05.05.2024

Бихевиористский подход к пониманию личности: Основные теоретические подходы к исследованию личности

21. Бихевиористский подход к пониманию личности в социальной психологии.

Бихевиори́зм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии человека и животных, буквально — наука о поведении. Это направление в психологии, определившее облик американской психологии в 20-ом столетии, радикально преобразовавшее всю систему представлений о психике. Его кредо выражала формула, согласно которой предметом психологии является поведение, а не сознание. Поскольку тогда было принято ставить знак равенства между психикой и сознанием (психическими считались процессы, которые начинаются и заканчиваются в сознании), возникла версия, будто, устраняя сознание, бихевиоризм тем самым ликвидирует психику. Основателем данного направления в психологии был американский психолог Джон Уотсон. Важнейшими категориями бихевиоризма являются стимул, под которым понимается любое воздействие на организм со стороны среды, в том числе и данная, наличная ситуация, реакция и подкрепление, в качестве которого для человека может выступать и словесная или эмоциональная реакция окружающих людей.

Субъективные переживания при этом в современном бихевиоризме не отрицаются, но ставятся в положение, подчиненное этим воздействиям.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах 20 века связано с именем Скиннера. Американского исследователя можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер отвергал мыслительные механизмы и полагал, что методика выработки условного рефлекса, заключающаяся в закреплении или ослабления поведения в связи с наличием или отсутствием поощрения или наказания, может объяснить все формы человеческого поведения. Этот подход применялся американским исследователем к объяснению самых разнообразных по сложности форм поведения, начиная с процесса обучения и заканчивая социальным поведением.

В соответствии с концепцией классического бихевиоризма Уотсона Скиннер исследует поведение организма. Сохраняя двучленную схему анализа поведения, он изучает только его двигательную сторону. Основываясь на экспериментальных исследованиях и теоретическом анализе поведения животных, Скиннер формулирует положение о трех видах поведения: безусловнорефлекторном, условно-рефлекторном и оперантном.

Последнее и составляет специфику учения Б. Скиннера.

Безусловно-рефлекторный и условно-рефлекторный виды поведения вызываются стимулами (S) и называются респондентным, отвечающим поведением. Это реакция типа S. Они составляют определенную часть репертуара поведения, но только ими не обеспечивается адаптация к реальной среде обитания. Реально процесс приспособления строится на основе активных проб — воздействий животного на окружающий мир. Некоторые из них случайно могут приводить к полезному результату, который в силу этого закрепляется. Такие реакции (R), которые не вызываются стимулом, а выделяются («испускаются») организмом и некоторые из которых оказываются правильными и подкрепляются, Скиннер назвал оперантными. Это реакции типа R. По Скиннеру, именно эти реакции являются преобладающими в адаптивном поведении животного: они являются формой произвольного поведения.

На основе анализа поведения Скиннер формулирует свою теорию научения. Главным средством формирования нового поведения выступает подкрепление. Вся процедура научения у животных получила название «последовательного наведения на нужную реакцию».

Данные, полученные при изучении поведения животных, Скиннер переносит на человеческое поведение, что приводит к крайне биологизаторской трактовке человека. Так, на основе результатов научения у животных возник скиннеровский вариант программированного обучения. Его принципиальная ограниченность состоит в сведении обучения к набору внешних актов поведения и подкреплению правильных из них. При этом игнорируется внутренняя познавательная деятельность учащихся, и как следствие этого обучение как сознательный процесс исчезает. Следуя установке уотсоновского бихевиоризма, Скиннер исключает внутренний мир человека, его сознание из поведения и производит бихевиоризацию его психики. Мышление, память, мотивы и т.п. психические процессы он описывает в терминах реакции и подкрепления, а человека — как реактивное существо, подвергающееся воздействиям внешних обстоятельств. Например, интерес соответствует вероятности, являющейся результатом последствий поведения «проявления интереса».

Поведение, которое ассоциируется с дружбой с каким-либо человеком, изменяется, поскольку этот человек изменяет поставляемые им подкрепления. Биологизаторский подход к человеку, характерный для бихевиоризма в целом, где нет принципиального различия между человеком и животным, достигает у Скиннера своих пределов. Вся культура — литература, живопись, эстрада — оказывается в его трактовке «хитроумно придуманными подкреплениями». Доведенная до крайности бихевиоризация человека, культуры и общества приводит к абсурду, что особенно выразительно проявилось в печально нашумевшей книге «По ту сторону свободы и достоинства» (1971). Трансформация Скиннером понятий свободы, ответственности, достоинства фактически означает их исключение из реальной жизнедеятельности человека.

Для разрешения социальных проблем современного общества Б. Скиннер выдвигает задачу создания технологии поведения, призванной осуществлять контроль одних людей над другими Поскольку намерения, желания, самосознание человека не принимаются во внимание в бихевиоризме, средством управления поведением не является обращение к сознанию людей. Таким средством выступает контроль за режимом подкреплений, позволяющий манипулировать людьми.

Так называемая жетонная система

вознаграждения демонстрирует одну из методик, применяемых в бихевиоральной терапии. При жетонной системе вознаграждения люди, обычно госпитализированные взрослые с тяжелыми поведенческими расстройствами, награждаются жетонами (то есть символическими или вторичными подкреплениями) для поощрения различной желаемой деятельности. Жетон — это просто символический заменитель, который делает доступным некоторое количество желаемых вещей (предметов или действий), вроде пластиковой карточки или оценки. Таким образом, индивиды могут быть награждены за участие в такой позитивной деятельности, как уборка своих комнат, самостоятельное питание, завершение рабочего задания или проявление инициативы в разговоре с другими пациентами и обслуживающим персоналом. Жетоны, которые они получают за участие в такой деятельности, затем обмениваются на разнообразные желаемые побудительные стимулы (например, сладости, сигареты, журналы, билеты в кино, разрешение уходить из больницы).
В некоторых программах пациенты могут лишаться жетонов за негативное поведение, такое, как провоцирование драк, эксцентричные действия или уклонение от обязанностей. Насколько эффективна жетонная система вознаграждения в устранении неадаптивного поведения и приобретении здорового, ответственного поведения у людей? Исследование, которое провели Этхоу и Kpacнep, дает весьма обнадеживающий ответ. Эти два клинициста сделали первую попытку учредить программу жетонного подкрепления в психиатрическом отделении Госпиталя для ветеранов. Ее целью было «изменить аберрантное поведение хронически больных, особенно поведение, считающееся апатичным, слишком зависимым, причиняющим ущерб или раздражающим других». Были обследованы 60 человек, средний возраст — 57 лет, которые в среднем провели в госпиталях 22 года. Большинство из них ранее были диагностированы как хронически больные шизофренией, у остальных был поврежден головной мозг. Исследование продолжалось в течение 20 месяцев и состояло из трех этапов.
Первые шесть месяцев были основным, или оперантным периодом, в течение которого исследователи каждый день регистрировали частоту появления поведения, подлежащего последовательному подавлению. За этим следовал трехмесячный период формирования, когда пациентов информировали о видах деятельности, которой им следовало заниматься, чтобы получить жетон и «реализовать» его в столовой госпиталя. Наконец, в течение экспериментального периода, продолжавшегося 11 месяцев, пациенты получали жетоны за то, что вели себя желаемым образом — обслуживали себя, посещали занятия, общались с другими или проявляли ответственность. Каждый получал жетон сразу после завершения желаемой деятельности, социальное одобрение со стороны персонала выражалось словами «прекрасная работа» или улыбкой. Анализ результатов показал, что пациенты стали чаще вести себя «нужным» образом, у них повысились инициатива, активность, ответственность и улучшились навыки социального общения. В течение оперантного периода средний недельный коэффициент участия был равен 5,8ч на каждого пациента.
С введением жетонной системы вознаграждения этот коэффициент возрос до 8,4ч за первый месяц и в среднем составил 8,5ч в течение всего экспериментального периода. Кроме того, коэффициент возрос до 9,2 ч в те три месяца в пределах экспериментального периода, когда подкрепляющая ценность жетонов возросла от одного до двух жетонов за час участия. Другие данные, о которых сообщили Этхоу и Краснер, касаются числа нарушений, совершенных пациентами. Обычно многие пациенты в госпитале отказываются утром вставать, умываться или покидать спальню в установленное время, таким образом создавая необходимость в помощи дополнительного персонала. Непосредственно до того, как была введена жетонная система вознаграждения, регистрировалось по одному нарушению в неделю по каждому из этих трех пунктов. В результате в среднем было 75 нарушений (или чуть больше одного на пациента) в неделю. Во время эксперимента жетон выдавали ежедневно, в том случае если не было зарегистрировано нарушения по любому из этих пунктов.
Число нарушений снизилось после введения жетонной системы. Исследователи никак не прокомментировали неожиданный рост нарушений (до 39) в течение четвертой недели экспериментальной программы. В течение последних шести месяцев экспериментального периода частота нарушений в среднем составляла девять за неделю. Несмотря на впечатляющие результаты, полученные в этом клиническом исследовании, все же не ясно, изменялось ли поведение именно от специфических подкреплений. Например, существует возможность того, что пациенты, участвующие в эксперименте с жетонной системой вознаграждений, просто реагируют на энтузиазм, внимание и ожидания персонала госпиталя. Сторонники бихевиоральной терапии настаивают на том, что такое объяснение не обоснованно и что изменения в поведении пациента являются прямым результатом применения вероятностного метода. Эйлон и Эзрин безусловно поддерживают эту точку зрения. Они обнаружили, что проявления желаемого поведения прямо зависят от наличия или отсутствия жетонного подкрепления.
Основываясь на шести специфических экспериментах с жетонной системой вознаграждений, они пришли к заключению, что желаемое поведение сохранялось «на высоком уровне, пока применялась подкрепляющая методика». Таким образом, вероятно, можно заключить, что жетонная система вознаграждений может быть использована для закрепления нормального адаптивного поведения у пациентов. Исследования также показали, что при жетонной системе вознаграждений может сократиться срок пребывания пациентов в больнице и уменьшиться коэффициент повторной госпитализации. Далее следует отметить, что жетонная система вознаграждений интенсивно использовалась в различных ситуациях в классе с «нормальными» детьми, делинквентными подростками, людьми, склонными злоупотреблять наркотиками, и умственно отсталыми. Наконец, жетонную систему вознаграждений можно использовать, чтобы устранить страх, гиперактивность, агрессивное поведение у детей и уменьшить супружеские разногласия.

Бихевиористский подход к пониманию личности — Студопедия

Слово «бихевиоризм» происходит (от английского) — поведение. Бихевиоризм представлен прежде теоретическими взглядами американских психологов Д. Б. Уотсон и Б. Ф. Скиннер. Д. Б. Уотсон (1878-1958) считается основателем бихевиоризма. В своих взглядах он утверждал, что все поведение человека можно описать двумя терминами — стимул и реакция, стимул — это изменение внешней среды, а реакция — ответ организма на стимул. Сознание и прочие субъективные понятия отрицаются бихевиористами.

Американский психолог Б.Скиннер расширяя классическую теорию условных рефлексов определяет личность как сумму паттернов поведения. Паттерном поведения он называл некоторую целостную совокупность поведенческих реакций. Раз­личные ситуации вызывают различные паттерны реакций. Каж­дая индивидуальная реакция основана исключительно на преды­дущем опыте и генетической истории.

Б.Скиннер предложил модель оперантного поведения: организм самопроизвольно вырабатывает реакции на стимулы. Эти реакции можно усилить или ослабить с помощью наказания за нежелательные реакции или поощрения за желаемые. Подкрепляющий стимул дается после получения желаемых реак­ций, что способствует их закреплению и повторению. Наказание (или негативный подкрепляющий стимул) уменьшает вероятность определенных реакций. Позитивные и негативные подкрепляю­щие стимулы регулируют поведение и управляют им.

*Первичные подкрепители — прямые физические вознаграж­дения.

*Вторичные подкрепители — нейтральные стимулы, кото­рые ассоциируются с первичными подкрепителями, так что сами начинают действовать как награды. Деньги или обещание денег — один из примеров вторичного подкрепления.

Автономный человек, свобода, достоинство, творчество, с точ­ки зрения Б. Скиннера, — только фикции, также он отрицает спонтанность поведения и его источники, лежащие вне жизнен­ного опыта.

Фикции- представления или понятия, с которыми мы оперируем таким образом, как если бы им соответствовало в действительности то, чего на самом деле не существует — приписываем, напр. , предмету качество, которого он в действительности не имеет, ставим лицо в положение, которого оно не занимает в действительности,

Понимание личности с позиций гуманистической психологии. (Г. Оллпорт,А. Маслоу, К. Роджерс и др.)

К. Роджерс (основатель гуманистического направления) при рассмотрении личности опирается на принцип ее самоактуализации. Согласно этому принципу, основной мотив поведения личности — стремление к самоактуализации. Она состоит в реализации личностью своих способностей с целью сохранить жизнь, сделать себя более сильной, а жизнь — более удовлетворяющей ее.

Гуманистическая психологияисследовала человека как полноценно развивающуюся личность, которая стремится реализовать свои потенциальные возможности и достигнуть самоактуализации, личностного роста. В каждом нормальном человеке заложена тенденция к самовыражению и самореализации.

Самоактуализация происходит в борьбе и преодолении препятствий в личной и социальной жизни. Самоактуализация личности происходит и в межличностной общении, где процессы оценивания, понимания и сопереживания, могут привести к более тесному психологическому взаимодействию. При этом общение является более согласованным тогда, когда у обоих партнеров наблюдается соответствие опыта, осознания и сообщения.

Конгруэнтностьозначает точное «соответствие опыта, осознания и сообщения». Чем больше партнер А воспринимает общение со стороны партнера В как соответствие опыта, осознания сообщения, тем больше их последующее взаимодействие будет отвечать психологической согласованности и взаимной удовлетворенности. Так формулирует закон конгруэнтности К. Роджерс, При этом он отмечает, что игнорирование данного закона ведет ухудшению психологической согласованности в действиях обоих партнеров.

Другой кардинальной идеей А. Маслоу была концепция иерар­хии фундаментальных потребностей,которые развиваются от низ­ших к высшим. Это:

*физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.)

*потребность безопасности,

*потребность в любви и принадлежности,

*потребность в уважении,

*потребность в самоак­туализации.

Согласно учению Маслоу, основной потребностью человека является потребность в самоактуализации- реализации потенциальных возможностей человека, его способностей и таланта.

10.4 Подходы к обучению личности – Введение в психологию

Цели обучения

К концу этого раздела вы сможете:

  • Описывать бихевиористскую точку зрения на личность
  • Опишите когнитивный взгляд на личность
  • Опишите социально-когнитивный взгляд на личность

 

 

   В отличие от психодинамических подходов Фрейда и неофрейдистов, которые связывают личность с внутренними (и скрытыми) процессами, подходы к обучению сосредоточены только на наблюдаемом поведении. Это иллюстрирует одно существенное преимущество подходов к обучению по сравнению с психодинамикой: поскольку подходы к обучению включают наблюдаемые, измеримые явления, их можно научно проверить. Многие компоненты психодинамической теории не поддаются количественной оценке и, следовательно, не могут быть проверены эмпирически.

ПОВЕДЕНЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА

   Бихевиористы не верят, что характеристики личности основаны на генетике или врожденных предрасположенностях. Вместо этого они рассматривают личность как сформированную подкреплением и последствиями вне организма. Другими словами, люди ведут себя последовательно, основываясь на предварительном обучении. Б. Ф. Скиннер, строгий бихевиорист, считал, что окружающая среда несет исключительную ответственность за все поведение, включая устойчивые, последовательные модели поведения, изучаемые теоретиками личности. На самом деле бихевиористы считали, что если бы они могли полностью контролировать окружение человека, то они могли бы передать любой тип личности любому человеку по своему выбору. Бихевиористы также не считали необходимым понимать что-либо, что происходило в голове человека, поскольку мысли и чувства не могли быть совершенно объективно количественно оценены.

Как вы, возможно, помните из своего исследования психологии обучения, Скиннер предположил, что мы демонстрируем устойчивые модели поведения, потому что у нас выработались определенные тенденции реагирования (Skinner, 1953). Другими словами, мы учимся вести себя определенным образом. Мы усиливаем поведение, приводящее к положительным последствиям, и уменьшаем поведение, приводящее к отрицательным последствиям. Скиннер не согласился с идеей Фрейда о том, что личность закрепляется в детстве. Он утверждал, что личность развивается на протяжении всей нашей жизни, а не только в первые несколько лет. Наши реакции могут меняться по мере того, как мы сталкиваемся с новыми ситуациями; следовательно, мы можем ожидать большей изменчивости личности с течением времени, чем предполагал Фрейд. Возьмем, к примеру, молодую женщину Грету, склонную к риску. Она быстро водит машину и занимается опасными видами спорта, такими как дельтапланеризм и кайтбординг. Но после того, как она выходит замуж и рожает детей, система поощрений и наказаний в ее окружении меняется. Ускорение и экстремальные виды спорта больше не поощряются, поэтому она больше не занимается этим поведением. На самом деле Грета сейчас описывает себя как осторожного человека.

СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

  Альберт Бандура согласился со Скиннером в том, что личность развивается посредством обучения. Однако он не соглашался со строгим бихевиористским подходом Скиннера к развитию личности, поскольку считал, что мышление и рассуждение являются важными компонентами обучения. Он представил социально-когнитивную теорию личности, которая подчеркивает как обучение, основанное на влиянии окружающей среды, так и познание или личные интерпретации как источники индивидуальных различий в личности. В социально-когнитивной теории Бандуры концепции взаимного детерминизма, обучения через наблюдение и самоэффективности играют определенную роль в развитии личности.

Взаимный детерминизм

   В отличие от идеи Скиннера о том, что только окружающая среда определяет поведение, Бандура (1990) предложил концепцию взаимного детерминизма, в которой все когнитивные процессы, поведение и контекст взаимодействуют, при этом каждый фактор влияет на другие факторы и находится под их влиянием одновременно (рисунок ниже). . Когнитивные процессы относятся ко всем ранее изученным характеристикам, включая убеждения, ожидания и личностные характеристики. Поведение  относится ко всему, что мы делаем, что может быть вознаграждено или наказано. Наконец, контекст , в котором происходит поведение, относится к среде или ситуации, которая включает стимулы поощрения/наказания.

 

Бандура предложил идею взаимного детерминизма: наше поведение, когнитивные процессы и ситуационный контекст влияют друг на друга.

   Представьте, например, что вы на фестивале, и одним из аттракционов является банджи-джампинг с моста. Вы делаете это? В этом примере поведение представляет собой банджи-джампинг. Когнитивные факторы, которые могут повлиять на это поведение, включают ваши убеждения и ценности, а также ваш прошлый опыт подобного поведения. Наконец, контекст относится к структуре вознаграждения за поведение. Согласно реципрокному детерминизму, все эти факторы действуют. Ключом к этой концепции является то, что все компоненты взаимны или влияют друг на друга (обратите внимание на двунаправленные линии на рисунке). Например, если вы считаете, что идти на риск — это захватывающе и весело (т. е. когнитивный фактор), плюс все ваши друзья собираются прыгнуть с тарзанки (т. е. ситуационный фактор), вы, скорее всего, пойдете на это, даже если никогда раньше этого не делали. Однако ваше поведение также может влиять как на когнитивные, так и на ситуационные факторы. Если вы решите не прыгать с тарзанки, это может заставить вас изменить свое отношение к риску, чтобы оправдать свой выбор, и может изменить ощущение ситуации, заставив других также отказаться. Опять же, важно понять, что все три взаимодействующих компонента взаимодействуют друг с другом, определяя характеристики личности.

Обучение через наблюдение

   Ключевым вкладом Бандуры в теорию обучения была идея о том, что большая часть обучения является замещающей. Мы учимся, наблюдая за чужим поведением и его последствиями, что Бандура называл наблюдательным обучением. Он чувствовал, что этот тип обучения также играет роль в развитии нашей личности. Точно так же, как мы изучаем индивидуальное поведение, мы изучаем новые модели поведения, когда видим их в исполнении других людей или моделей. Опираясь на идеи бихевиористов о подкреплении, Бандура предположил, что выбор нами имитации поведения модели зависит от того, видим ли мы модель подкрепленной или наказанной. Через наблюдательное обучение мы узнаем, какое поведение приемлемо и вознаграждается в нашей культуре, и мы также учимся подавлять девиантное или социально неприемлемое поведение, видя, какое поведение наказывается.

горчица после наблюдения за другими покупателями у стойки с хот-догами.

Бандура предполагает, что процесс обучения через наблюдение состоит из четырех частей. Первый — это внимание — поскольку, говоря простым языком, нужно обращать внимание на то, что он/она наблюдает, чтобы учиться. Вторая часть — это удержание : чтобы научиться, человек должен быть в состоянии сохранить поведение, которое он/она наблюдает, в памяти. выученное поведение. Наконец, наблюдатель должен обладать мотивация  заниматься наблюдательным обучением. В нашей виньетке ребенок должен хотеть научиться играть в игру, чтобы правильно участвовать в наблюдательном обучении.

Исследователи провели бесчисленное количество экспериментов, направленных на изучение обучения через наблюдение, самым известным из которых является «эксперимент с куклой Бобо» Альберта Бандуры.

Бобо [Изображение: © Sémhur / Wikimedia Commons / CC-BY-SA-3.0 (или Free Art License), https://goo.gl/uhHola]

В этом эксперименте (Бандура, Росс и Росс 1961), Бандура предлагал детям по отдельности наблюдать, как взрослая социальная модель взаимодействует с куклой-клоуном («Бобо»). В одной группе детей взрослый агрессивно взаимодействовал с Бобо: бил его, пинал, бросал и даже бил по лицу игрушечным молотком. Другая группа детей наблюдала, как взрослый взаимодействовал с другими игрушками, не проявляя агрессии по отношению к Бобо. В обоих случаях взрослый уходил, а детям разрешалось общаться с Бобо самостоятельно. Бандура обнаружил, что дети, подвергшиеся воздействию агрессивной социальной модели, значительно чаще вели себя агрессивно по отношению к Бобо, били и пинали его, по сравнению с детьми, подвергавшимися воздействию неагрессивной модели. Исследователи пришли к выводу, что дети в агрессивной группе использовали свои наблюдения за поведением взрослой социальной модели, чтобы определить, приемлемо ли агрессивное поведение по отношению к Бобо.

Хотя в первом эксперименте Бандуры для выявления поведения детей не требовалось подкрепления, важно признать, что последствия играют определенную роль в обучении через наблюдение. Дальнейшая адаптация этого исследования (Bandura, Ross, & Ross, 1963) показала, что дети в агрессивной группе демонстрировали менее агрессивное поведение, если они были свидетелями того, как взрослая модель подвергалась наказанию за агрессию против Бобо. Бандура назвал этот процесс косвенным подкреплением, поскольку дети не испытывали подкрепление или наказание напрямую, но все же находились под влиянием наблюдения за ними.

Мы можем видеть принципы взаимного детерминизма в действии в обучении через наблюдение. Например, личные факторы определяют, какое поведение в окружающей среде человек предпочитает имитировать, а эти события окружающей среды, в свою очередь, обрабатываются когнитивно в соответствии с другими личными факторами.

Самоэффективность

   Bandura (1977, 1995) изучил ряд когнитивных и личностных факторов, влияющих на обучение и развитие личности, и совсем недавно сосредоточился на концепции самоэффективности. Самоэффективность — это наш уровень уверенности в собственных способностях, развиваемый благодаря нашему социальному опыту. Самоэффективность влияет на то, как мы подходим к задачам и достигаем целей. В наблюдательном обучении самоэффективность является когнитивным фактором, который влияет на то, какое поведение мы выбираем для имитации, а также на наш успех в выполнении этого поведения.

Люди с высокой самоэффективностью верят, что их цели достижимы, позитивно относятся к трудностям, рассматривая их как задачи, которые необходимо выполнить, развивают глубокий интерес и твердую приверженность деятельности, в которой они участвуют, и быстро восстанавливаются. от неудач. И наоборот, люди с низкой самоэффективностью избегают сложных задач, потому что сомневаются в своей способности добиться успеха, склонны сосредотачиваться на неудачах и негативных результатах и ​​теряют уверенность в своих силах, если сталкиваются с неудачами. Чувство самоэффективности может быть специфичным для определенных ситуаций. Например, учащийся может быть уверен в своих способностях на уроке английского языка, но гораздо меньше на уроке математики.

 

ДЖУЛИАН РОТТЕР И ЛОКУС КОНТРОЛЯ

Джулиан Роттер (1966) предложил концепцию локуса контроля, еще одного когнитивного фактора, влияющего на обучение и развитие личности. В отличие от самоэффективности, которая включает нашу веру в собственные способности, локус контроля относится к нашим убеждениям о власти, которую мы имеем над своей жизнью. По мнению Роттера, люди обладают либо внутренним, либо внешним локусом контроля (рисунок ниже). Те из нас, у кого есть внутренний локус контроля («интерналы»), склонны полагать, что большинство наших результатов являются прямым результатом наших усилий. Те из нас, у кого внешний локус контроля («экстерналы»), склонны полагать, что наши результаты находятся вне нашего контроля. Внешние считают, что их жизнь контролируется другими людьми, удачей или случаем. Например, предположим, что вы не тратили много времени на подготовку к экзамену по психологии и вместо этого пошли поужинать с друзьями. Когда вы получите оценку за тест, вы увидите, что получили оценку D. Если у вас есть внутренний локус контроля, вы, скорее всего, признаете, что потерпели неудачу, потому что не уделили достаточно времени учебе, и решите больше учиться для следующего теста. . С другой стороны, если вы обладаете внешним локусом контроля, вы можете решить, что тест был слишком сложным, и не утруждать себя подготовкой к следующему тесту, потому что вы все равно его провалите. Исследователи обнаружили, что люди с внутренним локусом контроля лучше успевают в учебе, добиваются большего в карьере, более независимы, более здоровы, способны лучше справляться с трудностями и менее подвержены депрессии, чем люди с внешним локусом контроля (Бенасси, Суини и Дюрфур, 19 лет88; Лефкур, 1982 год; Мальтби, Дэй и Макаскилл, 2007 г .; Уайт, 1977, 1978, 1980).

 

Локус контроля возникает на континууме от внутреннего к внешнему.

УОЛТЕР МИШЕЛ И ДИСКУССИЯ ЛИЧНОСТЬ-СИТУАЦИЯ

   Вальтер Мишель был учеником Джулиана Роттера и много лет преподавал в Стэнфорде, где он был коллегой Альберта Бандуры. Мишель проанализировал эмпирическую психологическую литературу, посвященную прогнозированию поведения за несколько десятилетий, и его вывод потряс основы психологии личности. Мишель обнаружил, что данные не подтверждают основной принцип этой области — что черты личности человека неизменны в разных ситуациях. Его отчет положил начало многолетнему периоду самоанализа, известного среди личностных психологов как дискуссия о ситуации и личности.

Мишель предположил, что, возможно, мы искали согласованность не в тех местах. Он обнаружил, что, хотя поведение было непоследовательным в разных ситуациях, оно было гораздо более последовательным внутри ситуаций, так что поведение человека в одной ситуации, вероятно, будет повторяться в аналогичной. И, как вы увидите далее в отношении его знаменитого «теста с зефиром», Мишель также обнаружил, что поведение постоянно в одинаковых ситуациях во времени.

Одним из наиболее заметных вкладов Мишеля в психологию личности были его идеи о саморегуляции. Согласно Lecci & Magnavita (2013), «Саморегуляция — это процесс определения цели или набора целей и при достижении этих целей использование как внутренних (например, мыслей и аффектов), так и внешних (например, реакций на что-либо или кто-либо в окружающей среде) обратная связь для максимального достижения цели» (стр. 6.3). Саморегуляция также известна как сила воли. Когда мы говорим о силе воли, мы склонны думать о ней как о способности откладывать удовлетворение. Например, дочь-подросток Беттины испекла кексы с клубникой, и они выглядели восхитительно. Однако Беттина лишилась удовольствия съесть один, потому что она готовится к забегу на 5 км и хочет быть в форме и хорошо выступить в гонке. Смогли бы вы отказаться от небольшой награды сейчас, чтобы получить большую награду позже? Это вопрос, который Мишель исследовал в своем теперь уже классическом зефирном тесте.

Мишель разработал исследование для оценки саморегуляции у маленьких детей. В исследовании зефира Мишель и его коллеги поместили ребенка дошкольного возраста в комнату с одним зефиром на столе. Ребенку сказали, что он может либо съесть зефир сейчас, либо подождать, пока исследователь вернется в комнату, и тогда он может съесть два зефира (Mischel, Ebbesen & Raskoff, 1972). Это было повторено с сотнями дошкольников. Мишель и его команда обнаружили, что маленькие дети отличаются степенью самоконтроля. Мишель и его коллеги продолжали наблюдать за этой группой дошкольников в старшей школе, и как вы думаете, что они обнаружили? Дети, у которых было больше самоконтроля в дошкольном возрасте (те, кто ждал большего вознаграждения), были более успешными в старшей школе. У них были более высокие баллы SAT, у них были хорошие отношения со сверстниками, и они реже имели проблемы со злоупотреблением психоактивными веществами; во взрослом возрасте у них также были более стабильные браки (Мишель, Шода и Родригес, 19 лет).89; Мишель и др., 2010). С другой стороны, те дети, у которых был плохой самоконтроль в дошкольном возрасте (те, кто схватил один зефир), не были столь успешными в старшей школе, и у них были обнаружены академические и поведенческие проблемы.

 

 

   Сегодня спор в основном разрешен, и большинство психологов учитывают как ситуацию, так и личные факторы при понимании поведения. Для Мишеля (1993) люди являются обработчиками ситуаций. Каждый из детей в зефирном тесте обрабатывал или интерпретировал структуру вознаграждения в этой ситуации по-своему. Подход Мишеля к личности подчеркивает важность как ситуации, так и того, как человек ее воспринимает. Вместо того, чтобы поведение определялось ситуацией, люди используют когнитивные процессы для интерпретации ситуации, а затем ведут себя в соответствии с этой интерпретацией.

ОБЗОР

   Теоретики поведения считают, что личность в значительной степени формируется и подвергается влиянию подкреплений и последствий вне организма. Люди ведут себя последовательно, основываясь на предварительном обучении. Б. Ф. Скиннер, видный бихевиорист, сказал, что мы демонстрируем устойчивые модели поведения, потому что у нас выработались определенные тенденции реагирования. Мишель сосредоточился на том, как личные цели играют роль в процессе саморегуляции. Альберт Бандура сказал, что окружающая среда может определять поведение человека, но в то же время люди могут влиять на окружающую среду как своими мыслями, так и поведением, что известно как взаимный детерминизм. Бандура также подчеркивал, как мы учимся, наблюдая за другими. Он чувствовал, что этот тип обучения также играет роль в развитии нашей личности. Бандура обсудил концепцию самоэффективности, которая представляет собой уровень нашей уверенности в собственных силах. Наконец, Роттер предложил концепцию локуса контроля, которая относится к нашим убеждениям о власти, которую мы имеем над своей жизнью. Он сказал, что люди попадают в континуум между чисто внутренним и чисто внешним локусом контроля.

 

Каталожные номера:

Текст Openstax Psychology, написанный Кэтрин Дампер, Уильямом Дженкинсом, Арлин Лакомб, Мэрилин Ловетт и Марион Перлмуттер, под лицензией CC BY v4.0. https://openstax.org/details/books/psychology

Бутон, Мэн (2018). Кондиционирование и обучение. В R. Biswas-Diener & E. Diener (Eds), серия учебников Noba: Психология.  Шампейн, Иллинойс: издательство DEF. DOI: nobaproject.com

 

 

Упражнения

Контрольные вопросы:

1. Саморегулирование также известно как ________.

а. самоэффективность

b. сила воли

c. внутренний локус контроля

d. внешний локус контроля

 

2. Уровень вашей уверенности в своих силах известен как ________.

а. самоэффективность

b. самооценка

в. самоконтроль

d. самооценка

 

3. Джейн считает, что она получила плохую оценку за работу по психологии, потому что она не нравится профессору. Джейн, скорее всего, имеет _______ локус контроля.

а. внутренний

б. внешний

в. внутренний

d. внешние

 

Вопросы критического мышления:

1. Сравните личность человека с высокой самоэффективностью и человека с низкой самоэффективностью.

2. Сравните точку зрения Скиннера на развитие личности с точкой зрения Фрейда.

 

Вопросы личного применения:

1. У вас есть внутренний или внешний локус контроля? Приведите примеры, подтверждающие ваш ответ.

2. Будучи дошкольником, как бы вы отреагировали, если бы участвовали в исследовании зефира? Съели бы вы зефир, как только исследователь вышел из комнаты, или ждали бы, пока вам принесут двойную порцию? Как бы вы отреагировали сейчас и почему?

 

Glossary: ​​

locus of control

reciprocal determinism

self-efficacy

social-cognitive theory

Ответы на упражнения

Вопросы обзора:

1. B

2. A

3. B

Вопросы критического мышления:

1. усилия имеют значение. Они воспринимают свои цели как достижимые; иметь положительный взгляд на проблемы, рассматривая их как задачи, которые необходимо решить; развивать глубокий интерес и твердую приверженность деятельности, в которой они участвуют; и быстро восстанавливаться после неудач. И наоборот, люди с низкой самоэффективностью считают, что их усилия малоэффективны или не имеют никакого эффекта, и что результаты находятся вне их контроля. Они избегают сложных задач, потому что сомневаются в своих способностях добиться успеха; склонны сосредотачиваться на неудачах и негативных результатах; и теряют уверенность в своих силах, если терпят неудачу.

2. Скиннер не согласился с идеей Фрейда о том, что детство играет важную роль в формировании нашей личности. Он утверждал, что личность развивается на протяжении всей нашей жизни, а не в первые несколько лет жизни, как предполагал Фрейд. Скиннер сказал, что наши реакции могут меняться, когда мы сталкиваемся с новыми ситуациями; следовательно, мы можем видеть большую изменчивость личности с течением времени.

 

Глоссарий:

локус контроля:  убеждения о том, что мы имеем власть над своей жизнью; внешний локус контроля — это убеждение, что наши результаты находятся вне нашего контроля; внутренний локус контроля — это убеждение, что мы контролируем свои собственные результаты

взаимный детерминизм: вера в то, что окружение может определять поведение, но в то же время люди могут влиять на окружение как своими мыслями, так и поведением социально-когнитивная теория: B теория личности Андуры, которая подчеркивает как познание, так и обучение как источники индивидуальных различий в личности

 

Поведенческая теория личности « EMPOWER COMMUNITY HEALTH

Личность:
Уникальный способ мышления, чувств и действий людей

человека, как и , некоторые другие человека, и как ни один другой человек, который когда-либо жил в прошлом или будет существовать в будущем.

ВТОРАЯ СИЛА

  • Используя основные принципы обучения, специалисты по поведенческой теории рассматривают как нормальное, так и ненормальное поведение как реакцию на различные стимулы, реакции, которые были изучены на основе прошлого опыта и которые в настоящем управляются стимулами в окружающей среде человека.
  • Школа бихевиоризма возникла в 1910-х годах под руководством Джона Б. Уотсона. В отличие от психодинамических теоретиков, бихевиористы изучают только наблюдаемое поведение. Их объяснения личности сосредоточены на обучении. Скиннер, Бандура и Уолтер Мишель предложили важные бихевиористские теории.
  • Исследователи генетики поведения находят все больше доказательств того, что когнитивные способности, черты личности, сексуальная ориентация и психологические расстройства в некоторой степени определяются генетическими факторами (наследственными).

Обучение определяется как относительно постоянное изменение поведения. По мере того, как мы учимся, мы меняем то, как мы воспринимаем окружающую среду.

Джон Ватсон был первым, кто изучал людей и то, как процесс обучения влияет на наше поведение и, в свою очередь, на нашу личность. Эксперимент Уотсона с Лилом Альбертом показал, что люди могут быть классически обусловлены, как и собаки Павлова.

Центральная идея бихевиоризма заключается в том, что исследовать можно только наблюдаемое поведение, а внутренние мысли и эмоции являются частными и субъективными.

  • Б. Ф. Скиннер считал, что личности людей возникают из склонностей к реакциям и что последствия формируют реакции.
  • Альберт Бандура сказал, что люди учатся реагировать, наблюдая за другими. Он считает, что мышление и рассуждение важны в обучении.
  • Исследование Уолтера Мишеля показало, что люди ведут себя по-разному в разных ситуациях.

Психологи сходятся во мнении, что личность формируется посредством двустороннего взаимодействия между личностными характеристиками и окружающей средой. Это взаимодействие называется реципрокным детерминизмом. Критики утверждают, что бихевиористы часто неуместно обобщают исследования на животных и людей и часто недооценивают биологические факторы.

  • «Обучение и обусловливание», Б. Ф. Скиннер хорошо известен описанием принципов оперантного обусловливания. Скиннер считал, что среда определяет поведение. Согласно этой точке зрения, у людей есть устойчивые паттерны поведения, потому что у них есть определенные типы склонностей к реакции. Это означает, что со временем люди учатся вести себя определенным образом. Поведение, имеющее положительные последствия, имеет тенденцию к увеличению, в то время как поведение, имеющее отрицательные последствия, имеет тенденцию к уменьшению.
  • Скиннер не считал, что детство играет особенно важную роль в формировании личности. Вместо этого он думал, что личность развивается на протяжении всей жизни. Реакции людей меняются по мере того, как они сталкиваются с новыми ситуациями.
  • Пример: Когда Джефф был молод, он жил в пригороде. У него появилась склонность к быстрой езде, потому что его друзьям нравилось кататься с ним, и он никогда не получал штрафы за превышение скорости. Однако после окончания колледжа он переехал в город. Всякий раз, когда он ехал быстро, он получал штраф за превышение скорости. Кроме того, его новые друзья гораздо более осторожно относились к езде на быстрых машинах. Сейчас Джефф не любит быструю езду и считает себя осторожным человеком.
  • Альберт Бандура отметил, что люди учатся реагировать определенным образом, наблюдая за другими людьми, которых называют моделями. Исследование Бандуры в области обучения через наблюдение можно лучше объяснить экспериментом с куклой БоБо.
  • Хотя Бандура согласен с тем, что личность возникает в результате обучения, он считает, что обусловливание не является автоматическим, механическим процессом. Он и другие теоретики считают, что когнитивные процессы, такие как мышление и рассуждение, важны для обучения. Тот вид бихевиоризма, который они отстаивают, называется социально-когнитивным обучением.

Кому мы подражаем?

  • Исследования показали, что люди более склонны подражать одним моделям, чем другим. Люди склонны подражать моделям, которые им нравятся или которыми они восхищаются, и моделям, которые они считают привлекательными и сильными. Люди также более склонны подражать моделям, которые кажутся похожими на них самих. Кроме того, если люди видят, что модели вознаграждаются за их поведение, они с большей вероятностью будут подражать этим моделям. Рекламодатели часто используют результаты этих исследований при разработке рекламы. Например, реклама, которая пытается убедить молодых людей купить определенную марку безалкогольных напитков, часто показывает молодых, привлекательных моделей, которые получают вознаграждение за свое поведение, связанное с употреблением газированных напитков.
  • Уолтер Мишель, как и Бандура, является теоретиком социального познания. Исследование Мишеля показало, что ситуации сильно влияют на поведение людей и что реакция людей на ситуации зависит от их мыслей о вероятных последствиях своего поведения. Исследование Мишеля вызвало серьезные споры, потому что оно поставило под сомнение идею стабильных черт личности. Сам Мишель не хотел отказываться от идеи устойчивых черт личности. Он считал, что исследователи должны обращать внимание как на ситуативные, так и на личностные характеристики, влияющие на поведение.
  • Сегодня большинство психологов признают, что на поведение человека влияют как характеристики человека, так и конкретная ситуация. Личные характеристики включают врожденный темперамент, усвоенные привычки и убеждения. Окружающая среда включает в себя возможности, награды, наказания и случайные события. Личность является результатом двустороннего взаимодействия между характеристиками человека и окружающей средой. Этот процесс взаимодействия называется реципрокным детерминизмом. Характеристики людей влияют на то, в каком окружении они находятся. Эти среды, в свою очередь, влияют на личностные характеристики людей и изменяют их.

Критика поведенческих подходов

  • Критики поведенческого подхода к личности приводят три аргумента:
  • Исследователи-бихевиористы часто проводят исследования поведения животных, а затем обобщают их результаты на людей. Такое обобщение результатов может ввести в заблуждение, поскольку у людей сложные мыслительные процессы, влияющие на поведение.
  • Бихевиористы часто недооценивают важность биологических факторов.
  • Подчеркивая ситуационное влияние на личность, некоторые социально-когнитивные теоретики недооценивают важность черт личности.

Ссылки:
Бернштейн, Д.А. и Нэш, П.В. (2008). Основы психологии (4-е изд.) Бостон: Компания Houghton Mifflin.
Фельдман, Р. (2013). Основы понимания психологии (11-е изд.). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill.
Фридман, Х.С. и Шустак, М. В. (2012), Личность: классические теории и современные исследования (5-е изд.). Бостон: Пирсон Аллин и Бэкон.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *