28.11.2024

Зейгарник эффект: Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца

Содержание

Феномен незавершенных действий: что такое эффект Зейгарник и как довести все до конца

Мысли о незавершенных делах способны повысить тревожность и помешать заниматься текущими задачами. Это одно из следствий так называемого эффекта Зейгарник — способности мозга сильнее фокусироваться на несделанном, чем на том, что мы довели до конца. Подробнее об эффекте и о том, как с его помощью развить продуктивность и улучшить ментальное здоровье, рассказывает сертифицированный коуч МСС ICF Ольга Рыбина

Официант с избирательной памятью: как открыли эффект

Один из преподавателей Берлинского университета часто проводил семинары не в аудиториях, а в кафе — со своими студентами он обедал и дискутировал. Этим преподавателем был известный психолог Курт Левин.

В один из учебных дней Курт Левин и его студентка Блюма Зейгарник обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Это вызвало у психологов интерес. Они подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт.

Избирательная память официанта натолкнула преподавателя и ученицу на интересную мысль: человек придает разное значение завершенным и неоконченным действиям. Позже Блюма провела серию исследований, посвятив этому феномену свою дипломную работу. Открытие, которое сделала студентка, впоследствии назвали в ее честь.

Феномен незавершенных действий

В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность.  

Во время одного из исследований участников разделили на две группы. Каждая группа получила несложные задания: собрать пазл, решить головоломку или математическую задачу. Разница была в том, что участникам одной группы позволили довести начатое до конца, а участникам другой — нет. Потом всех отпустили на перерыв, после которого исследователь спросила, помнят ли участники задания и попросила их перечислить. Выяснилось, что незавершенные задания запомнились практически в два раза лучше, чем те, что удалось доделать.

Таким образом, исследователи пришли к выводу: если человеку не дать возможность закончить начатое дело, он не только будет эмоционально напряжен, но и запомнит детали задания, сохранив доступ к следам памяти.

Блюма Зейгарник отмечает, что если действие не завершить, то намерение останется неосуществленным. Это, в свою очередь, приведет к созданию аффективной активности, которая впоследствии проявит себя в другой деятельности. В случае незавершенности — в постоянном воспроизведении действия в сознании.

Материал по теме

Позже психолог Мария Овсянкина дополнила открытие Зейгарник своими экспериментами. Она выяснила: незаконченная задача, даже без каких либо напоминаний, воспринимается «квазипотребностью». Поэтому навязчивые мысли систематически возвращают нас к задаче, и мы испытываем потребность закончить прерванное действие — и тем самым прийти к разрядке.

Позже эксперименты, начатые Блюмой Зейгарник, продолжил исследователь памяти Джон Баддели. Он давал участникам анаграммы, которые они должны были решить за определенный отрезок времени. Если они не успевали решить их в заданный промежуток — получали ответ. Спустя некоторое время испытуемых спросили, помнят ли они ответы в анаграммах, и выяснилось, что участники лучше запомнили слова, которые не смогли разгадать.

Когда действие феномена ослабевает

Работа эффекта зависит от разных факторов, в том числе от мотивации. Чем больше процесс эмоционально увлекает, тем больше будет беспокоить его незавершенность.

Одним из примеров влияния мотивации на эффект Зейгарник является исследование психолога Джона Аткинсона. Он, сосредоточившись на мотивационных аспектах завершения задачи, подтвердил действие феномена, при этом уточнив: на то, как мы запоминаем неоконченные дела, оказывают влияние индивидуальные различия. Все, кто подошел к заданиям с более высокой мотивацией, стараются решить как можно больше задач. Поэтому количество незавершенных заданий при ограничении времени увеличивается. Если же у участника уровень мотивации ниже, то невыполненные задания он запоминает хуже.

Кроме того, проявление эффекта зависит от вознаграждения. Феномен проявляется слабее, когда человек ждет награду за определенную часть работы. При этом перерыв в работе может уменьшить продуктивность и желание продолжать. Это подтвердили соответствующие исследования, в которых двум группам людей дали задание. Первой группе пообещали вознаграждение, а второй — нет. После оплаты к работе вернулись только 58% участников из первой группы и 86% — из второй. Также участники из первой группы тратили меньшее количество времени на каждую задачу. В результате исследователи сделали вывод, что награда, полученная за потраченное время, а не за количество выполненных заданий, уменьшает запас мотивации и, соответственно, интерес к выполнению задачи.

В свою очередь, китайские исследователи считают, что важно учитывать физиологические особенности каждого отдельного человека. Ученые обнаружили корреляцию между проявлением эффекта и объемом серого вещества в двустороннем гиппокампе и парагиппокампе. Больший объем вещества способствует более яркому проявлению феномена. По мнению исследователей, разгадка в том, что людям с такой анатомией проще концентрировать внимание на цели.

Эффект Зейгарник в повседневной жизни

Пожалуй, один из самых ярких примеров, иллюстрирующих эффект Зейгарник,  — сказка «Тысяча и одна ночь». Шехерезада рассказывала часть истории и неожиданно обрывала ее. Шах не получал завершенной картинки, и ему было важно понять, что героев ждет дальше и чем закончится история.

Похожий прием используют в рекламных роликах и сериалах. К прерванной на самом интересном месте серии зрители вернутся с большей вероятностью, чем в случае если сюжет будет понятным и завершенным.

 

Еще 50 лет назад двое ученых, Дж. Хаймбэк и Дж. Джейкоби, провели исследования о применении эффекта в рекламе. И пришли к выводу: необходимо, чтобы ролик интриговал моментально. Тогда в случае прекращения просмотра человек почувствует некую незавершенность. Также будет лучше, если в самом сюжете будет недосказанность, — в этом случае вероятность запомнить бренд увеличивается.

Еще один пример работы эффекта Зейгарник — важные разговоры или встречи, которые неожиданно прерывают. Отсутствие элемента завершенности приводит к напряжению. В результате люди, не достигшие договоренности, не способны полноценно переключить внимание на другие задачи.

Материал по теме

Как побороть прокрастинацию

Эффект Зейгарник — не просто очередная «причуда» человеческого мозга. Это еще и инструмент, который позволяет удерживать в фокусе приоритеты. Если научиться им пользоваться, он может помочь справиться с прокрастинацией, повысить эффективность обучения, увеличить личную продуктивность и ментальное здоровье.

Тем, кто склонен откладывать дела в долгий ящик, необходимо заставить себя приступить к задаче, чтобы возникшее когнитивное напряжение подтолкнуло в дальнейшем завершить начатое.

Пример писателя Эрнеста Хемингуэя отлично демонстрирует, как можно браться за любое дело и доводить его до конца. Хемингуэй не пытался за один раз израсходовать все идеи и всю энергию. Он был уверен, что нужно просто приступить к работе, а затем заставить себя остановиться, отложить карандаш, оставить работу незавершенной и отойти.

Он считал: «Когда работается хорошо, переставай писать». Таким образом, его подсознание работало все время. И писатель не просто с воодушевлением возвращался к неоконченному делу — он возвращался с новыми идеями.

Поэтому алгоритм борьбы с прокрастинацией с применением эффекта Зейгарник будет таким:

  • просто начать;
  • остановиться, когда работа увлечет;
  • вернуться к выполнению задачи на следующий день.

При этом следует помнить: часто мы боимся начать, потому что задача слишком сложная или недостаточно структурированная. В этом случае следует сразу разбивать большие задачи на маленькие и сначала приступать к выполнению простых, а позже переходить к более сложным. К примеру, если необходимо сделать объемную презентацию, стоит разделить задачу на этапы: работа с текстом, поиск иллюстраций, редактирование — и так далее. И начать с самых легких.

Как повысить эффективность обучения

Знание принципов феномена Зейгарник поможет сделать обучение более эффективным. Как правило, педагоги считают: если учебная задача прерывается и возобновляется позже, то информация, усвоенная во время выполнения этой задачи, с большей вероятностью запоминается. Поэтому преподаватели рекомендуют не зубрить, а несколько раз просматривать информацию, затем прерывать изучение и отвлекаться на другие дела. Кратковременные тактические перерывы позволят сохранить эффект незавершенности, благодаря которому вы будете мысленно возвращаться к изученному материалу. Информация с большей вероятностью останется в памяти до предстоящего экзамена или тестирования.

Кроме того, не следует ставить мысленную галочку и вешать на изученное ярлык «пройденный материал». Мозгу необходимо дать понять, что это только часть пройденного и вы продолжите дополнительно изучать тему в будущем. Так получится минимизировать побочное действие эффекта и не забыть всю информацию сразу после экзамена.

Эффективность применения феномена в обучении доказывают проведенные исследования. К примеру, японцы нашли способ использовать эффект Зейгарник, чтобы заинтересовать детей на школьных экскурсиях по истории. Для этого перед поездкой преподаватели читают неполную лекцию, а затем говорят детям, что во время экскурсии им предстоит выполнить задание: ответить на вопросы викторины по темам, которые уже были пройдены. Но на какие именно темы будет викторина, заранее не сообщают. По результатам исследования все, кто отвечал во время экскурсии на вопросы викторины, проявили большую вовлеченность: они с воодушевлением искали знакомые места и лучше запоминали новый материал, полученный на экскурсии. Кроме того, те, кому была прочитана неполная подготовительная лекция, лучше ответили на вопросы викторины.

Эффект Зейгарник также применяют в области преподавания русского языка как иностранного. Для этого используют упражнения с незавершенными текстами.  

Бизнес-тренеры используют этот эффект при проведении вебинаров. Для этого они, к примеру, ставят группе задачу и не раскрывают правильный ответ. В результате участники постоянно мысленно возвращаются к задаче, фокус и концентрация внимания повышаются, они с нетерпением ждут разгадки. Более того, некоторые особенно активные участники в ходе тренинга предлагают свои варианты решения — в результате они включаются в процесс обучения еще сильнее.

Материал по теме

Эффект Зейгарник и личная продуктивность

Исследователи из Государственного университета Флориды Рой Баумейстер и Эй-Джи Масикампо доказали, что людям трудно начинать новые задачи, если в их памяти остается большое количество незавершенных проектов. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент. В результате увеличение количества дел приводит к когнитивной перегрузке, становится труднее выполнять работу качественно. Мысль даже о несрочном пятиминутном деле может неделями крутиться в голове и мешать сконцентрироваться на текущих проблемах.

Дело в том, что для мозга «завершить» значит «разобраться»: зафиксировать факт, определить составляющие и определить сроки выполнения. Оптимальной стратегией для повышения продуктивности будет составить список задач и разбить их на конкретные пункты, а около каждого пункта проставить дедлайн. При этом срок выполнения в дальнейшем можно корректировать, а часть задач — делегировать. Важно дать мозгу понять: об этих задачах уже позаботились, все под контролем.

Кроме этого, не следует брать на себя ответственность за то, что зависит от других. Руководитель может отложить запуск проекта, а клиент уехать в отпуск или заболеть. Поэтому все задачи необходимо формулировать с позиции своей ответственности — и если потребуется, фиксировать новые сроки.

Исследования показывают, что незавершенные задачи и мысли о работе, которую предстоит сделать, приводят к нарушению сна — особенно в выходные дни. Все это истощает эмоциональные ресурсы. Психологи утверждают, что правильное использование эффекта Зейгарник поможет меньше переживать о неоконченных рабочих делах и сохранить психическое здоровье. Чтобы тревожные мысли возникали реже, рекомендуется регулярно наводить порядок на рабочем месте, особенно перед выходными. А в конце рабочего дня резюмировать, что удалось сделать сегодня, а что получится решить в следующие дни. Главное, ничего не оставлять в подвешенном состоянии.

Эффект Зейгарник поможет закончить все задачи

24 февраля 2014 Продуктивность Работа и учёба

Если у вас проблемы с выполнением проектов и планов, свою личную продуктивность можно повысить с помощью эффекта Зейгарник. Этот психологический эффект касается незавершенных задач, и не позволяет вам оставить их невыполненными.

Ия Зорина

Автор Лайфхакера, атлет, КМС

У вас когда-нибудь бывало такое, что вы напрочь забываете задание, как только оно выполнено?  А пока оно не закончено, не можете насовсем выкинуть его из головы, даже если работаете над чем-то другим? Впервые этот эффект был замечен психологом Блюмой Зейгарник, и назван в её честь эффектом Зейгарник. Самое интересное, что эту психологическую особенность можно использовать на работе, чтобы больше успевать и выполнять задания лучше.

Блюма Зейгарник

Психолог, основатель патопсихологии в СССР, одна из создателей факультета психологии МГУ. Зейгарник является автором более сотни трудов по психологии и патопсихологии, написанных лично или в соавторстве, обладателем премии Курта Левина и Ломоносовской премии I степени.

Во время пребывания в ресторане, Зейгарник отметила, что официанты запоминали сложные сочетания блюд, которые заказывали посетители, но как только еда оказывалась на столе, эти знания тут же исчезали из их памяти. Незавершенные заказы как будто застревали в памяти, до тех пор, пока не были выполнены.

Заинтересовавшись этим эффектом, Зейгарник провела эксперименты в своей лаборатории. Испытуемым нужно было выполнить несколько разных задач. В ходе эксперимента участникам не давали закончить некоторые из этих задач, оправдывая это тем, что не хватает времени. После эксперимента испытуемых спрашивали, какие из задач им запомнились.

Оказалось, что участники в 90% случаев лучше запоминали задачи, которые им не дали закончить. Другими словами, суть этого эффекта заключается в том, что невыполненные задачи прочно сидят в вашей голове, и вы автоматически продолжаете о них думать.

Если вы оглянетесь вокруг, станет ясно, что эффект Зейгарник можно найти практически повсеместно. Он постоянно используется в СМИ и рекламе, например, чтобы привязать людей к сериалам.

Но есть в нем и положительная сторона — эту особенность можно использовать, чтобы выполнять больше задач и лучше концентрироваться на работе.

Как применять эффект Зейгарник

Поскольку незавершенные задачи становятся для нас навязчивыми мыслями, для продуктивности в работе можно применять периоды концентрации, избегать многозадачности и отвлекающих факторов.

Когда вы завершаете задачу, возникает ощущение спокойствия насчет неё. Если же вы выполняете несколько задач в один период времени, мозг просто не сможет полностью сконцентрироваться ни на одной из них, поскольку мысли периодически будут возвращаться ко всем незавершенным делам.

Хорошие новости для прокрастинаторов

Если у вас регулярные проблемы с выполнением планов, эффект Зейгарник поможет вам завершить их. Главное — начать, а там психологическая особенность не даст вам забыть о начатом деле и просто так бросить его.

Но как же заставить себя начать? Это зависит от ситуации. Если вы планируете большой проект и постоянно откладываете его из-за страха перед объемами работы, не стоит приниматься за самые сложные части. Начните с того, что кажется достаточно управляемым и легким. А потом вы просто не сможете забыть о проекте, и доведете его до конца.

Ожидаемая награда и эффект Зейгарник

Однако этот эффект работает не всегда, и те, кто стандартно трудится по 8-10 часов в день, с большой вероятностью не смогут использовать его. Почему это так?

Исследование университета Миссисипи, проведенное в 2006 году, показало, что эффект Зейгарник перестает работать в том случае, если человек ожидает награду. В эксперименте участвовали две группы, которые так же работали над заданием, как и в эксперименте Зейгарник. В процессе их прерывали до того, как работа была выполнена. Но первой группе сказали, что им заплатят за участие в исследовании, а второй группе награды не обещали.

В результате, 86% участников, не знающих об оплате, предпочли вернуться к заданиям после того, как их прервали, тогда как, среди ожидающих оплату, к задаче после перерыва вернулись только 58%.  Когда исследование было закончено и участники получили награду, они не видели смысла в том, чтобы возвращаться к заданиям. Кроме того, участники, ожидающие платы, меньше времени тратили на задание, даже если возвращались к нему.

Если применить данные этого исследования к обычному рабочему дню, который длится 8 часов, получается безрадостная картина. Окончание рабочего дня действует как прерывание во время эксперимента: когда 8 часов заканчиваются, задание откладывается до следующего дня. А оплата именно за время, а не за выполненные задания, действует, как ожидаемая награда.

Исследование показывает, что награда может снизить эффект Зейгарник, и ожидание награды, в виде заработной платы, снижает интерес к самой задаче. Другими словами, благодаря награде, 8-часовой рабочий день заставляет нас не думать о работе.

Объяснение эффекта Зейгарник

  1. Психология памяти

Объяснение эффекта Зейгарник, при котором прерывание задания может привести к тому, что оно запоминается более подробно.

Постоянная ссылка Распечатать |


Эта страница доступна для членов. Зарегистрируйтесь или войдите для получения полного доступа.

Каталожные номера
  1. Зейгарник Б. (1927). Über das Behalten von erledigten und uneredigten Handlungen. Психологический поиск . 9 . 1-85.
  2. Баддели, AD (1963). Зейгарниковый эффект при запоминании решений анаграмм. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии . 15 (1). 63-64.
  3. Аткинсон, Дж.В. (1953). Мотив достижения и припоминание прерванных и завершенных задач. Журнал экспериментальной психологии . 46 (6). 381-390.
  4. Хаймбах, Дж.Т. и Джейкоби, Дж. (1972). Эффект Зейгарник в рекламе. Материалы Третьей ежегодной конференции Ассоциации потребительских исследований . 746-758.

Самые читаемые

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройдите наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злитесь ли вы!

Окна в душу

Что могут рассказать глаза человека о том, о чем он думает?

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Привязанность и отношения

Как наши младенческие отношения влияют на наши отношения, когда мы становимся старше?

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы измерить свою память.

31 Защитные механизмы

Общие защитные механизмы, которые мы используем для защиты эго.

Раб своей роли?

В какой степени люди контролируются своими ролями в обществе?

Тесты личности

Какой ты архетип?

Узнайте, какой юнгианский архетип соответствует вашей личности с помощью этого теста архетипов.

Ты злишься?

Пройди наш 5-минутный тест на гнев, чтобы узнать, злишься ли ты!

У вас стресс?

Измерьте уровень стресса с помощью этого 5-минутного стресс-теста.

Память как у золотой рыбки?

Пройдите 5-минутный тест памяти Psychologist World, чтобы проверить свою память.

Вы зациклены?

Узнайте свой тип личности по Фрейду с помощью нашего теста на фиксацию.

Руководства по самопомощи

Интерпретация ваших снов

Научитесь интерпретировать скрытые значения тем ваших снов и ночных кошмаров.

Как читать язык тела

Научитесь читать и понимать сигналы тела и улучшайте свой собственный язык тела.

Как победить стресс и успешно сдать экзамены

Если вы один из многих людей, испытывающих стресс перед сдачей экзаменов, у нас есть несколько советов для вас, которые помогут вам преодолеть это и действительно сосредоточиться на достижении хорошие оценки.

Подписаться Мир Психолога

Что такое эффект Зейгарник?

Обычное дело запоминать детали незавершенных задач больше, чем выполненных. Положительные эффекты этой тенденции можно использовать.

У большинства из нас, вероятно, был обычный опыт лежания без сна по ночам, думая о незавершенной задаче, чувствуя стресс и тревогу по поводу ее завершения.

Однако маловероятно, что вы чувствовали такой же уровень срочности с уже выполненными задачами.

На самом деле, вы можете не так много помнить о делах, которые вы отметили в своем списке дел. Это связано с тем, что ваш мозг может «удалить» информацию, которую он считает ненужной, после того, как она была использована.

Эта теория, известная как эффект Зейгарник, может помочь объяснить один из многих сложных способов работы памяти.

И хотя незавершенная работа может вызывать дискомфорт, вы также можете использовать ее для улучшения общего психического здоровья и душевного спокойствия.

Эффект Зейгарник — это теория, приписываемая литовскому психологу Блюме Зейгарник, описывающая тенденцию человеческой памяти запоминать прерванные или незавершенные задачи легче, чем завершенные.

Например, вы можете вспомнить больше о вещах, над которыми вы сейчас работаете или с которыми еще не закончили. Если вас прерывают во время работы над чем-то, вы также можете больше вспомнить об этой задаче.

Однако вы также можете с большей вероятностью забыть детали задач, выполненных полностью, без перерыва. Это связано с тем, что человеческий мозг имеет тенденцию «сбрасывать» или стирать информацию, которая может быть больше не нужна, удаляя ее из памяти.

Происхождение и история

Литовский психолог Блюма Зейгарник открыла эту теорию после того, как была поражена способностью официанта кафе запоминать длинные заказы на еду и напитки для нее и ее коллег, не записывая их.

Однако, когда через некоторое время она вернулась в кафе за чем-то, официант не узнал ее и не вспомнил, как обслуживал ее вечеринку.

Зачарованный, Зейгарник расспросил официанта о его памяти. Он признался, что часто забывает все заказы после того, как они доставлены, и всех клиентов, когда их чек оплачен.

Незавершенные задачи официанта были единственным, что имело значение — и именно поэтому он смог проделать такую ​​фантастическую работу.

Лучший способ понять эффект Зейгарник — посмотреть на несколько примеров из реальной жизни.

Представьте, что вы сидите дома и смотрите любимую телепередачу. В конце эпизод заканчивается клиффхэнгером. Возможно, вам захочется узнать больше, потому что история незакончена. Это эффект Зейгарник.

Другой пример эффекта Зейгарник обычно встречается в образовании. Обычно ученики сдают экзамены в школе, которые требуют изучения и зубрежки перед экзаменом. Но после окончания экзамена у них могут возникнуть трудности с повторением изученной информации.

Этот провал в памяти связан с тем, что мозг учащегося может сказать ему, что ему больше не нужна информация, полученная для теста, и удалить ее из памяти.

Другой пример — после собеседования. Вы можете сосредоточиться на всех вещах, которые вы считаете неправильными, которые произошли во время интервью, а не на положительных моментах.

Но после того, как вас наняли, все эти негативные мысли могут исчезнуть, когда вы начнете готовиться к новой роли.

Теория эффекта Зейгарник может указывать на положительное влияние на психическое здоровье.

Во-первых, подсознание будет побуждать ваше сознание к составлению подробного плана при появлении задачи. Как только план воплощается в жизнь, подсознанию больше не нужно напоминать сознанию о необходимости работать над достижением цели. В результате ум становится более расслабленным.

Когда эффект Зейгарник активен в мозгу, вы можете постоянно ставить перед собой цели. Таким образом, вы можете быть сосредоточены на планировании достижения этих целей. Вы можете быть настолько сосредоточены на своих целях, что не прекращаете планировать и следовать этим планам, пока задача не будет выполнена.

Недостатком эффекта Зейгарник может быть то, что при его активации кто-то может никогда не перестать ставить цели или задачи. Ваш разум может «застрять», всегда поглощенный поиском следующего достижения, за которое нужно взяться.

Это можно представить как бегуна, перепрыгивающего препятствие за препятствием на бесконечной дорожке, только чтобы увидеть впереди только новые препятствия.

Без отдыха это может привести к выгоранию. Иногда нежелательные мысли о незавершенных задачах могут привести к:

  • тревога
  • стресс
  • бессонница
  • чувство подавленности

Несмотря на возможность стресса и выгорания, эффект Зейгарник имеет свои преимущества. В равной степени можно использовать его в своих интересах.

Борьба с прокрастинацией

Во-первых, можно использовать эффект Зейгарник для преодоления прокрастинации.

Чтобы использовать эффект Зейгарник для борьбы со склонностью к прокрастинации, начните со следующих шагов:

  1. Составьте план.
  2. Начните с небольшого, простого первого шага.
  3. Не пытайтесь сразу выполнить задание.

Идея состоит в том, что незавершенная задача с большей вероятностью останется свежей в вашем мозгу, пока она не будет завершена. Сделав сначала небольшой шаг, ваш разум может постепенно подтолкнуть вас к более значительным шагам, пока рутинная работа не будет выполнена.

Учись лучше

Многие студенты могут подумать, что лучше зубрить перед экзаменом, стараясь усвоить как можно больше информации за небольшой промежуток времени. Некоторые считают, что это поможет им запомнить больше фактов и хорошо сдать тест.

Однако эффект Зейгарник говорит о том, что, возможно, лучше разбить время обучения на более мелкие сеансы в течение более длительного периода.

Вы можете сохранить больше информации, если будете позволять себе перерывы, чтобы ваш мозг мог какое-то время сосредоточиться на чем-то другом. Во время этих перерывов вы можете многократно прокручивать материал, пока экзамен не будет завершен. Это может создать лучшую способность к запоминанию во время теста.

Улучшение психического самочувствия

Несмотря на то, что эффект Зейгарник может иметь неблагоприятные последствия для вашего психического здоровья, он также может иметь и положительный эффект.

Например, когда вы достигаете своих целей, вы можете испытывать чувство выполненного долга. Эта положительная эмоция может привести к другим положительным эмоциям, таким как повышение самооценки и повышение уверенности в себе.

Когда неприятная рутинная работа, наконец, завершена, вы можете почувствовать, что с ваших плеч свалился огромный груз, и у вас возникнет прекрасное чувство завершенности. Это избавление от стресса может улучшить ваше общее эмоциональное здоровье и привести к более спокойному уму.

Теория эффекта Зейгарник утверждает, что люди склонны запоминать незавершенные или незавершенные задачи лучше, чем завершенные. Эта теория может иметь как отрицательное, так и положительное влияние на психическое здоровье.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *