагандистами в контексте связи духовника с нацистами, хотя сам он утверждает, что ничего о них не слышал. Свои воспоминания Генрих изложил в книге «Семь лет в Тибете», по которой впоследствии сняли полнометражный фильм с Брэдом Питтом.

В 1989-м его святейшество за предложенную новую политическую модель развития сначала родного Тибета, а затем и остального мира удостоился Нобелевской премии. Вообще, что касается науки, а в особенности животрепещущих тем по созданию клонов человека или искусственного интеллекта, здесь далай-лама, что называется, не против.

Далай-лама XIV и Папа Римский Иоанн Павел II

Что касается государственных дел, то учитель в 2007-м заявил о том, что «находится наполовину в отставке», а через 4 года и вовсе сложил свои полномочия. Несколько раз он посещал и Россию.

В сентябре 2017-го в соседней Риге по традиции прошли лекции с комментариями буддистских учений, в ходе которых состоялась встреча с представителями российской интеллигенции, в числе которых – и фронтмен рок-группы «Аквариум» Борис Гребенщиков. В том же году далай-лама произнес свое знаменитое высказывание о потенциале РФ стать главной нацией мира. В 2018-м он снова подкрепил сказанное следующим выражением:

«Я всегда считал Россию ведущей мировой державой. Путин очень активен, он посещает многие страны мира. Это вызывает во мне восхищение, я ценю его усилия».
Борис Гребенщиков и Далай-лама XIV

Жизнь и деятельность далай-ламы не раз принимали и художественное воплощение. Преданный почитатель и любитель русского рока наверняка вспомнит известный припев из песни культового петербургского «Сплина»: «Давай, лама, давай», что созвучно с названием титула. А поклонники неподражаемого БГ, следящие за творчеством исполнителя, знают, что в 2017-м в качестве музыкального подношения далай-ламе Борис Борисович использовал песню «Белая лошадь».

«Это песня о белой лошади, покидающей уют конюшни и отправляющейся на поиски свободы. В точности, как наша душа оставляет уют материального мира и отправляется на поиски просветления, согласно вашим учениям», – добавил Гребенщиков.

Впрочем, это далеко не единственная песня в арсенале легендарного коллектива о буддизме – сюда относятся, к примеру, «Вперед, бодхисатва!» и «Ножи бодхисатвы».

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо, Далай-лама XIV

Являя собой пример духовного просветления, учитель сообщает свою мудрость последователям через остроумные афоризмы и высказывания, вдохновляющие на создание выставок живописи и фотографии. Например, проект «Портрет Далай-ламы», представленный в многосерийном документальном кинофильме 2018 года «Медитация о Далай-ламе».

На официальном сайте его святейшества подробно расписана его деятельность на 2019-й и 2020-й: учения, молитвы, молебны, визиты. Всем желающим также предоставлена возможность ознакомиться с речами духовника с помощью радиоприемника и настройки на нужную волну или воспользоваться прямой трансляцией. Здесь же в отдельном разделе опубликован примерный день далай-ламы, размещены раритетные фотографии и ценные сведения биографии.

Далай-лама XIV в 2019 году

В феврале 2019-го на личной странице в «Инстаграме» молодой жены голливудской звезды Ричарда Гира – испанской журналистки Алехандры Силвы – появилась публикация о том, что их долгожданный новорожденный ребенок получил благословение далай-ламы.

Помимо всего, само слово далай-лама называет и характеризует не только конкретного человека, живущего по строгим законам морали и нравственности. Оно сейчас стало уже именем нарицательным для всех спокойно пребывающих в бурлящем потоке жизни, созерцающих мир, способных на почти безграничную любовь к окружающему, а в особенности – к ближним, и постигающих искусство быть счастливым.

Воплощение в культуре

Книги

  • 1952 – Генрих Харрер. «Семь лет в Тибете. Моя жизнь при дворе Далай-ламы»
  • 2013 – Кристофер Бакли. «Они ведь едят щенков, правда?»
  • 2015 – Дэвид Мичи. «Кошка Далай-Ламы»

Фильмы

  • 1994 – «Я буддийский монах»
  • 1997 – «Семь лет в Тибете»
  • 1997 – «Кундун»
  • 2006 – «10 вопросов для Далай-ламы»
  • 2008 – «Рассвет/Закат. Далай-лама XIV»
  • 2008 – «Ренессанс Далай-Ламы»
  • 2010 – «Будда»
  • 2018 – «Почему мы креативны?»
  • 2018 – «Последний Далай-лама?»

Музыка

  • 1997 – «Сплин». «Англо-русский словарь».
  • 2004 – Rammstein. Dalai Lama.
  • 2013 – Антон Шульга. «Далай-лама хочет домой»

«Если детей не ласкать, не обнимать, то есть не любить по-настоящему, то их нормальное развитие обречено»

В сентябре Далай Лама XIV отправился в тур с лекциями по Европе. 13 и 14 сентября во Франкфурте нобелевский лауреат, духовный лидер свободного Тибета дал публичную лекцию «Глобальная этика – общечеловеческие ценности» и принял участие в конференции «Западная наука и буддийская философия». Специально для WoMo Мирослава Макаревич записала ключевые смыслы его выступлений. 

О необходимости материнской любви

Будущее ребенка во многом зависит от родителей, от влияния семьи и атмосферы в семье. Появившись на свет, ребенок сразу же тянется к материнской груди — в нем уже давно живет чувство привязанности к своей матери, и, чтобы его накормить, мать тоже должна испытывать такую же сильную любовь. Если она почувствует гнев или отвращение, то молоко может исчезнуть. Затем, с момента рождения и до лет трех-четырех, следует жизненно важный период для развития мозга. И эти важные для маленького человека годы должны быть наполнены телесными прикосновениями, объятиями любви. Именно они являются наиважнейшими факторами для нормального развития ребенка. Если детей не ласкать, не обнимать, то есть не любить по-настоящему, то их нормальное развитие обречено.

О любви и сострадании

Внутренний покой рождается, когда мы развиваем в себе любовь и сострадание. Мы все братья и сестры. И нас сегодня 7 миллиардов. Красивы люди или отвратительны, дружелюбны или враждебны, мы все люди! Все мы хотим счастья и не желаем страдать. И надо помнить: мир человека так устроен, что чем больше мы заботимся о счастье других, тем лучше мы себя ощущаем. Понимание этого, подключает вас к источнику успеха в жизни. Я уважаю и люблю всех людей. Практикуйте медитацию любви!

Об интернете и соцсетях

Это инструмент. Хороший инструмент. Это способ донести сообщения, канал связи, который дает возможность взаимодействовать и объединяться. Что касается социальных сетей, важно не становиться рабом таких возможностей или технологий, которые их поддерживают, а учиться использовать их с умом, стремясь не манипулировать ими и самим не стать жертвами чужих манипуляций.

Свежие новости

Об образовании

Оно должно стать лучше, более целостным, чтобы сочетать «образование ума и сердца». Детям должны приваться не только материальные ценности, как это происходит практически повсеместно сегодня, а глубокие духовные. Современное образование должно включить в себя древнюю мудрость и практики, как решать эмоциональные проблемы, как обретать душевное спокойствие в современном динамичном мире. Важно обучать детей секулярной этике (secular ethics), тогда люди с детства будут учиться уважать верующих и неверующих, будут знакомиться с религиями и философиями с точки зрения культурного, исторического феномена.

Об учителях

Детям школьного возраста очень нужна поддержка учителей. Если учитель не только передает им знания, но и берет на себя моральную ответственность за их подготовку к жизни, становится мудрым наставником, то его ученики чувствуют доверие и уважение, а такого учителя помнят всю жизнь. Предметы же, преподаваемые учителем, равнодушным, жестокосердным, скорее всего, не найдут отклик у детей и не останутся в памяти. И это будет бессмысленно потраченное время для всех…

О будущем человечества

Человечество — единый организм, а Земля — наш единственный дом. Если мы не хотим разрушить этот дом, то каждый из нас должен практиковать альтруизм. Уже сегодня. Нет необходимости принимать ту или иную веру, нет необходимости разделять ту или иную идеологию. Все, что нужно от каждого из нас, чтобы спасти Землю, — принять общечеловеческие ценности: любовь, сочувствие, справедливость и умение прощать.

Фото: Анна Шайдеманн

Франкфурт-на-Майне — Киев

— Читайте также: Марина Абрамович: «Я никогда не чувствовала, что старею, потому что я сохраняю в себе любопытство к миру»

День рождения Далай-ламы — 6 июля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2021

6 июля — день рождения Далай-ламы XIV. Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) — Будды Сострадания.

День рождения Далай-ламы отмечается буддистами Тибета и всеми последователями тибетского буддизма, которых объединяет признание Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все жившие на земле Далай-ламы являются, по сути, одним и тем же существом, меняющим для удобства состарившиеся тела на новые, и сохраняющим при этом единую память высокоразвитого существа. Существует ряд особых признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Далай-лама XIII оставил предсказание, описывающее точное место своего следующего рождения, что затем было подтверждено традиционными методами. В 1937 году в деревню Такцэр пришла специальная группа лам, искавшая нового, переродившегося Далай-ламу. В своей книге «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV вспоминает: «Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил этому. Все, что я говорил ламе, давало ему основания полагать, что он наконец нашел перерождение, которое искал».

После соответствующих испытаний четырехлетний Тэнцзин Гьямцхо был признан Перерожденцем Далай-ламы XIII. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцэр, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, в октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. 22 февраля 1940 года состоялась Церемония его возведения на престол, и 5-летний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.

Его Святейшество Тэнцзин Гьямцхо обучался по традиционной системе в Потале и Нор-бу Линге — зимней и летней резиденциях Далай-ламы. В программу его обучения входили «пять больших» и «пять малых наук». Пять больших наук — это логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия. Пять малых наук — это поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал многоэтапные экзамены.

Завершающие экзамены проходили в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году. Экзамены были традиционно приурочены к ежегодному новогоднему Монлам Чхенмо, крупнейшему молитвенному празднику. Тэнцзин Гьямцхо блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 ученых-монахов и получил высшее звание Доктора богословия (Геше Лхарамба).

В день рождения Далай-ламы | Степные вести

«Мы живем в эпоху разительных контрастов. Технологии делают нас небывало осведомленными и одновременно более беззащитными и испуганными, чем раньше». Это высказывание Роберта Турмана, которое раньше прочиталось вскользь, в дни пандемии остановило мое внимание.

Читаю дальше: «Мы достигли заоблачных высот в искусстве ухода за больными, но наша пищевая система отравлена, а окружающая среда загрязнена». Сегодня мы бессильны перед вирусом, и только элементарные правила гигиены и безопасности могут нам помочь избежать опасности. В эти дни люди осознали, как важны просто добрые чувства, как важна роль людей доброго духа и деятельного участия. И роль людей, проповедующих простые заповеди любви и сострадания, и примеры духовного совершенствования, которое может – в границах своего потенциала – пройти любое земное существо.

Сегодня мы отмечаем день рождения Его Святейшества Далай-ламы XIV – ему исполнилось 85 лет. Двадцать пять лет назад, к его 60-летию, в Элисте, в скверике близ правительственного здания, была освящена статуя Будды. Это был символический акт, ведь Далай-ламу считают воплощением Авалокитешвары – Будды сострадания.

Феноменальная личность буддийского духовного лидера, лауреата Нобелевской премии за мир, уже сегодня предмет научных исследований. Тибетолог Роберт Турман, познакомившийся с ним в 1964 году, рассказывает в книге «Зачем нам Далай-лама?» как проходила на его глазах духовная трансформация молодого тибетского монаха в Далай-ламу. Что примечательно в этой книге, так это упор американца на личные усилия человека, который, конечно, имел сильные наследственные (по-буддийски, кармические отпечатки) предпосылки.

«Я познакомился с ним в 1964 году (в Индии — Ред.), он тогда был молодым человеком двадцати девяти лет… В те годы он как раз начинал знакомить международную буддийскую общественность с тибетским буддизмом, который воспринимали как искаженную местную версию подлинного буддийского учения… То, что он вел себя как простой буддийский монах, а также искренность и преданность, с которыми он выступал в защиту своего многострадального народа, находили отклик в сердцах людей, благодаря чему он медленно, но верно двигался к своей цели… Он был очень энергичным и много улыбался, хотя иногда казалось, что он чувствует себя подавленным, одиноким и даже опечаленным. Я был так сосредоточен на буддийской философии и созерцании, так мало знал о Тибете…, что не мог понять истинную причину его переживаний. (Р.Турману тогда было двадцать три года – Ред.). …В начале 1967 года я снял с себя монашеские обеты… Вернулся в Гарвард и поступил в аспирантуру с целью получить …докторскую степень в области санскрита и буддологии. В 1970 году поехал в Индию собирать материал для диссертации… Во время второго цикла наших бесед в 1971 году я заметил удивительную чудесную перемену, произошедшую в Далай-ламе за шесть лет со времени нашей последней встречи. Он состоялся как философ. Он уже не отправлял меня к другим учителям за ответами на сложные вопросы. У него было много собственных комментариев к трактату, который считается самым сложным сочинением Цонкапы и даже получил название «железный лук Цонкапы», поскольку другим не под силу его «согнуть». Несомненно, Далай-лама тщательно изучил этот труд и многие строфы знал наизусть. Как ясно и как поэтично разъяснял он сложные философские вопросы, их глубокое значение и далеко идущие последствия, в частности важные различия между диалектическим и догматическими подходами к воззрениям Мадхьямики (срединного пути).

Стоило на мгновение забыть, что передо мной Далай-лама, который и так должен знать это естественным путем, и при мысли о том, какой огромный путь он проделал в своем философском развитии за шесть лет, захватывало дух. Он поражал блистательно ясным проникновением в суть и заразительным энтузиазмом.

…В 1979 году я получил профессорскую должность…, а Далай-лама визу… Во время нашей встречи с Далай-ламой в Нью-Йорке меня поразили новые перемены, произошедшие в нем за восемь лет с 1971 года …Я не мог привыкнуть к исходящему от него мощному потоку харизматической энергии. Ко всегда окружавшей его харизме официального положения теперь добавилась в десять раз более мощная харизма его собственной личности. Очевидно, он изучал и практиковал непревзойденную йога-тантру, самую сложную из созерцательных техник, сложившихся за тысячелетия в индо-тибетской духовной традиции. Он особенно глубоко погрузился в изучение и практику мистического мира-мандалы Будды – Калачакры (чье имя можно перевести как Колесо или Машина времени) – канонического воплощения присущей буддам сострадательной решимости не бросать эволюционное развитие людей на произвол подводных течений истории, но из милосердия оставаться с ними, чтобы оказывать им помощь во все времена.

Зимой того же года в Индии состоялся третий цикл наших бесед. Далай-ламе в то время было сорок четыре года, из которых двадцать он провел в изгнании. Он с пользой употребил время в 1970-х, когда из-за давления Китая на все иностранные государства был сильно ограничен в своих передвижениях по миру. Несколько периодов длительного затворничества, венчавших тридцать лет достижения всех уровней учения Будды, принесли зримые плоды. Быть может, каждый Далай-лама изначально обладает всеми возможными знаниями, способностями и состраданием. Но я определенно видел признаки того, что достигнутые им впечатляющие результаты стали следствием колоссального умственного сосредоточения и непрестанных усилий…

С тех пор он опубликовал много книг, беседовал со многими мыслителями, даровал несчетное количество учений и лекций. Постоянный прогресс, свидетелем которых я был на протяжении этих шестнадцати лет, идет и по сей день, не сбавляя темпа, квантовыми скачками. Примерно с момента вручения Далай-ламе Нобелевской премии мира в 1989-м году его публичные выступления – о доброте, всеобщей религии человечества, о ненасилии и даже разоружении; о науке, особенности экологии и защите окружающей среды; о сравнительном религиоведении с упором на диалог между буддизмом и христианством – раз от раз становятся все убедительнее по мере эмоциональности и глубине изложения, в них все больше проникновенности, ясности и силы».

Зоя НАРАНОВА


Далай-лама XIV: фото, биография, досье

Далай-лама XIV ( Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо ) — духовный лидер последователей тибетского буддизма. Лауреат Нобелевской программы мира (1989). До 27 апреля 2011 года также флагл Тибетское правительство в изгнании (его сменил Лобсанг Сангай).

Далай-лама XIV, Тэнцзин Гьямцхо, является духовным лидером тибетского народа. Тибетские буддисты верят, что Далай-ламы являются воплощениями на земле Авалокитешвары (Ченрези), Бодхисаттвы Сострадания; они рождаются здесь, чтобы служить людям.Признанный Далай-ламой Лхамо Дхондруб получил новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Место рождения. Образование. Далай-лама XIV родился 6 июля 1935 года в бедной крестьянской семье в маленькой деревушке Такцер, расположенной на северо-востоке Тибета в провинции Амдо. Сейчас эти земли входят в состав китайской провинции Цинхай. Его отец Чойкьон Цэринг и мать Сонам ​​Цэринг (её имя было в дальнейшем изменено на Дики Цэринг), занимались выращиванием овса, пшеницы и картофеля.При рождении он получил имя Лхамо Тхондуп «богиня, исполняющая желания». В Тибете при выборе имён не учитывают пол ребенка, поэтому будущий Далай-лама получил женское имя. Лхамо был девятым из шестнадцати детей в семье (выжили — семь). Самой старшей была его сестра Цэринг Дролма. Старший брат, Тхубтен Джигме Норбу, был признан реинкарнацией высокого ламы Такцер Ринпоче, и в дальнейшем стал настоятелем одного из самых знаменитых монастырей Тибета — Кумбум. Ещё один брат, Лобсанг Самтен, тоже стал монахом.

В 1909 г. Далай-лама XIII, совершая паломничество по святым местам, посетил деревню Такцер. Он отметил красоту этого места и сказал, что хотел бы вернуться сюда вновь. В 1937, уже после кончины Далай-ламы XIII, в деревню Такцер прибыла особая группа лам, искавшая его новое воплощение. После соответствующих испытаний (в частности, когда он показал различные реликвии и игрушки предыдущего Далай-ламы, он сказал: «Это моё, это моё!») Двухлетний Лхамо Тхондруб был признан реинкарнацией своего предшественника.Сам Далай-лама XIV считает, что далеко не все инкарнации далай-лам были подлинными. Он уверен, что является воплощением Далай-ламы V (который в Тибете называют заслуги «Великий Пятый»), так как в детстве у него было очень много ярких снов, связанных с этой прошлой жизнью.

Далай-лама обучался шести до двадцати пяти лет от роду, чтобы получить высшую учёную степень геше-лхарамба (доктора буддийской философии). В возрасте двадцати четырёх лет он сдал предварительные экзамены в трёх главных монастырских университетах Тибета: Дрепунге, Сэре и Гандене. Заключительные экзамены прошли в главном храме Лхасы во время ежегодного молитвенного празднества (монлама) зимой 1959 года. Утром в экзаменационный день Далай-лама сдавал экзамены по логике тридцати учёным. Во второй половине дня он участвовал в философском диспуте с пятнадцатью учёными. Вечером тридцать пять учёных экзаменовали его по вопросам монашеской дисциплины и метафизики. Далай-лама блестяще сдал все экзамены в присутствии более 20 000 учёных-монахов и получил звание геше-лхарамбы.

Восхождение на трон. Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцер, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией, 10 июля 1939 года 4-летний Лхамо в составе большого каравана отбыл из родительского дома в направлении столицы Тибета. Через 3 месяца, в октябре 1939 года, караван прибыл в Лхасу.

Далай-лама был возведён на трон 22 февраля 1940 года в Лхасе, столице Тибетского государства. После вторжения в Тибет китайских коммунистов в 1949 году и в 50-х годах и одобрения им Соглашения по мирному сосуществованию Тибета в 1951 году, он в течение девяти лет предпринимал попытки мирного сосуществования с центральной властью КНР. После подавления антикитайского восстания он был вынужден оставить Лхасу в ночь на 17 марта 1959 года, чтобы найти убежище в Индии. С этого времени живёт в Дхарамсале (штат Химачал-Прадеш), где находится Тибетское правительство в изгнании.

Председатель Тибетского правительства в изгнании. В марте 2011 года Далай-лама объявил о сложении с помощью полномочий политического лидера Тибета в пользу демократически избранного правительства, подчеркнув при этом, что останется духовным лидером тибетцев.

Вскоре после этого были произведены всенародные выборы, по результатам которого премьер-министром Тибета стал 44-летний юрист Лобсанг Сангай (Лобсанг Сангай). Для официальной передачи власти Далай-лама подписал поправки в конституцию Тибета. В качестве измененного варианта конституции отмечается легитимность Центральной тибетской администрации (ЦТА), в частности, ее демократических институтов, в законного представителя тибетского народа. Ранее эти обязанности возлагались и на ЦТА, и на Далай-ламу. Самого Далай-ламу новая конституция определяет как «защитника и символ Тибета и тибетского народа».

Социальная позиция. Далай-лама напоминает, что буддизм считает аборты убийством, отмечает, однако при этом, что может быть исключение, если ребенок будет иметь серьезную умственную отсталость или его рождения создаст серьезную проблему для родителей, следовательно, нужно принимать или осуждать аборты в зависимости от ситуации .

В Тибете мясо является самым распространенным продуктом, поэтому так сложилось исторически, что тибетские монахи, включая Далай-ламу, употребляют мясо.В течение некоторого времени Далай-лама был вегетарианцем, но после заболевания язвой врачи посоветовали ему вернуть мясо в рацион. Поэтому было довольно большой неожиданностью, когда Далай-лама прилетел в США, и во время посещения Белого Дома ему предложили вегетарианское меню, на что он заявил: «Я буддийский монах, а не вегетарианец».

В 2001 году Далай-лама сказал одной смерти из школы в Сиэтле, что допустимо стрелять в кого-то, кто имеет оружие, если он пытается вас убить, но добавил при этом, что выстрел не должен привести к смертельному исходу.

В 2012 году Далай-лама в своем блоге в Facebook написал: «Я все больше убежден, что пора искать духовность и этику вне религии».

Награды. Нобелевская премия мира. В сентябре 1987 года Далай-лама использует политическую программу под названием Зона ахимсы или Зона мира (англ. Zone of Ahimsa), заключающуюся в расширении «полностью демилитаризированной зоны ненасилия, которая предлагает сначала сделать Тибет, до размеров земного шара». В программе, что Тибет как зона мира будет освобожден от любых видов оружия и будет местом гармонического сосуществования человека и природы.

За выдвижение плана, как его ещё называют, «срединного пути» Далай-лама XIV был удостоен Нобелевской программы мира в октябре 1989 года. Нобелевский комитет постоянное противодействие Далай-ламы насилием в борьбе за освобождение Тибета от китайской оккупации и его конструктивные и дальновидные предложения для решения международных конфликтов, вопросов о правах человека и глобальных экологических проблем «.

В 2007 году награждён высшей наградой США — Золотой медалью Конгресса.

Далай-лама XIV в киноискусстве. Воспоминания о своём семилетнем общении с Далай-ламой XIV австрийский путешественник, альпинист и писатель Генрих Харрер описал в книге «Семь лет в Тибете», переведённой на 53 языка мира. В 1997 году по этой книге был снят одноимённый фильм с Брэдом Питтом в главной роли.

03.07.2020 г.

Второй человек после Далай-ламы исчез 25 лет назад. Китай говорит, что с ним все в порядке

  • Май Бристоу
  • Би-би-

Автор фото, EPA

Мир состоит всего одной фотографией Гедуна Чокьи Ньимы — одного из самых знаменитых людей, числящих пропавшими без вести.

На моментальном снимке, сделанном, когда ему было шесть лет, изображен розовощекий апатичный мальчик.

Сейчас ему должен быть 31 год. 25 лет назад, 17 мая 1995 года, ребенка и его семью увезли в неизвестном направлении китайские военные.

За три дня до этого Далай-лама объявил его одиннадцатым Панчен-ламой, второй по значению фигурой в тибетском буддизме.

С тех пор информации из независимых источников о его судьбе нет. Тибетские эмигранты воспользовались годовщиной, чтобы снова потребовать его освобождения.

«Похищение Китаем Панчен-ламы, лишение его религиозной идентичности и возможности служить в его монастыре грубым нарушением свободы человека», — говорится в заявлении правительства в изгнании.

Госсекретарь Майкпео по этому случаю США Помал Пекин уважать право тибетцев исповедовать свою религию и прояснить местонахождение Панчен-ламы.

Пока лишь властям Китая известно, где он. И вряд ли они расскажут что-либо принципиально новое, раз не сделали этого за все эти годы.

Неизвестно даже, знает ли Гедун Чокья Ньима, что был провозглашен Панчен-ламой.

Рабочая группа ООН по принудительным исчезновениям пытается прояснить судьбу Панчен-ламы с 1995 года, но пока мало в этом преуспела.

За несколько недель до 25-й годовщины его исчезновения сделала группа для Би-би-си следующие заявления: «несколько недель до 25-й годовщины» .

В 2013 году рабочая группа обратилась к правительству КНР с просьбой разрешить ее представителям страну. Спустя шесть лет она все еще ждет ответа в отчете группы за 2019 год.

Подпись к фото,

Китай решил провозгласить своего Панчен-ламу

Тибетские буддисты считают Панчен-ламу реинкарнацией будды Амитабхи. В религиозной иерархии выше стоит только Далай-лама. Поиск и определение обоих духовных лидеров по сложным ритуалам и древним традициям.

Ключевую роль в объявлении следующего Панчен-ламы играет Далай-лама, а действующий Панчен-лама, в свою очередь, несет частичную ответственность за провозглашение нового Далай-ламы.

Далай-лама XIV в 1959 году был вынужден покинуть Тибет и с тех пор живет в Индии. В июле ему исполнится 85 лет. Он является альтернативной властью для тех тибетцев, которые не признают китайского правления в высокогорном гималайском регионе.

Легко понять нежелание Пекина, чтобы Панчен-лама был к нему в оппозиции, сделал авторитет и сделался препятствием для его политики в Тибете.

После исчезновения Гедуна Чокьи Ньимы Китай назначил своего Панчен-ламу — Гьялцена Норбу, которого Далай-лама и его последователи не признают.

Китайские власти неоднократно давали понять, что после кончины Далай-ламы намерены контролировать процесс поисков и объявления его преемника.

Тот, со своей стороны, не исключает, что в таких условиях новый Далай-лама может вообще не появиться. Вмешательство коммунистических правителей особенно неуместно, поскольку они являются атеистами, считает он.

Пекин меняет версию семьи

Подпись к фото,

Монастырь Ташилунпо в Тибете является резиденцией Панчен-ламы

Сразу после исчезновения Панчен-ламы власти КНР заявили рабочую группу ООН, что «факт пропажи или похищения никогда не имел никогда права ребенка-реинкарнации. места «и является» фантазиями группы Далай-ламы «.

Спустя год показания изменились: несколько «бесчестных душ» незаконно вывезли ребенка за границу, и его родители попросили защиты, которая предоставлена.

Несмотря на охрану, мальчик и его семья живут нормальной жизнью и не желают, чтобы их беспокоили. Эту версию в Пекине повторяли неоднократно.

Но иногда со стороны китайского правительства проскальзывали намеки, что не все так хорошо.

В 1998 году оно сообщило рабочей группе, что мать Панчен-ламы отбывает тюремный срок, не уточнив, за что и какой именно.

Порой поступали новости из альтернативных источников.

В 2000 году тогдашний министр иностранных дел Соединенного Королевства Робин Кук заявил, что китайские представители показали ему две фотографии мальчика, являвшегося по их словам, исчезнувшим Панчен-ламой.

На одной ребенок играл в настольный теннис, на другой писал на классной доске иероглифы. Британцам показали снимки, но не дали их забрать.

В 2007 году, во время моей поездки в Тибет, местную заявили мне, что пропавший Панчен-лама хочет жить спокойно и не желает, чтобы его тревожили.

Два года назад китайцы сообщили, что Гедун Чокья Ньима обычную жизнь и имеет работу.

Последняя по времени информация поступила во вторник от пресс-секретаря МИД КНР Чжао Лицзяня.На очередном брифинге он сообщил, что Гедун Чокья Ньима получил высшее образование и работает по специальности.

Затем последовало ставшее традиционным заявлением, что он и его близкие не хотят, чтобы нарушить их «текущую нормальную жизнь».

«Они забрали его и всю семью»

Профессор Джереми Саркин, в 2008-2014 годах входивший в рабочую группу ООН по принудительным исчезновениям, говорит, что действия Китая в отношении Панчен-ламы явно нормам касательно прав человека.

«Мы можем получить возможность убедиться, что с ним все в порядке», — говорит Саркин, в настоящее время работающий в лиссабонском университете Нова.

В китайском отрицании очевидного нет ничего экстраординарного, замечает он: «Никакое правительство не хочет признавать, что похищает людей».

Профессор признает, что в ситуации практически ничего нельзя сделать.

Автор фото, Getty Images

Специалист по тибетскому вопросу Роберт Барнетт указывает, что репрессивная политика по отношению к Тибету опирается на поддержку граждан КНР.

«Китайскому правительству не удалось завоевать сердца тибетцев, но это не так, если 1,4 млрд китайцев уверены, что оно действует правильно», — говорит Барнетт, эксперт лондонской Школы восточных и африканских исследований.

Но, по его мнению, китайские лидеры никогда не расслабиться и наслаждаться своей властью над Тибетом.

«Это хрупкая конструкция. Они всегда будут жить в страхе, что в один прекрасный день система обрушится», — говорит он.

Может, оно и так. Но пока о надежности контроля Пекина над Тибетом свидетельствует то, что тибетское правительство в изгнании практически не имеет там источников, способных сообщить что-либо о Гедуне Чокье Ньиме.

Два года назад Далай-лама сказал, что располагает надежной информацией о том, что он жив. И это все.

Фактически, у нас нет ничего, кроме единственного фото шестилетнего мальчика, говорит лондонский представитель правительства в изгнании Сонам ​​Церин Фрэзи.

Оно висит в тибетских монастырях и домах эмигрантов, служа предметом молитв и поклонения и давая надежду, что когда-нибудь мы увидим, какой человек вырос из него, говорит Фрэзи.

Прямой эфир с Далай-ламой — буддийский духовный лидер ответил на вопросы украинцев — видео

20 октября 2020, 12:20

Мария Дмитренко

Духовный лидер Тибета уверен, главное для украинцев — уверенность

Лауреат Нобелевской премии мира Далай-лама XIV сегодня, 20 октября, впервые пообщался с украинцами в прямом эфире .

«Сегодня» собрали основные моменты беседы буддийского духовного лидера в одном материале. Полную трансляцию разговора Далай-ламы с украинцами можно посмотреть ниже.

О единстве украинцев

«Я буду слишком много думать, что я тибетец, тогда психологически и ментально мы будем находить различия. Конечно, Индия и Тибет исторически имели много связей.

Далай-лама признала, что у украинцев есть общий язык и культура, потому что я чувствую единство с семьей миллиардами людей.

«Так же и с вами. В первую очередь, вы люди, вы европейцы. У вас есть общая культура, общий язык. Теперь необходимо, чтобы вы реализовали общую свободу. В тоталитарной системе центральная власть пыталась контролировать разум людей, но это устарело.Теперь вы видите, как тоталитарные системы просто не подходят человеческому обществу. СССР распался, Китай еще остается, но и он изменится «, — считает духовный лидер Тибета.

Про пандемию COVID-19

» Очень жаль, что эта болезнь пришла. Но если вспомнить историю, в человеческих обществах болезни появлялись и исчезали . Теперь из-за обилия информации, потому что мы живем в этой новой современной реальности. Уже весь мир охвачен глобальной экономикой, глобальными связями.И теперь мы видим, что Восток зависит от Запада, Юг от Севера и наоборот. И вот когда появляется такая болезнь, она быстро распространяется по миру. Я очень благодарен всем ученым, врачам, медсестрам и медбратам, которые заботятся о больных «, — сказал Далай-лама.

Он считает, что главное — надежжду.

В тренде
Снегопады и штормовой ветер: прогноз погоды на первый день февраля

«Если только волноваться, если терять надежду, это не принесет пользы.Заниматься спортом. Если мы теряем надежду, если мы деморализуемся, это путь к провалу .

Далай-лама одобрила, что если ничего нельзя сделать, то нужно просто принять это как часть реальности

Об образовании

«Сейчас очень важно, чтобы учитель показывал путь в будущее молодежи. Существующее современное образование, как я уже говорил, во многом основано на материальных ценностях. Но теперь этого недостаточно для образования. Теперь нам надо больше внимания уделять нашим внутренним ценностям, внутреннему спокойствию … Потому что это может внутренний дать покой. Сейчас современное образование, если оно берет во внимание только внешнее, только материальные, то этого недостаточно, необходимо обучать знанию внутреннего мира «, — сказал духовный лидер Тибета.

Ранее мы сообщали, что Далай-лама надеется дожить до 100 лет .

Все подробности в спецтеме Коронавирус

Подпишись на наш телеграмму

Только самое важное и интересное

Подписаться

Читайте Сегодня.ua в Google Новостях

Следите за нами в соцсетях

Подписывайтесь на нашу рассылку

Ок

«Если детей не ласкать, не обнимать, то есть не любить по-настоящему, то нормальное развитие обречено»

В сентябре Далай Лама XIV отправился в тур с лекциями по Европе. 13 и 14 сентября во Франкфурте нобелевский лауреат, духовный лидер свободного Тибета публичную лекцию «Глобальная этика — общечеловеческие ценности» и приняли участие в конференции «Западная наука и буддийская философия». Специально для WoMo Мирослава Макаревич записала ключевые смыслы его выступлений.

О необходимости материнской любви

Будущее ребенка во многом зависит от родителей, от влияния атмосферы в семье. Появившись на свет, ребенок сразу же тянется к материнской груди — в нем уже давно живет чувство привязанности к своей матери, и, чтобы его накормить, мать тоже должна испытывать такую ​​же сильную любовь.Если она почувствует гнев или отвращение, то может исчезнуть. Затем, с момента рождения и до лет трех-четырех, следует жизненно важный период для развития мозга. Эти важные для маленького человека годы должны быть наполнены телесными прикосновениями, объятиями любви. Именно они являются наиважнейшими факторами для нормального развития ребенка. Если детей не ласкать, не обнимать, то есть не любить по-настоящему, то их нормальное развитие обречено.

О любви и сострадании

Внутренний покой рождается, когда мы развиваем в себе любовь и сострадание.Мы все братья и сестры. И нас сегодня 7 миллиардов. Красивы люди или отвратительны, дружелюбны или враждебны, мы все люди! Все мы хотим счастья и не желаем страдать. И надо помнить: мир человека так устроен, что чем больше мы заботимся о счастье других, тем лучше мы себя ощущаем. Понимание этого, подключает вас к источнику успеха в жизни. Я уважаю и люблю всех людей. Практикуйте медитацию любви!

В интернете и соцсетях

Это инструмент. Хороший инструмент. Это способ донести сообщения, канал связи, который дает возможность общаться и объединяться.Что касается социальных сетей, важно не становиться жертвами таких возможностей или технологий, которые используют их, используя их, используя их, используя их с умом, используя их, стремясь не манипулировать чужими манипуляциями.

Свежие новости

Об образовании

Оно должно стать лучше, более целостным, чтобы сочетать «образование ума и сердца». Детям должны приваться не только материальные ценности, как это происходит практически повсеместно сегодня, а глубокие духовные.Современное образование должно включить в себя древнюю мудрость и практику, как решать эмоциональные проблемы, как обретать душевное спокойствие в современном динамичном мире. Важно обучать секулярной этике (светской этике), тогда люди с детства будут учиться уважать верующих и неверующих, будут знакомиться с религиями и философиями с точки зрения культурного, исторического феномена.

Об учителях

Детям школьного возраста очень нужна поддержка учителей. Если учитель не только передает им знания, но и берет на себя моральную ответственность за их подготовку к жизни, мудрым наставником, то его ученики чувствуют доверие и уважение, а такого учителя помнят всю жизнь. Предметы же, преподаваемые учителем, равнодушным, жестокосердным, скорее всего, не найдут отклик у детей и не останутся в памяти. И это будет бессмысленно потраченное время для всех…

О будущем человечества

Человечество — единый организм, а Земля — ​​наш единственный дом. Если мы не хотим разрушить этот дом, то каждый из нас должен практиковать альтруизм. Уже сегодня. Нет необходимости принимать ту или иную веру, нет необходимости разделять ту или иную идеологию.Все, что нужно от каждого из нас, чтобы спасти Землю, — принять общечеловеческие ценности: любовь, сочувствие, справедливость и умение прощать.

Фото: Анна Шайдеманн

Франкфурт-на-Майне — Киев

— Читайте также: Марина Абрамович: «Я никогда не чувствовала, что старею, потому что я сохраняю в себе любопытство к миру»

День рождения Далай-ламы — 6 июля. История и особенности праздника в проекте Календарь Праздников 2021

6 июля — день рождения Далай-ламы XIV. Это единственный буддийский праздник, который отмечают по европейскому календарю.

Буддисты почитают Его Святейшество Далай-ламу XIV как земное воплощение Авалокитешвары (Ченрезига) — Будды Сострадания.

День рождения Далай-ламы отмечается буддистами Тибета и последователями тибетского буддизма, объединяет Далай-ламы своим духовным лидером. В этот день в храмах читают молитвы о долголетии Далай-ламы, обращаются к нему с самыми наилучшими пожеланиями.

По буддийскому преданию, после своей физической смерти Далай-лама переселяется в тело одного из новорожденных. Таким образом, все живые на земле Далай-ламы являются сущностью, одной и тем же существом, меняющими для этого удобствами тела на новые, и сохраняющим при этом единую память высокоразвитого существа. Существует ряд особых признаков, по которым монахи разыскивают новое воплощение Далай-ламы, рождение которого обычно происходит на территории Тибета, Китая или Монголии.

Далай-лама XIII оставил предсказание, описывающее точное место своего следующего рождения, что было подтверждено традиционными методами.В 1937 году в деревню Такцэр пришла специальная группа лам, искавшая нового, переродившегося Далай-ламу. В своей книге «Моя земля и мой народ» Далай-лама XIV вспоминает: «Маленькие дети, которые являются перерождениями, обычно помнят вещи и людей из своих предыдущих жизней. Некоторые из них могут читать религиозные тексты, хотя их никто еще не учил. Все, что я говорил ламе, давало ему основание, которое он наконец нашел перерождение, которое искал ».

После соответствующих испытаний четырехлетний Тэнцзин Гьямцхо был признан Перерожденцем Далай-ламы XIII.Восточный район Тибета, где находилась деревня Такцэр, был под контролем Китая. После длительных переговоров между тибетским правительством и местной администрацией в октябре 1939 года Его Святейшество покинул дом своих родителей и направился в Лхасу. 22 февраля 1940 года состоялась Церемония его возведения на престол, и 5-летний мальчик был провозглашен главой всех тибетских буддистов.

Его Святейшество Тэнцзин Гьямцхо обучался по традиционной системе Потале и Нор-бу Линге — зимней и летней резиденций Далай-ламы.В программу его обучения входили «пять больших» и «пять малых наук». Пять больших наук — это логика, тибетское искусство и культура, санскрит, медицина, буддийская философия. Пять малых наук — это поэзия, музыка и драматическое искусство, астрология и словесность. В возрасте 24 лет Далай-лама сдавал многоэтапные экзамены.

Завершающие экзамены проходили в Джокханге — первом буддийском храме Тибета, основанном в 641 году. Экзамены были традиционно приурочены к ежегодному новогоднему Монлам Чхенмо, молитвенному празднику.Тэнцзин Гьямцхо блестяще сдал экзамены в присутствии 20 000 ученых-монахов и получил высшее звание Доктора богословия (Геше Лхарамба).

Его Святейшество ДАЛАЙ-ЛАМА XIV посетит Латвию — Новости

С 8 по 11 сентября сего года Латвию посетит лауреат Нобелевской премии мира, Его Святейшество Далай-лама XIV. Главные темы визита будут необходимы в сострадании, диалога и жизни без насилия. Центральным событием визита публичная лекция «Культура сострадания», которая состоится 9 сентября в 13:30 в зале Arēna Rīga.

«Его святейше Далай-лама XIV уже в третий раз, после визитов в сентябре 1991-ого и 2001-ого года, прибудет в Латвию и будет гостить в нашей столице Риге, а отправится в Вильнюс (Литва). В рамках визита в Латвию запланированы встречи с политиками и официальными представителями интеллигенции, а также встречи с представленными общинами Латвии и прессы. Самым значимым событием станет открытая лекция Далай-ламы в зале Arēna Rīga, где все желающие смогут встретиться с одним из выдающихся мыслителей последнего столетия и глашатаем идей свободы », — признал член общества общества« Латвия-Тибету »Янис Мартиньш Скуя (Янис Мартиньш Скуя) ).

С 7-го августа все желающие могут стать участником публичной лекции, приобретая за пожертвования билеты на www. bilesuserviss.lv. Все средства, полученные от продажи билетов, будут потрачены на обеспечение успешного проведения визита. Сэкономленное финансирование после покрытия расходов будет направлено на благотворительные цели в Латвии.

Перед публичной лекцией запланировано вручение учрежденной Его Святейшеством Далай-ламой «Молодежной награды награды сострадания», которая удостоверяет достижение молодежи в благении обществу проявив альтруизм и сострадание, а также дипломов «Европейской академии тибетской медицины и йоги».

Уникальное событие — визит святейшества Далай-ламы будет увековечен на фотографиях и в фильме, который будет храниться в исторических архивах Латвии, а СМИ стать свидетелями этого визита после получения предварительной аккредитации, отправив заявление на адрес эл. почты [email protected]. Бланк заявления см. в приложении.

Уже в ближайшее время будет опубликована полная программа визита, с которой можно ознакомиться на www. dalailama.lv и на профиле в Facebook.com — Его Святейшество Далай-лама XIV в Латвии, 2013.

Далай-лама в Литве: для меня важнее увидеть людей, а не руководителей государства

Прибывший в Литву во вторник духовный лидер Тибета Далай-лама говорит, что для него важнее увидеть людей, а не руководителей государства.

«Я считаю ее всего лишь еще одним журналистом», — сказалам Далай-лама, отвечая на вопрос к президенту Дали, Грибаускайте не встречаться с ним.

«Куда бы я не ехал, для меня важнее встретиться с людьми, а только тогда с помощью лидерами», — добавил он.

Президент последний раз встречалась с Далай-ламой во время его приезда в Литву в 2013 году. Это вызвало большое возмущение Китая, так как Пекин считает Далай-ламу сепаратистом и не признает его деятельность.

В этот раз президент не встретиться с духовным лидером Тибета.

После посадки в Вильнюсском аэропорту Далай-лама также выразил обеспокоенность ситуацией на раздираемом конфликте Ближнем Востоке и глобальными климатическими изменениями.

«Сегодня у нас глобальная экономика, связь, информация и все остальное, а также, главное, глобальное потепление. Поэтому теперь мы, семь миллиардов людей — семья», — сказал Далай-лама.

«Мы сталкиваемся с множеством проблем, включая убийства в Сирии, Йемене. Говоря об этом, мы чересчур концентрируемся на наших отличиях», — добавил он.

«Однако единственное лекарство здесь — выйти на более глубокий уровень — все мы люди.Эмоционально, умственно, физически мы одинаковые. Каждый хочет счастливой жизни. (…) Начать думать о всем человечестве, не только о Литве, Латвии или России «, — сказал духовный лидер Тибета.

Звукозаписью беседы журналистов с Далай-ламой поделилось с BNS Литовское радио.

четырехдневного визита Далай-лама проведет пресс-конференцию, выступит с двумя лекциями в Вильнюсском университете и на арене Сименс, встретится с поддерживающими тибетцев литовскими политиками, общественными деятелями и предпринимателями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *