«Отношения между нашими странами такие, какие и должны быть между добрыми соседями» – Миронов Сергей Михайлович
17 октября 2016
Лидер фракции “Справедливая Россия” в Госдуме РФ Сергей Миронов в эксклюзивном интервью “Москва-Баку” рассказал, почему России и Азербайджану всегда лучше быть вместе, поделился мнением о перспективах разрешения карабахского конфликта, а также оценил итоги проведенного в Азербайджане референдума по внесению изменений в Конституцию страны.
– Сергей Михайлович, оцените сегодняшние отношения между Азербайджаном и Россией…
– Отношения между нашими странами такие, какие и должны быть между добрыми соседями. Иначе и быть не должно. Ведь нас связывают не просто сугубо прагматические интересы или выгоды. Нас связывает гораздо большее – общая история, общая память, общие ценности, общий культурный код. Да, сейчас Россия и Азербайджан – независимые государства, но невозможно перечеркнуть то, что наши народы долгое время жили в составе одной страны. Нельзя отречься от того, что наши отцы и деды плечом к плечу сражались с гитлеровским фашизмом и одержали Великую Победу. Нельзя отказаться от переплетения судеб, от традиций дружбы народов, от взаимного проникновения культур. Ну можем ли, к примеру, мы, россияне, вдруг перестать любить песенное творчество Муслима Магомаева или Полада Бюльбюль оглы? Нет, конечно. Ведь это уже неотъемлемая часть нашей культуры. И таких примеров – великое множество.
Как законодатель особо отмечу, что у российско-азербайджанских отношений сегодня есть прочная правовая база. Помимо Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, наши страны связывают свыше 80 межгосударственных и межправительственных документов, в том числе соглашения об основных направлениях экономического сотрудничества, о поощрении и взаимной защите инвестиций, о параллельной работе энергосистем России и Азербайджана, о военно-техническом сотрудничестве, о культурном и научном сотрудничестве и т.д.
Основы политики добрососедства заложены в начале 2000-х годов президентами Владимиром Путиным и Гейдаром Алиевым. Сегодня дело своего отца продолжает нынешний глава Азербайджана Ильхам Алиев. Очень ценно, что между нашими президентами сложились близкие и доверительные отношения.
Важно и то, что российско-азербайджанское сотрудничество имеет многоуровневый характер. Активное взаимодействие идет и на уровне правительств, и на региональном уровне, и по линии общественных организаций. В тесном контакте работают и парламентарии обеих стран. У нас есть Межпарламентская комиссия по сотрудничеству, которая, как мы считаем, действует весьма эффективно и плодотворно.
В Азербайджане сейчас работает порядка 600 компаний с российским капиталом. При этом наша страна вышла на устойчивый показатель в 1,5 млрд долларов российских инвестиций в азербайджанскую экономику по линии банковской сферы и крупных компаний, например, ЛУКОЙЛа. В свою очередь ведущие компании Азербайджана расширяют бизнес в России. Инвестиционные вложения азербайджанской стороны в российскую экономику – порядка 1 млрд долларов.
Мы приветствуем то, что нишу, возникшую на рынке сельхозпродукции в связи с российскими контрсанкциями в отношении ЕС и США, стали занимать азербайджанские производители. Прорабатывается вопрос создания на Урале логистического центра, через который будет поставляться плодовоовощная продукция из Азербайджана.
А взять гуманитарное сотрудничество. Ежегодно под патронатом президентов России и Азербайджана проводится Бакинский международный гуманитарный форум, на площадке которого выступают выдающиеся ученые, деятели культуры и искусства, государственные деятели. Привычным делом для нас стало и то, что в городах России и Азербайджана систематически проводятся совместные культурные мероприятия высокого уровня. Чего стоит один только Габалинский музыкальный фестиваль, который проходит в Азербайджане с 2009 года и в котором каждый год принимают участие российские исполнители. Регулярно в Баку с гастролями приезжают российские театры, известные российские музыканты. И эта тенденция с каждым годом только усиливается.
Особо я бы отметил то, как в Азербайджане относятся к русскому языку. В отличие от ряда других постсоветских стран, где целенаправленно разрушают систему образования на русском языке, здесь, наоборот, ее всячески поддерживают и развивают. Число учеников средних и средних специальных учебных заведений, а также студентов вузов, изучающих русский язык или обучающихся на нем, сейчас превышает 100 тысяч человек. Учитывая, что русский язык остается на постсоветском пространстве языком межнационального общения, это очень дальновидная политика. Россия вносит свой вклад в эту работу, выполняя роль ведущего зарубежного центра подготовки азербайджанских специалистов. Если брать все виды обучения, общее число студентов из Азербайджана в России составляет около 15 тысяч. Причем часть из них ежегодно приезжает учиться в российские вузы в рамках Программы предоставления государственных стипендий за счет бюджета РФ. Все это еще более укрепляет фундамент наших отношений.
– 26 сентября в Азербайджане прошел всенародный референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию страны. Реформа Конституции подразумевает увеличение президентского срока с 5 до 7 лет, введение постов вице-президентов. Снимается возрастной порог для кандидатов в президенты, снижается возрастной порог для кандидатов в депутаты (с 25 до 18 лет). Явка на референдум составила 69,7%. Как Вы оцениваете решение ввести такие поправки?
– Оцениваю позитивно и с большим уважением к воле народа Азербайджана. Мы в России сами не так давно внесли поправки в Конституцию РФ об увеличении президентского срока с 4 до 6 лет. Почему нашим странам нужны такого рода решения? Да потому, что мы не можем позволить себе такую “роскошь”, чтобы глава государства, как в тех же США с их 4-летним президентством, условно говоря, полсрока входил в курс дела, а другие полсрока был “хромой уткой”. 6-7 лет – это оптимальный срок для стабильности властных институтов и для полноценной реализации президентских программ.
Итоги референдума стали свидетельством высокой степени доверия общества к Президенту страны Ильхаму Алиеву и консолидации азербайджанского народа вокруг сильной фигуры лидера. В условиях обострения международной обстановки и экономического кризиса такая консолидация – большое благо для страны и народа.
– Бывали ли Вы в Азербайджане в последние лет 10-15?
– В бытность председателем Совета Федерации я не раз посещал Азербайджан с официальными визитами – в 2002-м, 2005-м, 2007-м. В последнее время, правда, побывать там по разным причинам не удавалось. Но зато мои коллеги по “Справедливой России” в Азербайджане – частые гости. Представители партии, к примеру, работали в составе группы международных наблюдателей от Межпарламентской ассамблеи СНГ на недавних выборах в Милли меджлис Азербайджана. Была наша партия представлена и на встрече парламентариев, проводившейся в Баку в канун 70-летия Великой Победы. Один из депутатов-справороссов в группе с российскими и азербайджанскими коллегами принял участие в символической акции – восхождении на горный пик имени Гейдара Алиева и водружении на его вершине точной копии Знамени Победы.
Но мне все же хочется расширить календарные рамки, о которых мы говорим. Я все-таки не могу не вспомнить, как в 1972-1973 гг. проходил срочную службу в 104-й гвардейской дивизии ВДВ, которая дислоцировалась в Гяндже (в ту пору Кировобаде). Десантное братство, десантный характер – это осталось на всю жизнь. Но 1,5 года службы на земле Азербайджана запомнились еще и яркими впечатлениями о народе. Нас, военнослужащих, порой бросали в сельскохозяйственные “десанты” – на сбор картошки, сбор винограда. Там было много возможностей для общения с местными жителями. Хорошо помню одну семью сельских тружеников, у которых сын тоже служил в армии, но в других, далеких от дома краях. Они очень заинтересованно расспрашивали нас о службе, часто вспоминали своего сына, видно было, как они скучали по нему. И все старались нас чем-то приветить – и добрым словом, и вкусным угощением. В общем, что такое уникальное азербайджанское гостеприимство и щедрость души, я познал еще в те годы. И это незабываемо.
– Как Вы считаете, стоит ли Азербайджану войти в Евразийский экономический союз и какие к этому доводы?
– Быть в ЕАЭС или не быть – это выбор суверенного Азербайджана. Никто ничего навязывать не имеет права. Но доводы “за” я приведу. Что дает членство в ЕАЭС? Зону свободной торговли, расширение рынков сбыта, упразднение таможенных пошлин. Вхождение Азербайджана в ЕАЭС также означало бы получение им одной из ключевых ролей в транспортном коридоре “Север-Юг” и реализацию масштабных транскаспийских логистических проектов.
Хотя ЕАЭС – отнюдь не военно-политический блок, его геополитический вес и стабилизирующая сила способны в нынешнюю неспокойную эпоху защищать государства от разного рода угроз: от экспансии радикальных группировок, от террористических атак, от экспорта “цветных революций” и т.д. Так что азербайджанской стороне есть, над чем подумать. Тем более, что возможность сотрудничества с ЕАЭС уже рассматривают Иран, Турция, Индия, Монголия и другие страны.
– Не считаете ли Вы, что необходимо повысить товарооборот между Россией и Азербайджаном?
– Давно сказано: “Торговля сближает народы”. Активизация торговых отношений между странами ускоряет их экономическое развитие, создает новые рабочие места и дает множество иных полезных эффектов. Так что в этом направлении нам, конечно, надо настойчиво работать. Тем более есть хороший прецедент. В период с 2009 по 2014 год наши страны сумели сделать впечатляющий рывок в объемах товарооборота: он вырос вдвое и достиг рубежа в 4 млрд. долларов. К сожалению, в 2015-2016 гг. произошло снижение этого показателя в силу известных причин – экономического кризиса, падения цен на нефть, нестабильности на валютных рынках и т.д. Но я убежден, что это временный спад, который будет преодолен. Ведь потенциал нашего торгово-экономического сотрудничества огромен и стремления к реализации этого потенциала у обеих сторон в достатке.
– Что Вы можете сказать о нагорно-карабахском урегулировании? В апреле этого года произошла эскалация конфликта. При посредничестве России и лично президента В.В. Путина было установлено перемирие, также при посредничестве России были проведены две встречи президентов Азербайджана и Армении. Как, по Вашему мнению, должен быть урегулирован нагорно-карабахский конфликт и должна ли его решить Россия?
– Больно и горько, что две дружественные нам страны находятся в столь долгом и остром конфликте. Это ведь бьет и по интересам России. Понятно, что карабахский узел сложен и запутан. Но его ни в коем случае нельзя пытаться разрубить. Как это ни трудно, но этот узел надо упорно и кропотливо развязывать. Реального урегулирования можно достичь только политическим путем. И “ключи” от этого урегулирования находятся, прежде всего, в Баку и Ереване. Россия же выполняет и будет продолжать выполнять роль посредника, делая максимум возможного для того, чтобы Азербайджан и Армения через диалог, через переговорный процесс смогли найти справедливый выход из нынешней ненормальной ситуации.
Какие-то конкретные рецепты давать трудно. Но, как мне кажется, есть смысл связать этот ваш вопрос с вопросом о Евразийском экономическом союзе. Если вдуматься, именно через вхождение Азербайджана в ЕАЭС можно прийти к качественно иной ситуации и иным возможностям для нагорно-карабахского урегулирования. Евразийский формат в этом плане может оказаться эффективнее любого другого.
– После того, как Россия и Турция преодолели кризис в отношениях, эксперты стали говорить о формировании в регионе стратегического треугольника Россия-Турция-Азербайджан. Насколько тесными стали отношения между этими тремя странами можно было увидеть на Всемирном энергетическом конгрессе, который на днях прошел в Стамбуле. Как Вы считаете, можно ли говорить о таком союзе?
– Тут впору вспомнить известный афоризм: “Никогда не говори никогда”. Жизнь покажет, что реально, что нереально. Но в принципе возможны самые разные варианты региональных союзов. Скажем, в августе этого года в Баку состоялся трехсторонний саммит с участием президентов России, Азербайджана и Ирана. На нем обсуждались вопросы расширения трехстороннего сотрудничества в сферах торговли, энергетики, телекоммуникаций, транспорта, борьбы с терроризмом и т.д. Согласитесь, такой “тройственный союз” тоже выглядит многообещающим. Мы живем в динамичное время. Выстраивается многополярный мир, начали формироваться новые центры силы, новые контуры межгосударственного взаимодействия. Какие конфигурации в итоге станут устоявшимися и долговременными, прогнозировать сложно. Ясно одно – России и Азербайджану в любом случае лучше быть вместе, в одной связке.
– Как Азербайджану и России еще больше укрепить связи?
– Приведу один актуальный пример. Как известно, усилиями западных политиканов от спорта несправедливо и цинично был закрыт путь на Паралимпиаду в Рио-де-Жанейро для российских паралимпицев. После этого началась дележка “высвободившихся” лицензий на участие в Играх. Несколько образовавшихся “вакансий” были предложены азербайджанской команде. И как же нам было приятно узнать, что наши азербайджанские друзья не пошли на поводу у недругов России, заняли принципиальную позицию и отказались посылать вместо россиян своих спортсменов, публично заявив при этом, что для них такое неприемлемо. Подобные жесты солидарности дорогого стоят. Если мы во всех делах и на всех международных площадках будем так же поддерживать друг друга, за будущее российско-азербайджанского сотрудничества можно быть спокойными.
Ну а в общем-то, я полагаю, нам не надо “изобретать велосипед”. Надо продолжать идти тем курсом, которым идем. Не поддаваясь на происки тех, кто хотел бы вбить клин между нами, продолжая укреплять доверие, взаимопонимание и сохраняя высокую планку дружбы и искренности в наших отношениях.
Источник: «Всероссийский Азербайджанский Конгресс» (Москва). – 17.10.16
Право, подлежащее применению к договорным обязательствам \ КонсультантПлюс
Право, подлежащее применению к договорным обязательствам
26. В силу принципа автономии воли в международном частном праве стороны договора могут при заключении договора или в последующем выбрать по соглашению между собой право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по договору (договорный статут). Такое прямо выраженное соглашение может быть оформлено в виде условия (оговорки) о применимом праве в тексте договора либо в виде отдельного соглашения (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ).
Суд определяет допустимые пределы выбора применимого права в соглашениях сторон (например, допустимость выбора применимого права после заключения договора, для отдельных частей договора) на основании российского права.
При этом действительность соглашения о применимом праве по основаниям, связанным с наличием порока воли, а также заключенность такого соглашения как разновидности гражданско-правовой сделки определяются на основании права, указанного сторонами в соглашении о применимом праве.
В силу принципа автономности соглашения о применимом праве недействительность, незаключенность или прекращение основного договора сами по себе не влекут недействительности или неисполнимости оговорки о применимом праве.
27. В соответствии с пунктом 2 статьи 1210 ГК РФ соглашение о применимом праве либо должно быть прямо выраженным, либо определенно вытекать из условий договора или совокупности обстоятельств дела (подразумеваемое соглашение о применимом праве). В соглашении о применимом праве стороны вправе использовать любые термины и формулировки, указывающие на выбор ими того или иного права (например, указание на применение права, законодательства, законов, нормативных актов или норм определенной страны).
Устанавливая наличие воли сторон, направленной на выбор применимого права, суд вправе констатировать существование подразумеваемого соглашения о применимом праве, в частности, в случае, если стороны в тексте договора ссылались на отдельные гражданско-правовые нормы определенной страны либо если стороны при обосновании своих требований и возражений (например, в исковом заявлении и отзыве на него) ссылаются на одно и то же применимое право. Кроме того, суд вправе прийти к выводу о наличии подразумеваемого соглашения о применимом праве при наличии тесной связи между двумя договорами с участием одних и тех же лиц, когда один из этих договоров содержит оговорку о применимом праве, а другой заключенный позднее договор такой оговорки не содержит.
Однако выбор сторонами компетентного суда или места проведения международного коммерческого арбитража сам по себе не означает выбора в качестве применимого к спорным правоотношениям материального права того же государства. Отсутствие волеизъявления сторон в отношении применимого права означает, что его определяет компетентный суд или арбитраж на основании применимых коллизионных норм.
28. Стороны вправе выбрать или изменить ранее выбранное применимое право после заключения договора. Такой выбор имеет обратную силу и считается действительным, без ущерба для прав третьих лиц и действительности сделки с точки зрения требований к ее форме, с момента заключения договора (пункт 3 статьи 1210 ГК РФ).
Если выбор применимого права сделан сторонами после заключения договора, третьи лица, не выражавшие своего согласия на выбор определенного права и не являющиеся правопреемниками сторон, вправе ссылаться в обоснование своих требований, связанных с договором, на право, которое применялось бы к договору при отсутствии последующего соглашения сторон о выборе права. К числу таких третьих лиц относятся в том числе третьи лица, в пользу которых заключен договор (статья 430 ГК РФ). По смыслу этой статьи правило пункта 3 статьи 1210 ГК РФ применимо к третьим лицам, в пользу которых заключен договор, при условии, что они выразили намерение воспользоваться своим правом по договору до момента заключения сторонами последующего соглашения о выборе применимого права.
29. Стороны договора могут выбрать подлежащее применению право для договора как в целом, так и для отдельных его частей (пункт 4 статьи 1210 ГК РФ). Такой выбор допустим при условии, что применение различного права для отдельных частей одного договора не порождает непреодолимых противоречий и не влечет признания договора или его части недействительными или незаключенными. При наличии таких непреодолимых противоречий суд признает соглашение сторон о выборе применимого права неисполнимым и определяет договорный статут на основе коллизионных норм, применимых при отсутствии соглашения сторон о выборе права.
30. Стороны вправе заключить условное (альтернативное) соглашение, в котором выбор применимого права зависит от выбора той стороны, которая в будущем судебном разбирательстве будет являться истцом, либо в котором предусмотрено применение права той стороны, которая в будущем при возникновении спора выступит истцом или ответчиком (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ). В рамках таких соглашений право, подлежащее применению к договору, фиксируется в момент предъявления первого иска; предъявление последующих исков из того же договора, в том числе встречных, не влечет изменения зафиксированного применимого права. Риск неопределенности применимого права до момента подачи первого иска несут сами стороны, заключившие условное (альтернативное) соглашение о применимом праве.
Вместе с тем судам следует исходить из того, что условие в альтернативном соглашении о применимом праве не может носить диспаритетный (асимметричный) характер и зависеть исключительно от воли одной конкретной стороны (например, предоставлять только займодавцу возможность выбора применимого права из нескольких вариантов, лишая заемщика такой же возможности выбора). Такие соглашения суду следует считать недействительными и определять договорный статут на основе коллизионных норм, применимых при отсутствии соглашения сторон о выборе права.
31. Если в момент выбора сторонами договора подлежащего применению права все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства связаны только с одной страной, выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм права той страны, с которой связаны все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства (пункт 5 статьи 1210 ГК РФ).
По смыслу данной нормы суд применяет любые императивные нормы российского законодательства вне зависимости от их квалификации в качестве норм непосредственного применения в значении статьи 1192 ГК РФ, если в спорном отношении полностью отсутствует имеющий значение для дела иностранный элемент (например, все стороны спорного отношения являются российскими организациями, предмет спора находится на территории Российской Федерации, имеющие значение для спора действия сторон, с которыми связано возникновение, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, были совершены на территории Российской Федерации).
При оценке наличия имеющего значение для дела иностранного элемента следует учитывать не только элементы конкретного договора, но и иные касающиеся существа отношений сторон обстоятельства. Например, пункт 5 статьи 1210 ГК РФ не подлежит применению к договору поручительства, заключенному между двумя российскими организациями, если им обеспечивается надлежащее исполнение подчиненного иностранному праву основного обязательства, должником по которому выступает иностранная организация. Равным образом пункт 5 статьи 1210 ГК РФ не подлежит применению к договору субподряда, заключенному между двумя российскими организациями в отношении строительства объекта на территории Российской Федерации, если заказчиком по подчиненному иностранному праву договору генерального подряда выступает иностранная организация. В то же время само по себе наличие иностранных инвестиций в уставном капитале российского хозяйственного общества не создает достаточного иностранного элемента при применении пункта 5 статьи 1210 ГК РФ.
Пункт 5 статьи 1210 ГК РФ также не подлежит применению, если имеющий значение для дела иностранный элемент существовал в момент заключения сторонами соглашения о выборе применимого права, однако впоследствии он был утрачен (например, договор займа был заключен между иностранным займодавцем и российским заемщиком, а впоследствии иностранный займодавец уступил все принадлежащие ему требования российскому цессионарию).
32. Стороны договора, осложненного иностранным элементом, в соглашении о применимом праве могут выбрать право страны, которая не имеет связей с договором или его сторонами (выбор нейтрального права) (пункт 1 статьи 1210 ГК РФ).
Стороны также вправе выбрать документы, содержащие правила, рекомендованные участникам оборота международными организациями или объединениями государств (например, Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА, Европейские принципы договорного права, Модельные правила европейского частного права). Такие правила применяются только при наличии прямо выраженного соглашения сторон. Вопросы, которые не могут быть решены в соответствии с такими выбранными сторонами документами, а также общими принципами, на которых они основаны, подлежат разрешению в соответствии с внутригосударственным правом, определенным в соответствии с соглашением сторон или коллизионными нормами.
33. Положения статьи 1211 ГК РФ применяются судом при отсутствии соглашения сторон о подлежащем применению праве. Если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, ГК РФ или иными российскими федеральными законами, к договору применяется право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора (характерное исполнение) (пункт 1 статьи 1211 ГК РФ). Стороны, которые считаются осуществляющими характерное исполнение для различных видов гражданско-правовых договоров, конкретизированы, в частности, в пункте 2 статьи 1211 ГК РФ. Указанные коллизионные нормы предусматривают применение права страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, осуществляющей характерное исполнение, а не права страны по месту исполнения соответствующего обязательства.
Местом жительства признается место, где физическое лицо постоянно или преимущественно проживает (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Под основным местом деятельности следует понимать место ведения экономической деятельности, откуда происходит управление делами юридического лица или индивидуального предпринимателя. Основное место деятельности не обязательно совпадает с местом учреждения юридического лица.
34. В договоре купли-продажи стороной, которая осуществляет характерное исполнение, признается продавец (подпункт 1 пункта 2 статьи 1211 ГК РФ). Если покупатель по условиям договора принимает на себя существенные неденежные обязательства (например, обязательство обеспечить рекламу и маркетинг товара продавца на определенной территории, продать товар на определенную минимальную сумму и т. п.), то суд на основе оценки условий и существа договора, а также совокупности иных обстоятельств дела может прийти к выводу о том, что стороной, которая осуществляет характерное исполнение, является покупатель.
35. Пункты 3 — 8 статьи 1211 ГК РФ содержат исключения из общих правил пунктов 1, 2 статьи 1211 ГК РФ, когда при определении договорного статута для отдельных видов гражданско-правовых договоров применяются иные коллизионные нормы.
В частности, такие специальные коллизионные нормы установлены для договоров о распоряжении исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (пункты 6 — 8 статьи 1211 ГК РФ). При разрешении споров из таких договоров следует иметь в виду, что содержание и ограничения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, срок их действия, допустимые способы распоряжения и необходимость государственной регистрации договоров либо отчуждения, залога, перехода, ограничения или прекращения исключительного права, предоставления права использования в любом случае определяются на основании права соответствующих стран, на территории которых действует правовая охрана такого результата интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации (пункт 2 статьи 1186, пункт 1 статьи 6 и пункт 2 статьи 1231 ГК РФ).
36. В исключительных случаях суд не применяет коллизионные нормы из пунктов 1 — 8 статьи 1211 ГК РФ, если из закона, условий или существа договора либо совокупности обстоятельств дела явно вытекает, что договор более тесно связан с правом иной страны (пункт 9 статьи 1211 ГК РФ). Суду следует указать причины, по которым он считает договор явным образом более тесно связанным с правом иной страны. Учитывая необходимость обеспечения предсказуемости и определенности договорного статута, суду при оценке совокупности обстоятельств дела, по общему правилу, следует принимать во внимание только те обстоятельства, которые сложились на момент заключения договора, а не появились позднее.
Например, если договор заключается и в соответствии с его условиями исполняется продавцом, подрядчиком или исполнителем через филиал или иное обособленное подразделение в другой стране, суд вправе применить не право страны основного места деятельности продавца, подрядчика или исполнителя, а право страны, в которой находится его филиал или иное обособленное подразделение.
37. По смыслу пунктов 1 и 10 статьи 1211 ГК РФ, определяя применимое право для смешанного договора, содержащего элементы перечисленных в пункте 2 статьи 1211 ГК РФ договоров, правом страны, с которой такой смешанный договор, рассматриваемый в целом, наиболее тесно связан, следует считать право страны, где на момент заключения договора находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет характерное исполнение, если такое исполнение может быть определено в конкретной ситуации.
Из закона, условий или существа смешанного договора либо совокупности обстоятельств дела может вытекать, что применимое право определяется отдельно для элементов различных договоров, из которых состоит такой смешанный договор.
38. Если стороны использовали в договоре торговые термины, содержащиеся в Правилах по использованию национальных и международных торговых терминов — Инкотермс (Incoterms), однако не сделали ссылку на Инкотермс, при отсутствии доказательств иного намерения сторон считается, что сторонами согласовано применение к их отношениям Инкотермс в редакции, действовавшей на дату заключения договора (пункт 11 статьи 1211 ГК РФ). В этом случае положения Инкотермс имеют приоритет перед диспозитивными нормами договорного статута.
39. Пункт 2 статьи 1213 ГК РФ содержит императивную коллизионную норму об определении права, применимого к договору в отношении находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества, которая исключает возможность заключения сторонами соглашения о выборе применимого права.
По смыслу пункта 2 статьи 1213 ГК РФ договором в отношении находящегося на территории Российской Федерации недвижимого имущества следует считать договор, имеющий своим объектом расположенную на территории Российской Федерации недвижимую вещь, при условии, что сам договор либо возникновение, переход, ограничение (обременение) или прекращение прав по нему подлежат регистрации в Едином государственном реестре недвижимости или ином государственном реестре Российской Федерации.
Для целей применения пункта 2 статьи 1213 ГК РФ воздушные и морские суда, а также суда внутреннего плавания считаются находящимися на территории Российской Федерации, если право собственности или иные права на них зарегистрированы в государственном реестре Российской Федерации (пункт 1 статьи 6, статья 1207 ГК РФ).
40. В соответствии с пунктом 1 статьи 1214 ГК РФ стороны договора о создании юридического лица и договора, связанного с осуществлением прав участника юридического лица, могут заключить соглашение о выборе применимого права в соответствии со статьей 1210 ГК РФ. Однако такое соглашение не затрагивает приоритетного применения императивных норм личного закона соответствующего юридического лица по вопросам, указанным в пункте 2 статьи 1202 ГК РФ.
Суд применяет императивные нормы личного закона соответствующего юридического лица вне зависимости от их квалификации в качестве норм непосредственного применения в значении статьи 1192 ГК РФ. Например, если стороны заключают корпоративный договор по поводу управления российским хозяйственным обществом и (или) участия в нем, то суду следует учитывать императивные правила абзаца первого пункта 2 статьи 67.2 ГК РФ, согласно которым корпоративный договор не может обязывать его участников голосовать в соответствии с указаниями органов общества, определять структуру органов общества и их компетенцию. При этом выбранное сторонами право применяется в части, не урегулированной императивными нормами личного закона соответствующего юридического лица.
41. Если стороны не заключили соглашение о выборе применимого права и в статьях 1211 — 1214 ГК РФ отсутствуют коллизионные нормы для отдельных видов гражданско-правовых договоров (например, для договора мены), суду при определении применимого права следует руководствоваться общей коллизионной нормой из пункта 2 статьи 1186 ГК РФ.
42. По общему правилу, договорный статут регулирует в том числе последствия недействительности договора независимо от основания, по которому договор признан недействительным (подпункт 6 пункта 1 статьи 1215 ГК РФ). При этом к различным группам оснований недействительности сделок применяются различные коллизионные нормы.
Так, к основаниям недействительности сделок, связанным с ограничением дееспособности физического лица, совершением сделки в противоречии с целями деятельности юридического лица, ограничением полномочий органов юридического лица, необходимостью получения корпоративных согласий (одобрений) при совершении сделок, и иным аналогичным случаям применяются правила о личном законе физического лица (статьи 1195 — 1197 ГК РФ) или личном законе юридического лица (статья 1202 ГК РФ).
К основанию недействительности сделок, связанному с нарушением требований к их форме, применяются коллизионные нормы о праве, подлежащем применению к форме сделки (статья 1209 ГК РФ).
С учетом принципа автономности соглашений о выборе применимого права основания недействительности сделок, связанные с несоответствием воли и волеизъявления сторон сделки, а также с иными пороками воли (сделки, совершенные под влиянием существенного заблуждения, обмана, угрозы, кабальные и иные аналогичные сделки), регулируются правом, выбранным сторонами, а при отсутствии соглашения сторон о выборе права — иными коллизионными нормами об определении договорного статута (статьи 1211 — 1214 ГК РФ). Таким же образом определяется действительность сделок с точки зрения соответствия их содержания применимому праву; при этом суд также учитывает применимые нормы непосредственного применения в соответствии со статьей 1192 ГК РФ.
43. Коллизионное регулирование цессии (уступки требования) в статье 1216 ГК РФ учитывает интересы должника, не участвовавшего в заключении договора, на основании которого производится уступка. Ввиду этого право, подлежащее применению к договору, на основании которого производится уступка, регулирует отношения между первоначальным и новым кредиторами. При этом право, подлежащее применению к требованию, являющемуся предметом уступки, регулирует допустимость уступки требования, отношения между новым кредитором и должником, условия, при которых это требование может быть предъявлено к должнику новым кредитором, а также вопрос о надлежащем исполнении обязательства должником (пункт 2 статьи 1216 ГК РФ).
Кроме того, на основании права, подлежащего применению к требованию, являющемуся предметом уступки, решаются вопросы, связанные с переходом права требования от первоначального кредитора к новому (в том числе о переходе имущественного права от цедента к определенному цессионарию, о конкуренции нескольких цессионариев в отношении одного имущественного права).
44. По смыслу статьи 1217 ГК РФ лицо, принимающее на себя обязательства по односторонней сделке, вправе в тексте документа, фиксирующего условия совершения односторонней сделки (например, в тексте независимой гарантии), выбрать применимое право, которое будет регулировать обязательства, возникающие из такой односторонней сделки. Сферу действия выбранного таким образом права следует определять применительно к статье 1215 ГК РФ.
Лицо, принимающее на себя обязательства по односторонней сделке, может осуществить или изменить выбор применимого права после возникновения соответствующего обязательства только с согласия кредитора в таком обязательстве.
Положения статьи 1217 ГК РФ не применяются к вопросам, входящим в сферу действия других коллизионных норм. В частности, указанная статья не применяется к односторонним сделкам, связанным с изменением или расторжением договора (пункт 1 статьи 1215 ГК РФ), а также связанным с отношениями по наследованию (статья 1224 ГК РФ).
Развитие отношений с другими странами
Развитие отношений с другими странамиРаздел 2. Развитие отношений с другими странами
1. Отношения со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
Наконец появились общие признаки мира в Азии, театр военных действий в течение многих лет и долгое время страдал от бедности и политических волнений, Роль, которую предстоит сыграть Японии как единственной развитой индустриальной стране Азии, в сохранении мира в Азии должна быть очень велика в то время, когда концентрация неуклонных усилий для построения процветания становится конкретным задача для народов Азии. Особенно Япония должна внести свой вклад, приняв преимущества собственной экономической мощи, стабильности и процветанию Азии путем максимально помогая другим странам региона в их национальном строительство.
Для политики Японии в отношении Азии на данный момент важно развивать добрососедские отношения с Китайской Народной Республикой, сделать должный вклад в разрядку на Корейском полуострове и в других районах где факторы конфронтации сохраняются и способствуют юго-восточному Усилия азиатских стран по укреплению фундамента своей национальной существования и содействовать их экономической независимости.
(1) Отношения между Японией и Китайской Народной Республикой испортились неудачным курсом на протяжении нескольких десятилетий в прошлом, и обе страны не смогли разрешить аномальное состояние, сохранявшееся в течение многих лет даже после войны. В сентябре 1972 года две страны наконец нормализовали свои отношения. отношения в духе взаимопонимания и взаимного приспособления, тем самым открывая новый этап развития в истории их двустороннего связи. Выстраивание отношений взаимного доверия, понимания, взаимности и равенство между Японией и Китаем как азиатскими странами будет служить главным столпом в основе мира и стабильности не только двух стран, но и Азии в целом.
Конечно, прошло совсем немного времени с тех пор, как отношения между Японией и Китаем были нормализованы, и есть много проблем, которые еще предстоит решить. Это важно для двух стран, чтобы сотрудничать друг с другом и неуклонно накапливать рабочие отношения в соответствии с принципами, указанными в их совместных коммюнике с целью построения действительно стабильных и прочных доверительных отношений. Это считал, что только через дипломатические отношения взаимного доверия и дисциплины могут ли две страны строить и развивать прочные дружеские отношения. развитие отношений между Японией и Китаем не направлено против какой-либо третьей страны, а направлена на укрепление основ мира и процветания в Азии. Для Японии считается важным, при проведении меры в отношениях с Китаем, учитывать возможную влияние таких мер не только на крупные державы, но и на Азию как целом, и обратите на них пристальное внимание.
(2) Поскольку ситуация на Корейском полуострове может напрямую повлиять на безопасности Японии, Япония надеется, что ситуация там
будет стабилизирован как можно скорее. Правительство внимательно следит развития нынешнего диалога Север-Юг и ожидает, что отношения между Севером и Югом улучшится благодаря диалогу в направлении мирного воссоединение. Япония продолжит поддерживать отношения сотрудничества с Республики Корея в надежде, что Республика Корея добьется экономического независимость и стабилизация жизни народа. В то же время, она намерена уделять очень пристальное внимание своим контактам с Северной Кореей в чтобы постепенно расширять такие контакты.
(3) На полуострове Индокитай вступили в силу мирные соглашения во Вьетнаме и Лаос, но локальные бои все еще продолжались. Есть искренняя надежда, что мирные соглашения будут соблюдаться заинтересованными сторонами и что подлинное мир будет восстановлен как можно скорее. Это одна из важных задач Будущая политика Японии в отношении Индокитая по расширению гуманитарной помощи для поствьетнамского восстановления и развития этого района по просьбе страны и внести свой вклад в реконструкцию и развитие этого регионе в дружественном сотрудничестве с заинтересованными странами.
(4) В последние годы страны АСЕАН расширили региональное сотрудничество и пытались увеличить свою независимость, избегая нежелательных вмешательство извне. Япония намерена с большим интересом следить за будущим развития с той точки зрения, что здоровое развитие таких региональных сотрудничество желательно для мира и стабильности в Азии.
(5) Отношения между Японией и странами Океании стали прочные экономические связи, особенно в области ресурсов и торговли. В этом В этом контексте большое значение имело то, что первое заседание японо-австралийского министерского комитета состоялось в Канберре 19 октября.72.
Австралия и Новая Зеландия стремились к более тесным узам солидарности с странах Азии и лейбористских правительствах обеих стран, пришедших к власти в конце 1972 года продвигали позитивную дипломатию в отношении Азии и район Тихого океана. Япония намерена и дальше развивать отношения с Тихоокеанские страны, особенно Австралия и Новая Зеландия, и сотрудничать с этим странам как можно больше для мира и процветания в Азиатско-Тихоокеанском регионе область, край.
2. Отношения с Америкой
(1) Япония и Соединенные Штаты разделяют одни и те же политические идеи и очень тесные торговые отношения и много общих основных интересов. Близкие отношения дружба и сотрудничество с Соединенными Штатами необходимы для безопасность и процветание Японии, и они составляют краеугольный камень ее дипломатии и должно стать основой, на которой Япония будет вести многостороннюю и обширная дипломатия по отношению к Советскому Союзу, Китаю и другим странам в будущее. Такого рода японо-американские отношения позволят сохранить мир и стабильность и дальнейшее ослабление напряженности не только на Дальнем Востоке, но и также в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Поэтому для Японии важно стремиться способствовать дальнейшему взаимному доверию и взаимопониманию с Соединенными Штатами путем установление широких контактов с Соединенными Штатами, а не только между правительствами но и на различных уровнях в неправительственном секторе во всех областях, политические, экономические и другие.
Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности между Японией и Соединенными Штатами Штаты Америки необходимы для поддержания мира и безопасности Японии, а также является галстуком, символизирующим отношения взаимного доверия и сотрудничества между двумя странами. Кроме того, дружеские отношения между Япония и Соединенные Штаты, включая договоренность о безопасности между Японией и США, составляют важный столп базовой структуры международной политики. сегодня в Азии. В связи с этим считается, что поддержание система безопасности будет способствовать не только безопасности Японии, но и мир и стабильность в Азии и во всем мире.
В экономической сфере большой торговый дисбаланс между Японией и США Государства, что было самым большим нерешенным вопросом между ними в последние годы, быстро улучшается с начала 1973 года, пиком которого стал 1972 год. Япония считает важным соблюдать многосторонний баланс в текущих сделках в торговле и стремиться к гармонии в своих экономических отношениях с Соединенными Штатами для дальнейшего развития японской экономики и для поддержания и содействие дружественным отношениям с США.
Чтобы установить стабильные экономические отношения на основе взаимного доверия, это также важно для обе страны, чтобы узнать, посредством постоянного диалога, что является общим интересы обеих стран и занять позицию говорить откровенно и непосредственно друг другу и идти на уступки там, где они должны быть сделаны.(2) Канада стремилась расширить свои отношения с азиатскими страны в последние годы. Отношения Японии с Канадой за год стали более тесными после года, особенно в экономической сфере. Считается, что отношения взаимной зависимости возрастет не только в торговле, но и в сферах энергии, ресурсов и капитала. Япония должна увеличить свои обмены с Канадой в все аспекты политической, экономической и культурной сфер, в отношении Канады не только как торговый партнер, но и как хороший партнер, с которым он должен сотрудничать во имя мира и процветания Азии и Тихоокеанского региона, чтобы способствовать дальнейшему развитию дружественных отношений между двумя странами.
(3) Япония традиционно поддерживает дружеские отношения со странами Центральная и Южная Америка. В экономическом отношении она во многом зависит от природного ресурсов и сельскохозяйственной продукции из этого региона и, в свою очередь, экспортирует капитальные товары. и расширяет экономическое и техническое сотрудничество с ними. Таким образом, Япония имеет взаимодополняющие отношения со странами Центральной и Южной Америки.
На протяжении более 60 лет эти страны предоставляли поселения для японских эмигрантов. Люди японского происхождения в этих странах высоко ценится в этих странах из-за их способностей и характера, и они обеспечивают прочную основу для дружественных отношений с Японией. Япония должна способствовать еще более тесным отношениям с этими странами и стремиться к дальнейшему углублению дружественные отношения с этим регионом.
3. Отношения с Советским Союзом и Восточной Европой
Развитие добрососедских отношений с Советским Союзом способствует не только Японии и Советскому Союзу, но и миру и стабильности Азия и мир. Желательно, чтобы Япония продвигала свои отношения с Советского Союза в самых разных областях, включая экономическую и культурную.
Проблема урегулирования северного территориального вопроса и заключения мира договор является основным вопросом, который все еще не решен в отношениях между Японией и Советским Союзом, и это является препятствием для установления действительно стабильных отношений между ними. Первый переговоры для заключения мирный договор был заключен по случаю переговоров между министрами иностранных дел обеих стран в октябре 1972 года, и было решено, что переговоры должны быть продолжение. Обе страны подтвердили это в письме премьер-министра Танаки Генеральный секретарь Брежнев 19 марта73 и ответ Генерального секретаря Брежнева буквально, их намерение провести такие переговоры в течение 1973 года. Япония намерен добиться возвращения островов Шикотан, Кунашир и Итуруп и Группа островов Хабомаи, которые являются частью ее неотъемлемой территории, путем японо-советских переговоров по мирному договору.
Что касается проектов для развития нефти, газа и других полезных ископаемых в Сибири ведутся переговоры между заинтересованными сторонами в Японии и Советском Союзе. Правительство намерен справиться с проектом в положительном ключе, после переговоров были заключены в форме, удовлетворяющей обе стороны, с точки зрения обеспечение поставок ресурсов, необходимых для роста японской экономики.
Отношения между Японией и странами Восточной Европы в экономической, торговля и другие сферы с каждым годом становятся ближе. Япония намерена продолжать свои усилия по развитию дружественных отношений с ними в различных областях.
4. Отношения с Западной Европой
Страны Западной Европы, особенно Европейское сообщество, которое расширилось в результате участие Великобритании и две другие страны в январе 1973, увеличили свою экономическую мощь. Ожидается, что они также увеличат свое политическое влияние в меняющемся международная ситуация с такими событиями, как в отношениях между Востоком и Западом. Ввиду неуклонно растущего значения Европы, а также возрастающего необходимость и возможность сотрудничества между Японией и Европой, Япония считает что его отношения с западноевропейскими странами должны быть более тесными и шире, чем когда-либо прежде. Для этого Японии необходимо реализовать что западноевропейские страны имеют большой вес в международной политике и международной экономики, а также прилагать больше усилий для содействия диалог между Японией и Европой, направленный на установление и поддержание будущего международного экономического порядка, а также при урегулировании различных международные политические и экономические проблемы. Как высокоразвитые свободные нации, Япония и страны Западной Европы имеют общие проблемы, такие как экологические и энергетические проблемы, и считается, что существует много сферы, в которых они могут сотрудничать друг с другом.
5. Отношения с Ближним Востоком
Япония обеспокоена тем, что напряженность на Ближнем Востоке по-прежнему сохраняется и что усилия по мирному урегулированию пока не принесли Результаты. Япония искренне надеется на установление справедливого и прочного мира в этот регион как можно скорее в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН от 1967. Япония зависит от Среднего и Ближнего Востока примерно на 90 процентов его внутренний спрос на нефть, и мир и стабильность в этом районе поэтому важно для его экономического выживания. Япония также намерена сотрудничать как можно больше в урегулировании конфликта через ООН и способствовать миру и процветанию этого района посредством экономического и техническое сотрудничество. Международная энергетическая ситуация меняется, и это считается необходимым для Японии укреплять отношения дружбы и сотрудничество со странами Ближнего Востока, в том числе нефтедобывающими страны.
6. Отношения со странами Африки
Спустя более 10 лет после обретения независимости африканские страны считают экономическая независимость как важнейшая цель политики. Это важно чтобы они заручились поддержкой развитых стран для достижения этой цель. Ожидания африканских стран, возлагаемые на Японию, не оправдались. увеличивается в последние годы, и Япония намерена предложить надлежащее сотрудничество для экономическая независимость африканских стран, чтобы оправдать их ожидания в надежду на то, что они достигнут политической стабильности.
Большинство природных ресурсов в Африке все еще остаются неразработанными, и Япония намерена сотрудничать в разработке таких ресурсов таким образом, чтобы принести пользу как Японии и страны, обладающие такими ресурсами.
к оглавлению
8 советов по улучшению отношений, любезно предоставлено отделом международных отношений
Большая часть науки о международных отношениях — это изучение причин войны. Но это также и то, как страны могут сотрудничать — например, подписывать договоры, оказывать помощь и вообще обещать , а не , чтобы убивать граждан друг друга. Он рассматривает людей в самом грандиозном, самом жестоком масштабе — спрашивая, как мы можем преодолеть то, что может быть фундаментально эгоистичной, пугающей человеческой природой, чтобы не просто сосуществовать, но и действовать лучше, чем мы могли бы в одиночку.
Но за 15 лет изучения, исследования и преподавания международных отношений я понял, что это также глубоко личная наука, требующая приверженности, общения и доверия. Эти вещи могут помочь уменьшить конфликты и укрепить сотрудничество между странами… и людьми (по моему опыту, по крайней мере). Итак, учитывая, что сегодня День святого Валентина, я предлагаю вам восемь советов по отношениям, любезно предоставленных международными отношениями.
1. Скажите, что вы имеете в виду, и докажите это
Мы все слышали пословицу о том, что нужно обращать внимание на то, что кто-то делает, а не на то, что он говорит. Ученые-международники согласны с этим. Страны, которые посылают «дорогостоящие сигналы» — предпринимают действия, требующие определенных затрат, такие как отвод войск от границы или блокирование ядерной программы, — могут более убедительно сообщить о своих намерениях другим странам.
Вы можете увидеть часть этой идеи в действии в День святого Валентина: покупка роз делает фразу «я тебя люблю» более правдоподобной, сказал Джеймс Морроу, профессор политологии Мичиганского университета и соавтор книги «Логика любви». Политическое выживание». «Обручальное кольцо также является дорогостоящим сигналом», — добавил он.
Вы можете применить эту идею и к другим областям ваших отношений. Если вы хотите, чтобы ваш партнер поверил, что вы наконец-то найдете время для отпуска, например, закажите билеты. 1
2. Иметь аудиториюДелать предложение на бейсбольном матче может показаться глупым и банальным, но в этом может быть что-то. Лидеры, которые генерируют «издержки аудитории», то есть дают публичные обещания, как правило, выполняют эти обещания чаще, чем лидеры, которые держат свои намерения при себе или ограничиваются узким кругом. Идея здесь проста: ответственность. Хитрость в том, что вам нужна аудитория, чье мнение важно для вас. Отчасти поэтому демократические лидеры часто лучше держат обещания, чем авторитарные — первые больше подотчетны своей публике.
Точно так же вы можете сделать предложение перед своими родителями или группой друзей, а не перед кучей пьяных незнакомцев, наблюдающих за игрой в мяч.
3. Взаимность превыше всегоМногие ученые считали поддержание международного сотрудничества без центрального мирового правительства почти невозможным, пока они не открыли силу простого правила «око за око»: если другая страна делает что-то хорошее для вас, сделать что-то хорошее в ответ. Затем они вернут услугу, затем вы и так далее — пока вы оба не будете жить долго и счастливо.
Итак, если ваш партнер выносит мусор на этой неделе, сделайте это на следующей неделе, и вам больше никогда не придется это обсуждать. Домашнее счастье твое! «Око за око можно также рассматривать как неявное наказание, — сказал Джеймс Фирон, профессор политологии Стэнфордского университета. — Если вы не вынесете мусор, я перестану выгуливать собаку…».
4. Но так же и прощениеХорошо, ваш партнер не вынес мусор на прошлой неделе. Вы имеете право не брать его на этой неделе. Но потом простите и начните сначала. Исследования показывают, что неоднократное наказание кого-то за одно проступок — подобное стратегии, называемой «мрачным триггером», — менее эффективно для поддержания долгосрочного сотрудничества, чем простое наказание нации один раз и движение вперед. 2
5. Нет разногласий — это островВаш партнер хочет использовать свой первый отпуск в жизни, чтобы отправиться на пляж. Но ты хочешь в горы. Безвыходное положение! Ну, может быть, нет. Существует множество творческих способов выхода из подобного тупика, в том числе «связь проблем» — например, когда преимуществу человека в одной области можно противопоставить предоставление выгоды другому человеку в другой области, делая то, что могло бы стать преимуществом. в противном случае паршивый результат намного лучше. Допустим, страна А хочет, чтобы страна Б отменила тарифы на сталь. Страна B может согласиться, но только при условии, что страна A сократит выбросы парниковых газов. Так что давай, сдавайся на пляже — но тогда ты имеешь право неделю не мыть посуду.
6. Осторожно, конфликт легко обостряетсяОдна из самых сложных загадок войны заключается в том, что она начинается, даже если обеим сторонам лучше прийти к мирному урегулированию путем переговоров. То же самое может произойти и в отношениях, когда после серьезной ссоры вы задаетесь вопросом, из-за чего вы ссорились в первую очередь.
Одна из причин, по которой эскалация так проста в обоих сценариях, заключается в том, что у каждой стороны есть соблазн блефовать о том, как далеко они готовы зайти, чтобы заставить другую сторону отступить. Это связано с тем, что у каждой стороны есть стимул действовать так, как будто они больше заботятся о желаемом результате, чем другая сторона, поэтому, когда придет время составлять соглашение, они получат лучшую сделку. Проблема в том, что когда обе стороны (рационально) притворяются, что заботятся больше, чем на самом деле, они могут оказаться в положении, когда они обострились и не могут отступить (например, благодаря вышеупомянутым затратам на аудиторию). С технической точки зрения это означает, что они сократили диапазон переговоров. Трамп не должен угрожать Северной Корее ядерной атакой, если он не готов это сделать; Точно так же не угрожайте съехать, если вы действительно не думаете, что это решение.
7. Нужная третья сторона может помочьТретья сторона Вмешательство в спор между двумя странами может помочь им сохранить мир, особенно когда обе стороны считают арбитра законным. Найдите хорошего психотерапевта и заручитесь поддержкой каждого.
8. Даже символические вещи могут иметь значениеНекоторые исследования показывают, что подписание международного соглашения, такого как Парижское соглашение по климату, может заставить страны изменить свое поведение, но другие исследования показывают, что соглашения привлекают только те страны, которые уже по правилам. Брак может действовать таким же образом — он может изменить ваше поведение, но, скорее всего, он будет отражать отношения такими, какие они есть. Тем не менее, ни одно из них не обязательно бесполезно — соглашения всех видов могут служить «фокусными точками», которые разъясняют, какому поведению собирается следовать другой.
Вот оно! Все это, конечно, легче сказать, чем сделать.