17.02.2025

Что такое традиция кратко: Что такое традиции: как они появляются, современные традиции и обычаи семьи, народов

Что такое традиции: как они появляются, современные традиции и обычаи семьи, народов

<<Лид>>

ИВАН ХЕОРХЕ,

преподаватель обществознания в «Фоксфорде»

Откуда появляются традиции

Традиции — это сложившиеся в обществе модели поведения, которые передаются из поколения в поколение и связаны с историей народа или государства. В основном традиции появляются двумя путями: их можно условно назвать «снизу» и «сверху».

Первый вариант означает, что традиция рождается из самой жизни людей, её формируют бытовой уклад, религия, природные изменения или символически значимые для сообщества события. Например, такие традиционные праздники в России — это день Ивана Купалы и Масленица. История этих обычаев тянется из глубоких языческих времён, а люди с удовольствием отмечают их до сих пор.

Happy New Year, или Отмечаем Новый год по-английски

Второй путь возникновения традиций — изобретение. Иногда традиции появляются с подачи государственной власти или политической элиты. В качестве примера такой традиции можно вспомнить праздник в честь Дня народного единства четвёртого ноября, который появился в Российской культуре совсем недавно — 16 лет назад.

Как появляются новые традиции

Государство по разным причинам стремится сделать некоторые модели поведения общепринятыми среди населения, и традиции хорошо подходят для этой задачи, ведь они апеллируют к коллективной исторической памяти и объединяют людей. Поэтому часто именно правители инициируют распространение или создание новых обычаев.

Изобретённая традиция может стать родной или остаться непринятой среди народа. Позитивный пример в этом случае — это такая неотъемлемая часть российской культуры, как празднование Дня Победы девятого мая. Традиция возникла не естественным путём, а с подачи государственной власти. Сразу после окончания Великой Отечественной войны День Победы не отмечался в Советском Союзе, такая практика появилась лишь спустя несколько лет. Этот праздник оказался принят повсеместно, потому что затрагивает многие глубинные чувства народа и вызывает тёплый отклик.

Чем традиция отличается от обычаяИзображение: Zajno Crew / Dribbble

Традиция — более широкое понятие, а обычаи порой называют элементом традиции. Обычаи, как правило, связаны с вопросами морали, которые волнуют общественность. Традиция же затрагивает любые взаимоотношения: семейного, культурного или экономического плана. Она часто вольно трактуется людьми, в то время как обычаи предполагают строгий порядок действий.

Зачем обществу традиции

Главные функции традиции — регулятивная и социализирующая. Как и любая социальная норма, традиция формирует поведение людей. В декабре мы, готовясь к зимним праздникам, украшаем свои квартиры и общественные пространства, в канун Нового года поздравляем друзей и родственников, готовим привычные нам с детских лет блюда. Так люди подчиняются негласным правилам, которые передаются из поколение в поколение.

Вторая функция традиций — стабилизировать общественные отношения. Приобщаясь к социальным устоям, люди приобретают представления о том, как нужно себя вести, а также о том, чего можно ожидать от других людей. Так социальные связи становятся более стабильными.

Как связаны национальные и семейные традицииИстория через кино: шесть исторических фильмов по книгам

Многие национальные праздники отмечаются в кругу семьи, поэтому можно сказать, что эти две группы традиций во многом пересекаются. Например, как мы помним из кино, в США на День благодарения принято собираться всей семьёй в одном доме, вместе обедать и отдыхать. В таких мероприятиях переплетаются история народа и история семьи.

При этом, конечно, бывают и домашние традиции, значимые для конкретной семьи, — они связаны с памятными датами, днями рождения, символическими ритуалами.

Какую роль играют национальные праздники в общественной жизни

Национальный праздник часто становится государственным выходным, когда у людей есть возможность отдохнуть от работы и провести время с близкими. Кроме того, застолье и увеселительные мероприятия приносят положительные эмоции, и поэтому основной массой общества такие обычаи принимаются радостно, их ждут. Праздники выполняют терапевтическую функцию: разгружают общество от рутинных будней, создавая атмосферу радости и смеха, дают возможность встретиться с друзьями.

Краткая история традиции новогоднего праздника в России

Новый год — один из самых популярных праздников во всём мире. На Руси его было принято отмечать ещё с языческих времён, но, к сожалению, никакие достоверные сведения о тех днях не дошли до нас.

— Новый год — народная или изобретённая традиция?

Точно известно, что начиная с крещения Руси в Х веке Новый год справляли первого марта. В конце XV века его перенесли на первое сентября, и в этот день праздник отмечался вплоть до реформы Петра I. Император в 1699 году принял решение о переносе Нового года с первого сентября на первое января, по примеру европейских стран.

Пётр специально прописал в указе, что Новый год — это государственный праздник и его нужно отмечать определённым образом, в том числе запускать салюты — тогда это называлось «огненной потехой». Первое время эта праздничная забава была доступна только дворянам. Сложно назвать Новый год исконно народной или изобретённой традицией, потому что этот национальный праздник имеет древнюю историю, но при этом большинство привычных нам сегодня обычаев были придуманы и привнесены в жизнь властью.

— Откуда взялось телевизионное обращение главы государства?

Обращение главы государства к народу, которое часто сопровождает новогоднее застолье, — это советская традиция. В 1940-х, во время Великой Отечественной войны, обращения передавались по радио и затрагивали успехи на фронтах, а начиная с Леонида Брежнева, поздравления россиянам стали транслировать в телевизионном эфире. В новейшей истории России эта традиция стала устойчивой, и каждый декабрь бой курантов на Красной площади звучит в домах и квартирах по всей стране. Интересно, что развитие традиций идёт в ногу с историческими переменами. Например, окончание холодной войны было ознаменовано особенным телеобращением главы государства. В канун 1 января 1987 года президент США Рональд Рейган поздравил с наступающим Новым годом население Советского Союза, а Михаил Горбачёв обратился к народу Соединённых Штатов.

— Как появилась традиция украшать новогоднюю ёлку и другие праздничные обычаи в России?

В начале XVIII века император Пётр I ввёл традицию праздничного украшения жилища ветками хвойных деревьев. Сперва такие декорации вызвали у населения неоднозначную реакцию, ведь на Руси еловые ветки издревле использовались в погребальных обрядах. Следы этой традиции до сих пор можно заметить на российских кладбищах, где часто высажены ели. Но со временем хвойные украшения вошли в привычку и полюбились населению России. Эту традицию, как и многие другие, Пётр I перенял у немцев, в чьих краях ещё в языческие времена было принято украшать и почитать ёлку под Новый год, а с христианизацией культуры этот обряд перешёл из новогоднего в рождественский.

В эпоху Петра ещё не было принято украшать вечнозелёное дерево игрушками, ровно как и дарить подарки друг другу на Новый год. Обычай дарения гостинцев ввела Екатерина II в конце XVIII века, а вешать игрушки на ёлку и празднично поднимать бокалы шампанского начали уже в XIX веке. В середине XIX века рождественская ёлка становится по-настоящему популярной в Петербурге, а затем мода распространяется и по другим уголкам Российской империи. Ёлку с тех пор украшают огнями, вешают на пушистые веточки сладости и игрушки, а сегодня свечи заменили более безопасные гирлянды.

Традиция | это… Что такое Традиция?

У этого термина существуют и другие значения, см. Традиция (значения).

Тради́ция (обычай) — множество представлений, обрядов, привычек и навыков практической и общественной деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений.

Содержание

  • 1 Происхождение термина
  • 2 Традиции в европейской культуре
    • 2. 1 Эпоха Просвещения
    • 2.2 XIX век
    • 2.3 XX век
  • 3 Понятие традиции в интегральном традиционализме
  • 4 Проблематика
  • 5 См. также
  • 6 Примечания
  • 7 Литература
  • 8 Ссылки

Происхождение термина

Понятие «традиция» восходит к лат. traditio, к глаголу tradere, означающему «передавать». Первоначально это слово использовалось в буквальном значении, обозначая материальное действие: так, древние римляне применяли его, когда речь шла о необходимости вручить кому-то некий предмет и даже отдать свою дочь замуж. Но передаваемый предмет может быть нематериальным. Это, например, может быть определенное умение или навык: такое действие в фигуральном смысле также является traditio. Таким образом, границы семантического спектра понятия традиции жестко указывают на основное качественное отличие всего того, что можно подвести под это понятие: традиция — это прежде всего то, что не создано индивидом или не является продуктом его собственного творческого воображения, короче, то, что ему не принадлежит, будучи переданным кем-то извне, обычай.

Это основное отличие часто отходит в сознании на задний план, уступая место другому, тоже значимому, но производному. Для обыденного сознания эпохи модерна слово «традиция» ассоциируется в первую очередь с тем, что связано с прошлым, утратило новизну и в силу этого противостоит развитию и обновлению, что само по себе неизменно, символизирует стабильность вплоть до застоя, избавляет от необходимости осмысливать ситуацию и принимать решение.

Традиции в европейской культуре

Понимание традиции в рамках европейской культуры, начиная с Нового времени отмеченное этим сдвигом, в целом базируется на историческом подходе. Динамический характер такого понимания, позволяющий увидеть и оценить роль и значение традиции в свете происходящих социальных изменений, проявляется, однако, и в возникновении общей тенденции к инфляции понятия. Если изначальное значение понятия «традиция» включало в себя аспект особого уважения к переданному как к дару и, соответственно, к самому процессу передачи, то в дальнейшем этот аспект в светской культуре постепенно утрачивается. Уже в поздней античности развитие понятия традиции в центральную категорию христианской теологии привело, с одной стороны, к его нормативному расширению, а с другой — к возникновению концептуальных затруднений в связи с конституированием противопоставления традиции и ratio.

В дальнейшем становление светского мировоззрения и сопряженный с ним рост авторитета индивидуального критического разума стимулировали углубление этого противостояния. Критическое отношение к традиции как таковой и прежде всего к церкви как ее опорному социальному институту достигло апогея в эпоху Просвещения. В это время и формируется собственно историческое понимание традиции как ограниченного временными рамками и изменчивого феномена.

Эпоха Просвещения

В эпоху Просвещения понятие традиции находилось в центре дискуссий, связанных с проблемой социально-политической эмансипации третьего сословия. Поскольку последняя понималась и рассматривалась как освобождение человека вообще, как эмансипация индивидуального разума и преодоление принуждающей силы традиции, понятие традиции стало элементом социально-антропологического дискурса. При этом интерпретации его были самыми разнообразными, от требования критического переосмысления границ признания традиции до полного отрицания всякой традиционности как главного препятствия на пути личности к своей аутентичной самости. Как считали впоследствии авторы-традиционалисты, в частности, Ж. де Местр, именно ожесточенное неприятие традиции мыслителями Просвещения послужило идеологическим обоснованием Французской революции.

XIX век

Реакцией на тотальное отвержение традиции Просвещением стало восторженно-апологетическое отношение к ней консервативного романтизма. Тем самым к началу XIX века в европейской культуре сложилось амбивалентное отношение к традиции, включавшее и понимание ее универсальной исторической роли, нашедшее отражение в оценке И. Г. Гердера, считавшего традицию главной движущей силой истории и в то же время называвшего ее «духовным опиумом», усыпляющим индивидуальную инициативу и критическое мышление. Однако в ходе дальнейшего развития ментальности модерна отношение к традиции в целом неуклонно становится все более и более негативным, что усугубляется успехами научного познания и технико-технологическими достижениями, ориентирующими на новацию как противоположность традиции.

Это можно проследить на философских системах и макросоциологических теориях первой половины XIX века (Г. В. Ф. Гегель, О. Конт, К. Маркс). Если у Гегеля традиция занимает важное место в процессе всемирно-исторической объективации духа, то в концепции Маркса она трактуется как выражение классовых и групповых интересов, как составляющая идеологии, а сквозь призму тотальной критики религии и церкви — как орудие манипулирования массовым сознанием. Негативные коннотации понятия традиции заметны и у Ф. Ницше, для которого последняя есть квинтэссенция обывательской косности, мешающая становлению сверхчеловека и подлежащая отрицанию.

XX век

«Фундаментальная политизация» социальной жизни, по выражению К. Мангейма, составляющая основную характеристику первой половины XX века, проявилась, в частности, и в том, что почти все многочисленные возникшие в этот период политические направления и массовые движения, базируясь на критическом отрицании наличных социальных традиций, обнаружили, тем не менее, стремление измыслить и увековечить новые, собственные традиции. На эту общую для них черту указывал Э. Хобсбаум, видевший в этом стремлении потребность подвести историческое обоснование под свои взгляды. Сам по себе этот факт, впрочем, только неопровержимо свидетельствует об атрибутивном характере традиции для социальной реальности. Осмысление этой идеи в современном социально-философском дискурсе повлекло за собой конституирование ряда различающихся концептуальных подходов к пониманию сущности и социальной значимости традиции.

Понятие традиции в интегральном традиционализме

Термин «традиция» (зачастую с большой буквы) является центральным в интегральном традиционализме.

В нём понятие традиции относится исключительно к цепи эзотерических знаний и практик, обладающих онтологическим статусом канала восхождения, и к совокупности основанных на сакральном опыте форм культуры и социальной организации[1].

«У традиции нет ничего общего ни с местным колоритом, ни с народными обычаями, ни с причудливыми действиями местных жителей, которые собирают изучающие фольклор студенты. Это понятие связано с истоками: традиция — это передача комплекса укоренённых способов облегчения нашего понимания сущностных принципов универсального (вселенского) порядка, так как без посторонней помощи человеку не дано понять смысл своего существования» — писал лидер новых правых Ален де Бенуа[2].

Проблематика

Концептуальные подходы к пониманию сущности и социальной значимости традиции можно сгруппировать соответственно их общей направленности. В группу подходов, которую можно условно обозначить как модернизм и прогрессизм, входят концепции традиции как отмеченной негативным знаком «диалектической пары» новации. В парадигме прогрессизма традиция — это то, что в конечном счете отступает под натиском нового, это обреченное и исторически относительное. Такое понимание просматривается у многих, совершенно разных авторов. По мнению, к примеру, Ханны Арендт, традиционность как характеристика социума полностью исчерпывает себя в эпоху модерна, поскольку логика индустриального развития требует замены традиции как социального ориентира ориентацией на общечеловеческую рациональность. Наиболее отчетливо эта идея была сформулирована Максом Вебером, впервые на концептуальном уровне противопоставившим традиционный и рациональный способы социальной организации. Традиция и рациональность в универсуме прогрессизма составляют два полюса, между которыми существует напряженность, определяющая направленность социальной динамики.

Традиционное общество понимается как тип социальной организации, радикально отличной от общества современного, характеризуемый замедленностью изменений, если не полным их отсутствием. Вторая его черта заключается в том, что оно предъявляет к своим членам совершенно иные требования, и главное из них — полностью подчинять личную интеллектуальную и социальную инициативу авторитету традиции.

Отсюда вытекает признание тесной связи между традицией и стереотипом. По сути, если ограничить рассмотрение поведенческим ракурсом, очевидно, что следование традиции предполагает стереотипизацию социального и индивидуального поведения, жесткое доминирование стереотипа над индивидуальным волеизъявлением, личностными особенностями и устремлениями. Социальный стереотип составляет механизм реализации традиции. На это обращает внимание известный отечественный исследователь Э. С. Маркарян, определяя традицию следующим образом: «Культурная традиция — это выраженный в социально организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводится в различных человеческих коллективах»[3].

Основной проблемой, связанной с традицией, в таком случае становится проблема соотношения стереотипизированного опыта и возникающих инноваций, а также проблема природы самих инноваций. Согласно Э. С. Маркаряну, «динамика культурной традиции — это постоянный процесс преодоления одних видов социально организованных стереотипов и образования новых», а инновации появляются в процессе органической перекомбинации элементов традиции. В таком понимании, как отмечает С. П. Иваненков[4], нивелируется качественная разница между традиционным и инновативным моментами социальности. Для более глубокого проникновения в проблему необходимо, считает он, «найти категориальное основание определения, в котором традиция будет положена как иное для инновации и обратно». Таким основанием, по его мнению, может быть только отношение двух реалий — традиционной и инновационной — ко времени как атрибутивному параметру социального бытия. В настоящее время все большую актуальность приобретает сохранение традиций в народном искусстве. Профессиональное образование в области традиционного декоративно -прикладного искусства с 1928 года ведется в Московской школе художественных ремесел. Широкое исследование данной темы проводит Международный Фонд Аполлон — Союз, США.

См. также

  • Обычай
  • Традиционализм
  • Примордиальная Традиция

Примечания

  1. Полонская И. Н. Социокультурная традиция: онтология и динамика. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук. — Ростов-на-Дону, 2006
  2. Ален де Бенуа Определение Традиции // Альманах «Полюс».  — 2008. — № 1. — С. 3-4.
  3. Советская этнография. 1981. № 2. С. 80.
  4. Иваненков С. П. Традиция и будущее // Credo. — 1997. — № 1.

Литература

  • Рене Генон Очерки о традиции и метафизике. — СПб., 2000. — С. 56-57.
  • Есаулов И.А. Духовная традиция в русской литературе // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001.
  • Нечипуренко В. Н. Ритуал (опыт социально-философского анализа). — Ростов-на-Дону, 2002. — С. 110-111.
  • Alleau R. De la nature des symboles. — Paris, 1958.
  • Косинова О. А. К вопросу о трактовке понятия «традиция» в отечественной педагогике //
    Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение»
    . — 2009. — № 2 — Педагогика. Психология.
  • Макаров А.И. Традиция против истории в философии современного европейского традиционализма // Диалог со временем. Альманах интеллектуальной истории. — М, 2001. — № 6. — С. 275-283.
  • Полонская И. Н. Традиция: от сакральных оснований к современности. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2006. — 272 с.
  • Ален де Бенуа Определение Традиции // Альманах «Полюс». — 2008. — № 1. — С. 3-4.

Ссылки

  • Обычай // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Что стоит знать путешественнику о жестах и обычаях в разных странах

Винланд в двух словах — Кризисный журнал

Некоторые авторы и некоторые книги не так известны , как должны были бы быть. Это, несомненно, относится к Джорджу Маккею Брауну и его шедевру романа:

Vinland .

Джордж Маккей Браун был оркадианцем, уроженцем Оркнейских островов, архипелага к северу от Шотландии. Родившийся в 1921 году, он был принят в католическую церковь в 1961 году. После этого вера стала ощутимо присутствовать в его творчестве, особенно в квазиавтобиографическом рассказе «Тарн и Розарий». Публикация Год Кита в 1965 году закрепил за ним репутацию поэта, а появление Календаря Любви в 1967 году ознаменовало его прибытие в качестве выдающегося писателя коротких рассказов.

Прожив всю свою жизнь в относительном уединении на Оркнейских островах , за исключением короткого периода учебы в Эдинбурге, работы Брауна проникнуты глубокой любовью к оркадскому образу жизни, прошлому и настоящему. Действительно, прошлое всегда присутствует в его творчестве, в жизни земледельцев, рыбаков, монахов и викингов, живущих в мире, окутанном и подкрепленным глубоко религиозным пониманием и постижением вечных истин. Его рассказы и стихи выражают его страсть к древнему, традиционному и духовному; они изобилуют легендами и мифами, образами и символами, самим языком таинственности.

Православный. Верный. Бесплатно.

Подпишитесь, чтобы получать Crisis  статей, ежедневно доставляемых на ваш почтовый ящик

Подписка по электронной почте в строке (#4)

Адрес электронной почты

Критик Алан Болд, писавший о понимании Брауном фермеров и рыбаков, которые были его соседями, предположил, что такие сочувствие и сочувствие заставили его осознать «элементарные отношения этих людей соответственно с землей и морем». Он мог бы также добавить, что такие люди живут жизнью, в которой душа мистическим образом связана с землей и морем.

Эта связь души-почвы и души-моря находит свое выражение в глубокой теологии места, которая пронизывает поэзию и поэтическую прозу Брауна. Такая укорененность в воплощенной духовности объясняет благоговение Брауна перед традицией и его обращение в католицизм, Старую Религию, которая была поборником и защитником традиции, ее последним оплотом и прибежищем. Новой антитрадиционной религией того, что Браун назвал «нашим серым двадцатым веком», был Прогресс:

Существует новая религия, Прогресс, в которую мы все искренне верим, и она касается только материальных вещей в настоящем и в смутном золоторуком будущем. Это бескорневая утилитарная вера, лишенная красоты и тайны… Представление о прогрессе — это рак, который улучшает внешний вид элементарного сообщества и вызывает ложную эйфорию, в то же время безжалостно высасывая из него жизнь.

Эта жалобная нота, выраженная в

Оркнейском гобелене , восхвалении Брауном островов, где он родился, была подхвачена персонажем «Тарн и Розария»:

Прогресс, это современное проклятие. Этот остров очарован идеей Прогресса…. Это поклонение Прогрессу высосет жизнь из каждого острова и уединенного места. Через три поколения Нордей опустеет. Ибо, говорит Прогресс, жизнь в городе должна быть выше жизни на острове… Останутся ли в мире хоть немного народа, когда Прогресс, наконец, слишком захлебнется в себе самом? Да, будет. Несколько человек тайком вернутся к ветру, туману и тишине. Я знаю это….

Это длинное предисловие к Джорджу Маккею Брауну и его творчеству служит прекрасным введением в его роман Vinland , опубликованный в 1992 году. of Orkney, St. Magnus the Martyr, Vinland вдохновляющим и историческим источником является

Orkneyinga Saga , скандинавская сага, повествующая об истории Оркнейских островов с девятого по тринадцатый век.

Действие Винланда происходит в конце десятого и одиннадцатого веков. Джон Кэбот. Он также включает битву при Клонтарфе в Ирландии, в которой силы викингов под предводительством Сигурда Оркнейского сражались с ирландской армией во главе с Брайаном Бору.

Изображение Брауном первой мирной встречи викингов с коренными американцами и их последующей кровавой встречи с коренными ирландцами наполнено вызывающей воспоминания мистикой, с которой он приближается ко всей реальности. Ничего просто так в литературном мире Джорджа Маккея Брауна не происходит; все предопределено провидением, временное всегда целуется или проклинается вечными силами, которые создают и разрушают жизни и амбиции смертных людей. Все это происходит на фоне жизни одного человека, Ранальда Зигмундсона, чей рост мудрости и добродетели, через опыт часто причиняемых самому себе страданий, является нитью, которая сплетает мистические элементы вместе в единую целостность.

С точки зрения времени и пространства, Vinland резонирует с тайной самого времени и пространства. Действие происходит во времена, когда старые языческие божества и верования побеждаются новой религией христиан, последняя из которых предлагает единственную надежду на подлинный человеческий прогресс из тисков варварства; с точки зрения пространства, действие происходит в мистическом пространстве, где Старый Север встречается с мистическим Западом, в пространстве, которое воспламенило воображение Толкина, Льюиса и Сигрид Ундсет. С точки зрения времени и пространства,

Vinland резонирует с тайной самого времени и пространства. Действие происходит во времена, когда старые языческие божества и верования побеждаются новой религией христиан.

Заключительные страницы романа не просто пробуждают этот союз Старого Севера и мистического Запада, но завершают его в таинственном общении, в котором жизнь и смерть встречаются во Христе. Немногие романы заканчивались так хорошо с точки зрения хороших нравов, истинной религии и красивой прозы. Если верно, что художника можно определить «как человека, умеющего доводить дело до конца», как утверждал Морис Бэринг, то вывод Vinland доказывает, что Джордж Маккей Браун действительно очень хороший художник.

Примечание редактора. Это сорок восьмая статья в продолжающейся серии статей, объясняющих великие литературные произведения «в двух словах».

Коротко о культурной трансформации

Все, что вы хотели знать о культурной трансформации, но боялись спросить

Что такое культура? Культура – ​​это личность, убеждения и поведение всех людей, работающих в организации. Так мы здесь появляемся. Это то, как люди работают вместе и как люди реагируют во время кризиса.

Давайте посмотрим на культуру Google. У Google были замечательные команды, они нанимали в соответствии с культурой, они кормили своих людей и имели классные рабочие места. Возможно, у них была культура, в которой люди работали долгие часы, но о них заботились. Людей нанимали за их талант и за то, подходили ли они. Они были вовлечены и мотивированы. Им нравилось работать в Google. Их культура была культурой высокой производительности.

К сожалению, ранняя культура Google скорее исключение, чем правило. Большинство организаций работают с низкоэффективной культурой. И когда руководители осознают это, они часто пытаются провести культурную трансформацию, которая приносит больше вреда, чем пользы.

Что такое культурная трансформация?

Культурная трансформация — это переход от текущего культурного состояния организационной системы к более развитому организационному состоянию. Организации обычно стремятся к культурным преобразованиям, чтобы раскрыть организационные характеристики, необходимые для выживания, создания заинтересованного персонала, а также для привлечения и удержания талантов.

Компания Google привнесла культуру в понимание эффективности организации. Они доказали, что если вы позаботитесь о своих людях, создав удивительную культуру, люди позаботятся об организации, создав высокоэффективную организацию. Суть культурной трансформации заключается в создании потрясающих рабочих мест с очень высокой производительностью.

Можно понять спектр культур от менее развитых культур (традиционная организационная культура) до более развитых культур. Мы придумали термин «Традиционные организации и эволюционные организации» в нашей книге «Лидерство за пределами изменений» как способ определить низкоэффективные культуры и высокоэффективные культуры. Традиционные организации используют командование и контроль, чтобы «заставить» сотрудников работать, в то время как эволюционная организация ориентирована на людей и сотрудничество, используя вовлеченную рабочую силу, которая работает быстрее, лучше и т. д. 

Все организации находятся где-то на пути эволюции между традиционной и эволюционной культурой, низкой производительностью и высокой производительностью.

Программа культурной трансформации предназначена для продвижения организации к более высокой эффективности. Это достигается путем создания лучшей рабочей среды: более развитой организационной культуры, которая также обеспечивает высокую производительность. Развитая организация означает выход за рамки тактики и стратегии, чтобы произвести фундаментальный сдвиг в организационном функционировании.

Это восходит к популярной фразе: «Культура ест Стратегию на завтрак». На SHIFT314 мы дополняем эту цитату словами: «… И Стратегия съедает Тактику за послеобеденным чаем». Тактика, изменения процессов и стратегические планы не могут привести к фундаментальным изменениям в деятельности организации. Культурная трансформация — это то, что необходимо для достижения высокой производительности, необходимой на сегодняшнем нестабильном конкурентном рынке.

Как успешно провести культурную трансформацию?

Культура следует за лидерством

Культура организационной системы — будь то команда, отдел или вся организация — является отражением лидера, который обладает властью для этой группы. Таким образом, изменение культуры — это на 100% локальное явление — оно может произойти где угодно и когда угодно с любым, у кого есть какие-либо полномочия.

Лидеры по своему образу жизни служат маяком для появления новой культуры в организационной системе. Развитый лидер будет тянуть людей к более развитой культуре. Менее развитый лидер с традиционным командно-административным стилем будет выступать в качестве якоря, который тянет организацию к более традиционной культуре с более низкой производительностью.

Программа трансформации = «Ловушка»

Ключевым фактором для проведения успешной культурной трансформации является исключение слова « трансформация ».  

Когда лидер говорит людям, что им предстоит пройти программу трансформации, это обычно вызывает страх. Хотя намерение состоит в том, чтобы создать ощущение срочности, оно имеет неприятные последствия.

Трансформация активирует у людей реакцию страха.
Когда организация объявляет о преобразовании или проводит его
уровень психологической безопасности падает.

Когда психологическое состояние всех рабочих срабатывает, срабатывает важная биологическая реакция, кровоснабжение лобной коры падает, и способность предпринимать изменения фактически снижается. Это всего лишь один пример того, как трансформация наносит ущерб людям, затронутым программами организационной трансформации.

Обычный подход «стимулировать изменения» — это катастрофа. Попытка « сделать ”люди претерпевают своего рода культурную трансформацию, применяется традиционная модель командования и контроля или обычный бизнес. В конечном итоге это приведет к традиционному результату и снизит уровень производительности.

Ключом к успеху является создание того, что мы в SHIFT314 называем «Программой эволюции», которая имеет совершенно иную основу. Вместо того, чтобы создавать страх, Программа Эволюции фокусируется на вовлечении, включении, вовлечении и психологической безопасности, чтобы люди были открыты для обучения.

Как лидеры, наша первая задача — поддерживать систему на ее нынешнем уровне развития. Это означает, что вы не должны подталкивать или стимулировать изменения. Руководители, прислушиваясь к системе, с помощью специально разработанных методов создают желание, находят готовность, используют совместное творчество и получают «покупку» всех, на кого влияют изменения. Как лидеры изменений, второй шаг — помочь системе развить новые эволюционные возможности, чтобы развиваться еще быстрее. По мере того, как мы становимся более развитыми лидерами, мы переосмысливаем свою роль управляющего системой, который должен возвышать ее, а не контролировать. Мы называем это эволюционным лидерством.

Организационная эволюция

Осознание подхода к изменению ограничивает осознание результата. Для создания эволюционного результата необходим эволюционный подход к изменениям. Это требует, чтобы лидеры перешли от традиционных репрессивных моделей изменений к более развитым.

Некоторые очень конкретные примеры высокосознательных подходов включают способность:

  • Навигация по сложности
  • Моделирование проведения экспериментов
  • Совместное создание наиболее выгодного пути для организационной эволюции
  • Работать всегда, исходя из инклюзивности
  • Воспитание лидеров на всех уровнях
  • Поддерживать психологическую безопасность людей на протяжении всего процесса изменений

Это несколько моделей и подходов, которые выводят лидеров за рамки традиционных изменений . Наше решение этой проблемы — SHIFT314 Evolutionary Leadership Framework™, который дает лидерам инструменты, необходимые им для превращения в эволюционных лидеров, способных масштаб передового опыта с людьми .

Эволюция лидерства

Важно, чтобы лидеры моделировали характеристики культуры, которую они стремятся создать

Многие организации не могут перейти к культуре с более высокой производительностью, потому что лидеры — это предел возможного. Именно лидеры моделируют характеристики культуры, к которой стремятся.

Моделирование желаемой культуры создаст желаемую культуру. Проще говоря, когда лидеры «говорят», они моделируют культуру или модели поведения, которые они хотят видеть в рабочей силе. Создание успешной культурной трансформации требует, чтобы лидеры сначала изменили свое поведение. Это может потребовать роста и эволюции лидеров.

Мы определяем Эволюционное Лидерство как выбор саморазвития и изучения способностей, необходимых для развития организации. Когда я как лидер принимаю решение развиваться, я действую как маяк перемен.

Высокая производительность требует, чтобы человек или команда активизировались, брали на себя ответственность, мотивировали себя, создавали продукты и услуги и доставляли их. Высокая производительность создается теми, кто увлечен, счастлив, совместно творит, где радость и цель в работе создают культуру лидеров.

Изменение — это передача. Подумайте о том, кого вы хотите возглавить в своей трансформации. Наняли бы вы кого-нибудь, чтобы привести вашу организацию к высокой эффективности, если бы они не добились высоких результатов в своей жизни? Через наш собственный рост и эволюцию мы развиваем способность и ответственность вдохновлять других на рост.

Ловушка ценностей

Одной из самых больших ловушек культурной трансформации является представление о том, что программа ценностей приведет к желаемому результату.

Большинство программ ценностей на самом деле являются актом угнетения, говоря другим людям, что они должны проявлять себя определенным образом и следовать определенным ценностям, с которыми их никогда не спрашивали, согласны ли они с ними. Им просто велят следовать за ними.

Большинство организаций попадают в то, что мы называем ценностной ловушкой, пытаясь создать культурную трансформацию. Проблема в том, что они делают это обычным образом, что снижает уровень производительности.

Конечно, по-прежнему можно использовать программу ценностей, но самое главное, что мы используем программу, в которой ценности создаются в равной степени всеми людьми в организации, и следовать им необязательно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *