«Ксенофобия досталась нам от наших животных предков» Почему так сложно понять и принять тех, кто не похож на нас: Общество: Россия: Lenta.ru
Приток мигрантов в той или иной мере беспокоит 75 процентов россиян, а более половины считают, что в их регионе следует ограничить въезд переселенцев и гастарбайтеров. Более трети опрошенных заявили, что у них в городе возникали конфликты с приезжими другой национальности, а четверть и вовсе опасается столкновений на национальной почве. Таковы результаты социологических исследований, проведенных Фондом общественного мнения и «Левада-центром» за последние четыре месяца. Следует ли из этого, что как минимум половина наших соотечественников — ксенофобы? Почему людям бывает так сложно принять чужую культуру и традиции? И где проходит грань между настороженным отношением к чужакам и ненавистью к инородцам? На эти вопросы «Ленте.ру» ответил заместитель директора Института психологии РАН, доктор психологических наук, специалист в области социальной психологии Андрей Юревич.
«Лента.ру»: Ксенофобия свойственна человеку?
Юревич: Если мы говорим о человеке вообще, то в какой-то мере да. Я бы определил ее как некий рудимент. Считается, что ксенофобия досталась нам от наших животных предков. В животном мире основная форма взаимоотношений между видами — борьба за выживание. Другие виды — это либо еда, либо угроза. Перестав быть животными, люди не прекратили борьбу за выживание. Просто межвидовое взаимодействие сменилось международными отношениями.
Андрей Юрeвич
Фото: Peter J / Wikipedia
Что такое ксенофобия сегодня?
Ксенофобия — достаточно широкое понятие, включающее в себя и расизм как наиболее радикальную форму нетерпимости к другим расам. В целом же ксенофобия определяется, например, в «Википедии», как «страх или ненависть к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого и поэтому опасного и враждебного». То есть это экстремальное проявление тех отношений, которые в более умеренном виде выглядят вполне естественно. Умеренная настороженность к чужому, незнакомому и малопонятному может быть вполне разумной, но, доходя до крайности, принимает иррациональные и социально неприемлемые формы, присущие ксенофобии.
Ксенофобия в мире животных
Фото: davida3 / Flickr
Отношение к человеку меняется, только потому что он другой?
Не только. На протяжении большей части истории человечества основной формой взаимодействия народов была война, а чужие народы воспринимались как источник потенциальной угрозы. Это отложилось в исторической памяти.
Стоит ли удивляться русофобии тех народов, которых мы, как, например, поляков, регулярно завоевывали? А полностью отделять прошлое от настоящего, видеть настоящее совершенно не затуманенным тенями прошлого далеко не все способны. И вообще имперский способ формирования государств оставляет глубокий след в исторической памяти народов, входивших в состав империй.
Но дело же, наверное, не только в истории…
Да, часто играют роль и современные взаимоотношения между народами. Они складываются не всегда гармонично. К тому же есть еще миграция, а она становится сегодня одним из главных факторов, стимулирующих ксенофобию в Европе. Огромная армия мигрантов пугает коренное население. Пришлые народы — носители другой культуры, как правило чуждой, и другого менталитета, сильно отличающегося от менталитета европейцев. В мигрантах видят претендентов на рабочие места, приписывают им вытеснение коренного населения, нарушение его культурных норм и так далее. В России мы сегодня сталкиваемся примерно с той же проблемой. Усиление миграции неизбежно обостряет межнациональные отношения.
А сами мигранты как относятся к коренному населению?
По-разному, но, как правило, если тебя не любят, то формируется негативное отношение к тем, кто тебя не любит. А ненависть порождает встречную ненависть.
В России масштабы миграции все же не такие, как в Европе.
Материалы по теме:
Да, но миграцией причины ксенофобии тоже не исчерпываются.
Еще один фактор — неудовлетворенность народа своим положением.
Если народ живет плохо, то свои неурядицы ему проще всего объяснить внешними факторами, в частности, влиянием других народов, и необязательно мигрантов. Если в одном государстве какие-то народы живут лучше, а какие-то хуже, то у последних всегда есть соблазн возложить ответственность за свои невзгоды на более благополучных сограждан. Здесь, к слову, кроется одна из основных причин антисемитизма. Во всех странах, где живут евреи, их уровень жизни, как правило, выше, чем у коренных этносов. И представители этих этносов часто начинают думать, что живут хуже, чем им хотелось бы, потому что все хорошее прибрали к рукам евреи.
Подобные бытовые формулы нередко используются и политиками. Это очень удобно для власти, помогает отвлечь внимание от собственных просчетов. Наглядный пример — Украина. Русские и Россия воспринимаются на Украине как одна из основных причин того, что страна пошла не по тому пути и не стала процветающей европейской державой. Все неудачи Украины списываются на то, что она развивалась в контексте русской культуры. Отсюда — русофобия.
Фото: Петр Задорожный / РИА Новости
Ну, Россия в этом смысле от Украины недалеко ушла.
Да, и у нас такой опыт имеется.
В советские времена вина за наши трудности часто списывалась на США и другие западные страны. Доля правды в этом тоже была, потому что на гонку вооружений тратились огромные средства, которые могли пойти на повышение уровня жизни населения. Вообще идеологические стереотипы, как и любые стереотипы, устойчивы, потому что в них всегда есть доля истины.
Зато с внутренней ксенофобией в СССР практически не сталкивались.
Сталкивались, но в очень мягких формах, не сопоставимых с нынешними. Отношения, как тогда говорили, в «братской семье народов», конечно, не были совсем безоблачными, но сколь-либо острых национальных конфликтов не возникало. В условиях тоталитарного режима любые попытки разжигания межнациональной вражды жестко пресекались. К тому же не было таких миграционных потоков внутри страны. Да и вообще народы СССР добрее относились друг к другу, для чего были различные предпосылки.
В России сегодня чаще говорят о ксенофобии именно в отношении национальных меньшинств. Русским вообще свойственна нетерпимость, расизм, национализм?
Материалы по теме:
Если мы говорим о русском этносе в целом, то я не думаю, что русским можно приписать какой-то природный расизм, то есть враждебное отношение к другим расам. Что же касается национализма, то это более сложное понятие. У него есть и позитивная составляющая — любовь к своему народу и своему отечеству, гордость за свою национальную принадлежность, и в этих качествах он сродни патриотизму. Эти черты свойственны русскому народу, и ничего плохого тут нет. Даже наш президент в этом контексте назвал себя националистом и сказал, что нам нужен здоровый национализм. Другая составляющая национализма — нетерпимость, ненависть к другим народам. Если это преобладает, то национализм переходит в свою крайнюю степень — шовинизм. По-моему, русским это несвойственно.
Вообще националистические проявления присущи разным народам и возникают главным образом из столкновения носителей сильно различающихся культур. Тут на первый план выходит не столько национальная нетерпимость, сколько неприятие чужого, противоречащего принятым у коренного населения моделям жизни, нравственным принципам и традициям. Отторжение чужих культурных моделей сопровождается отторжением и их носителей.
Фото: Василий Шапошников / «Коммерсантъ»
Подобно тому, как иммунитет отторгает чужеродные клетки, даже если это клетки донорского органа?
Можно, наверное, и так сказать. В ксенофобии есть составляющая, связанная с самосохранением народа. С сохранением его целостности, образа жизни, менталитета и так далее. Но в то же время, если проявляется категорическое отторжение всего чужого, это говорит о слабости традиций самого народа. Так что я бы сформулировал эту мысль иначе. Сильный иммунитет заключается не в отторжении, а в способности ассимилировать другие этносы и их культуры, при этом сохраняя свою собственную культуру и идентичность. Примерами могут служить такие совершенно различные страны, как Российская империя и Соединенные Штаты Америки, чьи успехи во многом были обусловлены взаимодействием и взаимной ассимиляцией разных культур.
Правда, в США торжеству толерантности предшествовало истребление индейцев и линчевание чернокожих…
Да, именно такой прежде была американская модель «ассимиляции». Но затем ей на смену пришла другая модель — по крайней мере, внешняя политкорректность. Теперь если, например, какой-нибудь профессор позволит себе во время лекции неполиткорректные высказывания по национальному или расовому вопросу, его в тот же день уволят с работы. А когда проводятся опросы среди белых американцев относительно их отношения к черным, подавляющее большинство проявляют полную толерантность.
Пекарня в Детройте, штат Мичиган
Фото: Rebecca Cook / Reuters
Под страхом увольнения и не такое скажешь. Но ведь это же лицемерие.
Во многом так оно и есть. По наблюдениям американских психологов, те белые, которые в прямых ответах выражают полную толерантность к цветным, хлеб, однако, предпочитают покупать в лавках, принадлежащих белым и обслуживаемых белыми. То есть на уровне подсознания у граждан «самой толерантной страны», возглавляемой темнокожим президентом, все равно сохраняются установки: «свой — чужой». Мол, да, цветных мы любим, но хлеб будем покупать у белых. Это говорит о глубокой укорененности в «толерантном» человеке некоторых форм ксенофобии.
Расизм, ксенофобия и нетерпимость | OHCHR
Общая информация
Случаи расовой и этнической дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, которые происходят ежедневно, препятствуют улучшению жизни миллионов людей по всему миру. С принятием Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 г.) борьба с расизмом стала одним из приоритетов ООН. Нам удалось добиться значительных результатов, но многое еще предстоит сделать.
Наша деятельность
Борьба с расизмом занимает центральное место в нашей работе. Управление ООН по правам человека оказывает широкую поддержку всем механизмам ООН, которые занимаются борьбой с расизмом, и взаимодействует с ними в области выполнения Дурбанской декларации и Программы действий.
Мы координируем Программу мероприятий Международного десятилетия лиц африканского происхождения.
Мы содействуем достижению расового равенства и расовой справедливости. В июле 2021 года Верховный комиссар представила свой исторический доклад, подготовленный в соответствии с резолюцией 43/1 Совета по правам человека, который содержит программу преобразований в целях достижения расовой справедливости и равенства. Доклад получил высокую оценку Совета по правам человека. Управление Верховного комиссара по правам человека оказывает поддержку и содействие государствам и другим заинтересованным сторонам, в том числе лицам африканского происхождения и их организациям, в выполнении этой программы преобразований.
Подробнее о нашей деятельности по борьбе с расизмом
Актуальное
УПРАВЛЕНИЕ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
На пути к преобразованиям в целях достижения расовой справедливости и равенства
В июне 2020 года, после убийства Джорджа Флойда, в Совете по правам человека состоялись экстренные дебаты, посвященные «нарушениям прав человека на расовой почве, системному расизму, полицейскому произволу и насилию во время мирных протестов». Резолюция 43/1, принятая по итогам дебатов, и всеобъемлющий доклад Верховного комиссара были опубликованы в июне 2021 года.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
20-летие Дурбанской декларации и Программы действий
В 2021 году отмечается 20-летие Дурбанской декларации и Программы действий, наиболее полного документа практической направленности, в котором предложены конкретные меры по борьбе против расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости.
УПРАВЛЕНИЕ ООН ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Кампания «Борись с расизмом» #FightRacism
Кампания направлена на формирование глобальной культуры терпимости, равенства и недискриминации. Каждый день все мы можем бороться с расовыми предрассудками и нетерпимым отношением.
ДОГОВОРНЫЕ ОРГАНЫ
Общая рекомендация №36 о предупреждении расового профилирования со стороны сотрудников правоохранительных органов и борьбе с ним
По итогам консультационного процесса продолжительностью 18 месяцев Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) принял общую рекомендацию №36 по вопросам алгоритмического профилирования, расовых предрассудков и дискриминации.
Другие участники
Рабочая группа экспертов по лицам африканского происхождения
В соответствии с Дурбанской программой действий была создана Рабочая группа экспертов по лицам африканского происхождения. В ее задачи входит рассмотрение проблем расовой дискриминации, с которыми сталкиваются лица африканского происхождения, живущие в диаспоре, и разработка предложений по искоренению такой дискриминации.
Подробнее
Специальный докладчик по вопросу о современных формах расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости
Специальный докладчик – это независимый эксперт по правам человека, которого назначает Совет по правам человека ООН. Мандат Специального докладчика учрежден с целью активизации международных усилий по борьбе с различными формами расизма, расовой дискриминации, антисемитизма, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости, а также с нарушениями основных прав человека, к которым они могут привести.
Подробнее
Комитет по ликвидации расовой дискриминации
Комитет по ликвидации расовой дискриминации (КЛРД) – это орган, состоящий из независимых экспертов, который наблюдает за выполнением государствами-участниками Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Подробнее
Специальный комитет по разработке дополнительных стандартов
В 2007 году в своей резолюции 6/21 Совет по правам человека учредил Специальный комитет по разработке дополнительных стандартов и поручил ему разработку дополнительных стандартов для того, чтобы заполнить имеющиеся пробелы в Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации.
Межправительственная рабочая группа по эффективному осуществлению Дурбанской декларации и Программы действий
Как следует из названия, эта рабочая группа является одним из двух механизмов, созданных для осуществления мониторинга и предоставления рекомендаций государствам по эффективному выполнению Дурбанской декларации и Программы действий.
Группа ведущих независимых экспертов по осуществлению Дурбанской декларации и Программы действий
В группу входят пять независимых ведущих экспертов из разных регионов мира, которых назначает Генеральный секретарь ООН. Они занимаются мониторингом выполнения положений Дурбанской декларации и Программы действий. Группа проводит ежегодные встречи для оценки прогресса в этой области.
Подробнее
Международный независимый экспертный механизм по продвижению расовой справедливости и равенства в контексте правоохранительной деятельности
Экспертный механизм был учрежден в соответствии с резолюцией 47/21 Совета по правам человека. Он был создан «в целях осуществления дальнейших преобразований, направленных на достижение расовой справедливости и равенства в контексте правоохранительной деятельности во всем мире, особенно в тех случаях, когда это связано с наследием колониализма и трансатлантической работорговли невольниками-африканцами, проведения расследования реакции правительства на мирные протесты против расизма и всех нарушений международного права прав человека и содействия привлечению виновных к ответственности и возмещению ущерба жертвам».
Подробнее
Permanent Forum of People of African Descent
On 2 August 2021, the General Assembly adopted resolution 75/314, which formally operationalized the Permanent Forum of People of African Descent, as «a consultative mechanism for people of African descent and other relevant stakeholders as a platform for improving the safety and quality of life and livelihoods of people of African descent, as well as an advisory body to the Human Rights Council, in line with the programme of activities for the implementation of the International Decade for People of African Descent and in close coordination with existing mechanisms».
Learn more
Публикации
Публикации
Смотреть все
Информационные ресурсы
Информационные ресурсы
Доклады
04 января 2022
Специальные процедуры
A/HRC/49/56: Вредные виды практики и преступления на почве ненависти, жертвами которых становятся лица с альбинизмом
22 октября 2021
Специальные процедуры
A/76/434: Современные формы расизма, расовой дискриминации, ксенофобии и связанной с ними нетерпимости — доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма
05 октября 2021
Специальные процедуры
A/76/380: Свобода религии или убеждений — записка Генерального секретаря
22 сентября 2021
Специальные процедуры
A/HRC/48/76: Расовая и ксенофобская дискриминация и использование цифровых технологий пограничного и иммиграционного контроля — доклад Специального докладчика по вопросу о современных формах расизма
21 сентября 2021
Специальные процедуры
A/HRC/48/78: Экологическая справедливость, климатический кризис и лица африканского происхождения — доклад Рабочей группы экспертов по лицам африканского происхождения
21 мая 2021
Договорные органы
CERD/C/BEL/CO/20-22: Заключительные замечания по двадцатому–двадцать второму периодическим докладам Бельгии
Смотреть все
Истории
Истории
Смотреть все
Долгая история ксенофобии в Америке
Соединенные Штаты всегда были нацией иммигрантов — и, похоже, также всегда нацией, пронизанной ксенофобией, страхом или ненавистью к тем же иммигрантам.
В 1750 году Бенджамин Франклин опасался, что большое количество «смуглых» иностранцев, говорящих между собой на своем языке, заполонит колонии и их британских подданных. Опасные чужаки? Это были немцы.
Эрика Ли, J91, рассказывает эту историю среди многих других в своей отмеченной наградами книге Америка для американцев: история ксенофобии в США , опубликованная в прошлом году. Профессор Риджентс и директор Исследовательского центра истории иммиграции в Университете Миннесоты Ли говорит, что важно знать эту сложную историю, чтобы иметь возможность ее преодолеть.
«Ксенофобия проявляется не только через фанатичного родственника, который болтает о «мексиканцах» на ужине в честь Дня Благодарения, — говорит Ли. «Ксенофобия — это форма расизма, закрепленная в наших законах».
Один из способов преодолеть отчуждение, которое приносит ксенофобия, — это бороться с негативными стереотипами об иммигрантах и беженцах и помочь увидеть в них таких же людей, как и мы, — говорит Ли. Она возглавляет усилия, направленные на то, чтобы сделать это с помощью проекта цифрового повествования Immigrant Stories. По ее словам, 350 цифровых историй проекта, финансируемого Национальным фондом гуманитарных наук, представляют иммигрантов как «настоящих людей, а не стереотипы».
Когда Ли училась в Тафтсе на первом курсе, она сосредоточилась на истории и создала свою собственную специальность в области этнических исследований под руководством Рида Уеды, профессора истории. Она также преподавала курс движения за гражданские права в Экспериментальном колледже, «который заставил меня понять, как сильно я люблю преподавать», — говорит она. «Я навсегда благодарен за это образование».
По словам Ли, сейчас, когда из Вашингтона исходит парад антииммигрантских мер, как никогда важно понять, что стоит за ксенофобией в этой стране. Tufts Now поговорил с ней, чтобы узнать больше об этой истории и о том, что можно сделать, чтобы преодолеть ее.
Tufts Now : Соединенные Штаты имеют очень долгую историю ксенофобии, как вы документируете в своей книге. И все же большинство американцев не знают об этом. Почему это?
Эрика Ли : Это один из самых важных вопросов, потому что он говорит о том, почему и как ксенофобия может сохраняться и сохраняться. Мы не осознаем, какой мощной и всепроникающей силой она была, — либо не принимаем ее во внимание, либо добровольно игнорируем.
Но я думаю, что это также затрагивает гораздо более широкий вопрос об истории, памяти и использовании истории для формирования нашего понимания самих себя.
Одна из самых важных вещей в ксенофобии заключается в том, что это изменчивая, коварная штука, как и расизм. Вы думаете, что оно ушло, а оно возвращается. Он развивается таким образом, что даже если одна группа иммигрантов наконец получает признание, его можно легко применить к другой.
А иногда группа, которая только что сделала это, может быть очень активной в нападении на других. К сожалению, это один из способов, которыми расизм и наша расовая иерархия действуют в Соединенных Штатах.
Являются ли некоторые классы американцев более ксенофобными, чем другие?
Я бы сказал, что ксенофобия процветает в каждом сообществе и в каждом классе. Одним из ярких примеров этого является китайская иммиграция и изоляция. В книге я сосредоточусь на кампаниях по изгнанию китайцев из Сиэтла в конце 1800-х годов. Произошло насилие со стороны толпы, возглавляемое теми, кого мы привыкли считать белыми из рабочего класса.
А потом были и более «вежливые» кампании, которые вели судьи, юристы, профессионалы, которые в основном говорили агитаторам: «Мы с вами согласны. Китайцы должны уйти, а нам нужно прибегать к беззаконию? Как насчет того, чтобы организовать кампанию запугивания? Давайте внесем в черный список домохозяек — работодателей, нанимающих китайцев, и опубликуем их имена в газете. И давайте сделаем жизнь в Сиэтле настолько ужасной, если вы китаец, что они сами себя депортируют».
До изучения этой истории я не думаю, что полностью понимал глубину этого межклассового расизма и то, как он может проявляться по-разному.
Верно ли то же самое о расизме в более поздние времена?
Да! Примеров либеральной и прогрессивной ксенофобии и расизма очень много. Когда я изучал историю принятия Закона об иммиграции 1965 года — закона, получившего высокую оценку за то, что формально положило конец дискриминации в иммиграционном законодательстве и вновь открыло страну для иммигрантов, — меня поразило, как законодатели могли по-прежнему ограничивать иммиграцию из Западного полушария в том, что по сути было Закон о гражданских правах. Они описали США как «населенные черными и коричневыми иммигрантами», в то же время настаивая на необходимости положить конец дискриминации.
Кажется, что этот страх быть перемещенными заставляет некоторых законодателей и других лиц удвоить усилия против определенных иммигрантов, особенно из Латинской Америки, Африки и Азии. Иммиграция рассматривается как игра с нулевой суммой; новая иммиграция представляет угрозу для нас уже здесь. Мы не можем оба выиграть одновременно. Твоя выгода — моя потеря.
Вы пишете в книге, что ксенофобия — это форма расизма. Как это работает и изменилось ли оно со временем?
Расизм определяет определенные группы как хорошие и превосходящие другие. В начале 20 века это считалось вопросом биологии. Сегодня мы часто говорим об этом как о вопросе «культуры». Есть «хорошие иммигранты» и есть «плохие иммигранты», которые представляют угрозу для «нас». Разделительная линия между «хорошим» и «плохим» была отмечена религией, национальным происхождением, классом, полом и сексуальной ориентацией. Но особенно гонки.
Эта связь между ксенофобией является наследием расизма, который оправдывал рабство и поселенческий колониализм. На самом деле о первых иммигрантах всегда судили по их месту в этом спектре белого и черного.
Например, немцев сначала называли «смуглыми», термин, который должен был обозначать черноту и подразумевать, что немецкая иммиграция нежелательна. Но мы никогда не ограничивали их иммиграцию или их возможность стать натурализованными гражданами.
Карикатуры на ирландских католиков 19 века делают их очень похожими на обезьян. Это было эффективно для обозначения ирландцев как угрозы, потому что афроамериканцы уже были нарисованы аналогичными стереотипными и бесчеловечными способами. Но опять же, мы никогда не ограничивали ирландскую иммиграцию и не запрещали им становиться натурализованными гражданами.
Но потом пришли китайцы, и здесь мы можем увидеть разницу, которую играет раса. Китайцы автоматически считались больше похожими на коренных американцев и афроамериканцев, чем на иммигрантов из Европы. Китайцев исключили и запретили им становиться натурализованными гражданами.
Ксенофобия влияет на политику правительства со времен Бенджамина Франклина и до наших дней. Как вы думаете, сейчас стало хуже?
Да, но одна из вещей, которую я пытаюсь подчеркнуть, это то, что у вас не было бы Дональда Трампа и его политики без Билла Клинтона и Барака Обамы. Вы не могли бы иметь так много американцев, кричащих «постройте стену», без Закона о заборе 2006 года, который Джордж Буш подписал и который Барак Обама помог реализовать, или без операции «Привратник» в 1919 году. 94, введенный Биллом Клинтоном.
Что еще хуже сегодня, так это откровенный, беззастенчивый, непримиримый, язвительный язык. Это центральный элемент кампании президента Трампа, сначала в 2015 году, когда он назвал мексиканцев насильниками и преступниками, а сегодня, когда он удваивает ксенофобию в преддверии выборов 2020 года. Он только что был здесь, в Миннесоте, и одной из его любимых мишеней является Ильхан Омар, чернокожая мусульманка, гражданка США и член Конгресса от Демократической партии, которой он сказал «вернуться» туда, откуда она пришла в прошлом году.
Политика предыдущих президентов, безусловно, была ксенофобской, но они также на словах поддерживали идею Соединенных Штатов как нации иммигрантов, что разнообразие — это сила. Вы не получите ничего из этого с этим президентом, и это имеет значение.
Значит, эта администрация более ксенофобна, чем обычно?
Иммиграционная политика, которая была введена в действие во время этой администрации, была настолько многочисленной, такой широкой по своему охвату и такой жестокой, что она не имеет аналогов в любой другой период или другую администрацию.
Они затронули все категории иммигрантов — от беженцев, просителей убежища, нелегальных и легальных иммигрантов. И поскольку они были введены в действие указом исполнительной власти, не было ни дебатов, ни вызова свидетелей, ни опровержений, ни экспертов, адвокатов или законодателей с обеих сторон не было возможности оспорить обоснованность законов.
И это было до COVID-19. Я только что закончил собирать и анализировать 63 различных исполнительных акта, связанных с иммиграцией, которые были приняты с 30 января 2020 года. Шестьдесят три! Они фактически положили конец иммиграции во всех ее формах под предлогом заботы об общественном здравоохранении, даже несмотря на то, что уровень заражения намного выше 9.0007 в пределах нашей страны, чем в любой другой. Мы уже назвали эту эпоху самой ограничительной иммиграционной эпохой в истории США.
Отпугивала ли эта очевидная ксенофобия на протяжении всей истории США иммигрантов?
Абсолютно. Это отпугивает людей и побуждает — даже вынуждает — возвращаться домой. Одним из других аспектов истории иммиграции, на который мы никогда не обращаем достаточного внимания, является то, как 30 процентов иммигрантов из южной и восточной Европы, особенно среди определенных групп, таких как итальянцы в начале 20-го века, фактически вернулись домой. Этому могло быть много причин — неудачная работа, неудачные браки, — но в основном они просто не чувствовали себя здесь желанными.
Вы видели это лично?
Одна из самых печальных вещей, которые я видел за последние несколько лет, — это интернализация ксенофобии. Я работал волонтером в государственной средней школе моих детей, помогая в основном студентам-беженцам писать сочинения для колледжа. Здесь, в Миннеаполисе, они в основном из Сомали.
В 2017 году некоторые из моих учеников были в этой стране всего четыре года. Они выучили английский язык и помимо учебы в школе работали на двух работах с частичной занятостью. У них были убедительные личные истории, но когда я читал их эссе, я заметил, что они ничего не упоминают о том, что они беженцы.
Я спрашивал их: «Есть ли причина, по которой вы не хотите включать эту часть своей истории в сочинение для колледжа? Я думаю, что это феноменально». Они сказали: «Я не хочу, потому что «беженец» — плохое слово, не так ли? Они не захотят меня. Верно?» И мое сердце просто упало.
Так что да, ксенофобия безусловно влияет. Есть насилие ксенофобии. Семьи распадаются и т. д. Но даже если вы не рискуете этим, это может проявляться глубоко лично.
Несмотря на то, что существуют активные антииммигрантские группы, кто сейчас защищает иммигрантов?
Одна из вещей, которая изменилась за последние годы, это то, что люди проводят спонтанные и массовые акции протеста против многих антииммигрантских мер. Я уверен, что вы помните 27 января 2017 года, пятницу, когда администрация Трампа объявила о запрете мусульман.
Было далеко за полдень. К тому вечеру во многих международных аэропортах США уже были адвокаты, адвокаты и толпы людей с табличками «Добро пожаловать».
Такого массового протеста не было раньше, когда мы приняли Закон об исключении, когда мы депортировали американцев мексиканского и мексиканского происхождения во время Великой депрессии, когда мы интернировали американцев японского происхождения во время Второй мировой войны. Эти вызовы и протесты сегодня так фундаментальны и так важны. Они дают мне надежду.
И, конечно же, в преддверии выборов у нас есть шанс отстранить ксенофобных политиков от должности.
И как отношение к иммигрантам может быть более позитивным, особенно среди тех, кто опасается последствий иммиграции?
Я думаю об этом каждый день. Я действительно хочу попытаться изменить нарратив об иммиграции, чтобы бороться с нарративом об угрозе.
Я руковожу Исследовательским центром истории иммиграции при Университете Миннесоты. Он начался 55 лет назад как иммигрантский архив. Его основатели считали необходимым документировать опыт и истории жизни тех, кого тогда называли «новой иммиграцией» из Южной, Центральной и Восточной Европы. Одной из целей было «восстановить полноценную человечность иммигрантов» с помощью устных историй, исследований и создания архивов.
Мы все еще усердно работаем над выполнением этой миссии в новую эру глобальной миграции. В 2012 году я хотел сделать то же самое для нового поколения иммигрантов и беженцев, и особенно для молодых людей, которые были в моих классах.
Итак, мы с коллегами запустили проект цифрового повествования «Истории иммигрантов», и он вырос на национальном и международном уровнях. Это цифровой веб-сайт, посвященный рассказам историй, который позволяет любому человеку где угодно создавать, сохранять и делиться своей историей бесплатно с видео, аудио и текстом. Сейчас в сборнике более 350 рассказов, представляющих более 55 этнических групп.
Я действительно верю в способность повествования изменить отношение людей к иммиграции и бросить вызов ксенофобии и расизму. Они помогают нам видеть в иммигрантах и беженцах реальных людей, а не стереотипы. И они напоминают нам о том, что нас объединяет, а не разъединяет.
Значение, признаки, примеры и способы прекращения
Ксенофобия (ZEE-no-foe-bee-uh) — неприязнь, ненависть или страх перед посторонними. Это может проявляться как враждебность по отношению к иммигрантам, но также может проявляться как ненависть к представителям другого племени, культуры или религии.
Человеку не обязательно быть выходцем из другого места или культуры, чтобы стать мишенью ксенофобии. Люди могут не доверять или ненавидеть других, основываясь исключительно на предположениях об их акценте, внешности или поведении.
Расизм тоже может сыграть свою роль. Расизм — это дискриминация по расовому или этническому признаку, которую люди иногда используют в качестве оправдания ксенофобии по отношению к иммигрантам определенного происхождения.
Читайте дальше, чтобы узнать больше о ксенофобии, включая виды, примеры, причины и способы борьбы с ней.
Нет, ксенофобия — это не медицинский диагноз. Хотя оно содержит слово «фобия», что в переводе с греческого означает «страх», ксенофобия не является настоящей фобией.
Истинные фобии, такие как агорафобия или арахнофобия, представляют собой тип тревожного расстройства. Они вызывают симптомы, которые могут существенно мешать жизни человека. Они также поддаются медикаментозному лечению.
Напротив, слово «ксенофобия» относится к ряду агрессивных, пугающих и враждебных убеждений. Оно исходит от идеологии и мировоззрения человека, а не от расстройства.
Больше всего ксенофобия затрагивает не людей, которые сами придерживаются ксенофобных взглядов, а тех, на кого эти взгляды направлены. Сюда могут входить:
- иммигранты
- беженцы
- религиозные меньшинства
- представители разных культур
Существует два основных типа ксенофобии: иммигрантская ксенофобия и культурная ксенофобия.
Ксенофобия иммигрантов – это неприязнь или страх перед людьми, которые являются или которых считают иммигрантами. Антииммиграционная политика является проявлением этого типа ксенофобии.
Культурная ксенофобия — неприязнь или враждебность по отношению к другим культурам. Предположение, что продукты, продукты или фильмы из других культур хуже своих собственных, является примером этого.
Ксенофобия также может быть скрытой или явной. Неявная ксенофобия включает взгляды, направленные против посторонних, о которых человек не подозревает, но которые все же влияют на его убеждения и поведение тонким или непреднамеренным образом.
Явная ксенофобия означает, что человек придерживается явных, сознательных взглядов против посторонних. Политическая риторика, направленная против иммигрантов, является примером такого рода ксенофобии.
Хотя ксенофобия и расизм во многом совпадают, это не одно и то же.
Ксенофобия конкретно относится к лицу или группе лиц, имеющих статус «аутсайдера» в обществе. Расизм конкретно относится к расе или этнической принадлежности, независимо от того, имеет ли человек или группа статус «аутсайдера» или нет. Эти две формы предрассудков могут возникать по отдельности или вместе.
Например, белый американский гражданин, испытывающий обиду на белых иммигрантов исключительно из-за убеждения, что они крадут местные рабочие места, сам по себе является примером ксенофобии.
Тот же самый гражданин, испытывающий ненависть ко всем иммигрантам из-за их предположений об их этнической принадлежности, оттенке кожи и их влиянии на местную экономику, представляет собой ксенофобию и расизм вместе взятые.
Лицо или организация могут иметь ксенофобские взгляды, если они:
- выражают недоверие или отвращение к предполагаемым посторонним
- выражают недоверие или отвращение к еде, музыке или другим аспектам их культуры этой группы, несмотря на то, что мало знают об этом
- избегать взаимодействия с предполагаемыми посторонними
- обвинять предполагаемых аутсайдеров в местных проблемах, таких как нехватка новых рабочих мест или инфляция так как, будучи грубым или враждебным по отношению к ним
- относитесь к предполагаемым посторонним как к опасным или преступникам без каких-либо доказательств того, что они
Ксенофобия существует в континууме, от тонких комментариев до открытой и явной дискриминации. Он также присутствует на всех уровнях общества, от индивидуальных верований до законов и государственной политики.
Вот некоторые примеры проявлений ксенофобии:
- Микроагрессия: Ксенофобная микроагрессия — это тонкие комментарии, подразумевающие, что кто-то является посторонним. Например, человек может услышать, что у кого-то другой акцент, и тут же спросить, откуда он, или похвалить его английский. Эти комментарии могут показаться невинными, но они подчеркивают «непохожесть» человека.
- Исключение и дискриминация: Дискриминация ксенофобии может происходить где угодно, от отношений до работы. Например, работодатель может не нанимать или продвигать людей, которых он считает «иностранцами», из-за неявных или явных убеждений в том, насколько они достойны, способны или заслуживают доверия.
- Медицинская ксенофобия: Это происходит, когда медицинские работники по-разному относятся к воспринимаемым посторонним.
Они могут проводить меньше времени с пациентами, считать их ненадежными, не предоставлять им переводчика, если он им нужен, или сообщать о них иммиграционным властям. Это часто означает, что люди, которых считают посторонними, получают более низкое качество медицинской помощи, откладывают доступ к медицинской помощи или имеют более высокий риск заболеваний, связанных со стрессом.
- Журналистская ксенофобия: Это когда скрытая или явная ксенофобия влияет на то, как журналисты изображают религиозные или культурные группы. Например, они могут представить религиозные меньшинства как часть мультикультурного общества или как аутсайдеров, или беженцев как «заслуживающих» помощи или как угрозу. Публикации также могут фокусироваться на негативных историях об определенных группах, чтобы посеять страх и привлечь больше читателей или повлиять на общественное мнение.
- Насилие: Насилие на почве ксенофобии может исходить от отдельных лиц или организаций.
Например, в ЮАР ксенофобские нападения на конголезских мигрантов представляют собой серьезную проблему, но Хьюман Райтс Вотч сообщает, что некоторые свидетели говорят о причастности к этому и местных властей.
- Враждебная иммиграционная политика: Жесткая иммиграционная политика, такая как насильственное изъятие детей у родителей на мексиканской границе, является результатом ксенофобии и расизма. Цель этой политики — удержать определенную этническую группу от попыток переехать в США и наказать тех, кто пытается. Другими примерами такой политики являются Закон об исключении китайцев от 1882 года и запрет на въезд мусульман в 2017 году. Крайним примером является «Тропа слез», в ходе которой правительство США вынудило около 100 000 коренных американцев покинуть свою землю.
- Геноцид: Геноцид — это попытка уничтожить или убить религиозную, расовую или этническую группу. Примером геноцида является Холокост, когда нацисты заключили в тюрьмы и казнили миллионы евреев на основе расистской и ксенофобской идеологии.
Подобно другим формам угнетения, ксенофобия удерживает одни группы у власти и лишает власти другие. Однако факторы, способствующие этому, сложны.
Иногда люди намеренно занимаются ксенофобией ради собственной выгоды. Они могут быть мотивированы:
- Мощность: Политические лидеры иногда используют ксенофобию как инструмент для получения голосов. Они могут использовать предполагаемых посторонних в качестве козла отпущения за социальные проблемы, которые они затем обещают решить. Они также могут использовать ксенофобию для создания своих и чужих групп, создавая иллюзию единства среди наиболее доминирующей группы избирателей.
- Незащищенность: Ряд исследований показывает, что ощущение незащищенности играет значительную роль в ксенофобии. Когда человек или группа людей чувствуют, что у них меньше доступа к ресурсам или они находятся в опасности, они могут захотеть кого-то обвинить. Это один из факторов, подпитывающих ксенофобию в Южной Африке.
- Жадность: Иногда ресурсов не мало — они просто очень ценны. Золотая лихорадка на землях чероки в 1829 году была одной из причин, по которой правительство США вытеснило коренных американцев с их земель во время «Тропы слез».
- Другие предрассудки: Ксенофобия может быть следствием расизма, исламофобии, антисемитизма и других форм угнетения, которые могут подпитывать ксенофобию по отношению к определенным чужим группам.
Существуют и другие менее явные факторы, которые могут способствовать ксенофобии, например:
- Недостаток разнообразия: Люди из районов с небольшой иммиграцией или разнообразием могут быть не уверены в прибытии людей, которые кажутся им другими. Это также может создать сильное ощущение своей группы против чужой или «нас против них», когда есть подавляющее большинство людей из одного и того же происхождения.
- Образование: Когда школы не знакомят учащихся с рядом культур и религий или избегают обсуждения влияния иммиграции на историю страны, они лишают учащихся знаний, которые могут способствовать взаимопониманию между людьми разного происхождения.
Некоторые учебные программы могут даже поощрять ксенофобию, представляя одну культуру выше всех других.
- Боязнь незнакомцев: Некоторые эксперты считают, что ксенофобия может иметь некоторую основу во врожденном страхе перед незнакомцами. Младенцы боятся незнакомцев, что может объяснить, почему люди легко усваивают ксенофобские убеждения. Однако предубеждение — это то, чему человек учится у других, то есть оно не является неизбежным.
На индивидуальном уровне люди могут бороться с ксенофобией по телефону:
- Образование: Найдите время, чтобы узнать о ксенофобии, в том числе о мифах и стереотипах, а также о ее влиянии на маргинализированные группы. Ищите статьи, книги и другие средства массовой информации, исходящие непосредственно от маргинализированных людей.
- Самосознание: Многие люди вырастают на ксенофобных сообщениях, исходящих от их семьи, сверстников или новостей. Важно осознавать собственные предположения и ставить под сомнение их, особенно для людей, занимающих руководящие должности.
Хотя ксенофобия не является психическим заболеванием, в этом могут помочь такие подходы, как когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).
- Культурное признание: Люди могут найти полезным расширить свое понимание еды, музыки, фильмов и многого другого. Например, воспитатели могут поощрять своих детей читать книги с разными персонажами или пробовать блюда из разных кухонь.
- Инклюзивность: Найдите способы сделать групповую среду более инклюзивной, чтобы разрушить динамику «мы против них». Например, школа может предложить переводчика испанского языка на родительские собрания, если у многих детей есть опекуны, которые говорят на испанском как на родном языке.
- Использование привилегий: Люди, принадлежащие к своей группе, имеют привилегии по сравнению с воспринимаемыми аутсайдерами. Они могут использовать эту привилегию, чтобы принести пользу другим. Например, человек может сопровождать друга на прием к врачу, чтобы врач его выслушал, или рассказать другим членам своей группы о ксенофобии, чтобы бремя этого не лежало на чужой группе.
- Высказывание: Высказывайтесь против ксенофобных комментариев, шуток или микроагрессии. Например, если люди в офисе делают ксенофобные комментарии, попробуйте отвести их в сторону и сказать, что это неправда и обидно.
Люди также могут сообщать о проявлениях ксенофобии, таких как домогательства и преступления на почве ненависти, в местные органы власти или специализированные организации, такие как Stop AAPI Hate.
Однако, чтобы по-настоящему остановить ксенофобию, правительствам, СМИ, правоохранительным органам и другим организациям необходимо принять меры для ее ликвидации. Это может включать изменение законов, политик, кодексов поведения и дисциплинарных процедур для людей или организаций, разжигающих ксенофобию.
Ксенофобия — страх, ненависть и недоверие к посторонним. Это вредит не только иммигрантам, но и всем, кого доминирующая группа в обществе считает странными или чужими. Это не фобия в медицинском смысле, а широко распространенная форма предрассудков и дискриминации.