23.11.2024

Цветаева красной кистью: Красною кистью… — Цветаева. Полный текст стихотворения — Красною кистью…

М Цветаева стих «Красной кистью рябина зажглась» 💕 с анализом и видео

Стихи Марины Цветаевой, анализ Дмитрия Кубракова

 

Текст

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

1916 год.


📝 Стихотворение «Красной кистью рябина зажглась» написано Цветаевой в 1916 году и посвящено собственному дню рождения (26 сентября или 8 октября по старому стилю 1892 года). Стих имеет всего три короткие строфы, но по праву входит в золотой фонд русской поэзии, так как лиричен и имеет глубокое внутреннее наполнение.

💕 Марина Ивановна родилась осенью, когда рябина разжигала свои костры, а сентябрь ещё помнил тепло лета, но уже видел на горизонте зимнюю вьюгу. Отец профессор университета, филолог, мать довольно известная пианистка, поэтому девочка росла в тонкой духовной атмосфере, что и помогло ей стать (врожденный талант не забываем) поэтессой.

Тема и сюжет стиха

📝 Первая строфа стиха рисует нам поэтическую картину горящей рябины, которая словно бы приветствовала рождение Марины, одновременно предрекая ей горькую судьбу и роковую смерть.

Падали листья.
Я родилась.

Осенняя листва не отставала от рябины и сыпала дождем под ноги прохожим, зля дворников и радуя праздных гуляк.

☝ Цветаева родилась в субботу на Иоанна Богослова, этот факт приводит автор строк во второй строфе. Церковные колокола присоединились к огням рябины и салюту листвы, разливая свои перекаты по ещё теплому осеннему воздуху.

День был субботний:
Иоанн Богослов.

Природа и Бог недаром выбрали такую дату рождения, она показывает сложную судьбу поэтессы и уже по старту не оставляет ей права на иной выбор.

☝ В третьей строфе Цветаева признается, что даже в 24 года, когда пишется стих, она часто возвращается в детство, в её руках снова и снова рябиновая кисть и её кровавым цветом, и горьким вкусом.

Они символизируют рок, Марина Ивановна это предчувствует уже в 1916 году.

Анализ рифмы и троп

☝ Стихотворение написано в три строфы и имеет перекрестную рифмовку (кистью – зажглась – листья – родилась). Есть открытые и закрытые рифмы.

В стихе хорошо заметна аллитерация (повтор согласных), что придает строкам некий осенний шелест, словно бы, листва шелестит под ногами паркового гуляки.

✨ Несмотря на миниатюрный размер стихотворения в нём достаточно много средств выразительности (троп). Два раза мы видим использование метафор:

  1. ✔ Рябина зажглась.
  2. ✔ Жаркая рябина.

Эпитеты:

  1. ✔ Горькая кисть.
  2. ✔ Красная кисть.

К гиперболе отнесем фразу «сотни колоколов», которая не только помогает с рифмовкой Богослова, но и показывает важность момента рождения поэтессы. Несколько раз мы видим инверсию «красною кистью рябина зажглась» и «падали листья, я родилась».

Олицетворение: «спорили сотни колоколов».

💕 Красивое стихотворение с глубоким смыслом, мимо него просто невозможно пройти мимо, даже если вы не очевидный поклонник творчества Цветаевой.


Слушаем стих


 


 

ТОП русской поэзии

  • ✔ Анна Ахматова
  • ✔ Александр Блок
  • ✔ Валерий Брюсов
  • ✔ Иосиф Бродский
  • ✔ Иван Бунин
  • ✔ Константин Бальмонт
  • ✔ Зинаида Гиппиус
  • ✔ Николай Гумилёв
  • ✔ Сергей Есенин
  • ✔ Николай Заболоцкий
  • ✔ Владимир Маяковский
  • ✔ Осип Мандельштам
  • ✔ Николай Некрасов
  • ✔ Борис Пастернак
  • ✔ Игорь Северянин
  • ✔ Федор Тютчев
  • ✔ Афанасий Фет
  • ✔ Марина Цветаева

 

Красною кистью рябина зажглась (М.

Цветаева)

Красною кистью рябина зажглась

Литературно-музыкальная гостиная для старшеклассников, посвященная М. Цветаевой

Зал празднично украшен цветами, Подготовлена книжно-иллюстративная выставка о жизни и творчестве М.И. Цветаевой «Имя твоё птица в руке».

Фото, видео, аудио материал:

1)  Фото-презентация по биографии М.Цветаевой в программе Microsoft Office PowerPoint

2)  Аудио запись песни в исполнении Аллы Пугачёвой «Мне нравится, что Вы больны не мной» на стихи М.Цветаевой.

3)  Аудио запись песни в Исполнении Аллы Пугачёвой «Уж, сколько их упало в эту бездну…».

 

Ход проведения литературно-музыкальной гостиной:

На экране демонстрируется 1слайд презентации с портретом М.И. Цветаевой.

Всю литературно-музыкальную гостиную ведёт работник библиотеки. По желанию можно подключить к участию проведения гостиной старшеклассников или коллег.

 

Библиотекарь: Дорогие друзья! 31 августа день памяти всем известной поэтессы  серебряного века Марине Ивановне Цветаевой, и сегодня наша встреча будет посвящена её жизни и творчеству.

1 слайд (фото М. Цветаевой) – Марина Цветаева родилась 26 сентября (8 октября н.с.) в Москве в высококультурной семье.

2 слайд (стихотворение)–

Музы услышанный шёпот,

Арфы взволнованный плеск,

Речки стремительной рокот,

Искренней радости блеск,

Нежность и трепетность ласки,

Алый цвет бурых страстей,

Царственный взгляд без опаски,

Вяжущий вкус новостей…

Едкие, горькие мысли,

Таволга цвет сорвала,

Август закончился – ты с ним

Единодушно ушла.

В памяти нашей оставила

Алой рябины ты зарево…

3 слайд (фото отца и Румянцевского музея) – Отец, Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, известный филолог и искусствовед, стал в дальнейшем директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств (ныне Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина).

4 слайд (фото матери)– Мать Мария Александровна Мейн происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, страстно любила стихи и сама их писала.

5 слайд (фото сестер Анастасии и Марины)– Умерла в 1906 году, оставив двух дочерей на попечение отца.

6 слайд (фото Марины с отцом)–. Страсть к стихам – от матери, страсть к работе, к природе – от обоих родителей передалась Марине Цветаевой.

 

7 слайд (фото Марины с сестрой) – Стихотворение «Асе», посвященное 11 июля 1913

 своей сестре.

Мы быстры и наготове,

Мы остры.

В каждом жесте, в каждом взгляде,

в каждом слове. –

Две сестры.

Своенравна наша ласка

И тонка,

Мы из старого Дамаска –

Два клинка.

Прочь, гумно и бремя хлеба,

И волы!

Мы – натянутые в небо

Две стрелы!

Мы одни на рынке мира

Без греха,

Мы – из Вильяма Шекспира

Два стиха.

8 слайд (фото Марины в раннем детстве) – Детские годы Цветаевой прошли в Москве в старом доме в Трехпрудном переулке и на даче в Тарусе. Начав образование в Москве, она продолжила его в пенсионах Лозанны и Фрейбурга. В шестнадцать лет совершила самостоятельную поездку в Париж, чтобы прослушать в Сорбонне краткий курс истории старофранцузской литературы.

9 слайд (фото титульного листа второго сборника стихотворений

 М. Цветаевой с дарственной надписью отцу: «Милому папе, хотя он и забраковал эту книгу. М.И. Цветаева, 28-го февраля 1912 г.») –

Стихи начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься с шестнадцати, а два года спустя тайком от семьи выпустила сборник «Вечерний альбом», который заметили и одобрили такие взыскательные критики, как Брюсов, Гумилёв и Волошин.

10 слайд (фото М. Волошина и Коктебеля) – С первой встречи с Волошиным и беседы о поэзии началась их дружба, несмотря на значительную разницу в возрасте.

11 слайд (фото Марины с друзьями в Коктебеле у Волошина) – Она много раз была в гостях у Волошина в Коктебеле.

12 слайд (фото Дома-музея М.Волошина в Коктебеле) – Сборники её стихов следовали один за другим, неизменно привлекая внимание своей творческой самобытностью и оригинальностью. Она не примкнула ни к одному из литературных течений.

13 слайд (фото Марина Цветаева и С. Эфрон с Ариадной) – В 1912 году Цветаева вышла замуж за Сергея Эфрона, который стал не только её мужем, но и самым близким другом.

14 слайд (фото Церкви Рождества Христова в Палашах) – В этой церкви венчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон (не сохранилась).

Годы первой мировой войны, революции и гражданской войны были временем стремительного творческого роста Цветаевой. Она много писала, но почти не публиковалась. Октябрьскую революцию Марина не приняла, видя в ней восстание «сатанинских сил». В литературном мире продолжая держаться особняком.

С начала революции по 1922 год Марина Цветаева живет в Москве. В этот период в 1920 году теряет свою вторую дочь трёх лет от роду Ирину, которая умирает в приюте.

15 слайд (фото Марина Цветаева с дочерью Ариадной) – 

В мае 1922 года, ей с дочерью Ариадной разрешили уехать за границу – к мужу, который, пережив разгром Деникина, будучи белым офицером, теперь стал студентом Пражского университета. Сначала Цветаева с дочерью недолго жили в Берлине, затем три года в предместьях Праги, а в ноябре 1925 после рождения сына семья перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Жить в столицах было не по средствам, приходилось селиться в пригородах или ближайших деревнях.

Творческая энергия Цветаевой, невзирая ни на что, не ослабевала: в 1923 году в Берлине, в издательстве «Геликон», вышла книга «Ремесло», получившая высокую оценку критики. В 1924 году, в пражский период – поэмы «Поэма Горы», «Поэма Конца», а в 1926 году закончила поэму «Крысолов», начатую ещё в Чехии, работала над поэмами «С моря», Поэма Лестницы», «Поэма Воздуха» и др. Большинство из созданного осталось неопубликованным: если поначалу русская эмиграция приняла Цветаеву как свою, то очень скоро её независимость, её бескомпромиссность, её одержимость поэзией определяют её полное одиночество.

Она не принимала участия ни в каких поэтических или политических направлениях. Ей «некому прочесть, некого спросить, не с кем порадоваться», «одна всю жизнь, без книг, без читателей, без друзей…». Последний прижизненный сборник вышел в Париже в 1928 году – «После России», включавший стихотворения, написанные в период с 1922-1925 годы.

К 1930-м годам Цветаевой казался ясным рубеж, отделивший её от белой эмиграции: «Моя неудача в эмиграции – в том, что я не эмигрант, что я по духу, т.е. по воздуху и по размаху – там, туда, оттуда…».

16,17 слайды (рисунок Цветаева на фоне московского дома и фото с сыном) – В 1939 году она восстановила своё советское гражданство и возвратилась в Советский Союз – вслед за семьёй и чтобы дать сыну Георгию, который родился в 1925 году, родину. 

Она мечтала, что вернётся в Россию «желанным и жданным гостем». Но это не случилось: муж и дочь были арестованы, сестра Анастасия была в лагере. Цветаева жила в Москве по-прежнему в одиночестве, кое-как перебиваясь переводами.

18,19 слайды (фото дома-музея Цветаевой в Елабуге) – Начавшаяся война, эвакуация забросили её с сыном в Елабугу. Измученная, безработная и одинокая поэтесса 31 августа 1941 года покончила с собой, оставив предсмертную записку своему сыну.

20 слайд (фото предсмертной записки) –

«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже.

Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить.

Передавай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».

21 слайд (фото камня со словами «Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева)

Вот что мы можем узнать из беседы А.Ахматовой с дочерью М.Цветаевой Ариадной Эфрон, об истинной причине толкнувшей Марину на этот последний шаг.

«…Я знаю, существует легенда о том, что она покончила с собой, якобы заболев душевно, в минуту душевной депрессии – не верьте этому. Её убило то время, нас оно убило, как оно убивало многих, как оно убивало и меня. Здоровы были мы – безумием было окружающее: аресты, расстрелы, подозрительность, недоверие всех ко всем и ко вся. Письма вскрывались, телефонные разговоры подслушивались; каждый друг мог оказаться предателем, каждый собеседник – доносчиком; постоянная слежка, явная, открытая».

Хоронили Марину Цветаеву 2 сентября 1941 года. Никто из пришедших тогда на кладбище не запомнил не только места погребения, но даже того, в какой стороне кладбища находится могила.

На кладбище хозяева не ходили, поэтому не знали, где похоронили. Никаких кладбищенских книг не было, сторож, при котором хоронили, умер. Тогдашняя сторожиха не смогла указать, где могила Цветаевой.

Софья Исааковна Коган, однако, заметила, что безымянные могилы располагаются на этом кладбище строго по годам. Могил 1941 года было немного. В правой стороне кладбища, около стены. У раздвоенного дерева Анастасия Ивановна Цветаева (сестра М. Цветаевой) и Софья Исааковна Коган (которую она знала с 1922 г) поставили тогда крест, и сделали на нём такую надпись:

22 слайд (фото предполагаемого места захоронения Цветаевой) —

«В этой стороне кладбища похоронена Марина Ивановна Цветаева. Род. 26 сент. ст. ст. 1892 в Москве, умерла 31 августа нов. ст. 1941 в Елабуге».

Позднее вместо него было сооружено каменное надгробие (без слов «В этой стороне кладбища…»). Ещё позднее – через несколько десятилетий после гибели поэта Марины Цветаевой, когда имя её приобрело всемирную известность, — нашлись свидетели похорон, и начались споры о месте могилы…

23 слайд (фото текста Марина Цветаева в искусстве, литературе, музыке)

Многие художники, писатели и музыканты впоследствии обращались к образу Марины Цветаевой. Её изображали на своих холстах художники, о ней писали писатели и поэты, а музыканты слагали музыку на стихи поэтессы.

Вашему вниманию представлена подборка репродукций с портретами Марины Цветаевой разных художников.

24-27 слайд (репродукции портретов Марины Цветаевой разных художников) – Просмотр портретов

Следующее ваше внимание хотелось бы обратить на слайд презентации с подборкой литературы о жизни и творчестве Цветаевой.

28 слайд (выставка литературы о Марине Цветаевой) – обзор литературы.

В заключении послушайте всем известные песни на слова Марины Цветаевой в исполнении Аллы Пугачёвой «Мне нравится, что Вы больны не мной» и «Уж, сколько их упало в эту бездну…».

29,30 слайды (с CD издания с песнями на стихи Марины Цветаевой). – Прослушивание песен.

На этом наша встреча закончена. Спасибо за внимание.

 

Литература:

  1. Коган Ю.М. Марина Цветаева в Москве. Путь к гибели. – М.,1990. – 240 с.
  2. Кудрова И.В. Версты, дали…: Марина Цветаева: 1922-1939. – М., 1991. – 368 с.
  3. Цветаева А.И. Воспоминания. – М., 1983. – 768 с.
  4. Цветаева М.И. Благословляю Вас…: Стихотворения и поэмы. – М.,2002. – 464 с.
  5. Цветаева М.И. Лирика: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. – М., 2001. – 128 с.
  6. Цветаева М.И. Откуда такая нежность. – М., 2005. – 352 с.

Эфрон А. О Марине Цветаевой: Воспоминания дочери. – М., 1989. – 480

Автор сценария: Семченко М.А.

Порослевые ворота | Цветаева «Деревья» Цикл

 

 

Девять стихотворений, собранных в «Деревья», — одни из самых трудных в творчестве Цветаевой. Они были написаны в 1922-1923 годах, вскоре после того, как она уехала из СССР и поселилась в сельской местности через реку от Праги. Она была в сильном волнении после побега из Москвы, где жестоко страдала от голода в годы революции. Кроме того, она воссоединилась со своим мужем Сережей Эфроном после многих лет разлуки. Этот эмоциональный подъем проявляется в девяти стихотворениях «Деревьев».

 

После многих лет городской нищеты Цветаева нежилась в лесной среде: «Деревья, я иду к вам, чтобы спастись от базарного грохота!» Деревья для нее — «самые тихие друзья». Лес был ее Элизиумом, раем богов.

 

Эти стихи исследуют, что она хочет от деревьев. Существует постоянное выражение возвышенности. Деревья имеют «рост вверх», а лес «вырывается из корней». В одном из стихотворений деревья даже «бегут в гору».

 

Повсюду присутствуют элементы мистицизма, классической и христианской религии, эротики, поэтического вдохновения и смерти. Подозреваю, что есть и какие-то личные элементы, относящиеся к посвящаемой, ее подруге Анне Антоновне Тесковой. Показательно, что эта работа посвящена ей, а не мужу Цветаевой, с которым она только что воссоединилась после долгих лет неизвестности, жив ли он.

 

                                             

 

Деревья

Моему чешской подруге Анне Антонова Тескова

1.

Потеря веры в смертные

В старый вереск,

В сухое место с серебристыми прожилками, 

 

Пусть трубят трубачи                                     

Слава моей тени!

В вереск-потерю,  

В вересково-сухие ручьи.

 

Старый вереск!

Слой голого камня! 10
Убедиться

В подлинности наших детских домов.

 

Снятие и выбраковка

Обрывки последней парчи —

В вересковые развалины

В вересково-сухие ручьи.

 

Жизнь: дружба двух душ

И удушение недостатков.

Серость и сухость

(Ибо вождь суров),                                                                                          20

 

Давид красивее, чем 90 0 Давид 90 0 Там, где рябина 90

В вересково-серое,

В вересково-сухое море.

 

 

2

Когда моя раздраженная душа

Опьянела от ран,

Когда семь раз отрекся я

Бороться с бесами—

 

Не с теми, кого хлещет огненный поток

В глубине:

С дневной низостью Земли,

С человеческой летаргией—

 

Деревья! Я иду к тебе! Чтобы сбежать

Рынок рев! 10

Твоим восходящим ростом

Как мое сердце очистилось!

 

Дуб божий! Марш 

В бой всеми корнями!

Мои ивы-пророки!

Березовые девы!

ELM — это неистовый Абсалом,

поднят в пытках

Сосна — это ты, Псалом из моих губ:

Горьба ягод Роуэн… 20

Для вас! В плещущуюся ртуть

Листья — пусть все упадут!

Впервые разжать руки!

Отказаться от рукописей!

 

Рой зеленых отражений,

Как будто плещутся мне в руки

Мои непокрытые,

Мои дрожащие.

3

Женщины купальщики, распущенные

в простой круг

полосой нимфа-гурдов

, и внезапно, нарушитель маны

в профилаке и пропортера руки,

-Свиток разнадосятся! —

в танце, заканчивающемся внезапно

с жестом защиты —

Длинная рука на бедре.

Вытяжение шеи…                                                                                         10

Серебро берез,

90 s!

 

4

 

Друзья! Братская толпа!

Ты, чьим шорохом сметаются следы 

Мирской обиды.

Лес! Мой Элизиум!

 

В шумном стане дружбы

Я закончу с общением душ,

Выбрав трезвость,

День среди самых тихих друзей.

 

Ah, с прижимными ножками:                                                      

В простой жертвенный огонь                                              10

Рощи! В великий штиль —

Мхов! В налив хвои…

 

Пророчество дерева!

Лес, возвещающий: Он здесь, 

Над сбродом изгибов —    

Идеальная жизнь:

 

Где нет ни рабства, ни уродства,

Туда, где все в полный рост

Туда, где правда виднее:

По ту сторону дней…

 

 

5

Беглецы? Солдаты?

Ответь, если жив!

Чернетские монахи верхом на лошадях                                    

Видят ли они Бога в подлеске?

 

Сколько шуршащих сандалий!

Сколько зданий пылает!

Сколько гончих и оленей—

В лесу деревьев!

 

Лес! Ты сегодня наездник!

Это то, что люди 10

называют болезнь: последнее

судороги деревьев-

Это свободная молодежь,

Выращенный на нектаре.

Это лес мгновенно 

Вырвавшийся из корней!

 

Нет; что-то другое. Не хлопья

В сухолистном половодье!

Вижу: летят копья,                                                    

Я слышу: рев крови! 20

 

И летящий в раскрытой хламиде*—                            

Кто его видел?

Саул следует за Давидом:                                                        

К собственной темной смерти.

 

6

Ни краской, ни кистью!

Свет — это царство серого.

Ложь, как красные листья:

Здесь цвет придавлен светом.

 

Цвет затоптан светом.

Цвет, свет пяточка на груди.

Не в этом ли, в этом ли:

Тайна и сила и сущность

 

Осеннего леса?

Как будто завеса 10

был строго нарисован

за тихий задней водой дней…

Как будто вы представляете своего сына

через расставания с долю,

Слова: Палестина и Элисий

.

 

Течение…прозрачность…

Сквозь тонкое переплетение волнений—

Свет блаженнее смерти

И — связь рвется. 20

 

Серость осенняя.

Ты, апофеоз Гёте!

Много здесь спето,

И еще больше разгадано.

 

Так блестят седины:

Итак, древние главы семьи—

Последний сын

Самый последний из семи.

в последнюю дверь —

с распространенной люминесценцией оружия… 30

(я не верю в цвет!

Здесь фиолетовый — последний из слуг!)

… уже не с светом :                              

Светящиеся каким-то свечением…

Не в этом ли, в этом—

И связь рвется.

 

 

Так сияют пустыни.

и,- сказал, что больше, чем я мог:

Пески Палестины,

Домики Элизиума… 40

7

взошел.

В строгих мерах псалма,

Видимая скала.

 

Толпа пробуждающихся тел:

Оружие!—Оружие!—Оружие!

Как армия под градом стрел,

Созрел для пыток.

 

Рулоны облачений, прозрачных, как сети,

Рассыплются в прах. 10

Руки, защищающие пах,

(Девственниц!) — и как вялые кнуты               

 

Руки бессовестных стариков…

Юношей — птиц!

Кавалерия в воронку суда!

Стоя по пояс,

 

Высвобождение из погребальных саванов—

Седобородое вознесение:

Существование!—Миграция!—Легион!

Целый народ                                                                             20

 

 

Потомков!

Смотри!—Проснись!!—Помни!

Вечером несколько деревьев

Бег в гору.

 

 

8

 

Кто-то идет к роковой победе.

С деревьев жесты трагедии.

Жертвенный танец из Иудеи!

От деревьев трепет тайн.

 

Это заговор против нашего века: 

Веса, меры, время, дроби.

Это порванная завеса:

С деревьев жесты надгробий…

 

Кто-то идет. Небеса как вход.

С деревьев жесты празднования. 10

 

 

9

Какими откровениями,

Какими правдами,

О чем шумите вы,

Листовые потоки?

 

С тайнами

О чем беснуется Сибил—

О чем ты шумишь,

О чем ты бредиш?

 

Что у тебя дышит?

Но я знаю, что вы относитесь к                                                     10

Оскорбление Времени 

С прохладой вечности.

 

Восхождение с юношеским гением —

Вы порочите

Ложь видения

Пальцем отрешенности.

 

Итак, опять, как прежде,

Земля  показался нам .

Таким образом  за веками

Планы были реализованы. 20

 

Таким образом, не хвастаться                                          

Чудес с монетами!

Так за веками

Тайны были разыграны.

 

Долой уверенность!

Прочь срочно!

В поток! — В пророчества

Воспоминания…

 

Листва состоит из листьев?

Сибил стонала? 30

… Листовые лавины,

листовые руины…

Marina Tsvetaeva, 1922-3

. застегивается на брошь. Греческое происхождение.

 

Красивые и грустные, лучшие стихи Марины Цветаевой о любви к мужчине. Лучшие стихи Марины Цветаевой Цветаева список самых известных

Я считаю, что Цветаева первая
поэтесса 20 века. Конечно, Цветаева.
И. Бродский

Красный цвет, праздничный, веселый и в то же время драматически насыщенный, выбирает Цветаев как знак своего рождения:

Красной кистью Рябина засветилась. Падали листья. Я был рожден.

В этой «красной кисти рябины» — полнота проявления жизненных и творческих сил поэтессы, эмоционально-поэтический взрыв, максимализм ее поэзии, и — надлом, грядущая трагическая смерть.

Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье: отец И.В. Цветаева — основательница Музея изобразительных искусств в Москве, мать М. А. Майна — пианистки, ученицы А. Г. Рубинштейна (умерла в 19 г.06). Из-за болезни матери Цветаева в детстве подолгу жила в Италии, Швейцарии, Германии.

Первыми сборниками стихов были «Вечерний альбом» (1910) и «Волшебный фонарь» (1912).

В 1918-1922 гг. Цветаева вместе с детьми находилась в революционной Москве, муж С. Эфрон воевал в белой армии (стихи 1917-1921 гг., полные сочувствия к белому движению, составили цикл «Лебединый лагерь») ). С 1922 по 1939 год Цветаева находилась в ссылке, куда отправилась вслед за мужем. Эти годы отмечены бытовой неустроенностью, трудными отношениями с русской эмиграцией, враждебным отношением критиков.

Летом 1939 года вслед за мужем и дочерью Ариадной Цветаева и ее сын Георгий вернулись на родину. В том же году муж и дочь были арестованы (С. Эфрон расстрелян в 1941 г., Ариадна реабилитирована в 1955 г.). Стихи М. Цветаевой не издавались, не было ни работы, ни жилья. В начале войны (31 августа 1941 г.), находясь в эвакуации в Елабуге (ныне Татарстан), в состоянии депрессии М. Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Основные произведения Цветаевой: поэтические сборники «Вечерний альбом», «Волшебный фонарь», «Миля», «Разлука», «Стихи Блоку», «Ремесло», «Психея», «После России», «Лебединый стан». «; поэмы «Царь-девица», «Молодец», «Поэма о горе», «Поэма о конце», «Лестница», «Поэма о воздухе», сатирическая поэма «Крысолов» , «Перекоп»; трагедии «Ариадна», «Федра»; прозаические произведения «Мой Пушкин», воспоминания А. Белого, В.Я. Брюсов, М.А. Волошин, Б.Л. Пастернака, «Сказка о Сонечке» и др.

«Мои стихи — дневник, моя поэзия — поэзия имен собственных» — Стихи М. Цветаевой изящны и музыкальны. В них много чистого, интимного. Ее душа на виду. Судьба мучительна, трагична. Поэзия бессмертна. И жизнь, как грозовая туча, как ярчайший луч солнечного лета, как кошмар и ликование морской пучины. ..

Сегодня день рождения Марины Ивановны. 8 октября 1892 года в Москве в семье профессора-филолога Ивана Владимировича и пианистки Марии Мейн родилась дочь.

Мама надеялась, что дочь пойдет по ее стопам и станет пианисткой. Однажды она записала в свой дневник такие строки: «Моя четырехлетняя Муся ходит вокруг меня и все складывает в рифмы — может быть, будет поэт?» Как показало время, пророчество сбылось. А с шести лет Марина пишет стихи на русском, французском и немецком языках.

«Мне дали морское имя — Марина», — с гордостью отмечала поэтесса. Кроме того, это очень романтично, красиво. Марина Цветаева любила красоту и видела ее во всем, даже там, где ее просто не было. Фантазировать и влюбляться — это про нее. Так она познакомилась со своим супругом Сергеем Эфроном. Женат в 19.

Марина Цветаева и Сергей Эфрон, 1911 г.

Их знакомство произошло в Коктебеле. Сережа был жизнерадостным и жизнерадостным человеком, душой любой компании, а Марина глубоко ранимой, романтичной, чувственной, глубоко погруженной в мир фантазий и девичьих грез — не как все, одиночкой. Однажды на коктебельском пляже Цветаева сказала своему другу, поэту Максимилиану Волошину: «Макс, я выйду замуж за того, кто угадает, какой у меня любимый камень». Так и случилось. Молодой москвич Сергей Эфрон – высокий, худощавый, с огромными глазами «морского цвета» – подарил Марине в первый же день знакомства бусину из генуэзского сердолика, которую Цветаева потом носила всю жизнь.

Вернувшись в Москву, Марина и Сергей поженились. Они не были, выражаясь современным языком, самой красивой парой, но их любовь даст фору любому, кто сомневается в красоте их душ и безукоризненно юных, безумно искренних и любящих сердец. Красота не показная, глубоко внутренняя — сегодня это редкий дар, но в то же время иллюзия, наивность. Марина Ивановна любила и была любима. Я был счастлив, и я был несчастен.

О тех, кого сегодня уже нет в живых, либо вообще не говорят, либо ничего плохого не говорят. О Марине Цветаевой, о великой русской поэтессе, о хрупкой женщине с изломанной судьбой надо говорить уважительно, не вникая в прошлое, не ища, не приводя бессмысленных поводов для ухода. Нам есть что вспомнить, что разоблачить. Читая строки тонкой человеческой души, мы воскрешаем в каждом слове, в каждой букве бесценное духовное наследие величайшей женщины русской литературы, пожалуй, единственной поэтессы, чье творчество так глубоко автобиографично.

Выбирать лучшее в творчестве Марины Цветаевой — дело неблагодарное. Из сотен прекрасных марочных вин лучшим является то, которое подходит для места и времени. То же и с поэзией — осенью мы видим красоту в ярко-желтых красках, а весной любуемся зелеными. Лучшие стихи Марины Цветаевой – лучшие для каждого в отдельности. Мне особенно близки эти:

Читает народная артистка СССР, актриса театра и кино, великолепная и неподражаемая Алиса Фрейндлих.

В старом вальсе Штрауса впервые
Мы услышали твой безмолвный зов
С тех пор все живое нам чуждо
И быстрый бой часов отрадно.

Мы, как и вы, встречаем закаты
Наслаждаемся близостью конца.
Все, чем мы богаты в лучший вечер,
Ты вложил нас в наши сердца.

Неустанно склоняясь к детским мечтам,
(Без тебя всего лишь месяц смотрели на них!)
Своих малышек ты водила на
Горькая жизнь мыслей и дел.

С малых лет, кто нам грустен, тот нам близок,
Скучен смех и чужд домашний приют…
Наш корабль не в добрый час отправляется
И плывет по велению всех ветров!

Весь бледнее лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе.
Видимо печаль оставила в наследство
Ты, о, мама, своим девочкам!

Мирок

Дети взгляды робких глаз,
Игривые ножки стучат по паркету,
Дети — солнце в облачных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золотых кольцах,
Ласковые слова шепчутся в дремоте,
Мирные картины птиц и овец,
Что в уютной детской дремлют на стене.

Дети вечер, вечер на диване,
За окном, в тумане, блески фонарей,
Размеренный голос сказки о царе Салтане,
Про русалок-сестер сказочных морей.

Дети — покой, миг покоя короток,
Трепетный обет Богу у постели,
Дети — нежные загадки мира,
И ответ — в самих загадках!

В Кремле

Где миллионы звездных светильников
Горят пред ликом старины,
Где сердцу мил звон вечерний,
Где башни влюблены в небо;
Где в тени воздушных складок
Сны бродят прозрачно белые —
Я понял смысл прошлых загадок,
Я стал поверенным Луны.

В бреду, с прерывистым дыханием,
Я хотел знать все, до дна:
Какие таинственные страдания
Королева в небе предана
И зачем к столетним зданиям
Так нежно цепляется, всегда одна…
Что на земле зовется легендой, —
Луна мне все рассказала.

В шелковых шитых чехлах,
У окон мрачных дворцов,
Я видел усталых ферзей,
В чьих глазах застыл тихий зов.
Я видел, как в старых сказках,
Мечи, корону и старинный герб,
И в чьих-то детских, детских глазах
Свет, что льет волшебный серп.

О, сколько глаз из этих окон
Смотрело…

Самоубийство

Был вечер музыки и ласки,
Все в саду цвело.
В его задумчивых глазах
Мама так светилась!
Когда она исчезла в пруду
И вода успокоилась
Он понял — жестом злого жезла
Ее колдун унес ее туда.
Рыдала флейта с далекой дачи
В сиянии розовых лучей…
Он понял — раньше был другим,
Теперь нищий стал никем.
Он крикнул «Мама!» снова и снова
Потом пробрался, как в бреду,
В постель, не сказав ни слова
О том, что мамочка в пруду.
Хоть икона над подушкой,
Но страшно! — Ах, иди домой!
…Он тихо плакал. Вдруг с балкона
Раздался голос: «Мальчик мой!»

В элегантном узком конверте
Нашел ее «Прости»: «Всегда
Любовь и печаль сильнее смерти.»
Сильнее смерти… Да, о да!..

В Париже

Дома до звезд, а небо ниже
Земля в оцепенении близка к нему
В большом и радостном Париже
Все та же тайная тоска.

Шумные вечерние бульвары
Угас последний луч зари
Везде, везде все парами, парами,
Дрожание губ и дерзость глаз.

Я здесь один. К стволу каштана
Прильнуть так мило головкой!
И стих Ростана плачет в душе моей
Как там, в покинутой Москве.

Мне чужд и жалок ночной Париж,
Милее сердцу старый бред!
Иду домой, там грусть фиалок
И чей-то ласковый портрет.

Есть чей-то взгляд грустно-братский.
На стене тонкий профиль.
Ростан и мученица Рейхштадта
И Сара — все придут во сне!

В большом и радостном Париже
Мне снится трава, облака,
И дальше смех, и тени ближе,
И боль еще глубока.

Париж, 19 июня09

Молитва

Христос и Бог! Хочу чудо
Сейчас, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть пока
Вся жизнь для меня как книга.

Вы мудры, строго не скажешь:
— «Потерпите, срок еще не закончился».
Ты дал мне слишком много!
Жажду сразу — все дороги!

Хочу всего: с душой цыгана
Идти на песни на разбой,
На всех страдать под звуки органа
И амазонка, чтобы броситься в бой;

Гадание по звездам в черной башне
Ведите детей вперед, сквозь тень…
Быть легендой — вчера,
Быть безумием — каждый день!

Я люблю и крест, и шелк, и шлемы,
Душа моя — след мгновений…
Ты подарил мне детство — лучше сказки
И смерть мне подари — в семнадцать!

Ведьма

Я Ева, и мои страсти велики:
Всю жизнь мой страстный трепет!
Глаза мои угольки,
И волосы спелая рожь,
И тянутся к ним из хлеба васильки.
Мой таинственный возраст хорош.

Видели ли вы эльфов в полночной тьме
Сквозь дым сиреневого костра?
Я не возьму у тебя звенящие монеты, —
Я призрачная сестра эльфов…
А если ведьму в темницу бросишь,
То смерть в неволе скора!

Аббатов, на полуночной страже,
Сказал: «Закрой дверь».
Сумасшедшая волшебница, чья речь — позор.
Волшебница лукавая, как зверь!
— Может и правда, но глаза темные,
Я загадка, но..

Асэ («Вечерний гул в угасающей заре…»)

Вечерний гул в угасающей заре
В сумерках зимним днем ​​

Помни меня!
Изумрудная волна моря ждет ты,
синий всплеск весла,
жить нашей жизнью под землей, трудно
Ты не мог.
Ну иди, коли сумрачна наша борьба
Он не зовет в наши ряды,
Если прозрачная влага соблазнительнее,
Серебристый стай чаек!
Солнце горячее, яркое, горячее
Ты передай мне привет.
Задайте свой вопрос всему сильному, светлому
Будет ответ!
Вечерний гул угасающей зари
В сумерках зимним днем.
Третий звонок. Спешите, уезжая
Помни меня!

озорство

Одиннадцать ударов в темной гостиной.
Сегодня что-нибудь появится?
Непослушная мамочка не дает тебе спать!
Эта мамочка полный ботаник!

Сдернуть, смеясь, одеяло с плеча,
(Смешно поплакать и попробовать!)
Дразнить, пугать, смеяться, щекотать
Сонные сестра и брат.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *