18.10.2024

Сравнение это в психологии: Сравнение это

Содержание

Сравнение (социальные науки) | это… Что такое Сравнение (социальные науки)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Сравнение.

Сравнение в ряде социальных наук (психологии, социологии и др.) и в философии— 1) научно-философский метод, направленный на способ познания единичного, особенного и всеобщего; играет роль в познании движения и изменения вещей, а также в раскрытии причин отдельных явлений; является способом классификации и систематизации предметов и явлений, необходимой составляющей любого умозаключения, одним из средств доказательства[1] 2) предмет исследования конкретных дисциплин (в логике, лингвистике, психологии, социологии и др.). Так, в логике, сравнение — это установление сходства и различий объектов и явлений действительности [2]. В лингвистике, сравнение (компаративность) — это, факт языка — в большинстве случаев — синтаксическая или стилистическая категория, а в более общем смысле — определённое, сформированное в конкретной культуре языковое средство, в котором отразились, в ходе исторического развития, некоторые результаты познавательной деятельности людей[3][4]. В психологии, сравнение — это одна из ключевых операций осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не может быть понята, вне единство процесса, в ходе которого она осуществляется, результата, к которому приводит и субъекта, который её осуществляет.[5]

Сравнение лежит в основе любого оценочного суждения; рассматривается в качестве условия процессов субъективного измерения, эмпирического обобщения, категоризации и идентификации объектов и явлений; служит средством формирования представлений человека, элементарных понятий, системы знаний; играет важную роль в мнемических процессах; является одной из важных составляющих процесса познавательного развития.[6]

Сравнение может рассматриваться как познавательная операция, лежащая в основе суждений о сходстве или различии объектов. С помощью сравнения выявляются качественные и количественные характеристики предметов,[7] явлений и процессов.

Модели сравнения

В когнитивных науках, в рамках моделей распознавания сложных конфигураций, выделяется целый ряд таких моделей:

  • теория сопоставления с шаблоном (Solso)
  • модели сопоставления с прототипом
  • модели сопоставления по отличительным признакам (опираются на идеии Э. Гибсона), например, модель пандемониума Сэлфриджа
  • компьютерные модели к распознаванию конфигураций (модели сравнения с прототипом и модели сопоставления по отличительным / признакам) (Matlin). Например, теория геонов — распознавание по компонентам (Biederman)

Сравнению придаётся большая роль в рамках процессов категоризации и формирования понятий.

Также, в рамках когнитивной науки рассматриваются и другие модели сравнения:

  • Модель сравнения по сходным признакам (модель контраста А. Тверски)
  • Теория сравнения как структурного взаимоотображения (Д. Гентнер и др.)

Литература

  • Самойленко Е.С.. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Текст]: монография / Е.С. Самойленко; Институт психологии РАН (М.). — М.: Институт психологии РАН, 2010. — 416 с.

Ссылки

  1. Масленников М.М. Методологическое значение сравнения в научном познании. — Воронеж: Изд-во Воронежского гос. ун-та, 1968.
  2. Кондаков Логический словарь-справиочник. — М.: Наука, 1975.
  3. Чремемисина, 1976, 1976.
  4. Самойленко Е.С.. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Текст]: монография / Е.С. Самойленко; Институт психологии РАН (М.). — М.: Институт психологии РАН, 2010. — С. 6-7.
  5. Самойленко Е.С.. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Текст]: монография / Е.С. Самойленко; Институт психологии РАН (М.). — М.: Институт психологии РАН, 2010. — С.
    7-8.
  6. Самойленко Е.С.. Проблемы сравнения в психологическом исследовании [Текст]: монография / Е.С. Самойленко; Институт психологии РАН (М.). — М.: Институт психологии РАН, 2010. — С. 8.
  7. Кохановский В.П. Философия и методология науки. — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 576 с.

Что такое сравнение в психологии?


Что такое сравнение в психологии?

В психологии, сравнение — это одна из ключевых операций осуществляемых человеком при познании окружающего мира, себя самого и других людей, а также в ситуациях решения разнообразных, в частности, когнитивно-коммуникативных задач, находящаяся в зависимости от условий (контекста), в котором она совершается, которая не …

Что такое понятие в психологии?

Понятие :: Психологический словарь Понятие — одна из логических форм мышления, высший уровень обобщения, характерный для мышления словесно-логического. Понятие может быть конкретным и абстрактным. Психология изучает развитие понятия у человека.

Что такое понятие по истории?

Поня́тие — отображённое в мышлении единство существенных свойств и отношений предметов; мысль, выделяющая и обобщающая предметы некоторого класса по общим и в своей совокупности специфическим для них признакам.

Что означает слово слова?

Слово — это смысловая единица речи, имеющая определенное звуковое и грамматическое оформление. Слово — строительный материал для выражения мыслей. Только человеку принадлежит уникальная возможность облекать свои мысли в слова. Слово неразрывно связано с мыслью.

Что означает слово МХ?

МХ (на железной дороге) — начальник отдела условий перевозок скоропортящихся грузов и хладотранспорта, службы грузовой и коммерческой работы.

Что такое общее понятие?

(Allgemeinbegriff) — в противоположность индивидуальному понятию означает понятие рода, класса, вида. Общими понятиями являются также собирательные понятия, понятия сущности и др.

Что такое научное понятие?

Результат теоретического познания, совокупность всех общих и существенных признаков класса предметов, которые известны науке на данном этапе ее развития; например, лексическое значение термина равно научному понятию.

Что такое родовые понятия в русском языке?

Родовое понятиепонятие, которое выражает существенные признаки класса предметов, являющегося родом каких-либо видов. Родовое понятие является подчиняющим понятием, в состав которого входят меньшие по объему видовые понятия.

Что такое содержание понятия?

Содержа́ние поня́тия — это совокупность существенных и отличительных признаков предмета, качества или множества однородных предметов, отражённых в этом понятии, поскольку с точки зрения логики всякое понятие имеет содержание и объём.

Что такое отличительные признаки?

χαρακτηριστικός «отличительный») — совокупность отличительных свойств кого-либо или чего-либо.

Что такое понятие что такое объем и содержание понятия?

Объём поня́тия (в логике) — совокупность предметов, охватываемых понятием. Объём и содержание понятия выступают как основные характеристики понятия, подчиняясь при этом закону обратного отношения между содержанием и объёмом понятия (увеличение объёма приводит, как правило, к уменьшению содержания и наоборот).

Чем больше объем понятия тем?

2.

Что такое родовые и видовые понятия?

ВИДОВОЕ ПОНЯТИЕпонятие, которое отображает существенные признаки класса предметов, являющегося видом какого-либо рода. Видовое понятие — подчинённое понятие, входящее в состав др., более общего понятия, которое называется родовым.

Что такое родовое слово?

Родовые слова — это слова город, село, деревня, хутор, река, ручей и др. В практике военных и топографов прижилась традиция не склонять топонимы, если они употребляются с родовым словом, и склонять, если такого слова нет. Это распространилось в современной речи.

Теория социального сравнения | Психология сегодня

Отзыв от Psychology Today Staff

Люди постоянно оценивают себя и других в таких областях, как привлекательность, богатство, интеллект и успех. Согласно некоторым исследованиям, до 10 процентов наших мыслей связаны с тем или иным сравнением. Теория социального сравнения — это идея о том, что люди определяют свою социальную и личную ценность на основе того, как они выглядят по сравнению с другими. Теория была разработана в 1954 психолога Леона Фестингера. Более поздние исследования показали, что люди, которые регулярно сравнивают себя с другими, могут найти мотивацию для совершенствования, но также могут испытывать чувство глубокой неудовлетворенности, вины или раскаяния и участвовать в деструктивном поведении, таком как ложь или беспорядочное питание.

Содержимое
  • Преимущества сравнения
  • Опасности сравнения
  • Сравнение и предвзятость

Преимущества сравнения

Когда люди сравнивают себя с другими, чтобы измерить свое личное развитие или мотивировать себя на совершенствование и, в процессе этого, на формирование более позитивного представления о себе, сравнения могут быть полезными.

Однако требуется дисциплина, чтобы избежать ловушек отрицательного сравнения. В значительной степени то, как мы реагируем на сравнения, зависит от того, с кем мы себя сравниваем: когда мы просто хотим чувствовать себя лучше, мы склонны сравнивать себя с людьми, которым хуже, чем нам, хотя это может стать нездоровой привычкой. Однако, когда мы хотим стать лучше, мы можем сравнивать себя с людьми, примерно похожими на нас, но с более высокими достижениями в той или иной черте.

Как вам может помочь сравнение?

Социальное сравнение может быть очень полезным, когда люди используют социальные сети, чтобы подтолкнуть себя. В одном исследовании дружеское соревнование очень эффективно побуждало людей больше заниматься спортом, поскольку сверстники подталкивали друг друга к тому, чтобы не отставать и делать больше. В таком «социальном храповом эффекте» активность каждого человека порождает большую активность среди других. Социальные сети, в которых люди просто подбадривали друг друга, были гораздо менее полезными.

Лучше ли сравнивать себя с теми, у кого дела обстоят лучше или хуже, чем у вас?

Люди обычно используют либо восходящие, либо нисходящие сравнения. В восходящем сравнении мы сравниваем себя с теми, кто, по нашему мнению, в чем-то лучше нас; при нисходящем сравнении мы поступаем наоборот. Исследования, что неудивительно, показывают, что нисходящие сравнения заставляют нас чувствовать себя лучше, но каждый подход таит в себе опасность — неуверенность и ревность или чрезмерная самоуверенность и высокомерие.

Может ли зависть быть положительной эмоцией?

Зависть обычно неприятное чувство, которое может привести к размышлениям, обиде или даже насилию. Однако некоторые психологи предполагают, что люди могут испытывать «доброкачественную» зависть, когда они используют завистливые чувства в качестве мотивации для самосовершенствования. Доброкачественная зависть может побудить кого-то, например, попытаться подражать лучшим качествам человека, у которого есть то, что он хочет.

Опасности сравнения

Теодор Рузвельт называл сравнение «вором радости» и, возможно, был прав. Социальное сравнение может мотивировать людей к совершенствованию, но оно также может способствовать осуждению, предвзятости, чрезмерной конкуренции или превосходству. Большинство людей обладают социальными навыками и контролем импульсов, чтобы держать свои стандарты социального сравнения при себе и не поддаваться зависти или обиде, вызванным сравнением. Но их истинные чувства могут проявляться иначе.

Почему сравнения могут заставить людей чувствовать себя плохо?

Сравнения, скорее всего, заставят нас чувствовать себя плохо, когда мы совершаем ошибку, сравнивая себя только с образцами определенных черт. Например, многие люди считают, что ведут менее активную социальную жизнь, чем другие. Но при таких сравнениях люди склонны сравнивать себя только с самыми общительными людьми, которых они знают. Понимание этой предвзятости может помочь нам проводить более реалистичные и мотивирующие сравнения.

Вредят ли социальные сети самооценке?

Постоянный просмотр лент социальных сетей, полных изображений с вечеринок, концертов или других вдохновляющих событий, может снизить самооценку и способствовать депрессии. Но некоторые исследования показали, что такие риски в первую очередь затрагивают людей с высоким уровнем невротизма, а другие предполагают, что использование социальных сетей может повысить самооценку; например, когда люди просматривают свои собственные фотографии хороших времен с друзьями.

Как перестать сравнивать себя с другими?

Чтобы быть менее уязвимым для болезненных сравнений, обратите внимание на людей или события, которые побуждают к такому поведению. Пообещайте себе быть глубоко благодарным за все хорошее, что есть в вашей жизни. И помните, что человеческая склонность хотеть то, что есть у других, — пустая трата времени, если только то, что вы видите и «желаете» в других, не является чем-то очень ценным, например их щедростью или добротой.

 

 

Сравнение и предвзятость

Многие люди попадают в ловушку позиционной предвзятости, чаще сравнивая «верхнее», чем «нижнее» с собственным положением. Увлечение культурой знаменитостей и преобладание тщательно ухоженных лент в социальных сетях только усугубляет эффект, открывая людям бесконечный поток чужих, казалось бы, идеальных изображений, домов, работы, навыков и семей.

Каков эффект выше среднего?

Широко доказано, что люди склонны считать, что они выше среднего, когда речь идет о желаемых качествах, таких как интеллект. Но это убеждение может быть не столь устойчивым. Например, люди, как правило, быстро сообщают, что они умнее среднего, но несколько скромнее, когда их просят отнести себя к определенному процентилю или оценить себя по определенным навыкам.

Мужчины или женщины чаще думают, что они лучше среднего?

Две трети американцев считают, что их интеллект выше среднего, но мужчины гораздо чаще раздувают себя, чем женщины; в опросах более 70 процентов мужчин заявляют, что они умнее среднего, по сравнению с примерно 60 процентами женщин, и они гораздо чаще «полностью согласны» с тем, что они умнее среднего.

Почему нарциссы должны превзойти всех остальных?

Грандиозность — основная черта многих людей с высоким нарциссизмом. Но видеть себя выше других требует также видеть всех остальных ниже себя. Исследования показывают, что в то время как большинство людей движимы потребностью в социальной интеграции и одобрении, люди с высоким нарциссизмом мотивированы потребностью в статусе — стоять над группой, а не быть принятыми в нее.

Essential Reads

Опасности сравнения себя с другими

Источник: Alejandro J. de Parga/Shutterstock

Это нормально — задаваться вопросом, насколько мы сопоставимы с другими людьми. Согласно теории социального сравнения, это стремление является частью нашего основного желания понять себя и свое место в социальном мире. Но чрезмерное зацикливание на этих суждениях имеет свою цену.

Психологи делят социальные сравнения на две основные категории — нисходящие и восходящие. Нисходящее сравнение включает в себя сравнение себя с кем-то, кто, по вашему мнению, находится в худшем положении, чем вы сами, а восходящее сравнение включает сравнение себя с кем-то, кого вы считаете более состоятельным. Сравнения могут быть основаны на внешнем виде, здоровье, интеллекте, способностях, социальном статусе, богатстве или любом другом атрибуте.

Исследования показывают, что мы с большей вероятностью будем проводить нисходящие сравнения, когда наша самооценка находится под угрозой — например, если мы только что получили отрицательный отзыв, — потому что эти сравнения придают нам импульс, повышают нашу собственную воспринимаемую репутацию и успокаивают. нам, что все могло быть хуже.

На первый взгляд нисходящие сравнения могут показаться безобидными и даже полезными, но у них есть несколько недостатков. Во-первых, в той мере, в какой эти сравнения формируют основу для самооценки, они хрупки, потому что они зависят от продолжающихся несчастий других. Нисходящее сравнение также может создать напряжение в наших отношениях. Когда мы слишком узко фокусируемся на негативных качествах других, мы можем упустить полную картину их сильных сторон и успехов, что ограничивает нашу способность сопереживать и поддерживать их в хорошие и плохие времена.

Сравнение вверх тоже может быть палкой о двух концах. С одной стороны, это может дать вдохновение и надежду, побудить нас улучшить нашу собственную ситуацию и предоставить полезную информацию о том, как преодолеть препятствие. Это также может повысить нашу самооценку, например, когда мы наслаждаемся отражением славы успешного близкого друга или члена семьи.

С другой стороны, восходящее сравнение может вызвать зависть, низкую самооценку и злорадство. Подобно нисходящему сравнению, это может привести к тому, что мы упустим из виду сложность жизни других, например, потенциальное страдание, скрывающееся за поверхностью идеализированных изображений друзей в социальных сетях. И это может породить нереалистичные стандарты красоты или успеха, которые вряд ли будут устойчивыми или здоровыми источниками мотивации (например, «тонкое вдохновение»).

Есть ли способ сравнить себя с другими без попадания в эти ловушки? Исследования показывают, что да; это просто вопрос точки зрения. Социальное сравнение обычно включает в себя контраст и дифференциацию. Когда мы рассматриваем нашу общую человечность, это может привести к совершенно другим результатам, способствуя связи и пониманию, а не дистанции и инаковости.

В ходе одного анализа исследователи предположили, что, когда мы отождествляем себя с теми, кому повезло меньше, и признаем нашу собственную уязвимость, нисходящее сравнение может усиливать чувство сострадания и заботы о других.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *