ВОЗНИКНОВЕНИЕ РЕЛИГИИ У ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
1. Бессилие первобытных людей перед природой.
За сотни тысяч лет жизни первобытных людей на Земле они многое узнали и многому научились.
Люди заставили служить себе могучую силу природы — огонь. Они научились плавать на лодках по рекам, озёрам и даже морям. Люди выращивали растения и приручали животных. С луком, копьями и топорами они охотились на самых крупных зверей.
Всё же первобытные люди были слабы и беспомощны перед силами природы.
Сверкающая молния ударяла с оглушительным грохотом в жилище людей. У первобытного человека не было от неё никакой защиты. Древние люди были бессильны бороться с бушующим лесным пожаром. Если им не удавалось убежать, они погибали в пламени.
Внезапно налетавший ветер перевёртывал, как скорлупки, их лодки, и люди тонули в воде.
Первобытные люди не умели лечиться, и от болезней умирал один человек за другим.
Древнейшие люди пытались лишь как-нибудь убежать или спрятаться от угрожавших им опасностей.
По мере того как у людей развивался ум, они пытались объяснить себе, какие же силы управляют природой. Но первобытные люди не знали многого из того, что мы знаем сейчас о природе. Поэтому они объясняли явления природы неверно, ошибочно.
2. Как появилась вера в «душу».
Первобытный человек не понимал, что такое сон. Во сне он видел людей, находившихся далеко от того места, где он жил. Видел он и тех людей, которых давно не было в живых. Люди объясняли сны тем, что в теле каждого человека живёт «душа» — «дух». Во время сна она будто бы выходит из тела, летает по земле, встречает «души» других людей. С возвращением её спавший просыпается.
Смерть казалась первобытному человеку похожей на сон. Она наступала будто бы оттого, что «душа» покидала тело. Но люди думали, что «душа» умершего оставалась поблизости от тех мест, где он жил раньше.
Люди верили, что «душа» умершего старейшины продолжает заботиться о роде, как он сам заботился при жизни, и просили у неё защиты и помощи.
3. Как люди создали богов.
Первобытные люди думали, что «душа» — «дух» есть у животных, у растений, у неба, у земли. «Духи» могут быть злыми и добрыми. Они помогают или мешают на охоте, вызывают болезни у людей и животных. Главные «духи» — боги управляют силами природы: они вызывают грозу и ветер, от них зависит, взойдёт ли солнце и наступит ли весна.
Богов первобытный человек представлял себе в виде людей или в виде животных. Как охотник бросает копьё, так и бог неба бросает огненное копьё-молнию. Но копьё, брошенное человеком, пролетает несколько десятков шагов, а молния пересекает всё небо. Бог ветра дует, как и человек, но с такой силой, что ломает вековые деревья, поднимает бурю и топит лодки. Поэтому людям казалось, что хотя боги подобны человеку, но гораздо сильнее и могущественнее его.
Вера в богов и в «духов» называется религией.
4. Молитвы и жертвы.
Охотники просили у богов послать удачу на охоте, рыболовы просили тихой погоды и обильного улова. Земледельцы просили у бога вырастить хороший урожай.
Из дерева или из камня древние люди вырезали грубое изображение человека или животного и считали, что бог вселяется в него. Такие изображения богов называются идолами.
Чтобы заслужить милость богов, люди молились идолам, униженно кланялись им до земли и приносили подарки — жертвы. Перед идолом резали домашних животных, а иногда и человека. Губы идола обмазывали кровью в знак того, что бог принял жертву.
Религия приносила первобытным людям большой вред. Всё, что происходило в природе и в жизни людей, она объясняла волей богов и духов. Этим она мешала людям искать правильное объяснение явлений природы. Кроме того, люди губили много животных и даже людей, принося их в жертвы богам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ — ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ
Несколько сот тысяч лет люди жили первобытными стадами, и десятки тысяч лет они жили родами и племенами. С орудиями труда из камня и дерева, а позднее также из кости и рога первобытные люди едва добывали себе средства к жизни и часто голодали.
Благодаря труду людей их жизнь постепенно изменялась. Они стали строить жилища, делать одежду, заниматься земледелием и скотоводством. Изменились и сами коллективы людей: род был гораздо более прочным и лучше организованным коллективом, чем первобытное стадо.
Но было и много сходного между первобытным стадом и родом- люди трудились сообща, вместе владели имуществом. Такой порядок жизни, при котором первобытные люди сообща трудились, имели общее имущество, были равны между собой, называется первобытно общинным строем.
- < ПЕРВОБЫТНЫЕ СКОТОВОДЫ И ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ
- -> СЧЁТ ЛЕТ В ИСТОРИИ >
Теги:
Первобытные люди
40 тыс. лет до Н.Э.
10 тыс. лет до Н.Э.
Добавить комментарий
Введение. Жизнь первобытных людей.
5 класс. История Древнего мира. — Возникновение искусства и религиозных верований.Комментарии преподавателяЗарождение искусства. С появлением человека разумного развитие человечества пошло гораздо быстрее. Это было связано с целым рядом изобретений, облегчивших и улучшивших жизнь людей. В то же время зарождалось искусство. Его возникновение свидетельствовало о том, что у человека появилось свободное время, а его жизнь стала более спокойной и безопасной. Теперь человеку больше не приходилось думать лишь о том, как выжить в суровых условиях и не умереть от голода.
Рис. Каменная фигурка быка
На стенах пещер, в которых жили первобытные люди, учёные обнаружили изображения охотников и животных, живших в те далёкие времена. Природными красками — красной, чёрной и коричневой — древние художники нарисовали могучих мамонтов, бизонов и оленей с огромными рогами. В местах древних поселений учёные находят также фигурки животных и людей, вырезанные из рога или бивней мамонта, высеченные из мягкого камня или вылепленные из глины.
Рис. Бизон. Наскальное изображение
Зарождение у людей веры в духов и богов. У человека разумного зародилась вера в существование сверхъестественных сил. Он считал, что окружающий его мир населён невидимыми существами. Они могут быть злыми или добрыми. Если их рассердить, они распугают зверей, и охотники останутся без добычи. Поэтому люди старались задобрить духов, приносили им жертвы — часть охотничьей добычи, собранных плодов, ягод.
Вначале такие жертвенные подношения просто оставляли там, где могли обитать духи. Позднее люди стали вырезать из дерева изображения духов, которым поклонялись. К этим скульптурам они приносили жертвы. При этом люди считали, что дух вселится в своё изображение и воспользуется дарами.
Наши предки верили, что кроме духов есть более могущественные существа — боги. Они обожествляли Солнце, Луну, грозу и многое другое, что было непонятным и страшным. Боги, по мнению людей, могли наслать болезни, засуху, лютый холод. Поэтому их, как и духов, надо было задабривать.
Появление веры в загробную жизнь. Люди верили, что у человека есть бессмертная душа. Когда он умирает, она покидает тело и отправляется на небо, в «страну заката». Там обитают боги и духи, а также души умерших.
Рис. Глиняная фигурка богини
В этой заоблачной стране, на бескрайних полях пасутся бесчисленные стада, и души, обитающие там, не знают голода. Они ведут сытую жизнь, не ведая болезней. В этой счастливой стране царит вечное лето. Чтобы туда добраться, нужна пища на дорогу. На небе душе человека понадобятся ещё и вещи, которыми он пользовался при жизни. Мужчина получит там возможность охотиться, а женщина — шить и готовить. Поэтому рядом с умершими клали запас еды, оружие, шилья, иглы. Подобные погребения помогли учёным узнать, что у человека разумного появилась религия.
Подведём итоги
С появлением человека разумного зародилось искусство и возникла религия.
Религия — вера в существование богов, души и загробного мира.
Вопросы:
- Как вы думаете, с чем связано появление искусства? О чём это свидетельствовало?
- Назовите древнейшие формы искусства.
- Что такое религия и когда она появилась? Кому и как поклонялись древние люди?
- Как древние люди представляли себе загробную жизнь?
К занятию прикреплены файлы «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.
Источники:
https://www.youtube.com/watch?v=XJZ2Kl5fKKs
http://www.tepka.ru/istoriya_5/3.html
призраков в Древнем Египте — Энциклопедия всемирной истории
Текст, известный как «Песнь об арфистах», , датируемый периодом Среднего царства (2040–1782 гг. до н. э.), призывает свою аудиторию максимально использовать время, потому что смерть — это неизбежность:
Сделай праздник! И не уставай играть! Ибо никому не позволено брать с собой свое имущество, и никто, кто уходит из этой жизни, никогда не возвращается снова (Tyldesley, 142).
Наиболее стойкое представление египтян о смерти заключалось в том, что это был рай, продолжение жизни на земле, но без разочарований, потерь или страданий. Вдали от понимания «вы не можете взять это с собой», на протяжении большей части египетской истории считалось, что «вы сохраните это навсегда», поскольку можно было бы найти всех потерянных после смерти в раю Тростникового поля на другой стороне. . Это видение загробной жизни менялось в разные эпохи, иногда получая более широкое признание, иногда меньше, но оставалось довольно постоянным. Наряду с этим взглядом пришло понимание бестелесных духов — призраков, — которое, в большей степени, чем представление о загробной жизни, оставалось неизменным с самых ранних свидетельств до конца древнеегипетской истории: призраки были такой же реальностью, как и любой другой аспект жизни. существование. Египтолог Розали Дэвид пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Считалось, что общество состоит из четырех групп — богов, короля, блаженных мертвецов и человечества — которые разделяют определенные моральные обязательства и обязанность взаимодействовать для поддержания мирового порядка.
Существование этого ордена и предположение, что он постоянно находился под угрозой, были основной предпосылкой египетской веры (271).
Центральной ценностью египетской культуры было маат (гармония, равновесие), которое египтяне соблюдали практически во всех аспектах своей жизни; среди наиболее важных из них было надлежащее захоронение мертвых. Считалось, что человек путешествует по дороге с односторонним движением от рождения, через смерть и в загробную жизнь. С помощью рисунков на гробницах, надписей и скульптур были созданы условия для того, чтобы душа могла вернуться и безвредно посетить землю, но ожидалось, что дух относительно быстро отправится в свое собственное царство. Появление призрака, а особенно его взаимодействие с живыми, было верным признаком того, что естественный порядок был нарушен, и самой частой причиной этого беспокойства было недовольство духа погребением своего тела, состоянием гробницы или отсутствие уважительной памяти.
‘Люди, считающие, что они потерпели несправедливость, могли написать письмо умершим, прося их заступиться за писавшего’. Дэвид
Душа в Древнем Египте
В ранних египетских верованиях душа рассматривалась как единое целое, известное как Ху , которое было бессмертным аспектом человека. Со временем было признано, что он состоит из пяти различных аспектов, иногда из семи, а иногда из девяти, в зависимости от эпохи в истории Египта. Девять аспектов формируют общее понимание, наполняющее концепцию семи и пяти: Кат было физическим телом; Ка двойная форма; Ba — аспект птицы с головой человека, который мог летать между землей и небесами; Шуйет был теневым я; Акх бессмертное, преображенное я, Саху и Сехем
Удалить рекламу
Реклама
YouTube Следите за нами на Youtube!Когда человек умирал, семья приносила его тело бальзамировщикам, древнему эквиваленту современного похоронного бюро. Затем о теле будут заботиться в той степени, в которой семья будет в состоянии заплатить. Было три варианта бальзамирования и погребения: от самой высокой цены, которая связывала труп с богом Осирисом, до более низкой цены, которая включала бальзамирование, обряды и гроб в более скромных масштабах, до самой низкой цены, которая обеспечивала наименьшие затраты. количество услуг.
Анубис Бог потерянных душ
Рама (CC BY-SA)
Выбор семьи из этих вариантов будет определять тип предоставленного гроба, погребальные обряды, на которые труп имеет право, и, что не менее важно, то, как тело было подготовлено к погребению. Бальзамировщики представляли все три варианта выбора семьям погибших, зная, что их выбор может повлиять на загробную жизнь умершего, а также на их собственную жизнь в ближайшие месяцы; если семья могла позволить себе роскошный вариант Осириса, но вместо этого предпочла сэкономить деньги на втором или даже третьем варианте, дух умершего имел полное право вернуться, чтобы пожаловаться. В таких случаях Ак получил от богов разрешение вернуться на землю и исправить несправедливость.
История любви?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку по электронной почте!
Однако Ах мог вернуться по ряду других причин, помимо дешевого захоронения с недостаточным погребальным обрядом. Любая обида, причиненная умершему, не искупленная при жизни, могла стать поводом для преследования после смерти человека.Возвращение духов
Одним из самых известных примеров призраков в Древнем Египте является письмо, написанное вдовцом духу его умершей жены, найденное в гробнице из Среднего царства. Он пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Что плохого я сделал тебе, что я должен был прийти к этому злому пути? Что я тебе сделал? Но то, что ты сделал со мной, это наложил на меня руки, хотя я не имел ничего дурного по отношению к тебе. С того времени, как я жил с тобой как твой муж, и до сегодняшнего дня, что я сделал с тобой, что мне нужно скрывать? Когда ты заболел болезнью, которая у тебя была, я приказал привести мастера-врача… Я провел восемь месяцев без еды и питья, как мужчина. Я очень плакал вместе со своими домочадцами перед своим уличным кварталом. Я дал льняные одежды, чтобы обернуть тебя, и не оставил неисполненным ни одного благодеяния, которое должно было быть совершено для тебя. И вот, я провел три года в одиночестве, не входя в дом, хотя и нехорошо, чтобы такой, как я, должен был это сделать. Это я сделал ради тебя. Но вот, ты не отличаешь хорошего от плохого (Нардо, 32).
Мужчина, должно быть, испытывал некоторые страдания, которые можно было объяснить только посредничеством его покойной жены. Болезни и неудачи приписывались либо работе богов (преподать урок или наказать за какой-либо грех), действиям злых духов, либо гневу и обиде мертвых. В этом случае вдовец утверждает, что все делал правильно в своих отношениях со своей женой даже после ее смерти, заявляя, что он даже зашел так далеко, что избегал посещения публичного дома («дома») в течение трех лет после ее смерти. Бордели практически не существовали в Египте до позднего периода, поэтому предполагается, что он ссылается на заведение, подобное бару или пабу, где могли быть найдены проститутки. Однако в целом свидетельств проституции в Древнем Египте не так много, и мужчина мог просто ссылаться на «дом» так, как сегодня говорят о пивной или пабе без какого-либо сексуального подтекста, хотя отрывок обычно не интерпретируется таким образом.
Средний саркофаг Кха (фрагмент)
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
В подобном случае мужчина пошел бы к священнику или «мудрой женщине», провидице, чтобы вмешаться, или, возможно, посетил бы храм. Розали Дэвид комментирует это, написав: «Некоторые храмы были известны как центры инкубации снов, где проситель мог провести ночь в специальном здании и общаться с богами или умершими родственниками, чтобы получить представление о будущем» (281). Когда эти варианты не срабатывали, живые прибегали к написанию письма. Давид продолжает:
Важным средством связи с ушедшими в мир иной были так называемые «Письма к мертвым». Люди, считавшие, что понесли несправедливость, могли написать письмо умершим, прося их заступиться за писателя. Если у живого человека с проблемами не было в этом мире могущественного покровителя, он мог обратиться за помощью к умершим… оно пришло принять пищу. Просьбы, найденные в письмах, разнообразны: некоторые искали помощи против мертвых или живых врагов, особенно в семейных спорах; другие просили о юридической помощи в поддержку истца, который должен был предстать перед божественным судом в Судный день; а некоторые умоляли об особых благословениях или льготах (282).
Поскольку мертвые продолжали существовать в загробной жизни, с ними можно было связаться, когда бы они ни понадобились живым; только потому, что их больше нельзя было увидеть на земле, не было оснований полагать, что они перестали существовать. Египтолог Уильям Келли Симпсон пишет:
Удалить рекламу
Реклама
Смерть для умершего египтянина, прошедшего обряд беатификации, была продолжением жизни, и, как показывает практика праздничного пира в часовнях-гробницах, отношения между живыми и мертвыми далеко не всегда были мрачным делом. .. призраки были не столько жуткими существами, сколько личностями, к которым живые относились прагматично (112).
Хонсемхаб и призрак
Этот тип отношений проиллюстрирован историей о привидениях периода Рамессидов (1186-1077 гг. до н.э.) Нового Царства (1570-1069 гг. до н.э.), название которой обычно переводится просто как История о привидениях , но также известна как Хонсемхаб. и Призрак . Хотя дошедшая до нас версия истории относится к Новому царству, считается, что она является копией более старой части Среднего царства. В этой сказке верховный жрец Амона Хонсемхаб встречает духа по имени Небусемех, чья могила разрушена. Небусемех изображен как человек с проблемой; не как призрак, который вернулся, чтобы преследовать или беспокоить живых.
История начинается, когда Хонсемхаб возвращается в свой дом, предположительно после случайной встречи с духом в некрополе Фив. Он вызывает духа, чтобы поговорить с ним напрямую, узнает его имя и обнаруживает его обиду: его могила пришла в негодность, потому что земля под ней отвалилась, и она рухнула. Никто не знает, где он похоронен, и поэтому никто больше не приносит ему подношения. Хонсемхаб обещает духу, что построит ему новую гробницу, но Небусемех настроен скептически, говоря, что слышал такие обещания много раз раньше, когда жаловался на это людям. Хонсемхаб посылает слуг, которые находят гробницу, и объявляет чиновнику о своих планах построить новую гробницу для Небусемеха. Конец истории утерян, но предполагается, что Хонсемхаб сдержал свое слово, и Небусемеху предоставили новую гробницу.
Эта история, хотя и вымышленная, соответствует представлениям древних египтян о том, что они на самом деле взаимодействовали с духами. Хонсемхаб считается вымышленным, как и рассказ Небусемеха о его жизни на земле, но сюжет этой истории не показался бы древнему зрителю диковинным. Цель рассказа, помимо развлечения, заключалась в том, чтобы убедить аудиторию в важности почитания и уважения умерших посредством постоянного воспоминания об их могилах и заботы о них. История ясно показывает, что Небусемех был важным человеком в жизни, чья могила заслуживала постоянного ухода и уважения, и если в этом можно было отказать кому-то подобному — человеку, которого почитал такой великий царь, как Ментухотеп II, — то в этом можно было отказать и любой. Мораль напомнила бы публике, что нужно быть осторожным, чтобы чтить и уважать мертвых, потому что, в конце концов, все окажутся в том же состоянии.
Удалить рекламу
Реклама
Эта жизнь и что будет после
Загробная жизнь, известная чаще всего как Тростниковое Поле, точно отражала земную жизнь. Боги создали самое совершенное место, когда создавали Египет, и египтянам был дарован великий дар жить там вечно после того, как они прошли через смерть и суд Осириса. Как уже отмечалось, это понимание вечности время от времени менялось, но это центральное понимание продолжало прокладывать свой путь через долгую историю Египта.
Книга мертвых папирусов
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
Однако в Поднебесной встречаются тексты, наиболее резко отклоняющиеся от веры в вечную жизнь в радости на том свете, что находит отражение в строках, которые Хонсемхаб обращается к духу Небусемеха:
Как плохо ты живешь без еды и питья, без старения и молодости, без солнечного света и северных ветров. Тьма в твоих глазах каждый день. Вы не встаете рано, чтобы уйти (Симпсон, 113).
Это мнение обычно выражается в литературе Среднего Царства: смерть, возможно, была неизбежностью, но то, что последовало за ней, — нет. Египетская точка зрения этого периода, по крайней мере, выраженная в литературе, гораздо ближе к точке зрения Месопотамии, где мертвые жили в вечных сумерках, пили из луж и ели пыль. В отличие от традиционного египетского представления, согласно которому человек жил, как всегда, теперь считалось, что дух не имеет никакой связи с предыдущей жизнью. Строка Хонсемхаба «Вы не встаете рано, чтобы уйти» относится к земной практике вставать утром, чтобы идти на работу. С традиционной точки зрения, в загробной жизни человек должен был бы работать над тем, что он делал на земле. Гробницы всегда считались «вечным домом» в Египте от мастаб раннединастического периода (ок. 3150–2613 гг. до н. э.) до ступенчатой пирамиды царя Джосера (ок. 2670 г. до н. э.) и памятников династии Птолемеев (323–30 гг. до н. э.). ), но в Поднебесной они, похоже, широко рассматриваются как конечный пункт назначения.
Забота о мертвых и возвращающихся духах всегда была частью египетской культуры, но определенный скептицизм характеризует отношение Среднего Царства и делал призраков гораздо более реальной угрозой установленному порядку в вопросе загробной жизни вечного мира: если бы не было рая тогда куда уходили души людей, когда они умирали? Кажется, самый распространенный ответ: нигде. Они остались в своих могилах, в своих вечных домах. Призраки больше не приходили из загробной жизни, чтобы взаимодействовать с живыми; они присутствовали в этой жизни.
Книга мертвых Аанеру, Фивы
Марк Картрайт (CC BY-NC-SA)
В то же время, как отмечает египтолог Гей Каллендер, наблюдается рост личного благочестия. Индивидуальные выражения преданности богам и своим обязанностям начинают чаще появляться в надписях на гробницах во времена Среднего царства. Callender пишет:
Особое внимание уделялось «личному благочестию» (то есть прямому личному доступу к божествам, а не через царя или священников, религиозная концепция, популярность которой еще больше возросла во времена Нового царства). Стелы Среднего царства подчеркивают благочестие их умерших владельцев, и из этого выросла концепция «негативной исповеди» (ритуальные списки проступков, которые умерший, по утверждениям, не совершал). Сами стелы стали популярными памятниками, особенно стелы, украшенные глазами-виджатами, главным символом защиты (Shaw, 169).).
Считалось, что заявления о благочестии, высеченные на камне, обозначающем могилу, обеспечивают постоянную память и заботу о доме души. Не имея уверенности в загробной жизни, гробница приобрела еще большее значение, чем раньше. Одновременно, как отмечает Каллендер, люди начали развивать концепцию личных отношений с богами, которые будут заботиться об их благочестивых духах в их могилах, если загробная жизнь подведет их. Все это означало, среди прочего, что духи мертвых считались ближе, чем раньше. Люди могли иметь личные отношения с призраками точно так же, как и с богами.
Стела Пасера
Усама Шукир Мухаммед Амин (Авторское право)
Эта взаимосвязь исследуется в дидактическом тексте, известном как Наставления короля Аменемхета I для его сына Сенусерта I . Этот документ, относящийся к периоду раннего Среднего царства, представляет собой совет духа царя Аменемхета I (ок. 1991–1962 гг. до н. э.) его сыну Сенусрету I (ок. 1971–1926 гг. до н. э.), и, возможно, он был заказан Сенусертом I в качестве панегирик своему отцу. Когда-то этот документ считался подлинным письмом короля принцу, но с тех пор его стали понимать как литературу, написанную после убийства Аменемхета.
В этом произведении призрак короля рассказывает своему сыну, как он умер, и дает ему совет, как успешно править. Как и в случае с A Ghost Story , инструкция к тексту Аменемхета отражает веру того времени, что мертвые могут напрямую общаться с живыми без посредника. В этом жанре литературы письма писали мертвые, а получателями были живые. Призраки были рядом, наблюдая, ожидая, чтобы предложить свою помощь или попросить о ней, но не в загробной жизни на другом плане, а в настоящем, пусть и невидимом.
Даже в те эпохи, когда концепция Тростникового поля казалась более достоверной, призраки все еще были частью египетского духовного пейзажа; им просто нужно было пройти дальше, чтобы добраться до живых. Небытие было ужасающим для древних египтян, и даже видение Среднего Царства о вечном преследовании своей могилы было предпочтительнее, чем отсутствие вечности вообще. Продолжающееся существование души после смерти было центральным для понимания египтянами того, была ли их позиция «вы не можете взять ее с собой» или «вы сохраните ее навсегда». Мертвые присутствовали так же, как и живые, и пользовались таким же уважением; и когда эта любезность не оказывалась добровольно, они могли открыто называть свои чувства призраками.
Редакционный обзор Перед публикацией эта статья прошла проверку на точность, надежность и соответствие академическим стандартам.
Древний Китай – обществознание 6 класс
Ранний Китай
Первые цивилизации Китая
География Китая
Основная идея: Реки, горы и пустыни помогли сформировать цивилизацию Китая.
Хуанхэ (HWAHNG HUH), или Желтая река, протекает по Китаю более 2,900 миль (4666 км). Он получил свое название
из-за богатой желтой почвы, которую он несет от Монголии до Тихого океана. Подобно рекам в ранней Месопотамии и Египте, Хуанхэ
года в Китае регулярно затапливал землю. Эти наводнения разрушили дома и утопили много людей. В результате китайцы назвали Хуан Хэ «печалью Китая».
Но река тоже принесла подарок. Хуанхэ — самая мутная река в мире. Когда река разливается, она оставляет после себя
богатых илов в долине Хуанхэ, почти 57 фунтов на каждый кубический ярд верхнего слоя почвы. Для сравнения, река Нил в
Египет оставляет только 2 фунта ила на кубический ярд. Почва настолько богата, что фермеры могут выращивать большое количество продуктов питания на очень маленьких фермах
.
В Китае есть еще одна великая река – Чанг Цзян (CHAHNG JYAHNG) или река Янцзы. Чанг Цзян течет по маршруту
примерно на 3400 миль (5471 км) на восток через центральный Китай, где впадает в Желтое море. Как и долина Хуанхэ, долина Чанг Цзян
также имеет богатую почву для сельского хозяйства.
Несмотря на то, что вдоль рек Китая богатая почва, обрабатывать можно только немногим более одной десятой его земли. Это потому что
горы и пустыни покрывают большую часть суши. Высокие Гималаи закрывают Китай на юго-западе. Куньлунь-Шань
и Тянь-Шань — это горные хребты на западной границе Китая. Гоби, обширная холодная каменистая пустыня, простирается на восток от
гор. Эти горы и пустыни сформировали большую часть истории Китая. Они были как бы стеной вокруг китайцев, отделяя их от большинства других народов.
Со временем китайский народ объединился в одно королевство. Свою родину они называли «Поднебесной». Для них это
был мировым центром и его ведущей цивилизацией. Китайцы разработали образ жизни, который сохранился до наших дней.
Династия Шан
Основная идея: Правители, известные как Шан, стали могущественными, потому что они контролировали землю и имели сильные армии.
Мало что известно о том, как зародилась китайская цивилизация. Однако археологи нашли глиняную посуду в долине Хуанхэ 90–205 годов, возраст которой насчитывает тысячи лет. Эти артефакты показывают, что долина Хуанхэ была первым центром китайской цивилизации. 902:05 Археологи считают, что люди остались в долине и обрабатывали землю из-за богатой почвы. По мере того, как их число увеличивалось, они начали строить города, и вскоре после этого началась первая китайская цивилизация.
Первые правители Китая, вероятно, были частью династии Ся (SYAH). Династия (DY• nuh•stee) — это линия правителей, принадлежащих к одной семье. Мало что известно о Ся. Мы знаем больше о следующей династии, Шан. Шанские короли правили примерно с 1750 г. до н.э. до 1045 г. до н.э.
Кем были Шан? 90 190 Археологи нашли огромные стены, королевские дворцы и царские гробницы времен династии Шан.
Эти останки показывают, что Шан, возможно, построил первые китайские города. Одним из таких городов был Аньян (AHN• YAHNG) в 90 205 году на севере Китая. Аньян был первой столицей Китая. Оттуда короли Шан правили ранним китайским народом.
Люди династии Шан были разделены на группы. Самой могущественной группой был король и его семья. Первые
г. Царь династии Шан правил небольшой территорией на севере Китая. Его армии использовали колесницы и бронзовое оружие, чтобы захватить близлежащие районы. Со временем короли династии Шан правили большей частью долины Хуанхэ.
Позже короли династии Шан выбрали военачальников для управления территориями королевства. Полководцы – это военачальники, которые командуют своими 90 205 армиями. Однако король контролировал еще более крупные армии, которые защищали границы королевства. Войска короля помогли ему удержаться у власти.
При короле военачальники и другие королевские чиновники составляли высший класс. Они были аристократами (э-э • RIHS • tuh • KRATS), дворянами, чье богатство происходило от земли, которой они владели. Аристократы передавали свою землю и свою власть из поколения в поколение.
В Шанском Китае несколько человек были торговцами и ремесленниками. Однако большинство китайцев были фермерами. Они обрабатывали землю
, принадлежавшую аристократам. Они выращивали зерновые, такие как просо, пшеница и рис, а также разводили крупный рогатый скот, овец и кур. Небольшое количество порабощенных людей, захваченных на войне, также проживало в Шанском Китае.
Духи и предки Жители Шанского Китая поклонялись богам и духам. Считалось, что духи живут в горах, реках,
и морях. Люди верили, что должны радовать богов и духов, принося в жертву еду и другие товары. Они верили, что боги и духи рассердятся, если с ними плохо обращаться. Разгневанные боги и духи могут привести к тому, что фермеры получат плохой урожай, а армии проиграют битву.
Люди также чтили своих предков или усопших членов семьи. Подношения делались в надежде, что предки помогут 90 205 в трудную минуту и принесут удачу. По сей день многие китайцы помнят своих предков, посещая храмы и сжигая маленькие бумажные копии еды и одежды. Эти копии представляют собой вещи, которые понадобятся их умершим родственникам в загробной жизни.
Предсказание будущего Короли династии Шан верили, что получили силу и мудрость от богов, духов и своих предков. Религия Шан и правительство были тесно связаны, как и в древней Месопотамии и Египте. Важной обязанностью правителей Шан было связаться с богами, духами и предками, прежде чем принимать важные решения.
Короли просили помощи у богов, используя кости оракула (AWR• uh • kuhl). У них были священники, царапающие вопросы на костях, 90 205, такие как «Выиграю ли я битву?» и «Выздоровею ли я после болезни?» Затем жрецы поместили раскаленные металлические стержни внутрь костей,
заставив их треснуть. Они верили, что рисунок трещин формирует ответы от богов. Жрецы 90 189 интерпретировали 90 190 ответы и записали их для царей. Таким образом, короли могли принимать решения, которые, по их мнению, руководствовались
боги и их предки. Царапины на костях оракула – самые ранние из известных примеров китайской письменности.
Китайский язык Царапины на костях оракула показывают, как зародилась современная китайская письменность. Однако современный китайский язык
намного сложнее.
Как и во многих других древних языках, в ранней китайской письменности использовались пиктограммы и идеограммы. Пиктограммы (PIHK • tuh • GRAFS)
— это символы, обозначающие объекты. Например, китайские иероглифы, обозначающие горы, солнце и луну, являются пиктограммами. Идеограммы (IH • dee • uh • GRAFS) – это еще один тип символов, используемых в китайской письменности. Они соединяются с двумя или более
пиктограмм для представления идеи. Например, идеограмма «восток» связана с идеей восхода солнца на востоке. Это комбинация пиктографий, изображающих восход солнца из-за деревьев.
В отличие от китайского, английский и многие другие языки имеют системы письма, основанные на алфавите. В алфавите используются символы 90 205, обозначающие звуки. Китайцы используют некоторые символы для обозначения звуков, но большинство символов по-прежнему представляют целые слова.
Художники Шан Жители Шанского Китая развили множество навыков. Фермеры производили шелк, из которого ткачи шили красочную одежду. Ремесленники делали вазы и посуду из тонкой белой глины. Они также вырезали статуи из слоновой кости и зеленого камня, называемого нефритом.
Шан наиболее известны своими изделиями из бронзы. Для изготовления бронзовых предметов мастера делали глиняные формы в несколько секций. Затем они вырезали на глине подробные рисунки. Затем они плотно соединяют части формы вместе и заливают расплавленной бронзой. Когда бронза остыла, форму сняли. Красиво оформленное произведение искусства осталось.
Бронзовые предметы Шан включали скульптуры, вазы, чашки для питья и сосуды, называемые урнами. Шан использовали бронзовые урны для приготовления и подачи пищи для ритуалов, посвященных предкам.
Династия Чжоу
Основная идея: Китайские правители утверждали, что Небесный Мандат дал им право на власть.
Во время правления династии Шан между богатыми и бедными существовала огромная пропасть. Шанские цари жили в роскоши и стали жестоко обращаться с людьми. В результате они потеряли поддержку людей в своем королевстве. В 1045 г. до н.э. аристократ по имени У Ван (WOO WAHNG) возглавил восстание против Шан. После победы над Шан Ву основал новую династию под названием Чжоу (JOH).
Правительство Чжоу Династия Чжоу правила более 800 лет — дольше, чем любая другая династия в истории Китая.
Короли Чжоу правили так же, как правители Шан. Царь Чжоу был во главе правительства. При нем была крупная бюрократия (бю•РАХ•крух•см.). Бюрократия состоит из назначенных должностных лиц, отвечающих за различные области управления. Подобно правителям Шан, король Чжоу отвечал за защиту королевства.
Короли Чжоу скопировали систему Шан разделения королевства на более мелкие территории. Короли поставили аристократов, которым они доверяли, во главе каждой территории. Должности, которые занимали аристократы, передавались по наследству. Это означало, что когда аристократ умирал, его сын или другой родственник становился правителем территории.
Китайцы считали короля связующим звеном между небом и землей. Его главной обязанностью было выполнение религиозных ритуалов. Китайцы 90 205 годов считали, что эти ритуалы укрепляют связь между ними и богами. Эта вера проложила путь к новой идее о том, что 902:05 Короли Чжоу представлены правительству. Они утверждали, что короли правили Китаем, потому что у них был Небесный Мандат.
Каким был мандат Неба? Согласно правителям Чжоу, небесный закон дал королю Чжоу власть править. Этот
мандат (MAN • DAYT), или формальный приказ, назывался Небесным Мандатом. На основании мандата царь был избран небесным порядком из-за его таланта и добродетели. Поэтому он будет править людьми с добротой и мудростью.
Мандат Неба работал двумя способами. Во-первых, люди ожидали, что король будет править в соответствии с правильным «Путем», называемым Дао (ДОУ). Его обязанностью было делать богов счастливыми. Стихийное бедствие или неурожай были признаком того, что он не выполнил свой долг. Тогда люди имели право свергать и заменять короля.
Небесный Мандат работал и по-другому. Это дало народу, а также королю, важные права. Например, люди имели право свергнуть нечестного или злого правителя. Это также дало понять, что король сам не был богом. Конечно, каждая новая династия утверждала, что у нее есть Мандат Неба. Единственный способ, которым люди могли подвергнуть сомнению это утверждение, — свергнуть династию.
Новые инструменты и торговля На протяжении тысячелетий китайские фермеры зависели от дождя, чтобы поливать свои посевы. Во времена династии Чжоу китайцы разработали системы орошения и защиты от наводнений. В результате фермеры могли выращивать больше урожая, чем когда-либо прежде.
Усовершенствования сельскохозяйственных инструментов также помогли фермерам собирать больше урожая. К 550 г. до н.э. китайцы использовали железные плуги.
Эти прочные плуги разрыхляли землю, которую было слишком трудно обрабатывать деревянными плугами. В результате китайцы могли больше пахать и собирать больше урожая. Поскольку большее количество еды могло прокормить большее количество людей, население увеличилось. Во времена поздней династии Чжоу население Китая увеличилось примерно до 50 миллионов человек.
Торговля и производство росли вместе с сельским хозяйством. Важным предметом торговли предмета во времена династии Чжоу был шелк. Кусочки китайского шелка 90 205 были найдены по всей Центральной Азии и даже в Греции. Это говорит о том, что китайцы торговали далеко
и широко.
Падение империи Чжоу Со временем местные правители территорий Чжоу стали могущественнее.