28.11.2024

Возрастная периодизация жизни человека: 14. Возрастная периодизация жизни человека

Возрастная периодизация | это… Что такое Возрастная периодизация?

Возрастная периодизация — периодизация этапов в жизни человека и определения возрастных границ этих этапов, принятая в обществе система возрастной стратификации.

Содержание

  • 1 Проблема периодизации
  • 2 Принципы периодизации
  • 3 Периодизации
    • 3.1 Периодизация Выготского
    • 3.2 Периодизация Эльконина[2]
    • 3.3 Периодизация Эриксона[3]
    • 3.4 12 периодов
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Ссылки
  • 7 Литература

Проблема периодизации

Четыре возраста мужчины

Три возраста женщины

Возраст существует одновременно как абсолютное, количественное, понятие (календарный возраст, время жизни от рождения) и как этап в процессе физического и психологического развития (условный возраст). Условный возраст определяется степенью развития, текущим этапом в процессе развития и зависит от принятой системы периодизации, от принципов разграничения этапов развития.

Деление жизненного цикла человека на возрастные категории менялось со временем, оно культурно-зависимо, и определяется подходом к установлению возрастных рамок. Как указывал И. С. Кон, чтобы разобраться в содержании категории возраста, прежде всего необходимо разграничить главные системы отсчета, в которых наука описывает человеческий возраст и вне связи с которыми возрастные категории вообще не имеют смысла.

Первой системой отсчета является индивидуальное развитие (онтогенез, «жизненный цикл»). Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «стадии развития», «возрасты жизни», и концентрируется на возрастных свойствах.

Вторая система отсчета — это связанные с возрастом социальные процессы и социальная структура общества. Эта система отсчета задает такие единицы деления, как «возрастные страты», «возрастные группы», «поколения», одним из задаваемых ей направлений исследования являются когортные различия.

Третья система отсчета — это представления о возрасте в культуре, то, как возрастные изменения и свойства воспринимаются представителями социально-экономических и этнических групп, одним из задаваемых ей направлений исследования являются возрастные стереотипы и т. н. «возрастные обряды».

Принципы периодизации

Выготский различал три группы периодизаций: по внешнему критерию, по одному и нескольким признакам детского развития.

Первая группа периодизаций основывается на внешнем критерии, без связи с физическим и психическим развитием человека. Например, из принципа «онтогенез повторяет филогенез» выводилась периодизация, ставящая каждый этап жизни в соответствии с стадиями биологической эволюции и исторического развития человечества. До сих пор сохраняется периодизация по ступеням системы воспитания и обучения, оперирующая такими понятиями, как «дошкольный возраст», «младший школьный возраст» и т. д. Так как структура образования развивалась с учетом психологии развития, такая периодизация косвенно связана с переломными моментами в детском развитии.

Вторая группа периодизаций основывается на одном внутреннем критерии. Выбор критерия, который ложится в основу классификации, субъективен и происходит по самым разным причинам. Так, в рамках психоанализа Фрейдом была разработана периодизация развития детской сексуальности (оральный, анальный, генитальный этапы). В основу периодизации П. П. Блонского лег такой объективный и простой для учета физиологический признак, как появление и смена зубов. В получившейся классификации детство делится на три периода: беззубое детство, детство молочных зубов и детство постоянных зубов; с появлением зубов мудрости начинается взрослость.

Третья группа периодизаций основывается на нескольких существенных особенностях развития и может учитывать изменение важности критериев со временем. Примером таких периодизаций являются системы, разработанные Выготским и Эльконином.

Существует много периодизаций возрастного развития. Детальность проработки периодизаций неодинакова для разных возрастов; периодизации детства и юности, как правило, привлекали больше внимания психологов, чем периодизация зрелости, поскольку развитие в зрелости не несет качественных изменений и содержательная периодизация зрелости затруднена.

В рамках психологии развития, догматические периодизации, основанные на умозрительных принципах, были заменены периодизациями, основанными на предварительном изучении развития детей, в том числе и на лонгитюдных (многолетних) исследованиях одних и тех же детей, разработанных Арнольдом Гезеллом (англ. Arnold Gesell)[1].

Периодизации

Некоторые исторические и ныне используемые системы периодизации возрастных периодов в жизни человека:

Периодизация Выготского

  • кризис новорожденности (до 2 мес.)
  • младенческий возраст (до 1 года)
  • кризис 1 года
  • раннее детство (1-3 года)
  • кризис 3 лет
  • дошкольный возраст (3-7 лет)
  • кризис 7 лет
  • школьный возраст (7-13 лет)
  • кризис 13 лет
  • пубертатный возраст (13-17 лет)
  • кризис 17 лет

Периодизация Эльконина

[2]
  • Этап раннего детства
    • Младенчество (до года)
    • Ранний возраст (1-3 года)
  • Этап детства
    • Дошкольный возраст (3-7 лет)
    • Младший школьный возраст (7-11 лет)
  • Этап отрочества
    • Подростковый возраст (11-15 лет)
    • Ранняя юность (15-17 лет)

Периодизация Эриксона

[3]
  • Младенчество
  • Раннее детство
  • Игровой возраст (5-7 лет)
  • Школьный возраст
  • Юность
  • Молодость
  • Взрослость
  • Зрелый возраст (старость)

12 периодов

  • Период новорождённости (неонатальный период) — первые 4 недели
  • Грудной период — 1 месяц- 1 год
  • Раннее детство — 1-3 года
  • Первое детство — 4-7 лет
  • Второе детство
    • мальчики 8-12 лет
    • девочки 8-11 лет
  • Подростковый период
    • юноши 13-16 лет
    • девушки 12-15 лет
  • Юношеский период
    • юноши 17-23 год
    • девушки 16-21 лет
  • Зрелый возраст (1 период)
    • мужчины 24-35 лет
    • женщины 22-35 лет
  • Зрелый возраст (2 период)
    • мужчины 36-60 лет
    • женщины 36-55 лет
  • Преклонный возраст
    • мужчины 61-74 года
    • женщины 56-74 года
  • Старческий возраст — 75-90 лет
  • Долгожители — 90 лет и более

См.

также
  • Возраст
  • Психология развития
  • Якудоси — несчастливые годы жизни в традиционных японских представлениях.

Примечания

  1. Нормативный подход к исследованию детского развития.
  2. Детская психология. гл. «Л. С. Выготский и его школа» Л. Ф. Обухова // М.: Тривола, 1995
  3. Психология ранней юности. И. С. Кон

Ссылки

  • Проблема возраста и возрастной периодизации

Литература

  • Ребёнок и семейная жизнь при Старом порядке. Гл. Возрасты жизни Филипп Арьес // Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1999
  • Психология развития человека. Сапогова Е. Е. // М.: Аспект пресс, 2001, 460 стр.
  • Психология развития. Молодость, зрелость, старость. О. В. Хухлаева // Академия, 2006, 208 стр.; ISBN 5-7695-2635-1;

Периодизация возрастная, ее характеристика: так ли важен возраст?

Содержание

  • 1 Периодизация возрастная с психологической точки зрения
  • 2 Философское понятие о возрастной периодизации
  • 3 Так ли важен возраст?

Возрастное развитие человека рассматривается по-разному, что определяет особенности периодизации возрастного развития:

  • Порядок жизненных событий;
  • Биологические процессы человека;
  • Развитие в социуме;
  • Онтогенез психологии.

Возрастная периодизация человека объединяет период от зачатия до физиологической смерти.

На сегодняшний день не существует единой классификации возрастной периодизации жизни человека, так как она постоянно менялась в зависимости от времени и культурного развития.

Распределение возрастных периодов происходит тогда, когда в организме человека наступают определенные важные изменения.

Этапы возрастной периодизации – это периоды между границами определенного возраста в системе развития человека.

Давая определение возрастной периодизации кратко, можно выделить следующие этапы:

  • Рождение человека;
  • Взросление, а также становление определенных физических и социальных функций;
  • Развитие этих функций;
  • Старость и угнетение функционирования организма;
  • Физическая смерть.

Каждый человек после рождения проходит все жизненные этапы последовательно. Из них состоит жизненный цикл.

Следует отметить, что не всегда наблюдается совпадение «паспортного» возраста с социальным, биологическим и психологическим.

Что же такое возрастная периодизация?

Рассмотрим основные периоды жизни здорового человека, которые выделяет возрастная периодизация в психологии. Характеристика возрастных периодов основывается на психологическом онтогенезе.

Периодизация возрастная с психологической точки зрения

1. Пренатальный отрезок, в котором выделяют 3 этапа:

  • Предзародышевый. Продолжительность определяется двумя неделями, когда в яйцеклетке происходит оплодотворение;
  • Эмбриональный. Длительность периода – до начала третьего месяца беременности. Период характеризуется активным развитием внутренних органов.
  • Стадия плода. Длится с трех месяцев беременности до рождения ребенка. Формируются все жизненно важные органы, которые должны четко функционировать и позволить плоду выжить после родов.

 2. Детство.

  • От нуля месяцев до года;
  • Раннее детство, которое проходит с одного года до трех лет. Характеризуется проявлением самостоятельности и независимости; интенсивным развитием речевых навыков.
  • Дошкольная пора с трех до шести лет.

В этот период происходит интенсивное развитие ребенка, начинается этап социальных проявлений;

  • Школьный возраст младшей группы. С шести до одиннадцати лет малыш активно включается в социальную жизнь; происходит интенсивное интеллектуальное развитие.

3. Отрочество.

  • Подростковый период.

Время интенсивного полового созревания, который длится до пятнадцати лет. Происходят значительные изменения в функционировании систем организма. Под их влиянием меняется взгляд на собственное «я» и представления об окружающей действительности.

  • Юношеская пора.

Продолжительность периода – с шестнадцати до двадцати трех лет. С точки зрения биологии организм стал взрослым. Однако, исходя из социального развития, так сказать нельзя. Присутствует желание стать самостоятельным и независимым при отсутствии социальной ответственности.

Все важные решения, связанные с дальнейшей жизнью, принимаются в это время: выбор жизненного пути, профессии, самоопределения, формирование самосознания и отношения к саморазвитию.

Важно!

Переход из одного возрастного периода в другой предусматривает возникновение кризисов, тех моментов, которые принято считать переломными. Они наступают из-за изменений в физиологии и психологии растущего человека. Кризисы – сложнейшие этапы жизненного пути, которые вызывают определенные трудности у самого растущего человека, а также людей, которые его окружают. Существует два вида переломных моментов: малые и большие.

Кризисы малые (1 и 7 лет, юношеский кризис) появляются с возникновением и развитием умений и навыков, которых не было раньше, возрастающей роли самостоятельности.

Большие кризисы (рождение, трех лет, подростковый) характеризуются полной перестройкой социальных и психологических отношений. Это время больших перемен, которое сопровождается эмоциональными всплесками, агрессией, непослушанием.

4. Зрелость.

  • Молодость. Длится до 33 лет. Период активных личных отношений, связанных с построением семьи и рождением детей. Развитие профессиональной деятельности. Время утверждения себя во всех жизненных направлениях: сексе, любви, карьере.
  • Кризис тридцати. К этому времени многие достигают того, к чему так стремились. Наступает переломный момент в жизни, когда человек начинает искать смысл жизни. Часто разочаровывается в том, что имеет. Стремится сменить место работы, образование, круг знакомых и друзей. По статистике, в этот период происходит большинство разводов.
  • Период стабилизации. С 35 до 45 лет, как правило, люди довольны тем, чего достигли. Им уже не хочется перемен, они хотят стабильности. Приходит уверенность в собственных силах, устраивают успехи в карьере. Чаще всего состояние здоровья стабильно хорошее. Семейные отношения стабилизируются.
  • Десятилетие кризиса (45 -55 лет).

Начинают проявляться первые признаки приближающейся старости: уходит былая красота, ухудшается самочувствие и здоровье в целом.

В семье появляется холодность. Дети, став взрослыми, ведут самостоятельную жизнь, в отношениях с ними происходит отчуждение. Усталость и депрессивные настроения – частые спутники этого возраста. Одни пытаются найти спасение в мечтах о новой яркой любви (или воплощают мечту в жизнь). Другие «горят» на работе, обеспечивая головокружительный взлет карьеры.

  • Период равновесия. Возраст от 55 до 65 лет характеризуется постепенным отстранением от социальной жизни и трудовой деятельности. Это период относительного покоя во всех сферах жизни.

5. Старость.

Происходит переосмысление всей жизни, размышление о духовности и переоценка поступков. Обзор прожитых лет с точки зрения философии: прошла ли жизнь зря или была насыщенной и неповторимой.

В это время проявляются кризисные периоды, связанные с переосмыслением прожитой жизни.

  • Оценка личности, которая не затрагивает профессиональной сферы;
  • Отношение к старению и появлению признаков явного ухудшения здоровья и внешнего вида;
  • Осмысление и принятие смерти.

1) Думая о ее неизбежности, человек вначале ощущает ужас от беспомощности, так как предотвратить это событие он не может.

2) Гнев, который изливается на всех молодых и здоровых, находящихся рядом. Он приходит с осознанием, что человеческая жизнь подходит к концу и поделать с этим ничего нельзя.

3) Попытка совершения сделки: с врачами или путем покаяния. Человек «выпрашивает» годы жизни, выполняя все предписания врача, занимаясь самолечением или активно посещая церковь.

4) Депрессия. Осознание неминуемой смерти не покидает человека. Он замыкается в себе, часто плачет, думая о родных и близких людях, которых ему предстоит покинуть. Наступает полное отсутствие социальных контактов.

5) Принятие смерти. Смиренное ожидание неминуемого конца. Состояние, когда человек психологически уже мертв.

6) Наступление клинической смерти характеризуется полной остановкой сердца и прекращением дыхания. В течение 15-20 минут человека еще можно вернуть к жизни.

7) Физиологическая смерть связана с прекращением работы всех функций организма.

Определение данной возрастной периодизации связано с физиологическими особенностями организма, уровнем развития психики, а также основными поведенческими особенностями человека.

Философское понятие о возрастной периодизации

Начиная с древности, в разных странах ученые имели свое представление о понятии возрастных особенностей. Современная возрастная периодизация с успехом использует предложенные модели.

Например, в Китае считали, что человеческая жизнь делится на 7 периодов, причем лучшим считался возраст с 60 до 70 лет. Это время называли духовным расцветом человека и проявлением его высшей мудрости.

Гиппократ разделял человеческую жизнь на 10 этапов, каждый из которых длился 7 лет. Отчет времени начинался с рождения.

Весьма интересно разделение этапов жизненного пути по Пифагору. Он считал, что возрастная периодизация – это подобие времен года.

  • Весна.

Начало жизни. Период становление и развития личности. Проходит от рождения до 20 лет.

  • Лето. Молодые годы от 20 до 40 лет.

 

  • Осень. Лучшие годы человека, расцвет творческого потенциала. Длится от 40 до 60 лет.
  • Зима – это старость, которая наступает с 60 лет.

Пифагор считал, что все в человеческой жизни характеризуется числами, которые обладают магическими свойствами.

Ученый предполагал, что возрастная периодизация развития – это изменяющиеся «сезоны» жизни, а человек является частью природной жизни.

В основе его возрастной периодизации и характеристики периодов лежит идея вечной жизни через перевоплощение и изменение.

Так ли важен возраст?

Каждый из нас сам волен определять, по каким критериям определять возрастной период, в котором он живет. Ведь понятие «возраст» весьма относительно.

Кто-то считает себя молодым до тех пор, пока сохраняется внешняя привлекательность и крепкое здоровье. Часто люди пытаются всеми доступными средствами продлить это внешнее проявление молодости. А кто-то и 80 ведет активный образ жизни, привлекая окружающих своим оптимизмом. Как правило, такие люди очень мало болеют, сохраняя активность до глубокой старости.

Помните, что возраст определяется состоянием души, а не цифрами в паспорте.

критических/чувствительных периодов | Encyclopedia.com

Концепция критических/сенситивных периодов представляет интерес при обсуждении влияния биологических и эмпирических факторов в периоды изменений в развитии. Критический или чувствительный период определяется как период, когда определенные переживания особенно важны, поскольку они оказывают значительное влияние на последующее развитие. Начнем рассмотрение этой концепции с примера, иллюстрирующего некоторые существенные изменения в развитии, происходящие в период младенчества и раннего детства.

Ева — типичный здоровый новорожденный человеческий младенец. Ее воспитывают родители, которые чутко относятся к ее уникальным потребностям и особенностям и регулярно обеспечивают ей соответствующую стимуляцию и воспитание. Первые пять лет жизни Евы станут свидетелями быстрых и значительных изменений в ее поведении и способностях.

Разработка языка является одним из примеров таких изменений. Будучи новорожденной, Ева предпочитает звуки человеческих голосов другим звукам и может отличать язык своей культуры от других языков. Она плачет, как правило, когда у нее есть какие-то физические потребности, такие как голод. К пяти-шести месяцам она будет ворковать, когда довольна, и может бормотать или произносить простые комбинации согласных и гласных. В возрасте от двенадцати до восемнадцати месяцев она будет говорить предложениями из одного слова и понимать более пятидесяти слов. К двадцати четырем месяцам ее словарный запас расширится примерно до 200 слов, и она будет произносить сотни различных предложений из двух и трех слов. К пяти годам словарный запас Евы будет составлять около 2000 слов, и она будет использовать многие грамматические конструкции своего родного языка, даже не принимая участия в официальных языковых уроках.

В период от рождения до пяти лет также произойдут значительные изменения в социальных отношениях Евы. Будучи новорожденным, она может отличить лицо, голос и запах своей матери от всех остальных. К трем месяцам она будет улыбаться своим родителям и положительно реагировать на большинство незнакомцев. В возрасте от семи до двенадцати месяцев она начнет демонстрировать особую привязанность к своим родителям, будет проявлять тревогу при приближении незнакомцев и будет огорчена разлукой с родителями. К трем-четырем годам Ева будет по-прежнему надежно привязана к своим родителям, но ее страдания при разлуке с ними уменьшатся, и она сможет уверенно участвовать в программе детского сада.

Изучение человеческого развития — это изучение изменений. Как показывает случай с Евой, изменения, происходящие в младенчестве и детстве, происходят более быстрыми и впечатляющими темпами, чем в любой другой период жизни. Хотя психологи согласны с тем, что эти изменения в развитии в младенчестве и детстве являются впечатляющими и необычными, они часто расходятся во мнениях относительно лучшего способа понять и объяснить эти изменения.

Одной из областей разногласий является обсуждение того, являются ли изменения в развитии результатом биологических, генетических факторов или видов опыта, который пережил ребенок. Другой областью разногласий является обсуждение того, происходят ли изменения в развитии в ряд уникальных стадий или периодов.

Концепция критического/сенситивного периода связана с обеими этими областями обсуждения. Критический/чувствительный период определяется биологическим созреванием и характеризуется повышенной уязвимостью или восприимчивостью к специфическим переживаниям. Если эти специфические переживания происходят в этот период, то развитие будет продолжаться в обычном направлении. Если эти специфические переживания не происходят, могут возникнуть значительные нарушения или трудности в последующем развитии.

Какие существуют доказательства, подтверждающие это понятие критического периода в развитии? Есть ли разница между критическим периодом и чувствительным периодом?

Разработка языка представляет собой один пример, который может проиллюстрировать концепцию критических/чувствительных период. Хотя развитие языка — это процесс, который давно обсуждался психологами, все согласны с тем, что существует сильная биологическая основа для овладения языком. В 1967 году Эрик Леннеберг впервые предложил понятие критического периода для овладения языком. Он предположил, что период между младенчеством и половым созреванием (начало подросткового возраста) был критическим периодом для овладения языком. Считалось, что этот критический период заканчивается в период полового созревания из-за важных изменений в процессе созревания мозга, происходящих в это время. Язык должен быть приобретен в критический период, если он вообще должен быть приобретен. В качестве альтернативы, если период от младенчества до полового созревания рассматривать как чувствительный, а не критический период, в этот период будет легче всего выучить язык. После сензитивного периода язык можно выучить, но с большими трудностями и меньшей эффективностью.

Какие существуют доказательства, подтверждающие эту концепцию критического периода для овладения языком? Как исследователь может проверить эту идею? Информация по этому вопросу поступает из разных источников. Эти источники включают в себя несколько неудачных и экстремальных случаев детской депривации — детей, лишенных типичного социального опыта и стимуляции.

Пожалуй, самым известным из них был случай Джини, описанный в серии публикаций 1970-х годов. Джинн, по сути, содержался в изоляции из-за жестокого обращения родителей, без общения с языком и нормальным социальным опытом в период между детством и ранним подростковым возрастом. Когда ее обнаружили, она немного понимала язык, но не говорила. После почти года интенсивного обучения и инструктажа ее словарный запас составил около 200 слов, и она могла говорить предложениями из двух слов. Шесть лет спустя она добилась значительного прогресса, но по-прежнему говорила гораздо хуже, чем другие люди ее возраста, у которых был нормальный опыт взросления.

Поскольку Джини смогла овладеть языком после наступления подросткового возраста, представление о том, что изучение языка невозможно после критического периода, не может быть подтверждено. Скорее, изучение языка может происходить после наступления подросткового возраста, но может быть неполным. Таким образом, период между младенчеством и юностью может быть чувствительным периодом для изучения языка — в это время язык усваивается легче — а не абсолютно критическим периодом.

Привязанность младенца к родителю: критический/чувствительный период социального развития

Наглядные примеры концепции критического/чувствительного периода также можно найти в области социального развития. Одним из особенно интересных примеров является формирование отношений привязанности между младенцем и родителями.

Привязанность — это сильная эмоциональная связь между младенцем и опекуном. Эта взаимосвязь развивается в течение первого года жизни ребенка и особенно во втором полугодии первого года жизни. В это время социальное поведение младенца становится все более организованным вокруг основного опекуна.

Джон Боулби, английский психиатр двадцатого века, находившийся под сильным влиянием теории эволюции, сформулировал и представил всеобъемлющую теорию привязанности. В конце 1950-х и начале 1960-х годов он впервые предположил, что для развития этих отношений существует прочная биологическая основа. По словам Боулби, отношения привязанности между младенцем и родителем развиваются, потому что они важны для выживания младенца, а также обеспечивают надежную основу, с которой младенец может чувствовать себя в безопасности, исследуя свое окружение.

Боулби предположил, что существует чувствительный период для формирования отношений привязанности. Этот период составляет примерно от шести месяцев до двадцати четырех месяцев и совпадает с возрастающей тенденцией младенца приближаться к знакомым опекунам и опасаться незнакомых взрослых. Кроме того, по словам Боулби и его коллеги Мэри Эйнсворт, на качество этих отношений привязанности сильно влияют переживания и повторяющиеся взаимодействия между младенцем и опекуном. В частности, исследование Эйнсворт, впервые опубликованное в конце XIX в.60-х годов, продемонстрировали, что отношения надежной привязанности связаны с качеством заботы, которую получает младенец. Более конкретно, постоянная и чуткая забота связана с формированием надежных отношений привязанности.

Если период от шести до двадцати четырех месяцев рассматривать как критический период для развития отношений привязанности, отношения должны формироваться именно в этот период раннего развития. В качестве альтернативы, если этот период рассматривать как чувствительный период, отношения привязанности между младенцем и родителем будут развиваться с большей готовностью в этот период. После сензитивного периода эти первые отношения привязанности могут развиться, но с большим трудом. Как и в случае развития речи, информация о том, существует ли критический или сенситивный период для формирования безопасных отношений привязанности, поступает из разных источников. Эти источники включают случаи младенцев, которые не получали постоянного ухода, потому что до усыновления они воспитывались в специальных учреждениях.

Первые исследования, документирующие такие случаи, были опубликованы в 1940-х годах. В этом исследовании неизменно сообщалось, что дети, воспитывавшиеся в детских домах в первые годы жизни, впоследствии демонстрировали необычные и неадаптивные паттерны социального поведения, трудности в установлении близких отношений и без разбора дружелюбное поведение по отношению к незнакомым взрослым. Результаты этого раннего исследования способствовали упадку таких форм стационарного ухода. Кроме того, эти результаты подтверждают представление о критическом периоде для формирования отношений привязанности.

Исследования, опубликованные в 1990-х годах, внесли свой вклад в модификацию этого понятия критического периода. Эти результаты исследования были получены в результате изучения младенцев в Восточной Европе, которые были брошены или осиротели и, следовательно, воспитывались в специальных учреждениях до усыновления семьями в Северной Америке и Соединенном Королевстве. Эти результаты показали, что эти приемные дети смогли сформировать отношения привязанности после первого года жизни, а также добились заметного прогресса в развитии после усыновления. Однако как группа эти дети оказались подвержены повышенному риску ненадежных или неадекватных отношений привязанности со своими приемными родителями. Таким образом, это свидетельство согласуется с представлением о сензитивном, а не о критическом периоде развития первых отношений привязанности, а не о критическом.

См. также: ЭЙНСВОРТ, МЭРИ ДИНСМОР СОЛТЕР; БОУЛБИ, ДЖОН; ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Библиография

Curtiss, Susan. Джинн: психолингвистическое исследование современного «дикого ребенка». Нью-Йорк: Academic Press, 1977.

Голдберг, Сьюзен. Привязанность и развитие. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2000.

Марвин, Роберт С. и Престон А. Бритнер. «Нормативное развитие: онтогенез привязанности». В ред. Джуда Кэссиди и Филиппа Р. Шейвера, Справочник по привязанности: теория, исследования и клиническое применение. Нью-Йорк: Гилфорд Пресс, 19.99.

Ньюпорт, Элисса Л. «Противопоставление концепций критического периода для языка». В ред. Сьюзан Кэри и Рошель Гельман, «Эпигенез разума: очерки биологии и познания». Хиллсдейл, Нью-Джерси: Erlbaum, 1991.

Раттер, Майкл. «Свежий взгляд на« материнскую депривацию »». Под редакцией Патрика Бейтсона «Развитие и интеграция поведения: очерки в честь Роберта Хайнда». Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета, 1991.

Энн Л. Робсон

Палеолитический период | Определение, даты и факты

Венера Виллендорфская

Все медиа

Контекст:
Каменный век

Просмотреть весь связанный контент →

Популярные вопросы

Что такое период палеолита?

Период палеолита — это древний культурный этап технологического развития человечества, характеризующийся созданием и использованием рудиментарных каменных орудий труда. К ним относятся простые инструменты из гальки (скала, сформированная путем удара по другому камню для производства инструментов с зазубренным гребнем, который служил рубящим лезвием), ручные тесла (инструменты, сформированные из каменного блока для создания закругленного обуха и прямой прямой с одинарной фаской). или изогнутая режущая кромка), скребки для камня, скалыватели и наконечники. Такие орудия делались также из кости и дерева. Для эпохи палеолита также характерно изготовление мелкой скульптуры (например, резные каменные статуэтки женщин, глиняные фигурки животных и др. изделия из кости и слоновой кости), росписей, резных рисунков и рельефов на стенах пещер.

инструмент

Узнайте больше о разработке инструментов из первых рук.

Когда начался палеолит?

Начало периода палеолита традиционно совпадало с первым свидетельством изготовления и использования инструментов Homo примерно 2,58 миллиона лет назад, в начале эпохи плейстоцена (от 2,58 миллиона до 11 700 лет назад). Однако в 2015 году исследователи, проводившие раскопки в высохшем русле реки недалеко от кенийского озера Туркана, обнаружили примитивные каменные орудия, встроенные в скалы возрастом 3,3 миллиона лет назад — серединой эпохи плиоцена (примерно от 5,3 до 2,58 миллиона лет назад). Эти инструменты предшествуют самым старым подтвержденным образцам Homo почти на 1 миллион лет, что повышает вероятность того, что изготовление орудий произошло от австралопитека или его современников, и что следует переоценить время начала этой культурной стадии.

Останки озера Туркана

Узнайте больше о находках на озере Туркана.

Австралопитек

Узнайте больше о Австралопитек .

Когда закончился палеолит?

Период палеолита закончился, когда начался период неолита. Однако эта точка перехода вызывает много споров, поскольку разные части мира достигли стадии неолита в разное время. Обычно считается, что это произошло где-то около 10 000 лет до нашей эры. За это время люди научились выращивать урожай и содержать домашний скот и, таким образом, больше не зависели от охоты, рыбалки и сбора дикорастущих растений. Эти культуры изготавливали более полезные каменные орудия, шлифуя и полируя более твердые породы, а не просто измельчая более мягкие до желаемой формы. Выращивание злаков позволяло людям селиться на одном месте, строить постоянные жилища и обустраивать деревни, а освобождение от кочевничества и охотничье-собирательского хозяйства давало время для занятий специализированными ремеслами.

Неолит

Узнайте больше о периоде неолита.

одомашнивание

Узнайте больше об одомашнивании растений и животных.

Достигли ли более одного вида палеолитического уровня развития?

По крайней мере три вида в пределах рода Homo достигли палеолитического уровня развития. Существует множество свидетельств того, что вид H. erectus (который, вероятно, возник в Африке и существовал от 1,9 миллиона до примерно 200 000 лет назад), H. neanderthalensis (то есть неандертальцы, населявшие Евразию от 200 000 до 24 000 лет назад) и H. sapiens (вид, возникший в Африке более 315 000 лет назад и включающий все живущие люди) создавали и использовали каменные орудия труда. Кроме того, если датировка самых ранних известных ручных инструментов верна, один или несколько видов Australopithecus (живших в Африке от 4,4 до 1,4 миллиона лет назад) или, возможно, более архаичный член Homo мог их создать.

Homo

Подробнее о роде Homo .

Неандерталец

Узнайте больше о неандертальцах.

Палеолитический период , также пишется как Палеолитический период , также называемый Старый каменный век , древняя культурная стадия или уровень человеческого развития, характеризующийся использованием рудиментарных каменных орудий. ( См. также Каменный век.)

Начало периода палеолита традиционно совпадало с первым свидетельством изготовления и использования инструментов Homo около 2,58 миллиона лет назад, в начале эпохи плейстоцена (от 2,58 миллиона до 11 700 лет назад). Однако в 2015 году исследователи, проводившие раскопки в высохшем русле реки недалеко от кенийского озера Туркана, обнаружили примитивные каменные орудия, встроенные в скалы возрастом 3,3 миллиона лет назад — серединой эпохи плиоцена (примерно от 5,3 до 2,58 миллиона лет назад). Эти инструменты старше самых старых подтвержденных образцов Homo почти на 1 миллион лет, что повышает вероятность того, что изготовление инструментов зародилось в Australopithecus или его современников, и что время начала этой культурной стадии должно быть пересмотрено.

Сравните Homo habilis , H. erectus , H. neanderthalensis и H. sapiens для определения первого человеческого вида

Посмотреть все видео к этой статье

Палеолит часто делится на три части: Нижний, средний и верхний. Однако антропологи сопротивляются установлению жестких временных границ для каждого подразделения и стадий внутри него, поскольку технологии, свойственные разным отраслям, возникли в разное время в разных регионах. Кроме того, существует некоторый уровень совпадения между этапами и подразделениями, потому что для распространения новых технологий требовалось время, что создало обстоятельства, при которых некоторые группы людей получили доступ к более высоким уровням технологий раньше, чем их современники. Нижний палеолит традиционно делится на олдованскую стадию (от 2,6 до 1 млн лет назад), когда появились галечные (рубящие) орудия, и ашельскую стадию (от 1,7–1,5 млн лет назад до примерно 250 000–200 000 лет назад). ), в котором появились более сложные ручные топоры и инструменты для колки. С открытием инструментов, раскопанных на озере Туркана, некоторые антропологи предложили добавить третий этап, ломеквийский этап, чтобы учесть 700 000 лет раннего ковки и других инструментов для скалывания камней, которые предшествовали олдованскому этапу. Средний палеолит, для которого характерны отщепные орудия и широкое использование огня, длился примерно от 250 000 до 30 000 лет назад. Верхний палеолит, когда появились более сложные инструменты, длился примерно от 50 000–40 000 лет назад до примерно 10 000 лет назад.

На стоянках, относящихся к периоду нижнего палеолита, были найдены простые орудия из гальки вместе с останками того, что могло быть одним из самых ранних предков человека. Несколько более сложная нижнепалеолитическая традиция, известная как индустрия рубящих инструментов Чоппера, широко распространена в Восточном полушарии, и считается, что она была делом рук вида гоминидов под названием Homo erectus . Считается, что H. erectus , вероятно, изготавливал орудия из дерева и кости, хотя такие ископаемые орудия еще не обнаружены, а также из камня.

Около 700 000 лет назад появился новый инструмент нижнего палеолита — ручной топор. Самые ранние европейские ручные топоры относятся к аббевильской промышленности, развившейся на севере Франции в долине реки Сомма; более поздняя, ​​более утонченная традиция ручного топора наблюдается в ашельской промышленности, свидетельства которой были обнаружены в Европе, Африке, на Ближнем Востоке и в Азии. Некоторые из самых ранних известных ручных топоров были найдены в Олдувайском ущелье (Танзания) вместе с останками H. erectus. Наряду с традицией ручного топора развивалась отчетливая и очень разнообразная индустрия каменных орудий, основанная на каменных отщепах: специальные инструменты изготавливались из обработанных (тщательно обработанных) кремневых отщепов. В Европе клактонская промышленность является одним из примеров флейк-традиции. Ранние отщепные индустрии, вероятно, способствовали развитию среднепалеолитических отщепных орудий мустьерской индустрии, связанной с останками неандертальцев. Другие предметы, относящиеся к среднему палеолиту, представляют собой бусы из ракушек, найденные как в Северной, так и в Южной Африке. В Тафоральте, Марокко, бусины были датированы примерно 82 000 лет назад, а другие, более молодые экземпляры были обнаружены в пещере Бломбос в заповеднике Бломбосфонтейн на южном побережье Южной Африки. Эксперты определили, что следы износа, по-видимому, указывают на то, что некоторые из этих раковин были подвешены, некоторые были выгравированы, а экземпляры из обоих мест были покрыты красной охрой.

Период верхнего палеолита характеризовался появлением региональных индустрий каменных орудий, таких как перигордская, ориньякская, солютрейская и мадленская эпохи в Европе, а также других локализованных индустрий Старого Света и древнейших известных культур Нового Света. В основном связанные с ископаемыми остатками таких анатомически современных людей, как кроманьонцы, верхнепалеолитические индустрии демонстрируют большую сложность, специализацию и разнообразие типов инструментов, например, сделанных из кости, слоновой кости и рогов, а также появление характерных региональных художественных традиции, связанные с живописью, скульптурой и музыкальными инструментами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *