NIT for You — Законы памяти и запоминания
Законы памяти – это общие закономерности, которые характеризуют устройство и работу памяти человека. Мы говорим о законе памяти в том случае, если некоторая последовательность событий, связанных с памятью, многократно повторяется в неизменном виде.
Если имеется в виду закон запоминания материала, то под ним понимается определенная последовательность действий, в результате которой соответствующий материал запоминается человеком.
Человек запоминает треть услышанного, половину увиденного и все 100 % того, которое делает.
Если речь идет о законе забывания материала, то под ним, соответственно, понимается закономерно идущий процесс забывания. Память имеет ограниченный объём. Успешность воспроизведения большого объёма материала зависит от характера распределения повторений во времени. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.
Законы и закономерности памяти
Немецкий ученый Г. Эббингауз был одним из тех, кто еще в прошлом веке, руководствуясь ассоциативной теорией памяти, получил ряд интересных данных. Он, в частности, вывел закономерности запоминания, установленные в исследованиях, где для запоминания использовались бессмысленные слоги и иной слабо организованный в смысловом плане материал.
- Сравнительно простые события в жизни, которые производят особенно сильное впечатление на человека, могут запоминаться сразу прочно и надолго, и по истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать в сознании с отчетливостью и ясностью.
- Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в памяти надолго не запечатлеваются.
- При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
- Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого и, наоборот, ошибаться, но быть уверенным, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
- Если увеличить число членов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных членов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество единиц в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. В случае, если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то понадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
- Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию (повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
- При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).
- Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют логически связанное целое.
- Повторение подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений в течение определенного периода времени, например в течение нескольких часов или дней.
- Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
- С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его выучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие достаточного внимания не может быть возмещено увеличением числа повторений.
- То, чем человек особенно интересуется, запоминается без всякого труда. Особенно отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
- Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные, часто встречающиеся.
- Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным. Будучи запомнившимся в одном виде, оно со временем может несколько измениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и, в свою очередь, изменившись под их воздействием.
Т. Рибо, анализируя важные для понимания психологии памяти случаи амнезий — временных потерь памяти, отмечает еще две закономерности:
- память человека связана с его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти;
- память у человека теряется и восстанавливается по одному и тому же закону: при потерях памяти в первую очередь страдают наиболее сложные и недавно полученные впечатления; при восстановлении памяти дело обстоит наоборот, т. е. сначала восстанавливаются наиболее простые и старые воспоминания, а затем наиболее сложные и недавние.
Обобщение этих и многих других фактов позволило вывести ряд законов памяти.
- Закон ассоциаций
- Закон связи памяти с мышлением
- Закон связи памяти с воображением
- Закон связи памяти с речью
- Закон связи памяти с мотивацией (потребностями) человека?
- Закон связи памяти с эмоциями
- Закон забывания
- Эффект Зейгарник
Законы памяти и техники эффективного запоминания
Ресурсы:
- http://www.psychologos.ru/articles/view/svoystvazpt_zakonomernosti_i_zakony_pamyati
- http://www. grandars.ru/college/psihologiya/zakony-pamyati.html
- http://www.braintools.ru/article/172
- http://azps.ru/articles/proc/proc49.html
- http://psixologiya.org/obshhaya/pamyat/1607-teorii-i-zakony-pamyati-nemov.html
- Бьюзен Т. и Б. Супермышление
- Захарова Т.И., Кинякина О.Н. Суперпамять
Просмотров: 7817
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ — ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ
Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них.
1) Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить – это научиться должным образом организовывать информацию в момент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечивают такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, систематизация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспомнить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы. Кроме того, эффективен прием прогнозирования: начав читать абзац, попробуйте после выдвижения автором нескольких аргументов самостоятельно сделать вывод. Возникающие при этом положительные (молодец, угадал) или отрицательные (вследствие несогласия) эмоции усиливают запоминание.
2) Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Отсюда следует, что запоминание нужно делать интересным. Основа формирования интереса – цель. Если мы знаем, что информация понадобится для будущей работы, то ее освоение будет более продуктивным.
3) Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.
а) Установка на запоминание по времени: запоминание лучше происходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запомнить «всерьез и надолго». Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку срабатывают механизмы памяти.
Так, например, если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.б) Установка на восприятие материала по содержанию. В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и «выхватит» наше внимание.
4) Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание. Первоначальное впечатление можно усилить рационально и эмоционально.
При рациональном усилении нужно стараться направить информацию по нескольким каналам: записать, нарисовать, проговорить, пропеть. Очень полезно с кем-нибудь обсудить информацию (особенно с лицом, придерживающимся противоположной точки зрения).
5) Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизводится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями. Контекст, в котором происходит то или иное событие, иногда оказывается более важным для запоминания, чем само это событие. Сходная информация хранится в нашей памяти где-то рядом. Ассоциации помогут вспомнить необходимое.
6) Закон объема знаний: чем больше знании ‘по определенной теме, тем лучше запоминается новое. По этой причине так трудно бывает «войти» в ранее неизвестную дисциплину, тему. Перед чтением следует вспомнить все, что уже известно по изучаемой проблеме, «приподнять» знания, полистать справочники.
7) Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается. Если человеку предстоит запомнить два разных по длине ряда слов, в одном из которых 10, а в другом 30 слов, то, естественно, первый он запомнит лучше.
Для того чтобы человек мог воспроизвести как можно больше материала, необходимо, чтобы одновременно предъявленный ему ряд стимулов равнялся или ненамного превышал средний объем его кратковременной памяти: 7+2 (закон Миллера).
8) Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Отсюда ясно: лучший способ забыть только что заученное – сразу вслед за этим постараться запомнить сходный материал. Именно поэтому нельзя учить физику после математики, а литературу после истории. Любая информация, чтобы быть запомненной, должна «отстояться».
9) Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т. е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.
10) Закон повторения: повторение способствуем лучшему запоминанию. Народная мудрость отразила это в следующей пословице: «Повторение–мать учения». Повторение способствует тому, чтобы информация сохранялась в оперативной памяти до того, как она будет закодирована и введена в долговременную память.
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
Расчет стоимостиГарантииОтзывы
Психолог Г. Эббингауз установил, что большая часть запоминаемого «теряется» сразу после запоминания, а с течением времени забывается все меньшее количество информации. Именно поэтому мы так хорошо помним впечатления детства.
Если что-либо нужно надолго запомнить, то необходимо как минимум четыре повторения: первый раз нужно повторить сразу после запоминания, второй – через 20–30 мин, третий – через день, четвертый – через две-три недели. При этом следует помнить о том, что повторение должно быть активным. В виде воспроизведения оно в несколько раз эффективнее, чем в виде дополнительного пассивного чтения (прослушивания, просмотра).
Поможем написать любую работу на аналогичную тему
Реферат
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
От 250 руб
Контрольная работа
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
От 250 руб
Курсовая работа
ЗАКОНЫ ПАМЯТИ
От 700 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость
памяти | Определение, поиск и забывание
- Ключевые люди:
- Анри Бергсон Джерри Лукас Даниэла Шиллер Георг Элиас Мюллер Герман Эббингауз
- Похожие темы:
- нарушение памяти пространственная память мнемонический краткосрочная память отзывать
Просмотреть весь связанный контент →
Резюме
Прочтите краткий обзор этой темы
память , кодирование, хранение и поиск в человеческом сознании прошлого опыта.
Тот факт, что переживания влияют на последующее поведение, свидетельствует об очевидной, но тем не менее замечательной деятельности, называемой воспоминанием. Память является как результатом, так и влиянием на восприятие, внимание и обучение. Базовый паттерн запоминания состоит из внимания к событию, за которым следует представление этого события в мозгу. Постоянное внимание, или практика, приводит к кумулятивному эффекту на память и позволяет выполнять такие действия, как искусная игра на музыкальном инструменте, декламация стихотворения, чтение и понимание слов на странице. Обучение не может происходить без функции памяти. Так называемое интеллектуальное поведение требует памяти, а запоминание является предпосылкой рассуждений. Способность решить любую проблему или даже признать, что проблема существует, зависит от памяти. Обычное действие, такое как решение перейти улицу, основано на воспоминании о многочисленных прошлых переживаниях. Акт запоминания опыта и доведения его до сознания в более позднее время требует ассоциации, которая формируется из опыта, и «сигнала поиска», который вызывает воспоминание об опыте.
Практика (или повторение) направлена на создание и поддержание памяти для задания или любого изученного материала. В период без практики то, что было изучено, имеет тенденцию забываться. Хотя адаптивное значение забывания может быть неочевидным, драматические случаи внезапного забывания (например, при амнезии) можно рассматривать как адаптивные. В этом смысле способность к забыванию можно интерпретировать как естественный отбор у животных. Действительно, когда воспоминание об эмоционально болезненном опыте приводит к сильной тревоге, забвение может принести облегчение. Тем не менее, эволюционная интерпретация может затруднить понимание того, как был выбран обычно постепенный процесс забывания.
Размышляя об эволюции памяти, полезно подумать о том, что произойдет, если воспоминания не исчезнут. Забывание явно помогает ориентироваться во времени; поскольку старые воспоминания ослабевают, а новые имеют тенденцию быть яркими, даются подсказки для определения продолжительности. Если не забывать, адаптивная способность пострадает; например, выученное поведение, которое десять лет назад могло быть правильным, может больше не быть уместным или безопасным. Действительно, зарегистрированы случаи, когда люди (по обычным меркам) забывают так мало, что их повседневная деятельность полна беспорядка. Таким образом, забывание, по-видимому, служит выживанию не только отдельного человека, но и всего человеческого рода.
Дополнительные предположения постулируют систему хранения памяти с ограниченной емкостью, которая обеспечивает адаптивную гибкость, в частности, за счет забывания. Согласно этой точке зрения, между обучением или хранением в памяти (вход) и забыванием (выход) происходят постоянные корректировки. На самом деле есть свидетельства того, что скорость, с которой люди забывают, напрямую связана с тем, сколько они узнали. Такие данные обеспечивают общую поддержку моделей памяти, которые предполагают баланс ввода-вывода.
Каким бы ни было его происхождение, забывание привлекло значительное внимание исследователей. Большая часть этих исследований была направлена на выявление тех факторов, которые изменяют скорость забывания. Предпринимаются усилия по изучению того, как информация может храниться или кодироваться в человеческом мозгу. Можно сказать, что запомненный опыт состоит из закодированных коллекций взаимодействующей информации, и взаимодействие, по-видимому, является основным фактором забывания.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас
Посмотрите, как исследователи используют транскраниальную магнитную стимуляцию для изучения мозга и улучшения памяти эта система — «след» или группа следов. Пока эти следы существуют, теоретически они могут быть рестимулированы, вызывая запоминание события или опыта, которые их установили.
Исследования американского психолога и философа Уильяма Джеймса (1842–1910) позволили ему выделить два типа памяти: первичную, предназначенную для обработки непосредственных забот, и вторичную, предназначенную для управления хранилищем информации, накопленной с течением времени. С тех пор исследователи памяти использовали термин кратковременная память для обозначения первичных или кратковременных функций памяти, определенных Джеймсом. Долговременная память относится к относительно постоянной информации, которая хранится и извлекается из мозга.
3 основные теории, объясняющие, как мы запоминаем .
Психологи предложили несколько теорий, объясняющих, как мы помним или как работает память.
РЕКЛАМА:
Эти теории полезны для предоставления информации, накопленной психологами о памяти.
Некоторые важные теории:
1. Теория общего процесса памяти:Эта теория объясняет, что память состоит из трех когнитивных процессов. Это — процесс кодирования, процесс хранения и процесс поиска.
Кодирование — это процесс получения сенсорного ввода и преобразования его в форму или код, который можно сохранить.
РЕКЛАМА:
Хранение — это процесс фактического помещения закодированной информации в память. Извлечение — это процесс получения доступа к сохраненной закодированной информации, когда это необходимо.
2. Теории обработки информации:Представления о памяти, которые подчеркивают поэтапную или пошаговую обработку информации, известны как теории или модели обработки информации. Было предложено несколько таких моделей. Наиболее известной среди них является модель хранения и передачи, разработанная Ричардом Аткинсоном и Ричардом Шиффрином (1968).
Модель хранения и передачи:
В этой модели Аткинсон и Шиффрин предложили три различные системы хранения памяти: сенсорные хранилища, кратковременное хранилище и долговременное хранилище.
Согласно этой модели процесс запоминания начинается с восприятия информации нашими органами чувств из окружающей среды. Затем эта информация проходит через нервную систему и достигает мозга, где она оценивается.
Сенсорная информация должна оставаться в нервной системе в течение очень короткого времени, примерно менее секунды, чтобы мозг мог ее интерпретировать. Этот этап называется сенсорным хранением.
Затем эта информация передается в краткосрочное хранилище, где она хранится около 30 секунд. Некоторая информация, попадающая в кратковременную память, обрабатывается путем репетиции, то есть сосредоточения на ней внимания, повторения снова и снова, и это сознательная деятельность. Информация, не обработанная таким образом, теряется. Наконец, отрепетированная информация может быть передана в долгосрочное хранилище.
Когда информация помещается в долговременное хранилище, она распознается по категориям, где они могут храниться дни, месяцы, годы или всю жизнь. Предполагается, что это долговременное хранилище имеет почти неограниченную емкость для хранения.
Эта систематизированная и хранящаяся в долговременном хранилище информация в закодированной форме передается обратно в краткосрочное хранилище, где она расшифровывается и используется для ответа по приказу мозга через двигательные нервы.
3. Уровни теории обработки:РЕКЛАМА:
Эта теория была предложена Крейком и Лохартом (1972).