Бихевиорист – Финансовая энциклопедия
Что такое бихевиорист?
Бихевиорист – приверженец теорий поведенческой экономики и финансов, согласно которым инвесторы и другие участники рынка не ведут себя рационально и не в своих собственных интересах. Решения об инвестировании, как и вся человеческая деятельность, зависят от сложного сочетания эмоций, окружающей среды и предубеждений. Неспособность следовать чистой причине приводит к неэффективности рынка и возможностям получения прибыли для информированных инвесторов. Поведенческая экономика противостоит традиционной модели рационального выбора и гипотезе эффективных рынков, обе из которых предполагают совершенно рациональное поведение инвесторов на основе доступной информации.
Ключевые выводы
- Бихевиористы отдают предпочтение теориям поведенческой экономики и поведенческих финансов, которые подчеркивают экономическое поведение, которое, как представляется, нарушает традиционную теорию рационального выбора.
- Бихевиористы считают, что эмоциональные, психологические и экологические влияния столь же сильны или сильнее, чем чисто рациональное рассмотрение затрат и выгод при принятии экономических решений.
- Бихевиористы указывают на широкий спектр когнитивных искажений, которые были описаны исследователями для объяснения различных несовершенств рынка и отклонений от прогнозов экономических моделей, основанных на теории рационального выбора.
Понимание бихевиористов
Бихевиористская теория инвестирования включает в себя элементы психологии для объяснения рыночных недостатков, которые не учитывает гипотеза эффективного рынка (EMH). Бихевиорист видит в неэффективности, такой как всплески волатильности, неустойчивые движения цен и трейдеров-суперзвезд, которые постоянно опережают рынок, как свидетельство того, что предположение ЕМН о совершенно рациональных рынках не объясняет поведение инвесторов в реальном мире.
Бихевиоризм начинается с представления о том, что инвесторы – это люди, и поэтому они не идеальны и не идентичны. Каждый из нас уникален по своим познавательным способностям и опыту. Расхождения в поведении от одного человека к другому можно частично объяснить физиологией человеческого мозга. Исследования показали, что мозг состоит из частей с разными и часто конкурирующими приоритетами. Любой процесс принятия решений человеком, например выбор оптимальных инвестиций, предполагает разрешение этих конкурирующих приоритетов. С этой целью мозг участвует в психологических тиках, которые бихевиористы называют предубеждениями.
Критики поведенческой экономики и поведенческих финансов отмечают, что по большей части теория рационального выбора и вытекающие из нее модели, такие как законы спроса и предложения и подавляющее большинство экономических моделей, действительно неплохо справляются со своей задачей. объяснение и прогнозирование наблюдаемого поведения инвесторов и других участников экономики. В большинстве случаев экономическое поведение кажется рациональным. Другие утверждают, что когнитивные предубеждения, которые бихевиористы выделяют для объяснения якобы иррационального поведения, хотя они могут узко нарушать допущения теории рационального выбора, на самом деле рациональны в некотором более широком смысле. Например, иррациональная самоуверенность может привести к тому, что некоторые люди будут принимать для себя иррациональные экономические решения, но с эволюционной точки зрения присутствие некоторых иррационально самоуверенных людей может дать некоторое реальное преимущество всему населению в организации поведения, возможно, выступая в качестве предпринимателей или других лидеров..
Предубеждения как основа бихевиоризма
Бихевиористы часто ссылаются на предубеждения, чтобы объяснить повторяющиеся ошибки в человеческих суждениях. Общие недостатки в нашем процессе принятия решений включают:
- Предвзятость ретроспективного взгляда, вера в то, что прошлые события были предсказуемыми, и это должно влиять на принятие будущих решений
- Заблуждение игрока, которое относится к вероятности того, что результат подбрасывания монеты каким-то образом зависит от предыдущих подбрасываний. Фактически, каждое подбрасывание монеты – это отдельное и не связанное между собой событие с 50% вероятностью выпадения орла или решки.
- Предвзятость подтверждения или тенденция полагать, что будущие или настоящие результаты подтверждают существующую теорию или объяснение.
- Чрезмерная самоуверенность, всеобщее убеждение, что мы умнее, чем есть на самом деле.
Это небольшая выборка из длинного списка поведенческих предубеждений, которые могут помочь объяснить неэффективность на наших рынках. В ответ на эти недостатки бихевиористская теория портфеля рекомендует уровни инвестиций, адаптированные к четко определенным целям, в отличие от подхода EMH, который поддерживает пассивно управляемые индексные фонды.
это, определение слова, понятие. Что такое Бихевиоризм, значение, словарь, энциклопедия
Бихевиоризм (англ. behavior — поведение) — направление в психологии, центрированное на изучении поведенческих реакций и их детерминант. Зарождение данного направления связано с экспериментами американских исследователей начала XX в. Э. -Торндайка и Д. -Уотсона, а также с учением И. -П. -Павлова о рефлексах. Окончательное оформление как самостоятельная концепция бихевиоризм получил в трудах Б. -Скиннера.
Согласно представлениям последнего, человек являет собой своего рода «-черный ящик»-, внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию. Это относится как к собственно психическим, так и к нейрофизиологическим процессам. Исходя из этого, по мнению бихевиористов, необходимо отказаться от попыток понять внутреннюю мотивацию поведения и сосредоточиться на внешних факторах. По Б. -Скиннеру, объяснить поведение (а следовательно, в какой-то мере опосредствованно понять устройство «-черного ящика»-) можно, проанализировав взаимосвязь между наблюдаемым извне действием и его последствием.
Б. -Скиннер считал, что в отличие от классических экспериментов И. -П. -Павлова с животными, где поведенческая реакция следовала за стимулом (такое поведение Б. -Скиннер обозначал как респондентное) человек обычно демонстрирует оперантное поведение, сутью которого является активное воздействие на окружающий мир с целью достижения желаемых изменений. То есть, по сути дела, поведенческий акт по времени предшествует физическому проявлению стимула, под влиянием которого он происходит. Если в результате предпринятого действия наступают желаемые последствия, то данная форма поведения получает положительное подкрепление, тем самым повышается вероятность повторения данной поведенческой реакции всякий раз, когда у субъекта возникает потребность в получении положительного подкрепления данного типа. Если же в результате поведенческого акта ожидание индивида не оправдываются или, более того, имеют место последствия противоположные, в терминах Б. -Скиннера аверсивные желаемым, можно говорить о негативном подкреплении, порождающем тенденцию к отказу от данного вида поведения.
Аверсивные стимулы в бихевиоральном подходе также называются наказанием. Систему использования обществом и его уполномоченными представителями наказания для пресечения социально табуированного поведения индивидов Б. -Скиннер обозначал как аверсивный контроль. Весьма критически относясь к управлению поведением, основанном на аверсивном контроле, Б. -Скиннер разработал собственную систему модификации поведения, основанную на переучивании индивида с проблемным поведением за счет использования положительных подкрепляющих стимулов.
Модель модификации поведения Б. -Скиннера включает в себя два основных этапа: функциональный анализ и вмешательство. Первый является определяющим и наиболее сложным, поскольку многие поведенческие паттерны в реальности не сводятся к простым оперантным реакциям, в основе которых лежит один конкретный стимул. На практике результат одного поведенческого акта может не просто подкреплять или подавлять предшествующую ему реакцию организма, но и порождать другие реакции. Таким образом возникают сложные последовательности взаимосвязанных поведенческих актов и опосредствующих их стимулов.
Кроме того, сами стимулы могут иметь характер как первичного (непосредственного), так и вторичного (опосредствованного) подкрепления. Причем один и тот же стимул может выступать одновременно в двух ипостасях. Скажем, автомобиль как положительное подкрепление усилий приложенных для его приобретения не только удовлетворяет потребность в средстве передвижения, но и может служить символом успеха, престижа и т. -п., тем самым подкрепляя самооценку владельца. Надо заметить, что деление стимулов на первичные и вторичные в бихевиоризме содержательно перекликается с первичными и вторичными потребностями в модели иерархии ценностей А. -Маслоу. С учетом перечисленных нюансов в рамках функционального анализа необходимо точно определить «-симптомы»- — поведенческие реакции или паттерны, от которых следует избавиться и детально идентифицировать систему стимулов, их подкрепляющих. Не менее важно точно сформулировать формы нового, замещающего поведения и разработать систему его положительного подкрепления.
Целью вмешательства является реорганизация внешней среды таким образом, чтобы исключить воздействие стимулов, подкрепляющих нежелательное поведение и максимизировать положительное подкрепление замещающего поведения. В идеале, с точки зрения Б. -Скиннера, вмешательство должно строиться именно таким образом, однако на практике, как правило, предусматриваются и используются меры аверсивного контроля над проблемным поведением.
Несмотря на то, что взгляды Б. -Скиннера подвергались жесткой критике за присущий им механицизм и крайний радикализм (саму концепцию Б. -Скиннера часто обозначают как радикальный бихевиоризм), его идеи нашли широкое практическое применение в психотерапии, образовании, психологии рекламы, организационной и юридической психологии. Тем не менее, последователи Б. -Скиннера предприняли попытки интеграции бихевиорального подхода и направлений в психологии, изучающих интрапсихические процессы. В частности, А. -Стаатс разработал теорию психологического бихевиоризма, в рамках которой учитывается влияние генетической заданности, личностного развития и социального научения на поведенческие реакции. Особое внимание А. -Стаатс уделял проблеме психологической адаптивности и поведению индивида в группе. Предложенная им жетонная система подкреплений, изначально использовавшаяся в психиатрических клиниках, впоследст-вии получила широкое применение в практической социальной психологии.
Суть этой системы заключается в том, что индивид за желаемый поведенческий акт получает жетон — стимул второго порядка, являющийся символическим выражением части желаемого стимула первого порядка. Если у индивида в течение определенного времени накапливается количество таких «-частей»- эквивалентное целому, он имеет право обменять свои жетоны на реальный материальный либо социальный бонус. Впоследствии данная система подкрепления была модифицирована для использования в групповом контексте. В этом случае суммируются жетоны, заработанные всеми членами группы, и бонус получает вся группа как социальное целое. В данной модификации жетонная система подкрепления широко используется при работе с детскими и подростковыми группами, в организационной психологии при создании кружков качества, разработке систем мотивации персонала, в командообразовании и т. -п.
Еще одним эффективным практическим нововведением А. -Стаатса стала процедура тайм-аута. В ее основе лежит идея о том, что для устранения нежелательного поведения часто бывает достаточным извлечение индивида на какое-то время из среды, в которой данное поведение проявляется. Это, по мнению А. -Стаатса, автоматически приведет к тайм-ауту в действии стимула, подкрепляющего проблемное поведение. В результате такое поведение не только ситуативно прекратится, но, возможно, и не возобновится при возвращении в изначальную среду. Использование тайм-аута позволяет отказаться от функционального анализа в модели модификации поведения Б. -Скиннера, что особенно актуально для условий школьного обучения, не позволяющих в большинстве случаев проводить эту достаточно сложную и требующую специальной подготовки процедуру. Идея тайм-аута также широко используется в современной конфликтологии, в ведении переговоров, в процессе командной работы и для решения иных прикладных социально-психологических задач.
В целом бихевиоральный подход был и остается востребованным в сферах образования, менеджмента, маркетинга и других значимых областях человеческой деятельности. Не случайно бихевиоризм на протяжении длительного времени считался, наряду с психоанализом, одним из наиболее фундаментальных и авторитетных направлений в психологии. Уверенное владение техниками модификации поведения по сей день является обязательным условием профессиональной подготовки практических социальных психологов.
Поделиться:
Что такое бихевиористская теория обучения?
Майкл Федер
8 июня 2022 г. • 10 минут
Краткий обзор
- Бихевиористская теория обучения делает акцент на том, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение.
- Джон Уотсон считается отцом поведенческой психологии, хотя он никогда не утверждал, что основал эту дисциплину.
- Оперантное обусловливание основано на положительном и отрицательном подкреплении для усиления или ослабления определенного поведения субъекта.
- Заинтересованы в человеческом разуме? Узнайте больше о степенях психологии Университета Феникса!
Как мы учимся?
Этот вопрос задавали, на него отвечали и обсуждали тысячи лет. Теории о противопоставлении врожденного знания приобретенному опыту восходят ко временам Платона и греческих философов.
Одна школа мысли, известная как бихевиоризм , поддерживает первую, подчеркивая жизненный опыт или воспитание , сторону этого спора. Наиболее радикально сторонники бихевиоризма утверждают, что любое поведение является результатом внешних стимулов, игнорируя любую врожденную «природу».
Но прежде чем мы углубимся во все это…
Что такое теория обучения?
Теории обучения пытаются описать, как знания укореняются в памяти человека наблюдаемым образом, будь то решение сложной математической задачи или направление в продуктовый магазин.
Однако последствия понимания того, как мы учимся, выходят далеко за рамки простой теории. Понимание того, что такое знания и откуда они берутся, имеет важные применения дома, на работе и в классе.
В то время как в старых методах обучения упор делался на механическое запоминание, современные методы опираются на одну или несколько теорий обучения.
Несколько теорий обучения:
- Когнитивная теория обучения
- Теория обучения конструктивизму
- Теория обучения гуманизму
- Теория обучения коннективизму
- И, конечно же, бихевиористская теория обучения
Теории обучения предоставляют учителям и учащимся установленную структуру, в которой можно преподавать и учиться успешно .
Что такое бихевиористская теория обучения?
Короче говоря, бихевиоризм делает акцент на том, как люди взаимодействуют с окружающей средой. Со временем эти взаимодействия (называемые «стимулами») формируют определенное поведение. Процесс, посредством которого формируется такое поведение, известен как
В общем, бихевиористов интересует исключительно или в первую очередь понимание поведения как реакции на стимулы окружающей среды. Как правило, их не интересуют психологические явления, которые невозможно систематически наблюдать.
Как мы увидим, некоторые бихевиористы придерживаются более радикального подхода, чем другие. Самые крайние представители этой группы, известные как радикальных бихевиористов , полностью игнорируют врожденные психологические феномены вне стимулов и реакций. Иными словами, для радикальных бихевиористов все, что составляет психологию, личность и знания человека, является результатом взаимодействия с окружающей средой с самого рождения.
Однако бихевиоризм имеет очень сложную историю с несколькими конкурирующими школами мысли. Далее мы рассмотрим некоторые основополагающие концепции и то, как со временем развивалась бихевиористская теория обучения.
читать похожие статьи
5 педагогических теорий обучения и способы их применения
Читать большеИстория бихевиористской теории обучения
Бихевиористская теория обучения представляет собой кульминацию различных направлений современной психологии. Вот некоторые из людей и концепций, которые сформировали бихевиористскую теорию обучения, известную нам сегодня.
Вильгельм Вундт и экспериментальная психология
Любое обсуждение современной психологии было бы неполным без самого «отца экспериментальной психологии» Вильгельма Вундта. Родившийся в 1832 году в Германии, Вундт основал первую в мире психологическую лабораторию и проводил эксперименты, которые сильно повлияли на эту область.
Экспериментальный подход Вундта был новаторским для XIX века: он предложил рассматривать психологию как естественную науку. Другими словами, человеческий разум можно изучать с помощью контролируемых экспериментов с воспроизводимыми результатами. В своем институте он делал упор на то, что можно было бы более объективно измерить, например, время реакции и продолжительность концентрации внимания.
Эта работа отделила психологию от полностью «изнутри наружу» области, изучающей человеческий разум снаружи внутрь. Этот акцент можно увидеть во всех работах первых бихевиористов, которые последовали примеру Вундта в конце 19-го и начале 20-го веков.
Иван Павлов и классическое обусловливание
Одна из самых известных фигур в истории бихевиоризма, русский физиолог Иван Павлов написал ряд работ, имеющих решающее значение для бихевиористской теории обучения. Работая с собаками в своей лаборатории, Павлов заметил, что у его испытуемых-собак начиналось слюноотделение, когда в комнату входили определенные лаборанты. Обычно собак кормили именно эти лаборанты, но Павлов заметил, что у собак начиналось выделение слюны независимо от того, приходили ассистенты их кормить или нет.
Заключение Павлова положило начало исследованию, которое определило его карьеру. Он предположил, что собаки связывали присутствие этих помощников с присутствием пищи, которая вызывала физиологическую реакцию (слюноотделение).
Опыт дал Павлову идею, которая переросла в концепцию классической обусловленности . Он провел эксперимент, в котором соединил звон колокольчика с прибытием еды и измерил результирующую реакцию слюны у собак. Как и ожидалось, у собак началось слюноотделение, когда они увидели привезенную еду.
Павлов несколько раз повторил эту комбинацию еды и звонка. Затем он снова позвонил в звонок, но не принес еды. Однако, даже не видя своей еды, у собак началось слюноотделение при звонке колокольчика. Эти собаки связывали звон колокольчика с прибытием еды и реагировали соответственно.
Павлов формализовал свои выводы из этого и других экспериментов в то, что сейчас известно как классическое обусловливание. Согласно этой теории, нейтральный или не связанный с определенной реакцией стимул может быть связан с положительным стимулом, связанным с этой реакцией. В этом примере звон колокольчика (нейтральный стимул) стал ассоциироваться с положительным стимулом (поступление еды), чтобы вызвать такое же поведение (слюноотделение).
Хотя Павлов в основном проводил свои эксперименты на животных, вскоре психологи-экспериментаторы начали проверять его теории на людях.
Джон Ватсон и методологический бихевиоризм
Хотя Павлов и Вундт были первыми предшественниками, более поздние психологи формализовали свою работу в бихевиористской теории обучения, которую мы знаем сегодня.
Пионером в этом отношении является американский психолог Джон Уотсон. Хотя на самом деле он никогда не утверждал, что он основатель поведенческой психологии , его работа находится в центре дисциплины. В 1913 году он опубликовал основополагающую статью «Психология с точки зрения бихевиориста», в которой проводилась связь между выводами классического обусловливания и человеческой психологией.
Уотсон считал, что поведение и его происхождение можно изучать в экспериментальных условиях, и эта вера привела к одному из его самых печально известных тестов: эксперименту с Маленьким Альбертом.
В своем исследовании Уотсон приучил маленького ребенка бояться маленькой крысы, синхронизируя появление крысы с громким шумом. Хотя по сегодняшним меркам это непростительно с этической точки зрения, эксперимент Уотсона показал, что многие открытия Павлова применимы и к человеческому поведению.
Эта связь между внешними стимулами и выработанным поведением является основой, на которой будут строить будущие новаторы.
Б. Ф. Скиннер и радикальный бихевиоризм
Многие широко распространенные сегодня концепции бихевиоризма, такие как положительное и отрицательное подкрепление и оперантное обусловливание, выросли из работы, выполненной нашим следующим бихевиористом: американским психологом Б. Ф. Скиннером.
Знаковый эксперимент Скиннера заключался в помещении лабораторной крысы в камеру оперантного кондиционирования, или «ящик Скиннера», снабженную рычагом или кнопкой. Затем животное могло нажать на рычаг или кнопку, чтобы получить пищу.
Животное могло свободно нажимать на рычаг в любое время. Когда он это делал, его вознаграждали едой. В других версиях эксперимента животное получало небольшой удар током, если нажимало на рычаг вне условий, установленных экспериментатором (например, при включенном или выключенном свете).
Две реакции (еда и шок) называются подкрепление и наказание соответственно. Это важные понятия в теории оперантного обусловливания Скиннера. Скиннер обнаружил, что животные с большей вероятностью нажимали на рычаг, когда получали вознаграждение, и с меньшей вероятностью, когда не получали.
Он назвал это оперантным обусловливанием . Он определил резкий контраст между оперантным обусловливанием и классическим обусловливанием, разработанным Павловым. В классическом обусловливании поведение (слюноотделение) зависит от стимула, который ему предшествует (звон колокольчика). В оперантном обусловливании Скиннер предположил, что поведение субъекта зависит от стимула, который следует за поведением.
Оперантное обусловливание
При оперантном обусловливании оперант — это любое поведение, которое субъект выполняет в своей среде. Субъект имеет контроль над этим поведением. Респонденты , с другой стороны, являются автоматическими рефлексами, такими как отпрыгивание от горячей плиты.
Как указывалось ранее, концепции подкрепления и наказания занимают центральное место в скиннеровской теории оперантного обусловливания.
Возможно, вы слышали такие термины, как положительное подкрепление и отрицательное подкрепление . Эти фразы широко используются и так же часто используются неправильно. Например, когда ученики хорошо ведут себя в классе, они могут получить приз или золотую звезду. Это имеет целью подкрепление их хорошего поведения и известно как положительное подкрепление.
Отрицательное подкрепление, с другой стороны, не должно быть неприятным для ученика. Допустим, учитель убирает подкрепление в ответ на хорошее поведение. Это может означать освобождение учащегося от обязанностей по уборке или разрешение пропустить задание. Этот тип подкрепления предназначен для повышения положительного поведения, забирая что-то вместо того, чтобы давать что-то ученику. Это субтрактивное подкрепление, поэтому оно называется негативным подкреплением.
Из этого следует, что в оперантном обусловливании есть также положительных и отрицательных наказания .
Положительное наказание является аддитивным, поскольку оно наказывает за плохое поведение новым неприятным стимулом. Возьмем пример нашего класса. Это может включать в себя назначение дополнительной домашней работы плохо ведущему себя ученику. Негативное наказание, с другой стороны, является субтрактивным, как отнятие перемены у непослушного ученика.
Скиннер предложил радикальный бихевиоризм , согласно которому все психологические процессы считались реакцией на внешние стимулы и подкрепление. Хотя многие современные бихевиористы не столь радикальны в своих взглядах, работа Скиннера вносит большой вклад в современную бихевиористскую теорию обучения.
читать похожие статьи
Является ли психология наукой? (спойлер: да)
Читать большеПрименение бихевиоризма в классе
Хотя учителя часто знакомы с несколькими теориями обучения и могут использовать их комбинацию в классе, некоторые концепции могут уходить корнями в бихевиоризм, например:
Отзывы учащихся через неделю отправки, студенты могут с большей вероятностью извлечь уроки из этой обратной связи, по сравнению с учителем, который ждет несколько недель.
Это связано с тем, что быстрый поворот создает более тесную связь между поведением (написание статьи) и подкреплением (получение обратной связи).Системы поощрения
Многие учителя внедряют системы поощрения учащихся для поощрения хорошего поведения. Например, когда учащиеся получают дополнительные баллы за дополнительные тесты, ведущие к большому тесту, они могут с большей вероятностью ускорить свое обучение с помощью тестов, а не зубрить в ночь перед экзаменом. Конечно, системы вознаграждения должны быть оценены и переоценены, чтобы убедиться, что они укрепляют правильное поведение и не открывают дверь для мошенничества или манипуляций.
Начало урока
Вместо того, чтобы сразу же приступить к уроку, многие учителя предпочитают начинать урок с обычных занятий. Это может быть так же просто, как оставить задачу на доске, чтобы учащиеся могли решить ее в начале урока. Такое поведение создает последовательность, которая может помочь учащимся сохранять концентрацию при погружении в учебную среду.
Бихевиористская теория обучения имеет долгую и богатую историю, которая влияет на то, как учащиеся учатся в классе каждый день. От Вундта до Скиннера новаторы сформировали наше понимание того, как приобретаются знания. И новаторы, психологи и педагоги, вероятно, будут использовать эти идеи в будущем.
хотите читать больше, как это?
Университетская жизнь
Высшие степени в порядке | Путеводитель по всем 4 уровням колледжа
31 марта 2022 г. • 9 минут
Университетская жизнь
Что такое бихевиористская теория обучения?
08 июня 2022 г. • 10 минут
Университетская жизнь
Что такое научный источник? Примеры, ресурсы и многое другое
26 января 2022 г. • 6 минут
Руководство для учащихся по планированию обучения и исследованиям
Бихевиоризм — это область психологических исследований, которая фокусируется на наблюдении и анализе того, как контролируемые изменения окружающей среды влияют на поведение. Целью бихевиористских методов обучения является манипулирование окружающей средой субъекта — человека или животного — с целью изменить наблюдаемое поведение субъекта. С бихевиористской точки зрения обучение полностью определяется этим изменением в наблюдаемом поведении субъекта. Роль субъекта в процессе обучения заключается в том, чтобы на него воздействовала среда; субъект формирует ассоциации между стимулами и меняет поведение на основе этих ассоциаций. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы способствовать желаемым изменениям в поведении. Принципы бихевиоризма не были сформированы в одночасье, а развивались с течением времени в результате работы нескольких психологов. По мере того, как понимание психологами обучения развивалось с течением времени, некоторые принципы бихевиоризма были отвергнуты или заменены, в то время как другие продолжают приниматься и практиковаться.
История бихевиоризма
Основное понимание бихевиоризма можно получить, изучив историю четырех наиболее влиятельных психологов, внесших вклад в бихевиоризм: Ивана Павлова, Эдварда Торндайка, Джона Б. Уотсона и Б. Ф. Скиннера. Эти четверо не разрабатывали принципы бихевиоризма изолированно, а опирались на работу друг друга.
Иван Павлов
Иван Павлов, пожалуй, наиболее известен своей работой по обучению собак выделять слюну при звуке звука после сочетания еды со звуком с течением времени. Исследование Павлова считается первым, в котором исследуется теория классической обусловленности: стимулы вызывают реакции и что мозг может связывать стимулы вместе, чтобы выучить новые реакции. Его исследование также изучало, как определенные параметры, такие как время между предъявлением двух стимулов, влияют на эти ассоциации в мозгу.
В своем самом известном эксперименте Павлов начал с изучения того, сколько слюны разные породы собак выделяют для пищеварения. Однако вскоре он заметил, что у собак начиналось слюноотделение еще до того, как им давали еду. Впоследствии он понял, что собаки связывали звук его спуска по лестнице с прибытием еды. Он продолжал проверять эту теорию, проигрывая звук при кормлении собак, и со временем собаки научились выделять слюну при звуке звука, даже если еды не было. Собаки научились новой реакции на знакомый стимул посредством ассоциации стимулов. Павлов назвал эту выученную реакцию условным рефлексом. Павлов выполнил несколько вариантов этого эксперимента, наблюдая, насколько далеко друг от друга он может воспроизводить звук, прежде чем собаки перестанут ассоциировать звук с едой; или если применение рандомизации — игра тона иногда при кормлении собак, но не других — оказывало какое-либо влияние на конечные результаты (Павлов, 19 лет). 27).
Работа Павлова с условными рефлексами оказала огромное влияние на бихевиоризм. Его эксперименты демонстрируют три основных принципа бихевиоризма:
- Поведение усваивается из окружающей среды. Собаки научились выделять слюну при звуке звука после того, как их среда несколько раз представила звук вместе с едой.
- Поведение должно быть наблюдаемым. Павлов пришел к выводу, что обучение происходит, потому что он наблюдал, как у собак выделяется слюна в ответ на звук тона.
- Все виды поведения являются продуктом формулы стимул-реакция. Звук тона не вызывал никакой реакции до тех пор, пока он не был связан с подачей пищи, на что собаки естественным образом реагировали повышенным выделением слюны.
Эти принципы легли в основу бихевиоризма, на котором будут основываться будущие ученые.
Эдвард Торндайк
Эдвард Ли Торндайк считается первым, кто начал изучать оперантное обусловливание или обучение на последствиях поведения. Он продемонстрировал этот принцип, изучив, сколько времени требуется разным животным, чтобы нажать на рычаг, чтобы получить еду в качестве награды за решение головоломки. Он также был пионером закона эффекта, который представляет теорию о том, как поведение усваивается и закрепляется.
Один эксперимент, проведенный Торндайком, назывался «Эксперимент с коробкой-головоломкой», который похож на классический эксперимент «Крыса в лабиринте». Для этого эксперимента Торндайк поместил кошку в коробку с куском еды на внешней стороне коробки и замерил, сколько времени потребовалось кошке, чтобы нажать на рычаг, чтобы открыть коробку и получить еду. Первые два или три раза, когда каждую кошку помещали в коробку, было мало различий в том, сколько времени требовалось, чтобы открыть коробку, но последующие эксперименты показали заметное сокращение времени, поскольку каждая кошка училась тому, что один и тот же рычаг постоянно открывает коробку.
Вторым важным вкладом Торндайка в эту область является его работа по открытию закона эффекта. Этот закон гласит, что поведение, за которым следуют положительные результаты, с большой вероятностью будет повторяться, и что любое поведение с отрицательными результатами со временем постепенно прекратится. Эксперименты Торндайка с коробкой-головоломкой подтвердили это убеждение: животных приучили часто выполнять задачи, которые приводили к вознаграждению.
Две основные теории Торндайка по сей день лежат в основе большей части бихевиористских и психологических исследований животных. Его результаты о том, что животные могут научиться нажимать на рычаги и кнопки, чтобы получать пищу, лежат в основе многих различных типов исследований на животных, изучающих другое поведение, и создали современную основу для предполагаемого сходства между реакциями животных и реакциями человека (Энгельхарт, 19).70).
В дополнение к своей работе с животными Торндайк основал область педагогической психологии и написал одну из первых книг по этому предмету, Педагогическая психология, в 1903 году. Большая часть его более поздней карьеры была посвящена пересмотру области преподавания с применением его идей. о законе эффекта и оспаривании прежних теорий об обобщенном обучении и наказании в классе. Его теории и работа преподаются в педагогических колледжах по всему миру.
Джон Б. Ватсон
Джон Бродус Уотсон был новаторским психологом, которого обычно считают первым, кто объединил многочисленные аспекты этой области под эгидой бихевиоризма. Основой бихевиоризма Уотсона является то, что сознание — интроспективные мысли и чувства — нельзя ни наблюдать, ни контролировать с помощью научных методов, и поэтому его следует игнорировать при анализе поведения. Он утверждал, что психология должна быть чисто объективной, сосредотачиваясь исключительно на прогнозировании и контроле наблюдаемого поведения, тем самым устраняя любую интерпретацию сознательного опыта. Таким образом, согласно Уотсону, обучение — это изменение наблюдаемого поведения. В свои 19В статье 13 «Психология с точки зрения бихевиориста» Уотсон определил бихевиоризм как «чисто объективную экспериментальную ветвь естествознания», которая «не признает никакой границы между человеком и животным». Единственным направлением бихевиоризма Уотсона является наблюдение и предсказание того, как субъекты внешне реагируют на внешние раздражители.
Джон Ватсон известен как первый психолог, использовавший подопытных людей в экспериментах по классической обусловленности. Он известен экспериментом с Маленьким Альбертом, в котором он применил павловские идеи классического обусловливания, чтобы научить младенца бояться крысы. Перед экспериментом девятимесячный младенец Альберт подвергался воздействию нескольких незнакомых раздражителей: белая крыса, кролик, собака, обезьяна, маски с волосами и без волос, вата, горящие газеты и т. д. Он не проявлял страх в ответ. Путем дальнейших экспериментов исследователи обнаружили, что Альберт реагировал со страхом, когда они ударяли молотком по стальному стержню, издавая звук стука.
Во время эксперимента Альберту была представлена белая крыса, которая ранее не вызывала реакции страха. Всякий раз, когда Альберт прикасался к крысе, стальной стержень ударялся, и Альберт падал вперед и начинал хныкать. Альберт научился колебаться рядом с крысой и боялся прикасаться к ней. В конце концов, вид крысы заставил Альберта захныкать и отползти прочь. Уотсон пришел к выводу, что Альберт научился бояться крыс (Watson & Rayner, 1920).
По сегодняшним меркам эксперимент с Маленьким Альбертом считается неэтичным и неубедительным с научной точки зрения. Критики говорят, что эксперимент «выявляет мало доказательств того, что у Альберта развилась боязнь крыс, или даже того, что животные постоянно вызывали у него страх (или тревогу) во время эксперимента Уотсона» (Harris, 19).97). Тем не менее, эксперимент дает представление об определении бихевиоризма, данном Уотсоном: он обучал Альберта, контролируя окружение Альберта, и изменение поведения Альберта привело исследователей к выводу, что обучение имело место.
Б. Ф. Скиннер
Скиннер был психологом, который продолжал влиять на развитие бихевиоризма. Его наиболее важным вкладом было введение идеи радикального бихевиоризма и определение оперантного обусловливания.
В отличие от Уотсона, Скиннер считал, что при анализе поведения следует учитывать внутренние процессы, такие как мысли и эмоции. Включение мыслей и действий в поведение — это радикальный бихевиоризм. Он считал, что внутренние процессы, такие как наблюдаемое поведение, могут контролироваться переменными окружающей среды и, следовательно, могут быть проанализированы с научной точки зрения. Применение принципов радикального бихевиоризма известно как прикладной анализ поведения.
В 1938 году Скиннер опубликовал книгу «Поведение организмов», в которой представлены принципы оперантного обусловливания и их применение к поведению человека и животных. Основной концепцией оперантного обусловливания является взаимосвязь между подкреплением и наказанием, аналогичная закону эффекта Торндайка: поощряемое поведение повторяется с большей вероятностью, а наказуемое поведение повторяется с меньшей вероятностью. Скиннер разъяснил закон эффекта Торндайка, разбив подкрепление и наказание на пять отдельных категорий (см. рис. 1):
- Положительное подкрепление — это добавление положительного стимула для поощрения поведения.
- Побег — это устранение отрицательного стимула для поощрения поведения.
- Активное избегание предотвращает отрицательный стимул для поощрения поведения.
- Положительное наказание — это добавление отрицательного стимула, препятствующего поведению.
- Отрицательное наказание устраняет положительный стимул, чтобы препятствовать поведению.
Поощрение поощряет поведение, а наказание препятствует поведению. Те, кто использует оперантное обусловливание, используют подкрепление и наказание, чтобы изменить поведение субъекта.
Рисунок 1
Обзор пяти категорий оперантного обусловливания
Положительное и отрицательное подкрепление можно давать в соответствии с различными типами схем. Скиннер разработал пять схем подкрепления:
- Непрерывное подкрепление применяется, когда учащийся получает подкрепление после каждого конкретного выполненного действия. Например, учитель может наградить ученика наклейкой за каждый осмысленный комментарий, который делает ученик.
- Подкрепление с фиксированным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло фиксированное количество времени. Например, каждую пятницу учитель может раздавать стикеры ученикам, которые оставляли комментарии в течение недели.
- Подкрепление с переменным интервалом применяется, когда учащийся получает подкрепление после того, как прошло случайное количество времени. Например, учитель может раздавать наклейки в случайный день каждую неделю учащимся, которые активно участвовали в обсуждении в классе.
- Поощрение с фиксированной пропорцией применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется заданное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся сделает пять осмысленных комментариев.
- Поощрение с переменным коэффициентом применяется, когда учащийся получает поощрение после того, как поведение повторяется случайное количество раз. Например, учитель может наградить учащегося наклейкой после того, как учащийся внесет от трех до десяти значимых комментариев.
Скиннер экспериментировал с различными схемами подкрепления, чтобы проанализировать, какие из них наиболее эффективны в различных ситуациях. В целом, он обнаружил, что графики соотношения более устойчивы к угасанию, чем графики интервалов, а графики с переменным соотношением более устойчивы, чем графики с фиксированным графиком, что делает график подкрепления с переменным соотношением наиболее эффективным.
Скиннер был решительным сторонником образования и повлиял на различные принципы методов обучения. Он считал, что для образования есть две причины: научить как вербальному, так и невербальному поведению и заинтересовать учащихся в постоянном получении новых знаний. Основываясь на своей концепции подкрепления, Скиннер учил, что учащиеся лучше учатся, когда их обучают с помощью положительного подкрепления, и что учащиеся должны быть вовлечены в процесс, а не просто быть пассивными слушателями. Он предположил, что ученики, которых учат через наказание, учатся только тому, как избежать наказания. Хотя сомнительный взгляд Скиннера на наказание важен для дисциплины в образовании, найти другие способы дисциплины очень сложно, поэтому наказание по-прежнему играет важную роль в системе образования.
Скиннер указывает, что учителя должны быть лучше осведомлены о стратегиях преподавания и обучения (Skinner, 1968). Он обращается к основным причинам, по которым обучение не удается. Эта главная причина, по которой учителя не могут обучать своих учеников, заключается в том, что они учат только показом и недостаточно подкрепляют своих учеников. Скиннер привел примеры шагов, которые учителя должны предпринять, чтобы преподавать должным образом. Вот некоторые из этих шагов:
- Убедитесь, что учащийся четко понимает действие или представление.
- Разделите задачу на маленькие шаги, начиная с простого и заканчивая сложным.
- Пусть учащийся выполняет каждый шаг, подкрепляя правильные действия.
- Регулируйте так, чтобы учащийся всегда добивался успеха, пока, наконец, не достигнет цели.
- Переход к случайному подкреплению для поддержания успеваемости учащегося (Скиннер, 1968).
Критика и ограничения
Хотя некоторые элементы бихевиоризма все еще принимаются и практикуются, существуют критические замечания и ограничения бихевиоризма. Принципы бихевиоризма могут помочь нам понять, как на людей влияют связанные с ними стимулы, вознаграждения и наказания, но бихевиоризм может чрезмерно упростить сложность человеческого обучения. Бихевиоризм предполагает, что люди подобны животным, игнорирует внутренние когнитивные процессы, лежащие в основе поведения, и сосредотачивается исключительно на изменениях в наблюдаемом поведении.
С бихевиористской точки зрения роль учащегося заключается в том, чтобы на него воздействовала среда, контролируемая учителем. Роль учителя состоит в том, чтобы манипулировать окружающей средой, чтобы формировать поведение. Таким образом, ученик является не агентом в процессе обучения, а скорее животным, инстинктивно реагирующим на окружающую среду. Учитель обеспечивает ввод (стимулы) и ожидает предсказуемый результат (желаемое изменение в поведении). Более поздние теории обучения, такие как конструктивизм, гораздо больше сосредоточены на роли учащегося в активном построении знаний.
Бихевиоризм также игнорирует внутренние когнитивные процессы, такие как мысли и чувства. Радикальный бихевиоризм Скиннера принимает во внимание некоторые из этих процессов, поскольку они могут быть измерены, но на самом деле не пытается понять или объяснить глубину человеческих эмоций. Без желания понять причину поведения, поведение не понимается в более глубоком контексте и сводит обучение к модели «стимул-реакция». За поведением наблюдают, но лежащие в его основе когнитивные процессы, вызывающие такое поведение, не понимают. Мысли, эмоции, сознательное состояние, социальные взаимодействия, предшествующие знания, прошлый опыт и моральный кодекс учащегося не принимаются во внимание. На самом деле все эти элементы являются переменными, которые необходимо учитывать, если нужно точно предсказать и понять поведение человека. Новые теории обучения, такие как когнитивизм, больше фокусируются на роли эмоций, социального взаимодействия, предшествующих знаний и личного опыта в процессе обучения.
Другое ограничение бихевиоризма состоит в том, что обучение определяется только как изменение наблюдаемого поведения. Бихевиоризм исходит из того, что знание ценно только в том случае, если оно приводит к изменению поведения. Многие считают, что цель обучения и образования гораздо больше, чем научить всех соответствовать определенному набору моделей поведения. Например, Фошай (1991) утверждает, что «единственной постоянной целью образования с древних времен было дать людям как можно более полное осознание того, что значит быть человеком» (стр. 277). Сосредоточенность бихевиоризма только на поведении может не достичь цели образования, потому что люди — это больше, чем просто их поведение.
Заключение
Бихевиоризм — это исследование того, как контролируемые изменения в окружающей среде субъекта влияют на наблюдаемое поведение субъекта. Учителя контролируют окружающую среду и используют систему поощрений и наказаний, чтобы поощрить желаемое поведение у субъекта. Окружающая среда воздействует на учащихся, формируя ассоциации между стимулами и изменяя поведение на основе этих ассоциаций.
Существуют принципы бихевиоризма, которые до сих пор принимаются и практикуются, например, использование поощрений и наказаний для формирования поведения. Однако бихевиоризм может чрезмерно упрощать сложность человеческого обучения; преуменьшать роль ученика в процессе обучения; игнорировать эмоции, мысли и внутренние процессы; и рассматривать людей так же просто, как животных.
Ссылки
Engelhart, MD (1970). [Обзор измерения и оценки в психологии и образовании]. Журнал образовательных измерений, 7 (1), 53–55. Получено с http://www.jstor.org/stable/1433880
Фошай, А. В. (1991). Матрица учебного плана: Трансцендентность и математика. Журнал учебных программ и надзора, 6 (4), 277-293. Получено с http://www.ascd.org/ASCD/pdf/journals/jcs/jcs_1991summer_foshay.pdf
Harris, B. (1979). Что случилось с Маленьким Альбертом? Американский психолог, 34(2), 151-160. Получено с http://www.academia.edu/8144115/Whatever_happened_to_Little_Albert
Хаузер, Л. (1997). Бихевиоризм. В Дж. Физер и Д. Брэдли (ред.), Интернет-энциклопедия философии. Получено с http://www.iep.utm.edu/behavior/
Павлов И. П. (1927). Условные рефлексы: Исследование физиологической деятельности коры головного мозга (Г. В. Анреп, Пер.). Лондон, Англия: Издательство Оксфордского университета.