28.04.2024

Бихевиоризм что изучает: суть педагогического подхода / Skillbox Media

Содержание

Бихевиоризм — направления, стимулы, заблуждения

В двадцатом веке на смену эмпирической приходит психология практическая. Американцы ставят науку на материалистическую основу. Вместо внутренних переживаний и сомнений на первом плане в психологии оказывается действие. Появляется новое направление, бихевиоризм, которое в переводе на русский язык означает «поведение». Сторонники нового направления полагали, что предметом изучения в психологии должны быть только те поведенческие реакции, которые можно увидеть и расценить. Наука должна быть только объективной. Когда действия человека доступны с помощью органов чувств внешнему наблюдению психолога, становится ясной мотивация исследуемой личности.

Теория бихевиоризма гласит, что поведение людей диктуется не их мыслями, а обычным механическим воздействием внешней среды. Все очень просто: появившийся стимул порождает определенную реакцию. Под реакцией в бихевиоризме подразумевается такие движения человека, которые он совершает, выполняя то или иное действие; под стимулом – раздражения, идущие из внешнего мира, доступные наблюдателю.

Поскольку между стимулами и реакциями существует закономерная связь, бихевиоризм учит, что, познав принципы такой взаимосвязи, можно добиться от человека и общества необходимого поведения в различных ситуациях. При этом вовсе нет необходимости исследовать внутренние психические переживания.

Теория бихевиоризма

Такие понятия, как «осознание» и «переживание» нового направления психологии утратили всякую значимость. Теория бихевиоризма признает только конкретное действие и не менее конкретный стимул, который виден для всех окружающих. Все внутренние эмоции считаются субъективными. Один человек переживает «за разбитую чашку», другой – считает, что подошло время замены посуды. Так или иначе, оба идут и покупают новую чашку. В этом основной принцип, лежащий в основе теории бихевиоризма, стимул порождает реакцию, все остальное является временным и наносным.

Кроме того, бихевиоризм полагает, что все стимулы должны подлежать документальному подтверждению, фиксироваться вешними объективными средствами. Полагаться на самонаблюдение психологу не следует ни в коем случае. Основоположник учения бихевиоризма Джон Уотсон вывел формулу: стимул – реакция. Только стимул побуждает человека к какому-либо действию и определяет его характер. Вывод: нужно делать как можно больше опытов с регистрацией данных и дальнейшим глубоким анализом полученной информации.

Безевиоризм, как учение о поведении, также распространяется на животный мир. Поэтому бихевиористы приветствовали учение Павлова и пользовались его результатами.

Новое направление бихевиоризма приобрело популярность, так как отличалось простотой и доступностью понимания. Но, вскоре, оказалось, что не все так просто. Некоторые стимулы вызывают не одну, а сразу несколько реакций. Учение нуждалось в обновлении.

Направления бихевиоризма

Кризис бихевиоризма был разрешен введением в классическую формулу дополнительной переменной. Теперь стало считаться, что не всё возможно зафиксировать объективными методами. Стимул срабатывает только с промежуточной переменной.

Бихевиоризм, как и всякое учение, подвергался модификациям. Так появились новые течения:

  • Необихевиоризм;
  • Соцбихевиоризм.

Основоположником необихевиоризма был Сканнер. Ученый полагал, что исследования, не имеющие объективного подтверждения, ненаучны, и проводить их не следует. Новый бихевиоризм не ставит задачу воспитания личности, но направляет усилия на «программирование» поведения индивидуума для достижения максимально эффективного результата для заказчика. Практика «метода пряника» в исследованиях подтвердила важность положительного стимула, при котором достигаются наилучшие результаты. Сканнер, проводя исследования, неоднократно попадал впросак, но ученый полагал, что если бихевиоризм не может найти ответа на какой-либо вопрос, то такого ответа вовсе не существует в природе.

Основное направление бихевиоризма в социальном плане изучает агрессию человека. Приверженцы соцбихевиоризма полагают, что человек прикладывает все усилия для того, чтобы добиться определенного положения в обществе. Новое слово бихевиоризм в этом течении – это механизм социализации, который предусматривает не только приобретение опыта на собственных ошибках, но и на чужих промахах. На основе этого механизма сформированы основы агрессивного и кооперативного поведения. В этом отношении примечателен опыт бихевиоризма в психологии канадского психолога Альберта Бандуры, который взял три группы детей и представил им один и тот же художественный фильм. В нем показывали, как мальчик избивает тряпичную куклу. Однако для каждой группы были сняты разные концовки:

  • Положительное отношение к действиям мальчика;
  • Наказание мальчика за «плохой поступок»;
  • Полное безразличие к действиям главного героя.

После просмотра фильма детей приводили в комнату, где находилась точно такая же кукла. Дети, которые видели, что за избиение куклы наказывают, не тронули её. Малыши из двух других групп проявили агрессивные качества. Это доказывает, с точки зрения бихевиоризма, что на человека активно влияет общество, в котором он находится. В результате опыта Альберт Бандура предложил запретить все сцены насилия в фильмах и средствах массовой информации.

Основные заблуждения бихевиоризма

Главные ошибки приверженцев бихевиоризма заключаются в полном игнорировании личности:

  • Непонимание того, что изучение любого действия невозможно без привязки к конкретной личности;
  • Непонимание того, что в одинаковых условиях у разных личностей могут возникнуть несколько реакций, и выбор оптимальной всегда остается за человеком.

Как утверждают сторонники бихевиоризма в психологии, «уважение» строится исключительно на страхе. Подобное утверждение не может считаться истинным.

Знаете ли вы, что:

74-летний житель Австралии Джеймс Харрисон становился донором крови около 1000 раз. У него редкая группа крови, антитела которой помогают выжить новорожденным с тяжелой формой анемии. Таким образом, австралиец спас около двух миллионов детей.

Бихевиоризм Уотсона — Технарь

В начале XX в. одним из самых влиятельных направлений в науке, в частности — в психологии, стал бихевиоризм. Термин «бихевиоризм» происходит от английского слова behavior, которое на русский язык переводится как «поведение».

 Бихевиоризм изучает активность, поведение индивидуума.

Одним из основоположников бихевиоризма был американский исследователь Джон Уотсон.

Бихевиоризм — это направление в психологии, как уже было сказано выше, приобрело свое влияние в самом начале прошедшего XX в. Бихевиоризм был схож с психоанализом. Это сходство заключалось в том, что оба направления психологии были противопоставлены тем аспектам ассоцианизма, которые связаны с представлениями о сознании, но основания такого противостояния были различны. Бихевиористы считали, что такие понятия, как «осознание», «переживание» и другие, являются субъективными.

Внешнюю и внутреннюю активность бихевиористы называл и «реакцией». К реакции они относили прежде всего движения, так как это можно было зафиксировать с помощью объективных средств.

Джон Уотсон вывел следующую формулу: S — R. В данной формуле S — это стимул, а R — это реакция. Стимул понуждает организм вести себя определенным образом и, соответственно, за этим следует какая-то определенная реакция. В классическом бихевиоризме считалось, что только стимул может предопределять характер реакции, которая наступит в будущем. Отсюда можно сделать вывод — надо проводить как можно больше тестов, экспериментов, регистрировать полученные данные, анализировать их. С помощью анализа можно было бы вывести и понять соответствующие закономерности.

Бихевиористы полагали, что такая схема стимулов и реакции распространяется не только на человека, но и на весь остальной животный мир. «Излюбленными» животными бихевиористов были собаки, кошки и крысы. Именно поэтому они так много и так часто ссылались на результаты экспериментов И. П. Павлова. Главной причиной такой популярности И. П. Павлова было то, что закономерности условного рефлекса, исследуемые русским ученым, были очень похожи на те закономерности поведения, которые пытались вывести ученые через формулу Джона Уотсона S — R.

На самом деле все оказалось значительно сложнее: один стимул может повлечь за собой наступление множества реакций. Поэтому ученые переработали формулу S — R и ввели еще одну инстанцию. Данную инстанцию они назвали «промежуточные переменные». Здесь бихевиористы впервые отступили от своего главного правила: не может считаться научным то, что не может найти своего объективного подтверждения. Была разработана новая формула S — O — R. Теперь бихевиористы посчитали, что данная новая инстанция, хотя и не может объективно подтвердиться, также оказывает свое влияние на наступление реакции. Следовательно, стимул не работает в одиночку — он работает только в паре с промежуточной переменной.

Вы обусловлены? Объяснение величайших экспериментов бихевиоризма

 

Бихевиоризм — это дисциплина в психологии, которая предполагает, что любое поведение людей и животных обусловлено взаимодействием с окружающей средой. Он систематически изучает наблюдаемое поведение людей и животных, игнорируя более субъективную информацию, такую ​​как мысли и чувства субъекта.

 

Бихевиоризм был доминирующей философией в господствующей психологии вскоре после 19-го века.13 публикация книги Джона Б. Уотсона «Психология с точки зрения бихевиориста» до середины 1950-х гг.

 

Научные корни бихевиоризма
Портрет Томаса Гоббса работы Джона Майкла Райта, ок. 1769 г., через Национальную портретную галерею

 

Еще в семнадцатом веке выдающийся мыслитель Томас Гоббс (1650, 1709) выразил заинтересованность в том, чтобы выяснить, можно ли применить ошеломляющие достижения науки к изучению человеческой природы. По данным Harzem (2006):

 

«Начиная с эпохи Возрождения и заканчивая эпохой просвещения, обоснованное решение все больше приобретало первенство над решением на основе веры или указом в научных исследованиях и вопросах человеческих дел. Естественным следствием этого развития было то, что науки в совокупности стали рассматриваться как императивное предприятие, если нужно было найти надежные решения проблем человеческой жизни».

 

Бихевиористы участвовали в амбициозной попытке найти методы, позволяющие получать эмпирические объективные данные, которые можно было бы надежно собирать и адаптировать для различных исследовательских задач (Harzem, 2006). Традиционная психология и чрезвычайно влиятельные работы Зигмунда Фрейда и Карла Юнга уделяли особое внимание бессознательным процессам.

Получайте последние статьи на свой почтовый ящик

Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостей

 

Бихевиористы проводили эксперименты, направленные на устранение субъективного, надеясь получить новые знания, привнося психологию в сферу современной науки.

 

Основные теории бихевиоризма
Эксперимент с птицей в воздушном насосе Джозефа Райта из Дерби, 1768 г., через Лондонскую национальную галерею

 

Джон Уотсон (1913) утверждал, что люди и животные, неоднократно подвергавшиеся вызывающему воспоминания стимулу (например, чему-то страшному), сопровождаемому нейтральным стимулом (например, чем-то неинтересным), в конечном счете будут реагировать на один только нейтральный стимул так же, как и на нейтральный стимул.

сам вызывающий стимул. Это стало известно как классическое обусловливание — известным примером являются эксперименты Ивана Павлова на собаках.

 

Эдвард Ли Торндайк (1927) позже утверждал, что существа, вознаграждаемые за одни виды поведения и наказываемые за другие, в будущем будут демонстрировать больше вознаграждаемых поступков, что стало называться 9.0029 оперантное обусловливание . Эти утверждения были проверены с помощью различных экспериментов, проведенных на животных и людях в лабораториях по всему миру. Некоторые из этих экспериментов дали плодотворное понимание психологии; другие прославились страданиями, причиняемыми испытуемым.

 

Уотсон считал, что его открытия можно использовать для прогнозирования результатов, которые определенные стимулы, опыт и образ жизни могут проявляться в течение жизни человека. Его видение на этом не остановилось — он думал, что преднамеренное манипулирование человеческим опытом и стимулами может привести к конкретным желаемым результатам.

 

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого наугад и обучу его любому специалисту, которого я выберу — доктору, юрист, художник, купец-главнокомандующий и, да, даже нищий и вор, независимо от его талантов, склонностей, наклонностей, способностей, призваний и расы его предков». (****)

 

4 самых известных бихевиористских эксперимента
Павлов в своей лаборатории с одной из своих собак, ок. 1904 г., через Британскую психологическую ассоциацию

 

.

Основная философия, лежащая в основе бихевиоризма, заключается в том, что только данные, собранные в ходе научных наблюдений, могут дать надежные результаты. Многие увлекательные эксперименты, вытекающие из этой философии, действительно сделали бихевиористов знаменитыми.

 

1. Собаки Павлова – 1898-1925

 

Истинный генезис бихевиоризма как теории пришелся на 1890s, когда физиолог Иван Павлов изучал пищеварительную систему собак. Он создал систему для измерения количества слюны, выделяемой собаками во время кормления, но отметил, что это начиналось, как только собаки слышали шаги помощника, который их кормил.

 

Далее он обнаружил, что любые явления, которые собаки научились ассоциировать с едой, вызывали одинаковую реакцию. Это открылось Павлову как важное научное открытие, и он посвятил этому изучению большую часть своей оставшейся карьеры.

 

В работе 1902 года Работа пищеварительных желез Павлов отмечал, что безусловный раздражитель (пища) непроизвольно вызывает безусловную реакцию (слюноотделение). Затем он нашел нейтральный стимул или что-то, что изначально не вызывало реакции у собак, в данном случае тиканье метронома. Он начал включать метроном до и во время кормления и обнаружил, что после нескольких повторений одного только метронома было достаточно, чтобы вызвать слюноотделение.

 

Павлов в своей лаборатории с одной из своих собак, ок. 1890 г., через Лестерский университет

 

2. Исследование Маленького Альберта – 1919

 

В самом раннем эксперименте по классическому обусловливанию, примененном к людям, Уотсон и Рейнер в 1920 году решили выяснить, можно ли создать стойкую реакцию страха или фобию. За этим последовал эксперимент, не отвечающий современным этическим стандартам.

 

Альберту Б. было 9 месяцев, когда Уотсон и Рейнер впервые познакомили его с рядом безвредных предметов; белая крыса, обезьяна, кролик, маски, тлеющая бумага и звук удара молотком по четырехфутовой трубе. Они заметили, что он не боялся ни одного из предметов, но испугался и заплакал, когда ударили по трубе.

 

Семь раз в течение следующих недель Альберт подвергался воздействию крыс одновременно с ударом по трубе. Он каждый раз плакал, а также начинал плакать при виде одной крысы.

Это была условная реакция, которую Уотсон и Рейнер надеялись вызвать. Они обнаружили, что Альберт реагировал так же, когда видел других маленьких животных или белые пушистые предметы: мягкие игрушки, бороду Санта-Клауса и шубу Рейнера.

 

Исследователи продолжили тестировать Альберта через месяц после окончания условного рефлекса и обнаружили, что он продолжает демонстрировать обусловленное поведение.

 

Исследователи проверяют «реакцию Альберта на маску», 1920 г., архив Пенсильванского государственного университета

 

3. Кошки Торндайка – 1898-1905 гг.

 

Торндайк помещал голодного кота в коробку, которая открывалась, когда кошка наступала на встроенный переключатель. Снаружи коробки он ставил миску с едой, чтобы мотивировать ее на побег.

 

Он заметил, что кошки, которых он тестировал, мяукают и бродят внутри коробки в поисках выхода, пока случайное нажатие на переключатель не вознаградит их доступом к еде.

Когда одну и ту же кошку тестировали несколько раз, время, необходимое кошке, чтобы открыть коробку, обычно уменьшалось с каждым повторением. Кроме того, он обнаружил, что скорость снижения каждый раз увеличивалась, прежде чем стабилизироваться, как только кошка научилась эффективно выполнять задачу. Это привело к тому, что он ввел термин «кривая обучения».

 

Торндайк утверждал, что повышение производительности кошек не указывает на понимание механики их затруднительного положения; «Нет никакого рассуждения, никакого процесса вывода или сравнения; нет размышлений о вещах, нет сложения двух и двух; нет никаких идей — животное не думает ни о ящике, ни о еде, ни о действии, которое оно должно совершить».

 

Портрет Эдварда Л. Торндайка, из цифровой коллекции Национальной медицинской библиотеки

 

4. Коробка Скиннера

 

Берхус Скиннер впервые применил метод помещения животных в небольшую коробку, чтобы подвергнуть их оперантному обусловливанию. Они были сконструированы таким образом, чтобы блокировать внешние раздражители и держать животное в узде, пока его обучали определенным действиям.

 

Они использовались в экспериментах, подобных экспериментам Торндайка, а также в классических исследованиях условного рефлекса. В них животных учили ассоциировать действие, такое как поворот направо, с горящей лампочкой и наградой в виде еды. В конце концов, животное можно было заставить повернуть направо, просто включив лампочку и не получая никакой награды.

 

В других экспериментах животных заставляли нажимать на рычаг либо для получения вознаграждения, либо для прекращения поражения электрическим током. Как и Торндайк, Скиннер обнаружил, что животные выполняли эти задачи за все более короткое время.

 

Скиннер в своей лаборатории в Индиане, ок. 1947 г., через коллекцию исторических научных инструментов Гарвардского университета

 

Уроки и наследие бихевиоризма

 

По мере роста научного мировоззрения многие из ранее авторитетных человеческих институтов постепенно ввергались в кризис легитимности. По мере того, как накапливались технологические триумфы научного мировоззрения, рос скептицизм в отношении идей и взглядов, которые не соответствовали этим новым стандартам.

 

Бихевиористы попытались решить эту проблему, примирив психологию с научным методом наблюдения и исследования. Это также имело значение для области философии; Э. О. Уилсон (1975) предположил, что «этические философы интуитивно постигают деонтологические каноны морали», консультируясь со своими собственными «эмотивными центрами». Далее он предположил, что «этический бихевиоризм» может предоставить средства «интерпретации активности эмоциональных центров как биологической адаптации». Таким образом, моральное обязательство можно интерпретировать как набор моделей поведения, усвоенных детьми посредством оперантного обусловливания (Wilson, 1995).

 

Скиннер со своими голубями, ок. 1971 г., из архива Гарвардского университета

 

Критики утверждают, что современная когнитивная психология превратила бихевиоризм в устаревшую дисциплину (Harzem, 2006). Бланшар (1965) утверждал, что отрицание внутренних процессов бихевиористами наносит ущерб развитию самой психологии; «Некоторые головные боли, по-видимому, вызваны беспокойством и страхом, другие — аллергией на шоколад. […] В той мере, в какой психология может говорить о физической причинности, она обретает точность, объективность и контроль».

 

Бихевиористы установили многие из самых глубоких психологических истин, которые сегодня считаются само собой разумеющимися; понимание механизмов дрессировки животных, обучения детей и того, как наследуются социальные нормы. Они попытались определить и устранить то, что они считали слабыми местами прежних доминирующих методов, подобно тому, как после них это сделали когнитивные психологи. Как писал Исаак Ньютон (Merton, 1985) в письме коллеге-ученому Роберту Хуку;

 

«Если я и видел дальше, так это стоя на плечах гигантов».

 

Портрет Джона Б. Ватсона, ок. 1930 г., через хранилище журналов (JSTOR)

 

Библиография

 

Бланшард, Б. (1965). Критические размышления о бихевиоризме . Труды Американского философского общества, 109 (1), 22-28. Получено 4 сентября 2021 г. с http://www.jstor.org/stable/9.85775

Хоббс, Т., и Мисснер, М. (2016). Томас Гоббс: Левиафан (Библиотека первоисточников по философии Лонгмана) . Рутледж.

Гоббс, Т. (1999). Элементы права, естественного и политического: Часть I, человеческая природа, часть II, de corpore politico; с тремя жизнями . Издательство Оксфордского университета, США.

Мертон, РК (1985). На плечах гигантов: Шандейский постскриптум (Том 63). Харкорт.

Торндайк, Э. Л. (1927). Закон Эффект . Американский журнал психологии, 39, 212-222.
https://doi.org/10.2307/1415413

Уотсон, Дж. Б. (1913). Психология с точки зрения бихевиориста . Психологический обзор, 20 (2), 158–177.

Уилсон, Э. О. (1975). Некоторые центральные проблемы социобиологии. Информация по социальным наукам , 14 (6), 5–18. https://doi.org/10.1177/053

7501400601

Уилсон, Э. О. (1995). Генная мораль . Вопросы эволюционной этики, 153-164.

4 Захватывающие классические исследования обусловливания и бихевиоризма

Можете ли вы вспомнить, когда вы были в школе, когда прозвенел звонок на обед?

Было ли у вас урчание в животе еще до того, как вы вошли в столовую и увидели еду?

Если это так, то ваше бессознательное поведение на самом деле было реальным примером классической обусловленности.

В этой статье представлены исторические предпосылки и теория классического обусловливания и бихевиоризма. Вы также узнаете, как эти теории применяются в современном обществе и по-прежнему имеют большое значение при изучении человеческого поведения.

Прежде чем вы продолжите, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Классическая обусловленность в истории психологии
  • Объяснение эксперимента Павлова с собакой
  • Взгляд на рождение бихевиоризма
  • Исследования маленького Альберта Уотсона
  • Исследования Скиннера по кондиционированию
  • 4 Современные выводы и тематические исследования
  • Ресурсы с сайта PositivePsychology.com
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Классическое обусловливание в истории психологии

Чтобы понять классическую теорию обусловливания, сначала нужно понять обучение. Обучение — это процесс приобретения новых знаний, идей, поведения и взглядов (Rehman, Mahabadi, Sanvictores, & Rehman, 2020). Обучение может происходить сознательно или бессознательно (Rehman et al., 2020).

Классическое обусловливание — это процесс, при котором автоматическая условная реакция и стимулы сочетаются друг с другом (McSweeney & Murphy, 2014). В классической литературе по обусловливанию есть ссылки на то, что это поведение является стимулом и реакцией (McSweeney & Murphy, 2014).

Знаменитой работой по классической обусловленности является работа русского физиолога Ивана Павлова, родившегося в 1849 году. Его влияние на изучение классической обусловленности было огромным. За это исследование он получил Нобелевскую премию по физиологии и медицине (The Nobel Prize, nd). Классическая обусловленность была открыта случайно и получила название «павловская обусловленность» (Павлов, 19).27).

В этой статье вы найдете практические примеры классического обусловливания в классе.

Технические термины

Павлов (1927) разработал следующие технические термины для объяснения процесса классического обусловливания и того, как он работает.

  •  безусловный стимул (UCS) возникает естественным и автоматическим образом и безоговорочно вызывает реакцию.
  • Необусловленная реакция (UCR) является незаученной реакцией. Это происходит естественно как ответ на UCS.
  • Условный раздражитель (CS) является ранее нейтральным раздражителем, который после связывания с UCS приводит к запуску условной реакции.
  • Условная реакция (CR) является реакцией на CS, связанную с UCS. CR — это ответ, который делается только на CS и без необходимости в UCS.

Объяснение эксперимента с собакой Павлова

Как физиолог Иван Павлов (1897) исследовал пищеварение у собак в конце 19 века.

Одно интересное наблюдение, сделанное Павловым, заключалось в том, что непосредственно перед тем, как дать еду, у собак начиналось слюноотделение. Иногда это происходило просто от вида лабораторных халатов техников, которые их кормили. Это заставило Павлова задуматься, почему у собак выделяется слюна, когда в поле зрения нет еды.

Павлов решил провести серию экспериментов с собаками, чтобы исследовать эти наблюдения. Павлов каждый раз звонил в колокольчик перед кормлением собак. Сначала не было ответа. Затем, когда появилась еда, собаки поняли, что звук колокольчика означает еду, и у них выделилось слюноотделение. После этого звук колокольчика сам по себе вызывал у собак слюноотделение. Они связывали звонок с прибытием еды.

На следующей диаграмме (рис. 1) показаны различные этапы классического процесса обусловливания в экспериментах Павлова (1897) с собаками.

Взгляд на рождение бихевиоризма

Классическое обусловливание уходит своими корнями в бихевиоризм. Бихевиоризм измеряет наблюдаемое поведение и события (Watson, 1913; Watson, 1924).

Джон Б. Уотсон, как и Павлов, исследовал условные нейтральные стимулы, вызывающие рефлексы при обусловливании респондентов (Watson & Rayner, 19). 20). Бихевиоризм рассматривает окружающую среду как основное влияние на поведение человека, а не генетические факторы (Thorndike, 1905).

Бихевиоризм, основанный на более ранних исследованиях Эдварда Торндайка (1905 г.) и Закона Эффекта в конце 19 века. Это рассматривало последствия, которые усиливают и ослабляют поведение.

Попытка заменить глубинную психологию (Владислав и Дидье, 2018), уходящая корнями в теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава и Альфреда Адлера (Льюис, 19 лет).58). Глубинная психология испытывала трудности с экспериментальной проверкой прогнозов (Владислав и Дидье, 2018).

Б. Ф. Скиннер, американский психолог, разработал свою собственную позицию в отношении бихевиористского подхода, известного как радикальный бихевиоризм (Schneider & Edward, 1987). Он предположил, что когниции и эмоции имеют те же переменные контроля, что и наблюдаемое поведение (Мекка, 1974).

Его техника была известна как оперантное обусловливание . Это связано с подкреплением и наказанием для повышения или снижения эффективности поведения (Скиннер, 19 лет). 53).

Исследование маленького Альберта Уотсона

Мы уже обсуждали, как Павлов проводил эксперименты с животными и показывал процесс обусловливания на собаках.

Уотсон показал, что люди также могут быть обусловлены так же, как и животные (Beck, Levinson, & Irons, 2009).

Уотсон использовал в своих экспериментах маленького младенца, которого назвали Маленький Альберт (Watson & Rayner, 1920). Ребенка подвергали различным раздражителям, включая кролика, собаку, шерсть, маску, обезьяну и горящие газеты, чтобы увидеть его реакцию.

Маленький Альберт не боялся предметов. Только после того, как объекты были соединены с громким звуком (удары молотком по металлическому пруту), он начал плакать после того, как ему показали белую крысу. Затем ребенок ожидал услышать пугающий шум, когда увидел белую крысу (нейтральный раздражитель) сам по себе.

Белая крыса стала условным раздражителем, а эмоциональная реакция плача стала условной реакцией. Это похоже на дистресс (необусловленная реакция), который он первоначально демонстрировал на шум. Дальнейшие исследования показали, что Маленького Альберта раздражают пушистые предметы и даже маска Санта-Клауса (Watson & Rayner, 19 лет).20).

Это очень раннее исследование классического обусловливания является прекрасным примером того, как могут развиваться фобии (Davey, 1992).

Исследования Скиннера по кондиционированию

Б. Ф. Скиннер (1948) провел различные эксперименты на крысах в ящике, известном как «ящик Скиннера». Сначала он поместил в ящик голодную крысу, которая бродила вокруг, и обнаружил рычаг. В конце концов крыса поняла, что после того, как она нажала на рычаг, в коробку попала еда.

Затем крыса снова нажимала на рычаг каждый раз, когда была голодна. Затем он сразу же нажимал на рычаг каждый раз, когда его помещали в коробку, что показывало, что он был кондиционирован. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а еда — награда (Скиннер, 19 лет). 48).

Этот тип эксперимента также известен как инструментальное обучение условному рефлексу (Ainslie, 1992). Реакция играет важную роль в получении пищи. Этот эксперимент выявил положительное подкрепление (Skinner, 1948).

Затем Скиннер провел еще один эксперимент с крысами. Он поместил крысу в такой же ящик, и на этот раз был использован электрический ток. Когда крыса забеспокоилась и побежала вокруг коробки, она случайно задела рычаг. Это автоматически остановило электрический ток.

Затем крыса научилась направлять голову к рычагу, чтобы избежать дискомфорта от электрического тока. Нажатие рычага — это оперативная реакция, а прекращение подачи электрического тока — награда за нее. Этот эксперимент выявил негативное подкрепление (Skinner, 1951).

4 Современные находки и тематические исследования

Экспериментальные исследования Павлова, Уотсона и Скиннера проводились много лет назад, но их влияние все еще можно наблюдать каждый день в современном обществе.

Посмотрим.

1. Классическая обусловленность и фобии

Классическая и оперантная модели обусловленности, разработанные Павловым, Уотсоном и Скиннером, очень актуальны в современном обществе. Они могут помочь объяснить этиологию и лечение фобий у людей (Davey, 1992).

Фобия — это стойкий и иррациональный страх перед определенной ситуацией, объектом или деятельностью (Американская психологическая ассоциация, без даты).

В качестве примера рассмотрим аэрофобию, то есть боязнь летать. Люди, страдающие этой фобией, испытывают сильный страх и тревогу перед полетом, иногда даже при одной мысли о самолете.

Люди с этой фобией могут избегать полетов, насколько это возможно, чтобы уменьшить стресс. Более пристальный взгляд на причину, по которой люди боятся летать, показывает, что в прошлом решающим фактором могли быть плохой опыт взлета, плохая погода во время полета или турбулентность (Clark & ​​Rock, 2016).

Мы можем вспомнить эксперименты Павлова с собакой, чтобы понять больше. Кажется, что вид или мысль о самолете стали условным раздражителем, а страх перед полетом — условной реакцией.

Эффективное лечение фобии полета часто основано на тех же принципах классического обусловливания и обучения (Rothbaum, Hodges, Lee, & Price, 2000). Терапевты могут активировать структуру страха, подвергая человека пугающим стимулам. Это вызовет реакцию страха (Rothbaum et al., 2000).

После того, как воздействие было предпринято несколько раз, в процессе, известном как привыкание (Bouton, 2007), фобия больше не усиливается (известная как угасание) и в конечном итоге исчезает (Miltenberger, 2012). Таким образом, фобию можно обратить вспять с помощью тех же принципов классического обусловливания.

2. Классическое обусловливание и социальная тревожность

Социальное тревожное расстройство — это тревожное расстройство, которое характеризуется крайней и стойкой социальной тревожностью, вызывающей дистресс и препятствующей участию в социальной деятельности (Американская психологическая ассоциация, n. d.).

Социальное тревожное расстройство может быть вызвано каким-либо стрессовым событием в раннем возрасте ребенка, например травлей, жестоким обращением в семье или каким-либо общественным смущением (Erwin, Heimberg, Marx, & Franklin, 2006).

Преобладающее психологическое лечение тревожных расстройств также включает повторное воздействие, аналогичное лечению фобий, описанному выше.

Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное воздействие фобического раздражителя, возможно, включая постепенное воздействие социальных ситуаций.

Затопление является альтернативным подходом, а не постепенным. Это немедленное воздействие самого пугающего аспекта ситуации (Американская психологическая ассоциация, nd), например, посещение большого собрания.

Систематическая десенсибилизация и затопление могут проводиться in vitro (воображаемое воздействие фобического раздражителя) или in vivo (фактическое воздействие фобического раздражителя). Menzies и Clarke (1993) обнаружили, что методы in vivo гораздо более успешны. Можно использовать in vitro, если это более практично.

Это еще один пример того, как приобретенные страхи могут быть устранены с помощью принципов классической обусловленности.

3. Оперантное обусловливание и азартные игры

Азартные игры основаны на оперантном обусловливании, поскольку игровое поведение подкрепляется, увеличивая вероятность повторения поведения. Азартные игры могут стать зависимостью и определяются как таковые в Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам (Американская психологическая ассоциация, nd).

Griffiths (2009) предполагает, что некоторые виды азартных игр, такие как игровые автоматы, вызывают привыкание, поскольку нажатием на рычаг можно получить финансовое вознаграждение. Он также описывает множество других вознаграждений, таких как физиологическое вознаграждение (прилив адреналина от победы), психологическое вознаграждение (волнение) и социальное вознаграждение (похвала сверстников).

Аасвед (2003) обнаружил, что игроки продолжают играть и повторяют этот опыт. Азартные игры не склонны к угасанию, так как подкрепляются частично (не каждый раз), что заставляет игрока повторять поведение.

Азартные игры предполагают лишь частичное подкрепление, так как подкрепляются только часть реакций. Отсутствие предсказуемости заставляет людей играть в азартные игры. Напоминает ли это вам исследование Скиннера с крысами и вознаграждение в виде еды, которую они получали, нажимая на рычаг?

Существует множество способов лечения зависимости от азартных игр. Лечение, сочетающее принципы когнитивно-поведенческой терапии и стратегии воображения in vivo последствий игрового поведения, может быть эффективным для проблемных игроков (Bowden-George & Jones, 2015).

4. Оперативное обусловливание и злоупотребление психоактивными веществами

Некоторые люди употребляют алкоголь и наркотики из-за приятных положительных ощущений, которые они получают от этого опыта. Если они навязчиво повторяют этот опыт с течением времени для достижения одних и тех же вознаграждающих стимулов, неблагоприятным последствием может стать зависимость (Angres & Betinardi-Angres, 2008).

Терапия отвращением (Американская психологическая ассоциация, без даты) — это один из способов устранения зависимостей посредством ассоциации с вредными и неприятными переживаниями (Brewer, Streel, & Skinner, 2017; Platt, 2000). Он основан на принципах оперантного обусловливания.

Терапия отвращением включает сочетание нежелательного и вызывающего привыкание поведения с неприятным опытом. Например, кому-то можно дать лекарство, которое вызывает у него тошноту и рвоту, если он употребляет алкоголь.

После терапии отвращением алкоголь может ассоциироваться с чувством тошноты, поэтому человек не хочет повторять такое поведение (Brewer, Meyers, & Johnson, 2000).

Опять же, это напоминает технику, использованную Скиннером, когда крыс подвергали удару током и учили нажимать на уровень, чтобы избежать этого опыта.

Ресурсы с сайта PositivePsychology.com

В нашем блоге вы найдете множество ресурсов, которые помогут вашим клиентам справиться с негативными привычками, бессознательно приобретенными в результате многократного обусловливания.

Приведенные ниже инструменты могут помочь вашим клиентам лучше узнать об этих привычках и поведении и помочь им обрести контроль над своей жизнью.

  • Рабочие листы с градуированным воздействием
    В этом рабочем листе клиентам предлагается ранжировать свои фобии от наименее до наиболее пугающих в качестве первого шага к проведению воздействия воздействия.
  • Формирование новых привычек
    В этом рабочем листе кратко объясняется, как формируются привычки, и есть место, где клиенты могут составить план развития новой полезной привычки.
  • Действенный мозговой штурм
    Это упражнение помогает клиентам выявить, оценить, а затем избавиться или изменить привычки, которые могут мешать осуществлению желаемых изменений или приближению к цели.
  • Изменение физических привычек
    Этот рабочий лист помогает клиентам задуматься о своих уязвимых местах и ​​привычках, связанных с аспектами их физического здоровья, и рассмотреть шаги по выработке более здоровых привычек.
  • Рабочий лист замены вознаграждения
    Этот рабочий лист помогает клиентам определить негативные последствия поведения, которое они используют, чтобы вознаградить себя, и выбрать другое поведение вознаграждения с положительными последствиями, чтобы заменить его.
  • 17 упражнений по позитивной психологии
    Если вы ищете более научно обоснованные способы помочь другим улучшить свое самочувствие, эта фирменная коллекция содержит 17 проверенных инструментов позитивной психологии для практиков. Используйте их, чтобы помочь другим процветать и процветать.

Важная информация

Классическое и оперантное обусловливание сыграло огромную роль в зарождении бихевиоризма.

Классическое обусловливание оказалось наиболее ценным для понимания приобретения негативных и нежелательных форм поведения, таких как фобии, тревога и зависимости.

Это также ценно для лечения людей, поскольку те же принципы используются для отмены непреднамеренно сформировавшегося поведения. Эти новые методы лечения включают экспозиционную терапию, терапию отвращением, систематическую десенсибилизацию и затопление.

Мы надеемся, что вам понравилось читать эту статью, и вы сможете помочь своим клиентам внести необходимые изменения с помощью рекомендуемых ресурсов.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Эйнсли, Г. (1992). Пикоэкономика: стратегическое взаимодействие последовательных мотивационных состояний внутри человека . Издательство Гарвардского университета.
  • Американская психологическая ассоциация. (2021). Словарь по психологии.
  • Ангр, Д. Х., и Беттинарди-Ангр, К. (2008). Болезнь наркомании: Происхождение, лечение и выздоровление. Болезнь-А-Месяц , 54 (10), 696–721.
  • Аасвед, М. (2003). Социология азартных игр (том 2). Чарльз С Томас.
  • Бек, Х. П., Левинсон, С., и Айронс, Г. (2009). В поисках маленького Альберта. Американский психолог , 64 , 605–614.
  • Бутон, Мэн (2007 г.). Обучение и поведение: современный синтез . М.А. Синауэр.
  • Боуден-Джордж, Х., и Джонс, С. (2015). Руководство для врачей по работе с проблемными игроками . Рутледж.
  • Брюэр, К., Мейерс, Р., и Джонсон, Дж. (2000). Помогает ли дисульфирам предотвратить рецидив злоупотребления алкоголем? Препараты ЦНС , 14 , 329–341.
  • Брюэр, К., Стрил, Э., и Скиннер, М. (2017). Контролируемая превосходная эффективность дисульфирама при лечении алкоголизма: этические, методологические и психологические аспекты. Алкоголь и алкоголизм , 52 (2), 213–219.
  • Кларк, Г.И., и Рок, А.Дж. (2016). Процессы, способствующие поддержанию летной фобии: описательный обзор. Границы психологии , 7 , 754.
  • Дэйви, GC (1992). Классическая обусловленность и приобретение человеческих страхов и фобий: обзор и синтез литературы. Достижения в области поведенческих исследований и терапии , 14 (1), 29–66.
  • Эрвин, Б. А., Хаймберг, Р. Г., Маркс, Б. П., и Франклин, М. Э. (2006). Травматические и социально стрессовые жизненные события у лиц с социальным тревожным расстройством. Журнал тревожных расстройств , 20 , 896–914.
  • Гриффитс, доктор медицины (2009). Психология азартных игр: личный обзор. Psychology Review , 16 (1), 25–27.
  • Льюис, Дж. В. (1958). Обзор творчества Адлера. New Scientist , 4 (83), 224–225.
  • Максуини, Ф.К., и Мерфи, Э.С. (2014). Справочник Уайли Блэквелла по оперантному и классическому обусловливанию . Мальден.
  • Мекка, К. (1974). Радикальный бихевиоризм: философия и наука . Авторский кооператив.
  • Мензис, Р. Г., и Кларк, Дж. К. (1993). Сравнение in vivo и заместительного воздействия при лечении детской водной фобии. Поведенческие исследования и терапия , 31 (1), 9–15.
  • Милтенбергер, Р. (2012). Модификация поведения, принципы и процедуры (5-е изд.). Уодсворт.
  • Нобелевская премия. (н.д.). Получено 11 июня 2021 г. с
    https://www.nobelprize.org/prizes/medicine/1904/pavlov/facts/
  • .
  • Павлов, И. П. (1897). Работа пищеварительных желез . Грифон.
  • Павлов, И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга . Издательство Оксфордского университета.
  • Рехман, И., Махабади, Н., Санвикторес, Т., и Рехман, К. (2020). Классическое кондиционирование . StatPearls. Получено 2 июня 2021 г. с https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK470326/
  • .
  • Ротбаум, Б.О., Ходжес, Л.С., Ли, Дж.Х., и Прайс, Л. (2000).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *